Архитектура функционализма: Функционализм в архитектуре: как зародился и каким стал — Статьи — В мире – Функционализм (архитектура) — Functionalism (architecture)

Содержание

Функционализм (архитектура) - Functionalism (architecture)

В архитектуре , функционализм является принцип , что здания должны быть разработаны на основе исключительно на цели и функции здания. Этот принцип является менее самоочевидны , чем кажется на первый взгляд, и является предметом путаницы и противоречий внутри профессии, особенно в отношении современной архитектуры .

Теоретическое сочленение функционализма в зданиях может быть прослежено к Витрувианским триадам, где «Utilitas» ( по- разному переводится как «товар», «удобства», или «полезность») стоит рядом с «venustas» (красота) и «firmitas» ( твердость) в качестве одного из трех классических целей архитектуры. Функционалист- взгляды были характерны для некоторых неоготических архитекторов. В частности, Огастес Уэлби Пугин писал , что «не должно быть никаких особенностей о здании , которые не являются необходимыми для удобства, строительства, или уместности» и «все украшения должны состоять из обогащения существенной постройки здания» .

Споры о том, функционализме и эстетике часто оформлены как взаимоисключающий выбор, когда на самом деле есть архитекторы, как Уилл Bruder , Джеймс Полшки и Кен Yeang , которые пытаются удовлетворить все три Витрувианских целей.

В результате Первой мировой войны , международное движение функционализма архитектуры возникло как часть волны модернизма . Эти идеи были во многом вдохновлены необходимостью строить новый и лучший мир для людей, так широко и сильно выражены общественно-политических движений Европы после чрезвычайно разрушительной мировой войны. В связи с этим, функционализма архитектура часто связана с идеями социализма и современного гуманизма . Новое небольшое дополнение к этой новой волне функционализма в том , что необходимо не только здания и дома будут разработаны вокруг цели функциональности, архитектура должна также использоваться как средство для физического создания лучшего мира и лучшей жизнью для людей в самом широком смысле , Эта новая архитектура функционализма оказали наиболее сильное влияние в Чехословакии , Германии , Польше , в СССР и Голландии , а с 1930 - х годов и в Скандинавии и Финляндии .

История функционализма

В 1896 году Чикагский архитектор Луис Салливан придумал фразу «форма всегда следует за функцией», однако этот афоризм не относятся к современному пониманию «функции» , термин , как полезность или удовлетворение потребностей пользователей; он вместо того, чтобы на основе метафизики, как выражение органической сущности и может быть перефразировать означает «судьба».

В середине 1930-х годов, функционализм начал обсуждаться как эстетический подход, а не материи целостности конструкции (использование). Идея функционализма была сплавлены с отсутствием орнаментации, что другое дело. Это стало уничижительный термин, связанный с самыми лысыми и жестокими способами, чтобы покрыть пространство, как дешевых коммерческих зданий и ангаров, а затем, наконец, используется, например, в научной критике геодезических куполов Бакминстер Фуллера, просто как синоним «гош».

За 70 лет влиятельный американский архитектор Филип Джонсон считал, что профессия не имеет никакой функциональной ответственности вообще, и это одна из многих взглядов сегодня. Положение постмодерн архитектор Питер Айзенман основан на пользовательском враждебное теоретической основе и еще более экстремальным: «Я не делаю функции.»

модернизм

Популярные представления о современной архитектуре в значительной степени зависит от работы франко-швейцарского архитектора Ле Корбюзье и немецкий архитектор Мис ван дер Роэ . Оба были функционалисты по крайней мере , в той степени , что их здания были радикальными упрощениями предыдущих стилей. В 1923 году Мис ван дер Роэ работал в Веймарской Германии, и начал свою карьеру производства радикально упрощенные, любовно детальные структур , которые достигли целей Салливана присущей архитектурной красоты. Ле Корбюзье классно сказал «дом это машина для проживающих в»; его книга 1923 Vers ипе архитектуры был, и до сих пор является очень влиятельным, и его ранние работы , такие построенный как Вилла Савой в Пуасси , Франция , мыслится как образцово функции.

В Европе

Функционализма архитектура изобилует в Северной и Восточной Европе. Он пришел немного поздно в Скандинавии, и разработали некоторые незначительные изменения в этой области.

Nordic "funkis"

Типичные перила, плоская крыша, штукатурка и окраска деталей в Северной funkis (СОК склад и офисы, 1938, Финляндия)

В Скандинавии (включая Финляндию), международное движение и идеи модернистской архитектуры стали широко известны среди архитекторов на Стокгольмской выставке 1930 , под руководством режиссера и шведским архитектором Гуннар Asplund . Восторженные архитекторы собрали свои идеи и вдохновение в манифесте

acceptera! и в последующие годы после этого, архитектура функционализма появились по всей Скандинавии. Этот жанр включает в себя некоторые специфические свойства , характерные для Скандинавии и часто упоминается как «funkis», чтобы отличить его от функционализма в целом. Некоторые из общих особенностей плоской кровли, лепной стен, архитектурное остекление и хорошо освещенные комнаты, промышленное выражение и мореходные вдохновенные детали, в том числе круглых окон. Мировой фондовый рынок кризис и экономический кризис в 1929 году , возбужденная потребность использовать доступные материалы, такие как кирпич и бетон, и строить быстро и эффективно. Эти потребности стали еще одним сигнатура скандинавской версии функционализма архитектуры, в частности , в зданиях с 1930 - х годов, а затем была перенесена в модернистской архитектуры , когда промышленное серийное производство стали гораздо более распространены после Второй мировой войны.

Как и большинство архитектурных стилей, Северная funkis была международной по своим масштабам и несколько архитекторов , разработанных Скандинавские funkis зданий по всему региону. Некоторые из наиболее активных архитекторов , работающих на международном уровне с этим стилем, включает в себя Эдвард Хейберга , Arne Jacobsen и Алвара Аалто . Nordic funkis занимает видное место в скандинавской городской архитектуре, так как потребность в городское жилье и новые институты для растущих государств благосостояния разобранной после Второй мировой войны. Funkis имел свой расцвет в 1930 - х и 1940 - х годах, но функционализма архитектура продолжала строиться в далеком 1960 - е годы. Эти более поздние структуры, однако, как правило, классифицируются как модернизм в скандинавской контексте.

Дания

Вильхельм Lauritzen , Arne Jacobsen и CF Мёллер были одними из самых активных и влиятельных датских архитекторов новых функционализма идей и Арне Якобсена, Poul Kjaerholm , Kaare Клинт и другие, расширили новый подход к проектированию в целом, в первую очередь мебели , которая эволюционировала в станьте датскими современным . Некоторые датские дизайнеры и художники , которые не работают в качестве архитекторов иногда также включены в датском движении функционализма, такие как Finn Juhl , Louis Poulsen и Poul Хеннингсена . В Дании, кирпичи были в основном предпочтительнее железобетона в качестве строительного материала, и это включало funkis здания. Помимо учреждений и жилых домов, более 100 000 односемейных funkis дома были построены в годы 1925-1945. Тем не менее, дизайн действительно посвященный funkis часто подходить с осторожностью и многих жилых зданий включены только некоторые подписи funkis элементы , такие как круглые окна, угловые окна или архитектурного остекления сигнализировать современностью , а не провоцировать консервативные традиционалисты слишком много. Эта ветвь сдержанного подхода к проектированию funkis создала датскую версию бунгало здания.

