Архитектура функционализма: Функционализм в архитектуре: как зародился и каким стал — Статьи — В мире – Функционализм (архитектура) — Functionalism (architecture)

Функционализм (архитектура) - Functionalism (architecture)

В архитектуре , функционализм является принцип , что здания должны быть разработаны на основе исключительно на цели и функции здания. Этот принцип является менее самоочевидны , чем кажется на первый взгляд, и является предметом путаницы и противоречий внутри профессии, особенно в отношении современной архитектуры .

Теоретическое сочленение функционализма в зданиях может быть прослежено к Витрувианским триадам, где «Utilitas» ( по- разному переводится как «товар», «удобства», или «полезность») стоит рядом с «venustas» (красота) и «firmitas» ( твердость) в качестве одного из трех классических целей архитектуры. Функционалист- взгляды были характерны для некоторых неоготических архитекторов. В частности, Огастес Уэлби Пугин писал , что «не должно быть никаких особенностей о здании , которые не являются необходимыми для удобства, строительства, или уместности» и «все украшения должны состоять из обогащения существенной постройки здания» .

Споры о том, функционализме и эстетике часто оформлены как взаимоисключающий выбор, когда на самом деле есть архитекторы, как Уилл Bruder , Джеймс Полшки и Кен Yeang , которые пытаются удовлетворить все три Витрувианских целей.

В результате Первой мировой войны , международное движение функционализма архитектуры возникло как часть волны модернизма . Эти идеи были во многом вдохновлены необходимостью строить новый и лучший мир для людей, так широко и сильно выражены общественно-политических движений Европы после чрезвычайно разрушительной мировой войны. В связи с этим, функционализма архитектура часто связана с идеями социализма и современного гуманизма . Новое небольшое дополнение к этой новой волне функционализма в том , что необходимо не только здания и дома будут разработаны вокруг цели функциональности, архитектура должна также использоваться как средство для физического создания лучшего мира и лучшей жизнью для людей в самом широком смысле , Эта новая архитектура функционализма оказали наиболее сильное влияние в Чехословакии , Германии , Польше , в СССР и Голландии , а с 1930 - х годов и в Скандинавии и Финляндии .

История функционализма

В 1896 году Чикагский архитектор Луис Салливан придумал фразу «форма всегда следует за функцией», однако этот афоризм не относятся к современному пониманию «функции» , термин , как полезность или удовлетворение потребностей пользователей; он вместо того, чтобы на основе метафизики, как выражение органической сущности и может быть перефразировать означает «судьба».

В середине 1930-х годов, функционализм начал обсуждаться как эстетический подход, а не материи целостности конструкции (использование). Идея функционализма была сплавлены с отсутствием орнаментации, что другое дело. Это стало уничижительный термин, связанный с самыми лысыми и жестокими способами, чтобы покрыть пространство, как дешевых коммерческих зданий и ангаров, а затем, наконец, используется, например, в научной критике геодезических куполов Бакминстер Фуллера, просто как синоним «гош».

За 70 лет влиятельный американский архитектор Филип Джонсон считал, что профессия не имеет никакой функциональной ответственности вообще, и это одна из многих взглядов сегодня. Положение постмодерн архитектор Питер Айзенман основан на пользовательском враждебное теоретической основе и еще более экстремальным: «Я не делаю функции.»

модернизм

Популярные представления о современной архитектуре в значительной степени зависит от работы франко-швейцарского архитектора Ле Корбюзье и немецкий архитектор Мис ван дер Роэ . Оба были функционалисты по крайней мере , в той степени , что их здания были радикальными упрощениями предыдущих стилей. В 1923 году Мис ван дер Роэ работал в Веймарской Германии, и начал свою карьеру производства радикально упрощенные, любовно детальные структур , которые достигли целей Салливана присущей архитектурной красоты. Ле Корбюзье классно сказал «дом это машина для проживающих в»; его книга 1923 Vers ипе архитектуры был, и до сих пор является очень влиятельным, и его ранние работы , такие построенный как Вилла Савой в Пуасси , Франция , мыслится как образцово функции.

В Европе

Функционализма архитектура изобилует в Северной и Восточной Европе. Он пришел немного поздно в Скандинавии, и разработали некоторые незначительные изменения в этой области.

Nordic "funkis"

Типичные перила, плоская крыша, штукатурка и окраска деталей в Северной funkis (СОК склад и офисы, 1938, Финляндия)

В Скандинавии (включая Финляндию), международное движение и идеи модернистской архитектуры стали широко известны среди архитекторов на Стокгольмской выставке 1930 , под руководством режиссера и шведским архитектором Гуннар Asplund . Восторженные архитекторы собрали свои идеи и вдохновение в манифесте

acceptera! и в последующие годы после этого, архитектура функционализма появились по всей Скандинавии. Этот жанр включает в себя некоторые специфические свойства , характерные для Скандинавии и часто упоминается как «funkis», чтобы отличить его от функционализма в целом. Некоторые из общих особенностей плоской кровли, лепной стен, архитектурное остекление и хорошо освещенные комнаты, промышленное выражение и мореходные вдохновенные детали, в том числе круглых окон. Мировой фондовый рынок кризис и экономический кризис в 1929 году , возбужденная потребность использовать доступные материалы, такие как кирпич и бетон, и строить быстро и эффективно. Эти потребности стали еще одним сигнатура скандинавской версии функционализма архитектуры, в частности , в зданиях с 1930 - х годов, а затем была перенесена в модернистской архитектуры , когда промышленное серийное производство стали гораздо более распространены после Второй мировой войны.

Как и большинство архитектурных стилей, Северная funkis была международной по своим масштабам и несколько архитекторов , разработанных Скандинавские funkis зданий по всему региону. Некоторые из наиболее активных архитекторов , работающих на международном уровне с этим стилем, включает в себя Эдвард Хейберга , Arne Jacobsen и Алвара Аалто . Nordic funkis занимает видное место в скандинавской городской архитектуре, так как потребность в городское жилье и новые институты для растущих государств благосостояния разобранной после Второй мировой войны. Funkis имел свой расцвет в 1930 - х и 1940 - х годах, но функционализма архитектура продолжала строиться в далеком 1960 - е годы. Эти более поздние структуры, однако, как правило, классифицируются как модернизм в скандинавской контексте.

Дания

Вильхельм Lauritzen , Arne Jacobsen и CF Мёллер были одними из самых активных и влиятельных датских архитекторов новых функционализма идей и Арне Якобсена, Poul Kjaerholm , Kaare Клинт и другие, расширили новый подход к проектированию в целом, в первую очередь мебели , которая эволюционировала в станьте датскими современным . Некоторые датские дизайнеры и художники , которые не работают в качестве архитекторов иногда также включены в датском движении функционализма, такие как Finn Juhl , Louis Poulsen и Poul Хеннингсена . В Дании, кирпичи были в основном предпочтительнее железобетона в качестве строительного материала, и это включало funkis здания. Помимо учреждений и жилых домов, более 100 000 односемейных funkis дома были построены в годы 1925-1945. Тем не менее, дизайн действительно посвященный funkis часто подходить с осторожностью и многих жилых зданий включены только некоторые подписи funkis элементы , такие как круглые окна, угловые окна или архитектурного остекления сигнализировать современностью , а не провоцировать консервативные традиционалисты слишком много. Эта ветвь сдержанного подхода к проектированию funkis создала датскую версию бунгало здания.

Прекрасные примеры датской архитектуры функционализма являются в настоящее время перечислены в аэропорт Каструпа 1939 терминал Вильгельма Lauritzen, Университет Орхуса (от CF Меллер и др.) И Aarhus City Hall (Арне Якобсена и др.), Все , включая мебель и светильники специально разработан в функционализма дух. Самый большой функционализма комплекс в странах Северной Европы является 30 000 кв. М. жилой комплекс из Hostrups Есть в Копенгагене.

Финляндия

Некоторые из самых плодовитых и известных архитекторов в Финляндии, работающих в стиле funkis, включает в себя Алвара Аалто и Эрик Брайггман , которые оба занимались с самого начала в 1930 году . Turku область впервые этот новый стиль и журнал Arkkitehti опосредованного и обсудила функционализм в финском контексте. Многие из первых зданий в стиле funkis были промышленные структуры, институты и офисы , но распространяются на другие виды конструкций , таких как жилые дома, индивидуального жилищного строительства и церквей. Функционализма конструкция также распространилась на дизайн интерьера и мебели на примере знаковых Paimio санатория , разработанный в 1929 году и построен в 1933 году.

Аалто ввел стандартизированные, сборные бетонные элементы, как еще в конце 1920-х годов, когда он проектировал жилые дома в Турку. Этот метод стал краеугольным камнем последующих событий в модернистской архитектуре после Второй мировой войны, особенно в 1950-х и 1960-х годах. Он также представил серийный произведенный деревянный корпус.

Чехословакия

Национальный технический музей (Прага) 1942 Милан Babouska

Функционализм был доминирующим архитектоника стиль в бывшей Чехословакии в период 1928-1970 (с исключением оккупации и сталинской архитектуры в 1950 - е годы). Это было результатом увлечения первого по промышленному развитию , а затем усилие « чтобы создать новый человек и новое общество» в период социализма (1948-89). Его «программа» была сформулирована Клуба архитекторов в Праге в 1924 году В 1930 - х годах , а затем в 1960 - х и 1970 - х годов положение функционализма была доминирующей и почти эксклюзив.

Польша

Межвоенная авангардные польские архитекторы в годах 1918-1939 добились заметного влияния на наследии европейской современной архитектуры и функционализма. Много польских архитекторов были очарованы Ле Корбюзье , как и его польского студента Ежи Солтан и его коллеги , как Хелена Syrkus, Роман Пиотровского и Мачей Новицкий. Ле Корбюзье говорил о поляках ( «Когда Соборы были белый» Париж 1937) «академизм ниспослал корни во всем мире. Тем не менее, голландцы относительно свободны от предвзятости. Чехи верят в„современный“и польской тоже.» Другие польские архитекторы , как Станислав Brukalski были встреча с Ритвельд и вдохновленный его. Только через несколько лет после строительства дома Шредера польского архитектора Ритвельда в Станиславе Brukalski построили свой собственный дом в Варшаве в 1929 году , предположительно , вдохновленный Ритвельд Schröderhuis , которую он посетил. Его польский пример современного дома был удостоен бронзовой медали в Париже выставке в 1937 г. Незадолго до Второй мировой войны было модно строить в Польше много крупных районов роскошных домов в окрестностях полно зелени для богатых поляков , как, например , район Saska Kępa в Варшаве или район Kamienna Гура в морском порту Гдыни. Наиболее характерными чертами в польской архитектуры функционализма 1918-1939 были иллюминаторы, террасы на крыше и мраморные интерьеры. Вероятно, наиболее выдающегося произведение польской архитектуры функционализма является всем городом Гдыня , современный польский морской порт создан в 1926 году.

  • Богдан Лачерт вилл с садом на крыше (1929) в Варшаве

  • Станислава Brukalski вилла (1929) в Варшаве

  • Рудольф Świerczyński Министерство транспорта (1931) в Варшаве. Деталь входа, рельеф базальта с гербом Польши.

  • Роман страхования здание Пиотровский (1936) в морском порту Гдыни

  • Богдана Damięc морской университет (1937) в морском порту Гдыне

  • Narcyz Obrycki вилла (1937) в морском порту Гдыни.

  • Тадеуш казах вилла (1938) в морском порту Гдыни. Три большие иллюминаторы окна в задней части.

  • Джулиусс Зороски Корпус блока «Стеклянный дом» (1938-1941) в Варшаве с роскошными квартирами 177m2 каждая и большая терраса на крыше.

Примеры

Известные представления функционализма архитектура включает в себя:

Obchodný obytný дом Луксор (жилой и торговый дом Луксор), 1937, в Братиславе (Словакия)
  • Вилла Тугендхат , Брно , Чехия
  • Veletržní palác , Прага , Чехия
  • Obchodný в obytný РОМ Luxor , Братислава , Словакия
  • Сёдр Энгий , Стокгольм , Швеция
  • Орхусский университет , Дания
  • Пярну Rannahotell , Эстония
  • Пярну Rannakohvik , Эстония
  • Вилла Савой , Пуасси , Франция
  • Knarraros маяк , Stokkseyri , Исландия
  • Kavárna Era , Брно , Чехия
  • Villa Müller , Прага , Чехия
  • Kolonie Новы думы , Брно , Чехия
  • Administratívna Budova spojov , Братислава , Словакия
  • Злин город, Чехия
  • Коррида Arena , Póvoa де Varzim , Португалия

Сёдр Энгий, Швеция

Жилой район из Сёдра Энгбю в западной части Стокгольма , Швеция , смешанный функционалистскую или международный стиль с садом города идеалами. Охватывая более 500 зданий, остается крупнейшей когерентный функционализм вилл площадью в Швеции и , возможно , в мире, до сих пор хорошо сохранился более чем полвека после его построек 1933-40 и охраняются как национальное культурным наследие .

Злин, Чехия

Злин город в Чехии , который был в 1930 - е годы полностью реконструированы на принципах функционализма. В то время город был штаб - квартирой в Бате обувь компании и Томаш Батя инициировал комплексную реконструкцию города , который был вдохновлен функционализма и городского движения сад .

Отличительная архитектура Злине руководствовался принципами, которые были строго соблюдаться в течение всего своего развития межвоенного. Его главная тема стала выводом всех архитектурных элементов из заводских корпусов. Центральное положение промышленного производства в жизни всех жителей Злина должны было быть выделено. Следовательно, были использованы те же строительные материалы (красный кирпич, стекло, железобетон) для строительства всех государственных (и большинства частных) зданий. Структурный элемент архитектуры Злин является квадратом заливом 20х20 футов (6.15x6.15 м). Хотя модифицировано несколько вариантов, этот высокий стиль модерниста приводит к высокой степени однородности всех зданий. Он подчеркивает центральную и уникальную идею индустриального города-сада в то же время. Архитектурный и городской функционализм был служить потребностям современного города. Простота его зданий, которые также переведены на его функциональную адаптивность была прописывать (а также реагировать на) потребность повседневной жизни.

Городской план Злине было создание Франтисек Лиди Гахера , студент мастерской Ле Корбюзье в Париже. Архитектурные достопримечательности города являются , например , виллы Томаша Бати, больницы Бата, The Grand Cinema или небоскреб Бата в .

хрущёвка

Хрущёвка ( русская : хрущёвка , IPA:  [xrʊɕːɵfkə] ) является неофициальным названием типа низкой стоимости, Бетононасосы панелей или кирпич от три до пяти-этажного жилого дома , который был разработан в Советском Союзе в период начала 1960 - х, во время время его тезка Никита Хрущев направил советскому правительству. Жилые дома также пошли по имени «Khruschoba» (Хрущёв + трущоба, Хрущев-трущобы).

Функционализм в ландшафтной архитектуре

Развитие функционализма в ландшафтной архитектуре параллельно ее развитие в создании архитектуры. В жилом масштабе, дизайнеры , как Кристофер Таннард , Джеймс Роуз и Garrett Eckbo защищал философию дизайна на основе создания пространств для отдыха на открытом воздухе и интеграции дома и сада. В более крупном масштабе, немецкий ландшафтный архитектор и планировщик Леберехт Мигдж выступают за использование съедобных садов в проектах социального жилья как способ противодействия голода и повышении самообеспеченности семей. В большем масштабе, Международный конгресс современная архитектура выступает за стратегии городского проектирования , основанных на человеческих пропорции и в поддержке четырех функций человеческого поселения: жилье, работу, игры, а также транспорт.

Смотрите также

Литература

  • Вар ипа Архитектура и Вилл Сава: Сравнение трактата и строительства - многочастное эссе , объясняющего основу теории Ля Корбюзия и контрастное их со своей построенной работе.
  • Behne, Адольф (1923). Современное функциональное здание. Майкл Робинсон, пер. Санта-Моника: Научно-исследовательский институт Гетти, 1996.
  • Сорок, Адриан (2000). «Функция». Слова и здание, словарный запас современной архитектуры. Thames & Хадсон, р. 174-195.
  • Michl, Ян (1995). Форма следует за ЧТО? Модернистское понятие функции как карт - бланш 1995 Читайте больше статей о www.beautytips.pk

Рекомендации

внешняя ссылка

Функционализм (архитектура) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Bellavista Denmark Арне Якобсен (1934) Bellavista Denmark Арне Якобсена (1934)

Функционализм — направление в архитектуре XX века, требующее строгого соответствия зданий и сооружений протекающим в них производственным и бытовым процессам (функциям). Возник в Германии (школа «Баухауз») и Нидерландах (Якобс Йоханнес Ауд). Используя достижения строительной техники, функционализм дал обоснованные приёмы и нормы планировки жилых комплексов (стандартные секции и квартиры, «строчная» застройка кварталов торцами зданий к улице).

Основные черты

Ле Корбюзье вывел пять конституирующих признаков функционализма, от которых, однако, некоторые ответвления могли отступать:

  • Использование чистых геометрических форм, обычно прямоугольных.
  • Использование крупных нерасчленённых плоскостей одного материала, как правило, монолитного и сборного железобетона, стекла, реже — кирпича. Отсюда и преобладающая цветовая гамма — серый (цвет неоштукатуренного бетона), жёлтый (любимый цвет Ле Корбюзье) и белый. Отсутствие орнаментации и выступающих деталей, лишённых функционального назначения.
  • Плоские, по возможности, эксплуатируемые кровли. От этой идеи Ле Корбюзье нередко отказывались «северные» функционалисты, строившие здания, способные противостоять сложным погодным условиям (см., например, Центральная больница Северной Карелии).
  • Для промышленных и частично жилых и общественных зданий характерно расположение окон на фасаде в виде сплошных горизонтальных полос (так называемое «ленточное остекление»).
  • Широкое использование образа «дома на ножках», заключающегося в полном или частичном освобождении нижних этажей от стен и использовании пространства под зданием для общественных функций.

Идеология и критика функционализма

Сжатая философия стиля — «форма определяется функцией» (Луис Салливан). В области жилой архитектуры заключена в знаменитом постулате Ле Корбюзье: «Дом — машина для жилья».

Критики концепции функционализма обычно говорят о «безликости», «серийности», «бездуховности», серости и искусственности бетона, угловатости параллелепипедов, грубости и минимализме внешней отделки, стерильности и бесчеловечной холодности кафельной плитки. Контраст между циклопизмом внешних размеров и микроскопическими внутренними помещениями и окнами часто делает дома этого стиля похожими на ульи.

Функционализм и другие стили

  • В отличие от конструктивизма функционализм чаще всего лишён монолитности образа. При детальном рассмотрении дом распадается на отдельные блоки.
  • В отличие от сталинского ампира функционализм лишен помпезности, претенциозности и до предела технологичен. Дома напоминают не дворцы, а серийные ульи с квартирами-сотами.
  • В отличие от неоготики — дешёвые искусственные материалы и видимое отсутствие крыши.
  • В отличие от хай-тека — закрытость маленьких окон, тяжеловесность и непрочность.

См. также

Ссылки

Функционализм — статья из Большой советской энциклопедии. 

Функционализм (архитектура) Википедия

Bellavista Denmark Арне Якобсен (1934) Bellavista Denmark Арне Якобсена (1934)

Функционализм (нем. Funktionalismus, от лат. functio — выполнение, действие) — течение в западноевропейской, российской, а затем и в американской архитектуре, оформлении интерьера и мебели начала ХХ века. Функционализм сформировался на основе движения конструктивизма и авангардного искусства 1910—1920-х годов и оформился в качестве самостоятельного течения в 1930-х годах. В отличие от конструктивизма, отражавшего, например в революционной России, утопические концепции и идеалистические представления, в границах функционализма архитекторы решали конкретные утилитарно-конструктивные задачи по формуле: функция — конструкция — форма — качество [1].

Идеи западноевропейского функционализма рождены потребностями научно-технического прогресса в области производства новых материалов и строительных технологий. Принципы функционализма предполагают строгое соответствие зданий и сооружений протекающим в них производственным и бытовым процессам и их функциям (утилитарным, коммуникативным, социо-культурным). Истоки функционализма коренятся в традициях «рациональной архитектуры» традиционного английского дома, в деятельности У. Морриса и мастерских «Искусства и ремёсла», Венских мастерских Й. Хоффмана, Л. Бауэра и К. Мозера, теоретических взглядах Г. Мутезиуса и деятельности германского Веркбунда. Наиболее полно принципы функционализма были разработаны в Германии, в школе «Баухаус») и в Нидерландах, в объединенииДе Стейл. Особое значение имели идеи Готфрида Земпера и его «Практической эстетики", творчества П. Беренса и О. Вагнера.

Функционализм позволял строить дома в зависимости от их предназначения, условий местности и требований окружающей среды. Например в Англии строительство высотных зданий преобладало на участках с большой плотностью населения. В то время как на окраинах более востребованным оставалось малоэтажное строительство в традициях английского дома (коттеджа). При этом учитывались особенности старой застройки и национальная специфика.[2]. Идейные принципы функционализма легли в основу идеологии урбанизма XX—XXI веков и новых методов планировки и городской застройки: План Вуазен в Париже (1925), "Башни Айо" в Нантере (1977), эксперименты Р. Бофиля 1980-х годов, секционные (капсульные) дома К. Курокавы, «строчная» застройка жилых кварталов.

История функционализма

Представитель рационалистического течения, австрийский архитектор Леопольд Бауэр (1872—1938), ученик О. Вагнера, сформулировал принцип «абсолютной целесообразности», согласно которому соответствие внешней формы предмета его утилитарной функции создает «абсолютную красоту» («Verschiedene Skizzenentwurfe und Student», 1898). По теории Бауэра, все исторические художественные стили отражают относительное, изменяющееся со временем представление о прекрасном. Исключение составляет античное искусство, которое характеризуется идеальным равновесием прекрасного и полезного. В новое время истинно прекрасное — это целесообразное, поскольку в изменившихся условиях оно также интегрирует представления пользы и красоты.

Последователем Бауэра в Германии был архитектор Герман Мутезиус (1861—1927). В 1896—1903 гг. он работал в Англии, изучал архитектуру традиционного английского дома. Участвовал в движении «Искусства и ремесла». В 1907 г. был среди основателей Германского Веркбунда. В Австрии идеи функционализма исповедовал архитектор Адольф Лоос(1870—1933). Лоос не считал архитектуру художественным творчеством. Он выступал против «орнаментализма, фасадничества и внешней декоративности». В 1913 году он опубликовал статью "Орнамент и преступление" (статья написана в 1908 г.). Архитектор утверждал, что «всякое украшение есть детство человечества», которое должно быть преодолено, а орнамент — эротический символ, свойственный самой низкой ступени развития человека. Пуристская теория и практика А. Лооса оказали значительное воздействие на развитие архитектуры конструктивизма и функционализма. По признанию Ле Корбюзье, с появлением Лооса «кончился сентиментальный период» и наступила эра архитектурного пуризма. В 1912 г. А. Лоос основал независимую школу архитектуры в Вене. В 1921—1924 годах был главным архитектором Вены. Работал в Париже, Праге, Брно.

Ле Корбюзье считается автором знаменитого лозунга функционализма: «Дом это машина для жилья». На самом деле эти слова принадлежат итальянскому футуристу А. Сант-Элиа, однако, в первые деятилетия ХХ века они еще не получили признания. В функционализме форма определяется только конструкцией, которая, в свою очередь, жестко обусловлена функцией. Подобная концепция предполагает, что определенной функции соответствует одна-единственная оптимальная (наиболее рациональная) форма. Эта идея была положена в основу технической эстетики и первого этапа развития классического, или, индустриального, дизайна. Искусство архитектуры, таким образом, подменяется исключительно утилитарным формообразованием, или архитектурным дизайном. Слово «искусство» в последующий период изгоняется из лексикона архитекторов и дизайнеров. Его заменяет термин «деловая», или «предметная», деятельность (нем. Sachlichkeit). В 1924 г. в Мюнхене, а затем в 1930 г. в Париже, проходила выставка промышленных изделий Веркбунда под названием «Форма без орнамента» («Form ohne Ornament»). Средоточием германского функционализма стали берлинская архитектурная мастерская П. Беренса и школа В. Гропиуса "Баухаус" в Ваймаре и Десау. Идеи их создателей получили развитие в Высшей школе формообразования в Ульме и её главного идеолога — Томаса Мальдонадо.

Идеи первого этапа развития эстетики функционализма сформулировал Ле Корбюзье: "Гармония — это не эстетическая категория, а исходное условие свободного функционирования любой вещи. Гармония как соответствие формы предмета своей функции позволяет каждой вещи обрести свободу движения и развития". Дом должен быть только "машиной для жилья", стул — "аппаратом для сидения", ваза — ёмкостью. Эти принципы в дальнейшем развивал Людвиг Мис ван дер Роэ, сначала в Берлине, а затем в архитектуре небоскрёбов Нового Света (сам ле Корбюзье от них отошёл, создавая "органическую архитектуру"). Новый "стиль Миса" назвали вскоре интернациональным, поскольку принципы функционализма исключали национальное своеобразие архитектуры [3][4]

Однако со временем кризис функционального формообразования в архитектуре привел к идеям нового экспрессионизма в творчестве архитекторов А. Аалто, Э. Сааринена, Э. Мендельсона, Ф. Л. Райта, а также неопластицизма и «органической архитектуры», а в дизайне к стайлингу и арт-дизайну.

Основные черты

Ле Корбюзье сформулировал "пять принципов единства архитектуры и конструкции":

     1. Колонна должна стоять свободно в открытом пространстве.
     2. Конструктивный каркас здания функционально не зависит от стены и   
         внутренних перегородок.
     3. Свободный план не  зависит от  конфигурации наружных стен.
     4. Фасад  определяется  внутренней каркасной конструкцией здания.
     5. Сад на крыше  раскрывает пространство дома вверх [5].

На их основе формулируют пять конституирующих признаков функционализма, от которых, однако, многие архитекторы склонны были полностью или частично отступать:

  • Преимущественное использование "чистых" геометрических форм: прямоугольника, квадрата, круга.
  • Использование крупных нерасчленённых плоскостей одного материала, как правило, монолитного и сборного железобетона, стекла, реже — кирпича. Отсюда и преобладающая цветовая гамма — серый (цвет неоштукатуренного бетона), жёлтый (любимый цвет Ле Корбюзье) и белый. Отсутствие орнаментации и выступающих деталей, лишённых функционального назначения.
  • Плоские, по возможности, эксплуатируемые кровли. От этой идеи Ле Корбюзье нередко отказывались «северные» функционалисты, строившие здания, способные противостоять сложным погодным условиям (см., например, Центральная больница Северной Карелии).
  • Для промышленных, частично жилых и общественных зданий характерно расположение окон на фасаде в виде сплошных горизонтальных полос (так называемое «ленточное остекление»).
  • Широкое использование образа «дома на пилонах»(maison sur pilotis), заключающегося в полном или частичном освобождении нижних этажей от стен и использовании пространства под зданием для общественных нужд.

Идеология и критика функционализма

Функционализм не является художественным стилем, это течение, философия и идеология, лишённые видимой связи с предшествующим развитием архитектуры. Сжатая формула функционализма — «форма определяется функцией» (Луис Салливан). В области жилой архитектуры заключена в знаменитом постулате Ле Корбюзье: «Дом — машина для жилья».

Критики концепции функционализма обычно говорят о «безликости», «серийности», «бездуховности», серости и искусственности бетона, угловатости параллелепипедов, грубости и минимализме внешней отделки, стерильности и бесчеловечной холодности кафельной плитки. Контраст между циклопизмом внешних размеров и микроскопическими внутренними помещениями и окнами часто делает дома этого стиля похожими на ульи.

Функционализм и художественные стили

  • В отличие от конструктивизма функционализм чаще всего лишён монолитности образа. При детальном рассмотрении дом распадается на отдельные блоки.
  • В отличие от сталинского ампира функционализм лишен помпезности, претенциозности и до предела технологичен. Дома напоминают не дворцы, а серийные ульи с квартирами-сотами.
  • В отличие от неоготики — дешёвые искусственные материалы и видимое отсутствие кровли.
  • В отличие от хай-тека — закрытость маленьких окон, тяжеловесность и непрочность.

См. также

Примечания

  1. ↑ Власов В. Г.. Функционализм, или интернациональный стиль // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. Х, 2010. — С. 237—244
  2. Ф. С. Капица. История мировой культуры. — ACT : Слово, 2010. — 606 с. — ISBN 978-5-17-064681-4.
  3. ↑ Власов В. Г.. Функционализм, или интернациональный стиль // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. Х, 2010. — С. 238
  4. ↑ Frampton K. Modern Architecture. A critical History. London: Thames&Hudson, 1980. Pp. 90-191
  5. ↑ Гидион З. Пространство, время, архитектура. М.: Стройиздат, 1984. С. 300
  6. ↑ Советский функционализм: 15 архивных фотографий интерьеров из хрущевок (неопр.). РБК Недвижимость. Дата обращения 14 января 2019.

Ссылки

Функционализм — статья из Большой советской энциклопедии. 

Функционализм (архитектура) - Вики

Bellavista Denmark Арне Якобсен (1934) Bellavista Denmark Арне Якобсена (1934)

Функционализм (нем. Funktionalismus, от лат. functio — выполнение, действие) — течение в западноевропейской, российской, а затем и в американской архитектуре, оформлении интерьера и мебели начала ХХ века. Функционализм сформировался на основе движения конструктивизма и авангардного искусства 1910—1920-х годов и оформился в качестве самостоятельного течения в 1930-х годах. В отличие от конструктивизма, отражавшего, например в революционной России, утопические концепции и идеалистические представления, в границах функционализма архитекторы решали конкретные утилитарно-конструктивные задачи по формуле: функция — конструкция — форма — качество [1].

Идеи западноевропейского функционализма рождены потребностями научно-технического прогресса в области производства новых материалов и строительных технологий. Принципы функционализма предполагают строгое соответствие зданий и сооружений протекающим в них производственным и бытовым процессам и их функциям (утилитарным, коммуникативным, социо-культурным). Истоки функционализма коренятся в традициях «рациональной архитектуры» традиционного английского дома, в деятельности У. Морриса и мастерских «Искусства и ремёсла», Венских мастерских Й. Хоффмана, Л. Бауэра и К. Мозера, теоретических взглядах Г. Мутезиуса и деятельности германского Веркбунда. Наиболее полно принципы функционализма были разработаны в Германии, в школе «Баухаус») и в Нидерландах, в объединенииДе Стейл. Особое значение имели идеи Готфрида Земпера и его «Практической эстетики", творчества П. Беренса и О. Вагнера.

Функционализм позволял строить дома в зависимости от их предназначения, условий местности и требований окружающей среды. Например в Англии строительство высотных зданий преобладало на участках с большой плотностью населения. В то время как на окраинах более востребованным оставалось малоэтажное строительство в традициях английского дома (коттеджа). При этом учитывались особенности старой застройки и национальная специфика.[2]. Идейные принципы функционализма легли в основу идеологии урбанизма XX—XXI веков и новых методов планировки и городской застройки: План Вуазен в Париже (1925), "Башни Айо" в Нантере (1977), эксперименты Р. Бофиля 1980-х годов, секционные (капсульные) дома К. Курокавы, «строчная» застройка жилых кварталов.

Представитель рационалистического течения, австрийский архитектор Леопольд Бауэр (1872—1938), ученик О. Вагнера, сформулировал принцип «абсолютной целесообразности», согласно которому соответствие внешней формы предмета его утилитарной функции создает «абсолютную красоту» («Verschiedene Skizzenentwurfe und Student», 1898). По теории Бауэра, все исторические художественные стили отражают относительное, изменяющееся со временем представление о прекрасном. Исключение составляет античное искусство, которое характеризуется идеальным равновесием прекрасного и полезного. В новое время истинно прекрасное — это целесообразное, поскольку в изменившихся условиях оно также интегрирует представления пользы и красоты.

Последователем Бауэра в Германии был архитектор Герман Мутезиус (1861—1927). В 1896—1903 гг. он работал в Англии, изучал архитектуру традиционного английского дома. Участвовал в движении «Искусства и ремесла». В 1907 г. был среди основателей Германского Веркбунда. В Австрии идеи функционализма исповедовал архитектор Адольф Лоос(1870—1933). Лоос не считал архитектуру художественным творчеством. Он выступал против «орнаментализма, фасадничества и внешней декоративности». В 1913 году он опубликовал статью "Орнамент и преступление" (статья написана в 1908 г.). Архитектор утверждал, что «всякое украшение есть детство человечества», которое должно быть преодолено, а орнамент — эротический символ, свойственный самой низкой ступени развития человека. Пуристская теория и практика А. Лооса оказали значительное воздействие на развитие архитектуры конструктивизма и функционализма. По признанию Ле Корбюзье, с появлением Лооса «кончился сентиментальный период» и наступила эра архитектурного пуризма. В 1912 г. А. Лоос основал независимую школу архитектуры в Вене. В 1921—1924 годах был главным архитектором Вены. Работал в Париже, Праге, Брно.

Ле Корбюзье считается автором знаменитого лозунга функционализма: «Дом это машина для жилья». На самом деле эти слова принадлежат итальянскому футуристу А. Сант-Элиа, однако, в первые деятилетия ХХ века они еще не получили признания. В функционализме форма определяется только конструкцией, которая, в свою очередь, жестко обусловлена функцией. Подобная концепция предполагает, что определенной функции соответствует одна-единственная оптимальная (наиболее рациональная) форма. Эта идея была положена в основу технической эстетики и первого этапа развития классического, или, индустриального, дизайна. Искусство архитектуры, таким образом, подменяется исключительно утилитарным формообразованием, или архитектурным дизайном. Слово «искусство» в последующий период изгоняется из лексикона архитекторов и дизайнеров. Его заменяет термин «деловая», или «предметная», деятельность (нем. Sachlichkeit). В 1924 г. в Мюнхене, а затем в 1930 г. в Париже, проходила выставка промышленных изделий Веркбунда под названием «Форма без орнамента» («Form ohne Ornament»). Средоточием германского функционализма стали берлинская архитектурная м

Функционализм (архитектура) — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Функционализм — направление в архитектуре XX века, требующее строгого соответствия зданий и сооружений протекающим в них производственным и бытовым процессам (функциям). Возник в Германии (школа «Баухауз») и Нидерландах (Якобс Йоханнес Ауд). Используя достижения строительной техники, функционализм дал обоснованные приёмы и нормы планировки жилых комплексов (стандартные секции и квартиры, «строчная» застройка кварталов торцами зданий к улице).

Основные черты

Ле Корбюзье вывел пять конституирующих признаков функционализма, от которых, однако, некоторые ответвления могли отступать:

  • Использование чистых геометрических форм, обычно прямоугольных.
  • Использование крупных нерасчленённых плоскостей одного материала, как правило, монолитного и сборного железобетона, стекла, реже — кирпича. Отсюда и преобладающая цветовая гамма — серый (цвет неоштукатуренного бетона), жёлтый (любимый цвет Ле Корбюзье) и белый. Отсутствие орнаментации и выступающих деталей, лишённых функционального назначения.
  • Плоские, по возможности, эксплуатируемые кровли. От этой идеи Ле Корбюзье нередко отказывались «северные» функционалисты, строившие здания, способные противостоять сложным погодным условиям (см., например, Центральная больница Северной Карелии).
  • Для промышленных и частично жилых и общественных зданий характерно расположение окон на фасаде в виде сплошных горизонтальных полос (так называемое «ленточное остекление»).
  • Широкое использование образа «дома на ножках», заключающегося в полном или частичном освобождении нижних этажей от стен и использовании пространства под зданием для общественных функций.

Идеология и критика функционализма

Сжатая философия стиля — «форма определяется функцией» (Луис Салливан). В области жилой архитектуры заключена в знаменитом постулате Ле Корбюзье: «Дом — машина для жилья».

Критики концепции функционализма обычно говорят о «безликости», «серийности», «бездуховности», серости и искусственности бетона, угловатости параллелепипедов, грубости и минимализме внешней отделки, стерильности и бесчеловечной холодности кафельной плитки. Контраст между циклопизмом внешних размеров и микроскопическими внутренними помещениями и окнами часто делает дома этого стиля похожими на ульи.

Функционализм и другие стили

  • В отличие от конструктивизма функционализм чаще всего лишён монолитности образа. При детальном рассмотрении дом распадается на отдельные блоки.
  • В отличие от сталинского ампира функционализм лишен помпезности, претенциозности и до предела технологичен. Дома напоминают не дворцы, а серийные ульи с квартирами-сотами.
  • В отличие от неоготики — дешёвые искусственные материалы и видимое отсутствие крыши.
  • В отличие от хай-тека — закрытость маленьких окон, тяжеловесность и непрочность.

См. также

Напишите отзыв о статье "Функционализм (архитектура)"

Ссылки

Функционализм — статья из Большой советской энциклопедии.

Отрывок, характеризующий Функционализм (архитектура)

– Ну, ступай, ступай; ежели что нужно, я пришлю.
Алпатыч вышел. Князь подошел опять к бюро, заглянув в него, потрогал рукою свои бумаги, опять запер и сел к столу писать письмо губернатору.
Уже было поздно, когда он встал, запечатав письмо. Ему хотелось спать, но он знал, что не заснет и что самые дурные мысли приходят ему в постели. Он кликнул Тихона и пошел с ним по комнатам, чтобы сказать ему, где стлать постель на нынешнюю ночь. Он ходил, примеривая каждый уголок.
Везде ему казалось нехорошо, но хуже всего был привычный диван в кабинете. Диван этот был страшен ему, вероятно по тяжелым мыслям, которые он передумал, лежа на нем. Нигде не было хорошо, но все таки лучше всех был уголок в диванной за фортепиано: он никогда еще не спал тут.
Тихон принес с официантом постель и стал уставлять.
– Не так, не так! – закричал князь и сам подвинул на четверть подальше от угла, и потом опять поближе.
«Ну, наконец все переделал, теперь отдохну», – подумал князь и предоставил Тихону раздевать себя.
Досадливо морщась от усилий, которые нужно было делать, чтобы снять кафтан и панталоны, князь разделся, тяжело опустился на кровать и как будто задумался, презрительно глядя на свои желтые, иссохшие ноги. Он не задумался, а он медлил перед предстоявшим ему трудом поднять эти ноги и передвинуться на кровати. «Ох, как тяжело! Ох, хоть бы поскорее, поскорее кончились эти труды, и вы бы отпустили меня! – думал он. Он сделал, поджав губы, в двадцатый раз это усилие и лег. Но едва он лег, как вдруг вся постель равномерно заходила под ним вперед и назад, как будто тяжело дыша и толкаясь. Это бывало с ним почти каждую ночь. Он открыл закрывшиеся было глаза.
– Нет спокоя, проклятые! – проворчал он с гневом на кого то. «Да, да, еще что то важное было, очень что то важное я приберег себе на ночь в постели. Задвижки? Нет, про это сказал. Нет, что то такое, что то в гостиной было. Княжна Марья что то врала. Десаль что то – дурак этот – говорил. В кармане что то – не вспомню».
– Тишка! Об чем за обедом говорили?
– Об князе, Михайле…
– Молчи, молчи. – Князь захлопал рукой по столу. – Да! Знаю, письмо князя Андрея. Княжна Марья читала. Десаль что то про Витебск говорил. Теперь прочту.
Он велел достать письмо из кармана и придвинуть к кровати столик с лимонадом и витушкой – восковой свечкой и, надев очки, стал читать. Тут только в тишине ночи, при слабом свете из под зеленого колпака, он, прочтя письмо, в первый раз на мгновение понял его значение.
«Французы в Витебске, через четыре перехода они могут быть у Смоленска; может, они уже там».
– Тишка! – Тихон вскочил. – Нет, не надо, не надо! – прокричал он.
Он спрятал письмо под подсвечник и закрыл глаза. И ему представился Дунай, светлый полдень, камыши, русский лагерь, и он входит, он, молодой генерал, без одной морщины на лице, бодрый, веселый, румяный, в расписной шатер Потемкина, и жгучее чувство зависти к любимцу, столь же сильное, как и тогда, волнует его. И он вспоминает все те слова, которые сказаны были тогда при первом Свидании с Потемкиным. И ему представляется с желтизною в жирном лице невысокая, толстая женщина – матушка императрица, ее улыбки, слова, когда она в первый раз, обласкав, приняла его, и вспоминается ее же лицо на катафалке и то столкновение с Зубовым, которое было тогда при ее гробе за право подходить к ее руке.

Функционализм (архитектура) Википедия

Bellavista Denmark Арне Якобсен (1934) Bellavista Denmark Арне Якобсена (1934)

Функционализм (нем. Funktionalismus, от лат. functio — выполнение, действие) — течение в западноевропейской, российской, а затем и в американской архитектуре, оформлении интерьера и мебели начала ХХ века. Функционализм сформировался на основе движения конструктивизма и авангардного искусства 1910—1920-х годов и оформился в качестве самостоятельного течения в 1930-х годах. В отличие от конструктивизма, отражавшего, например в революционной России, утопические концепции и идеалистические представления, в границах функционализма архитекторы решали конкретные утилитарно-конструктивные задачи по формуле: функция — конструкция — форма — качество [1].

Идеи западноевропейского функционализма рождены потребностями научно-технического прогресса в области производства новых материалов и строительных технологий. Принципы функционализма предполагают строгое соответствие зданий и сооружений протекающим в них производственным и бытовым процессам и их функциям (утилитарным, коммуникативным, социо-культурным). Истоки функционализма коренятся в традициях «рациональной архитектуры» традиционного английского дома, в деятельности У. Морриса и мастерских «Искусства и ремёсла», Венских мастерских Й. Хоффмана, Л. Бауэра и К. Мозера, теоретических взглядах Г. Мутезиуса и деятельности германского Веркбунда. Наиболее полно принципы функционализма были разработаны в Германии, в школе «Баухаус») и в Нидерландах, в объединенииДе Стейл. Особое значение имели идеи Готфрида Земпера и его «Практической эстетики", творчества П. Беренса и О. Вагнера.

Функционализм позволял строить дома в зависимости от их предназначения, условий местности и требований окружающей среды. Например в Англии строительство высотных зданий преобладало на участках с большой плотностью населения. В то время как на окраинах более востребованным оставалось малоэтажное строительство в традициях английского дома (коттеджа). При этом учитывались особенности старой застройки и национальная специфика.[2]. Идейные принципы функционализма легли в основу идеологии урбанизма XX—XXI веков и новых методов планировки и городской застройки: План Вуазен в Париже (1925), "Башни Айо" в Нантере (1977), эксперименты Р. Бофиля 1980-х годов, секционные (капсульные) дома К. Курокавы, «строчная» застройка жилых кварталов.

История функционализма

Представитель рационалистического течения, австрийский архитектор Леопольд Бауэр (1872—1938), ученик О. Вагнера, сформулировал принцип «абсолютной целесообразности», согласно которому соответствие внешней формы предмета его утилитарной функции создает «абсолютную красоту» («Verschiedene Skizzenentwurfe und Student», 1898). По теории Бауэра, все исторические художественные стили отражают относительное, изменяющееся со временем представление о прекрасном. Исключение составляет античное искусство, которое характеризуется идеальным равновесием прекрасного и полезного. В новое время истинно прекрасное — это целесообразное, поскольку в изменившихся условиях оно также интегрирует представления пользы и красоты.

Последователем Бауэра в Германии был архитектор Герман Мутезиус (1861—1927). В 1896—1903 гг. он работал в Англии, изучал архитектуру традиционного английского дома. Участвовал в движении «Искусства и ремесла». В 1907 г. был среди основателей Германского Веркбунда. В Австрии идеи функционализма исповедовал архитектор Адольф Лоос(1870—1933). Лоос не считал архитектуру художественным творчеством. Он выступал против «орнаментализма, фасадничества и внешней декоративности». В 1913 году он опубликовал статью "Орнамент и преступление" (статья написана в 1908 г.). Архитектор утверждал, что «всякое украшение есть детство человечества», которое должно быть преодолено, а орнамент — эротический символ, свойственный самой низкой ступени развития человека. Пуристская теория и практика А. Лооса оказали значительное воздействие на развитие архитектуры конструктивизма и функционализма. По признанию Ле Корбюзье, с появлением Лооса «кончился сентиментальный период» и наступила эра архитектурного пуризма. В 1912 г. А. Лоос основал независимую школу архитектуры в Вене. В 1921—1924 годах был главным архитектором Вены. Работал в Париже, Праге, Брно.

Ле Корбюзье считается автором знаменитого лозунга функционализма: «Дом это машина для жилья». На самом деле эти слова принадлежат итальянскому футуристу А. Сант-Элиа, однако, в первые деятилетия ХХ века они еще не получили признания. В функционализме форма определяется только конструкцией, которая, в свою очередь, жестко обусловлена функцией. Подобная концепция предполагает, что определенной функции соответствует одна-единственная опт

Функционализм (архитектура) — Карта знаний

  • Функционализм — направление в архитектуре XX века, требующее строгого соответствия зданий и сооружений протекающим в них производственным и бытовым процессам (функциям). Возник в Германии (школа «Баухауз») и Нидерландах (Якобс Йоханнес Ауд). Используя достижения строительной техники, функционализм дал обоснованные приёмы и нормы планировки жилых комплексов (стандартные секции и квартиры, «строчная» застройка кварталов торцами зданий к улице).

    Любопытно, что функционализм позволял строить дома в зависимости от их предназначения. Например в Англии, использовалось строительство высотных зданий на участках с большой плотностью населения. В то время как на окраинах более востребованным оставалось малоэтажное строительство. При этом учитывались особенности старой застройки и национальная специфика.

Источник: Википедия

Связанные понятия

Постконструктивизм — название стиля советской архитектуры, ограниченного временными рамками 1930-х годов, когда под влиянием политических и идеологических факторов происходил переход от конструктивизма к сталинскому ампиру. Название переходного архитектурного стиля предложено историком архитектуры Хан-Магомедовым, который определял рамки постконструктивизма периодом 1932 – 1936, однако продолжительные сроки строительства и огромные размеры СССР позволили продлить его до 1941 года. В эту же эпоху... Биотек или бионика — название современной «нео-органической» архитектуры, где выразительность конструкций достигается заимствованием природных форм. Нередко противопоставляется хай-теку. Архитекту́ра, или зо́дчество — искусство и наука строить, проектировать здания и сооружения (включая их комплексы), а также сама совокупность зданий и сооружений, создающих пространственную среду для жизни и деятельности человека. Архитектура создает материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с их устремлениями, а также современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями. В архитектуре взаимосвязаны функциональные (назначение, польза... Брутали́зм (под данным термином подразумевается обычно новый брутализм, или необрутализм — англ. New Brutalism) — направление (стиль) в архитектуре периода 1950-х — 1970-х годов, первоначально в архитектуре Великобритании. Одна из ветвей послевоенного архитектурного модернизма. Текто́ника (от др.-греч. τεκτονική — строение, построение) — точная наука (или интуитивное искусство) построения конструктивного целого. В применении к искусству термин тектоника обозначает зрительное (зримое) воплощение внутренней конструкции (например, архитектурной, живописной или графической) — в том виде, как она проявляет себя через соотношение отдельных частей формы (пропорции) или членение на составляющие элементы.

Упоминания в литературе

В другой части Европы – в Г ермании и Нидерландах – в это же время возник иной стиль – функционализм. Только что закончилась кровопролитная Первая мировая война, искалечившая внутренний мир целого поколения, породившая разочарованность в прекрасном и усталость от искусства. Необходимость быстрого восстановления разрушенных войной городов обусловила постройку большого количества функциональных зданий – предельно удобных и одновременно укладывающихся в минимальные площадные параметры. Но… Талантливые люди даже в ситуации, когда нужно строить много и просто, находят возможность создать новый стиль. Именно принцип «красиво то, что хорошо функционирует» и породил вненациональную демократическую архитектуру. Средний облик жилья того времени: небольшая квартира для небольшой семьи. В эстетике функционализма есть немало общего с конструктивизмом: прежде всего это простые прямоугольные силуэты, а также интересный контраст, когда наружные стены зданий выполнялись из бетона, а большие прямоугольные окна заполнялись витражными стеклами, забранными часто в ажурную прямоугольную либо квадратную решетку. Еще штрихи – плоские крыши, отказ от декора, предпочтение белого в окраске стен. В двадцатые годы ведущим направлением в западноевропейской архитектуре стал рационализм, или функционализм. Он был обусловлен двумя противоположными теориями – урбанистической и дезурбанистической. Урбанисты считали, что основой современного города должны быть гигантские дома-небоскребы, соединенные между собой транспортными развязками, Они пытались создать комфортабельную жилую среду, отвечающую требованиям человека в век развитой техники. Немецкие архитекторы (представители «Баухауза» в Германии) искали новые средства художественной выразительности в лаконизме и контрастности формы, придавая особое значение конструктивно-технической основе зданий и их функциональной организации. Свободно размещая в пространстве здания с различно оформленными фасадами, архитекторы модерна восставали против симметрии и регулярных норм градостроительства. Богатейшие возможности формообразования, предоставленные новой техникой, они использовали для создания подчеркнуто индивидуализированного образного строя. Здание и его конструктивные элементы получали декоративное и символически-образное осмысление. Наряду со стремлением к необычным живописным эффектам, динамикой с текучей пластичностью масс, уподоблением архитектурных форм органическим природным явлениям существовала и рационалистическая тенденция: тяготение к геометрической правильности больших, спокойных плоскостей, к строгости, порой даже пуританизму. Некоторые архитекторы и дизайнеры начала XX в. во многом предвосхищали функционализм, стремились выявить каркасную структуру здания, подчеркнуть тектонику масс и объемов. С 1910 г. в архитектуре преобладает функционализм, или новое строительство. Появляются окна с несимметричными створками. Во второй половине XX в. преобладающей становится форма параллелепипеда, здания утрачивают индивидуальность, характерными становятся грубая отделка, маленькие, закрытые окна, а для индустриальных зданий используют ленточное остекление. Основы рационализма закладывались ещё в конце XIX века Л. Г. Салливен (1856–1924) – в США, Х. П. Берлаге (1856–1934) – в Нидерландах (т. н. кирпичный стиль), Адольф Лоос – в Австрии, мастера немецкого Веркбунда – в Германии, О. Перре – во Франции. Становлению рационализма в начале 1920-х годов во многом способствовали теории, пропагандировавшиеся группой, объединившейся вокруг журнала «Эспри нуво» (L'Esprit Nouveau – «Новый дух») во главе с Ле Корбюзье (Le Corbusier) во Франции. Такие же принципы проповедовал Вальтер Гропиус в архитектурной школе «Баухауз» в Германии. Это течение получило в дальнейшем название – функционализм, или конструктивизм, считающий, что форму здания определяет его функция (предназначение), а не внешнее украшение. Появившись на волне научно – технической революции, конструктивизм идеализировал идеи техницизма, поставив конструкцию выше эстетических потребностей человека, отдав предпочтение его утилитарным потребностям.

Связанные понятия (продолжение)

Архитектурный модернизм (фр. modernisme, от фр. moderne — новейший, современный; «англ. modern» — современный, новый) — движение в архитектуре двадцатого века, переломное по содержанию, связанное с решительным обновлением форм и конструкций, отказом от стилей прошлого. Охватывает период с начала 1900-х годов и по 1970-е—1980-е годы (в Европе), когда в архитектуре возникли новые тенденции. В специальной литературе термину «архитектурный модернизм» соответствуют английские термины «modern architecture... Экле́ктика (эклектизм, от др.-греч. ἐκλεκτός «избранный, отборный» от др.-греч. ἐκλέγω «выбираю, отбираю, избираю»), в отечественном искусствоведении — обозначение стиля, превалировавшего в архитектуре 1830—1890 годов.

Подробнее: Эклектика в России

Советская архитектура охватывает период 1917—1991 годов. За это время в ней отразился ряд мировых архитектурных стилей — конструктивизм, рационализм, арт-деко, являющаяся смесью ар-деко, ампира и эклектики сталинская архитектура и брутализм. Ста́линская архитекту́ра— направление в архитектуре СССР с середины 1930-х до конца 1950-х годов, представляющее собой характерный узнаваемый сплав нескольких архитектурных стилей и отличающееся от предшествующих направлений в архитектуре СССР и архитектуры 1930—1950-х годов за рубежом. Пришедшая на смену рационализму и конструктивизму в период правления Иосифа Сталина, архитектурная политика способствовала становлению классического монументального стиля, во многих чертах близкого к ампиру, эклектике... Эклектика (от др.-греч. ἐκλεκτός — «выбирающий», «отбирающий») — художественное направление в архитектуре, ориентирующееся на использование в одном сооружении любых форм прошлого в любых сочетаниях; обычно имеет место в период смены больших художественных систем. Историзм (нем. Historismus) — направление в архитектуре и декоративном искусстве XIX века, стремившееся к точному воспроизведению духа и формы исторических стилей. Выступает как сочетание различных архитектурных, уже «прошлых», «исторических» стилей, стилей, обретающих новую современность и жизнь в некоем «исторически неправильном» единстве, поскольку в этом единстве представлены осколки разных времён (эти времена репрезентируются как стили). Органи́ческая архитекту́ра — течение архитектурной мысли, впервые сформулированное Луисом Салливеном на основе положений эволюционной биологии в 1890-е гг. и нашедшее наиболее полное воплощение в трудах его последователя Фрэнка Ллойда Райта в 1920-е — 1950-е гг. Конструктиви́зм — авангардистское направление в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, зародившееся в 1920 — первой половине 1930 годов в СССР. В некоторых случаях конструктивизм рассматривают как источник и составляющую часть интернационального стиля и как одно из течений, определивших развитие Нового ви́дения. Советский архитектурный модернизм (фр. modernisme, от фр. moderne — новейший, современный; «англ. modern» — современный, новый) — один из трех оригинальных советских архитектурных стилей. Выведен критиками в отдельное направление совсем недавно, поэтому в сравнении с конструктивизмом и сталинским классицизмом изучен мало. Охватывает период с 1955 по 1991 гг. Фасадизм — архитектурно-строительный метод, подразумевающий создание фасада отдельно от остальной части здания. Чаще всего практикуется сохранение фасадов исторических зданий как встроенной или примыкающей части современных построек. Живописный стиль (англ. Picturesque style) — архитектурный прием в Англии конца 18 — начала XIX века, который был предшественником готического Возрождения. Живописный стиль развивался в качестве опротестования тенденции к соблюдению научной и математической точности в архитектуре, которая наметилась в XVIII веке. Фундаментальные принципы пропорции и упорядоченности в архитектуре отрицались, при этом акцент делался на природную чувственность, разнообразие и неупорядоченность. Неоренессанс — одна из наиболее распространённых форм стиля историзма XIX века, воспроизводившая архитектурные решения времён Возрождения, в особенности итальянского Чинквеченто. Отличительные черты — тяга к симметрии, рациональное членение фасадов, предпочтение прямоугольных планов с внутренними двориками, использование таких архитектурных элементов, как рустика и пилястры. Монументальное искусство (лат. monumentum, от moneo — напоминаю) — одно из пластических пространственных изобразительных и неизобразительных искусств; данный род их включает произведения большого формата, создаваемые в согласовании с архитектурной или естественной природной средой, композиционным единением и взаимодействием, с которыми они сами приобретают идейно-образную завершённость, и сообщают такую же окружению. Произведения монументального искусства создаются мастерами разных творческих профессий... Латышский национальный романтизм — архитектурное направление стиля модерн, получившее чрезвычайно широкое распространение в довоенной Риге преимущественно в период с 1905 по 1911 год. Кирпичный экспрессионизм (нем. Backsteinexpressionismus) — обозначение для особого варианта архитектурного экспрессионизма с использованием кирпича, который был характерен для Германии 1920-х годов. В основном данный стиль был распространён в больших городах Северной Германии и в Рурской промышленной области. Помимо этого, амстердамская школа также использовала данный архитектурный стиль, впоследствии распространившийся и на другие регионы. Кинетическая архитектура — это такое направление архитектуры, в котором здания сконструированы таким образом, что их части могут двигаться относительно друг друга, не нарушая общую целостность структуры. По-другому кинетическую архитектуру называют динамической, и относят к направлению архитектуры будущего. Народная архитектура — неперсонифицированная архитектура, формообразование которой более подчинено природным факторам нежели вкусовым предпочтениям и модным тенденциям. Понятие относится к любой эпохе и любой культуре, включает разновидности жилых, хозяйственных построек. Сельская архитектура является хранителем традиций народной архитектуры. Постмодернизм в архитектуре представляет собой совокупность течений, зародившихся в 1960-х гг., пришедших на смену господствовавшему модернизму. Расцвет стиля начался с 1980-х и продолжается по сей день.

Подробнее: Архитектура постмодернизма

Купольный дом (или купольное домостроение) считается относительно новым направлением в жилой архитектуре, несмотря на многовековую историю купольных жилых конструкций. Неоисторизм — архитектурное направление, копирующее или соединяющее (эклектика) стили предыдущих эпох (историзм) при возведении современных зданий. Экспрессионизм — архитектура Первой мировой войны и 1920-х годов в Германии («кирпичный экспрессионизм»), Нидерландах (амстердамская школа) и сопредельных странах, для которой свойственно искажение традиционных архитектурных форм с целью достижения максимального эмоционального воздействия на зрителя. Предпочтение нередко отдаётся архитектурным формам, вызывающим в памяти природные ландшафты (горы, скалы, пещеры, сталактиты и т. п.). Как и в других искусствах, в архитектуре используют математику по нескольким причинам. Даже если отбросить необходимость математики для проектирования здания, архитекторы используют геометрию для определения пространственной формы здания. Начиная со времён пифагореизма (VI в. до н. э.) для создания пространственных форм предполагалась гармония, а потому предполагалось проектирование зданий и их окружения согласно математическим, эстетическим и, иногда, религиозным принципам. Математику используют...

Подробнее: Математика и архитектура

Архитекту́ра моде́рна (архитектура ар-нуво) — архитектурный стиль, получивший распространение в Европе в 1890-е—1910-е годы в рамках художественного направления модерн. Архитектуру модерна отличает отказ от классических линий и углов в пользу более декоративных (необарочных, неоготических, неорусских) линий при использовании новых материалов, таких как металл, бетон, железобетон (Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Клязьме, Мост Драконов) и стекло (Стеклянный павильон). Бюргерский классицизм — ответвление стилевого направления классицизма, которое получило распространение в период Нового времени в некоторых крупных развивающихся европейских городах. В основном этот стиль обслуживал запросы и потребности зажиточной бюргерской прослойки, которая традиционно выделялась в рамках иерархической системы городского населения. Моде́рн (от фр. moderne — современный) — художественное направление в архитектуре, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве, наиболее распространённое в последнем десятилетии XIX — начале XX века (до начала Первой мировой войны). «Архитектоника» (англ. Arquitectonica) — творческий коллектив американских архитекторов из Майами, начавший свою работу с 1977 года. Среди его участников значились Б. Форт-Брешиа, Г. Ромни и Л. Спеар. Интернациональный стиль — ведущее направление архитектуры и дизайна 1930—1960-х годов, поддержано идеями модернизма. Инициаторами направления были архитекторы, использовавшие принципы функционализма: например, Вальтер Гропиус, Петер Беренс и Ханс Хопп, а также Ле Корбюзье (Франция), Мис ван дер Роэ (Германия — США), Фрэнк Ллойд Райт (США), Якобус Ауд (Нидерланды), Алвар Аалто (Финляндия). Архитектура Китая — искусство проектировать, строить здания и сооружения (также их комплексы) социалистического государства в Восточной Азии. «Аркигрэм» (англ. Archigram, иногда неверно «Архигрэм», «Арчигрэм») — английская архитектурная группа, оформившаяся в 1960-х годах вокруг журнала «Аркигрэм» и оказавшая большое влияние на развитие постмодернистской архитектуры. Наиболее значимыми членами группы «Аркигрэм» были Питер Кук, Уорен Чок, Рон Херрон (Ron Herron), Дэнис Кромптон, Майкл Уэбб (Michael Webb) и Дэвид Грин. «Кирпи́чный стиль» — условное обозначение неоштукатуренных строений периода историзма в России (конец XIX века). Для «кирпичного стиля» характерна замена лепных украшений и штукатурки декором из неоштукатуренного кирпича. Интерье́р (фр. intérieur Метаболи́зм (фр. métabolisme от греч. μεταβολή — «превращение, изменение») — течение в архитектуре и градостроительстве середины XX в., представлявшее альтернативу господствовавшей в то время в архитектуре идеологии функционализма. Зародилось в Японии в конце 50-х годов XX века. В основу теории метаболизма лёг принцип индивидуального развития живого организма (онтогенеза) и коэволюции. Метаболизм не сто́ит, однако, путать с органической архитектурой и эко-теком, в которых подражание живой природе... Констру́кция (от лат. constructio — «построение, сборка воедино») — мультидисциплинарный термин, обозначающий в произведениях искусства системное построение художественного целого, способ связей его отдельных частей между собой, а также взаимосвязь образных и образующих элементов в зависимости от их функции и назначения. Типовые школы проекта архитектора Лидии Арушановны Степановой (Мосгорпроект) активно строились в Москве в период с 1949 до середины 1950-х годов. Четырёхэтажная школа на 880 учащихся была в 1949—1950 годах единственным типовым проектом, утверждённым к строительству в городе. В 1950 году Л. А. Степанова разработала новый проект пятиэтажной школы, ставший ещё более массовым. Всего в Москве было построено около сотни таких школьных зданий. Школы Л. А. Степановой выделяются характерным фасадом из красного... Архитекту́ра Санкт-Петербурга, в особенности его исторического центра, представляет собой созданный в XVIII—XX веках один из самых выдающихся по выразительности архитектурных столичных комплексов. На территории России Санкт-Петербург стал первым крупным современным городом, на территории Европы — самой молодой столицей. Офисная мебель — основная функциональная составляющая любого рабочего интерьера. По своим эксплуатационным признакам она относится к категории малых архитектурных форм, ориентированных на создание максимально комфортной деловой среды. Экстерье́р (фр. extérieur Неопластицизм — введённое Питом Мондрианом обозначение направления абстрактного искусства, которое существовало в 1917—1928 гг. в Голландии и объединяло художников, группировавшихся вокруг журнала «De Stijl» («Стиль»). Для «Стиля» характерны чёткие прямоугольные формы в архитектуре («интернациональный стиль» П. Ауда) и абстрактная живопись в компоновке крупных прямоугольных плоскостей, окрашенных в основные цвета спектра (П. Мондриан). Минимализм (англ. minimalism от лат. minimus — наименьший) — стиль в дизайне, характеризующийся лаконичностью выразительных средств, простотой, точностью и ясностью композиции. Отвергая классические приёмы творчества и традиционные художественные материалы, минималисты используют промышленные и природные материалы простых геометрических форм, нейтральных цветов (чёрный, серый) и малых объёмов. Истоки минимализма лежат в конструктивизме и функционализме. Адаптивная архитектура (Responsive architecture) — это развивающаяся область архитектурной практики, которая измеряет состояние окружающей среды, адаптируя свою форму, цвет или функцию к целям наибольшего соответствия требованиям эксплуатации. К адаптивной архитектуре относится вид архитектурных объектов, которые демонстрируют способность изменять свои характеристики в соответствии с изменениями условий эксплуатации. Серии жилых домов — жилые здания, построенные по объединенной в серию группе типовых проектов, которые, внутри серии могут отличаться этажностью, количеством секций, ориентацией и незначительными деталями архитектурной отделки. Как правило, серия жилых домов имеет ограниченный ряд планировок квартир, общий архитектурный стиль и технологию строительства. Применение серийного проектирования ориентировано на индустриализацию строительства и позволяет получить минимальную себестоимость квадратного метра... Архитектурная графика — направление изобразительного искусства, охватывающее творческий процесс представления идей и образов в области проектирования и архитектурного дизайна. Это детальная разработка плана будущего здания в чертеже с масштабом (или сада для ландшафтного архитектора) с использованием условных обозначений будущих фундаментов, стен, пилонов или колонн, с пометкой будущих окон, дверей. Генеральный план позволяет показать расположение здания или ансамбль зданий на местности с указанием... Малые архитектурные формы (МАФ) — вспомогательные архитектурные сооружения, оборудование и художественно-декоративные элементы, обладающие собственными простыми функциями и дополняющие общую композицию архитектурного ансамбля застройки. Некоторые из элементов МАФ не несут утилитарных функций и имеют исключительно художественно-декоративное назначение. Малые архитектурные формы могут играть важную роль в архитектурном ансамбле. В ландшафтном дизайне они являются одними из основных элементов декоративного...

Упоминания в литературе (продолжение)

12. Функционализм начал складываться с 1910-х годов. Как считали основоположники этого стиля, любое изделие человеческих рук должно быть максимально удобным и приспособленным для нужд человека. Его основными отличиями являются отказ от декора, ориентация на новейшие технологии, стремление к компактности и общедоступности изделий. Функционализм имеет глубокие корни, однако первым четко сформулировал и стал последовательно применять его Малиновский; кроме того, этот автор открыто употребляет такие понятия, как изделие, объект, дом. «Возьмем жилище человека. Здесь, опять же, изучая технологические фазы сооружения жилища и элементы его структуры, следует держать в голове обобщающую функцию целостного объекта».[10] От таких установок легко перейти к рассмотрению одного лишь предназначения, которому служат изделие, предмет или дом. Вопрос «Для чего это нужно?» дает простые оправдания, при этом препятствуя анализу реальной действительности. Этот манифест написан в 1965 году, так что же здесь понимается под академическим консерватизмом? Ясно, что это не тот академизм в полном смысле слова, против которого боролся тремя десятилетиями раньше Герберт Рид. Понти несомненно имеет в виду всякую попытку создать замкнутую систему, линейно построенную на одном идеале систему эстетических ценностей – для него в роли академического консерватизма выступают уже одряхлевший функционализм, архаичный конструктивизм, пытающийся вывести конечные эстетические ценности из конструкции, технологии или материала. Для Понти в роли академического консерватизма выступает любая стилистическая школа, утверждающая единственность и законченность своей программы. Однако причина живого интереса Нимейера к творчеству Гауди вполне объяснима. Мастера всегда привлекали свободные живописные и криволинейные архитектурные формы, словно бы находившиеся в оппозиции к общепринятому функционализму. Кроме того, появление свободного от ортодоксов зодчества Нимейер считал вполне закономерным этапом в развитии мировой архитектуры. Наиболее органично распространение пространственных ценностей живописи на дизайн прослеживается через анализ проблемы художественной образности. Поиск выразительности проектного образа – характерная черта современного дизайна. Усиливающийся интерес к образной выразительности продукции дизайна определяет противопоставление радикальному функционализму альтернативного (метафорического) дизайна. Последний культивирует воссоздание в структуре среды традиционных ролей и качеств художественных ценностей. Благодаря образности и совершенству художественной формы дизайн способствует гармонизации средового пространства человека (Н. В. Воронов, Г. Л. Демосфенова, А. В. Иконников, Г. Г. Курьерова, Е. Н. Лазарев, В. Ф. Сидоренко, С. О. Хан–Магомедов и др.). Другая черта современной жизни, особенно важная для нашего анализа, – это, по Зиммелю, прогрессирующая стилевая дифференциация культуры. Он обращает внимание на повседневность нашей жизни, на стилевое многообразие окружающих нас предметов: архитектуры зданий, оформления книг и прочее. По словам Зиммеля, ренессанс соседствует с ориентальным стилем, барокко – с ампиром, стиль прерафаэлитов – со строгим функционализмом. С осмыслением многообразия и сложности бытия началось осмысление его повседневных форм. До конца XIX столетия повседневность рассматривалась в рамках классических подходов. Они представлены в социальном познании (марксизмом, фрейдизмом, структурным функционализмом). В них повседневность полагалась низшей реальностью, значением которой можно пренебречь. Повседневность соотносилась с «поверхностью, за которой скрывается некая глубина», «завесой из фетишистских форм, за которой лежит подлинная реальность». Такой подход проявлялся в бессознательном «Оно» во фрейдизме. Так, экономические связи и отношения предполагались под повседневностью в марксизме, а устойчивые структуры, определяющие человеческое поведение и мировосприятие, определяли повседневность в структурном функционализме.

About Author


alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *