Архитектура барокко бернини – Расцвет барокко в архитектуре Италии (2-я треть XVII — начало XVIII в.) | Архитектурная классика

1.Итальянское барокко.Лоренцо Бернини.

Слово “барокко” итальянского происхождения, буквально означает “странный”, “причудливый”. Такое название весьма соответствует особенностям основного стилистического направления в европейском искусстве с конца 16 века — середины 18 века. В истории искусства 19 и особенно 20 века термином “барокко” начинают обозначать все европейское искусство 17-18 веков. Искусство барокко сложилось и расцвело в Италии, где работали крупнейший архитектор и скульптор Л. Бернини, живописец, глава демократического реализма Караваджо, последователи академизма братья Карраччи и др. Барокко было связано с дворянско-церковной культурой эпохи расцвета абсолютизма. Был призван прославлять могущество церкви и светской аристократии, тяготел к парадной торжественности и пышности. В этот период наблюдается расцвет архитектуры, выразившийся в создании грандиозных городских ансамблей и дворцово-парковых комплексов (Собор и площадь святого Петра в Риме, образованная колоннадой Бернини (1657-1663гг)). Основополагающей чертой барокко можно считать его стремление к синтезу искусств, объединению в один ансамбль архитектуры, скульптуры, живописи и декоративного искусства. В изобразительном искусстве этого периода преобладали сюжеты, в основе которых был заложен драматический конфликт, — религиозного, мифологического или аллегорического характера. Создаются парадные портреты, предназначенные для украшения интерьеров.

Для искусства барокко характерны грандиозность, пышность и динамика, патетическая приподнятость, интенсивность чувств, пристрастие к эффектным зрелищам, совмещению иллюзорного и реального, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени.

Лоренцо Бернини

Lorenzo Bernini; 7 декабря 1598, Неаполь — 28 ноября 1680, Рим) — великий итальянский архитектор и скульптор, крупнейший представитель римского и всего итальянского барокко, ученик своего отца Пьетро Бернини. Его творчество может служить эталоном эстетики барокко: для него характерны «повышенная эмоциональность, театральность, активное противоборство пространства и массы, сочетание религиозной аффектации с подчёркнутой чувственностью»

8 лет, когда он сделал набросок головы Святого Петра. Рисунок был настолько идеален, что публика назвала мальчика «вторым Микеланджело». В восемнадцать лет он создал скульптурную группу «Аполлон и Дафна»

Бернини был избран для строительства купола церкви святого Петра

Бернини создает «Экстаз святой Терезы». Работа «апполон и дафна» Его ранние работы «Похищение Прозерпины» и «Давид» приносят ему известность. В 1622 году получил почетный орден Христа. Прославился он и как мастер скульптурного портрета. Изготовил бюсты кардинала Боргезе и своей музы Буонарелли.

Он много сделал для театрального мира как сценический художник и инженер, разработал множество сценических механизмов и спецэффектов

3.Стиль классицизм. Общая характеристика.

Классицизм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый . художественный стиль европейского искусства XVII-XIX вв., одной из важнейших черт которого было обращение к античному искусству как высшему образцу и опора на традиции высокого Возрождения. Зародился во Франции. Начался с раскопок двух городов. Помпеи и Геркуланома. Сменяет Рококо и существует вместе с ним. Условно можно разделить на 3 периода:

— 2ая половина 17 в.

-18 век(просветительский , революционные .идеи гражданственности и патриотизма).

-ампир. (приобретает черты парадности и пышности, выразившиеся в архитектуре и прикладном искусстве первой трети XIX)

В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с таковыми же идеями в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций). Горизонталь преобладает над вертикалью.

В архитектуре. Для архитектуры классицизма характерны навеянные античными образцами ордерная система, четкость и геометрическая правильность объемов и планировки, выделяющиеся на глади стен портики, колонны, статуи, рельефы. Выдающимся шедевром архитектуры, соединившим классицизм и барокко в единый торжественный стиль, был дворцово-парковый ансамбль в Версале — резиденция французских королей (вторая половина XVII в.).

Обычно фасад имеет трехчастное деление .Всегда украшен ордерным декором, пилястрами, капителями, карнизами, треугольный фронтон, полукруглая арка.Пример: ансамбль дома инвалидов.

Живопись. Интерес к искусству античной Греции и Рима .В живописи главное значение приобрели логическое развертывание сюжета, ясная уравновешенная композиция, четкая передача объема, с помощью светотени подчиненная роль цвета, использование локальных цветов (Н. Пуссен, К. Лоррен).Обязательно четкое разделение на планы. Ближний план коричневый, средний зеленый, дальний — голубой. Основоположник Николо Пуссен.

Скульптура эпохи классицизма отличается строгостью и сдержанностью, слаженностью форм, спокойностью поз, когда даже движение не нарушает формальной замкнутости (Э.Фальконе, Ж.Гудон).

Классицизм в русском искусстве.

Развитие приходит во времена правления Екатерины II.Обращение к античной архитектуре. Идея гражданственности.Роль церкви снижается. Строят много гражданских сооружений.Архитектура делется на 3 этапа:

-ранний классицизм.(1760-1770)общественные здания.

-строгий классицизм( 1770-1800)частные дворцы

-поздний классицизм(1800-1830) ампир

Русский классицизм делится на Московский (Василий Иванович Баженов, Матвей Федорович Казаков) и Санкт-Петербуржский (Джакомо Кваренге, Чарльз Камерон, Андрей Никифорович Воронихин,Карл Иванович Росси, Андрей Дмитрович Захаров)

Проектируются новые здания, которые строятся по четкому плану. Повышается роль архитектора. Обязателен чертеж. Чертеж утверждается заказчиками. Создаются комиссии и комитеты по разработке генеральных планов.Характеристика : строгость композиции. Дома делятся на цокольную часть и основную вехнюю. Фасады освобождаются от сложной пластики и живописного декора барокко, в основе центрическая композиция( круг ,прямоугольник ,квадрат – в плане)которые обычно завершаются куполом или бельведером.

С конца XIX в для русского изобразительного искусства все более характерным становится бездушный, надуманный академический схематизм, с которым ведут борьбу представители романтизма и реализма, пришедших на смену классицизму.

Итальянский архитектор и скульптор Бернини Лоренцо: биография, творчество :: SYL.ru

Богатейшее наследие итальянского зодчего Бернини Лоренцо — это архитектурный облик Рима, его прекрасные скульптуры и многочисленные фонтаны на улицах столицы Италии, живопись и графика. Прожив долгую и яркую жизнь, он создал новый стиль, воплощенный им в архитектурных и скульптурных произведениях — итальянское барокко.

бернини лоренцо

Семья и детство

Лоренцо Бернини (1598-1680) — знаменитый художник, гениальный скульптор и архитектор — появился на свет 7 декабря 1598 г. в итальянском городе Неаполе в семье скульптора Пьетро Бернини. Мать — Анжелика Галанте из Неаполя. Начальное образование он получил, занимаясь и работая с отцом. Уже в 10-летнем возрасте переехал с семьей в Рим по приглашению Ватикана и папы Павла V для работы над скульптурной группой в местной капелле.

