Архитектура барокко 11 класс – «Стиль барокко в архитектуре Презентацию подготовил ученик 11 класс «Б» МБОУ СОШ 32 города Ростова-на-Дону Ширшов Валерий Ширшов Валерий.». Скачать бесплатно и без регистрации.

Барокко в архитектуре — МХК

Просмотр содержимого документа
«Барокко в архитектуре»

Урок 3, 11 класс Барокко в архитектуре

Предшественник барокко
Великий Микеланжело мощью и экспрессией своего индивидуального стиля в один миг разрушил все привычные представления о прежних «правилах» рисунка и композиции. Написанные им на потолке Сикстинской капеллы могучие фигуры зрительно «разрушили» отведенное для них изобразительное пространство; они не соответствовали ни сценарию, ни пространству самой архитектуры. Здесь все было антиклассично. Дж. Вазари, знаменитый летописец Возрождения, пораженный, как и другие, назвал этот стиль «причудливым, из ряда вон выходящим и новым».
Другие произведения Микеланжело: архитектурный ансамбль Капитолия в Риме, интерьер Капеллы Медичи и вестибюль библиотеки Сан-Лоренцо во Флоренции, — демонстрировали классицистические формы, но 

все в них было охвачено необычайным напряжением и волнением.
Барокко – первый стиль архитектуры, в котором воплощено представление о сложности мира, о сущности жизни в движении и борьбе случайных и стихийных сил. Барокко приводит искусство к иррациональности, к мистике, воздействует на воображение изображением могущественных сил природы, гигантскими композициями, глубиной пространства, контрастом малого и грандиозного. Художник барокко предпочитает изображать сцены мучений, экстазов, панегирики, подвиги и триумфы.
Центром барокко становится Рим, католическая реакция на Реформацию приводит к поиску новых средств воздействия на верующих. Храмы барокко грандиозны, сложны, искусство монументально и приподнято. Скульптура и архитектура вновь вступают в сложные отношения синтеза. Красочные росписи украшают плафоны, купола, стены. Создается иллюзия необъятного пространства. Природа включается в архитектурный ансамбль. Объединяются площади и улицы при помощи колоннад, террас, скульптуры и каскадов. Планировка площадей и городов рассчитана на массы народа.

В архитектурных формах барокко предпочтение отдается криволинейным очертаниям, усиливается пластическая и живописная трактовка архитектуры. Прямые линии заменяются криволинейными, изогнутыми, скругленными, извивающимися. Волнообразный фасад, декоративная скульптура, глубокие ниши, беспокойный ритм окон – все это черты барокко. Большое место занимают дворцы, нарядные, пышные, окруженные флигелями-крыльями. Виллы располагаются на террасах, бегущих вниз, окруженных садами. Храмы барокко грандиозны, напоминают дворцы.
Черты барокко (в тетрадь)
Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация (чрезмерное выражение чувств). В произведениях барокко стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли).
Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Растрелли в России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме. Характерные детали барокко — теламон (атлант), кариатида, маскарон.

Стиль барокко получает распространение в Испании, Германии, Бельгии (тогда Фландрии), Нидерландах, России, Франции. Испанское барокко, или по местному чурригереско (в честь архитектора Чурригеры), распространилось также в Латинской Америке. Наиболее популярный памятник его — собор в Сантьяго де Компостела, является также одним из наиболее почитаемых верующими храмов Испании. В Латинской Америке барокко смешалось с местными архитектурными традициями, это — самый вычурный его вариант, и называют его ультрабарокко.

Во Франции стиль барокко выражен скромнее, чем в других странах. Раньше считалось, что здесь стиль вообще развития не получил, и памятники барокко считались памятниками классицизма. Иногда употребляют термин «барочный классицизм» применительно к французскому и английскому вариантам барокко. Сейчас к французскому барокко причисляют Версальский дворец вместе с регулярным парком, Люксембургский дворец, здание Французской Академии в Париже и др. произведения. Они действительно имеют некоторые черты классицизма. Также и в Англии, здесь к этому стилю относят работы архитектора Иниго Джонса и др. Характерной чертой стиля барокко является регулярный стиль в садово-парковом искусстве, примером которого является Версальский парк.
В Бельгии выдающимся памятником барокко является ансамбль Гранд-Плас в Брюсселе. Черты барокко имеет дом Рубенса в Антверпене, построенный по собственному проекту художника.
В Германии выдающимся памятником барокко является Новый дворец в Сан-Суси (авторы — И. Г. Бюринг, Х. Л. Мантер) и Летний дворец там же (Г. В. фон Кнобельсдорф).
Самые крупные и знаменитые ансамбли барокко в мире: Версаль (Франция), Петродворец (Россия), Аранхуэс (Испания), Цвингер (Германия).

Конспект урока по МХК в 11 классе по программе Г.И. Даниловой на тему «Художественная культура барокко»

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9 им. А.С.Пушкина» г. Пскова,

Иванова Ольга Юрьевна, учитель ИЗО и МХК

Тема урока: Особенности художественного стиля барокко.

Форма урока: художественный салон, урок-исследование.

Цель урока: познакомить со стилем барокко и его характерными признаками в архитектуре Италии и России.

Задачи:

1. Расширить представление учащихся об архитектуре 17-18 веков.

2. Познакомить с особенностями барочного стиля.

3. Развивать у учащихся способность к анализированию, ассоциативно-образное мышление и творческую фантазию.

4. Воспитывать нравственно-эстетическое восприятие мира, отзывчивость на прекрасное в искусстве и жизни.

Структура урока:

1. Орг.момент.

2. Вступительное слово учителя.

3. Доклады учащихся.

4. Работа в группах с текстовым материалом.

5. Творческая работа в группах.

6. Подведение итогов урока.

7. Домашнее задание.

Используемый материал: мультимедийные презентации, оформленные в программе «Power Point», листы ватмана с изображением фасада школы для творческого задания, маркеры, фломастеры.

Литература:

1. Электронное средство учебного назначения «История искусства»- Кирилл и Мефодий,2003 г.

2. Искржицкий Г. Архитектура геометрии и фантазии.// Юный художник, 1991, №9

3. Глазычев В. Мастера итальянского барокко.// Юный художник, 1985, №4

4. Изобразительное искусство в современной школе / Н.И. Пьянкова.- М.: Просвещение, 2006

5.Мировая художественная культура : учебник для 11 класса : среднее (полное) общее образование (базовый уровень)/ Л.Г. Емохонова. — М.: Издательский центр «Академия», 2008

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

(звучит музыка композитора Монтеверди)

-Разрешите мне на правах хозяйки открыть наш художественный салон. Я очень рада всех видеть, особенно гостей из Италии и России. Я вижу архитекторов, художников, искусствоведов, скульпторов. Мне не терпится начать наш разговор о культуре 17 века.

Кругосветное плавание Магеллана и Христофора Колумба, новейшие открытия в астрономии Николая Коперника, Галилео Галилея и Джордано Бруно, изобретение телескопа и микроскопа раздвинули горизонты, показали относительность пространства, разрушили образ замкнутого мироздания, центром которого являлся человек. В разработках Лейбница, Ньютона, Паскаля была раскрыта несостоятельность средневековой природы. Все это позволило сделать массу открытий и изобретений. Созданы алгебра и аналитическая геометрия, открыты дифференциальные уравнения и интегральное исчесление в математике, сформирован ряд важнейших законов в физике, химии и астрономии. Английский поэт Джон Донн, современник Шекспира, с печалью констатировал:

Так много новостей за двадцать лет

И в сфере звезд и в области планет,

На атомы Вселенная крошится,

Все связи рвутся, все в куски дробится,

Основы расшатались, и сейчас

Все стало относительным для нас.

(Перевод О.Румер)

И в этой обстановке появляется стиль барокко. Термин «барокко» переводят как «причудливый, странный, вычурный». Происхождние его не вполне ясно: то ли из лексикона средневековой логики, то ли от слова, означающего жемчужину неправильной формы. Слово «барокко» французского происхождения. «Словарь Академии» впервые фиксирует его в 1718 г. В быту это слово и сейчас употребляется как синоним странного, причудливого, необычного, вычурного, неестественного. Этим термином пользовались ювелиры, обозначая им нестандартные жемчужины, которые мастера эпохи барокко умели использовать в декоративных целях. Своеобразие барокко — в художественном образе грандиозных городских и дворцово-парковых ансамблей, где представлены в синтезе разные искусства: архитектура, скульптура, живопись, декор. Почему в 17 веке предпочтение отдавалось архитектуре? Время абсолютизма требовало, чтобы архитектура запечатлела бы и время и правителя. Для построек в стиле барокко характерны сложная динамика обьемов, наслоение форм, обилие декоративных элементов, тяготение к изогнутой линии. В качестве декоративных элементов использовались завитки, скульптура. Большое значение имела лестница, она подчеркивала напряженную динамику архитектурных форм. Архитектура «барокко» властно «втягивает» человека в свое пространство. Должно быть, в этом стиле и в самом деле есть что-то причудливое и странное, если даже специалисты сильно расходятся в его оценки. Одни считают, что искусство барокко- неправильное, взвинченное, громоздкое. Другие видят в барокко грандиозность, пластичность, стремление к красоте.

Мы с вами попробуем выяснить, как развивался этот стиль в Италии и России и попробуем найти отличия.

3. Доклады.

— Среди гостей есть искусствоведы. Я хочу дать слово им. Пусть они выскажут свое мнение по этому поводу, и расскажут о барокко в России и Италии.

( от каждой группы выступает докладчик с заранее подготовленной презентацией на тему : «Итальянское барокко» и «Русское барокко»)

4. Работа в группах с текстовым материалом.

–Изучая данный вопрос, мне попалась более подробная информация. Познакомьтесь с ней и попробуйте выделить конкретные особенности стиля барокко, и если получится отличия архитектуры барокко Италии и России.

(работа в группах с текстовым материалом)

Предоставляю слово архитекторам. Расскажите, чем же отличается русское барокко от итальянского?

В ваших ответах есть новые, незнакомые термины. Давайте дадим им определения.

(выступает учащийся с презентацией)

5. Творческое задание.

Нашей школе – больше 70 лет. Здание школы можно отнести, скорее всего, к неоклассицизму. Давайте пофантазируем и попросим художников превратить его в барочное здание, как бы оно выглядело, если бы было выстроено в эпоху барокко.

( учащиеся работают в группах, звучит музыка стиля барокко)

6. Подведение итогов урока.

В разных странах барокко в архитектуре проявлялось по-разному. Но характерные черты и признаки можно обнаружить повсеместно:

  • Искажение классических пропорций

  • Сложность архитектурной пластики

  • Преобладание сложных криволинейных форм

  • Обилие декоративных украшений, скульптуры, фонтаны

  • Украшения в виде завитков, гирлянд из листьев, трав

  • Форма овала- неопределенность объема

  • Тяжеловесная роскошь, насыщенные цвета, позолота

Я благодарю всех собравшихся в нашем Салоне. Наша беседа была очень интересной. В следующий раз мы поговорим о живописи и музыке барокко.

7. Домашнее задание.

Работа с таблицей.

Соотнеси понятия и их определения.

Антаблемент

Венчающая часть колонны

Волюта

Плоский вертикальный выступ на поверхности стены или столба

Капитель

Верхняя часть сооружения, обычно лежащая на колоннах

Пилястра

Архитектурный мотив в форме спиралевидного завитка с «глазком» в центре

Фасад

Завершение фасада здания (обычно треугольное)

Аттик

Декоративное оформление дверного проема

Фронтон

Стенка, над венчающим архитектурное сооружение карнизом, часто украшенное рельефами и надписями

наличник

Лицевая часть здания

Барокко в Италии.

На развитие итальянского искусства с середины 16 до конца 17 в., оказала воздействие Контрреформация- движение в католическом богословии, политике и культуре, направленное против Реформации. Папа Римский IV объявил, что основные догматы (положения) христианства человеческое сознание способно воспринять только через мистическое озарение, которое Бог дарует не каждому. Человек должен покаяться в грехах, привести душу в полное подчинение воле Божьей и тем самым приблизиться к познанию истины. Эти религиозные идеи легли в основу стиля барокко, сложившегося в Италии и определили его основные черты.

Наиболее характерные черты итальянской архитектуры 17 в. воплотились в памятниках Рима. Именно здесь ярче всего проявилась главная особенность барокко- стремление к созданию ансамбля. Ансамбли площадей с обелисками и фонтанами, сады и парки с цветниками, водоемы и скульптуры. Этот стиль соединил постройки разных эпох в архитектурное целое.

Итальянское барокко тяготело к фасадности, и фасады, особенно церковных зданий стали символом эпохи. Декоративные элементы, создающие эффект нарастания тяжести массы, сосредотачивались наверху. Для фасадов этих зданий типичны деление на два этажа, сцепленных волютами, пучки колонн, пилястры, дробный антаблемент, фронтон, ниши и статуи в них.

Особую изысканность городским ансамблям барокко придает чистая скульптура. Фигуры скульптур динамичны. Главная тема скульптурных работ Бернини- размышления о жизни и чувствах человека.

Барокко в Италии- эпатажный и мистический стиль. Эмоциональная выразительность, масштабность и насыщенность движением, сложность композиционных решений- все это призвано было создать у зрителя особый духовный настрой.

Настоящим чародеем итальянского барокко был архитектор и скульптор Лоренцо Бернини, создававший свои ансамбли в расчете на внешний, «театральный » эффект. Лучшим его архитектурным ансамблем в Италии 17 века стала площадь перед собором св. Петра. Бернини оформил площадь перед собором как продолжение храма. Прямо от краёв фасада далеко вперед протянулись крытые галереи – коридоры, образующие трапецевидное пространство, а от конца галереи разошлись с 2 сторон двумя рукавами колоннады из 284 колонн и 80 столбов высотой 19 м каждый. Аттик колоннады украшают 96 статуй. Сам Бернини сравнивал рукава с объятиями церкви, готовой принять в свое лоно всех страждущих. По выражению Бернини, колоннады «подобно распростертым объятиям, захватывают зрителя и направляют его движение к главному фасаду, к алтарю».

Очень интересна королевская лестница – «Скала реджа»,соединяющая собор св. Петра с Ватиканским дворцом. Первые колонны- громадные, при поднятии лестницы они уменьшаются и наверху сделаны под рост папы. В результате всем кажется, что папа громадного роста ( игра с линией- обмануть глаза, создать иллюзию пространства) Благодаря этому выход папы на богослужение превращался в величественное зрелище.

Одно из важных слагаемых в итальянских архитектурных ансамблях времен барокко- были фонтаны. Например, площадь Навона. ( Навона- место проведения лодочных состязаний). С обеих сторон площади навстречу друг другу над водой бассейна расположены скульптурные группы: слева Мавр среди Тритонов борется с дельфином, а справа Нептун среди русалок и морских коней убивает трезубцом гигантского спрута.

Изысканность архитектуре барокко в Италии придает чистая скульптура. Например, Ангелы, украшающие парапеты моста через Тибр. Кажется, что динамичные фигуры также окружены движением: это и свежие порывы ветра с реки, и течение воды, и отбрасывающие тени плывущие облака, и «зеленый шум»деревьев.

В стиле барокко и церковь Сант Аньезе архитектора Франческо Борромини. Плавно изгибающийся фасад церкви украшает величественный купол, помещенный на высоком барабане. Две многоярусные колокольни, уравновешивают фасад здания, придавая ему нарядность и торжественность. Стены как будто растворяются в игре светотени, в выступах и проемах.

Человек, попадая во власть огромных архитектурных масс, обширного пространства чувствовал себя песчинкой.

Таким образом, самыми выдающимися мастерами барокко в Италии были Л. Бернини, создавший грандиозный ансамбль площадь св. Петра в Риме, многочисленные скульптуры и фонтаны, и Франческо Борромини, по проектам которого были построены многие церкви в Риме.

Барокко в Италии- эпатажный и мистический стиль. Эмоциональная выразительность, масштабность и насыщенность движением, сложность композиционных решений- все это призвано было создать у зрителя особый духовный настрой.

Искусство барокко в России.

Самые нарядные сооружения, придавшие однообразным плоским берегам Невы мажорный, праздничный вид, были возведены Франческо Бартоломео Растрелли. Он превратил Петербург из города- крепости, города- порта в город дворцов. Ансамбли, созданные им, — Зимний дворец и Смольный монастырь в Санкт- Петербурге, Екатерининский дворец в Царском Селе- относятся к уникальному стилю, который не имеет аналогий на Западе- растреллиевскому барокко.

Специфика русского барокко была связана с застройкой Санкт-Петербурга. Все основные архитектурные ансамбли группировались вокруг Невы. Была характерна уникальная протяженность зданий. Растрелли растягивал здания по горизонтали, для чего заменял крутые кровли почти плоскими.В отличие от итальянского барокко, акцентирующего внимание на фасаде здания, Растрелли развил древнерусскую традицию: здание как трехмерный объем органично вписывается в окружающее пространство. Например, Зимний дворец, колоссальный прямоугольный массив с внутренним двором и фасадами, выходящими на набережную Невы. В четырех мощных угловых объемах находятся и главная Посольская лестница, Тронный зал, театр и церковь. Их соединяет анфилада парадных залов, образующих по периметру обширный внутренний двор. Растрелли растянул здание по горизонтали, для чего заменил крутые кровли почти плоскими и разделил четырехэтажный массив дворца полным антаблементом на два горизонтальных пояса. Едва ли не самая приметная особенность Зимнего дворца, как , впрочем, и всех сооружений Растрелли,- многоцветность. Излюбленные сочетания цветов Растрелли- белого с золотом и лазорево- синего. Зимний дворец представлял собой целый город, не покидая которого можно было и молиться, и смотреть театральные представления, и принимать иностранных послов. Это величественное, роскошное здание символизировало славу и могущество империи. Его фасады украшены колоннами, которые, то теснятся, образуя пучки, то более равномерно распределяются между оконными и дверными проемами. На крыше располагаются декоративные вазы и статуи, продолжающие вертикали колонн на фоне неба. Сочетание ярких цветов – голубого, белого, золотого — дополняет общее праздничное впечатление от фасада. Контраст белых колонн и стен. Обилие пышных декоративных украшений, вычурные наличники окон и дверей.

«Пафос шири» можно увидеть- в царской резиденции в Царском Селе. Екатерининский дворец, названный в честь его первой владелицы Екатерины- I . Уникальная протяженность здания- 306 м. На длинном фасаде чередование колонн, пилястров, роскошное разнообразие наличников и окон, богатая цветовая гамма.

Смольный монастырь по своему пышному великолепию не уступает дворцовым усадьбам и считается самым барочным произведением. Динамизм, которым пронизана вся масса собора, неудержимое стремление вверх его башен и куполов, напоминает итальянское барокко.

Растрелли питал пристрастие к изобилию. Веселые купидоны, розы и вьющиеся травы из янтаря, зеркала в золоченых резных рамах, расписные плафоны и узоры паркетных полов, хрупкие фарфоровые безделушки и гнутая мягкая мебель- все сверкающее и переливающее- создает атмосферу вечного праздника. Творения Растрелли сохранились до наших дней. В искусстве мастера органично сочеталась бурная фантазия и простота, вычурность декора и рациональность. Он умел вписывать здание в любую местность, будь то садово-парковый ансамбль или городская застройка.

Русское барокко- идея славы и могущества России.

Материалы к уроку МХК по теме «Архитектура барокко», 11 класс

УРОК

АРХИТЕКТУРА БАРОККО (Слайд 1)

Цель урока: ознакомить учащихся с основными чертами стиля барокко, знаменитыми мастерами этого стиля. Сформировать понимание единства конструкции и декора архитектурных сооружений.

Ход урока

  1. Организационная часть.

  2. Введение в тему

(Слайд 2) БАРОККО (итал. Barocco, буквально — причудливый, вычурный), стиль, преобладавший в искусстве Европы с конца 16 до середины 18 века и охвативший все виды творчества, наиболее монументально и мощно проявившись в архитектуре и изобразительном искусстве.

(Слайд 3)…Но перед красотой и зданья и фасада

Померкли и фонтан, и мрамор, и ограда,

(Слайд 4)… В орнаменте витом увидишь тут и там

Победоносный шлем и вазы фимиам,

(Слайд 5) Колонны, капитель, пилястры и аркады

Увидишь всюду ты, куда ни кинешь взгляды,

(Слайд 6) Амуры, вензеля, вплетенные тайком,

(Слайд 7) И головы ягнят, увитые шнурком,

(Слайд 8) И статую найдешь в великолепной нише,

(Слайд 9) В узорах и резьбе карниз под самой крышей…

Перевод Е. Тархановской

Так описывал свои впечатления от архитектуры барокко французский поэт XVII в. Жорж де Сюдери. Желание удивить, восхитить и даже ошеломить зрителя становилось главной задачей архитекторов. Искусствовед М.В.Алпатов отмечал:

«Здание вовлекает зрителя в создаваемый им образ, как картина или театральная сцена, но вместе с тем отталкивает его, выходит за свои границы, как бы выплескивается за берега»

Казалось, что новый архитектурный стиль стремился лишь пересмотреть и разрушить существовавшие ранее нормы и каноны. Так ли это? Попытаемся разобраться.

  1. Характерные черты барочной архитектуры.

  1. Слово учителя.

В каждой из стран Европы наблюдались свои особые политические, социальные условия, существовали особые национальные традиции, это сказалось и на архитектуре. В Италии новый стиль заявил о себе уже в конце 16-начале 17 века, в Бельгии, Австрии и на юге Германии – в 18 веке, В России – ближе к середине 18 столетия. Голландия, страны Скандинавии, Северная Германия остались равнодушны к пышному барокко. В каждой из стран барокко приобретало свои особые национальные черты. В итальянской архитектуре барочная стилистическая характеристика распространялась и на внешний, и на внутренний облик зданий. Во французской — наблюдалось значительное расхождение между фасадным и внутренним убранством сооружений, в первом преобладали классицистические начала, во втором — барочные. В английской архитектуре стиль выступает как своеобразный оттенок, акцент классицизма; здесь можно говорить скорее об «обароченном» классицизме, чем о барокко как таковом. Но все же были общие черты, характерные для барокко. (ЩЕЛЧОК)

  1. Особенности барочной архитектуры.

(Слайд 10) Самые значительные перемены коснулись оформления фасадов зданий. На смену согласованности и пропорциональности приходят диссонанс и асимметрия. Глядя на фасад, перестаешь понимать, где же находится стена – главная опора здания. Плоские пилястры уступают место колоннам и полуколоннам. Установленные на высокие пьедесталы, они то собираются в группы, образуя пучки, то «разбегаются» вдоль фасада, вознося к небу замершие в беспокойном движении статуи на балюстраде крыши. Размеры порталов, дверей и окон стали превышать всякие разумные границы. Фронтоны и наличники приобрели богатые украшения в виде причудливых завитков, картушей, гирлянд из листьев, трав и человеческих фигур. От спокойной ясности ренессанса, казалось, не осталось и следа.

« Для барокко характерна сложность не только архитектурной пластики, но и пространственных построений. Если в Ренессансе планы помещений имеют четкую геометрическую форму – круг, квадрат, прямоугольник, то излюбленная форма барокко – овал, дающий некоторую неопределенность общей форме пространственного объема. Часто конфигурация плана очерчена прихотливыми изгибами линий, выпуклостями и вогнутостями стен, усложнена дополнительными примыканиями соседних соподчиненных объемов… В архитектуре барокко возобладали неумеренная декоративность, тяжеловесная роскошь. Причудливые формы, обилие скульптуры, использование насыщенного цвета и позолоты должны были усиливать выразительность архитектуры, производить впечатление богатства и парадности» (А.Ф.Гольдштейн).

Пилястрыплоский вертикальный выступ прямоугольного сечения на поверхности стены или столба. Пилястра имеет те же части (ствол, капитель, база) и пропорции, что и колонна; служит для членения плоскости стены.

Картушиукрашение в виде щита или полуразвернутого свитка, на котором изображены герб, эмблема, надпись

Фронтон — завершение (обычно треугольное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.

Вопрос: Назовите характерные черты стиля барокко, которые нашли отражение в архитектуре.

  1. Архитектурные ансамбли Рима.

Наиболее полно новые черты архитектуры барокко проявились в памятниках «вечного города» Рима, по масштабам строительства с которым не мог соперничать ни один город Италии. Здесь самым невероятным образом переплетались строгая Античность и роскошное барокко. Известный историк искусства П.П.Муратов так писал об этом в книге «Образы Италии»:

«Надо искать в Риме Рим античный, христианский, средневековый, Рим Возрождения. Но Рим барокко искать нечего – это до сих пор тот Рим, который прежде всего узнает каждый из нас. Все то, что определяет характер города, — его наиболее заметные здания, главные площади, оживленные улицы, — все это здесь создано барокко, и все хранит его печать».

Характерные черты итальянского барокко нашли наиболее яркое воплощение в творчестве двух зодчих, создавших целую эпоху в развитии архитектуры, — Франческо Борромини и Лоренцо Бернини.

(Слайд 11) В создании криволинейных, изгибающихся поверхностей и прихотливых геометрических сочетаний Франческо Борромини не знал равных. Церковь Сант Аньезе на площади Навона в Риме – одно из лучших творений архитектора. Плавно изгибающийся фасад церкви украшает величественный купол, помещенный на высоком барабане. Стены церкви как будто растворяются в игре светотени, в выступах и проемах.

(Слайд 12) Борромини по возможности избегает прямых линий — вертикальных или горизонтальных, а также прямых углов. Предпочтение отдается сложным изогнутым планам. (Слайд 13) Не менее эффективен и интерьер собора Сан-Карло алле Куатро Фонтане, отличающийся изощренностью лепных украшений, многокрасочностью декоративных росписей, цветных мраморных колонн. (Слайд 14)

Характерные черты итальянского барокко нашли наиболее яркое воплощение в творчестве Лоренцо Бернини, который олицетворяет собой целую эпоху в развитии архитектуры. В 25 лет он уже стал знаменитостью, работал над формированием архитектурного облика Рима, выполнял бесчисленные заказы Ватикана. Современников поражали грандиозность замыслов и смелость их осуществления, необычайная работоспособность и тонкий художественный вкус великого мастера по праву названного «гением барокко».

(Слайд 15) Главным архитектурным творением Лоренцо Бернини стало оформление площади перед собором Святого Петра. Архитектору предстояло решить сразу несколько задач: создать торжественный подход к главному храму католического мира, добиться впечатления единства площади и собора. Пространство перед храмом он превратил в единый ансамбль из двух площадей. Первая — в форме трапеции, а вторая в излюбленной форме барокко – овале. Она обращена к городу и обрамлена величественной колоннадой, которая легко и изящно охватывала площадь. Монументальные колонны, высота которых 19 метров, расположены в четыре ряда. Все они объединены изгибающейся линией балюстрады, на которой установлены 96 статуй святых.

В центре огромной площади (ее глубина 280 м) возведен обелиск, по обеим сторонам которого расположены два фонтана, фиксирующие ее поперечную ось. (Слайд 16)

(Слайд 17) Немало потрудился Лоренцо Бернини и над созданием внутреннего архитектурного облика Собора Святого Петра. Со 2-й половины 1650-х гг. Бернини вновь работает в соборе Святого Петра, создает здесь бронзовую «кафедру св. Петра» (1656-1665), украшенную статуями отцов Церкви и ангелов.

Просмотр ролика «Площадь Святого Петра. Ватикан» с диска.

  1. Архитектура Петербурга и его окрестностей.

  1. Особенности русского барокко.

Барокко в России развивалось особым путем. Оно было связано с традициями русского зодчества XVII столетия и в петровское время обогатилось в результате воздействия со стороны западноевропейского строительства. Расцвет стиля падает на 40—50-е годы XVIII века, то есть на тот период, когда на Западе отмечается уже угасание поздней стадии барокко, так называемого стиля рококо, и отмечается переход к классицизму. Стиль рококо по существу в русской архитектуре не нашел применения.

Русское барокко зрелого периода несет на себе печать подлинного национального стиля. Решение планов и объемных композиций зданий отличается большой простотой и структурностью, тесным смыканием внутренних и внешних объемов сооружений. Декоративные элементы в основном ограничиваются внешним, облицовочным «слоем» построек. Эти элементы включают преимущественно архитектурные мотивы и орнаментальную лепку.

В отличие от западноевропейской архитектуры, фасады монументальных сооружений облицовывались не камнем, а штукатуркой с гипсовыми деталями, что содействовало усилению пластического начала, а также позволяло применять окраску. Яркие, контрастные колеры: синий, лазурно-голубой с белым, желтый с белым и другие, при одновременном введении позолоты и белой жести для кровельных покрытий — все это придавало зданиям особый яркий, мажорный, оптимистический колорит и характер, отвечавший традициям русского национального зодчества.

  1. Творчество Ф.Б.Растрелли

Самые яркие творения барокко были сосредоточены в новой столице Российского государства – Санкт-Петербурге. (Слайд 18)

Значительный вклад в развитие национальной архитектуры внес Варфоломей Варфоломеевич (Бартоломео Франческо) Растрелли (1700-1771) – сын скульптора Б.К.Растрелли, итальянец по происхождению, родившийся во Франции. Получив образование за границей, он затем работал только в России, ставшей его второй родиной. Все, что было им построено в России, вызывало восхищение и восторженные оценки современников. Поэт А.Д.Кантемир (1708-1744) писал о творениях выдающегося зодчего:

«Граф Растрелли… искусный архитектор. Инвенции его в украшении великолепны, вид здания его казист, одним словом, может увеселиться око в том, что он построил».

Лучшие произведения Растрелли – дворцы в пригородах Санкт-Петербурга – Петергофе (Слайд 19) и Царском Селе (Слайды 20-21), дворцы Строганова и Воронцова, собор Смольного монастыря и Зимний дворец в Санкт-Петербурге.

(Слайд 22) Собор Смольного монастыря был заказан мастеру императрицей Елизаветой Петровной. Традиционное русское пятиглавие, воплощенное в вычурных формах барокко, здесь органично сливалось с основным объемом здания. Средняя глава собора представляет собой высокий двусветный купол, увенчанный луковичной главкой на световом барабане. Четыре угла в виде высоких двухэтажных башен, почти вплотную прижатые к центральному куполу, придают пятиглавию удивительную монолитность и мощь. Уже после смерти Растрелли другой выдающийся архитектор – представитель раннего классицизма Джакомо Кваренги – всякий раз проходя мимо Смольного собора почтительно снимал шляпу и восклицал: «Вот это церковь!»

(Слайд 23) Самое блестящее творение Растрелли, украшающее центр города на Неве, — Зимний дворец, в котором в наше время расположен всемирно известный художественный музей Эрмитаж. Архитектура Зимнего дворца – это настоящий гимн эпохе русского барокко. Фасад, выходящий на набережную Невы, был рассчитан на обозрение издали. Фасад, выходящий к Адмиралтейству, ориентирован на парадную Дворцовую площадь, обращенную к городу. Дворец имел более 1050 помещений и комнат, 1886 дверей, 1945 окон и 177 лестниц. Общая протяженность фасадов дворца составляет 210 м!

(Слайд 24) Главный подъезд был расположен в северном корпусе: к нему торжественно подъезжали кареты императрицы и ее гостей. Через огромную галерею они поднимались по ослепительно прекрасной Посольской лестнице с верхней площадки которой открывался вход в парадные залы дворца.

VI.Вывод.

Название стиля происходит от итальянского слова, означающего «причудливый, странный». Феодальная знать и католическая церковь, завладевшие несметными богатствами, стремились утвердить своё величие необыкновенной роскошью дворцов и храмов. Удивлять – вот цель этого стиля.

Для стиля барокко характерны следующие черты:

  • Усложнённость композиции и пространственных построений.

  • Динамичность пространства.

  • Декорировка архитектурными и скульптурными элементами и цветом.

  • Использование эффектов светотени.

Домашняя работа: записи в тетради.

Конспект урока по МХК «Барокко в архитектуре»

Урок 3 11 класс Барокко в архитектуре

Предшественник барокко
Великий Микеланджело мощью и экспрессией своего индивидуального стиля в один миг разрушил все привычные представления о прежних «правилах» рисунка и композиции. Написанные им на потолке Сикстинской капеллы могучие фигуры зрительно «разрушили» отведенное для них изобразительное пространство; они не соответствовали ни сценарию, ни пространству самой архитектуры. Здесь все было антиклассично. Дж. Вазари, знаменитый летописец Возрождения, пораженный, как и другие, назвал этот стиль «причудливым, из ряда вон выходящим и новым».
Другие произведения Микеланджело: архитектурный ансамбль Капитолия в Риме, интерьер Капеллы Медичи и вестибюль библиотеки Сан-Лоренцо во Флоренции, — демонстрировали классицистические формы, но все в них было охвачено необычайным напряжением и волнением.
Барокко – первый стиль архитектуры, в котором воплощено представление о сложности мира, о сущности жизни в движении и борьбе случайных и стихийных сил. Барокко приводит искусство к иррациональности, к мистике, воздействует на воображение изображением могущественных сил природы, гигантскими композициями, глубиной пространства, контрастом малого и грандиозного. Художник барокко предпочитает изображать сцены мучений, экстазов, панегирики, подвиги и триумфы.
Центром барокко становится Рим, католическая реакция на Реформацию приводит к поиску новых средств воздействия на верующих. Храмы барокко грандиозны, сложны, искусство монументально и приподнято. Скульптура и архитектура вновь вступают в сложные отношения синтеза. Красочные росписи украшают плафоны, купола, стены. Создается иллюзия необъятного пространства. Природа включается в архитектурный ансамбль. Объединяются площади и улицы при помощи колоннад, террас, скульптуры и каскадов. Планировка площадей и городов рассчитана на массы народа.
В архитектурных формах барокко предпочтение отдается криволинейным очертаниям, усиливается пластическая и живописная трактовка архитектуры. Прямые линии заменяются криволинейными, изогнутыми, скругленными, извивающимися. Волнообразный фасад, декоративная скульптура, глубокие ниши, беспокойный ритм окон – все это черты барокко. Большое место занимают дворцы, нарядные, пышные, окруженные флигелями-крыльями. Виллы располагаются на террасах, бегущих вниз, окруженных садами. Храмы барокко грандиозны, напоминают дворцы.
Черты барокко (в тетрадь)
Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация (чрезмерное выражение чувств). В произведениях барокко стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли).
Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Растрелли в России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме. Характерные детали барокко — теламон (атлант), кариатида, маскарон.

Стиль барокко получает распространение в Испании, Германии, Бельгии (тогда Фландрии), Нидерландах, России, Франции. Испанское барокко, или по местному чурригереско (в честь архитектора Чурригеры), распространилось также в Латинской Америке. Наиболее популярный памятник его — собор в Сантьяго де Компостела, является также одним из наиболее почитаемых верующими храмов Испании. В Латинской Америке барокко смешалось с местными архитектурными традициями, это — самый вычурный его вариант, и называют его ультрабарокко.
Во Франции стиль барокко выражен скромнее, чем в других странах. Раньше считалось, что здесь стиль вообще развития не получил, и памятники барокко считались памятниками классицизма. Иногда употребляют термин «барочный классицизм» применительно к французскому и английскому вариантам барокко. Сейчас к французскому барокко причисляют Версальский дворец вместе с регулярным парком, Люксембургский дворец, здание Французской Академии в Париже и др. произведения. Они действительно имеют некоторые черты классицизма. Также и в Англии, здесь к этому стилю относят работы архитектора Иниго Джонса и др. Характерной чертой стиля барокко является регулярный стиль в садово-парковом искусстве, примером которого является Версальский парк.
В Бельгии выдающимся памятником барокко является ансамбль Гранд-Плас в Брюсселе. Черты барокко имеет дом Рубенса в Антверпене, построенный по собственному проекту художника.
В Германии выдающимся памятником барокко является Новый дворец в Сан-Суси (авторы — И. Г. Бюринг, Х. Л. Мантер) и Летний дворец там же (Г. В. фон Кнобельсдорф).
Самые крупные и знаменитые ансамбли барокко в мире: Версаль (Франция), Петродворец (Россия), Аранхуэс (Испания), Цвингер (Германия).

Архитектура барокко — Сайт учителя МХК Романовой Ольги Владимировны» Сердце, воображение и разум «

 Стиль барокко доминировал в искусстве христианского мира в 16-18 веках. Расцвет этого стиля ассоциируется с  интенсивным формированием национальных государств, укреплением абсолютизма. В отличие от предшествующего Ренессанса, барокко характеризуется не уравновешенностью и гармонией, а  смелыми, порой драматическими эффектами композиции, цвета, мелодии, ритма, виртуозными и пышными формами и образами.  Яркие выразительные элементы барокко, в том числе криволинейные волюты, башни с куполами, обрамляющими главный фасад, иногда  — вогнутые или выпуклые стены присутствуют в архитектуре многих памятников этого стиля. Наиболее отчетливо прослеживается связь барокко с католицизмом – этот стиль получил наибольшее развитие именно в сфере господства католической церкви.

Базилика дель Санта Кроче, Лечче,Италия. Базилика дель Санта Кроче, Лечче,Италия.

  Родиной и идейным вдохновителем барокко считается Италия, где произведения искусства этого стиля наиболее ярки и показательны.  Живописные работы Караваджо, скульптуры Бернини демонстрируют характерные для барокко пышность и динамизм.

      Один из первых выдающихся памятников барокко в Италии  — церковь Иль Джезу, выстроенная архитекторами Д.Виньолой и Д. делла Порта к 1575 г. Представляет собой крестообразное в плане сооружение – каноническое решение христианского храма. Главный фасад решен в виде композиции разных ордеров. Волнообразные элементы, связующие два яруса фасада (волюты),  создают хрестоматийный силуэт церкви этого стиля.

Церковь Иль-Джезу в Риме. Арх. Д.Виньола и Д. делла Порта, 1575г. Церковь Иль-Джезу в Риме. Арх. Д.Виньола и Д. делла Порта, 1575г.

  Широкую известность имеют  работы Ф.Борромини, в чьем творчестве наиболее ярко проявились экспрессивные, динамические и декоративные качества, характеризующие  барокко как стиль.  Небольшая церковь Сан Карло алле  Куатро Фонтана в Риме (1667 г.) – поистине квинтэссенция барокко, представляющая этот стиль наиболее эффектным и выразительным образом.  Новаторский план овальной структуры задает тон композиции.  Очень выразительно представлен  контраст между четкостью ордерной системы колонн и волнообразной, животрепещущей поверхностью стен. Многократно цитированные позднее барочные разорванные фронтоны. Органичная скульптура и умеренный, но чрезвычайно яркий декор завершает композицию.

Церковь Сан Карло алле Куатро Фонтана, арх. Борромини. Церковь Сан Карло алле Куатро Фонтана, арх. Борромини. Церковь Сан Карло алле Куатро Фонтана, арх. Ф.Борромини. Церковь Сан Карло алле Куатро Фонтана, арх. Ф.Борромини. План церкви Сан Карло алле Куатро Фонтана. План церкви Сан Карло алле Куатро Фонтана. Церковь Сан Карло алле Куатро Фонтана, арх. Ф.Борромини. Церковь Сан Карло алле Куатро Фонтана, арх. Ф.Борромини.

   Архитектура барокко широко пользуется театральными средствами – светом, перспективными эффектами, игрой с масштабом.  Интерьеры Борромини выглядят больше своих истинных размеров, архитекторы барокко могли корректировать реальность и создавать иллюзорные картины.  Практически всегда использовался весь арсенал средств и жанров- архитектура, скульптура, живопись.

Церковь Сан Маттео. Пиза. Расписной плафон создает иллюзию пространства. Церковь Сан Маттео. Пиза. Расписной плафон создает иллюзию пространства.

  Оптические приемы, меняющие пространство, использовались не только в интерьерах и при создании фасадов зданий. Крупнейшая фигура барокко Л.Бернини, гениально решил площадь  Святого Петра в Риме (1663 г.), создав своей колоннадой искусственную перспективу  и   систему иллюзорной корректировки облика собора Св.Петра, обеспечив наилучшее градостроительное решение главной площади католического мира. Колоннада акцентирует  восприятие собора, визуально увеличивая его, и позволяет отвлечься от здания лишь в центре площади.

Площадь перед собором Св. Петра в Риме. Площадь перед собором Св. Петра в Риме. Колоннада перед собором св. Петра в Риме. Колоннада перед собором св. Петра в Риме.

Архитектура барокко в Испании, предвосхитившая развитие этого стиля в Новом Свете, наиболее ярко проявилась в творчестве архитекторов братьев Чурригера и сконцентрирована в основном в Саламанке.

Площадь Майор в Саламанке, арх. А.Чурригера, 1755 г. Тактичное обрамление площади зданием с типичным барочным завершением и средиземноморской аркадой первого уровня. Площадь Майор в Саламанке, арх. А.Чурригера, 1755 г. Тактичное обрамление площади зданием с типичным барочным завершением и средиземноморской аркадой первого уровня.

  Массивное, если не тотальное проявление барокко в архитектуре состоялось в латиноамериканской культурной среде.  Бесперспективные испанская и португальская монархии смогли импортировать католицизм на этих территориях, и архитектура храма в стиле барокко оказалась тем идеалом красоты (и веры), которые были приняты латиноамериканским населением, состоявшем в основном из креолов.  Канонические примеры архитектуры барокко встречаются на огромных территориях от Аргентины до Мексики.

Архитектура латиноамериканского барокко. Собор в Таско, Мексика. Типичнейшее барокко, явно перегруженное украшениями и декором. Архитектура латиноамериканского барокко. Собор в Таско, Мексика. Типичнейшее барокко, явно перегруженное украшениями и декором. Собор в Мехико, Мексика. Барочная архитектура собора чересчур тяжеловесна – угловые башни явно гипертрофированы. Собор в Мехико, Мексика. Барочная архитектура собора чересчур тяжеловесна – угловые башни явно гипертрофированы.

Барокко в русском искусстве,  сформировавшееся позднее, чем в западной Европе, имело свои отличия, среди которых нужно выделить взаимодействие этого стиля с другими, прежде всего с классицизмом. Крупнейшим полигоном развития этого стиля стал, естественно, Санкт-Петербург.

Зимний дворец в Санкт-Петербурге. Парадная лестница в Зимнем дворце. Парадная лестница в Зимнем дворце.

Классику русского архитектурного барокко В.Растрелли принадлежит авторство многих сооружений — как барокко, так и классицизма. Потрясающие работы Растрелли, например сооружения Петергофа, Зимнего Дворца, Андреевской церкви в Киеве имеют признаки обоих стилей.

В. Растрелли. Андреевская церковь в Киеве. Исключительно удачное и эффектное градостроительное решение – церковь венчает холм и просматривается издалека. Стремительный силуэт и в меру живописный фасад свидетельствуют о высочайшем мастерстве зодчего. В. Растрелли. Андреевская церковь в Киеве. Исключительно удачное и эффектное градостроительное решение – церковь венчает холм и просматривается издалека. Стремительный силуэт и в меру живописный фасад свидетельствуют о высочайшем мастерстве зодчего.

Прекрасный образцом русского барокко остается колокольня Троице-Сергиевой Лавры (1770 г.), сооруженная по проекту Д.Ухтомского.

Колокольня Троице-Сергиевой Лавры Колокольня Троице-Сергиевой Лавры Екатерининский дворец в Царском селе. Екатерининский дворец в Царском селе. Павильон Эрмитаж в Царском селе. Павильон Эрмитаж в Царском селе.

Барокко выразительно и органично связано со скульптурой. Классическая скульптура Л.Бернини — «Экстаз святой Терезы» — в авторском интерьере часовни римской церкви  Санта Мария делла Витториа настолько экспрессивно олицетворяет божественное озарение Святой Терезы, что эта композиция до сих пор считается непревзойденным образцом эротики. Пышность и театральная экспрессия барочной скульптуры отлично дополняет такие же качества архитектуры этого стиля.

Фрагмент интерьера церкви Санта Мария делла Витториа со скульптурой Л.Бернини «Экстаз святой Терезы. Пышность и театральность места действия в ансамбле с динамикой и экспрессией скульптуры. Фрагмент интерьера церкви Санта Мария делла Витториа со скульптурой Л.Бернини «Экстаз святой Терезы. Пышность и театральность места действия в ансамбле с динамикой и экспрессией скульптуры. «Экстаз святой Терезы». Работа Л.Бернини. «Экстаз святой Терезы». Работа Л.Бернини.

  Архитектура барокко, характеризуемая театральным восприятием сооружений и динамикой построения объемов и пространств, находит свое место в стилизациях и новых композициях архитектуры современности.

Входная контрольная работа по МХК в 11 классе Тема: «Художественная культура барокко. архитектура»

Входная контрольная работа по МХК (11 класс).

Тема: «Художественная культура барокко. Архитектура».

Вариант 1.

  1. Дайте определение

Художественный стиль – это…

  1. Вставьте в тексте пропущенные слова.

Впервые искусство формирует новые (1)…, освобождается от устоявшихся (2)… представлений, становится независимым средством познания и образного воплощения общественных закономерностей, важнейшим средством (3)… моральных качеств человека. Ценнейшими в наследии Нового времени являются научно выработанные представления о (4)… и месте (5)… в нем.

  1. Какова главная цель искусства барокко?

  1. В художественной культуре 17-18 веков расцвета достигают такие виды искусства как (несколько вариантов ответа): а) театр, б) живопись в) цирк г) литература д) дизайн е) музыка.

  1. Верны ли следующие утверждения?

а) Художественное течение имеет свою программу…

б) В истории мировой художественной культуры 17-18 века называют эпохой Возрождения…

в) Душевное спокойствие, смысл и равновесие человек искал в искусстве Античности и Средневековья…

г) Наиболее полно новые черты архитектуры барокко проявились в памятниках «вечного города» Рима…

д) Бернини прославился не только как талантливый архитектор и скульптор, но и как живописец, комедиограф, режиссер спектаклей, актер…

е) Ф. Растрелли никогда не творил в Санкт-Петербурге…

  1. Назовите произведение архитектуры и его автора. Что о нем ты мог бы рассказать своему другу?

hermitage

  1. Перечислите все известные вам произведения Л. Бернини и Ф. Растрелли.

Входная контрольная работа по МХК (11 класс).

Тема: «Художественная культура барокко. Архитектура».

Вариант 2.

  1. Дайте определение

Художественное течение – это…

  1. Вставьте в тексте пропущенные слова.

Одна из характерных особенностей развития художественной культуры этого периода – активное (1)… разных видов искусства в едином ансамбле. В таком (2)… возникали и складывались национальные художественные школы. Именно с этого времени намечаются контуры единого (3)… культурно-исторического процесса. Этот период справедливо ассоциируется с эпохой великих мастеров (4)… искусств, расцветом музыкальной культуры и «золотым веком (5)… и театра.

  1. Как переводится слово «барокко»?

  1. Хронологически стиль барокко оформился почти одновременно с : а) классицизмом б) реализмом в)романтизмом.

  1. Верны ли следующие утверждения?

а) Это время (17-18 вв) устоявшихся идеалов и становления идей гуманизма…

б) Не найдя внутренней опоры в Боге человек обращается к мистическим видениям, чудесам, связанным с мученичеством и страданием…

в) В России отдельные черты барокко проявились в большей степени в литературе…

г) Л. Бернини работал над созданием внутреннего архитектурного облика собора Св. Петра…

д) Ризалиты – это часть здания, выступающая за основную линию фасада…

е) Государственный Эрмитаж располагается в соборе Смольного монастыря…

  1. Назовите произведение архитектуры и его автора. Что о нем ты мог бы рассказать своему другу?

hello_html_m1054a31.jpg

  1. Перечислите все известные вам произведения Л. Бернини и Ф. Растрелли.

Входная контрольная работа по МХК (11 класс).

Тема: «Художественная культура барокко. Архитектура».

Вариант 3.

  1. Дайте определение

Художественное направление – это…

  1. Вставьте в тексте пропущенные слова.

Прежде всего относительными стали представления о (1)…, который теперь мыслился с одной стороны, ничтожно маленькой частицей мироздания, а с другой – великой (2)…, способной управлять природой. Великий французский ученый Блез (3)… писал о двойственности человека, признавая его безграничные возможности и называя его «тростником мыслящим». (4) воспринимался как сложная личность, переживающая драматические (5)… своего времени.

  1. Синтез каких 3-х видов искусств характерен для произведений барокко?

  1. Что не относится к культуре 17-18 вв?

а) искусство стремиться быть абсолютно достоверным, даже в мелочах;

б) искусство формирует новые идеалы, освобождается от устоявшихся религиозных представлений;

в) активное взаимодействие разных видов искусства в едином ансамбле.

  1. Верны ли следующие утверждения?

а) Собор Смольного монастыря не был завершен Растрелли…

б) Зимний дворец главное архитектурное творение Л. Бернини…

в) В середине 18 века искусство барокко в России достигло своего расцвета…

г) Автором скульптуры «Фонтан четырех рек» является Л. Бернини…

д) В Италии стиль барокко начал формироваться уже в конце 16 – начале 17 в…

е) Барокко – большой самостоятельный стиль в искусстве.

  1. Назовите произведение архитектуры и его автора. Что о нем ты мог бы рассказать своему другу?

Файл:St Peter

  1. Перечислите все известные вам произведения Л. Бернини и Ф. Растрелли.

Входная контрольная работа по МХК (11 класс).

Тема: «Художественная культура барокко. Архитектура».

Вариант 4.

  1. Дайте определение

Художественный стиль – это…

  1. Вставьте в тексте пропущенные слова.

Человек все глубже осознавал (1)… и неустойчивость пространства, грозящего в любой момент обернуться неожиданными метаморфозами. Быстротечность (2)…, бег времени он измерял не месяцами и днями, а часами, минутами и даже секундами. Парадокс (3) и постоянной изменчивости временного потока рождал в душе мистический (4) и сомнения, заставлял все чаще задумываться над бренностью человеческого (5)… .

  1. Как в истории мировой художественной культуры называют период 17-18 веков?

  1. В России отдельные черты барокко проявились: а)в начале 17 в б) в начале 18 в в) в середине 17 в.

  1. Верны ли следующие утверждения?

а) Художественное направление – это творческое объединение деятелей искусства, использующих теоретически оформленную программу и определенные методы образного мышления..

б) В этот период (17-18 вв) искусство отличается огромным стилевым разнообразием…

в) Это время устоявшихся идеалов и становления идей гуманизма…

г) Главная цель барокко – правдиво изображать реальную жизнь посредством искусства…

д) Главное архитектурное творение Л. Бернини стала площадь перед собором Св. Петра …

е) К архитектурным шедеврам Растрелли относятся Большой дворец в Петергофе и Екатерининский дворец в Царском Селе…

  1. Назовите произведение архитектуры и его автора. Что о нем ты мог бы рассказать своему другу?

собор петра 1.jpg

  1. Перечислите все известные вам произведения Л. Бернини и Ф. Растрелли.

Входная контрольная работа по МХК (11 класс).

Тема: «Художественная культура барокко. Архитектура».

Вариант 5.

  1. Дайте определение

Художественный направление – это…

  1. Вставьте в тексте пропущенные слова.

В тщетных поисках внутренней опоры в (1)… человек все отчетливее осознавал свою (2)… перед мирозданием, обращался к мистическим видениям, чудесам, связанным с мученичество и (3)… . Реальная жизнь воспринималась как сплошной (4)…, кошмарный сон, «суета сует».

Новую, изменившуюся атмосферу духовной жизни особенно остро почувствовало (5)… .

  1. Где и в чем человек искал спасение от бед и противоречий жизни?

  1. В каком виде искусства наиболее ярко проявилось русское барокко: а)архитектура б) литература в) живопись.

  1. Верны ли следующие утверждения?

а) Зимний дворе имеет в плане форму блок-каре…

б) Л. Бернини работал только в одном виде искусства – архитектуре…

в) Получив образование за границей, Ф. Растрелли затем работал только в России, ставшей его второй родиной…

г) Наиболее ярко барокко проявилось в архитектуре Голландии, Скандинавии, Северной Германии…

д) Для произведений барокко характерен синтез архитектуры, живописи и театра…

е) Словом барокко португальские моряки обозначали бракованные жемчужины неправильной формы…

  1. Назовите произведение архитектуры и его автора. Что о нем ты мог бы рассказать своему другу?

Картинка 14 из 30923

  1. Перечислите все известные вам произведения Л. Бернини и Ф. Растрелли.

Тест по курсу Мировая художественная культура на тему «Изобразительное искусство барокко» (11 класс)

Тест: «Изобразительное искусство барокко»

1.Одной из характерных особенностей барокко является:

А) обилие пышных декоративных украшений

Б) строгая симметрия

2. Какая из особенностей является нехарактерной для архитектуры барокко?

А) насыщенный цвет и позолота

Б) стремление к парадности и театральности

В) простота и четкость планировки

3. Термин «барокко» переводится как:

А)Образцовый

Б)Вычурный, странный

В)Заново рожденный

4. Художественный стиль, который появился благодаря португальским морякам, называвшим так бракованные жемчужины неправильной формы:

А) рококо

Б) барокко

В) классицизм

5. Линия — доминанта в композиции баpочного здания:

А) Кривая

Б) Прямая

6. Назовите скульптуру, которую изваял в эпоху барокко известный итальянский скульптор Лоренцо Бернини: hello_html_m509e3c78.jpg

А) «Явление ангела»

Б) «Менины»

В) «Экстаз Святой Терезы»

7. Выберите слова, которые соответствуют произведениям искусства, созданным в стиле барокко:

А) статичный, безжизненный

Б) динамичный, роскошный, пышный

В) сдержанный, величавый

8. Какая картина, выполнена в стиле барокко?

А) hello_html_34a76a0e.jpg

Б) hello_html_6fcf733.jpg

В) hello_html_2c383cca.jpg

9. Кто из русских императоров внес большой вклад в появление и развитие так называемого «русского барокко»?

А) Елизавета Петровна – так называемое «Елизаветинское барокко»

Б) Екатерина Великая – так называемое «Екатерининское барокко»

В) Александр I – так называемое «Александровское барокко»

10. Какое здание выполнено в стиле барокко?

А) hello_html_m2561562f.jpg

Б) hello_html_2e80b0c0.jpg

В) hello_html_3601c5ee.jpg

Ответы:

  1. –а

  2. –в

  3. –в

  4. –б

  5. –а

  6. –в

  7. –б

  8. –а

  9. –а

  10. –а

About Author


alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *