Архитектура 17 века в европе: Архитектура Европы XVII — начала XIX вв. | Архитектурная классика – Архитектура Европы XVII века. Франция -Рабочие тексты -Блог

Архитектура Европы XVII века. Франция -Рабочие тексты -Блог

Архитектура Европы XVII века. Франция // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – 2016-02-17 11:26:07. – URL: https://myfilology.ru//blog/rabochie-teksty/arkhitektura-evropy-xvii-veka-frantsiia/ (дата обращения: 9.02.2020)

17 век - период наивысшего расцвета архитектуры французского классицизма. Это время прекращения религиозных войн и возврата к мирной жизни и процветанию. И именно зодчество, с его монументальностью, должно было выразить всю мощь централизованной монархии в период ее расцвета, а развивающаяся экономика и торговля вызвали активное строительство новых и расширение старых городов.

Начало 17 века в архитектурном стиле Франции все еще протекало под влиянием традиций Ренессанса, возникших в эпоху Возрождения. Но у же в первой трети XVII столетия новое поколение архитекторов создало движение, призванное противопоставить французское барокко - итальянскому.

Начало периода французского барокко связано с правлением Людовика XIII (1610-1643 гг.), основными представителями которого были Жак Лемерсье и Франсуа Мансар. В этот период, вследствие возросших культурных и экономических связей на строительный стиль Франции заметное влияние оказывает нидерландская архитектура, характеризующаяся сочетанием кирпича и камня при возведении зданий. Ярким примером такого влияния может служить площадь Вогезов в Париже (1605-1612 гг.).

Площадь Вогезов, Париж

Площадь Вогезов, Париж

Это направление архитектуры стремится к цветовым контрастам и четким контурам, к узорным очертаниям крыш и люкарн; здесь мало профилировки и совершенно отсутствуют мелкие детали: только контуры и игра красок.

Именно в 17 веке в архитектуре Франции наметилась тенденция к отходу от анонимности зодчих и выработкой своего, персонального стиля у архитекторов. Тогда же началось и документирование всего процесса постройки, с самого начала.

При Людовике XIII Лемерсье начал строительство небольшого охотничьего дворца в Версале, который положил начало будущему огромному дворцово-парковому ансамблю, ставшему предметом зависти многих европейских монархов в 17-18 веках. В обработке строения был также применены кирпич и тесаный камень.

Версаль

Версаль

Незадолго до смерти Людовика XIII Франсуа Мансар начал одну из крупнейших своих построек - дворец Мэзон на Сене (1642-1650 гг.), оказавший огромное влияние на дальнейшее развитие французской архитектуры. Для его постройки был сооружен искусственный островок прямоугольной вытянутой формы, обрамленный каналами. Внешний облик здания напоминает постройки XVI века за счет высокой кровли и труб, придающих ему сложный и величественный силуэт. По тонкости архитектурных деталей дворец Мэзон считается одним из лучших образцов французского зодчества.

Дворец Мэзон-Лаффит на СенеДворец Мэзон-Лаффит на Сене

С расцветом абсолютной монархии во времена правления Людовика XIV развивались экономика и торговля. Что вызвало и интенсивное строительство новых и расширение старых городов Франции. Было построено более 30 новых укрепленных городов и проведена реконструкция около 300 старых. Так, города Лонгви, Витри-ле-Франсуа и город Неф-Брисак были отстроены заново, и имели форму квадрата и восьмиугольника, окруженных стенами, рвами и бастионами. Внутренняя планировка города-крепости имела геометрически правильную систему улиц и кварталов с площадью в центре.

Архитектор Луи Лево в 1664 году завершает четырехугольную композицию Лувра с замкнутым двором постройкой его южного, северного и восточного корпусов. Восточный фасад Лувра, созданный К. Перро, Ф. д'Орбе и Л. Лево, придает законченный облик этому прекрасному ансамблю.

Лувр

Лувр

В 1676 году архитекторы Бюлле и Блондель составили план расширения Парижа. Целью этого было придание столице Франции величественного вида, соответствующего блеску и славе Людовика XIV. 

Особенностями архитектурного стиля второй половины XVII века стали и большие объемы строительства крупных парадных ансамблей, прославляющих господствующие классы эпохи абсолютизма, и развитие и совершенствование художественных принципов классицизма.

Во второй половине XVII века наблюдается более последовательное применение классической ордерной системы: горизонтальные членения преобладают над вертикальными; постоянно исчезают высокие раздельные кровли и заменяются единой кровлей, нередко маскируемой балюстрадой: объемная композиция здания становится более простой, компактной, соответствующей расположению и величине внутренних помещений.

Лувр17.02.2016, 7596 просмотров.

Архитектура Нового времени

Зодчие испокон веков занимались поиском новых архитектурных форм. Каждому историческому периоду были свойственны разные архитектурные стили, но только в эпоху Просвещения появилась необходимость их классифицировать. Была выделена древняя, античная (греческая и римская), средневековая (византийская, романская и готическая) архитектура, а также архитектура Нового времени, которая подарила миру стили ренессанс, барокко и рококо, классицизм и ампир, эклектику и модерн.

Архитектура ренессанса - Собор Санта-Мария-дель-Фьоре

Дворец Фонтенбло - пример архитектуры ренессанса

Архитектура Нового времени - Лувр

Именно этот период стал самым ярким, а стили, которые относятся к Новому времени, никогда не выйдут из моды. Позднее в хронологическую классификацию была добавлена архитектура Новейшего времени, охватывающая конструктивизм, арт-деко, модернизм, хай-тек, постмодернизм, а также различные современные стили.

Конечно, такая система классификации была абстрактной, так как чистые стили в архитектуре практически не встречаются. Каждый новый стиль несет в себе что-то от предыдущего и последующего стиля, а направление, вышедшее из моды, не исчезает бесследно.

архитектура барокко

Архитектура раннего бароко - Латеранский дворец

Период Нового времени начался в 15 веке с эпохи Возрождения или Ренессанса. К этому времени культурным центром стала Европа, которая привнесла в мировое искусство светский тон. Тогда же зародилась архитектура Нового времени, в которой не было готической устремленности к небу. Вместо сложных, несимметричных форм средневековых построек зодчие стали использовать равновесие и симметрию.

Черпая вдохновение в образцах античной архитектуры, они использовали упорядоченное расположение колонн и других элементов.

архитектура классицизма

Этот период, как и архитектура Новейшего времени, характеризовался появлением новых материалов и технологий. Продолжительность эпохи Возрождения в разных странах была различной. Но исторически кризис Ренессанса начался еще в начале 16 века. Тогда же в Италии зародился стиль барокко, для которого был характерен пространственный размах, использование сложных криволинейных форм и скульптур.

Его продолжением стал стиль рококо, который не принес в архитектуру ничего нового, а использовал приемы барокко для достижения максимального декоративного эффекта.

Пример архитектуры рококо

архитектура эклектика

В 17 веке Европа «пресытилась» вычурными архитектурными формами барокко и рококо. Зодчие снова обратились к античной простоте, строгости и сдержанности. Наступила эпоха классицизма. Позднее, когда во Франции правил император Наполеон, в архитектуре использовался стиль высокого или позднего классицизма, названный ампир. А в начале 19 века архитектура Нового времени приобрела эклектические черты.

Эклектике свойственно использование разных архитектурных стилей, но формы строений стали привязываться к их функциям.

архитектура модерн

Наконец, в конце 19 века в новой архитектуре стал использоваться стиль модерн. Зодчие в очередной раз отказались от прямых углов и линий, используя плавные, естественные контуры. В то же время произошел всплеск интереса к новым технологиям, благодаря которым в начале 20 века зародилась архитектура Новейшего времени, которая развивается до сих пор.

Именно Новое время дало мощный толчок для развития современных архитектурных стилей и оставило яркий след в истории мирового зодчества.

Архитектура Западной Европы. Средние века

Перейти к контенту

Главное меню:

  • Всеобщая история архитектуры
  • Первобытнообщинный период
  • Первобытнообщинный период
  • Рабовладельческое общество
  • Рабовладельческое общество
    • Карта раздела «Рабовладельческое общество»
    • Рабовладельческое общество
    • Древний Египет
    • Эфиопия
    • Эгейский мир
    • Двуречье и Месопотамия
    • Передняя Азия
    • Закавказье
    • Иран
      • Иран
      • Иран. Мидия. Экбатаны. Гробницы
      • Иран. Гробницы Дукан-и-Дауд, Кызкапан и Курх-у-Кич
      • Иран. Ахеменидский период. Сузы, Персеполь
      • Иран. Пасаргады. Дворцы
      • Иран. Персеполь. Дворцы
      • Иран. Персеполь. Дворец Ксеркса
      • Иран. Дворцы Дария
      • Иран. Сузы. Дворец Дария
      • Иран. Гробницы Кира, Дария, Да-у-Духтар
      • Иран. Святилища
      • Иран. Эпоха Ахеменидов. Этапы развития архитектуры
      • Парфия
      • Парфия. Селевкия, Ктесифон
      • Парфия. Хатра
      • Парфия. Ашшур, Дура-Европос
      • Парфия. Жилые дома
      • Парфия. Дворец Хатры
      • Парфия. Дворцы Ашшура, Ниппура, Кухи-Ходжа
      • Парфия. Культовые сооружения
      • Парфия. Фортификация
      • Парфия. Гробницы
      • Парфия. Общественная архитектура
      • Иран. Сасанидское государство
      • Иран. Гур, Дарабгерда, Бишапур, Нишапур
      • Иран. Ктесифон. Фортификация городов
      • Иран. Арки, своды, купола
      • Иран. Арки, своды, купола 2
      • Иран. Дари-Шахр, Ширван, Тель-Дехаб
      • Иран. Дворец в Фирузабаде, ансамбль Бишапура
      • Иран. Дворец в Сарвистане, дворец в Ктесифоне — Таки-Кисра
      • Иран. Дворец Касри-Ширин, комплекс Хош-Кури
      • Иран. Парковые гроты Таки-Бустана
      • Иран сасанидский. Культ огня. Чортак
      • Иран сасанидский. Христианство. Культовые алтари
      • Иран. Особенности общественного строительства
      • Иран. Искусство
      • Иран. Искусство 2
    • Средняя Азия
    • Афганистан
    • Юго-Восточная Азия
    • Дальний Восток. Китай
    • Дальний Восток. Корея
    • Дальний Восток. Япония
    • Америка. Этапы развития
  • Архитектура античного мира
  • Архитектура античного мира
    • Карта раздела «Архитектура античного мира»
    • Архитектура античного мира
    • Архитектура древней Греции
    • Греция. Архитектура древнейшей эпохи (XII - середина VIII в. до н.э.)
    • Греция. Архитектура архаической эпохи (750-480 гг. до н.э.)
    • Архитектура греческой метрополии
    • Архитектура Великой Греции
    • Архитектура Малой Азии и островов Эгейского моря
    • Греция. Архитектура эпохи расцвета (480-400 гг. до н.э.)
    • Сооружения второй четверти V в. до н.э. вне Афин
    • Расцвет аттической архитектуры
    • Сооружения 2-й половины V в. до н.э. в Великой Греции и Малой Азии
    • Греция. Архитектура IV в. до н.э. (400—323 гг. до н.э.)
    • Греция. Архитектура эпохи эллинизма (323г. до н.э.-Iв. н.э.)
    • Греция Эллинизм. Общественные сооружения
    • Греция. Эллинизм. Культовое строительство
    • Греция. Эллинизм. Мемориальные сооружения
    • Архитектура античных государств Северного Причерноморья
    • Вклад древней Греции в мировое развитие архитектуры
    • Архитектура древнего Рима
    • Этрусская архитектура
    • Архитектура Римской республики
    • Римская республика. Общественные сооружения
    • Римская республика. Инженерные сооружения
    • Римская республика. Жилые сооружения
    • Римская республика. Виллы
    • Архитектура Римской империи
    • Римская империя. Градостроительство
    • Римская империя. Общественные сооружения
    • Римская империя. Мемориальные и триумфальные сооружения
    • Римская империя. Инженерные сооружения
    • Римская империя. Жилые сооружения
    • Римская империя. Погребальные сооружения
    • Ордер
    • Декор
    • Декор 2
    • Композиция
    • Роль римской архитектуры
    • Раннехристианская архитектура
  • Архитектура Восточной Европы. Средние века
  • Архитектура Восточной Европы. Средние века

Архитектура Австрии — Википедия

Архитектура Австрии

Эпоха Древнего Рима[править | править код]

Реконструкция интерьера древнеримской виллы, Клагенфурт

Отсчёт европейских образцов архитектуры Австрии следует вести от архитектурных сооружений Древнего Рима. Известно, что римляне ещё при жизни императора Октавиана Августа захватили большую часть земель современной Австрии и построили здесь несколько крепостей для римских гарнизонов. Среди них:

Первоначальная застройка была типичной, четырёхугольной с форумом в центре. Строительными материалами служили местный камень и кирпич. Кроме обычного застройки возводили также языческие храмы, цирки, бани (термы), театры, а крепости имели ворота. У Вены сохранились руины римского акведука.

В конце V в. н. э. римские гарнизоны покинули эти земли, перешедшие к варварским племенам германцев и славян.

  • Макет застройки римского военного лагеря

  • Legionslager und Zivilstadt Tafel.jpg
  • Legionslager und Zivilstadt Tafel.jpg

    Карнунтум, реконструкция древнеримской виллы.

  • Legionslager und Zivilstadt Tafel.jpg

    Руины римских бань, Петронелли

Раннее средневековье[править | править код]

Около 803 г. н. э. Карл Великий разбил воинов авар и создал на этой территории Восточную марку (герцогство). Началась ощутимая волна христианизации её жителей и строительство примитивных христианских церквей, упрощённых по планам и архитектурными формами.

Здания раннего средневековья создавали преимущественно из дерева, поэтому они не сохранились. Каменными были христианские церкви. Земли Австрии колонизировали германские племена, преимущественно бавары, поэтому культура развивалась в подавляющей стилистике юго-немецкого искусства. Но значительные торговые связи с Ломбардией вызывали всё возрастающее влияние искусства северной Италии. Свой небольшой вклад внесла и славянская составляющая. Развитие получил первый значительный европейский стиль — романский. Среди значительных сооружений эпохи романского стиля:

  • части собора Св. Стефана (западный фасад), Вена
  • собор в городе Гурк
  • монастырская церковь, Зеккау
  • двухъярусные надгробные часовни (так называемые карнеры, Штирия, Каринтия, Нижняя Австрия).

Австрийские христиане-воины участвовали в крестовых походах. Накопленные от военных грабежей или торговли деньги шли на строительство крепостей, храмов, монастырей, замков.

  • Legionslager und Zivilstadt Tafel.jpg

    Романский замок Рабенштейн, XI в., руины

  • Legionslager und Zivilstadt Tafel.jpg

    Церковь на вершине Магдаленсберга, Каринтия

  • Часовня Виндегг, Тироль

  • Legionslager und Zivilstadt Tafel.jpg

    Катедраль, Линц, витраж

Австрийская готика[править | править код]

Legionslager und Zivilstadt Tafel.jpg Готические лестницы в соборе Св. Стефана

Переход к готике произошёл лишь примерно в XIII веке. Готическая архитектура и готическая стилистика имели заметное развитие в течение 200—250 лет и стала ведущими в местной культуре. Их поддерживали властители — Бабенберги, а с 1282 года — Габсбурги. К владениям понемногу присоединяют и добавляют новые территории. Австрия становится известной частью так называемой Священной Римской империи германской нации. Среди наиболее значительных образцов австрийской готики:

  • церковь Санкт Мария ам Гештаде, Вена
  • готическая южная башня собора Св. Стефана
  • хоры церквей или готические часовни (Грац, Клостернейбург, Цветль, Швац и др.). Чем дальше от Вены, тем более простые формы готики используют.

Ограниченно используют стенописи (Св. Григорий, монастырь Нонберг, Зальцбург, бл. 1150 г.), скульптуры, живопись («Побег Св. Семейства в Египет», до 1475 г.) Наиболее значительными образцами готического стиля являются деревянные резные алтари (алтарь Св. Вольфганга, ц-ва Санкт Вольфганг ам Аберзе, 1471—1481 гг.), где активно использовали элементы готической архитектуры.

В XX в. правительство инициировало создание Музея австрийской готики во дворце Бельведер.

  • Legionslager und Zivilstadt Tafel.jpg

    Кирха, алтарь, Магдаленсберг

  • Legionslager und Zivilstadt Tafel.jpg

    Грац, Кафедральный собор

  • Legionslager und Zivilstadt Tafel.jpg

    Аббатство Цветль, готический дворик монастыря

  • Legionslager und Zivilstadt Tafel.jpg

    Южная башня собора Св. Стефана

Разрушенные замки Австрии[править | править код]

  • Замок Эммерберг

  • Legionslager und Zivilstadt Tafel.jpg

    Замок Альтшилейтен

  • Legionslager und Zivilstadt Tafel.jpg
  • Legionslager und Zivilstadt Tafel.jpg

Краткое австрийское Возрождение[править | править код]

Период Возрождения в Австрии пришёлся на тяжёлую пору контрреформации и войн с Турцией, и пришёл со значительным опозданием. Церковная архитектура теряла своё ведущее значение и была в плену устаревших и упрощённых готических форм. Дыхание идей возрождения более ощутимое в живописи и декоративно-прикладном искусстве. В XVI в. угроза турецкого захвата Австрии побудила не столько к строительству церквей и дворцов (главных сфер архитектуры Возрождения), сколько к обновлению крепостей. Практически не было города, что выходил бы в это время в Австрии за пределы прежних (ещё средневековых) крепостных стен, а застройка в городах оставалась тесной, имела средневековый характер. Но были иногда образцы создания парадных дворов в замках с открытыми колоннадами наподобие итальянских. Были и случаи приглашения мастеров из Италии для строительства новых замков и садов итальянского типа (Хоэнзальцбург, Амбрас, Шаллабург).

Период маньеризма практически не отразился в архитектуре Австрии, несмотря на то, что австрийский двор был одним из значимых центров маньеризма в Западной Европе. Императорские заказы выполняют известные мастера — маньеристы, почти все иностранного происхождения, но почти никто из них не был архитектором.

Архитектура Австрии XVI века словно накапливает силы для мощного развёртывания и расцвета в эпоху барокко, ставшего ярким фактом искусства и самой Австрии, и культуры Западной Европы.

Барокко Австрии[править | править код]

  • Legionslager und Zivilstadt Tafel.jpg

    Город Дюрнштейн с юга

  • Грац, мавзолей Фердинанда II, 1614-1638 гг.

  • Дворец Нижний Бельведер, музей барокко, Вена

  • Legionslager und Zivilstadt Tafel.jpg

    Вестибюль Верхнего Бельведера

г. Грац, сочетание готики с барокко

В XVII веке Австрия как государство переживала недолгий период подъёма. Он был связан как с положительными, так и негативными факторами. Положительными были победы над Турцией и освобождение европейских территорий от чужой, неевропейской культуры. Ибо Турция (и её культура) тогда не воспринималась частью Европы. Отрицательным было присоединение новых территорий в Австрию и формирование Австрийской империи. Она и до этого была конгломератом разных по культуре и истории областей. Теперь число областей увеличилось. Этот процесс продлится до конца XVIII века. Начался он с присоединения насилием Венгрии с 1686 г. закончился присоединением северной Италии, что спровоцировало Национально-освободительную войну сначала в Венгрии в начале XVIII века, а в XIX веке — в Италии.

Победу одержали светская и церковная власти Австрии. Именно эти могущественные и богатые круги стали заказчиками и главными потребителями достижений эпохи барокко. Из стратегических соображений в 1683 г. австрийцы сожгли все предместья Вены, чтобы ничего не досталось воинам-туркам. Примерно с 1690 годов начался строительный бум — на сожжённых территория возникают роскошные загородные усадьбы, барочные монастыри, барочные церкви в разных городах.

Строительство в стиле барокко началось задолго до 1690-х годов. Один из первых образцов — барочный собор в городе Зальцбург — возник в 1611—1628 годах. Уже тогда широко ценились проекты и труд архитекторов Италии, потому барокко Австрии развилось под мощным влиянием барокко Италии. Так, собор в Зальцбурге строил итальянец Сантино Солари. А в захваченной и покорённой Австрией Праге по заданию австрийцев-победителей работала уже целая армия архитекторов, декораторов и художников Италии (от архитектора Каратти к садовника Себрегонди).

Legionslager und Zivilstadt Tafel.jpg Фонтан Нимф, Сад барокко Бельведер

Ученический период закончился примерно через 70 лет. Австрийское барокко начинает по-настоящему конкурировать с родиной барокко — Италией. Дворец Шёнбрунн уже строится австрийцами Иоганном Бернхардом Фишером фон Эрлаха и его сыном Йозефом Эммануэлем. При этом, Шенбрунн не похож ни на один из дворцов Италии. В самой Вене строят: дворец принца Евгения Савойского (Бельведер), Богемскую канцелярию, Придворную библиотеку, церковь Св. Карла Борромея (Карлскирхе), дворцы аристократов. Австрийская провинция гордится настоящим шедевром — барочным монастырём в местечке Мельк (арх. Я. Прандтауер, И. Мунгенаст).

Не всем архитекторам в Австрии хватало заказов. Они едут на заработки (Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах, Гильдебрандт, Пильграм). Так шедевры австрийского барокко распространяются, и их можно встретить как в самой Австрии, так и в некогда захваченных странах (барочные дворцы Праги (Чехия), дворец герцога Эстергази в Фертеде (Венгрия), дворец Грашалковичей в Гёдёллё в Венгрии, барочный монастырь-шедевр в Ясове и ряд барочных соборов в разных городах Словакии и др.).

Церковь в городке Цветль стала одним из лучших достижений австрийского барокко в сакральной архитектуре. Здесь расположен монастырь Успения Богородицы, известный со времён готики. В начале XVIII века руководство монастыря решило обновить фасад монастырской церкви, привлекая к работе талантливых архитекторов (ими были М. Штейнль и И. Мунгенаст). Новый волнистый фасад удачно соединил барочные формы с готическим стремлением к высотности, которое унаследовала единственная центральная башня. Каменные глыбы обтёсывали отдельно, предоставляя им индивидуальные формы лекального кирпича. Так обтёсывали камни только в период готики. Но в фасаде Штейнля и Мунгенаста старая, готическая по признакам, технология обработки камня соединена с барочными формами и барочными скульптурами. А барочная башня с фигурной крышей возвышается над окружением, как и привычные шпили готических церквей Австрии, служа знакомым пространственным ориентиром в пейзаже.

  • Готическое окно церкви в Цветле

  • Legionslager und Zivilstadt Tafel.jpg

    Барочное окно церкви в Цветле

  • Legionslager und Zivilstadt Tafel.jpg

    Барочный фасад готической церкви в Цветле

  • Legionslager und Zivilstadt Tafel.jpg

    Архангел Михаил в поединке с Дьяволом

Среди лучших образцов гражданской, нецерковной архитектуры — барочный ансамбль Шлосс Хоф, созданный по приказу полководца Евгения Савойского.

  • План ансамбля замка и сада барокко Шлосс Хоф

  • Legionslager und Zivilstadt Tafel.jpg

    Замок Шлосс Хоф, партер (сад)

  • Legionslager und Zivilstadt Tafel.jpg

    Парковый фасад замка

  • Legionslager und Zivilstadt Tafel.jpg

Классицизм[править | править код]

В стране с развитыми традициями готики и барокко классицизм не имел широкого распространения. А его формы и архитектурные решения имели значительные примеси барокко в скульптуре, декоре, пространственной планировке. Австрийский классицизм не имел значительных достижений и уступил бурному развитию эклектики в XIX в.

  • Мальтийская церковь, фасад, Вена

  • Дворец Кобург, Вена

  • Legionslager und Zivilstadt Tafel.jpg

    Главный Венский госпиталь и клиника университета, 1784

  • Дворец Пальфи, Вена

Эклектика XIX века и модерн[править | править код]

Архитектура Австрии XIX в. развивалась в условиях сложной политической ситуации. Было сохранено её бюрократическое урегулирование, а война с наполеоновской Францией в начале века привела к отсутствию крупных замков.

Legionslager und Zivilstadt Tafel.jpg Вена, площадь Героев с монументом Евгению Савойскому, 1865 г.

Только с 1850-х гг. ситуация улучшилась. На это повлияли бурные капиталистические отношения в экономике. Города получают условия для развития благодаря приказу властей разрушить древние крепостные стены и праву застройки зелёных зон вокруг них. Даже рост представления о значимости исторических крепостей не прекратил разрушение крепостных стен Вены, где создают кругообразную магистраль (Рингштрассе), а на разрушенных внешних валах Вены — второй круг бульваров (Гюртель). Столица Австрийской империи застраивается многоэтажными и многоквартирными доходными домами. Более обеспеченный слой населения строит отдельные дома-особняки — компактные, упрощённые, иногда украшенные угловыми башнями, фахверковыми частями, открытыми галереями. Получил развитие стиль бидермейер. Рядовая застройка — упорядоченная, но будничная, невнятная, почти скучная, сильно контрастирует с памятниками готики, барокко, даже с сооружениями исторических стилей.

Имперская власть наконец обращается к строительству крупных государственных объектов. Пафосная буржуазная архитектура причудливо соединена с имперскими амбициями и обращением к ярким историческим стилям — господствуют неоготика, неоренессанс, необарокко, неогрек. Среди крупных зданий Вены этого времени — Оперный театр (арх. Зиккард фон Зиккардсбугр, 1861—1869), новое здание Парламента (арх. Т. Хансен), церковь Вотивкирхе (арх. Г. Ферстель, 1883), новая Ратуша (арх. Ф . Шмидт, 1895), два грандиозных здания имперских музеев и Бургтеатр (арх. Г. Земпер и К. Хазенауер).

В конце XIX в. возникает новый архитектурный стиль — Венский сецессион.

  • Библиотека Венского университета, читальный зал

  • Главное здание Венского университета.

  • Художественно-исторический музей, Вена

  • Legionslager und Zivilstadt Tafel.jpg

    Здание Парламента Австрии

Фахверк в Австрии[править | править код]

Венский сецессион[править | править код]

  • Legionslager und Zivilstadt Tafel.jpg

    Угловые балконы фасада

  • Legionslager und Zivilstadt Tafel.jpg

    Церковь Карла Борромео

  • Кирха Штейнхоф, интерьер

  • Застройка на Брандштрассе

XX век[править | править код]

  • Legionslager und Zivilstadt Tafel.jpg

    Музей современного искусства, музейный квартал Вены.

  • г. Грац, Штейермаркт

  • Legionslager und Zivilstadt Tafel.jpg

    г. Грац, фреска земельного архива

  • Legionslager und Zivilstadt Tafel.jpg

    Венский университет. Юридический факультет

  • Hielscher K., Gube R. Österreich. Landschaft und Baukunst, Berlin, 1928.
  • Riehl H. Barocke Baukunst in Österreich, München, 1930.
  • Sedlmayer H., Österreichische Barockarchitektur 1690—1740, Wien, 1930.
  • Краткая художественная энциклопедия. Искусство стран и народов мира, Т. 1. М., 1962.

Архитектура Швеции второй половины XVII — первой половины XIX в. | Архитектурная классика

С середины XVII в. и до 1718 г. значительно укрепилась власть шведских королей и возросла политическая и экономическая роль Швеции. Этот период был ознаменован расцветом шведской архитектуры.

Дворянство, вернувшееся из военных походов с тягой к роскоши и богатству, стало не только усиленно отстраивать свои загородные имения, но и строить особняки в столице в связи с централизацией управления страной.

Развитие шведской архитектуры XVII в. по художественным признакам можно классифицировать следующим образом.

С 1600 г. до середины столетия преобладало воздействие традиций немецкого и голландского Ренессанса.

С 1637 г., т. е. со времени приезда в Швецию французского архитектора Симона де Ля Вале (ум. 1642), и до 60—70-х годов XVII в. получает развитие искусство, идущее от классицизма Франции Людовика XIV и голландского палладианства.

Начиная с 1650 г. в архитектуре Швеции становится довольно заметным влияние римского барокко, сохранившееся до первых десятилетий XVIII в. В этот период шведское зодчество достигает вершины своего развития.

Эту периодизацию следует принимать весьма условно, ибо для творчества шведских архитекторов и работающих в XVII—XVIII вв. в Швеции иностранных зодчих характерно то, что на основе опыта барокко и классицизма других европейских стран они создавали самобытные произведения, отмеченные, традиционными чертами шведской архитектуры, — ясностью и простотой объемов зданий, строгостью ритма и сдержанностью орнаментовки.

Ведущими архитекторами во 2-й половине XVII в., осуществившими поворот в градостроительстве Швеции, были Жан де Ля Вале (1620—1696), Никодим Тессин Старший (1615—1681) и сын его Никодим Тессин Младший (1654—1728), которые находились на службе королей Карла XI и Карла XII.

В Стокгольме появились первые районы регулярной застройки. К северу от средневекового ядра столицы возникла прямоугольная сетка улиц, из которых главными были улица Короля и улица Королевы.

Сохранился типичный для этого времени проект длинной прямой улицы, ведущей через город Стокгольм и новый мост прямо до королевского дворца. Осуществление этого проекта, разработанного в 1654 г. Жаном де Ля Вале, вызвало бы снос многих зданий, и поэтому он не был воплощен в жизнь.

Самый грандиозный градостроительный проект, превращавший новый королевский дворец в репрезентативный центр целого городского района, был разработан Тессином Младшим и утвержден Карлом XII в 1713 г. В проекте предлагалось проложить парадную улицу, проходящую через два моста к симметрично застроенной площади Густава Адольфа, все набережные спрямить, вокруг нового королевского дворца создать монументальный регулярный ансамбль общественных зданий, площадей, улиц, мостов. Осуществлению этого замысла помешали тяжелые времена экономического упадка страны, наступившие в Швеции после военных поражений. Однако застройка площади Густава Адольфа и Северный мост (Нурбро) были позже выполнены отчасти в соответствии с замыслом Тессина.

Над проектом застройки района, окружающего королевский дворец, позже работал арх. Эрик Пальмстед (1741—1803). По его проекту симметрия, открытые перспективы и осевые композиции, круглые и полукруглые площади должны были внести элемент регулярности в планировку района, окружающего средневековое ядро города. Но и этот проект также остался на бумаге.

Таким образом, грандиозные идеи перестройки Стокгольма, согласно требованиям эпохи барокко и классицизма, в целом не были осуществлены. Однако архитекторы того времени оставили в Швеции целый ряд замечательных сооружений, расположенных очень удачно в градостроительном отношении на берегу озер и в больших парках.

Одно из наиболее красивых зданий классицизма XVII в. в Швеции — так называемый Рыцарский дом в Стокгольме (рис. 1). Первоначальный проект Рыцарского дома принадлежит арх. Симону де Ля Вале. В своем проекте архитектор задумал создать большой комплекс зданий наподобие Люксембургского дворца в Париже. Однако был построен только главный дом, закладка фундаментов которого состоялась в 1641 г., за два года до смерти Симона де Ля Вале.

Завершить строительство Рыцарского дома (1641—1674) пришлось голландскому архитектору Юстусу Вингбоонсу и сыну Симона — Жану де Ля Вале в 1674 г. Первый из них является автором красивых фасадов прямоугольного в плане двухэтажного здания. Фасады из светло-красного кирпича вертикально расчленены светло-серыми пилястрами в коринфском ордере на всю высоту здания, что характерно для голландского палладианства. Ритм пилястр получает особенно сильное звучание благодаря протяженности здания. Центральный фронтон фасада украшен фигурами.

Своеобразие этого архитектурного памятника заключается в сочетании палладианского фасада с барочно сложным очертанием крыши. Подобные формы крыши получили большое распространение в Швеции в XVII и XVIII вв. и редко встречаются в других странах.

Рис. 1. Стокгольм. Рыцарский дом, 1641—1674 гг., С. де Ля Вале, Ю. Вингбоонс, Ж. Де Ля ВалеРис. 2. Стокгольм. Дворец Оксенстьерна, 1650 г., Ж. де Ля Вале

После возвращения из Рима в 1650 г. Жанде Ля Вале строит дворец Оксенстьерна, замыкающий перспективу одной из центральных улиц «Старого города» Стокгольма (рис. 2). Дворец выдержан в формах римского раннего барокко. Первый его этаж оформлен в виде рустованного цоколя. Над ним возвышаются два основных этажа с промежуточным невысоким этажом. Автор применил прогрессивный для того времени прием — иллюзорное перспективное построение оконных проемов, четко выделяющихся на фоне гладкой стены, скромно украшенной гирляндами.

Жану де Ля Вале принадлежит проект дворца Бонде, построенного рядом с Рыцарским домом в 1660 г. К работам этого зодчего относятся также церкви Катарины и Хедвиги Элеоноры в Стокгольме — храмы центрической композиции с куполами, возведенными в более позднее время.

Одним из наиболее известных памятников шведской дворцовой архитектуры классицизма является Дротнингхольм, возведенный в 60—70-х годах XVII в. Ав-тор проекта Никодим Тессин Старший получил архитектурное образование под руководством Симона де Ля Вале. Представление о его творчестве дает собор в г. Кальмар (1660), представляющий в плане сочетание центрического и базиликального решения, отражающего несомненно влияние архитектуры итальянских церквей конца XVI в. (рис. 3).

Рис. 3. Кальмар. Собор, 1660 г., Н. Тессин СтаршийРис. 4. Дротнингхольм. Дворец близ Стокгольма, 1660—1670 гг., Н. Тессин Старший и Н. Тессин Младший. Фасад со стороны парка и план центральной части дворца

После ряда посещений Франции, Италии и других стран у Тессина вырабатывается свой стиль, который можно характеризовать как эклектический классицизм, так как в нем смешиваются итальянские, французские и голландские формы. Этот стиль проявился в ряде городских и сельских усадеб и дворцов, среди которых одно из первых мест принадлежит дворцу Дротнингхольм (рис. 4), построенному вблизи Стокгольма. Это большое и протяженное здание, явившееся своего рода подражанием Версальскому дворцу в Париже, было построено для вдовствующей королевы Хедвиги Элеоноры. Его главный фасад, обращенный в сторону парка, строго симметричен. С обоих концов его выступают ризалиты. Широкая наружная лестница ведет к трем центральным арочным дверным проемам. Фасад расчленен лопатками, замыкающимися над окнами второго этажа, и завершается фризом с триглифными консолями и метопами, украшенными изображениями военных доспехов. По углам дворца расположены четыре павильона. Они ниже главного корпуса на один этаж. К павильонам примыкают четыре низких флигеля, еще более удлиняющих здание и подчеркивающих высоту его центральной части.

Строительство дворца было завершено сыном Тессина — Никодимом Тессином Младшим. Последний осуществил роскошное внутреннее убранство, а также планировку и благоустройство парка в стиле Ленотра. Это сооружение послужило образцом для многих загородных дворцов своими празднично развернутыми флигелями и белыми стенами, контрастирующими с темной зеленью парка.

В наши дни многие из этих дворцов и парков пришли в упадок. Некоторые из них, в том числе парк дворца Дротнингхольм с его фонтанами и каскадами, восстановлены.

К поздним работам Тессина Старшего относятся также здания Южной ратуши и Государственного банка в Стокгольме, законченных строительством в формах итальянского барокко его сыном Тессином Младшим.

В конце XVII и начале XVIII в. шведская архитектура достигла апогея своего развития благодаря творчеству выдающегося зодчего Никодима Тессина Младшего (1654—1728). Он значительно превзошел своего отца мастерством и талантом.

Тессин Младший был известен за пределами Швеции: участвовал в проектировании Лувра в Париже и дворца Амалиенборг в Копенгагене. Длительное пребывание во Франции, Италии и других странах оставило глубокий след в его творчестве. Наиболее сильные впечатления он вынес из Рима с его ренессансной и барочной архитектурой. Творчество известного итальянского архитектора и скульптора Лоренцо Бернини, с которым он лично встречался, вдохновляло его на протяжении всей его архитектурной деятельности.

Самым крупным произведением Тессина Младшего был королевский дворец в Стокгольме. Проект реконструкции старого дворца был начат им в 1690 г., но лишь в 1697 г. после пожара дворца архитектор получил возможность построить королевский дворец заново. Это был самый крупный дворец в скандинавских странах.

Рис. 5. Стокгольм. Королевский дворец, 1697—1754 гг., Н. Тессин Младший. На плане: А — дворец; Б — неосуществленные конюшни

Монументальное, строгое и ясное по своим общим формам сооружение с высоким цоколем очень выгодно расположено на берегу озера Мэларен (рис. 5). Дворец представляет собой огромное квадратное каре. Над пропорциями двора внутри каре автор много работал, о чем свидетельствует ряд сохранившихся эскизов. В результате ему удалось найти оптимальные пропорции дворового пространства.

С восточной стороны основного корпуса дворца выступают два низких крыла в сторону озера Мэларен. Между ними за высокой подпорной стеной расположен сад. С западной стороны перед дворцовым зданием образуется курдонер между двумя изогнутыми в плане галереями. Сочетания высоких и низких объемов, группировка отдельных флигелей и крыльев интересны и самобытны.

Все четыре фасада главного корпуса дворца решены по-разному. Северный фасад дворца, построенный Тессином еще в 1692 г. и уцелевший после пожара, имеет наиболее лаконичные формы. Эффект его высокого цоколя усиливается широким пандусом впереди него. Южный фасад украшен колоннадой коринфского ордера с разорванным антаблементом, над которым возвышаются скульптурные изображения фигур и военных доспехов. Это праздничное центральное пятно рельефно выделяется на почти гладком фоне большой стены дворца.

Среди многочисленных внутренних помещений дворца, оформленных Тессином и его последователями, а также приглашенными французскими художниками и ремесленниками, особенно выделяется галерея Карла XI, расположенная в северном крыле. Эмоциональное воздействие анфилады комнат возрастает по мере движения от внутренних жилых покоев к роскошно оформленным залам.

Во время неудачных для Швеции военных походов Карла XII работы на строительстве дворца были временно прекращены, но они возобновились незадолго до смерти Тессина, т. е. в 1727 г., и были закончены в основном в 1754 г. В 1737 г. с основанием Шведской академии художеств в Стокгольме первые шведские архитекторы также стали привлекаться к оформлению интерьеров дворца, получивших все художественные оттенки от барокко до классицизма. Однако внешний облик дворца, несмотря на влияние барокко, полностью соответствует строгому классическому духу проекта Тессина.

Среди шведских зодчих, работавших в то время, известны Карл Хорлеман (1700—1753) — последователь Тессина в строительстве дворца, К. Ф. Аделькранц (1716—1796) — автор небольшого загородного дворца Кина в парке Дротнингхольма (1763), а также арх. Жан Эрик Рен (1717—1793), создавший в своих интерьерах так называемый стиль Густава III — своего рода переходные формы между барокко и классицизмом.

Во времена царствования Густава III (1771—1792) наступил новый период расцвета искусства и литературы. Однако большая часть запроектированных в то время крупных королевских сооружений, предназначенных для празднеств и развлечений, не была осуществлена. Архитектор Жан Эрик Рен построил в Стокгольме Оперный театр им. Густава III, архитектура которого еще находилась под сильным французским влиянием тех лет. В конце XVIII в. начал пробиваться французский «ампир», зачинателем которого в Швеции был французский архитектор Жан Луи Депре (1743—1804).

Депре составлял по заказу короля проекты гражданских зданий и ансамблей, из которых самым известным является проект роскошного дворца Хага, выполненного в античном духе. Это здание, начатое в 1788 г., так и не было завершено. В г. Гётеборге работал в то время С. В. Карлберг (1745—1814), который построил дворцовую усадьбу Гуннебо — типичный для того времени шведский загородный дворец. Наряду с дворянством заказы архитекторам стали давать купцы, владельцы мануфактур, заводов. Началась культура крупных усадьб.

После 1792 г. наступил заметный застой в шведском зодчестве. Только начиная с 1820 г. снова активизировалось строительство ряда общественных зданий в формах лаконичного, но монументального шведского ампира. К ним относятся здание Университетской библиотеки (1819—1826) в г. Упсала (арх. К. Ф. Сундваль, 1754—1831, рис. 6) и госпиталь стокгольмского гарнизона (арх. К. Г. Гьервель, 1766—1837). Особенно строгой и спартанской является архитектура стокгольмских казарм, лишенная всякой орнаментики. Автор казарм арх. Фредерик Блом (1781—1853) проектировал также церковь Скепсхольмскирке в Стокгольме, которая представляет собой миниатюрную копию Пантеона, а также загородный дворец Розендаль около Дюргорден. В последнем прекрасно оформлены интерьеры, которые можно считать лучшим образцом стиля Карла Юхана, т. е. шведского ампира.

Рис. 6. Упсала. Университетская библиотека, 1819—1826 гг., К. Ф. СундвальРис. 7. Остров Фресе на озере Стуршьен. Деревянная звонница, 1754 г.
Рис. 8. Худиксваль. Церковь, 1672 г. (восстановлена в 1715 г. после пожара)Рис. 9. Нючепинг. Ратуша, 1720 г.

Характерны для шведского народного зодчества XVII—XVIII вв. деревянные звонницы, часто сооружаемые рядом с сельскими церквами. Такие звонницы нашли применение еще в средних веках, но, начиная с XVII в., они приобретают барочные формы. В провинции Емтланд и прилегающих к ней районах в конструкцию звонницы обычно входили восемь деревянных наклонных столбов, образующих восьмигранную башенку, завершаемую шпилем с луковичным основанием. Снаружи столбы и крыша покрывались фигурным гонтом. Одна из наиболее красивых звонниц такого типа сохранилась на высоком холме острова Фресе на озере Стуршьен (1754, рис. 7).

Некоторые памятники архитектуры XVII—XVIII вв. провинциальных городов Швеции отражают типично шведские черты архитектуры в большей степени, чем столичные сооружения, например церковь в Худиксвалле, построенная в 1672 г. и восстановленная после пожара в 1715 г. (рис. 8). Гладкие белые стены башни церкви, прорезанные небольшими арочными проемами, завершаются красивой по силуэту барочной крышей с круглыми часами. Крыша переходит из четырехгранного основания в восьмигранник и завершается шпилем с луковичными утолщениями.

Другой типичный пример шведской провинциальной архитектуры начала XVIII в.— ратуша в г. Нючепинге (1720, рис. 9). Простой четырехугольный объем этого двухэтажного здания с фасадами, расчлененными плоской рустованной аркатурой, завершается мансардной черепичной крышей, украшенной барочной башенкой с изящной ротондой.

В середине XIX в. в городах Швеции, как и во многих городах Европы, наступил период историзма, подражания историческим стилям всех стран и всех времен. В 20-х годах XX в. многие крупные архитекторы снова вернулись к классическим формам античности, но этот неоклассицизм был фактически последним отзвуком историзма.


Глава «Архитектура Швеции второй половины XVII — первой половины XIX в.» раздела «Европа» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том VII. Западная Европа и Латинская Америка. XVII — первая половина XIX вв.» под редакцией А.В. Бунина (отв. ред.), А.И. Каплуна, П.Н. Максимова. Автор: В.Г. Гроссман. Москва, Стройиздат, 1969

About Author


alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *