Барокко человек: Барокко — Википедия – Эпоха Барокко – Eggheado: Art – Medium

Человек эпохи барокко — Психология личности и отношений

Человек эпохи бароккоПри мысли о времени барокко всегда возникают в памяти великолепные дворцы, украшенные барельефами и скульптурами, изобилие архитектурных решений, лепнина в украшении убранства дворцов, фонтаны и фейерверки, карнавалы и развлечения. Время барокко пришло после эпохи Возрождения и олицетворяло силу и красоту форм и тела человека. Человек эпохи барокко был приверженцем роскоши. Мужчины носили парики, изрядно душились, а женщины сооружали на голове немыслимые прически, расшивали юбки и носили корсеты. Запрет на проявление естественной природы, спонтанности в поведении был естественен для той общественности, пережившей эпохe средневековья. В эту пышную эпоху родились и творили такие композиторы, как Иоганн Себастьян Бах и Антонио Вивальди, мыслители Блез Паскаль и Рене Декарт, Галилео Галилей, Карл Линней.

Время барокко позволило развиваться таким наукам, как анатомия, биология, проводить опыты, поскольку церковь запрещала их изучение, считая все населяющие землю объекты созданиями Бога. С конца XVI до начала XVIII века в Западной Европе происходят междоусобные войны, эпидемии чумы, религиозные конфликты, продажа индульгенций, что вызывает в человеке времени барокко чувство растерянности, рождаются сомнения, суеверия и страхи.

Раскол в Церкви Европы привел к образованию католического и протестантского направлений. Человек эпохи барокко искал новую внутреннюю опору. Понимание Бога, как Творца, который направлял все действия и поступки, пришло в упадок. Время барокко создало новую модель понимания Божественного. Бог рассматривался как Творец всего насущного, а управлять, всем живым и неживым, на земле призван человек. В эпоху барокко человек сам должен был  найти путь к самому себе и к Небу. Человек эпохи барокко задавался извечным вопросом о смысле жизни и собственном предназначении. Сильные духом люди находили опору в сохранении своей веры в Бога. Все переживания, терзания человека в эпоху барокко отразились в литературе и искусстве в образах «фортуны», определяющей путь жизни человека.

Время барокко характеризуется активным освоением и прокладыванием новых путей к овладению колониями. Великая Англия смогла завоевать колонии и в Старом и Новом свете, определив собственное господство. Демонстрирование власти и мощи государства формировало активность к совершению великих дел и простому человеку. Человек эпохи барокко утверждал собственную значимость во всем, что требовало подтверждения в  обладании властью и богатством. Историки, зачастую отмечают наличие разорительных празднеств и ведение театральных действ, карнавалов, продолжающихся несколько дней.

Внутренняя жизнь человека эпохи барокко протекала тихо, и изрядно маскировалась под пышными нарядами. Жизнь человека времени барокко олицетворяла театральность, искусственность проживания времени.

Объединение противоречий стало основой времени барокко. Восприятие мира воспринималось в понимании материального и духовного, анализе природного и божественного начала в человеке, объединении разума и чувств.

В живописи, скульптуре великие мастера Микеланджело Меризи-Караваджо, Питер Пауль Рубенс, Аннибале Карраччи, Гвидо Рени создавали картины на религиозные сюжеты, которые напоминали реалистичные сцены жизни. Созданный контраст определял переход от времени позднего периода античности к Новому времени. Герои картин располагались в полумраке, и только лучи света выделяли выразительные жесты персонажей.

Для архитектуры времени барокко характерны единоначалие сооружений и их украшение скульптурами  и криволинейными формами. Встречающиеся колоннады, изобилия скульптур на фасадах и в домашних интерьерах, а также рустованных колонн и пилястры. Купола создавались сложных форм, зачастую многоярусными, примером таких куполов является собор Св. Петра в Риме.

