Архитектура в европе 18 века – Классицизм. Европейский классицизм XVII — XVIII вв. | Архитектура и Проектирование

Архитектура Европы в 17-18 вв

Архитектура Составила: Иванова Снежана, ученица 10 класса. Проверил: Синеев А.И., учитель истории

Архитектура

Составила: Иванова Снежана,

ученица 10 класса.

Проверил: Синеев А.И.,

учитель истории

Европейская культура в XVII - XVIII вв.   XVII век – одна из самых ярких и блистательных страниц в истории мировой художественной культуры. Это время, когда на смену идеологии гуманизма и веры в безграничные возможности человека пришло ощущение драматических противоречий жизни. С одной стороны, происходит революционный переворот в естествознании, формируется новая картина мира, в искусстве появляются новые стили, с другой – преобладают политический консерватизм, пессимистические взгляды на общество и человека.

Европейская культура в XVII - XVIII вв.

  • XVII век – одна из самых ярких и блистательных страниц в истории мировой художественной культуры. Это время, когда на смену идеологии гуманизма и веры в безграничные возможности человека пришло ощущение драматических противоречий жизни. С одной стороны, происходит революционный переворот в естествознании, формируется новая картина мира, в искусстве появляются новые стили, с другой – преобладают политический консерватизм, пессимистические взгляды на общество и человека.
Барокко Для барочной архитектуры была характерна пышная декоративная отделка со множеством деталей, многоцветная лепка, обилие позолоты, резьбы, скульптуры, живописные плафоны, создающие иллюзию уходящих вверх разверзшихся сводов. Это время господства кривых, причудливо изогнутых линий, перетекающих друг в друга, торжественных фасадов зданий и величественных архитектурных ансамблей.

Барокко

  • Для барочной архитектуры была характерна пышная декоративная отделка со множеством деталей, многоцветная лепка, обилие позолоты, резьбы, скульптуры, живописные плафоны, создающие иллюзию уходящих вверх разверзшихся сводов. Это время господства кривых, причудливо изогнутых линий, перетекающих друг в друга, торжественных фасадов зданий и величественных архитектурных ансамблей.
Католическая базилика Суперга

Католическая базилика Суперга

Церковь Сант-Аньезе -ин-Агоне на площади Навона

Церковь Сант-Аньезе -ин-Агоне на площади Навона

Церковь Сант-Андреа-аль-Квиринале

Церковь Сант-Андреа-аль-Квиринале

Цвингер

Цвингер

Скульптуры в «Купальне нимф» - грот с каскадами. 

Скульптуры в «Купальне нимф» - грот с каскадами. 

Ситон Делавал

Ситон Делавал

Церковь Христа

Церковь Христа

Рококо Архитекторы рококо стали заботиться о комфорте человека. Они отказались от помпезности величественных барочных зданий и старались окружить человека атмосферой удобства и изящества. 

Рококо

  • Архитекторы рококо стали заботиться о комфорте человека. Они отказались от помпезности величественных барочных зданий и старались окружить человека атмосферой удобства и изящества. 
Дворец Келуш

Дворец Келуш

  Церковь Франциска Ассизского

  Церковь Франциска Ассизского

Охотничий домик

Охотничий домик

Малый Трианон в Версале

Малый Трианон в Версале

Церковь в Фирценхайлигене

Церковь в Фирценхайлигене

Дворец Шарлоттенбург

Дворец Шарлоттенбург

Дворец Шарлоттенбург

Пирамиды в европейской архитектуре XVIII века

Два с лишним года назад я посвятил одну из публикаций в своем ЖЖ пирамиде Цестия (http://nezvanov.livejournal.com/4976.html). Я показал, что пропорции этой пирамиды замечательно соответствуют указаниям одного из самых известных алхимиков XVII века Микаэля Майера относительно процедуры получения философского камня. Таких совпадений не бывает, решительно объявил я и счел это удивительное соответствие серьезным аргументом в пользу гипотезы о том, что пирамида Цестия на самом деле была
построена
во времена расцвета и популярности алхимии, то есть в XVII веке. В энциклопедиях мы можем прочесть, что пирамида Цестия была отреставрирована Римским папой Александром VII в 1660-х годах. Я предположил, что Александр VII не отреставрировал, а построил эту пирамиду, рассчитывая, что после своей смерти он будет там погребен (с тем, чтобы его душа претерпела «трансмутацию» и стала «философским камнем», то есть достигла бы высшего совершенства).

В развитие своей гипотезы я хочу порассуждать вот о чем: какое воздействие на умы европейского общества могло оказать появление в Риме, с его канонически барочной архитектурой, столь диковинного строения? Это должно было неизбежно стать сенсацией, причем сенсацией с оттенком скандала: мы можем предполагать, что Католическая Церковь не стала выполнять волю почившего в бозе папы и отказалась хоронить его в пирамиде. Александра VII в итоге погребли в соборе Святого Петра, причем к созданию могилы приступили только через пять лет после его смерти.

Тем не менее, естественно было бы ожидать, что это архитектурное новшество должно было породить

моду. Причем, из-за негативного (как мы полагаем) отношения Церкви к римской пирамиде, подражания должны были бы появиться в тех странах, где власть Католического престола не признавалась.

И такие подражания появились.

В начале XVIII века в Англии начали распространяться и приобретать все большую популярность ландшафтные сады. Эти сады украшались архитектурными строениями довольно причудливых форм. Следуя английской терминологии, такие архитектурные экстравагантности называют фолли (что в переводе означает причуда, каприз). Одной из популярных для фолли тем стала Египетская эзотерическая древность: в ландшафтных садах появились сфинксы, обелиски и пирамиды. Вот, например, пирамида, построенная возле замка Ховард:

Замок Ховард (Castle Howard). Большая пирамида (1728).

Еще одна пирамида была воздвигнута над главными воротами этого замка:

Замок Ховард (Castle Howard). Главные ворота

Вот еще примеры пирамид, которые были построены в Англии в те же 20-е годы XVIII века:

Stanway House, Gloucestershire. Пирамида.

Pyramid at Stowe, Buckinghamshire. Гравюра Жака Риго (Jacques Rigaud), ок. 1739

По поводу последней пирамиды сохранился замечательный комментарий виконта Персеваля (Perceval), который в 1724 году посетил Стоу: «Пирамида в конце одной из дорожек в Стоу является копией в миниатюре знаменитейшей пирамиды в Египте, и я думаю, это единственная вещь такого рода в Англии».

