Архитектура испании 17 века: Архитектура Испании — Википедия – Архитектура Испании в 17 веке

Архитектура Испании XVII века

Предпосылки развития архитектуры Испании XVII века

В эти времена наибольшее распространение в Испании получают живопись и литература. Это связано с установлением Испанского королевства и военными столкновениями, приведшими к освобождению от арабского ига. В начале XVII века становится актуальным проявление индивидуального, самобытного стиля в архитектуре.

Замечание 1

До XVII века в Испании сосуществовали европейское и арабское искусство зодчества. Однако, позднее у испанских архитекторов появляется желание проявить индивидуальность.

Первые временные сооружения, построенные в начале XVII века, были выполнены очень качественно. Примечательно, что они имели некоторые элементы изысканности и были названы платереско, что в переводе означает «узорчатый».

Рисунок 1. Дворец Сан-Тельмо. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В этот период в архитектуре Испании большое распространение получает строительство храмов по проектам итальянских архитекторов. Здесь испанцы перенимают у римлян уникальные формы храмов, имеющих форму латинского креста. В них ветвь, обращенная к западу удлинена, а ряды часовен укорочены. Форма испанских храмов понравилась представителям иезуитов, и в этой связи к середине XVII века появляется церковь в Саламанке, построенная в этом стиле. Впоследствии монашеский орден иезуитов неоднократно использовал в своих сооружениях принципы строительства в форме латинского креста.

Барокко в Испании

В первой половине XVII века в испанской архитектуре начинает наблюдаться борьба зарождающихся тенденций с традициями прошлого столетия. Эрререск или безорнаментальный стиль, господствующий в XVI веке перестает отвечать требованиям нового времени. На его место приходит архитектурное декорирование в виде причудливых форм со своими непредсказуемыми эффектами, называемое барокко.

Таким образом, начало VII века демонстрирует сочетание безорнаментального стиля с декоративным барокко. Примером может послужить церковь Иезуитской коллегии в Саламанке (1617 г.), построенная архитектором Хуаном Гомесом де Море. Такой тип сооружений повторяет силуэты известного итальянского храма Джезу. В это время появляется большее стремление к декоративности, свободе в архитектурном проектировании, всё это происходит на фоне общей сдержанности архитектурных форм.

«Сдержанное» барокко отмечается в здании собора Сан Исидро Эль Реаль в Мадриде, который был построен в 1651 году архитектором фра Франсиско Баутиста. Проиллюстрировать подобную борьбу стилей может также собор Нуэстра Сеньора дель Пилар в Сарагосе (1677 г.), построенный по проекту выдающегося архитектора Франсиско Эррера Младшего.

Алонсо Капо, живописец по призванию, запроектировал фасад собора в городе Гренаде. В данную архитектурную композицию вошла триумфальная арка с тремя пролетами. Вертикально устремленный фасад здания сочетается с плоской конструкцией пилястр. Округлые конструктивные аркады повторяются в окнах и медальонах. Карниз вынесен далеко вперед, таким образом архитектор внес новый ритм в облик здания. Данное сооружение в целом можно считать барочным, если исключить некоторые самобытные элементы, придуманные самим художником.

Испанское барокко раскрывается наиболее широко в конце XVII века. Этот период в архитектуре приносит большое количество новых зданий, также в это время реконструируются многие старые сооружения. Культовая постройка становится распространенным типом здания. Она отличается театральностью фасадов, сочетающейся с таинственностью внутреннего декора.

Рисунок 2. Собор Сан Исидро Эль Реаль. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Испанцы издавна славились обильными украшениями, но в архитектуре сооружений это начало прослеживаться только в XVII веке, когда династия зодчих Чурригера максимально декорировала мелкими деталями фасады зданий. Такой стиль даже получил собственное название – чурригерск.

Помимо чуригереска, Испанская архитектура включала в себя некоторые мавританские влияния и черты заокеанской архитектуры. Театральность сооружений выражается в здании семинарии Сан Тельмо (леонардо де Фигероа) и собора в Мурсии (Хаиме Борт). Роскошные церковные интерьеры свидетельствуют о господстве стиля барокко в конце XVII века. Такие архитекторы, как Мануэль Васкес и Луис де Аревало демонстрируют разыгравшуюся барочную фантазию в сооружении монастыря Мирафлорес в Гранаде. Декоративность этой постройки окончательно вытесняет ключевой контекст архитектуры.

Cооружения Испании XVII века

Одним из характерных зданий является церковь Сан-Франсиско в Лиме (1673 г.). Здесь барокко характеризуется довольно пышными перуанскими формами, а фасад здания будто зажат среди двух башен-близнецов.

Помимо нее, можно отметить следующие сооружения:

  • Церковь Нуэстра-Сеньора-де-ла-Мерсед в Лиме (1697 г.). Церковный алтарь этого сооружения был выполнен архитектором Франциско Рибасом. В часовне базилики был запроектирован мавзолей, в котором хранятся останки генерала Мигеля Примо де Риверы;
  • Собор Сан Исидро Эль Реаль. Это старинное сооружение сразу после появления стало служить кафедральным собором Мадрида. Церковь характеризуется довольно строгими формами снаружи, во внутреннем декоре участвовали работы знаменитых испанских художников, таких как Себастьян де Эррера, Клаудио Коэльо и Себастьян Риччи.
  • Нуэстра Сеньора дель Пилар, Саргоса. Базилика посвящена Деве Марии и названа в честь её предполагаемого явления в этих местах в 40 году н.э. Базилика имеет протяженность 130 метров в длину и 67 метров в ширину. Наружная отделка главного купола сооружения выполнена португальскими изразцами. Базилика состоит из четырех башен и одиннадцати куполов;
  • Дворец Сан-Тельмо в Севилье. Строительство здания было начато в 1682 году по заказу администрации инквизиции в качестве заведения для сирот. Основные конструкционные детали были спроектированы известным испанским архитектором Леонардо де Фигероа. Здание задумано в стиле чурригереско и отличается избыточным количеством декоративных элементов фасада.

Искусство Испании 16 – 17 веков

В конце XV в. завершилась Реконкиста (война за освобождение Пиренейского полуострова от арабского владычества, длившаяся почти восемь веков) и образовалось единое Испанское королевство. В XVI в. активная военная политика, и прежде всего захват огромных территорий в недавно открытой Америке, превратила Испанию в одну из богатейших европейских монархий. Однако процветание длилось недолго — уже в конце столетия страна переживала экономический упадок, а в войнах с Англией XVI—XVII вв. она утратила господство на море.

В культурном же развитии именно к XVII в. Испания достигла наивысшего расцвета, в первую очередь в литературе и живописи. Поскольку Испания обрела независимость и единство довольно поздно, создание национального художественного стиля представлялось особенно важным. Для страны, не имевшей прочно укоренившихся традиций, это было непросто.

Развитие испанской живописи и скульптуры осложнялось также позицией Католической Церкви: инквизиция установила жёсткую цензуру в отношении искусства. Однако, несмотря на целый ряд строгих ограничений, испанские мастера работали практически во всех жанрах и охватили в своём творчестве тот же круг тем, что и их современники из других стран Европы.

В архитектуре традиции средневекового европейского и арабского зодчества (особенно в декоративном оформлении зданий) соединились с влиянием итальянского Возрождения, а с XVII в. — барокко. В результате испанская архитектура так до конца и не освободилась от эклектизма — сочетания в одном произведении черт разных стилей. Гораздо ярче национальное своеобразие проявилось в скульптуре, в частности в деревянной пластике. В живописи сочетание европейского влияния и национальных особенностей оказалось наиболее гармоничным и получило глубоко оригинальное воплощение.

Говоря о культуре Испании, необходимо отметить, что при всём внимании к искусству со стороны королевского двора наиболее яркие мастера работали всё же в провинции. Именно их творчество определяло главные художественные направления того времени.

Инквизиция (от лат. inquisitio — «розыск») — в Католической Церкви в ХIII-ХIХ вв. независимые от светской власти суды, учреждённые для борьбы с ересями (религиозными течениями, отклонявшимися от официальных положений Церкви).

Архитектура

Испанская архитектура XVI в. во многом следовала средневековым традициям. Сохранились и привычная планировка испанского дома (его помещения чаще всего образовывали каре — четырёхугольник — вокруг внутреннего двора), и беспорядочная городская застройка (регулярная планировка появилась здесь позднее, чем в градостроительстве других стран Европы). В то же время возник интерес к достижениям итальянского Возрождения. Испанские архитекторы начали работать в Риме и других городах Италии, в свою очередь итальянцы приезжали в Испанию.

Название платереско (исп. plateresco — «чеканный», «узорчатый») возникло в XVII в. и относится к испанским постройкам первой половины XVI столетия, оформленным с ювелирной точностью и изысканностью. Основные работы в стиле платереско — это светские сооружения: университеты, больницы, частные дома. Церковная архитектура представлена главным образом монастырями.

В новом стиле в Саламанке (Центральная Испания) было сооружено здание университета (1529 г.), а образцом для многочисленных жилых построек платереско в этом городе послужил дворец герцогов Монтеррей (1539 г., архитекторы Родриго Хиль де Онтаньон и брат Мартин из Сантьяго), оставшийся незавершённым. Высокие стены, образующие в плане гигантское каре, разделены на горизонтальные ярусы. Нижние почти ничем не заполнены, а в верхнем расположена изящная арочная галерея, которая снизу воспринимается как кружево. Над ней проходит карниз с богатым орнаментом — деталь в духе местных средневековых традиций.

В Испании был особенно распространён тип храма, в плане воспроизводящий церковь Иль-Джезу в Риме. Это базилика в форме латинского креста (т. е. креста с одной вытянутой ветвью, ориентированной на запад) с укороченным поперечным нефом и боковыми нефами, представляющими собой ряды капелл (часовен). Именно такова, например, церковь монашеского ордена иезуитов в Саламанке (середина XVII в.) архитектора Хуана Гомеса де Мора (около 1580— 1648). Западный фасад церкви по бокам завершают две башни. Такая композиция получила название «иезуитской», потому что она нередко применялась в постройках этого могущественного монашеского ордена.

В соборе, который возвёл Алонсо Кано (1601 — 1667) в Гранаде (1667 г.), господствуют прямые линии: вертикали и горизонтали чётко расчерчивают фасад на отдельные части, исчезло впечатление перетекания и полного единства архитектурных форм, как в постройках барокко в Италии.

Давнее пристрастие к обильным украшениям восторжествовало в архитектуре Испании на рубеже XVII—XVIII вв. Оно нашло яркое воплощение в творчестве семейства Чурригера. Крупнейшим мастером среди них был Хосе Бенито Чурригера (1665—1725). Сооружения зодчих Чурригера просты по композиции, как, например, ратуша в Саламанке (1729—1733 гг.). Фантазия авторов проявилась в оформлении фасада, который предельно насыщен декоративными деталями. Архитектурный стиль X. Чурригеры и его последователей получил название чурригереск.

В здании приюта в Мадриде (1722—1799 гг.), построенном в этом стиле Педро де Риберой (около 1683—1742), сочетаются чистые белые стены и богато украшенный вход-портал. Множество мелких скульптурных элементов создают эффект резьбы по дереву. В более поздней постройке — соборе города Сантьяго-де-Компостела (1738— 1747 гг.) — архитектор Фернандо Касас де Нувоа (? — около 1751) использовал столь обильное убранство в западном фасаде, что совершенно преобразил традиционную двухбашенную композицию. Верхние ярусы башен и центральной части фасада кажутся скорее скульптурными, нежели архитектурными произведениями.

Архитектура Испании второй четверти XVI — начала XVII вв.

Превращение Испании в мировую державу совпадает по времени с периодом расцвета платереско. Однако на рубеже первой и второй четвертей XVI в. в Испании появился ряд сооружений, свидетельствующих о новой стадии в развитии этого стиля.

Наиболее значительным из этих сооружений был дворец Карла V в Гранаде (рис. 19). Со времени завершения реконкисты знаменитый дворцовый комплекс арабских властителей — гранадская Альгамбра — стал излюбленной резиденцией испанских королей. Карл V, оценив красоту одного из наиболее живописных мест Испании, решил построить обширный и величественный дворец в непосредственной близости от Альгамбры. Проектирование дворца было поручено Педро Мачуке — живописцу и архитектору. Точные биографические данные о нем отсутствуют, известно лишь, что он в течение некоторого времени работал или учился в Риме. Постройкой дворца Мачука руководил до самой смерти. После него работу продолжал его сын Луис, умерший в 1572 г. Преемником последнего, в свою очередь, был

Хуан де Ареа. Строительство дворца с длительными перерывами тянулось до 1635 г., затем работы были прекращены, и постройка так и осталась незавершенной.

Рис.19. Гранада. Дворец Карла V, начат в 1526 г. Педро Мачука. Общий вид, фрагмент фасада, план 1-го этажа, портал входа, колоннада круглого двора

Дворец Карла V представляет собой квадратное в плане здание, внутри которого расположен круглый двор диаметром около 30 м. Главный вход находится на северо-западной стороне здания. В центре каждой из остальных сторон — дополнительные входы. Северо-восточный угол занят восьмиугольной в плане часовней. По периметру здания анфиладой расположены дворцовые помещения. Дворец Карла V вдвинут в комплекс старинного арабского дворца без какой бы то ни было попытки превратить это соседство в единый художественный организм.

Композиция дворца была навеяна идеалами центрического сооружения, которые владели помыслами зодчих римской архитектурной школы со времен проекта собора св. Петра и Темпьетто Браманте. Парадный круглый двор — основное композиционное ядро всего сооружения. Он предназначался для турниров и поединков, для боя быков и вызывает ассоциации с ареной древнеримского цирка.

Фасады здания расчленены пилястрами на два яруса. Каменная кладка (за исключением порталов) подчеркнута рустовкой. Композиция центрального ризалита с порталом ближе к масштабам римской триумфальной арки, нежели к масштабам входа в жилое, пусть даже дворцовое, здание. Скульптурные рельефы на фасаде выполнены Николо да Корте, Хуаном де Ареа, Андреа де Окампо, Антонио де Леваль и др.

Фасады дворца, в которых последовательно развита тектоническая тема двухъярусного ордера, очень далеки от свободных живописных импровизаций платереско. 

В произведении Мачуки объемно-пространственный замысел, членения фасада, разработка деталей и характер скульптурных украшений объединены в цельный художественный организм. Двухъярусной колоннаде внутреннего двора соответствует ритм двухъярусных пилястр на фасаде. Центральный ризалит не прерывает этого ритма, а, напротив, усложняет и обогащает его. На юго-западной стороне здания центральное звено украшено красивым мотивом тройного венецианского окна. Выделение центра усилено скульптурными барельефами. Их размещение подчиняется главной архитектурной теме двухъярусного ордера. Поэтому, несмотря на все свое богатство, скульптурный декор не конкурирует с архитектурными членениями. Углы здания подчеркнуты дополнительными колоннами.

Дворец Карла V отличается от построек платереско новизной планового приема, широким применением ордера, как целостной композиционной системы, и ясным пониманием его тектонического смысла, что характерно для зрелого стиля Возрождения.

Рис.20. Гранада. Собор, Диего де Силоэ. План и фрагмент алтарной части храма, нач. 1525 г.

Новые архитектурные тенденции отразились также и в культовом строительстве, например, в композиции огромного собора Гранады (рис. 20). Строительство было начато на том месте, где во времена арабского владычества помещалась главная мечеть города. В 1506—1517 гг. на этом участке известным мастером платереско — Энрике де Эгас была сооружена часовня, предназначенная быть усыпальницей католических королей. Составление проекта собора и руководство постройкой были первоначально поручены тому же архитектору. В 1523 г. состоялась закладка фундаментов. Энрике де Эгас повторил в своем проекте плановую схему толедского собора — пять продольных нефов с трансептом, двойной деамбулаторий, охватывающий полукругом пространство алтаря, открытое в сторону трансепта. По истечении двух лет, в 1525 г., капитул собора решил отстранить Энрике де Эгас от руководства постройкой. Вместо него был приглашен бургосский архитектор Диего де Силоэ (сын знаменитого мастера платереско Хиля де Силоэ, автора королевской гробницы в церкви Мирафлорес).

Изменения, внесенные в первоначальный проект новым руководителем работ, не так уж значительны, но очень симптоматичны для новых тенденций. Де Силоэ, не трогая разбивки столбов нефов, сосредоточил свое внимание на композиции алтарной части, создав в плане ротонду, с большим мастерством вписанную в схему деамбулатория. Это центральное ядро увенчано куполом. Средний пролет между несущими купол колоннами выделен по ширине и совпадает с осью арки, открытой в сторону трансепта. Даже при наличии уже выполненных фундаментов Диего де Силоэ удалось ввести в традиционную готическую схему храма характерную для Возрождения центричность. В остальном Силоэ ограничился изменением обработки столбов нефов. Столбы были им заменены пучком из четырех троекратно раскрепованных колонн коринфского ордера, с пьедесталом и антаблементом. Большая высота столбов заставила ввести над антаблементом дополнительный пучок плоских, коротких пилястр. Эти столбы поддерживают обычные крестовые своды со звездообразным расположением нервюр.

Диего де Силоэ умер в 1563 г. Строительство собора затянулось. Фасад был выполнен по проекту известного художника эпохи барокко Алонсо Кано. Полностью здание было закончено лишь в 1703 г.

Возрождению на новой основе композиционных приемов античной архитектуры в немалой степени способствовали теоретические сочинения, в частности книга Диего Сагреда «Сущность античной архитектуры», напечатанная в 1526 г., и работы крупного испанского зодчего Франсиско Вильяльпанда, переведшего также на испанский язык трактат Серлио.

Рис.21. Толедо. Госпиталь Сан Хуан Баутиста де Афуэро, начат в 1541 г. Бартоломео Бюстаманте. Дворик госпиталя

Одним из наиболее зрелых произведений испанского Возрождения является госпиталь Сан Хуан Баутиста де Афуэро в Толедо (рис. 21), иначе называемый госпиталем Тавера, по имени его основателя, архиепископа Хуана де Тавера. Постройка госпиталя, начатая с 1541 г. по проекту Бартоломео Бюстаманте, затянулась до конца XVI в. После Бюстаманте, оставившего постройку в 1549 г., в строительстве принимал участие ряд зодчих. В сооружении госпитальной церкви в частности участвовал Хернан Гонсалес де Лара. Во второй половине XVI в. руководство строительством перешло к отцу и сыну Вергара.

По первоначальному плану все помещения больницы группировались вокруг четырех внутренних дворов. Преемники Бюстаманте, изменив проект, ограничились только двумя патио. Общие палаты для больных вытянуты двумя обширными длинными залами вдоль одной из сторон прямоугольного участка, занятого больничным комплексом. С внутренней стороны к этим палатам примыкает узкий коридор. Отделения для тяжелых больных, аптека и комната для обслуживающего персонала размещены в другом продольном и поперечном корпусах. В центре всей композиции поставлена церковь, имеющая в плане форму удлиненного латинского креста и перекрытая в центре куполом. Церковь связана со всеми внутренними помещениями. Кроме того, открытая двухъярусная галерея соединяет ее с главным входом. Эта галерея рассекает внутреннее пространство передней половины госпитального комплекса на два сообщающихся друг с другом открытых дворика.

Гармоничные пропорции, чистота архитектурных форм и эффект ажурной галереи на фоне пространства смежных дворов позволяют патио госпиталя Тавера выдерживать сравнение с прославленными дворами Флоренции, Генуи и Рима.

Крупнейшим сооружением царствования Филиппа II был Эскориал (рис. 22—26) — дворец и монастырь, возведенный по повелению и при активном участии Филиппа II. После битвы при Сан-Квентино (1557 г.), закончившейся разгромом французских войск, Филипп II поклялся выстроить монастырь, посвященный святому Лаврентию, — испанцу по рождению. Впоследствии Филипп II несколько расширил первоначальный замысел и предпринял строительство гигантского комплекса, в котором монастырские помещения сочетались с гробницей монархов Габсбургской династии и с личной королевской резиденцией.

Исполнителем этого замысла и автором проекта стал архитектор, философ и математик Хуан Баутиста де Толедо, учившийся в Риме и Неаполе у прославленных мастеров итальянского Возрождения и участвовавший в постройке собора св. Петра в Риме под руководством Микеланджело. Этот талантливый испанский мастер был известен также сооружением укрепленного замка Сан-Эразмо и главным образом прокладкой в Неаполе новой улицы, пересекающей старые кварталы города. В 1559 г. Хуан Баутиста де Толедо по распоряжению Филиппа был вызван в Испанию. Здесь он работал на перестройке дворца Аранхуэс близ Мадрида. Ему принадлежит также сооружение церкви Эль-реаль де Мансанарес, сильно измененной позднейшими добавлениями.

После долгих и тщательных поисков подходящего места для постройки здоровый климат, близость от Мадрида, обилие воды и строительного камня побудили комиссию остановить свой выбор на одном из участков Мадридского плоскогорья, у подножья южного склона горного хребта Сьерра Гуадаррама, вблизи селения Эль Эскориал (этим названием местность была обязана грудам шлака из старинных копей — по-испански el escoria).

Закладка первого камня сооружения, сопровождавшаяся торжественным церемониалом, состоялась в апреле 1563 г., а в мае 1567 г. Хуан Баутиста де Толедо умер. Его преемником был назначен Хуан де Эррера, которому удалось целиком построить одно из величайших сооружений Испании.

В разработке грандиозного архитектурного комплекса Эррера отошел от привычных и в совершенстве освоенных испанскими строителями готических и мавританских конструкций. В Эскориале решительно и последовательно применена новая система перекрытий — цилиндрические своды на полукруглых подпружных арках и сферический купол (в храме), покоящийся на пандативах.

Строительство Эскориала в основном было окончено в 1584 г.

Генеральный план Эскориала очень прост и компактен (рис. 22). С запада и юга к нему примыкают обширные, выложенные гранитными плитами площади, окаймленные невысокими каменными парапетами, кроме того, с южной и восточной сторон Эскориала разбиты парки. Весь сложный комплекс дворца-монастыря вписан в огромный прямоугольник (206х161 м) с выступом на восточной стороне, где расположены королевские апартаменты. Апартаменты короля, храм и центральный двор размещены по главной оси сооружения. Храм является центром всей объемно-пространственной композиции (рис. 23). Его ориентация с запада на восток определяет положение главной оси и главного входа всего сооружения. Поперечная ось с севера на юг членит весь план на отдельные части. В юго-западном и северо-западном углах они дополнительно расчленены крестообразными в плане корпусами, образующими небольшие квадратные дворики. В правой, юго-западной части находятся помещения монастыря, в левой и северо- западной — помещения коллехии и семинарии.

К востоку от поперечной оси справа от собора находится большой внутренний двор, окруженный галереей, объединяющей помещения сакристии и залов капитула, слева — помещения для королевской свиты.

Главный вход на западной стороне здания ведет в открытый центральный двор — так называемый дворик королей (patio de los Reyes). Из-под затемненных сводов открытого входного вестибюля раскрывается вид на главный фасад собора. Боковые стены, ограничивающие внутреннее пространство двора, очень просты — спокойный ритм плоских двухъярусных пилястр ведет глаз зрителя в глубь двора, к выразительному и монументальному фасаду собора. Дорические колонны тяжелого портика завершены высокими постаментами (с фигурами древнеиудейских царей).

Нефы храма, перекрытые цилиндрическими сводами, образуют форму греческого равноконечного креста. На оси среднего нефа размещена главная капелла, пол которой значительно приподнят над общим уровнем пола храма. Четыре столба средокрестия несут барабан купола. Переход от квадрата к кругу выполнен при помощи парусов. Сферический свод со слегка повышенной стрелой подъема увенчан фонарем.

Узкая обходная галерея опоясывает храм по периметру наружных стен. Она примыкает к главной капелле и непосредственно связана с помещениями дворца. Пользуясь ею, король в сопровождении высших чинов ордена и приближенных мог присутствовать в любой части храма, не смешиваясь с толпой богомольцев.

У наружной стены правого бокового нефа устроены две лестницы — одна наверх, в апартаменты короля, другая — вниз, в фамильный склеп — октогональное помещение под главной капеллой, в котором в стенных нишах стоят мраморные саркофаги.

Помимо собора, наиболее интересной частью архитектурного комплекса Эскориала является большой квадратный двор-клуатр справа от храма, со всех четырех сторон огражденный двухъярусной галереей. В центре двора, засаженного подстриженной зеленью, стоит маленький храм. Внешнее очертание его стен образует октогон, внутреннее пространство в плане образует равноконечный крест. Направление ветвей креста подчеркивают расположенные по диагонали бассейны. На четырех фасадах храма — портики строгого дорического ордера. Промежуточные плоскости обработаны нишами, в которых стоят фигуры евангелистов, изваянные из белого генуэзского мрамора Хуаном Батиста Монегро. Храм увенчан сферическим куполом, на котором плоским рельефом выделены ребра и панели. В архитектурном образе храма и в его масштабности сказалось влияние Тёмльетто Браманте. Однако в усложненности деталей и профилировки, в сложных раскреповках фасадов, в очертаниях силуэта завершающей башенки и сложности его пространственной композиции заметны новые барочные тенденции.

Общая экспозиция Эскориала отличается ясностью, четкостью плановой схемы, постепенным нарастанием силуэта к центру, мощной пластикой и уверенным господством величественного купола собора над всем сложным комплексом дворца-монастыря.

Эскориал поражает своим грандиозным масштабом даже на фоне мощных отрогов Сьерра Гуадаррамы. Впечатление величия и мощи создается огромными размерами сооружения, лаконизмом членений и сопоставлением крупных и мелких форм. Своеобразие общего облика Эскориала усиливают его высокие шиферные крыши — отзвук фландрских строительных приемов.

Многие элементы в композиции Эскориала предвосхищают эпоху барокко. Несмотря на аскетизм архитектуры этого сооружения, ее роднит с произведениями барокко динамичность силуэта с нарастанием масс к центру и резким смещением главного композиционного ядра — большого собора — с геометрического центра и, кроме того, характер башен, центральный портик, напоминающий фасад церкви Иль Джезу в Риме, разработка храма Евангелистов и т. д. Образ Эскориала далек от спокойствия, ясности и оптимистичности, свойственных произведениям Возрождения.

Рис.27. Севилья. Биржа, 1583—1598гг. Хуан де Эррера. Общий вид, план, фрагмент галереи двора, двор

Архитектурная деятельность Эрреры, связанная в подавляющем большинстве случаев с выполнением заказов королевского двора, протекала главным образом в Кастилии. Эррера является автором проекта биржи в Севилье, 1583—1598 гг. (рис. 27). Эррера создал в этом городе оживленной морской торговли, удаленном от влияния королевского двора, реалистическое и жизнеутверждающее произведение, созвучное гуманистической культуре зрелого Возрождения. Составив проект, Эррера передал его осуществление Хуану де Минхарес.

Центральным ядром квадратного в плане здания биржи является открытый внутренний двор. Его аркады имеют два яруса полуколонн — дорических внизу, ионических вверху. Хорошие пропорции двора и членений галереи, сочные, тонко прорисованные профили ордеров и арок делают двор биржи в Севилье одним из лучших произведений зрелого Возрождения в Испании.

Вокруг Эрреры возникла целая плеяда учеников и последователей, пользовавшихся поддержкой не только двора, но и близкой ко двору влиятельной аристократии. Многие частные дворцы, ратуши и церкви того времени с их гладкими суровыми стенами, расчлененными вертикалями плоских пилястр, с крытыми шифером башнями, увенчанными высокими пирамидальными шпилями, носят на себе явственные следы воздействия архитектуры Эскориала.

Не только влияние Эскориала лежит в основе глубокого изменения характера испанской архитектуры во второй половине XV    в. Декоративное изобилие платереско не соответствовало подчеркнутой религиозности и чопорному этикету, которые широко распространились в среде испанской аристократии (особенно кастильской). Архитекторы того периода усиленно искали новых средств выразительности, новых композиционных приемов, более строгих и сдержанных форм. Величавая строгость античной архитектуры, закономерность ее композиционных построений представлялись теперь наиболее созвучными новым идеологическим требованиям. Среди архитекторов проявлялся усиленный интерес не только к изучению римских сооружений, но и к теоретическим основам античной архитектуры.

На смену непринужденной живописности и орнаментальной импровизации приходят новые художественные идеалы — строгость симметричных построений, выразительность больших стенных массивов, тектоничность ордера. Постепенно начинает устанавливаться система архитектурных канонов. В творчестве, прежде столь непосредственном, появился налет академичности. Изменился и характер конструкции. Нервюрные крестовые своды были вытеснены цилиндрическими, исчезли мавританские перекрытия на перекрещивающихся арках, мавританские наборные деревянные потолки сменились балочными. Все это стало характерными особенностями последней фазы развития испанского Возрождения.

Рис.28. Эскориал. Галерея выздоравливающих. Франсиско де Мора

К числу лучших произведений школы Эрреры относятся так называемая галерея для выздоравливающих, построенная вблизи Эскориала Франсиско де Мора (рис. 28), и госпиталь в Медине дель Кампо, построенный Хуаном де Толоза.

В архитектуре галереи для выздоравливающих Франсиско де Мора удалось преодолеть влияние Эскориала. Приветливый и ясный облик, навеянный художественными идеалами Высокого Возрождения, резко контрастирует с угрюмым аскетизмом дворца-монастыря. Небольшое сооружение отличается высоким мастерством и подлинным артистизмом.

Центральным ядром госпиталя в Медине дель Кампо служит открытый двор, окруженный двухъярусной аркадой. К двум смежным его сторонам прилегают палаты; в остальных двух корпусах — подсобные помещения, комнаты обслуживающего персонала и церковь. Главный фасад подкупает простотой, выразительностью и хорошими пропорциями. Асимметричный план сочетается со строго симметричным фасадом.

Антонио де Сегура, участник строительства Эскориала, руководивший работами в Аранхуэсе и с 1591 г. — постройкой Алькасара в Мадриде, Хуан де Ареа и Мартин Вергара, пользовавшиеся большой популярностью в Толедо и Саламанке, Гаспар Ордоньес, Диего де Алькантара, Бартоломео Руис и ряд других мастеров дополняли группу последователей Эрреры, сильную не столько выдающимися талантами, сколько общностью художественных принципов.

Школа Эрреры была ведущим архитектурным направлением второй половины XVI в. Однако в южных провинциях, в частности в Андалусии, продолжали жить некоторые традиции мавританской архитектуры и платереско.

Развитие архитектуры Возрождения в Испании шло своими путями, связанными с историческим и социально-экономическим развитием страны. Разобщенность испанских провинций и влияние традиций народного зодчества обусловили региональное многообразие архитектуры раннего Возрождения и породили особую его разновидность, не имеющую аналогий в других странах, архитектуру платереско с ее свободными и живописными композиционными приемами и необычайной декоративной насыщенностью. Платереско — наиболее яркая и самобытная фаза развития испанского Возрождения. Следующий период — зрелое Возрождение, хотя и имеет ряд первоклассных сооружений, сопровождался утратой национального своеобразия. Поздняя стадия протекала в крайне неблагоприятной для гуманистической культуры обстановке, что и определило ограниченность круга сооружений конца XVI в., которые можно безоговорочно отнести к произведениям Возрождения.


Глава «Архитектура Испании», раздел «Архитектура эпохи Возрождения в западноевропейских странах (вне Италии)», энциклопедия «Всеобщая история архитектуры. Том V. Архитектура Западной Европы XV—XVI веков. Эпоха Возрождения». Ответственный редактор: В.Ф. Маркузон. Автор: Ю.Ю. Савицкий. Москва, Стройиздат, 1967

Чурригереско — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 12 октября 2018; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 12 октября 2018; проверки требует 1 правка.

Чурригерéск (Churrigueresco) — позднебарочный (начало XVIII века) этап в развитии архитектуры Испании. Помимо метрополии, получил широкое распространение в Мексике, где известен под названием мексиканского барокко или ультрабарокко.

Термин чурригереско происходит от фамилии Чурригера, семейства испанских архитекторов эпохи барокко. Как и для всей эпохи, для их творчества характерны изобилие деталей, украшений, богатый декор. Первым из этого семейства был Хосе де Чурригера (1665—1725), который был известен как мастер проектирования ретабло и работал в разных соборах Саламанки, Мадрида, Вальядолида и других городов Испании. Им, в частности, созданы:

  • Ретабло монастыря Сан-Эстебан (Св. Стефана) в Саламанке.
  • План селения Нуэво-Бастан, церковь Сан-Франсиско-Хавиер, дворец Гойенече.
  • Хор в Новом соборе в Саламанке.
  • Пласа-Майор (Большая площадь) в Саламанке.
  • Портал дворца Сан-Тельмо в Севилье.

Другие представители этого семейства: Хоакин Чурригера, Николас Чурригера, Альберто де Чурригера, Мануэль де Лара Чурригера.

В Мексике к произведениям стиля чурригереско относят базилику в Сакатекасе, столице штата Сакатекас, ретабло в храме Сан-Франсиско-Хавьер (Национальный вицекоролевский музей) в Тепоцотлане, в штате Мехико, Алтарь Королей в Кафедральном соборе в Мехико.

Наиболее известным и популярным среди испанцев произведением чурригереско является Собор Святого Иакова в Сантьяго-де-Компостела.

  • Jose Simón Churriguera (ум. 1682)
    • José Benito Churriguera (1665—1725)
      • Nicolás Churriguera (1701—1771)
    • Joaquín Churriguera (1674—1724)
    • Alberto Churriguera (1676—1750)
    • Mariana de Churriguera (+ José de Larra)
      • Manuel de Lara Churriguera
      • José de Lara Churriguera

Испанское Искусство 17 Века. Архитектура 17 века.

В начале 17 века строгий стиль Эрреры сменился более свободным, декоративным и живописным. Архитектура 17 века в Испании отмечена сильными барочными тенденциями. Характерным представителем этого стиля в первой половине столетия является видный испанский архитектор, скульптор и живописец — Алонсо Кано (1601—1667), который создал фасад собора в Гренаде. Во второй половине 17 века в испанской архитектуре все более усиливаются искания декоративности, пышности и живописных эффектов. Высшие достижения испанского барокко связаны с творчеством архитектора Хосе Чурригера (1665—1725) и его многочисленных последователей. К числу наиболее значительных работ Чурригеры относятся башня и ризница собора в Саламанке, а также парадный двор иезуитской капеллы и перестроенная в 17 веке ратуша в том же городе. Чурригера выполнил и много работ декоративного порядка; в частности, ему принадлежит ряд больших, резных из дерева, позолоченных алтарей. Чурригера оказал очень большое влияние на развитие испанской архитектуры. Произведения его последователей, работавших в первой половине 18 века в так называемом стиле «чуррнгереск», по богатству и сложности форм превосходят создания самого Чурригеры. Стиль «чурригереск» характеризуется своеобразным смешением барочных и готических мотивов, живописностью и динамизмом архитектурных композиций, обилием, сложностью и причудливостью декоративных форм.

Испанское Искусство 17 Века. Живопись. Общая характеристика живописи Испании 17 века.

Главными заказчиками искусства в Испании были господствовавшие в стране дворянство и католическая церковь. Это определило и ограничило тематику испанской живописи. Религиозные сюжеты играют в ней преобладающую роль. Среди светских жанров особенное значение принадлежит портрету. Жанроные сюжеты (почти исключительно из народной жизни) получают значительно меньшее распространение. Натюрморт занимает в испанской живописи довольно скромное место. Еще реже встречается пейзаж. Мало развита и мифологическая живопись. Монументально-декоративная живопись не получает в Испании почти никакого развития. Испанская живопись развивается исключительно как станковая, однако характеризуется монументальностью композиций, что соответствует обычно большому размеру картин. Сурова я простота, серьезность и жизненность, присущие испанскому искусству, сочетаются с глубоким драматизмом и выразительностью образов. Последние, как правило, имеют народный, демократический характер и нередко отличаются ярко выраженными индивидуальными чертами. Стремление к идеализации так же чуждо лучшим представителям испанской живописи первой половины века, кик и искания декоративности и эффектности. Последние усиливаются лишь во второй половине столетия. Испанские художники уделяют большое внимание живописным проблемам, многие из них заслуженно считаются крупнейшими колористами в западноевропейском искусстве. Ведущими художественными центрами Испании с конца 16 века являются Валенсия и особенно Севилья — города, дольше других сохраняющие и свое экономическое значение. Несколько позже видную роль в художественной жизни Испании начинает играть ее столица — Мадрид.

Стили архитектуры Испании. Самые известные памятники архитектуры Испании

Испания – страна конкистадоров и мореплавателей, торговцев и путешественников, пиратов и красивых женщин, изысканных блюд и живописной архитектуры. В испанском королевстве на всём протяжении его существования гремели революции, свергалась диктаторская власть, уничтожался послевоенный режим. Люди возвращались к мирной жизни и возрождали памятники исторических времён. Художники кропили полотна, а мастера ваяли здания и исполинские монументы. Испания жила по известным только ей неписаным законам и до сих пор существует в прекрасном и незаурядном исполнении как реликтовая цивилизация.

Архитектура Испании – культурная ценность мира

архитектура испании

Пожалуй, к архитектуре такой прекрасной страны, как Испания, стоит относиться со всем почтением. Это непредсказуемый и фантастический мир, окружённый с разных сторон высотными хребтами Пиренеев и Кантабрии, а также иберийских и каталонских гор с примыкающими к ним Канарскими островами. На всём протяжении этих природных скрижалей и находится гордое королевство испанского народа. Башенки дворцов и музеев, колонны амфитеатров, статуи римских богов и героев древнегреческой Эллады. Ажурные дома и мозаичные палисадники, аллеи и фонтаны, парки и галереи. Соборы и мечети, памятники европейских и исламских стилей, незабываемые сооружения, покоряющие сказочностью и неповторимостью. Архитектура Испании потрясает своим великолепием, несмотря на скромные размеры атлантического государства.

Стиль испанских предков

стили архитектуры в испании

Побывав в этом райском уголке, притягивающим миллионы туристов, всю жизнь будешь вспоминать возникшие волнующие ощущения от пережитых красот. Стили архитектуры в Испании поражают глубиной вдохновения и уникальностью творения. Множество построек времён Рима сооружены из прочного кирпича, до сих пор шлифуемого ветрами историй. Мудехар – так называется стиль архитектуры, созданный из этого благородного материала. Он вобрал в себя рукотворство и интеллект европейских, еврейских и мавританских мастеров. Также в кирпичных кладках присутствуют стили готический и барокко, возникшие в начале 17-18 веков. А в 19-20 столетиях зародился модерн – образ школы искусства талантливого зодчего Антонио Гауди. Многие работы включены во всемирное наследие ЮНЕСКО. Это такие экспонаты, как парк с замком, возведённые по заказу каталонского промышленника и политического деятеля Эусеби Гуэля и названные в его честь, дом Висенса, поместье Бальо и церковь Святого Семейства в Барселоне. На закате 19 века в моду вошёл облицовочный стиль Неомудехар, в эксклюзиве которого преобладала выделка арок, куполов и стен мозаикой и цветолепной глиняной плиткой.

Памятники Испании как ожившее наследие Каталонии

архитектура испании фото

Многообразие и величие памятников культуры и наследия, которыми пышут испанские плато горной страны, зачаровывают и окунают в далёкие вехи былин и преданий. Начиная с руин римских переселенцев Ла Льоса, можно проделать сногсшибательную экскурсию по территориям и весям. Это прекрасные памятники архитектуры Испании, такие как:

  • Укреп-стена, начинающаяся у храма святой Марии и протягивающаяся до площади Каталонии.
  • Осадные стены и ворота Алькудии;
  • Архитектурные руины Баэло Клаудиа и Ла Льоса.
  • Башни Тавира и Торре-дель-Оро, Torre Vella и Альменарас, Санта-Крус-де-Тенерифе и крепость Мавров.
  • Мосты Алькантара, Марии-Кристины, Субисури и железный Pont De Ferro;
  • Ворота Солнца и Хереса, Пуэрта-де-Тьерра и Алькудии.
  • Фонтаны водяного лабиринта, светящиеся и фееричные.
  • Пьедесталы Колумбу, Дон Жуану, медно-бронзовый памятник «Победа».
  • Некрополи и театры, муниципалитеты и госпитали, дворцы и истуканы.

А также много других раритетов культурного общества всех времён собраны в одном удивительном королевстве. Она рассказывают о прошлых событиях и будоражит при прикосновении к ней, заставляет погрузиться полностью в роскошные сотворённые причуды, и имя ей – архитектура Испании. Фото раритетов этой очаровательной искусительницы переполняют альбомы не только знатоков, но и любителей-завсегдатаев, любящих возвращаться вновь и вновь к наследиям Каталонии.

Мавританский стиль как чудо Золотого века

мавританская архитектура испании

В Средние века на восходе VIII-го столетия в испанском графстве зародился уникальный стиль мавританского происхождения. В его основу легли исламская и испанская кисти зодчих. Такое совокупление архитектуры было привнесено становлением арабского просвещения на пиренейском полуострове. Главным событием культуры явилось строительство в 784 году Мескиты – католического римского собора. В последующие годы эти элементы и дизайн совершенствовались и насыщались диковинным декором творцов. Это наличники резные и арки с ажурными переплётами, стены и башни дворцов, выполненные в виде зубьев и ромбов. На кирпичные остовы накладывались резные кружева, металлическая майолика и дроблёная плинфа. Крыши башен стали обрамлять восьмиконечные звёзды.

В продолжение о Мавритании и соборах

В книге ЮНЕСКО взяты под охрану такие конструкции, как королевские алькасары (замки) Альфонса 11-го и Севильи, собор святой Марии и приход Сантьяго-дель-Аррабаль, выполненные в непревзойдённом мавританском стиле. Тронные залы палат обрамлялись позолотой и инкрустацией, а колонны и постаменты – фигурной резьбой и лепкой со встроенными в них элементами декора. Чудо-стиль вмешался в художественные деяния эпох и смешал готические и романские традиции с новым всепоглощающим направлением. Мавританская архитектура Испании расчертила своей росписью причудливые каталоги и воплотила исторические замыслы человечества.

Стиль барокко как музейная драгоценность Испании

барокко испания архитектура

Значимую лепту в музейные скрижали привнёс стиль барокко Испании. Архитектура этого произведения богата декорациями фасадов жилищ, оранжерей и святых домов. Свой путь барокко начинает со второй половины 17 века и вихрем врывается в восемнадцатый. Вершителями столь грациозного стиля были немногие мастера, но те, кто отдал дань уважения ему, стали, по сути, «олигархами» данной рукописи. Такими зачинщиками и виртуозами своего дела явились братья Чурригера. Пятеро родственных душ - Хоаким, Мигуэль, Альберто, Мануель и Хосе Бенито - облагородили красотой барокко большую часть Испании.

Испанские архитектурные скрижали 17-го века

Вообще архитектура Испании 17 века начинает поражать своей раскрепощённостью и роскошью. Религиозная скульптура появляется в стране вместе с народными традициями, укрепляя и образуя их. Сурбаран Франсиско – деревянный зодчий, выполняющий первые абстракционные работы по пластике с элементами мистицизма. Наиболее материальными творениями художника стали: «Натюрморт с лимонами и апельсинами» – 1633 г., «Мадонна в отрочестве» – 1660 г., «Натюрморт ваз и чашек» – 1640 г. Семнадцатый век полон драматических эпизодов в искусстве и контрреформационных настроений в обществе. В этот сложный период выразительно развилась реалистичная форма этюдного сложения.

Что 19 век нам приготовил, или Гламурная Испания

В 19 веке русло совершенства перетекло в эпоху готики и модерна. Начали возводиться каркасные скелеты зданий из железобетонных конструкций. Отделка велась из камня и кованой стали, стекла и фанеры. Также применялись твёрдые породы глины, асбест и изразцы. Архитектура Испании 19 века расширила свои границы, внедрившись в будущее скульптур и сооружений более прочными и совершенными основами. Предпринимать и строить теперь можно было свободно из любых подручных материалов. Пластичность и стойкость масс, динамика и художественные эффекты росписи, правильные геометрические контуры – главная черта архитектурных изваяний и декоративной отделки девятнадцатого века.

О, сколько там открытий чудных!

памятники архитектуры испании

В лазурной стране испанских предков задействовано превеликое множество архитектурных достопримечательностей и стилевых открытий. Перечислить их все не представится возможным из-за обилия таковых. Архитектура Испании насчитывает тысячи памятных мемориалов и сооружений. Перечислим главные и значимые творения рук именитых людей:

  1. Храмы готического стиля – Алькасар, Бургас и Севилья, Толедо и Таррагон.
  2. Замки и дворцы – Рахаделя и Аргимона, Виласара и Медиона, Мантаплана и Манресана, Аренч де Эмпорда и Монтсори, а также сотни каменно-лепных творений.
  3. Каталонский национальный музей с готическим кварталом и монастырём Монтсеррата, парки Гуэля и Цитадели.
  4. Дома Кальвета, Мила, Винсенса и капелла фамильной саграды.

Такими изысками может похвастать не каждая мировая империя. То, что вложено в Испанию, это все заслуга когда-то обитавших здесь редких кустарей и спецов.

Творцы культуры

архитектура возрождения в испании

Архитектура возрождения в Испании начинается ещё далеко до 711 года, когда королевство ознаменовалось заселением мусульман. В пиренейских землях были найдены архитектурные строения древних цивилизаций доримской эпохи. Ими значились представители племён, называемых кантабрами, кельтиберами и иберами. После древней эры в культуру Испании пришли неподражаемые вдохновители и деятели, такие как: Гауди Антонио и Хуан де Вильянуэва, Хосе Асебильо и Висенте Асеро, Сантьяго Калатрава и Хуан Гомес де Мора, Педро Мачука и Рафаэль Монео, Дамиан Формент и Хосе Бенито Чурригера, Мануэль Нуньес-Яновский и Хоакин Рукоба. А также десятки феноменальных творцов разных поколений. Всеми ими была проделана трудоёмкая работа по расцвету и созиданию испанских территорий. Благодаря таким архитекторам, скульпторам, каменотёсам и остальным рукодельным мастерам Испания стала зеницей Божьей и сердцем культурного мира.

Ваять изящество – не катакомбы рыть

Теперь мы знаем, как зачиналась и какой путь проделала архитектура Испании, прежде чем достичь высот бесценной презумпции обожания. Сколько умов и рук трудилось над великой испанской просвещённостью, чтобы сотворить невиданное. То изящество, которое передастся детям, внукам и правнукам и дальше по родословной ветви древа. Даже для того, чтобы катакомбы строить, нужны умение и смекалка. А уж создавать бессмертные творения - тем более. Ведь в каждую деталь вложена душа отдельного зодчего, каждую из них он ублажал своим дыханием и терпением, тепло гладил вдоль и поперёк и бережно вставлял на место. Поездка в Испанию будет лучшим подтверждением того. И лучше увидеть всё на самом деле своими глазами и привезти кусочек благородного воспоминания оттуда, где увлекательные высоты мостов и огромные холлы храмов и музеев подарят истинное наслаждение на всю оставшуюся жизнь.

Архитектура Испании конца XV — начала XVI вв.

Развитие нового стиля протекало в Испании на фоне очень стойких традиций готической и мавританской архитектуры.

Ряд крупных гражданских и культовых зданий конца XV и начала XVI вв. отражает эволюцию испанского зодчества.

В области гражданских сооружений выделяется дворец Герцогов Инфантадо в Гвадалахаре (рис. 6), построенный во второй половине XV в. предположительно под руководством зодчих Хуана и Энрике Гуас. Помещения дворца сгруппированы вокруг прямоугольного внутреннего двора. Характерной особенностью плана дворца является свободная группировка внутренних помещений, не связанная требованиями симметрии. Жилые и вспомогательные комнаты дворца соединены в отдельные группы, связанные внутренними лестницами и двухъярусной галереей, окружающей двор. Парадные залы, размещенные главным образом в верхнем этаже, образуют короткие анфилады. Внутренние лестницы, заключенные в замкнутые лестничные клетки, сравнительно скромны по размерам и обработке.

Рис.6. Гвадалахара. Дворец герцогов Инфантадо, 2-я половина XV в. Фасад, фрагменты двора и фасада

Свобода и асимметрия характерны также и для композиции фасада, не имеющего четкого членения на этажи. В нижней части фасада господствует массив каменной кладки, поверхность которой украшена в шахматном порядке частыми четырехгранными выступами, создающими богатую игру светотени. В обрамлении портала главного входа, напоминающем обработку дверных проемов мавританских жилых домов, в очертании трехлопастных арок верхнего членения стены, в рисунке консолей, поддерживающих полукруглые балконы, и в других декоративных элементах отчетливо проявляется воздействие мавританского народного зодчества.

Необычайной сложностью отличается декоративная разработка окружающей патио двухъярусной галереи. Многолопастные арки, витые колонны, фестончатая обработка краев арок — все это также относится к традициям мавританского зодчества. В то же время в разработке аркады обращает на себя внимание новый прием заполнения надарочных полей сложной декоративной композицией, составленной из геральдических элементов.

В зданиях общественного назначения и в культовых зданиях конца XV и начала XV вв. плановая основа оставалась прежней. Под влиянием новых художественных тенденций изменялся лишь облик зданий и декоративная отделка интерьеров. Большой популярностью начал пользоваться вынесенный на фасад мотив внутреннего убранства храма — резного экрана (ретабло), ограждающего запрестольное пространство. В разработке этого мотива испанские мастера с большой изобретательностью комбинировали мавританские и готические элементы, создавая своеобразные декоративные композиции.

Рис.7. Вальядолид. Коллехия Сан-Грегорио, закончена в 1492 г. Хуан Гуас и Матиас Карпинтер. Портал входа и фрагмент галереи двора

К числу наиболее характерных примеров новых художественных тенденций в архитектуре относится коллехия Сан-Грегорио в Вальядолиде (1492 г.) Хуана Гуас и Матиаса Карпинтера (рис. 7). В основу плана была положена традиционная схема с внутренним двором, вокруг которого группируются все помещения коллехии. Новые веяния сказались главным образом в декоре фасада и патио.

В центре главного фасада на фоне гладких боковых стен выступает гигантский каменный щит, несомненно навеянный мотивом ретабло. Эта центральная часть фасада поражает ювелирной тонкостью декоративной обработки (приписываемой Хилю де Силоэ) и мастерством, с которым здесь спаяны воедино разнообразные декоративные элементы. Перспективный прием обрамления восходит к готической архитектуре. В то же время завершающая трехлопастная с фестончатой бахромой арка относится к числу излюбленных приемов мавританского зодчества. В верхней части фасада наряду с готическими статуями и завершением пилонов в виде пинаклей широко использованы геральдические элементы и по-новому трактованный растительный орнамент. Большая сложность и тонкость декора центра фасада коллехии Сан-Грегорио невольно вызывает ассоциации с ювелирной обработкой драгоценных металлов.

Глубокое влияние местного мусульманского искусства не менее сильно проявилось в композиции внутреннего дворика коллехии.

Рис.8. Вальядолид. Коллехия Санта Крус, начата в 1487 г., перестроена Лоренцо Васкесом (после 1490 г.). Главный фасад и галерея двора

В этом и аналогичных по характеру сооружениях нет еще и в помине переработки итальянских ордерных форм. Однако уже в конце XV в. появились здания, в которых начало сказываться влияние античности и построек современных итальянских мастеров. Первоначально очень поверхностное, это влияние проявлялось главным образом в декоре фасадов, не затрагивая привычных плановых и конструктивных схем. Одним из первых сооружений, в строительстве которого воплотились новые художественные тенденции, явилась коллехия Санта Крус в Вальядолиде (рис.8). Постройка ее, начатая в 1487 г. Хуаном де ла Риба и Педро Пулидо, велась ими с соблюдением привычных готических конструктивных и композиционных приемов. Кардинал Мендоза, руководивший постройкой и увлекшийся новыми художественными идеями, в 1490 г. передал ее молодому сеговийскому мастеру Лоренцо Васкесу. Не имея уже возможности изменить плановую и конструктивную основы здания, Лоренцо Васкес ввел в композицию фасада новые декоративные мотивы, несомненно, навеянные творчеством мастеров расцветавшего в Италии искусства Ренессанса. Очень симптоматична и замена стрельчатых арок полуциркульными в трехъярусной галерее двора.

Сооружения переходного характера многочисленны в начале XVI в. В их композиции сочетаются ренессансные, готические и мавританские приемы. Для них характерно изобилие на фасадах тончайшей, почти ювелирной каменной резьбы.

Рис.9. Толедо. Госпиталь Санта Крус, 1504—1514 гг. Энрико де Эгас. План и центральная часть фасада

Новые веяния затронули даже такого убежденного приверженца готической школы, как знаменитый испанский мастер того времени Энрике де Эгас. По поручению кардинала Мендозы им был выстроен (1504—1514 гг.) госпиталь Санта-Крус в Толедо (рис. 9). Здание имеет форму греческого равноконечного креста. В длинных помещениях, образующих концы креста, размещены палаты, перекрытые мавританскими деревянными наборными потолками. В угловых частях здания — открытые дворики для прогулок. В центре всю высоту здания занимает часовня, перекрытая типичным мавританским сводом на перекрещивающихся арках.

На фасаде здания из ренессансных деталей составлена очень своеобразная композиция главного входа. Здесь есть полуколонны, раскрепованные антаблементы, канделябры, картуши и сложные архивольты. Несмотря на применение этих ренессансных элементов, композиция входа напоминает готические перспективные порталы. Полуколонны первого плана сильно выступают вперед. Фантастический декоративный ордер с тонкими колоннами-балясинами, переходящий над антаблементом в полукруглый архивольт того же сечения, образует второй план. Плоские резные обрамления дверного проема и скульптурного тимпана уводят глаз еще глубже в толщу стены. Для фасада толедского госпиталя характерно пренебрежение к тектонической логике ордерных элементов. Например, над антаблементом внешних полуколонн портала вырастает продолжение ствола колонны, который, изгибаясь по дуге архивольта с гибкостью пенькового каната, внезапно меняет направление и переходит в вертикаль, завершаясь обычной капителью и антаблементом.

Рис.10. Саламанка. Дворец герцогов Монтеррей, закончен в 1539 г. Родриго Хиль де Онтаньон и Мартин из Сант-Яго

В Саламанке, древнем городе старой Кастилии, находится много ярких образцов платереско. Огромный дворец герцогов Монтеррей (рис. 10) был запроектирован в виде гигантского каре, окружающего внутренний двор. В проектировании дворца принимал участие Родриго Хиль де Онтаньон совместно с доминиканцем Мартином из Сант-Яго. Дворец был закончен в 1539 г. Угловые и средние башни составляют традиционную и характерную особенность объемной композиции.

Если бы дворец был выстроен полностью, он был бы одним из крупнейших зданий Испании. По недостатку средств была осуществлена только одна из сторон гигантского каре. Простой гладкий низ здания контрастирует с очень сложно разработанным верхним ярусом, образующим галерею, украшенную пилястрами и арочными проемами. Для усиления декоративного эффекта к венчающему дорическому карнизу, с четким ритмом вертикалей триглифов, добавлено обычное готическое завершение — крестерия — ограждение из резного камня, с геральдическими и растительными мотивами. И здесь сочетание различных элементов создает новые стилистические качества.

Рис.11. Саламанка. Университет, закончен в 1529 г. План, центральная часть фасада, фрагмент портала

К числу наиболее ярких произведений платереско принадлежит здание Саламанкского университета (рис.11) — одного из древнейших и знаменитейших университетов Европы, основанного в начале XIII в.

Дошедшее до нас здание строилось в эпоху католических королей и было закончено в 1529 г.

Все внутренние помещения университета сгруппированы вокруг обширного центрального двора. Учебные помещения соединяются между собой внутренними переходами и галереей, окружающей двор. В планировке здания нет еще ничего принципиально нового. Традиционны конструктивные приемы — кладка стен из естественного камня, крестовые своды, деревянные наборные потолки. Новое ярко проявилось лишь в композиции фасадов, особенно главного, выходящего на площадь перед старым и новым соборами Саламанки. На суровой стене, сложенной из грубо отесанных камней, с толстыми швами, центральный выступ над главным входом подобен драгоценному ретабло тончайшей работы. Система пилястр и горизонтальных членений образует здесь четкий каркас, составляющий ведущую тему композиции. Скульптурная орнаментика лишь заполняет панели этого каркаса. Автор старался внести в композицию фасада ясную логическую закономерность. Горизонтальные пояса, постепенно расширяясь, завершаются широким резным парапетом. Этому ритму соответствует развитие орнаментального рельефа. Сплошная мелкая почти ювелирная насечка нижних панелей, заметно укрупняясь в средней части, создает постепенный переход к крупной, разреженной резьбе завершения. В центральном ризалите Саламанкского университета ордер является уже основной темой, а все готические элементы — лишь дополнительными декоративными вариациями.

Репутацией города «платереско» Саламанка обязана также многим частным домам. К их числу относятся Касаде Салинас (рис. 12) с открытой верхней галереей, сильно напоминающей палаццо Монтеррей, и малый дворец Фонсека — так называемый Дом мертвых (рис. 13) с замечательной плоской резьбой, ренессансными наличниками окон и скульптурными бюстами в круглых медальонах (портретами умерших представителей этой знатной фамилии).

К числу лучших произведений платереско относится также университет в кастильском городе Алькала де Энарес, близ Мадрида (1540—1553 гг.), построенный Родриго Хиль де Онтаньон (рис.14).

В Леоне — столице старинного испанского королевства — ярким произведением этого «ювелирного» стиля является монастырь Сан-Марко в окрестностях города (рис.15). Строительство монастыря началось в 1514 г. На первой стадии в нем принимали участие Хуан де Орочко и Мартин Виллареаль. Окончание основных работ относится к 1549 г. В это же время в документах появляется имя Хуана де Бадахоз, который считается автором фасада. Монастырские помещения сгруппированы вокруг двух внутренних дворов. Справа к монастырю примыкает часовня. К заднему фасаду Хуаном де Бадахоз пристроено здание сакристии. В состав монастырского здания, помимо общих спален, входит трапезная и ряд вспомогательных и хозяйственных помещений. Обширная капелла имеет один неф, перекрытый крестовыми сводами. Длинный двухъярусный фасад монастырского корпуса расчленен пилястрами в первом этаже и колоннами — во втором.

Рис.15. Леон. Монастырь Сан Марко, 1514—1549 гг. Хуан де Орочко, Мартин Виллареаль, Хуан де Бадахоз. План, центральная часть главного фасада, фрагменты фасада и двора

Ордер трактован чисто декоративно — покрытые гротесками пилястры опираются на промежуточный поясок и по существу лишь прикреплены к стене. Тонкие, сильно орнаментированные колонны верхнего этажа почти перерезаны в нескольких местах глубокими перехватами. От системы античного ордера осталась одна идея ритмических членений. Чисто изобразительная трактовка фасадной плоскости проведена очень последовательно. Раскреповка колонн, меняющийся рисунок капителей и консольные опоры пилястр показывают, что зодчий придавал этим элементам лишь декоративный смысл. Колонны, пилястры, филенки, раковины ниш, резной орнамент балюстрады, отдельные геральдические и скульптурные украшения сплошным ковром покрывают весь фасад. Вычурный фронтон в характере испанского барокко был возведен в начале XVIII в.

Очень характерные примеры взаимодействия новых художественных тенденций, сложившихся традиций и местных особенностей сохранились в Арагоне. Наиболее значительными из них являются здания биржи (рис. 16) и Аудиенсии (верховного суда) в Сарагоссе.

Рис.16. Сарагосса. Биржа. Фасад, интерьер, 1537—1551 гг.

Основу плана здания биржи, законченной в 1551 г., составляет обширный зал для торговых сделок. Он разделен колоннами на три нефа, перекрытых крестовыми сводами. Зал, освещенный высоко расположенными окнами, имеет хорошие пропорции и производит впечатление почти церковной торжественности. В архитектуре интерьера отражается влияние различных художественных культур. Нервюрные своды сооружены в готических традициях, в то время как поддерживающие их опоры уже приняли форму колонн, увенчанных капителями с ионическими завитками. Над капителями пучки нервюр связаны декоративным поясом, скомпонованным из геральдических элементов. На высоте, примерно соответствующей пьедесталу, колонну охватывает декоративный пояс из масок и орнамента.

Верхний ярус здания завершен аркадой и пышным венчающим карнизом, близким по профилировке к карнизам итальянских ренессансных зданий. Аркада галереи выразительна и тектонична. Простыми, органичными и естественными для кирпичной конструкции средствами созданы красивые контрасты светотени на простом и несколько суровом фасаде. Архитектура биржи, сочетая разнородные элементы, обладает очень ярким местным колоритом.

Не менее характерно для арагонского платереско и другое крупное здание Сарагоссы — Аудиенсия, бывший дворец герцогов Луна, построенный в середине XVI века архитектором Туделийа.

Яркий и своеобразный вариант испанского Возрождения сложился в южных провинциях Испании, в частности в крупных торговых центрах Андалусии, долгое время находившихся в тесном контакте с мавританской культурой.

Типичным примером андалузского дома зажиточного горожанина является Каса дель Шапис в Гранаде (рис. 17). Центральным ядром дома является скромное патио, вокруг которого группируются хозяйственные и жилые помещения. По трем сторонам патио проходит узкая галерея, поддерживаемая деревянными стойками, завершенными своеобразными капителями, поверх которых положены поддерживающие прогон подбалки с резными концами. Лестницы заключены по мавританской традиции в каменные стены.

Рис.17. Гранада. Kaca дель Шапис, XVI в. Фрагмент дворика, план

В композиции интерьера воздействие новых форм, уже широко распространенных в монументальной архитектуре Гранады, еще почти не чувствуется. В форме капителей, завершающих стойки галереи патио, сказывается подражание мастера-мудехара виденному им в новых сооружениях дорическому ордеру. В остальном мастера и застройщики остались верны традициям народной архитектуры мудехаров и украсили интерьер лишь привычной резьбой деревянных кронштейнов над стойками галереи и концов стропил, мавританской плетенкой в тимпанах арок да небольшими вставками из поливных изразцов, оживляющих яркими пятнами беленые стены комнат.

Несмотря на стойкость мавританских композиционных и декоративных приемов, архитектура Севильи под влиянием новых идей быстро прогрессировала. Элементы мавританской архитектуры постепенно исчезали из работ мастеров платереско. Традиции мавританской художественной культуры сохраняются лишь в декоративной насыщенности зданий.

В середине XVI в. в Севилье было выстроено великолепное здание Аюнтаменто (городского совета, рис. 18), в котором очень наглядно проявились новые архитектурные приемы. Автору этого здания, архитектору и скульптору Диего де Рианьо, принадлежал проект и руководство первым периодом постройки (1527—1534 гг.). После его смерти руководство перешло к его ученикам — Арнао и Хуану Санхец. По проекту Рианьо были выпол¬нены только первые два этажа одного из крыльев здания.

Рис.18. Севилья. Аюнтаменто (здание городского совета), начато в 1527 г. Диего де Рианьо. Фрагмент фасада

Плоскость стены заполнена сложной декорацией обрамления окон и резными лентами фризов, с мотивами гротесков, играющих путти и фантастических растений. Геральдические щиты и скульптурные медальоны еще больше усложняют декоративную композицию, скрывающую массивную кладку стены из крупных гладко отесанных каменных блоков. По трактовке ордера и насыщенности орнаментикой фасад севильского Аюнтаменто напоминает фасад монастыря Сан-Марко в Леоне. Однако здесь ордер сохраняет значение ведущей композиционной темы. Обрамление окон выполнено в более мелком масштабе и, несмотря на всю сложность и насыщенность, не мешает восприятию основного ритма колонн и пилястр.

Во всем многообразии архитектурных произведений, созданных в конце XV и начале XVI вв. в различных провинциях Испании, можно выявить некоторые общие черты. К наиболее существенным из них относятся: широкое применение приема объединения всех внутренних помещений жилых и гражданских зданий вокруг внутренних двориков; использование в конструкциях системы готических крестовых сводов, мавританских деревянных потолков «артесонадо»; необычайное изобилие и изощренность орнаментации; умение испанских зодчих создать органический художественный сплав из различных стилистических элементов и, наконец, чисто декоративная трактовка ордера.

Все эти особенности определяют глубокое национальное своеобразие платереско — этого испанского варианта раннего Возрождения, по-разному развивавшегося в конце XV—начале XVI вв. в различных провинциях Испании.


Глава «Архитектура Испании», раздел «Архитектура эпохи Возрождения в западноевропейских странах (вне Италии)», энциклопедия «Всеобщая история архитектуры. Том V. Архитектура Западной Европы XV—XVI веков. Эпоха Возрождения». Ответственный редактор: В.Ф. Маркузон. Автор: Ю.Ю. Савицкий. Москва, Стройиздат, 1967

About Author


admin

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о