С утра до вечера находясь под впечатлением прекрасной архитектуры и произведений искусства в церквях Ватикана, мальчик-вундеркинд начал рисовать. Его усердие заслужило похвалу известного художника Карраччи, а затем и самого Папы, которого восхитил его талант. Это предопределило его дальнейшую судьбу: на много лет Бернини связал свою жизнь со столицей Италии. Здесь он жил, работал и творил шедевры.

Первые творческие работы

Творческая биография Лоренцо Бернини началась в 1619 г., когда юному дарованию был дан заказ от кардинала Шипионе на создание скульптур. Начинающий мастер справился блестяще, создав свои первые скульптурные шедевры «Эней и Анхиз», «Давид», «Аполлон и Дафна» (работы велись до 1625 г.). Совершенно невероятная динамичность скульптурных линий, которая отражала эмоциональное напряжение этих античных персонажей, переданные в мраморе нежные девичьи черты и волосы — все это вызвало восторг у его заказчиков и ценителей искусства.

джованни лоренцо бернини

Следующий папа Урбан VII сделал его руководителем творческой мастерской, где под его началом работали скульпторы и другие специалисты. Многие годы по его чертежам они воплощали в жизнь все идеи, связанные с преображением Вечного города и постройкой церквей, частных особняков, скульптур и фонтанов.

Оформление интерьеров собора Св. Петра

В 1629 г. Бернини Лоренцо назначают архитектором собора Св. Петра в Риме: ему была поручено создание балдахина Св. Петра, над которым он работал с 1623 по 1632 год, хотя заканчивал это сооружение уже его соратник Франческо Борромини, с которым впоследствии у него сложилась жесткая конкуренция.

Богато украшенный балдахин высотой 29 м стал его первой работой при оформлении интерьеров храма. В процессе работы им было задействовано почти 200 человек скульпторов и зодчих, которые воплощали в жизнь его идеи по совершенствованию внутреннего убранства собора, построенного еще великим Микеланджело.

лоренцо бернини 1598 1680

В четырех пилястрах были созданы специальные углубления, куда устанавливались скульптуры святых Лонгина, Вероники, Елены, Андрея.

Работы Бернини и его зодчих по оформлению собора велись почти 50 лет.

Около 20 лет — до 1647 г. — продолжалась работа над пирамидальной композицией, ставшей впоследствии прототипом и других похожих монументов собора — это надгробные скульптуры папы Урбана VIII. Вверху расположена скульптура сидящего и благословляющего прихожан папы, а внизу — фигуры добродетелей (Милосердие и Справедливость), в центре же стоит саркофаг папы.

В это время также была создана производящая большое впечатление фигура Смерти, пишущей эпитафию, новшеством при создании которой стало сочетание бронзы и разноцветного мрамора.

Знаменитые римские фонтаны

Началом украшения Рима оригинальными проектами с фонтанами послужила сделанная совместно с отцом знаменитая «Баркаччо» («Лодочка») на Испанской площади. Этот фонтан стал первым образцом, который строился не по стандартной форме бассейна. «Баркаччо» — воплощение в камне римской легенды о случившемся в 1598 году наводнении, когда воды реки Тибр прибили к берегу затонувшую грузовую лодку.

скульптурные шедевры лоренцо бернини

По проектам Бернини в Риме было построено множество фонтанов, а сам Вечный город с тех пор стали именовать городом фонтанов. Сейчас их насчитывается 280, а раньше было 800.

Самые знаменитые и прекрасные фонтаны Лоренцо Бернини:

  • Фонтан Четырех Рек, задуманный вначале как дополнение к обелиску из Александрии. Располагается на площади Навона. Обнаженные мужские фигуры размещены вокруг обелиска и символизируют 4 реки всех континентов: Дунай (Европа), Ганг (Азия), Ла-Плата (Америка) и Нил (Африка). В окружение каждой скульптуры для колоритности добавлены некоторые представители флоры и фауны конкретного континента.
  • Фонтан «Тритон» (1643) является украшением площади Барберини и представляет собой статую сына Посейдона (морского бога), изображенного в виде полурыбы-получеловека. Под ним находится морская раковина, ниже — дельфины, удерживающие ее на своих хвостах. Между ними скульптор расположил герб семьи Барберини (с пчелами) и атрибуты власти папы римского (тиара и ключи от Рая).
  • Небольшой и изящный фонтан Пчел (1644) выполнен в виде раскрытой раковины, стоящей на каменном основании. Между створками находятся три пчелы, которые наполняют ее водой. На раковине также выбито имя папы римского Урбана VIII, который заказал архитектору этот фонтан. С этим объектом в 2004 г. случилось неприятное происшествие — психически ненормальный приезжий разбил голову одной пчелы, попутно испортив еще несколько памятников Рима.
  • Самый грандиозный фонтан, выполненный по проекту Бернини Лоренцо — Треви (1672), расположенный в центральной части города. Вода в него поступает из источника. Большая скульптурная композиция является фасадной частью Палаццо Поли. Центральная его фигура — статуя Нептуна, вокруг которой располагаются различные морские мифические существа, гроты. В темное время суток фонтан очень красиво подсвечен.
лоренцо бернини архитектура

Личная жизнь и интересные факты

Женился Лоренцо Бернини в возрасте 41 года на жительнице Рима, 22-летней Катерине Тезио, которая родила ему 11 детей. Самый младший, Доменико, стал впоследствии биографом своего отца.

Известность и востребованность мастера были настолько высоки, что при заказе, например, своей скульптуры английский король Карл I прислал ему свои живописные портреты кисти знаменитого Антониса Ван Дейка. А когда мастерскую посетила королева Швеции, Бернини встретил её в рабочей одежде, что не было воспринято как оскорбление высочайшей особы. Наоборот, королева приняла его халат за исторический экспонат.

биография лоренцо бернини

Работа над колоннадой площади св. Петра

Начиная с 1656 и по 1667 год Бернини Лоренцо работает над гигантским проектом перестройки площади (глубина 280 м) перед собором Св. Петра в Риме. Архитектор создал пространство в виде эллипса, раскрывающегося колоннадой в фасадной части собора. Эта новаторская работа считается выдающимся шедевром и самым успешным проектом Бернини, принесшим ему всемирную славу.

Расходящаяся полукругом колоннада заменяет стену и ворота входящим на территорию Ватикана приезжим, которых она провожает к главному храму — собору Св. Петра. Здесь в полной мере проявились черты архитектуры барокко с ее воздушными пролетами, прозрачными границами и отсутствием преград для всего прекрасного.

фонтаны лоренцо бернини

Бернини-архитектор

Джованни Лоренцо Бернини считается основоположником стиля итальянского барокко, который он довел до совершенства в своих архитектурных и скульптурных творениях.

Как архитектор Бернини начал свою работу с реконструкции церкви Сан-Бибиана (1625). Затем им была спроектирована центральная часть фасада Палаццо Барберини, где использовались 3-ярусные ордерные аркады. В 1626 году также был выполнена фасадная часть палаццо ди Пропаганда Фиде.

За годы своей жизни архитектор выполнял заказы поочередно четырех римских пап, которые доверяли возводить церкви, фонтаны, памятники только Лоренцо Бернини. Архитектура итальянского барокко была им воплощена в жизнь в трех церквях, являющихся центрическими купольными сооружениями:

  • Церковь в Кастельгандольфо (1661). Представляет собой сооружение с высоким барочным куполом, выполненное в духе Ренессанса.
  • Церковь в Аричча. Спроектирована в виде круга, окруженного капеллами. По примеру Пантеона, вверху замкнута огромным куполом.
  • И самое прекрасное произведение архитектора — дворцовая церковь королевского дома Италии Сант-Андреа-аль-Квиринале (1678), которая, по плану, выполнена в виде овала, где по периметру располагаются 8 ниш-капелл, каждая из которых отличается по форме. Самое богатое декоративное убранство имеет алтарная ниша. Весь интерьер выполнен в розово-серой гамме с добавлением белого и золотого цветов.
творчество лоренцо бернини

Строительство частных палаццо

Архитектурные способности Бернини были прекрасно воплощены при строительстве римских палаццо (частных городских дворцов). Самым первым таким проектом было возведение фасадной части палаццо Берберини, в которых творчество Лоренцо Бернини проявилось в создании больших изменений в трактовке возведения дворцов. Традиционно используемый ранее прием компоновки всего здания с фасадами, которые выходили на разные улицы, был заменен Бернини подходом, концентрирующим представительские возможности в единственном главном фасаде здания.

лоренцо бернини скульптуры

План другого палаццо — Мончетторио — был основан на ломаной линии основного фасада в соответствии с периметром площади, на которую выходит передняя часть здания.

Палаццо Одескальки представлено 3-этажной горизонталью, в которой использовался новейший архитектурный прием — большой ордер как ведущий композиционный центр. Стройный ряд пилястр с капителями охватывает верхние этажи, придавая фасаду единство и торжественность. Этот архитектурный прием широко распространился и применялся позднее во всей европейской архитектуре при строительстве дворцов.

Скульптуры Бернини

Основоположник и величайший скульптор эпохи барокко, один из самых ярких и талантливых мастеров, Микеланджело 17 века — так называли современники Лоренцо Бернини, скульптуры которого отличаются неповторимостью и невероятной одухотворенностью. Мрамор становился мягким воском в руках этого мастера, с его помощью он передавал телесное тепло, шелест листьев и шелковистость волос.

Его статуи всегда находятся в движении, очень эмоциональны, «умеют дышать и говорить». Первые его работы, в которых еще присутствуют черты Ренессанса, находятся в Галерее Боргезе: «Давид», «Аполлон и Дафна» и др.

Скульптурные шедевры Лоренцо Бернини создали «лицо» итальянской столицы эпохи барокко. Они находятся в Риме всюду в виде фонтанов и изваяний, украшающих храмы и дворцы. Столица Италии стала музеем работ этого величайшего мастера.

Знаменитое произведение мастера, созданное уже в стиле барокко, — это статуя-алтарь «Экстаз Святой Терезы» для римской церкви Санта-Марии-делла-Виттории (1652). Святую скульптор изобразил в момент, когда к ней спустился улыбающийся ангел с небес. В руках у него — стрела божественной любви, которой он старается поразить сердце женщины в одеждах монахини. Споры о том, какую именно любовь изобразил скульптор (земную или небесную), продолжаются уже несколько столетий.

художник лоренцо бернини

Последняя работа Бернини — прекрасная статуя Блаженной Людовики Альбертони, выполненная для капеллы церкви Сан-Франческа-а-Рипа (1671-1674). Она изображает женщину, в состоянии религиозного экстаза ожидающую смерти. Фигура Людовики сделана из белого мрамора, а остальные части — из красного со светлыми прожилками.

бернини лоренцо

Великий Бернини: художник и карикатурист

Как художник Лоренцо Бернини был не так знаменит. Его полотна, так сказать, проигрывают в сравнении с работами в скульптуре и архитектуре. Но все же созданные им рисунки и картины говорят о высоком художественном мастерстве и таланте мастера. Самая известная картина — «Автопортрет» (1665), находящийся сейчас в Королевском художественном колледже (Виндзор, Англия).

Бернини был известен также своими графическими работами, содержащими шаржи на современников, основав тем самым карикатурный жанр в искусстве.

бернини лоренцо

Другая деятельность мастера

Кроме шедевров изобразительного искусства, архитектуры и скульптуры, Бернини известен еще в качестве режиссера: он ставил театральные феерии, писал комедии, создавал декорации к спектаклям и даже стал конструктором-изобретателем машины «Восход солнца».

Декорации, созданные им для театральных постановок семьи Барберини, были уникальны и неординарны: они представляли различные стихийные бедствия (наводнение и ураган), летящие колесницы, падающие дома, возникающие из ниоткуда храмы, горы и леса, городские улочки с людьми…

Последние годы

Джованни Лоренцо Бернини умер в ноябре 1680-го, в возрасте 81 года, создав новый архитектурный стиль итальянского барокко и полностью преобразив весь облик столицы Италии. Он успел поработать и пережить 8 римских пап, обучить сотни учеников и заслужить восхищение миллионов людей.

Великий мастер похоронен в церкви Санта-Мария-Маджоре, где много лет назад он начинал свою творческую деятельность под руководством отца.

26. Архитектурное творчество Бернини и Бороминни

Архитектура

Франческо Борромини

Борромини Церковь Сан Карло

1635-1667, Рим

Борромини Церковь Сан-Аньезе

1652-1657, Площадь Навона, Рим

Свое крайнее выражение иррациональности, экспрессивности и живописности барокко находит в творчестве Франческо Борромини (1599—1667). Не считаясь с логикой конструкций и возможностями материалов, Борромини заменяет прямые линии и плоскости в архитектуре изогнутыми, скругленными, извивающимися. На чередовании вогнутых и выпуклых линий, расположенных по форме ромба, Борромини строит план небольшой церкви Сан-Карло у четырех фонтанов в Риме (1634—1667). Ее сложный волнообразный фасад, расчлененный двухъярусной колоннадой, украшен декоративной скульптурой, глубокими нишами, овальными живописными панно, которые разрывают карниз и нарушают равновесие композиции. Дробная пластика стен, беспокойный ритм окон, сложно профилированные горизонтальные тяги подчеркивают напряженный динамизм здания, созданного зодчим Борромини.

Дворцы и виллы. Большое место в барочной архитектуре принадлежит дворцам, горделиво-нарядным, с выступающими по сторонам главного корпуса флигелями-крыльями, открытыми почетными дворами. Представительность и величие в них сочетаются с великолепием (палаццо Барберини в Риме). Необычайно красивы загородные виллы, окруженные садами, расположенными террасами на склонах холмов (вилла д’Эсте в Тиволи). Мастерски использованы в них сложный рельеф местности, богатство южной растительности, водоемы, сочетающиеся с павильонами, скульптурными группами. Предназначавшиеся для аристократических заказчиков, такие ансамбли в известной мере отражали и тот интерес к природе, который проявляли ученые-естествоиспытатели 17 века.

Важное значение принципы барокко имели не только для развития композиции городского и паркового ансамбля, но и для градостроительства. Архитекторы барокко создали планировочную систему, упорядочив хаотическую застройку средневекового города, придали улицам прямолинейные очертания, завершив их площадями, которые в свою очередь стали объектами архитектурных композиций. Новые градостроительные принципы были воплощены в Риме, который именно в этот период приобрел свой неповторимый облик. По проекту Доменико Фонтана было осуществлено сооружение ансамбля площади дель Пополо с расходящимися от нее тремя лучами центральных улиц, плотно застроенных зданиями.

Многочисленные обелиски и фонтаны завершили площади, организуя пространство уходящими ввысь строгими вертикалями монументов, динамикой падающей воды, разнообразием и богатством пластических форм, неистощимой выдумкой композиционных построений. К наиболее совершенным созданиям такого типа относятся фонтаны «Четыре реки» на площади Навона и фонтан «Тритон» на площади Барберини, исполненные Бернини.

Лоренцо Бернини

Джованни Лоренцо Бернини (1598—1680) — крупнейший мастер зрелого барокко, одновременно и архитектор, и скульптор, а также и художник, и драматург, работал при 8 папах. Первой архитектурной работой Бернини стала перестройка римской церкви Санта-Бибиана(1624) совместно с Пьеро да Кортона.

Затем он прославился своим проектом главного алтаря в соборе Св. Петра(1624-1633), созданным совместноФранческо Борромини, расположенного в центре огромного внутреннего пространства собора, под куполом, созданным Микеланджело. В соответствии с проектом Бернини, над алтарем выросла целая постройка, огромные 26-метровые витые бронзовые колонны которой поддерживают богатый позолоченный бронзовый балдахин. Он замышлялся как монументальный навес над могилой Св. Петра, напоминающий балдахин, который традицонно поддерживается над папой, когда его проносят через церковь. Сверху помещены шар и крест, поддерживаемые четырьмя ангелами. Мотив витых колонн появляется впервые в готической архитектуре, эта по сути деконструктивная форма используется Берниьи и приобретает здесь, в соборе св. Петра, значение одной из основных архитектурных тем. И колонны, оплетенные лавровыми ветвями, и сам балдахин покрыты чернью, на этом фоне выступают позолоченные сверкающие детали, что порождает сильный архитектурный эффект.

Бернини был выдающимся скульптором своего времени. Его произведениям были свойственны совершенство пластической моделировки, динамизм и экспрессивность образов. Особенно характерна его известная скульптурная композиция «Экстаз Св. Терезы» в римской церкви Санта Мариа делла Витторио, изображающая мистическое видение известной сподвижницы церкви, кармелитки Терезы, во время которого Ангел проник в ее сердце с пламенной стрелой Божественной любви. Бернини выстраивает интерьер часовни Корнаро вокруг своей скульптурной группы со Св. Терезой. Мраморный павильон с отверстием вверху, куда устремляется свет из высокого окна, иллюзионистский эффект облаков на своде, ложные трибуны, где размещены созерцающие эту сцену зрители… Невозможно достичь большей аналогии с театром.

После смерти Карло Мадерныв 1629 г. Бернини был назначен главным архитекторомсобора Св. Петра и палаццо Барберини, где работают также Пьеро да Кортона и молодойБорромини. Авторитет Бернини сильно пострадал, когда под весом колоколен, которые он начал устанавливать 1637 г. на фасаде собора, здание начало проседать, колокольни пришлось снести.

Бернини создал колоннаду и площадь перед собором Св. Петра— самый крупный архитектурный ансамбль Италии XVII века. Одной из красивейших церкей Италии XVII в. по праву считают римскуюцерковь Сант Андреа, построенную Бернини в 1653г. Наиболее впечатляющие религиозно-художественные декорации, выполненные Бернини — «Трон Святого Петра» (1657-1666) — позолоченное бронзовое покрытие средневекового деревфнного трона (кафедры) понтифика. Создается иллюзия, что кресло поддерживают 4 бронзовые фигуры отцов-основателей ранней церкви: Свв. Амброзия, Атанасиуса, Иоанна Златоуста и Августина, над ними — золотая слава ангелов на облаках в лучах света, исходящего от Святого Духа в образе голубя в овальном окне.

Пользовавшийся большим расположением Урбана VIII, Бернини пережил краткий период немилости в начале понтификата Иннокентия X, который поначалу отдавал предпочтение Альгарде и Борромини. Но полностью его архитектурный гений был оценен при папе Александре VII. Именно к этому периоду относятся палаццо Киджи(1664).

В 1665 г. Бернини по приглашению Людовика XIV приезжал в Париж для работы над проектом королевской резиденции. Поначалу его принимали с почетом, но вскоре он настроил против себя французскую аристократию тем, что признавал только исскуство Италии, принижая работы местных мастеров. Его проект для Лувра был отклонен.

В поздний период творчества Бернини закончил оформление часовни собора Св. Петра — Сантиссимо Сакраменто(1673-1674), в котором противопоставил архитектуре бронзового купола мягкие профили небесных ангелов. Самая большая из последних работ — часовняАльтиери в Сан Франческо Рипа(ок. 1674) в Риме. В нише в верхней части алтаря расположена статуя, изображающая смерть Блаженного Людовикоа Альбертони.

Архитектура барокко в Италии. Лоренцо Бернини, Франческо Борромини.


ТОП 10:

Архитектура барокко — период в развитии архитектуры стран Европы и Америки (особенно в Центральной и Южной), охвативший примерно 150—200 лет. Период начался в конце XVI века и завершился в конце XVIII. Барокко (как стиль) охватило все виды искусства, но наиболее ярко отразилось в живописи, театре (и связанной с ним литературе, музыке) и архитектуре.

Корни барокко уходят в архитектуру эпохи Возрождения. Первый действительно большой и величественный ансамбль создал в Ватикане Браманте. Это двор Бельведер протяжением 300 метров, который был построен в едином стиле при сохранении различных функций зданий (Бельведер с античными скульптурами, регулярный сад, Ватиканская библиотека и театр под открытым небом.) Но все формы архитектуры довольно спокойные, уравновешенные. Это ещё не барокко.

Идею Браманте по созданию ансамбля из нескольких зданий подхватил Виньола (1507—1573). Он не имел таких возможностей как Браманте в использовании многих стройматериалов и площадей. Поэтому его ансамбль виллы Джулия для папы римского Юлия III (понтифик в 1550—1555 годах) небольших размеров. Вилле присущи уже все черты барокко — единый ансамбль с павильонами, садом, фонтаном, ступеньками различных типов, связывающие террасы разного уровня. Вилла ещё сильно отделена от окружающей среды, замкнута на себя, как большинство зданий Возрождения, а её архитектура тоже уравновешена, как и большинство сооружений эпохи Возрождения.

Напряжённость, гигантские размеры и эмоциональную насыщенность архитектуре. Именно в произведениях Виньола и позднего Микеланджело исследователи видят истоки архитектуры барокко.

Барокко как стиль ранее всего и наиболее определенно проявился в Италии. Эта страна в XVI — XVIII веках состояла из ряда мелких государств, внешнеполитическое, и экономическое положение которых отличалось сложностью и неустойчивостью. Материальная база строительства была ограничена. Ведущая роль в развитии архитектуры принадлежала католической церкви, Ватикану, который стремился поддержать свой престиж путем возведения многочисленных храмов, не столь крупных по размерам, но всегда оформленных необычайно эффектно и эмоционально впечатляюще.

Барокко зародилось в Италии уже в период позднего Ренессанса. Его принципы в полной мере получили свое развитие в XVI в. в работах архитекторов Рима. Cо второй половины XVI в., возникают художественно более сложные жилые постройки. Своеобразный характер имеют господские поместья, отвечающие требованиям безопасности и одновременно представляющие собой удобные усадьбы. Обычно это четырехсторонние в плане сооружения с угловыми башнями или эркерами.

Наиболее яркие и характерные памятники барокко в Италии связаны с крупнейшими мастерами XVII века — Лоренцо Бернини, Гварино Гварини, Франческо Борромини, Карло Райнальди, Бальдассаре Лонгена и другими.

В середине XVIII века в архитектуре Италии и в других странах Европы отмечается уже переход к классицизму.

Следующее поколение архитекторов барокко воспитает великого итальянского архитектора Борромини.

Именно Борромини смело отходил от классических канонов, авторитетных решений, прежних правил, проектировал помещения невиданной сложности. Это Борромини настоящий наследник эмоциональной насыщенной архитектурыМикеланджело Буонарроти, больший, чем Лоренцо Бернини или Пьетро да Кортона.приверы — Борромини. План церкви Св. Карла у четырёх фонтанов, Борромини. Оратория монахов филипинцев, Рим, Борромини, разрез церкви Сан Иво в университете Рима

Интересный путь как архитектор барокко прошёл Ювара. Он начинал как сценограф и помощник в перестройке театральных зданий. Не все его проекты нашли своё воплощение. Но от здания к зданию он набрал опыт. Если Доменико Фонтана (1543—1607) или Франческо Каратти (?—1675) использовали тип удлинённого дворца-блока без игры объёмов, Ювара усиливает выразительность своих дворцов диагональными построениями, ризалитами, игрой различных объёмов. Декор становится всё более сдержанным, не избегает руста, пилястр и колонн, таких привычных для классицизма. Но здания не становятся образцами классицизма, сохраняя величие, разнообразие и красоту именно барокко. Важным отличием архитектурного стиля Ювары стали чрезвычайно выразительные силуэты зданий (замок Ступиниджи, Мадридский королевский дворец, особенно базилика Суперга) . примеры — Палаццо Кариньяно (арх.Гварино Гварини), Королевский дворец в Мадриде ,Ступиниджи близ Турина ,Дворец Мафра в Португалии

Многие мастера Италии, не находили на родине ни заказов, ни применение своим знаниям. Известно участие мастеров Италии ещё в построении готических соборов Франции. В XVII веке архитекторы Италии развезли новые архитектурные идеи по всей Западной Европе.

 

20 Скульптура итальянского барокко на примере творчества Лоренцо Бернини.

Берни́ни

(bernini) Джованни Лоренцо (1598, Неаполь – 1680, Рим), итальянский архитектор и скульптор, крупнейший представитель стиля барокко. Учился у отца, П. Бернини, известного скульптора. Испытал влияние живописи болонской школы, а также скульптуры эпохи эллинизма.

Ранние работы («Давид», 1623; «Плутон и Прозерпина», 1621—22; «Аполлон и Дафна», 1622—25) полны движения, драматического пафоса, страстного порыва. Бернини заставляет зрителя забыть о тяжести и твёрдости мрамора, превращая камень то в невесомое кружево, то в мягкую листву, то в клубящиеся облака. Пластические объёмы кажутся мягкими и текучими. «Я победил мрамор и сделал его гибким, как воск, и этим самым смог до известной степени объединить скульптуру с живописью», – говорил Бернини. «Экстаз св. Терезы» (1644—52, церковь Санта-Мария делла Виттория, Рим) – великолепная архитектурно-скульптурная композиция. В нише собора зрителю представлено мистическое видение: монахиня и явившийся ей ангел, парящие в облаках на фоне сверкающих золотых лучей. Религиозный экстаз и эротика причудливо совмещены в этом произведении, как и во многих барочных скульптурах. В бюсте кардинала Ш. Боргезе (1632) сочетаются естественность, жизненная полнокровность и величавость образа. Мраморный бюст Констанцы Буонарелли (ок. 1647 г.) – пример одухотворённого интимного портрета. В поздних произведениях бравурность преобладает над стремлением раскрыть психологические черты модели («Портрет герцога Франческо д’Эсте», 1650—51). Бернини создал тип барочной гробницы, распространившийся по всей Европе. В надгробии папы Александра VII (1671—78) Бернини представил главу католической церкви в окружении многочисленных аллегорических фигур, создал яркую и эффектную театрализованную сцену. Бернини – автор знаменитых фонтанов Рима (фонтан Тритона на площади Барберини, 1637; фонтаны Четырёх рек и Мавра на площади Навона, 1648—55, и др.). Бравурность скульптурных форм эффектно соединилась в них с подвижной стихией воды.

В сер. 17 в. Бернини стал придворным архитектором и скульптором римских пап. Главное его творение – ансамбль площади собора Св. Петра в Риме (1657—63). В интерьере собора возвёл гигантский бронзовый балдахин (киворий) со спиральными, устремлёнными вверх колоннами, оформил эффектной барочной скульптурой алтарную апсиду, создал множество статуй, рельефов и надгробий. Снаружи построил четырёхрядные крытые колоннады, которые охватывают пространство овальной площади перед собором Св. Петра и словно «обнимают» входящего, направляя его движение к главному фасаду здания. В 1658—78 гг. построил в Риме церковь Сант-Андреа аль Квиринале.
Бернини также прославился среди современников как автор острых карикатур, превосходный инженер театрального оборудования и автор комедий. Творческое наследие Бернини сыграло определяющую роль в сложении и развитии европейской барочной архитектуры и скульптуры.

Спанская живопись 17 века.

Испанская живопись XVII века, Живопись испанского Золотого века, эпохи барокко — эпоха наивысшего расцвета испанского изобразительного искусства. Исследователь испанского искусства Татьяна Каптерева отмечает следующие характерные черты живописи данного периода:преобладание остроты наблюдения натуры над художественным воображением концентрация внимания на человеке, с исключением других пластов восприятия реальности (это вело к слабому развитию пейзажа и своеобразному, внесюжетному развитию бытового жанра).

Изображение человека при этом ограничивалось, по большей части, религиозной тематикой, и единственным светским жанром, который поощрялся, был портрет.

Важным фактором формирования испанского искусства была идеология. В этот период в Испании действовало огромное количество монашеских орденов, имевших большую материальную и духовную власть. Именно они выступали основными заказчиками произведений искусства. Кроме того, в 1-й пол. XVII века было слабо развито ремесло фрески, и замещать её при украшении храмов приходилось станковой живописью.

Период становления испанской живописи — это конец 16 — 1-я четверть 17-го века, когда активно развиваются местные школы (Севилья Франсиско Пачеко, Алонсо Васкес,Антонио Моэдано, Хуан де Роэлас, Хуан де Кастильо. Пабло Леготе, Франсиско Эррера-Старший, Кристобаль Рамирес.

, Валенсия Франсиско Рибальта ,Хуан де Рибальта, Школа Рибальты, Хусепе Рибера, Херонимо Хасинто Эспиноса, Эстебан Марч, Мигель Марч проч.), а также на испанскую почву проникают и активно адаптируются приемы караваджизма.

Творчество Диего Веласкеса.

Веласкес Диего (1599–1660), великий испанский живописец. Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez). Веласкес родился 6 июня 1599 года в городе Севилья в Испании, в семье португальских евреев, принявших христианство. Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера. До 1623 Веласкес работал в Севилье. Рано обратившись к кругу новых для испанской живописи тем и образов, в сценах из народной жизни “бодегонес” (от испанского bodegon – харчевня) создал галерею ярко характерных, полнокровных народных типов (“Завтрак”, около 1618, Эрмитаж, Санкт-Петербург; “Водонос”, около 1622, Музей Уэллингтона, Лондон). Контрастное освещение фигур, выдвинутых на передний план, плотность письма, интерес к точной передаче особенностей натуры сближают живопись севильского периода художника Диего Веласкеса с караваджизмом.
В 1623 году Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем. Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629, и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства. Художник проницательнее вглядывался в мир, порывал с присущими искусству его времени условностями, искал пути к созданию полотен широкого обобщающего смысла. В картинах “Вакх” (“Пьяницы”, до 1630) и “Кузница Вулкана” (1630; обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами.
На формирование Диего Веласкеса как портретиста огромное воздействие оказала жизнь при королевском дворе, научившая художника постигать глубины человеческого характера, скрытые под маской придворного этикета. Бесстрастно-холодные парадные конные портреты королевских особ (инфанта Балтасара Карлоса, 1634–1635, Прадо, Мадрид) отличаются сдержанным великолепием поз, одежд, коней, величием пейзажных фонов.

В портретах придворных, друзей, учеников Веласкес накапливал и синтезировал свои наблюдения, отбирал необходимые изобразительные средства. В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. Нейтральный фон благодаря тонкому соотношению валёров обладает глубиной и воздушностью; темные тона одеяний направляют внимание зрителя на ровно освещенные лица. Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден; графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург; “Дама с веером”, около 1648, собрание Уоллес, Лондон; серия портретов инфант, Лувр, Прадо).

Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов и карликов (Эль Бобо из Кории, Эль Примо, так называемого Хуана Австрийского, Себастьяна Мора и других, все – 1631–1648, Прадо, Мадрид). Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов.
К этому же периоду относятся “Венера перед зеркалом” (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа “Вилла Медичи” (1650–1651, Прадо, Мадрид; по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы.

В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины. В картине “Менины” (“Фрейлины”, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала), изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений. Пленительная красота и живописное многообразие реальности воплотились в серо-жемчужном колорите картины с нанесенными свободными ударами кисти голубыми, розовыми, темно-серыми, коричневатыми прозрачными мазками.

В ином, более мажорном колористическом ключе написаны “Пряхи” (1657, Прадо, Мадрид), сцена в королевской мастерской ковров с фигурами прях на первом плане и ярко освещенным солнечным светом помещением в глубине композиции, где придворные дамы осматривают готовый ковер, изображающий миф об Арахне — ткачихе, превзошедшей в своем мастерстве богиню Афину. Контрасты освещения, “двуслойное” пространственное построение композиции, своего рода золотая пыль, окутывающая фигуры прях, создают в картине особую атмосферу общего для всех персонажей чувства, объединяющую в себе все их движения, жесты, душевные импульсы.

В поздних произведениях Веласкеса с наибольшей полнотой сказались особенности его творческого метода: глубокое постижение жизни во всем богатстве и противоречивости ее проявлений, целостность ее образно-пластического воплощения, единство всех элементов художественной формы. Живописец Диего Веласкес писал без предварительных набросков, прямо на холсте, органично соединяя непосредственные впечатления от натуры со строгой продуманностью композиции, достигая впечатления, казалось бы, вольной импровизации и вместе с тем широкого обобщения. Творчество художника Веласкеса является вершиной испанской живописи XVII века и одним из ярчайших явлений мирового искусства.



Архитектурные шедевры Джованни Лоренцо Бернини

Джованни Бернини

Определение 1

Джованни Лоренцо Бернини – это великий итальянский архитектор и скульптор, один из крупнейших представителей римского и итальянского барокко. В работах Бернини воплощены все принципы данного стиля: драматичность, эмоциональность и театральность образов.

Бернини обладал уникальной способностью организовывать масштабные скульптурные проекты, обладающие неподдельным величием.

Как уже отмечалось выше, Бернини и некоторые его современники (например, Франческо Борромини и Пьетро да Кортона) сыграли важнейшую роль в становлении архитектуры итальянского барокко. В начале своей профессиональной деятельности они занимались возведением Палаццо Барберини. Впоследствии между архитекторами разгорелась конкуренция за подряды, которая вскоре переросла в откровенную вражду.

На протяжении своей карьеры Бернини выполнил огромное количество заказов, большинство из которых было связано с религией. Бернини и многие другие архитекторы были забыты в период неоклассической критики барокко. Лишь в конце XIX века специалисты в поисках понимания сущности художественного произведения признали достижения Бернини и восстановили его репутацию. Искусствовед Говард Хиббард считал, что в XVII веке не было архитектора или скульптора сравнимого с Бернини.

Шедевры мастера

Сюжет мраморной скульптуры «Аполлон и Дафна» в барочном стиле основан на одном из рассказов, включенных в «Метаморфозы» Овидия. Работа выполнялась по заказу кардинала Боргезе.

Мастер завершил композицию в 1625 году. Кардинал Барберини, будущий папа Урбан VIII написал двустишие, главной целью которой было оправдание присутствия скульптуры на языческую тематику.

Рисунок 1. Сант Андреа аль Квиринале. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Скульптор стремился изобразить апогею мифологической погони бога Аполлона за прекрасной нимфой Дафной. Аполлон практически настиг спутницу, но пальцы рук Дафны уже превратились в ветви, а ее ноги стали корнями лавра.

Интересен фонтан Тритона (1624 – 1643 гг.), располагающийся в исторической части Рима на площади Барберини. Фонтан был создан по заказу папы Урбана XVIII сразу после возведения палаццо. В честь данного палаццо и названа площадь, на которой располагается фонтан Тритона.

Замечание 1

Одним из самых известных фонтанов Бернини является Фонтан Четырех рек. Он располагается на пьяцца Навона и получает воду из древнего акведука Аква Вирго.

В 1644 году папа из рода Памфили задумал установить недалеко от семейного дворца египетский обелиск, привезенный в Рим императором Каракаллой. Для этого был объявлен конкурс архитектурных проектов, к которому из-за происков неприятелей не был допущен Бернини. Однако, архитектор всё-таки подготовил проект фонтана, по которому вокруг обелиска должны были располагаться статуи речных богов.

В конечном итоге покровитель Бернини Людовизи, женатый на племяннице папы, разместил макет сооружения в столовой, где работал кардинал. Восхищенный папа Иннокентий изменил условия конкурса и приказал архитектору незамедлительно приступить к возведению фонтана.

Архитектурная деятельность

Ранние объекты Бернини свидетельствуют о его безоговорочном даровании. Мастер стремился сделать любой свой материал максимально податливым. Весьма рано Бернини проявил себя как мастер скульптурных портретов. Множество выполненных им портретных бюстов относятся к шедеврам данного вида искусства. Своеобразный темперамент Бернини отражался и в интересных графических шаржах на современников. Именно благодаря данным рисункам появилось слово «карикатура» в итальянском языке.

Любимец Ватикана Бернини получал максимально ответственные объекты. В 1629 году он стал главным архитектором собора Святого Петра. Бернини занимался возведением бронзового балдахина над главным алтарем. В основу его конструкции входили искривленные колонны, формирующие эффект непрерывного роста.

Рисунок 2. Фонтан Тритона. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

При Иннокентии X Джованни Бернини впал в немилость и был ненадолго удален от папского двора (середина 1640-х годов). За пределами Ватикана зодчему также принадлежит несколько проектов.

Пропаганда католической веры была неразрывно связана с базисными принципами ренессансного гуманизма. Архитектурные ансамбли Джованни Бернини вовлекали зрителя в сложную театрализованную игру, они усиливали ощущение «вечного города». Среди наиболее известных проектов архитектора можно выделить:

  • площадь перед собором Святого Петра;
  • церковь Сант Андреа аль Квиринале;
  • «королевская лестница» Ватиканского дворца.

После приглашения в 1665 году в Париж, Бернини запроектировал новый фасад Лувра, а несколько позднее – в 1671 году занимался созданием проекта памятника Людовика XIV. Однако, обе эти работы были отклонены королем. Тем не менее идея памятника была осуществлена в более скромном варианте.

После возвращения из Франции Бернини работал над заказами Александра VII (например, оформлял убранство капеллы Киджи в церкви Санта-Мария-дель-Пополо. В 1668 году архитектор завершил оформление конной статуи Константина Великого, изготовление которой было начато в 1654 году. Статуя была установлена в нише на лестнице и изображала божественное видение.

Последней крупнейшей работой мастера была гробница папы в соборе Святого Петра. По мнению Э. Панофски данный монумент стал вершиной европейского погребального искусства.

Бернини умер в Риме в 1680 году и похоронен с родителями в фамильной усыпальнице церкви Санта-Мария-Маджоре. Творения архитектора включали в себя как светские, так и церковные сооружения. Он занимался улучшением существующих зданий и строительством новых. Примечательно, что среди самых известных его работ есть несколько римских дворцов (например, палаццо Барберини и палаццо Людовизи).

Невероятный Бернини! — Вселенная души — LiveJournal

Сегодня я хочу рассказать об известном итальянском скульпторе и архитекторе семнадцатого века Джованни Лоренцо Бернини, который создавал свои невероятные произведения во времена барокко в красивейшем итальянском городе Риме.

Джованни Лоренцо Бернини. Автопортрет, 1623. Галерея Боргезе, Рим, Италия

Для настроения слушаем музыку http://music.yandex.ru/#!/album/1610697

Барокко (итал. barocco, букв. — причудливый, странный) — один из главенствующих стилей в европейской архитектуре и искусстве конца XVI — середины XVIII вв. Стиль, который прославлял физическую составляющую нашей жизни, как любовь, страсть, желание, боль, счастье и т.п., но выраженные чрезмерно, на пределе.
Бернини же, как никто, знал о страсти почти все, выражая ее через физику тел, неистовое отражение эмоций на лице. В своей известной скульптуре «Аполлон и Дафна»,

Джованни Лоренцо Бернини. «Аполлон и Дафна», 1622-1625, мрамор. Музей и галерея Боргезе, Рим.

нашел отражение кульминационный момент чувственного преследования. В позах фигур, выражении лиц, напряженности тел мы можем почти физически ощутить бушующие эмоции персонажей.

Апполон пытается схватить Дафну, а она пытается вырваться, ее рот открыт в немом крике, они полуобнажены, так же, как и откровенны их души.

В работах Бернини мы осознаем всю серьезность ситуации, например в его скульптуре «Давид»

Джованни Лоренцо Бернини. «Давид», 1623-1624, мрамор. Галерея Боргезе, Рим.

можно почти сознательно ощутить силу, с которой он натягивает веревку.

В отличие от статичного, созерцательного, внешне спокойного «Давида» у Микеланджело.

Микеланджело «Давид», 1501-1504, мрамор. Галерея Академии художеств, Флоренция.

У Бернини же нет спокойствия, только движение, чувства и эмоции.

Известно, что Бернини начал рисовать после увиденных картин Караваджо, и в скульптуре тоже он смог воплотить начатое великим художником, передать всю страсть и бушующие эмоции через холодный мрамор.
Будучи совсем молодым, он создал скульптуру «Мученичество святого Лаврентия», где пытался показать наивысший момент боли.

Джованни Лоренцо Бернини «Мученичество святого Лаврентия», 1614-1615.

Посмотрите на его закатанные кверху глаза, напряженное лицо, где мышцы словно свело судорогой, полуоткрытый рот, его выгнутое тело – все говорит, даже кричит о нестерпимой боли.
Еще один интересный бюст «Проклятая душа» передает невероятную жестокость, крик души, исторгнутый именно в момент наивысшей точки кипящих эмоций и страстей. Все движется и бурлит.

Джованни Лоренцо Бернини «Проклятая душа», 1619.

Все на пределе, где каждый нерв напряжен до судорожной боли. Всмотритесь в эти безумные глаза, присборенные складки на лице, широко открытый рот и даже приподнятый кончик языка, все настолько реалистично, что поражает воображение.
Также стоит отметить бюст Шипионе Боргезе, который был кардиналом, любителем искусств, коллекционером, а также покровителем Караваджо и Бернини.

Джованни Лоренцо Бернини. Бюст Шипионе Боргезе, 1632.

Интересно, что скульптор смог передать характер кардинала в очень реалистичной манере через небрежные детали одежды, выражение лица, игру света и тени.
Вечным соперником Лоренцо был известный и опытный на тот момент, амбициозный архитектор Франческо Борромини, который завидовал успешному Бернини.

Лоренцо же умел очаровывать и находить к людям подход, а также он был лучшим другом Папы Римского Урбана VIII.

и личным скульптором его племянника небезызвестного кардинала Шипионе Боргезе. Таким образом, по мнению архитектора Борромини, Лоренцо получал лучшие заказы, например, невероятно притягательный по красоте и величию, пышно отделанный скульптурами, позолотой, живописно сочетающий различные материалы внутренний интерьер Базилики Святого Петра.

Что ж, они действительно по-разному видели одно и то же решение, например купол Церкви Сан Карло, которую создает Борромини, представляет собой слитную однотонную конструкцию из геометрических фигур, не пропускающих свет, ты словно задыхаешься в этом пространстве.

И напротив, купол Базилики Святого Петра Лоренцо Бернини легок, грациозен и живописен за счет окон по всему периметру, пропускающих свет, колорита, ритмов, я бы это назвала «дышащей» конструкцией.

Немного поговорим о его личной жизни, поскольку хочу наглядно показать связь между его эмоциями, объектом выражения и результатом их проявления. Известно, что у Бернини была любовница, замужняя женщина Констанция Буонарелли, он создает ее бюст,

Джованни Лоренцо Бернини. Бюст Констанцы Буонарелли, ок. 1647 г., мрамор.

который, вероятнее всего, показывает его влечение к девушке через ее полуоткрытую грудь и страстное выражение лица, а также мы видим ее широко открытые глаза с бушующими внутри эмоциями и страстями, это все позволяет раскрыть ее характер. В конце концов, история закончилась весьма печально, она изменила Лоренцо с его младшим братом, которого он сильно избил, а Констанцию посадил в тюрьму. Благодаря связям его не посадили, но после смерти Урбана и некачественного исполнения важного заказа двух колоколен для базилики Святого Петра, которые дали трещину и их пришлось снести, он перестал быть популярным, а его место занял Борромини. Однако через несколько лет, благодаря кардиналу Карнало, он смог восстановить свое доброе имя, создав величайший шедевр «Экстаз святой Терезы».

Джованни Лоренцо Бернини «Экстаз святой Терезы», 1645-52, мрамор. Санта Мария делла Витториа, Рим.

В лице святой Терезы он смог передать свое видение страсти, божественного экстаза через этот полуоткрытый рот, полузакрытые глаза, сладостное выражение на лице,

напряженное тело,

но в тоже время у ангела мы видим невероятное выражение лица

и этот мягкий жест руки,

Ее эмоции и общая тема композиции сродни срединному чувству между неприличием и мистическим озарением, моментом сиюминутного вселенского счастья. Ее лицо словно охвачено сексуальной эйфорией.

Она словно воспаряет к небесам, благословленная любовью Бога. Бог вошел в ее сердце, и Бернини показал нам этот наивысший момент ее всепоглощающей любви к Богу. Также он интересно расположил эту скульптуру, развернув ее фигуру, при этом ее рука и нога обессилено свесились вниз, показывая, что ее тело ей уже не принадлежит, это всего лишь ее обнаженная душа.

Я преклоняюсь перед талантом такого невероятного скульптора, который мог так ясно передавать через материю, через холод камня всю градацию чувств и эмоций, ощущений и неясных сомнений, выраженные в невероятно образном выражении лиц, расположении тел, использовании контраста света и тени, детальной проработки каждого элемента, ритмов, масштаба, композиции, — все это находится в невероятной гармонии, созвучной самому небесному звучанию сфер.

Творчество Лоренцо Бернини

Подобно мастерам Возрождения, основоноложник стиля зрелого барокко Лоренцо Бернини (1598–1680) был разносторонне одаренным человеком. Архитектор, скульптор, живописец, гениальный декоратор, он исполнял в основном заказы римских пап и возглавлял официальное направление итальянского искусства. Одно из самых характерных его сооружений – церковь Сант-Андреа аль Квиринале в Риме (1653–1658).


Экстаз святой Терезы, 1652,
Санта Мария делла Виттория, Рим
Портрет Лоренцо Бернини, автор художник Джованни Гаулли, 1665, Рим
Площадь Собора святого Петра
1656–1667, Ватикан, Рим

Крупнейшая архитектурная работа Бернини – окончание многолетнего строительства собора святого Петра в Риме и оформление площади перед ним (1656–1667). Сооруженные по проекту Бернини два могучих крыла монументальной колоннады замкнули обширное пространство площади. Расходясь от главного, западного фасада собора, колоннады образуют сначала форму трапеции, а затем переходят в громадный овал, подчеркивающий особую подвижность композиции, призванной организовывать движение массовых процессий. 284 колонны и 80 столбов высотой по 19 м составляют эту четырехрядную крытую колоннаду, 96 больших статуй венчают ее аттик. По мере движения по площади и изменения точки зрения кажется, что колонны то сдвигаются теснее, то раздвигаются, и архитектурный ансамбль будто разворачивается перед зрителем. Мастерски включены в оформление площади декоративные элементы: зыбкие струи воды двух фонтанов и стройный египетский обелиск между ними, которые акцентируют середину площади.

По выражению самого Бернини, площадь, «подобно распростертым объятиям», захватывает зрителя, направляя его движение к фасаду собора (архитектор Карло Мадерна), украшенного грандиозными приставными коринфскими колоннами, которые возвышаются и господствуют над всем этим торжественным барочным ансамблем. Подчеркнув пространственность общего решения сложной по форме площади и собора, Бернини определил и главную точку зрения на собор, который на расстоянии воспринимается в своем величавом единстве. Пристроенная архитектором Мадерна в начале 17 века базиликальная часть его вместе с декоративным фасадом объединяется с центрической купольной постройкой Микеланджело.


Вакханалия, 1617
Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Нептун и Тритон, 1620, Музей
Виктории и Альберта, Лондон
Истина, 1645–1652
Галерея Боргезе, Рим

Бернини хорошо знал и учитывал законы оптики и перспективы. С дальней точки зрения, сокращаясь в перспективе, поставленные под углом колоннады трапециевидной площади воспринимаются прямыми, а овальная площадь – кругом. Эти же свойства искусственной перспективы умело применены Бернини при сооружении парадной Королевской лестницы («Скала реджа», 1663–1666), соединяющей собор святого Петра с Папским дворцом. Она производит грандиозное впечатление благодаря точно рассчитанному постепенному сужению лестничного пролета, кессонированного свода перекрытия и уменьшению обрамляющих ее колонн. Усилив эффект перспективного сокращения уходящей вглубь лестницы, Бернини добился иллюзии увеличения размеров лестницы и ее протяженности.

Во всем блеске мастерство Бернини-декоратора проявилось при оформлении интерьера собора святого Петра. Он выделил продольную ось собора и его центр – подкупольное пространство роскошным бронзовым киворием (балдахином, 1624–1633), в котором нет ни одного спокойного контура. Все формы этого декоративного сооружения волнуются. Круто вздымаются витые колонны к куполу собора; с помощью фактурного разнообразия бронза имитирует пышные ткани и бахрому отделки.

Итальянская скульптура 17 века Лоренцо Бернини

Бернини Лоренцо Скульптуры и биография ►

История зарубежного искусства ►

About Author


alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *