Архитектура романская и готическая – «Как и почему готическая архитектура заменила романскую в Средние Века?» – Яндекс.Знатоки

«Как и почему готическая архитектура заменила романскую в Средние Века?» – Яндекс.Знатоки

Романский стиль — художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в XI—XII веках (в ряде мест — и в XIII в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Наиболее полно выразился в архитектуре. Романский период Преобладающие и модные цвета: коричневый, красный, зеленый, белый; Линии: бочарные, полуциркульные, прямые, горизонтальные и вертикальные; Форма: прямоугольная, цилиндрическая; Характерные элементы интерьера: полуциркульный фриз, повторяющийся геометрический или растительный рисунок; залы с открытыми потолочными балками и опорами по центру; Конструкции: каменные, массивные, толстостенные; деревянные оштукатуренные с видимым скелетом; Окна: прямоугольные, маленькие, в каменных домах — арочные; Двери: дощатые, прямоугольные с массивными петлями, замком и засовом Возникновение Название это появилось только около 1820 г., однако оно достаточно точно определяет, что до середины XIII в. сильно ощущались элементы римско — античной архитектуры. Главная роль в романском стиле отводилась суровой крепостной архитектуре: монастырским комплексам, церквям, замкам. Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость, располагающиеся на возвышенных местах, господствующие над местностью. Термин «романский стиль» ввёл в начале XIX века Арсисс де Комон, установивший связь архитектуры XI—XII веков с древнеримской архитектурой (в частности, использование полуциркульных арок, сводов). В целом, термин условен и отражает лишь одну, не главную, сторону искусства. Однако он вошёл во всеобщее употребление. Основной вид искусства романского стиля — архитектура, преимущественно церковная (каменный храм, монастырские комплексы). Романское искусство — название периода в истории искусства Европы примерно с 1000 года и до возникновения готического искусства в XIII веке; в зависимости от региона романский период в искусстве мог наступить или закончиться раньше или позже. Предыдущий период иногда именуется предроманским. Термин «романское искусство» был введён в XIX веке историками искусства, в первую очередь — для романской архитектуры, которые сохранила многие основные черты римского архитектурного стиля — круглые арки, а также бочкообразные своды, апсиды и аканты, орнаменты в виде листьев, — но также создала множество новых и весьма различных деталей. В Южной Франции, Испании и Италии имела место архитектурная преемственность от поздней античности, но романский стиль был первым стилем, распространившимся по всей католической Европе, от Дании до Сицилии. Романское искусство также находилось под сильным влиянием византийского искусства, особенно в живописи, а также под влиянием «неклассического» декорирования «островного искусства» с Британских островов; соединение этих двух элементов создало новый и последовательный стиль. Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров. Особенности архитектуры романского собора: В основе плана — раннехристианская базилика, то есть продольная организация пространства Увеличение хора или восточной алтарной части храма Увеличение высоты храма Замена в крупнейших соборах кессонного (кассетного) потолка каменными сводами. Своды были нескольких видов: коробовые, крестовые, часто цилиндрические, плоские по балкам (характерно для итальянской Романской архитектуры). Тяжёлые своды требовали мощные стены и колонны Основной мотив интерьера — полуциркульные арки Готическая архитектура — период развития западно- и центральноевропейской архитектуры, соответствующий зрелому и позднему Средневековью (с конца XII по начало XVI века). Готическая архитектура cменила архитектуру романской эпохи и в свою очередь уступила место архитектуре периода Возрождения. Готика Преобладающие и модные цвета: желтый, красный, синий; Линии стиля готика: стрельчатые, образующие свод из двух пересекающихся дуг, ребристо повторяющиеся линии; Форма: прямоугольные в плане здания; стрельчатые арки, переходящие в столбы; Характерные элементы интерьера: Веерный свод с опорами либо кессонный потолок и деревянные панели стен; лиственный сложный орнамент; залы высокие, узкие и длинные, либо широкие с опорами по центру; Конструкции стиля готика: каркасные, ажурные, каменные; вытянутые вверх, стрельчатые арки; подчеркнутый скелет конструкций; Окна: вытянутые вверх часто с многоцветными витражами; по верху здания иногда круглые декоративные окна; Двери: стрельчатые ребристые арки дверных проемов; двери дубовые филенчатые Возникновение стиля готика В XI и XII вв. в результате развития способов обработки земли в Средней Европе возросли урожаи. В связи с этим часть сельского населения стала специализироваться на ремесленном производстве и в торговле, освободившись от влияния феодалов и создав самостоятельные коммуны. Так внутри феодального общества возник новый класс — городская буржуазия, чья власть основывалась на движимом имуществе, прежде всего на деньгах. Этот класс стал двигателем экономического и культурного прогресса. Сам термин «готика» возник в Новое время как презрительное обозначение всего привнесённого в европейское искусство варварами-готами. Термин подчёркивал радикальное отличие средневекового зодчества от стилистики Древнего Рима. Характерными чертами стиля готика являются вертикальность композиции, стрельчатая ярка, сложная каркасная система опор и ребристый свод. Преимущество использования ребер заключается в том, что свод может быть больше, вследствие чего уменьшаются возникающие от него нагрузки. Типы сооружений стиля готика Развитие городов привело к возникновению новых типов сооружений. На рыночной площади появились здания ратуши, цехов и гильдий, требовались здания для торговли мясом и мануфактурой, склады и торговые дома. Возводились арсеналы, строительные дворы, школы и больницы. Но прежде всего горожане защищали себя и свое имущество от конкурирующих соседей и нападений феодалов, строя вокруг города стены и башни.

Тема 6. Романский и готический храм.


⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 8Следующая ⇒

 

Термин «романская архитектура» был введен в научный обиход в 1825 г. французским археологом Арциссом де Комон как определение западноевропейского зодчества XI-XII вв., непосредственно предшествующего готике XIII-XV вв. До XIX в. Все средневековое искусство целиком обозначалось словом «готика».

Готическая архитектура возникла путем эволюции романской. Романский стиль характеризовался массивностью сооружений, а готические конструкции приобрели совершенный, облегченный каркасный характер.

«Романской» архитектура была названа потому, что в ней увидели возрождение некоторых римских конструкций и форм (цилинтрические и крестовые своды, полуциркуляные арки, бутобетонное ядро стен и опор с облицовкой тесанным камнем.

 

Франция. Аббатство Сенанк

 

 

Господствующий тип романского собора – базилика – трехнефное (пятинефное) продольное помещение, пересекаемое одним, иногла двумя трансептами (поперечными нефами).

 

План базилики Сен-Сернен. 1096–1250Тулуза Франция

 

Разрез базилики. Церковь женского приюта в Гернроде.

 

Основным строительным материалом для романских построек служил местный камень двух видов: тесанный и бутовый. Там , где не доставало камня использовали кирпич, очень твердый и сильно обожженный. Шов кладки был толстым, что придавало стене живописный вид.

В ряде архитектурных школ обогатилась восточная часть собора: появляется хор, к которому примыкает апсида. Такая планировка позволяла регулировать потоки паломников, поклонявшихся выставленным в апсидоле реликвариям. Малые апсидыдополняют и трансепты с их восточной стороны, в них устраивали непраздничные мессы

Многие романские храмы имели нижний подземный храм (крипту), использовавшуюся для хранения реликвий.

Для внешнего вида романских церквей характерны массивность, геометричность архитектурных форм.

Структура романского храма хорошо выявляется во внешнем облике. В нем четко выделяются разная высота боковых нефов, трансепт, хор, выступы всех апсид, протовораспорные лопатки (контрфорсы), центральная крупная башня и боковые башни на западном фасаде. Башни имеют квадратную или восьмигранную форму.

Особенности архитектуры романского собора:

1. В основе плана — раннехристианская базилика, то есть продольная организация пространства

2. Увеличение хора или восточной алтарной части храма

3. Увеличение высоты храма

4. Замена в крупнейших соборах кессонного (кассетного) потолка каменными сводами. Своды были нескольких видов: коробовые, крестовые, часто цилиндрические, плоские по балкам (характерно для итальянской Романской архитектуры).

5. Тяжелые своды требовали мощных стен и колонн.

6. Основной мотив интерьера — полуциркульные арки

7. Рациональная простота конструкции, сложенной из отдельных квадратных ячеек — травей.

В декоре стен допускаются барельефы, часто раскрашенные. Ковры составляют внутреннее убранство. Повышенное внимание уделяется свету. Один из немногочисленных элементов интерьера – скульптура, но она не имела особой ценности, выражая лишь трагичность, божественность, смятение.

Романская архитектура обладает духом средневековья, телесность подавляется душой. В то время появились первые витражи.

Портал собора в Линкольне. Англия.

Романские капители собора монастыря Сан-Доминго в Силосе, Бургос. Конец XI-го века

Церковь Святого Гереона Германия

Наряду с базиликальной организацией пространства в романских храмах использовался зальный тип, особенно в Германии и Испании.

Он отличался тем, что все три нефа имеют одинаковую высоту, а средний неф освещается только «вторым светом», через окна боковых нефов.

Романская архитектура после нескольких веков почти полного забвения, возродила монументальную живопись и монументальную скульптуру. Изобразительное искусство романского периода отличается символическим характером, условностью приемов. Бросается в глаза расномасштабность, причем размеры зависят от иерархической значимости того, кто изображен: фигуры Христа намного выше фигур ангелов и апостолов, а те крупнее изображений простых смертных. Скульптура раскрашивалась.

Во фризах скульптурные изображения приобретали приземистые пропорции, на несущих столбах и колоннах — удлинённые. Изображая религиозные сюжеты, романские художники не стремились создать иллюзию реального мира. Их основной задачей стало создание символического образа вселенной во всем её величии. Так же романская скульптура несла в себе задачу напомнить верующим о боге, скульптурное убранство поражает обилием фантастических существ, отличается экспрессией и отзвуками языческих представлений. Романская скульптура передавала волнение, смятение образов, трагичность чувств, отрешённость от всего земного.

Особое внимание уделялось скульптурному украшению западного фасада и входу в храм. Над главным перспективным порталом обычно размещался тимпан с рельефом, изображающим сцену Страшного Суда. Кроме тимпана, рельефами на фасаде украшались архивольты, колонны, порталы, на которых изображались апостолы, пророки и ветхозаветные цари.

В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном могуществе божьем (Христос во славе, «страшный суд» и т. д.). В строго симметричных композициях безраздельно доминировала фигура Христа, значительно превосходящая по размерам остальные фигуры. Более свободный и динамичный характер принимали повествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные, изредка — исторические сюжеты). Для романского стиля характерны многочисленные отклонения от реальных пропорций (головы и кисти рук непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, нередко не утрачивая при этом напряжённой духовной выразительности. Во всех видах романского искусства часто существенную роль играли узоры, геометрические или составленные из мотивов флоры и фауны.

Существующие образцы романской живописи включают в себя украшения архитектурных памятников, такие как колонны с абстрактными орнаментами, а также украшения стен с изображениями висящих тканей. Живописные композиции, в частности повествовательные сцены по библейским сюжетам и из жизни святых, также изображались на широких поверхностях стен. В этих композициях, которые преимущественно следуют византийской живописи и мозаике, фигуры стилизованы и плоски, так что они воспринимаются скорее как символы, чем как реалистические изображения. Мозаика, точно так же как и живопись, была в основном византийским приемом и широко использовалась в архитектурном оформлении итальянских романских церквей, в особенности в соборе Св. Марка (Венеция) и в сицилианских церквях в Цефалу и Монреале.

Готический храм

Готика – второй великий стиль средневековья. Она зародилась в недрах романского зодчества. Архитектурная идея готических храмов выросла из необходимости создания больших вместительных, красиво организованных интерьеров. Этот стиль получил широкое распространение в западно-европейских странах. Его родина – Франция.

Готические культовые здания отличаются большим разнообразием, обусловленным назначением постройки – кафедральный собор, приходская церковь, монастырский храм.

Готические храмы строились базиликальными и зальными. Зальные церкви иногда были трехнефными. Строительным материалом готических храмов служил местный горный камень, который тщательно отесывали. Особенно старательно пригонялись постели, т.е. горизонтальные грани камней, поскольку они должны были воспринимать большую нагрузку. Ради большей прочности в некоторых местах кладки ставили железные скобы, укрепленные заливкой из мягкого свинца.

Главным новшеством стиля стал каркас, состоявший из четырех связанных друг с другом элементов: опор (столбов, колонн, пилонов), перекрытия в виде нервюрных сводов стрельчатой формы, контрфорсов и аркбутанов; стена сведена к минимуму и играет роль заполнения.

Новаторство технического решения состояло в следующем: свод перестали опирать на сплошные стены здания, массивный цилиндрический свод заменили ажурным нервюрным крестовым, давление этого свода передается нервюрами и арками на столбы (колонны). Возникающий таким образом боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами.

Эти революционные находки позволяли не только экономить строительные материалы, но и объединить внутреннее пространство храма в единое целое, отказавшись от загромождавших и затемнявших его колонн. Вместе с улучшением освещённости нефа стало возможным и радикальное увеличение высоты зданий.

 

Для готического стиля характерны черты символико-аллегоричного типа мышления и условностей художественного языка. Главенство архитектуры и традиционные типы сооружений готика унаследовала от романского стиля. Особое место в готическом искусстве занимал собор, являвший собой наивысший образец архитектурного синтеза с живописью и скульптурными веяниями. Пространство такого собора было несоизмеримое с человеком – вертикали его сводов и башен, подчинение скульптур динамичности архитектурных ритмов и разноцветное сияние витражей на верующих действовали пленительно.

Собор в Реймсе.

Миланский кафедральный собор.

 

Стрельчатые своды превосходили полуциркульные из-за своей вариабельности, конструктивно опережая по многим позициям.

Именно в готике приходит усложнение и обогащение созвучности искусств, расширение сюжетной системы, где отражалось средневековое мировоззрение. Возникает интерес к реальным формам природы, к чувствам и физической красоте человека, новую интерпретацию получает тема материнства, мученичества, страдания нравственности и жертвенной устойчивости человека. В готическом стиле архитектуры органично переплетаются трагические аффекты с лиризмом, социальная сатира с духовной возвышенностью, фольклор с фантастическим гротеском и острота жизненных наблюдений.

 

 

 

Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари.)

Собор Нотр-Дам де Пари – сердце Парижа. Нижняя часть фасада имеет три портала: портал Девы Марии слева, портал Святой Анны справа и между ними расположился портал Страшного суда. Над ними возвышается аркада из двадцати восьми статуй иудейских царей. Центр фасада украшает большое окно в виде розы, украшенное узорами из камня и витражами. Бронзовый колокол, подаренный Собору в 1400 году, весом в шесть тонн, находится в правой башне Собора. Впоследствии колокол был переплавлен заново, а жители Парижа в расплавленную бронзу бросали драгоценности, от чего звон колокола, по рассказам, приобрел чистый и звучный тембр.

 

Конструктивная схема Нотр-Дам де Пари.

Окна в готических соборах двух видов: прямоугольные с арочным решением и круглые. Диаметр окон – 12 м. Готические окна заполнялись витражами – разноцветным стеклом, составляющим узорный или фигурный рисунок, иногда со сложным сюжетом.

План готических соборов сохраняет продольное направление с акцентированным средокрестием. Но слабо выступающий трансепт то зажимается между капеллами, то его пространство сливается с пространством хора, то вовсе отсутствует. Готика отказалась от крипт, нартекса, но обход хор и венец капелл стали обязательным элементом.

Интерьеры готических соборов не только грандиознее и динамичнее интерьеров романского стиля – они свидетельствует об ином понимании пространства. В романских церквах четко разграничивались нартекс, продольный корпус, хор. В готических соборах границы между этими зонами теряют жесткую определенность, т.к. соборы служили местом городских собраний, в них читались лекции и пр. В готических соборах дан образец сложного взаимодействия, взаимопроникновения внутреннего пространства и внешней природной среды. Все это создает впечатление ажурности и бесконечности разнообразия вертикальных линий. Особую наглядность придают резные фронтоны, шатровые башенки, мотивы ползучих бутонов и листьев, орнаменты, стилизованные цветки.

Замена глухи хстен огромными окнами привела в готике к исчезновению монументальных росписей.

Огромная роль принадлежала пластике – сотни, тысячи скульптурных композиций – на карнизах, водостоках, капителях, порталах.


Рекомендуемые страницы:

Готическая и романская архитектура 2020

Готическая и романская архитектура

Готическая и романская архитектура — это разные архитектурные стили с определенными сходствами и многими различиями.

Романский архитектурный стиль был распространен в IX и XII веках. Византийский и римский стили повлияли на романскую архитектуру. Название «романский» было вырезано в 1800-х годах, так как оно имело характер ствола ствола, который имел сходство с классической римской аркой.

Готическая архитектура прослеживается до середины XII века. Готическая архитектура в основном предназначалась для того, чтобы церкви выглядели как рай. Готическая архитектура сделала церкви яркими, красочными и парящими. В романской архитектуре были характерны большие внутренние пространства, своды стволов, толстые стены и закругленные арки на окнах и дверях. Готическая архитектура имеет множество функций, таких как высочество, летающие контрфорсы и вертикальные линии. Одно из главных отличий между двумя архитектурами заключается в использовании опоры, которая была распространена в готических зданиях. При сравнении зданий двух периодов здания романского периода были сплошными и тяжелыми с толстыми стенами. Поскольку в готических зданиях были толстые стены, было трудно сделать огромные и многочисленные окна. В романских зданиях были только небольшие окна и, как таковые, комнаты были тускло освещены. Романские сооружения пришли с тяжелыми рамами. С другой стороны, готические структуры имели тонкий скелет. Готические здания имели большие окна с витражами, которые позволяли больше света проникать в комнаты. Другое отличие, которое можно увидеть, это то, что готические структуры были очень высокими и указывали на небо. В романских зданиях были тупые башни. В отличие от романских зданий, готические здания имели богато украшенные, круглые окна с названием «розовые окна».

Резюме:

1. Романская архитектура была распространена в IX и XII веках. Византийский и римский стили повлияли на романскую архитектуру. 2. Готическая архитектура прослеживается до середины XII века. Готическая архитектура в основном предназначалась для того, чтобы церкви выглядели как рай. 3. В романской архитектуре были характерны большие внутренние пространства, своды стволов, толстые стены и закругленные арки на окнах и дверях. Готическая архитектура имеет множество функций, таких как высочество, летающие контрфорсы и вертикальные линии. 4. В романских структурах появились тяжелые рамы. С другой стороны, готические структуры имели тонкий скелет. 5. В готических зданиях были большие окна с витражами, которые позволяли больше света проникать в комнаты. В романских зданиях были только небольшие окна и, как таковые, комнаты были тускло освещены.

Архитектура Романского и Готического периодов

Архитектура Романского и Готического периодов

В V веке н. э., после падения Римской империи, на территории Западной Европы возникли новые политические объединения, из которых в дальнейшем образовались феодальные государства — Франция, Германия, Италия, Англия. Каждое из них делилось на множество мелких владений, принадлежащих правителям — феодалам, с подчинением слабых более влиятельным и сильным. Так рабовладельческий гнет сменился крепостническим, феодальным. Архитектура западноевропейских стран того времени значительно отличалась от античного зодчества. Замки, культовые здания и крепостные сооружения возводились из камня с частичным использованием кирпича, но римский бетон не находил применения. В первый период существования феодальных государств в основном строились замки и церкви, с расположением их за крепостными стенами феодальных поместий и монастырей, служивших зашитой против набегов разбойных орд. В архитектуре этих зданий заметно использование мотивов византийской школы и развитие типов латинских базилик.

В таком состоянии архитектура Запада находилась почти 5 веков (до X в.) В дальнейшем на развитие ее оказали влияние сложившиеся в Западной Европе с конца IX в. новые феодальные отношения (появление королевств), а также широкое развитие связей европейцев с народами Востока (эпоха крестовых походов и паломничество в XII в.).

Рис. 1. Графский замок в Каркассоне

Характерными типами сооружений в этот период становятся замки феодалов, церкви и монастыри, а также оборонительные сооружения.

В средневековой архитектуре различают два периода развития: романский стиль (VI—XII вв.) и готический (конец XII—XV вв.). Эти архитектурные стили развивались примерно в одинаковых общественных условиях и поэтому имеют между собой известную общность. Общими, помимо строительных материалов, здесь были и типы зданий. Так, романские и готические церкви имели в плане форму латинского креста с разделением каменными столбами продольной части сооружения на 3 или 5 галерей-кебов, из которых центральный был шире и выше боковых. Около алтаря здание пересекалось поперечным залом — трансептом, иногда членившимся также на нефы.

Восточная часть храма, где расположен алтарь, имела в плане одну или несколько полуокружностей — апсид. Материалом для строительства церквей служил камень местных пород в виде блоков, связанных между собой раствором. Однако этими конструктивными приемами и оканчивается общность стиля. Во всем остальном они резко различаются между собой. Романской архитектуре присущи малогармоничные пропорции, грубая и несовершенная моделировка элементов зданий. В романских соборах, тесно связанных своими формами с крепостными сооружениями, все части отличались значительной массивностью.

Толстые глухие стены обычно усиливались снаружи контрфорсами и мощными внутренними столбами (опоры, несущие своды). Небольшие редко расставленные окна завершались полуциркульными арками. Порталы имели также сводчатые полуциркульные перекрытия. На главных фасадах соборов (западных) сооружались обычно 2—3 высокие башни квадратной или круглой формы, которые иногда размещались также в пределах восточной (алтарной) части. Над центральной частью собора иногда возводилась башня (в древнерусской архитектуре купол на барабане). Примером романских сооружений может служить замок в городе Каркассон (на юге Франции) с двойным поясом укреплений (рис. 1). В Италии в ту пору церкви строились с отдельными колокольнями. Такая башня, располагаемая с боку фасада, называлась кампаниллой.

Стены церквей украшались небольшим количеством скульптур. Богатая декоративная отделка церквей сосредоточивалась на главном фасаде и его центральных дверях — портале. Характерным памятником романской архитектуры служит церковь Нотр-Дам ля Гранд в Пуатье (XII в.) с перспективным порталом и конусообразными башнями, крытыми черепицей (рис. 2). Привлекает внимание богатое и тонкое скульптурное убранство главного фасада. В богатой игре светотени ощущается приближение готики, однако в здании с его малыми окнами и массивными стенами не преодолена еще крепостная замкнутость, свойственная романской архитектуре.

Основным строительным материалом в сооружениях романского стиля служили камни, более или менее вытесанные и соединенные при помощи раствора. Перекрывающей конструкцией являлся свод из клинчатых камней. Конструктивные приемы крепления сводов с вертикальными опорами были примитивными. Для увеличения сопротивления распоров стены снабжались коитр-форсами. Контрфорсы в романской архитектуре, в отличие от римских и византийских, служивших также для укрепления сводов и помещавшихся внутри здания, располагались с внешней стороны его, что объясняется стремлением освободить внутренность здания от загромождающих ее массивов. Колонны, используемые в качестве несущих опор, в отличие от античных имели грубую цилиндрическую форму. Капитель, выкладывавшаяся из грубо обработанных камней, перестает быть чисто декоративным элементом постоянной канонизированной формы. В этом случае размеры капители каждый раз зависели от числа нижних рядов кладки и величины камней. Формы капителей, служащих для оппрания арок, были различными, среди которых наиболее распространенны формы, полученные из объема куба и шара.

Рис. 2. Церковь Нотр-Дам в Пуатье (Франция)

Из-за отсутствия в первых романских замках оконных переплетов с остеклением, заменявшихся ставнями, и в оборонных целях размеры оконных проемов были очень малы, а подоконники располагались па возможно большей высоте от пола.

В романский период были созданы новые способы кладки и приемы укрепления сводов.

Готическая архитектура развивалась в тот период, когда благодаря развитию городских ремесел укрепились торговые отношения в пределах государств, а также между ними. В результате притока в города ремесленников, бежавших от гнета феодалов под защиту короля, увеличилась численность населения в городах, они экономически окрепли. В городах возводились крупные общественные здания (ратуши), культовые учреждения, оборонительные укрепления. За пределами городов по-прежнему строились замки феодалов и рыцарей.

Развитие готической архитектуры началось в конце XII в., причем переход от романского стиля к готическому происходил постепенно, начатые ранее романские соборы достраивались в духе готики. Одна и та же цель — покрыть сводом латинскую базалику — решалась по-разному: изыскивались более легкие и экономичные конструкции.

Размеры возводимых сооружений, особенно высота соборов, увеличивались, конструкции их усовершенствовались. Наиболее полно требованию высотности отвечала разработанная зодчими готики каркасная облегченная конструктивная система зданий, в особенности их опор и перекрытий.

Специфичными элементами конструкций готической архитектуры являются оконные простенки малого сечения, пучкообразные столбы-колонны, гурты сводов, аркбутаны и контрфорсы, образовавшие в сочетании совершенную для того времени каркасную конструкцию здания.

Массивные стены, характерные для романской архитектуры, в период готики были заменены сравнительно небольшими по сечению простенками, между которыми расположены громадные окна.

Рис. 3. Готическая конструктивная система (аркбутаны)

К стенам примыкают контрфорсы, воспринимающие распор сводов собора, которые увенчиваются небольшими башенками — пп-наклями с остроконечными завершениями — фиалами. Колонны, разделяющие нефы и поддерживающие своды, представляют собой пучки тонких вертикальных тяг, как это видно на рис. 5. Своды во всех готических сооружениях имеют стрельчатую форму. Повышенный профиль стрельчатых арок способствовал уменьшению распора сводов.

Конструктивной основой сводов были гурты, или нервюры, представляющие собой взаимно перекрещивающиеся криволинейные тяги — ребра, начинающиеся непосредственно от капителей опорных колонн (рис. 3).

Конструктивная особенность готического свода состоит в том, что он, являясь по сути дела крестовым сводом романского периода, образует независимые между собой распалубки, поддерживаемые нервюрами.

Рис. 4. Собор Нотр-Дам в Париже

Рис. 5. Интерьер собора в Страсбурге

Нервюры выполнялись из тесаного камня, а распалубка — из мелкого камня с забуткой щебнем. Нервюры как бы воспроизводили кирпичные арматуры римских крестовых сводов, но вместо временной роли — уменьшить давление на кружала — нервюры стали выполнять роль основной несущей конструкции, на которой покоится свод. Благодаря нервюрам общий распор сводов передается только в определенных пунктах сопротивления. Нервюрный свод не только обеспечивает разложение сил распора, но и уменьшает его, что позволяет делать конструкции легкими и упростить их. Образуемые таким путем стрельчатая ар,ка и ребристые своды передают распор через упорные арки (аркбутаны) на контрфорсы. Готический контрфорс имеет вид тонкого и высокого массива, около вершины которого находится точка приложения сил распора. Вместо глухих стен в романской архитектуре здесь появилась легкая ажурная конструкция. Такая архитектурно-конструктивная форма открыла возможность устройства перекрытий больших пролетов и облегчила строительство высотных композиций зданий.

Внешний вид готических соборов отличается наличием шпилей и большого количества аркбутанов, обычно располагаемых в два яруса над крышами боковых нефов. Вся тектоника соборов вызывает впечатление удивительной легкости и устремленности вверх. Особенно большие достижения готическая архитектура имела во Франции и Германии. Одним из крупных и наиболее совершенных сооружений, возведенных в XIII—XIV вв., является Реймский собор (Франция). Всемирно известным памятником романско-готической архитектуры является собор Парижской богоматери (XII в.) (рис. 4). В нем наиболее ярко выявлена конструктивная схема, присущая готической архитектуре, однако начатый постройкой во второй половине XII столетия собор имеет несколько тяжелые пропорции, характерные для романского стиля, что особенно заметно в горизонтальных членениях и нижних, опорных частях.

Архитектура готических соборов с ярко выраженным устремлением ввысь как бы призывала молящихся постоянно думать о боге и отрешиться от земной суеты. Но это лишь одна из идей. Величественная архитектура готики не в меньшей мере являлась гимном жизни самим строителям, повествуя об их дерзновенной смелости, о высоком инженерном и художественном мастерстве, о величии человека-творца. Потому-то готическое зодчество способно глубоко волновать и современных людей, несмотря на замечательные новейшие достижения строительной мысли. Интерьеры готических храмов отличаются высокохудожественным убранством — тонко выполненной каменной резьбой, скульптурами святых и реальных людей, красочными витражами из цветного стекла и картинами на религиозные сюжеты.

В Италии крупные готические сооружения были редким исключением (например, Миланский собор). В отличие от французской готики, в которой четкие архитектурные формы выражали несущую структуру здания, итальянская готика придавала особое значение декоративному убранству в виде бесконечных башенных надстроек, расположенных без определенной художественной системы. Основными материалами, которыми пользовались итальянские строители в эту эпоху, были тесаный и бутовый камень небольших размеров. Наряду с камнем в Италии в строительстве готических зданий применялся кирпич, чаще всего с облицовкой его мрамором, камнем, штукатуркой.

Каменная кладка готики состоит из тщательно вытесанных камней на растворе. Подъем камней производился механизмами, известными еще в античную эпоху, с устройством легких подмостей, лежавших обычно на самом сооружении.

Готическая архитектура, получившая сначала широкое развитие во Франции, затем, кроме Германии, распространилась в Англии, Чехии, Польше и Прибалтийских странах. В последних готика развивалась вначале под влиянием немецкой оккупации. Начиная с XV в., в ряде европейских городов появляются общественные здания — ратуши, которые постепенно превращаются в значительные постройки с башнями и большими часами на них. В период X—XII вв. было сооружено много замков феодалов. Основой замка являлся так называемый донжон — большая квадратная или круглая башня в 2—3 этажа, являвшаяся укрепленным жилищем феодала. В состав замка входили жилые комнаты, парадный рыцарский зал, хозяйственные помещения, кладовые с запасами продовольствия, пекарня. Часть замков во Францпн и особенно в Германии сохранилась до настоящего времени. Градостроительство в VI—XIII вв. Распад Римской империи, занимавшей значительную часть территории Западной Европы, лишил ее население безопасных условий жизни. При отсутствии центральной сильной власти многие феодалы строили для себя крепости, позже превратившиеся в небольшие города. Населенные пункты городского типа, появившиеся в этот период, развивались на руинах античных городов и лагерей, имевших удобное географическое расположение. Кроме крупных поселений, возникших на основе укрепленных городищ, в средние века города возникали в результате внутренней колонизации. Основным ядром городов являлись замки феодалов, имевшие мощные защитные укрепления в виде высоких каменных стен и башен для ведения круговой обороны.

Вокруг замков селились зависимые крестьяне, а при благоприятных условиях и купцы. Такие поселки имели свои оборонительные укрепления.

Феодальные замки, как правило, возводились на возвышенностях У берегов рек, что обеспечивало им господство над окружающей местностью. Для многих замков характерны целесообразные плановые решения, крупный масштаб всех объемных элементов крепостей, гармонически связанных с окружающей средой, и в целом они обладают значительными эстетическими качествами. Весь город окружался каменным кольцом (одним или двумя) массивных стен с башнями круглой или квадратной формы. Главные ворота для въезда в город делались в одной наиболее крупной башне. Перед воротами через опоясывавший стены ров перебрасывался подъемный мост.

Особую ветвь представляют комплексы каменных сооружений в монастырях, окруженных, как и замки западных феодалов, мощными крепостными стенами. Многие монастыри явились ядрами средневековых городов.

В особых политических и экономических условиях складывались крупные города Западной Европы, в их числе и будущие столицы. Базой их формирования послужили поместья и замки королей или богатейших вельмож, защищавших свои владения с помощью сильных военных отрядов. У стен замков под их защитой селились ремесленники и беглые крестьяне, спасавшиеся от преследований жестоких феодалов. Они-то и составили население предместий, а затем и городов, укрепленных мощными стенами. Города быстро росли по мере усиления центральной королевской власти. Вторым стимулом роста являлась личная свобода ремесленников и возможность в условиях богатого города найти работу и проявить свое мастерство. Возвышением бюргерства прежде всего объясняется строительство крупных и удивительно смелых по инженерному исполнению величественных готических соборов Парижа, Праги, Нюрнберга, Кракова. Свободные общины каменщиков и художников, соревнуясь с общинами других городов, демонстрировали свое высокое профессиональное мастерство. К особенностям средневековых городов, возникших на развалинах военных поселений, имевших регулярную сеть улиц, относится новая их сеть, состоящая из криволинейных уличек. Новая застройка велась раздробленно, с использованием остатков материалов античных зданий, причем новая сеть улиц и пространств не связывалась с сохранившимися развалинами, а развивалась с учетом новых торговых путей и экономических связей. С прекращением междоусобных войн в феодальном обществе изменился характер средневековых населенных мест: на первый план выступает не оборонное, а торговое их значение. Центром города была окруженная цеховыми улицами площадь с расположенной почти всегда на ней церковью, ориентированной апсидой на восток, и ратушей.

В ряде случаев церкви располагали за торговой площадью, и они входили в состав укреплений. Заканчивался город улицей, идущей вдоль городского вала. Центр города и его площадь, как правило, размещались на более высоком месте.

На окраинах городов обычно располагались монастыри и больницы. Лавки ремесленников, совмещаемые с производственными помещениями, располагались по всему городу, находясь рядом с жилыми домами их владельцев. Жилые дома, строившиеся вначале обособленно, в дальнейшем соединялись в рядовую, преимущественно одноэтажную застройку.

Характерной особенностью средневековых городов является отсутствие в них парков. Фруктовые сады, находившиеся в частном пользовании, располагались во дворах.

Центральные торговые площади в городах были небольшие — до 2 га, а ширина улиц не превышала 7 м. Местами отдыха служили окружающие луга и рощи. Площадь населенных пунктов городского типа в VI—VIII вв. составляла обычно 5—10 га, а города, возникшие в результате объединения нескольких населенных мест, занимали площадь до 50 га с населением, не превышавшим 10 тыс. человек. Крупных городов было крайне мало. Так, по историческим данным, в XIV в. в Париже проживало около 100 000 человек, в Лондоне 35 000, в Риме 30 000. Одним из самых крупных городов в XV в. была Венеция, население которой достигало 200 000 жителей.

Характерным отличием готического города от крупных населенных пунктов романского периода является более интенсивное использование земли в пределах, охваченных крепостными стенами. Примерно с XVI в. свободные участки с полями и садами, находившимися в черте города, застраиваются новыми домами и пристройками к существующим домам купцов и ремесленников. Увеличение плотности застройки вызывало опасность возникновения эпидемий, пожаров и общего ухудшения санитарно-гигиенических условий.

Оборонительные стены ограничивали развитие города вширь, а теснота обусловила возведение трех- и четырехэтажных зданий. Они завершались высокими крышами с треугольными фронтонами — щипцами, в которых нередко размещались чердачные этажи (мансарды).

Здания покрывались черепицей. Основными материалами для строительства городских жилых домов служили камень, кирпич, сооружались также фахверковые дома — каркасной конструкции с применением деревянных стоек, балок и раскосов с заполнением кирпичом и с последующим оштукатуриванием. Силуэт средневекового города определялся церковными зданиями, башнями ратуш, укреплениями, а также отдельными домами богатых семейств. Композиционным ядром чаще всего являлась площадь, предназначенная для торговли и общественных собраний. Для подчеркивания значения центральной площади ее окружали аркадой.

Читать далее:
Архитектура послевоенных пятилеток (1945—1968 гг.)
Советская архитектура
Архитектура восстановительного периода и первых пятилеток (1918—1940 гг.)
Архитектура и градостроительство капиталистического общества
Архитектура второй половины XVIII и первой трети XIV в.
Архитектура первой половины XVIII в
Архитектура до XVIII в.
Архитектура Возрождения (Ренессанса)
Архитектура Византии
Архитектура древнего рима


Средневековая архитектура: романский и готический стили

Архитектура – это застывшая в камне музыка

Архитектура – это тоже летопись мира…
Она говорит тогда, когда молчат предания

Цели урока:

1) Познакомить учащихся с особенностями средневековой культуры на примере двух стилей в архитектуре

2) Продолжить формирование умений работать с документом, иллюстрацией (фотографией), читать схематическую информацию и делать выводы

3) Показать тесную взаимосвязь развития материальной культуры со становлением явлений духовной сферы

Межпредметные связи с курсами –

  • изобразительное искусство
  • обществознание
  • МХК

Актуализация внутрипредметных знаний –

  • исторический источник
  • материальная культура
  • средние века

Оборудование:

  • на партах – иллюстрации двух соборов в романском и готическом стиле и схемы их строения
  • на доске – таблица, заполняемая с помощью табличек с надписями или изображениями деталей соборов – схематическое изображение 6-ти знаменитых соборов в романском и готическом стиле без подписей (для задания на закрепление)

Основные понятия: романский и готический стили, стрельчатая арка, витраж

Ход урока

1. Организационный момент

2. Характеристика темы

Архитектура – это очень важная, зримая часть культуры истории народов, цивилизации. Когда я говорю “Египет”, одно из первых, что вспоминают люди – пирамиды, “Китай” — пагоды, “Россия” - купола православных церквей.

Средневековую историю нельзя представить без романских и готических храмов. Они до сих пор восхищают зрителей, хотя насчитывают половину тысячелетия.

Не зря вспоминается высказывание “Архитектура — это застывшая в камне музыка”

Но не только красота привлекает нас к этим архитектурным сооружениям. Некоторые периоды средневековья историки называют тёмными веками. Из-за невежества, войн, эпидемий люди забыли очень многие знания о своей истории, многие исторические источники были утрачены.

3. Работа с классом по актуализации знаний

-Что такое исторический источник? (из словаря)

-Какие они бывают? (вещественные, устные, письменные и др.)

-Можно ли считать архитектуру историческим источником? Каким?

-Обратимся к высказыванию на доске (Архитектура – это летопись мира…)

О чём может рассказать храм как материальный, вещественный источник?

( о богатстве или бедности, представлениях о красоте, уровне науки и техники)

4-5. Этапы практической работы, когда дети извлекают информацию из иллюстраций в учебнике или иллюстраций, заготовленных на парте учителем

Анализ иллюстраций двух храмов

Сравним два храма, построенных в разные исторические периоды средневековья в различных архитектурных стилях и занесём информацию в таблицу.

Вспомним правила заполнения таблицы

  • Таблица – это способ отбора самой важной и одновременно очень краткой информации
  • Вся информация в таблице должна распределяться по вертикали (по столбикам) и по горизонтали (по строчкам)
  • Такое распределение информации позволяет быстро воспользоваться ею для ответа на любой вопрос по данной теме
  • Сравниваться могут только однотипные признаки (низкий – высокий, изящный – мощный и т.п.)
  • Любая таблица должна заканчиваться выводом. Сравнительная таблица должна показывать общие и особенные черты в сравниваемых явлениях

Романский

Готический

приземистый устремлённый ввысь
мощные монолитные каменные стены прозрачные стены – окна
узкие окна как бойницы огромные окна – витражи
мало света много света
полукруглые арки стрельчатые арки
мощные тяжёлые колонны узкие декоративные колонны
тяжёлые низкие своды потолка невероятно высокие потолки
есть круглое окно — роза

Храм – крепость бога

Храм – дворец бога

Почему сложился такой тип храма? Как эти храмы отразили своё время?
Эпоха завоеваний, вторжений арабов и норманнов Эпоха развития богатых городов, становления сильных государств

Анализ схем

Рассмотрим схему строения двух храмов

(вспомним условные обозначения на схеме — по ширине линии можно судить, какие стены были основными в этом здании, опорными, несущими, держали всю тяжесть купола)

Романский

Готический

Вся тяжесть – на внутренних стенах, поэтому они такие массивные, без окон и декоративных деталей Вся тяжесть перенесена на внешние дополнительные стены-контрфорсы, что позволило внутренние стены облегчить и сделать почти ажурными

5.Обобщение в диалоге учителя и учащихся

Так что же нам может рассказать храм как исторический источник?

Чтобы появились готические храмы с таким строением, нужны были серьёзные открытия в области техники, математики, материалов. Готический храм – это живое свидетельство развития инженерного дела в средневековой Европе. И для их строительства нужны были огромные средства, которые появились у богатых городов.

Однако меняется не только техническое или экономическое развитие Европы. Меняется духовный мир человека средневековья. Из храма, где царил суровый требовательный Бог, человек пришёл в полный света и вертикальных линий храм-дворец. Здесь душа сама возносилась к новому Богу – милостивому, прощающему. Так кончается период позднего Средневековья и подготавливается переход к Новой эпохе в истории Европы.

6. Закрепление знаний

На доске находится схематическое изображение 6 знаменитых соборов в романском и готическом стиле. Определите, какой из них относится к романскому, а какой – к готическому стилю. Ответ обоснуйте.

7. Подведение итогов.

Выставление оценок

Домашнее задание: с помощью параграфа учебника составить 5 утверждений – ловушек для одноклассников, отвечая на которые они должны согласиться или опровергнуть это утверждение с помощью доказательств

Например: “Готический собор мог выполнять оборонительную функцию” – неверное утверждение, которое подходит для романского собора, а готический собор имел множество больших окон, что сделало бы его оборону крайне затруднительной.

Отличие романского стиля от готического, сравнение стилей

Особенности романского стиля

Романский стиль охватывает период с X по XII века. Термин происходит от слова «рома» то есть римский. Предпосылкой появления романского стиля архитектуры стала разобщенность феодализма на территории Западной Европы, когда феодалы старались присвоить себе чужие земли, и власть была децентрализована. Возникла необходимость в определенного рода постройках, которые могли бы выполнять оборонительную функцию при нападении соседних князей-феодалов. Романский стиль признан общеевропейским благодаря массивности и основательности при строительстве архитектурных построек.

Монументальность романского стиля

При сооружении замка в романском стиле руководствовались прежде всего соображениями прочности и мощности построек при набегах и нападениях, внешняя неприглядность при этом роли особой не играла.

Замок в романском стиле создавался как подобие крепости, оттого и преобладание в архитектуре масштабности и основательности. Лаконичность, незамысловатость форм, массивные размеры, преобладание горизонтальных линий над вертикальными все это является составными частями романского стиля в архитектуре.

Романскому стилю также присвоено другое название «стиль полукруглой арки», так как для построек данного стиля характерны арочные своды потолков, опирающихся на ровные ряды прочных столбов. Толстая стена с небольшими оконцами без какого-либо декора в сооружениях раннего романского стиля внушала мысли о неприступности . Но с развитием романского стиля на стенах стали появляться мозаика, скульптура, каменный декор. Над горизонтальными постройками романских замков возвышалась круглая башня с конусообразной вершиной. Входом в такого рода сооружениях, как например в храмах, зачастую служил портал.

Неприступные крепости в романском стиле

Наиболее яркое выражение романский стиль получил в соборах и монастырях, в сооружениях светского характера данный стиль практически не встречается.
В центральной части крепости романской эпохи располагался донжон или дом-башня феодала. На первом этаже донжона находились хозяйственные помещения, на втором-парадные помещения, на третьем-спальни хозяев. Четвертый этаж обычно занимала прислуга и охрана замка.

Замки старались сооружать в малодоступном месте,допустим, на склоне горы. Для защиты и безопасности крепость была ограждена высокой каменной стеной и рвом. Для коммуникации с внешним миром жителями использовался подъемный мост.

Наследие романского стиля в архитектуре Европы

В современное время мы можем созерцать романский стиль в облике соборов и храмов. В эпоху Возрождения дворцы и замки утратили свой первозданный вид. Часть из них реконструировали, возвращали им прежний вид замка, ряд из них существует и по сей день, но все таки многие архитектурные сооружения со временем утрачены. Наиболее известными архитектурными сооружениями романского стиля являются церковь Сен-Сернен, Храм аббатства Клюни III, Нотр-Дам в Пуатье, Пизанская башня, Лондонский Тауэр.

Особенности готического стиля

На смену романскому в средневековую архитектуру пришел готический стиль и со временем вытеснил его. «Устрашающе величественный», такое определение наиболее точно характеризует готический стиль архитектурных сооружений. Однако готический стиль пронизывает к тому же и другие разновидности изобразительного искусства, такие как скульптура, живопись, витражи и другие.

Готический стиль просуществовал с XII по XIV век. В отличие от романского стиля готический имеет более светский характер, тогда как романский стиль скорее религиозной направленности. Готический стиль нашел отражение в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей и основан на бургундской архитектуре.

Эстетическая направленность в готическом стиле

В сравнении с романским стилем с его толстыми стенами, небольшими окнами и круглыми арками готический значительно выигрывает. Ведь недаром готический стиль придает величие с его заостренными арками, узкими, высокими башнями и богато украшенным декором каменных кружев, многоцветьем витражей в окнах. Особенности стиля ставят акцент на вертикаль, все архитектурные сооружения устремлены вверх. В готическом стиле в отличие от романского важна эстетичность, церкви и соборы приобрели грациозный облик.

Каркасная система в готическом стиле

В архитектуре готических соборов появляется новшество: теперь свод сооружений имеет крестовую форму и опирается на прочный «скелет»— прочный легкий каркас, каркасная конструкция является визитной карточкой готического стиля архитектуры. Тогда как в романских храмах был свод цилиндрической формы, опиравшийся на основательные толстые стены, и, как следствие, лаконичность, простота, аскетичность, отсутствие света из-за маленьких окон.
Так называемые аркбутаны и контрфорсы, крестовый свод и особая система колонн создавали ажурные каменные кружева в облике соборов и церквей, придавали им потрясающий фантастический вид. Каркасная конструкция была устроена так, что основной упор был не на стены, как в романском стиле, а всю тяжесть несли на себе эти самые аркбутаны и контрфорсы, крестовый свод в свою очередь опирался на колонны. Это изобретение делало легкой всю конструкцию посредством распределения тяжести, стены стали невесомыми, их размеры и толщина не играли роли в несущей способности сооружения. Это и послужило появлению многочисленных окон, исчезла роспись на стенах, появились витражи и скульптура.

Стрельчатые своды в готическом стиле

Стрельчатая форма свода, применяемая в готическом стиле, уменьшала боковой распор, большую часть давления свода принимала на себя опора.
Вытянутость и острие стрельчатых арок сооружений выполняли основную функцию готической архитектуры — возвеличивали храм, устремляли вверх, подчеркивали ничтожность человека перед божественным сооружением.

Зачастую там, где аркбутан опирался на контрфорс устанавливался пинакль, так назывались башни с остроконечными шпилями и имели зачастую конструктивное значение. Пинакли использовались и как декоративные элементы для украшения при создании эстетического образа собора. В большинстве случаев аркбутаны создавались в два уровня. Верхний уровень служил для поддержания крыши, которые становились по прошествии времени очень крутыми и, как следствие, громоздкими. Второй уровень аркбутанов в свою очередь создавал противодействие ветру, создававшему давление на крышу. Наиболее известные сооружения готического стиля: Реймский Собор, Собор Парижской Богоматери, Шартрский собор,, Миланский Собор, Ка-д”Оро, Готическая галерея монастыря Мон-Сен-Мишель.

Существенные отличия готического и романского стилей

Несмотря на то, что готический стиль основан на романском, а точнее на бургундской школе, между ними существуют значительные различия, которые не позволят их перепутать. Сравнительный анализ этим двум стилям можно провести на примерах архитектуры соборов.

Отличия:

  • Заостренность башен, арок соборов готического стиля отличает романские соборы с их круглыми цилиндрическими сводами и башенками;
  • Романскому стилю свойственна прочность, основательность, громоздкость, а готическому стилю грациозность, эстетизм;
  • Окна храмов романского стиля небольшие, а в готическом стиле окна больших размеров, что позволяет проникать большому количеству света;
  • Соборы в романском стиле более приземленные, тяготеют к горизонтали. Соборы готического стиля поражают величием, высотой, тянутся ввысь.
  • В бургундской школе или романском стиле декор отсутствует или минимален. Своеобразие готического стиля в вычурности фасадов, внешний облик которых пестрит резьбой, витражами и узорами. Сооружения романского стиля аскетичны, просты, лаконичны. Все свободное пространство готических сооружений используется для украшения и декора.

Открытый урок Архитектура Средневековья.Романский и готический стиль

Открытый урок по истории искусств для 2 класса художественного отделения.

Тема: «Художественная культура Средневековья. Романский и готический стили».

Урок составлен преподавателем теоретических дисциплин Куриловой К.С.

Цель: формирование у учащихся представлений о художественной культуре Средневековья.

Задачи:

Ознакомить учащихся и истоками и характером романского и готического стилей;

Выявить отличительные особенности романского и готического стилей; развить познавательную активность;

Воспитывать нравственно-эстетическое восприятие мира искусства, интерес к искусству и его истории.

Иллюстрационный материал:

Презентация, которая наглядно отражает все особенности архитектуры Средневековья.

Другие материалы:

Альбомный лист для выполнения практической работы, масляные (или другие) карандаши.

СЛАЙД № 1.

Ход урока

Организационный этап.

СЛАЙД № 2.

В погоне за стихом, за ускользнувшим словом,

Я к замкам уходить люблю средневековым.

Мне сердце радует их сумрачная тишь,

Мне любы острый взлет их черно-сизых крыш,

Угрюмые зубцы на башнях и воротах,

Квадраты стеклышек в свинцовых переплетах.

Подъемные мосты, глубоких рвов провалы,

Крутые лестницы и сводчатые залы,

Где ветер шелестит и стонет в вышине,

О битвах и пирах рассказывают мне…

И погружен мечтой в былое, вижу вновь я

Величие рыцарства и блеск Средневековья.

Этот романтический образ средневекового замка создал французский писатель и поэт XIX века Теофиль Готье.

И не случайно в словах поэта слились противоположности: «острый взлет» и «угрюмые зубцы», «глубокие рвы» и «сводчатые залы», «величие рыцарства» и «блеск».

Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с художественной культурой эпохи Средневековья.

Изучение нового материала.

Постановка цели.

Ведущим видом искусства эпохи Средневековья является архитектура. С ней органично связаны и другие виды искусства – музыка, изобразительное, прикладное и другие. Сегодня на уроке мы познакомимся с архитектурными стилями Средневековья. Попытаемся понять их и различить между собой. Но как? – Спросите вы. С помощью языка.

Язык, он дает нам возможность высказывать свои чувства и мысли. Искусство тоже обладает даром говорить на своем особенном художественном языке о духовных ценностях человека в разные эпохи. Этот язык в искусстве называется стилем.

Вглядимся в образцы архитектурных памятников и попытаемся понять, из чьих уст звучат «слова» о прошлом?

На экране образцы романского и готического стиля. Учащиеся рассматривают образцы и пытаются определить, для кого, для чего с какой целью построено то или иное здание.

СЛАЙД № 3.

Образец Романского стиля – замок, крепость, здание достаточно массивное. Кто же говорит с нами из прошлого?

Учитель: Для чего, по вашему мнению, служило это сооружение?

Учащиеся: Это здание создано для защиты от врага, напоминает эпоху рыцарей.

СЛАЙД № 4.

Образец Готического стиля – церковь, здание воздушное и устремленное вверх.

Учитель: Кто говорит с нами в данном случае? Для чего создано это здание?

Учащиеся: Это церковь, она создана для верующих, монахов.

Слово учителя.

И действительно архитектура эпохи Средневековья имеет два лица – это так называемые Романский и Готический стили. Но прежде чем приготовиться к детальному рассмотрению, нам необходимо знать значение терминов, которые определяют эти стили.

У нас работали две поисковые группы учащихся, которые подготовили информацию по данным стилям.

СЛАЙД № 5.

Сообщение ученика о происхождении термина «романское искусство».

Термин «романское искусство» появился в начале XIX столетия. Так обозначали европейское искусство X – XII веков. Ученые полагают, что архитектура в тот период находилась под сильным влиянием так называемого «романского» зодчества (от лат. romanus – римский). Позже взгляд исследователей на средневековое искусство изменился, но название «романское искусство» сохранилось.

Становление романского искусства в различных странах и областях Европы происходило неравномерно. Если на северо-востоке Франции период завершился в конце XII века, то в Германии и Италии характерные черты этого стиля наблюдались даже в XIII столетии.

СЛАЙД № 6.

Работа в тетради. Термин «романское искусство» возник в XIX веке, так обозначают стиль Европейского искусства X- XII веков.

Слово учителя.

СЛАЙД № 7.

Главными и наиболее значимыми сооружениями романского стиля были монастырь-крепость, храм-крепость, замок-крепость. Может быть, оттуда и пошло выражение «Мой дом – моя крепость».

Но прошли времена рыцарских войн и сегодня мы вполне можем совершить путешествие по Романскому собору. Но прежде чем войти, рассмотрим его снаружи.

СЛАЙД № 8.

Храм кажется строгим и массивным. В романских храмах делали прочные каменные перекрытия. Огромная тяжесть каменных сводов потребовала мощных, толстых стен, способных выдержать большую нагрузку. Окна в храмах небольшие и узкие, чтобы стены не потеряли надежности. Поэтому в романских соборах чаще всего господствовал полумрак.

СЛАЙД № 9.

Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм – кубов, цилиндров.

СЛАЙД № 10.

Важнейшим признаком романской архитектуры является наличие каменного свода.

Свод — тип перекрытия, которое образуется выпуклой криволинейной поверхностью. Единственную опору для свода архитектура находит в стене.

СЛАЙД № 11.

Вход в здание начинался с Портала, который вписывался в окружающую среду.

СЛАЙД № 12.

Важным элементом романской архитектуры является колонна с украшенной скульптурным орнаментом капителью.

Стены храма гладкие. Ребята, каким способом можно украсить гладкую стену?

Учащиеся: Роспись, мозаика, фрески.

Учитель: Это действительно так, стены романских храмов были украшены фресками и мозаиками. К сожалению, живопись романского периода практически не сохранилась.

В романский период впервые появилась монументальная скульптура. Скульптурные изображения – рельефы – располагались, как правило, на порталах (архитектурно оформленных входах).

СЛАЙД № 13; 14.

Скульптура романского храма особенна. Здесь все для того, чтобы верующий задумался о своих грехах. Сюжеты Страшного суда, библейские сцены, нашлось даже место чудовищу, пожирающему грешника.

Если храм представлялся крепостью бога, то замок – крепостью рыцаря. Романские каменные замки с мощными оборонительными стенами были неприступными крепостями. Возводились замки у реки на холме, окруженном рвом с водой, через ров перекидывался подъемный мост.

СЛАЙД № 15.

Сообщение ученика об одном из памятников романской архитектуры.

Собор в Вормсе (1171 – 1234 гг.) Стоит лишь взглянуть на этот храм в Вормсе, чувствуешь его особый дух. Он подобен кораблю, рассекающему волны. Четыре узкие башни  сторожат храм с востока и запада. В его архитектуре нет ничего лишнего, отделка очень сдержанна, лишь арки подчеркивают основные линии. Скульптура храма – необычные, дикие, иногда чудовищные звери. Они как каменная книга – созданы для размышления верующего о Боге и его законах.

СЛАЙД № 16.

Промежуточные выводы.

Именно в романской архитектуре впервые появились огромные здания, целиком выстроенные из камня. Своды, массивные толстые стены, крупные опоры, обилие гладких поверхностей, скульптурный орнамент – характерные черты романской церкви.

Продолжим знакомство с архитектурой Средневековья. И следующий стиль готический.

Сообщение ученика о происхождении термина «готическое искусство».

СЛАЙД № 17.

Наименование «готическое искусство» (от итал. gotico – «готский», по названию германского племени готов) возникло в эпоху Возрождения. «Готическое» в те времена означало «варварское» в противовес «римскому»: готическим называли искусство, которое не следовало античным традициям, а значит, не представляло интереса для современников.

Представления о том, что готическое искусство бесформенно и не заслуживает внимания, изменились лишь в XIX веке, когда эпоху Средневековья перестали считать «темными веками» в истории человечества. Однако название «готическое» сохранилось за европейским искусством позднего Средневековья. В различных европейских странах готика имела свои характерные особенности и хронологические рамки, но её расцвет приходится на XIII – XIV века.

СЛАЙД № 18.

Работа в тетради. Термин «готическое искусство» возник в эпоху Возрождения. Так обозначают стиль Европейского искусства XII – XV веков.

Слово учителя.

СЛАЙД № 19.

Само слово «готика» более позднего происхождения, оно происходит от слова «готы». Готы – это варварские племена, разрушившие Рим и уничтожившие античное искусство. Но взглянув на эти прекрасные, воздушные готические соборы мы не найдем ничего общего с варварами. В готическом стиле чувствуется единая художественная идея, и она последовательно проводится во всех видах искусства: в архитектуре, скульптуре, музыке, прикладном искусстве и даже в письменном шрифте. В готических соборах камень превращается в кружева, а вместо тяжелых каменных стен посетитель собора видит сверкающий через витраж свет. Преодоление материальности – вот, пожалуй, главная идея готического стиля. Дух преображает материю, изменяет ее.

СЛАЙД № 20.

Готический храм – это воплощённый в камне духовный символ эпохи. Как же прочитать этот символ? В храме воплощен образ мироздания. Каменные стены теряют свою мощь и начинают просвечивать. И вместо толстых стен мы видим хрупкие, пронизанные светом витражи. Оставляя земное, готический храм устремляется вверх к небесам, побеждая всю тяжесть камня.

СЛАЙД № 21.

Именно архитекторам средневековья удалось создать такое чудо, где хрупкие стены, состоящие почти целиком из витражей – окон, не рушатся под тяжелыми каменными сводами с помощью каркасной системы с наклонными дугами. Именно эта система позволила воплотить внутри готического храма парящий свод.

СЛАЙД № 22.

Скульптуры готического собора полны смысла. Здесь изображены сцены из Библии, образы Христа и Богоматери, святых и пророков, царей древности и современности и даже средневековый календарь – знаки Зодиака и сцены сельскохозяйственных работ.

СЛАЙД № 23.

Отличительная деталь средневековой готики в архитектуре – это центральное окно-витраж «готическая роза». На первый взгляд это лишь набор разнообразных разноцветных стеклышек – глаз теряется в этой бесконечности. Но если присмотреться, то можно увидеть, что здесь вовсе нет хаоса. Все на своих местах. Мало того, готическая роза изображает не что иное, как порядок мироздания. В центре – Бог, вокруг него – ангелы, потом – апостолы, далее святые, епископы, короли и так далее.

Совершим с Вами небольшое путешествие по Европейским средневековым готическим соборам. А нашими экскурсоводами будут учащиеся экспертной группы, которые занимались исследованием соборов готического стиля.

Сообщения учащихся. На экране иллюстрируются памятники архитектуры.

СЛАЙД № 24.

Кёльнский собор — римско-католический готический собор в Кёльне (Германия), который занимает третье место в списке самых высоких церквей мира и входит в число памятников всемирного культурного наследия. Строительство главного храма Кёльнской архиепископии велось за два приёма — в 1248—1437 годах и в 1842—1880 годах. По окончании строительства 157-метровый собор на 4 года стал самым высоким зданием мира.

СЛАЙД № 25.

Собор в Реймсе был построен в XIII веке, то есть позже собора Парижской Богоматери и собора в Шартре. Собор в Реймсе является одним из самых известных образцов готического искусства во Франции благодаря своей архитектуре и скульптурным композициям он входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Начиная с периода Средневековья и до XIX века, собор был местом коронации практически всех французских монархов.

СЛАЙД № 26.

Собор в Шартре — католический кафедральный собор, расположенный в городе Шартр. Находится недалеко от Парижа и является одним из шедевров готической архитектуры. Например, собор в Шартре имеет длину 130 метров. Чтобы его обойти, нужно преодолеть путь в полкилометра. В 1979 году собор был внесён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

СЛАЙД № 27.

Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари) — христианский собор в центре Парижа, географическое и духовное «сердце» французской столицы, расположен в восточной части острова Сите, на месте первой христианской церкви Парижа — базилики Святого Стефана.

Величественный Нотр-Дам-де-Пари был заложен в 1163 году (первый камень будущего собора заложил папа Александр III), но его строительство продолжалось в течение нескольких столетий – до XIV века. В храм ведут три входа – портала, обрамленных уходящими в глубину арками; над ними находятся ниши со статуями – так называемая «королевская галерея», изображения библейских царей и французских королей.

Много лет собор стоял полуразрушенным, пока в 1831 году не появился знаменитый роман Виктора Гюго, ознаменовавший собой возрождение интереса к историческому наследию, и готическому искусству в частности, и привлекший внимание к плачевному состоянию великого памятника архитектуры. Король своим указом поручил восстановить храм. С тех пор постоянной заботой властей является сохранение собора в его подлинном виде.

СЛАЙД № 28.

Нотр-Дам-де-Пари известен своими колоколами. Самый большой колокол – Мария, назван в честь Богоматери и покровительницы этого собора, его вес 6 023 кг. Колокол повешен на Южной Башне. На нем выгравирована его история.

В архитектуре собора проявляется двойственность стилистических влияний: с одной стороны, присутствуют отголоски романского стиля Нормандии со свойственным ему мощным и плотным единством, а с другой, — использованы новаторские архитектурные достижения готического стиля, которые придают зданию легкость и создают впечатление простоты вертикальной конструкции.

СЛАЙД № 29.

Обобщение по готическому стилю.

Готический собор – это бесконечно сложная, изменчивая игра ажурных форм. Арки, галереи, башни, громадные окна – то узкие и высокие, то круглые (так называемые готические розы) с цветными стеклами и сложнейшим переплетом рам. Собор внутри и снаружи населен массой скульптур (например, в Шартрском соборе около 9 тысяч одних только статуй). Словом готический собор – это целый мир.

Обобщение и закрепление полученных знаний.

Слово учителя. Каждому из вас я раздаю таблицу с характеристиками стилей Средневековья, ваша задача, с помощью полученных знаний и таблицы, выявить к какому стилю относятся предложенные изображения на экране (на экране 3 слайда с изображениями сопоставлений Романского и Готического стиля).

Работа по изображениям. 

СЛАЙД № 30 – 33.

 (данная таблица раздается каждому учащемуся для вклейки в тетрадь)

Особенности стилей средневекового искусства

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ

ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

Церковная архитектура

Здания соборов тяжеловесны и приземисты, это были огромные сооружения – т.к. их главной задачей было вместить большое кол-во людей во время богослужений. Характерные черты: толстые стены, крупные опоры, гладкие поверхности.

Готический собор имеет легкую конструкцию, устремлен ввысь. Новшество архитектуры готического периода – система арок. Стены перестали выполнять несущую роль, а значит, их не нужно было делать толстыми и массивными.

Живопись

Как правило, на сводах и стенках храма изображали библейские сюжеты, которые нужно было рассматривать, передвигаясь по храму. Росписи романского периода имели назидательный характер.

В готическом соборе стеная роспись, уступила место витражу – изображению, составленному из скрепленных между собой стекол, которое помещали в проем окна.

Скульптура

В романский период в Западной Европе впервые появилась монументальная скульптура. Скульптурные изображения – рельефы – располагались на порталах церквей. Рельефы обычно раскрашивали – это придавало им большую выразительность и убедительность.

Скульптурное и живописное убранство соборов, выполненное на религиозные и светские сюжеты, несло в себе систему взглядов и представлений, которыми должны были руководствоваться в своей повседневной жизни люди Средневековья.

СЛАЙД № 34.

Учитель: Для закрепления знаний о Готическом стиле, предлагаю вам изобразить на листе бумаги один из элементов орнамента витражного окна – «трилистник». Трилистник – символ христианской веры, символизировал Святую троицу: Бог-Отец, Сын и Святой дух.

Итог урока.

Сегодня на уроке мы продолжили знакомство с художественной культурой Средних веков и на основе сравнительно-сопоставительного анализа архитектуры того времени получили представление о двух основных стилях средневековой архитектуры: Романского и Готического.

СЛАЙД № 35.

Домашнее задание: Для закрепления знаний о Романском стиле предлагается нарисовать эскиз замка с характерными особенностями.

About Author


alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *