Архитектура англии 18 века: Архитектура Англии 18 века – Особенности архитектуры Англии 18 века

Архитектура Англии 18 века

А.И.Венедиктов

Наиболее крупные явления английской архитектуры рассматриваемого периода относятся к последнему тридцатилетию 17 века. Продолжателем классика английского зодчества Иниго Джонса явился Кристофер Рен (1632—1723), остававшийся ведущим мастером английской архитектуры также на протяжении первой четверти 18 века.

Рен получил очень широкое образование: до того как он всецело обратился к архитектуре, он занимался математикой и астрономией. Совершив в 1665 г. поездку во Францию, он познакомился с Жюлем Ардуэном-Мансаром и другими французскими зодчими и с их работами, а также с Бернини, привезшим в Париж проект Лувра.

После «Великого пожара» 1666 г., уничтожившего большую часть Лондона, Рен создает проект коренной перепланировки города, отвергнутый, однако, реакционно настроенными властями. В то же время Рен получил крупнейший заказ на строительство нового собора св. Павла и на составление проектов ста сгоревших приходских церквей, из которых он выстроил более пятидесяти.

Собор св. Павла в Лондоне, строившийся Реном на протяжении тридцати шести лет (1675— 1710), стал величайшим культовым сооружением протестантского мира (длиной он превосходит Кельнский собор, высотой купольной части — флорентийский собор Санга Мария дель Фьоре). Римскому католическому собору св. Петра, строившемуся многими архитекторами на протяжении полутора веков с лишним, как бы намеренно был противопоставлен лондонский протестантский собор, сооруженный одним мастером в один строительный период, всего за три с половиной десятилетия. Первый составленный Реном проект с центрическим планом в форме равностороннего креста с притвором был отвергнут консервативным духовенством. Второй, осуществленный проект имел более традиционную вытянутую форму с разделенным столбами и арками на три нефа главным помещением и с просторным подкупольным пространством на пересечении нефов с трансептом.

Математические познания Рена пригодились ему в трудной задаче возведения купола, решенной им блестяще, с расчетом тонким и глубоким. Конструкция опирающегося на восемь столбов тройного купола сложна и необычна: над внутренней кирпичной оболочкой полусферической формы расположен кирпичный же усеченный конус, который несет венчающие собор фонарь и крест, а также третью, деревянную, крытую свинцом наружную оболочку купола.


Кристофер Рен. Собор св. Павла в Лондоне. Поперечный разрез.


Кристофер Рен. Собор св. Павла в Лондоне. 1675-1710 гг. Общий вид с юго-востока.

Эффектен внешний вид собора. Два марша широких ступеней подводят с запада к шести парам коринфских колонн входного портика, над которыми расположены еще четыре пары колонн с композитными капителями, несущие фронтон со скульптурной группой в тимпане. Более скромные полукруглые портики поставлены по обоим концам трансепта. По сторонам главного фасада воздвигнуты стройные башни (одна для колоколов, другая для часов), за ними, над средокрестием собора, высится огромный величественный купол. Окруженный колоннами барабан купола кажется особенно мощным потому, что каждый четвертый интерколумний колоннады (так называемой Каменной галлереи) заложен камнем. Над полусферой самого купола вторая, так называемая Золотая галлерея образует обход вокруг фонаря с крестом. Возвышающаяся над Лондоном группа купола и башен — несомненно, самая удачная часть собора, основной массив которого было трудно воспринять целиком, так как он оставался скрытым беспорядочной городской застройкой (сильно разрушенной бомбардировками во время второй мировой войны).


Кристофер Рен. Церковь Сент Стивен в Лондоне. 1672-1679 гг. Внутренний вид.

Творческая индивидуальность Рена обнаруживается не менее ярко и в таких его. работах, как, например, лондонские приходские церкви. Изумляет разнообразие и остроумие квадратных, прямоугольных, овальных планов этих построек, обычно небольших размеров, сама конфигурация которых часто объяснялась мастерским использованием тесных, неудобных участков, отводимых для их строительства. Исключительно разнообразна архитектура самих церквей и их колоколен, то близких по формам к готике, то строго классических. Достаточно назвать оригинальную по композиции внутреннего пространства купольную церковь Сент Стивен (1672—1679) или же церковь Сент Мэри ле Боу (1671—1680) с ее замечательной по красоте силуэта стройной колокольней.


Кристофер Рен. Парковый фасад дворца Хемптон-корт в Лондоне. 1689- 1694 гг.

Из гражданских сооружений Рена одно из самых блестящих — новые части дворца Хэмптон-корт. В 1689—1694 гг. им были выстроены корпуса вокруг так называемого двора с фонтаном и фасад, выходящий в парк. В этой оригинальной по замыслу работе архитектор показал высокое мастерство, строгий вкус и умение эффективно использовать материалы — кирпич и белый портландский камень.


Кристофер Рен. Церковь Сент Мэри ле Боу в Лондоне. План.


Ансамбль Гринвичского госпиталя в Лондоне. 1664-1729 гг. Архитекторы Иниго Джонс, Кристофер Рен, Джон Ванбру, Николас Xоксмур. Общий вид со стороны Темзы.

Плодовитый мастер, Рен строил не только дворцы и церкви. Им был окончательно разработан план Гринвичского госпиталя (первоначальный замысел которого принадлежит, по-видимому, Иниго Джонсу), а также сооружен другой госпиталь в Челси. Он обстраивал район Темпл в Лондоне, выстроил ратушу в Виндзоре. В Кембридже ему принадлежит здание библиотеки Колледжа Троицы (Тринити-кол-ледж), прототипом которой послужила библиотека св. Марка в Венеции. В Оксфорде, где Рен преподавал в молодости астрономию, им выстроен так называемый Шелдоновский театр — большое круглое помещение для лекций и докладов, в котором использованы мотивы архитектуры древнеримского театра Марцелла; там же он выстроил библиотеку в Куинс-колледже и обстроил внутренний двор в Тринити-колледже. Использованные в этих постройках мотивы венецианского и римского зодчества получили у Рена оригинальное истолкование и вошли в историю английской архитектуры как создания национального гения.

В жилых загородных и городских домах в это время создается тип кирпичной постройки с отделкой из белого камня, ставший образцом для позднейшего английского строительства. Примерами могут служить приписываемые Рену поместья Грумбридж-Плейс в Кенте и «Дом с лебедями» (Суон-хауз) в Чичестере.

В отличие от Иниго Джонса Рену на протяжении его долгой и плодотворной деятельности удалось осуществить почти все свои замыслы. Как истинный гуманист, Рен работал для просвещения и народа, он строил не только церкви, но и госпитали, библиотеки, не только дворцы, но и скромные жилые дома. Рен пошел по пути, предуказанному Джонсом, но, в отличие от Джонса, впитавшего в Италии дух эпохи Возрождения, в классицизме Рена, пережившего эпоху пуританства, более явственно выражено рассудочное начало.


Джон Вуд Младший. Застройка площади Роял-Кресент в Бате. 1767- 1775 гг.


Бат. Центральная часть города. Круглая площадь (Сёркус), построена в 1754-1764 гг. архитекторами Джоном Вудом Старшим и Джоном Вудом Младшим. Аэрофотосъемка.

В английской архитектуре 18 в. большое значение имело вновь пробудившееся увлечение творчеством Палладио. К 1742 г. вышли уже три издания архитектурного трактата Палладио. С середины века начинается публикация самостоятельных исследований по античной архитектуре. Роберт Вуд в 1753—1757 гг. издал увраж, посвященный развалинам Пальмиры и Баальбека, Роберт Адам опубликовал в 1764 г. зарисовки и обмеры дворца Диоклетиана в Сплите в Далмации. Все эти издания способствовали развитию теории архитектуры и воздействовали на архитектурную практику того времени. Новые идеи нашли свое отражение в крупных градостроительных мероприятиях, например в планировке и застройке города Бата (1725—1780), площади которого представляют собой наиболее законченные классицистические ансамбли Англии. Архитекторы 18 в.— это уже в большинстве случаев профессионалы и теоретики.

Джон Ванбру (1664—1726) занимает промежуточное положение между разносторонне одаренными и образованными мастерами 17 столетия и узкими специалистами 18 века. Блестящий офицер, придворный остроумец, модный драматург, он и в архитектуре оставался одаренным дилетантом.

Главные и самые крупные его работы — это выстроенные в первые годы 18 в. дворцы Хоуард (1699—1712) и Бленхейм (1705—1724).


Джон Ванбру. Дворец Бленхейм в Оксфордшире. 1705-1724 гг. Центральная часть главного фасада.

Уже в первом из них он, пытаясь сочетать версальский размах с английским комфортом, поразил современников прежде всего размерами своей постройки, протяженность которой равнялась 200 м, глубина — почти 130 м, высота центрального купола превышала 70 м. В еще более грандиозном по размерам Бленхеймском дворце, выстроенном для знаменитого полководца герцога Мальборо (259 X 155 м), архитектор попытался улучшить несколько неуклюжий план первой постройки. Соблюдая строгую симметрию, он расположил по обе стороны огромного курдонера еще два двора, которые соединены с главным корпусом галлереями, украшенными колоннадой. В наружной архитектуре дворца Бленхейм ни тяжелый портик главного входа, ни триумфальная арка паркового фасада, ни угловые будто надстроенные башни не радуют глаза: формы здесь тяжелы и грубы. Внутренние помещения дворца неудобны и неуютны. Свойственное классицизму стремление к строгой парадности довольно механически сочетается у Ванбру с восходящей к барокко поверхностной пышностью. В его архитектуре, по выражению одного из современников, «тяжелой по форме и легковесной по существу», нетрудно обнаружить явные признаки эклектизма.

Николас Хоксмур (1661—1736) был более скромным, но более достойным продолжателем Рена. Он вел строительство лондонских церквей, из которых наиболее интересна церковь Сент Мэри Вулнос (1716—1719) с фасадом, украшенным рустом, и окруженной колоннами прямоугольной в плане колокольней, завершенной двумя башенками с балюстрадой. Хоксмур работал после своего учителя в Оксфорде, где выстроил новый корпус Куинс-колледжа с монументальным дворовым фасадом и своеобразным входом (1710—1719). Наконец, еще при жизни Рена и после его смерти Хоксмур в 1705—1715 гг. продолжал строительство Гринвичского госпиталя. Расположенный на берегу Темзы, этот один из самых значительных и по размерам и по художественным достоинствам памятников английской архитектуры принял при Хоксмуре окончательный вид.

Большой комплекс госпиталя, где теперь расположено военно-морское училище, состоит из четырех корпусов, образующих прямоугольные дворы с просторной площадью между передними корпусами, обращенными к реке портиками фасадов. Широкие ступени, по обе стороны которых расположены величественные купольные постройки, ведут на вторую площадь между второй парой дворов. Хоксмур достойно завершил сооружение, начатое Джонсом и продолженное Реном.

Уильям Кент (1684—1748) был виднейшим английским палладианцем первой половины 18 века. Вместе с лордом Берлингтоном, мнившим себя архитектором, он спроектировал и выстроил виллу в Чизвике (1729,) наиболее удачную из многочисленных английских вариантов палладиевской виллы Ротонда. Более свободно чувствовал себя Кент при строительстве замка Холкхэм-холл (1734), где органично связанные с центральным корпусом четыре флигеля (с часовней, библиотекой, кухней и комнатами для гостей) выходят в окружающий их парк. Особенно велики заслуги Кента в садово-парковом искусстве, где он известен как «отец современного сада».

Самая зрелая работа архитектора — скупой по формам безордерный фасад казарм конногвардейского полка (Хорз-Гардс, 1742—1751) в Лондоне.


Джеймс Гиббс. Библиотека Редклиффа в Оксфорде. 1737-1749 гг.

Архитектор и теоретик архитектуры Джеймс Гиббс (1682—1765) — наиболее яркая индивидуальность в английской архитектуре первой половины 18 века. Пройдя школу у Филиппе Ювары в Турине, он также усвоил ордерную и пропорциональную систему Палладио. Наиболее значительная из его построек и по масштабу и по художественным достоинствам — так называемая Редклиффовская библиотека в Оксфорде (1737—1749), исключительное по своеобразию центрическое сооружение, состоящее из шестнадцатигранного цоколя, цилиндрической основной части и купола. Массивный рустованный цоколь прорезан большими арочными дверными и оконными проемами; круглая часть расчленена парными трехчетвертными колоннами на шестнадцать простенков с двумя ярусами чередующихся окон и ниш. Над балюстрадой, завершающей основной цилиндрический объем, вздымается увенчанный фонарем купол. Вполне выражающая свое назначение, строгая и монументальная университетская библиотека занимает, бесспорно, одно из первых мест среди лучших памятников английской архитектуры.

Своеобразны и лондонские церкви Гиббса, строительство которых он продолжал вслед за Реном и Хоксмуром,— двухэтажная церковь Сент Мэри ле Стрэнд (1714—1717) с полукруглым портиком входа и стройной колокольней и церковь Сент Мартин ин-де Филдс (1721—1726) с импозантным коринфским портиком.

Уильям Чемберс (1723—1796) был последовательным представителем палладианства в Англии во второй половине 18 в., когда менее значительные английские архитекторы уже отказались от безуспешных попыток приспособить планы вилл Палладио к условиям английского климата и требованиям английского комфорта.


Уильям Чемберс. Сомерсет-хауз в Лондоне. 1776-1786 гг. Общий вид со стороны Темзы.

Пройденному этапу английской архитектуры Чемберс подвел итоги в своем архитектурном трактате и крупнейшей своей постройке, известной под названием Сомерсет-хауз в Лондоне (1776—1786). Это монументальное здание, сооруженное на аркадах субструкций, выходит своими рустованными фасадами на Стрэнд и на набережную Темзы (обращенный к реке фасад достроен позже, в 19 столетии). В помещениях Сомерсет-хауза в 1780 г. разместилась Королевская Академия.


Роберт Адам. Жилой дом в Лондоне. План.

Последний палладианец, Чемберс был первым представителем академического направления в английской архитектуре.

Но Сомерсет-хауз, в особенности фасад с трехарочным въездом со Стрэнда и величественный двор здания, достойно завершает большую и блестящую эпоху в истории английской архитектуры.

Неоспоримы заслуги Чемберса и в области садово-парковой архитектуры, где он пропагандировал английский ландшафтный парк. После Кента он работал в парке Кью, где кроме классических павильонов выстроил китайскую пагоду как дань европейской моде на «китайщину» и как воспоминание о совершенном им в юности путешествии на Дальний Восток.


Джеймс Пейн. Замок Уордор в Уилтшире. 1768-1776 гг. Вестибюль.

Роберт Адам (1728—1792), другой виднейший английский архитектор второй половины 18 в., часто противопоставляется Чемберсу. В то время как консерватор Чемберс был строгим блюстителем палладианских традиций в архитектуре, Адам, проповедник «новых вкусов», был до известной степени новатором в английском искусстве. Воспринимая по-новому античность, уделяя при этом особое внимание декоративным мотивам, он, по его собственному выражению, «революционизировал орнамент». Возглавляемые им передовые английские зодчие этого времени много сделали для того, чтобы проводимые им новые художественные тенденции распространились с отделки интерьеров (их образцом может служить созданный архитектором Джеймсом Пейном вестибюль замка Уордор в Уилтшире, см.илл.) на мебель, ткани, фарфор.

Характерный образец творчества Адама — замок Кедлстон-холл (1765—1770), выстроенный и отделанный им внутри по составленному другими архитекторами палладианскому плану (с полукруглыми крыльями, примыкающими к центральному зданию). Но расположенные по главной оси самые большие парадные помещений замка принадлежат, несомненно, Адаму. Замысел большого холла, где за несущими лепной потолок коринфскими колоннами из искусственного мрамора стоят в нишах стен античные статуи, и перекрытого куполом салона, стены которого расчленены нишами и табернаклями, навеян, вероятно, античными памятниками, с которыми Адам ознакомился во время поездки в Далмацию, где он изучал дворец Диоклетиана в Сплите. В еще большей степени отвечали новым изысканным вкусам приемы отделки других, меньших по размерам помещений — лепнина потолков и стен, украшения каминов. Изящный фасад клуба Будль в Лондоне (1765) дает представление о том, как Адам решал внешний облик здания.


Роберт Адам. Жилые дома квартала Адельфи в Лондоне. 1768-1772 гг.

Архитектурная деятельность Роберта Адама была исключительно широкой. Вместе с братьями Джеймсом, Джоном и Уильямом, своими постоянными сотрудниками, он обстраивал целые улицы, площади, кварталы Лондона. Преодолев прежнюю палладианскую замкнутость, изолированность архитектурного объема, братья Адам выработали приемы формирования целостных городских кварталов (главным образом жилой застройки) на основе единого архитектурного ансамбля. Таковы площадь Фицрой-сквер, квартал Адельфи, названный так в честь самих братьев Адам («адельфос»—по-гречески «брат»). В результате более поздних перепланировок и перестроек города (а также после воздушных бомбардировок во время второй мировой войны) от обширной строительной деятельности братьев Адам уцелело немногое. Но традиции их искусства долго сохраняли свое значение в английской архитектуре. Уже сильно эллинизированный стиль братьев Адам нашел отое продолжение в так называемом «греческом возрождении», начало которого относится к концу 18 в.,— направлении недостаточно творчески оригинальном и в большой степени эклектичном. Своего полного развития это направление достигло в английской архитектуре первых десятилетий следующего, 19 века.



Дата добавления: 2016-06-18; просмотров: 7753;


Похожие статьи:

Особенности архитектуры Англии 18 века

Тема : «Особенности архитектуры Англии 18 века»

План

  1. Введение
  2. Исторические предпосылки развития архитектуры Англии 18 века
  3. Стилевые направления развития
    • Господство палладианства
    • Неоготика – готическое возрождение
    • Классицизм- греческое возрождении
  1. Основные направления развития архитектуры в Англии 18 века
    • Градостроение
    • Жилищное строительство
    • Общественные здания
    • Культовые здания
    • Садово-парковая архитектура
  1. Три великих архитектора
    • Уильям Чембери –наследник палладианства
    • Роберт Адам- успешный новатор
    • Джон Соун – индивидуалист
  1. Заключение
  1. Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Англия  — страна, в которой  искусство и культура обладают длительными  историческими традициями. Эта культура отличается от других стран мира рядом  характерных особенностей, которые  ощущаются в быту, традициях, искусстве, морали, религии. В настоящей работе сделаем попытку исследовать по изученной литературе, то особенное, что отличает английское искусство от других национальных школ.

Ни один из европейских  стилей не существовал в искусстве  Англии XVII— XVIII вв. в чистом виде, поскольку  все они пришли на английскую почву  гораздо позже, чем в другие страны. 18 столетие является одним из основных этапов в истории английской архитектуры, именно в Англии происходило возрождение стилей. Обращаясь к стилям прошлого, архитекторы возрождали их и переосмысливали,  умело сочетая новые тенденции с элементами старого, вновь увиденного в архитектуре.

Поэтому, например, черты  барокко и классицизма могли  оригинально переплетаться в  творчестве одного зодчего или даже в одной постройке. В Англии, куда идеи и вкусы Ренессанса пришли с  большим запозданием, они воспринимались все сразу.

В  XVIII веке архитектура  Англии достигла большого расцвета. К  этому времени была создана сильная  национальная школа. Англия наряду с  Францией являлась одним из крупнейших центров европейской архитектуры. Она не только догнала в своём  развитии остальные европейские  державы, но и сама начала давать образцы  для построек в других странах.

Исследования по архитектуре  Англии 18 века неоднократно привлекало историков искусств, так немецкий критик Дигоберт Фрей в 1942 году  издает книгу «Английская сущность в изобразительном искусстве», в которой дает обстоятельный положительный анализ основных жанров и особенностей английского искусства. Эту тему продолжил Николаус Певзнер, прекрасный знаток английской архитектуры и художественных памятников в своей книге «Английские черты английского искусства».

(история английского искусства от средних веков до наших дней. Москва «Галарт»-2010)

Сложен и противоречив был и путь становления национального  стиля в архитектуре Англии XVII – ХVIII веков. Достижения английской архитектуры явились результатом местной интерпретации форм, рожденных в Италии и Франции. Искусство Англии существовало в сложном и многообразном взаимодействии классицизма и барокко в совокупности с деятельностью отдельных мастеров, творчество которых не укладывается ни в какие стилистические рамки. И тем интереснее вклад архитекторов этого периода в историю мировой архитектуры.

Одной из важнейших характеристик  этой эпохи является процесс вытеснения религиозных начал искусства  светскими. Светское зодчество в XVIII веке впервые берет верх над церковным практически на территории всей Европы.

Сейчас мы пытаемся осознать путь, пройденный человечеством. Интерес  к нему тем сильнее, чем больше желание понять настоящее, заглянуть  и спрогнозировать будущее. Поэтому  темы, связанные с изучением исторических эпох, сегодня так актуальны.

Целью этой работы является исследовать и выявить особенности  английской архитектуры 18 века, через поставленные задачи:

1.Изучить и описать  различные архитектурные направления.

2.Отобразить новые элементы в архитектуре Англии18 века.

3.Изучить наследия основных архитекторов Англии того периода.

4. Исследовать национальные особенности архитектуры Англии.

 

 

 

 

Исторические  предпосылки развития архитектуры  Англии 18 века

Восемнадцатый век является для Англии временем блистательного расцвета ее культуры. Обогнав соседние страны в своем историческом развитии, Англия первая пришла к промышленному перевороту с его последствиями – неслыханным разрастанием крупных индустриальных городов и с ярко выраженным социальным контрастом. Ведущее положение Англия занимала также в области механизации, новой техники и методов производства, появился новый социальный слой – буржуазия. На формирование национального характера искусства сказалась отсутствие резкой грани между буржуазией и знатью. Английское искусство упорно не хотело укладываться в рамки принятые  в других странах. Промышленная революция и связанные с ней социальные изменения оказали значительное воздействие на историю архитектуры. Если первостепенными объектами строительства до второй половины 18 века еще оставались дворцы, церкви и крупные поместья аристократии, то затем на первый план вышли городские общественные здания, предназначенные для нужд управления, образования, торговли и ремесел. Основную группу заказчиков теперь представляла собой богатая буржуазия

(классицизм  и романтизм .архитектура.скульптура. живопись. Рисунок)

Стилевые направления  развития

В искусстве большинства европейских стран в первой половине  18 века продолжает господствовать барокко – стиль, сложившийся в предшествующем столетии; он связан, как правило, с аристократическими слоями общества и с католической церковью. Его характеризует эмоциональная приподнятость, пафос, бурные порывы чувств; средствами выражения постоянно служат контрасты преувеличения всякого рода, широкий пространственный размах, перспективные и иллюзионистические эффекты.

(искусство  18 века. Исторические очерки . Москва. «Искусство» 1966)

Английское искусство  конца 17-начала 18 века отразило сложный характер структуры общества того времени. Рационалистические тенденции создавали почву для длительного процветания классицизма в различных его вариантах, тогда как стиль барокко не получил благоприятных условий для развития. И хотя отдельные барочные элементы  имели место в условиях протестантской Англии, искусство отличалось значительной сдержанностью.

(Барокко. Архитектура. Скульптура. Живопись.)

В начале 18 века барочные элементы заметны в загородных дворцах  новой английской знати, отразивших стремление их владельцев иметь  «замки», не уступавшие тем, что когда-то принадлежали потомственной аристократии. Никогда  еще не появлялись в Англии жилые  здания столь грандиозные и сложные  по своему пространственному решению, как «замки» Хоуард (Йоркшир,1699-1726) и Бленим (Оксфордшир, 1705-1724) – здания с динамичной линией силуэта и живописном распределением масс, развивающихся в пространстве. Недаром построивший их Джон Ванбру (1664-1726) считается одним из самых «барочных» архитекторов-классицистов Англии. Эти постройки больше подходят на грандиозную театральную декорацию, чем на дворцы континентального барокко. Подобная стилевая многогранность характерна для творчества и ряда других талантливых английских архитекторов рубежа 17 и 18 веков, в частности для Николаса Хоксмора (1661-1736) и Джеймса Гиббса (1682-1754). Можно сказать , что английские здания этого периода, выстроенные в стиле классицизма, нередко приобретают черты барокко, тогда как барочные постройки чаще всего, наоборот, обнаруживают сдержанность несвойственную аналогичным сооружениям континента.

(малая  история искусств. Искусство 18 века.Москва «искусство» 1977)

Классицизм

Параллельно с еще не угасшим  стилем барокко и в значительной степени в борьбе с этими отживающими  течениями  в средине 18 столетия возникновение новой волны классицизма. Классицизм – художественный стиль, в основе которого лежит рационалистическое начало, в нем провозглашается торжество разума над чувством идеи — над впечатлением, логики – над бессознательным душевным порывом. Строгость, ясность и некоторая отвлеченность, свойственные античному искусству, привлекали европейских мастеров, тщательно изучающих искусство древности.  Внешним признаком классицизма является обращение к античности как к идеальному образцу.

(искусство  18 века. Исторические очерки . Москва. «Искусство» 1966)

Палладничество

В это время в Англии появилась группа архитекторов, у которых подход к изучению античности и Ренессанса сменился довольно педантичным повторением отдельных мотивов, или даже целых построек, зодчего позднего итальянского Возрождения – Андреа Палладио. Его сооружения отличались композиционной простотой, основывавшейся на строгом соблюдении симметрии и логически построенной системе пропорций. В последствии архитектурное искусство Палладиобыло возвышено английскими архитекторами и заказчиками до идеала, оно стало нормой, от которой не разрешалось отклоняться. 

(классицизм  и романтизм . архитектура. скульптура. живопись. Рисунок)

  Направление возглавили Ричард Бойл, лорд Берлингтон (1694-1753), меценат и поклонник итальянского искусства, и его приверженцы архитекторы Колин Кемпбелл (?-1729), Джакомо Леони (1686-1746) и Уильям Кент (1685-1748). Изданные ими роскошные альбомы с гравированными таблицами знакомили не только с архитектурой эпохи Возрождения, но и с их собственными творениями. Широкое распространение получает взгляд на античное искусство как на наиболее полное выражение законов гармонии, созданных самой природой. Постройки палладианцев представляли собой компактные, обычно трехэтажные здания с рустованным первым этажом, рассматривался как цокольный. Главным считается второй этаж, выделявшийся плавным ритмом больших окон, часто увенчанных фронтонами. Третий этаж имел окна меньших размеров. Центр фасада чаще всего был подчеркнут выступом или портиком с фронтоном. Известная вилла Ротонда Палладио с портиками на каждой стороне здания стала прототипом для ряда построек этого времени. Наиболее точно она была повторена Кембеллом в вилле, называвшейся «Замок Мерворт».

(искусство  18 века. Исторические очерки . Москва. «Искусство» 1966)

 Строгая гармония пропорций,  считавшаяся, обязательной для  наружного облика здания, нарушалась  в интерьерах, подчас сохранявших барочную трактовку и пышность форм. Здесь преобладали тяжелая лепнина, плафоны, золоченая мебель. Палладнианские виллы, если их строители слепо следовали итальянскому образцу, были неудобны для жилья и не соответствовали английскому климату. Вилла самого Берлингтона, Чизик- хауз (Начат в 1725 г.), состояла, например , лишь из парадных залов. В первой половине18 века вся Англия была застроена зданиями в стиле палладианства, состоявших из спроектированных по строгой системе отчетливо выделенных кубических объектов. Их чрезвычайно скупо декорированные фасады украшали , наподобие античных храмов, большие портики над рустованным цокольным этажом. Тем не менее, воздействие палладианства на английскую архитектуры было значительным. Во время второго периода активного строительства вилл в середине 18 века чаще возникали более мелкие сельские дома, расположенные неподалеку от Лондана как, например, Ротхем Парк, построенный в 1754 году Лизеком Уэром для адмирала Джона Бинга. Его композиционное ядро представляет собой характерный для палладнианской виллы куб с пятью оконными осями и четырех колонным ионическим портиком с треугольным фронтоном. Рустованный цоколь, бельэтаж, мезонин и аттик над корнизом, увенчанным балюстрадой, составляют четыре этажа здания. Присутствуют также и отличительные черты палладианства: боковые окна второго яруса оформлены в виде серлиано или окна Палладио, то есть увенчанного полукруглой аркой проема, обрамленного по бокам двумя другими, более узкими и вытянутыми вверх. Но здесь скромный куб оживляет новый, исключительно английский по духу элемент: описанные окна образуют трехгранные выступы (разновидность эркера, который поднимается от уровня земли). Главная же причина распространения палладничества заключается в том, что палладническая система (объединенные портиком или пилястрами два этажа на цоколе) с одинаковым удобством накладывалась на куб усадебного дома, на городской особняк и на доходный дом из ряда квартир, начавший определять облик новой застройки в городах.

 (малая история искусств. Искусство 18 века.Москва «искусство» 1977)

Греческая античность

Искусство Англии второй половины 18 века представляет сложную и противоречивую картину- здесь возникают и переплетаются различные течения. В 1760-х годах в Англии начинается новая волна увлечения античностью. Когда строился Ротхем Парк, господство палладианства уже было поколеблено. Жажда познания, характерная для эпохи Просвещения, начала распространяться на исследование древних памятников культуры : с 1711  года стали производиться раскопки Геркуланума, с 1733 года – Помпей. В результате раскопок выяснилось, что представления Палладио об жилом доме были совершенно неправильными.  Исследователь античных городов Роберт Вуд в 1753 и 1757 годах издал свои труды на темы археологии, благодаря нему ученый мир узнал, что греческие храмы выглядели не так как римские, что кроме дорического ордера, который был известен по римским древностям , имелись другие, более архаичные его варианты без баз и с более мощными стволами колонн и что сама архитектура великой Римской империи была очень разнородной    

       (классицизм и романтизм .архитектура.скульптура. живопись. Рисунок)

Новый поворот к античности проявился в первую очередь во внутреннем оформлении домов в крупных поместьях. В Грей Пэкингтоне архитектор Джозеф Бономи с 1782 года проектирует Помпейскую галерею по образцу интерьеров, которые были открыты в Помпеях и Геркулануме. Церковь возведенная Бономи в 1789-1790 годах в Пэкингтоне, также отражала его стремление создать новую архитектуру на основе античности. Композиция постройки состоит из кубического объема с обнаженными стенами без украшений, разделенными лишь полукруглыми окнами, и завершениями в виде башен. Внутри тоже господствует такая же пуританская строгость. Четыре коротких симметричных рукава креста, взятые из архитектуры римских терм, перекрыты кессонными цилиндрическими сводами. Крещатый свод квадратного центрального объема покоится на установленных в углах дорических колоннах, увенчанных фрагментами антаблемента, созданными по образцу греческих храмов в Пестуме. Характерным примером является Додингтон Парк, который был спроектирован Джеймсом Уайеттом. Отчетливо заметны изменения во внешнем облике по сравнению с палладианским стилем. Лишенные украшений окна размещены на стене в одной плоскости. Монументальный шестиколонный портик подчеркивает вход на фасаде. Он поставлен прямо на уровне земли; рустованный цокольный этаж, аттик или мезонин отсутствуют. В доме всего два этажа, роскошные помещения аристократических покоев перемещены на первый этаж.

 Возвращение к греческим  архитектурным формам мыслилось как шаг к созданию новой архитектуры, которая была бы полностью обращена на создание кубовидных, скромных объемов, оживленных только свободно стоящими колоннами, несущими портик или колоннаду.

Архитектура и прикладное искусство Англии 18 века

Архитектура. В то время как барокко достигло в европейской архитектуре кульминации, английская архитектура продолжала стоять на позициях рационализма и классицизма. Теоретики и практики английского классицизма 18 века проповедуют возврат к канонам Витрувия и Палладио. Крупнейшими представителями этого направления были Грант Вуд (1705–1754), Уильям Кент (1684–1748) и Джеймс Джиббс (1682–1754). Английским мастерам, однако, чуждо стремление к представительности, развернутости фасадов и декоративности, характерным для французской архитектуры. Выразительность, богатство архитектурных форм достигались чисто пластическими средствами.

Особого своеобразия английские мастера достигли в области жилой архитектуры – в сельских виллах, дворцах, окруженных живописными парками. Идеал красоты здесь сочетался с требованиями разумного расположения частей здания и расчлененной планировкой (Роберт Адам, 1728–1792). Регулярный парк (французский) во второй половине 18 века вытесняется в Англии ландшафтным, в котором композицию образуют свободные группы деревьев, открытые лужайки, озера с извилистыми берегами. Английские архитекторы 18 века оказали большое влияние на дальнейшее развитие архитектурной мысли и стилистики зодчества в Англии начала 19 века и в викторианскую эпоху (Чарльз Барри, Огастес Пьюджин).

Так, например, было отстроено здание парламента (Вестминстерский дворец). Некогда на этом месте находился королевский дворец, который стал строиться еще при короле Эдуарде Исповеднике и был существенно укреплен и перестроен Вильгельмом Завоевателем. После пожара 1512 дворец перестал быть королевской резиденцией. С 1547 в части здания проводились заседания Палаты общин (Палата лордов располагалась в другом месте). Пожар 1834 нанес зданию огромный урон и в 1840–1867 годах оно было отстроено вновь архитектором Чарлзом Барри в стиле английского классицизма и неоготики. Архитектор Огастес Пьюджин в этом же стиле оформил все интерьеры, а также орнаментировал внешние детали. С тех пор здесь проводятся заседания обеих палат.
Дизайн проект квартир любой сложности.

Прикладное искусство. В области скульптуры в Англии в 18 века не было создано ничего выдающегося. Но именно это время – период высокого подъема декоративно-прикладного искусства: торевтики (обработка металлов), обработки стекла и особенно производства фарфора.

Далеко за пределами Англии получил распространение своеобразный по формам фаянс, изготовленный на предприятиях Джошуа Уэджвуда (1730–1795) из новых сортов керамической, так называемой каменной массы. Необычайно прочная, она допускала вместе с тем и большую тонкость обработки изделий, часто представлявших собой копии античных ваз или свободные им подражания. Каменная масса синих, черных, зеленых тонов украшалась белыми рельефами строгих очертаний и форм, воспроизводящих античные мотивы. Сервизы, вазы, туалетные принадлежности вместе со строгими формами мебели и оформлением интерьера воплощали поиски изящной классической красоты в английском искусстве.

История зарубежного искусства ►

8. Архитектура англии XVII — первой половины XVIII века

Особенности социально-экономического, политического и культурного разви­тия Англии XVII — первой половины XVIH в. Буржуазная революция и граждан­ские войны 1640-х гг., закончившиеся провозглашением республики. Протекторат О. Кромвеля и реставрация королевской власти. «Славная революция» 1688 г., сделавшая возможным установление в Англии режима парламентской монархии, выражавшего интересы буржуазии. Пуританизм как религиозно-философское течение, в значительной степени определившее строгость моральных и нравственных принципов, утвердившихся в английском обществе, что повлияло и на развитие художественной культуры. Затухание» стиля Тюдор» в начале ХУП в.

Классицизм как основное направление развития английской архитектуры XVII-XVIII вв. Традиции А.Палладио в английском классицизме. Иниго (Айниго) Джонс (1573-1652) — один из крупнейших мастеров английского классициз­ма. Его деятельность как градостроителя (участие в работе организованной в 1618 г. лондонской Комиссии строений, создание площади Ковент-Гарден в Лондоне). Разработка И.Джонсом проекта комплекса Уайтхолла в Лондоне и его осуществленная часть — «Банкетный зал»; палладианские мотивы в решении его главного фасада. «Дом королевы» в Гринвиче как классический образец английского палладианства. Другие работы И.Джонса.

Творчество Кристофера Рена (1632-1723). Его нереализованный проект ре­конструкции лондонского Сити после пожара 1666 г.; использование при разра­ботке этого проекта приемов регулярной планировки, согласованных с реальной ситуацией. Застройка Сити и других районов Лондона в конце XVII — начале XVIII в. кирпичными жилыми домами с порталами и декоративными деталями из белого камня. Использование построек подобного типа в других городах страны («стиль Якова I» и «стиль королевы Анны»).

Перестройка дворца Хэмптон-Корт в Миддлсексе; ориентация в этой работе К.Рена на образцы французской классики. Госпиталь в Гринвиче — крупнейший в творчестве К.Рена ансамбль зданий общественного назначения, включающий и «Дом королевы» И.Джонса. Собор св. Павла в Лондоне — самый большой в Европе некатолический храм; особенности его планировки и конструктивного решения, черты классицизма и барокко во внешнем облике, градостроительное значение. Церкви (в количестве 52гх), построенные по проектам К.Рена в Сити. Своеобразие и многовариантность их композиционных решений. Разработка К.Реном типа ярусной колокольни при церквах. Роль этих сооружений в формировании вырази­тельного силуэта города. Значение творческой деятельности К.Рена как продолжа­теля классицистической линии развития английской архитектуры.

Влияние композиционных находок К.Рена на работы других архитекторов в области культового зодчества. Лондонские церкви, построенные по проектам Д.Гиббса (1682-1754). Спроектированное Д.Гиббсом здание Рэдклиффской биб­лиотеки в Оксфорде как замечательный пример использования центральнокупольной системы композиции применительно к гражданскому сооружению об­щественного назначения.

Работы ученика и последователя К.Рена Николаса Хоуксмора (1661-1736) — церкви Сент-Мэри и Сент-Джонс в Лондоне, комплекс Куинс-колледжа в Оксфор­де. Творческая деятельность Джона Вэнбру (1664-1726) как мастера, проявившего склонность к использованию некоторых композиционных приемов, близких ба­рокко. Его основные произведения — загородные дворцы Кэсл-Хоувард в Йорк­шире, Бленхейм в Оксфордшире, Ситон-Делаваль в Нортамберленде.

Палладианство как господствующее направление в английской архитектуре пер­вой половины XVIII в. Издательская деятельность этого времени, способствовав­шая распространению палладианских идей (издание английских переводов теоре­тических трактатов мастеров Возрождения, а также проектов Иниго Джонса).

Постройки английских палладианцев первой половины XVIII в.: виллы Уонстед Хауз в Эссексе и Мируортс в Кенте (арх. К.Кэмпбелл), Чизвик Хауз в Миддлсексе (архитектор-любитель лорд Берлингтон), Холькхэм Холл в Нор­фолке (арх. У.Кент). Уильям Кент (1685-1748) как основоположник пейзажного («английского») стиля в паркостроении; реализация принципов этого стиля в композиции парка Стоу (Бэкингемшир), а также садов ряда других поместий. Английский пейзажный сад как предтеча сентименталистских и предромантических тенденций в европейской культуре. Малые архитектурные формы в пей­зажных парках. Палладианский мост в поместье Уилтон в Уилтшире (арх. Р.Моррис) как один из символов палладианства XVIII столетия.

Особенности архитектуры Англии 18 века

       (классицизм и романтизм .архитектура .скульптура. живопись. Рисунок)

Готика

Одновременно с открытием  античности, в средине 18 века была заново открыта еще одна эпоха – Средневековье. И в этом отношении Англия вновь  оказалась впереди. Разрыв со Средневековьем здесь не был осуществлен настолько  резко и явно, как в других странах. Английское Возрождение было тесно  связано с традициями поздней  готики, а после конфликта Генриха 8 с католической церковью страна пошла  другим, отличным от Италии,  путем. Так,  еще в конце 17 века, в период барокко, развернулась дискуссия о  значении Средневековья, и крупные  английские архитекторы начали использовать готические формы, особенно при перестройке  древних сооружений. В средине 18 века в Англии усилилось увлечение  готикой. Ее рассматривали как христианский и национальный архитектурный стиль, обращаясь к непосредственному изучению средневековых английских строений, которые исследовали как и античные памятники.

            (классицизм и романтизм . архитектура. скульптура. живопись. Рисунок)

В первой половине 18 века в  «готическом» духе возводилось немало церковных зданий, особенно в провинции, или зданий гражданского назначения в городах, сохранявших сильную  приверженность к старым традициям, как, например, в Оксфорде. Обращение  к готике было свойственно Рену. После него многие архитекторы, как Хоксмур, Ванбру, Кент, Чемберс и Адам, использовали в ряде своих построек некоторые элементы готической архитектуры , и обращение к готике не было определяющим их творчество и не шло в разрез с их классическими взглядами.

Более широкое распространение  увлечение готикой получает во второй половине 18 века. Высокую оценку готике в сравнении с другими архитектурными стилями дал известный писатель и художественный критик Хорэс Уолпол. Свой дом в усадьбе Стробери-Хилл он превращает в 1750-1770-х годах в подобие готического замка с башней, « готической галереей», винтовыми лестницами, стрельчатыми окнами, витражами, рыцарским залом. Интерес к готике в английской архитектуре во многом связан с теми общественными явлениями, которые в области культуры нашли свое выражение в направлении, называемом предромантизмом.   

         (искусство 18 века. Исторические очерки . Москва. «Искусство» 1966)

Одновременное «открытие» как  греческой античности , так и Средневековья привело к изменению понимания исторического времени. История, и вместе с ней история архитектуры, стала пониматься не как непрерывная линия от древности до современности, а была разделена на различные отрезки, эпохи, следовавшие одна за другой. С этого времени уже не существовало общепринятого обязательного стандарта , служившего для архитекторов образцом в оформлении зданий, как это было в Англии до средины 18столетия в отношении палладианства, а имелись различные равноценные стили, между которыми и делали выбор. Он определялся желанием владельца и назначением здания.     

(классицизм  и романтизм . архитектура. скульптура. живопись. Рисунок)

 

Основные направления  развития архитектуры в Англии 18 века

    • Градостроение

Английские города средневековья складывались и развивались в основном как города «бургового» типа, т.е. росли возле замков феодалов или вблизи монастырей. Некоторые из них возникали на месте  древнеримских городов I в.н.э. (Лондон, Честер, Линкольн и др.).В 17 веке Лондон оставался единственным городом Англии, в котором решались какие-либо градостроительные задачи. Что представлял собой город в конце 17 века?

Главная часть города Сити располагалась на северном берегу  Темзы между Таурем на востоке и собором св. Павла на западе. За собором было застроеноеще несколько кварталов и затем, за городской стеной, канал отрезал Сити от остальных частей Лондона. Сити был окружен каменной стеной с башнями и воротами. В этой беспорядочной мазайке кварталов проходили с запада на восток две основные магистрали города.

( Всеобща  история архитектуры в 12 томах .Издательство литературы по строительству)

Восстановление Лондона  посла грандиозного пожара 1666 году было поручено талантливому архитектору  того периода Кристоферу Рену (1632 – 1723). Прямые улицы, площади на местах пересечения основных магистралей должны были прийти на смену старому запутанному плану. Общественным зданиям предстояло занять ключевые позиции. Биржа и собор св. Павла были задуманы как основные композиционные центры лондонского Сити. Предложенная Реном планировка учитывала деловые потребности Лондона и одновременно была рассчитана на то, чтобы подчеркнуть характер города как столицы. Однако для решения столь грандиозных задач в условиях Англии того периода еще не имелось необходимых социальных и материальных предпосылок и план Рена был выполнен лишь частично. Жителям разрешили возводить дома на старых фундаментах, но была установлена стандартная высота зданий, выровнены многие улицы и тем самым достигнута некоторая унификация. Украшением города являлись колокольни церквей, выстроенные Реном. Из почти ста сгоревших церквей он восстановил более пятидесяти. Вопрос оформления их фасадов перед Реном почти не стоял, так как церкви чаще всего были закрыты другими зданиями, но в решении колоколен, радующих глаз разнообразием форм, архитектор проявил нескончаемую изобретательность. Особенно славится легкостью и красотой силуэта колокольня Сент Мэри ле Боу.

(искусство  18 века. Исторические очерки . Москва. «Искусство» 1966)

Площадь Ковен- Гарден была первой архитектурно- организованной площадью Лондона , и в этом смысле она оказала большое влияние на дальнейшее развитие градостроительных идей в Англии, особенно в конце 17 века и в 1-ой половине 18 века. В середине18 века в Лондоне было создано уже около десяти крупных площадей: Беркли Сквэр, Гросвенор- Сквэр и другие. Однако центр градостроительных исканий во 2-ой половине 18 века переместился в другой город.

( Всеобща  история архитектуры в 12 томах .Издательство литературы по строительству)

Вторую после Лондона  роль в художественной  жизни  Англии играл город Бат, курорт с  источниками целебных вод. Использованный затем как фешенебельная летняя резиденция короля, он начинает в 20-х годах интенсивно застраиваться. Общий вид этого города – детище английского эстетического вкуса 18 века, пример комплекса архитектурных ансамблей, задуманный и последовательно осуществленный двумя поколениями архитекторов Джоном Вудом старшим (1704 — 1754), который набросал в 1725 году план новых кварталов Бата, и его сына Джоном Вудом младшим (1728-1781). Город расположен амфитеатром на скалистой возвышенности. Он состоит из площадей, соединенных между собой улицами и обрамленных полукружиями зданий – «полумесяцами»; наряду с полукруглыми площадями имеются еще четырехугольные и круглая. Здания сооружены из белого известняка, он потемнел от сырости. Крыши сделаны из шифера, имеющего синевато-стальной цвет. Планировка улиц, связывающих площади, их направление, их повороты задуманы так, чтобы дать возможность прохожему дивиться  красотой городского пейзажа.

 В течении короткого времени в руках Джона Вуда сосредоточилась вся планировка  всей застройки Бата. Это была редкая возможность спроектировать и построить целый город по единому предварительно разработанному плану. Работы Д. Вуда ассоциируются с древнеримскими постройками. Это выражалось в крупном масштабе застройки Саутс –Парейд (1743) и Цирка – круглой площади на пересечении Гэй- Стрит и Брок- Стрит (1753-1768). Цирк был окружен 33 однородными зданиями. Расположение выходящих на площадь улиц подчеркивало монументальность и замкнутость площади и создавало исключительный градостроительный эффект.

 Ансамблевая застройка  Цирка была увязана  по стилю  и характеру с застройкой Гэй– Стрит. Еще более эффективной оказалась серповидная площадь Ройал- Кресент на другом конце Брок- Стрит, где на полуэллипсе, открытом в сторону прилегающего пригородного пейзажа, было возведено 30 идентичных зданий (1767- 1775) с колоннами ионического ордера. На этой площади, спроектированной и построенной Д.Вудом Младшим, и общий характер зданий  и сам масштаб их оказались значительно более эффектными и величественными. Площадь производит исключительно сильное впечатление.

Ройал – Кресент  вызвал всеобщее восхищение и целый ряд последующих подражаний. В Бате был возведен в дальнейшем целый ряд «кресентов»: Кэмден – Кресент, Лэнсдаун- Кресент и др. На короткий период Бат стал влиятельным центром архитектурных поисков и градостроительных начинаний.

 ( Всеобща история архитектуры в 12 томах .Издательство литературы по строительству)

    • Жилищное строительство

С 60-х -70-х  18 века начался  промышленный переворот в Англии. Возникновение и рост пролетариата требовали обеспечение его жилищем. Жилищное строительство в городах  шло в основном за счет постепенного развития традиционных типов жилого дома. Основным типом английского жилища с давних времен был дом с одним большим залом – «холлом», в котором первоначально располагалась вся семья. Но затем дом претерпел существенные изменения и превратился в типичный для того времени городской многоквартирный дом, выходящий узким, «сжатым», как того требовало бюргерское законодательство, торцом на улицу. Следующим этапом развития английского жилого строительства было перемещение форм жилых зданий классицизма, разработанных, прежде всего для поместий и вилл, в условия городской застройки. Здесь палладианский дом претерпел некоторые изменения. Портик стал заменяться ризалитом с полуколоннами. Часто стали употребляться пилястры. Цокольный этаж заметно вырос и т.д. Например, Спенсер- Хаус в Лондоне, построенный Джоном Вэрди (1756-1765)

 В конечном итоге  особняк классицизма превращается  в грандиозный комплекс домов,  по фасаду фактически не разделимый, сходный с огромными корпусами  доходного дома, которые строил  в Бате Джон Вуд, в Бекстоне Джон Кэрр, а в Лондоне Роберт и Джеймс Адамы.

  Мелкие городские дома того времени строились обычно из кирпича, разделенные на этажи белокаменными гладкими поясами. Верх дома обычно украшал фронтон с классическими обломами. Углы нередко обрабатывались белокаменными вставками. Планы жилых зданий в этот период еще сохраняют классически строгую симметрию и свободное, хотя и уравновешенное развитие. Масштаб и композиция помещений и внутренней отделки становятся еще более монументальными, но уже несколько напряженными. Часто в грандиозном сооружении выделяется  группа помещений для личного пользования владельца, так как комплекс  основных залов превышает даже самые широкие потребности одной семьи.

Некоторая напряженность  ощущается и в композиции фасадов ( например , Уордур – Кэсл в графстве Уилтшир, архитектор Д.Пэйн, 1770-1776). Портик заменяется     полуколоннами с фронтоном, расстановка полуколонн и пилястр становится неравномерной и т.п.

В соответствии с изменением общих особенностей стиля изменились и планы жилых зданий. Палладианский дом представлял собой компактный прямоугольный блок с центральным ризалитом или портиком, позднее с боковыми розалитами. Он развивался, присоединяя к себе другие, также прямоугольные блоки, связанные с ним галереями. Жилой дом неоклассицизма имеет значительно более вычурный план – боковые блоки устраняются, а центральный приобретает сложную, иногда даже несимметричную форму. Таковы планы поместья Летон- Хоо в графстве Бедфордшир (1766-1770, архитекторы братья Адам) или Карлтон –Хаус (1783, архитектор Генри Холланд) Каждое из помещений получает индивидуальную и необычную трактовку, нередко доведенную до уровня изысканного изящества, свойственного и фасадам зданий.

 ( Всеобща история архитектуры в 12 томах .Издательство литературы по строительству)

    • Общественные здания

Значительное место среди  общественных зданий Англии занимают школы и колледжи, построенные в 17 веке они требовали перестройки. Хоуксмор предложил проект перестройки Оксфорда и Кембриджа по единой схеме. Но ему удалось построить лишь комплекс Куинс – Колледжа в Оксфорде и некоторые другие постройки. Задуманное им в проекте перестройки Оксфорда здание Радклифской библиотеке было позднее выстроено по проекту одного из архитекторов английского классицизма 18 века Джеймса Гиббса (1682 – 1754) в 1739- 1749 гг.Это одно из лучших зданий в обоих английских колледжах и , вообще один из шедевров английской архитектуры 18 века. Другим примером является библиотека Тринити – Колледжа в Кэмбридже, построенная Кристофером Реном.

В колледжах  строились  тогда не только учебные здания или  библиотеки, но и залы торжественных  собраний, вроде Шелдонского театра в Оксфорде, построенного Реном, или Сената в Кэмбридже ( Д. Гиббс,  1722- 1730).

Строительство богаделен  приобрело широкий размах. Бесспорно, наиболее значительным из них был  Гринвичский госпиталь в Лондоне, Рен ограничился постановкой из Кинг- Чарльз-Блоком двух поперечных корпусов, из которых левый был выстроен только в конце 18 века. На этих корпусах он возвелдва стройных купола ( на часовне- слева и на холле – справа), а в глубине двора в по направлению к Куинс –Хаусу поставил две колоннады ( 1704- 1716), которые суживая пространства, ориентировали перспективу на это здание  Хоуксмор, Вэнбру и другие архитекторы довершили строительство ансамбля. Королевская биржа в Дублине, построенная уже в конце18 века (1769- 1779) с ее шестиколонным портиком коринфского ордера, увенчанным фронтоном, и высоким куполом над зданием, расчлененным коринфскими пилястрами, представляла собой продукт законченного зрелого классицизма.

Таможня в Дублине (1781 – 1791), построенная представителем английского  классицизма Д.Гэндоном (1743 -1823), была расположена на берегу реки. Это величественное здание в стиле высокого классицизма с тремя ризалитами было увенчано башней с высоким куполом. Тема боковых ризалитов повторена в среднем, подчеркивающем значение центральной оси здания. Он имеет выступ в средней части, оформленной четырьмя колоннами и фронтоном.

В 18 веке появляется новый  тип общественных зданий – банк. Английский банк, выстроенный в Лондоне  Джорджем Сэмпсоном ( 1732 -1734), представляет собой трехэтажное здание, композиция которого развивает мотивы городского жилого дома классицизма. Однако подчеркнутость центрального входа и общая система пропорций с дополнительным акцентом на средней оси фасада придают ему несколько суровый характер, отвечающий служебному назначению постройки.

Особенности архитектуры Англии 18 века

Тема : «Особенности архитектуры Англии 18 века»

План

  1. Введение
  2. Исторические предпосылки развития архитектуры Англии 18 века
  3. Стилевые направления развития
    • Господство палладианства
    • Неоготика – готическое возрождение
    • Классицизм- греческое возрождении
  1. Основные направления развития архитектуры в Англии 18 века
    • Градостроение
    • Жилищное строительство
    • Общественные здания
    • Культовые здания
    • Садово-парковая архитектура
  1. Три великих архитектора
    • Уильям Чембери –наследник палладианства
    • Роберт Адам- успешный новатор
    • Джон Соун – индивидуалист
  1. Заключение
  1. Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Англия  — страна, в которой  искусство и культура обладают длительными  историческими традициями. Эта культура отличается от других стран мира рядом  характерных особенностей, которые  ощущаются в быту, традициях, искусстве, морали, религии. В настоящей работе сделаем попытку исследовать по изученной литературе, то особенное, что отличает английское искусство от других национальных школ.

Ни один из европейских  стилей не существовал в искусстве  Англии XVII— XVIII вв. в чистом виде, поскольку  все они пришли на английскую почву  гораздо позже, чем в другие страны. 18 столетие является одним из основных этапов в истории английской архитектуры, именно в Англии происходило возрождение стилей. Обращаясь к стилям прошлого, архитекторы возрождали их и переосмысливали,  умело сочетая новые тенденции с элементами старого, вновь увиденного в архитектуре.

Поэтому, например, черты  барокко и классицизма могли  оригинально переплетаться в  творчестве одного зодчего или даже в одной постройке. В Англии, куда идеи и вкусы Ренессанса пришли с  большим запозданием, они воспринимались все сразу.

В  XVIII веке архитектура  Англии достигла большого расцвета. К  этому времени была создана сильная  национальная школа. Англия наряду с  Францией являлась одним из крупнейших центров европейской архитектуры. Она не только догнала в своём  развитии остальные европейские  державы, но и сама начала давать образцы  для построек в других странах.

Исследования по архитектуре  Англии 18 века неоднократно привлекало историков искусств, так немецкий критик Дигоберт Фрей в 1942 году  издает книгу «Английская сущность в изобразительном искусстве», в которой дает обстоятельный положительный анализ основных жанров и особенностей английского искусства. Эту тему продолжил Николаус Певзнер, прекрасный знаток английской архитектуры и художественных памятников в своей книге «Английские черты английского искусства».

(история английского искусства от средних веков до наших дней. Москва «Галарт»-2010)

Сложен и противоречив был и путь становления национального  стиля в архитектуре Англии XVII – ХVIII веков. Достижения английской архитектуры явились результатом местной интерпретации форм, рожденных в Италии и Франции. Искусство Англии существовало в сложном и многообразном взаимодействии классицизма и барокко в совокупности с деятельностью отдельных мастеров, творчество которых не укладывается ни в какие стилистические рамки. И тем интереснее вклад архитекторов этого периода в историю мировой архитектуры.

Одной из важнейших характеристик  этой эпохи является процесс вытеснения религиозных начал искусства  светскими. Светское зодчество в XVIII веке впервые берет верх над церковным практически на территории всей Европы.

Сейчас мы пытаемся осознать путь, пройденный человечеством. Интерес  к нему тем сильнее, чем больше желание понять настоящее, заглянуть  и спрогнозировать будущее. Поэтому  темы, связанные с изучением исторических эпох, сегодня так актуальны.

Целью этой работы является исследовать и выявить особенности  английской архитектуры 18 века, через поставленные задачи:

1.Изучить и описать  различные архитектурные направления.

2.Отобразить новые элементы в архитектуре Англии18 века.

3.Изучить наследия основных архитекторов Англии того периода.

4. Исследовать национальные особенности архитектуры Англии.

 

 

 

 

Исторические  предпосылки развития архитектуры  Англии 18 века

Восемнадцатый век является для Англии временем блистательного расцвета ее культуры. Обогнав соседние страны в своем историческом развитии, Англия первая пришла к промышленному перевороту с его последствиями – неслыханным разрастанием крупных индустриальных городов и с ярко выраженным социальным контрастом. Ведущее положение Англия занимала также в области механизации, новой техники и методов производства, появился новый социальный слой – буржуазия. На формирование национального характера искусства сказалась отсутствие резкой грани между буржуазией и знатью. Английское искусство упорно не хотело укладываться в рамки принятые  в других странах. Промышленная революция и связанные с ней социальные изменения оказали значительное воздействие на историю архитектуры. Если первостепенными объектами строительства до второй половины 18 века еще оставались дворцы, церкви и крупные поместья аристократии, то затем на первый план вышли городские общественные здания, предназначенные для нужд управления, образования, торговли и ремесел. Основную группу заказчиков теперь представляла собой богатая буржуазия

(классицизм  и романтизм .архитектура.скульптура. живопись. Рисунок)

Стилевые направления  развития

В искусстве большинства европейских стран в первой половине  18 века продолжает господствовать барокко – стиль, сложившийся в предшествующем столетии; он связан, как правило, с аристократическими слоями общества и с католической церковью. Его характеризует эмоциональная приподнятость, пафос, бурные порывы чувств; средствами выражения постоянно служат контрасты преувеличения всякого рода, широкий пространственный размах, перспективные и иллюзионистические эффекты.

(искусство  18 века. Исторические очерки . Москва. «Искусство» 1966)

Английское искусство  конца 17-начала 18 века отразило сложный характер структуры общества того времени. Рационалистические тенденции создавали почву для длительного процветания классицизма в различных его вариантах, тогда как стиль барокко не получил благоприятных условий для развития. И хотя отдельные барочные элементы  имели место в условиях протестантской Англии, искусство отличалось значительной сдержанностью.

(Барокко. Архитектура. Скульптура. Живопись.)

В начале 18 века барочные элементы заметны в загородных дворцах  новой английской знати, отразивших стремление их владельцев иметь  «замки», не уступавшие тем, что когда-то принадлежали потомственной аристократии. Никогда  еще не появлялись в Англии жилые  здания столь грандиозные и сложные  по своему пространственному решению, как «замки» Хоуард (Йоркшир,1699-1726) и Бленим (Оксфордшир, 1705-1724) – здания с динамичной линией силуэта и живописном распределением масс, развивающихся в пространстве. Недаром построивший их Джон Ванбру (1664-1726) считается одним из самых «барочных» архитекторов-классицистов Англии. Эти постройки больше подходят на грандиозную театральную декорацию, чем на дворцы континентального барокко. Подобная стилевая многогранность характерна для творчества и ряда других талантливых английских архитекторов рубежа 17 и 18 веков, в частности для Николаса Хоксмора (1661-1736) и Джеймса Гиббса (1682-1754). Можно сказать , что английские здания этого периода, выстроенные в стиле классицизма, нередко приобретают черты барокко, тогда как барочные постройки чаще всего, наоборот, обнаруживают сдержанность несвойственную аналогичным сооружениям континента.

(малая  история искусств. Искусство 18 века.Москва «искусство» 1977)

Классицизм

Параллельно с еще не угасшим  стилем барокко и в значительной степени в борьбе с этими отживающими  течениями  в средине 18 столетия возникновение новой волны классицизма. Классицизм – художественный стиль, в основе которого лежит рационалистическое начало, в нем провозглашается торжество разума над чувством идеи — над впечатлением, логики – над бессознательным душевным порывом. Строгость, ясность и некоторая отвлеченность, свойственные античному искусству, привлекали европейских мастеров, тщательно изучающих искусство древности.  Внешним признаком классицизма является обращение к античности как к идеальному образцу.

(искусство  18 века. Исторические очерки . Москва. «Искусство» 1966)

Палладничество

В это время в Англии появилась группа архитекторов, у которых подход к изучению античности и Ренессанса сменился довольно педантичным повторением отдельных мотивов, или даже целых построек, зодчего позднего итальянского Возрождения – Андреа Палладио. Его сооружения отличались композиционной простотой, основывавшейся на строгом соблюдении симметрии и логически построенной системе пропорций. В последствии архитектурное искусство Палладиобыло возвышено английскими архитекторами и заказчиками до идеала, оно стало нормой, от которой не разрешалось отклоняться. 

(классицизм  и романтизм . архитектура. скульптура. живопись. Рисунок)

  Направление возглавили Ричард Бойл, лорд Берлингтон (1694-1753), меценат и поклонник итальянского искусства, и его приверженцы архитекторы Колин Кемпбелл (?-1729), Джакомо Леони (1686-1746) и Уильям Кент (1685-1748). Изданные ими роскошные альбомы с гравированными таблицами знакомили не только с архитектурой эпохи Возрождения, но и с их собственными творениями. Широкое распространение получает взгляд на античное искусство как на наиболее полное выражение законов гармонии, созданных самой природой. Постройки палладианцев представляли собой компактные, обычно трехэтажные здания с рустованным первым этажом, рассматривался как цокольный. Главным считается второй этаж, выделявшийся плавным ритмом больших окон, часто увенчанных фронтонами. Третий этаж имел окна меньших размеров. Центр фасада чаще всего был подчеркнут выступом или портиком с фронтоном. Известная вилла Ротонда Палладио с портиками на каждой стороне здания стала прототипом для ряда построек этого времени. Наиболее точно она была повторена Кембеллом в вилле, называвшейся «Замок Мерворт».

(искусство  18 века. Исторические очерки . Москва. «Искусство» 1966)

 Строгая гармония пропорций,  считавшаяся, обязательной для  наружного облика здания, нарушалась  в интерьерах, подчас сохранявших барочную трактовку и пышность форм. Здесь преобладали тяжелая лепнина, плафоны, золоченая мебель. Палладнианские виллы, если их строители слепо следовали итальянскому образцу, были неудобны для жилья и не соответствовали английскому климату. Вилла самого Берлингтона, Чизик- хауз (Начат в 1725 г.), состояла, например , лишь из парадных залов. В первой половине18 века вся Англия была застроена зданиями в стиле палладианства, состоявших из спроектированных по строгой системе отчетливо выделенных кубических объектов. Их чрезвычайно скупо декорированные фасады украшали , наподобие античных храмов, большие портики над рустованным цокольным этажом. Тем не менее, воздействие палладианства на английскую архитектуры было значительным. Во время второго периода активного строительства вилл в середине 18 века чаще возникали более мелкие сельские дома, расположенные неподалеку от Лондана как, например, Ротхем Парк, построенный в 1754 году Лизеком Уэром для адмирала Джона Бинга. Его композиционное ядро представляет собой характерный для палладнианской виллы куб с пятью оконными осями и четырех колонным ионическим портиком с треугольным фронтоном. Рустованный цоколь, бельэтаж, мезонин и аттик над корнизом, увенчанным балюстрадой, составляют четыре этажа здания. Присутствуют также и отличительные черты палладианства: боковые окна второго яруса оформлены в виде серлиано или окна Палладио, то есть увенчанного полукруглой аркой проема, обрамленного по бокам двумя другими, более узкими и вытянутыми вверх. Но здесь скромный куб оживляет новый, исключительно английский по духу элемент: описанные окна образуют трехгранные выступы (разновидность эркера, который поднимается от уровня земли). Главная же причина распространения палладничества заключается в том, что палладническая система (объединенные портиком или пилястрами два этажа на цоколе) с одинаковым удобством накладывалась на куб усадебного дома, на городской особняк и на доходный дом из ряда квартир, начавший определять облик новой застройки в городах.

 (малая история искусств. Искусство 18 века.Москва «искусство» 1977)

Греческая античность

Искусство Англии второй половины 18 века представляет сложную и противоречивую картину- здесь возникают и переплетаются различные течения. В 1760-х годах в Англии начинается новая волна увлечения античностью. Когда строился Ротхем Парк, господство палладианства уже было поколеблено. Жажда познания, характерная для эпохи Просвещения, начала распространяться на исследование древних памятников культуры : с 1711  года стали производиться раскопки Геркуланума, с 1733 года – Помпей. В результате раскопок выяснилось, что представления Палладио об жилом доме были совершенно неправильными.  Исследователь античных городов Роберт Вуд в 1753 и 1757 годах издал свои труды на темы археологии, благодаря нему ученый мир узнал, что греческие храмы выглядели не так как римские, что кроме дорического ордера, который был известен по римским древностям , имелись другие, более архаичные его варианты без баз и с более мощными стволами колонн и что сама архитектура великой Римской империи была очень разнородной    

       (классицизм и романтизм .архитектура.скульптура. живопись. Рисунок)

Новый поворот к античности проявился в первую очередь во внутреннем оформлении домов в крупных поместьях. В Грей Пэкингтоне архитектор Джозеф Бономи с 1782 года проектирует Помпейскую галерею по образцу интерьеров, которые были открыты в Помпеях и Геркулануме. Церковь возведенная Бономи в 1789-1790 годах в Пэкингтоне, также отражала его стремление создать новую архитектуру на основе античности. Композиция постройки состоит из кубического объема с обнаженными стенами без украшений, разделенными лишь полукруглыми окнами, и завершениями в виде башен. Внутри тоже господствует такая же пуританская строгость. Четыре коротких симметричных рукава креста, взятые из архитектуры римских терм, перекрыты кессонными цилиндрическими сводами. Крещатый свод квадратного центрального объема покоится на установленных в углах дорических колоннах, увенчанных фрагментами антаблемента, созданными по образцу греческих храмов в Пестуме. Характерным примером является Додингтон Парк, который был спроектирован Джеймсом Уайеттом. Отчетливо заметны изменения во внешнем облике по сравнению с палладианским стилем. Лишенные украшений окна размещены на стене в одной плоскости. Монументальный шестиколонный портик подчеркивает вход на фасаде. Он поставлен прямо на уровне земли; рустованный цокольный этаж, аттик или мезонин отсутствуют. В доме всего два этажа, роскошные помещения аристократических покоев перемещены на первый этаж.

 Возвращение к греческим  архитектурным формам мыслилось как шаг к созданию новой архитектуры, которая была бы полностью обращена на создание кубовидных, скромных объемов, оживленных только свободно стоящими колоннами, несущими портик или колоннаду.

Особенности архитектуры Англии 18 века

Наиболее совершенным  произведением английского паркового  искусства является парк Стоу в Бакингемшире, — в резиденции лорда Кобхема.

Уильям Чемберс (1723-1796)

 представитель классицизма в архитектуре и является последователем палладианства.

Молодым человеком с 1740 года находился при Шведской Ост-Индской компании, по заданию которых несколько раз совершает поездки на Восток, при этом изучает в Китае местное зодчество и планировку садов и парков. После возвращения в Европу Чамберс посещает  1749 году парижскую  Школу искусств, где учится у Жака-Франсуа Блонделя, здесь он познакомился с работами ведущих архитекторов Франции. Следующие 5 лет он проводит в Риме, изучает античное искусство и школы ренессанса, В 1755 он приезжает в Англию и обосновывается в Лондоне. В последующие годы У. Чамберс становится крупнейшим лондонским зодчим, личным архитектором Августы Саксен-Готской, принцессы Уэльской. Она расширила Королевские ботанические сады в Кью, где Чамберс построил ряд сооружений (Большую пагоду и другие). В 1776—96 гг. возвел новое здание Сомерсет-хауса в Лондоне.

Роберт Адамс (1722- 1792) в 1758 прибыл в Лондон и вошел в историю искусств как реформатор архитектуры. 

Разработанные Адамом интерьеры  особняков поражали современников  лёгкостью, напоминавшей континентальное рококо, но основанной на творческой переработке наследия Палладио. В 1754 г.  путешествовал по Италии. Осмотрев Пон-дю-Гар, Мезон Карре и иные античные руины юга Франции, Адам с архитектором Клериссо и художником Цукки окунулся в изучение архитектурных древностей Италии. Стремление к знакомству с античными памятниками гражданского зодчества привело Адама в Далмацию, в Спалато, где он осматривал руины дворца Диоклетиана и снял его подробные планы. Впоследствии издал в Лондоне развёрнутое описание этого малоизвестного в то время памятника.

В конце 1760-х Роберт  стал самым  востребованным архитектором в Англии. Ценители прекрасного восторгались свободой, с которой он соединял классические элементы, прежде считавшиеся несовместимыми. Свежий подход к компоновке знакомых архитектурных приёмов свидетельствовал о глубинном проникновении Адама в сущность античного искусства. Рабское подражание проектам Палладио, типичное для поколения У. Кента и Р. Бойля, сменилось их вольной трактовкой с лёгкостью, более характерной для рококо, чем для классицизма. От работ Адама до наших дней в неизменном виде сохранилось сравнительно немногое. В первую очередь следует указать на Кедлстон- холл около Дерби — частный дом, насыщенный отсылками к триумфальным аркам античности. В Лондоне братья Адам на собственные средства выстроили первый в городе классицистический квартал —Адельфи (в настоящее время не сохранился, однако память о нём хранится в названии театра Адельфи). Для столичных зданий Адамов типично разделение на секции с 2-3-ярусными квартирами.

На рубеже 1780-х популярность архитектора  на родине пошла на убыль. В моду стала входить неоготика, которой сам Адам отдал дань уважения при оформлении интерьеров средневекового замка Алник.

В последние Адам успел воплотить  несколько монументальных проектов, включая Реджистер-хаус (грандиозный купольный зал, вписанный в квадратный план) и здание Эдинбургского университета.

Джо́н Со́ун ( 1753 — 1837) — английский архитектор-палладианец, представитель классицизма. Отличительными чертами его работ являются чистые линии, простые формы, детализация, осторожные пропорции и умелое использование источников света. Самой известной работой Соуна является здание банка Англии в Сити.  Во время обучения получил несколько знаков отличия: в 1772 году серебряную медаль за работу над профилем Банкетного дома на Уайтхолле, в 1776 году золотую медаль за триумфальную арку, а в 1777 году —стипендию на поездку в Италию, где он пробыл три года, изучая архитектурные памятники античности и ,занимаясь разработкой дизайна для общественных строений. Не найдя там работы, Соун был вынужден в 1780 году вернуться на родину. В 1788 году Соун занял место в качестве архитектора и землеустроителя Банка Англии, здание которого стало наиболее известной его работой. При этом задача, стоявшая перед ним, была достаточно сложной: требовалось расширить и практически полностью перестроить здание банка.  Однако архитектор нашёл интересное решение, избрав форму и пропорции коринфских колонн храма Сивиллы в Тиволи Проведя реконструкцию здания Банка Англии, Джон Соун стал известным архитектором Лондона, перестраивал и проектировал загородные дома для поместного дворянства. В 1789 году он разработал дизайн пивоваренного завода и резиденции  Уильяма Блэкалла; в 1791 году назначен производителем работ в Сент-Джеймском дворце и Парламенте Великобритании.

 

 

 

 

 

Заключение

Искусство Англии18 века представляет сложную и противоречивую картину — здесь переплетаются различные  течения, которым позднее будет  суждено получить законченную форму.

Для английского искусства  характерны большое внимание к эмоциональной  жизни человека, постоянный поиск  средств, которые могли бы выразить сложный и изменчивый мир чувств и ощущений. Другая, не менее важная черта английской художественной культуры — обострённое внимание к проблемам  этики и морали. Английское Просвещение, сложившееся на рубеже XVII—XVIII вв., буквально  пронизано идеей нравственного  воспитания личности. Этой идее наиболее соответствовали стилистические формы  классицизма. Всплеск интереса к археологии оказал глубокое влияние на английскую архитектуру того времени, на оформление интерьера и внутреннего убранства. Классицизм в архитектуре выражался в предпочтении четких линий, подчинении природы воле разума, строгим пропорциям и законам симметрии.

В архитектуре обращение  к «естественности» выдвигало  требование конструктивной оправданности  ордерных элементов композиции, в  интерьере — разработки гибкой планировки комфортабельного жилого дома. Характерный интерес к градостроительным проблемам получает в Англии специфическое преломление. В отличие от других стран основное значение здесь приобрело создание жилых ансамблей. Однако это не означает, что другие стили не находили себе приверженцев среди архитекторов.

 Особо нужно отметить  интерес к готической архитектуре,  который  наблюдался в Англии  в течение весьма продолжительного  времени. Только следует заметить, что «готические» здания 18 века имеют мало общего с подлинно готическими средневековыми сооружениями. Планировки, сами материалы и их использования, в равной мере,  как и конструктивные решения, были существенно отличительны от настоящих готических. Строившиеся церкви, парковые павильоны, замки имитировали староанглийскую национальную готику, используя ее внешние архитектурные признаки.

Идея просвещения и  воспитания, нашла совершенно иные формы воплощения в английском парковом искусстве. Зримым воплощением «лучших  миров» для людей эпохи Просвещения  были сады и парки. Идеальным окружением дома становилась пейзажная среда «английского» парка, в ней  конструировался мир, альтернативный существующему, отвечающий представлениям времени об этических идеалах, счастливой жизни, гармонии природы человека, людей между собой, свободе и самодостаточности человеческой личности. Парк эпохи Просвещения создавался для возвышенной и благородной цели – создания совершенной среды для совершенного человека. «Внушив любовь к полям, внушаем добродетель». Парки эпохи Просвещения не были тождественны естественной природе. Но одной из главных задач было сохранение впечатления естественности, ощущение дикорастущей природы. В композицию парков и садов включались библиотеки, картинные галереи, музеи, театры, храмы.

Почти одновременное открытие, как готической античности, так и  Средневековья в средине 18 века привело  к изменению понимания исторического  времени. История, и вместе с ней  история архитектуры, стала пониматься не как непрерывная линия от древности  до современности, а была разделена  на различные отрезки, эпохи, следовавшие  одна за другой. С этого времени уже не существовало общепринятого  обязательного стандарта, служившего для архитекторов образцом в оформлении зданий, как это было в Англии до средины 18 столетия в отношении палладианства, а имелись различные равноценные стили, между которыми делали  выбор. Он определялся в первую очередь пожеланиям владельца, а так же целью, которой должно было служить здание.

 В обзоре основных  периодов было стремление найти  определенную логику в развитии, преемственность и взаимодействие  между художественной техникой и национальным характером, показать особенности  английской архитектуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Е.Г.Лисенков .Английское искусство 18 века. Ленинград.1961
  2. История западноевропейской архитектуры. Дэвид Уоткин
  3. История английского искусства от средних веков до наших дней. Москва «Галарт»-2010
  4. Классицизм и романтизм .Архитектура. Скульптура. Живопись. Рисунок
  5. Малая история искусств. Искусство 18 века., Москва «Искусство» 1977
  6. Искусство 18 века. Исторические очерки . Москва. «Искусство» 1966
  7. Всеобща история архитектуры в 12 томах .Издательство литературы по строительству
  8. Садово-парковое искусство Европы. От античности до наших дней. Составитель Рольф Томан. Арт- Родник
  9. Большая история искусств. 18 век. Слово
  10. Барокко. Архитектура. Скульптура. Живопись.
  11. В. Шестаков. История английского искусства.

About Author


alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *