Барокко дворец – Петропавловский собор, Меншиковский дворец, Летний дворец Петра I, Палаты Кикина.

Роскошный стиль барроко в дворцовых интерьерах

Барокко – один из немногих уникальных стилей, способных открыто заявлять о помпезности, роскошности и изысканности во всех возможных проявлениях.
На протяжении уже четырех веков барокко демонстрирует престиж и щедрость души его почитателей. Это стиль для королей и дофинов, успешных бизнесменов и истинных принцесс. Барокко - воплощение пластичных форм, величественных образов, возвышенных и объемных орнаментов из благородных металлов и драгоценных пород дерева.

Стиль барокко

Стилистика барокко имеет свои характерные черты, легко узнаваемые в любом интерьере.

Чтобы привнести в свой дом настроение барокко, стоит обратить внимание на основные элементы:

  1. Стены. При оформлении стен, отталкивайтесь от личных впечатлений, непринужденно жонглируя такими декоративными элементами, как деревянные панели различной цветовой гаммы, текстильные обои, гобелены, золоченая лепнина. Стиль барокко предполагает неоднородное и изящное декорирование. Для усиления визуального и тактильного впечатления можно использовать парчу, вельвет или шелк – для интерьерного дизайна материалы уникальные и достаточно дорогостоящие. Их можно использовать как на достаточно больших поверхностях, так и отдельными вставками, обрамленными специально декорированными молдингами.
  2. Потолок. В классическом понимании потолок является художественным продолжением стен, их рисунка, фактуры и цвета. Современное воплощение стиля допускает некоторые дизайнерские «уступки», но сохраняет свои «правила»: использование фигурных форм лепнины и оформление золочением. Для создания дополнительного впечатления высоких и объемных потолков часто используют фрески и фресковую роспись. Особенно выразительно эти элементы выглядят на куполообразных потолках.
  3. Пол. Чтобы оформить пол, соответствующий стилю барокко, стоит обратить внимание на материал. Прекрасно впишется в интерьер керамика, внешне напоминающая мрамор или выполненная в технике майолики, штучный или художественный паркет. Стиль барокко позволяет вам самим решать, какой размер плитки, паркетной доски или ламината вам наиболее удобен. Главное, что стоит учесть – подбор такой цветовой гаммы, которая бы соответствовала общему стилю отделки. Резкий контраст цвета в этом стиле не допустим. Для внесения «изюминки» в свой интерьер в стиле барокко используйте небольшие ковры для пола с растительным орнаментом. И тогда ваш дом станет настоящим европейским дворцом 18 века.
  4. Мебель в стиле барокко тоже имеет свои отличительные черты. Это лакированные поверхности, изящные изогнутые ножки, разнообразные резные элементы. Мягкая мебель этого стиля имеет удивительно удобную спинку и зачастую отдельное удлиненное место, предназначенное для вытянутых ног. Лучше всего предпочтение отдать гарнитурам. Все предметы мебели должны идеально друг с другом гармонировать. Комоды, шкафы и витрины с изящными выдвижными ящиками прекрасно вписываются в интерьер. Рабочие столы со столешницей из мозаики или цветного мрамора только добавляют дополнительные приятные тактильные ощущения. Все предметы мебели располагают симметрично, центр комнаты оставляют, как правило, пустым. Отдельного внимания заслуживает кровать. В 17-18 веках этот предмет мебели являлся одним из основных и наиболее почитаемых. Даже гостей могли принимать лежа в постели. Поэтому ее декорировали особенным образом, использую множество украшений и драпировок из воздушных тканей. Этому стилю замечательно подойдут атлас, тафта, шелк, бархат, жаккард. В качестве орнамента лучше выбирать растительные элементы или изящные узоры. Главное при выборе тканей – это качество и натуральность. К сожалению, современное жилье не всегда позволяет полностью воссоздать спальню эпохи барокко. В этом случае, специалисты советуют приобрести изголовье кровати с изящной кружевной резьбой, которое дополнительно можно «припорошить» золотом. Завершить образ спальни в стиле барокко помогут богатое покрывало и множество подушек различных размеров.
  5. Текстиль в этом стиле занимает особенное место. Роскошь и уют прекрасно подчеркнут шторы из элитных материалов, увенчанные ламбрекеном с вышитым золотым люрексом орнаментом или вензелями. Такой же тканью можно задрапировать и дверной проем. Сочетание иллюзии тонких тканей и реальности тяжелых, шикарных портьер с кистями, бахромой или золотыми шнурами является традиционным дизайнерским приемом стиля барокко.
  6. Освещение в эпоху барокко – это, конечно же, свечи, придающие жилищу неповторимое звучание романтики. В современных интерьерах свечи могут выступать в роли необходимых декоративных элементов, особенно в сочетании с изысканными канделябрами. Электрические же светильники могут внешне напоминать свечи или представлять из себя пышные хрустальные люстры.
  7. В качестве обязательного дополнения в интерьере барокко используют выразительные декоративные элементы: зеркальные поверхности, скульптурные композиции и картины. Акцент можно сделать на копии рубенсовских пейзажей или портретов, работ Рембрандта (последнего десятилетия его творчества) или Веласкеса. В качестве центральных образов художественных полотен следует выбирать жанровые фрагменты из жизни прошлых веков, городские и природные пейзажи, монументальные портреты. Зеркала внушительных размеров, обрамленные массивной лепниной, часы с бронзовым украшением, постаменты, канделябры и изящные шкатулки – все это предметы декора в стиле барокко, вполне уместные и в современном дизайне. В качестве дополнительных украшений в стенах часто предусматриваются небольшие ниши. В них найдут свое место многочисленные фарфоровые статуэтки, вазы тонкой работы, грациозные миниатюры, резные поделки из слоновой кости. Особую игривость интерьеру могут придать стилизованные под соответствующую эпоху элегантные аксессуары, будто бы случайно оставленные хозяевами дома на стуле, комоде или столе. Это может быть прогулочный зонт, складной веер или кружевной шейный платок.
  8. Окна и двери тоже требуют богатого убранства, напоминающего царские дворцы. Двери могут быть двустворчатыми, цветовой гаммы, соответствующей декору стен, или белоснежные с дополнительными вставками других цветов. Придавая дверям характер барокко, не ограничивайте свою фантазию. Вполне допустимы резьба, текстильные вставки, разноцветное стекло и, конечно же, позолота. Над дверью часто размещают специальное декоративное панно – десюдепорт. Такой художественный или скульптурный элемент придаст интерьеру дополнительную парадность.


Конечно, этот стиль любит большие помещения, залы для приема гостей и работы. Величественные предметы мебели и отделки не должны сказываться на восприятии размера комнаты. Барокко – это всегда простор и монументальность. В классическом выражении для него необходимы по-настоящему королевские площади (от 100 м2) и высокие потолки. Поэтому для комнат малых размеров стоит ограничится стилизацией, используя отдельные детали барокко.

Стиль барокко в интерьере собора



Остановив свой выбор на данном стиле для оформления собственного дома, стоит заранее обдумать общее цветовое решение. Профессиональные дизайнеры  советуют подобрать два основных цвета: основной, доминирующий, и в дополнение к нему теплый, неконтрастный оттенок. Такое сочетание позволит максимально раскрыть всю многогранность помещения. Наиболее полюбившиеся поклонникам барокко сочетания – это бежевый и бордовый, бирюза и шоколад, синий и розовый. Безусловно, любые оттенки дополняются царственным блеском – перламутр, позолота или сияние серебра. Цвет мебели, как правило, соответствует отделке стен. А стены могут быть оформлены тканью, использованной для обивки стульев и диванов.
В целом стиль барокко открывает безграничные возможности для людей, знакомых с творчеством и умеющих создавать вещи своими руками. Рукодельницы обязательно найдут применение вышитым подушкам или картинам. А мужчины, увлеченные столярным делом, смогут украсить свой дом резной мебелью в стиле барокко.

Огромный зал в стиле барокко

История развития стиля барокко.

Чтобы полностью погрузиться в настроение этого стиля, прочувствовать все его особенности и характерные черты, стоит обратиться к истории, той эпохе, что дала ему начало. Слово барокко переводится с итальянского как «причудливый». Еще в конце 16 – в 17 веках в Риме, Флоренции и Венеции был дан старт триумфальному шествию барокко.
Это было изумительное время. Женщины с удивительными прическами, затянутые в строгие корсеты, владеющие секретным языком веера и с успехом пользующиеся им на пышных балах и приемах. Прошла эпоха рыцарей в железных латах, на смену им пришли утонченные джентльмены в напудренных париках. Кровопролитные увеселения сменили театральные постановки, балы-маскарады и неспешные прогулки в парковых зонах.

Роспись стен в соборе

В архитектуре стали преобладать размах и витиеватые формы. Завоевав сердца итальянцев, барокко со временем получил широкое распространение во всей Европе, России в даже в Южной Америке.

Всемирно известные архитектурные ансамбли, сохранившие для нас классический барокко, – Версальский дворец во Франции, дворцы, парки и фонтаны Петергофа в России, дрезденский Цвингер, австрийский Шенбрунн. Не зря барокко считается стилем грандиозных дворцов, буквально излучающим состоятельность и благополучие. Начало 18 века во Франции ознаменовано развитием стиля рококо – «облегченной версии» барокко. Для него также характерны изысканность и обилие украшений, но отсутствует требование больших помещений. Сложно устоять перед помпезностью этого стиля, открывшего миру, что дом может быть не только крепостью, но и настоящим королевским дворцом.

Гостиная в стиле барокко

Барокко - дворцовая роскошь в интерьере

Барокко (barocco, в пер. с итал. вычурный, причудливый, склонный к излишествам) является внешним проявлением внутреннего стремления человека к пространственному размаху, величию и пышности. Предназначение стиля – открыто демонстрировать престиж и благополучие владельца. Барокко противостоит классицизму и рационализму, хотя и сохраняет в себе такую важную черту классического стиля, как симметрия.


Пик расцвета стиля пришелся на период становления монархии во Франции. Стиль остается популярным и в наши дни .

Барокко свойственно использование криволинейных и архитектурных форм, наличие колонн в интерьере.Стены и потолки украшают фресками и лепниной, в отделке стен используют панели из красного дерева.


Интерьеру в стиле барокко присущи игра теней, пышность и величие форм, изогнутые линии, сложные очертания элементов, гобелены, расписные потолки и обилие зеркал.


Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии. Смесь иллюзии и реальности, показная роскошь, изящно сочетающаяся с необычностью и экстраординарностью, - приемы стиля барокко.


Практически все в интерьере в стиле барокко имеет изогнутый силуэт. Обязательно это проявляется в ножках мебели, форме зеркал, лестницах.


Мебель была предметом искусства и использовалась, главным образом, для украшения интерьера. Резьба, массивность, декоративная отделка мозаикой из шпона древесины ценных пород или благородными металлами – такая отделка присуща мебели, подобающей дворцовой роскоши. В качестве материала для мебели часто использовался южный орех и цейлонское чёрное дерево.

Особый шарм, уютную атмосферу и одновременно дворцовое величие покоев придают интерьеру диваны. Они обиты текстилем в полоску и красиво задрапированы. Формы диванов - плавные, витиеватые, ножки закругленными.


Кровати с балдахинами - дорогие, массивные, стилизованные под старину, из красного дерева или других ценных древесных пород. Украшением считается не только изголовье, но и декоративно выточенные ножки. Рядом прикроватные тумбочки, массивные трюмо с дамскими шкатулочками и подсвечниками.

Характерная черта стиля - активное использование текстиля. Ткани натуральные с оригинальным рисунком. Бархат, шелк, атлас, парча, гобелен повторяются в портьерах и в обивке мебели. Балдахины и портьеры украшены бантами, оборками, ламбрекенами.


Для украшения окон и дверей используется ткань, имитирующая природные материалы - мрамор, оникс, малахит, панцирь черепахи. Актуальны дорогие тяжелые ткани.

Диванные подушки и валики, покрывала, портьеры, скатерти сшиты из дорогих красивых тканей в соответствии с роскошью обстановки.

Cтены украшают шпалеры (ковры без ворса).


Цветовая палитра стиля - теплые светлые тона (песочные, кремовые, карамельные, бежевые, белые), прохладные серебристые оттенки, темные насыщенные тона (бордо, шоколадный, горчичный, синий). Активно используются контрасты: мебель темного цвета на фоне светлых стен, мраморный пол, оформленный плитками в шахматном порядке.

Роскошь обстановки подчекивают сверкающие настенные светильники, торшеры с резными ножками и огромные, люстры из хрусталя.


В качестве предметов интерьера выступают картины мастеров, статуэтки, вазы, столовые сервизы с позолотой и серебром.

Создавая интерьер в стиле барокко, важно соблюсти гармонию и меру. Используемые детали должны сочетаться между собой в художественно-эстетическом плане. Все должно быть нацелено на то, чтобы превратить предметы, находящиеся в нем, в единый ансамбль: изысканный, роскошный, подчеркивающий пышность и изящество интерьера.



все места, здания и адреса

Барокко в архитектуре Санкт-Петербурга появилось в XVII столетии, и в какой-то момент стало основным архитектурным направлением, в котором творили десятки архитекторов, снискавших мировую известность своими великолепными работами, слава о которых разошлась далеко за пределы Российской империи.

Конечно, основная масса архитекторов той эпохи приехали в Россию из других стран, их специально выписывал из Европы Петр Великий, а также его преемники. Самыми известными творцами той эпохи стали: Трезини, Леблон, Фонтана и многие другие.

Особенности барокко Санкт-Петербурге

Главными чертами барокко являются: абсолютная симметрия, уравновешенность, яркие цветовые решения, а также пышность, праздничность и максимальная роскошь. При Петре и Анне Иоанновне барокко в столице молодой империи было достаточно скромным и мало чем выделялось на фоне европейских образцов, но все изменилось с приходом к власти Елизаветы Петровны, которая была готова тратить огромные средства на украшение Санкт-Петербурга.

Любимцем Елизаветы был Растрелли, который любил творить монументальные, исполинские сооружения с пышным внутренним убранством и яркой внешней отделкой. Его дворцы наполнены вычурными, роскошными лепными украшениями, массивными зеркалами, позолоченными и хрустальными элементами и деталями.

Стиль нашел настолько массивное употребление в те годы, что специалисты даже придумали специальный термин – елизаветинское барокко в СПб. Однако только на Елизавете стиль не ограничился, его в полном или частичном употреблении использовали для строительства огромного числа сооружений.

Здания барокко в Санкт-Петербурге

Стиль барокко в архитектуре Санкт-Петербурга нашел очень широкое употребление, потому в городе можно встретить огромное количество масштабных сооружений, относящихся к данному направлению. И каждое из них заслуживает самое пристальное внимание туристов и любителей архитектуры.

Летний дворец Петра I

Это самое старое каменное сооружение, дошедшее до наших времен в СПб. Это небольшой дворец, который состоит всего из двух этажей и включает в себя 14 жилых помещений и 2 кухни. Оно было спроектировано Трезини и считается самым значимым представителем барокко петровских времен.

Сооружение имеет правильную геометрическую форму и четырехскатную крышу, увенчанную флюгером с изображением Георгия Победоносца. В углах крыши располагаются водостоки в виде драконов, а углы самого сооружения рустованы натуральным камнем.

В качестве входа используется портал, изготовленный из черного мрамора с барельефом в верхней части, на котором изображена Минерва с трофеями. Важной чертой дворца является то, что фасад украшают 29 барельефов, каждый из которых имеет определенные морские элементы.

Познакомиться с красотой дворца вы сможете по адресу: набережная Кутузова, д. 2.

Петропавловский собор

Петропавловский собор

Еще одно творение знаменитого Трезини. К строительству собора приступили в 1703 году и он сильно отличается от традиционных для православной традиции религиозных сооружений. Объект имеет прямоугольную форму и отражает в себе западноевропейские архитектурные традиции.

Храм имеет строгую архитектуру без характерных для барокко излишеств, для оформления стен используются плоские колонны и головы херувимов. С восточной стороны фасада на здании размещена фреска Титова, а с западной стороны собор украшают 6 пилястр по бокам от входа.

Венчает храм колокольня, на которой установлен 40-метровый шпиль с фигурой ангела на самом верху. Многие десятилетия храм был самым высоким сооружением в СПб с высотой 122,5 м. Это до сих пор один из самых посещаемых туристических объектов в городе, расположенный в Петропавловской крепости.

Сампсониевский собор

Сампсониевский собор

Еще один представитель барокко в Санкт-Петербурге, строительство которого началось в 1728 году под руководством архитекторов Трезини и Земцова.

Это одноэтажное строение с кирпичными стенами и цоколем из известняка, оснащенное луковичными куполами, размещенными в центре крыши, что отличает его от традиционных русских соборов. Трехъярусная колокольня украшена пилястрами и звонницей, где и сегодня установлен колокол, изготовленный в XVIII веке. Венчает строение восьмигранный шатер с луковичным куполом и золоченым крестом.

Увидеть собор вы можете по адресу: проспект Большой Сампсониевский, д. 41.

Зимний дворец

Зимний дворец

Рассказывая о зданиях в стиле барокко в Санкт-Петербурге или в целом об архитектуре северной столицы, нельзя не коснуться темы знаменитого Зимнего дворца, завершенного в 1862 году. К его строительству приложили руку многие именитые архитекторы, включая Растрелли, Фельтена, Ринальди и других.

Дворец и сегодня является ярчайшим образцом классического европейского барокко, включив в себя лучшие традиции и особенности стиля. Трехэтажное здание разделено антаблементом визуально на два яруса, фасады объекта декорированы колоннами. Колонны верхнего яруса объединяют парадный и третий этаж.

Сегодня в дворце располагается Эрмитаж, посетить который можно по адресу: Дворцовая набережная д. 32.

Палаты Кикина

Палаты Кикина

Еще один пример барокко в Петербурге времен Петра Великого. Это сохранившийся до наших дней дом адмирала, советника и сподвижника первого императора А. Кикина, строительство которого было завершено в 1720 году. Однако сам Кикин не дожил до конца строительства, его казнили двумя годами ранее за организацию побега из страны сына Петра – Алексея Петровича.

Позднее палаты перестраивались, однако в середине XX века им вернули, предположительно, первоначальную архитектуру и декор.

Ознакомиться с монументальным сооружением можно по адресу: ул. Ставропольская, д. 9.

К петербургскому барокко можно отнести огромное количество зданий, это и Большой Екатерининский дворец, и Смольный собор, и Кунсткамеру, и многие другие сооружения, расположенные в Санкт-Петербурге. Каждое из них заслуживает самого пристального внимания и сегодня. Великолепная архитектура – это одна из основных причин, по которой в город ежегодно приезжают миллионы туристов не только из России, но и из других стран со всего мира.

Барокко в усадьбе Кусково - Блокнот свободного архитектора — LiveJournal

Барокко - стиль пышный и капризный, всюду обилие колонн, сильно выступающие карнизы, разорванные  фронтоны. Во всем показное богатство. Стиль самых изысканных дворцов для первых властителей Российской Империи, и их прославленных фаворитов.

Лучше всего изучать архитектуру Барокко в городе на Неве и в его знаменитых окрестностях. Зимний дворец, Смольный монастырь, Петергоф, Царское Село и многие другие.
Но и Москва тоже хранит много интересных зданий и целых комплексов, построенных в этом стиле. Усадьба Кусково, принадлежавшая роду Шереметьевых, бывшая подмосковная, но давно уже вошедшая в границы города, знаменита многими сооружениями в стиле Барокко. Обширная усадьба с дворцом, многочисленными зданиями, большим парком и прудом создана в основном в середине XVIII века.

1836 год КУСКОВО.jpg
Кусково. Вид усадьбы со стороны пруда, худ. Н.И.Подключников, сер. XIX в.

Основная идея барокко – красота, торжественность, высокопарность.
Отсюда его преувеличенный пафос, театральность, что в архитектуре выражается усложненностью форм, пышной декоративностью.
И вот такой дворцово-парковый ансамбль есть в Москве. И увидеть его очень несложно.

Кусково было известно как «старинная вотчина» Шереметевых. С 1715 года усадьба принадлежала фельдмаршалу петровского времени Б.П.Шереметеву, а затем перешла к его сыну П.Б.Шереметеву, вельможе нескольких царствований. В эти годы ансамбль и получил свой законченный вид. Планировка сложилась в середине XVIII века, когда были возведены основные строения. Кусково строили крепостные мастера и архитекторы Шереметева, которыми руководил крепостной архитектор Ф.С.Аргунов.
Основное место в усадьбе занимает дворец, главным фасадом обращенный на пруд, а другим фасадом – на регулярный парк.
Дворец в Кусково – это одноэтажное деревянное здание с антресолями на каменном цокольном этаже. Архитектура дворца представляет собой образец ранней русской классики. Здание простое и благородное, его фасады обработаны в формах каменной архитектуры. Шестиколонный портик ионического ордера тоже необычен, колонны размещены не равномерно и акцентируют центральную ось здания.

ф-1.jpg

О том, что дворец выполнен из дерева – догадаться невозможно, настолько капитально и внушительно смотрятся его фасады. Подходы к главному входу представляет собой сложную композицию с подъездными пандусами и парадной полукруглой лестницей.
Отделка интерьеров выполнена с большим изяществом. Анфилада парадных комнат проходит вдоль всего главного фасада. А самое большое помещение дворца, огромный танцевальный, или зеркальный зал, ориентирован окнами на просторы регулярного парка. Расписные кафельные печи, шелковая обивка стен и мебели, гобелены, фамильные портреты и картины художников – вот далеко не полный перечень внутренних красот дворца.

План дворца..jpg
План первого этажа дворца в Кусково.

Главный дом усадьбы Кусково – один из лучших образцов раннего классицизма в Москве. Надо сказать, что интерьеры дворца – это отдельная тема. Внутренняя планировка ближе к приемам барокко. Там такое огромное количество помещений, такой большой набор приемов отделки, что осветить все эти вопросы в одной общей статье не представляется возможным.

ф-2.jpg
Рядом с главным домом в 1737-1739 гг. сооружена Спасская церковь. Такая постановка определяла важную роль церкви в парадной композиции усадьбы. Церковь была первым каменным сооружением в усадьбе.

Регулярный парк  близок к квадрату по своим пропорциям. Размеры его большие, но в натуре парк не кажется огромным. Дело в том, что парк как бы разбит на отдельные планировочные зоны, и главной зоной, безусловно, является центральный партер. Партер украшен мраморными скульптурами, колоннами и обелисками, рядами дорожек он разбит на цветники сложной формы. Летом, когда весь партер сияет цветами, и с каждой дорожки открываются новые неожиданные виды, прогулка по парку Кусково представляет собой особую прелесть. Кажется, что партер тянется до бесконечности, и до виднеющейся вдали оранжереи никогда не дойти.

Генплан.jpg
Генеральный план усадьбы Кусково.

На чертеже я пометил только основные здания, на самом деле их значительно больше, и встречаются они весьма неожиданно. И увидеть весь парк тоже невозможно, поскольку и левая и правая его части – это куртины деревьев, плотно посаженные вдоль аллей и дорожек парка.

ф-6.jpg
Статуя………

ф-5.jpg
А вот основной партер просматривается на всю длину, от дворца до оранжереи. Аллеи, дорожки, строгая геометрическая сетка которых обрамлена фигурными клумбами, скульптуры, обелиски и цветники, обильно заполняющие партер.

ф-4.jpg
Обелиск ......

И второе по важности здание усадьбы Кусково – это Оранжерея, замыкающее парадный партер.
Здание построено  в 1761-1762 гг. Оранжерея вмещает высокий центральный зал и две остекленные галереи, заканчивающиеся двухэтажными павильонами. Оранжерея была и одним из основных парковых увеселительных сооружений, служила зимним садом с концертным и танцевальным залом. В наши дни, после проведенных реставрационных работ, оранжерея восхищает своими барочными формами и стеклянными стенами.

ф-7.jpg
Ближе к оранжерее находится колонна .... ну, конечно - со статуей Минервы

ф-8.jpg

По обе стороны партера, справа и слева, пересекающиеся аллеи подводят к садовым павильонам. Вообще каждая дорожка в своей перспективе замыкается то статуей, то ризалитом дворца, то фасадом садового павильона. В левой части парка буквально спрятан среди зелени причудливый Эрмитаж, перестроенный  Ф.С.Аргуновым в 1765 году. В плане он представляет собой композицию из круглого зала и примыкающих к нему небольших и тоже круглых кабинетов.

ф-9.jpg

Гравюра 1767г..jpg
Эрмитаж в Кусково. Гравюра 1767 г. по рисунку М.Махаева

Изысканные формы, характерные для стиля Барокко придают зданию колорит той эпохи. Внутри, помимо богатой отделки, еще поражало отсутствие лестницы, и специальное подъемное устройство, которое доставляло гостей на второй этаж.

Одной из ранних построек Кускова является Грот. В этой постройке апофеоз стиля Барокко достигает своих высот. Одноэтажное здание поставлено на берегу небольшого прудика. Колонны грота обработаны оригинальными муфтами круглой и квадратной формы. В плане Грот представляет собой настолько причудливое сочетание помещений, что рассказать о нем сложно, значительно нагляднее посмотреть чертеж.

ф-10.jpg

ф-12.jpg
Архитектурный тип паркового грота первой половины XVIII века – павильона, связанного с темой воды, как бы подводной пещеры. Стены и своды внутренних помещений, зала и двух кабинетов, покрыты орнаментами, выполненными из раковин, туфа, стекла. Все это создавало картину подводного царства, столь же экзотического, как и весь дух усадьбы Кусково.

Грот-2.jpg
План Грота в усадьбе Кусково

ф-11.jpg
Вход и золотая решетка .......

И завершая короткий рассказ об архитектуре Барокко в усадьбе Кусково, невозможно не сказать о знаменитом огромном зеркале пруда. Пруд не только простирается вдоль главного фасада дворца, он как бы связывает все сооружения усадьбы.

ф-3.jpg

Ансамбль Кусково воплотил в себе основные черты культуры барокко первой половины и середины XVIII века.

ф-13.jpg
И еще одна панорама ансамбля Кусково со стороны пруда – дворец, церковь и грот

Само слово Барокко переводится с итальянского как – странный, неправильный, причудливый.

Барокко русское, барокко петровское, барокко елизаветинское…. Барокко в России развивалось особым путем. Оно было связано с традициями русского зодчества XVII столетия (вспомним так называемое «Нарышкинское барокко»), и в петровское время обогатилось в результате воздействия со стороны западноевропейской культуры.

В России расцвет стиля падает на середину XVIII века, то есть на тот период, когда на Западе он  угасает. И есть одна тонкость в отличие нашего Барокко от западноевропейского. В России фасады монументальных сооружений облицовывались не камнем, а штукатуркой с гипсовыми деталями, что содействовало усилению пластического начала, а также позволяло применять окраску. Яркие цвета - синий, лазурно-голубой с белым, желтый с белым и другие, позолота кровельных покрытий — все это придавало зданиям особый яркий колорит, отвечавший традициям русского национального зодчества.
....................................................................................................

P.S.   Статья написана для нового Сообщества, посвященного изучению архитектурных стилей - http://architectstyle.livejournal.com/ . Это своего рода вводное сообщение о Стиле Барокко, как и когда барокко появилось в России, и чем этот стиль отличается от других. Усадьба Кусково является прекрасным учебным пособием для тех, кто хочет разобраться в Барокко.
Через пару дней статья будет направлена на страницу Сообщества.

Должен констатировать, что Сообщество набирает силу, в него приходят новые друзья, присылают свои работы. Конечно – это только начало. Конечно - нужны смелые и  инициативные люди, любящие архитектуру, и любящие изучать архитектуру. Лелею надежду, что такие любители вскоре найдутся на необъятных просторах ЖЖ. И приглашаю их на страницы нашего нового Сообщества.

Дворцы и особняки «второго барокко». Архитектура Петербурга середины XIX века

Дворцы и особняки «второго барокко»

Особняки, строившиеся в Петербурге в середине XIX века, — отличались очень большим разнообразием размеров, планировок и художественных решений фасадов. Их архитектурная композиция и отделка зависели от социального положения заказчика, его финансовых возможностей, потребностей его семьи и его личных художественных вкусов. Поэтому диапазон архитектурных разновидностей особняков был очень широк: от пышных «палаццо» в центре города до скромных одноэтажных деревянных домиков на его окраинах.

В планировке особняков в середине XIX века широко продолжали использоваться приемы, сложившиеся еще в предшествовавшие десятилетия. В главном лицевом корпусе располагались парадные апартаменты, размещенные традиционной анфиладой: обычно они занимали бельэтаж — второй этаж и выделялись на фасаде увеличенными размерами окон и более нарядной отделкой наличников. Часто в центре бельэтажа делали балкон. Главная лестница вела в дом с улицы, подъезд оформлялся навесом-«зонтиком» на металлических кронштейнах или тонких чугунных колоннах. В глубине участка вдоль его боковых сторон размещались служебные постройки: каретные сараи, конюшни, сараи для хранения дров, над ними нередко надстраивали комнаты для прислуги, кухни и т. д.

Характерным примером богатого аристократического особняка может служить хорошо сохранившийся дворец князей Белосельских-Белозерских на углу набережной Фонтанки и Невского проспекта, созданный архитектором А. И. Штакеншнейдером в 1846–1848 годах. Его фасады оформлены в стиле зрелого русского барокко середины XVIII века — это был один из первых в России и первый в Петербурге пример необарокко. Парадная лестница дворца и большинство гостиных и залов были также оформлены с использованием мотивов русской и западноевропейской архитектуры первой половины и середины XVIII века — барокко и рококо. Дворец Белосельских-Белозерских считался «одним из красивейших частных домов столицы как по внешней, роскошной архитектуре, так и внутреннему великолепию покоев»[196].

Архитектурный облик дворца Белосельских-Белозерских говорит о том, что в качестве его прототипа был избран старинный дворец графа А. С. Строганова на Невском проспекте, возведенный Растрелли в середине XVIII века. Возможно, такое решение было навеяно и тем, что оба здания расположены на сходных угловых участках: одно — на углу Мойки, другое — на углу Фонтанки. Постройка Штакеншнейдера, повторяющая в общих чертах композиционные приемы Растрелли, довольно органично вписалась в панораму Невского проспекта, став в ней важным архитектурным акцентом.

В отделке фасадов Штакеншнейдер использовал богатый художественный арсенал барокко: полукруглые фронтоны, пышные наличники, овальные окна, фигуры атлантов, изогнувшихся, в иллюзорно-напряженном усилии, и т. д. В соответствии с традициями барокко колонны расположились на фасадах в усложненном ритме, которому вторят выступы-раскреповки антаблемента. Яркая, трехцветная раскраска еще более усиливает общий праздничнонарядный, декоративный характер архитектуры. Удачной стилизацией являются и фигуры атлантов, выполненные по моделям Д. И. Иенсена.

Современники считали дворец Белосельских-Белозерских «совершенством в своем роде» и называли Штакеншнейдера «преемником изящного вкуса и искусства графа Растрелли»[197].

Дворец князей Белосельских-Белозерских. Архитектор А. И. Штакеншнейдер, 1846–1848 гг. Фрагмент фасада. Фотография конца XIX в.

И все же, сопоставляя постройку Штакеншнейдера с ее архитектурным прототипом — Строгановским дворцом Растрелли, можно убедиться в том, что при известном внешнем сходстве между ними существует ощутимая разница — и в общей компоновке, и в характере прорисовки деталей. В итоге оказываются различными и эмоциональная окраска, и внутреннее содержание их архитектурнохудожественных образов. И это естественно: каждое из этих зданий — порождение своей эпохи, и это не могло не сказаться в их планировочном и художественно-образном решении. Штакеншнейдер был опытным и тонким стилизатором и хорошо знал творчество Растрелли. Но как бы он ни старался подражать приемам архитектуры «века веселой Елисавет», он оставался представителем культуры своего времени, и это не могло не сказаться на его стилизации «под Растрелли». «Стиль Растрелли» в интерпретации Штакеншнейдера оказывался иным — он превращался в «стиль Штакеншнейдера», в стилизаторское барокко, несущее отпечаток своей эпохи во всем — от построения плана и до деталей оконных наличников[198].

В произведении Штакеншнейдера нет той мажорной динамики, той бурной жизнерадостности, той сочной пластики форм, которые так характерны для творчества Растрелли. Все детали прорисованы суше и графичнее, в их проработке ощущается некоторая дробность и измельченность. Их художественная трактовка отличается от энергичной манеры Растрелли и в то же время очень типична для «второго барокко». Иначе звучат в композиции фасадов ордерные элементы — колонны и пилястры. Количественно их стало больше, чем на фасадах Строгановского дворца, но из-за уменьшения их высоты колонны и пилястры дворца Белосельских-Белозерских оказались в ином масштабном соотношении с общим объемом здания, и эта тенденция к масштабной измельченности ордера тоже очень характерна для периода эклектики.

Но особенно отчетливой разница между этими зданиями становится при сопоставлении их планов. Правда, размещение анфилады парадных комнат вдоль главных фасадов — прием традиционный, но этим, пожалуй, и ограничивается сходство планов двух дворцов. В отличие от геометрически четкого плана Растрелли планировка дворца Белосельских-Белозерских более сложная, и, главное, в ней можно обнаружить целый ряд черт, напоминающих жилые доходные дома тех лет. Внутренний флигель делит пространство участка на два двора: «чистый» и «черный», но даже «чистый» двор невелик. Для удобства внутренних связей Штакеншнейдер применил целую систему коридоров, внутренних лестниц и т. д. Но самое характерное отличие заключается в том, что со стороны двора дворец сделан не двухэтажным, как с улицы, а трехэтажным. Если внутренний двор Строгановского дворца — это типичный парадный двор дома знатного вельможи середины XVIII века, окруженный импозантными фасадами, исполненными в том же стиле, что и уличные фасады, то дворы дворца Белосельских-Белозерских выглядят совершенно иначе.

Они похожи на дворы доходного дома: сложной барочной отделки нет и в помине, стены обработаны очень скромными тягами и наличниками в духе позднего сухого «николаевского» классицизма. Наличие трех этажей со стороны двора повлияло и на пропорции уличных фасадов: из-за этого между их верхними окнами и карнизом оказалась широкая полоса нерасчлененной стены, которая несколько нарушает пропорции фасада. Не вполне согласованным кажется и ритм окон со стороны Невского проспекта: под большими окнами второго этажа размещено то по одному, то по два окна первого этажа. Все эти несогласованности были связаны с тем, что Штакеншнейдер должен был барочный наряд фасадов сочетать с иным характером внутренней планировки, отвечающим потребностям середины XIX века.

В числе наиболее сохранившихся петербургских особняков середины XIX века следует назвать хорошо знакомое ленинградцам здание Центрального лектория на Литейном проспекте, 42, — бывший особняк княгини 3. И. Юсуповой. Он был построен в 1852–1858 годах архитектором Л. Л. Бонштедтом. Немец по национальности, Бонштедт в течение ряда лет работал в России[199]. Особняк Юсуповой, несомненно, одно из наиболее значительных его произведений. В его отделке, особенно в облике главного фасада, отчетливо прослеживается использование западноевропейских стилевых прототипов. В частности, фасад является стилизацией на темы немецкого и австрийского барокко первой половины XVIII века. Он отличается не только обилием, но и некоторой тяжеловесностью деталей. Интересной особенностью здания является то, что его фасад полностью облицован камнем — доставленным из Германии бременским песчаником. Сплошная каменная облицовка фасада — случай довольно редкий в архитектуре Петербурга в середине XIX века: такую дорогую отделку могли себе позволить только наиболее богатые владельцы.

Архитектурные произведения такого рода в те годы казались вершиной вкуса и великолепия. Восторженный отзыв о доме 3. И. Юсуповой опубликовал на страницах петербургского журнала «Архитектурный вестник» его издатель и редактор, архитектор А. Т. Жуковский:

«В С.-Петербурге, с Симеоновского моста на Фонтанке, по направлению к Литейной, представляется глазам зрителя перспектива улицы, которая замыкается роскошно обделанным фасадом; грандиозные формы и пропорции частей и целого, и самые части, или детали постройки в новейшем вкусе старинного стиля… производят на зрителя приятное впечатление, нравятся артисту и профану, мужчине и женщине. Матовый, беловатый цвет здания, игра теней и света в солнечное время и художественное выполнение всех архитектурных подробностей довершает полноту величественной композиции…»

Интерьеры особняка Жуковский оценивал в таких же комплиментарных выражениях:

«Если некоторые детали и не выдержат, может быть, строгой критики, то, с другой точки зрения, вся отделка, вместе взятая, производит эффект великолепный; самые прихотливые фантазии женского вкуса не могут быть выполнены более удачно и более удовлетворительно; самые изысканные условия помещения европейской дамы удовлетворены, как кажется, этой постройкой в совершенстве»[200].

Фасады особняков Белосельских-Белозерских и Юсуповой иллюстрируют разные оттенки того стилизаторского «второго барокко», которое стало одним из самых распространенных «неостилей» в архитектуре дворцов и особняков, строившихся в Петербурге и его окрестностях в середине XIX века. Особенно популярны были стилизации в духе петербургской архитектуры эпохи «веселой Елисавет»-для них источником вдохновения (и заимствования) было творчество Растрелли, Чевакинского и их современников. В числе лучших примеров дворянских особняков с необарочными фасадами следует назвать особняк Е. М. Бутурлиной, построенный архитектором Г. А. Боссе в 1857–1860 годах на Сергиевской улице (ныне улица Чайковского, 10), и особняк И. К. Мясникова, построенный А. П. Гемилианом в 1857–1859 годах на Знаменской улице (ныне улица Восстания, 45).

Увлечение «вторым барокко» сказалось и в том, что при реконструкциях и надстройках зданий, возведенных еще в эпоху классицизма, их фасады обогащались колоннами и лепниной барочного характера. Именно так поступил, например, архитектор А. К. Кольман, проектируя в 1848 году перестройку дома тайного советника, сенатора Митусова на Большой Морской улице[201] (современный адрес этого участка — улица Герцена, 59, но особняк, переделанный в конце 1840-х годов, не сохранился).

Аналогичным образом архитектор Г. М. Барч осуществил в 1859–1860 годах перестройку дома гвардии полковника Трофимова на Дворцовой набережной, 24[202]. Используя стены особняка и сохранив даже его прежний классицистический балкон на каменных кронштейнах, Барч надстроил здание на один этаж и оформил его фасад в стиле позднего барокко. Нарядный облик «? la Растрелли» выделил перестроенный особняк Трофимова среди классицистических фасадов соседних зданий. Позднее, в 1901 году, по распоряжению нового владельца архитектор А. А. Смирнов переделал здание в доходный дом, надстроив его еще одним этажом, но при этом сохранил характер прежней необарочной отделки фасада.

Особняк И. К. Мясникова. Архитектор А. П. Гемилиан, 1857–1859 гг. Фотография автора.

В некоторых случаях обращение к «второму барокко» диктовалось стремлением к созданию ансамблевой композиции. Ансамбль усадьбы графов Шереметевых (набережная Фонтанки, 34), так называемый Фонтанный дом, построенный в середине XVIII века С, И. Чевакинским при участии Ф. С. Аргунова, был дополнен оградой парадного двора-курдонера (архитектор И. Д. Корсини, 1837–1840 гг.) и одноэтажным флигелем с воротами (архитектор Н. Л. Бенуа, 1867 г.), выполненными в стилистике барокко. Поиск ансамблевого решения определил выбор «второго барокко» для фасадов Фрейлинских корпусов, построенных архитектором Н. Л. Бенуа в 1853–1858 годах в Петергофе, рядом с Большим дворцом, возведенным Растрелли в середине XVIII века.

Дом сенатора Митусова.

Фасад до перестройки и проект перестройки (внизу). Архитектор А. К. Кольман, 1848 г. ЦГИАЛ. Публикуется впервые.

Дом гвардии полковника Трофимова.

Фасад до перестройки и проект перестройки (внизу). Архитектор Г. М. Барч, 1859 г. ЦГИАЛ. Публикуется впервые.

К середине XIX века в Петербурге стало появляться все больше новых особняков, принадлежавших разбогатевшим коммерсантам, купцам, фабрикантам. И в облике фасадов своих особняков, и в их внутренней отделке петербургские нувориши стремились подражать аристократии. Появляющиеся в отделке аристократических дворцов разнообразные «неостили»: «второе барокко», неоренессанс и т. д. — стали применяться и в архитектуре особняков, принадлежавших представителям «третьего сословия». Один из наиболее наглядных примеров, иллюстрирующих этот процесс, — стоящий на набережной Обводного канала, 155, особняк Тимофея Дылева, привлекающий внимание своим нарядным необарочным фасадом. Тимофей Дылев — выходец из крестьян, ставший крупным мастером лепного и штукатурного дела. Возглавляемая им, а затем его сыном Петром артель в середине XIX века исполнила отделку многих особняков и дворцов, в том числе и членов царской семьи. Особняк Дылева был построен по проекту, разработанному в 1849 году И. А. Монигетти — молодым архитектором, тогда только начинавшим свою строительную деятельность, а впоследствии ставшим одним из ведущих мастеров русской архитектуры третьей четверти XIX века[203].

Мотивы «второго барокко» в середине XIX века стали довольно часто использоваться и в архитектурных решениях и отделке богатых вилл и дач в окрестностях Петербурга. Исключительной пышностью фасадов отличается вилла княгини 3. И. Юсуповой в Царском Селе (ныне город Пушкин, улица Маяковского, 10), сооруженная архитектором И. А. Монигетти в 1856 году[204].

Одной из самых блистательных стилизаций «под Растрелли», выполненных в России в середине XIX века, несомненно, является дворец великого князя Николая Николаевича в Знаменке — загородной усадьбе, расположенной на Старой Петергофской дороге, неподалеку от Петергофа. Вся местность вдоль южного берега Финского залива между Стрельной и Петергофом, по замыслу Петра I, была предназначена для загородных усадеб аристократии. Участок к востоку от Петергофа, получивший название Знаменской мызы, в середине XVIII века принадлежал графу К. Разумовскому. Построенный для него небольшой дворец затем перешел к другим владельцам и многократно переделывался и расширялся. В 1835–1849 годах Знаменский дворец, принадлежавший тогда императрице, был перестроен А. И. Штакеншнейдером в неоготическом стиле.

В 1856 году Знаменка перешла во владение великого князя Николая Николаевича (сына Николая I), и в течение четырех лет дворец был снова переделан и расширен архитектором Г. А. Боссе, при этом его фасады получили иное стилевое решение — в духе «растреллиевского» барокко.

Знаменский дворец представляет собой очень длинное здание, вытянутое вдоль верхней бровки приморского склона. Его композиция строго симметрична, центр выделен увеличенной высотой и одинаковыми выдвинутыми вперед объемами, фланкирующими центральный ризалит. Мощная горизонталь дворца, масштабно соизмеримая с прославленными творениями Растрелли — дворцами в Петергофе и в Царском Селе, производит очень сильное впечатление. Умело найденные пропорции и ритм архитектурных членений делают композицию здания цельной и собранной, несмотря на его большую протяженность. Высокое профессиональное мастерство и самого архитектора, и исполнителей его проектного замысла сказалось в точно найденной «мере» декора, в изяществе тонко исполненных лепных деталей. В архитектурном облике Знаменского дворца стилизация под барокко проведена очень последовательно — и в общей композиции плана здания, вытянутого в длинную горизонталь с почти растреллиевским размахом, и в масштабном, ритмическом и пропорциональном построении фасадов, и в рисунке лепнины. Дворец в Знаменке стал своего рода апофеозом необарокко, вдохновляемого «стилем Растрелли».

Дом Т. Дылева. Архитектор И. А. Монигетти, конец 1840 — начало 1850-х гг. Фотография автора.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Шедевры немецкого барокко в Дрездене

Дрезден - "Северная Венеция" Германии, жемчужина немецкого барокко в лучших традициях этого архитектурного стиля. Несметные сокровища дрезденских музеев и великолепные панорамы берегов красавицы Эльбы, разделяющей столицу Саксонии на две части, дают  Дрездену неоспоримое право называться культурной столицей Германии.

Туры в Дрезден познакомят Вас с выдающимися памятниками архитектуры немецкого барокко, рожденного в огне и едва в огне не погибшем. В феврале 1945 года,  в самом конце Второй мировой войны, город был практически стерт с лица земли во время воздушного налета союзных войск. В одну ночь Дрезден был полностью разрушен, погибло свыше 100 000 человек.

Сегодня Дрезден вернул своё великолепие и снова сияет во всем великолепии на живописных берегах Эльбы.

Мы снова можем познакомиться с лучшими образцами немецкого барокко благодаря властям, которые реконструировали города, а также материальной помощи других европейских стран.


Под «дрезденским барокко» подразумевают архитектурный стиль, сложившийся в столице Саксонии примерно с 1694 по 1763 годы при саксонском курфюрсте Августе Сильном и его сыне Фридрихе Августе II.


Дрезден (Dresden) - один из самых красивых городов Германии и, пожалуй, всей Европы. Здесь сосредоточены выдающиеся памятники немецкого барокко. Этот архитектурный стиль появился в Германии на сто лет позже, чем в других странах Западной Европы, так что ему посчастливилось "учиться на чужих ошибках". Поэтому шедевры дрезденской архитектуры - яркий образец всего самого лучшего, что дали миру зодчие 17-18 столетий.


Дрезден широко известен своими памятниками архитектуры, великолепными собраниями живописи и других произведений искусства. Прежде всего, это позднее итальянское и французское барокко и рококо, в меньшей степени - австрийский «императорский стиль». Барокко получило в дрезденской архитектуре многогранное воплощение: это и сугубо немецкое барокко (дворец в Большом саду), и римское зрелое барокко (например, Цвингер, католическая Придворная церковь), и синтез барочных форм с элементами шинуазри (Японский дворец, дворец Пильниц).

Ведущие архитекторы дрезденского барокко - Маттеус Даниэль Пёппельманн (создатель знаменитого Цвингера), Захариас Лонгелюн (архитектор Японского дворца, Водного дворца в Пильнице), Георг Бэр (создатель Фрауэнкирхе).
Самой яркой достопримечательностью города является протестантская церковь Девы Марии, которая была  практически полностью разрушена.

В течение многих лет церковь стояла в виде разоренного памятника, и только в девяностых годах началось ее восстановление. Наиболее характерной особенностью этого здания является красивый каменный купол, внутри которого находятся изображения четырех евангелистов и христианских добродетелей.

Рядом с храмом расположены барочные здания, такие, как дворец Цвингер, буржуазные многоквартирные дома, а также бывшая резиденция династии Веттинов.


Дворец Цвингер

Дворец Цвингер (XVIII век) - шедевр саксонского барокко и  архитектурная жемчужина Дрездена, которая была построена по приказу короля Августа Сильного. Этот дворец в стиле Барокко славен своими арками, галереями и павильонами.

В старину цвингером называли пространство крепости между внутренней и наружной стенами

Отсюда и происходит нанешнее название этого места — первое здание цвингера было построено именно между наружной и внутренней крепостной стеной города

Произошло это в 1709 году — на этом месте было построено древянное строение, по виду напоминающее амфитеатр и окружающее собой площадь, на которой проводились всевозможные турниры и празднецтва


Постепенно Цвингер расстраивался — и вот, уже в 1732 году, он "обзавёлся" тремя барочными стенами из камня, возведением которых занимался придворный архитектор Августа Сильного, главный представитель так называемого "дрезденского барокко", — Маттеус Пёппельман, которому Дрезден обязан своим нынешним внешним видом

Четвёртой  стороной Цвингер был завершён лишь спустя более столетия — 1847-55 годах, под контролем уже другого именитого немецкого архитектора - Готфрида Земпера

Дворец состоит из комплекса зданий, соединенных между собой переходами. В павильонах Цвингера размещались библиотека, математический кабинет, кунсткамера, коллекции гравюр и фарфора. Двор служил для  проведения парадов и представлений, а окружающие его павильоны выполняли роль своеобразных театральных лож.

Цвингер в 1900 году


В 1945 году от Цвингера не осталось камня на камне. Ученые и архитекторы собирали Цвингер с нуля, буквально по кирпичику, кропотливо воссоздавая по архивным чертежам облик здания.

Сегодня здесь находится несколько интересных музеев, таких как Дрезденская картинная галерея и Дрезденская оружейная палата.

Совсем рядом находятся удивительный Дрезденский замок-резиденция и опера Земпера

Ночью Цвингер являет собой не менее захватывающее зрелище

Во дворе замка находятся знаменитые ворота Кронентор, которые часто рассматривают в качестве самой красивой части комплекса. Ворота украшены гербом республики с четырьмя золотыми орлами, на самом верху ворот располагается золотая корона.

Оперный театр Земпера

В старом городе стоит посетить оперный театр Земпера, в котором Ричард Третий отмечал свой триумф. Он также подвергся бомбежке во время злополучного рейда в 1945 году


Театр был построен в XIX веке в стиле нео-ренессанс легендарным архитектором Земпером, стараниями которого город приобрел свой неповторимый облик. Поразительно, насколько гармонично интерьер здания, дизайн которого подчинён его назначению, продиктовал его внешний архитектурный облик.

Здание нынешней оперы появилось на свет благодаря саксонскому королю Фридриху Августу II, который возложил её возведение на плечи видного немецкого архитектора Готфрида Земпера


Открытие отреставрированного театра состоялось 13 февраля 1985 года, ровно сорок лет спустя после трагедии. Ознаменовалось начало новой жизни театра оперой «Вольный стрелок» Карла Марии фон Вебера – произведением, которое было исполнено последним перед закрытием театра в 1944 году.

Дрезденская опера - один из красивейших оперных театров мира, впечатляющий не только архитектурой, но и богатым внутренним убранством. Отреставрированный театр стал одним из лучших в Европе по своим акустическим качествам, техническому оснащению сцены. Все спектакли в нём идут на немецком языке - из уважения к слушателям города и "в пику" итальянской опере. В его репертуаре значительное место занимают творения "дрезденских" композиторов - Вебера, Вагнера и Рихарда Штрауса

Опера Земпера выходит фасадом на Театральную площадь. В 1648 году на месте здесь находился один из первых постоянных театров средневековой Европы, впоследствии дополненный ещё восемью малыми театрами, что само собой отразилось на названии площади


Памятник Готфриду Земперу в Дрездене

Именно здание Дрезденской оперы "сделало" Земперу имя среди европейских архитекторов и театралов

Первое здание Оперы Земпера

Реставрацией разрушенного пожаром здания оперы занимался уже старший сын Готфрида - Манфред Земпер,  занимавшийся восстановлением этой важной архитектурной  достопримечательности с 1871 по 1878 год

После Второй Мировой войны, когда Дрезден очищали от разрушенных зданий — руины оперы не тронули, а впоследствии, в 1952 году, даже укрепили, что облегчило реставрационные работы, начатые 24 июня 1977 года

Восстановлением средневековой "реликвии" руководил Вольфганг Хэнш, перепланировавший здание в соответствии с  современными требованиями к оперным театрам

В августе 2002 года в Дрездене произошло сильное наводнение, в результате которого затопленный театр был закрыт на ремонт и открыл свои двери лишь через 3 месяца восстановительных работ

В здании Земпероперы ежегодно демонстрируется множество премьер оперного мира, кроме того, Опера Земпера  является официальным концертным залом Саксонской государственной капеллы — Дрезденского симфонического оркестра, основанного ещё в далёком 1548 году и являющегося сегодня одним из старейших оркестров мира


Еще один интересный памятник – замок Морицбург, загородная резиденция Веттинов. Он славен своей необыкновенно длинной фарфоровой мозаикой, украшающей фасад здания.


Среди выдающихся памятников Дрезденской барочной архитектуры следует также назвать церковь Фрауэнкирхе, дворец
Ташенберг, дворец Козельпалас. К значительным барочным сооружениям в окрестностях Дрездена принадлежит дворец Морицбург. Дрезденская Долина Эльбы, где расположены самые яркие шедевры архитектуры этого красивейшего города, была включена в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

About Author


alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *