Архитектурные фасады зданий – Архитектурные элементы при декоре фасадов. Архитектурные элементы фасада здания Архитектурное описание фасада

Содержание

Архитектурные элементы фасада здания: Оригинальный вид вашего дома

Выбор лепного декора в Краснодаре: Пенопластовая лепнина

Архитектурный декор из пенополистирола : роскошь на долгие годы

Сегодня многие дизайнеры для придания оригинального вида дому все чаще и чаще используют архитектурные элементы фасада. Применение наличников, молдингов, карнизов, рустов и других украшений дает возможность сделать интересное обрамление дверей и окон, а также оригинально подчеркнуть углы или козырек дома. Роскошные или строгие колонны, и элементы, использованные по горизонтальным линиям, позволяют визуально исправить пропорции здания.

Чаще всего архитектурные элементы фасада используют для оформления зданий в стиле ампир, барокко или модерн. Однако сегодня благодаря современным материалам и технологиям, благодаря которым лепной декор стал доступнее, дизайнеры эффективно используют его даже в современных стилистических направлениях.

Материалы для производства современного фасадного декора

Еще лет сто назад, фасадный декор изготавливался только из тяжелых материалов, таких как, натуральный и искусственный камень, гипс и бетон. Сегодня в распоряжении потребителей и дизайнеров есть не только тяжелые классические украшения, но и огромный выбор современного и легкого лепного декора.

Сейчас рассмотрим архитектурные элементы фасада из самых популярных материалов и обратим внимание на их плюсы и минусы.

Гипс

Фасадный декор из гипса используют, как и тысячу лет назад, но все же применяется для наружной отделки зданий он все реже и реже. Такой материал обладает следующими преимуществами:

  • Абсолютная экологичность.
  • Возможность создавать самые разнообразные элементы максимально выразительные по форме и рисунку.
  • Изготавливать украшения можно прямо на объекте и даже своими руками, используя готовые формы.

Однако, несмотря на свою тысячелетнюю историю, гипсовый декор имеет и ряд недостатков:

  • Тяжелый вес, поэтому их можно использовать только для фасада зданий, имеющих прочный фундамент и надежную несущую конструкцию.
  • Хрупкость. Такие детали можно легко испортить при транспортировке и монтаже.
  • Сложный монтаж. На фасады, которые не обладают необходимым запасом прочности, приходится делать дополнительные укрепления.
  • Высокая гигроскопичность. Такие украшения сильно поглощают влагу, которая при понижении температуры замерзает и деталь покрывается трещинами.

Стеклофибробетон

Это современный декор, который изготавливается из сухих смесей на основе цемента и укрепляется стекловолокном.

Преимущества этого декора:

  • Выдерживает перепады температуры.
  • Намного легче бетонного и гипсового аналога.
  • Может имитировать натуральные материалы.

Эти современные элементы популярны, но все же имеют и свои недостатки:

  • Несмотря на свой облегченный вес, не подходят для украшения облегченных современных фасадов без дополнительного укрепления.
  • Для изготовления деталей необходимы специальные литьевые формы, что делает украшения дороже.

Пенополистирол

Архитектурные элементы фасада из пенопласта — самый популярный декор на сегодняшний день. Он выглядит роскошно, изготавливается абсолютно любых форм и размеров, служит много лет, не теряя своего первозданного вида, и весит немного. Такими украшениями можно оформлять любые типы фасадов, хоть старинных построек, хоть каркасных домов. Для изготовления фасадного декора из пенопласта используется термическая резка и компьютерные технологии, поэтому создать деталь по индивидуальным эскизам не составляет труда. Самое главное при всем при этом колонны, пилястры, русты, карнизы и другие украшения стоят намного дешевле аналогичных изделий из других материалов.

Архитектурные элементы при декоре фасадов. Архитектурные элементы фасада здания Архитектурное описание фасада

3627 0 0

Декоративные элементы преображают здание, делают его роскошным и изысканным. В зодчестве применялось более тысячи фрагментов, все термины перечислить невозможно. Рассмотрим самые популярные украшения фасада в современном строительстве.

Фасадный декор

Сегодняшние здания имеют минимум украшений. Красивые дома теперь строят владельцы загородной недвижимости. Частные коттеджи впечатляют разнообразием форм и украшениями.

Фасадный декор - неконструктивная часть. Это украшения, делающие строение уникальным. Они стилизуют, подчёркивают статус владельца, демонстрируют мастерство дизайнера. Фасады делятся по назначению:

  • главный,
  • задний,
  • дворовой,
  • боковой,
  • парковый,
  • уличный.

Элементы декора зданий

По назначению оформляющие элементы подразделяются на две группы.

  1. Активный декор - основан на форме и конструкции постройки. Соответствует назначению и габаритам.
  2. Пассивный декор - предназначен исключительно для украшения облика, не связан с членением, формой.

Для создания гармоничного облика фасада требуется базовые знания о названиях и назначении архитектурных украшений. Детали применяются на окнах, прогонах стен. Ими выделяют горизонталь крыши, углы дома, межэтажное пространство.

Членение фасада декором подразумевает вертикаль и горизонталь:

  • К вертикальным членениям относятся пилоны, колонны, лопатки, столбы, опоры, пилястры, кариатиды.
  • К горизонтальным - сандрик, карниз, цоколь, парапет, пояс, фриз, архитрав.

В смешенном виде декоративные объекты используются в эркере, портале, балконах, портиках, колоннадах, на фронтонах, оконных и дверных проёмах. Многие их них повторяются, создают ритм. Пропорции логично соотносятся с габаритами здания, подразделяются по высоте, ширине, длине.

Выбор и расположение элементов зависит от архитектурных, стилистических особенностей здания. Совокупность украшений всегда выдерживается в определённом стиле: скульптурный, живописный, архитектурный.

Рассмотрим основные фасадные фрагменты. В таблице показаны объекты, применяющиеся в наше время:

Название, фото Характеристики Расположение

Прямоугольные плитки/накладки, известные под названием «бассаж».

Обычно используют в чередовании двух размеров, с соблюдением отступов.

Углы стен, голая внешняя часть стены.

Выступающая деталь на фасаде здания, тянущаяся вдоль всего горизонта стены. Под крышей, между этажами, над цоколем.

Обрамление некоторых предметов. Состоит из прямоугольных форм. Могут заглубляться или выдвигаться. Декорирующие элементы стен. Размещаются вокруг розеток.

Иногда входят в состав украшений.

Состоит из фигурно сделанных столбиков.

Связываются колоннами. Сверху накрываются перилами.

Ограждение для террасных парапетов, лестничных прогонов, балконов.

Карниз с фронтоном, чаще прямоугольной формы.

Снабжается декоративной отделкой (лепнина, узоры).

Над окном, дверным проёмом, нишей.

Предназначен для прикрытия окон от дождя.

Декоративный фрагмент клиновидной формы. Вносит симметрию в оформление. Включается в обрамление арок, карнизов.

Входит в состав сандрика.

Тип опоры, поддерживающей выступающие элементы фасада. Обычно исполняется в виде балки. Монтируется под карнизами, окнами, балконами. Могут выступать самостоятельными декорирующими фрагментами.

Фасадная колонна

Самый массивный архитектурная деталь - это колонна. Используется в качестве украшения или несущей опоры. Входит в конструктивные фрагменты здания. Представляет прочный столб любой формы. Условно делится на три части:

Фото Описание

База

Основание называется базой. В большинстве случаев её диаметр отличается от основной части - имеет утолщение.

База должна быть мощной и выдерживать массу самой колонны и нагрузку деталей здания.

Ствол

Самая значительная часть колонны, её часто называют «тело». Бывает рельефным, гладким, с вертикальными желобами и горизонтальными декоративными линиями. При любом сечении заужена кверху.

Капитель

Верхняя часть колоны называется капителью. Она всегда выделяется массивностью - превосходит габариты базы.

Выполняет функцию распределения нагрузки. Украшается лепниной, консолями и прочим декором. Считается самой красивой частью.

Подвиды колонн:

  1. Пилястра - не предназначена для нагрузок, только украшает. По устройству схожа с колонной, входит в плоскость стены. Бывают округлые, квадратные, пучкообразные, прямоугольные.
  2. Полуколонна - имеет вид квадратного/круглого столба. Выходит, за плоскость здания, на 50–75% своего объёма. Это чисто декоративный объект - не несёт нагрузок. Ставится для украшения дверных проёмов, прогонов стен.

Особенности монтажа

Установка архитектурных элементов зависит от их габаритов и качества материалов. Виды монтажа фасадов подразделяются на два способа: механический и химический (клеевой). Для подстраховки часто применяются оба способа.

Карнизы, филенки, наличники и другие габаритные детали без надлежащей фиксации могут деформироваться. Гарантированно удерживаются с помощью монтажного дюбеля, клея, железного анкера.

Монтаж проходит по определённой схеме:

  1. Основание под приготовленный фрагмент выравнивается, зачищается, высушивается.
  2. На фасад наносятся разметки: горизонтальные (по уровню), вертикальные (по отвесу).
  3. На крепёжную сторону шпателем наносится слой клея. Элемент сильно придавливается к стене.
  4. Наклеенный фрагмент дополнительно закрепляется фасадными дюбелями.
  5. После высыхания проводится обработка швов герметиком. Через 4 дня - шлифовка стыков.

Для сохранности элементов, над оконным и дверным пространством могут устанавливаться отливы.

Архитектурные стили

Украшения фасада способны придать зданию разные направления. Архитектурные элементы являются обязательными во многих стилях. Заглянем в историю, рассмотрим примеры использования элементов.

Современное строительство может объединять разные течения и традиции зодчества. Совокупность направлений называется Нео-стиль. В них на основе современных технологий могут сливаться разные стили, восточные и европейские культуры.

Сегодня в частном строительстве нет ограничений, здесь приветствуется полная свобода и импровизация.

Современные усадьбы/особняки обычно украшают скромно. Темы выстраиваются, но контрасте отделки. Оконное обрамление, русты, консоли, карнизы и другие базовые элементы используют белого цвета. Такая отделка эффектно смотрится на тёмной облицовке, оживляет кирпичный фасад.

На пике моды нестандартные решения. Дома выстраивают с выступами на фасаде в виде эркера. Это увеличенная часть внутреннего помещения, выходящая за плоскость стен.

Эркер имеет несколько окон, которые украшаются архитектурными элементами. Строение приобретает интересный вид.

Вывод

Знания базовых деталей декора, их назначение поможет продумать экстерьер дома. Грамотное расположение и сочетание архитектурных фрагментов преобразит жилище. Поможет подчеркнуть достоинства и скрыть недостатки.

В представленном видео вы найдёте дополнительную информацию по данной теме. В комментариях поделитесь вариантами использования декора.

11 февраля 2018г.

Если вы хотите выразить благодарность, добавить уточнение или возражение, что-то спросить у автора - добавьте комментарий или

Архитектурные элементы здания - Фасадный декор

Архитектурные элементы здания использовались для украшения всегда. Во все времена люди возводили сооружения для различного назначения и использования — культовые и общественные, административные и жилые. Зодчие стремились придавать внешнему виду зданий — то есть фасадам определенную смысловую значимость, обозначая этим не только лишь функциональное назначение постройки, но и эмоциональное определенное воздействие на психику человека (это храмы и монастыри, дворцы и усадьбы, торговые и промышленные комплексы и жилые дома). Архитектурный декор зданий нес дух исторических эпох, рассказывая молча об эволюции политических, эстетических и религиозных нравов общества, о его мировоззрения и его мировосприятия.

Если строились здания из естественных и натуральных материалов (камень и дерево), тогда использовались зачастую неповторимые декоративные фактурно-текстурные качества самого материала и архитектурных элементов, созданные либо выявленные ремесленным трудом мастеров. Архитектура и элементы зданий все усложнялась, а вместе с тем усложняется и сам архитектурный декор.

Современные архитектурные элементы зданий

Архитектурные элементы зданияСовременное развитие архитектурных форм и элементов здания в целом идет по общей линии снижения веса любых ограждающих конструкций. Новое качественное развитие стен заключается в их относительной свободе во время формирования архитектурного объема — цельности и нерасчлененности огромных поверхностей либо подразделении их на самостоятельные и отдельно стоящие стены. А выход из жестких и конструктивных связей, которые обусловлены прошлыми системами, принес им локальную разграничительную роль.

Визуальное выявление входов и проемов окон и дверей, этажных членений и лестниц часто происходит при помощи элементов других тектонических систем. Отсюда и появление новых приемов трактовки стен и, следовательно, новых связей между монументальным и декоративным искусствами.

Архитектурный декорОднако и в подобных условиях стена по-прежнему остается одной из наиболее выразительных художественных форм – это рельеф, вырубленный в каменных массивах, закладные массивные элементы пластики и рельефная кладка из кирпича или бесчисленные варианты облицовки и «накладных форм», все они составляют богатый арсенал используемых средств архитектурного декора.

Каркасная структура — это одна из наиболее распространенных и самых перспективных форм в современном строительстве. Она обладает очень большими потенциальными возможностями для взаимодействия с произведениями мирового монументально-декоративного искусства.

Размещение живописи или пластики в структуре решетки каркаса и консольное расположение отдельных барельефов, фризовых лент, плоскости рельефа либо живописи, покрывающие целостный общий объем зданий в виде свободного течения стены и «островное» расположение произведений искусства — вот это и есть наиболее характерные структурные приемы для взаимосвязи архитектуры каркасных сооружений и современного архитектурного декора.

Хотите получить бесплатную консультацию по подбору архитектурных элементов для Вашего дома? Обратитесь к нашим менеджерам

Как читать фасады домов: архитектурная азбука, страница-6

  1. Зачем построен этот дом?
  2. Архитектурная азбука: архитектурные элементы от А до Я. Буквы А - Г
  3. Архитектурная азбука: архитектурные элементы от А до Я. Буквы Д - З
  4. Архитектурная азбука: архитектурные элементы от А до Я. Буквы И - Н
  5. Архитектурная азбука: архитектурные элементы от А до Я. Буквы О - С
  6. Архитектурная азбука: архитектурные элементы от А до Я. Буквы Т - Я
Т — Тяга
Тяга

Тяга — горизонтальный или вертикальный поясок, выступ (обычно штукатурный или каменный), членящий стены зданий или обрамляющий панно и потолки. Как правило, тяга состоит из архитектурных обломов.

У — Уши
Уши

Уши — криволинейные или прямоугольные выступы наличника, симметрично расположенные по разные стороны от верхней части проема.

Ф — Фронтон
Фронтон

Фронтон — треугольное завершение фасада здания, портика, колоннады. По бокам его ограничивают два ската, а у основания — карниз. Поле фронтона (тимпан) часто украшают скульптурой или лепниной. Обычно фронтон используют для декора дверей и окон зданий.

Фронтон может быть килевидным (напоминать перевернутый киль корабля), лучковым (напоминать натянутый лук), полукруглым (с полуциркульным завершением), прерванным (с горизонтальным карнизом, прерываемым для вставки, например, окна), разорванным (обрамление которого разорвано в одном или нескольких местах), раскрепованным (с выступающими вперед частями), самцовым (сложенным из бревен), ступенчатым (в виде уменьшающихся кверху ступеней), трапециевидным (в виде трапеции), треугольным (в виде равнобедренного треугольника). Ряд треугольных кровель-фронтонов образуют фронтонный пояс. Украшает фронтон акротерий —насадка на острие, конце или вершине в форме вьющихся растений или скульптурных фигур.

Х — Хоры
Хоры

Хоры — балкон, галерея или лоджия внутри парадного зала или в церкви.

Ц — Цоколь
Цоколь

Цоколь — лежащая на фундаменте нижняя, обычно немного выступающая, утолщенная часть наружной стены здания. Обычно его декорируют. Цоколь может быть ступенчатым, и тогда его называют стереобатом, а его верхнюю ступень стилобатом.

Ч — Четверик
Четверик

Четверик — в русской каменной и деревянной архитектуре четырехугольное в плане сооружение или составная часть композиций зданий. Нередко четверик сочетается с восьмигранной частью (восьмериком) — так называемый, «восьмерик на четверике».

Ш — Шпиль
Шпиль

Шпиль — вертикальное и остроконечное завершение зданий в виде сильно вытянутого вверх конуса или пирамиды. Часто шпиль венчают флагом, флюгером (вращающееся завершение, которое показывает направление ветра), эмблемой или скульптурой.

Щ — Щипец
Щипец

Щипец — верхняя часть торцевой стены здания, ограниченная двумя скатами крыши и, в отличие от фронтона, не отделенная снизу карнизом. В готической архитектуре остроконечный щипец называют также вимперг. Поле вимперга украшают ажурной или рельефной резьбой, по краям вимперг обрамляют каменными деталями и венчают флероном (крестоцветом — украшением в виде стилизованного цветка, как правило образованного четырьмя ответвлениями-краббами от вертикального стержня).

Ъ — Контрофорс
Контрфорс

Контрфорс — вертикальный выступ или ребро, усиливающее стену. Также это может быть отдельно стоящая опора, связанная со стеной аркбутаном (наружной полуаркой). Внешняя поверхность контрфорса может быть вертикальной, ступенчатой или непрерывно наклонной, увеличивающейся к основанию. Контрфорсы строили в виде устоев, примкнутых к стенам вокруг всего сооружения на некотором расстоянии друг от друга. Их пристраивали в тех местах, где в стену упираются подпружные арки, несущие своды и барабан купола — то есть нагрузка на стену наибольшая.

Ы — Бойницы
Бойницы

Бойницы — отверстия в крепостных стенах для стрельбы. Одной из разновидностью стали машикули — навесные бойницы. Также в качестве бойниц использовали зубцы (мерлон) — выступы крепостной стены или башни в форме «ласточкин хвост» (с раздвоением в верхней части). Сейчас бойницы утратили оборонительное значение. Теперь их используют только как декоративный элемент.

Ь — Консоль
Консоль

Консоль (кронштейн) — выступ в стене, поддерживающий другие выступающие части здания, например, балкон или карниз. Обычно кронштейны и консоли декорируют.

Э — Эркер
Эркер

Эркер — закрытая выступающая из плоскости стены часть здания в несколько этажей или во всю высоту фасада кроме первого этажа. Эркеры появились из-за нехватки места на тесных европейских улицах. Тогда, чтобы увеличить жилую площадь, у зданий появились выступающие части на уровне второго этажа и выше.

Обычно эркер снабжен окнами, но может быть остеклен по всему периметру. Выступающий из стены балкон — по сути тоже эркер. Этим он отличается от лоджии — открытого с одной или нескольких сторон углубленного помещения.

Ю — Юбка
Юбка

Юбка — карниз или козырек по всему периметру здания.

Я — Ярус
Ярус

Ярус — этаж. Бельэтаж — второй снизу, после цокольного, этаж здания. Обычно он более высокий, чем первый, и в нем располагают парадные анфилады комнат. А над зданием обычно строят цилиндрический бельведер, откуда открывается далекий вид. Это может быть и ротонда — круглая в плане постройка с куполом, по периметру которой обычно расположены колонны.

Страница 6 из 6«‹23456

Как читать фасады домов: архитектурная азбука, страница-2

  1. Зачем построен этот дом?
  2. Архитектурная азбука: архитектурные элементы от А до Я. Буквы А - Г
  3. Архитектурная азбука: архитектурные элементы от А до Я. Буквы Д - З
  4. Архитектурная азбука: архитектурные элементы от А до Я. Буквы И - Н
  5. Архитектурная азбука: архитектурные элементы от А до Я. Буквы О - С
  6. Архитектурная азбука: архитектурные элементы от А до Я. Буквы Т - Я

Архитектурная азбука: архитектурные элементы от А до Я

Фасад — наружная, лицевая сторона здания. Различают главный фасад, уличный фасад, боковые фасады, дворовый, парковый и другие фасады.

А — Антаблемент. Арка.
Антаблемент

Антаблемент — верхняя горизонтальная часть постройки, обычно лежащая на колоннах. Антаблемент состоит из несущей части (архитрава), опирающегося на него фриза и венчающего его карниза. В отсутствие колонн антаблемент часто завершает верхнюю часть стены.

В дорическом ордере фриз состоит из чередующихся триглифов (вертикально стоящих прямоугольных плит с несколькими желобкам) и метоп (прямоугольных каменных или керамических плит, украшенных рельефами или живописью), которые в нижней или верхней части могут быть украшены гуттами (маленькими усеченными конусами или цилиндрами). В ионическом и коринфском ордерах фриз заполняют сплошной лепниной или оставляют пустым. Также фризом называют сплошную полосу скульптурных или живописных изображений, окаймляющую верх стен.

Задача карниза — отделять крышу от стены или разделять плоскость стены по горизонтали. Поэтому карниз обычно выходит вперед и нависает над остальными частями антаблемента, одновременно защищая их от осадков. В основе карниза — выносная плита, нижняя часть которой имеет плоские наклонные выступы (мутулы), которые также могут быть украшены гуттами. А небольшой карниз над окном или дверным проемом (иногда опирающийся на консоли и украшенный фронтоном) называют сандриком.

Над карнизом антамблемента может быть еще надстроена декоративная каменная стенка — аттик. А небольшой выступ плоскости фасада, антаблемента или карниза называют раскреповкой.

Арка

Арка — дуга, изгиб, криволинейное перекрытие проема в стене или пролета между двумя опорами (пилонами). Несквозные проемы перекрывают с помощью слепых или ложных арок. А арку, опоры которой расположены на разных уровнях, называют ползучей.

Обычно арка опирается на импост в виде карниза или выступа. В вершине ее нередко можно увидеть клинообразный или пирамидальный блок, который может выступать над плоскостью арки и даже выделяться размерами. Это характерный для классицизма замковый камень. Он скрепляет и украшает арку. Веерный замок состоит из трех клинчатых камней, наподобие веера — крупного центрального и двух малых по бокам.

Нередко арочный проем обрамляют декоративным валиком — архивольтом. Он выделяет дугу арки из плоскости стены. А если арка сквозная, то обращенную книзу поверхность (софит) иногда украшают. Кстати, софиты есть и у других архитектурных элементов, например, у карниза. Но есть и другие способы украсить арки. Например, с помощью висячей гирьки — опрокинутой пирамидки из кирпича или камня. Гирька подвешивается на скрытом в кладке железном стержне и служит опорой декоративным арочкам, обычно объединенным общей большой аркой. А трифорий (трехчастный арочный проем) не только украшает стену, но и укрепляет ее.

Ряд одинаковых по форме и размеру арок, опирающихся на колонны или столбы, образуют аркаду, а ряд декоративных ложных арок — аркатуру. Иногда аркатура может иметь вид пояса с колонками на кронштейнах (аркатурно-колончатый пояс). В целом арки украшают здания и увеличивают прочность стен.

Б — Балюстрада. Башня.
Балюстрада

Балюстрада — ограждение лестниц, террас и балконов из ряда фигурных столбиков (балясин), соединенных сверху горизонтальной балкой или перилами. Балясины также могут быть в виде доски с контурной прорезкой.

Заграждение, проходящее по краю крыши, террасы, балкона, вдоль моста или набережной, называют парапетом. Причем парапет может быть не только в виде балюстрады, но и в виде сплошной стенки. Иногда он становится постаментом для декоративных ваз и статуй.

Башня

Башня — сооружение, высота которого намного больше длины и ширины. Изначально башни с мощными куртинами (участками стен между ними) строили для обороны, затем для гражданских целей (например, пожарные каланчи). Сейчас башни нередко используют для украшения построек и создания высотной доминанты здания или архитектурного ансамбля.

Но есть и специальные декоративные башенки — пинакли. Обычно их венчают фиалы (завершение в виде пирамиды, фигурного шпиля, крестоцвета) и украшают краббы (крюкообразные декоративные элементы чаще всего в форме вырезанных из камня закрученных листьев, почек или цветов). Особенно популярны пинакли в готической архитектуре. И хотя башни обычно носят декоративный характер иногда с их помощью увеличивают вес и мощность контрфорсов.

В — Витраж
Витраж

Витраж — декоративное заполнение оконного проема из цветного стекла. Витражи изготавливали с расчетом на сквозное освещение, при котором картинка начинала сиять.

Г — Галерея
Галерея

Галерея — длинное крытое светлое помещение, где одну из продольных стен заменяют колонны, столбы или балюстрада. Также галереей называют удлиненный зал со сплошным рядом больших окон на одной из стен.

Древнерусские церкви нередко окружала наружная галерея на уровне перекрытий подклета — гульбище. А если она располагалась перед входом в храм, ее называли папертью.

Еще один исконно русский тип галереи — галдарейки. Они появились после отмены крепостного права, когда крестьяне хлынули в Москву. Тогда для решения жилищного вопроса стали строить дома по сверхбыстрой технологии: без подъездов и лестниц внутри. А для перехода с этажа на этаж ставили галдарейки — крытые (реже открытые) галереи вдоль дворовой части дома. Само слово стало искажением от галерея-галдарея.

Страница 2 из 6«‹123456›»

Как читать фасады домов: архитектурная азбука, страница-5

  1. Зачем построен этот дом?
  2. Архитектурная азбука: архитектурные элементы от А до Я. Буквы А - Г
  3. Архитектурная азбука: архитектурные элементы от А до Я. Буквы Д - З
  4. Архитектурная азбука: архитектурные элементы от А до Я. Буквы И - Н
  5. Архитектурная азбука: архитектурные элементы от А до Я. Буквы О - С
  6. Архитектурная азбука: архитектурные элементы от А до Я. Буквы Т - Я
О — Облом. Оконница
Обломы

Обломы (мулюры, профили) — архитектурные элементы, расположенные по горизонтали на цоколях, в карнизах, междуэтажных поясах, базах колонн для усиления декора. Иногда обломы размещают также по наклонной (в карнизах фронтонов), кривой (на архивольтах арок) или ломаной линии (обрамления порталов, окон).

  • Вал в поперечном сечении представляет собой полуокружность или четверть окружности. А вогнутый профиль называется выкружкой. Подобными деталями декорируют базы и капители колонн.
  • Каблучок также состоит из выпуклой и вогнутой дуг. Прямой каблучок (выпуклая дуга наверху) используется в капителях, карнизах; а обратный каблучок (выпуклая дуга внизу) — в базах колонн, цоколях.
  • Полка — горизонтальный, прямоугольный в сечении выступ в базе колонны, карнизе и т.д.. Иногда полку используют для защиты от осадков.
Оконница

Оконница — оконный переплет, в который вставляют куски слюды или стекла, связанные свинцовыми скрепами (например, в виде металлической решетки). Боковая поверхность оконного проема называется откос, щека или плечики. При этом щеками называют параллельные откосы бойниц или узких окон. А плечиками — трапециевидные откосы, расходящиеся внутри помещения (в такое окно можно просунуть только голову, хотя в проеме стены поместятся и плечи). Обычно оконный или дверной проем обрамляет наличник в виде накладных фигурных планок. Функционально он прикрывает щель между стеной и оконной или дверной коробкой.

Обычно окна имеют прямоугольную форму. Но, например, в готических и романских постройках нередко делают круглое окно с каменным переплетом в виде радиальных лучей, исходящих из центрального кружка (роза). А в эпоху барокко появились овальные окна — «бычий глаз». Двойное окно с колонкой посередине и двумя арочками наверху, объединенными одной общей аркой или треугольным фронтоном называется венецианским. А арочное окно, разделенное вертикальными перемычками на три части — итальянским.

Нередко можно увидеть мансардное окно в скате крыши или куполе (люкарну). Его рама обычно стоит в той же плоскости, что и стена фасада, и нередко продолжает ее. Люкарну используют не только для освещения, но и как часть декора.

А в утилитарный целях к домам пристраивают неотапливаемое застекленное с 2-3 сторон помещение — веранду. В отличие от террасы, веранда всегда остеклена.

П — Портик
Портик

Портик — ряд колонн перед фасадом здания под одним антаблементом и фронтоном (или только антаблементом). Открытый с одной стороны, с противоположной стороны портик ограничен стеной. Обычно портик объединяет 2 (дистиль), 4 (терастиль), 6 (гексастиль) или 8 (окстастиль) колонн. Нередко за портиком скрывается портал — архитектурно оформленный вход в здание.

Р — Ризалит
Ризалит

Ризалит — выступающая часть здания, идущая во всю его высоту. Ризалиты обычно расположены симметрично по отношению к центральной оси здания.

С — Свод. Сень
Свод

Свод — перекрытие, опирающееся на стены или точечные опоры. Нижнюю часть свода называют пятой свода. Очень долго строительство куполов (перекрытия в виде полусферы) было сложной задачей. Но с изобретением парусов (тромпов) она стала решаемой. Паруса обеспечивают переход от квадратного в плане подкупольного пространства к окружности купола или его барабана. Они имеют форму треугольника, вершина которого обращена вниз и заполняет пространство между арками, соединяющими соседние столпы подкупольного квадрата. Основания парусов образуют круг и распределяют нагрузку купола по периметру арок.

Внутри свод может быть украшен плафоном (произведением монументально-декоративной живописи или скульптуры) или кессонами (квадратными или многоугольными декоративными углублениями).

Снаружи свод покрывает кровля. Скаты (наклонные поверхности) кровли встречаются в ендове (месте пересечения), и в зависимости от количества скатов, их формы и угла могут образовывать клинчатую кровлю (остроугольную двухскатную крышу), вальмовую крышу (четырехскатную кровлю с треугольными скатами по торцовым сторонам), шатер или палатку (четырехгранную, восьмигранную или многогранную пирамиду), бочку (кровлю с плавными криволинейными скатами и расширением в нижней части) или крещатую бочку, образуемую двумя взаимно пересекающимися бочками.

Для защиты нижележащих стен от осадков делают капельники (специально загнутые края кровли) и полицы на шатровых крышах (вынос кровли).

В крыше могут быть устроены окна (слухи), но чаще на чердаке устраивают жилое помещение — мансарду. Двухскатная крыша мансарды состоит из двух частей: верхней пологой и нижней отвесной. Конструкция мансарды была разработана французским архитектором Ф. Мансаром. И сейчас его именем называют любое чердачное помещение.

Конечно, крыши зданий украшают. Чаще всего с помощью антефикса (украшения у карниза в виде гирлянд из стилизованных пальмовых листьев или плитки с рельефом) и пандатива (скульптурного украшения на вершине свода).

Сень

Сень (балдахин) — богато украшенный навес на поддерживающих столбах. Над окнами обычно делают декоративные валики — бровки или полки. Они также служат для отвода воды. А полка над дверью называется лобик. При этом перемычка дверного проема может оставаться арочной.

Страница 5 из 6«‹123456›»

About Author


admin

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о