Тут мы видим сразу два культурных мифа, характерных для конца 17 – первой половины 18 веков. Во-первых, речь идет только об одной Египетской пирамиде. То есть, существовало общепризнанное мнение, что в Египте, среди многочисленных, вообще-то, пирамид имеется одна, особенная. На это сейчас редко обращают внимание, и если речь идет о Пирамиде с большой буквы, то как-то само собой разумеется, что имеется ввиду пирамида Хеопса. Хотя сейчас все знают, что пирамиды Хеопса и Хефрена практически одинакового размера (пирамиды-близнецы), пирамида Хефрена даже выглядит повыше, поскольку ее основание расположено выше на плато, и именно она визуально доминирует в комплексе пирамид Гизы. Конечно, внутри пирамида Хефрена «неинтересная», это по сути гора камней, и в нет такого впечатляющего хода к погребальной камере, как в пирамиде Хеопса – но что об этом могли знать европейцы в начале 18 века, если они не имели даже близкого к реальности представления о том, как эти пирамиды выглядят? И это второй культурный миф тех времен: пропорции египетских пирамид. Считалось, что пирамиды в ландшафтных садах «копируют в миниатюре» Египетскую Пирамиду, хотя в реальности они вдохновлялись пропорциями пирамиды Цестия.

Жан-Марсель Умбер и Клиффорд Прайс в своей книге (Jean-Marcel Humbert, Clifford A. Price, Imhotep Today: Egyptianizing Architecture) пишут, что в 18 - 19 веках пирамида Цестия входила в число римских достопримечательностей, обязательных к осмотру, вызывала восхищение архитекторов и служила моделью для пирамид, возведенных в это время в Европе. Получается странновато: пирамида, которая была вроде бы построена в I веке до н.э., стояла себе 17 столетий и никого особо не интересовала, а тут вдруг стала объектом всеобщего восхищения и архитектурного вдохновения.

Вот пример использования силуэта пирамиды в оформлении мемориала (проект):

Алессандро Россини. Проект мемориальной декорации памяти Эрнста Людвига (1725)

А вот знаменитая могила сэра Исаака Ньютона в Вестминстерском аббатстве:

Могила Исаака Ньютона в Вестминстерском аббатстве (1731)

На заднем плане видна пирамида.

Во второй половине XVIII века копии пирамиды Цестия появились и в континентальной Европе. По-прежнему это были фолли, то есть образцы садово-парковой архитектуры.

Пирамида в Парке Монсо, Париж (1773-1778)

Пирамида в парке Wilhelmshöhe, Кассель (ок. 1775)

Пирамида в Царском Селе (1770-е – 1780-е годы)

Пирамида в парке Désert de Retz (построена между 1774 и 1789 годами, отреставрирована после 1973 г.)

Пирамида в Neuer Garten около Потсдама (построена между 1786 и 1791 годами)

Ну, и завершим мы этот обзор европейских пирамид, созданных в XVIII веке по образу и подобию пирамиды Цестия, впечатляющим проектом французского архитектора Этьена-Луи Булле (Etienne-Louis Boullée)

Этьен-Луи Булле. Кенотаф, проект (ок. 1780)

* * *
В данной заметке использованы сведения из публикаций:

1. Patrizia Granziera. Freemasonic Symbolism and Georgian Gardens. http://www.esoteric.msu.edu/VolumeV/Freemasonill.html
2. Jean-Marcel Humbert, Clifford A. Price, Imhotep Today: Egyptianizing Architecture, p. 27. Routledge Cavendish, 2003.

Западноевропейское искусство 18 века

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В.И. Ленина»

Кафедра технологии автоматизированного машиностроения

Реферат

На тему:

Западноевропейское искусство 18 века ”

Cтудент: Ермолаева Е. П.

гр. 4-40

Руководитель: Киселева Е. В.

Иваново 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.

Основные черты

Архитектура

Религия и наука

Литература

Скульптура

Живопись

Прикладное искусство

Введение

К середине XVII столетия умирают все «великие старики»: в 1660 г.— Веласкес, в 1665 г.— Пуссен, в 1669 г.— Рембрандт, ранее всех — в 1640 г.— Рубенс. Пришедший на смену «великим старикам» «великий век», «большой стиль Людовика XIV» —искусство пышное, величественное, велеречивое, не имеющее ничего общего с высокой духовностью Пуссена и Рембрандта, с прозорливостью и яркостью характеристик Веласкеса, с искренним, почти языческим жизнелюбием Рубенса. К концу жизни Людовика (1715) Франция была уже далеко не столь могущественна, как во второй половине XVII столетия. Век пышных празднеств и искусства «большого стиля» ушел в прошлое. Ему на смену приходит камерное искусство аристократических салонов — рококо, искусство абсолютно светское (хотя оно и обращается нередко к образам Священного Писания) — одно из выражений процесса секуляризации всей культуры XVIII столетия. XVIII век принято называть веком Просвещения, хотя в действительности его идеалы формировали культуру и искусство только со второй половины столетия. Процесс этот совпал с осмыслением первых археологических раскопок в античных городах Геркулануме, Стабии и Помпеях, завершившимся знаменитым трудом Винкельмана и последовавшей затем новой волной классицизма (неоклассицизм). В культуре Просвещения принимали активное участие философы, социологи, экономисты, литераторы, каждый по-своему толкуя идеи свободы, равенства, братства. Идеи эти как будто должны были воплотиться во Французской революции 1789—1794 гг., однако, она стала их крушением. Литература, музыка и театр достигают в эту эпоху той художественной зрелости, которая пришла к живописи в XVI—XVII вв., достаточно назвать романы Прево, Филдинга, Смоллета, Стерна, «Кандида» Вольтера и «Страдания молодого Бергера» Гёте, музыку Баха, Моцарта, Глюка или Гайдна. Изобразительному искусству XVIII столетия в лучших произведениях свойственны анализ тончайших переживаний человека, воспроизведение нюансов чувств и настроений. Интимность, лиризм образов, но и аналитическая наблюдательность (иногда беспощадная) —характерные черты искусства XVIII в. как в жанре портрета, так и в бытовой живописи. Эти особенности художественного восприятия жизни являются вкладом XVIII столетия в развитие мировой художественной культуры, хотя следует признать, что это было достигнуто ценой утраты универсальной полноты в изображении духовной жизни, цельности в воплощении эстетических воззрений общества, свойственных живописи Рубенса, Веласкеса, Рембрандта, Пуссена. Развитие европейского искусства XVIII в. сложно и неравномерно. В лишенной национального единства Италии наивысшие достижения связаны с венецианской школой. Во Франции, уже прочно ставшей законодательницей новых художественных веяний, прослеживается эволюция от рококо к искусству программно-гражданственной направленности. В искусстве и особенно в литературе Англии уже зарождались характерные черты реализма развитого буржуазного общества. Молодой Гойя в Испании всем своим творчеством, по сути, подготавливал романтизм нового столетия. Ценнейшим наследием XVIII в. явились заложенные в нем основы эстетики и искусствознания как подлинно научной дисциплины.

Архитектура

В XVIII в. сокращается церковное зодчество и возрастает объем гражданского строительства. Архитектуру характеризует стиль позднего барокко — еще более динамически усложненного, декоративно-перегруженного, менее величавого и монументального. Дальнейшее развитие претерпевает и классицистическое направление. Во Франции был создан ряд блестящих ансамблевых решений (площадь Согласия в Париже), представляющий переосмысление в духе классицизма принципов планировки городского ансамбля. Зарождается интерес к более интимной трактовке архитектурного образа отдельного особняка, более комфортабельного, элегантного. Это приводит к сложению принципов искусства рококо, более камерного, чем барокко. Рококо в архитектуре проявило себя главным образом в области декора, плоскостного, легкого, капризно-прихотливого, изысканного.

Рококо – стиль в искусстве, распространившийся по всей Европе. Отличался грациозностью, легкостью, интимно-кокетливым характером. Придя на смену тяжеловесному барокко, Рококо явился одновременно и логическим результатом его развития, и его художественным антиподом. С барочным стилем Рококо объединяет стремление к завершённости форм, однако если барокко тяготеет к монументальной торжественности, то Рококо предпочитает изящество и лёгкость. Более тёмные цвета и пышная, тяжёлая позолота барочного декора сменяются светлыми тонами - розовыми, голубыми, зелёными, с большим количеством белых деталей. Рококо имеет в основном орнаментальную направленность; само название происходит от сочетания двух слов: "барокко" и "рокайль" (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка камешками и ракушками гротов и фонтанов).

В архитектуре этот стиль нашёл наиболее яркое выражение в декоративном украшении интерьеров. Сложнейшие асимметричные резные и лепные узоры, затейливые завитки внутреннего убранства контрастировали с относительно строгим внешним видом зданий, например Малый Трианон, выстроенный в Версале зодчим Габриелем (1763-1769 гг.). Родившийся во Франции, стиль Рококо быстро распространялся в других странах благодаря французским художникам, работавшим за границей, а также публикациям проектов французских архитекторов. За пределами Франции Рококо наибольшего расцвета достиг в Германии и Австрии, где впитал в себя традиционные элементы барокко. В архитектуре церквей, таких, как церковь в Фирценхайлигене (1743-1772 гг.) (архитектор Нёйман), пространственные конструкции, торжественность барокко превосходно сочетаются со свойственным Рококо изысканным скульптурным и живописным внутренним убранством, создавая впечатление лёгкости и сказочного изобилия.

Сторонник Рококо в Италии - архитектор Тьеполо - способствовал его распространению в Испании. Что касается Англии, то здесь Рококо оказал влияние в основном на прикладные искусства, например на инкрустацию мебели и производство серебряных изделий, и частично на творчество таких мастеров, как Хогарт или Гейнсборо, у которых утончённость образов и артистическая манера письма полностью соответствует духу Рококо. Стиль Рококо был весьма популярен в Центральной Европе вплоть до конца 18 века, тогда как во Франции и других западных странах интерес к нему ослабел уже в 1860-х гг. К этому времени он воспринимался как символ легковесности и был вытеснен неоклассицизмом

Стиль итальянской архитектуры первой половины 18 века определяют как позднее барокко. Однако памятники этого времени свидетельствуют об усилении классицистических тенденций в итальянском зодчестве. Классицизм, постепенно усиливаясь, во второй половине этого столетия совершенно вытеснил барокко. В первой половине 18 века в Италии работал ряд значительных архитекторов. Филиппе Ювара (1685—1735), родом из Мессины, работал в основном в Турине. В окрестностях города он построил центрическую, увенчанную большим куполом церковь Суперга (1717—1731). В решении купола и особенно завершающей части колоколен ощущаются еще барочные традиции, но колонный портик имеет уже явно классицистический характер. Другим крупным произведением Ювары является палаццо Мадама в самом Турине (1718). При наличии явно барочной «рельефности» фасадной стены этого дворца все в нем основано на элементах ордерной архитектуры. Замечателен светлый и высокий парадный вестибюль, заполненный широко расставленными лестничными маршами, сходящимися к центральной, как бы «висящей в воздухе» площадке. Композиция вестибюля решена целиком в традициях архитектуры 17 века. Луиджи Ванвителли (1700—1773) по национальности голландец, родившийся в Неаполе, создал для неаполитанского короля замок Казерта (1752) — одно из самых крупных парадных дворцовых сооружений в Европе, не уступающее по размерам Версалю. В плане дворец имеет форму прямоугольника, расчлененного двумя взаимно перпендикулярно поставленными корпусами на четыре равных двора. Четкость планового решения и простота оформленных большим ордером фасадов предвещают дальнейшие успехи классицизма. Значительно более сложны парадные интерьеры замка. Среди римских сооружений, возведенных в первой половине 18 века, наиболее известны: фонтан ди Треви — самый крупный в городе (архитектор Н. Сальви, 1732—1762) и так называемая Испанская лестница, ведущая от Испанской площади к церкви Сайта Тринита дель Монти (архитекторы А. Спекки и Ф. Санкти, 1720-е гг.). Большой интерес представляют также новый фасад старой церкви Сан Джованни ин Латерано, созданный архитектором А. Галилеи, и главный фасад церкви Сайта Мария Маджоре, оформленный архитектором Ф. Фуга. Все эти сооружения, как и ранее названные, компромиссны по своим формам — элементы уходящего барокко совмещаются в них с чертами крепнущего, усиливающегося классицизма. Отдельные высококачественные произведения, возникающие в первой половине 18 века, не могли скрыть той общей депрессии, которая остро ощущалась в Италии вследствие ухудшения ее политического и экономического положения. Строительство заметно сокращается, многие архитекторы уезжают в Германию, Францию и другие государства. Во второй половине 18 столетия в стране уже не создается значительных сооружений. Однако Италия продолжает оказывать сильное воздействие на развитие европейского зодчества. Начавшиеся раскопки Помпеи, исследования археологов и теоретиков, многочисленные гравюры Д.-Б. Пиранези, расходившиеся по всей Европе и расширявшие представления об античной культуре, повышавшие интерес к ней, — все это способствовало распространению и укреплению классицистических принципов в архитектуре не только Италии, но и других европейских стран.

Развитие науки

Франция начала века характеризуется значительным развитием антирелигиозных тенденций, ставших одним из наиболее важных аспектов Просвещения

Первым и наиболее радикальным атеистическим произведением, распространившимся во Франции в начале 30-х гг., явилось «Завещание» сельского священника Ж. Мелье, согласно которому «все, что ваши богословы и священники с таким пылом и красноречием проповедуют вам о величии, превосходстве и святости таинств, которым они заставляют вас поклоняться, все, что они с такой серьезностью рассказывают вам об их мнимых чудесах, все, что они с таким рвением и уверенностью расписывают вам о небесных наградах и о страшных адских муках, – все это, в сущности, не что иное, как иллюзии, заблуждения, обман, измышление и надувательство...»

Однако, как правило, столь жесткая позиция не была свойственна Просвещению, которое до середины XVIII в. опиралось на принцип деизма. Эта теория признает сотворение мира Богом, но исходит из того, что в дальнейшем Господь перестает вмешиваться в дела природы и общества. Деисты, к которым принадлежали Вольтер, Монтескье, а также более поздние деятели Просвещения – Руссо, Кондильяк, критиковали все распространенные религии и говорили о необходимости «естественной религии», направленной на благо разума и человека. «Мечом, отрубившим голову деизму», стала «Критика чистого разума» Иммануила Канта.

Если в XVII в. главную роль в науке играла математика, то в XVIII ее «догоняют» биология, физика, география

Наука приобретает системный характер. Рационализм XVII в. постепенно меняется. Он уступает место убежденности в возможности и необходимости развития разума, просвещения человеческой личности.

Вторая половина 40-х гг. XVIII в. характеризуется становлением материалистических воззрений.

Произведения Ж. Ламетри содержат утверждения о том, что мыслящий человек не найдет ни теоретических оснований, ни практических интересов для своей веры в Бога. Однако он считал, что атеизм не подлежит распространению среди обычных людей и понятен только немногим избранным, стоящим выше остальных в интеллектуальном плане.

В конце 40-х гг. материалистические взгляды получают обоснование в работах Д. Дидро и П. Гольбаха, которые считали атеизм необходимым и доступным для всех.

Механистическое естествознание, которое господствовало до второй половины XVIII в., исследовало движение, передаваемое от одного тела к другому, объясняя начало движения действиями Бога, как, например, Ньютон с его теорией «первотолчка».

Вольтер также признавал наличие некоего вечного существа, которое является причиной всех других. Вольтеровский деизм явился основой для формирования взглядов материалистов 30–40-х гг., поскольку он признавал за Богом только создание мира, а впоследствии, по мнению Вольтера, Бог в дела мира не вмешивается. Ламетри, Дидро, Гельвеции, Гольбах, творчество которых совпало с развитием химии, геологии и биологии, получили основание для утверждения о развитии природы из самой себя.

К 60– 70-м гг. Вольтер отказывается и от утверждения о Божественном сотворении мира, однако не от существования Бога вообще. В то же время он не находит ответа на такие вопросы, как происхождение мира, местонахождение Бога.

Дидро стал инициатором создания «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел», издание которой продолжалось с 1751 по 1780 года.

Она стала центром, объединившим просветителей. Книга содержала сведения по математике, астрономии, географии, описывала технологию изготовления промышленных изделий.

Мануфактура постепенно уступает место более сложной организации труда.

Развитие мануфактур характеризовалось разделением труда до самой простой операции, что явилось толчком для развития изобретательской деятельности. Изобретение «летучего» челнока в ткацком производстве, замена человеческой руки механизмом явилось началом промышленного переворота.

Ускорение ткачества потребовало создания прядильной машины, изобретенной ткачом Джеймсом Харгривсом. В 1784 г. Эдмунд Картрайт дарит человечеству механический ткацкий станок. В 1771 г. появляется предприятие, где машина приводилась в движение водяным колесом. Это была уже не мануфактура, а первая фабрика, на которой операции осуществлялись машинами

В 1784 г. механик Джеймс Уатт создал паровую машину, которая могла применяться независимо от наличия поблизости реки, в отличие от водяного колеса. Это ознаменовало уже переход от мануфактуры к фабрике.

Первый рабочий паровоз создал инженер-самоучка Джордж Стефенсон в 1814 г.

Массовое строительство железных дорог начинается в 20-х гг. XIX в. Используются новые материалы и источники энергии.

Таким образом, развитие науки в эпоху Просвещения развивалось в русле методологии рационализма.

Литература

В XVIII в. берет начало процесс решительного изменения в соотношении видов и жанров искусства, получивший завершение в следующем столетии. Возрастает удельный вес литературы и музыки, достигающих той ступени художественной зрелости, которую живопись обрела уже в XVI—XVII вв. Литература и музыка постепенно начинают приобретать значение ведущих видов искусства. Дополняя друг друга, они удовлетворяют потребности времени в эстетическом осознании жизни, ее движения и становления.  Развивается проза как жанр, который стремится показать судьбу отдельного человека в ее сложном развитии во времени, в запутанных отношениях с социальной средой либо рисующий широкую картину быта и нравов эпохи, решающий коренные вопросы о месте и роли человека в жизни общества. Таковы, несмотря на различие почерков и стилей, «Хромой бес» Лесажа, «Манон Леско» Прево, «Кандид» Вольтера, плутовские романы Филдинга, «Сентиментальное путешествие» Стерна, «Страдания молодого Вертера» и «Вильгельм Мейстер» Гете. Жанр романа, дающий универсальную картину мира, развивается особенно плодотворно.  Потребность в поэтическом, эмоционально-целостном выражении душевного мира человека, раскрытии его непосредственного мироощущения и мировосприятия в развитии, противоречиях и цельности предопределили расцвет музыки как самостоятельного вида искусства. Создание в XVIII в. Бахом, Моцартом, Глюком, Гайдном таких музыкальных форм, как фуга, симфония, соната, раскрыло способность музыки передавать тончайшие нюансы и процесс становления переживаний человека.  Значительны в XVIII в. успехи театрального искусства, драматургии, тесно связанной с литературой. Для нее характерен отход от традиций классицизма к реалистическим и предромантическим творческим направлениям. Характерной чертой культуры этого времени является пристальное исследование основных вопросов эстетики театра, природы актерского мастерства и освещение общественно-воспитательной роли театрального искусства. 

XVIII век в истории западноевропейской литературы является периодом наиболее острой антифеодальной борьбы, в ходе которой создавались художественные ценности мирового значения и закладывались основы нового демократического искусства. В XVIII в. французская литература, обогащенная философскими и политическими учениями революционной тогда буржуазии, возглавила идейный разгром социально-экономической системы феодализма. Она создавалась в атмосфере революционных боев. Она запечатлела и увековечила гигантскую схватку двух сил: с одной стороны, многовекового, закрепленного стародавними традициями, глубоко вкоренившимися в народную жизнь, обогащенного культурой поколений феодализма и, с другой – растущего, молодого, выступившего от имени народа класса буржуазии!

На рубеже веков

Страны Западной Европы в XVIII столетии представляют собой довольно пеструю картину политических систем. В Англии абсолютизм перестал существовать, королевская власть превратилась в род некоего декорума, не имевшего серьезного влияния на существо политики. Буржуазия поделилась своей властью с новым дворянством, приобщив это дворянство к буржуазному способу ведения хозяйства.

Во Франции еще жил абсолютизм. Феодально-сословная монархия крепко держалась за стародавние устои, не желая уступать свои позиции новому обществу.

Германия влачила жалкое существование, разбитая на множество мельчайших княжеств, герцогств, курфюршеств. Наиболее крупными из феодальных областей были Австрия с династией Габсбургов и Пруссия с династией Гогенцоллернов. Поэтому антифеодальная борьба здесь осложнялась еще задачей национального объединения страны.

Италия, разрозненная, как и Германия, на множество мелких государств, испытывала к тому же колониальный гнет (на севере страны, в областях, подпавших под владычество Австрии) и гнет папского государства, подрывавшего национальные основы Италии, тормозившего национальное объединение государства. Антифеодальная борьба здесь складывалась в еще более сложной обстановке.

В Польше, Венгрии, Румынии, Болгарии антифеодальное движение было тесно связано с национально-освободительной борьбой. Своеобразие исторического развития перечисленных стран определило и пути развития их литературы.

Главнейшей задачей, которая стояла перед почти всеми народами Западной Европы в XVIII столетии, была ликвидация феодализма. Общественная жизнь и общественная мысль этого периода определялись в основном решением этой задачи. Как бы далеко внешне ни отстояла иногда литературная борьба от борьбы политической, она тем не менее была своеобразным выражением политической борьбы. Это сказывалось и в выборе тем произведений, и в выборе художественных средств, в идеях и их художественном воплощении, в эстетике и художественной практике.

Поскольку политическая борьба прогрессивных сил Европы в XVIII столетии носила в основном антифеодальный характер, постольку и литература этого периода являлась по преимуществу антифеодальной, иначе говоря, просветительской.

Эпоха Просвещения

Термин «Просвещение» в широком значении понимается как просвещение народа, приобщение народных масс к культуре, наукам, искусству.

Термин «Просвещение» имеет, кроме того, более узкое историческое значение. Этим термином принято называть умственное движение, развернувшееся в период решающих боев буржуазии с феодализмом (главным образом в XVIII столетии) и направленное на ликвидацию крепостничества, на ликвидацию феодализма, его социально-экономических норм, его политических учреждений, его идеологии, его культуры. Термин «Просвещение» взят в данном случае в историческом значении.

В.И. Ленин об исторической роли просветителей. В.И. Ленин в своем труде «От какого наследства мы отказываемся» писал: «Нельзя забывать, что в ту пору, когда писали просветители XVIII иска (которых общепризнанное мнение относит к вожакам буржуазии), когда писали наши просветители от 40-х до 60-х годов, все общественные вопросы сводились к борьбе с крепостным правом и его остатками».

Следовательно, деятельность просветителей относится к периоду феодально-крепостническому, когда перед обществом стояла задача ликвидации устаревшей феодально-крепостнической системы и перехода на путь капиталистического развития, более прогрессивного сравнительно с предшествующим строем.

Для всех просветителей поэтому характерна одна общая черта: «горячая вражда к крепостному праву и всем его порождениям в экономической, социальной и юридической области».

Говоря о русских просветителях 40-60-х гг. XIX столетия, В.И. Ленин подчеркивал то обстоятельство, что они «вовсе не ставили вопросов о характере пореформенного развития, ограничиваясь исключительно войной против остатков дореформенного строя». Эта мысль В.И. Ленина исключительно важна для понимания деятельности западных просветителей.

Вся их деятельность сводилась к расчистке пути для нового общественно-экономического строя, к борьбе против феодализма. Каким будет этот новый строй, призванный сменить «старый режим», они представляли довольно смутно.

«Новые общественно-экономические отношения и их противоречия тогда были еще в зародышевом состоянии. Никакого своекорыстия поэтому тогда в идеологах буржуазии не проявлялось; напротив, и на Западе и в России они совершенно искренно верили в общее благоденствие и искренно желали его, искренно не видели (отчасти не могли еще видеть) противоречий в том строе, который вырастал из крепостного».

Это отмечает одну из характерных черт просветителей, их исторический оптимизм, их веру в общественное развитие, их содействие поступательному ходу истории.

Просветители выступили не только против экономического угнетения народных масс, но и против их духовного порабощения, главным орудием которого в эпоху феодализма была церковь. IПоэтому именно против нее боролись просветители, подвергая уничтожающей критике как религиозную догму, так и деятельность церкви, являвшейся частью государственного аппарата] феодализма. Они провозгласили идею просвещения народных! масс, широкого распространения знаний среди народа. Этим они заслужили благородное имя «просветителей», оставшееся за ними в истории. Просветители объявили войну не только религии, но и идеалистической философии.

Они прославили силу человеческого разума, призвали на суд разума идеологию и государственные учреждения феодализма. Все, что не отвечало принципу разумности, что не содействовало благосостоянию народа, осуждалось ими на уничтожение.

Однако, придавая преувеличенную роль силе идей, просветители впадали в глубокие заблуждения, полагая, что идеи могут изменить мир. С этим связана иллюзия «просвещенной монархии», столь дорогая многим из них.

Эстетические принципы литературы просветителей. Просветители подчинили свое художественное творчество задаче переустройства общества. Основным принципом просветительской эстетики стало утверждение воспитательной роли искусства, боевой тенденциозности, демократической идейности. Использовав материалистическое учение Аристотеля об искусстве, просветители начали закладывать теоретические основы критического реализма, утвердившегося в искусстве уже в XIX столетии.

Произведения просветителей глубоко философичны. В ряде случаев это своеобразные беллетризованные философские трактаты. Отсюда и некоторая рационалистичность художественного творчества просветителей. Борясь за переустройство общества, утверждая принцип активного воздействия художника на общественное мнение, они создали новые жанры публицистического философско-политического романа, морально-политической драмы и гротескно-комедийного памфлета. При этом широко использовали литературные формы старых мастеров: памфлеты Лукиана, философскую поэму Лукреция, сатирическую литературу Ренессанса: сочинения Эразма Роттердамского, Франсуа Рабле, Томаса Мора, которых они считали своими идейными предшественниками.

Отстаивая демократическое направление искусства, просветители ввели в литературу нового героя, простолюдина, в качестве положительного образа, они воспели и прославили его труд, его мораль, они изобразили сочувственно и проникновенно его страдания. Разоблачая произвол господствующих сословий, они смело вводили в литературу критический элемент и создали произведения высокого политического и художественного значения.

Подчеркнутая тенденциозность писателей-просветителей в те дни, когда они жили и действовали, составляла их главную силу, она отвечала историческим задачам времени. Она была необходима в эпоху готовящегося социального переворота. Используя печатное слово и театральную трибуну, просветители звали к обновлению мира, а это требовало обнаженности идейных позиций. Они конечно не прочь были обмануть бдительность властей, прибегая – и подчас весьма искусно – к различным уловкам и лукавству. Читателю же и зрителю их политическая программа должна быть предельно ясной… Здесь они не допускали никаких недомолвок и объективистской размытости.

Критически относясь к классицизму, они вместе с тем использовали лучшие черты классицистического искусства – героическую патетику, чувства гражданственности, поставив их на службу революционным идеям (классицистические трагедии Вольтера «Брут», «Заира», «Магомет» и др.).

История архитектуры — Википедия

История архитектуры — наука и академическая дисциплина, исследующая функциональное, конструктивное и эстетическое развитие архитектуры во времени и пространстве в соответствии с социальными потребностями и научно-техническими условиями.

История архитектуры охватывает изучение закономерностей развития архитектуры в связи с общими закономерностями исторического процесса, историей культуры и общества[1][2].

История архитектуры является наукой одновременно исторического и теоретического профилей. Эта её особенность обусловлена спецификой предмета — истории возникновения и развития архитектуры, теоретических знаний об архитектуре, архитектурного языка, архитектурной композиции, а также наблюдение таких общих черт и признаков архитектуры определённого времени и места, которые позволяют выделить архитектурные стили.

Архитектурный стиль является характерной чертой метода истории архитектуры и может определяться, как совокупность основных черт и признаков архитектуры определённого времени и места, проявляющихся в особенностях её функциональной, конструктивной и художественной сторон (назначение зданий, строительные материалы и конструкции, приёмы архитектурной композиции). Понятие архитектурного стиля входит в общее понятие стиля как художественного мировоззрения, охватывающего все стороны искусства и культуры общества в определённых условиях его социального и экономического развития, как совокупности главных идейно-художественных особенностей творчества мастера.

Палеолит[править | править код]

Палеолит (древнекаменный век) — первый исторический период каменного века с начала использования каменных орудий (около 2,5 млн лет назад) до появления земледелия приблизительно в 10 тысячелетии до н. э. Палеолит занимает большую часть (около 99 %) времени существования человечества и совпадает с двумя большими геологическими эпохами кайнозойской эры — плиоценом и плейстоценом.

Палеолит условно разделяется на периоды: нижний, средний и верхний.

Из-за холодного климата люди проживали в пещерах. Пещера Шове (Франция), Пещера Ласко (Франция). Пещера Кро-Маньон (Франция).

Зарождение искусства (как осмысленной деятельности) относят к эпохе верхнего палеолита[3], что соответствует периоду около 35 — 10 тыс. до н. э.

Протоархитектура (др.-греч. protos — первая часть слов, означающая первенство, первооснову чего-либо) подразумевает древность, первичность сооружений, созданных руками человека, являющихся не просто предметом утилитарной строительной деятельности по созданию укрытий, но ещё и несущих базовые качества архитектурного объекта, связанные с духовной культурой. Этими качествами являются:

  1. наличие устойчивых «идеальных представлений», определяющих возможность развития человеческой культуры, проявляющихся в системности и гармоничности построения объекта;
  2. наличие устойчивых форм наследования социального опыта и их материальное закрепление в структуре объекта[4][5].

Наземные поселения носили характер общинных домов, где вокруг очага размещалось несколько семей. В домах размером до 15 × 35 м ряд центральных опор поддерживал коньковую жердь, на которую опирались стропила, врытые в землю. Меньшие дома (7 × 8 м) имели такую же конструкцию и иногда делались из костей мамонта с очагом в центре. Село Тимоновка, Гагарино, Костёнковское городище. Землянки и полуземлянки с укреплёнными стенами и лазом через крышу, который одновременно служил дымоходом.

Культура мезолита[править | править код]

Люди в эпоху мезолита вели полуоседлую жизнь: на зиму селились в пещерах и искусственных убежищах из камня, а летом рассеивались по территории.

Мезолит в Европе

В эпоху мезолита строились длинные родовые дома, которые делились перегородками на помещения для отдельных семей.

Мезолит в Передней Азии

В Передней Азии в IX—VII тыс. лет. до н. э. складываются поселения оседлого комплексного хозяйства (земледелие и скотоводство).

Мезолит на Ближнем Востоке

Дома натуфийцев представляли собой полуземлянки, часто с каменным основанием, облицованным смесью глины и песка. Над поверхностью земли сооружалась столбовая конструкция, поддерживающая камышовую кровлю.

Мезолит в Японии

В течение всего периода Дзёмон жители Японского архипелага жили в землянках и полуземлянках, традиционных жилищах докерамической эпохи. Жильё было погружено в землю, имело земляные стены и пол, а также каркас из деревянных столбов, который поддерживал крышу из шкур животных, травы и хвороста. Землянки периода Дзёмон различались по регионам. Больше всего их находят в Восточной Японии; меньше — в Западной.

Жилища начала периода Дзёмон имели простую конструкцию. Они были прямоугольные или круглые в плане. Центром жилья был очаг, который был нескольких типов: земляным, горшковым и каменным. Первый изготовляли путём простого выкапывания неглубокой ямки в полу, в которой жгли хворост и дрова; второй мастерили из нижней части горшка, который вкапывали в пол; третий сооружали из гальки или маленьких камней, которыми обкладывалось место для костра. Жильё регионов Тохоку и Хокурикудо этой эпохи отличались от остальных японских аналогов большими размерами. Начиная со среднего Дзёмона они имели сложную конструкцию, которая предусматривала использование нескольких очагов в одном доме.

  • Современная реконструкция древнейших японских построек
  • Стоянка Саннай-Маруяма

  • Стоянка Саннай-Маруяма

Постройки неолита[править |

Архитектура Парижа — Википедия

Translation2.pngНеобходимо проверить качество перевода и привести статью в соответствие со стилистическими правилами Википедии.Вы можете помочь улучшить эту статью, исправив в ней ошибки.
Оригинал на английском языке — Architecture of Paris.

Архитекту́ра Пари́жа создавалась французскими архитекторами в течение долгого времени, начиная с эпохи Средневековья и вплоть до XXI века. Именно в Париже зародился готический стиль; кроме того, здесь имеются выдающиеся памятники французского Ренессанса и классического Возрождения, а также образцы стиля эпохи правления Наполеона III, Прекрасной эпохи и ар нуво.

Парижские всемирные выставки 1889 и 1900 годов обогатили город такими архитектурными сооружениями, как Эйфелева башня и Большой Дворец. В конце XIX века Эйфелева башня, расположенная в 7-м округе Парижа и имевшая высоту 324 метра, была самым высоким зданием в городе. Со временем башня стала наиболее узнаваемым символом Парижа (до её появления главным символом города был Собор Парижской Богоматери).

В XX веке в Париже впервые появился стиль ар-деко. Парижские архитекторы также оказали влияние на постмодернистскую архитектуру второй половины века. Самое высокое современное здание в Париже — Tour First — имеет высоту 231 метр, оно построено в 1974 году и расположено в жилом квартале Дефанс.

Содержание

  • 1 Галерея
  • 2 Галло-римская архитектура
  • 3 Романские церкви
  • 4 Средневековье
    • 4.1 Дворец Сите
    • 4.2 Городские стены и замки
    • 4.3 Церкви — рождение готического стиля
    • 4.4 Дома и усадьбы
  • 5 Париж эпохи Возрождения (XVI век)
    • 5.1 Религиозная архитектура
    • 5.2 Дома и особняки
  • 6 XVII век: барокко и дебют классицизма
    • 6.1 Площади и городское планирование
    • 6.2 Дворцы и памятники
    • 6.3 Религиозная архитектура
    • 6.4 Купола
    • 6.5 Жилая архитектура в деревенском стиле
    • 6.6 Резиденции в стиле классицизма
  • 7 XVIII век — торжество классицизма
    • 7.1 Религиозная архитектура
    • 7.2 Жилая архитектура времени Регентства и правления Людовика XV
    • 7.3 Урбанизм — площадь Согласия
    • 7.4 Урбанизм при Людовике XVI
    • 7.5 Архитектура Парижа накануне революции
  • 8 Революционный Париж
  • 9 Ампир
  • 10 Париж Наполеона (1800—1815)
    • 10.1 Памятники
    • 10.2 Египетский стиль
    • 10.3 Чугунная архитектура
  • 11 Реставрация (1815—1830)
    • 11.1 Общественные здания и памятники
    • 11.2 Религиозная архитектура
    • 11.3 Коммерческая архитектура — торговые галереи
    • 11.4 Жилая архитектура
  • 12 В Париже Луи-Филиппа (1830—1848)
    • 12.1 Памятники и скверы
    • 12.2 Сохранение и восстановление
    • 12.3 Стиль Изящных искусств
    • 12.4 Первые вокзалы
  • 13 Наполеон III и стиль второй Империи (1848—1870)
    • 13.1 Культовая архитектура. Стили неоготики и эклектики
    • 13.2 Железнодорожные вокзалы и коммерческие объекты
  • 14 XX век
    • 14.1 Стиль Прекрасной эпохи (1871—1913)
    • 14.2 Парижская Всемирная выставка
    • 14.3 Религиозная архитектура
    • 14.4 Магазины и офисные здания
    • 14.5 Железнодорожные станции
    • 14.6 Жилая архитектура и изящные искусства в стиле модерн
  • 15 Соревнование между арт-деко и модернизмом (1919—1939)
    • 15.1 Ар-Деко
    • 15.2 Выставочная архитектура
    • 15.3 Жилая архитектура
    • 15.4 Государственное жилье
    • 15.5 Религиозная архитектура
  • 16 После Второй Мировой войны (1946—2000)
    • 16.1 Триумф модернизма
    • 16.2 Президентские проекты
    • 16.3 Башни
    • 16.4 Государственное жилье
  • 17 Современная архитектура (2001- …)
    • 17.1 Постмодернизм
    • 17.2 Экологическая архитектура
    • 17.3 Перестройка
    • 17.4 Государственное жилье
  • 18 Русская архитектура в Париже
  • 19 Наука
  • 20 Учебные заведения
  • 21 См. также
  • 22 Примечания
    • 22.1 Литература
  • 23 Ссылки
  • Аббатство Сен-Жермен-де-Пре (990—1160)

  • Собор Парижской Богоматери (1160—1230)

  • Интерьеры Лувра, выполненные архитектором Пьером Леско (1546)

  • Дом инвалидов, архитектор Жюль Ардуэн-Мансар (1677—1706)

  • Военная школа, архитектор Анж-Жак Габриэль (1751—1780)

  • Translation2.png

    Триумфальная арка. Архитектор Жан Шальгрен (1806—1836)

  • Опера Гарнье (Гранд-опера́), архитектор Шарль Гарнье (1861

Архитектура Великобритании — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 сентября 2014; проверки требуют 20 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 сентября 2014; проверки требуют 20 правок.

Архитектура Великобритании состоит из эклектичного многообразия архитектурных стилей, включая те, что предшествовали созданию Соединённого Королевства. Англия стала наиболее влиятельным центром архитектуры острова, однако значительную роль в международной истории архитектуры играют уникальные стили Ирландии, Шотландии, Уэльса. Хотя есть образцы доисторического и классического строительства, британская архитектурная история начинается с первой англосаксонской христианской церкви, построенной вскоре после прибытия Августина Кентерберийского в Великобританию в 597 г. Образцы норманнской архитектуры встречаются с XI века по всей Великобритании и Ирландии. Между 1180 и 1520 гг. процветала английская готическая архитектура, первоначально импортированная из Франции, но быстро развившая свои уникальные качества[1].

Британская архитектура тесно связана с историей страны. Часто ведущие военно-политические инициативы шли от её юго-восточной и центральной области, известной как Англия. Но на острове жили разные народы с разными культурами и языками — Уэльс, Шотландия, соседний остров Ирландия. Английским правителям понадобилось несколько столетий, чтобы соединить различные области в единое королевство, не имеющее федеративного устройства.

Протестантизм в форме англиканства в XVI веке занял ведущие позиции в религиозно-политической жизни королевства. Это обусловило значительные особенности развития искусства на острове — ограниченный характер идей Возрождения, что больше отразилось в литературе, чем в архитектуре или живописи.

  • короткий срок существования английского барокко, весьма сдержанного — и из-за его заимствованного характера, и из-за противостояния с католическими странами Европы — поклонницами стиля барокко (стиль иезуитов)
  • поиски собственного пути в искусстве и приверженность преимущественно идеям палладианства и классицизма в XVII—XVII вв.
  • мещанский или мелкобуржуазный характер архитектуры XVIII—XIX вв.
  • национальная приверженность средневековым формам искусства и архитектуры и возвращение к готике в XVII, и особенно в XIX веке в форме неоготики.

С доисторических времен сохранились мегалитические гробницы, которые относят к эпохе неолита. Среди наиболее известных сооружений II тысячелетия до н. э. — ритуальный комплекс Стоунхендж. Огромные каменные глыбы в сочетании с особым строем создают необычный ансамбль с окружающим пейзажем близ города Солсбери (графство Уилтшир) в 130 километрах юго-западнее Лондона.

Это сооружение состояло примерно из 90 каменных блоков, весом от 5 до 50 тонн и высотой от 1,8 до 7,5 метров. Сверху на них положены плиты-перемычки длиной 3,2 м. Существуют различные гипотезы о назначении комплекса — от храма до кладбища. У каменного Стоунхенджа были малые и деревянные предшественники, которые до наших дней не сохранились. Современные остатки комплекса охраняются, но уникальное сооружение остаётся предметом дискуссий, поп-акций и медийных сенсаций, научных исследований, гипотез и фильмов, которые пока мало что объясняют об истории сооружения и его функциях.

  • Stonehenge trouble on stones.jpg
  • Stonehenge Summer Solstice man on stones.jpg

Архитектурые стили в европейских странах.


    Корни латинского слова "Architectura" уходят в древнегреческий язык и означают высшее строительное искусство. Появление определённого архитектурного стиля обусловлено несколькими факторами: климатические условия, религиозная приверженность, технические возможности воплощения идей и общий уровень культурного развития населения.

Ампир 

возник в преддверии Великой Французской революции - т.е. накануне значительных реформаторских перемен. Монументальность и объёмность сооружений в эпоху Наполеона стали сочетаться с применением орнамента на египетские мотивы.

Ар-деко

- искусство декорации позднего модерна. Воплотив в себе идею неоклассицизма и модерна, отличается роскошным внешним видом с элементами шика и использованием дорогих материалов. Архитектурный стиль известен с середины 20-х годов ХХ века и в последующем оказал влияние на архитектуру в СССР. Английская готика - стиль архитектурных решений, используемых в строениях средневековой Англии. Существуют три этапа развития английской готики: ранняя английская готика 1170-1300 гг.; декоративный стиль 1272-1349 гг.; вертикальный стиль - он же перпендикулярный - был распространён в 1350-1539 гг.

Античная архитектура существовала на протяжении с VIII века до н.э. до V века н.э. Неоценимый вклад в общее направление дальнейшего развития архитектурных приёмов и способов их выполнения внесли древнегреческая и древнеримская архитектура.

Барокко - архитектурный стиль стран Европы XVII века и первой половины XVIII в. Отличительные черты - экспрессивные и неуравновешенные визуальные ощущения с налётом романтизма - визуально передаются вполне явственно. Русское барокко 1680-1700 гг. отличалось значительным влиянием традиций русского зодчества.

Большой стиль - непосредственно связан с правлением короля Франции Людовика XIV и с расцветом французского искусства во второй половине XVII века, называемым "Золотым Веком".

Брутализм как одно из направлений модернизма, возникло в Великобритании в 50-х годах ХХ века и через пару десятков лет стал известен во всех уголках планеты. Основной материал для исполнения всегда служит железобетон.

Бумажный стиль - название утопических архитектурных идей ввиду заведомой невозможности их воплощения в реальности.

Бюргерский стиль - распространённая в городах центральной Европы традиция создания строительных форм, основанная на традиционном мещанском мировосприятии и приспособленная под повседневные нужды мелких торговцев и ремесленников.

Готический архитектурный стиль, распространённый в XII-XV веках во многих европейских странах, разделяется на три основных этапа развития - раннеготический, высокая готика и поздняя готика. Изначально готический стиль развивался на базе Романского стиля, распространённого в Бургундии, позже получил признание в других странах Европы. Отличительная черта готического стиля - каркасная конструкция зданий, обеспечивающая принцип вертикали всего сооружения, высокие башни, колонны, арки с заострённым верхом, окна с разноцветными витражами.

Деконструктивизм как стиль архитектуры оформился в конце 80-х годах ХХ века и отличается некоторой агрессивностью по отношению к окружающим городским строениям, а также явной усложнённостью и изломанностью внешних форм зданий.
  
Кирпичная готика - готический стиль архитектуры, распространённый в северогерманских землях, а также в Польше и Прибалтике в XIII-XVI вв. Отсутствие возможности оформления орнамента скульптурами заменялось использованием наряду с обычным красным керамическим кирпичом глазурованного кирпича.

Кирпичный стиль в архитектуре сформировался в середине XIX века и получил своё распространение благодаря относительно простому способу строительства зданий с использованием кирпичной кладки, которая и выполняла роль декора. В России второй половины XIX века кирпичный стиль был основным стилем промышленных сооружений, а позже этом стиль стал востребованным и при возведении гражданских объектов.

Классицизм - стиль европейской архитектуры второй половины XVIII - начала XIX в. Архитектурно-декоративные формы классицизма основаны на мотивах античной архитектуры и отличается гармоничной простотой и строгостью строений.

Конструктивизм - стиль в искусстве и архитектуре, имевший место в СССР с 1920 г. по первую половину 30-х годов ХХ века. Для этого авангардистского стиля присущи строгость и чёткость в геометрических формах.

Конструктивизм скандинавский - современный стиль начала XXI века. Строгость в геометрии и некоторый аскетизм. Чёткие пропорции и отсутствие напыщенности, а также значительная площадь остекления, которая обеспечивает беспрепятственному проникновению солнечного света в помещение и использование натуральных строительных материалов получает признание в Санкт-Петербурге.

Метаболизм возник в середине ХХ века в Японии и его отличает некоторая визуальная незавершённость в восприятии внешнего вида здания и акцентированию внимания на эту незаконченность.

Модерн - распространённый в 1890-1910 гг. отличается использованием новых технологий, позволявших широко использовать металл и стекло при строительстве.

Неоготика - своего рода ренессанс кирпичной готической архитектуры, произошедший в конце 60-х годах XIX века в Германии. Стиль нашёл своё применение при строительстве церквей.

Неоклассицизм - запутанность в определении этого стиля связана с тем, что в России и в Германии этот стиль относится к началу ХХ века и связан с возрождением классицизма 1762-1840гг. без использования штукатурки, но с явственной подчёркнутостью классических форм, выполненных в камне. Во Франции неоклассицизм относится к периоду правления Людовика XVI - т.е. ко второй половине XVIII века.

Органическая архитектура основана на том, что строительные объекты должны гармонично вписываться в окружающую среду и всем своим видом дополнять её, но никак при этом особенно не выделяться. По причине того, что в городских условиях природы уже мало, то этот стиль стал популярен при строительстве загородных особняков.

Постмодернизм - архитектурный стиль, появившийся во второй половине ХХ века во многих странах. Адепты постмодернизма считают себя правоприемниками позднего модерна, но в отличие от модерна широко используются различные варианты оформления орнамента, нередко граничащие с вульгарностью.

Ренессанс - стиль западноевропейского зодчества XV-XVI веков, основанный на возрождении античных (древнегреческих и древнеримских) архитектурных форм. Ранний ренессанс XV век, высокий ренессанс - первая четверть XVI века, поздний ренессанс, он же маньеризм - вплоть до начала XVII века.

Ретроспективизм - вариант неоклассицизма, направление в архитектуре ХХ века, связанное с осознанием наследия всех архитектурных стилей и их национальных особенностей.

Рококо - стиль французской архитектуры первой половины XVIII века, представляющий собой позднюю стадию барокко. Рококо отличается от барокко мелкомасштабностью своих форм (орнаментом).

Романский стиль был распространён в X-XII веках в ряде стран Западной Европы. Базисом для романского стиля служили древнеримские постройки. Отличительные черты - брутальный аскетизм сооружений с небольшими окнами и проёмами. Второстепенные постройки строились вокруг основного сооружения - башни (донжон). Храм в романском стиле выполнял роль крепости.

Русский стиль - архитектурное направление с XIX до начало ХХ века, основанное на осознании национальных архитектурных корней вплоть до византийской архитектуры. Все стили, нашедшие своё воплощение в строительстве на территории России, так или иначе были видоизменены благодаря особенностям традиций русского зодчества.

Сталинский ампир сформировался в конце 30-х годов ХХ века. Для этого стиля характерно использование бронзы и мрамора при оформлении декора, а также архитектурных ордеров. Общая концепция массовых застроек улиц должна была источать из себя уверенность в завтрашнем дне, оптимизм и гордость за свою страну.

Функционализм - архитектурный стиль ХХ века, в основе которого заложены определённые правила, согласно которым каждое сооружение должно быть спроектировано исходя из его конкретных функций. Материалами для строительства являются стекло, железобетон и в отдельных случаях кирпич. Отличительная черта - незапоминающаяся внешность и безликость сооружений.

Хай-тек - вариант позднего модернизма с конца 70-х годов ХХ века. Особенности стиля - повсеместное внедрение высоких технологий в простоту, но это не прагматизм в чистом виде - не исключено жертвование функциональными возможностями ради стилистики. Широкое применение стекла, пластика и металла.

Эклектика - архитектурный стиль, распространённый в Европе и в России в 1830-1890 гг. Хотя и основывался на более ранних стилях, но с добавлением новых черт, причём архитектурная форма сооружения задавалась с учётом их предназначения и общих правил для всех сооружений не существовало.

  Необычные здания в мире. Фото

About Author


alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *