Здание барокко: Стиль барокко в архитектуре Европы простыми словами

Барокко в архитектуре | Architecto Grad

Барокко просуществовал 150-200 лет начиная с XVII века. Барокко принимается, как охваченный в динамике ренессанс, достигший своего апогея. В источниках, слово «Барокко» трактуется по-разному: скрученный камень, странный, причудливый. Но одно точно, что ему равнозначно слово — «триумф».

Эпоха барокко – это эпоха мечты, чтобы отвлечь людей от войн и голода. Получил преимущественное распространение в католических странах, затронутых в процессе контрреформацией.

В 17-м столетии папский Рим стал главным барочным городом в Европе. Микеланджело Буонарроти дал основной толчок для этого и вышел из «рамок ренессанса». Он сделал купол собора Святого Петра вытянутым подобно эллипсу вместо классической полусферы, тем самым выразив символ «торжествующей воли».

АРХИТЕКТОРЫ. ЯРКИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ БАРОККО:

Бартоломео Карло Растрелли (1675-1744)

Жан-Батист Александр Леблон (1679-1719)

Иоганн Готфрид Шедель (1680-1752)

Карло Фонтана (1638-1714)

Джованни Мария Фонтана (1670-1712),

Карло Мадерна (1556-1629),

Бернини Джованни Лоренцо (1598-1680),

Бальдассаре Лоренга (1598-1682),

Карло Райнальди (1611-1691),

Гварини Гварино (1624-1683),

Доменико Андреа Трезини (1670-1734)

Хосе Бенито Де Чурригера (1665-1725),

Франческо Бартоломео Растрелли(1700-1771),

Бухвостов Яков Григорьевич (кон 17-го нач. 18-го вв)

ХАРАКТЕРИСТИКА АРХИТЕКТУРНОГО СТИЛЯ БАРОККО

Сущность данного помпезного стиля заключалась в использовании грандиозных архитектурных форм для представления могущества государства и его прославления.

Атмосфера помпезности присутствует в местах где возникают строения, дворцы и парки в стиле барокко. Архитектура в стиле барокко – это больше, чем зодчество: архитектура и скульптура сливаются воедино, становясь архитектурным ваянием. Из колонн, капителей и систем балок рождается орнамент. Архитектурные элементы становятся скульптурами, обретающими самостоятельную жизнь.

Архитектура барокко породила новые тенденции в строительстве целых ансамблей. Здания становятся единым целым с прилегающими парками и садами. Парки украшают роскошными мифологическими скульптурами и пышными фонтанами, тем самым создается ощущение композиционной завершенности общего ансамбля дворцов и прилегающих территорий.

ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ И ЭЛЕМЕНТЫ БАРОККО

Фасады выглядят больше пластично, чем тектонично. Теряется архитектурное равновесие. Тяжеловесные аттики, многообразие и огромное количество скульптурного декора придают праздничный вид архитектуре.

Динамичность, разнообразие пропорций и форм, криволинейность линий, пространственный размах присутствуют в барокко постоянно.

В плане, барочные строения образуют базилику и фронтально-осевой характер с пышным централым фасадом. Пышность достигается нарастанием к центру ордерных форм (колонн с капителями, пилястр), скульптур (кариатиды, атланты), декоративных элементов (картушей, волют, маскаронов), фигурным обрамлением окон и ниш.

Боковые фасады имеют второстепенное значение, и они значительно декоративно-упращены.

Первые этажи декорировались рустом (бриллиантовый руст).

Благодаря изобретению Франсуа Мансара (1596-1666), вместо обычных крыш, появляются мансарды, придавшие чердачному пространству функциональное значение. Подобные конструкции выкладывались разноцветной черепицей.

Интерьеры в стиле барокко так же помпезны и вычурны. Об этом вы можете прочитать, кликнув по 

ЭТОЙ ССЫЛКЕ.

БАРОККО В РАЗНЫХ СТРАНАХ:

Различают множество видов барокко:

— Итальянское барокко

— Голландское барокко

— Английское барокко

— Сицилийское барокко

— Французское барокко

— Русское барокко

— Испанское и португальское барокко

— Латиноамериканское барокко

— Нидерландское барокко

— Скандинавское барокко

— Немецкое барокко

И др.

Архитектура барокко — Википедия

Архитектура барокко — период в развитии архитектуры стран Европы и Америки (особенно в Центральной и Южной), охвативший примерно 150—200 лет. Период начался в конце XVI века и завершился в конце XVIII. Барокко (как стиль) охватило все виды искусства, но наиболее ярко отразилось в живописи, театре (и связанной с ним литературе, музыке) и архитектуре.

Истоки архитектуры барокко

Корни барокко уходят в архитектуру эпохи Возрождения. Первый, действительно большой и величественный ансамбль создан в Ватикане Браманте. Это двор Бельведер протяжением 300 метров, который был построен в едином стиле при сохранении различных функций зданий (Бельведер с античными скульптурами, регулярный сад, Ватиканская библиотека и театр под открытым небом). Но все формы архитектуры довольно спокойные, уравновешенные. Это ещё не барокко.

Идею Браманте по созданию ансамбля из нескольких зданий подхватил Виньола (1507—1573). Он не имел таких возможностей как Браманте в использовании многих стройматериалов и площадей. Поэтому его ансамбль виллы Джулия для папы римского Юлия III (понтифик в 1550—1555 годах) был небольших размеров. Вилле присущи уже все черты барокко — единый ансамбль с павильонами, садом, фонтаном, ступеньками различных типов, связывающие террасы разного уровня. Вилла ещё сильно отделена от окружающей среды, замкнута на себя, как большинство зданий Возрождения, а её архитектура тоже уравновешена, как и большинство сооружений эпохи Возрождения.

Напряжённость, гигантские размеры и эмоциональную насыщенность архитектуре привьёт Микеланджело. Именно в произведениях Виньола и позднего Микеланджело исследователи видят истоки архитектуры барокко.

Маньеризм и барокко

Свой вклад в архитектуру барокко сделал и маньеризм. Несмотря на все недостатки и капризы, мастера маньеризма подхватили эстафету интеллектуальных поисков, высокой эрудиции, виртуозного мастерства, научности и передали её архитекторам раннего барокко (Джакомо Делла Порта, Доменико Фонтана, Карло Мадерна).

Именно в это время (по потребностям общества) возникают типы величественного городского дворца, барочного монастыря, загородной виллы с дворцом и барочным садом. Фасад церкви Иль Джезу в Риме (архитектор Джакомо делла Порта) стал образцом для строительства многих церквей как в Италии, так и далеко за её пределами (Париж, Гродно, Львов и др.)

От маньеризма барокко унаследовало также влечение к необычному, удивительному, поразительному. Особенно это отразилось в ландшафтной архитектуре, садах и парках барокко (гигантская скульптура или гигантская же гротескная маска, театр под открытым небом, необычное здание с экзотическими деталями и т. п.) Ещё большим влечением к необычному обозначенные коллекции — гравюр, минералов, иностранных растений (и оранжереи для них), создание кабинетов с первыми музейными коллекциями.

Архитектура барокко в Италии

Следующее поколение архитекторов барокко воспитает великого итальянского архитектора Борромини.

Именно Борромини смело отходил от классических канонов, авторитетных решений, прежних правил, проектировал помещения невиданной сложности. Это Борромини настоящий наследник эмоциональной насыщенной архитектуры Микеланджело Буонарроти, больший, чем Лоренцо Бернини или Пьетро да Кортона.

Интересный путь как архитектор барокко прошёл Ювара. Он начинал как сценограф и помощник в перестройке театральных зданий. Не все его проекты нашли своё воплощение. Но от здания к зданию он набрал опыт. Если Доменико Фонтана (1543—1607) или Франческо Каратти (?—1675) использовали тип удлинённого дворца-блока без игры объёмов, Ювара усиливает выразительность своих дворцов диагональными построениями, ризалитами, игрой различных объёмов. Декор становится всё более сдержанным, не избегает руста, пилястр и колонн, таких привычных для классицизма. Но здания не становятся образцами классицизма, сохраняя величие, разнообразие и красоту именно барокко. Важным отличием архитектурного стиля Ювары стали чрезвычайно выразительные силуэты зданий (замок Ступиниджи, Мадридский королевский дворец, особенно базилика Суперга).

Многие мастера Италии, не находили на родине ни заказов, ни применение своим знаниям. Известно участие мастеров Италии ещё в построении готических соборов Франции. В XVII веке архитекторы Италии развезли новые архитектурные идеи по всей Западной Европе.

Барокко в Священной Римской империи

Барокко в переводе означает: жемчужина неправильной формы. В XVII веке Священная Римская империя как государство имела недолгий период подъёма. Он связан как с положительными, так и отрицательными факторами. Положительное влияние оказали победа над Турцией и высвобождение европейских территорий от не европейской культуры, поскольку Турция и её культура тогда не воспринималась частью Европы. Негативным было присоединение промышленных территорий[неизвестный термин] в Австрию и формирования Австрийской империи. Она и до этого была конгломератом разных по культуре и истории областей. Теперь областей стало больше. Этот процесс продлится до конца XVIII века. Началось с присоединения насилием Венгрии в 1686. Закончилось присоединением северной Италии, что спровоцировало Национально-освободительную войну сначала в Венгрии в начале XVIII века, в XIX веке — в Италии.

Победу одержали светская и церковная власти Австрии. Именно эти могущественные и богатые круги стали заказчиками и главными потребителями достижений эпохи барокко. Из стратегических соображений в 1683 австрийцы сожгли все пригороды Вены, чтобы ничего не досталось воинам-туркам. Примерно с 1690 года начался "строительный бум" — на сожжённых территориях возникают роскошные загородные усадьбы, барочные монастыри, барочные церкви в разных городах.

Строительство в стиле барокко началось задолго до 1690-х годов. Один из первых образцов-барочный собор в городе Зальцбург возник в 1611—1628 годах. Уже тогда широко использовались проекты и труд архитекторов Италии, потому барокко Австрии развилось под мощным влиянием барокко Италии. Так, собор в Зальцбурге строил итальянец Сантино Солари. А в захваченной и покорённой Австрией Праге по заказу австрийцев-победителей работала целая армия архитекторов, декораторов и художников Италии (от архитектора Каратти до садовника Себрегонди).

Ученический период закончился примерно через 70 лет. Уже самое барочное сооружение Вены — дворец Шёнбрунн — строится австрийцами Иоганном Бернхард Фишером фон Эрлахом и его сыном Йозефом Эммануэлем. При этом Шёнбрунн не похож ни на один из дворцов Италии. В самой Вене строят барочные — дворец принца Евгения, Богемскую канцелярию, Придворную библиотеку, церковь Св. Карла Борромео (Карлскирхе), дворцы аристократов. Австрийская провинция гордится настоящим шедевром — барочным монастырем в местечке Мельк (арх. Я. Прандтауер, И. Мунгенаст).

Наиболее одаренным среди первого поколения мастеров барокко в Праге был Франческо Каратти, спроектировавший колоссальный Чернинский дворец. Длина готического собора Св. Вита в Праге равнялась 124 метра. Чернинский дворец уже имел длину 150 метров.

Первый в Речи Посполитой памятник с элементами предбарокко — Фарный костёл в Несвиже — был возведён в 1580-е годы итальянским мастером Джованни Бернардони по образцу Иль-Джезу. В подражание этой римской церкви было выстроено впоследствии бесчисленное множество костёлов. Во Львове приход барокко связан с возведением Сретенского костёла босых кармелиток (1642—1644) по образу и подобию римской церкви Санта-Сусанна (арх. Карло Мадерна, 1603). Однако на протяжении XVII века польские шляхтичи ценили вовсе не характерные для барокко грузные, упрощённые архитектурные формы, получившие название сарматского стиля. Это в известной степени сдерживало дальнейшее освоение архитектурного словаря барокко и его распространение в польско-литовских провинциях.

Постепенно эрудиция и таланты архитекторов быстро дали возможность отойти от копирования итальянских образцов и создавать оригинальные сооружения (костёл и монастырь кармелитов босых, Бердичев). Наиболее крупные заказы — костелы, монастыри, часовни — поступали от католической церкви. Только в самом конце XVIII века под западноевропейским влиянием началось возведение масштабных дворцовых резиденций, таких, как Вилянувский дворец в Варшаве. Тогда же в барочном духе были перестроены многие храмы Кракова и Вильнюса, а в Гродно был выстроен богато украшенный скульптурой Ксавериевский костёл. К поздним памятникам светского барокко относятся дворец Браницких в Белостоке, дворец Сангушек в Изяславе, дворец греко-католических митрополитов в комплексе собора Св. Юра во Львове, загородная резиденция митрополитов в Оброшине.

В Виленской епархии в архитектуре костёлов ценились стройность силуэта, ажурность декора, порыв ввысь. Крупнейший мастер позднего барокко на землях великого княжества Литовского — Ян Кристоф Глаубиц — создал особый тип двухбашенного барочного костёла, получивший название виленского. Архитектура Левобережной Украины, отделившейся от Речи Посполитой после восстания Хмельницкого, пошла своим путём. Местные зодчие творчески перерабатывали структуру православных храмов домонгольской эпохи в русле народного деревянного зодчества, обогащая её барочной декорировкой. Повсеместное распространение получили многосрубные храмы с грушевидными главами. Местная архитектурная школа известна под названием украинского барокко.

Барокко в России

В России развитие искусства барокко, отразившего рост и укрепление дворянской абсолютной монархии, приходится на первую половину XVIII века[1]. Стиль барокко в России обладал рядом национальных особенностей. Русское зрелое барокко отличалось от западного, в частности, наиболее ярко выраженного — итальянского, структурной ясностью и простотой плановых построений, тесной связью конструктивной основы и декорирующих её элементов. Другой отличительной особенностью русского барокко был его мажорный характер, активное использование ярких цветов в окраске, смелых колористических контрастов, включая золочение[2].

Придворная церковь в Петергофе

Исследователь древнерусского зодчества Николай Султанов ввёл термин «русское барокко», обозначив им допетровскую архитектуру Руси XVII века. Фактически под этим термином понималось «московское узорочье», сложившееся в 1640-х годах. Современные искусствоведы видят в узорочье скорее аналог маньеризма, а отсчёт истории русского барокко ведут с распространения в московской строительной практике восьмериков на четверике (церковь царевича Иоасафа, 1678). В эволюции русского барокко выделяют стадии «московского барокко» конца XVII века (различают нарышкинский, строгановский, голицынский стили) , «петровское барокко» первой четверти XVIII в., «зрелое русское барокко» елизаветинского времени[3].

Русская архитектура барокко, достигшая величественного размаха в городских и усадебных ансамблях Петербурга, Петергофа, Царского Села и других, отличается торжественной ясностью и цельностью композиции зданий и архитектурных комплексов (арх. М. Г. Земцов, В. В. Растрелли, Д. В. Ухтомский). Сравнительно малоизвестную страницу в истории барокко составляет храмовое зодчество уральских заводов и Сибири; применительно к нему бытуют такие термины, как «уральское барокко» и «сибирское барокко».

Примечания

Источники

  • сборник «Барокко в России», М., 1926
  • сборник «Барокко в славянских странах», М., «Наука», 1982
  • Виппер Б. Р. «Архитектура русского барокко», М., «Наука», 1978
  • «История русского искусства», т. 5, М., изд. АН СССР, 1960
  • «Декоративное искусство СССР», № 3, 1986 (статья В. Локтева «О втором призвании зодчества»)
  • «Архитектура СССР», № 9, 1982 (статья В. Локтева «Этот непонятный отец барокко»)
  • Барокко в архитектуре, статья на RDH.ru http://rdh.ru/site/entsiklopediya/19864-barokko/

Барокко в архитектуре - Стили в архитектуре

Баро́кко (итал. barocco — «причудливый», «странный», «склонный к излишествам») – стиль в живописи, архитектуре, литературе и музыке XVII—XVIII веков.

Эпоха расцвета барокко определяется двумя веками – между концом XVI и концом XVIII веков. Барокко (что в переводе с итальянского буквально означает причудливый, странный) был зарожден в Италии и вскоре охватил большинство стран Европы и  Америки (преимущественно Центральной и Южной). Главными чертами этого стиля стали напряженность, гигантизм и эмоциональная насыщенность. Сложная геометрия, неожиданные световые эффекты, разнообразие сложных узоров и пышного декора, где вогнутые пространства неожиданно сменяются выпуклыми, пришли на смену более спокойной эпохи гармонии позднего ренессанса. Их последовательно прививали архитектуре итальянцы Микеланджело Буонаротти (в свой поздний период) и Виньола. Оба потрудились над зданиями Ватикана, который является чуть ли не главным символом этого архитектурного стиля.

Церковь Иль-Джезу в Риме архитектора Джакомо Бароцци да Виньола

В оформлении интерьеров в стиле барокко используется  скульптура,  резной орнамент, роспись, зеркала, массивные колонны и лестницы. Из материалов  применяется травертин, доломит,  мрамор, базальт. Контрасты масштабов, игра света и тени, интенсивные глубокие цвета (золотистый, розовый, голубой) - все это создает ощущение иллюзорности и постоянной изменчивости окружающего мира. Из общего ряда можно выделить  наиболее ярких архитекторов того времени. В Италии это Франческо Борромини (1599-1677), который начинал свою деятельность как каменщик в соборе Св.Петра, но впоследствии стал помощником Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680) Микеланджело Буонаротти,  и Пьетро да Кортона. Во Франции – Франсуа Мансар (1598-1666) и Луи Лево (1612-1648), работавшие на Людовика XIV,  в Австрии - Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах и его сын (авторы главного венского дворца Шенбрунн и Карлскирхе). В Австрии это Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах и его сын (они авторы главного венского дворца Шенбрунн и Карлскирхе), в Чехии – Франческо Каратти (автор Чернинского дворца), в России – Ухтомский Дмитрий Васильевич (1719-1774).  Множество образцов барокко на территории нынешних Польши и Украины (тогдашней Речи Посполитой). Часть из них строилась итальянскими архитекторами по образцу римской церкви Иль Джезу.

Архитектура Ватикана

Архитектура барокко породила новые прогрессивные тенденции в создании городских и садово-парковых ансамблей. Здания становятся единым целым с прилегающими территориями. Окружающий ландшафт украшают группы фонтанов с величественными скульптурами, в садах ставят театральные спектакли под открытым небом. Сам стиль вынуждает к созданию эффектных зрелищ, атмосферы на грани иллюзий и реальности.

Барокко – культура излишества. Выразители этого излишества – складка и завиток. Если ровная поверхность стены вдруг начинает вздыматься, словно волна, – это барокко. Барокко (вслед за одним из его ответвлений – маньеризмом) выработало множество новых типов построек. Это величественный городской дворец, барочный монастырь, загородная вилла с дворцом и барочным садом.

Храм Знамения Богородицы в Дубровицах, относимый к голицынскому барокко

Барокко – материализованное влечение к необычному, удивительному, поразительному. От этого стиля нам достались ландшафтная архитектура, сады и парки с гигантскими скульптурами и гротескные маски, театры под открытым небом, необычные здания с экзотическими деталями. Барокко коллекционирует необычное и чудесное. Гравюры, минералы, диковинные растения. Для первых музейных коллекций создаются отдельные кабинеты.

О садах нужно сказать особо. Постройки барокко стремятся вовлечь в себя площадь перед дворцом или сад перед монастырем. Здание существует вместе с прилегающими территориями, а не само по себе.

Человеку барокко (и архитектору в том числе) было свойственно задавать вопросы об устройстве мира, и ответ этот часто находился не в божественных сферах. Архитекторы и скульпторы барокко теперь охотно путают экстаз божественный с человеческим. В знаменитой скульптуре «Экстаз Святой Терезы» Бернини у святой такое томное выражение лица, что над ним посмеивались даже современники.

Церковь Покрова в Филях. Нарышкинское барокко

В России расцвет стиля барокко приходится  на вторую половину XVIII века, в то время как в Европе уже происходит переход к классицизму. Как и другие стили, барокко в России приобрел некую самобытность, в связи с этим появился такой термин как «русское барокко» и отличался от европейского более простой структурой  архитектурных композиций.  Вместе с тем русские архитекторы активно использовали яркий цвет и колористические контрасты в окраске, включая золочение. В качестве отделочных материалов  с целью дальнейшей покраски предпочтение отдается штукатурке и гипсу. Поэтому цвета становятся более яркими и насыщенными: красный, синий, желтый в сочетании с белым. В качестве лепного декора  используются  лепка в виде орнамента в традиционно русском стиле. Для отделки  различных деталей интерьера, а также  кровельных покрытий применяется техника золочения.

Смольный собор в Санкт-Петербурге

В конце XVII-начале XVIII века русское барокко разделилось на множество течений: «московское» барокко, «нарышкинское» барокко, вслед за ними – «строгановское» и «голицынское». Такие названия возникли благодаря фамильному роду персон, под покровительством которых строились самые значимые объекты эпохи. Существуют даже «уральское барокко» и «сибирское барокко». 

Самым ярким олицетворением барокко стали  дворцовые  ансамбли  Санкт-Петербурга, Петергофа  и Царского села, роскошь и масштабы которых не находят равных в Европе. Одним из выдающихся архитекторов той эпохи становится Франческо Растрелли,  основатель «елизаветинского барокко».

К середине XVIII века на смену барокко приходит еще более утонченный и эклектичный стиль рококо.

Текст: Юлия Черникова

Готика, барокко, модерн: где смотреть лучшие образцы архитектуры в мире :: Дизайн :: РБК Недвижимость

Изучать архитектуру интересно не только по книгам, но и на практике. Романские соборы в Германии, барочные дворцы во Франции, модернистские дома в Израиле. Рассказываем, куда ехать для усвоения теории

Фото:  Antonia Felipe/Unsplash

Фото: Antonia Felipe/Unsplash

Защитить архитектурные памятники от времени, климатических обстоятельств, а иногда и человеческой халатности не всегда удается. Простоявший несколько веков Нотр-Дам-де-Пари сгорел от невнимательности рабочих. Так что увидеть историческую архитектуру вживую иногда дорогого стоит.

Романский стиль

Архитектурный стиль XI–XIII веков, который в XIX столетии стали именовать романским, был распространен в Западной Европе. До этого всю средневековую архитектуру называли готикой. Сохранившиеся образцы романского стиля — замки, соборы и монастыри — можно узнать по толстым стенам с узкими стрельчатыми окнами, башням с шатровыми крышами и массивности облика. Средневековье — период постоянных междоусобных войн, поэтому толщина стен была не модой, а защитой от нападения. Романский стиль снова вошел в моду в XIX веке: в Канаде и США много зданий, которые построены по образу средневековых.

Фото: Priscilla Fraire/Unsplash

Фото: Priscilla Fraire/Unsplash

Где смотреть: Даремский собор (Дарем, Великобритания), кафедральный собор Лиссабона (Лиссабон, Португалия), имперский собор в Вормсе (Вормс, Германия), замок Данноттар (восточное побережье Шотландии), Нотр-Дам-ля-Гранд (Пуатье, Франция).

В противовес романским готические соборы вытягиваются вверх за счет шпилевидных башен и арок, их стены тоньше, а фасады украшены тысячами скульптур, статуй и лепниной. Главной особенностью периода были витражи. Один из самых впечатляющих примеров витражного искусства можно увидеть в парижской Святой капелле. Каменные храмы центральной Европы выглядят аскетично и, кажется, были такими с момента постройки. Но на примере Амьенского собора во Франции выяснилось, что это не так. В 1993 году фасад здания очистили лазером и увидели, что много веков назад он был раскрашен в яркие цвета. Теперь по праздникам собор подсвечивается теми же цветами.

Фото: Colin Viessmann/Unsplash

Фото: Colin Viessmann/Unsplash

Где смотреть: Кельнский собор (Кельн, Германия), Реймский собор (Франция), собор Святого Стефана (Австрия), собор Антверпенской Богоматери (Бельгия), собор Святого Вита (Чехия), Вестминстерское аббатство (Англия).

Период Ренессанса — это возвращение к канонам античной архитектуры Греции и Рима. Формы и линии зданий упрощаются, а у проектов появляются авторы, которые документируют все этапы работы на бумаге. Именно поэтому имена великих архитекторов Ренессанса общеизвестны. Один из основателей стиля — Филиппо Брунеллески — работал во Флоренции. В этом итальянском городе можно увидеть главные постройки эпохи: базилика Сан-Лоренцо, Санта-Мария-дель-Фьоре, галерея Уффици. Одним из главных примеров позднего Ренессанса, когда стиль начал терять строгость формы, но все еще доминировал в архитектуре, стал собор Святого Петра в Риме.

Фото: Jonathan Korner/Unsplash

Фото: Jonathan Korner/Unsplash

Где смотреть: собор Санта-Мария-дель-Фьоре, палаццо Питти, палаццо Медичи-Риккарди (Флоренция, Италия), палаццо делла Канчеллерия (Рим, Италия), палаццо Каносса (Верона, Италия).

Барокко в архитектуре ввело в моду излишества. Одним из самых известных архитекторов этого стиля считается Лоренцо Бернини, автор колоннады на площади перед собором св. Петра в Риме. Знаменитая «Скала реджа», которая ведет в главный зал Апостольского дворца в Ватикане, — пример барочного стиля в интерьере. Правда, обычные туристы могут увидеть ее лишь на фото, вход туда открыт только для высокопоставленных гостей. В период барокко европейские монархи отстраивали дворцовые комплексы с прилегающими парками, которые демонстрировали их богатство и власть. Сицилия обзавелась собственным стилем благодаря извержению вулкана Этна, которое вызвало там землетрясение в 1693 году. Многие церкви и дворцы пришлось восстанавливать заново, и местные архитекторы привнесли в классическое барокко местный колорит. Так появилось сицилийское барокко.

Фото: Serguei Fomine/Global Look Press

Фото: Serguei Fomine/Global Look Press

Где смотреть: Зимний дворец, Строгановский дворец (Санкт-Петербург, Россия), Версаль (Париж, Франция), церковь Святого Иоанна Непомука (Мюнхен, Германия), Королевский дворец (Мадрид, Испания).

Архитектура классицизма в очередной раз обозначила возвращение к образцам античной архитектуры, где главным принципом была геометричность форм и пропорция. Узнать этот стиль можно по портикам с колоннадой, которые использовались практически при любом проектировании дома. В Великобритании стиль сформировался более четко. Изучив наследие итальянского архитектора Андреа Палладио, британские архитекторы выводят неоклассический стиль, который стал распространяться в Старом и Новом свете. Например, восточный фасад Лувра, выполненный по проекту Клода Перро (брата известного писателя Шарля Перро), чистый образец стиля во Франции.

Фото: Sergey Kovalev/Global Look Press

Фото: Sergey Kovalev/Global Look Press

Где смотреть: Пантеон (Париж, Франция), Большой театр (Варшава, Польша), дом Пашкова, Большой театр (Москва, Россия), Борисоглебский монастырь (Торжок, Россия).

Стиль конца XIX — начала XX веков в разных странах называли по разному: ар-нуво — во Франции, Бельгии, Голландии, Англии и США, югендштиль — в Германии, либерти — в Италии, модерн — в России. Он развился в самостоятельный архитектурный стиль из декоративного искусства. Дома этого периода богато украшены орнаментами, мозаикой, витражами с растительными мотивами как снаружи, так и внутри. Богатые русские купцы и промышленники были главными заказчиками жилых домов в эпоху модерна, а архитекторы пытались превзойти друг друга вычурностью фасадов и внутренних интерьеров. Правда, современники не всегда понимали эту причудливую красоту и считали некоторые особняки уродством.

Фото: Konstantin Kokoshkin/Global Look Press

Фото: Konstantin Kokoshkin/Global Look Press

Где смотреть: особняк Рябушинского, особняк Морозова, особняк Носова (Москва, Россия), дом Бальо (Барселона, Испания), дом Сецессиона (Вена, Австрия), Национальный театр (Хельсинки, Финляндия).

Модернизм объединяет несколько направлений в архитектуре, которые назывались по-разному, но преследовали общую задачу — подчинить архитектуру функциональности. Так, в Германии зародился баухаус, а в России — конструктивизм. Движение баухаус началось в Веймаре, где работали теоретики новой архитектуры. В середине 1930-х годов баухаус активно развивался в Палестине, куда эмигрировали из Германии архитекторы-евреи, поэтому в Тель-Авиве сохранились целые улицы в стиле баухаус. В 2019 году исполняется 100 лет со дня основания направления, для которого в Дессау построили музей. Архитектура СССР развилась в другое направление и служила инструментом поли­тической пропаганды. Один из памятников той эпохи — дом Наркомфина в Москве — в ближайшие годы получит вторую жизнь. В 2017 году внук архитектора и автора проекта Моисея Гинзбурга начал реставрационные работы по восстановлению здания.

Фото: Joel Filipe/Unsplash

Фото: Joel Filipe/Unsplash

Где смотреть: Дом Мельникова, дом Наркомфина, ДК Зуева (Москва, Россия), комплекс Баухауса в Дессау (Германия), Баухаус-архив (Берлин, Германия), музей Баухаус (Тель-Авив, Израиль).

Характеристики архитектуры барокко - WorldAtlas

Кимутай Гилберт, 13 июня 2019 г., Общество

Peterhof Palace in Petergof is an excellent example of Baroque Architecture. Петергофский дворец в Петергофе - прекрасный образец архитектуры барокко.

Архитектура барокко - это стиль строительства, начавшийся в 16 веке в эпоху барокко. Этот тип строительства принял римский стиль архитектуры, но вместо этого модернизировал его по новой моде с целью показать мощь римско-католической церкви. Архитектура барокко использовалась для обозначения богатства и могущества католической церкви.

Выдающиеся черты архитектуры барокко

Широкие нефы : В церквях характерны широкие нефы (центральная часть церкви, где проводятся службы) овальной формы.

Кредит редакции: Стефано Валери / Shutterstock.com.

Незавершенные элементы : Известный элемент архитектуры барокко - это преднамеренно незавершенные архитектурные элементы, которые придают дизайну уникальную особенность.

Освещение : Еще одной отличительной чертой этого архитектурного сооружения является использование световых эффектов, так как для создания контраста используется интенсивный или затемненный свет.

Изысканная отделка : Потолочные фрески в этом типе архитектуры обычно крупномасштабны. Одной из общих черт архитектуры барокко является использование орнаментов, штукатурки или мраморной отделки, которые придают ей декоративный вид.

Источник: Антон Иванов / Shutterstock.com.

Барокко и его связь с колониализмом

Возникновение архитектуры барокко совпало с европейским колониализмом. В этот период было вложено много денег в развитие. Например, Испания контролировала большое количество колониальных богатств, и это причина того, что стиль барокко получил широкое развитие в Испании.

Во Франции колониальные деньги привели к строительству дворцов и монархий могущественными людьми, что привело к экономической индустриализации.Индустриализация привела к появлению архитектурных построек в стиле барокко.

Рим в Италии известен своей историей как дом церквей. Одним из первых построек в Риме была церковь Санта-Сусанна, выполненная в архитектурном стиле барокко. Дворец Казерта был самым большим зданием, построенным в XVIII веке в Европе, и последним сооружением в стиле барокко в Италии.

На Мальте архитектура барокко появилась в 17 веке. В этот период были построены первые постройки в стиле барокко. Орнаментальные элементы, которые часто использовались для украшения (например, арка Вингнакур), были одними из первых архитектурных произведений в стиле барокко. После создания церкви иезуитов на Мальте, архитектура в стиле барокко стала популярной, и в результате многие церкви были построены в этом стиле.

В Португалии церковь Санта-Энграсия была первой церковью, построенной в стиле барокко. Эта церковь была основана в Лиссабоне по проекту архитектора Жоао Антунеса. К 18 веку архитекторы из северной части Португалии переняли концепцию итальянского барокко, чтобы в полной мере использовать пластичность гранита, который использовался при строительстве высоких зданий.

Первым зданием в стиле барокко в Венгерском королевстве была иезуитская церковь Трвана, которая была построена по образу и подобию церкви Джезу в Риме.

В русской суверенности архитектура барокко прошла три этапа. То есть первое московское барокко, которое предполагало использование белого декора на кирпичных стенах, которые были красными, характерными для строительства старинных церквей, второе - развитое петровское барокко, которое было принесено из малых стран, и последним этапом было Растрельское барокко.

.

Архитектура барокко | Определение, характеристики и факты

Архитектура барокко , архитектурный стиль, зародившийся в Италии конца 16 века и сохранявшийся в некоторых регионах, особенно в Германии и колониальной Южной Америке, до 18 века. Оно возникло в эпоху Контрреформации, когда католическая церковь через искусство и архитектуру обратилась к верующим с откровенно эмоциональным и чувственным обращением. Сложные формы архитектурного плана, часто основанные на овале, и динамическое противопоставление и взаимопроникновение пространств были предпочтительны для усиления ощущения движения и чувственности.Другие характерные качества включают величие, драматизм и контраст (особенно в освещении), округлость и часто головокружительное множество богатых обработок поверхностей, скручивающих элементов и позолоченных скульптур. Архитекторы беззастенчиво применили яркие цвета и иллюзорно-ярко окрашенные потолки. Среди выдающихся практиков в Италии были Джан Лоренцо Бернини, Карло Мадерно, Франческо Борромини и Гуарино Гуарини. Классические элементы покорили архитектуру барокко во Франции. В Центральной Европе барокко прибыло поздно, но расцвело в творчестве таких архитекторов, как австриец Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах.Его влияние на Британию можно увидеть в работах Кристофера Рена. Стиль позднего барокко часто называют рококо, а в Испании и испанской Америке - чурригереско.

Балдахин, Собор Святого Петра, Ватикан, Джан Лоренцо Бернини, 1624–33 SCALA / Art Resource, Нью-Йорк

Британская викторина

Это или То? Художник vs.Архитектор

Андреа Мантенья

.Определение

в кембриджском словаре английского языка

БАРОККО | Определение в кембриджском словаре английского языка Тезаурус: синонимы и родственные слова .

About Author


alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *