Архитектура арт нуво – Стиль арт-нуво в архитектуре, живописи и интерьере. Описание и особенности стиля арт-нуво :: SYL.ru

Ар-нуво в интерьере. Дизайн интерьера в стиле Ар-Нуво (art nouveau)

Несмотря на то, что пик популярности ар-нуво пришелся на конец 19 века, мы до сих пор встречаем элементы этого стиля в разных интерьерах. И этому нельзя не радоваться: детали в стиле ар-нуво придают интерьеру символический, близкий к искусству, даже сказочный вид, и созданы для получения эстетического удовольствия. 

История

Вместе с декорированностью первые дизайнеры пытались впустить в дом больше воздуха и света – увеличивали окна, заменяли элементы мебели на стекло, делали стулья очень тонкими и аккуратными.

Ар-нуво (фр. art nouveau, букв. «новое искусство») – художественный стиль, который появился во Франции в конце 19-го века (1890-1914). Стиль быстро стал популярным: художники и дизайнеры начали использовать его в архитектуре, домашнем декоре, ювелирном искусстве. Важной особенностью стал тот факт, что художники отказывались использовать в ар-нуво элементы прошлых стилей, они стремились создать полностью новое, оригинальное слово в искусстве. 

“Новое искусство” быстро распространилось по Европе благодаря иллюстрированным журналам и международным выставкам; докатился стиль и до Америки. Дизайнеры и художники поверили в то, что художественный стиль можно унифицировать и привести в гармонию: здания, текстиль, мебель, ювелирные изделия, одежда – все должно было соответствовать друг другу. 

“Art Nouveau переводится с французского как «новое искусство». В разных странах стиль назывался по-разному: «Modernisimo» – в Италии, «Liberty» – в Испании, «Jugendstil» в Германии, а в странах восточной Европы перемешался с другими стилями и носил единое имя – «Modern».” 

Во многих отношениях стиль появился в качестве ответа на промышленную революцию – когда начали массово производить товары для дома по доступным ценам. В это время модным стало использовать в интерьере чугунные и железные элементы. 

Важно! Не путайте ар-нуво и арт-деко – это два разных стиля, разительно отличающихся друг от друга. На первом фото – ар-деко, который заменит ар-нуво через 30 лет, с четкими линиями и строгой геометрией. На второй – стиль, о котором вы сейчас читаете. 

Мотивы и линии

Отличительная особенность этого стиля – огромное количество волнообразных ассиметричных линий, которые часто принимают форму цветочных стеблей и почек, крыльев насекомых, усиков винограда и других извивающихся природных элементов. Эти линии встречались почти в каждой детали стиля: в мебели, окнах, дневных проемах, отделке. Зачастую они встречались также и в лепнине.

Лепнина, лилии и цветы – ар-нуво во всей своей красе.

Стремление к природе выразилось и через цветы: в ар-нуво они повсюду. Самые популярные цветы — лилии, ирисы, орхидеи, это объяснялось растущим интересом ко всему экзотическому в начале 20-го века.

Материалы

Мы уже говорили о чугуне и железе. Кованое железо использовалось очень часто: для лестничных перил, решеток на окнах, мебели и декоративных элементов. Не менее распространены были в то время в отделке мозаика, эмаль, использование позолоты, чеканка по меди и латуни. Именно ар-нуво смог вдохнуть в тяжелые металлические конструкции воздушность и легкость. 

Еще один важный для ар-нуво элемент – витражное стекло, которое стало чрезвычайно популярным и использовалось для оформления окон, декорирования стен, мебели, создания аксессуаров. 

Мебель

Между тем, большинство предметов мебели изготавливалось из дерева. Предметы украшались цветочными орнаментами и витражами. Изголовья кроватей, спинки стульев часто имели изогнутые формы. У стульев были высокие спинки, а столы наоборот были низкими и чаще всего были украшены столешницей из цветного стекла. 

Цвета

Наиболее часто используемые цвета – желтый горчичный, темно-красный, оливковый, коричневый, местами синий и фиолетовый. В это время очень ценились приглушенные оттенки – цвет увядшей розы, табачные цвета, жемчужно-серые, серо-голубые, пыльно-сиреневые тона. 

Как мы видим, палитра довольно широкая, но остается внутри натуральных цветов. В дизайне интерьера ар-нуво встречаются сочетания белых, кремовых и песочных цветов с цветом травы, листья, камней, древесными и земляными оттенками. Такое стремление к природе расслабляет человека, выделяет лучшие цветочные орнаменты. Впрочем, встречались и яркие цвета, такие как павлиньи или золотые акценты. 

Элементы декора 

Лестница. В эпоху ар-нуво общая лестница в жилых домах превратилась из темного и унылого места в красивую и ярко оформленную часть интерьера. Именно в этот период архитекторы стали увеличивать количество окон в домах, что обеспечило лестницам много естественного света (до эпохи модерна лестница находилась в закрытой зоне без окон). 

Дизайнеры обратили свое внимание и на окна: прямоугольные, удлиненные вверх, часто с богатым растительным декором, иногда арочные, «магазинные окна» — широкие, наподобие витрин. Двери в стиле ар-нуво — прямоугольные, часто арочные. Ярко декорированные, с мозаичным орнаментом, плоской формы. 

Ар-нуво – изящный и очень светлый стиль в интерьере – подойдет не каждому. В нем много мягких, плавных линий, его предпочитают нежные, творческие, романтические натуры, и те, кто стремится быть ближе к природе.

“Настоящий” ар-нуво кажется немного избыточным современному читателю. Если вы выбрали этот стиль, не разрисовывайте каждую стену, попробуйте наклеить подходящие обои только на одну – остальные оставьте белыми. Добавьте мебели в этом стиле или вычурные окна – но цвета пускай будут нейтральными. Добавьте растения и витражи и ваш дом станет самым нарядным и сказочным в округе.

Стиль Модерн или Ар Нуво

Термином «Ар Нуво» обозначают элегантный, многожанровый стиль, процветающий с начала 1880-х годов вплоть до первой мировой войны. Его рождение ознаменовало наступление века великих перемен в искусстве, когда в жизни уже прочно утвердился век машин, и полным ходом шла промышленная революция. Мир стремительно развивался, однако в области искусства эти изменения происходили гораздо медленнее. Художники и дизайнеры выступали против засилья «историзма», когда многочисленные стилевые заимствования из культур самых разных исторических эпох смешивались в битком набитых «викторианских» гостиных. Появление влиятельного среднего класса привело к росту спроса на изящные вещи. машинный век был способен насытить этот спрос товарами массового производства; однако тиражирование красоты привело к неразборчивости и безвкусице. В поисках новых решений нещадно эксплуатировались все без исключения исторические периоды, наблюдались бесконечные возвраты к старым стилям: классическому, готическому, ренессансу, барокко или стилю Людовика ХV.

Неудовлетворенные окружающей жизнью и ситуацией в искусстве, когда уже не приходилось говорить о существовании единого направления, зачинатели нового движения ставили перед собой задачу создания большого стиля. Усилиями художников, архитекторов и критиков сознательно, целенаправленно формировался новый, не полагающийся на образцы прошлого, стиль. Созданный стиль заключал в себе вполне отчетливую программу всеобщих эстетических преобразований, которая может быть представлена как идея сотворения прекрасного.
Новый стиль возник почти одновременно во многих европейских странах и получил разные названия. Чаще всего употреблялись термины «модерн» (современный) и «Ар Нуво» ( в переводе с французского «l’art nouveau» буквально «новое искусство»). Во Франции также использовались термины «метро», «стиль Гимара» — по имени архитектора Гектора Гимара, автора уникального дизайна входов в парижский метрополитен. В Бельгии новый стиль называли также «стилем Орта», по имени архитектора Виктора Орта, чьи зрелые работы представляют собой яркую иллюстрацию классического варианты Ар нуво. Использовались также термины «стиль 1900 года», «стиль линий», «стиль волн», «студио» и даже такие насмешливые названия как «вермишель», «угорь» и др. В Германии этот был «Югендстиль», в Италии — «цветочный стиль» или «Либерти», от одноименного названия лондонского универмага Артура Либерти. В Австрии использовался термин «сецессион», по названию группы Sezession, созданной в 1897 году в Вене.
Стилистической особенностью Ар Нуво стал отказ от прямых линий и углов в пользу более естественного плавного движения изогнутых линий. Стилевая оригинальность Ар нуво базировалась на орнаментальной волнистости линий природных форм растительного и животного мира. Линии Ар нуво часто напоминают танцующие, волнистые арабески, проникнутые органической энергией и жизненной силой растений.
Фирменным знаком линии Ар нуво стала знаменитая вышивка Германа Обриста «Удар меча» на портьере 1895 г. Первоначально работа называлась «Альпийские фиалки», но когда какой-то критик сравнил бешеные движения стебля растения с «яростными изгибами обрушивающегося бича», родился термин «удар бича», который вскоре стал фирменным росчерком стиля Ар нуво.
Другой особенность нового стиля стало стремление архитекторов и художников создать единый синтетический стиль, в котором все элементы архитектурного объекта, убранства его интерьеров были бы связаны в единое художественное целое. У истоков концепции эстетического синтеза — ключевого понятий нового стиля — стоял Уильям Моррис (1834-1896), английский ремесленник, художник, поэт и социалист. Открыл миру художественные и философские трактаты искусствоведа Джона Рескина, который, опираясь на эстетический принцип единства Красоты и Добра, утверждал, что предметное окружение общества свидетельствует о его моральном состоянии. Свой дом Моррис совместно с друзьями-художниками пытался превратить в совокупное произведение пространственных искусств, гармоничную среду, которая послужит матрицей идеальных человеческих отношений, облагороженного искусством образа жизни.
Жизнеустроительный эксперимент Морриса повторил бельгийских мастер модерна Генри Ван де Вельде, построивший для себя особняк «Блуменверф», для которого он не только спроектировал все элементы, от столовых приборов до дверных ручек, но и разработал эскизы одежды для всей семьи.
Принцип художественного единства всех элементов предметно-пространственной среды придавал каждому проекту поразительную целостность и художественную завершенность. Ар Нуво был не только новым стилем — он был новым мировоззрением, синтезировавшим все виды искусства и ценившим ремесленника и архитектора также высоко, как художника и скульптора.
Источник идей для художников ар нуво была природа. Наиболее распространенной темой стали бутон (символ появления новой жизни) и экзотические растения с длинными стеблями и бледными цветками. предпочтение отдавалось лилиям, кувшинка, ирисам и орхидеям. В большой моде были образы женщин с неимоверно длинными, струящимися волосами. Прекрасно поддавались стилизации яркие и грациозные насекомые и птицы — стрекозы и бабочки, павлины и ласточки. Природная декоративность Ар нуво способствовала его применению в разных жанрах. В период наивысшей популярностью он использовался для украшения практически каждого мыслимого предмета потребления ручной работы и массового тиража, также фасадов зданий и оформления интерьеров многих магазинов, ресторанов и частных особняков.

Яркими примерам дизайна в стиле ар нуво являются интерьерные работы бельгийцев Виктора Орта и Генри ван дель Вельде, интерьеры и мебель фантастических домов испанца Антонио Гауди, оформление интерьеров в особняках архитектора Ф.О.Шехтеля; решетки парижского метро и мебель Гектора Гимара, интерьеры, решетки и мебель в Мюнхене Августа Энделя, Берхарда Панкока; витражи работы Тиффани ; изделия из стекла и мебель Эжена Галле , мебель французких дизайнеров-мебельщиков Луи Мажореля, Виктора Пруве, Жака Грубера и др.

На ином принципе строили поиск мастера «школы Глазго», возглавляемой Макинтошем и представители «Венского Сецессиона». Они создавали более сдержанную разновидность ар нуво.

Стилевое своеобразие, которое школа Глазго принесла в Ар нуво, характеризовалось чистой геометрией форм в сочетании с криволинейностью поверхностных декоративных элементов
Поздний модерн повсюду испытывал нарастающее давление рационалистических тенденций и возобновившегося тяготения к «непреходящим ценностям» упорядоченной формы. Книга Василия Кандинского «Касаясь духовности искусства» (1911) стала программным документом раннего модернизма, призывавшего к разрыву с наследием прошлого, к разрыву с природой, к исключению из искусства всего натурального. Поздний модерн являетсяпереходным этапом к новым стилевым направлениям начала 20 века – ар деко.

Стиль арт-нуво в архитектуре, живописи и интерьере. Описание и особенности стиля арт-нуво :: SYL.ru

Рождение и формирование стиля арт-нуво — явление сложное, стремительное и крайне значимое. Стиль просуществовал около 20 лет, однако он колоссально повлиял не только на искусство, архитектуру, дизайн, производство потребительских предметов и другие области социальной деятельности. Направление изменило сознание общества во многих странах, разорвало длительную связь с предшествующими художественными стилями и являлось своеобразнымпереходом к абсолютно новому. Потому, несмотря на недолгий период существования, арт-нуво считается не просто стилем или направлением, а целой эпохой.

История термина

Стиль носит несколько названий, поскольку в разных странах его обозначали по-своему. Наиболее известно направление, как арт-нуво. Это название появилось благодаря Зигфриду Бингу, открывшему в конце 1895 года парижский магазин-галерею с художественными мастерскими Maison de l’Art Nouveau, который дословно переводится как «Дом нового искусства». Это была не первая галерея Бинга, и в ней выставляли напоказ и для продажи совершенно разные предметы, имеющие художественную ценность. В их числе были картины, изделия из художественного стекла, обои и ткани, мебель, светильники, серебряные изделия, множество других вещей. Однако все они представляли исключительно новое искусство: art nouveau, или арт-нуво. Французский термин, произошел от названия знаменитой галереи.

В России стиль был известен как модерн, в Соединенных Штатах — тиффани. В Германии его называли «молодым стилем», что звучало как югендштиль. Название напрямую было связанно с общественно-политическим сатирическим журналом Jugend. В Шотландии он был известен как «стиль Глазго». Название было дано в честь шотландского объединения художников и дизайнеров, значительно повлиявшего на становление модерна в Великобритании. Итальянцы стиль обозначали как «либерти», что в переводе значит «свобода». Но это не все варианты, в каждой европейской стране стиль арт-нуво носил свое название.

архитектурные элементы Арт Нуво

История появления

На протяжении XIX века не было продуцировано ни одного нового стиля, осуществлялась только реконструкция старых исторических направлений. Ампир, неоклассицизм и академизм базировались на римско-греческих античных канонах и формах, псевдоготика повторяла архитектуру позднего Средневековья, во Франции причудливо смешивались второе рококо, стили Людовика XV и XVI, в каждой европейской стране процветал псевдонародный стиль и модификации уже известных направлений. Творцам искусства до оскомины надоел повтор старого, и началсяактивный поиск новых форм, акцентов, образов.

Первое архитектурное сооружение в стиле модерн было построено в Брюсселе Виктором Орга в 1893 году для профессора Тасселя при оформлении его особняка. В Англии в 1892 году был издан иллюстрированный графиком Обри Бердсли роман «Смерть Артура», а затем он создал декорации к «Саломее» (пьеса Уахлда). Утонченно эротичные рисунки художника вызвали возмущениеобывателей и шумиху, однако стали эталоном нового искусства и принесли Бердсли славу. В обоих случаях, и в иллюстрировании романа, и при оформлении особняка, художники акцентировали внимание на волнообразных утонченных линиях. В это же время первые шаги в данном направлении делали венские и мюнхенские художники-дизайнеры. Поэтому, невозможно однозначно сказать, где зародился стиль арт-нуво. В страны Европы он ворвался как порыв свежего воздуха одновременно с разных уголков континента и быстро распространился в этой части света, а затем стал популярен и в Соединенных Штатах.

Высшего расцвета направление достигло после 1900 года, когда на Парижской Всемирной выставке модерн стал главенствующим стилем. Экспонаты, павильоны, специально построенные объекты и даже многие технологические новинки содержали элементы арт-нуво.

Лестница и лифт периода модерна

Стилевые особенности

Для модернизма характерны закругленные и волнообразные, часто ассиметричные линии, естественные формы, абстрактные, геометрические, линейные конфигурации. Кладезем идей послужило национальное творчество, искусство стран Ближнего Востока, африканского севера, Японии, Индонезии, чему весьма способствовала популярность путешествий и колониальное предпринимательство. Слоновая кость и древесина экзотических деревьев, кожа, рога и шкуры животных стали не просто материалом, а также источником вдохновения для создания дизайне в стиле арт-нуво. Впитав и преобразовав различные направления, национальную культуру и традиции разных стран, стилизация, как никогда прежде, выделилась в качестве главного эстетического метода нового стиля.

Именно природа с ее неисчерпаемым богатством идей, как правило,определяла тематику и формы произведений в период модерна. Стилизованные раковины, цветы, листья, ветви, насекомые, особенно бабочки и стрекозы, ящерицы и змеи часто переплетались, сочетаясь в узорах и орнаментах арт-нуво. Затем композиции применяли в совершенно разных видах изобразительного, прикладного искусства, при оформлении потребительских изделий. Тяга к естественным формам не обошла стороной и человеческое тело как венец природного творения. Стилизованные изображения прекрасных полуобнаженных женщин, тела которых недостаточно прикрыты, а лишь подчеркнуты легчайшими одеяниями –один из характерных декоративных элементов стиля.

Женские образы Альфонса Мухи

Принципы арт-нуво

Стиль сильно отличается от всех предшествовавших ему направлений, поскольку характеризуется максимальной декоративно-прикладной направленностью и рассчитан, главным образом,на производство утилитарных, бытовых вещей, которые наряду с удобством обладают незаурядной эстетикой. Впервые перед искусством стояла непростая задача:служение не богатству и могуществу, а доступность для широких слоев населения. Целью большинства мастеров стала разработка новых эстетичных форм, рассчитанных на машинное производство, новые материалы и технологии, вовлечение как можно большего количества сфер человеческой деятельности в область прекрасного. Еще одна из особенностей периода — стремление к повышенному комфорту.

Арт-нуво появился под влиянием не только эстетических направлений, отдельных художников, покровителей и деятелей искусства, а также общественных учреждений, производителей, издательств. Направление охватило живопись и графику, архитектуру, скульптуру, декоративное искусство, промышленное производство. Стиль обладал разнообразными особенностями, которые проявлялись в зависимости от области его применения. В каждой из перечисленных областей можно назвать личности, творения которых стали знаковыми для быстротечной эпохи арт-нуво.

Архитектура

После первого частного особняка, выполненного в единой манере Виктором Орта, идею быстро поддержали в других европейских странах, а затем — в США. Несмотря на то, что в стиле модерн с тех пор было построено множество более интересных и оригинальных зданий, бельгийский зодчий остается самой выдающейся личностью в архитектуре арт-нуво, поскольку он является основоположником направления.

Стиль Арт Нуво в архитектуре

Бетон, как новый материал, и современные технологии давали больше возможностей для возведения изогнутых форм, увеличения количества этажей, размеров окон, витрин и арок. Декор из кованого металла и стекла преобладал над деревянными элементами. Строения утратили классические формы, вернулись к прошлому: античным колоннам и пилястрам, фронтонам и портикам. Соответствовать массовым запросам индустриального общества — тенденция архитектуры модерна. Потому при строительстве жилых объектов особое внимание уделяли комфортабельности, устройству лифтов и центрального отопления. Стиль распространился не только на жилые и общественные здания, но также на культовые сооружения, вокзалы и станции метро, мосты, торговые и промышленные павильоны, городскую скульптуру, ограды и другие объекты. В зависимости от страны и автора проекта внешние признаки строительного модерна существенно отличаются.

Интерьер

В гостиницах, ресторанах, общественных и государственных заведениях, роскошных особняках возводили великолепные лестницы, закругленные формы и фантастические переплетения перил которых, поистине, стали произведениями искусства. Те же обтекаемые очертания носили другие детали в интерьере арт-нуво: двери, арочные проемы, мебель, резные панели, настенная роспись, светильники. Невероятно модными в таких зданиях стали витражи.

Одно из витражных окон Тиффани

При декорировании интерьера жилых домов представителей высшего света и среднего класса стали использовать ткани, обои и ковры. Предметы интерьера массово выпускают в Германии, Бельгии и Австрии по эскизам таких коммерческих дизайнеров, как Йозеф Хофман, Анри Ван де Вельде, Рихард Римершмид, Коломон Мозер, для творчества которых характерны орнаменты с геометрическими, абстрактными или природными мотивами в несколько приглушенных тонах. Достигла небывалого расцвета роспись гобеленов со стилизованными мотивами арт-нуво. По изготовлению обоев, а также художественных тканей с начала 1890 годов ведущее место занимала Великобритания, и множество ее заводов выпускали для экспорта продукцию в модернистском стиле.

Меблировка

Предметы обстановки существенно отличались в зависимости от стран, в которых их производили. Важным производственным центром этого периода стала Бельгия. Стиль модерна ярко раскрылся в работах Виктора Орта, Анри Ван де Вельде, Гюстава Серрурье-Бови. Для их мебельного дизайна в меньшей степени характерны природные формы и в большей — изогнутые абстрактные линии. Мебель бельгийской компании «Ван Висселинг & Ко» представляла несколько иное направление. Работавшие для фирмы дизайнеры, применяли образцы и материалы восточных стран, в частности породы экзотических индонезийских деревьев и удачно сочетали их с конструктивными деталями.

В дизайне немецкой мебели югендштиля существовало два направления: рационалистическое и экспрессивное. Рационалистический стиль отличается использованием недорогих доступных материалов, простотой форм, практичностью и стремлением создавать образцы для промышленного изготовления. Для изделий экспрессивного направления эталоном служил растительный и животный мир.

Интерьер Арт Нуво

Ведущие дизайнеры Вены рассматривали изготовление мебели как архитектурное искусство, что выражается в точных геометрических формах. В Америке среди мебельного производства все еще господствовали старые традиции, и Буффало Ролфс был одним из немногих дизайнеров, кому удалось придать изделиям природные мотивы и волнообразные линии арт-нуво. В странах Скандинавии и Центральной Европы формировались собственные традиции, связанные с народным творчеством и национальными орнаментами.

Большинство дизайнеров Парижа стремились к возрождению пышного декора стиля рококо или барокко. Важнейшим центром мебельного производства традиционно оставался французский город Нанси, в котором две компании, Луи Мажореля и Эмиля Галле, производили исключительные образцы мебели в духе традиционных форм и природных мотивов.

Стиль арт-нуво в одежде

Новое направление не произвело революцию в женской моде, для которой в тот период силуэты XVIII века служил образцом. Недостаток оригинальных фасонов компенсировался роскошной отделкой: орнаментом, вышивкой, тесьмой и лентами, складками и воланами. Узкие высокие воротники охватывали женскую шею до самого подбородка. Вшивной рукав, пышный у плеча, был узким от локтя и заканчивался ниже кисти, нередко доходя до пальцев. Длинная, касающаяся пола юбка, формой напоминала колокол. Пышная у бедер, она собиралась сзади в складки, частенько переходящие в короткий шлейф. Таким образом, затянутая в корсет с накладными подушками внизу спины женская фигура, в профиль походила на букву S. Чтобы сбалансировать этот силуэт, большие и пышно декорированные шляпы носили, слегка сдвигая вперед. Самым респектабельным и дорогим, но довольно тяжелы украшением для шляп были страусовые перья.

Модная обувь тех лет — остроносые туфли либо полусапожки на шнуровке со скошенными каблучками в стиле барокко. Обязательные аксессуары — перчатки и зонтик — завершали дневной наряд. Ткани для повседневной одежды: лен, шерсть, бархат спокойных темных либо пастельных сиреневых, голубых, розовых оттенков.

Вечерние туалеты, как правило, имели глубокое декольте. Их шили из дорогих тканей, таких, как шифон, крепдешин, муслин, сатин, тюль, кружево и богато украшали вышивкой. Открытые руки затягивали в длинные, выше локтя перчатки.

Ювелирные украшения

одно из украшений Рене Лалика

В наиболее утонченной форме стиль проявился в ювелирных изделиях. А гением драгоценных украшений арт-нуво по праву считают Рене Лалика. Он был признан своими современниками законодателем модерна и ключевым художником нового стиля. Он стал автором некоторых изображений, в частности, стилизованных насекомых, растений, рептилий и женских фигур в виде бабочек и стрекоз, которые переняли затем иллюстраторы и дизайнеры. Он первым начал совмещать цветное стекло, рог, слоновий бивень, недорогие камни с золотом, бриллиантами, жемчугом и эмалью. Изделия Лалика напоминают маленькие картины, а его нагрудное украшение «Стрекоза» стало одним из символов модерна.

Стиль тиффани

Предприятие Луиса Комфорта Тиффани в свое время превзошло славой ювелирную компанию его отца. Не зря арт-нуво в Соединенных Штатах называют его именем. Фирма и завод Тиффани младшего, Tiffany Glassand Decorating Company, оформила множество интерьеров общественных зданий, отелей, ресторанов, домов богатейших людей Америки. Однако сегодня имя великого художника связывают в основном с лампами и витражами в стиле арт-нуво.

Стекло было наибольшей страстью Луиса Комфорта, и он рано увлекся витражным искусством. На его предприятии работали лучшие специалисты. Сейчас невозможно даже приблизительно назвать количество типов, текстур, и оттенков стекол, которые производили на фабрике Тиффани. Из этого богатого разнообразия материала создавали в основном витражи. Их Луис Комфорт выполнил больше, чем кто-либо из его современников. Его многочисленные витражи похожи на светящиеся живописные полотна с тонкой детализацией, цветовыми и теневыми переходами.

"Лотосы" одна из самых дорогих ламп Тиффани

Для остававшихся кусков стекла была придумана техника, повторяющая витражный эффект в миниатюре, что позволило создавать абажуры для ламп. Технологию быстро переняли другие производители. Однако лампы от Тиффани всегда отличались одной особенностью: каждый стеклянный кусочек даже самый мелкий, не был однородным, в нем всегда присутствовал переход цвета или вкрапления, переливы либо особая фактура. Как правило, это не прозрачные, а матовые и молочные стекла самых разнообразных оттенков.

Общественное питание

В США в этот период сформировался новый вид обслуживания, переродившийся на протяжение XX века в широкомасштабную индустрию и получивший название кейтеринг. Арт-нуво в качестве стиля ни в коей мере не повлиял на этот процесс, однако совпал по времени с развитием нового бизнеса. На раннем этапе деятельность по организации мест общественного питания была начата с 1820 года чернокожими американцами и осуществляли ее в Филадельфии.

Начало профессионального развития бизнеса относится к периоду правления Роберта Богла, признанного «основателем общественного питания». Второе поколение «черных» закусочных и магазинов готовых кулинарных продуктов Филадельфии было открыто к 1840 году, когда афроамериканцы начали слияние подобных заведений со своими ресторанами. Сам термин caterer появился в 1880-х годах, после того как местные каталоги начали перечислять многочисленные магазины и закусочные общественного питания. Именно тогда, в период арт-нуво, кейтеринг, ставший прибыльным, начал переходить в руки белых предпринимателей. К 1930 годам «черные» заведения практически исчезли, а индустрия сетей общественного питания превратилась в респектабельный бизнес.

Внезапное завершение

Стиль не изжил себя, не перешел постепенно в другие направления. Он оборвался внезапно в начале широкомасштабной войны 1914 года, охватившей всю Европу, а общественные интересы обратились в другом направлении. Когда чрез четыре года военные действия закончились, мир существенно изменился. Прекратили свое существование нескольких крупнейших мировых империй, произошли территориальные трансформации, стала иной политическая ситуация. Но главное – это появление новых материалов и технологий, увеличение производственных мощностей. Основным потребителем стал значительно возросший средний класс. Человечество жило другими темпами и стремлениями. Совсем иные формы и линии потребовались от дизайнеров для создания утилитарных практичных вещей. Однако интерес к арт-нуво после 1950-х годов опять возрос и с тех пор не прекращается, проявляя себя в различных областях искусства и производства.

примеры оформления, фото – Rehouz

Если вас восхищают экзотические пейзажи Гогена и колдовские портреты Врубеля, томные красавицы Альфонса Мухи и текущие, как струи водопада линии построек Гауди, значит, вы поклонник обворожительной эстетики Арт-нуво (ар-нуво).

Арт-нуво в интерьереАрт-нуво в интерьере

≡ Содержание:

История Арт-нуво: из Парижа – повсюду

Стиль появился в 1895 году в парижской галерее, где в одном из отделов выставили работы одаренных, стеклянных дел мастеров – витражи и лампы.  Аrt nouveau, недолго думая, назвал эту секцию хозяин магазина – новое искусство.

Собственно, имен у стиля много: в России он известен как модерн, у немцев – югендстиль, у жителей Испании — либерти, а в США  связан с карьерой Луиса Тиффани, ювелира и дизайнера, «отца» известного доселе бренда.

Модное направление завоевало Запад и Восток буквально в считаные годы: можно сказать, ХХ век ступил на Землю, облаченный в пышные «наряды» Арт-нуво. До самой первой мировой завитки и виньетки, свойственные стилю, украшали новое столетие.

арт-нуво в интерьере арт-нуво в интерьере

Арт-нуво: характерные черты стиля

  • Волнистые линии, замысловатость очертаний;
  • Орнамент в виде вьющихся растений, раковин, павлиньих перьев;
  • Асимметрия форм;
  • Арки и проемы;
  • Витражи;
  • Лестницы.

Прихотливо изогнутые, вычурные линии – главный принцип арт-нуво в интерьере. В затейливом переплетении – стены и арки, карнизы и портьеры, спинки кроватей и дверцы шкафов. Благодаря подобным «кружевам», даже тяжелая, фундаментальная мебель кажется воздушной, словно мечта…

арт-нуво в интерьереФлористический орнамент (розы, лианы, ирисы, резные листья, кисти винограда), а также узор в виде стрекоз и павлинов – также обязательное условие. Мудреная, филигранная роспись царит на стенах, сквозит в перилах, красуется на мебели и шторах.

Геометрические фигуры модернисты считали порожденьем человека, воспевая асимметрию, истинное детище Природы. До сих пор дизайнеры единодушны: хотя бы что-то в помещении, созданном по канонам арт-нуво, обязано быть искривленным, асимметричным – проем или арка, спинка дивана или трюмо.

арт-нуво в интерьереЕще один фаворит – арочная форма: ее придают дверям и окнам, шкафам и каминам…

арт-нуво в интерьере, каминКамин в стиле арт-нуво

Комнаты, а также части комнат должны создавать единство пространства, «переливаясь» друг в друга – для подобного эффекта используют проемы и полупроемы, украшенные сложной, капризной отделкой.

Помните, с чего начался стиль?
С витражного промысла, поэтому цветное стекло и мозаичные стеклянные картины – еще одна специфика арт-нуво.

стиль арт-нуво в интерьере кухни

Ну и лестницы, конечно.  На заре ХХ века на них делали упор, тщательно подчеркивая плавность, закругленность формы, витиеватость перил. Лестница арт-нуво – отдельное произведение искусства: она грациозна и удивительно ажурна, как будто ведет в небеса.

арт-нуво в интерьерестиль арт-нуво в интерьере

Арт-нуво в интерьере: отделка и материалы

  • Дерево с изысканной фактурой
  • Камень и плитка из камня
  • Кованые изделия
  • Цветное стекло
  • Дорогие ткани (парча, бархат, другие)

Арт-нуво – синоним размаха и шика, бюджетных вариантов, увы, этот люксовый стиль не предвидит.

Дерево используют не только для паркета – им обшивают стены, создают проемы. Каменную плитку можно применить на кухне, а также в ванной, причем приветствуется, когда деревянный пол «перетекает» в каменный.

стиль арт-нуво в интерьере ваннойСтиль арт-нуво в интерьере ванной

Нижний и верхний этажи соединяются максимально плавно, лестницу чаще всего делают чуть изогнутой, будто стебель цветка.

Совершенно не обойтись без металла: из кованых деталей могут быть ограждения лестницы, каминная решетка, фурнитура.

Криволинейности проемов и окон можно достичь, «поиграв» с лепниной или, наконец, с гипсокартоном. Помните: в помещении, если оно претендует на лавры Ар-нуво, не должно быть ни острых углов, ни резких, прямых линий.

Везде, куда падают лучи, желательно вмонтировать витражное или просто цветное стекло: это могут быть окна эркера, элементы перегородок и даже дверцы шкафчиков.

арт-нуво в интерьере залаАрт-нуво в интерьере зала

Ткани выбирают либо однотонные, либо с узором, присущим стилистике: розы, кувшинки, бабочки, стрекозы, попугаи… Все, что, как считали модернисты, символизирует единство человека и Природы.

Мебель в стиле арт-нуво

[ads_block]
Деревянные, изощренных форм секретеры, серванты, буфеты – «лицо» концепции. Впрочем, часть предметов может быть из стекла, а также из гнутого, пластичного металла. Главное правило: мебель Арт-нуво выглядит так, словно застыла в танце.

Мебель в стиле арт-нувоМебель в стиле арт-нуво

Мебель в стиле арт-нуво фото

Что касается тканей, то портьерам можно придать асимметричный вид. Прекрасно, если занавеси создают иллюзию стекла и будто состоят из множества осколков.

Оттенки, освещение, детали

Цвета главенствуют приглушенные, натуральные: шоколадный, оливковый, терракотовый, песочный, серый с лиловым или розовым отливом. Допустимы, однако, яркие вспышки – многоцветные панно, витражи, мозаики.

Как любой ретро-стайл, арт-нуво не сочетается с галогенами и светодиодами. Освещение должно быть интимным, задушевным: его источники – матовые плафоны, абажуры, утонченные бра, торшеры в виде ландышей и лебединых шей и, конечно же, легендарные лампы Тиффани с пестрыми колпаками.

Дизайн квартиры в стиле арт-нуво

Арт-нуво – прием настолько живописный, что, в сущности, не требует много сторонних деталей. Украшая дом, уже украшенный элементами, которые содержатся, собственно, в стиле, важно не переусердствовать с мелочами.
Достойно впишутся в убранство крупные, цветного стекла вазы, старинные часы, картина истинного мастера. Всего лишь несколько винтажных нюансов (состаренное фото или же подсвечник) подчеркнут историю стиля, его истоки.

Арт-нуво – выбор людей неординарных, уверенных в себе и даже дерзких, чьи достижения очевидны, а вкус безупречен.

Дизайн интерьера в стиле арт-нуво — фото

Дизайн интерьера в стиле арт нуво

+ Похожие стили:

≡ Все стили интерьера от А до Я →

История и концепция стиля Ар Нуво

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………3

1. История и концепция стиля Ар Нуво………………………………4

2. Развитие стиля Ар Нуво в разных странах………………..……..10

2.1 Франция…………………………………………………………….10

2.2 Германия…………………………………………………………..13

2.3 Скандинавия………………………………………………………14

2.4 Россия………………………………………………………………15

2.5 Италия……………………………………………………………..16

2.6 Испания……………………………………………………………16

3. Представители стиля Ар Нуво…………………………………….17

3.1 Виктор Орта……………………………………………………….17

3.2 Анри Ван де Вельде………………………………………………19

3.3 Эктор Гимар………………………………………………………19

3.4 Антонио Гауди…………………………………………………….21

3.5 Отто Вагнер……………………………………………………….22

3.6 Йозеф Гофман…………………………………………………….24

3.7 Адольф Лоос………………………………………………………25

3.8 Луис Камфорт Тиффани…………………………………………26

Заключение………………………………………………………………28

Список использованных источников……………………………….29

Введение

Начиная с 1880 года вплоть до Первой Мировой Войны, Западная Европа и США становятся свидетелями развития стиля модерн, или Ар Нуво(«Новое Искусство«).

Черпая вдохновение из непослушных аспектов естественной природы, Ар Нуво оказывает влияние на искусство и архитектуру, особенно прикладное искусство, художественную графику и книжную иллюстрацию.

Извилистые кривые — характерная особенность стиля — были получены, в частности, из ботанических исследований и исследований глубоководных форм жизни таких ученых, как немецкий биолог Эрнст Генрих Геккель (1834-1919), написавшего в 1899 году труд «Kunstformen der Natur«Художественные формы в Природе«). Другие публикации, в том числе «Флористический Орнамент» (1849) Готического Возрождения Августуса Уэлби Нортмор Паджин (1812-1852) и «Грамматика Орнамента» (1856) британского архитектора и теоретика Оуэна Джонса (1809-1874), предвосхищали природу как основной источник вдохновения для целого поколения художников, стремящихся вырваться из оков «старых» стилей.

В такой интерпретации стиль модерн с его переплетающимися ажурными линиями может быть понят как метафора свободы и освобождения.

Термином «Ар Нуво» обозначают элегантный, многожанровый стиль, процветающий с начала 1880-х годов вплоть до первой мировой войны. Его рождение ознаменовало наступление века великих перемен в искусстве, когда в жизни уже прочно утвердился век машин, и полным ходом шла промышленная революция. [1]

 

История и концепция стиля Ар Нуво

Ар Нуво — художественное направление в искусстве, наиболее распространённое в последней декаде XIX — начале XX века (до начала Первой мировой войны).

В других странах называется также: «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани) в США, «модерн» и «fin de siècle» (букв. «конец века») во Франции, «югендстиль» (точнее, «югендштиль» — по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Die Jugend) в Германии, «стиль Сецессион» (Secessionsstil) в Австрии, «модерн стайл» (modern style, букв. «современный стиль») в Англии, «стиль либерти» в Италии, «модернизмо» в Испании, «Nieuwe Kunst» в Нидерландах, «еловый стиль» (style sapin) в Швейцарии. Всех их объединяло желание освободиться от прошлого и стремление подарить художественному произведению новый облик. Индустриальная революция и растущая зависимость от машин явились катализаторами этой радикальной перемены.

Отличительными особенностями стиля является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (например, в архитектуре), расцвет прикладного искусства. Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека.

Стиль Ар Нуво отличается следующими признаками:

· использование орнаментов, в основу которых положены природные формы (цветы, виноградная лоза, раковины, перья птиц, крылья насекомых) и абстракции. S-образные линии и линия «удар бич» главный мотив Ар Нуво;

· использование современных материалов (железа и стекла), предметов, изготовленных промышленным способом, и электричества;

· применение витражей;

· неброское цветовое оформление;

· «мягкое» освещение;

· тесная взаимосвязь с изящными искусствами, использование живописи и скульптуры на фасадах и в интерьерах.

В 1860—1870 годы в Европе главенствовал стиль эклектики, который заключался в цитировании и повторении предыдущих художественных стилей. Стремление противопоставить этому свое творчество объединило в антиэклектическое движение художественные течения и школы в различных странах. Это привело к тому, что в 1880-е годы в работах ряда мастеров стал вырабатываться новый стиль, который противопоставлял эклектизму новые художественные приёмы.

Период развития модерна имеет достаточно четкие хронологические границы: от конца 1880-х гг. до 1914 г., начала первой мировой войны, оборвавшей естественное развитие искусства в большинстве стран Европы.[4]

Условно выделяют 3 этапа развития стиля:

· Первый (с 1890 по 1900 г.) — выдвижение задачи и решительное обновление художественно-образного языка архитектуры, разработка новых приемов пространственных композиций сооружения, усиление тенденций использования новых материалов (сталь, бетон и т. п.), ориентация на орнаментальность, поиск новых декоративных мотивов и т. п.

· Второй (приблизительно с 1900—1905 гг.) — характеризуется постепенным отходом от декоративности, более последовательным освоением строительных материалов нового образца.

· Третий (продолжавшийся примерно до 1910-х гг.) — отмечен стремлением к простоте, строгости, последовательному изучению строительной техники

Распространению модерна способствовало проведение Всемирных выставок, на которых демонстрировались достижения современных технологий и прикладного искусства. Наибольшую известность модерн получил на Всемирной выставке 1900 года в Париже. В 1910-х гг. значение модерна стало угасать.

Традиционно в модерне выделяются два основных направления: конструктивное (Австрия, Шотландия) и декоративное (Бельгия, Франция, Германия). Кроме того, в Италии и России сильное влияние на него оказали национальные традиции: в этих странах образцы модерна носили отпечаток традиционных форм.

В качестве примера можно привести неорусский стиль в архитектуре России (не путать с псевдорусским стилем, который относился к периоду эклектики). При этом следует иметь в виду, что разделение искусства модерна на отдельные периоды и стили условно.

Модерн, как ни один из других стилей, впитал в себя столько различных направлений и подвергся влиянию стольких национальных культур и традиций, что даже специалистам сложно определить, где заканчивается эклектика и начинается модерн и где заканчивается модерн и начинается ар-деко. [2]

Конец XIX столетия в Европе ознамено­ван относительным миром и проц­ветанием. Экономический рост повлек за собой увеличение численности круп­ной и средней буржуазии, что в свою очередь способствовало появлению и развитию новых, экспериментальных направлений в архитектуре.[3]

Мир стремительно развивался, однако в области искусства эти изменения происходили гораздо медленнее. Художники и дизайнеры выступали против засилья «историзма», когда многочисленные стилевые заимствования из культур самых разных исторических эпох смешивались в битком набитых «викторианских» гостиных.

Появление влиятельного среднего класса привело к росту спроса на изящные вещи. Машинный век был способен насытить этот спрос товарами массового производства; однако тиражирование красоты привело к неразборчивости и безвкусице. В поисках новых решений нещадно эксплуатировались все без исключения исторические периоды, наблюдались бесконечные возвраты к старым стилям: классическому, готическому, ренессансу, барокко или стилю Людовика ХV.

Неудовлетворенные окружающей жизнью и ситуацией в искусстве, когда уже не приходилось говорить о существовании единого направления, зачинатели нового движения ставили перед собой задачу создания большого стиля. Усилиями художников, архитекторов и критиков сознательно, целенаправленно формировался новый, не полагающийся на образцы прошлого, стиль. Созданный стиль заключал в себе вполне отчетливую программу всеобщих эстетических преобразований, которая может быть представлена как идея сотворения прекрасного.

Стилистической особенностью Ар Нуво стал отказ от прямых линий и углов в пользу более естественного плавного движения изогнутых линий. Стилевая оригинальность Ар нуво базировалась на орнаментальной волнистости линий природных форм растительного и животного мира. Линии Ар нуво часто напоминают танцующие, волнистые арабески, проникнутые органической энергией и жизненной силой растений.

Фирменным знаком линии Ар нуво стала знаменитая вышивка Германа Обриста «Удар бича» на портьере 1895 г. (рисунок 1). Первоначально работа называлась «Альпийские фиалки», но когда один из критиков сравнил бешеные движения стебля растения с «яростными изгибами обрушивающегося бича», родился термин «удар бича», который вскоре стал фирменным росчерком стиля Ар нуво.

 

Рисунок 1 – «Удар бича», Герман Обрист

 

Другой особенностью нового стиля стало стремление архитекторов и художников создать единый синтетический стиль, в котором все элементы архитектурного объекта, убранства его интерьеров были бы связаны в единое художественное целое.

У истоков концепции эстетического синтеза — ключевого понятий нового стиля — стоял Уильям Моррис (1834-1896), английский ремесленник, художник, поэт и социалист. Открыл миру художественные и философские трактаты искусствоведа Джона Рескина, который, опираясь на эстетический принцип единства Красоты и Добра, утверждал, что предметное окружение общества свидетельствует о его моральном состоянии.

Свой дом Моррис совместно с друзьями-художниками пытался превратить в совокупное произведение пространственных искусств, гармоничную среду, которая послужит матрицей идеальных человеческих отношений, облагороженного искусством образа жизни.

Жизнеустроительный эксперимент Морриса повторил бельгийских мастер модерна Генри Ван де Вельде, построивший для себя особняк «Блуменверф», для которого он не только спроектировал все элементы, от столовых приборов до дверных ручек, но и разработал эскизы одежды для всей семьи (рисунок 2).


Рисунок 2 – Особняк «Блуменверф», Генри Ван де Вельде

Принцип художественного единства всех элементов предметно-пространственной среды придавал каждому проекту поразительную целостность и художественную завершенность. Ар Нуво был не только новым стилем — он был новым мировоззрением, синтезировавшим все виды искусства и ценившим ремесленника и архитектора также высоко, как художника и скульптора.

Источник идей для художников ар нуво была природа. Наиболее распространенной темой стали бутон (символ появления новой жизни) и экзотические растения с длинными стеблями и бледными цветками. предпочтение отдавалось лилиям, кувшинка, ирисам и орхидеям.

В большой моде были образы женщин с неимоверно длинными, струящимися волосами. Прекрасно поддавались стилизации яркие и грациозные насекомые и птицы — стрекозы и бабочки, павлины и ласточки (рисунок 3).

 

А) Б)

Рисунок 3 – Украшения в стиле Ар Нуво: а) Брошь, Жорж Фуке по дизайну Альфонса Мухи; б) Кулон, Рене Жюль Лалик

 

Природная декоративность Ар нуво способствовала его применению в разных жанрах. В период наивысшей популярностью он использовался для украшения практически каждого мыслимого предмета потребления ручной работы и массового тиража, также фасадов зданий и оформления интерьеров многих магазинов, ресторанов и частных особняков.

На ином принципе строили поиск мастера «школы Глазго», возглавляемой Макинтошем и представители «Венского Сецессиона». Они создавали более сдержанную разновидность ар нуво (рисунок 4).

 

Рисунок 4 – Школа Глазго

 

Стилевое своеобразие, которое школа Глазго принесла в Ар нуво, характеризовалось чистой геометрией форм в сочетании с криволинейностью поверхностных декоративных элементов. Здания, интерьеры и мебель, созданные по проектам Чарльза Рени Макинтоша, во многом предвосхитили прямоугольную функциональность модернизма 20-х годов. [4]

 

 


Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

Ар нуво

Разберемся с терминами. Когда образованный человек слышит в мебельном магазине фразу «у нас есть все, от классики до модерна», – у него вянут уши. Большей рекламной безграмотности быть не может. Модерн – вовсе не мебель современных линий, как думают некоторые продавцы, а предпоследний (перед ар деко) Большой Стиль, продержавшийся в Европе с 1890−го по 1910−й годы и нашедший самые изысканные воплощения в архитектуре, интерьере, стекле, мебели, гравюрах, платьях и изразцах.

В Австрии этот стиль появился раньше всего и назывался «Сецессионом» (в нем работали Густав Климт, Отто Вагнер и Йозеф Хоффман, назвавшие свое объединение Сецессионом). В Германии пользовались термином «югендштиль» (по названию художественного журнала). Во Франции – «ар-нуво» (art nouveau, или новое искусство). Русские предпочли слово «модерн», восходящее к английскому названию Modern Style Floreale. Правда, в самой Англии его чаще назвали «либерти» – по вывеске знаменитого лондонского магазина, оформленного в соответствующем духе. 

Модерн был стилем не для всех. Он изначально культивировал рафинированность, избранность, «духи и туманы».

Но на рубеже веков просвещенной публике так хотелось этих «духов и туманов», что растительная мода царила везде – от будуаров прекрасных дам до сцены МХАТа. Главный стилевой принцип – плавные, изогнутые, тянущиеся линии. Подлокотники кресла сливаются с вашей рукой и словно текут вниз, у столов нет единого острого угла, буфеты похожи на кряжистые пни в сказочном лесу, люстры и светильники – на запутавшихся в сетях стрекоз.

Дом в стиле ар нуво – это не дом, а таинственная чаща, или лесной пруд с кувшинками, но без воды. Кажется, что в этом интерьере нет гравитации, все струится и плывет, как на картинах прерафаэлитов – предшественников модерна. 

Модерн – искусство нежное, но тотальное. Одинокие вещицы в доме не приживаются, они потихоньку затягивают хозяина и заставляют переделывать весь интерьер. Так было и в начале ХХ века. Если уж строили особняк в этом стиле, то модерновым должно было быть все: от плана помещений до дверной ручки и перил, от ковров до платья хозяйки. 

Кстати, о хозяйке – или хозяине: страстные поклонники модерна всегда имели особый склад характера – легкое декадентство на фоне общей мечтательности.

Дама в стиле модерн – загадочная ундина с бледным лицом и талией, утянутой с помощью корсета до тридцати восьми сантиметров. Образ эпохи – Айседора Дункан, танцующая босиком под Шопена и Вагнера. А главным источником большинства символов и линий модерна оказалась… Япония. Именно Страной Восходящего солнца переболели все европейские художники, чтобы подготовить образную почву для нового стиля.

В эту эпоху Ван Гог бесконечно копирует «Ирисы» Огаты Корина – главный цветок модерна. Уильям Моррис рисует чисто японские хризантемы. Тулуз-Лотрек пишет «Диван Жапоне». Самая большая коллекция японских гравюр – у Обри Бердслея, заразившего своей черно-белой стилистикой всю последующую графику. У Климта – орнамент мантий буддийских монахов. И у всех без исключения – волнистая S-образная линия, так называемый удар бича, символ модерна, взятый с гравюры Утагавы Хиросиге. 

В Москве сохранилось немало домов, построенных в эпоху ар нуво. Если вы – счастливый обладатель такой квартиры, ваш интерьер, можно сказать, предопределен – рука не поднимется наворотить в этой текучей архитектуре хай-тек.

На стандартной жилплощади вполне можно разыграть декоративную пьесу под названием «модерн».


У модерна своя палитра, и ей нужно следовать. Главные цвета – светло-зеленый, лиловый и все их оттенки, в начале ХХ века имевшие поэтические названия «цвет стрекозы», «цвет кузнечика», «цвет Каспийского моря», а также «цвет пармской фиалки», «цвет глицинии» и «фиолетовый эскориал». Хороши серый, кремовый и голубой. И чем бледнее, тем лучше! 

Выбирать нужно мебель плавных форм, из светлой древесины, лучше всего делать ее на заказ в мастерских – благо мастеров – специалистов по модерну предостаточно. 

Ну, или покупать антикварную. За антикварной, скорее всего, придется ехать в Петербург. Ее там не то, чтобы много, но пока еще есть – когда-то ее изготавливали в промышленных масштабах на фабрике Мельцера. На худой конец раздобудьте классический венский стул из гнутого дерева – уже хорошо!


Главный отделочный материал в интерьере – керамика. Используйте изразцы ручной работы. Конечно, заказать Врубелю вы уже ничего не сможете, но и ныне здравствующие художники способны сотворить чудо. 

Витражи и лампы – важная составляющая интерьера в стиле модерн. При выборе светильников приветствуются две техники: витражная Луиса Комфорта Тиффани (США) и многослойное стекло Эмиля Галле (Франция). Лампы Галле похожи на фантастические светящиеся грибы или капли. Тиффани же поставил свое производство на такой поток, что до сих пор ни один специалист не скажет, какая лампа-тиффани – настоящая, а какая лишь имитация. 

По материалам журнала «Квартирный ответ»

Ар Нуво — L’Art Nouveau | Архитектура и Проектирование

АР НУВО — (франц. L’Art Nouveau — Новое искусство) — французское название искусства периода Модерна рубежа XIX-XX веков. Однако, правильнее относить этот термин не в целом к искусству Модерна, включающему различные течения и стили, а лишь к одному из них — «флореальному», или декоративно-орнаментальному, течению и стилю, зародившемуся в Бельгии и Франции.

Впервые этот термин появился в 1881 г. на страницах журнала «Современное искусство» («L’Art Moderne»), основанного в Брюсселе О. Маусом и Э. Пикаром. Термин «Ар Нуво» охотно использовали в отношении своего творчества тесно связанные с редакцией журнала художники Анри Ван де Велде, Виктор Орта, Э. Грассе, Эктор Гимар. В 1895 г. антиквар из Гамбурга С. Бинг открыл в Париже магазин «Maison de L’Art Nouveau» (франц. «Дом Нового Искусства»), где показывались произведения традиционного искусства Китая, Японии, а также работы молодых парижских художников Анри Ван де Велде, Э. Галле, П. Боннара, Ф. Брэнгвина, Огюста Родена, Луиса Комфорта Тиффани, выполненные в «новом стиле», отчасти напоминающем восточный, Искусство Востока было одним из источников Ар Нуво.

В 1856 г. французский живописец, гравер и керамист Ф. Бракмон впервые увидел японские цветные гравюры на дереве К. Хокусая в магазине Делатра в Париже. В них заворачивали пачки китайского чая. Но уже очень скоро эти необычные ксилографии привлекли внимание многих французских художников.

Живописцы-постимпрессионисты нашли в них то, что давно искали: эмансипацию цветового пятна, декоративность организации плоскости, выразительность силуэта и прихотливо извивающихся контуров. Характерно и то, что Париж оказался готов к принятию этих пластических качеств, потому что задолго до этого они формировались всей эволюцией европейского изобразительного искусства. В самом начале XIX в. английский поэт-символист и художник Уильям Блейк один из первых «нашел» изогнутую линию в своих причудливых, фантастических акварелях и гравюрах.

Декоративность контуров и плоскостного пятна культивировалась английскими прерафаэлитами, художниками круга У. Морриса — У. Крэйном, Э. Берн-Джонсом и, несколько позднее, А. Макмардо и участниками «Эстетического движения», возглавляемого Оскаром Уайлдом. Независимо от них, французы Эдгар Дега, Поль Гоген и «понтавенцы», Эдуфрд Мане, Ж.-Л. Форэн, А. де Тулуз-Лотрек и даже Винсент Ван Гог усваивали уроки японской гравюры. Дивизионист Жорж-Пьер Сёра, а вслед за ним М. Дени, и художники группы «Наби», стали придавать символическое значение изогнутым линиям, «восходящим» и «нисходящим» музыкальным контурам. Приемы использования линии и цвета в японской гравюре, росписях фарфора и шелка переосмысливал Джеймс Уистлер. Это своеобразное соединение Запада и Востока, символизма и декоративизма и было воспринято группой бельгийско-французских архитекторов-декораторов во главе с Анри Ван де Велде, Виктором Орта (Victor Horta) и Эктором Гимаром, создававших свои флореальные «биоподобные» формы (биоморфизм). В 1892-1893 гг. Виктор Орта выстроил знаменитый отель Тассель (Hotel Tassel, Brussels) в Брюсселе с металлическими конструкциями, стилизованными под извивающиеся стебли растений.

В 1895 г. X. Обрист показал гобелен с изображением петлеобразно изогнутого стебля цикламена — линии, удачно названной критиками «ударом бича». Именно эта линия стала впоследствии «визитной карточкой» «стиля модерн» в Европе. В 1898 г. Эктор Гимар создал свои знаменитые биоподобные решетки входов в парижское метро, а в Мюнхене в том же году — Август Энделль (August Endell) — фантастический декор фасада фотоателье «Эльвира». Однако архитекторы «нового стиля» придавали флореальным формам более сложное значение, выходящее за рамки простой стилизации растений.

На основе изогнутых линий они разрабатывали концепцию непрерывного «перетекающего» пространства, объединяющего утилитарную функцию архитектурных сооружений, мебели, бытовых предметов с их конструкцией, внешним декором и технологией обработки материала. Эта новаторская концепция обусловила целостность и органичность «нового стиля».

Вторым после Парижа центром французского Ар Нуво стала школа Нанси во главе с Эмилем Галле (Emile Galle), Л.Мажореллем и братьями Даум. Стиль Ар Нуво интересен тем, что вполне рациональная идея гармонии функции, конструкции и внешней формы сочетается в нем с фантастичностью, причудливостью, даже мистичностью, и потому его можно считать одним из проявлений Романтизма в искусстве рубежа XIX-XX вв.. Но в искусстве этого периода, позднее получившем более общее название Модерна, рядом с Ар Нуво существовали и другие течения: национально-романтическое, геометрическое, неоклассическое.

Власов В.Г.

About Author


alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.