Известный физиолог и мыслитель Рене Декарт утверждал, что единство мира находится в разуме человека. Английский философ Томас Гоббс определил материальность всего сущего на земле, в том числе и души человека. Нидерланский философ Бенедикт Спиноза определил понимание, как начало согласия духовного и материального миров. Мишель Монтень определил жизнь, как вместилище блага и зла. Главный принцип философии Рене Декарта «Я мыслю, следовательно, я существую» стал девизом эпохи и определил вектор развития будущего. Взлет научной и философской мысли привел к формированию контрастности, напряжённости, динамичности образов, стремлениям к величию и пышности, а также к совмещению реальности и иллюзии, объединения направлений искусств. Примерами являются создание городских и дворцово-парковые ансамблей, появлении оперы и культовой музыки. Появление новых жанров — кончерто гроссо, сонаты, сюиты в инструментальной музыке, ставшей классической для современного человека. Мировоззренческие основы времени барокко сложились, как результат потрясений вследствие учения польского астронома

Н. Коперника. Человек эпохи барокко стал сознавать себя «чем-то средним между всем и ничем» по выражению французского математика и физика Б. Паскаля.

Человек эпохи барокко определил вектор развития мысли в сторону понимания разума и сознания. Но всегда возникает другой вопрос: а могла ли другая философская парадигма стать основой – и понимаем, что нет. Ведь если длительное время блокировать изучение человека и вводить множество запретов и ограничений, то в результате всё равно произойдет смена режима и воссоздания понимания уникальности человеческого бытия. Время барокко создало предпосылки для объединения рационального и метафизического опыта и божественной природы. Оформление понимания разума человека не только как вместилища религиозных учений, но и первоосновы существования человека.

Стиль барокко получил распространение в таких странах, как Испания, Германия, Бельгия, Нидерланды, Россия, Франция, Латинская Америка. Наиболее популярным является памятник архитектуры — собор в Сантьяго-де-Компостела, который стал наиболее почитаемы храмом Испании.

Время Барокко в истории европейской культуры стало фундаментом для появления нового искусства, новой этики и новой науки. Человек эпохи Барокко – это человек, способный чувствовать и страдать, который обладает мышлением и воображением.

Культура эпохи барокко: барочный менталитет и барочное мышление

Барокко не только архитектурный стиль, даже не только новый принцип в искусстве.  Это целая эпоха в истории нравов, понятий и отношений, феномен не только эстетический, но и психологический. У барокко были не только свои церкви и дворцы, у него были свои люди, своя жизнь. (П.П.Муратов)

Жизнь в эпоху барокко

Да, жизнь в эпоху Барокко действительно протекала иначе, чем сейчас. Вряд ли сегодня можно встретить дам, гуляющих в длинных платьях с огромным количеством нижних юбок, держащихся на каркасе из китового уса, утянутых корсетами и с мертвенно бледной кожей или джентльменов с вычурными напудренными париками, сражающихся на шпагах. Однако черты смутного, сумасбродного, нестабильного, гипердинамичного века необычайно близки по духу нашему времени.

Что такое Барокко? Основные черты

Термин «Барокко» образован от итальянского «barocco», что в переводе на русский означает «порочный» и «склонный к излишествам». Также существует иное значение — «жемчужина неправильной формы». И действительно все эти черты можно найти в барочной эстетике. Например, храм, оформленный в этом стиле, можно узнать за версту: он буквально лоснится лепниной и всяческими золотыми орнаментами, хитросплетениями статуй и символов, цветов и животных. В таком здании всегда есть что-то от напыщенного, важного, но очень красивого свадебного торта. Стремление к шику не отнять у Барокко, ведь за счет него люди хотели отрешиться от реальности, забыть об убогости окружающего мира и прильнуть к божественно идеальной красоте.

Барокко получило свое распространение в XVII веке, когда Европа разрывалась от противостояния феодализма и капитализма. Противоборство религиозной и светской властей тоже добавляли масла в огонь, причем, огонь инквизиции. Именно поэтому мрачные образы мученичества, религиозного экстаза, тления и смерти стали так популярны в народе. Отражение этих настроений можно заметить в моде: женщины предпочитали придавать лицу могильную бледность, а губам — цвет запекшейся крови. В их гардеробе преобладали темные цвета и неправдоподобно узкие корсажи, которые создавали эффект  призрачности и нереальности всего облика. С демоническим внешним видом соседствовало стремление приблизиться к духовной экзальтации праведника, то есть полностью абстрагироваться от бренного бытия и мыслью возвыситься над суетой сует. Возможно, именно потому и пришла мода на противоестественную худобу: дворяне хотели выглядеть как Святой Антоний в костюме графа Дракулы.

Религиозная экзальтация людей эпохи барокко носила и чисто утилитарный характер: многие полагали, что разгул чумы предвещает Второе пришествие или что-то вроде кары, насланной на головы, так и не посыпанные пеплом. Поэтому Барокко больше проявило себя именно в религиозном искусстве, например, барочную архитектуру можно найти и в России, причем в большом объеме.

Что такое Барочное мышление?

Барокко продолжало традиции Ренессанса, хотя и отрицало связь с ним по многим параметрам. В отличие от жизнеутверждающего и антропоцентричного Возрождения, новое направление обозначило сущностные противоречия между человеком и природой, человеком и обществом, наконец, человеком и законами мироздания. Таким образом, у общества того времени зародилось иное «Барочное мышление», отмеченное напряженным драматизмом. Доселе целостная личность была расколота, теперь она осознавала, что находится между бытием и небытием, в полной неопределенности относительно своего места в мире. Если человек ренессансного типа мышления верил в богоподобие индивида, то пришедший ему на смену сомневался, ничтожен или же велик он на самом деле? Противоречивый характер нового типа мысли, возможно, и есть объяснение сложности его декоративных элементов.

Другим следствием противоречивости является повышенная эмоциональность мироощущения нового человека с барочным типом мышления. На первый план в искусстве познания выходит интуиция, а вовсе не рационализм. Личность постигает мир на уровне чувства, а не разума. Люди барочного типа, в частности, полагали, что нельзя ограничить фантазию художника рамками и принципами, он должен творить свободно. На отрицании этой концепции построится противоположный барокко классицизм.

Стиль Барокко в скульптуре

Скульптура — род искусства, который пропитался Барокко особенно сильно. Например, итальянец Лоренцо Бернини творил именно в этом стиле, и многие его работы расскажут о барочном мышлении больше теоретиков. Весьма показательны и многогранны мифологические сцены похищения Прозерпины богом подземного царства Плутоном, а также алтарная группа «Экстаз святой Терезы», расположенная и сохранившаяся во всем своем праздничном великолепии в одной из римских церквей. Последняя из них создает ощущение, будто камень стал облаком, — настолько четко передана воздушность неба. Одеяние персонажей тоже наполнено каменным воздухом истинного гения. Театрально выпяченные чувства, подобно возвышенному стилю этого текста, акцентируют внимание на том иррациональном понимании действительности, которое отличало художников той эпохи.

барочная архитектура

Стиль Барокко в живописи

Стиль барокко, воплощенный в полотнах, отличается динамизмом и напряженностью композиций, а также незаурядностью и сложностью сюжетов. Черты нарисованного Барокко — это яркая цветовая палитра и напряженный драматизм задумки. Яркими примерами является творчество Рубенса и Караваджо. Их картины наделены потрясающим пропорциональным чувством, каждый силуэт обретает объемность и композиционную завершенность.

барочная живопись

Что такое Барочный менталитет?

Барочный менталитет – это особое мироощущение, которое можно лаконично описать фразой «пир во время чумы». Люди подобного склада мысли культивировали сладкие муки во имя видимости. Например, отчаянные модницы сковывали свои талии так, что потом не могли родить детей или же рожали мертвых младенцев. Прически эпохи Барокко тоже лишь рассыпали пыль в глаза, были преувеличенно и неправдоподобно красивыми, однако за кулисами этой яркой сцены модницы не мыли свои волосы месяцами, а то и годами. В целом, такая Прекрасная дама жила ради того, чтобы показать себя, устроить пиршество глазам во время чумы всего остального. Человек с барочным менталитетом жил одним днем: тратил целые состояния на роскошные одежды и помпезные приемы, а сам экономил на еде. Кроме того, на лице было принято изображать какую-то инфернальную мрачность (напудренные лица, красные помады, темно подведенные глаза), что вкупе с одеждой такого же вида рождало мистический, оторванный от реальности образ, больше напоминающий демона. Возможно, такое неестественное желание оторваться от земли было продиктовано не метафорической, а вполне реальной чумой, которая царствовала в те времена в Европе.

Авторы: Елизавета Афиногенова и Марк Аврелий

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Барокко. Язык тела

Слово «барокко» в переводе с итальянского языка означает «порочный, распущенный, склонный к излишествам», в переводе с португальского — «жемчужина неправильной формы», «жемчужина с пороком».

Эпоха барокко длилась всего одно столетие — семнадцатое. Главным достижением этого исторического периода явилась научная революция. Существует общепринятое мнение, что европейская наука возникла именно в XVII веке. Человек эпохи барокко обратил свой взор на природу как на чистую сферу познания, незапятнанную религиозными законами, но вместе с тем тесно связанную с религиозным мировоззрением.

Одним из начальных толчков к переориентации человеческого ума стал труд Коперника «Новый космос», идеи которого серьезно поколебали позиции христианской церкви. Коперник «остановил» Солнце и лишил Землю статуса центра вселенной и мироздания.

Изменение направленности познания и мировоззрения от слепой веры к активным исследованиям коснулось всех сфер жизни. Если преобразование картины мира затронуло даже космос, то что уж говорить о стремлении заново объяснить мир природы. Безусловно, единственным действенным способом познания и преображения мира в XVII веке становится наука.

Научная деятельность XVII века заключается во многом в индивидуальных достижениях, суммарность которых и обусловила расцвет научной революции. Среди гениев барокко были Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Джон Локк, Дэвид Юм, Исаак Ньютон, Галилео Галилей, Карл Линней.

Новое время очертило остроту различий в темпах экономического прогресса стран Европы. По оценкам современных исследователей, к XVII веку разница в культурном развитии между европейскими странами

Запада и славянскими составила 250 лет. То есть в то время, когда Западная Европа уже была охвачена волной научной революции и переходом к барокко, славянское пространство только освобождалась от пут темных времен.

В религиозной сфере эпоха барокко стала временем противостояния Реформации и Контрреформации. Массовое религиозно-политическое движение было направлено на изменение догм католического христианства. Ватикан не замедлил с ответной реакцией. Кроме этого, Европу охватили национально-освободительные движения.

Эти факторы социального, экономического и политического характера привели к тому, что в XVII веке формируется новый тип личности — более самостоятельный и деятельный, менее связанный сословными и классовыми узами. Такая личность получила возможность делать выбор, принимать самостоятельные решения. Главная черта личности эпохи барокко — это реакция, готовность отвечать, мобилизовать силы духа и тела. Человек того времени занимает моральную позицию по отношению к социально-политической ситуации в стране, он готов отстаивать свои идеи силой духа и идти в бой, подставляя грудь свистящим пулям и острым ножам.

Если Возрождение было эпохой титанов, то барокко сделало человека обычным, заурядным. Однако за такой сравнительной униженностью скрывалось нечто другое, а именно: независимая личность, готовая и имеющая возможность распоряжаться собой по своему усмотрению.

Человек эпохи барокко был не похож на своих предшественников из предыдущих эпох: он такой же вычурный, пышный и многогранный, как и само барокко.

Естественность отвергается, сравнивается с дикостью, бесцеремонностью. Соответственно, доминантой стиля становятся манеры.

Женщина-«барокко» выглядит предельно неестественно. У нее чрезмерно бледная кожа, на которую наносятся белила — пудра, громоздкая прическа — парик. Корсет и искусственно расширенная юбка на каркасе из китового уса создают неестественные пропорции тела, подчеркивая талию.

Мужчина-«барокко» также использует напудренные парики. Он борется с естественным запахом пота, используя тяжелые духи. Мышцы и телесная сила становятся ненужными, так как теперь силу руки заменила меткость мушкета.

Манеры и этикет стали главным содержанием моды. Лицом эпохи барокко смело можно назвать французского короля Людовика XIV, эпоха правления которого вошла в историю под названием «великий век». Такой успех заключался в политическом весе, воинской мощи, в интеллектуальном престиже, а также в создании особенного мира норм и правил должного поведения человека в обществе.

Начиная со времен Людовика XIV о французской моде говорят как о мировой, Версаль становится законодателем всех модных тенденций и правил светской жизни. Появился «Галантный Меркурий» — первый посвященный моде журнал, распространявшейся по всей Европе. На его страницах печатались картинки с описанием того, когда, в какое время года и при каких обстоятельствах следует одевать костюмы определенного кроя, пошива, ткани и цвета.

Эпоха барокко ознаменовалась появлением каблуков. Их носили как женщины, так и мужчины. Некоторые историки считают, что причиной возникновения этого новшества стал невысокий рост самого Людовика XIV либо удобства, которые такая форма обуви придавала при верховой езде. Сами каблуки служили в дальнейшем признаком принадлежности к определенному социальному слою и отличались по форме, высоте и цвету.

Мужская мода диктует женственные черты: мужчина обильно румянится, носит длинные волнистые волосы, маленькую бородку и покрывает голову шляпой. Появляется мода на седину, а если собственные волосы еще не успели обесцветиться, то их было принято припудривать, в особенности височную часть. Шляпа в руках мужчины XVII века не столько выполняла функцию головного убора, сколько служила инструментом, позволявшим выразить свое отношение к тем или иным особам через ритуальный поклон. Изысканные или небрежные телодвижения могли продемонстрировать степень уважения или презрения к собеседнику.

Женщина эпохи барокко была воспитанной, а точнее, манерной. Она умела флиртовать и делала это в соответствии со всеми социальными правилами, иначе ее постигало осуждение и даже изгнание из общества. Искусству кокетства начинали обучать с малых лет.

Флиртовать стоило сразу с несколькими кавалерами, но при этом не выходя за рамки приличия. Задачей дамы было сохранить свое честное имя, однако в то же время не вести нудный и посредственный образ жизни. Совершенно неприемлемым считалось говорить откровенно о своих мыслях и чувствах, такая прямолинейность расценивалась как дурной тон. Дама не могла сообщить кавалеру о своих нежных или же холодных чувствах. Символом, который помогал говорить, не произнося слов, стала мушка. Ее размещали на разных частях лица, и в зависимости от этого менялся смысл «сказанного». Мушка над губой означала кокетство и вожделение, на лбу — превосходство, в углу глаза — страстность, коварность.

Они вырезались из тафты или бархата и имели самую разнообразную форму: полумесяца, приглашающего кавалера к ночному свиданию; сердца, означающего любовную страсть; кареты, сообщающей о согласии бежать вместе куда глаза глядят. Была у языка мушек и еще и одна выгода. Бушевавшая в то время оспа оставляла следы на коже. Мушки же помогали прикрыть ямки или гнойнички на лице женщины. Их количество и размещение давали понять также о том, была ли дама благочестивой девой или куртизанкой.

Одной из главных особенностей эпохи барокко становится желание скрыть возраст. Во внешнем облике эта черта проявлялась как абсолютный инфантилизм. Мужчины и женщины носили парики, пудрили свою кожу белилами, клеили символичные мушки, одевались в одежду, симметрия которой совершенно не соответствовала симметрии естественного тела, ограничивали свои жесты, продумывали свои взгляды и занимались исключительно удовлетворением своих капризов. Знатные люди следили за собой, в особенности за своими руками, которые категорически не должны были выполнять какую-либо работу. Рукам аристократов положено быть маленькими, изящными, нежными, белыми, что свидетельствовало бы о высоком социальном статусе их владельцев. Такое отношение к своему телу и своей внешности говорит о нежелании взрослеть.

Мужчины и женщины в эпоху барокко играют в переодевания. Это первая историческая попытка примерить на себя облик противоположного пола. Девушки носили подштанники в качестве нижнего белья, а мужчины облачались в удлиненную одежду, предпочитали обувь с каблуками и парики с длинными волосами, пользовались косметическими средствами. Именно тогда появляется прообраз стиля унисекс.

Эпоха барокко интересна еще и тем, что тело обрело свободу. Аскетизм остался в прошлом, тело не нужно больше подвергать ограничениям, его просто стоит облачать в модные ткани, холить и лелеять. Однако такая свобода иллюзорна! Тело становится узником корсета, на него давит тяжесть ткани и множества украшений, его даже не моют, зато обильно поливают духами. Кроме уз ткани, человек постоянно находится под обстрелом общественной стражи — взоры обращены на тела, в попытке уловить непроизвольные движения, не соответствующие этикету. 

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Барокко Википедия

Баро́кко (итал. barocco, порт. pérola barroca) — характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Италия. Барокко — один из самых многозначных терминов в истории и теории художественной культуры. Словом «барокко» обозначают художественное направление (компендиум идей, философских концепций, эстетических норм и правил), противопоставляемое классицизму, исторический художественный стиль XVII — XVIII веков, ряд историко-региональных художественных стилей, течений и школ, а также эпоху в развитии культуры. В отдельных регионах эта эпоха имеет различную хронологию и периодизацию. Этим же термином называют «последние, критические стадии развития других стилей, тенденцию беспокойного, романтического мироощущения, мышления в экспрессивных, неуравновешенных формах». Поэтому слово «барокко» используют в качестве метафоры в смелых историко-культурных обобщениях: «эпоха барокко, мир барокко, человек барокко, жизнь барокко (ит. la vita barocca)» [1].

В каждом историческом периоде развития искусства исследователи культуры видят свое «барокко» — пик творческого подъема, концентрации эмоций, напряжения форм. Исследователи пишут о качествах барочности как неотъемлемом свойстве отдельных национальных культур и исторических типов искусства [2]. Американский архитектор Р. Вентури в книге «Сложность и противоречие в архитектуре» (1966), испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет, кубинский писатель Алехо Карпентьер провозгласили барочность «человеческой константой, особенно в отношении латиноамериканского мира» [3]. Авторы призывали покончить с заблуждением, представляющим барокко как стиль, порожденный эпохой XVII — XVIII веков. А. Карпентьер писал: «Дух барокко может возродиться в любой момент… Ибо это дух, а не исторический стиль… Барочность — более, чем стиль барокко. Это своеобразный творческий импульс, циклично повторяющийся на протяжении всей истории искусства в любых его проявлениях, будь то литература, скульптура, архитектура или музыка… Барочность в лице Александра Македонского, Карла Великого или Наполеона Бонапарта представляет собой кульминационную точку, расцвет определенной цивилизации» [4]. Разумеется, против такого подхода выступают историки искусства, стремящиеся локализовать хронологические границы феномена барокко исключительно в качестве художественного стиля. В этом противоречии заключается основная коллизия терминологии барокко и барочности.

Барочная жемчужина в подвеске 17 века

Происхождение слова барокко вызывает больше споров, чем объяснение названий других художественных стилей. Существует несколько основных версий. Португальское словечко barroco — использовалось моряками и торговцами для обозначения жемчужин неправильной, искаженной формы. Отсюда, в частности, «perla barocca» (испорченная жемчужина) — слуховое окно в форме изогнутого овала, часто встречающееся в барочной архитектуре. В середине XVI в. это слово отмечено в разговорном итальянском языке как синоним всего грубого, фальшивого, неуклюжего. Во французских словарях оно появляется с 1718 г. и трактуется как бранное. Однако у французских ювелиров глагол baroquer означает «смягчать контур, делать форму мягкой, живописной» [5].

Слово baroco в итальянском языке считают также ложным силлогизмом, азиатской формой логики, приёмом софистики, основанном на метафорическом мышлении. Как в жемчужинах неправильной формы, в силлогизмах барокко, отражена ложность, скрываемая метафоричностью. Лишь много позднее это слово стали использовать для обозначения конкретного исторического художественного стиля. Одна из спорных теорий предполагает происхождение всех этих европейских слов от латинского bis-roca, скрученный камень. Другая теория — от латинского verruca, крутое высокое место, дефект в драгоценном камне. Наконец, ещё одна теория предполагает, что это слово во всех упомянутых языках является пародийным с точки зрения лингвистики, и его словообразование может объясняться его значением: необычностью, неестественностью, неоднозначностью и обманчивостью. Неоднозначность стиля барокко объясняется его происхождением. Как считают некоторые исследователи[6], он был заимс

About Author


alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *