Архитектура и искусство «Ар Нуво»
Вторая половина девятнадцатого века всецело принадлежала мастерам эклектики. Новые идеи черпали из смешения различных стилей, их повторения. Зрела необходимость создания чего-то принципиально нового, дарующего свободу от связи с историческим прошлым. Так стал зарождаться декоративно-орнаментальный стиль «Ар Нуво» — новое искусство.
В восьмидесятые годы черты стиля «Ар Нуво» стали просматриваться в работах художников, скульпторов. Мастеров вдохновляли растения. Именно флористический орнамент стал ключевым элементом стиля «Ар Нуво», сделал его хорошо узнаваемым.
Вышивка Германа Обриста «Удар бича».
Эталоном стиля стали плавные изогнутые линии вышивки Герман Обриста под названием «Удар бича». Новое искусство полностью отрицало формы архитектурных стилей прошлого, вдохновляло на поиски новых причудливых декоративных форм, имеющих вид подвижных растительных мотивов, волнообразных и изогнутых линий. Линии зрительно сливались с элементами конструкций, органично сочетая в себе веяния Востока и стремление к конструктивности. В отделке отдавалось предпочтение стилизованному растительному и животному узору, линии которого мягко изгибались, были плоскими. Эти образы нельзя было сравнить с произведениями натурализма или историзма. Скорее они напоминали позднеготические формы и японскую живопись. Все эти черты очень быстро оформились в новый стиль, имеющий целый ряд отличительных признаков.
Стиль стремительно развивался и вскоре стал чрезвычайно популярным. Широкое распространение он получил не только в таких областях, как живопись и архитектура. Мастера оформляли помещения в стиле «Ар Нуво», делали мебель и предметы быта.
Стоит отметить, что название «Ар Нуво» — по происхождению французское – является международным и наиболее известным. Однако в разных странах он получил разные имена. Так в России это был «Модерн», Германия дала ему имя «Югендстиль», Италия «Либерти», в Шотландии он известен как «Макинтош», а в США – «Тиффани».
Бельгийский архитектор Виктор Орту
Архитектор Виктор Орту
В архитектуре главенствовали текучие формы. Такой прием позволял возводить металлоконструкции в виде зарослей фантастических цветов. Основным отличием архитектуры модерна являлось сочетание эстетической красоты, создаваемой при помощи природных линий, с функциональностью здания. Первопроходцем направления в архитектуре можно считать бельгийского архитектора Виктора Орту. Именно он создавал проекты из металла и стекла, придавая железным несущим конструкциям форму фантастических растений.
Архитектор Эктор Гимар
Архитектор Эктор Гимар
Во Франции стиль получил распространение благодаря Эктору Гимару, спроектировавшему парижское метро. Полное отрицание всех представлений об архитектуре — в работах Антонио Гауди. Среди примеров — дом Мила Гауди в Барселоне. Архитектор успешно реализовал принцип архитектуры, сливающейся с природой. Создается впечатление, что автором проекта выступает сама природа. Стирая грани между архитектурой и скульптурой, он создает потрясающую фантастическую среду, архскульптуру. Таков его Собор Святого семейства в Барселоне, который так похож на живой организм.
Архитектор Фёдор Шехтель
Архитектор Фёдор Шехтель
Интереснейшей особенностью модерна является использование треугольных орнаментов, редкое сочетание овала с треугольником. Яркий пример применения такой техники МХАТовская «Чайка», декоративные решетки и приемы Фёдора Шехтеля, который превращает овал-треугольник в спираль. Подобное сочетание – уникально. Вообще овалы и трансформированные овалы в подобии (резанные, симметрично наклоненные, овальные сетки для частей овалов – невидимые овалы) лежат в основе, так называемой, линейности стиля «Ар Нуво». Они же являются подтверждением его органичности — эллипс вызывает наименьшее раздражение.
Архитектор Антонио Гауди
Стоит отметить, что стиль «Ар Нуво» имитирует не только внешние формы всего живого, но и его поведение. Такая, во многом еле уловимая, «организменность» является, пожалуй, одним из главных его признаков. Здесь стоит снова вернуться к произведениям Антонио Гауди и вспомнить его «дом-организм». Есть и другие – более локальные приемы. Например, прием самообвивания. Это самый распространенный способ изображения линий.
При внимательном изучении самых разных произведений искусства, выполненных в стиле «Ар Нуво», замечаешь присущую лишь данному направлению характерную черту. Это некое мировоззренческое проявление – неживое наделяется жизнью, живое – мертвое и застывшее. От этого становится немного жутковато.
Модерн прекрасен не только в восприятии как единое целое, но и в деталях. Примером может служить прием вытягивания из воображаемой очень густой тонкой, пронизанной волокнами среды. Скрученные предметы, вытянутые таким образом выглядят загадочными и немного пугающими.
Если говорить о пропорциях, то объемы и формы стиля характеризуются небольшой растянутостью, которая, вероятно присуща органическому росту. А принцип образования формы строится на природной геометрии.
Если говорить о цвете в стиле «Ар Нуво», то он построен на диссонансных парах. Так, оранжевый сталкивается с фиолетовым в серой оправе или пару коричневому составляет белый. По фактуре такому цветовому строю соответствует бронза с темной тонировкой, дерево ореховое и красное, цветной мрамор и, конечно же, фиолетово-синяя глазурь.
Развитие стиля привело к возникновению нескольких его направлений:
1. Неоромантизм, вобравший в себя черты романского и готического стиля.
2. Неоклассический стиль (опирающийся больше на классику – пропорции, гармонию).
3. Рационализм, характеризующийся использованием простых форм, причисляемый в России к авангарду (более позднему стилю).
Следует отметить, что некоторые специалисты в области истории архитектуры полагают, что вышеперечисленные стили являются самостоятельными, тогда как другие все-таки относят их к разновидностям стиля модерн или «Ар Нуво».
Модерн а-ля Франсэ. История модерна в картинках
В 1860-1870 годы в вся Европа была увлечена эклектикой, суть которой сводится к смешению художественных стилей предыдущих эпох. Такое положение дел абсолютно не удовлетворяло художников, скульпторов и дизайнеров, находящихся в авангарде современного искусства. Бесконечная «перепевка старых песенок на новый лад» ограничивала полёт фантазии и не соответствовала духу времени. Задачей новаторов и первопроходцев от искусства стало создание нового стиля, в рамках которого любой объект или предмет рассматривался бы не только сам по себе, но и как часть пространства, его неотъемлемый элемент, находящийся во взаимосвязи с другими элементами. Архитектура здания, убранство его интерьеров, дизайн предметов и мебели, должны были быть связаны в единое художественное целое. Этот принцип единства создавал поразительную целостность и художественную завершенность каждого объекта, к которому прикладывали руки и сердце модернисты от архитектуры, живописи, дизайна.
Новый стиль возник почти одновременно в большинстве европейских стран и быстро приобрёл огромную популярность. Над названием долго не думали. Всё гениальное — просто и слово МОДЕРН (означающее в переводе — современный) оказалось вполне подходящим. МОДЕРН стал не просто новым стилем, а гораздо большим — новым мировоззрением, вобравшим в себя и объединившим все виды искусства. В этой парадигме ценность ремесленников и архитекторов, воплощавших эскизы художников в жизнь, была ничуть не меньше, чем самих художников или скульпторов.
Своё вдохновение модернисты черпали в природе, отсюда плавность линий, текучесть, вытянутые, изящные формы, обилие растительных орнаментов, стилизованных изображений птиц, фантастических животных, цветов. Лилии и кувшинки, орхидеи и ирисы, стрекозы и бабочки, павлины и ласточки поселились на фасадах европейских модерновых особняков, заполнили гостиные, столовые и будуары. Боже, а как же восхитительны были женщины эпохи модерн — изящная линия шеи и плеч, великолепные волосы и причёски, изумительные шляпки, шикарные платья, расшитые бутонами и птицами…
Дамы эпохи модерна на фотографиях Феликса Надара
Фирменным знаком, своеобразным символом МОДЕРНА стал знаменитый гобелен — искусное творение Германа Обриста (немецкий художник — декоратор, скульптор, представитель немецкого модерна). Мастер назвал свою работу «Цикламен» и представил на суд публики. Одному из критиков привиделось, что стебли растения похожи изгибы бича или кнута, яростно обрушивающегося на спину своенравного жеребца. Всем так запала в душу эта метафора, что с тех пор этот рисунок так и стали именовать «ударом бича», а извивающаяся золотая линия стала фирменным росчерком стиля МОДЕРН.
Плавные, изгибающееся линии и отсутствие углов + изображения фантастических животных, диковинных птиц и томных женщин с прекрасными распущенными волосами + необычное сочетание дорогих и экзотических материалов + подчёркнутая асимметрия = стиль МОДЕРН .
Но, как гласит народная мудрость: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!»
Итак, добро пожаловать во Францию и Бельгию времён расцвета МОДЕРНА!
- АР НУВО или МОДЕРН а-ля ФРАНСЭ.
Ар Нуво ( в переводе с французского «l’art nouveau» буквально «новое искусство»). Стиль получил свое название благодаря одноименному парижскому салону, открывшемуся в 1895 г.
Анри ван де Вельде — бельгийский архитектор, выдающийся дизайнер, художник книг и создатель новых форм мебели и фарфора
Анри ван Вельде обладал многогранным талантом. Художник, график, мебельщик, дизайнер и архитектор, он стоял у самых истоков создания стиля АР НУВО. Он прожил 94 года и посвятил большую часть своей жизни преподаванию. На его счету выпуск нескольких поколений дизайнеров «нового стиля». Его собственный особняк «Блуменверф» в местечке Уккеле близ Брюсселя является одним из первых объектов в стиле АР НУВО. Не только архитектура, но и все детали интерьера, в том числе даже одежда обитателей дома, тщательно прорисованы самим хозяином в новом для того времени стиле.
Виктор Орта — бельгийский архитектор, дизайнер
Бельгийский мастер Виктор Орта также считается в одним из родоначальников АР НУВО в архитектуре. Именно его проектные решения фасадов и интерьеров чаще всего приводят в пример как эталонные для стиля модерн. Его задумки требовали использования передовых подходов в строительстве и он активно изучал и смело применял новые материалы. Он был одним из первопроходцев и разработал новые стандарты использования металлоконструкций и стекла, чем не преминули воспользоваться его соратники и последователи.
Интерьеры особняков Тасселя и Сольве
Эмиль Галле — французский промышленный дизайнер, реформатор художественного стекла
Француз Эмиль Галле тоже был не обделён талантами. Он был энциклопедически образован, увлекался ботаникой, слыл незаурядным химиком, писателем, художником и философом. Однако всемирную славу Эмилю Галле создали его непревзойденные «камейные» вазы и лампы, с которыми он дебютировал на Парижской всемирной выставке 1878 года. Всех так поразили представленные им (язык не поворачивается назвать их просто вещами) произведения искусства, что с этого момента за ним прочно закрепилось звание Мастера, обладающего непревзойдённым умением соединять разнообразные прикладные инновации с образными принципами символизма. Вот лишь несколько из его изобретений:
- Техника «лунного света» — clair-de-lune
- Подкраска оксидами кобальта, придающими стеклу сапфировый оттенок непередаваемой красоты
- Использование многослойного стекла (обработанного красителями, кислотой и резьбой) — образующего полупрозрачную поверхность, напоминающую роскошную камею.
- Варьируя методы работы с горячей массой, вводя в фактуру фольгу, пузырьки воздуха и нарочитые трещинки, он научился получать «стеклянные маркетри» (его собственный термин) — разновидность мозаики.
С 1884 года он выпускал и так называемые «говорящие» стеклянные изделия (verreries parlantes) с цитатами из Франсуа Вийона, Шарля Бодлера, Стефана Малларме, Поля Верлена и других поэтов.
Галле увлекался не только стеклом, мебель, вышедшая из под его руки изумительна и поражает эффектностью и изяществом.
Гектор Гимар — один из самых ярких представителей французского модерна в архитектуре.
Воспитанник Школы декоративно-прикладного искусства и Школы изящных искусств Парижа, Гектор Гимар начинал с увлечения неоготикой. Одновременно с этим его привлекают растительные орнаменты и виньетки в духе рококо и возможность использования абсолютно новых материалов — стекла и стали. Осознав потрясающие пластические возможности стали и выразительность сочетания металла и цветного стекла, он, получив заказ на возведение станций Парижского метрополитена, начал экспериментировать. Улицы Парижа украсили странные изогнутые сооружения, похожие на огромные ювелирные украшения или причудливых насекомых. Это была первая попытка европейских архитекторов придать транспортному сооружению художественный облик. Так появился термин «стиль метро» — одно из многочисленных наименований стиля модерн.
Гимар подарил Парижу не только оригинальные станции метро, но и многочисленные здания и зданьица, особняки и особничища, виллы и виллочки. Он удивлял публику не только причудливыми изгибами фасадов, но и оригинальными интерьерами, являющимися закономерным продолжением обтекаемых форм и изогнутых линий внешнего убранства здания. Для своих домов Гимар проектировал и мебель в том же стиле АР НУВО, с присущей направлению плавностью линий и природной «обтекаемостью».
Знаментитые станции метро Гектора Гимара в Париже:
Альфонс Муха, не нуждающийся в особом представлении 🙂
Говоря о французском модерне невозможно обойти молчанием выдающегося чешского художника Альфонса Муху. Он приехал в Париж в конце 1880-х годов будучи уже довольно известным художником и увлёкся парижским театром, примой которого в то время была знаменитая Сара Бернар. Муха начал создавать афиши к её спектаклям и эта работа моментально сделала его едва ли не самым популярным художником Парижа. Восхищенная Сара Бернар пожелала с ним познакомиться и по её настоянию он получил место главного декоратора театра. За последующие шесть лет из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям, а также декорации к постановкам, в которых участвовала Бернар. Он делал эскизы и к её костюмам и украшениям.
Кроме театра у Мухи было и другое увлечение — он рисовал этикетки и виньетки для рекламы товаров. Шампанское и бисквиты, велосипеды и спички удостоились чести быть запечатлёнными кистью мастера! Он с потрясающей лёгкостью вкладывал все эти вещи в руки пышнотелых красавиц, превращая предметы быта в элемент искусства.
Анри де Тулуз-Лотрек — выдающийся художник, ярчайший представитель французского АР НУВО, певец и летописец ночной жизни Парижа эпохи модерн.
Тулуз-Лотрек посвятил себя поиску психологической выразительности — каким образом передать неповторимый облик и индивидуальность модели, не прибегая к портретной технике? На помощь ему пришёл его недюжинный талант графика — дерзкая, энергичная линия, в мгновение ока выхватывала самую суть персонажа. Переносясь из бурного водоворота Монмартра на полотно художника, ночная парижская жизнь продолжала безудержно клокотать и бурлить, возбуждая завлекая зрителей.
«Лотрек превосходно владеет линией, справляясь с ней с необычайной уверенностью. Он легко изгибает её по повелению момента — эти изгибы остроумны, элегантны, печальны. И они всегда декоративны». Так писал о творчестве Тулуз-Лотрека его современник, художественный критик Франц Журден. Именно эта декоративность прочными узами связывает живописца с движением АР НУВО.
Красочные афиши, рекламы, плакаты в стиле АР НУВО буквально наводнили весь Париж. Конечно, Тулуз-Лотрек с его непревзойдённым мастерством не остался в стороне. Помимо великолепного владения линией, он обладал потрясающей наблюдательностью, острым, проницательным и весьма саркастичным умом. Он изображал ночную жизнь Парижа хлёстко, шаржируя её, выплёскивая свои зрительные впечатления на холст в густой, концентрированной форме. Глядя на его афиши, мы начинаем кожей чувствовать атмосферу знаменитого кабаре Мулен Руж начала 20 века — обольстительную, угарную, полупьяную, откровенную, пронизанную пошлостью и развратом. Разнузданная кадриль, проститутки и содержанки вперемешку со сливками парижского общества, наслаждающимися плотной плотской атмосферой вседозволенности — вот она, изнаночная жизнь Парижа эпохи модерн.
В следующей части нас ждёт путешествие в Англию, Шотландию и Ирландию — МОДЕРН СТАЙЛ и МАКИНТОШ или модерн по-джентльменски.
«Олд Лондон», Анна
Рижский модерн — Википедия
Эклектичный ар-нуво: здание на улице Альберта, архитектор — Михаил Эйзенштейн. Популярное у туристов здание, однако чрезмерно украшено по сравнению с более характерными образцами[1].Рижский модерн (также рижское ар-нуво, рижский югендстиль) — распространённый в Риге архитектурный стиль; около трети зданий в центре города выполнено в этом стиле, что делает латвийскую столицу городом с наибольшей концентрацией архитектурного модерна в мире. Большинство зданий в стиле модерн датируются периодом 1904—1914 годов, обычно это многоэтажные многоквартирные дома.
В конце XIX века бывший ганзейский город-порт Рига играл важную роль для Российской империи. В период стремительного экономического, промышленного и демографического развития Рига росла не менее быстро: в 1897—1913 годах население города увеличилось на рекордные в истории 88 % (в 1914 году оно составило 530 000 человек). Рига стала пятым по размеру городом в Империи и третьим в Балтике[2][3].
В середине XIX столетия Рига выросла за пределы средневековых фортифицированных границ — оборонительные сооружения постепенно демонтировали начиная с 1856 года, на их месте находится цепочка бульваров и садов, окружающих старый город. Новую застройку вели по сетке и в соответствии со строгими требованиями (к примеру, было запрещено строить здания больше 6 этажей или 21,3 м высотой), это позволяло новым кварталам иметь общий стиль[4]. В 1910—1913 годах ежегодно возводили от 300 до 500 новых зданий, большинство из них — вне старого города, в основном использовался модерн (югендстиль)[3]. Несколько строений в стиле модерн появилось и в пределах старого города, а также в Межапарке — там построили частные дома на одну семью[5][6]. Самые первые здания в стиле модерн были возведены по проектам архитекторов Альфреда Ашенкампфа и Макса Шервинского[en] в средневековой части города по адресу: улица Аудею, 7[5].
Владельцы, архитекторы и строители новых зданий в стиле модерн были из разных этнических групп, среди них были первые латыши, впервые занимавшие столь высокие позиции в обществе[7]. Среди архитекторов-латышей этого периода были Эйжен Лаубе, Константин Пекшенс, Янис Алкснис[en], также в стиле модерн работали евреи (Михаил Эйзенштейн, Пауль Мандельштам) и балтийские немцы (среди них Бернхард Биленштайн[en], Рудольф Донберг и Артур Мёдлингер)[8]. В этот же период шло развитие латышской национальной идентичности, и хотя мало кто из общего количества архитекторов были латышами с родным латышским языком, именно эта небольшая группа спроектировала около 40 % зданий, возведённых в начале XX века[9]. Росло число домовладельцев-латышей (не немцев и не русских). Несмотря на то, что архитекторы, работавшие в стиле модерн, по большей части были рижанами, рижский модерн испытал зарубежное влияние — в основном, германское, австрийское и финское[5][10][11]. Важным этапом становления модерна стало открытие в 1869 году архитектурного факультета в Рижском политехническом институте, ныне носящим название Рижский технический университет; этот факультет окончило целое поколение местных архитекторов[5].
Декоративные элементы на зданиях, скульптуры, витражи, майоликовые печи и подобные предметы частично были произведены местными компаниями, а частично импортировались. Компании, производившие декоративные вещи, работали также на экспорт, их продукцию отправляли по Российской империи, в частности, в Таллин и Санкт-Петербург[12].
По состоянию на 2000-е годы в стиле модерн выполнено около трети зданий рижского центра, что делает Ригу городом с наибольшей концентрацией архитектуры ар-нуво в мире[13][14][15][16].

Модерн (также ар-нуво или югендстиль) появился как реакция на эклектизм и другие стили, возрождавшие старину. Аналогично другим странам, развитие латвийского модерна было вызвано желанием создания индивидуалистического архитектурного облика, не полагающегося на явные исторические стили и вобравшего в себя местные особенности; как и везде, в Латвии модерн избирательно использует материалы, а украшения на зданиях размещаются сугубо в соответствии с конструктивной схемой здания[18][19].
Рижский модерн обычно разделяют на четыре основные разновидности: «декоративный» («эклектичный»), «вертикальный» («перпендикулярный»), «в стиле национального романтизма» и «неоклассический». Данное разделение, однако, во многом условно, часто встречаются здания, облик которых демонстрирует влияние нескольких стилей одновременно[18][19].
Декоративный стиль[править | править код]
Первая появившаяся в Риге разновидность ар-нуво. Изначально декоративный модерн представлял собой адаптацию эклектизма, не привнося ничего в структуру зданий. У строений в этом стиле ритмично разделённые фасады, богато украшенные лепниной и другими декоративными элементами. В этом виде модерна было особенно сильно иностранное влияние, в частности, германское, а также влияние символизма. Одни из самых известных рижских зданий, возведённых в этом стиле, — ряд домов на улице Альберта, многие из них выполнены по проекту Михаила Эйзенштейна. Хотя они очень популярны у туристов, эти здания не самые характерные примеры рижского ар-нуво[10][20].
Вертикальный стиль[править | править код]
На смену декоративному модерну пришёл более рациональный «вертикальный» — названный так по вертикальной ориентации фасадов и геометрическим орнаментам на них. Структура зданий стала истинно модернистской, где внешняя часть здания соответствует интерьеру, а не независима от него (как было раньше). В этом стиле было построено несколько универсальных магазинов, из-за чего данная разновидность модерна иногда именуется «магазинной» (нем. Warenhausstil)[21].
Национальный романтизм[править | править код]
Национальное возрождение, начавшееся в Латвии в XIX столетии, привело к формированию отдельной латвийской идентичности, как политической, так и культурной. После политических потрясений (в особенности Революции 1905 года в России) возникла потребность в создании произведений искусства, выражающих особенности местной культуры (хотя архитекторы периодически вдохновлялись финскими строениями). Национально-романтический архитектурный стиль иногда выделяется из модерна, но в латвийском контексте обычно считается его вариантом. Данный стиль существовал относительно недолго — с 1905 по 1911 год, он характеризуется сдержанным украшением строений, фольклорными мотивами в декоре, монументальным видом зданий и использованием натуральных строительных материалов[22][23].
Неоклассический стиль[править | править код]
Неоклассический модерн — последняя стадия развития ар-нуво в Риге, она мало представлена в городе. Архитекторы вдохновлялись архитектурным классицизмом[en], разновидностью классицизма, широко распространённой в Российской империи XIX века (но не в Риге). Этот новый монументальный вид модерна был в основном использован при строительстве нескольких банков[14].
«Национальный романтический» модерн: украшение дверного проёма в здании 1908 года по проекту Константина Пекшенса[25]
- ↑ Krastins, 2006, pp. 402.
- ↑ Grosa, 2003, p. 3.
- ↑ 1 2 Krastins, 2006, p. 397.
- ↑ Krastins & Strautmanis, 2004, p. 10.
- ↑ 1 2 3 4 5 Krastins, 2006, p. 400.
- ↑ Maps and Routes (неопр.). Riga Art Nouveau Centre. Дата обращения 11 марта 2016.
- ↑ Grosa, 2003, p. 4.
- ↑ Krastins, 2006, p. 403.
- ↑ Krastins, 1996, p. 35.
- ↑ 1 2 Grosa, 2003, p. 5.
- ↑ Krastins, 1996, p. 34.
- ↑ Grosa, 2003, p. 7.
- ↑ Krastins, 2006, p. 398.
- ↑ 1 2 Krastins & Strautmanis, 2004, p. 14.
- ↑ Krastins, 1996, p. 30.
- ↑ Historic Centre of Riga (неопр.). ЮНЕСКО. Дата обращения 11 марта 2016.
- ↑ Krastins & Strautmanis, 2004, p. 51.
- ↑ 1 2 Grosa, 2003, pp. 3–7.
- ↑ 1 2 Krastins, 2006, pp. 400–410.
- ↑ Krastins, 2006, pp. 400–402.
- ↑ Krastins, 2006, pp. 402–405.
- ↑ Krastins, 2006, pp. 405.
- ↑ Grosa, 2003, p. 6.
- ↑ Krastins & Strautmanis, 2004, p. 58.
- ↑ Krastins & Strautmanis, 2004, p. 203.
- Janis Krastins. Riga. Jugendstilmetropole. Art Nouveau Metropolis. Jugendstila Metropole. — Riga: Baltika, 1996. — ISBN 9984-9178-1-9.
- Silvija Grosa. Art Nouveau in Riga. — Jumava, 2003. — ISBN 9984-05-601-5.
- Solveiga Rush. Mikhail Eisenstein. Themes and symbols in Art Nouveau architecture of Riga 1901-1906. — Neputns, 2003. — ISBN 9984-729-31-1.
- Krastins Janis & Strautmanis Ivars. Riga. The complete guide to architecture. — Riga: Projekts, 2004. — ISBN 9984-9687-0-7.
- Janis Krastins. Architecture and Urban Development of Art Nouveau – Metropolis Riga (англ.) // International Review of Sociology : журнал. — Routledge, 2006. — Vol. 16, iss. 2. — P. 395–425. — DOI:10.1080/03906700600709327.
- Agrita Tipane. Motifs of Nature in Riga Art Nouveau Museum (англ.) // Architecture & Urban Planning : журнал. — Riga: Rīgas Tehniskā universitāte, 2010. — Iss. 4. — P. 6–13.
- Крастиньш Я. А. Стиль модерн в архитектуре Риги. — М.: Стройиздат, 1988. — 272 с., ил. — ISBN 5-274-00691-4
- Riga Jugendstila Centrs (Центр югендстиля в Риге) — организация, отвечающая за музей рижского модерна и занимающаяся наполнением базы данных зданий в этом стиле.
- Коллекция фото рижских зданий в стиле модерн.
Стиль модерн и арт-нуво в архитектуре и дизайне интерьера: особенности и отличительные признаки
Чем характерен невероятно популярный стиль арт нуво (или модерн) в интерьере
Стиль модерн (или в дизайне интерьера рубежа XXI — XX веков. Как известно, Стиль модерн в дизайне интерьера возник на рубеже веков, когда технический прогресс в конце XIX в. привнес в Западную Европу новые тенденции в искусстве и архитектуре, возникшие в противовес рационализму XIX в. Это отказ от смешения исторических стилей (эклектики) и поиск современных декоративных форм. Любой новый стиль появляется постепенно из предшествующих стилей, ведь перед человечеством всегда стоят новые задачи, появляются новые конструкции и строительные материалы, а это требует изменения устаревших форм.
Популярный стиль модерн в дизайне интерьера имеет черты: трактовка поверхности, плоскости, фактуры, определенная ритмика движения форм, орнаментальный декор и собственная иконосфера. В вещах модерна — вазах, канделябрах, пепельницах, чернильницах, пресс-папье и календарях появляется фигурка женщины, которую можно увидеть в иллюстрациях О. Бердслея, в живописи Г. Климта, в скульптурах О. Родена. Льющаяся вода, и близкие ей образы – символ движения, живого, текучести жизни и изменчивости. С образом женщины связаны грезы, получившие метафизические или мистические черты. Стиль модерн в дизайне интерьера, в архитектуре и искусстве по логике символизма делал все невидимое видимым.
Новый художественный стиль модерн (от фр. «современный», «новейший») имел разные названия в разных странах: «Ар нуво» («art nouveau» — «новое искусство») – в Англии, Бельгии, Франции. «Югендстиль» («jugendstil» — «молодой») – в Германии (получивший название от мюнхенского журнала «Югент», вышедшего в 1896 г. «Сецессион» («sezessionstil» — «уход») – в Австро-Венгрии. «Либерти» («liberty» — «свободный») – в Италии. «Модерниссмо» («modernismo») – в Испании.
Протомодерн Великобритании. Шотландский модерн
Современный стиль модерн в дизайне интерьера опирается на его истоки
Во второй половине ХIХ в. одной из передовых держав и «мастерской мира», законодательницей моды и стиля была Англия. В результате длительного и устойчивого правления королевы Виктории небольшая островная страна переживала экономический и промышленный подъем. Эта страна подарила миру предшественников модерна.
Предшественники стиля модерн
Художественное движение «Искусства и ремёсла». The Arts & Crafts Movement. Идейные вдохновители нового движения – Джон Рёскин (1819-1900) и Уильям Моррис (1834-1896).
Стиль модерн в дизайне интерьера во многом обязан своим развитием художественному движению «Искусства и ремёсла». The Arts & Crafts Movement. Идейные вдохновители нового движения – Джон Рёскин (1819-1900) и Уильям Моррис (1834-1896). В противовес безвкусным тиражированным машинным предметам они провозглашали эстетику ручного труда, утверждая, что машина – враг культуры. Участники фирмы «Моррис и Компания» пропагандировали возвращение к ремесленным народным истокам творчества, создавая эстетически продуманную среду обитания для каждого человека. Современный стиль модерн в дизайне интерьера часто использует в своем арсенале декоративных решений эксклюзивные предметы ручной работы. Художники движения «Искусства и ремесла» искали вдохновения в средневековом стиле и ручном труде, их изделия ручной работы отличались вкусом, чистотой отделки и использованием естественных материалов.
Филип Уэбб (1831 – 1915).
- Красный дом в Бексли Хилс. Лондон. 1859.
Чарльз Войси (1857 – 1941).
Лидер движения «Искусства и ремёсла». Выработал метод формирования здания «изнутри – наружу» (от организации быта – к архитектурной форме).
- Дом «Орчард» в Корли Вурд. Англия. 1896.
Скотт, Бейли Хью Маккей (1865-1945).
- Blackwell — The Arts and Crafts House 1900, England, Cumbria, Bowness.
Принципы нового направления в жилищном строительстве, на которые опирается стиль модерн в дизайне интерьера и архитектуре, а также искусстве:
1). Во внешнем облике выявлялась внутренняя планировка, поскольку жилой дом – это организм, а внешний облик дома развивается из его внутреннего содержания.
2). Все формы должны быть простыми и четкими.
3). Воспевалась эстетика материала, например, показывалась неоштукатуренная кирпичная кладка снаружи и внутри.
4). Все объемы живописно сочетались между собой.
5). Стиль модерн в дизайне интерьера и архитектуре свободен от симметрии.
6). Цвет символично использовался сознательно, также приветствовалась функциональность.
Чарльз Ренни Макинтош (1868 – 1928) Англия, Шотландия. Шотландский модерн.
Шотландский архитектор и художник, Макинтош также проектировал мебель. Возможно, самый великий архитектор и проектировщик из Шотландии. Его заслуга – попытка создать родной стиль в современной эре. Декоративные и графические работы мастера – некоторые из них являются одними из самых лучших проявлений Арт Нуво, точные примеры раннего модернизма. Стиль модерн в дизайне интерьера имеет в своем арсенале средств, вполне узнаваемые предметы интерьера, которые разработал мастер. Он был приверженцем камня, считая, что современные материалы стекло и дерево, не имеют его достоинств. Главный критерий – массивность.
- Глазго. Школа искусства. 1907-1909.
- Чайная-кондитерская в Глазго. 1903 год.
- Церковь в Глазго. Шотландия.
- Хилл-хауз. Глазго, Шотландия. 1902-1903.
Архитектура шотландских баронов Хилл Хауз создан изнутри – наружу.
Бёрдсли Обри Винсент (1872-1898).
Английский художник-график, он создал свой оригинальный жанр в искусстве модерна. Стиль модерн в дизайне интерьера часто выражается в интерьерах через стилизацию работ этого художника. Изысканные черно-белые иллюстрации к литературным произведениям сделали его знаменитым. Его одаренность уникальна: Бёрдсли был музыкантом, поэтом, актером, художником – иллюстрации к литературным произведениям и рисунки, заказывались журналами. Бёрдсли заложил многие идеи и принципы модерна.
- Иллюстрация к пьесе Оскара Уайльда «Саломея».
Тиффани, Луис Комфорт (1848–1933).
Стиль модерн в дизайне интерьера имеет в арсенале декоративных приемов предметы интерьера, созданные американским художником, дизайнером и бизнесменом, лидером стиля «модерн» в искусстве США. Тиффани родился в Нью-Йорке в семье крупного бизнесмена. Путешествовал, писал картины в духе ориентализма, коллекционируя утварь и мебель. Участвовал в организации Американской художественной ассоциации, пропагандирующей модерн в противовес академизму под влиянием английского «движения искусств и ремесел».
Сосредоточившись на декоративном дизайне – изготовлении художественного стекла, он открыл стекольную фабрику. Стиль модерн в дизайне интерьера не зря характерен своими чудными витражами! Успех имела марка «Фавриль»: окрашенное реактивами стекло, матовое либо отшлифованное до блеска. В структуру стекла входили узоры в виде рельефов, металлических перегородок, эмали и полудрагоценные камни. Биоморфный орнамент сочетался с формами изделий – сосудами и светильниками, витражами, флаконами для духов, сочетая традиции европейского средневековья (витражи), мусульманского Востока (декор светильников) и Японии (золоченые обои). Таким образом, стиль модерн в дизайне интерьера постоянно обогащался новыми поисками талантливых мастеров. «Студия Тиффани» исполнила – стеклянную часовню для Всемирной выставки в Чикаго (1893), оформила Лаурелтон-холл, загородный дом самого Тиффани в Оустер-Бэй (Лонг-Айленд; не сохранился), прозрачное панно во Дворце изящных искусств в Мехико (1911), витраж Сад сновидений в офисе фирмы «Кертис паблишинг» в Филадельфии (по эскизу М.Парриша; 1915). Фирмы разнообразила рисунок нью-йоркских окон.
Американский декоративный дизайн впервые стал предметом внимания и подражания в Европе. Тиффани значительно обогатил, дополнил стиль модерн в дизайне интерьера и внес в него уникальный колорит и многообразие.
«АР НУВО» (ART NOUVEAU) в Бельгии и во Франции
Хенри ван де Вельде (1863 – 1957).
Выдающийся архитектор и мастер декоративного искусства, окончил Академию художеств, учился в Париже. Увлёкся работами движения «Искусства и ремёсла». Занимался живописью, книжной графикой, прикладным искусством. Под влиянием творчества Макинтоша и Морриса проектировал мебель, обои, ткани, ювелирные украшения, изделия из стекла. Стиль модерн в дизайне интерьера взаимосвязан с архитектурными предпочтениями мастера.
- Особняк Ван де Вельде «Блуменверф» близ Брюсселя. 1895.
В особняке повторил эксперимент Морриса. Принцип проектирования «изнутри – наружу». Увлекался свободной планировкой английских коттеджей. В своем доме спроектировал всё: от посуды и мебели – до дверных ручек и одежды. Этот дом яркий примером синтеза всех искусств.
- Художественное училище в Веймаре.
1907 Веркбунд – Высшее техническое училище прикладных искусств. Часто стиль модерн в дизайне интерьера в общественных помещениях выглядит по-особенному. Большие окна – из стальных заводских профилей, в мансарде – мастерские. В Германии работает только как архитектор. Один из организаторов и основателей Веркбунда – Высшего технического училища прикладных искусств, и талантливым педагогом. Здесь он построил и собственный дом. Практичность и целесообразность вытеснили декоративный орнамент.
- Театр на выставке Веркбунда в Кёльне. 1914 (не сохранился).
Постройкой военного времени становится театр, спроектированный для Кельнской выставки Веркбунда. Пластические объемы образуют единую композицию. Покинув в 1917 году Германию, работает в Швейцарии, Голландии, на родине в Бельгии, возглавляет Высший институт декоративного искусства, развивая идеи Веркбунда. Стиль модерн в дизайне интерьера в полной мере проявил себя именно здесь в сложной пластической композиции.
Виктор Орта (1861 – 1947).
Бельгия Орта один из основоположников стиля модерн. Изучал архитектуру в Академии художеств, стажировался в Париже, закончил брюссельскую Академию изящных искусств. • Особняк Эмиля Тасселя (городской дом) Брюссель. 1893
- Особняк Армана Сольве. Брюссель (1895 – 1900) и особняк ван Этвельде (справа) в Брюсселе. 1895.
Провозглашал открытый металлический каркас – конструктивно-орнаментальную систему. Металл в декоративных целях применял в жилищном строительстве в виде орнамента. Любимая деталь – эркер, у Орта криволинейное продолжение стены с остеклёнными проемами. Стиль модерн в дизайне интерьера и в общем архитектурном облике здания поражает! Впечатление об интерьере посетитель получает от чугунной колонны. Изогнутые «листья» отходят от ее капители, в форме вазы. Внутри особняков декор соединяется со свободной планировкой.
- Народный дом (не сохранился), Брюссель (1896 – 1898).
В народном доме, задуманном как профсоюзный магазин и общественный центр, был выстроен почти целиком стеклянно металлический фасад, план – свободная планировка. Чугунный каркас одновременно эффект украшения. Модерн во Франции. Стиль модерн в дизайне интерьера и архитектуре отличает совершенно удивительная динамика, фантазия и изломы линий.
Гектор Гима́р (1867 – 1942) Франция.
Главный представитель искусства Nouveau во Франции.
- Вход на станцию парижского метро.
Извивающиеся стебли — самый популярный мотив архитектуры ар нуво. Прямая линия была чужда мастерам стиля модерн. За 15 лет деятельности он создал много архитектурных сооружений и интерьеров. Оформлял станции Парижского метрополитена.
- Оформление входа станции метро «Киевская» в Москве.
Мастерски использовал стиль модерн в дизайне интерьера не только частных, но и общественных помещений. В 2004 году в рамках культурного обмена, Компанией общественного транспорта Парижа изготовлен и направлен в дар Москве архитектурный ансамбль французского архитектора Гимара для оформления входа на станцию «Киевская» Московского метрополитена.
Дом Кастель Беранже в Париже. 1894 – 1898.
Первые парижские работы Гимара относятся к концу прошлого века. В 1898 году по его проекту был построен дом на улице Ла Фонтена, в 16 округе Парижа, затем еще три дома на этой же улице. Castel Beranger сделал Гимара известным. Он стал получать множество заказов:
- Орнамент «Удар хлыста».
- Гостиница Гимар.
- Дом Соллео / Maison Coilliot.
Гимар экспериментирует в своем творчестве и умело использует стиль модерн в дизайне интерьера и экстерьера здания. Дом Coilliot, поражает своим передним фасадом (1898), Villas la Bluette, Castel d’Orgeval (1905), особенно Castel Henriette (1899) с ассиметричным «свободным планом», созданный за 25 лет до теории Le Corbusier. Также известны:
- Villas la Bluette • Castel d’Orgeval (1905).
- Castel Henriette (1899) • Вилла Берт (Villa Berthe).
- Кастель Валь.
- Hôtel Nozal – 1905.
В гостинице Nozal используется симметрия. Также известны:
- Hôtel Paul Mezzara, 1911.
- Диван для курительной, 1897 год.
- Музей Д`Орсе.
Франсуа Эннибек – зарождение железобетона (1842 – 1921).
Стиль модерн в дизайне интерьера и, особенно в архитектуре обязан своему развитию выдающемуся конструктору, который впервые внедрил железобетон как конструктивный материал для строительства наземных сооружений и создал для всего здания от фундамента до крыши единую каркасную конструкцию из железобетона.
- Железобетонная конструкция по Эннибеку, 1892.
Система конструкции состоит из стоек, прогонов и плит. Создана типичная для ЖБ форма ребристого покрытия в которой плита также служит перекрытием и повышает несущую способность балок.
Огюст Перре: новая форма нового материала, принцип «свободной планировки» (1874 – 1954).
Создатель типичных для ЖБ архитектурных форм; принципа «свободной планировки», «гибкого» плана. Так, стиль модерн в дизайне интерьера и в планировке проявляет свои лучшие принципы. Первые архитектурные знания и навыки мастер получил в строительной фирме своего отца. Блестяще учился, но не окончил Школу изящных искусств, соединив в своем творчестве труд архитектора, конструктора, строителя.
- Жилой дом на улице Франклина, Париж, 1903.
Творчески применил железобетон, показав возможности формообразования, открывшиеся перед архитектурой благодаря применению нового строительного материала. ЖБ стойки выявлены в динамичном объемно-пространственном решении фасада.
- Гараж на улице Понтье. Париж, 1905.
ЖБ каркас определяет внешний облик здания. Ненесущие части наружной стены остеклены. Открытая каркасная конструкция – также и архитектурная форма. Конструкции и форма едины. Современный стиль модерн в дизайне интерьера проявляет себя в своеобразии формы и конструкции. В свободных участках между выходящими на фасад элементами конструкции размещены большие окна, усиливая контраст между железобетонным каркасом и плоскостями остекленных заполнений.
- Церковь Нотр-Дам, Ле Ранси, 1922. Вершина его творчества.
Цилиндрические своды в среднем нефе имеют продольное направление, а в боковых нефах — поперечное, они покоятся на тонких стойках. Наружные стены церкви – ажурные железобетонные решетки с цветными стеклами, интерьер – сочетание современности и мистической приподнятости. Наружные стены из сборных ЖБ элементов, лишенные несущей функции, пропускают свет со всех сторон. Такое своеобразие имеет стиль модерн в дизайне интерьера и в фасадах сооружений.
Модерн в Австрии, Германии, Испании: «Сецессион», «Югендстиль», «Модернисмо»
Отто Вагнер (1841 – 1918). Австро-Венгрия. ВЕНСКИЙ «СЕЦЕССИОН».
Сторонник функционализма. Девиз «Сецессиона»: «Времени его искусство, искусству его свободу». А также простота, целесообразность, правдивость. Зодчий и теоретик городской архитектуры, начинал как эклектик. Был предтечей венскому модерну, прокладывая ему путь. Отказался от эклектики и следовал духу времени. Здание банка. Вена. 1883 — 1884 Начинал Вагнер как мастер эклектического Ренессанса.
- Здание вокзала городской железной дороги. Вена. 1896-97. Станция городской железной дороги «Карлсплац» в центре Вены (1898 год).
Стиль модерн в дизайне интерьера монументальных сооружений проявляет себя характерно. Павильон станции городской железной дороги стал классическим образцом венского модерна. В его оформлении много золота и сочных зеленых красок, также благородный белый мрамор.
- Майолик-хауз. Вена. 1899.(Доходный дом).
Сторонник функционализма и правдивости в архитектуре, вступив в объединение «Венский Сецессион» и строя доходный дом, использует две противоречивые схемы: 1) вытекающая из функционального назначения ячеистая равномерная структура фасада и 2) наложенная на нее орнаментальная цветочная композиция.
- Здание сберкассы почтамта. Вена. 1904 — 1912.
Внешние стены облицованы мраморными плитами на болтах с алюминиевыми головками, выполняющими роль конструктивного орнамента.
- Операционный зал сберегательной кассы почтамта. Вена. 1905.
Новый стиль модерн в дизайне интерьера операционного зала сберкассы почтампа уникален. Интересна ясная, строгая архитектура операционного зал, пространство которого формирует оболочка из металла и стекла, облик интерьера определяется сталью и стеклом, украшения отсутствуют.
- Храм св. Леопольда (1904 – 1907) при психиатрической больнице в Вене.
Простота, целесообразность и правдивость, лаконичностью форм.
Иосиф Мария Ольбрих (1867 – 1908).
Один из самых известных учеников Вагнера. Для его творчества характерны кубические формы и внимание к качеству материалов.
- Здание «Венского Сецессиона». 1897 – 1898.
Соучредитель «Венского Сецессиона», создал здание «Сецессион» как храм искусства и наиболее значительный пример модерна. Здесь совмещены принципы и декоративность модерна: гладкие стены и ажурный купол-полусфера над центральным входом. Стиль модерн в дизайне интерьера и архитектуре зданий монументальных сооружений имеет вполне законченный облик.
- Дармштадт. 1901 г. Поселок художников города Дармштадта (Германия).
Открытие выставки современного искусства на холме Матильды. После строительства Дома Сецессиона, Ольбрих приглашен работать в основанной герцогом Гессенским Колонии художников города Дармштадта и уходит из Сецессиона.
- Выставочное здание и «Свадебная башня» в Дармштадте.
В Дармштадте зодчий занимался проектированием поселка для членов Колонии. Почти все особняки художников, а также специальный выставочный комплекс выстроены по его эскизам.
- Башня бракосочетаний. 1907. Выставочный зал с мастерскими для художников.
В Дармштадте открытие выставки современного искусства на холме Матильды. Иосиф Мария Ольбрих спроектировал для художников выставочный зал, который получил название “Сецессион”. На его открытие присутствовал кайзер Франц Иосиф. Стиль модерн в дизайне интерьера помещений для официальных мероприятий опирается лучшие исторические традиции.
- Виллы художников.
- Вилла Ольбриха в Дармштадте.
- Русская церковь в Дармштадте. Вокзал Дармштадта.
Зодчий получил возможность создать серию домов-особняков, чем внес немалый вклад в архитектуру индивидуального жилища модерна. Разной высоты интерьер позволяет изменять условия освещения и получать красивые эффекты.
Йозеф Хоффман (1870 – 1956).
Австрийский архитектор и дизайнер, ученик Вагнера, участвовал в создании венского Сецессиона и стал потом его лидером. В 1900-1902 гг. построил комплекс вилл, 1904-1906 гг. — санаторий в Пуркерсдорфе, 1905-1911 гг. дворец Стокле в Брюсселе, а также многочисленные павильоны для выставок. Проектировал мебель, посуду, ювелирные украшения, текстильные рисунки. Стиль модерн в дизайне интерьера объединяет все предметы в помещении между собой.
- Дворец Адольфа Стокле в Брюсселе. 1905 – 1911.
Его главное произведение с ясно организованной формой. Использован прием имитация каркаса плоскостей стен прямым плоским орнаментом.
- Moser House. Vienna, Austria. Архитектурные проекы Хоффмана.
Густав Климт (1862 – 1918).
Один из главных представителей венского модерна в изобразительном искусстве. Характерна символическая тематика, с отпечатком эротизма, рафинированный и индивидуальный стиль с орнаментализацией.
- Поцелуй.
- Афина.
- Паллада.
- Канал.
- Музыка.
- Юдифь.
- Роковая женщина.
Альфонс Муха (1860 – 1939).
Модный стиль модерн в дизайне интерьера ярко проявляется в уникальных картинах и декорациях. Творчество чешского графика пользовалось признанием современников. Рекламные щиты и декорации для театра «Ренессанс», отличались изысканным рисунком и экзотическим орнаментом.
- Принцесса Гиацинт.
- Афиши.
- Танец.
- Плакат первой собственной выставки Мухи в «Салоне ста».
- Времена года.
НЕМЕЦКИЙ «ЮГЕНДСТИЛЬ»
Герман Обрист (1863 – 1927).
Немецкий ученый-натуралист.
- Гобелен «Красный цикламен», или «Удар бича». 1895.
Стиль модерн в дизайне интерьера часто использует знакомые образы известных символов. Например, легендарный «Удар бича». На ковре художник изобразил красный цикламен. Необычной была линия стебля. Геометры видят в ней синусоиду, графики – энергичный росчерк пера. Ее называют искусствоведы «удар бича».
Август Эндель (1871—1925).
- Фотоателье «Эльвира», Мюнхен. 1897-98 гг.
На фасаде и в интерьерах» обилие декора, на плоских поверхностях стен. Лепные украшения имеют разнообразные очертания, вызывая в памяти то животных, то растения, то морские волны. Необычные изысканные формы окон и арочных проемов гармонируют с декоративными элементами. Известно, что стиль модерн в дизайне интерьера очень декоративен.
ИСПАНСКИЙ МОДЕРНИСМО
Антонио Гауди (1852 – 1926).
Гений говорил, что в природе нет прямых линий, она не бывает одноцветной. Его архитектура как скульптура, а зодчество как ваяние. Детство Гауди прошло у моря. Впечатления о первых архитектурных работах он пронёс через всю жизнь – все его дома напоминают замки из песка. Плавность, гладкость, обтекаемость, отсутствие прямых линий и острых углов, яркие цвета и аппликации — все, это характерно для архитектуры арт нуво. Дома Гауди не воспринимаются конструкциями. Антонио Гауди оставил 18 сооружений в Испании, 14 – в Каталонии, из них 12 в Барселоне. Стиль модерн в дизайне интерьера и экстерьера каждого из этих произведений проявляет себя просто уникально.
- Фантастический парк семейства Гуэля – текстильного магната и богатейшего человека в Каталонии.
Павильоны в виде холмов, гроты и пещеры, фигуры диковинных не страшных монстров, каменные пальмы. Длинная волна одной вьющейся на сотни метров скамьи с мозаикой из разноцветного битого стекла.
- Дом Мила. 1906-1910.
- Дом Батльо 1904 –1906.
Разукрашен сталактит Дома Батльо. Похожий на выветренную скалу Дом Мила, не имеет ни одного прямого угла.
- Саграда Фамилиа. 1900
Стиль модерн в дизайне интерьера и внешнего архитектурного облика здания монументален. Одно из самых загадочных сооружений в мире, над которым Гауди работал 43 года, фирменный знак Барселоны. Загадка шедевра – в его незавершенности. Строительство начато в 1883 и не закончено к смерти Гауди в 1926 году. Не достроен он и сегодня.
РУССКИЙ МОДЕРН
Русский модерн по-разному проявлял себя в разные периоды своего господства. Поэтому выделим основные его вехи с перечнем наиболее известных памятников архитектуры.
1). НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОТОМОДЕРН
Эклектика и ретроспективное стилизаторство второй половины XIX в. (1830 – 1880 гг.).
Описывая стиль модерн в дизайне интерьера и архитектуры в России можно назвать огромное количество памятников архитектуры русского модерна. Назовем некоторые имена и памятники архитектуры.
Быковский Константин Михайлович (1841 – 1906) – представитель ретроспективного стилизаторства – псевдоготика.
- Здание Центрального банка на Неглинной улице 1892-1893. Усадьба в Марфино.
1837-1839. Мазырин Виктор Александрович (1859-1919)
- Особняк мецената Арсения Морозова. 1895 – 1899.
Ул. Воздвиженка 16/3. Часто стиль модерн в дизайне интерьера и, конечно же, архитектуре проявлял свои лучшие черты в роскошных особняках, где интерьер и экстерьер – целый ансамбль.
Фрейденберг Борис Викторович (ок. 1850 — после 1917) — венский архитектор.
- Сандуновские бани Ул.Неглинная, 14. 1896
- Здание Московского купеческого банка Ул. Ильинка, 14. 1894.
Гиппиус Карл Карлович (1864-1936).
- Особняк А.А. Бахрушина
Ул. Бахрушина, 31 (1895-1896).
- Чайный дом (Дом Перлова)
Клейн Р.И., Гиппиус К.К., ул. Мясницкая 19. 1890-1893. В центре Москвы сохранилось множество шедевров архитектуры прославляющих русский стиль модерн в дизайне интерьера и архитектуре, а также искусстве.
Н. М. Проскурин (1861-1942)
- Дом страхового общества Россия
Сретенский бульвар, 6. 1899-1902. Русско-византийский, или неорусский стиль
Тон Константин Андреевич (1794 – 1881).
Представитель русско-византийского стиля и романтического исторического.
- Храм Христа Спасителя Построен 1839-1880. Разрушен в 1931.
- Большой Кремлевский дворец. 1838-1850.
- Московский вокзал в С-Петербурге.
Освещая русский стиль модерн в дизайне интерьера и архитектуре нельзя не упомянуть эти сооружения.
Шервуд В.О.
- Государственный исторический музей. 1874 – 1883.
Парланд А.А., Малышев И.В. (архимандрит Игнатий).
- Церковь Воскресения Христова Спас на крови. Петербург, канал Грибоедова, 1883 г.
Померанцев А.Н., Шухов В.
- Верхние торговые ряды – ГУМ. 1889-1893.
- Красная площадь. Москва Эти известные сооружения показывают, насколько значителен русский стиль модерн в дизайне интерьера и архитектуре.
Поздеев Н.И.
- Особняк купца Николая Игумнова — посольство Франции. Москва, 1888
2). РУССКИЙ МОДЕРН.
Стиль модерн в дизайне интерьера и искусстве, а также и в архитектуре благодаря таким выдающимся архитекторам, как Шехтель и Кекушев приобрел особую популярность.
Шехтель Федор Осипович (1859 – 1926).
- Особняк Рябушинского (1900 – 1906).
Малая Никитская, 6. Самый знаменитый архитектор московского модерна – Федор Шехтель. Типичный образец модерна Шехтеля – особняк Рябушинского в Москве (1900 – 1902). Здесь планировка здания создана по принципу свободной асимметрии. На принципе ассиметрии часто базируется в планировке стиль модерн в дизайне интерьера.
- Особняк З. Г. Морозовой Ул. Спиридоновка 17, Москва. 1893 г.
- Особняк Шехтеля 1896. Ермолаевский пер., 28 (образ английского викторианского дома, ныне посольство Уругвая).
Кекушев Лев Николаевич (1862–1917).
- Особняк Л. Кекушева 1902 Остоженка, 21.
Дом Миндовского в Москве Угол Поварской и Скарятинского переулка, (ныне Посольство Новой Зеландии). Русский стиль модерн в дизайне интерьера и архитектуре особняков имеет свой особый колорит и неповторимость.
3). НЕОКЛАССИЦИЗМ, ПСЕВДОРУССКИЙ СТИЛЬ.
Щусев Алексей Викторович (1873 – 1949).
Один из идеологов неорусского стиля. По проекту Щусева построены:
- Казанский вокзал (1913-1941),
- Мавзолей Ленина (1924 — 1930),
- Гостиница Москва (1935),
- Москворецкий мост (1935 -1936),
- Станция метро «Комсомольская-кольцевая» и др.
Фомин Иван Александрович (1872 – 1936).
- Интерьеры особняка Найгарта