Прекрасные примеры датской архитектуры функционализма являются в настоящее время перечислены в аэропорт Каструпа 1939 терминал Вильгельма Lauritzen, Университет Орхуса (от CF Меллер и др.) И Aarhus City Hall (Арне Якобсена и др.), Все , включая мебель и светильники специально разработан в функционализма дух. Самый большой функционализма комплекс в странах Северной Европы является 30 000 кв. М. жилой комплекс из Hostrups Есть в Копенгагене.

Финляндия

Некоторые из самых плодовитых и известных архитекторов в Финляндии, работающих в стиле funkis, включает в себя Алвара Аалто и Эрик Брайггман , которые оба занимались с самого начала в 1930 году . Turku область впервые этот новый стиль и журнал Arkkitehti опосредованного и обсудила функционализм в финском контексте. Многие из первых зданий в стиле funkis были промышленные структуры, институты и офисы , но распространяются на другие виды конструкций , таких как жилые дома, индивидуального жилищного строительства и церквей. Функционализма конструкция также распространилась на дизайн интерьера и мебели на примере знаковых Paimio санатория , разработанный в 1929 году и построен в 1933 году.

Аалто ввел стандартизированные, сборные бетонные элементы, как еще в конце 1920-х годов, когда он проектировал жилые дома в Турку. Этот метод стал краеугольным камнем последующих событий в модернистской архитектуре после Второй мировой войны, особенно в 1950-х и 1960-х годах. Он также представил серийный произведенный деревянный корпус.

Чехословакия

Национальный технический музей (Прага) 1942 Милан Babouska

Функционализм был доминирующим архитектоника стиль в бывшей Чехословакии в период 1928-1970 (с исключением оккупации и сталинской архитектуры в 1950 - е годы). Это было результатом увлечения первого по промышленному развитию , а затем усилие « чтобы создать новый человек и новое общество» в период социализма (1948-89). Его «программа» была сформулирована Клуба архитекторов в Праге в 1924 году В 1930 - х годах , а затем в 1960 - х и 1970 - х годов положение функционализма была доминирующей и почти эксклюзив.

Польша

Межвоенная авангардные польские архитекторы в годах 1918-1939 добились заметного влияния на наследии европейской современной архитектуры и функционализма. Много польских архитекторов были очарованы Ле Корбюзье , как и его польского студента Ежи Солтан и его коллеги , как Хелена Syrkus, Роман Пиотровского и Мачей Новицкий. Ле Корбюзье говорил о поляках ( «Когда Соборы были белый» Париж 1937) «академизм ниспослал корни во всем мире. Тем не менее, голландцы относительно свободны от предвзятости. Чехи верят в„современный“и польской тоже.» Другие польские архитекторы , как Станислав Brukalski были встреча с Ритвельд и вдохновленный его. Только через несколько лет после строительства дома Шредера польского архитектора Ритвельда в Станиславе Brukalski построили свой собственный дом в Варшаве в 1929 году , предположительно , вдохновленный Ритвельд Schröderhuis , которую он посетил. Его польский пример современного дома был удостоен бронзовой медали в Париже выставке в 1937 г. Незадолго до Второй мировой войны было модно строить в Польше много крупных районов роскошных домов в окрестностях полно зелени для богатых поляков , как, например , район Saska Kępa в Варшаве или район Kamienna Гура в морском порту Гдыни. Наиболее характерными чертами в польской архитектуры функционализма 1918-1939 были иллюминаторы, террасы на крыше и мраморные интерьеры. Вероятно, наиболее выдающегося произведение польской архитектуры функционализма является всем городом Гдыня , современный польский морской порт создан в 1926 году.

  • Богдан Лачерт вилл с садом на крыше (1929) в Варшаве

  • Станислава Brukalski вилла (1929) в Варшаве

  • Рудольф Świerczyński Министерство транспорта (1931) в Варшаве. Деталь входа, рельеф базальта с гербом Польши.

  • Роман страхования здание Пиотровский (1936) в морском порту Гдыни

  • Богдана Damięc морской университет (1937) в морском порту Гдыне

  • Narcyz Obrycki вилла (1937) в морском порту Гдыни.

  • Тадеуш казах вилла (1938) в морском порту Гдыни. Три большие иллюминаторы окна в задней части.

  • Джулиусс Зороски Корпус блока «Стеклянный дом» (1938-1941) в Варшаве с роскошными квартирами 177m2 каждая и большая терраса на крыше.

Примеры

Известные представления функционализма архитектура включает в себя:

Obchodný obytný дом Луксор (жилой и торговый дом Луксор), 1937, в Братиславе (Словакия)
  • Вилла Тугендхат , Брно , Чехия
  • Veletržní palác , Прага , Чехия
  • Obchodný в obytný РОМ Luxor , Братислава , Словакия
  • Сёдр Энгий , Стокгольм , Швеция
  • Орхусский университет , Дания
  • Пярну Rannahotell , Эстония
  • Пярну Rannakohvik , Эстония
  • Вилла Савой , Пуасси , Франция
  • Knarraros маяк , Stokkseyri , Исландия
  • Kavárna Era , Брно , Чехия
  • Villa Müller , Прага , Чехия
  • Kolonie Новы думы , Брно , Чехия
  • Administratívna Budova spojov , Братислава , Словакия
  • Злин город, Чехия
  • Коррида Arena , Póvoa де Varzim , Португалия

Сёдр Энгий, Швеция

Жилой район из Сёдра Энгбю в западной части Стокгольма , Швеция , смешанный функционалистскую или международный стиль с садом города идеалами. Охватывая более 500 зданий, остается крупнейшей когерентный функционализм вилл площадью в Швеции и , возможно , в мире, до сих пор хорошо сохранился более чем полвека после его построек 1933-40 и охраняются как национальное культурным наследие .

Злин, Чехия

Злин город в Чехии , который был в 1930 - е годы полностью реконструированы на принципах функционализма. В то время город был штаб - квартирой в Бате обувь компании и Томаш Батя инициировал комплексную реконструкцию города , который был вдохновлен функционализма и городского движения сад .

Отличительная архитектура Злине руководствовался принципами, которые были строго соблюдаться в течение всего своего развития межвоенного. Его главная тема стала выводом всех архитектурных элементов из заводских корпусов. Центральное положение промышленного производства в жизни всех жителей Злина должны было быть выделено. Следовательно, были использованы те же строительные материалы (красный кирпич, стекло, железобетон) для строительства всех государственных (и большинства частных) зданий. Структурный элемент архитектуры Злин является квадратом заливом 20х20 футов (6.15x6.15 м). Хотя модифицировано несколько вариантов, этот высокий стиль модерниста приводит к высокой степени однородности всех зданий. Он подчеркивает центральную и уникальную идею индустриального города-сада в то же время. Архитектурный и городской функционализм был служить потребностям современного города. Простота его зданий, которые также переведены на его функциональную адаптивность была прописывать (а также реагировать на) потребность повседневной жизни.

Городской план Злине было создание Франтисек Лиди Гахера , студент мастерской Ле Корбюзье в Париже. Архитектурные достопримечательности города являются , например , виллы Томаша Бати, больницы Бата, The Grand Cinema или небоскреб Бата в .

