Архитектура петербурга эпохи барокко: Архитектура Санкт-Петербурга эпохи барокко – Надо знать: Петербург эпохи барокко

Надо знать: Петербург эпохи барокко

Самый яркий памятник барочной архитектуры — Екатерининский Дворец в Царском Селе, строился по проекту Бартоломео Растрелли в 1752—1756 годах. Архитектор приложил все усилия для того, чтобы резиденция стала одним из самых впечатляющих и грандиозных построек в России, и в 1756 году состоялась торжественная презентация 325-метрового дворца перед российскими вельможами и иностранными гостями.

Одной из самых драгоценных, как в материальном, так и в художественно отношении, является Янтарная комната, которая, увы, сегодня считается утерянной. Комната стала подарком прусского короля Фридриха Вильгельма I, который преподнёс её Петру I. При царствовании Елизаветы Петровны архитектору Растрелли было предложено «исправить» кабинет. Таким образом, в отделку появилась золочёная деревянная резьба, зеркала и мозаичные картины из агата и яшмы. 

Несмотря на то, что комната была одной из основных достопримечательностей дворца, печное отопление и сквозняки постепенно разрушали янтарный убор. Реставрацию проводили по мере сил и возможностей. Последняя должна была начаться уже в XX веке, в 1941 году. Однако война помешала благому начинанию, а чуть позже Янтарная комната исчезла во время оккупации Пушкина немецкими захватчиками и перевезена в Кенигсбергский замок, где находился музей янтаря. 

В 1944 году уже немцы, небезосновательно опасавшиеся наступления Красной Армии, эвакуировали бесценное произведение искусства в неизвестном направлении. С тех пор местонахождения Янтарной комнаты неизвестно. 

Версий о местонахождении Комнаты существует множество. Одни говорят, что реликвия сгорела при пожаре замка в Кёнигсберге, другие утверждают, что она хранится в тайниках на территории Польши или Германии, или что находится в руках потомков нацистов, которым удалось скрыться после краха Третьего рейха. Однако вероятнее всего, что Янтарная комната разошлась по частным коллекциям, которую уже никогда не удастся собрать воедино.

Барокко в архитектуре Санкт-Петербурга

Барокко в архитектуре Санкт-Петербурга

Стиль Барокко широко распространен в архитектуре Санкт-Петербурга. К зданиям выполненным в этом стиле, относятся: Зимний дворец, дворцы Петергофа и Царского села, дворцы Воронцова и Строганова и, наконец, ансамбль Смольного монастыря (архитекторы Ф.-Б. Растрелли и С.И. Чевакинский). Строительство почти всех этих зданий приходится на время правления Елизаветы (1741-1761), дочери Петра I.

Наиболее стандартным зданием в архитектуре Санкт-Петербурга, выполненным в этом стиле, является Зимний дворец. Он имеет типичную прямоугольную форму. В его центре находится двор. Также имеются фасады. Внутри и снаружи здание роскошно украшено.

Внутри Зимний дворец состоит из более чем 1000 помещений. Для обширных торжественных залов характерно наличие двух рядов окон. Каждая комната богато украшена. Это входит в необходимое содержание барокко. Присутствуют элементы ручной работы, множество углов, изгибов, завитков и т.д. На всем обилие позолоты.

Без особых изменений сохранилось до нашего времени и другое здание, выполненное в этом стиле. Это Екатерининский дворец в Царском Селе. Для него также характерны большие размеры (около 500 м) и строгая внешняя прямоугольная форма. К нему примыкают четыре флигеля по бокам. Рядом со зданием находится парк. Все это объединено в целостный архитектурный комплекс в стиле барокко. Здание двухэтажное. Первый этаж занимают хозяйственные постройки, на втором - просторные светлые залы. Они освещаются двойным рядом больших окон.

Внутреннее убранство залов роскошно. Наличествует много резьбы, драгоценных камней, редких природных материалов, что как никогда соответствует духу барокко. В большинстве своем все это позолочено. В составе парка присутствуют искусственные водоемы, многочисленные декоративные деревья и кустарники. Берега водоемов украшены античными статуями.

Ряд дворцов Петергофа по своей структуре напоминают Екатерининский дворец.

Наличествуют в архитектуре Санкт-Петербурга и здания, относящиеся к специфическому ответвлению барокко – «екатерининскому». Это здания, построенные в стиле барокко, но с учетом русской зодческой школы. К ним относятся Владимирская церковь, Андреевский собор, Ботный домик в Петропавловской крепости, а также Владимирская церковь в усадьбе Дылицы.

Лучше всего сохранилась до нашего времени Владимирская церковь в усадьбе Дылицы.
Для нее характерны следующие черты барокко: строгость стиля, красочность и обилие декора. От русской школы зодчества здесь особая гармоничность с окружающим пространством. В «елизаветинском барокко» оно отсутствует.

В дальнейшем барокко в Санкт-Петербурге, впрочем, как и во всей Европе, эволюционирует до лёгкости стиля рококо, растворяясь со временем в строгости классицизма.

Поделиться ссылкой

Петровское барокко в Петербурге

Вы, наверное, не раз видели современные постройки в пригороде Санкт-Петербурга в необычном для нашего времени стиле – барокко, это так называемый коттеджный поселок «Петровское барокко». Не все знают, что этот красивый стиль своим появлением в нашей стране обязан Петру I, его стремлению превратить города России в самые красивые в мире. Познакомиться с архитектурными постройками петровской эпохи в стиле барокко лучше всего в Санкт-Петербурге.

Петровское барокко являлся основополагающим архитектурным стилем при проектировании и строении зданий в Санкт-Петербурге во времена правления Петра Великого. Эти постройки на ближайшие столетия определили развитие архитектуры в Санкт-Петербурге.

Чем петровское барокко отличалось от европейского? В первую очередь своей рациональностью, простотой, ясностью и спокойствием, Петербургское барокко  называли «Петровский манир»но в то же время мажорным настроением. Лишь один взгляд на строение в стиле петровского барокко вызывает на лицах людей улыбку и праздничное настроение. Хочется рассматривать эти здания вновь и вновь.

Петербургское барокко еще называли «Петровский манир» – Петр стремился отойти от традиций Византии в архитектуре и перейти на европейский стиль градостроительства. Для этого в Санкт-Петербург были приглашены многие талантливые и известные архитекторы того времени. На смену исконно русским «пятиглавым» храмам пришли церкви с роскошной внешней и внутренней отделкой.

Время становления петровского барокко приходится на 1697 – 1730 годы. Архитектура того времени смешала все стили: французский классицизм, голландскую и немецкую гражданскую архитектуру, многие другие направления и стили. Но постепенно петровское барокко создало свои особенности: возведение симметрических построек требовало выделения в композиции ее центра – башни, которую украшали портики, скульптуры, нарядные наличники и своеобразные формы оконных проемов. Фасады украшали пилястрами, а углы обрабатывали рустом. Вообще петровскому барокко свойственна многоцветная, красочная архитектура. Но в сравнении с европейским барокко петровское намного сдержаннее.

Архитектурные строения Санкт-Петербурга в стиле петровского барокко

Летний дворец Петра I.

Месторасположение: Санкт-Петербург, набережная Кутузова, 2, Летний сад 
Ближайшие станции метро: «Гостиный двор», «Горьковская», «Невский проспект»

Дворец по праву можно отнести к первому российскому коттеджу из-за его небольшого размера. Знаменитый архитектор Д. Трезини руководил строительством дворца на протяжении четырех лет – с 1710 по 1714 годы. Барельефы, созданные снаружи здания, имели мифологическую тематику. Архитектор преследовал цель – увековечить победу нашей страны в Северной войне. До наших дней сохранились резные ореховые и дубовые панно, живописные плафоны, печи, украшенные изразцами и орнаментами.

Кунсткамера

Месторасположение: Санкт-Петербург, набережная Университетская, 3 
Ближайшая станция метро: «Василеостровская»

Строительство здания Кунсткамеры приходится на 1718 – 1734 годы. Руководили проектом поочередно И. Маттарнови, Г. Киавери, М. Земцов. Ранее в этом здании размещалась Санкт-Петербургская Академия наук, обсерватория, библиотека и общественный музей. В настоящее время здесь находится мемориальный музей М. Ломоносова и музей этнографии и антропологии имени Петра Великого.

Основные архитектурные постройки Санкт-Петербурга в стиле петровского барокко: 
• Меншиковский дворец; 
• Здание Двенадцати коллегий;
• Петропавловский собор; 
• Александро-Невская лавра; 
• Кикины палаты.

Барокко в архитектуре Москвы и Санкт-Петербурга (стр. 1 из 6)

Барокко в архитектуре Москвы и Санкт-Петербурга

План:

Вступление

Московское барокко

Петровское барокко

Заключение

На рубеже XVII и XVIII вв. в России закончилось Средневековье и началось Новое время. Если в западноевропейских странах этот исторический переход растягивался на целые столетия, то в России он произошёл стремительно — в течение жизни одного поколения.

Русскому искусству XVIII в. всего за несколько десятилетий суждено было превратиться из религиозного в светское, освоить новые жанры (например, портрет, натюрморт и пейзаж) и открыть совершенно новые для себя темы (в частности, мифологическую и историческую). Поэтому стили в искусстве, которые в Европе последовательно сменяли друг друга на протяжении веков, существовали в России XVIII столетия одновременно или же с разрывом всего в несколько лет.

Реформы, проведенные Петром I (1689—1725 гг.), затронули не только политику, экономику, но также искусство. Целью молодого царя было поставить русское искусство в один ряд с европейским, просветить отечественную публику и окружить свой двор архитекторами, скульпторами и живописцами. В то время крупных русских мастеров почти не было. Пётр I приглашал иностранных художников в Россию и одновременно посылал самых талантливых молодых людей обучаться "художествам" за границу, в основном в Голландию и Италию. Во второй четверти XVIII в. "петровские пенсионеры" (ученики, содержавшиеся за счёт государственных средств — пенсиона) стали возвращаться в Россию, привозя с собой новый художественный опыт и приобретённое мастерство.

XVIII столетие в истории русского искусства было периодом ученичества. Но если в первой половине XVIII в. учителями русских художников были иностранные мастера, то во второй они могли учиться уже у своих соотечественников и работать с иностранцами на равных.

По прошествии всего ста лет Россия предстала в обновлённом виде — с новой столицей, в которой была открыта Академия художеств; со множеством художественных собраний, которые не уступали старейшим европейским коллекциям размахом и роскошью.

В конце XVII в. в храмовой архитектуре возникает новый стиль - нарышкинское (московское) барокко. Самым значительным памятником его является московская церковь Покрова в Филях, отличающаяся изяществом, безукоризненными пропорциями, применением во внешней отделке таких декоративных украшений, как колонны, капители, раковины, а также своим "двуцветием"; использованием только красного и белого цветов; ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ в Санкт-Петербурге, памятник архитектуры русского барокко. Построен в 1754 - 62 В.В. Растрелли. Он был резиденцией российских императоров, с июля по ноябрь 1917 - Временного правительства. Мощное каре с внутренним двором; фасады обращены к Неве, Адмиралтейству и Дворцовой площади. Парадное звучание здания подчеркивает пышная отделка фасадов и помещений. В 1918 часть, а в 1922 все здание передано Эрмитажу; СМОЛЬНЫЙ МОНАСТЫРЬ (бывший Воскресенский Смольный монастырь), памятник архитектуры в Санкт-Петербурге. В ансамбль входят собственно монастырь, построенный в стиле барокко (1748 - 64, архитектор В.В. Растрелли; интерьер собора и корпуса келий - 1832 - 35, архитектор В.П.Стасов), и Смольный институт благородных девиц, первое в России женское среднее общеобразовательное учебное заведение (1764 - 917).

НАРЫШКИНСКИЙ СТИЛЬ (нарышкинское барокко, московское барокко), условное (по фамилии бояр Нарышкиных) название стилевого направления в русской архитектуре конца 17 - начала 18 вв. Характерны светски-нарядные многоярусные церкви, палаты знати с резным белокаменным декором, элементами ордера.

Яркими представителями этого стиля были:

Антропов Алексей Петрович(1716 - 95), Зарудный Иван Петрович, Франческо Барталомео Растрелли ...

МОСКОВСКОЕ БАРОККО: Процессы образования нового стиля наиболее активно развернулись в Москве и во всей зоне ее культурного влияния. Декоративность, освобожденная от сдерживающих начал, которые несла в себе традиция XVI столетия, в московской архитектуре исчерпала себя, сохранившись в хронологически отстававших провинциальных вариантах. Но процессы формирования светского мировоззрения развивались и углублялись. Их отражали утвердившиеся изменения во всей художественной культуре, которые не могли миновать и зодчество. В его пределах начались поиски новых средств, позволяющих объединить, дисциплинировать форму, поиски стиля.

Горностаев назвал его "московским барокко". Термин (как, впрочем, и все почти термины) условный. Развернутая Г. Вёльфлином система определений барокко в архитектуре к этому явлению неприменима. Но предметом исследований Вёльфлина было барокко Рима; он сам подчеркивал что "общего для всей Италии барокко нет". Тем более "не знает единого барокко с ясно очерченной формальной системой" Европа севернее Альп. Московская архитектура конца XVII-начала ХVIII в. была, безусловно, явлением прежде всего русским. В ней еще сохранялось многое от средневековой традиции, но все более уверенно утверждалось новое. В этом новом можно выделить два слоя: то, что характерно только для наступившего периода, и то, что получило дальнейшее развитие. Во втором слое, где уже заложена программа зрелого русского барокко середины XVIII в., очевидны аналогии с западноевропейскими пост ренессансными стилями - маньеризмом и барокко.

Главным новшеством, имевшим решающее значение для дальнейшего, было обращение к универсальному художественному языку архитектуры. В произведениях русского средневекового зодчества форма любого элемента зависела от его места в структуре целого, всегда индивидуального. Западное барокко, в отличие от этого, основывалось на правилах архитектурных ордеров, имевших всеобщее значение. Универсальным правилам подчинялись не только элементы здание но и его композиция в целом, ритм, пропорции. К подобному использованию закономерностей ордеров обратились и в московском барокко. В соответствии с ними планы построек стали подчинять отвлеченным геометрическим закономерностям, искали "правильности" ритма в размещении проемов и декора- Ковровый характер узорочья середины века был отвергнут; элементы декорации располагались на фоне открывшейся глади стен, что подчеркивало не только их ритмику, но и живописность. Были в этом новом и такие близкие к барокко особенности, как пространственная взаимосвязанность главных помещений здания, сложность планов, подчеркнутое внимание к центру композиции, стремление к контрастам, в том числе - столкновению мягко изогнутых и жестко прямолинейных очертаний. В архитектурную декорацию стали вводить изобразительные мотивы.

В то же время, как и средневековая русская архитектура, московское барокко оставалось по преимуществу "наружным". Б, Р. Виппер писал: "Фантазия русского зодчего в эту эпоху гораздо более пленена языком архитектурных масс, чем специфическим ощущением внутреннего пространства". Отсюда - противоречивость произведений, разнородность их структуры и декоративной оболочки, различные стилистические характеристики наружных форм, тяготеющих к старой традиции, и форм интерьера, где стиль развивался более динамично.

Ярким иностранным представителем работавшим в России был Антонио Ринальди (1710-1794 г.). В своих ранних постройках он еще находился под влиянием "стареющего и уходящего" барокко, однако в полной мере можно сказать что Ринадьди представитель раннего классицизма. К его творениям относятся: Китайский дворец (1762-1768 г.) построенный для великой княгини Екатерины Алексеевны в Ораниенбауме, Мраморный дворец в Петербурге (1768-1785 г.) ,относимый к уникальному явлению в архитектуре России, Дворец в Гатчине (1766-1781 г.) ставший загородной резиденцией графа Г.Г. Орлова . А.Ринальди выстроил также несколько православных храмов, сочетавших в себе элементы барокко-пятеглавие куполов и высокой многоярусной колокольни.

В конце XVII в. в московской архитектуре появились постройки, соединявшие российские и западные традиции, черты двух эпох: Средневековья и Нового времени. В 1692— 1695 гг. на пересечении старинной московской улицы Сретенки и Земляного вала, окружавшего Земляной город, архитектор Михаил Иванович Чоглоков (около 1650—1710) построил здание ворот близ Стрелецкой слободы, где стоял полк Л. П. Сухарева. Вскоре в честь полковника его назвали Сухаревой башней.

Необычный облик башня приобрела после перестройки 1698— 1701 гг. Подобно средневековым западноевропейским соборам и ратушам, она была увенчана башенкой с часами. Внутри расположились учреждённая Петром I Школа математических и навигацких наук, а также первая в России обсерватория. В 1934 г. Сухарева башня была разобрана, так как "мешала движению".

Почти в то же время в Москве и её окрестностях (в усадьбах Дубровицы и Уборы) возводились храмы, на первый взгляд больше напоминающие западноевропейские. Так, в 1704—1707 гг. архитектор Иван Петрович Зарудный (? — 1727) построил по заказу А. Д. Меншикова церковь Архангела Гавриила у Мясницких ворот, известную как Меншикова башня. Основой её композиции служит объёмная и высокая колокольня в стиле барокко.

В развитии московской архитектуры заметная роль принадлежит Дмитрию Васильевичу Ухтомскому (1719—1774), создателю грандиозной колокольни Троице-Сергиева монастыря (1741—1770 гг.) и знаменитых Красных ворот в Москве (1753—1757 гг.). Уже существовавший проект колокольни Ухтомский предложил дополнить двумя ярусами, так что колокольня превратилась в пятиярусную и достигла восьмидесяти восьми метров в высоту. Верхние ярусы не предназначались для колоколов, но благодаря им постройка стала выглядеть более торжественно и была видна издали.

Не сохранившиеся до наших дней Красные ворота были одним из лучших образцов архитектуры русского барокко. История их строительства и многократных перестроек тесно связана с жизнью Москвы XVIII в. и очень показательна для той эпохи. В 1709 г., по случаю полтавской победы русских войск над шведской армией, в конце Мясницкой улицы возвели деревянные триумфальные ворота. Там же в честь коронации Елизаветы Петровны в 1742 г. на средства московского купечества были построены ещё одни деревянные ворота. Они вскоре сгорели, однако по желанию Елизаветы были восстановлены в камне. Специальным указом императрицы эта работа была поручена Ухтомскому.

About Author


admin

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о