Барокко особенности изображения в музыке – Музыкальная культура барокко эстетика, художественные образы, жанры, музыкальный стиль, композиторы

особенности стиля, композиторы :: SYL.ru

Музыкальное искусство Западной Европы особенно активно начало развиваться в XI веке в связи с изобретением нотной письменности. Запись нотного текста, а не заучивание музыкальных произведений наизусть позволило композиторам оставлять свои имена в истории. И все же потребовалось некоторое время, чтобы в истории появились по-настоящему гениальные композиторы, музыка которых не потеряла актуальности и до сих пор. Одним из таких ярких рассветов в музыкальном искусстве стала эпоха барокко.

Вообще, слово "барокко" в переводе с итальянского означает "причудливый", "странный". Как художественное направление барокко было распространено во всех видах искусства – живописи, архитектуре, скульптуре, литературе и, конечно, в музыке XVII-XVIII веков. Для этого художественного направления было характерно наличие большого количества украшений, которые порой буквально не давали разглядеть смысл.

Декор Барокко

Художественное направление в музыке

Музыка – тот вид искусства, который "пострадал" от украшений и перегруженности ими меньше всего, и все же они имели место быть, это было особенностью музыки барокко: всевозможные трели, мелизмы и прочие мелодические украшения. Музыка узнаваема, например, яркие концерты Антонио Вивальди – "Времена года".

Декор Барокко

Одним из показателей стиля барокко был поиск нового в музыке. Еще не был сформирован полноценный оркестр, исканиями композиторов были сочетания самых различных тембров. Еще не были установлены правила и нормы гармонии (это заслуга более позднего периода – венского классицизма). Еще не были созданы и отточены известные ныне жанры, для некоторых из них эпоха барокко стала зарей существования. Какие же появились в музыке барокко жанры?

Опера эпохи барокко

Одним из таких появившихся в эпоху барокко жанров стала опера. Изначально опера планировалась как возрождение античной трагедии. Инициатором создания стали музыканты, входившие во Флорентийскую камерату. Одним из самых известных представителей камераты стал Якопо Пери, написавший первую дошедшую до нас оперу "Эвридика". Как возрождение трагедии она написана на античный сюжет.

Якопо Пери

В результате развития оперы в Италии начали возникать различные школы, наиболее яркими из них были римская, флорентийская и неаполитанская, в последней родилось удивительно красивое искусство пения bel canto, которое и по сей день считается эталоном вокального исполнения в музыке. К сожалению, красота пения и виртуозность арий приобрели большую популярность, чем драма в опере, зрители шли насладиться музыкой, но не понять смысл и драматургию. Это стало одной из самых больших проблем итальянской оперы, которая, к слову, называла "серьезной" (opera-seria).

Клаудио Монтеверди

Единственный композитор, которому удалось преодолеть данную проблему, – Клаудио Монтеверди. Его оперы сочетали в себе традиции всех трех итальянских школ, он внес в оперу реализм, опередив свое время. К сожалению, молодой жанр еще не был готов к реализму. Впереди оперу ждал довольно долгий путь развития.

Инструментальная музыка эпохи барокко

Музыкальные инструменты

Инструментальные ансамбли эпохи барокко отличаются своим разнообразием. Каких-либо норм по сочетанию тембров еще не было выявлено. К тому же еще далеко не все музыкальные инструменты приобрели современный вид, а некоторые и вовсе не существовали. Совершенствовались и навыки игры на них – настолько, что многие инструменты приобрели значение концертных.

Одним из значимых инструментов эпохи был орган. В Западной Европе он был тесно связан с религией – католическая церковь использует этот музыкальный инструмент во время служб.

Орган Барокко

В эпоху барокко исполнение на этом инструменте приобретает концертный характер. Появляются выдающиеся исполнители, которых люди просто приходят послушать. Особенно это было выражено в Германии – там сформировалось 2 противоположных школы органной игры: северная и южная. Южная школа опиралась на традиции полифонии строго стиля, известным представителем школы был Пахельбель. Полифония была особым показателем стиля барокко в музыке. В более поздние эпохи она не будет выражена столь ярко. Северная же отличалась куда большей свободой и виртуозностью исполнения, известных представителей было больше: Букстехуде, Рейнкин, Бем.

Как ни странно, еще одним музыкальным инструментом, вышедшим на концертный уровень, стал клавесин. Возможности этого музыкального инструмента были ограничены: инструмент, ставший предшественником фортепиано, имел иное устройство. Струны при нажатии клавиш защипывались специальными крючками, звук быстро затухал. Было невозможно добиться долгого звучания звуков. При этом из инструмента нельзя было извлечь звуки различной громкости, что не давало разнообразить музыку динамическими оттенками.

Инструмент клавесин

На развитие исполнительских навыков повлияла доступность инструмента и возможность поставить его дома (что, например, не было возможным в случае с органом). Школы игры на этом инструменте возникают в разных странах – в Англии, во Франции (яркими представителями этой страны были Франсуа Куперен и Жан-Филипп Рамо).

Как звучал данный инструмент, можно услышать в исполнении концерта для клавесина с оркестром Иоганна Себастьяна Баха.

Инструмент клавесин

Значительными достижения были и в скрипичной и ансамблевой музыке эпохи барокко. Скрипка приобрела свой внешний облик лишь в XVI веке. За столетие инструмент достиг невиданной популярности. С одной стороны, скрипка и подобные струнно-смычковые инструменты обладали удивительными ансамблевыми свойствами, гармонично сочетаясь друг с другом.

При этом сочетания тембров были порой очень интересными, в ансамблевой музыке был популярен жанр concerto grosso – "большой концерт". Ярким представителем эпохи барокко, писавшим в этом жанре, был Арканджело Корелли. Концерт – соревновательный жанр, в "большом концерте" группы инструментов соревновались между собой.

Арканджело Корелли, Рождественский концерт

Инструмент клавесин

С другой стороны, инструмент обладал и широкими сольными возможностями. Выдающийся композитор в музыке Барокко – Антонио Вивальди – именно для этого инструмента написал "Времена года". Вивальди стал создателем сольного инструментального концерта.

Антонио Вивальди и Арканджело Корелли

Вивальди и Корелли

Самыми известными представителями эпохи Барокко стали Иоганн Себастьян Бах и Георг Фридрих Гендель.

Георг Фридрих Гендель

1685-1759

Георг Фридрих Гендель

Один из выдающихся композиторов в музыке барокко. Родился в Германии, но в связи с трудностями в экономическом развитии страны и непростым положением музыканта (в те далекие времена музыканты считались ремесленниками, не существовало деления между исполнителями и композиторами, любой музыкант должен был уметь и сочинить произведение, и импровизировать, а уважением профессия не пользовалась) Гендель покинул родину и отправился в Англию. Много работал в жанре opera-seria, но неудачи, связанные с недостатками самого жанра, заставили композитора обратиться к иному крупному вокальному жанру – оратории.

В результате композитор написал несколько выдающихся ораторий, одной из который стала оратория "Самсон".

Оратория "Самсон"

Георг Фридрих Гендель

Одно из выдающихся произведений Генделя. Именно оратория, не опера смогла воплотить все идеи композитора. Но всю жизнь композитор работал в жанре оперы, и ее влияние также заметно в оратории. Острота конфликта между Самсоном и Далилой, индивидуальная музыкальная характеристика персонажей не типична для жанра. К тому же в "Самсоне" слишком много действующих лиц для оратории, в основном в этом жанре место уделялось хорам.

Иоганн Себастьян Бах

1685-1750

Иоганн Себастьян Бах

Выдающийся немецкий композитор эпохи барокко. В отличие от Генделя, Бах всю жизнь прожил в Германии. Иоганн Себастьян был также выдающимся органистом, клавесинистом, педагогом. За свою жизнь композитор написал огромное количество произведений, творил во всех жанрах, кроме оперы.

Органное творчество Баха

Иоганн Себастьян Бах был выдающимся органистом. В органном творчестве появилось первое циклическое произведение композитора, получившее название "Малый цикл Баха". В этом цикле композитор объединил особенности и северной, и южной органных школ Германии. Цикл включает в себя 2 произведения: первое – импровизационного характера (токката, фантазия или прелюдия), второе – полифоническое (фуга). Одно из самых известных таких произведений – токката и фуга ре минор.

Иоганн Себастьян Бах

Клавирное творчество Баха

Когда Бах служил в Кетене, у него не было возможности заниматься на органе. В этот период внимание композитора переключилось на клавесин. Он перенес свой "малый цикл" на этот инструмент. При этом композитор в клавирном творчестве утвердил равномерно-темперированный строй в двух томах Хорошо темперированного клавира.

Иоганн Себастьян Бах. Хорошо темперированный клавир. Том 1. Прелюдия и фуга соль минор.

Иоганн Себастьян Бах

Вокально-инструментальное творчество Баха

В вокально-инструментальном творчестве Бах также был новатором. Во всех своих произведениях композитор доказывал, что музыка – философский вид искусства, что она способна нести вечные ценности и отвечать на глобальные вопросы. Как и Гендель, Бах обращался к жанру оратории, создав свое произведение "Страсти по Матфею".

Одним из самых крупных его произведений стала высокая месса си минор, в которой композитор показал вечную борьбу добра и зла.

Иоганн Себастьян Бах

Интересные факты

Уделим внимание некоторым интересным фактам из истории:

  • Вивальди был священником, но при этом он не очень любил это занятие. Он мог позволить себе прервать службу, однажды он покинул мессу, чтобы записать тему фуги. Из-за этого у него возникли серьезные проблемы с католической церковью.
  • Бах был выдающимся органистом, ему приходилось много работать в церкви. И у него также было немало проблем с начальством, например, музыканта обвиняли в том, он играл лишние звуки, приглашал в церковь девушек.
  • Однажды Бах, не имея денег на поездку в Любек, отправился туда пешком, чтобы послушать концерты Букстехуде.
  • Бах писал не только глубоко философские музыкальные произведения. Одна из его кантат посвящена замечательному напитку – кофе.
  • Когда Баха спросили, как у него получается так хорошо играть, он ответил, что просто нажимает на нужную клавишу в нужный момент.
  • Выдающийся композитор Иоганн Себастьян не был признан как композитор при жизни. "Открыл" его творчество заново Феликс Мендельсон почти через столетие.
  • Любимым композитором Баха был Вивальди. Изучив его творчество, композитор создал не один концерт.
  • Гендель, будучи немецким композитором, большую часть жизни писал итальянские оперы, еще более любопытно, что делал он это в Англии...

Музыка Барокко

Эпоха Барокко.

Музыка в период 1600 - 1750 гг.
 

Слово "барокко" пришло из португальского языка и означает "жемчужина неправильной формы", с итальянского языка это слово переводится как странный, причудливый. Какими бы ни были корни этого слова, именно эпоха барокко считается началом распространения западноевропейской цивилизации.

Эпоха Барокко отвергает естественность, считая её невежеством и дикостью. В то время женщина должна была быть нестественно бледной, с вычурной прической, в тугом корсете и с огромной юбкой, а мужчина - в парике, без усов и бороды, напудрен и надушен. 


В эпоху Барокко произошел взрыв новых стилей и технологий в музыке. Дальнейшее ослабление политического контроля католической церкви в Европе, которое началось в эпоху Возрождения, позволило процветать светской музыке.

Вокальная музыка, которая преобладала в эпоху Ренессанса, постепенно вытеснялась инструментальной музыкой. Понимание, что музыкальные инструменты должны объединяться неким стандартным образом, привело к возникновению первых оркестров.

Один из самых важных типов инструментальной музыки, который появился в эпоху Барокко был концерт. Изначально концерт появился в церковной музыке в конце эпохи Возрождения и, вероятно, это слово имело значение "контрастировать" или "бороться", но в эпоху Барокко он утвердил свои позиции и стал самым важным типом инструментальной музыки.

Двумя из самых великих композиторов концертов того времени были Корелли и Вивальди, их творчесво пришлось на конец эпохи Барокко и они установили и упрочили концерт как способ продемонстрировать всё мастерство солиста. 

В начале эпохи  Барокко, приблизительно в 1600 году, в Италии композиторами Кавальери и Монтеверди были написаны первые оперы,  сразу получившие признание и вошедшие в моду. Основой для первых опер были сюжеты древнегреческой и римской мифологии.

Будучи драматической художественной формой, опера поощряла композиторов воплощать новые способы иллюстрировать эмоции и чувства в музыке, фактически, воздействие на эмоции слушателя стало главной целью в произведениях этого периода.

Опера распространилась во Франции и Англии благодаря великим работам композиторов Рамо, Генделя и Перселла.
В Англии была также развита оратория, которая отличается от оперы отсутствием сценического действия, оратории часто основаны на религиозных текстах и историях. "Мессия" Генделя - показательный пример оратории.

В Германии опера не завоевала такой популярности, как в других странах, немецкие композиторы продолжали писать музыку для церкви.

Иоганн Себастьян Бах, величайший гений в истории музыки, жил и творил в эпоху Барокко. Его подход к музыке открыл безграничные возможности создания произведений.

Основным инструментом той эпохи был клавесин - предшественник фортепиано.

Многие важные формы классической музыки берут свои истоки в эпохе Барокко - концерт, соната, опера.

Барокко была эпохой, когда идеи о том, какой должна быть музыка, обрели свою форму, эти музыкальные формы не потеряли актуальности и на сегодняшний день.

Великие работы эпохи Барокко:

Гендель "Музыка на воде"
Бах "Бранденбургские концерты и Кантаты"
Вивальди "Четыре Сезона"
Пёрселл "Дидона и Эней"
Монтеверди "Орфей"

Смотреть обязательно:
Список композиторов раннего барокко

Список композиторов среднего барокко
 

Список композиторов позднего барокко


 

Музыка эпохи барокко (стр. 1 из 5)

План
Введение
1 Происхождение
2 Обзор
2.1 Стили и тенденции
2.1.1 Отличия барокко от Ренессанса
2.1.2 Отличия барокко от классицизма
2.1.3 Другие особенности музыки барокко

2.2 Жанры
3 Краткая история музыки барокко
3.1 Музыка раннего барокко (1600—1654)
3.2 Музыка зрелого барокко (1654—1707)
3.3 Музыка позднего барокко (1707—1760)
3.4 Влияние барокко на более позднюю музыку
3.4.1 Переход в эру классицизма (1740—1780)
3.4.2 Влияние техник и приёмов барокко после 1760 года
3.4.3 Джаз


4 Инструменты
5 Список жанров музыки барокко
5.1 Инструментальные жанры
5.2 Вокальные жанры

Список литературы

Введение

Музыкой барокко называют период в развитии европейской классической музыки приблизительно между 1600 и 1750 годами[1].

1. Происхождение

Барочная музыка появилась в конце эпохи Возрождения и предшествовала музыке эпохи классицизма. Слово «барокко» предположительно происходит от португальского perola barroca — жемчужина причудливой формы; или от лат. baroco — мнемоническое обозначение одного из видов силлогизма в схоластической логике[2] (примечательно, что похожие латинские слова «Barlocco» или «Brillocco» также использовались в схожем значении — жемчужина необычной формы, не имеющая оси симметрии[3]). И действительно, изобразительное искусство и архитектура этого периода характеризовались весьма вычурными формами, сложностью, пышностью и динамикой. Позже это же слово стало применяться и к музыке того времени. Сочинительские и исполнительские приёмы периода барокко стали неотъемлемой и немалой частью музыкального классического канона. Произведения того времени широко исполняются и изучаются. В эпоху барокко родились такие гениальные произведения, как фуги Иоганна Себастьяна Баха, хор «Аллилуйя» из оратории «Мессия» Георга Фридриха Генделя, «Времена года» Антонио Вивальди, «Вечерня» Клаудио Монтеверди. Музыкальный орнамент стал весьма изощрённым, сильно изменилась музыкальная нотация, развились способы игры на инструментах. Расширились рамки жанров, выросла сложность исполнения музыкальных произведений, появился такой вид сочинений, как опера. Большое число музыкальных терминов и концепций эры барокко используются до сих пор.

2. Обзор

2.1. Стили и тенденции

Условно музыкой барокко называют множество композиторских стилей из широкого, в географическом смысле, региона (в основном Европы), существовавших в течение 150 лет. Следует заметить, что термин «барокко» применительно к музыке появился относительно недавно. Впервые его использовал[3] музыковед Курт Закс (англ. Curt Sachs) в 1919 году, затем термин появился лишь в 1940 году в статье Манфреда Букофцера (Manfred Bukofzer). И до самых 1960-х годов в академических кругах не утихал спор, правомочно ли применение единого термина к сочинениям таких разных композиторов, как Якопо Пери, Антонио Вивальди, К. Монтеверди, Ж. Б. Люлли, Доменико Скарлатти и И. С. Бах; но слово прижилось и сейчас повсеместно используется для обозначения широкого спектра музыки. Однако необходимо отличать музыку эпохи барокко от предшествующего ренессанса и последующего классицизма. Кроме того, некоторые музыковеды считают, что необходимо разделять барокко на непосредственно период барокко и на период маньеризма, в целях согласования с разделением, применяемым в изобразительных искусствах.

Отличия барокко от Ренессанса

Барочные инструменты: харди-гарди, виола, лютня, барочная скрипка и барочная гитара

Музыка барокко взяла от Ренессанса практику использования полифонии и контрапункта. Однако применялись эти техники иначе. Во времена Ренессанса гармония строилась на том, что в мягком и спокойном движении полифонии второстепенно и как будто случайно появлялись консонансы. В барочной же музыке порядок появления консонансов стал важным: он проявлялся с помощью аккордов, выстраиваемых по иерархической схеме функциональной тональности. Около 1600 года определение, что такое тональность, было в значительной мере неточным, субъективным. К примеру, некоторые видели в кадансах мадригалов некоторое тональное развитие, в то время как на самом деле в ранних монодиях тональность всё же была ещё очень неопределённой. Сказывалось слабое развитие теории равномерно-темперированного строя. Согласно Шерману, впервые лишь в 1533 году итальянец Джованни Мария Ланфранко предложил и ввёл в практику органно-клавирного исполнительства систему равномерной темперации[4]. А широкое распространение строй получил значительно позже. И только в 1722 появляется «Хорошо темперированный клавир» И. С. Баха (I том). Другое отличие между музыкальной гармонией барокко и Ренессанса заключалось в том, что в раннем периоде смещение тоники происходило чаще по терциям, в то время как в барочном периоде доминировала модуляция по квартам или квинтам (сказалось появление понятия функциональной тональности). К тому же, барочная музыка использовала более протяжённые мелодические линии и более строгий ритм. Основная тема расширялась либо сама, либо с помощью аккомпанемента бассо континуо. Затем она возникала в другом голосе. Позднее, главная тема стала выражаться и через бассо континуо, не только с помощью основных голосов. Размывалась иерархия мелодии и аккомпанемента.

Стилистические различия определили переход от ричеркаров, фантазий и канцон Ренессанса к фугам, одной из основных форм музыки барокко. Монтеверди назвал этот новый, свободный стиль seconda pratica (вторая форма) в отличие от prima pratica (первой формы), характеризировавшей мотеты и другие формы хоровой и ансамблевой музыки таких мастеров Ренессанса, как Джованни Пьерлуиджи да Палестрина[5]. Сам Монтеверди использовал оба стиля; его месса «In illo tempore» написана в старом, а его «Вечерня пресвятой девы» — в новом стиле.

Были и другие, более глубокие различия в стилях барокко и Ренессанса. Барочная музыка стремилась к более высокому уровню эмоциональной наполненности, чем музыка Ренессанса. Сочинения барокко часто описывали какую-то одну, конкретную эмоцию (ликование, печаль, набожность и так далее; см. учение об аффектах). Барочная музыка часто писалась для виртуозных певцов и музыкантов, и обычно была значительно более сложна для исполнения, чем музыка Ренессанса, несмотря на то, что детальная запись партий для инструментов была одним из самых главных нововведений периода барокко. Почти обязательным стало использование музыкальных украшений, часто исполнявшихся музыкантом в виде импровизации. Такие выразительные приёмы, как notes inégales стали всеобщими; исполнялись большинством музыкантов, часто с большой свободой применения.

Ещё одно важное изменение заключалось в том, что увлечение инструментальной музыкой превосходило увлечение музыкой вокальной. Вокальные пьесы, такие, как мадригалы и арии, на деле чаще не пелись, а исполнялись инструментально. Об этом говорят свидетельства современников, а также количество рукописей инструментальных пьес, число которых превосходило число произведений, представляющих светскую вокальную музыку[6]. Постепенное появление чистого инструментального стиля, отличного от вокальной полифонии XVI века, было одной из важнейших ступеней в переходе от Ренессанса к барокко. До конца XVI века инструментальная музыка была едва отлична от вокальной и состояла в основном из танцевальных мелодий, обработок известных популярных песен и мадригалов (главным образом, для клавишных инструментов и лютни) а также полифонических пьес, которые могли бы быть охарактеризованы как мотеты, канцоны, мадригалы без поэтического текста.

Хотя различные вариационные обработки, токкаты, фантазии и прелюдии для лютни и клавишных инструментов были известны давно, ансамблевая музыка ещё не завоевала себе независимого существования. Однако быстрое развитие светских вокальных композиций в Италии и в других странах Европы явилось новым толчком к созданию камерной музыки для инструментов.

Например, в Англии получило широкое распространение искусство игры на виолах — струнных инструментах разного диапазона и величины. Исполнители на виолах часто присоединялись к вокальной группе, заменяя отсутствующие голоса. Такая практика стала общепринятой, и на многих изданиях появились надписи «Пригодно для голосов или для виол».

Многочисленные вокальные арии и мадригалы исполнялись как инструментальные произведения. Так, например, мадригал «Серебряный лебедь» Орландо Гиббонса в дюжинах собраний обозначен и представлен как инструментальная пьеса[6].

Отличия барокко от классицизма

В эпоху классицизма, которая последовала за барокко, роль контрапункта уменьшилась (хотя развитие искусства контрапункта не прекратилось) и на первое место вышла гомофоническая структура музыкальных произведений[7]. В музыке стало меньше орнаментации. Произведения стали склоняться к более чёткой структуре, особенно те, которые написаны в сонатной форме. Модуляции (смена тональности) превратились в структурирующий элемент; произведения стали слушаться как полное драматизма путешествие сквозь последовательность тональностей, череду уходов и приходов к тонике. Модуляции присутствовали и в музыке барокко, но не несли в себе структурирующей функции. В сочинениях эры классицизма часто внутри одной части произведения раскрывалось множество эмоций, в то время как в барочной музыке одна часть несла в себе одно, ярко прорисованное чувство. И, наконец, в классических произведениях обычно достигалась эмоциональная кульминация, которая к концу произведения разрешалась. В барочных же работах, после достижения этой кульминации до самой последней ноты оставалось лёгкое чувство основной эмоции. Множество барочных форм послужило отправной точкой для развития сонатной формы, разработав множество вариантов основных каденций.

Другие особенности музыки барокко

· basso continuo, нем. Generalbaß, генерал-бас, цифрованный бас, непрерывный бас, фигурный бас — упрощённый способ записи гармоний с помощью басового голоса и проставленных под ним цифр, обозначающих созвучия в верхних голосах, а также сам басовый голос с цифрами, применяющийся при этом способе записи гармоний[8];

Эпоха барокко в музыке

Что такое «барокко»? Барокко – это жемчужина, имеющая неправильную форму (в дословном переводе с португальского). А в итальянском языке это слово обозначает «странный, причудливый». Но главное не перевод, а то, что эпоха барокко, занимавшая собой период с 1600 по 1750 гг., стала началом для распространения западной цивилизации европейцев.

В этот период, так и названный «эпоха барокко», естественность полностью отвергалась, считаясь невежеством и даже дикостью. Женщине, например, необходимо было быть бледной, утянутой в корсет, на голове – вычурная прическа. А юбка платья имела просто невероятные размеры. Женскому полу высшего круга приходилось укутываться даже в знойные летние дни, чтобы сохранить белизну кожи. Ведь малейший загар являлся дурным тоном.

Мужчинам повезло не больше – обязательный парик на голове, никаких усов или бороды – только чисто выбритое лицо. В обязательном порядке нужно было надушиться и напудриться.

Появление новых стилей и технологий стало своеобразным «взрывом» в эпоху барокко. В музыке многое начало меняться. Вокальная музыка постепенно начала сдавать свои позиции, уступая место инструментальной. Этому также способствовало ослабление католической церковью контроля над политикой (эпоха Возрождения). Именно в этот период и зародилась светская музыка.

Постепенно общественность пришла к тому, что звучание музыкальных инструментов начало сливаться в одно целое, что и привело к возникновению оркестров, правда, не столь масштабных, как в наше время. Сначала концерты являлись только церковной музыкой.

Предполагается, что первоначальное значение слова «концерт» имело смысл борьбы или контраста.

Так или иначе, но музыкальная культура барокко сумела перевернуть многие взгляды на музыку, существенно расширив ее возможности.

В конце этой эпохи и появились два великих композитора – Корелли и Вивальди. Их заслугой является то, что они сумели установить и упрочить концерт, причем выйдя за рамки церкви. Каждый солист получил возможность при помощи концерта показать свое мастерство.

Несколько раньше, приблизительно в 1600 году, в самом начале зарождения эпохи барокко, еще два великих композитора, а именно – Кавальери и Монтеверди, написали первые оперы, которые сразу пришлись по вкусу светскому кругу и за несколько лет получили признание, войдя в моду. Основой оперы первоначально был сюжет из древнегреческой или же римской мифологии. Это и стало первоначальной ступенью барокко в музыке.

Опера – драма в художественной форме, она вдохновляла композиторов к воплощению новых способов иллюстраций человеческих эмоций, а также чувств в звучании музыки. Проще говоря, опера использовалась в качестве воздействия на эмоциональное состояние слушателя, это было наиглавнейшей ее целью.

Благодаря творчеству Рамо, Перселла и Генделя, опера получила распространение и на территории Франции и Англии.

Англия внесла свою лепту в эпоху барокко, дав развитие оратории, которая несколько отличается от оперы. Оратория – это звучание музыки, не сопровождающееся сценическим действием. Зачастую оратория была основана на религиозных текстах или же историях. Примером оратории может служить «Мессия», которую написал Гендель. Опера стала своеобразной второй ступенью барокко в музыке.

А вот Германия оперу «не полюбила», поэтому немецкие композиторы остались при своем - написание музыки для церкви.

Еще одним знаменитым, нет, даже великим композитором эпохи барокко является Иоганн Себастьян Бах. Он подходил к музыке несколько своеобразно, открывая в ней безграничные возможности в плане создания произведений. Именно благодаря Баху, появилась первая соната, а клавесин, предшественник фортепиано, стал основным музыкальным инструментом.

Барокко в музыке сыграло свою роль, сделав ее более разносторонней, позволив выйти ей за пределы церкви и начать свое развитие в других стилях.

Доклад-сообщение Музыкальная культура барокко (описание для детей)

Эпоха барокко – довольно таки значимый период в развитии европейской академической музыки. Она берет свое начало со времен эпохи Возрождения и предшествует классицизму. Музыка того времени (как, впрочем, и искусство барокко в целом) характеризуется вычурностью, динамикой, довольно таки сложными, витиеватыми формами.

Именно в данный отрезок времени родились творения Йоганна Себастьяна Баха, Антонио Вивальди и многих других известных композиторов. Изменилась также музыкальная нотация и способы игры на инструментах.

Рассматривая музыку эпохи «барокко» в целом, можно сказать, что ей присуща некая помпезность, высокопарность, а также легкий оттенок странности. Возникли  полифония и контрапункт, которые начали стремительно развиваться, появились консонансы. Стоит отметить, что в барочной музыке им уделялось особое внимание, ведь они участвовали в построении аккордов.

Была предложена и введена техника органно-клавирного искусства. В сравнении с Ренессансом, музыка барокко стала несколько более эмоциональной и живой, имела более разнообразную стилистическую окраску. Довольно большой популярностью пользовались фуги, а среди инструментов активно использовались лютни, виолы и прочие струнные.

Также писались сонаты и сюиты, а среди форм духовной музыки можно выделить мессы, мотеты, кантаты, токкаты и пр. Среди всего разнообразия жанров в эпоху барокко особо выделялась опера. Музыка была по большей части инструментальной.

Относительно хронологии, существует музыка раннего барокко, зрелого барокко и позднего.

Еще одной отличительной особенностью было то, что порой тональность у композиторов была смешанной, то есть на первый взгляд сложно было отличить мажор от минора.

Зрелое барокко, как правило, связано с фокусированием творцов на гармонии. Мало того, композиторы пытались разработать новые системы музыкального обучения. При дворе получили широкое распространение увертюры и балетная музыка.

Следует отметить, что многие тенденции данного периода оказали существенное влияние на более позднюю музыку, причем не только на эпоху классицизма, но и заложили некие основы, которые изучаются и используются и поныне. Кстати, одно время довольно популярным было «необарокко», которое, по сути,  являлось попыткой воссоздать полифонический звук того времени.

Да только время не вернуть вспять – второй подобной эпохи уже не будет. Остается лишь наслаждаться тем, что было создано столетия назад и помнить о вкладе гениев того периода в историю музыки.

Картинка к сообщению Музыкальная культура барокко

Музыкальная культура барокко

Популярные сегодня темы

  • Карл Великий

    В Средневековье своим царствованием прославился король франков, лангобардов, герцог Баварский, а так же первый император Священной Римской империи Карл Великий. Он появляется на свет в семье

  • Мышцы

    Мышцы – неотъемлемая часть человеческого организма. Без них наше существование будет представляться абсолютно невозможным. Наши мускулы отвечают, практически, за все действия опорно-двигатель

  • Красноухая черепаха

    Красноухая черепаха - маленькая пресноводная черепаха, обитающая в долине Миссисипи на юге США. Имеет длину тела 125–200 мм, но может вырасти и до 350 мм. Самки обычно крупнее самцов (самки –

  • Футбол

    На сегодняшний день футбол является одним из наиболее популярных видов спорта во всем мире. Однако, не следует считать футбол (который в Америке называют соккер) самым популярным спортом.

  • Достопримечательности Воронежа

    Воронеж - областной центр, находящийся в средней полосе Российской Федерации. Город интересен большим количеством природных памятников, объектов исторического и архитектурного наследия

  • Музеи Санкт-Петербурга

    Северная столица России является величественным и прекрасным городом, который заставляет восхищаться своими памятниками, архитектурными шедеврами и достопримечательностями.

About Author


alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *