Актеры 12 стульев захарова: Фильм «12 стульев» (1976): актеры, Миронов, Ильф и Петров, роли – описание, трейлеры, содержание, интересные факты и многое другое о сериале

Фильм "12 стульев" (1976): актеры, Миронов, Ильф и Петров, роли

Режиссер Марк Захаров снял художественный телефильм «12 стульев» по одноименному роману Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Картина в четырех сериях увидела свет в 1976 году. Захаров не стремился снять ленту лучше, чем Леонид Гайдай, чьи «12 стульев» вышли в 1971 году. Марк снимал принципиально другое кино, но споры о том, чья версия лучше, не утихают до сих пор.

Редакция 24СМИ рассказывает, как сложилась судьба актеров, исполнивших ключевые роли в фильме «12 стульев» (1976), и публикует их фото тогда и сейчас.

Андрей Миронов (1941-1987)

Фильм "12 стульев": актер Андрей Миронов в роли Остапа Бендера — тогда и в последние годыФильм "12 стульев": актер Андрей Миронов в роли Остапа Бендера — тогда и в последние годы

Захаров сразу решил снимать фильм с Андреем Мироновым, которого ранее забраковал Леонид Гайдай на роль Остапа Бендера в «12 стульях» 1971 года. В итоге зрители и критики отметили блестящую игру актера, находившегося на пике карьеры. Первый громкий успех Миронов обрел в ленте Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля». Далее последовали культовые «Бриллиантовая рука», «Невероятные приключения итальянцев в России», «Человек с бульвара Капуцинов».

Миронов непревзойденно играл и в мюзиклах: «Соломенная шляпка», «Небесные ласточки» и «Обыкновенное чудо» стали советской классикой. Бесстрашный актер часто исполнял рискованные трюки без дублеров. Скончался на сцене театра во время гастролей в Риге. На спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро» у Миронова случилось кровоизлияние в мозг.

Анатолий Папанов (1922-1987)

Фильм "12 стульев": актер Анатолий Папанов в роли Кисы Воробьянинова — тогда и в последние годыФильм "12 стульев": актер Анатолий Папанов в роли Кисы Воробьянинова — тогда и в последние годы

Анатолий Папанов также не устроил Гайдая, но без проволочек попал в фильм Захарова. Папанов уже работал с Захаровым в театре и уверенно справился с ролью Кисы Воробьянинова. Встать на творческий путь Папанов твердо решил после ранения в Великую Отечественную. Вместо демобилизации собрал творческий коллектив и выступал по фронтовым госпиталям. В Москве сразу попал на второй курс ГИТИСа, после выпуска снискал славу в театральных кругах. До самой смерти проработал в столичном Театре Сатиры.

С кинематографом отношения складывались сложные — камера смущала Папанова. Тем не менее, зрителям ярко запомнились образы из «Бриллиантовой руки», «Берегись автомобиля» и «Служили два товарища». Колоритный голос Папанова использован в сотне мультфильмов. Жизнь артиста внезапно оборвалась в один год с Андреем Мироновым. В 1987 году Папанов умер от сердечного приступа, вернувшись домой со съемок фильма «Холодное лето пятьдесят третьего…».

Ролан Быков (1929-1998)

Фильм "12 стульев": актер Ролан Быков в роли отца Федора Вострикова — тогда и в последние годы
Фильм "12 стульев": актер Ролан Быков в роли отца Федора Вострикова — тогда и в последние годы

В исполнении Ролана Быкова отец Федор Востриков вышел персонажем ярким. Артист удачно вписался в образ алчного духовника из книги. Актер, режиссер театра и кино прославился благодаря фильмам «Вызываем огонь на себя», «Айболит 66», «Служили два товарища», а также «Чучело», где снял в главной роли юную Кристину Орбакайте.

Быков создавал кино на «Мосфильме», руководил театрами, писал сценарии, преподавал. В начале 90-х успел стать Народным депутатом СССР, а позже — президентом банка. Скончался от рака легких, несмотря на усилия опытных врачей.

Елена Шанина (1952)

Фильм "12 стульев": актриса Елена Шанина в роли Эллочки-людоедки — тогда и сейчасФильм "12 стульев": актриса Елена Шанина в роли Эллочки-людоедки — тогда и сейчас

Актриса театра и кино Елена Шанина прославилась после роли Эллочки-людоедки. Перед пробами на роль она похудела на 41 кг, а по просьбе Захарова сбросила еще 10 и к съемкам весила 50 кг. Сыграв 18 ролей в кино, стала прототипом для памятника Эллочке Щукиной в Харькове.

После вуза попала в театр «Ленком», куда ее лично принял Марк Захаров. В 1993 году сыграла в экранизации «Поминальной молитвы» вместе с Евгением Леоновым. Портрет Елены украсил новозеландскую монету в $1, посвященную рок-опере «Юнона и Авось». Вела детскую передачу на ТВ, в 2012 году выступила педагогом, набрав курс на эстрадном факультете ГИТИСа. По сей день работает в труппе «Ленкома» и прекрасно выглядит, отвергая пластические операции.

Лидия Федосеева-Шукшина (1938)

Фильм "12 стульев": актриса Лидия Федосеева-Шукшина в роли мадам Грицацуевой — тогда и сейчасФильм "12 стульев": актриса Лидия Федосеева-Шукшина в роли мадам Грицацуевой — тогда и сейчас

Образ «мечты поэта» — мадам Грицацуевой — достался Лидии Федосеевой-Шукшиной без проб. Но в ходе съемок ее ждали тяжелые испытания. Сначала скончался супруг Василий Шукшин, затем — отец. Сразу после похорон актрисе пришлось сниматься в самой веселой сцене фильма, когда Бендер и Грицацуева праздновали свадьбу.

Впервые Лидия вышла на сцену, играя роли в детских спектаклях. Прославилась ролями в лентах «Печки-лавочки», «Странные люди» и «Калина красная». Сыграла более 100 ролей в театре и кино. Дочь Мария Шукшина пошла по стопам матери, став популярной актрисой. Сейчас Лидия Федосеева-Шукшина живет в Москве. В 2018 году исполнила роль матери одного из главных героев в англо-американском сериале «МакМафия».

Любовь Полищук (1949-2006)

Фильм "12 стульев": актриса Любовь Полищук в роли танцовщицы — тогда и в последние годыФильм "12 стульев": актриса Любовь Полищук в роли танцовщицы — тогда и в последние годы

После премьеры «12 стульев» Любовь Полищук проснулась знаменитой. Эпизодическая роль танцовщицы открыла двери в большое кино. До этого она была известна лишь в театральных кругах благодаря постановкам Московского мюзик-холла. Лучшей работой в биографии Полищук считается героиня «Интердевочки», для которой реплики Любовь добавляла сама. Также на цитаты разошлись и емкие фразы ее героини из фильма «Моя морячка». Вместе с Вячеславом Тихоновым сыграла в двухсерийном фильме «Любовь с привилегиями», а с Анастасией Заворотнюк — в ситкоме «Моя прекрасная няня». За карьеру исполнила в кино 89 ролей.

Актриса театра и кино, состоявшийся педагог скончалась от саркомы позвоночника. В прессе ходили слухи, что болезнь вызвана давней травмой на съемках «Двенадцати стульев», где Остап в танце бросал героиню. Но Захаров категорически эту версию отверг, поведав о матрасе с пружинами и гимнастических матах, на которые все 14 дублей падала актриса.

Двенадцать стульев (фильм, 2004) — Википедия

АктёрРоль
Георгий ДелиевОстап Бендер Остап Бендер
Геннадий СкаргаИпполит Матвеевич Воробьянинов Ипполит Матвеевич Воробьянинов
Борис РаевОтец Фёдор Отец Фёдор
Светлана ДягилеваКлавдия Ивановна Петухова Клавдия Ивановна Петухова тёща Воробьянинова
Ольга Равицкаямадам Грицацуева мадам Грицацуева
Ирина ТокарчукЕлена Станиславовна Боур Елена Станиславовна Боур гадалка
Наталья БузькоЭллочка-людоедка Эллочка-людоедка
Татьяна ХрусталеваПарикмахерша / помощник аукциониста / редактор Парикмахерша / помощник аукциониста / редактор
Оксана Бурлай-ПитероваЛиза Лиза студентка
Ирина КовальскаяАгафья Тихоновна Агафья Тихоновна танцовщица на канате
Алла БродскаяКатерина Александровна Катерина Александровна жена отца Федора
Владимир ЛысенкоБеспризорник Беспризорник
Анатолий ПадукаВарфоломей Коробейников Варфоломей Коробейников архивариус
Георгий ДеревянскийТихон
Тихон дворник
Александр КузьменковОфициант / одноглазый шахматист Официант / одноглазый шахматист
Юрий ЛопаревБезенчук Безенчук гробовщик
Михаил МалицкийПерсицкий Персицкий журналист
Василий ОстафийчукСимбиевич-Синдиевич Симбиевич-Синдиевич режиссёр
Анатолий ПироговМечников Мечников монтер в театре
Павел Коломийчукписатель-сатирик Авесалом Изнуренков писатель-сатирик
Леонид АнисимовАльхен Альхен заведующий богадельней и руководитель хора
Всеволод Кабанов Аукционист
Сергей ЮркинЭрнест Щукин Эрнест Щукин инженер, муж Эллочки
Валерий БассельВахтёр в клубе железнодорожников Вахтёр в клубе железнодорожников
Владимир Пиница
Брунс Брунс инженер
Наталья ЛукьянченкоМусик Мусик его жена
Дмитрий КукурудзякРедактор Редактор
Андрей МирошниченкоФотограф Фотограф
Георгий МартюковЖурналист Степанков Журналист Степанков
Артур ЛитвиновНикифор Ляпис-Трубецкой Никифор Ляпис-Трубецкой поэт
Александр КозловПаша Эмильевич Паша Эмильевич старший из четырех братьев
Сергей Родионов совладелец похоронного бюро "У Трех нимф"
Руслан Ворник совладелец похоронного бюро "У Трех нимф"
Дмитрий Иванов совладелец похоронного бюро "У Трех нимф"

48 актеров и их роли в 12 стульев (1971)

Актеры и роли, съемочная группа 12 стульев (1971). Кто снимался и какую роль играл.

Режиссер

Леонид Гайдай

Леонид Гайдай

Актеры

Арчил Гомиашвили

Арчил Гомиашвили

Остап Бендер

Сергей Филиппов

Сергей Филиппов

Киса Воробьянинов

Михаил Пуговкин

Михаил Пуговкин

отец Федор

Наталья Крачковская

Наталья Крачковская

мадам Грицацуева

Наталья Воробьева

Наталья Воробьева

Эллочка Щукина

Гликерия Богданова-Чеснокова

Гликерия Богданова-Чеснокова

Елена Станиславовна Боур

Нина Гребешкова

Нина Гребешкова

Мусик / царица Тамара

Юрий Никулин

Юрий Никулин

дворник Тихон

Наталья Варлей

Наталья Варлей

Лиза

Клара Румянова

Клара Румянова

матушка Катерина

Игорь Ясулович

Игорь Ясулович

инженер Щукин

Георгий Вицин

Георгий Вицин

монтер Мечников

Савелий Крамаров

Савелий Крамаров

одноглазый шахматист-любитель

Виктор Павлов

Виктор Павлов

Коля

Готлиб Ронинсон

Готлиб Ронинсон

Кислярский

Владимир Этуш

Владимир Этуш

инженер Брунс

Нина Агапова

Нина Агапова

солистка театра «Колумб»

Руслан Ахметов

Руслан Ахметов

репортер

Эдуард Бредун

Эдуард Бредун

Паша Эмильевич

Владимир Дорофеев

Владимир Дорофеев

сторож клуба

Владимир Ферапонтов

Владимир Ферапонтов

шахматист

Роман Филиппов

Роман Филиппов

поэт Ляпис-Трубецкой

Эраст Гарин

Эраст Гарин

критик

Ш. Гедхадзе

Ш. Гедхадзе

Георгий Георгиу

Георгий Георгиу

ответственный на «Скрябине»

Николай Горлов

Николай Горлов

Полесов

Александр Хвыля

Александр Хвыля

городничий

Виктор Колпаков

Виктор Колпаков

ведущий аукциона

Юрий Медведев

Юрий Медведев

театрал

Раднэр Муратов

Раднэр Муратов

шахматист

Ирина Мурзаева

Ирина Мурзаева

экскурсовод в музее мебели

Николай Пажитнов

Николай Пажитнов

Григорий Шпигель

Григорий Шпигель

Альхен

Виктор Уральский

Виктор Уральский

«лупоглазенький»

Евдокия Урусова

Евдокия Урусова

Клавдия Ивановна

Павел Винник

Павел Винник

официант в ресторане

Рина Зеленая

Рина Зеленая

редакторша

Иван Жеваго

Иван Жеваго

редактор газеты «Станок»

Анатолий Калабулин

Анатолий Калабулин

Василий

Ольга Богданова

Ольга Богданова

девушка на аукционе, в титрах не указана

Нелли Витепаш

Нелли Витепаш

подруга Ляписа-Трубецкого

Станислав Садальский

Станислав Садальский

пожарный в театре

Александр Денисов

Александр Денисов

городничий из «Колумба»

Иван Бычков

Иван Бычков

гость на свадьбе, в титрах не указан

Ростислав Плятт

Ростислав Плятт

озвучка

Владислав Лынковский

Владислав Лынковский

вокал, озвучка

Шота Харабадзе

Шота Харабадзе

вокал, озвучка

Мейер Голдовский

Мейер Голдовский

шахматист

Продюсеры

Аркадий Ашкинази

Аркадий Ашкинази

А. Бут

А. Бут

Сценаристы

Владлен Бахнов

Владлен Бахнов

Илья Ильф

Илья Ильф

роман

Евгений Петров

Евгений Петров

роман

Операторы

Сергей Полуянов

Сергей Полуянов

Валерий Шувалов

Валерий Шувалов

Композитор

Александр Зацепин

Александр Зацепин

Художники

Евгений Куманьков

Евгений Куманьков

постановщик

К. Савицкий

К. Савицкий

по костюмам

Монтажер

Клавдия Алеева

Клавдия Алеева

Марк Захаров утвердил артистов, которых забраковал Гайдай

Легендарные «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова сорок лет назад экранизировал сначала советский комедиограф Леонид Гайдай, а затем, спустя пять лет, великий экспериментатор, всегда идущий в ногу со временем, Марк Захаров.

Обе комедии обоих выдающихся режиссеров получились блестящими, что по сей день не мешает им оставаться конкурентами. Ярые поклонники гайдаевской ленты не устают критиковать альтернативное творение Марка Захарова. А те, кто влюбился в Бендера Андрея Миронова, откровенно «не переваривают» Остапа в исполнении Арчила ­Гомиашвили.

Обе комедии и, получается, актеры, в них сыгравшие, постоянно соревнуются за внимание и любовь зрителей. Сегодня мы решили посмотреть, как проходили съемки двух «Двенадцати стульев».

Один не знал, кого снимать, другой же брал актеров без проб

Режиссер Леонид Гайдай был человеком сомневающимся. Порой он лишь в процессе трудного, долгого поиска нащупывал то, что интуитивно себе представлял. Леонид Иович не знал, каким у него будет Бендер, и искал претендентов на эту роль по всей стране не один месяц, так же как великий комбинатор - стулья с сокровищами. На роль Остапа-Сулеймана-Берта-Марии Бендер-Бея Гайдай перепробовал аж 22 артистов. Перечень претендентов как Доска почета: Владимир Басов, Владимир Высоцкий, Алексей Баталов, Олег Борисов, Валентин Гафт, Евгений Евстигнеев, Андрей Миронов, Спартак Мишулин, Александр Ширвиндт, Михаил Козаков, Николай Рыбников, Николай Губенко и другие. Даже певцу Муслиму Магомаеву Гайдай предлагал «примерить» Бендера. Гайдай собирался утвердить Козакова, но вскоре позвонил и извинился перед ним - мол, решил взять Белявского. В первый день съемок с Александром Белявским не разбилась тарелка «на счастье». «Не пойдет! Фарта не будет!» - покачал головой суеверный Гайдай. Так и вышло: Белявский на фоне Сергея Филиппова в образе Кисы Воробьянинова смотрелся «неавторитетно». Режиссер остановил съемки и срочно вызвал Владимира Высоцкого. Но снова фаянсовая тарелка не разбилась. А Высоцкий, только начав сниматься, ушел в загул... И тут кто-то рассказал режиссеру, что в провинции уже несколько лет успешно играет Бендера в спектакле «Золотой теленок» малоизвестный актер Арчил Гомиашвили.

В Госкино возмутились решению Гайдая:

- Почему Бендером будет грузин?

- Так ведь папа у Остапа турецко-подданный. А почему маме не быть грузинкой? - ответил режиссер, увидевший в Гомиашвили «романтичную наглость» Бендера, чего ему не хватало в других актерах.

Гомиашвили сыграл Бендера, но на озвучание не пришел из-за болезни. Его героя озвучил Юрий Саранцев, что вбило кол войны между обидевшимся актером и режиссером. Они несколько лет даже не разговаривали.

Зато Марк Захаров со своей авантюрной попыткой перещеголять Гайдая уже на стадии сценария знал, что его Бендером будет забракованный Гайдаем Андрей Миронов. А Воробьяниновым - Анатолий Папанов, который также пробовался в «Двенадцать стульев» Гайдая, но чем-то его не устроил.

Для Любови Полищук сцена танцев в «Двенадцати стульях» стала роковой

Для Любови Полищук сцена танцев в «Двенадцати стульях» стала роковой

С Мироновым Захаров дружил и видел в нем незаурядный комедийный и музыкальный дар. Миронов с восторгом стал сниматься у друга и работал на площадке «на раз».

- Мой фильм к гайдаевскому проекту не имеет отношения. Фильмы снимались в разное время. У Гайдая - на «Мосфильме». У меня - в «Останкино», как некая литературно-музыкальная композиция с текстом, который не является прямой речью. А Миронов и Папанов - это не те люди, которых надо пробовать. Я их просто пригласил. И снял их не случайно. Мы вместе долго работали в театре, - рассказал нам Захаров.

Известно, что Гайдаю очень не понравилась экранизация Захарова.

Из воспоминаний Арчила Гомиашвили:

«Гайдай мне позвонил и сказал:

- Через полчаса можете включить телевизор и увидите уголовное преступление.

- Что такое?

- «Двенадцать стульев», снятые Марком Захаровым».

- По прошествии нескольких лет после первого показа зрители стали смотреть на мое творение с несколько большей симпатией, чем при первоначальном знакомстве, - заметил много позже Захаров.

Мадам Грицацуева

Гайдай пробовал на «женщину необъятных размеров с арбузными грудями» актрис Галину Волчек, Нонну Мордюкову, а утвердил Наталью Крачковскую.

Наталья Крачковская рассказывает: «На съемки меня привел муж, который был оператором у Гайдая. Когда режиссер увидел меня, схватил за руку: «Будешь сниматься! Только не худей!» Он следил, чтобы мне почаще подавали пончики, всякое мучное. Самой сложной и опасной показалась съемка сцены погони за Бендером... Я носилась по лестницам ровно две недели. Дублершу с похожей комплекцией найти было невозможно. Потом мне пришлось лететь вниз головой на крошечный матрасик. Режиссер предупредил: «Голова поместится, остальное нас не волнует». Я прыгнула. Мне ответили:

- Получилось, вот только камеру у нас заело. Надо переснять...»

Марк Захаров без проб утвердил в свой фильм на «мадам Грицацуеву» Лидию Федосееву-Шукшину.

Съемки актрисы совпали с большим горем в ее семье: ушел из жизни ее супруг Василий Шукшин, а уже когда началась работа над фильмом, умер отец. На съемки самой веселой сцены - свадьбы мадам Грицацуевой и Остапа Бендера - актриса приехала сразу с похорон. Играла эпизод, а потом уходила и плакала… Именно поэтому она отказалась сама петь в кадре, тогда ей было вовсе не до песен. Зато геройски, дубль за дублем, играла сцену, где на нее падает карниз. Карниз был настоящим, не бутафорским, и актриса с замиранием сердца от него «уворачивалась»...

Два Кисы Воробьяниновых - в исполнении Филиппова и Папанова.  И оба - незабываемые!

Два Кисы Воробьяниновых - в исполнении Филиппова и Папанова. И оба - незабываемые!

Эллочка похудела

В фильм Гайдая на роль Эллочки-людоедочки пробовалась Наталья Варлей, а утвердили Наталью Воробьеву.

- Во время проб Леонид Иович попросил меня примерить светлый парик - и тотчас увидел во мне Лизу. Я согласилась. Эта роль была не такой эксцентричной, но зато более душевной, - рассказывает Варлей.

А вот исполнительница роли Эллочки-людоедки в экранизации Марка Захарова - Елена Шанина - перед пробами на роль за 65 дней похудела на 41 кг, а затем по просьбе Марка Захарова за три недели до съемок сбросила еще 10 кг. И к моменту съемок весила 50 кг.

Миронов спел, а Гомиашвили не дали

Гайдай хотел сделать своего Остапа поющим. Он пригласил Зацепина и Дербенева и попросил написать этакую сольную «Песенку Остапа Бендера». Песня была написана, и съемочная группа с удовольствием ее распевала. Но в фильм она не вошла. И зритель не услышал ее из уст Остапа. Министр культуры Екатерина Фурцева категорически выступила против песни Остапа, заявив, дескать, после выхода на экраны эта песня станет «гимном» определенной части нашего общества. «А нам хватит уже», - добавила Фурцева и сурово погрозила пальцем.

Судьба Андрея Миронова в певческом смысле оказалась более счастливой.

Остап Бендер и мадам Грицацуева в исполнении Гомиашвили и Крачковской в фильме Гайдая

Остап Бендер и мадам Грицацуева в исполнении Гомиашвили и Крачковской в фильме Гайдая

Рассказывает Марк Захаров:

- Андрей Миронов - феерический актер. Мы не собирались показывать стопроцентного реалистического Бендера, назрела потребность в чисто эмоциональном, а не идейно-смысловом воспоминании о нашем былом увлечении прежними «Двенадцатью стульями». Остроумная музыка Гладкова, состоящая из мелодий, которые запоминались раз и навсегда, удивительно элегантные, ироничные стихи Кима... Не знаю, кого имел в виду Юлий Ким - Андрея Миронова или Остапа Бендера, когда сочинил один из своих пронзительных фокстротов: «О, наслажденье скользить по краю! Замрите, ангелы, смотрите - я играю»... Я не стал соревноваться с традиционным кинематографом. А сделал в результате некое литературно-музыкальное обозрение с большими текстовыми блокадами, целиком извлеченными из первоисточника... Козаков назвал мой фильм музыкальным хулиганством.

В планах режиссера фильма Марка Захарова изначально не было песни «Белеет мой парус такой одинокий». Ее предложил автор текстов песен Юлий Ким. И она неожиданно стала сквозной темой фильма.

Автором текстов песен Юлием Кимом для фильма было написано пять песен Остапа. Финальная должна была звучать перед появлением последнего стула (эпизод, когда Ипполит Матвеевич расправлялся с помощью бритвы со своим концессионером). За кадром звучало бы грустное танго. Но этот текст не утвердил режиссер Марк Захаров.

Миронов и Федосеева-Шукшина  в «Двенадцати стульях» Марка Захарова

Миронов и Федосеева-Шукшина в «Двенадцати стульях» Марка Захарова

О травмах

- Отца Федора у Гайдая сыграл Михаил Пуговкин. Актер сперва засомневался: «Не грешно ли осмеивать священнослужителя?» - но мама успокоила, мол, посмеешься не над верой, а над недостойным пастырем. На Кавказе для эпизода, когда отец Федор забрался на скалу, Пуговкина, бледного от страха, пожарным краном подняли на самый высокий пик скалы (он признавался, что едва не получил нервный приступ). А когда на студии просмотрели пленку, оказалось, что высоты не видно - пришлось переснимать сцену в павильоне. В Батуми группа месяц ждала шторма, чтобы на фоне выразительных волн Пуговкин рубил стулья. После этих съемок актер слег с сильнейшим приступом радикулита - не мог разогнуться, лежал пластом.

- Впрочем, были травмы и на съемках у Захарова. Актриса Любовь Полищук повредила позвоночник - Андрей Миронов должен был уронить ее на матрас во время знойного танго. Но актриса упала на пол...

Истории на съемках

- Во время работы над «Двенадцатью стульями» Марка Захарова был один эпизод, когда смех не мог сдержать никто из съемочной группы. В сцене собрания «Союза меча и орала» по задумке режиссера обязательно должен был присутствовать говорящий попугай.

«Мой попугай - самый умный и самый говорящий попугай, - представил своего питомца дрессировщик, появившись на съемках. - Сейчас мы вам попробуем продемонстрировать лишь малую часть того, что он умеет». Дрессировщик повернулся к попугаю, но тот в ответ… выразительно промолчал.

«Подождите минуту, ему надо настроиться», - не смутился дрессировщик.

Съемочная группа замерла в ожидании. Однако ни через минуту, ни через десять, ни даже через полчаса птица не заговорила.

«Хорошо, видимо, сегодня он не в настроении говорить. Зато сейчас он вам обязательно покажет, как заразительно умеет смеяться».

И, не дав никому опомниться, дрессировщик начал дико хохотать, выжидательно при этом глядя на птицу. Попугай в ответ все так же внимательно смотрел на своего хозяина, продолжая молчать.

В этот момент Марк Захаров, потеряв всякое терпение, дал команду начинать съемку, а попугая потом просто озвучат. Но при словах режиссера «камера, мотор!» попугай тут же встрепенулся и… начал заразительно хохотать.

«Видите, я же говорил, что это очень умная птица, - резюмировал дрессировщик. - Зря силы не расходует и работает, только заслышав сигнал режиссера!»

- Во время съемок у Гайдая никак не могли снять эпизод, когда Киса Воробьянинов и отец Федор, держась с обеих сторон за стул, лягают друг друга ногами. Гайдаю все не нравилось, как пинаются артисты. Ему хотелось видеть в кадре длинные ноги и более смачные пинки. Актеры едва не разругались с режиссером из-за «придирок». Эти пинки снимали ниже пояса, и вместо ног Сергея Филиппова Гайдай решил снимать свои - очень длинные. И свои ноги его вполне устроили.

КСТАТИ

У фильмов «Двенадцать стульев» Марка Захарова и Леонида Гайдая все же есть актеры, которые сыграли и там, и там. Сразу четыре артиста параллельно сыграли и в первой, и во второй картинах. Правда, все-таки разные роли. Так, Савелий Крамаров в версии Захарова сыграл слесаря Полесова, у Гайдая - одноглазого шахматиста. Георгий Вицин у Захарова - гробовых дел мастер ­Безенчук, у Гайдая - монтер Мечников. Эдуард Бредун в варианте Захарова предстал в образе родственника Альхена, а в фильме Гайдая сыграл Пашу Эмильевича. И наконец, Юрий Медведев у Захарова - председатель тиражной комиссии, у Гайдая - театрал.

Поделиться видео </>

"12 стульев" - два фильма, два юбилея.Алена БАРМАТОВА

12 стульев (фильм, 1976) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«12 сту́льев» — четырехсерийный художественный телевизионный фильм 1976 года, снятый Марком Захаровым по одноимённому роману 1928 года И. Ильфа и Е. Петрова.

Это вторая полная экранизация романа в СССР (первая — Леонида Гайдая[2]) и шестая в мире.

Сюжет

Время действия — с 15 апреля по октябрь 1927 года; места действия — уездный город N, Старгород, Москва, Васюки, Пятигорск, Владикавказ, Тифлис и Ялта.

Спокойную жизнь делопроизводителя ЗАГСа Ипполита Матвеевича Воробьянинова нарушает не столько внезапная кончина тёщи Клавдии Ивановны Петуховой, сколько её признание в том, что в сиденье одного из 12 стульев их бывшего гостиного гарнитура работы мастера Гамбса она зашила свои бриллианты.

Ипполит Матвеевич решает найти сокровище; к несчастью, этим же занят священник церкви Фрола и Лавра отец Фёдор, узнавший эту тайну от Клавдии Ивановны на исповеди. Но Ипполиту Матвеевичу повстречался молодой авантюрист Остап Бендер, согласившийся за 40 % от стоимости бриллиантов помочь бывшему предводителю дворянства найти бриллианты.

Получив ордера на «Воробьяниновские стулья» у Варфоломея Коробейникова, которые находятся в Москве, компаньоны гонятся за стульями по всей стране: и в Москве и вверх по Волге.

На Военно-Грузинской дороге герои натыкаются на обедневшего отца Федора, который потратил все свои деньги на липовые «Воробьяниновские стулья», купленные в Батуме у инженера Брунса. Правда, он ещё не понял, что Коробейников его перехитрил. Священник, убегая от компаньонов, вскарабкивается на скалу, с которой 10 дней не может спуститься, но вскоре его спускают пожарные и увозят в психбольницу. В конце концов Остапу и Воробьянинову удаётся добраться до театра «Колумба», где вскрывают 11-й стул из 12-ти и, не найдя сокровищ, возвращаются в Москву. Перед тем как Остап вскрыл этот стул, с уст Кисы посыпались грубые слова и он не захотел отдавать стул. Но поскольку он всё прокутил, Остап начинает бить Кису, и тот на все соглашается…

Неизвестным образом Остапу удаётся разыскать последний стул, о чём он и сообщил Ипполиту Матвеевичу перед тем, как отправиться спать; оба понимают, что в этом последнем стуле и находится сокровище. Киса решает один завладеть всем сокровищем и убивает спящего Бендера, перерезав ему горло опасной бритвой.

Однако завладеть сокровищами Воробьянинову не удалось. Несколькими месяцами ранее сторож Клуба железнодорожников случайно обнаружил их в стуле, а заведующий клубом «товарищ Красильников» выстроил на эти деньги новый клуб.

Актёры и персонажи

В эпизодах

Съёмочная группа

  • Автор сценария: Марк Захаров
  • Режиссёр-постановщик: Марк Захаров
  • Операторы-постановщики:
  • Художники-постановщики:
  • Композитор: Геннадий Гладков
  • Текст песен: Ю. Михайлов
  • Звукооператор: В. Силаев
  • Режиссёр: Н. Конюшев
  • Оператор: А. Родионов
  • Костюмы Т. Ивановой
  • Балетмейстер: Леонид Таубе
  • Художник-декоратор: В. Ерёмин
  • Монтаж: Нина Осипова, Т. Аксёнова
  • Грим И. Могилёвкиной, Т. Шишкиной
  • Ассистенты:
    • режиссёра: В. Чернышёва
    • оператора: Ю. Серебряков
    • художника: М. Салдаева
  • Комбинированные съёмки:
    • Оператор: А. Пекарь
    • Художник: В. Седов
  • Редактор: В. Розина
  • Музыкальный редактор: Г. Чуприна
  • Инструментальный ансамбль
  • Директор картины: Вильгельм Ёркин

Факты

Фильм «12 стульев» и исполнитель главной роли Андрей Миронов на почтовой марке России 2001 года
  • Фильм телевизионный, и поэтому полностью снят в павильоне, хотя в романе множество эпизодов происходит на открытом пространстве.
  • В обеих советских экранизациях «12 стульев» снимались 10 актёров:
    1) Савелий Крамаров: в этом фильме он сыграл слесаря Полесова, а в фильме 1971 года — одноглазого шахматиста;
    2) Георгий Вицин: Безенчук — монтёр Мечников;
    3) Эдуард Бредун: родственник Альхена — Паша Эмильевич;
    4) Юрий Медведев: председатель тиражной комиссии — театрал в ложе с критиком;
    5) Павел Винник: официант в обоих фильмах;
    6) Григорий Шпигель: редактор газеты — Альхен;
    7) Анатолий Калабулин: шахматист — аукционист Василий;
    8) Анатолий Обухов: Кирилл Яковлевич — шахматист;
    9) Вячеслав Войнаровский: Олег Яковлевич — Никеша;
    10) Владимир Ферапонтов: милиционер — шахматист в клетчатом пиджаке.
  • Андрей Миронов и Анатолий Папанов пробовались на те же роли в фильм «12 стульев» Гайдая, но не убедили режиссёра.
  • Леонид Гайдай неодобрительно отзывался об этом фильме, называя его «уголовным преступлением»[3] и противопоставляя ему свой фильм, снятый пятью годами ранее.
  • В планах режиссёра фильма Марка Захарова изначально не было песни «Белеет мой парус такой одинокий». Её предложил автор текстов песен Юлий Ким. И она неожиданно стала сквозной темой фильма[4].
  • Автором текстов песен, Юлием Кимом, для фильма было написано пять песен Остапа. Финальная должна была звучать перед появлением последнего стула (эпизод, когда Ипполит Матвеевич расправлялся с помощью бритвы со своим концессионером). За кадром звучало бы грустное танго. Но этот текст не утвердил режиссёр Марк Захаров[4].
  • События фильма происходят в 1927 г., однако студенты в сцене на пароходе поют песню из к/ф «Волга-Волга» (1938)[4].

Примечания

Ссылки

Книги
Союзники
Соперники
Женщины Бендера
Другие персонажи
Города
Исполнители
роли Бендера
Фильмы по мотивам
«12 стульев»
  • Двенадцать стульев (М. Фрич, М. Вашински, Польша-Чехословакия, 1933)
  • 13 стульев (Э. Эмо, Германия, 1938)
  • It's in the Bag![en] (Ричард Уоллес, США, 1945)
  • Sju svarta be-hå (G. Bernhard, Швеция, 1954)
  • Treze Cadeiras (F. Eichhorn, Бразилия, 1957)
  • Двенадцать стульев (Т. Г. Алеа, Куба, 1962)
  • 12 + 1 (Н. Гесснер, США, 1969)
Постановки
«12 стульев»
Постановки
«Золотого телёнка»
Другие фильмы

"12 стульев". Гайдай VS Захаров | Блогер evatalva на сайте SPLETNIK.RU 25 апреля 2018

Две экранизации романа Ильфа и Петрова "12 стульев". Споры о том, какая из них лучше, не утихнут, наверное, никогда. Кому-то ближе двухсерийная постановка Леонида Гайдая, а другим- четырёхсерийная телеверсия Марка Захарова. Кто-то считает лучшим Бендером Гомиашвили, а другие не признают никого, кроме Миронова.

Гайдай на роль Остапа Бендера, после долгих проб, в которых поучаствовали наверное практически все актёры мужского пола подходящего возраста, утвердил Арчила Гомиашвили. Захаров без всяких проб взял Андрея Миронова      

У Гайдая Кису Воробьянинова сыграл Сергей Филиппов. У Захарова - Анатолий Папанов.

Отец Фёдор: две блестящие работы - Михаила Пуговкина и Ролана Быкова.

Дворник Тихон. Юрий Никулин(Гайдай) супротив Николая Скоробогатова(Захаров)

  Голубой воришка Альхен. Григорий Шпигель(Гайдай) и Олег Табаков(Захаров).

Мадам Грицацуева. Наталья Крачковская и Лидия Федосеева-Шукшина.

 Леонид Гайдай искал претендентов на Остапа по всей стране.
На роль Бендера  пробовались: Владимир Басов, Владимир Высоцкий, Алексей Баталов, Олег Борисов, Валентин Гафт, Евгений Евстигнеев, Андрей Миронов, Спартак Мишулин, Александр Ширвиндт, Михаил Козаков, Николай Рыбников, Николай Губенко… Гайдай собирался утвердить Михаила Козакова, но вскоре позвонил и извинился перед ним — мол, решил взять Белявского.
В первый день съемок с Александром Белявским не разбилась тарелка «на счастье». «Не пойдет! Фарта не будет!» — покачал головой суеверный Гайдай. Так и вышло: Белявский на фоне Сергея Филиппова в образе Кисы Воробьянинова смотрелся неавторитетно. Режиссер остановил съемки и вызвал Владимира Высоцкого. Но снова фаянсовая тарелка не разбилась. А Высоцкий, только начав сниматься, ушел в загул. И тут кто-то рассказал режиссеру, что в провинции уже несколько лет успешно играет Бендера в спектакле «Золотой теленок» малоизвестный актер Арчил Гомиашвили. Гомиашвили сыграл Бендера, но на озвучание не пришел из-за болезни. Его героя озвучил Юрий Саранцев, что вбило кол войны между обидевшимся актером и режиссером.

Зато Марк Захаров точно знал, что его Бендером будет забракованный Гайдаем Андрей Миронов. А Воробьяниновым — Анатолий Папанов, который также пробовался в «Двенадцать стульев» Гайдая, но чем-то его не устроил. С Мироновым Захаров дружил и видел в нем незаурядный комедийный и музыкальный дар. Миронов с восторгом стал сниматься и работал на площадке «на раз».

Гайдай пробовал на «женщину необъятных размеров с арбузными грудями» актрис Галину Волчек, Нонну Мордюкову, а утвердил Наталью Крачковскую. Марк Захаров без проб утвердил в свой фильм на «мадам Грицацуеву» Лидию Федосееву-Шукшину. Съемки актрисы совпали с большим горем в семье: ушел из жизни ее супруг Василий Шукшин, а когда началась работа над фильмом, умер и отец. На съемки самой веселой сцены — свадьбы мадам Грицацуевой и Остапа Бендера — актриса приехала сразу с похорон. Играла эпизод, а потом уходила и плакала. Именно поэтому она отказалась сама петь в кадре. Наталье Крачковской у Гайдая во время погони за своим «сусликом» досталось немало синяков и шишек. Сцену преследования Бендера по редакционным лестницам и коридорам снимали почти две недели. Более того, актрисе два раза пришлось прыгать вниз головой: в первый раз камера не сработала.

Пробы в фильм Гайдая. Александр Лазарев, Александр Ширвиндт, Александр Пороховщиков, Евгений Киндинов, Андрей Миронов, Михаил Козаков, Олег Борисов, Александр Белявский, Олег Басилашвили, Спартак Мишулин, Анатолий Кузнецов, Леонид Каневский.

Известно, что после премьеры захаровских «12 стульев» Гайдай сильно возмущался. Арчил Гомиашвили вспоминал: «Гайдай мне позвонил и сказал: — Через полчаса можете включить телевизор и увидите уголовное преступление. — Что такое? — «Двенадцать стульев», снятые Марком Захаровым». Сам Марк Захаров считает, что его подбор актеров — это простое совпадение: «Мой фильм к гайдаевскому проекту не имеет никакого отношения. Фильмы снимались в разное время. У Гайдая — на «Мосфильме». У меня — в «Останкино», как некая литературно-музыкальная композиция с текстом, который не является прямой речью. Это совсем другое дело. И потом Миронов и Папанов — это не те люди, которых надо пробовать. Я их просто пригласил, они были сразу! То, что Папанова и Миронова я снял, — это не случайность. Мы вместе долго работали в театре».

 

 

 

 

 

 


Какая экранизация нравится больше?

Марк Захаров утвердил артистов, которых забраковал Гайдай

Легендарные «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова сорок лет назад экранизировал сначала советский комедиограф Леонид Гайдай, а затем, спустя пять лет, великий экспериментатор, всегда идущий в ногу со временем, Марк Захаров.

Обе комедии обоих выдающихся режиссеров получились блестящими, что по сей день не мешает им оставаться конкурентами. Ярые поклонники гайдаевской ленты не устают критиковать альтернативное творение Марка Захарова. А те, кто влюбился в Бендера Андрея Миронова, откровенно «не переваривают» Остапа в исполнении Арчила ­Гомиашвили.

Обе комедии и, получается, актеры, в них сыгравшие, постоянно соревнуются за внимание и любовь зрителей. Сегодня мы решили посмотреть, как проходили съемки двух «Двенадцати стульев».

Один не знал, кого снимать, другой же брал актеров без проб

Режиссер Леонид Гайдай был человеком сомневающимся. Порой он лишь в процессе трудного, долгого поиска нащупывал то, что интуитивно себе представлял. Леонид Иович не знал, каким у него будет Бендер, и искал претендентов на эту роль по всей стране не один месяц, так же как великий комбинатор - стулья с сокровищами. На роль Остапа-Сулеймана-Берта-Марии Бендер-Бея Гайдай перепробовал аж 22 артистов. Перечень претендентов как Доска почета: Владимир Басов, Владимир Высоцкий, Алексей Баталов, Олег Борисов, Валентин Гафт, Евгений Евстигнеев, Андрей Миронов, Спартак Мишулин, Александр Ширвиндт, Михаил Козаков, Николай Рыбников, Николай Губенко и другие. Даже певцу Муслиму Магомаеву Гайдай предлагал «примерить» Бендера. Гайдай собирался утвердить Козакова, но вскоре позвонил и извинился перед ним - мол, решил взять Белявского. В первый день съемок с Александром Белявским не разбилась тарелка «на счастье». «Не пойдет! Фарта не будет!» - покачал головой суеверный Гайдай. Так и вышло: Белявский на фоне Сергея Филиппова в образе Кисы Воробьянинова смотрелся «неавторитетно». Режиссер остановил съемки и срочно вызвал Владимира Высоцкого. Но снова фаянсовая тарелка не разбилась. А Высоцкий, только начав сниматься, ушел в загул... И тут кто-то рассказал режиссеру, что в провинции уже несколько лет успешно играет Бендера в спектакле «Золотой теленок» малоизвестный актер Арчил Гомиашвили.

В Госкино возмутились решению Гайдая:

- Почему Бендером будет грузин?

- Так ведь папа у Остапа турецко-подданный. А почему маме не быть грузинкой? - ответил режиссер, увидевший в Гомиашвили «романтичную наглость» Бендера, чего ему не хватало в других актерах.

Гомиашвили сыграл Бендера, но на озвучание не пришел из-за болезни. Его героя озвучил Юрий Саранцев, что вбило кол войны между обидевшимся актером и режиссером. Они несколько лет даже не разговаривали.

Зато Марк Захаров со своей авантюрной попыткой перещеголять Гайдая уже на стадии сценария знал, что его Бендером будет забракованный Гайдаем Андрей Миронов. А Воробьяниновым - Анатолий Папанов, который также пробовался в «Двенадцать стульев» Гайдая, но чем-то его не устроил.

Для Любови Полищук сцена танцев в «Двенадцати стульях» стала роковой

Для Любови Полищук сцена танцев в «Двенадцати стульях» стала роковой

С Мироновым Захаров дружил и видел в нем незаурядный комедийный и музыкальный дар. Миронов с восторгом стал сниматься у друга и работал на площадке «на раз».

- Мой фильм к гайдаевскому проекту не имеет отношения. Фильмы снимались в разное время. У Гайдая - на «Мосфильме». У меня - в «Останкино», как некая литературно-музыкальная композиция с текстом, который не является прямой речью. А Миронов и Папанов - это не те люди, которых надо пробовать. Я их просто пригласил. И снял их не случайно. Мы вместе долго работали в театре, - рассказал нам Захаров.

Известно, что Гайдаю очень не понравилась экранизация Захарова.

Из воспоминаний Арчила Гомиашвили:

«Гайдай мне позвонил и сказал:

- Через полчаса можете включить телевизор и увидите уголовное преступление.

- Что такое?

- «Двенадцать стульев», снятые Марком Захаровым».

- По прошествии нескольких лет после первого показа зрители стали смотреть на мое творение с несколько большей симпатией, чем при первоначальном знакомстве, - заметил много позже Захаров.

Мадам Грицацуева

Гайдай пробовал на «женщину необъятных размеров с арбузными грудями» актрис Галину Волчек, Нонну Мордюкову, а утвердил Наталью Крачковскую.

Наталья Крачковская рассказывает: «На съемки меня привел муж, который был оператором у Гайдая. Когда режиссер увидел меня, схватил за руку: «Будешь сниматься! Только не худей!» Он следил, чтобы мне почаще подавали пончики, всякое мучное. Самой сложной и опасной показалась съемка сцены погони за Бендером... Я носилась по лестницам ровно две недели. Дублершу с похожей комплекцией найти было невозможно. Потом мне пришлось лететь вниз головой на крошечный матрасик. Режиссер предупредил: «Голова поместится, остальное нас не волнует». Я прыгнула. Мне ответили:

- Получилось, вот только камеру у нас заело. Надо переснять...»

Марк Захаров без проб утвердил в свой фильм на «мадам Грицацуеву» Лидию Федосееву-Шукшину.

Съемки актрисы совпали с большим горем в ее семье: ушел из жизни ее супруг Василий Шукшин, а уже когда началась работа над фильмом, умер отец. На съемки самой веселой сцены - свадьбы мадам Грицацуевой и Остапа Бендера - актриса приехала сразу с похорон. Играла эпизод, а потом уходила и плакала… Именно поэтому она отказалась сама петь в кадре, тогда ей было вовсе не до песен. Зато геройски, дубль за дублем, играла сцену, где на нее падает карниз. Карниз был настоящим, не бутафорским, и актриса с замиранием сердца от него «уворачивалась»...

Два Кисы Воробьяниновых - в исполнении Филиппова и Папанова.  И оба - незабываемые!

Два Кисы Воробьяниновых - в исполнении Филиппова и Папанова. И оба - незабываемые!

Эллочка похудела

В фильм Гайдая на роль Эллочки-людоедочки пробовалась Наталья Варлей, а утвердили Наталью Воробьеву.

- Во время проб Леонид Иович попросил меня примерить светлый парик - и тотчас увидел во мне Лизу. Я согласилась. Эта роль была не такой эксцентричной, но зато более душевной, - рассказывает Варлей.

А вот исполнительница роли Эллочки-людоедки в экранизации Марка Захарова - Елена Шанина - перед пробами на роль за 65 дней похудела на 41 кг, а затем по просьбе Марка Захарова за три недели до съемок сбросила еще 10 кг. И к моменту съемок весила 50 кг.

Миронов спел, а Гомиашвили не дали

Гайдай хотел сделать своего Остапа поющим. Он пригласил Зацепина и Дербенева и попросил написать этакую сольную «Песенку Остапа Бендера». Песня была написана, и съемочная группа с удовольствием ее распевала. Но в фильм она не вошла. И зритель не услышал ее из уст Остапа. Министр культуры Екатерина Фурцева категорически выступила против песни Остапа, заявив, дескать, после выхода на экраны эта песня станет «гимном» определенной части нашего общества. «А нам хватит уже», - добавила Фурцева и сурово погрозила пальцем.

Судьба Андрея Миронова в певческом смысле оказалась более счастливой.

Остап Бендер и мадам Грицацуева в исполнении Гомиашвили и Крачковской в фильме Гайдая

Остап Бендер и мадам Грицацуева в исполнении Гомиашвили и Крачковской в фильме Гайдая

Рассказывает Марк Захаров:

- Андрей Миронов - феерический актер. Мы не собирались показывать стопроцентного реалистического Бендера, назрела потребность в чисто эмоциональном, а не идейно-смысловом воспоминании о нашем былом увлечении прежними «Двенадцатью стульями». Остроумная музыка Гладкова, состоящая из мелодий, которые запоминались раз и навсегда, удивительно элегантные, ироничные стихи Кима... Не знаю, кого имел в виду Юлий Ким - Андрея Миронова или Остапа Бендера, когда сочинил один из своих пронзительных фокстротов: «О, наслажденье скользить по краю! Замрите, ангелы, смотрите - я играю»... Я не стал соревноваться с традиционным кинематографом. А сделал в результате некое литературно-музыкальное обозрение с большими текстовыми блокадами, целиком извлеченными из первоисточника... Козаков назвал мой фильм музыкальным хулиганством.

В планах режиссера фильма Марка Захарова изначально не было песни «Белеет мой парус такой одинокий». Ее предложил автор текстов песен Юлий Ким. И она неожиданно стала сквозной темой фильма.

Автором текстов песен Юлием Кимом для фильма было написано пять песен Остапа. Финальная должна была звучать перед появлением последнего стула (эпизод, когда Ипполит Матвеевич расправлялся с помощью бритвы со своим концессионером). За кадром звучало бы грустное танго. Но этот текст не утвердил режиссер Марк Захаров.

Миронов и Федосеева-Шукшина  в «Двенадцати стульях» Марка Захарова

Миронов и Федосеева-Шукшина в «Двенадцати стульях» Марка Захарова

О травмах

- Отца Федора у Гайдая сыграл Михаил Пуговкин. Актер сперва засомневался: «Не грешно ли осмеивать священнослужителя?» - но мама успокоила, мол, посмеешься не над верой, а над недостойным пастырем. На Кавказе для эпизода, когда отец Федор забрался на скалу, Пуговкина, бледного от страха, пожарным краном подняли на самый высокий пик скалы (он признавался, что едва не получил нервный приступ). А когда на студии просмотрели пленку, оказалось, что высоты не видно - пришлось переснимать сцену в павильоне. В Батуми группа месяц ждала шторма, чтобы на фоне выразительных волн Пуговкин рубил стулья. После этих съемок актер слег с сильнейшим приступом радикулита - не мог разогнуться, лежал пластом.

- Впрочем, были травмы и на съемках у Захарова. Актриса Любовь Полищук повредила позвоночник - Андрей Миронов должен был уронить ее на матрас во время знойного танго. Но актриса упала на пол...

Истории на съемках

- Во время работы над «Двенадцатью стульями» Марка Захарова был один эпизод, когда смех не мог сдержать никто из съемочной группы. В сцене собрания «Союза меча и орала» по задумке режиссера обязательно должен был присутствовать говорящий попугай.

«Мой попугай - самый умный и самый говорящий попугай, - представил своего питомца дрессировщик, появившись на съемках. - Сейчас мы вам попробуем продемонстрировать лишь малую часть того, что он умеет». Дрессировщик повернулся к попугаю, но тот в ответ… выразительно промолчал.

«Подождите минуту, ему надо настроиться», - не смутился дрессировщик.

Съемочная группа замерла в ожидании. Однако ни через минуту, ни через десять, ни даже через полчаса птица не заговорила.

«Хорошо, видимо, сегодня он не в настроении говорить. Зато сейчас он вам обязательно покажет, как заразительно умеет смеяться».

И, не дав никому опомниться, дрессировщик начал дико хохотать, выжидательно при этом глядя на птицу. Попугай в ответ все так же внимательно смотрел на своего хозяина, продолжая молчать.

В этот момент Марк Захаров, потеряв всякое терпение, дал команду начинать съемку, а попугая потом просто озвучат. Но при словах режиссера «камера, мотор!» попугай тут же встрепенулся и… начал заразительно хохотать.

«Видите, я же говорил, что это очень умная птица, - резюмировал дрессировщик. - Зря силы не расходует и работает, только заслышав сигнал режиссера!»

- Во время съемок у Гайдая никак не могли снять эпизод, когда Киса Воробьянинов и отец Федор, держась с обеих сторон за стул, лягают друг друга ногами. Гайдаю все не нравилось, как пинаются артисты. Ему хотелось видеть в кадре длинные ноги и более смачные пинки. Актеры едва не разругались с режиссером из-за «придирок». Эти пинки снимали ниже пояса, и вместо ног Сергея Филиппова Гайдай решил снимать свои - очень длинные. И свои ноги его вполне устроили.

КСТАТИ

У фильмов «Двенадцать стульев» Марка Захарова и Леонида Гайдая все же есть актеры, которые сыграли и там, и там. Сразу четыре артиста параллельно сыграли и в первой, и во второй картинах. Правда, все-таки разные роли. Так, Савелий Крамаров в версии Захарова сыграл слесаря Полесова, у Гайдая - одноглазого шахматиста. Георгий Вицин у Захарова - гробовых дел мастер ­Безенчук, у Гайдая - монтер Мечников. Эдуард Бредун в варианте Захарова предстал в образе родственника Альхена, а в фильме Гайдая сыграл Пашу Эмильевича. И наконец, Юрий Медведев у Захарова - председатель тиражной комиссии, у Гайдая - театрал.

Поделиться видео </>

"12 стульев" - два фильма, два юбилея.Алена БАРМАТОВА

About Author


admin

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о