хрущёвка

Хрущёвка ( русская : хрущёвка , IPA:  [xrʊɕːɵfkə] ) является неофициальным названием типа низкой стоимости, Бетононасосы панелей или кирпич от три до пяти-этажного жилого дома , который был разработан в Советском Союзе в период начала 1960 - х, во время время его тезка Никита Хрущев направил советскому правительству. Жилые дома также пошли по имени «Khruschoba» (Хрущёв + трущоба, Хрущев-трущобы).

Функционализм в ландшафтной архитектуре

Развитие функционализма в ландшафтной архитектуре параллельно ее развитие в создании архитектуры. В жилом масштабе, дизайнеры , как Кристофер Таннард , Джеймс Роуз и Garrett Eckbo защищал философию дизайна на основе создания пространств для отдыха на открытом воздухе и интеграции дома и сада. В более крупном масштабе, немецкий ландшафтный архитектор и планировщик Леберехт Мигдж выступают за использование съедобных садов в проектах социального жилья как способ противодействия голода и повышении самообеспеченности семей. В большем масштабе, Международный конгресс современная архитектура выступает за стратегии городского проектирования , основанных на человеческих пропорции и в поддержке четырех функций человеческого поселения: жилье, работу, игры, а также транспорт.

Смотрите также

Литература

  • Вар ипа Архитектура и Вилл Сава: Сравнение трактата и строительства - многочастное эссе , объясняющего основу теории Ля Корбюзия и контрастное их со своей построенной работе.
  • Behne, Адольф (1923). Современное функциональное здание. Майкл Робинсон, пер. Санта-Моника: Научно-исследовательский институт Гетти, 1996.
  • Сорок, Адриан (2000). «Функция». Слова и здание, словарный запас современной архитектуры. Thames & Хадсон, р. 174-195.
  • Michl, Ян (1995). Форма следует за ЧТО? Модернистское понятие функции как карт - бланш 1995 Читайте больше статей о www.beautytips.pk

Рекомендации

внешняя ссылка

Функционализм (архитектура) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Bellavista Denmark Арне Якобсен (1934) Bellavista Denmark Арне Якобсена (1934)

Функционализм — направление в архитектуре XX века, требующее строгого соответствия зданий и сооружений протекающим в них производственным и бытовым процессам (функциям). Возник в Германии (школа «Баухауз») и Нидерландах (Якобс Йоханнес Ауд). Используя достижения строительной техники, функционализм дал обоснованные приёмы и нормы планировки жилых комплексов (стандартные секции и квартиры, «строчная» застройка кварталов торцами зданий к улице).

Основные черты

Ле Корбюзье вывел пять конституирующих признаков функционализма, от которых, однако, некоторые ответвления могли отступать:

  • Использование чистых геометрических форм, обычно прямоугольных.
  • Использование крупных нерасчленённых плоскостей одного материала, как правило, монолитного и сборного железобетона, стекла, реже — кирпича. Отсюда и преобладающая цветовая гамма — серый (цвет неоштукатуренного бетона), жёлтый (любимый цвет Ле Корбюзье) и белый. Отсутствие орнаментации и выступающих деталей, лишённых функционального назначения.
  • Плоские, по возможности, эксплуатируемые кровли. От этой идеи Ле Корбюзье нередко отказывались «северные» функционалисты, строившие здания, способные противостоять сложным погодным условиям (см., например, Центральная больница Северной Карелии).
  • Для промышленных и частично жилых и общественных зданий характерно расположение окон на фасаде в виде сплошных горизонтальных полос (так называемое «ленточное остекление»).
  • Широкое использование образа «дома на ножках», заключающегося в полном или частичном освобождении нижних этажей от стен и использовании пространства под зданием для общественных функций.

Идеология и критика функционализма

Сжатая философия стиля — «форма определяется функцией» (Луис Салливан). В области жилой архитектуры заключена в знаменитом постулате Ле Корбюзье: «Дом — машина для жилья».

Критики концепции функционализма обычно говорят о «безликости», «серийности», «бездуховности», серости и искусственности бетона, угловатости параллелепипедов, грубости и минимализме внешней отделки, стерильности и бесчеловечной холодности кафельной плитки. Контраст между циклопизмом внешних размеров и микроскопическими внутренними помещениями и окнами часто делает дома этого стиля похожими на ульи.

Функционализм и другие стили

  • В отличие от конструктивизма функционализм чаще всего лишён монолитности образа. При детальном рассмотрении дом распадается на отдельные блоки.
  • В отличие от сталинского ампира функционализм лишен помпезности, претенциозности и до предела технологичен. Дома напоминают не дворцы, а серийные ульи с квартирами-сотами.
  • В отличие от неоготики — дешёвые искусственные материалы и видимое отсутствие крыши.
  • В отличие от хай-тека — закрытость маленьких окон, тяжеловесность и непрочность.

См. также

Ссылки

Функционализм — статья из Большой советской энциклопедии. 

Функционализм (архитектура) Википедия

Bellavista Denmark Арне Якобсен (1934) Bellavista Denmark Арне Якобсена (1934)

Функционализм (нем. Funktionalismus, от лат. functio — выполнение, действие) — течение в западноевропейской, российской, а затем и в американской архитектуре, оформлении интерьера и мебели начала ХХ века. Функционализм сформировался на основе движения конструктивизма и авангардного искусства 1910—1920-х годов и оформился в качестве самостоятельного течения в 1930-х годах. В отличие от конструктивизма, отражавшего, например в революционной России, утопические концепции и идеалистические представления, в границах функционализма архитекторы решали конкретные утилитарно-конструктивные задачи по формуле: функция — конструкция — форма — качество [1].

Идеи западноевропейского функционализма рождены потребностями научно-технического прогресса в области производства новых материалов и строительных технологий. Принципы функционализма предполагают строгое соответствие зданий и сооружений протекающим в них производственным и бытовым процессам и их функциям (утилитарным, коммуникативным, социо-культурным). Истоки функционализма коренятся в традициях «рациональной архитектуры» традиционного английского дома, в деятельности У. Морриса и мастерских «Искусства и ремёсла», Венских мастерских Й. Хоффмана, Л. Бауэра и К. Мозера, теоретических взглядах Г. Мутезиуса и деятельности германского Веркбунда. Наиболее полно принципы функционализма были разработаны в Германии, в школе «Баухаус») и в Нидерландах, в объединенииДе Стейл. Особое значение имели идеи Готфрида Земпера и его «Практической эстетики", творчества П. Беренса и О. Вагнера.

Функционализм позволял строить дома в зависимости от их предназначения, условий местности и требований окружающей среды. Например в Англии строительство высотных зданий преобладало на участках с большой плотностью населения. В то время как на окраинах более востребованным оставалось малоэтажное строительство в традициях английского дома (коттеджа). При этом учитывались особенности старой застройки и национальная специфика.[2]. Идейные принципы функционализма легли в основу идеологии урбанизма XX—XXI веков и новых методов планировки и городской застройки: План Вуазен в Париже (1925), "Башни Айо" в Нантере (1977), эксперименты Р. Бофиля 1980-х годов, секционные (капсульные) дома К. Курокавы, «строчная» застройка жилых кварталов.

История функционализма

Представитель рационалистического течения, австрийский архитектор Леопольд Бауэр (1872—1938), ученик О. Вагнера, сформулировал принцип «абсолютной целесообразности», согласно которому соответствие внешней формы предмета его утилитарной функции создает «абсолютную красоту» («Verschiedene Skizzenentwurfe und Student», 1898). По теории Бауэра, все исторические художественные стили отражают относительное, изменяющееся со временем представление о прекрасном. Исключение составляет античное искусство, которое характеризуется идеальным равновесием прекрасного и полезного. В новое время истинно прекрасное — это целесообразное, поскольку в изменившихся условиях оно также интегрирует представления пользы и красоты.

Последователем Бауэра в Германии был архитектор Герман Мутезиус (1861—1927). В 1896—1903 гг. он работал в Англии, изучал архитектуру традиционного английского дома. Участвовал в движении «Искусства и ремесла». В 1907 г. был среди основателей Германского Веркбунда. В Австрии идеи функционализма исповедовал архитектор Адольф Лоос(1870—1933). Лоос не считал архитектуру художественным творчеством. Он выступал против «орнаментализма, фасадничества и внешней декоративности». В 1913 году он опубликовал статью "Орнамент и преступление" (статья написана в 1908 г.). Архитектор утверждал, что «всякое украшение есть детство человечества», которое должно быть преодолено, а орнамент — эротический символ, свойственный самой низкой ступени развития человека. Пуристская теория и практика А. Лооса оказали значительное воздействие на развитие архитектуры конструктивизма и функционализма. По признанию Ле Корбюзье, с появлением Лооса «кончился сентиментальный период» и наступила эра архитектурного пуризма. В 1912 г. А. Лоос основал независимую школу архитектуры в Вене. В 1921—1924 годах был главным архитектором Вены. Работал в Париже, Праге, Брно.

Ле Корбюзье считается автором знаменитого лозунга функционализма: «Дом это машина для жилья». На самом деле эти слова принадлежат итальянскому футуристу А. Сант-Элиа, однако, в первые деятилетия ХХ века они еще не получили признания. В функционализме форма определяется только конструкцией, которая, в свою очередь, жестко обусловлена функцией. Подобная концепция предполагает, что определенной функции соответствует одна-единственная оптимальная (наиболее рациональная) форма. Эта идея была положена в основу технической эстетики и первого этапа развития классического, или, индустриального, дизайна. Искусство архитектуры, таким образом, подменяется исключительно утилитарным формообразованием, или архитектурным дизайном. Слово «искусство» в последующий период изгоняется из лексикона архитекторов и дизайнеров. Его заменяет термин «деловая», или «предметная», деятельность (нем. Sachlichkeit). В 1924 г. в Мюнхене, а затем в 1930 г. в Париже, проходила выставка промышленных изделий Веркбунда под названием «Форма без орнамента» («Form ohne Ornament»). Средоточием германского функционализма стали берлинская архитектурная мастерская П. Беренса и школа В. Гропиуса "Баухаус" в Ваймаре и Десау. Идеи их создателей получили развитие в Высшей школе формообразования в Ульме и её главного идеолога — Томаса Мальдонадо.

Идеи первого этапа развития эстетики функционализма сформулировал Ле Корбюзье: "Гармония — это не эстетическая категория, а исходное условие свободного функционирования любой вещи. Гармония как соответствие формы предмета своей функции позволяет каждой вещи обрести свободу движения и развития". Дом должен быть только "машиной для жилья", стул — "аппаратом для сидения", ваза — ёмкостью. Эти принципы в дальнейшем развивал Людвиг Мис ван дер Роэ, сначала в Берлине, а затем в архитектуре небоскрёбов Нового Света (сам ле Корбюзье от них отошёл, создавая "органическую архитектуру"). Новый "стиль Миса" назвали вскоре интернациональным, поскольку принципы функционализма исключали национальное своеобразие архитектуры [3][4]

Однако со временем кризис функционального формообразования в архитектуре привел к идеям нового экспрессионизма в творчестве архитекторов А. Аалто, Э. Сааринена, Э. Мендельсона, Ф. Л. Райта, а также неопластицизма и «органической архитектуры», а в дизайне к стайлингу и арт-дизайну.

Основные черты

Ле Корбюзье сформулировал "пять принципов единства архитектуры и конструкции":

     1. Колонна должна стоять свободно в открытом пространстве.
     2. Конструктивный каркас здания функционально не зависит от стены и   
         внутренних перегородок.
     3. Свободный план не  зависит от  конфигурации наружных стен.
     4. Фасад  определяется  внутренней каркасной конструкцией здания.
     5. Сад на крыше  раскрывает пространство дома вверх [5].

На их основе формулируют пять конституирующих признаков функционализма, от которых, однако, многие архитекторы склонны были полностью или частично отступать:

  • Преимущественное использование "чистых" геометрических форм: прямоугольника, квадрата, круга.
  • Использование крупных нерасчленённых плоскостей одного материала, как правило, монолитного и сборного железобетона, стекла, реже — кирпича. Отсюда и преобладающая цветовая гамма — серый (цвет неоштукатуренного бетона), жёлтый (любимый цвет Ле Корбюзье) и белый. Отсутствие орнаментации и выступающих деталей, лишённых функционального назначения.
  • Плоские, по возможности, эксплуатируемые кровли. От этой идеи Ле Корбюзье нередко отказывались «северные» функционалисты, строившие здания, способные противостоять сложным погодным условиям (см., например, Центральная больница Северной Карелии).
  • Для промышленных, частично жилых и общественных зданий характерно расположение окон на фасаде в виде сплошных горизонтальных полос (так называемое «ленточное остекление»).
  • Широкое использование образа «дома на пилонах»(maison sur pilotis), заключающегося в полном или частичном освобождении нижних этажей от стен и использовании пространства под зданием для общественных нужд.

Идеология и критика функционализма

Функционализм не является художественным стилем, это течение, философия и идеология, лишённые видимой связи с предшествующим развитием архитектуры. Сжатая формула функционализма — «форма определяется функцией» (Луис Салливан). В области жилой архитектуры заключена в знаменитом постулате Ле Корбюзье: «Дом — машина для жилья».

Критики концепции функционализма обычно говорят о «безликости», «серийности», «бездуховности», серости и искусственности бетона, угловатости параллелепипедов, грубости и минимализме внешней отделки, стерильности и бесчеловечной холодности кафельной плитки. Контраст между циклопизмом внешних размеров и микроскопическими внутренними помещениями и окнами часто делает дома этого стиля похожими на ульи.

Функционализм и художественные стили

  • В отличие от конструктивизма функционализм чаще всего лишён монолитности образа. При детальном рассмотрении дом распадается на отдельные блоки.
  • В отличие от сталинского ампира функционализм лишен помпезности, претенциозности и до предела технологичен. Дома напоминают не дворцы, а серийные ульи с квартирами-сотами.
  • В отличие от неоготики — дешёвые искусственные материалы и видимое отсутствие кровли.
  • В отличие от хай-тека — закрытость маленьких окон, тяжеловесность и непрочность.

См. также

Примечания

  1. ↑ Власов В. Г.. Функционализм, или интернациональный стиль // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. Х, 2010. — С. 237—244
  2. Ф. С. Капица. История мировой культуры. — ACT : Слово, 2010. — 606 с. — ISBN 978-5-17-064681-4.
  3. ↑ Власов В. Г.. Функционализм, или интернациональный стиль // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. Х, 2010. — С. 238
  4. ↑ Frampton K. Modern Architecture. A critical History. London: Thames&Hudson, 1980. Pp. 90-191
  5. ↑ Гидион З. Пространство, время, архитектура. М.: Стройиздат, 1984. С. 300
  6. ↑ Советский функционализм: 15 архивных фотографий интерьеров из хрущевок (неопр.). РБК Недвижимость. Дата обращения 14 января 2019.

Ссылки

Функционализм — статья из Большой советской энциклопедии. 

Функционализм в архитектуре – HiSoUR История культуры

В архитектуре функционализм – это принцип, согласно которому здания должны строиться исключительно на основе цели и функций здания. Этот принцип менее очевиден, чем кажется на первый взгляд, и является предметом путаницы и споров внутри профессии, особенно в отношении современной архитектуры.

Теоретическую артикуляцию функционализма в зданиях можно проследить до витрувианской триады, где «утилитас» (по-разному переведенный как «товар», «удобство» или «полезность») стоит рядом с «венустас» (красота) и «firmitas» ( твердость) как одна из трех классических целей архитектуры. Функционалистические взгляды были типичными для некоторых архитекторов возрождения готики. В частности, Август Уэлби Пугин писал, что «не должно быть никаких признаков здания, которые не нужны для удобства, строительства или приличия», и «весь орнамент должен состоять из обогащения основного строительства здания».

Дискуссия о функционализме и эстетике часто формулируется как взаимоисключающий выбор, когда на самом деле есть архитекторы, такие как Уилл Брудер, Джеймс Полшек и Кен Йенг, которые пытаются удовлетворить все три витрувианских цели.

Вслед за Первой мировой войной в рамках волны модернизма возникло движение международного функционалистического зодчества. Идеи были во многом обусловлены необходимостью создания нового и лучшего мира для людей, как широко и решительно выражаемого социальными и политическими движениями Европы после чрезвычайно разрушительной мировой войны. В этом отношении функционалистическая архитектура часто связана с идеями социализма и современного гуманизма. Новое небольшое дополнение к этой новой волне функционализма состояло в том, что не только здания и дома должны быть спроектированы с целью функциональности, архитектура также должна использоваться как средство физического создания лучшего мира и лучшей жизни для людей в самом широком смысле , Эта новая функциональная архитектура оказала самое сильное влияние в Германии, Чехословакии, СССР и Нидерландах, а также с 1930-х годов также в Скандинавии (в том числе в Финляндии).

История функционализма
В 1896 году чикагский архитектор Луи Салливан придумал фразу «форма, когда-либо следование за функцией», чтобы уловить его веру в то, что размер здания, массирование, пространственная грамматика и другие характеристики должны управляться исключительно функцией здания. Подразумевается, что, если функциональные аспекты будут удовлетворены, архитектурная красота, естественно, обязательно последует.

Кредо Салливана часто рассматривается как ироничное в свете его обширного использования замысловатого орнамента, поскольку общее убеждение среди архитекторов-функционалистов заключается в том, что орнамент не служит никакой функции. Кредо также не затрагивает функции, которые он имеет в виду. Например, архитектор многоквартирного дома может легко быть в перекрестных целях с владельцами здания относительно того, как здание должно выглядеть и чувствовать, и оба они могут быть в перекрестных целях с будущими арендаторами. Тем не менее, «форма следует за функцией» выражает значительную и прочную идею. Протектор Салливана Фрэнк Ллойд Райт также приводится в качестве примера функционального дизайна.

В середине 1930-х годов функционализм стал обсуждаться как эстетический подход, а не вопрос целостности дизайна. Идея функционализма была объединена с отсутствием орнамента, что другое дело. Это стало уничижительным термином, связанным с самыми лысыми и жестокими способами охвата космоса, такими как дешевые коммерческие здания и сараи, а затем, наконец, использовались, например, в научной критике геодезических куполов Бакминстера Фуллера, просто как синоним «gauche».

В течение 70 лет выдающийся и влиятельный американский архитектор Филипп Джонсон считал, что профессия не несет никакой функциональной ответственности, и это одно из многих мнений сегодня. Джонсон сказал: «Откуда я получаю форму, я не знаю, но она не имеет ничего общего с функциональными или социологическими аспектами нашей архитектуры». Позиция постмодернистского архитектора Питера Эйзенмана основана на дружественной пользователю теоретической основе и еще более экстремальной: «Я не выполняю функции».

модернизм
На популярные понятия современной архитектуры в значительной степени влияют работы франко-швейцарского архитектора Ле Корбюзье и немецкого архитектора Мис ван дер Роэ. Оба были функционалистами, по крайней мере, в той мере, в какой их здания были радикальными упрощениями предыдущих стилей. В 1923 году Мис Ван дер Роэ работал в Веймарской Германии и начал свою карьеру в создании радикально упрощенных, любовно детальных структур, которые достигли цели Салливана в присущей архитектурной красоте. Ле Корбюзье классно сказал: «Дом – это машина для жизни»; его 1923 книга Vers une архитектуры была и остается очень влиятельной, и его ранняя работа, такая как Villa Savoye в Пуасси, Франция, считается прототипной функцией.

Чешский и словацкий функционализм
Функционализм был доминирующим архитектурным стилем в бывшей Чехословакии в период 1928-1970 годов (за исключением оккупации и сталинской архитектуры в 1950-х годах). Это было результатом увлечения сначала индустриальным развитием, а затем попыткой «создать нового человека и новое общество» в период социализма (1948-89). Его «программа» была сформулирована Клубом архитекторов в Праге в 1924 году. В 1930-х годах, а затем в 1960-х и 1970-х годах положение функционализма было доминирующим и почти исключительным.

Северные «фанки»
В Скандинавии (включая Финляндию) международное движение и идеи модернистской архитектуры стали широко известны среди архитекторов на Стокгольмской выставке 1930 года под руководством директора и шведского архитектора Гуннара Асплунда. Энтузиастические архитекторы собрали свои идеи и вдохновения в манифесте acceptera! и в последующие годы в Скандинавии возникла функциональная архитектура. Этот жанр включает в себя некоторые уникальные особенности, уникальные для Скандинавии, и их часто называют «фанки», чтобы отличить его от функционализма в целом. Некоторые из общих особенностей – плоская кровля, штукатурные стены, архитектурное остекление и хорошо освещенные комнаты, промышленное выражение и навигационные детали, включая круглые окна. Глобальный кризис на фондовом рынке и экономический кризис в 1929 году спровоцировали необходимость использования доступных материалов, таких как кирпич и бетон, и для быстрого и эффективного строительства. Эти потребности стали еще одной подписью скандинавской версии функциональной архитектуры, в частности, в зданиях 1930-х годов и перенесены в модернистскую архитектуру, когда промышленное серийное производство стало намного более распространенным после Второй мировой войны.

Как и большинство архитектурных стилей, скандинавские фанки были международными по своим масштабам, а несколько архитекторов разработали здания скандинавских фанкистов по всему региону. Некоторые из наиболее активных архитекторов, работающих на международном уровне в этом стиле, включают Эдварда Хейберга, Арне Якобсена и Альвара Аалто. Nordic funkis заметно выделяется в скандинавской городской архитектуре, поскольку потребность в городском жилье и новых учреждениях для растущих государств благосостояния взорвалась после Второй мировой войны. Функционализм имел свой расцвет в 1930-х и 1940-х годах, но функционалистическая архитектура продолжала строиться долгое время в 1960-х годах. Однако эти более поздние структуры, как правило, классифицируются как модернизм в скандинавском контексте.

Дания
Вилхельм Лауритцен, Арне Якобсен и CF Møller были одними из самых активных и влиятельных датских архитекторов новых идей функционалистов, а Арне Якобсен, Поул Кьерхолм, Кааре Клинт и другие, расширили новый подход к дизайну в целом, в первую очередь, мебель, которая развивалась до стать датским современным. Некоторые датские дизайнеры и художники, которые не работали в качестве архитекторов, иногда также включаются в датское функционалистическое движение, такое как Финн Юль, Луи Поульсен и Поул Хеннингсен. В Дании кирпичи были в основном предпочтительными по сравнению с железобетоном в качестве строительного материала, и это включало здания фанкисов. Помимо учреждений и многоквартирных домов, в период с 1925 по 1945 год было построено более 100 000 домов для одной семьи. Тем не менее, по-настоящему преданный дизайн фанки часто подходил с осторожностью, и многие жилые здания включали в себя некоторые элементы фанки-подписи, такие как круглые окна, угловые окна или архитектурные остекления, чтобы сигнализировать об современности, не слишком провоцируя консервативных традиционалистов. Эта ветвь сдержанного подхода к дизайну фанки создала датскую версию здания бунгало.

Прекрасные примеры датской функциональной архитектуры – это теперь перечисленный терминал Kastrup Airport 1939 от Vilhelm Lauritzen, Орхусский университет (от CF Møller et al.) И Орхусская ратуша (Арне Якобсен и др.), Включая мебель и лампы, специально разработанные в функциональном духе. Крупнейший функционалистический комплекс в скандинавских странах – это 30 000 кв. жилого комплекса хострупцев в Копенгагене.

Финляндия
Некоторые из самых плодовитых и знатных архитекторов в Финляндии, работающие в стиле фанкиков, включают Альвара Аалто и Эрика Бриггмана, которые оба были заняты с самого начала в 1930-х годах. Регион Турку стал пионером в этом новом стиле, и журнал Arkkitehti опосредовал и обсудил функционализм в финском контексте. Многие из первых зданий в стиле funkis были промышленными структурами, учреждениями и офисами, но распространялись на другие виды структур, таких как жилые здания, индивидуальное жилье и церкви. Функционалистский дизайн также распространился на дизайн интерьера и мебель, примером которого является знаменитый санаторий Paimio, спроектированный в 1929 году и построенный в 1933 году.

Аалто представил стандартизированные сборные бетонные элементы еще в конце 1920-х годов, когда он проектировал жилые здания в Турку. Этот метод стал краеугольным камнем более поздних разработок в модернистской архитектуре после Второй мировой войны, особенно в 1950-х и 1960-х годах. Он также представил серийный деревянный корпус.

Примеры
Известные представления функциональной архитектуры включают в себя:

Вилла Тугендхат, Брно, Чехия
Veletržní palác, Прага, Чехия
Obchodný a obytný dom Luxor, Братислава, Словакия
Södra Ängby, Стокгольм, Швеция
Орхусский университет, Дания
Pärnu Rannahotell, Эстония
Pärnu Rannakohvik, Эстония
Вилла Савойя, Пуасси, Франция
Маяк Кнаррарос, Стоккейри, Исландия
Эпоха Каварны, Брно, Чехия
Вилла Мюллер, Прага, Чехия
Kolonie Nový dům, Брно, Чехия
Административная служба, Братислава, Словакия
Zlín city, Чехия
Бой быков, Поваа де Варзим, Португалия
Södra Ängby, Швеция

Бой быков, Поваа де Варзим, Португалия
Södra Ängby, Швеция
Жилой район Södra Ängby в западном Стокгольме, Швеция, сочетал функциональный или международный стиль с идеалами городского сада. Он охватывает более 500 зданий, он остается самым большим связующим функционалистским дачным районом в Швеции и, возможно, в мире, все еще сохранившимся более полувека после его строительства 1933-40 и охраняемым как национальное культурное наследие.

Zlín, Чешская Республика
Злин – город в Чешской республике, который в 1930-х годах полностью реконструирован по принципам функционализма. В то время город был штаб-квартирой компании Bata Shoes, а Томаш Баша инициировал комплексную реконструкцию города, которая была вдохновлена ​​функционализмом и движением города Гарден.

Отличительная архитектура Злина основывалась на принципах, которые строго соблюдались в ходе всего межвоенного развития. Его центральной темой было выведение всех архитектурных элементов из заводских зданий. Было подчеркнуто центральное положение промышленного производства в жизни всех жителей Злина. Следовательно, одни и те же строительные материалы (красный кирпич, стекло, железобетон) использовались для строительства всех общественных (и наиболее частных) зданий. Общим структурным элементом архитектуры Злин является квадратный отсек 20х20 футов (6,15х6,15 м). Несмотря на то, что этот модификатор изменен несколькими вариантами, этот высокий стиль модерна приводит к высокой степени однородности всех зданий. Это подчеркивает центральную и уникальную идею индустриального сада города в то же время. Архитектурный и городской функционализм должен был удовлетворить требования современного города. Простота его зданий, которая также способствовала его функциональной адаптации, заключалась в том, чтобы предписывать (а также реагировать) на потребности повседневной жизни.

Городским планом Злина было создание František Lydie Gahura, студент в ателье Ле Корбюзье в Париже. Архитектурные достопримечательности города, например, Вилла Томаш Баша, Больница Баны, Большой кинотеатр или Небоскреб Базы.

хрущёвка
Хрущёвка (русская: хрущёвка, IPA: [xrʊɕːɵfkə]) – неофициальное название типа недорогого, кирпичного, трехэтажного или кирпичного трехэтажного жилого дома, построенного в Советском Союзе в начале 1960-х годов, в течение время его тезка Никита Хрущев руководил советским правительством. Многоквартирные дома также проходили под названием «Хрущева» (Хрущёв + трущоба, Хрущев-трущоб).

Функционализм в ландшафтной архитектуре
Развитие функционализма в ландшафтной архитектуре параллельно с развитием архитектуры здания. В жилом масштабе дизайнеры, такие как Кристофер Туннард, Джеймс Роуз и Гарретт Экко, выступали за философию дизайна, основанную на создании пространств для активного отдыха и интеграции дома и сада. В более широком масштабе немецкий ландшафтный архитектор и планировщик Леберокт Мигг выступал за использование съедобных садов в проектах социального жилья в качестве способа противодействия голоду и увеличения самодостаточности семей. В более широком масштабе Международная конгрессовая архитектура Moderne выступала за стратегии городского дизайна, основанные на человеческих пропорциях, и в поддержку четырех функций человеческого поселения: жилья, работы, игры и транспорта.

Функционализм (архитектура) - Вики

Bellavista Denmark Арне Якобсен (1934) Bellavista Denmark Арне Якобсена (1934)

Функционализм (нем. Funktionalismus, от лат. functio — выполнение, действие) — течение в западноевропейской, российской, а затем и в американской архитектуре, оформлении интерьера и мебели начала ХХ века. Функционализм сформировался на основе движения конструктивизма и авангардного искусства 1910—1920-х годов и оформился в качестве самостоятельного течения в 1930-х годах. В отличие от конструктивизма, отражавшего, например в революционной России, утопические концепции и идеалистические представления, в границах функционализма архитекторы решали конкретные утилитарно-конструктивные задачи по формуле: функция — конструкция — форма — качество [1].

Идеи западноевропейского функционализма рождены потребностями научно-технического прогресса в области производства новых материалов и строительных технологий. Принципы функционализма предполагают строгое соответствие зданий и сооружений протекающим в них производственным и бытовым процессам и их функциям (утилитарным, коммуникативным, социо-культурным). Истоки функционализма коренятся в традициях «рациональной архитектуры» традиционного английского дома, в деятельности У. Морриса и мастерских «Искусства и ремёсла», Венских мастерских Й. Хоффмана, Л. Бауэра и К. Мозера, теоретических взглядах Г. Мутезиуса и деятельности германского Веркбунда. Наиболее полно принципы функционализма были разработаны в Германии, в школе «Баухаус») и в Нидерландах, в объединенииДе Стейл. Особое значение имели идеи Готфрида Земпера и его «Практической эстетики", творчества П. Беренса и О. Вагнера.

Функционализм позволял строить дома в зависимости от их предназначения, условий местности и требований окружающей среды. Например в Англии строительство высотных зданий преобладало на участках с большой плотностью населения. В то время как на окраинах более востребованным оставалось малоэтажное строительство в традициях английского дома (коттеджа). При этом учитывались особенности старой застройки и национальная специфика.[2]. Идейные принципы функционализма легли в основу идеологии урбанизма XX—XXI веков и новых методов планировки и городской застройки: План Вуазен в Париже (1925), "Башни Айо" в Нантере (1977), эксперименты Р. Бофиля 1980-х годов, секционные (капсульные) дома К. Курокавы, «строчная» застройка жилых кварталов.

История функционализма

Представитель рационалистического течения, австрийский архитектор Леопольд Бауэр (1872—1938), ученик О. Вагнера, сформулировал принцип «абсолютной целесообразности», согласно которому соответствие внешней формы предмета его утилитарной функции создает «абсолютную красоту» («Verschiedene Skizzenentwurfe und Student», 1898). По теории Бауэра, все исторические художественные стили отражают относительное, изменяющееся со временем представление о прекрасном. Исключение составляет античное искусство, которое характеризуется идеальным равновесием прекрасного и полезного. В новое время истинно прекрасное — это целесообразное, поскольку в изменившихся условиях оно также интегрирует представления пользы и красоты.

Последователем Бауэра в Германии был архитектор Герман Мутезиус (1861—1927). В 1896—1903 гг. он работал в Англии, изучал архитектуру традиционного английского дома. Участвовал в движении «Искусства и ремесла». В 1907 г. был среди основателей Германского Веркбунда. В Австрии идеи функционализма исповедовал архитектор Адольф Лоос(1870—1933). Лоос не считал архитектуру художественным творчеством. Он выступал против «орнаментализма, фасадничества и внешней декоративности». В 1913 году он опубликовал статью "Орнамент и преступление" (статья написана в 1908 г.). Архитектор утверждал, что «всякое украшение есть детство человечества», которое должно быть преодолено, а орнамент — эротический символ, свойственный самой низкой ступени развития человека. Пуристская теория и практика А. Лооса оказали значительное воздействие на развитие архитектуры конструктивизма и функционализма. По признанию Ле Корбюзье, с появлением Лооса «кончился сентиментальный период» и наступила эра архитектурного пуризма. В 1912 г. А. Лоос основал независимую школу архитектуры в Вене. В 1921—1924 годах был главным архитектором Вены. Работал в Париже, Праге, Брно.

Ле Корбюзье считается автором знаменитого лозунга функционализма: «Дом это машина для жилья». На самом деле эти слова принадлежат итальянскому футуристу А. Сант-Элиа, однако, в первые деятилетия ХХ века они еще не получили признания. В функционализме форма определяется только конструкцией, которая, в свою очередь, жестко обусловлена функцией. Подобная концепция предполагает, что определенной функции соответствует одна-единственная оптима

Функционализм (архитектура) — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Функционализм — направление в архитектуре XX века, требующее строгого соответствия зданий и сооружений протекающим в них производственным и бытовым процессам (функциям). Возник в Германии (школа «Баухауз») и Нидерландах (Якобс Йоханнес Ауд). Используя достижения строительной техники, функционализм дал обоснованные приёмы и нормы планировки жилых комплексов (стандартные секции и квартиры, «строчная» застройка кварталов торцами зданий к улице).

Основные черты

Ле Корбюзье вывел пять конституирующих признаков функционализма, от которых, однако, некоторые ответвления могли отступать:

  • Использование чистых геометрических форм, обычно прямоугольных.
  • Использование крупных нерасчленённых плоскостей одного материала, как правило, монолитного и сборного железобетона, стекла, реже — кирпича. Отсюда и преобладающая цветовая гамма — серый (цвет неоштукатуренного бетона), жёлтый (любимый цвет Ле Корбюзье) и белый. Отсутствие орнаментации и выступающих деталей, лишённых функционального назначения.
  • Плоские, по возможности, эксплуатируемые кровли. От этой идеи Ле Корбюзье нередко отказывались «северные» функционалисты, строившие здания, способные противостоять сложным погодным условиям (см., например, Центральная больница Северной Карелии).
  • Для промышленных и частично жилых и общественных зданий характерно расположение окон на фасаде в виде сплошных горизонтальных полос (так называемое «ленточное остекление»).
  • Широкое использование образа «дома на ножках», заключающегося в полном или частичном освобождении нижних этажей от стен и использовании пространства под зданием для общественных функций.

Идеология и критика функционализма

Сжатая философия стиля — «форма определяется функцией» (Луис Салливан). В области жилой архитектуры заключена в знаменитом постулате Ле Корбюзье: «Дом — машина для жилья».

Критики концепции функционализма обычно говорят о «безликости», «серийности», «бездуховности», серости и искусственности бетона, угловатости параллелепипедов, грубости и минимализме внешней отделки, стерильности и бесчеловечной холодности кафельной плитки. Контраст между циклопизмом внешних размеров и микроскопическими внутренними помещениями и окнами часто делает дома этого стиля похожими на ульи.

Функционализм и другие стили

  • В отличие от конструктивизма функционализм чаще всего лишён монолитности образа. При детальном рассмотрении дом распадается на отдельные блоки.
  • В отличие от сталинского ампира функционализм лишен помпезности, претенциозности и до предела технологичен. Дома напоминают не дворцы, а серийные ульи с квартирами-сотами.
  • В отличие от неоготики — дешёвые искусственные материалы и видимое отсутствие крыши.
  • В отличие от хай-тека — закрытость маленьких окон, тяжеловесность и непрочность.

См. также

Напишите отзыв о статье "Функционализм (архитектура)"

Ссылки

Функционализм — статья из Большой советской энциклопедии.

Отрывок, характеризующий Функционализм (архитектура)

– Ну, ступай, ступай; ежели что нужно, я пришлю.
Алпатыч вышел. Князь подошел опять к бюро, заглянув в него, потрогал рукою свои бумаги, опять запер и сел к столу писать письмо губернатору.
Уже было поздно, когда он встал, запечатав письмо. Ему хотелось спать, но он знал, что не заснет и что самые дурные мысли приходят ему в постели. Он кликнул Тихона и пошел с ним по комнатам, чтобы сказать ему, где стлать постель на нынешнюю ночь. Он ходил, примеривая каждый уголок.
Везде ему казалось нехорошо, но хуже всего был привычный диван в кабинете. Диван этот был страшен ему, вероятно по тяжелым мыслям, которые он передумал, лежа на нем. Нигде не было хорошо, но все таки лучше всех был уголок в диванной за фортепиано: он никогда еще не спал тут.
Тихон принес с официантом постель и стал уставлять.
– Не так, не так! – закричал князь и сам подвинул на четверть подальше от угла, и потом опять поближе.
«Ну, наконец все переделал, теперь отдохну», – подумал князь и предоставил Тихону раздевать себя.
Досадливо морщась от усилий, которые нужно было делать, чтобы снять кафтан и панталоны, князь разделся, тяжело опустился на кровать и как будто задумался, презрительно глядя на свои желтые, иссохшие ноги. Он не задумался, а он медлил перед предстоявшим ему трудом поднять эти ноги и передвинуться на кровати. «Ох, как тяжело! Ох, хоть бы поскорее, поскорее кончились эти труды, и вы бы отпустили меня! – думал он. Он сделал, поджав губы, в двадцатый раз это усилие и лег. Но едва он лег, как вдруг вся постель равномерно заходила под ним вперед и назад, как будто тяжело дыша и толкаясь. Это бывало с ним почти каждую ночь. Он открыл закрывшиеся было глаза.
– Нет спокоя, проклятые! – проворчал он с гневом на кого то. «Да, да, еще что то важное было, очень что то важное я приберег себе на ночь в постели. Задвижки? Нет, про это сказал. Нет, что то такое, что то в гостиной было. Княжна Марья что то врала. Десаль что то – дурак этот – говорил. В кармане что то – не вспомню».
– Тишка! Об чем за обедом говорили?
– Об князе, Михайле…
– Молчи, молчи. – Князь захлопал рукой по столу. – Да! Знаю, письмо князя Андрея. Княжна Марья читала. Десаль что то про Витебск говорил. Теперь прочту.
Он велел достать письмо из кармана и придвинуть к кровати столик с лимонадом и витушкой – восковой свечкой и, надев очки, стал читать. Тут только в тишине ночи, при слабом свете из под зеленого колпака, он, прочтя письмо, в первый раз на мгновение понял его значение.
«Французы в Витебске, через четыре перехода они могут быть у Смоленска; может, они уже там».
– Тишка! – Тихон вскочил. – Нет, не надо, не надо! – прокричал он.
Он спрятал письмо под подсвечник и закрыл глаза. И ему представился Дунай, светлый полдень, камыши, русский лагерь, и он входит, он, молодой генерал, без одной морщины на лице, бодрый, веселый, румяный, в расписной шатер Потемкина, и жгучее чувство зависти к любимцу, столь же сильное, как и тогда, волнует его. И он вспоминает все те слова, которые сказаны были тогда при первом Свидании с Потемкиным. И ему представляется с желтизною в жирном лице невысокая, толстая женщина – матушка императрица, ее улыбки, слова, когда она в первый раз, обласкав, приняла его, и вспоминается ее же лицо на катафалке и то столкновение с Зубовым, которое было тогда при ее гробе за право подходить к ее руке.

Функционализм (архитектура) Википедия

Bellavista Denmark Арне Якобсен (1934) Bellavista Denmark Арне Якобсена (1934)

Функционализм (нем. Funktionalismus, от лат. functio — выполнение, действие) — течение в западноевропейской, российской, а затем и в американской архитектуре, оформлении интерьера и мебели начала ХХ века. Функционализм сформировался на основе движения конструктивизма и авангардного искусства 1910—1920-х годов и оформился в качестве самостоятельного течения в 1930-х годах. В отличие от конструктивизма, отражавшего, например в революционной России, утопические концепции и идеалистические представления, в границах функционализма архитекторы решали конкретные утилитарно-конструктивные задачи по формуле: функция — конструкция — форма — качество [1].

Идеи западноевропейского функционализма рождены потребностями научно-технического прогресса в области производства новых материалов и строительных технологий. Принципы функционализма предполагают строгое соответствие зданий и сооружений протекающим в них производственным и бытовым процессам и их функциям (утилитарным, коммуникативным, социо-культурным). Истоки функционализма коренятся в традициях «рациональной архитектуры» традиционного английского дома, в деятельности У. Морриса и мастерских «Искусства и ремёсла», Венских мастерских Й. Хоффмана, Л. Бауэра и К. Мозера, теоретических взглядах Г. Мутезиуса и деятельности германского Веркбунда. Наиболее полно принципы функционализма были разработаны в Германии, в школе «Баухаус») и в Нидерландах, в объединенииДе Стейл. Особое значение имели идеи Готфрида Земпера и его «Практической эстетики", творчества П. Беренса и О. Вагнера.

Функционализм позволял строить дома в зависимости от их предназначения, условий местности и требований окружающей среды. Например в Англии строительство высотных зданий преобладало на участках с большой плотностью населения. В то время как на окраинах более востребованным оставалось малоэтажное строительство в традициях английского дома (коттеджа). При этом учитывались особенности старой застройки и национальная специфика.[2]. Идейные принципы функционализма легли в основу идеологии урбанизма XX—XXI веков и новых методов планировки и городской застройки: План Вуазен в Париже (1925), "Башни Айо" в Нантере (1977), эксперименты Р. Бофиля 1980-х годов, секционные (капсульные) дома К. Курокавы, «строчная» застройка жилых кварталов.

История функционализма

Представитель рационалистического течения, австрийский архитектор Леопольд Бауэр (1872—1938), ученик О. Вагнера, сформулировал принцип «абсолютной целесообразности», согласно которому соответствие внешней формы предмета его утилитарной функции создает «абсолютную красоту» («Verschiedene Skizzenentwurfe und Student», 1898). По теории Бауэра, все исторические художественные стили отражают относительное, изменяющееся со временем представление о прекрасном. Исключение составляет античное искусство, которое характеризуется идеальным равновесием прекрасного и полезного. В новое время истинно прекрасное — это целесообразное, поскольку в изменившихся условиях оно также интегрирует представления пользы и красоты.

Последователем Бауэра в Германии был архитектор Герман Мутезиус (1861—1927). В 1896—1903 гг. он работал в Англии, изучал архитектуру традиционного английского дома. Участвовал в движении «Искусства и ремесла». В 1907 г. был среди основателей Германского Веркбунда. В Австрии идеи функционализма исповедовал архитектор Адольф Лоос(1870—1933). Лоос не считал архитектуру художественным творчеством. Он выступал против «орнаментализма, фасадничества и внешней декоративности». В 1913 году он опубликовал статью "Орнамент и преступление" (статья написана в 1908 г.). Архитектор утверждал, что «всякое украшение есть детство человечества», которое должно быть преодолено, а орнамент — эротический символ, свойственный самой низкой ступени развития человека. Пуристская теория и практика А. Лооса оказали значительное воздействие на развитие архитектуры конструктивизма и функционализма. По признанию Ле Корбюзье, с появлением Лооса «кончился сентиментальный период» и наступила эра архитектурного пуризма. В 1912 г. А. Лоос основал независимую школу архитектуры в Вене. В 1921—1924 годах был главным архитектором Вены. Работал в Париже, Праге, Брно.

Ле Корбюзье считается автором знаменитого лозунга функционализма: «Дом это машина для жилья». На самом деле эти слова принадлежат итальянскому футуристу А. Сант-Элиа, однако, в первые деятилетия ХХ века они еще не получили признания. В функционализме форма определяется только конструкцией, которая, в свою очередь, жестко обусловлена функцией. Подобная концепция предполагает, что определенной функции соответствует одна-единственная опт

About Author


admin

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о