Архитектурный облик здания это: Архитектурный облик современных городов – СОГЛАСОВАНИЕ АРХИТЕКТУРНОГО ОБЛИКА — ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

СОГЛАСОВАНИЕ АРХИТЕКТУРНОГО ОБЛИКА - ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Красота архитектуры – вещь очень субъективная. Но у большинства из нас, когда мы идем по улице, так или иначе формируется базовое понимание, что такое «хорошо», а, еще точнее, что такое «плохо». Вряд ли многим нравится кричащая и аляпистая реклама на фасадах, зачастую дурно исполненная, или однообразие объемных решений, дешевых материалов и форм. Однако всему, что мы видим вокруг себя, есть и объективные причины, которые, связаны, в первую очередь, с несовершенством законодательства.

На федеральном уровне все, что есть об архитектуре – это единственный федеральный закон № 169 «Об архитектурной деятельности», который был принят еще в 1995 году и корректировался всего 1 раз.

Вполне естественно, что он, во-первых, во многом противоречит принятому в 2004 году Градостроительному кодексу, а во-вторых, попросту морально устарел. В тоже время, ни один из проектов внесения изменений в данный закон, предложенных Союзом архитекторов, субъектами Федерации, не были приняты. Фактически, регионы вынуждены самостоятельно пытаться регулировать вопросы архитектурной деятельности. Некоторую надежду вселяет Указ Президента РФ «Об Основах государственной культурной политики», вышедший в самом конце 2014 года. Среди прочего там говорится о том, что архитектура должна быть признана социально значимым видом искусства. Возможно, со временем, это понимание отложится и у застройщиков, и у архитекторов.

А пока, по опыту всей страны можно сделать вывод, что наиболее проблемными являются вопросы согласования архитектурного облика объекта и контроля за реализацией согласованного решения.

До недавнего времени схема действий застройщика была такова. Имея земельный участок, он обращался за получением градостроительного плана в администрацию. Градплан содержит такие данные, как: допустимое место размещения объекта, условия по присоединению к инженерным сетям и предельные параметры по площади и этажности. Получив градплан, застройщик готовил проектно-сметную документацию, получал заключение экспертизы и приходил за разрешением на строительство. Стадия предпроектной проработки и официального согласования «красоты» здания выпала из поля зрения закона. А последствия этого видны на улицах наших городов.

В Воронеже реализуется дизайн-регламент. На сайте управления главного архитектора городской администрации регулярно публикуются отчеты о ходе его внедрения, процесс находится под личным контролем мэра города.

Однако, архитектурный облик нашего региона, его идентичность, самобытность – это не только центр Воронежа. Это и исторические города и поселения области, это села и деревни, которые мы видим, проезжая через область по федеральным трассам. Задача областной власти состоит в том, чтобы создать условия для того, чтобы и там внешний вид зданий и сооружений не ограничивался одинаковыми синими крышами и заборами из сайдинга и профлиста, а рекламный «мусор» не был кричащим и раздражающим.

Для этого, исходя из условий действующего градостроительного законодательства, было принято решение ввести на территории региона муниципальную услугу «Предоставление решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта».

Появление этой процедуры позволяет создать условия для улучшения облика населенных пунктов области, повышения персональной ответственности «главных архитекторов» на местах за принятие решений, совершенствования муниципальных правовых актов, влияющих на облик населенных пунктов - Правил землепользования и застройки, Правил благоустройства и других.

С начала 2016 года управлением архитектуры и градостроительства Воронежской области, совместно с органами местного самоуправления была реализована «дорожная карта» по внедрению новой процедуры.

На основании разработанных областным управлением методических рекомендаций все муниципальные образования Воронежской области утвердили Правила благоустройства с соответствующими изменениями. Теперь Правила содержат требования к внешнему виду зданий, но с учетом специфики малых населенных пунктов. Речь идет о правилах оформления фасадов, о запрете на использование «кричащих» цветов и материалов. Такой раздел в местных Правилах благоустройства называется «Ремонт и содержание зданий и сооружений» или «Требования к архитектурному облику».

К середине лета 2016 года по всей области были утверждены административные регламенты муниципальной услуги «Предоставление решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта», и это делает получение услуги «прозрачной».

Таким образом, правовая база, обеспечивающая муниципальный контроль архитектурного облика населенных пунктов в регионе, создана и начала работу.

Что представляет собой непосредственно процедура со

Черты архитектурного облика российских и зарубежных городов

Архитектурный облик городского пространства актуальный вопрос на сегодня, так как при массовой застройке требуется не только соблюсти строительные требования, но и позаботиться об эстетической стороне вопроса. Любое здание – это наземное сооружение, предназначенное для удовлетворения определённых нужд. Группа зданий должна формировать единую концепцию с точки зрения архитектурного стиля.

Особенности строительства зданий

Требования к городским и прочим строениям:

  • Функциональность. Расположение, площадь и конструктивные особенности здания должны соответствовать его целевому назначению.
  • Технические требования. Строение должно отвечать нормам безопасности, быть защищённым от негативных внешних воздействий и комфортным для использования по назначению.
  • Противопожарные и санитарно-эпидемиологические требования. На соответствие здания этим требованиям проверку проводят компетентные органы.
  • Экономические требования. Это означает оптимизацию расходов, трудозатрат и временных затрат при возведении здания.
  • Надёжность. Здание должно быть безопасным, надёжным и прочным.
  • Эстетичность. Внешний облик здания формируется с помощью уникальных архитектурных решений, подбора строительных материалов и отделки.

Эстетический облик зданий

При формировании архитектурного облика города внешнему виду сооружений уделяется особое внимание. При соблюдении прочих требований группа зданий должна быть выполнена в едином стиле, соответствовать общей архитектурной концепции местности и гармонично вписываться в окружающую среду.

При утверждении проекта учитываются особенности ландшафта, площадь постройки, высота здания. Обязательно проводится визуально-ландшафтный анализ, результаты которого рассматривает градостроительный совет и другие компетентные органы. Однако архитектурно-художественные решения остаются на усмотрение проектировщика – при соблюдении прочих требований замечания по данным решениям обычно носят рекомендательный характер.

Архитектурно-художественные решения, однако, требуют обязательной оценки, так как от неё зависит восприятие не только возводимого здания, но и местности или даже города, где оно будет находиться. Проектировщик использует архитектурно-художественные приёмы, позволяющие сформировать единую концепцию строительства зданий. Качественным результатом считается разработка архитектурной композиции, где все объекты гармонично сочетаются друг с другом и прилегающей застройкой.

Облик каждого здания должен соответствовать его целевому назначению, быть привлекательным для людей, создавать определённое эмоциональное восприятие или, наоборот, определённую психологическую дистанцию. Однако даже уникальные здания должны служить частью общего городского пространства.

Индивидуальность облика здания обусловлена желанием заказчика и застройщика возвести уникальное сооружение, которое подчеркнёт его статус, неповторимость, престижность, но в городской архитектурной композиции важна не только эстетическая сторона вопроса, но и соответствие требованиям к функциональности. Также учитывается то, насколько здание соответствует городскому пространству, требованиям к безопасности и удобству.

Архитектурные элементы, формирующие облик здания.

Архитектурные элементы, формирующие облик здания

Лепной декор и фасадные элементы способны создать уникальный облик любого здание, независимо от его размеров и стиля. Именно архитектурные элементы становятся отличительным признаком стиля постройки и создают его неповторимый характер.

Возведенный дом без декорирования фасада – это безликое строение, которое не имеет индивидуальности. Только грамотно подобранные декоративные элементы смогут превратить его в роскошное и монументальное строение.

Сегодня для производства архитектурных элементов используются абсолютно разные материалы: натуральный камень, гипс, бетон, фибробетон, стеклопластик, искусственный камень, а также легкие и недорогие полиуретан и пенополистирол. Каждый материал обладает своими достоинствами и недостатками, поэтому выбирая надо хорошо изучить их свойства. Специалисты советуют обратить внимание на фасадный декор из пенополистирола с особым покрытием. При небольшом весе, низкой стоимости и великолепном внешнем виде, такие украшения сохраняют свой первозданный вид много лет, и при этом их не надо регулярно реставрировать.

Как видите, в наши дни архитектурные элементы

изготавливают из различных материалов, а вот тип деталей за тысячелетнюю историю так и не изменился. Как и тысячу лет назад цокольную часть здания украшают рустами, придавая постройке монументальный и величественный вид. Русты также монтируют на углы здания, используя «камни» разного размера и располагая их в шахматном порядке.

Большой популярностью у дизайнеров и архитекторов пользуются колонны для оформления входной группы. Правда, эти архитектурные элементы, изготовленные из современных легких материалов, не способны выполнять роль несущей конструкции. Зато металлические, бетонные и деревянные стойки, украшенные таким декором, превратятся в настоящее произведение архитектурного искусства.

Незаменимы в отделке здания и карнизы. Венчающие, межэтажные и цокольные карнизы решат как эстетические, так и практические задачи. Для отделки окон сегодня активно используются подоконники, наличники, пилястры, консоли и даже балюстрады. Все эти архитектурные элементы превращают простое окно в роскошную композицию.

Современные коттеджи и высотные городские постройки становятся уникальными и приобретают особый шарм, когда их фасад украшен такими декоративными деталями, как гирлянды, сандрики, арки, ниши, кариатиды, атланты, замковые камни, филенки, молдинги и пр.

Архитектурный облик - здание - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Архитектурный облик - здание

Cтраница 1


Архитектурный облик зданий на таких предприятиях складывается из больших плоскостей в сочетании с крупномасштабными технологическими и сантехническими установками и трубопроводами.  [2]

Архитектурно-конструктивное решение влияет на архитектурный облик здания в целом и, естественно, на его интерьер.  [3]

Это позволяет активизировать поиски лучших планировочных решений и улучшить архитектурный облик зданий, поселков, городов.  [5]

Тип жилья, место размещения, строительные материалы, этажность, архитектурный облик зданий определяются проектом, разрабатываемым по архитектурно-планировочному заданию органов архитектуры и градостроительства и по заданию застройщика.  [6]

С другой стороны, преобладание в промышленной архитектуре простых геометрических объемов ( большей частью параллелепипедов) обедняет архитектурный облик зданий. В этих условиях важным является не только гармоничное художественное решение каждого из отдельных зданий, пропорциональность и красота их частей, но и создание из них композиционно законченного художественно цельного промышленного комплекса.  [7]

Для размещения ЗРУ обычно требуется меньшая площадь, чем для размещения ОРУ, а кроме того, при ЗРУ легче согласовать архитектурный облик здания с архитектурой и национальным колоритом прилежащих зданий и сооружений, а также пейзажем.  [8]

Межотраслевая унификация промышленных зданий должна обеспечить возможность рационального размещения технологического оборудования ( не исключая в будущем его модернизацию), экономичность и одновременно достаточную универсальность объемно-планировочных решений, создание выразительных по архитектурному облику зданий

.  [9]

Устанавливается исполкомом города или района, вемлевладеяь-цем участка, гда проектируется строительство, если это задание не входит в состав строительного паспорта к архитектурно-планировочном задании указываются: максимально допустимая вн-сота зданий и сооружений и-их этажность; характер застройки участка по детальной планировке квартала или по проекту частичной планировки района; характеристика общего архитектурного облика зданий, сооружений и ограждения; принцип компови - ции и другие данныз.  [10]

Поиски ведутся разными путями и выявляют различия эстетических склонностей и творческой манеры авторов. Одни считают правильным путь формирования архитектурного облика здания на основе подчеркнутой техничности, отражающей жесткую определенность современной строительной техники и тенденцию к превалированию расчета и логики в современной жизни. Другие, отдавая предпочтение эмоциональности, стремятся выражать ее в экспрессивных формах архитектуры.  [11]

В настоящее время при строительстве зданий все чаще используют унифицированные строительные изделия. Это позволяет сооружать разнообразные по архитектурному облику здания из деталей единого каталога, что, в свою очередь, обеспечивает возможность сокращения количества типоразмеров строительных изделий и перехода к более высокой степени индустриализации строительно-монтажного производства.  [12]

Важным элементом фасада являются окна. От их чередования, формы и пропорций зависит архитектурный облик здания. Световую площадь окон назначают, обусловливая необходимой освещенностью помещений. Обычно эту площадь принимают от / 5 Д Vs площади

Архитектурный облик российских городов: конфликт городов прошлого и городов будущего | Блоги ОТР

Москва, Бийск, Иркутск, Киров – список городов, где сейчас под угрозой разрушения находятся здания с вековой историей, можно еще продолжать. То и дело возникают споры о сносе, реконструкции, реставрации и фактически жестоком обращении с архитектурным наследием. Мы поговорили с заслуженным архитектором России Дмитрием Величкиным и участником общественного движения «Архнадзор» Игорем Шиховым.

ДОМ БУЛОШНИКОВА

Адрес Большая Никитская 17, строение 1 за последние несколько месяцев узнали не только москвичи. Трехэтажный дом купца Булошникова XIX века постройки решила перестроить одна коммерческая фирма: из нежилого превратить в девятиэтажный ЖК. Волна возмущений поднялась еще осенью. В январе прошли все этапы публичных слушаний. Представители компании «Мэйнэстейт», как и горожане, мнение свое высказали, только в зале было очень шумно и стороны друг друга не услышали.

Смотрите такжеЖители российских городов борются за сохранение их исторического облика

После этого мэр Москвы Сергей Собянин предложил провести дополнительную экспертизу по вопросу сноса этого дома. Хотя о сносе речи и не шло. И это не единственное противоречие.

«Одни утверждали, что это исторически ценный объект. Другие доказывали, что после многочисленных реконструкций – это просто новодел на месте бывшего купеческого дома. Одни говорили, что существующее здание снесут. Другие утверждали, что не собираются это делать. Одни считают, что увеличение максимальной высоты до 32 метров нарушит гармонию старинной улицы, другие говорят, что на Большой Никитской уже сегодня достаточно зданий выше этой отметки. И т.д.», - написал Собянин на своем сайте.

Архитектор Александр Скокан так прокомментировал РБК возможную стройку: «В Москве уже давно практикуется следующий подход. От подлинного здания оставят фасад и, отступив метров шесть, построят стеклянную коробку, которая будет громоздиться над домом Булошникова. Скорее всего, так и будет. Конечно, это лучше, чем если бы его сломали совсем и на этом месте поставили какую-нибудь дрянь. <…>Это, безусловно, разрушит композицию улицы, и в общем-то это фальшак.

Окончательное решение о судьбе дома будет принято после экспертизы.

«По заявкам девелоперов принятые ПЗЗ (правила землепользования и застройки, - примечание редактора) то и дело корректируются столичными властями. Причем утверждение предложенных корректив происходит в Москве за закрытыми дверями — в градостроительно-земельной комиссии (ГЗК) столицы. Публичные слушания впоследствии создают организаторам некоторые проблемы по части «управляемой демократии», но… их вердикт не имеет для проекта определяющего значения, закон требует лишь, чтобы они были проведены», - сказано на сайте «Архнадзора».

О правовых отношениях власти и общества в архитектурных вопросах мы поговорили с Игорем Шиховым, участником общественного движения «Архнадзор».

Читайте такжеВладимир Мединский: разрушающиеся русские усадьбы нужно передать частным собственникам

На каком этапе ситуация с домом Булошникова?

До сих пор нет протокола по публичным слушаниям. Окружная комиссия связывает это с тем, что очень большой объем предложений и замечаний пришлось обрабатывать. Создана некая рабочая группа при департаменте культуры Москвы, которая должна обследовать здание и установить его правильный возраст. Потому что в документах Мосгорнаследия он фигурирует как банк тысяча девятисотых годов. Пока у этой рабочей группы было два заседания. Было составлено техническое задание на обследование. Видимо, эта та самая экспертиза, про которую говорил мэр.

По мнению некоторых участников, на общественных слушаниях не получилось услышать друг друга. Почему?

Действительно было достаточно шумное мероприятие. Во-первых, туда пришли двое политиков решать какие-то свои политические задачи. А во-вторых, комиссия очень быстро закрыла процедуру – сбежала, можно сказать. И поэтому ничего там особенного сказано не было, кроме наиболее адекватного выступления Никиты Шангина. Другие выступления к самой процедуре слушаний уже мало имели отношения.

Замечаний после собрания было подано более трех тысяч. Это высказано мнение людей. Именно ради учета и выяснения этого мнения проводятся слушания. Люди однозначно высказались против изменения ПЗЗ. То есть против увеличения параметров застройки, возможной на этом участке. Против того, чтобы вынести этот конкретный участок из зоны охраняемого землепользования. Реакция мэра на это, в общем-то, была адекватной.

Здесь суть проблемы в том, что есть участок, который находится в зонах охраны. Поэтому здесь должно быть законодательное ограничение на градостроительную деятельность. Что мы имеем: буферную зону объекта всемирного наследия Московский Кремль, зону строгого регулирования застройки, и, мы имеем прецедент, когда в девяностые годы был искусственно вырезан участок из охранной зоны. А охранная зона – это самое строгое ограничение в градостроительной деятельности. Она не просто дает ограничения на высотность, на плотность застройки, а она дает регламент каждому участку о том, что не может быть произвольного строительства, а оно может быть только в режиме регенерации исторической среды.

Конфликт в том, что застройщик пытается изменить правила игры. Он пытается, не имея здесь регламента установленного, установить собственный регламент.

Как сохранить памятники архитектуры? Какие должны быть инициативы от местной власти и нас с вами?

Здесь вопрос не сохранения отдельных памятников, а вопрос сохранения всей исторической среды. Среды, в которой эти памятники и придуманы. Вот для этого и существуют охранные зоны.

Не хватает экспертной проработки градостроительных решений об исторической части до того, как застройщик выходит со своими предложениями. Одним из таких инструментов могло быть придание статуса исторического поселения, которое тоже строго определяет предмет охраны. Это может быть Камер-Коллежский вал – граница Москвы на конец XVIII века, или Московская окружная железная дорога – граница города на начало XX века.

О конфликте современной застройки и сохранении исторической среды города мы поговорили с заслуженным архитектором России Дмитрием Величкиным.

Смотрите такжеДмитрий Величкин: К сожалению, понятие моды стало применимо к архитектуре

У российской архитектуры сегодня есть единый стиль? Каким бы словом вы его назвали?

Да нет никакого стиля сейчас. Стиль технологий и коммерции.

А почему так получилось? Когда был перелом, после которого Россия потеряла свое архитектурное направление?

Это связано с тем, что, во-первых, появились новые технологии проектирования. Во-вторых, это то, что социальный заказ сейчас больше рассчитан на коммерческую составляющую, чем на создание архитектурного образа. В-третьих, архитекторов, как таковых, отстранили от управления процессом проектирования. Уже полтора года действует распоряжение о том, что архитектор не обязан подписывать акт приемки-сдачи здания. Упразднили паспорта на строения, где есть архитектор-автор, придали ему несколько другие функции.

То есть теперь архитектура – это не искусство?

Можно по-разному отвечать на этот вопрос, но архитектура – это более сложная категория, чем то, что пытаются у нас, в Москве, в частности, выдать за нее, потому что большие объемы, в которых строятся дома или комплексы, это все среднего уровня. Технически может быть и грамотные вещи, но эстетически нет. Но ничего с этим не поделаешь, потому что наша жизнь показывает, что новое производство, новые технологии начинают размножаться… Ну я уж не говорю про политические составляющие. Там отдельная история.

Почему у нас перестраивают старые здания на новый лад, а не создают прежний архитектурный облик? Не умеют или это не нужно?

Каждому времени своя эстетика. Почему не нужно? И художественные мастера у нас еще сохранились. У нас есть школа архитектурная, которая эти традиции еще сохраняет. Но, когда сегодня вы у народа спрашиваете, что такое архитектура, люди говорят: какие-то здания, что-то строят. А по сути, не очень люди разбираются в этом.

Мне трудно ответить на этот вопрос, потому что в Москве, которая вся такая разноликая: от конструктивизма, барокко, классики и Бог знает чего; народ к этому относится так – есть где жить, есть теплый сортир – отлично! Все остальное не так важно.

Типовая застройка – это хорошо или плохо? С одной стороны, нужно расселить многомиллионное население, а с другой – дома все одинаковые.

Типовая застройка, которая появилась у нас в конце пятидесятых – начале шестидесятых годов, - это государственная программа по удовлетворению нужд населения в жилье. Потому что до этого жили в бараках, жили в коммунальных квартирах, и до сих пор живут. Необходимо было людям предоставить комфортность проживания. Поэтому появились эти дома. Конечно, квартиры там даже в 35-40 метров, по сравнению с коммуналкой, безусловно рай.

А что касается типологии, она так устроена, что невозможно каждый дом индивидуально проектировать, потому что это очень дорого. Поэтому какая-то унификация произошла. Другое дело, когда есть какая-то ячейка, или дом состоящий из ячеек в среде, которая уже сформировалась, то мне кажется, идти путем реновации, которая затевается московским правительством, не очень правильно. Правильнее проводить реконструкцию этих домов и не всегда нужно увеличение площади. Потому что все это за собой тянет кучу всяких вещей, например, инфраструктурных: увеличиваются мощности, увеличиваются дороги, не хватает парковок и так далее. Это очень сложная проблема и мне кажется, не самый правильный путь решения ее с помощью реновации.

Городская реклама, киоски – магазины шаговой доступности мешают пространству российского города найти себя?

Реклама, как довесок к любой цивилизованной жизни всегда была. Во все времена, кроме советского, потому что тогда рекламировали только на торцах домов и не всегда какую-то важную продукцию. Я считаю, что должно быть уместное размещение этого.

Что касается киосков, во всех крупных городах Европы есть рынки: в Риме, Милане. В Лондоне есть целая улица, которая занята под рынок. Это нормально, просто к этому нужно относиться цивилизованно.

Что включает в себя понятие «креативный кластер»? Оно характерно только для Москвы и Петербурга?

Я не люблю слово «креативный». Есть уместные вещи, есть неуместные. А креатив подразумевает какую-то мудреную идею или еще что-то. Это особенно свойственно молодым людям, которые за креатив принимают все, как им кажется, новые возможности, новые перспективы. Но, если говорить о среде, она ведь не только из креатива состоит. Она состоит из людей прежде всего. И люди сами формируют взгляды на архитектуру.

Может ли архитектор отказаться от проекта по этическим соображениям?

Ответ – да! Может и таких примеров немало. Я знаю очень уважаемых архитекторов, которые сумели найти в себе мужество отказаться от авторства.

Каким должно быть развитие российских городов в соответствии с изменением их потребностей, экономики, демографии и так далее?

Если речь идет о небольших городах, то жители этих городов должны быть заняты чем-то, у них должна быть интересная работа, которая удовлетворяет все их потребности. И все благополучие города должно быть построено на том, что жителям, которые там живут, должно быть комфортно.

Ну это и сохранение среды, истории. Потому что у нас варварски относятся к истории. Начиная от северных областей, южных – сносят что-то, ломают или не обращают внимания, как разрушаются храмы или какие-то памятники архитектуры прошлого и позапрошлого веков.

Речь идет о том, что нужно создать условия, при которых людям и комфортно жить, и комфортно работать, и комфортно сохранять свою историю.

Какую ценность представляет собой дом Булошникова?

Фото Лейла Мустафаева

Дом Булошникова, несмотря на его трудную судьбу и все реконструкции в девяностые годы, является памятником среды. Это одна из прославленных улиц Москвы, в которой есть определенный ритм и масштаб застройки, к которому все привыкли. И нарушение этого масштаба в центре города просто не допустимо. Нельзя реконструировать этот дом в том аспекте, в котором предлагается.

В стране есть политика развития туризма, в Москве, как в городе с большой историей, туристам прежде всего показывают старые улицы. Не противоречит ли это попыткам застроить исторический центр современными домами?

Это противоречит. Я считаю, что в пределах Земляного вала или Бульварного кольца нужно все заморозить. Нужно отреставрировать все, привести в порядок, навести определенный регламент эксплуатации зданий – и там ничего не трогать, потому что это наша история.

ЧТО ЕЩЕ ТЕРЯЕТ РОССИЯ

БОРОВСК, Калужская область

Небольшой городок основан в 1358 году. Это колыбель старообрядчества. В одном из типичных домов XIX века с простым каменным низом и резным деревянным верхом находится музей-квартира Циолковского. Купеческие дома и современные здания украшают росписи Владимира Овчинникова, местного художника. Это сценки из городской жизни прошлого и фантазии, соединяющие исторических и литературных персонажей.

За почти семьсот лет в городе были пожары. Деревянный Боровск не сохранился. А вот более поздние дома и церкви стоят до сих пор. Но осенью 2018 года кое-что уничтожили – а кое-что спас общественный бунт. Три дома отстоять не удалось. А всего под снос должны были пойти больше дюжины домов XIX века. На месте одного из них администрация планировала построить стоянку.

Сейчас в городе действует мораторий на снос исторических зданий. Его срок истекает уже этой весной.

БИЙСК, Алтайский край

Бийск – ворота Горного Алтая. Основан Петром Первым. В советское время рядом со старым возвели новый город с типовой застройкой. В старой части сохранилась не вся история. Но городу повезло с жителями – они сами ее восстанавливают и берегут.

Смотрите такжеБийск: ворота Горного Алтая, крупнейший в Зауралье церковный музей и кисель как приманка для инвестора

Сейчас неравнодушные пытаются спасти от разрушения целый комплекс домов, которые из-за нехватки денег в бюджете могут разрушиться – без возможности восстановления. Здание местного краеведческого музея – бывший купеческий особняк – своим сегодняшним видом показывает плачевное отношение к истории городской, да и всероссийской.

Мэр города хочет разрешить ситуацию, но не знает, как, признается он в этом честно. Программа «Большая страна» посвятила выпуск проблеме Бийска. И оказалось, что спасти город можно, и здесь это может получиться даже быстрее, чем в других регионах с подобной ситуацией – потому что власть и жители заодно. А практические советы им дали в эфире.

Вологодская область

Под угрозой уничтожения не только городские объекты прошлого, но и старые дома, храмы и другие постройки в сельской местности. О том, как в Вологодской области разрушаются церкви, рассказал корреспондент ОТР Максим Волков.

Один их храмов – памятник архитектуры федерального значения. И деньги на реконструкцию нашлись. А с мастерами не повезло. Сделали только хуже.

Другая церковь, что на небольшом искусственно созданном островке, страдает не только от постоянных приливов воды, которые размывают фундамент, а еще и от рук людей: рисуют на стенах, разбирают на кирпичики, да и еще много как портят двухсотлетний храм.

Смотрите такжеЭкспедиция ОТР. Вологодские памятники старины: почему уникальные церкви на грани разрушения и как их спасти?

Фасады. Архитектурный облик города - Городская среда

В.Павлова:
  • срок эксплуатации бетонных плит 40–50 лет vs. 5–7 лет у плиточного мощения;
  • ремонтопригодность; к тому же под нашими плитами на ул Ленина (и на Лесном, наверное) проходит много коммуникаций;
  • бетон – традиционный протвинский строительный и художественный материал. Вспомните нашу знаменитую бетонную черепаху!
  • бетон – современный, высокотехнологичный материал.

Много пишут про возможности современного бетона; где как не в нашем городе начать его использовать и демонстрировать преимущества.
Прямо чудеса, вот тут например Новый бетон спасёт дороги от обледенения
Под это дело и новые перспективы сотрудничества в области инновационных технологий вырисовываются. Современный бетон и его технологии

На последней встрече Администрации с жителями Протвино замглавы Е.С.Куракина сообщила, что у нас будет строиться завод железобетонных изделий (китайская компания). Китайцы умеют трудиться, глядишь и построятся к тому времени, когда мы разработаем дизайн-код города и подготовим проект благоустройства.

Срок эксплуатации плит может быть и 100 лет, это вовсе не означает такой же срок эксплуатации дороги (любого назначения) из этих плит. Плиты неизбежно расползаются, проседают одна относительно другой и целостной дороги нет. Это как поддон кирпича – прекрасный материал, но на поддоне еще далеко не стена или дом,
Вообще, откинув ложные посылы о некой «особой» «протвинской» «самоиндефикации» через эти уродливые плиты, надо понимать, что любое дорожное покрытие, любое, это расходник. Температурные колебания от -30 до +35, осадки, коммунальный транспорт и многое другое убивают любое наземное покрытие за, плюс минус пять лет. Убогие плиты могут и сто лет не разрушаться, но в совокупности плит (что и есть дорога) они перестают быть дорогой, пешеходной в нашем случае, ровно через одну зиму. Они просто расползаются и всё, нет дороги. С детской коляской идти одно мучение, дети лишены возможности погонять на самокатах и прочем ныне распространенном электротранспорте, а вместе с ними и отдельный я тоже лишен такой возможности.
Но и это всё из разряда вкусовщины, на самом деле. А вот что есть серьезное. Мой одноклассник, друг детства Сергей Маркеленков прикован к инвалидному креслу. Кресло у него на электротяге, так как руки, как и ноги неподвижны, вот одним пальцем джойстик кресла и крутит. Из дома он выходит исключительно в теплую погоду, просто потому что не чувствует, замерз он или нет.
В свое время, когда замом по ЖКХ был Верховых, и ремонтировались все основные дороги в Протвино, Серёга указал на то, что не может после пересечения автодороги по пешеходному переходу заехать на бордюр, бордюры смонтировали не учитывая норм и требований по программе «доступная среда». Верховых пообещал, что не примет от подрядчиков работ, пока они не сточат бордюры до нормативов. Но таки принял. По кривым плитам с щелями с переломанным позвоночником тоже не разгуляешься. Вон и гоняет летом Серега по автодорогам на своем электрокресле.
Я считаю, о том, какие должны быть пешеходные дороги, дорожки, принятые за городской стандарт, спрашивать надо прежде все Серёгу, а не мечтательных хипсторов с их «культурных кодом».
P.S. имха моя такая - По первой ссылке Исследователь из Университета Небраски-Линкольна профессор гражданской инженерии Крис Туань изобрел чушь, поскольку давно до него изобрели безопасный греющий кабель, легко интегрирующейся в любой бетон или под любое покрытие вообще и в частности.

Неповторимая архитектура Саратова | liga-pro.ru

Старинный город Саратов известен не только благодаря мелодичной песне об огнях и любви к женатому парню, но и своей неповторимой архитектурой. Впрочем, и история этого города занимает достойное место в истории России.

Начало своей истории этот славный российский город начал в 1590 году во времена Федора Блаженного. Примечательно, что на месте будущего города раньше находилось стойбище Золотой Орды. Вот так, на месте вражеского оплота появилась крепость. Может быть, благодаря этому, в архитектуре города нет-нет да проскакивают восточные мотивы. Хотя, тоже стойбище тоже не появилось на пустом месте, ведь еще в глубокой древности здесь были поселения, относящиеся ко времени бронзового века, что очень красноречиво говорит о том, что место это издревле притягивало людей.

Дальнейшая история города не менее насыщена событиями. Так, в 1614 году все деревянные постройки Саратова были уничтожен огнем, а уже в 1617 году он был отстроен заново. Город постоянно находился в кольце далеко недружественных племен. В 1674 году он был перенесен, дабы укрепить обороноспособность. Надо ли говорить, что Саратов выживал в условиях непрекращающихся набегов разбойников всех мастей - от кочевых племен, до казацкой вольницы. Огнем и мечом по нему прошлись Степан Разин и Булавин.

Троицкий собор


Троицкий собор

Свято-Троицкий собор

Именно к этому времени относится возведение одной из жемчужин Саратова - Свято-Троицкого собора. При его проектировании в стиле московского барокко, для той эпохи, конечно, были реализованы достаточно смелые и новые идеи, что пошло только на пользу данному памятнику архитектуры. Собор пережил несколько реконструкций и даже пристройку (колокольню). Как и многие церковыне постройки в советское время использовался и под склад и под мастерские.  Эксперты считают, что данная постройка является одной из самых старых (из сохранившихся) на волжских берегах между городами Астрахань и Казань.


Свято-Троицкий собор

Дом причта Казанской церкви

Другое старинное церковное здание тех лет тоже имеет довольно интересную историю, хотя с точки зрения архитектуры намного уступает Собору. Это Дом причта Казанской церкви. К сожалению, время не слишком пощадило эту постройку. Интересна же она тем, что согласно некоторым старинным источникам, первоначально это была небольшая деревянная церковь, которую разобрали и перенесли на другой берег Волги, где она и сгорела во время одного из самых сильных пожаров, охвативших весь город. Однако, на том же самом месте была возведена каменная церковь.


Казанская церковь Саратова

В начале XIX века здание вновь выгорает. Полное восстановление было завершено лишь 1911 году. Последний удар был нанесен этому многострадальному строению в 30-е годы прошлого века. В результате от некогда прекрасного здания уцелела лишь небольшая пристройка.


Дом причта Казанской церкви

Вздохнуть от постоянной угрозы разорения город смог только при Петре I. Это стало возможным не только благодаря усилению гарнизона и армейской реформе, но и постройке новых оборонительных сооружений.

Наиболее сильное развитие город начал в 1747 году, когда Саратов стал, по сути, перекрестком торговли солью и рыбой. В 1766 году началась новая веха в истории города, которая наложила отпечаток на его архитектуру - город стал центром управления немецкими колонистами.


Старый Саратов

Следующим важным этапом в развитии города и его архитектуры можно назвать становление Саратова как столицы Саратовской губернии в 1780 году и как центра Саратовского наместничества в 1780 году (через 6 лет после изгнания из него войска Емельяна Пугачева). Именно с этого времени начинается бурное развитие города и, как следствие, строительства  большого количества каменных зданий. В городе открывается народное училище, открывается больница, типография, а немного времени спустя гимназия, театр и соборы. Примечательно, что строительство велось по специально разработанному плану, рассчитанному аж на сто лет. В нем было распределение мест не только для строительства общественных, но и жилых зданий.


Гостиный двор

Также, Саратов становится неофициальной столицей поволжских немцев, благодаря чему в архитектурный облик города постепенно привносятся некоторые черты псевдоготического стиля.


Гостинный двор

После победы в Отечественной войне 1812 года в Саратов было сослано большое количество пленных французских солдат и офицеров. Многие из них впоследствии так и остались здесь, внеся свою небольшую лепту в архитектурный облик города.

Храм Александра Невского

Как напоминание о событиях тех лет в городе был построен Александро-Невский Кафедральный собор (Храм Александра Невского). К сожалению, время не пощадило этот памятник архитектуры, но, по многочисленным свидетельствам того времени, это было одно из прекраснейших зданий Саратова. Состоял он, по сути, из двух сооружений - самого Собора и колокольни. Первый проектировал В.П. Стасов, а вторую - Г.В. Петров. Это были не первые проекты. До этого был предложен совершенно иной вариант архитектором В.И. Сурановым. Он был отклонен из-за посредственности. Саратов, чья слава и развитие росли ускоренными темпами, нуждался в храме под стать своим устремлениям. Полное завершение Храма несколько затянулось по двум причинам - воровство губернатора и ошибки в расчетах, из-за которых в 1822 году рухнул свод. Завершить строительство во многом удалось благодаря большим частным пожертвованиям. Эпоха социализма довольно жестко прошлась по замечательному памятнику архитектуры - в нем размещали клуб, планировали открыть летний театр, но, в конце концов, в 30-х годах просто снесли.  


Храм Александра Невского

В наше время в Саратове есть Часовня храма Александра Невского


Храм Александра Невского - часовня нового времени

Храм Утоли моя печали

Храм "Утоли моя печали" был построен в 1906 году в виде часовни по проекту известного саратовского архитектора Петра Зыбина. Архитектура храма близка к стилистике Храма Василия Блаженного в Москве, цветными куполами и сложностью крыши. Русский стиль многочисленных кокошников с византийским налетом помпезности делает здание необычайно красивым. Часовня едва уцелела в годы Советской власти, использовалась как планетарий. Реконструкцию храма провели в 1965 году, в 1991 году здание передали Саратовской епархии.

 


Храм Утоли моя печали

 

В наши дни храм расположен на улице Волжская, 38


Храм Утоли моя печали в наши дни

 

В последующие годы в Саратове появляются здания тюремного замка, полицейских участков, приходских училищ, публичной библиотеки, табачной фабрики, целого ряда заводов - от кирпичного до колокольного. В этих зданиях мы видим стилистику деяний московских архитекторов и русского барокко.


Здание фельдшерской школы

Здание фельдшерской школы сейчас

На фото видно, как изменялись здания с момента постройки до наших дней, какие элементы фасада добавлены или убраны, при сохранении прежней стилистики. На здании Публичной библиотеки Саратова сохранилась и первоначальная расцветка элементов здания, при этом окна второго и третьего этажей были объединены в одно целое, большое остекление.


Публичная библиотека в старину

Публичная библиотека сейчас

Дом князя Ивана Баратаева

Князь Иван Баратаев построил свой дом в классическом стиле в начале 19-ого века на пригорке, где когда-то проходил городской ров и вал городских укреплений. Дом получился высоким и заметным, с большим фруктовым садом. Здание, в котором и поныне живут люди, сохранилось в печальном виде.


Дом князя Ивана Баратаева

Дом князя Ивана Баратаева в наши дни

Малая мельница Шмидта

В 1865 году купец И.И. Зейферт построил в Саратове паровую мельницу по проекту архитектора Алексея Салько. Глядя на это здание, горожане и стали называть здание консерватории хлебным элеватором, налицо явная схожесть стиля.


Малая мельница Шмидта

Малая мельница Шмидта в наши дни

Доходные дома Сатова и Петрова - братья-близнецы.

Доходный дом купца Ф.А. Сатова был построен в начале 1870х годов по проекту архитектора П.М.Зыбина. Выстроенный в стиле Модерн, дом в начале 20-ого века был дополнен архитектурными резными барельефами, чтобы отличаться от доходного дома Петрова, так же построенного в Саратове.

 


Доходный дом Сатова

Доходный дом Петрова

Бельгийское общество устройства трамваев и электрического освещения

Комплекс зданий общества построен в конце 19-ого века архитекторами Зацепиным и Терликовым, и включал в себя склад, дизельную станцию, депо, управление, кузнечную мастерскую, вагоноремонтную мастерскую, больницу, общежитие, здание конторы. В наши дни в этом комплексе располагается "Саратовэлектрогортранпорт". Здание выстроено в смешанной стилистике русского барокко и модерна, по сути зародившегося стиля Эклектика.


Ансамбль зданий Бельгийского общества устройства трамваев и электрического освещения

 


Наши дни

Дом Фофанова

В конце 19-ого века купцы и чиновники активно застраивали участки города своими особняками, и чиновник Фофанов не стал исключением. Дом Фофанова деревянный, обложен кирпичом и раскрашен в духе основных зданий того времени, красный кирпич и белые углы, ростверки и окантовки окон. Архитектор Юрий Терликов.


Дом Фофанова

Проект понравился так же мещанину П.П.Дубову и был построен второй такой дом на улице Кутякова, только без обкладки кирпичем, а с украшениями резными наличниками.


Дом Дубова

Дом статского советника Маврина

Дом статского советника Маврина выстроен в таком же русском стиле с добавлением элементов модного модерна и русского барокко, что характерно для зданий в Саратове конца 19-го века. Архитектор Алексей Салько. В наше время дом жилой, напротив находится дом-музей писателя Чернышевского.


Дом статского советника Маврина

Дом-музей писателя Н.Г. Чернышевского

Усадьба писателя была построена в начале 19-ого века в строгом классическом стиле с широкими балконами и треугольным портиком на колоннах. В 1920 году дом объявили национальным достоянием и сделали музеем великого писателя.


дом-музей писателя Чернышевского

Детская больница имени Поздеевой

Дом детской больницы в Саратове, названный в честь жены купца Поздеева, занимавшейся благотворительностью. Умирая, Дарья Семёновна Поздеева завещала потратить все деньги на благое дело, что и было исполнено. Архитектор Владимир Владыкин, преподаватель ремесленного училища г.Саратова. Здание выстроенно в модном стиле русского барокко.

 


Детская больница имени Поздеевой в старину

И по сей день это здание служит целям здравоохранения, там расположено Отделение 5-й детской инфекционной больницы.


Детская больница имени Поздеевой в наши дни

Дом Тилло

Дом Тилло выстроен в мавританском стиле на тогдашней Большой кострижной улице в конце 19-ого века для купца Тюльпина, который спустя некоторое время продал этот дом вице-губернатору Адольфу Андреевичу Тилло. Небольшой дом с центральным куполом и двумя массивными башнями по краям был дополнен конюшней в дворе дома. После гибели бывшего губернатора Саратова, премьер-министра Петра Столыпина в этом здании создали музей имени Столыпина. После революции здание стало Домом Пионеров.

 


 Дом Тилло в старину

 

В наши дни здание сохранилось в первозданном виде, в относительно благополучном состоянии, разве что утеряны центральный купол с шпилем и две купольных башенки на правой большой башне с входом.


Дом Тилло в наши дни на улице Сакко и Ванцетти

Аптека Фридолина

Аптека Фридолина была построена в том же периоде конца 19-ого века, что и большинство сохранившихся до наших дней зданий, в стиле Барокко, с включением элементов классического стиля и модерна, поэтому здание причисляют к архитектуре Эклектика (смешение стилей). Фармацевт Фридолин первым осуществил анализ воды и продуктов в своей лаборатории. В советское время в этом здании находились отделы здравоохранения облисполкома и горисполкома.

 


Аптека Фридолина в старину

 

В наши дни здание продолжает служить здравоохранению, в нем расположены аптека и различные магазины.


Аптека Фридолина в наши дни

Особняк Константина Рейнеке

Особняк Константина Рейнеке был построен архитектором Федором Шехтелем в конце 19-ого века. Здание построено в набирающем силу стиле Эклектика, в облике фасада прослеживаются детали Модерна в изгибах над окнами, классические колонны, Романские строгие углы и полубочки, лепнина Барокко. Стены украшены майоликовыми панно, лепниной и коваными решетками.

 


Особняк Константина Рейнеке

 

В наши дни в этом здании расположен ГУЗ «Областной госпиталь для ветеранов войн» — Саратов, улица Соборная, 22


Особняк Рейнеке в наши дни

Особняк архитектора Петра Зыбина

Особняк архитектора Петра Зыбина был выстроен в 1901 году по собственному проекту владельца на участке, выделенном властями за работы по реконструкции железнодорожного вокзала и других работ. Стилистика дома содержит элементы Русского барокко и Модерна, что позволяет причислить здание к образцам Эклектики начала 20-ого века.

 


Особняк архитектора Зыбина

 

В наши дни в этом строении расположено Министерство молодёжной политики, спорта и туризма Саратовской области — Саратов, улица Киселёва, 76


Особняк архитектора Зыбина в наши дни

Фабрика «Кизнер и Глок»

Фабрика «Кизнер и Глок» была построена известным архитектором Саратова - Юрием Терликовым в начале 20-ого века для предпринимателей братьев Кизнеров и Андрея Глока для производства колбасы. Строение выдержанно в стиле Неоготика, нехарактерного для застройки того времени в Саратове. В годы Советской власти здание национализировали и назвали "Красная Заря", а после окончания войны перепрофилировали на выпуск плавленных сырков.


Фабрика Кизнер и Глок

В наши дни здание бывшей фабрики расположено на улице Октябрьская, 47. В архитектурном облике исчезли шпили с мансардных окон и элементы укрытия жестью наличников окон по фасаду после проведенного ремонта по восстановлению облика здания в 2010-х годах.


Фабрика Кизнер и Глок в наши дни

Особняк Скворцова

Особняк Скворцова - дом со Сфинксом на улице Григорьева,49 был построен одновременно с фабрикой Кизнеров и Глока в 1906 году для присяжного поверенного, адвоката и депутата местной Думы Александра Скворцова. Сфинкс на фасаде дома согласно легенде - первая жена владельца, Вера Бестужева. В этом доме бывал А.Керенский, адвокат из Вольска, ставший впоследствии премьер-министром Временного Правительства. Здание выдержанно в строгом стиле с использованием греческого меандра над окнами первого этажа и ростверков по цоколю. Отсутствие явных признаков одного стиля позволяет причислить это здание к стилю смешений - Эклектике. Вид здания с момента постройки и доныне остался неизменным.

 


Название

 

Доходный дом Левковича

Доходный дом Левковича сохранился в первозданном виде, фасад находится в плачевном состоянии. В 1907 году по проекту уже известного нам саратовского архитектора Юрия Терликова был построен дом для Исаака Левковича, владельца нескольких табачных фабрик, мукомольной мельницы и маслобойного завода. Архитектура здания выдержанна в ставшем модным в начале 20-ого века стиле Эклектика, содержит в себе элементы классических треугольных портиков над окнами и фризом, витыми пилястрами с капителями, лепниной в стиле барокко, английскими рустами первого этажа и кованой решеткой в стиле Модерн на балконе третьего этажа.

 


Доходный дом Левковича

 

Особняк Ивана Шмидта

Особняк мукомола Ивана Шмидта построен в 1912 году по проекту архитектора К.А.Дулина. Внешний вид здания содержит элементы романского стиля и украшен элементами барокко, что так же позволяет отнести здание в стиль Эклектика. Парадный вход, украшенный фигурами львов, спрятан от прохожих за глухими воротами. В настоящее время в здании находится Центр поддержки одарённых детей.

 


Особняк И.П. Шмидта — Саратов, улица Волжская, 32

 


Особняк Ивана Шмидта вид внутри

Дом «ЖИЛКООПСОЮЗА» — Саратов, улица Волжская, 34

На фото с особняком Ивана Шмидта просматривается массивный элегантный дом советского периода - дом Жалкоопсоюза, построенный по проекту архитектора Ф.Леонгардта в 1940-х годах. Углы дома скруглены, парапеты украшены барельефами сцен советской жизни. Классические граненые пилястры с коринфскими капителями, строгие фризы, сочетание песочного цвета с белым цветом пилястр выдает классический стиль, изогнутые углы здания являются элементами модерна, барельефы под окнами и верхнее панно характерны для барокко. Получается советская эклектика.


Дом Жилкоопсоюза

Дом Судоремзавода

Проект для строительства дома Судремонтзавода для проживания работников был разработан архитектором Э.Петрушко в 1951 году, и в нём уже чувствуется присутствие масштабности сталинского Ампира - массивность и необычная компоновка здания с центральным помпезным входом и двумя мощными крыльями, многочисленные русты первых трех этажей, рустирование верхних этажей, массивные балконы с баллюстрадами, элементы декора на парапете здания. Рустированные стены были выполнены двуцветными, в наше время сохранилась однотонная раскраска.

 


Дом Судоремзавода построен в 1956 году

Дом Судоремзавода в наше время

 

Саратовский академический театр оперы и балета

Пожалуй, наибольший интерес представляет Саратовский академический театр оперы и балета. Своим появлением он обязан забаве губернатора, охочего до увеселений. Его стараниями появляется первое подобие театра, больше напоминавшего небольшой балаган с труппой из крепостных. Самое здание тоже ничем не выделялось из окружающих построек, больше напоминая сарай, хоть и выдержанный в строгом классическом стиле. Однако, идея оказалась удачной и сам театр стал постоянно развиваться, да так, что вскоре премьеры его стали идти с непременным аншлагом.


старый Саратовский академический театр оперы и балета

В результате было принято решение о строительстве нового здания на месте прежнего, что и было осуществлено в 1860 году. К сожалению (а может и к счастью) простояло новое здание всего два года, после чего сгорело дотла. Так, благодаря пожару через пять лет город получил каменное здание театра, возведенное по проекту архитектора К.В.Тидена, хотя данный факт часто оспаривается в пользу другого архитектора - А.М.Салько. Фасад здания по стилю часто сравнивали с венским театром. Данная постройка не дошла до нашего времени в первозданном виде, так как в 1962 году под предлогом косметического ремонта здание подверглось полной перестройке.  


современный Саратовский академический театр оперы и балета

Еще более мощный толчок в развитии Саратова был связан с бурным развитием пароходства с 1820 до середины XIX века. Открываются многочисленные пароходные товарищества и конторы, через порт проходят огромные грузопотоки и денежные средства. Тот факт, что к революции 1917 года здесь было зарегистрировано порядка 655 судов разных классов, говорит уже о много. Город занимает первое место в Российской Империи по производству муки. Но не только по объемам, но и по качеству. Товарный знак саратовской муки становится узнаваемым брендом даже в Америке. Также впереди России всей Саратов был по производству масла подсолнечника и горчицы. Стоит ли говорить о том, что еще большим катализатором роста стало строительство железной дороги в 1871 году. Как следствие - город застраивается особняками коммерсантов (купцов) и промышленников. Активно развивается литейная промышленность и обработка металла. Саратов входит в число самых богатых, обустроенных городов России с прекрасной архитектурой. 


Пристань

современная Пристань Саратова

Крытый рынок Саратова

Торговля в Саратове достигла пика своего развития в 1916 год, которое ознаменовалось строительством Крытого рынка в стиле модерн (архитектор - В.А.Люкшин), который смог сохраниться до наших дней, вызывая неподдельный восторг у гостей города. Предложенный проект был весьма революционным для той поры. Даже большая часть материалов очень редко использовали в то время при возведении подобных сооружений. Также, не совсем обычным было использование стальных ферм и каркаса.


Крытый рынок начала XX века

Для создания ощущения легкости было использовано довольно много стекла, в сочетании с железобетоном которое смотрелось весьма гармонично. Большое внимание было уделено внешней отделке, над которой трудилась целая группа известных скульпторов. Помогали в оформлении и студенты местного рисовального училища. Даже часы для фасада были установленные не какие-нибудь, а из мастерской Павла Буре. Сочетание амбиций и трепетного отношения к каждой детали не пропало даром и иначе как шедевром начала XX века это здание не называют.


Крытый рынок. Современный вид.

 

Саратов - один из первых город Российской Империи, где появилось трамвайное сообщение. Вслед за развитием промышленности повышается и культурный уровень. В городе возводятся здания общественного и культурного назначения. Город получает неофициальный статус столицы Поволжья и удерживает его вплоть до конца 20-х годов XX столетия.

Радищевский музей

Одним из знаковых событий в культурной жизни Саратова становится открытие художественного общедоступного музея (Радищевского музея), который был спроектирован И.В.Штромом.


открытие Радищевского музея

Весьма интересно, что проект нового музея утверждал не кто иной, как будущий император Российской Империи и даже пополнил экспозицию из собственного собрания. По количеству посетителей Радищевский музей смог обогнать даже Третьяковскую галерею (в шесть раз больше в год открытия). Это одно из немногих зданий дореволюционной постройки, которое использовалось по назначению всю историю своего существования. Именно поэтому облик сохранился вплоть до наших дней и продолжает восхищать любителей старины и искусства.


Радищевский музей

 

Консерватория Саратова имени Л.В.Собинова

Не менее интересным архитектурным наследием стало здание музыкального училища (позднее консерватории), возведенное в 1902 году по проекту А.Янга. Неказистое строение в местных газетах начали называть хлебным элеватором, сравнивая с зданием малой мельницы Шмидта, вследствие чего местная управа объявила конкурс на улучшение вида здания и подала заявку на преобразование музыкального училища в консерваторию. Конкурс выиграл Семён Каллистратов, работавший до этого в Новороссийске.


Консерватория Саратова старое здание

. Во время войны башни консерватории, служившие отличным ориентиром немецким летчикам, урезают для маскировки.


Консерватория Саратова в годы войны

Восстановление исторического вида было осуществленно лишь в 1975 году. В таком виде строение и дошло до наших дней. На фоне всего города консерватория весьма сильно контрастирует, так как выполнено в нетипичном для волжских широт неоготическом стиле. В различных источниках можно довольно часто встретить упоминание о том, что здание это является неформальным символом города. В самом деле, несколько непривычно видеть кусочек Баварии или Голландии в самом сердце России.


Консерватория Саратова

Что интересно, реконструкция Каллистратова в 1912 году затронула лишь те фасады, которые выходили на улицы, слишком большая смета не позволила перелицевать все здание. Для любопытных до наших дней сохранилась облицовка и старый вид здания архитектора А.Янга со стороны двора.


Консерватория Саратова вид со двора

Саратовский университет

Другим важным событием стало открытие университета в 1909 году, построенного по проекту К.М.Мюфке. Он вошел в число 12-ти императорских университетов России.


Саратовский Университет

Своим появлением он во многом обязан бывшему губернатору города Петру Столыпину. Надо, однако, отметить, что К.М.Мюфке разрабатывал не весь проект, а только анатомический театр. Разработку проекта физического корпуса перетянуло на себя Министерство народного просвещения, что было связано с желанием получить часть средств, выделенных для проектирования и постройки университета. Тем не менее, развитие и строительство отдельных корпусов проекта, а также всего ансамбля в целом заняло довольно длительный период. Так, последний, 10 корпус был сдан в 1999 году, через 90 лет после открытия университета.


Открытие 10-ого корпуса Саратовского Университета

В целом же, не смотря на упорные попытки ограничить бюджет и выстроить нечто простое, казарменного типа, в итоге предстала прекрасная архитектурная работа, в которой отмечался прекрасный стиль всего ансамбля, включавшего как учебные корпуса, так и пространство между ними.


Саратовский университет

Второй волной бурного развития города можно назвать период Великой Отечественной войны. В эти трудные годы в Саратов было эвакуировано большое количество промышленных и оборонных предприятий, а также госучреждений. Некоторые из них так и остались в городе даже после окончания войны.

Послевоенный период не слишком обогатил архитектурное наследие Саратова. Как и во всем Советском Союзе, здесь развернулось строительство однотипных многоквартирных домов, в которых не отражалась ни история, ни архитектурные особенности города.

Современная архитектура Саратова

Из современных построек можно выделить жилой дом на пересечении улиц Мичурина и Чапаева. При его возведении весьма практично и в то же время элегантно были использованы современные конструкционные и строительные материалы - даже стеклопакеты идеально вписались в общую концепцию. Также интересно то, что дом одинаково интересно смотрится практически с любого ракурса. Также интересно решение для угловых квартир, а именно для балконов, которые, по сути, послужили дополнительным инструментом для формирования всего облика здания. Что уж не совсем обычно для современной архитектуры - размещение панно (автор Р.Куприянов), да не просто с абстрактными фигурами, а с портретами прославленных горожан.


Дом на пересечении улиц Мичурина и Чапаева

Также относительный интерес могут представлять бизнес-центры Саратова. К сожалению, большая часть из них не представляет особого интереса с точки зрения сочетания традиций и возможностей, которые предоставляют современные технологии и конструкционные материалы. Скажем прямо - почти все они безлики и однотипны. Из всего нагромождения стекла и бетона можно выделить один из них, а именно "Ильинская площадь". Здание построено в 2010 году. Основной материал - армированный бетон и стекло. 18 этажей типового проекта. Не совсем понятно, как власти города могли допустить столь шаблонные решения. Остается надеяться, что ситуация будет исправлена в лучших традициях меценатов и коммерсантов начала XX века, когда большие деньги влекли еще и ответственность перед горожанами.


Бизнес-центр "Ильинская площадь"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

About Author


admin

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о