Архитектура англии в 19 веке – фото с описанием, стили и направления, самые знаменитые памятники архитектуры Англии

Архитектура 19 века

Архитектура Парижа конца 19 века в акварели Жан Беро (Jean Beraud. 1848 (1849) - 1935 гг.)

Архитектура XΙX века развивалась в условиях, когда в каждой стране смена стилей происходила по собственным законам. Формы и декор одного и того же стиля, как и время его властвования, в разных государствах могли не совпадать. Архитектура в начале 19 века во многом формировалась недавно появившимся новым буржуазным классом, развивающимися торговыми связями между разными регионами мира. В архитектуре конца 19 века - начала 20 века искусствоведы не выделяют закономерностей, которые были характерны для развития стилей в прошлом. Многие критики отмечали художественный упадок, возникший из-за смешения стилевых канонов и национальных традиций, однако при этом отмечали развитие технологий, использование современных материалов, а также появление новых форм. Смешение стилей в зодчестве привело к тому, что классицизм архитектуры начала 19 века перешел в эклектику. Это не был переход от одного стиля к другому: в этот период завершилась старая эпоха в развитии мирового зодчества и началась новая, которая обусловила иные пути развития и закономерности. Эклектика архитектуры в начале 19 века привела к разрушению вековых традиций, сложившихся стереотипов и канонов, изменила художественный подход зодчих, вкусовые пристрастия заказчиков. Смешение стилей расширило использование архитектурных форм, соединив приемы творчества западной и восточной культур. Эклектика разрушила старые подходы и способствовала расширению творческих поисков. Становление архитектуры xix века было обусловлено ходом сложных общественных процессов, на которые влияли самые разные факторы. В разных странах в 19 веке архитектура развивалась собственным путем. На их развитие оказывали влияние самые разные факторы. Англия в этот период стала центром европейского экономического и культурного развития и задавала моду на архитектуру другим странам и даже континентам. В связи с этим рассмотрим архитектурные направления 19 века, характерные для этой страны.

Английская архитектура 19 века

Городские постройки в Лондоне в конце 19 в. Акварель, неизвестный художник.

Архитектуру Англии этого периода можно разделить на несколько течений, которые развивались практически одновременно. В 1800-1830 гг. в моде был стиль Регентства, продолжающий традиции георгианства и классики. В то же время процветала архитектура романтизма, возрождающая и смешивающая предшествующие стили. В английскую архитектуру второй половины 19 века вошло новое индустриальное направление. Стиль Регентства в Англии продолжил традиции классицизма. Стремление к классике возросло после открытий любителя-археолога лорда Элгина (Elgin). Дома в этом стиле выглядят нарядными за счет лепнины, колонн и светлых фасадов. Наиболее известный архитектор стиля Регентства - Джон Нэш (1752-1835 гг.), который создал ансамбль Риджентс-парка (Regent’s Park). Эпсли-хаус (Apsley House - лондонская резиденция герцогов Веллингтонов в Лондоне) работы Роберта Адама (1770 - е гг., в 1818 - 1819 гг.) - дань классическим мотивам.

Эпсли-хаус (Apsley House), архитектор Роберт Адам (Robert Adam), реконструкция Бенджамин Дин Уайат (Benjamin Wyatt).

В этом стиле строил и Роберт Смерк (Robert Smirke, 1781 - 1867 гг.). Британский музей (1823 - 1852 год - работа архитектора Роберта Смерка. Читальный зал библиотеки, перекрытый куполом, возведен в 1856—1857 гг. - архитектор Сидней Смерк) напоминает храм ионического ордера. Менее значимые городские постройки этого периода имеют георгианские мотивы: здания с большими окнами и крашеными ставнями, ажурные кованые решетки, стены без декора.

Британский национальный музей (British Museum). архитектор Роберт Смерк.

Романтизм в архитектуре 19 века в Англии был основан на средневековых традициях, сельском зодчестве, в результате появлялись коттеджи в сельском стиле или с готическими мотивами. В романтическую архитектуру начала 19 века. также вплетались экзотические для Европы мотивы. Примером может служить Королевский павильон в Брайтоне (Brighton Pavilion. 1815-1822 гг.) архитектора Джона Нэша (John Nash. 1752 - 1835гг.): в фантазийном сооружении объединились резьба, купола, минареты, а в интерьере - индийские мотивы с колоннами-пальмами.

Романтический королевский павильон в Брайтоне (Brighton Pavilion) демонстрирует смешение самых разных стилей. 1815-1822 гг.Архитектор Джон Нэш. Лондон.

Романтизм породил стремление к нео-стилям. Наиболее характерным стала для Англии неоготика (Парламент в Лондоне.1836-1865 гг. Архитекторы Чарльз Бэрри (Charles Barry, 1795- 1860гг.), Огастес Пьюджин (Augustus Welby Northmore Pugin, 1812-1851 гг.)) Огастес Пьюджин считал средневековье идеалом духовности и эстетики и утверждал готические идеи в своих проектах. В стиле неоготики строились общественные здания, ратуши, театры. В 1870-е гг. возникает направление эстетизма: дома возводили из красного кирпича, в интерьерах использовали темный дуб, весь дизайн стремились сделать в гармонии с природой. Такими домами застраивали пригороды Лондона (например, Бедфорд-парк - Bedford Park). Стоит отметить, что это направление в архитектуре 19 века становится очень популярным в современном загородном строительстве в России.

Здания в Бедфорд-парке в стиле эстетизм архитектуры 19 века в Англии. (15-25 Queen Anne's Grove, Bedford Park, London).

Индустриальное направление в английской архитектуре второй половины 19 века появилось благодаря развитию производства. Известность приобрел Хрустальный дворец в Гайд-парке для Всемирной выставки (1861г.) - его построил по принципу конструкций теплиц садовник Пэкстон (Joseph Paxton.1803 - 1865 гг.)

Хрустальный дворец на Парижской выставке 1861г. в индустриальном стиле. Автор - Пэкстон. Гравюра.

Архитектор Бертон (Decimus Burton. 1800 –1881 гг.) возвел Пальмовый павильон - Палм-хаус (Palm House) в ботаническом саду Кью-Гарденз (Royal Botanic Gardens Kew) из металла и стекла.

Павильон Палм-хаус в ботаническом саду Кью Гарденз.1844 - 1848 гг.

Индустриальное направление упростило строительство. Нередко все стили соединялись. Например, вокзал Сент-Панкрас (St Pancras) в Лондоне создан в стиле неоготика: фасад украшают ланцетовидные окна, шпили, башенки, но за фасадом - металлические ребра дебаркадера. В индустриальном стиле работали инженеры-архитекторы Томас Телфорд, Изамбард Кингдом Брунел. Мировая архитектура 19 века во многом следовала английским путем, объединяя стили, внедряя в них национальные мотивы, а также вводя в городские и загородные ансамбли индустриальные сооружения с функциями общественных зданий. Одним из признаков мировой архитектуры 19 века стало внедрение египетских мотивов в модные стилевые направления в архитектуре разных стран.

Египетские мотивы архитектуры 19 века

Цивилизация и культура древних египтян оказали большое влияние на мировоззрение других народов и цивилизаций. Французский исследователь Ж.М. Умбер в своих работах показал, что египетская культура проникла в европейскую - после находок раскопки на Вилле Андриана в Тиволи. В разное время способствовали популяризации египетской темы в архитектуре египетский поход Наполеона (1798-1799 гг.), археологические открытия и труд Д.В.Денона (Dominique Vivant Denon, 1747 — 1825 гг. — египтолог-любитель, директор Луврского музея) «Описания Египта» (1802 г.) с иллюстрациями; расшифровка древних иероглифов; открытие гробницы Тутанхамона. Все эти события подогревали интерес у общественности и художников к египетской теме. Мотивы Египта были частью декора зданий в Древнем Риме, затем Возрождения, устойчиво удерживаясь и в ампире, классицизме, модерне. В архитектуре второй половины 19 века египетская тема нередко становилась акцентом в оформлении фасадов. Эта тема широко присутствовала в архитектуре начала 19 века в Англии, Германии (в идеальном городе Леду предусматривал форму пирамиды для производственных сооружений). Французский ампир тоже применил египетский стиль в оформлении, используя форму пирамид, обелисков, а также скульптурные композиции со сфинксами. Для Франции времен Наполеона египетская тема, объединенная с римскими традициями зодчества, должна была продемонстрировать, что империя является наследницей древних цивилизаций. Это было начало "египтомании", охватившей архитектуру второй половины 19 века (приблизительно 1840-1880 гг.) в Западной Европе.

Луксорский обелиск (obelisque de Louxor. "Игла Клеопатры") — один из двух обелисков на входе в Луксорский храм в Египте (возраст обелиска - 3200 лет), подарен Франции египетским вице-королём Мухаммедом Али. Установлен в центре площади Согласия в Париже.

Популяризации в обществе в это время способствовало строительство Суэцкого канала (1869 г.), а также труды О. Мариетт, вышедший роман Т.Готье «Роман с мумией», опера Верди «Аида». В эклектике 19 столетия египетскую тему применяли вместе с элементами неоклассицизма, ампира. В архитектуре конца 19 века в самом начале эпохи модерна египетские мотивы использовались для декора общественных зданий: учебных заведений, библиотек, музеев, заводов. Египетский стиль использовался в самых разных направлениях зодчества архитекторами Отто Вагнером (1841-1918), Карлом Фридрихом Шинкелем (1781-1841гг.), Биллем Маринусом Дудоком (1884-1974), Френком Ллойдом Райтом (1869-1959 гг.). В архитектуру начала 19 века в России египетские мотивы пришли из византийской культуры, преломившись в европейском зодчестве. В российском зодчестве особый интерес вызывали лотосовидные колонны, сфинксы, пирамиды, обелиски, пилоны. В архитектуре Дренего Египта черпали идеи Н. Львов, А. Воронихин, Ф. Шехтель, А.Менелас, Тома де Томон, Ч. Камерон. В эпоху александровского ампира (1801-1830 гг.) в российской архитектуре xix века появились пирамиды с дорическим портиком (проект мавзолея Павлу I, памятник русским воинам в Казани, «Египетский павильон» в Померанцевой оранжерее в подмосковной усадьбе Влахернское-Кузьминки. (1813 г.)). По мотивам стиля были выполнены «Египетский мост», сфинксы в Петербурге (1834). «Египетские ворота» Царского Села (1827-1830 гг., архитектор А.Менелас. по книге Дж. Ганди «Сельская архитектура» (1805 г.) с изображениями Д.В. Денона).

Сфинкс. Египетский мост. 1825-1826 гг. по проекту и под руководством инженеров В.А. Христиановича, В. фон Треттера.

Разноплановая европейская архитектура 19 века опиралась на исторические перемены в обществе и имела нечто общее, объединяющее зодчество разных стран, - стремление к использованию национальных идей, которые переплетались с мотивами архаичных и античных стилей.

Автор текста: Макс Костин

фото с описанием, стили и направления, самые знаменитые памятники архитектуры Англии

Англия, как одна из самых древних стран, внесла значительный вклад в общемировую архитектуру. Невероятное количество исторических памятников на территории государства производит огромное впечатление на туристов.

Мистический Стоунхендж

Доисторический период архитектуры Англии связан с культовыми сооружениями, самым известным из которых является знаменитый Стоунхендж. Мистический монумент представляет собой комплекс каменных глыб, расставленных посреди Солсберийской равнины. Мегалитическое сооружение, появившееся до нашей эры, изначально представляло собой кольцеобразный вал, окруженный глубоким рвом. Многотонные валуны выполнены из известкового песчаника.

Мистический Стоунхендж

Внутри рукотворного круга стояли 30 камней, уступавших в размерах наружным валунам, а в центре красовался так называемый алтарь – монолит, вес которого превышал 30 тонн. Ученые полагают, что уникальное сооружение – это древнейшая обсерватория, появившаяся в каменном веке.

Адрианов вал

Кроме того, многие достопримечательности относятся к тому периоду, когда на британской территории появились римские наемники, построившие военные поселения и дороги. Несколько сотен лет они возводили оборонительные укрепления, и некоторые из них частично сохранились. Адрианов вал – выдающийся античный памятник, ставший символом господства Римской империи. Загадочная стена из торфа и камня является образцом инженерного искусства.

Знаменитый Тауэр

Когда речь заходит об архитектуре Англии во времена Средневековья, то можно уверенно сказать, что главные изыски зодчества воплощались в строительстве церквей. Однако после захвата страны норманнами появляется новый стиль – романский. И ярким его представителем признан лондонский Тауэр. Крупное оборонительное сооружение на протяжении нескольких веков играло важную роль в истории государства. Построенное по приказу Вильгельма Завоевателя, оно представляет собой четырехэтажную башню, попасть в которую можно только по пристроенной лестнице. Сколько бы ни было восстаний против пришлых завоевателей, ни разу англичане не смогли взять Тауэр штурмом.

Лондонский Тауэр

Романский стиль – это тяжеловесные сооружения с высокими башнями и маленькими окошками. Он давно канул в Лету, а строгие очертания каменных замков вдохновляют современных архитекторов, заимствующих различные элементы.

Готика

Готический стиль, охвативший Европу, пришел в Англию достаточно поздно – в середине XII века, когда к стране присоединились анжуйские и нормандские провинции. Более трехсот лет он оставался самым популярным направлением архитектуры Англии, которое подчеркивало ничтожность человека перед Господом, и не случайно чаще всего этот стиль использовался в религиозных сооружениях – соборах. Вытянутые вверх остроконечные строения со стрельчатыми арками и огромными окнами, украшенными цветными витражами, и сейчас вызывают восхищение. А их внутреннее пространство поражало обилием света, что вызывало эмоциональное потрясение у верующих.

Яркий представитель средневековой готики

Солсберийский собор является идеальным образцом готики Англии. Архитектура потрясающе красивого сооружения, строившегося около 40 лет, отличается величием и совершенством исполнения замысла. Изумительное творение человеческих рук, линии которого подчеркивают устремленность в небеса, славится самым высоким шпилем в государстве. Расположившееся на окраине города, оно представляет собой старейший религиозный памятник. Удивительно, что в стены храма встроен очень сложный часовой механизм, появившийся в конце XIV века.

Солсберийский собор

Солсберийский собор покорил сердца туристов своим величием, а роскошное внутреннее убранство никого не оставляет равнодушным. Яркий представитель готической архитектуры Англии, он и сейчас принимает прихожан.

Классицизм

Следом за готическим стилем приходит классицизм, который появился в тех странах, где зарождался капитализм. Он нес в себе черты буржуазной идеологии. Рационалистический подход к оценке окружающего мира переносился в искусство, в том числе и в зодчество. Для стиля характерны четкость пропорций, простота, повторяющиеся линии, сдержанный декор.

Классицизм в архитектуре Англии появился в начале XVII века, а примером этого стиля признан Банкетинг-хаус, прекрасно сохранившийся до наших дней. Здание, которое восхищает идеальными пропорциями, предназначалось для торжественных приемов. Двухъярусное величественное строение в полной мере отражает английские традиции. Верхний этаж декорирован пилястрами дорического и ионического ордера, а нижний – рельефной вкладкой.

Банкетинг-хаус

Долгое время особняк являлся образцом для всех архитекторов Англии.

Смешение стилей

После того как на трон восходят Стюарты, объединившие в единую Британию Шотландию и Англию, в 17 веке в архитектуре происходит значительный перелом. Страна, являвшаяся важным центром европейского зодчества, догоняет в своем развитии остальные государства. Изящные постройки, в которых искусно переплетаются черты классицизма и барокко, становятся образцами для сооружений в других странах. В этот период ни один из стилей архитектуры Англии не существует в чистом виде.

Религиозная достопримечательность

Самой узнаваемой достопримечательностью Лондона является собор Святого Павла. Любопытно, что ни одно здание в городе не может быть выше восхитительного сооружения эпохи Возрождения. Визитная карточка столицы страны частенько фигурирует на рекламных туристических проспектах. Собор, который появился на месте сгоревшего храма, по мнению жителей, возвеличил славу города. Он выполнен в смешанном барочно-классическом стиле.

Высокий, 111-метровый купол религиозной достопримечательности покоится на восьми колоннах, а стены спроектированы очень толстыми, чтобы поддерживать крышу. Кроме того, свод храма усилен наружными каменными полуарками – аркбутанами.

Собор Святого Павла

Важной деталью символа Лондона является западный фасад, представляющий собой двухъярусный портик, уровни которого поддерживаются сдвоенными колоннами. С двух его сторон возвышаются башни, и в одной из них размещены часы.

Новый стиль, зародившийся в Англии

Как считают исследователи, XVII столетие стало для архитектуры Англии периодом ученичества, а в XVIII веке, когда страна выходит на мировую арену, искусство занимает первое место. Новый правящий класс, видевший свои идеалы в культуре Древнего Рима, вновь обращается к классике.

Однако зодчие понимают, что установившиеся правила ограничивают творчество, препятствуя воплощению идеи. На смену классическим творениям приходят неоклассические. Так родилось эстетическое направление, которому было присуще обращение к античности.

Дворец в античном стиле

Чизвик-хаус – это небольшой летний дворец, хозяин которого много путешествовал. Лорду запомнились руины Древнего Рима, и, когда он вернулся домой, решил возвести особняк в античном стиле. Самостоятельное произведение имеет две лестницы, балюстраду, а фасад здания делится на цоколь и портик. Все служебные и хозяйственные помещения располагались в небольшой пристройке, а не в основном здании.

Чизвик-хаус

Любопытно, что каждый из камней, украшавших фасад, покрывался специальной резьбой, которая напоминала червоточины. Во всем внешнем облике дворца заметны элементы античности: колонны с человеческими лицами, причудливые дымоходы, напоминающие египетские обелиски. Прекрасный образец архитектуры Англии 18 века после смерти хозяина перешел к новому владельцу и стал еще красивей. Здесь даже появились античный мостик и причудливые дорожки-серпантины.

Неоготика

В начале XIX века правящая элита почувствовала угрозу социального напряжения. Высшие слои боялись потерять контроль над обществом. Везде витали мысли о возврате в романтичное Средневековье. Все это нашло отражение в новом направлении – неоготике. Однако архитектура Англии 19 века отличается от зодчества прошлых столетий появлением современных строительных материалов, которые дают много возможностей выразить свой взгляд на мир. В строительство внедряются новые производственные процессы, что приводит к снижению роли архитектора в общем процессе.

Многие протестовали против подобной индустриализации, и в это время вырастает поколение молодых и целеустремленных мастеров, соединивших индивидуальный взгляд и современные материалы.

Вокзал, больше напоминающий собор

Вокзал Сент-Панкрас не зря прозвали "собором железных дорог". Это подлинный памятник неоготической архитектуры Англии, открытый в 1876 году. Уникальное произведение выполнено из камня, мозаики, стальных конструкций. После завершения строительства знаменитая достопримечательность признана национальным британским стилем.

Вокзал представляет собой покрытый стеклянным куполом дебаркадер – место прихода и отхода поездов. Фасадом необычного шедевра зодчества является здание гостиницы, украшенное псевдобойницами, высоченными башенками с острыми шпилями и аркадами. Неоготика изобилует большим количеством декоративных элементов. За основу строения из ярко-красного кирпича был взят английский средневековый собор.

Вокзал Сент-Панкрас

Главной особенностью современной английской архитектуры является преемственность стилей. Молодые талантливые зодчие, принимающие новшества, всегда чтят исторические традиции страны.

Архитектура Англии XVII — начала XIX в. | Архитектурная классика

Архитектура Англии XVII — начала XIX в. развивалась на основе использования классического наследия — архитектуры Возрождения в ее различных интерпретациях и архитектуры античности. Барокко, получившее такое широкое распространение в странах континентальной Европы, в Англии проявилось лишь в работах нескольких архитекторов конца XVII — начала XVIII в. Классицизм, отмечаемый в архитектуре Англии уже с начала XVII в., получил относительно однородное развитие. Стадия неоклассицизма, а особенно стадия так называемого ампира, не получила в Англии столь резкого, самостоятельного выражения, как в архитектуре других европейских стран, например России или Франции. Тенденции маньеризма проявились в английской архитектуре спорадически, без ясно выраженных хронологических границ.

Возникновение и развитие архитектуры английского классицизма совпадает с периодом энергичного промышленного развития страны, с периодом формирования и развития капитализма в Англии.

После краткого периода республиканского правления (1649—1660) и усиления реакционной идеологии при Якове II, после второй «славной» или «бескровной» революции 1688 г. власть в стране окончательно перешла при номинальном королевском правлении к парламенту, в котором бессменно до 60-х гг. XVIII в. руководящее положение занимала партия «вигов», объединявшая в своих рядах верхушку буржуазии и помещиков.

В XVIII в. завершается аграрный переворот в Англии. Продолжается политика «огораживания» земель и сгона с них крестьянского населения. Рост капитала и возникновение пролетариата создали предпосылки для промышленного переворота конца XVIII — начала XIX в.

В начале XIX в. после ряда побед над Францией, в числе которых была и победа при Ватерлоо, Великобритания расширяет свои колониальные владения. Промышленный переворот обеспечил энергичный рост торгово-промышленного капитала и переход к монополиям. Английская архитектура в рассматриваемый период не была однородной. После работ Иниго Джонса в 1-й половине XVII в., который обычно признается палладианцем, в конце века мы встречаем работы Рена, во многих случаях имеющие барочные тенденции, а затем работы Хоуксмора и Вэнбру, вполне барочные по общим своим особенностям, вслед затем начинается расцвет английского палладианства, продолжающийся до середины XVIII в. Конец XVIII в. и начало XIX в. могут быть выделены благодаря достаточно отчетливо проявленным в них особенностям неоклассицизма с довольно сильными романтическими влияниями.

В рамки такого деления английской архитектуры рассматриваемого периода не могут уложиться все особенности ее развития. Оно приведено лишь с целью помочь уяснению основных тенденций в развитии ее форм и композиционных особенностей.


Глава «Архитектура Англии XVII — начала XIX в.» раздела «Европа» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том VII. Западная Европа и Латинская Америка. XVII — первая половина XIX вв.» под редакцией А.В. Бунина (отв. ред.), А.И. Каплуна, П.Н. Максимова. Автор: Е.В. Михайловский. Москва, Стройиздат, 1969

АРХИТЕКТУРА XIX ВЕКА

...в истории

...в литературе


АРХИТЕКТУРА XIX ВЕКА

XIX век - время революционных изменений во многих областях жизни. Англия демонстрировала свое превосходство, энергично способствуя развитию архитектуры и искусства, поэтому история архитектуры довольно сложная. В сущности, мы уже не говорим, как говорили ранее, о каком-то стиле, который является основным и дает название всей эпохе (эпоха классицизма, эпоха готики и т.п.). Английскую архитектуру XIX века скорее представляется логичным делить на три категории, или направления, которые существовали одновременно:

- архитектура Регентства - 1800-1830, прямое продолжение георгианских традиций предыдущего века;
- архитектура романтизма - примерно в то же время, направление на возрождение разных предшествовавших стилей;
- "индустриальная" архитектура - через весь XIX век и в XX.

~ ЭПОХА РЕГЕНТСТВА ~
По сути дела, в рамках этого направления нельзя сказать, что новый век принес какие-то новые веяния в архитектуру. Дома среднего класса продолжали традиции классицизма прошлого века, и даже века Джонса и Рена. Само деление на классицизм XVIII и XIX века достаточно условно - некоторые из зданий, о которых мы сейчас будем говорить, были построены еще в предыдущем веке. Однако нас интересуют не точные вреемнные границы, а развитие стиля, а именно в XIX веке настпуает расцвет классицизма и его закрепление в качетсве, вероятно, главенствующего стиля в строительстве.

Под влиянием архитектурных находок лорда Элгина и других археологов-любителей, любовь к античным и египетским мотивам, которую мы видели еще на предыдущих лекциях в работе братьев Адам, выросла еще больше. Повсеместно распространяются такие элементы декора, как каменная резьба, рельефы, воспроизведенные в гипсе колонны и драпировки и т.п.

Одним из самых знаменитых архитекторов того времени был Джон Нэш (1752-1835). По поручению принца-регента, он перестраивает один из центральных районов Лондона и создает элегантный квартал резиденций - Риджентс-парк. Принцип строительства тот же, что и в Бате: строгие линии улиц, амфитеатры и т.п.; в самих домах широко применяется ордерная система, лепнина и т.п. Дома светлые и нарядные.

Еще один известный архитектор - Генри Холланд. Например, он спроектировал здание Королевского театра Друри-Лейн (1794), который, к сожалению, в 1809 г. сгорел.

Еще одно знаментиое здание эпохи классицизма - Эпсли-хаус в Лондоне. Это здание подверглось влиянию даже нескольких волн классицизма. Оригинальное здание работы Роберта Адама, возведенное в 1770-е гг., в 1818-19 гг. перестроили для герцога Веллингтона, облицевав кирпич желтым камнем из Бата (арх-р Уайетт).

Дань классицизму отдал и Роберт Смерк, построивший здание Британского музея. Здание имеет форму ионического храма, что, конечно же, свидетельствует о роли греческой культуры и искусств в развитии человечества. Например, именно в этот музей поместили находки Элджина (по поводу них, надо отметить, сегодня идет долгий и пока безрезультатный спор между Соединенным Королевством и Грецией, которая настаивает на их реституции). Музей, таким образом, становится храмом искусств.

Менее масштабные здания также продолжают георгианские мотивы. Отличительная черта многих построек того времени - большие окна и сложное плетение ажурных металлических решеток, похожих на пагоды. Часто можно встретить простые, почти не декорированные стены и низкие крыши, что делало дома похожими на средиземноморские - иногда это впечатление дополнялось еще и крашенными на итальянский манер ставнями.

~ РОМАНТИЗМ ~
Поначалу, как мы уже говорили, сентиментализм и выросший из него и в противовес ему романтизм находили вдохновение в сельской красоте, средневековых традициях и всяческих экзотических влияниях. По всей стране на землях усадеб появлялись ложные руины, коттеджи в сельском стиле и т.п. В самих усадьбах часто можно было найти "готическую библиотеку" или "китайскую столовую". Это стремление к необычному достигло своего апофеоза в так называемом Королевском павильоне в Брайтоне. Построил его для принца-регента также Джон Нэш (1815-22). При первом же взгляде становится понятно, что Нэш хотел поселить принца в какой-то восточной сказке: дворец словно сошел со страниц "Тысячи и одной ночи". Здесь и минареты, и купола, и тонкая резьба. При этом внутри самого павильона - очень скромное название для такого впечатляющего сооружения, не правда ли? - архитектор не стал ограничиваться только "ориентальным" стилем: перед нами комната, которая сочетает индийские мотивы (колонны в виде пальм) с китайскими (желтый цвет, подсвечники с драконами). Очевидно, что Нэш и не стремился к последовательной и корректной стилизации: он хотел создать некую фантазию, "замок в облаках", где регент смог бы отдохнуть от государственных дел.

Всему этому направлению присущи попытки искать новые формы через старые. Стилевое единство ушло в прошлое - началась т.н. "битва стилей". Теперь архитектор решал две задачи: одно дело - удачная планировка и удобство, и совем другое - в каком стиле все это оформить. Начинается масштабное "возрождение" стилей, появляется очень много вторичных стилей с приставкой "нео-".

Наверное, самым заметным из них в Англии стал стиль неоготики. Без сомнения, самое известное его воплощение - это новое здание Парламента в Лондоне. Авторами проекта были архитекторы сэр Чарлз Бэрри и Огастес Пьюджин, а возводилось здание с 1836 по 1865 гг. Интересно, что когда старое здание сгорело в 1834 г., комитет экспертов сразу предложил строить новое либо в тюдоровском, либо в перпендикулярном стиле, т.е. выбирать нужно было между двух чисто английских стилевых решений. Конечно, это решение было принято не случайно: самим обликом Парламента нужно было подчеркнуть уникальность британской нации. В результате Англия стала одной их немногих европейских стран, которая отказалась от классицизма для своего главного здания. С точки зрения конструкции в здании Парламента средневекового мало; роль стиля в данном случае - передать нравственное, религиозное, национальное значение здания.

Огастес Пьюджин (1812-52) считал Средние века духовным и эстетическим идеалом - в отличие от бездуховной современности. Он последовательно утверждал в своих работах неоготический стиль, и написал книгу, "Контрасты", где на примерах показывал, насколько готика прекраснее, чем "языческий" и однообразный классицизм, и уж тем более насколько она превосходит ужасную индустриальную архитектуру, которая делает осью английского пейзажа не шпиль средневековой церкви, а фабричную трубу. Помимо здания Парламента, он создал еще несколько строений и интерьеров, по большей части церквей. Средневековье для него - это яркие краски, интересные формы, тонкая резьба по дереву, позолота, витражи. Он работал и как дизайнер, например, создавал ткани, изразцы и даже посуду. К сожалению, в конце жизни он внезапно сошел с ума - не оттого ли, что изо всех сил не хотел мириться с окружавшей его реальностью?..

Тем не менее, его взгляды и работы имели огромное влияние - неоготика стала очень популярна. В этом стиле по всей стране строят церкви и жилые дома, городские ратуши и театры.

В 1870-е гг. - в каком-то смысле в противовес таким чересчур вычурным стилям, а в каком-то смысле и вырастая из них, из их стремления убежать от современности, возникает движение "эстетизма". В архитектуре ему свойственно движение к простоте и удобству. Архитекторы этого направления любили красный кирпич и черепицу, темный дуб, достаточно простые интерьеры. Снова попытка достичь гармонии вокруг человека, а через это и у него в душе. В таком стиле построены первые "садовые пригороды" Лондона (такие как Бедфорд-парк) и других больших городов, в противовес фабричным районам.

На самом деле, на протяжении всего XIX века идет борьба между стремительно развивающейся промышленностью и художниками. Очень мало кто из них приветствовал индустриализацию Британии, и было почему: в центрах индустрии и в районах бедняков жизнь становилась все хуже. На место красоте и миру пришли нищета и уродство. Новые дома строились тысячами, но города часто не имели возможности расти вширь из-за системы землевладения, поэтому дома теснились друг к другу, там царила грязь и антисанитария. Поэтому неудивительно, что многие художники, архитекторы, писатели как могли осуждали индустриализацию и воспевали "добрую старую Англию", такую, какой она была раньше. Уходящую идиллическую красоту призывал запечталеть Джон Раскин, духовный отец Братства прерафаэлитов; собственными силами пытались противостоять ей Уильям Моррис и тот же Пьюджин; а салонные художники, вроде Альма-Тадемы или Лейтона, вообще предпочитали убегать от некрасивой реальности в грезы о прекрасной, неомраченной клубами угольного дыма античности. Только в начале ХХ века художники, такие как Уиндем Льюис, вдруг открыли для себя новую красоту турбин, машин и портовых кранов.

~ ИНДУСТРИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ~
Однако уже и в XIX веке были те, для кого индустриализация стала не помехой, а толчком к творческому росту. Естественно, фабричная архитектура появилась одновременно с появлением фабрик, но нас интересует тот период, когда повляются известные строения и имена.

Вероятно, самой знаменитой постройкой индустриального направления можно считать т.н. Хрустальный дворец - колоссальный павильон, построенный в Гайд-парке в 1861 г. для Всемирной выставки. Строивший его мастер Пэкстон, собственно, не был архитектором - он был садовником и использовал при возведении Хрустального дворца опыт строительства теплиц. Выставка 1861 года была очень заметным событием, призванным продемонстрировать главенствующее положение Британии в мире. Открывала выставку сама королева Виктория, и надо думать, что павильон просто поражал воображение. Он был огромен (т.к. среди экспонатов выставки были и станки, и даже целые поезда), внутри спокойно помещались деревья и даже был настоящий фонтан. Это чудо инженерной мысли не разобрали после выставки: его передвигали и достраивали, и вероятно, павильон стоял бы и до сей поры, если бы не сгорел в 1936 г.

В подобном стиле построен и Пальмовый павильон в ботаническом саду Кью-Гарденз, работы архитектора Бертона. В то время получили большое распространение и маленькие сооружения такого рода - зимние сады или оранжереи в домах. Особенной популярностью почему-то пользовались именно пальмы. Широкое распространение новых строительных материалов, а именно металла и стекла, сделало строительство такого рода сооружений простым и достаточно быстрым.

Развитие железных дорог привело к строительству большого количества вокзалов. Очень типичен вокзал Сент-Пэнкрес в Лондоне. Снаружи это чистейшая неоготика, со шпилями, ланцетовидными окнами и пр., но за этим романтическим фасадом скрываются стальные ребра дебаркадера.

Именно в это время становтся известными имена не архитекторов, а инженеров. Особенно знамениты двое: Томас Телфорд и Изамбард Кингдом Брунел. Они работали очень много, но если рассматривать их работу с точки зрения прикладного искусства, то вершиной ее явилось, несомненно, строительство мостов, которые не только имеют предельно практический характер, но и поражают своим изяществом и порой - смелостью замысла.

Архитектура культовых зданий Англии XVII — начала XIX в. | Архитектурная классика

После 1534 г., — года упразднения монастырей и секуляризации их собственности — культовое строительство в Англии существенно сократилось и спустя сотню лет возобновляется с работами Иниго Джонса. В 1623 г. в связи с предполагавшейся свадьбой короля с католической испанской принцессой началась постройка Капеллы королевы при Сент-Джеймском дворце, закончившаяся 4 года спустя. Капелла была простым, прямоугольным зданием с гладкими стенами и окнами, украшенными развитыми и чистыми по формам сандриками. На главном торцовом фасаде центральное окно имело полуциркульное завершение, а стена над карнизом заканчивалась фронтоном. Капелла перекрыта кессонированным коробовым сводом, у основания которого проходил строгий классический антаблемент, а несколько ниже в нишах помещались статуи святых. Исключительная простота и классическая строгость постройки удивительны для той эпохи и сразу выдают руку крупного мастера.

О произошедшем изменении вкусов говорит и традиционная, отделяющая зал от входа перегородка, спроектированная Иниго Джонсом для капеллы в Сомерсет-Хаусе в Лондоне (1630—1635). Она состоит из строгих дорических колонн в первом ярусе, на антаблементе которых стоят узкие изящные гермовидные пилястры с тонким карнизом вверху. Никакой перегруженности, точно рассчитанные пропорции, простота композиции, строго ограниченное количество деталей и их орнаментации.

Рис. 38. Лондон. 1 — портик собора св. Павла, 1634 г.; 2 — церковь Ковент-Гарден, 1631 г. Обе постройки — И. Джонса

Значительным событием в культовом зодчестве Англии XVII в. явилась постройка Иниго Джонсом нового портика у собора св. Павла (1633). Мощный восьмиколонный в антах коринфский портик с развитым антаблементом и балюстрадой вверху явился провозвестником новой эры в архитектуре Англии (рис. 38).

Церковь Иниго Джонса на площади Ковент-Гарден, о которой уже говорилось выше, очень интересная в сохранившемся эскизе, была навеяна явно античными образцами. Существующее здание, восстановленное после пожара (1798), примитивно.

В 1663 г. была построена первая после работ Иниго Джонса капелла в стиле классицизма с определенным, впрочем, привкусом барокко — капелла Пемброк-Колледжа в Кэмбридже, автором которой был, по-видимому, Кристофер Рен; она в своей основе напоминает капеллу Сент-Джеймского дворца, но стены ее уже расчленены коринфскими пилястрами, во фронтоне помещен барельеф, а края его и верх здания увенчаны соответственно пинаклями ренессансного рисунка и миниатюрным куполом на восьмигранном барабане.

В то же время создается комиссия для реставрации собора св. Павла, которая была прервана гражданской войной, и Кристофер Рен начал разработку эскизов для этих работ, но в 1666 г. собор, как и весь Лондон, сгорел.

Проектирование нового собора св. Павла началось в 1668 г. и длилось довольно долго. Одним из значительных его этапов было изготовление Реном «Большой модели» собора (1673). По этому проекту собор имел центрическую композицию, в основе которой лежал план в виде квадрата с вырезанными углами. Все фасады были идентичными, и лишь со стороны алтаря небольшим выступом обозначена апсида.

В 1675 г. был составлен новый проект в виде латинского креста (в плане). На высоком барабане покоился купол, увенчанный шестиярусным шпилем. Все же и этот проект не отличался цельностью. Но на этой основе созрел окончательный вариант проекта Рена, датированный тоже 1675 г. Латинский крест сохранился, но план стал более уравновешенным. Трем секциям хора теперь отвечали три травеи нефа, а остальные две травеи были развиты в обширный притвор с лоджией и капеллами. Трансепты поджались к центру, углы укрепились; двухэтажное членение было сохранено, но высоты этажей стали почти равными; масса центральной части была уравновешена развитым блоком притвора, на котором появились башни; купол вместо аркад «Большой модели» поддерживали теперь пилоны со сдвоенными колоннами; почти при той же общей высоте здания за счет уничтоженного шпиля значительно увеличены размеры купола, который стал грандиозным — его колоссальные размеры подчеркивались тонко разработанным миниатюрным барабаном на его вершине. Вся композиция стала уравновешенной и цельной.

При выполнении проекта в натуре изменились башни главного фасада, которым был сообщен барочный характер, но барочные пилоны вокруг купола, наоборот, заменила классическая колоннада. Практически купол состоял из трех куполов: внутреннего довольно плоского, отвечавшего архитектуре интерьера, затем каменного конструктивного и, наконец, верхнего деревянного, по которому была уложена кровля. Архитектурные формы и детали тщательно прорисованы и отличаются высоким уровнем исполнения. Рен не бывал в Италии, но посетил, Францию, что сказалось на композиции отдельных форм и этого здания (рис. 39). Строительство было закончено в 1711 г. Резные работы на соборе выполнял известный художник Гринлинг Гиббонс (1648—1720). Купол расписывал известный художник Джеймс Торнхилл (рис. 40). В 1717 г. новое поколение палладианцев настояло на помещении над карнизом собора существующей там сейчас балюстрады.

Акт 1670 г. о постройке взамен разрушенных пожаром 51 церкви в Лондоне предоставил Рену, тогда Главному инспектору работ, возможность широко проявить свою творческую фантазию и одновременно провести необходимые для строительства собора эксперименты. Построенные по акту церкви не похожи одна на другую и уже в силу этого представляют известный интерес. Планы их приспосабливались к условиям конкретного места, как правило, очень стесненного. Большей частью это квадрат с четырьмя столбами внутри (Сент-Мэри-ле-Боу и др.). В других случаях превалировал упрощенный базиликальный план (Сент-Лоуренс-Джюри). Но есть и такие, где основанием купола служит идущая по кругу колоннада (Сен-Стивен-Уолбрук и др.).

Рис. 41. Лондон: 1 — Сент-Мэри-ле-Боу, 1670—1677 гг., К. Рен; 2 — церковь Сент-Брайд, колокольня, 1670—1684 гг., 1703г., К. Рен; 3 — Сент-Мартин-ин-Филдс, 1721 — 1726 гг., Д. Гиббс, общий вид и план

Внешний облик этих церквей, как правило, очень скромный, оживлялся вертикалью колокольни, примыкавшей к основному зданию. Решение подобной композиции в классических формах представляло необычную и довольно трудную задачу, с которой Рен в большинстве случаев справился очень удачно. Колокольня церкви Сент-Мэри-ле-Боу в Чипсайде (1670—1677) явилась, вероятно, лучшим из его решений (рис. 41). Она вызвала всеобщее восхищение и множество подражаний как в то время, так и в последующее. Колокольня Сент-Брайд на Флит-Стрит (1670—1684, 1702) с ее пятью ярусами восьмериков, со шпилем над квадратным классическим павильоном, с сегментовидными фронтонами, поставленными на высокую призму, тоже широко известна. Некоторые из этих завершений (церковь Сент-Видэст на Фостер-Лэйн, 1697) имеют уже отчетливо выраженную барочную трактовку.

Культовое строительство Англии рассматриваемого периода, если не говорить о соборе св. Павла, не дало значительных решений и бесспорно менее интересно, чем строительство общественных зданий и жилищное строительство того периода. Хоуксмор, который помогал Рену в строительстве церквей по акту королевы Анны, в дальнейшем построил ряд интересных церковных зданий, в большинстве используя базиликальный план (Крайст-Черч на Спайтлфилдс, 1723—1729 и др.), а во внешних формах, нередко перекликавшихся даже со средневековьем (шпиль той же церкви и др.). В некоторых из своих церквей Хоуксмор стремился продолжить поиски классического решения вертикальной композиции, например в церкви Сент-Джордж в Блумсбери (1720—1730), но чаще давал откровенно барочные решения (Сент-Мэри-Вулнотс, 1716—1727; Сент-Энн, Лаймхауз, 1712—1724 и др.).

Откровенно барочная архитектура культовых зданий характеризует творчество архитектора Томаса Арчера (1668—1743). Таковы его Сент-Филипс (теперь собор) в Бирмингаме (1709—1715, рис. 42), Сент-Пауль в Депторде (1712—1730) и др.

Выдающуюся и совершенную как по замыслу, так и по прорисовке и выполнению деталей церковь Сент-Мэри-ле-Странд (1714—1717, рис. 43), построил один из самых талантливых английских архитекторов XVII в., прошедший итальянскую школу в Риме во время своего пребывания в Италии,— Джеймс Гиббс. В этой церкви нельзя признать удачной лишь колокольню. Следующая его церковь, также весьма интересная, но несколько сухо решенная, — Сент-Мартин-ин-Филдс (1721—1726) — вполне отвечает особенностям английской архитектуры рассматриваемого периода.

Рис. 42. Бирмингам. Собор Сент-Филипс, 1709-1715 гг., Т. АрчерРис. 43. Лондон. Сент-Мери-ле-Странд, 1714-1717 гг., Д. Гиббс
Рис. 44. Лондон. Сент-Пэнкрэс-Чёрч, 1818-1822 гг., Инвуд

Наряду с церквами, архитектура которых создавалась на основе классического наследия, строились и церкви, в которых видно использование готических форм и деталей, особенно в последний период развития романтических тенденций в архитектуре. Такова, например, известная церковь архитектора Джона Пинча — Сент-Мэрис-Батуик в Бате (1814).

Вторая стадия неоклассицизма породила такие изящные и хрупкие композиции, как Сент-Пэнкрэс-Чёрч в Лондоне (1818—1822, арх. Инвуд, рис. 44), в котором сделана попытка дать устремленную вверх композицию на основе использования наследия античной Греции. На этом в эпоху классицизма поиски решений вертикальных композиций закончились. Новое слово в решении этой задачи могла сказать только современная нам архитектура.


Глава «Архитектура Англии XVII — начала XIX в.» раздела «Европа» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том VII. Западная Европа и Латинская Америка. XVII — первая половина XIX вв.» под редакцией А.В. Бунина (отв. ред.), А.И. Каплуна, П.Н. Максимова. Автор: Е.В. Михайловский. Москва, Стройиздат, 1969

Архитектура общественных зданий Англии XVII — начала XIX в.

Общественных зданий XVI в. в Англии сохранилось очень мало. Наиболее распространены были «залы гильдий», т. е. торговых или ремесленных компаний, и «залы комиссионеров», т. е. тоже, по существу, здания торгово-промышленных компаний. Они по внешнему виду мало отличались от жилых зданий го¬рода. Большей частью фахверковые они увенчивались многократно повторенными щипцами, использованными как чисто декоративный прием.

В конце XVI в. в Лондоне появляются такие общественные здания, как театры. Но для них в тот период либо приспосабливались уже существующие здания, либо строились наскоро новые из расчета лишь обеспечения их функций.

В королевском дворце Уайтхолл возник новый тип общественного здания — банкетный зал. Первый из таких залов был построен, по-видимому, в 1607 г. О его архитектуре ничего не известно. Но уже следующая, заменившая его постройка открыла целую эпоху в развитии английской архитектуры.

Банкетинг-Хаус Иниго Джонса начат в 1619 г. и закончен три года спустя. Иниго Джонс работал над проектом около 3 месяцев и сделал для него ряд эскизов и даже модель. Постройка обошлась в 15 тыс. фунтов стерлингов. Здание предназначалось для государственных приемов, для встречи послов иностранных государств, для демонстрации придворных спектаклей «масок», в которых Иниго Джонс играл главную роль — постановщика и художника.

Лондон. Дом Искусств. Роберт и Джемс Адам
Рис. 25. Лондон. Банкетинг-Хаус, 1619—1622 гг., И. Джонс: 1 — первоначальный проект; 2 — план; 3 — разрез
Рис. 26. Лондон. Банкетинг-Хаус, 1619—1622 гг., И. Джонс. Фасад по гравюре XVIII в.

Сохранились два предварительных эскиза Иниго Джонса для этого здания. В первом из них он дает схему, явно заимствованную у Палладио, и в целом и в частях типичную для классицизма: с центральным ризалитом и двумя одноэтажными короткими крыльями по торцам (рис. 25). Эта чисто центрическая, фронтальная композиция фасада противоречила организации пространства центрального зала, вытянутого в поперечном направлении и решенного как античная базилика с боковыми пониженными нефами.

Во втором эскизе Иниго Джонс устраняет ложную центричность фасада: отбрасывает крылья, раскреповывает карнизы над колоннами, ослабляя тем самым значение ризалита, и, наконец, заменяет фронтон ровной лентой балюстрады вдоль всего здания; той же цели служат и гирлянды под верхним антаблементом и акцентированные сдвоенными пилястрами углы. Уничтожив трехнефность центрального зала, Джонс также ослабил отмеченное выше противоречие.

В здании Банкетинг-Хауса можно найти черты и элементы различных построек Палладио: его Базилики, палаццо Тиене, палаццо Порта, палаццо Кьерикати и др. Вместе с тем общая композиция здания воспринимается как вполне оригинальная, более того, как проникнутая чисто английским духом. Детали скомпонованы уверенно и чисты по профилировке (здание было реставрировано в 1829 г. арх. Джоном Соуном, рис. 26).

Проект Банкетинг-Хауса не отделим от другого, выполненного Иниго Джонсом проекта — Уайтхолла, одного из наиболее грандиозных дворцов, когда-либо проектированных в Европе. Этот комплекс зданий, задуманный Иниго Джонсом вскоре после окончания Банкетинг-Хауса и включающий это последнее здание, уже переходил границы собственно жилища короля и имел в известной мере значение общественного здания. Он был спроектирован Иниго Джонсом около 1638 г. (две последующие серии проекта были разработаны его учеником Джоном Уэббом, 1647—1648 и 1661—1665) и был расположен вокруг шести квадратных и одного круглого дворов. Изданные Колином Кэмпбеллом и Кентом чертежи проекта послужили азбукой для английских палладианцев и чрезвычайно способствовали развитию английского классицизма.

Значительное место среди общественных зданий Англии XVII в. занимают школы и колледжи.

Рис. 27. Нортсэнтшир. Бёртон-Латимер-Скул, 1622 г.

В сельской местности или в небольших городах возводились школы, подобные Бёртон-Латимер-Скул (1622, рис. 27) сохранившейся в Нортсэнтшире. Это — прямоугольный одноэтажный небольшого размера блок с центральным входом на продольном фасаде, украшенным высоким фронтоном, с пинаклями по его сторонам. Гладкие торцовые стены переходят в щипцы, на вершине которых возвышаются дымовые трубы, включенные здесь в общую композицию фасада. Четыре высоких окна продольного фасада подняты к свесу крыши. Дверь обрамлена порталом с двумя упрощенными дорическими пилястрами, поддерживающими антаблемент. Над порталом в гладкой белокаменной стене круглый барельеф. Обращает на себя внимание сочетание различных фактур: стены из грубого плитняка, гладко тесаного портального звена и черепичной, высоко поднятой крыши.

Школа в Шрюсбёри, возведенная в 1627—1630 гг. на основе здания конца XVI в., значительно более претенциозна. В верхнем ее этаже размещалась библиотека, ниже этажом проходила галерея, заимствованная у жилых зданий этой эпохи, но здесь, разумеется, весьма необходимая, как рекреационный зал; в нижнем этаже с его высоко поднятыми окнами располагался школьный зал.

В колледжах Оксфорда и Кэмбриджа велось тогда обширное строительство. Однако классицизм, пропагандированный Иниго Джонсом, находил себе применение лишь в строительстве, связанном с придворными кругами. Здесь же еще широко применялись формы готической архитектуры в несколько странной смеси с формами североевропейского Ронессанса, большей частью с фламандскими чертами. С конца XVI в. в Кэмбридже, а с начала XVII в. и в Оксфорде начинается строительство колледжей в виде каре вокруг прямоугольного школьного двора, так называемых «куэдрэнглей». Каре прерывалось лишь парадными воротами — главным архитектурным акцентом всей композиции.

В Оксфорде построены были в 1632—1636 гг. ворота Кэнтбёри-Куэдрэнгля Сент-Джонс-Колледжа с вполне развитыми формами североевропейского Ренессанса (арх. Броун, резчик Джон Джексон, скульптура Гюбера Лесёра).

Рис. 28. Оксфорд. Куинс-Колледж. Сауте-Куэдрэнгль, 1709—1734 гг., ХоуксморРис. 29. Оксфорд. Рэдклифская библиотека, 1739— 1749 гг., Д. Гиббс

Хоуксмор предложил проект перестройки Оксфорда и Кэмбриджа по единой схеме. Но ему удалось построить лишь комплекс Куинс-Колледжа в Оксфорде (Саутс-Куэдрэнгль, 1709—1734, рис. 28) и некоторые другие постройки. Задуманное им в проекте перестройки Оксфорда здание Рэдклифской библиотеки было позднее выстроено по проекту одного из наиболее талантливых архитекторов английского классицизма XVIII в. Джеймса Гиббса (1682—1754) в 1739—1749 гг. Это одно из лучших зданий в обоих английских колледжах и, вообще, один из шедевров английской архитектуры XVIII в. (рис. 29). Другим примером является библиотека Тринити-Колледжа в Кембридже (1676—1684), построенная Кристофером Реном.

В колледжах строились тогда не только учебные здания или библиотеки, но и залы торжественных собраний, вроде Шелдонского театра в Оксфорде (1662—1663), построенного Реном, или Сената в Кэмбридже (Д. Гиббс, 1722—1730). Особенности неоклассицизма сказывались в более поздних постройках колледжей, вроде библиотеки Ориель-Колледжа в Оксфорде (1788, Джеймс Уайэт).

Одним из последних зданий этого рода, возведенных с подчеркнутым размахом, явилась постройка Высшей школы в Эдинбурге (1825, арх. Томас Хамильтон), отвечающая тенденциям неоклассицизма второй стадии.

Рис. 30. Лондон. Гринвичский госпиталь, 1698—1729 гг., К. Рен, Н. Хоуксмор и Д. Вэнбру. Общий вид и генплан

Строительство богаделен (или, как их тогда называли, госпиталей) приобрело широкий размах. Бесспорно, наиболее значительным из них был Гринвичский госпиталь в Лондоне. Рен ограничился постановкой за Кинг-Чарльз-Блоком двух поперечных корпусов, из которых левый был выстроен только в конце XVIII в. На этих корпусах он возвел два стройных купола (на часовне — слева и на холле — справа), а в глубине двора по направлению к Куинс-Хаусу поставил две колоннады (1704—1716), которые, суживая пространство, ориентировали перспективу на это здание. Хоуксмор, Вэнбру и другие архитекторы довершили строительство ансамбля (рис. 30).

Строились, разумеется, и другие госпитали. В частности, Рен возвел еще довольно значительный комплекс зданий в спроектированном им Королевском госпитале в Челси (1682—1689) и т. д.

Королевская биржа в Лондоне не раз перестраивалась. В 1671 г. арх. Джерман построил грандиозное здание, внутри которого был двор с лоджией, а вход украшала трехъярусная башня над воротами с пышным коринфским ордером. Открытая лоджия была помещена на этот раз и с наружной стороны здания, вполне отвечавшего общим особенностям стиля данного периода. Королевская биржа в Дублине, построенная уже в конце XVIII в. (1769—1779), с ее шестиколонным портиком коринфского ордера, увенчанным фронтоном, и высоким куполом над зданием, расчлененным коринфскими пилястрами, представляла собой продукт законченного зрелого классицизма (арх. Томас Кули, рис. 31, 2).

Таможни известны в Англии уже с XVII в. Таможня, выстроенная в Лондоне Кристофером Реном (1669), представляла собой П-образное здание с тремя ризалитами в его средней части, из которых средний был перекрыт треугольным фронтоном, а боковые — сегментовидными. Здание было двухэтажным. По фасаду в каждом этаже шли колоннады с проходом за ними. Современная ей таможня в Кингс-Линне, в графстве Норфолк (1683) — почти квадратная в плане. Часть ее первого этажа также свободна для прохода, а на верхней террасе пирамидальной крыши с пинаклями по углам возвышалась трехъярусная башня, завершенная обелиском.

Рис. 31. Дублин. 1 — здание Четырех коллегий, 1776—1796 гг., Д. Гэндон; 2 — Королевская биржа, 1769—1779 гг. Т. Кули
Рис. 32. Дублин. Таможня, 1781—1791 гг., Д. ГэндонРис. 33. Лондон. Английский банк. Кабинет директора, Д. Соун

Таможня в Дублине (1781—1791), построенная выдающимся представителем английского классицизма Джеймсом Гэндоном (1743—1823), была расположена на берегу реки. Это величественное здание в стиле высокого классицизма с тремя ризалитами было увенчано башней с высоким куполом (рис. 32). Тема боковых ризалитов повторена в среднем, подчеркивающем значение центральной оси здания. Он имеет выступ в средней части, оформленной четырьмя колоннами и фронтоном.

В XVIII в. появляется новый тип общественных зданий — банк. Английский банк, выстроенный в Лондоне Джорджем Сэмпсоном (1732—1734), представляет собой трехэтажное здание, композиция которого развивает мотивы городского жилого дома классицизма. Однако подчеркнутость центрального входа и общая система пропорций с дополнительным акцентом на средней оси фасада придают ему несколько суровый характер, отвечающий служебному назначению постройки. Интересны интерьеры (1792—1793, арх. Соун) фондового отдела банка, в которых проявились в столь ранний период отчетливые особенности неоклассицизма второй стадии с некоторым даже привкусом модернизма (рис. 33). Еще больше это чувствуется в интерьерах Соуна в отделе дивидендов банка (1818—1823).

Новым типом общественных зданий являются также здания правительственных учреждений. В 60-х годах XVIII в. возникла идея объединить значительное число правительственных учреждений в одном здании. Спустя 10 лет проект был поручен крупнейшему архитектору того периода Уильяму Чэмберсу, основателю Английской королевской академии.


Уильям Чэмберс родился в 1726 г. в Гётеборге в семье шотландского купца, которая вскоре переехала в Англию. Получив коммерческое образование, Чэмберс в 20-летнем возрасте уехал с поручением отца в Индию и Китай, где увлекся своеобразием китайских и индийских построек и делал постоянные их зарисовки. Через два года он твердо решил посвятить себя архитектуре и поехал сначала в Париж, где учился у Клериссо, а затем в Италию, где рисовал античные здания и постройки Ренессанса.


В 1755 г. Чэмберс вернулся в Англию и, получив благодаря покровительству лорда Бюта доступ в поместье принца Уэльского в Кью, занялся планировкой этих знаменитых садов.

Чэмберс был одним из основателей английских пейзажных парков, издал ряд книг, посвященных архитектуре и парковому искусству, и оказал немалое влияние на дальнейшее развитие архитектуры классицизма не только в самой Англии.

Рис. 34. Лондон. Сомерсет-Хаус, 1776—1786 гг., У. Чемберс

Грандиозное здание правительственных учреждений, которое начал Чэмберс в 1776 г., заняло место древнего Сомерсет-Хауса в Лондоне и получило его наименование. Оно состояло из ряда корпусов, размещенных вокруг одного большого и двух малых дворов, и выходило одним из своих фасадов на Стрэнд, а другим на Темзу (рис. 34). Фасад со стороны Стрэнда, во всяком случае в его средней части, как бы продолжал тему английского банка, но в значительно более развитом варианте, выполненном блестящим знатоком архитектурных форм классицизма. Интересно решен главный двор, в котором в центре каждого из фасадов размещен небольшой, четырехколонный в антах коринфский портик на массивных аркадах цокольного этажа, а по сторонам — ризалиты, варьирующие тему фасада, выходящего на Стрэнд, но без аркад внизу. Участки фасадов между ризалитами решены по контрасту с ними сдержанно и играют роль фона. Архитектура просторного двора может служить блестящим образцом высокого классицизма.

Еще более эффектен фасад на Темзу. Вытянувшийся вдоль берега, свободный от излишнего декора, он имеет средний и два боковых ризалита. Средний узкий ризалит на уровне двух верхних этажей обогащен лоджией за четырьмя колоннами, над которыми на аттике возвышается фронтон, а за ним над центром корпуса — небольшой купол. Боковые ризалиты довольно широкие и отделаны богаче. В их центре расположены четырехколонные портики с лоджией. Портики увенчаны фронтонами, прорезающими аттик с балюстрадой. Эти портики возвышаются над аркой, перекинутой через канал, раньше соединявшийся с Темзой. Архитектор здесь свободно владеет приемами классицизма и уверенно создает уравновешенную и изящную композицию, не имеющую аналогий в предшествовавшей архитектуре.

Бесспорно, значительно монументальнее здание Четырех коллегий, построенное в те же годы (1776—1796) в Дублине Джеймсом Гэндоном (см. рис. 31, 1). Здесь на кубическом центральном корпусе с его шестиколонным коринфским портиком, с фронтоном, увенчанным статуями, возвышается грандиозный плоский купол на барабане, окруженном колоннадой. Аффектированное звучание центральной части усиливается простотой моделировки совершенно гладких боковых корпусов. В здании Королевских институций в Манчестере (Чарльз Бэрри» 1824—1835) варьируется тема античных греческих построек. Теперешнее использование здания (Художественный музей) бесспорно отвечает общему характеру постройки. Сходные темы неоклассицизма варьировались в архитектуре и других правительственных зданий, например в Главном почтамте в Лондоне, построенном Робертом Смёрк в 1824—1829 гг. Несколько более претенциозное здание было возведено в 1739 г. для ирландского парламента. Его отличали ионическая колоннада и далеко вперед выступающие крылья, ряд статуй на балюстраде и аттиках и торжественный купольный зал, тоже окруженный ионической колоннадой.

Глухие стены Ньюгейтской тюрьмы в Лондоне (1769) дали повод Джорджу Дэнсу Младшему создать мрачную, но интересную неоклассическую композицию.

Рис. 35. Лондон. Банкетный зал «Пантеон», 1770—1772 гг., Д. Уайэт, интерьер и план
Рис. 36. Лондон. Британский музей, 1823 г., Р. СмёркРис. 37. Лондон. Театр Ковент-Гарден, 1808—1809 гг., Р. Смёрк

Наконец, в тот период начали строиться общественные банкетные залы и клубы. В 1770 г. Джеймс Уайэт спроектировал и построил такой банкетный зал «Пантеон» на Оксфорд-Стрит в Лондоне (рис. 35). План его грандиозен: зал 17X17 м сливался с апсидами по его торцам и сквозь прозрачные колоннады соединялся с пространством окружавших его галерей. К залу, перекрытому куполом, примыкал ряд парадных помещений. Клубы, вроде Клуба путешественников в Лондоне (1829, арх. Чарльз Бэрри), обычно решались довольно просто с оттенком интимности в интерьерах и вместе с тем относительной сухости исполнения в трактовке архитектурных форм, свойственной поздней фазе неоклассицизма.

Театральные здания и музеи появились в период неоклассицизма (рис. 36). Относительно меньшая необходимость в дневном освещении театров позволяла авторам широко и свободно использовать возможности стиля. Таков театр Ковент-Гарден в Лондоне с его мощным дорическим портиком и суровой гладью стен (рис. 37), построенный Робертом Смёрк (1808—1809).


Глава «Архитектура Англии XVII — начала XIX в.» раздела «Европа» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том VII. Западная Европа и Латинская Америка. XVII — первая половина XIX вв.» под редакцией А.В. Бунина (отв. ред.), А.И. Каплуна, П.Н. Максимова. Автор: Е.В. Михайловский. Москва, Стройиздат, 1969

Архитекторы Классицизма в Англии: имена, примеры, фото

Архитекторы Классицизма оставили много работ, восхищающие своей благородной и образцовой манерой исполнения в различных странах. В Англии эту эпоху представляют следующие мастера.

Архитекторы Классицизма в Англии

Inigo Jones, 1573 – 1652

Иниго Джонс прошел обучение данному виду искусства в Италии и был поклонником идей Андреа Палладио. Он перенёс палладианство в Англию и создал замечательные произведения архитектуры.

классицизм в архитектуре АнглииРанний классицизм. Банкетный зал (англ. Banqueting House)

Christopher Wren, 1632 — 1723

Кристофер Рен предпочитал Римский стиль и строго соблюдал правила основоположника Классицизма Палладио. Считается важной фигурой в создании общенационального стиля в английской архитектуре, который определяют как классицизм Рена или Реновский.

Здание архитектора Англии Кристофер РенАрхитектор английского Классицизма Кристофер Рен. Wren Library, Кэмбридж

Видео-ролик на 4 минуты об архитектурной деятельности Кристофера Рена.

James Smith, 1645–1731 гг

Джеймс Смит является пионером стиля Палладио в Шотландии. Есть предположения, что Смит привез итальянские идеи из своих путешествий и вдохновил ими британское палладианство 18-го века.

Архитекттор классицизма Англии Джеймс СмитАрхитектор Классицизма в Шотландии Джеймс Смит. Yester House, Haddington

James Gibbs, 1682 – 1754

Джеймс Гиббс, шотландецявляется представителем британского барокко. Но создавал и классическую (палладианскую) архитектуру.

Архитектор Классицизма в Англии Джеймс ГиббсАрхитектор Джеймс Гиббс. Церковь Святого Мартина ( St Martin-in-the-Fields), Лондон

Richard Boyle, 3rd Earl of Burlington, 1694-1753

Лорд Бёрлингтон   меценат и архитектор. По его проектам и под патронажем были сооружены важные палладианские здания.

Шедевр классицизма: вилла Чисвик хаусАрхитектор Лорд Бёрлингтон. Chiswick House, Лондон

Colen Campbell, 1676 -1729

Шотландский архитектор Классицизма Колен КамбэллШотл. архитектор Колен Камбэлл. Палладианская вилла Stourhead, Wiltshire, England

Колен Кампбелл, шотландский архитектор, считается одним из основателей Георгианского стиля в Классицизме Великобритании. На протяжении большей части своей карьеры он проживал в Италии и Англии. Его популярный печатный труд Витрувиус Британикус (англ. Vitruvius Britannicus, or the British Architect) представляет из себя собрание гравюр архитектурных работ Иниго Джонса, сэра Кристофера Рена и других ярких архитекторов того времени. Не забыл опубликовать там же и свои работы.
Успех всех трёх томов, появившихся между 1715 и 1725 годами, сыграл важную роль в популяризации
архитектуры по принципам Палладио в Великобритании и Америке в 18 веке.

В 3-минутном видео-фильме представлена ландшафтная архитектура К.Кэмпбэлла вокруг дома Стоурхэд (Wiltshire, England).

William Kent, 1684 — 1748

Уильям Кент известен, в первую очередь, за свой вклад в историю английского ландшафтного дизайна. Интерес к античности и натуралистический подход к планировке позволяли Кенту создавать уникальные ландшафты, где арки, стены, мосты и здания гармонично вписывались в природный пейзаж.

Архитектор Классицизма Уильям КентАрх. Уильям Кент. Stowe Landscape Gardens, Buckinghamshire, АнглияАрхитекторы Классицизма в АнглииАрх. Уильям Кент. Stowe Landscape Gardens, Buckinghamshire, АнглияЛандшафтная архитектрура в АнглииАрх. Уильям Кент. Stowe Landscape Gardens, Buckinghamshire, Англия

Знаменит тем, что на закате жизни перестроил резиденцию премьер-министра, казармы конногвардейского полка, здание королевкого манежа и др. в Уайтхолле и окрестностях.

Всего 3 минуты видео дадут более полное представление об английских классических садах Уильяма Кента:

Robert Adam, 1728-92

Роберт Адам, известный шотландский архитектор и дизайнер интерьеров эпохи классицизма. Изучая местную архитектуру в Италии, Адам разработал свой собственный стиль, известный как Адамов стиль.

архитекторы классицизмаАрх. Роберт Адам. Osterley Park, LondonАрхитектор Классицизма в интерьереАрх. интерьера Роберт Адам. Kenwood House, London

James ‘Athenian’ Stuart, 1713–1788

Джеймс Стюарт «Афинский» во время путешествия по Греции сделал детальные записи и зарисовки раскопок древностей, чем внёс свой вклад в развитие Классицизма в Европе. Его архитектурные проекты заключалась, в основном, в изменении существующих домов и вилл, которые он приводил к классическому стилю античной Греции.

Архитектура классицизма а АнглииАрх. Джеймс Стюарт (Афинский). Spencer House. Лондон

Посмотреть видео-галлерею дома, в котором выросла принцесса Диана можно по ссылке http://www.spencerhouse.co.uk/video-page/

John Nash, 1752 – 1835

Джон Нэш, английский архитектор, ответственный за большую часть планировки Regency London. Считается крупнейшим представителем британского классицизма, известного как «регентский
стиль». Он является автором множества проектов зданий, сооружений, комплексов, парков.

Архитектура Регентского стиля Арх. Джон Нэш. Theatre Royal Haymarket, ЛондонАрхитектура Регентского стиляАрх. Джон Нэш. Marble Arch рядом с Ораторким уголком в Гайд-парке, Лондон.

Sir John Soane, 1753–1837

Джон Соун, поклонник классицизма, изучал архитектурные памятники античности в Италии и Греции. В дизайне строений предпочитал чистые линии, простые формы, гармоничные пропорции. Иногда смешивал идеи, заимсвуя их из разных источников, предшествуя эклектике.

архитектор английского классицизмаАрх. Джон Соун. Церковь Святой Троицы, Marylebone, Westminster, London

Дом, спроектированный сэром Джоном Соуном: 2 минуты Классицизма в архитектуре.

Как видим не только английские, но и шотландские архитекторы Классицизма внесли вклад в развитие этого направления и оставили великолепные целостные памятники архитектуры, включая их ландшафтное и интерьерное оформление.

В данной статье лишь упомянуты наиболее выдающиеся имена зодчих, приложивших руку к созданию Английского стиля 17 — 19 веков.  Классицизм, как направление, имеет и другие ветви стиля, с которыми можно познакомиться в статье Классицизм в архитектуре.

About Author


alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *