Барокко и классицизм: общие черты, отличия, сравнение
Барокко и классицизм – это наиболее популярные стили XVIII века, которые не просто сосуществовали, а напрямую конкурировали в одну эпоху. Барокко и классицизм имеют множество схожих черт и очень тесную связь, однако и различий между ними вполне достаточно, потому не запутаться и уверенно отличить один архитектурный стиль от второго не так легко. Для этого необходимо обладать хорошими знаниями о каждом из данных направлений.
Что такое барокко?
Чтобы разобраться в том, чем отличается классицизм от барокко, рассмотрим сначала второй стиль. Барокко появилось в Италии в XVIII веке и быстро распространилось по многим европейским странам, в том числе, оно пришло в молодую Российскую империю и именно в этом стиле строились многие сооружения, дома, дворцы и соборы в совсем новом Санкт-Петербурге.
Барокко в первую очередь отличается тем, что стиль призван продемонстрировать богатство, роскошь, достаток владельцев здания или престиж государства, если его используют для строительства дворцов и соборов. Для него характерна повышенная эмоциональность, высокий динамизм. Он как бы отражает в себе то, что сама суть жизнь заключается в движении и борьбе человека с переменчивыми условиями, с внешними влияниями и стихиями. Его отличают экспрессия, иррационализм и даже мистика, в дизайне и архитектуре активно используются декоративные элементы и всевозможные украшения.
Чем отличается стиль барокко от классицизма в архитектуре и интерьере?
Архитектура в стиле барокко – это вычурные и сложные формы, подчеркнутая напыщенность, праздничность и парадность. Такие здания всегда хорошо заметны, они отлично выделяются на фоне других строений своей яркостью, монументальностью, обилием украшений, пилястр, колонн и других классических архитектурных элементов. Для этого стиля характерна монументальность, огромные размеры возводимых зданий, хотя в этом есть и прямое сходство классицизма и барокко.
Для украшения зданий используют не только распространенные архитектурные элементы. Архитекторы тщательно продумывают объект таким образом, чтобы на его фасадах всегда происходила игра света с тенью, что создает великолепные, изменчивые образы сооружения днем и ночью при искусственном освещении.
При сравнении барокко и классицизма обязательно нужно затронуть тему и интерьеров зданий. Для барокко характерна максимальная пышность, отражение величия и огромные пространства с сочными, яркими декоративными элементами и деталями. В обстановке преимущественно отдается предпочтение изогнутым линиям и лакированным поверхностям, многочисленным инкрустациям и максимально богатым отделочным материалам. В оформлении применяют: золото и золоченый декор, мрамор, кость, мозаику и т. д. Орнамент преимущественно сложный, витиеватый, зачастую отражающий мотивы флоры и фауны.
То же самое касается и мебели, которая одновременно характеризуется массивностью и дороговизной, а с другой – сложными и изящными формами, а также обилием всевозможных украшений.
Характерные особенности классицизма
Классицизм зародился в качестве художественного стиля в Западной Европе, после чего он распространился далеко за пределы картин и стал активно применяться в архитектуре и дизайне.
Классицизм во многом основывается на античную традицию, берет в ней множество элементов и общее направление. Для него характерно утонченное спокойствие, лаконичная ясность, благородство и простота. В архитектуре, дизайне и изобразительном искусстве классицизма хорошо заметно стремление творца к идеальности и рационализму во всем. Желание создать нечто полностью согласованное, единообразное и целостное.
В чем отличие стиля классицизма от стиля барокко?
Различие барокко и классицизма в архитектуре заключается в том, что классицизм – это максимальная четкая планировка, использование в строительстве строгих форм, равновесных частей и элементов, а также максимально гармоничных пропорций. При этом творцы делают ставку на упорядоченность и функциональность, в отличие от барокко, где в центре всегда масштабность и роскошь.

Барокко и классицизм в архитектуре
При этом классицизм и барокко в архитектуре – это масштабные и монументальные стили, которые при одном взгляде на сооружение создают ощущение величия, великолепия и красоты.
Общие черты стиля барокко и классицизма заметны и в интерьерах различных зданий и сооружений. В первую очередь, оба стиля предполагают использование для отделки самых качественных и дорогих материалов. При этом в классицизме стараются обойтись без излишеств, сдержанно использовать декоративные элементы и гармоничную цветовую палитру. Орнамент также строгий и геометрически правильный, зачастую с распространенными античными мотивами.
Отличия барокко от классицизма можно найти и в мебели. Если в барокко она массивная и максимально эстетичная, то в классическом стиле стараются выбрать обстановку максимально функциональную и конструктивную.
Чем отличается барокко от классицизма – вывод
Отличия барокко от классицизма в архитектуре можно найти практически во всем. Барокко – это красота, пышность, буйство и динамичность, тогда как для классического стиля больше подходит строгость и равновесность, но та же масштабность. Если барокко – это блеск и даже напыщенность, то классицизм более сдержанный стиль, который предполагает применение простых линий и правильных геометрических форм.
Чем отличается барокко от классицизма?
в Полезные советы 06.07.2016 450 Просмотров
В искусстве и архитектуре XVIII столетия преобладали два фундаментальных стиля – барокко и классицизм. Они не случайно довольно долго сосуществовали рядом, в одну эпоху. Нельзя не отметить их тесную взаимосвязь, хотя и характерных, присущих лишь конкретному направлению особенностей тоже наберется немало.
В чем же отличие барокко и классицизма и как при взгляде на картину или здание определить, к какому же стилю они относятся?
Что такое барокко и классицизм
- Барокко – художественный стиль, зародившийся в Италии и распространенный в европейском искусстве до середины XVIII века.
- Классицизм – художественный стиль, характерный для искусства Европы и особенно ярко проявившийся во второй половине XVIII века.
Сравнение барокко и классицизма
В чем же разница между барокко и классицизмом?
Барокко и классицизм – направления-антагонисты, хотя у них есть и немало общих черт, ведь формировались они в одну эпоху.
Характерные черты стиля | Барокко | Классицизм |
Общие
| Призван продемонстрировать роскошь и богатство. Повышенная эмоциональность. Динамизм. Сущность жизни – в движении и в борьбе переменчивых стихий. Иррационализм, мистика, экспрессия. Подчеркнутая театральность, декоративность, экзальтация. | Воплощение лучших образцов античности. Спокойствие и утонченность. Ясность и лаконичность. Благородная простота. Стремление к идеальности. Рационализм. Следование принципам порядка, единообразия, согласованности. |
В архитектуре | Вычурность и сложность форм. Парадность и напыщенность. Популярность пространственных иллюзий, искажающих пропорции здания. Гигантские размеры. Игра света и тени. | Ощущение величия. Четкая планировка, масштабность и строгость форм. Равновесие частей, гармоничность пропорций. Регулярность планировки. Функциональность, упорядоченность. |
В интерьере | Пышность, величие, сочность, пространственный размах. Преобладание изогнутых линий, лакировки. Обилие декора и инкрустаций. Богатство отделки (золото, мрамор, мозаика, кость). Изощренный витиеватый орнамент.Мебель очень массивна и сложна по форме, изобилует украшениями. | Четкие геометрические формы. Сдержанность в декоре. Использование в отделке дорогих материалов, но без излишеств. Простота линий, гармоничность цветовых сочетаний. Орнамент с античными мотивами, строгий и геометричный.Максимальная функциональность и конструктивность мебели. |
В искусстве | Динамизм композиций. Интерес к триумфам, экстатическим проявлениям натуры. Грандиозность, драматическое напряжение. | Уравновешенная композиция, логическое развертывание сюжетной линии. Отсутствие проявления ярких эмоций. |
Отличие барокко от классицизма заключается в следующем:
- Барокко отличается буйством и динамичностью форм. Для классицизма характерны стройность и равновесие всех деталей.
- Барокко ставит во главу угла роскошь, пышность, блеск, напыщенность, богатство отделки. Классицизм ценит сдержанность и простоту линий, декор используется очень аккуратно.
- В барокко используются пространственные иллюзии, искажающие пропорции и придающие масштабность. Классицизм зиждется на гармоничности пропорций, берущих начало в античной традиции.
Отличие барокко от классицизма. Ампир, классицизм, барокко и другие стили: общие черты и отличия
Барокко и классицизм
дворец версаль культура художественный
В XVII веке в условиях активного развития экономики и искусств Франция приобрела статус образцовой страны абсолютистских форм правления и практичной экономической политики. Благодаря движению Контрреформации Рим в культурном пространстве территориально раздробленной Италии обрел новое значение. В результате этого получило сильный импульс строительство культовых зданий. Начавшийся в этих условиях в конце XVII века новый этап строительства способствовал тому, что немецкие князья ориентировались в своих потребностях на иностранные образцы. В большой степени они испытали влияние французского абсолютизма Людовика XIV. Каждый феодал — как ни мала была принадлежавшая ему территория — копировал свою резиденцию с Версаля, этой жемчужины монарших владений.
Несмотря на то, что для европейской архитектуры XVII — XVIII веков не характерно единообразие и целостность, её принято объединять общим понятием «барокко». Княжеские замки и культовые здания стали первоочередными объектами при строительстве и олицетворяли собой сопротивление Реформации. В 1730-х годах стало заметно ощущаться влияние Просвещения, что незамедлительно нашло отражение в усилении интимности сооружений. Любимым местом пребывания князей стали небольшие элегантные замки в окружении парков. Это является одной из самых ярких отличительных черт барокко.
Новый стиль призвал на помощь при ведении градостроительных мероприятий красоту окружающей среды, или проще говоря — пейзаж. Пейзаж стал одним из главных компонентов городского ансамбля. Площадь, утратив свое функциональное и демократическое содержание, стала парадной частью города, его украшением. Архитектуру барокко отличает грандиозность, пышность и динамика, зрелищность и сильный контраст масштабов и ритмов.
Благодаря причудливой пластике фасадов, сложным криволинейным планам и очертаниям дворцы и церкви барокко приобрели некоторую живописность и динамичность. Они словно врастали в окружающее их пространство. Интерьеры барокко были украшены многоцветной скульптурой, лепниной, резьбой; зеркала и росписи были необходимы для иллюзорного расширения пространства, а живопись плафонов создавала иллюзию разверзшихся над зрителем сводов.
В живописи и скульптуре барокко главенствующее положение принадлежало декоративным многоплановым композициям религиозного, мифологического или аллегорического характера, а также парадным портретам. При изображении человека предпочтительными были состояния напряжения, экзальтации и повышенного драматизма. В живописи большое значение приобрело эмоциональное, ритмичное и колористическое единство целого, часто непринужденная свобода мазка; в скульптуре — живописная текучесть формы, богатство аспектов и впечатлений.
Характерные черты барокко — это усложненность планов, богатое оформление интерьеров с неожиданными и эффектными пространственно-световыми решениями, множество кривых, пластично изгибающихся линий и поверхностей, контрастность, напряжённость и динамичность образов, аффектация, стремление к роскоши и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств. Простоте классических форм барочный стиль противопоставил изощренность в формообразовании. В архитектуре широко применялись элементы живописи и скульптуры, окрашенные поверхности стен.
Мировоззренческие основы барокко сформировались в условиях Реформации и уч
Классицизм, ампир и барокко
Здание в стиле классицизм: Национальрат (Nationalrat), Национальный совет — нижняя палата парламента Австрии. Вена. 1874 -1884 гг. Здание построено по проекту архитектора Теофила Хансена. Сооружение должно было напоминать античную Грецию – «колыбель демократии».
Часто принято сравнивать стили в архитектуре, которые тесно переплелись в зодчестве европейских стран: ампир, барокко, рококо, классицизм.
Каждый из этих стилей возникал на гребне той или иной эпохи, их предваряли те или иные события, являющимися ключевыми в развитии цивилизации. Стили разнились своим подходом к оформлению сооружений, основываясь на особых философиях, характерных для определенного исторического периода.
Ампир и барокко
Ампир и барокко кажутся совершенно разными стилями, однако в них есть нечто общее – подчеркнутая театральность, декоративность. Барокко возникло в 16 веке под влиянием реформистского движения, ослаблении влияния католической церкви, укрепления светской власти.
Барокко отражает стремление к богатству и роскоши и их внешнему выражению. Родиной стиля стала Италия, где барокко появилось в результате развития Ренессанса. Из Италии стиль распространился по Европе, где властвовал до 18 века. В некоторых странах барокко в силу разных причин развивалось замедленными темпами: так в Германии и Австрии из-за Тридцатилетней войны крупное строительство практически не велось, и стиль стал проявляться в архитектуре только во второй половине 17 века.
Архитектура в стиле барокко каждой европейской страны имела собственные отличительные черты, основанные на национальных традициях. В Италии и Испании барочная стилистика сохранялась и в фасадах здания, и во внутреннем убранстве помещений. Во Франции было заметно различие между внешним и внутренним декором – здесь барокко больше проявлялось в отделке помещений, чем в наружном оформлении зданий (в отделке фасадов более явно ощущалось присутствии классических форм). Английская архитектура того периода больше напоминала классицизм с элементами барокко.
Церковь святой Сусанны в стиле барокко в Риме. Арх. Карло Мадерна (Maderna; 1556—1629).
Барокко – торжественный и пышный стиль, отразивший прогрессивные настроения общества, философию единства мира, его сложности и многообразия, постоянного развития и движения. Архитектуре барокко свойственна динамичность, контрастность масштабов отдельных частей здания, сочетания света и тени.
Для барокко характерны сложные, переходящие друг в друга формы, криволинейность, связь с окружающим пространством, что позволило составлять городские ансамбли, композиционно соединенные с парками, площадями.
Так же как и барокко, ампир театрален и декоративен, однако этот стиль имеет совсем иную основу.
Стиль, утвердившийся во Франции времен правления Наполеона Бонапарта и просуществовавший до его падения и восстановления власти Бурбонов, за свою недолгую историю сумел снискать себе поклонников в России.
Наполеон приветствовал и даже насаждал ампир как стиль, возвеличивавший его имперские амбиции. Ампир был призван утвердить патриотизм французов и подтвердить правомерность захватнических войн. Ампир основывался на классических формах Древнего Рима и проводил параллели между правлением Наполеона и знаменитых римских императоров. В результате угодничества архитекторов, приближенных к императору, стиль становился демонстративным, нес оттенок театральности, декоративности.
Сооружение в стиле ампир – Триумфальная арка на площади Карузель. (Arc de Triomphe de Carroussel) Арх-ры Ш. Персье и П. Фонтен.
Классицизм и ампир
Нередко классицизм и ампир ставят в один ряд, называя ампир – конечным, завершающим этапом классицизма. Однако, и философия, и пути развития этих стилей отличаются друг от друга.
Классицизм и ампир в архитектуре, действительно, основываются на классике и античных формах, однако, подход к этому заимствованию различен. Классицизм возник во второй половине 18 века на волне развития нового класса – буржуазии.
Новоявленных буржуа раздражала расточительность и легкомысленность дворянства, которое, в свою очередь, презрительно относилось к «выскочкам», не имевшим древних аристократических корней. На базе этого противостояния зародился стиль, основанный на простых, четких формах, строгий и ясный.
Способствовало его развитию и то, что в 18 веке были произведены раскопки античных городов Помпеи и Геркуланума, погребенных под слоем пепла после извержения Везувия. Теперь шедевры прошлого могли воочию увидеть архитекторы и художники. Первой страной, где в моду вошел классицизм, стала Франция, отсюда стиль распространился и на другие страны Европы.
В архитектуре классицизма основой стало греческое искусство, его простые строгие формы, симметрия, ритмичность, четкие пропорции. Популярной стала ордерная система, которая стала украшением многих европейских зданий. В орнаментах классицизма присутствовали античные элементы: меандр, листья аканта, дуба, розетки, медальоны, пальметты.
Сооружение в стиле классицизм. Вилла Ротонда. Арх. А. Палладио. Виченца (Италия). 1580-1591 гг.
В отличие от классицизма ампир заимствовал из античности элементы, присущие в основном Древнему Риму: воинственные символы: стрелы, топоры, военные эмблемы, гербы, лавровые листы и т.д.
Декор памятника Николая Первого в стиле ампир: изображения полкового Георгиевского штандарта образца 1817 года, принадлежавшего конногвардейцам.
Скульптурные композиции составлялись на основе военных сюжетов – сражений, преклонения перед победителями, фигуры воинов, статуй воинственных древнегреческих богов. Идеалы классицизма во французском ампире под давлением наполеоновского двора было пересмотрено, античное наследие стали воспринимать по-новому.
Благодаря такому восприятию появились триумфальные арки, под которыми должны были проходить победившие в завоевательных войнах войска Наполеона. Идеологическое влияние на создание стиля ампир невыгодно отличает его от других стилей. Однако, благодаря ампиру и его влиянию на искусство не только Франции, но и в России, мы можем любоваться величайшими по своему размаху творениями знаменитых зодчих.
В разных исторических стилях – ампире, барокко, классицизме встречаются общие черты, и иногда трудно провести четкую границу между одним стилем и другим. Сравнение стилей может проводиться только на базе историко-региональных особенностей той или иной страны, философской идеи, которую вкладывали архитекторы в свои произведения.
автор: Марина Калабухова
Отличия барокко от классицизма. — Студопедия.Нет
Тема:. Музыкальная культура эпохи барокко. Г.Ф.Гендель. И.С.Бах. Музыкой барокко называют период в развитии европейской классической музыки приблизительно между 1600 и 1760 годами. Барочная музыка появилась в конце эпохи Возрождения и предшествовала музыке эпохи классицизма. Термин «барокко» предположительно происходит от португальского perola barroca — жемчужина причудливой формы, не имеющая оси симметрии. Следует заметить, что термин «барокко» применительно к музыке появился относительно недавно. Впервые его использовал музыковед Курт Закс в 1919 году, затем термин появился лишь в 1940 году в статье Манфреда Букофцера. И до самых 1960-х годов в академических кругах не утихал спор, правомочно ли применение единого термина к сочинениям таких разных композиторов, как Якопо Пери, Антонио Вивальди, Клаудио Монтеверди, Жан Батист Люлли, Доменико Скарлатти и Иоганн Себастьян Бах; но термин «барокко» прижилось и сейчас повсеместно используется для обозначения широкого спектра музыки. Искусство барокко неодинарнои несколько противоречиво: Одна сторона искусства барокко отражает внешнюю сторону явлений, тяготеет к пышности, декоративности, сложности форм, колористическим контрастам.Примерами могут служить карины Рубенса, Тинторетто, архитектура Бернини,изощренная полифоническая техника композитрорв венецианской школы А. Вилларта, Андреа и Джованни Габриели, пышное музыкально-сценическое великолепие оперных постановок Ф. Кавалли, М.А. Чести. Другая сторона искусства барокко отражает интерес к внутреннему содержимому явлений, стремится выразить сложность мира и отношение человека к действительности. (в отличие от искусства Возрождения , в котором человек предстает гармонии сокружающим миром).Поэтому искусству барокко присущи также драматизм и патетика, динамика и экспрессия, например трагические поэмы о любви и смерти — мадригалы Джезуальдо ди Веноза.
Отличия барокко от Ренессанса
Музыка барокко взяла от Ренессанса практику использования полифонии и контрапункта, однако несколько в ином ключе: одной из важнейших ступеней в переходе от Ренессанса к барокко было становление полифонии свободного стиля — инструментальнй полифонии, отличного от полифонии строгого стиля — вокальной полифонии a capella.
Основоймузыки барокко, написанной в свободном полифоническом стиле, стала тональная система мажора и минора (в отличие от системы диатонических ладов музыки эпохи Возрождения).
Мелодика свободного стиля отличается прежде всего инструментальной природой (расширяется диапазон звучания голосов, применяются ходы на самые широкие интервалы).
Мелодикапочти всегда зависит от гармонии.
Музыкальный язык эпохи барокко стал более сложным и изощренным по сравнению с эпохой Ренессанса, эволюционизировала музыкальнаянотация, развились способы игры на инструментах. Расширились рамки жанров, выросла сложность исполнения музыкальных произведений, утвердился новый музыкальный жанр – опера, который возникна рубеже XVI-XVII вв. (Флорентийская камерата).Появились новые музыкальные термины и концепции, большинство из которых используются до сих пор. В эпоху барокко родились такие гениальные произведения, как мессы Иоганна Себастьяна Баха, хор «Аллилуйя» из оратории «Мессия» Георга Фридриха Генделя, «Времена года» Антонио Вивальди, «Вечерня» Клаудио Монтеверди и т. д. Кстати, Следует заметить, что термин «барокко» применительно к музыке появился относительно недавно. Впервые его использовал музыковед Курт Закс в 1919 году, затем термин появился лишь в 1940 году в статье Манфреда Букофцера. И до самых 1960-х годов в академических кругах не утихал спор, правомочно ли применение единого термина к сочинениям таких разных композиторов, как Якопо Пери, Антонио Вивальди, К. Монтеверди, Ж. Б. Люлли, Доменико Скарлатти и И. С. Бах; но слово прижилось и сейчас повсеместно используется для обозначения широкого спектра музыки.
Музыкальные жанры эпохи барокко.
Композиторы эпохи барокко работали в различных музыкальных жанрах.
Опера, появившаяся в период позднего Возрождения, стала одной из главных музыкальных форм эпохибарокко. Можно вспомнить произведения таких мастеров жанра, как Алессандро Скарлатти (1660—1725), Генделя, Клаудио Монтеверди и других. Жанр оратории достиг пика своего развития в работах И. С. Баха и Г. Ф.Генделя;
В операх и ораториях часто использовались схожие музыкальные формы-например, арии.
Композиторы продолжали работать также в таких жанрах духовной музыки, как месса и кантата.Имуделили внимание множество протестантских композиторов, в том числе Иоганн Бах.
Развились такие виртуозные жанры как токката и фуга.
Инструментальные сонаты и сюиты были написаны как для отдельных инструментов, так и для камерных оркестров.
Появился жанр концерта в обеих своих формах:
1)для одного инструмента с оркестром;
2)жанр «кончерто гроссо»(большой концерт), в котором небольшая группа солирующих инструментов контрастирует с полным ансамблем.
Появился также жанр французской , итальянской увертюры а такжесюитыс характерным контрастным сопоставлением быстрых и медленных частей.
Произведения для клавишных инструментов довольно часто писались композиторами для собственного развлечения или в качестве обучающего материала. Такими работами являются зрелые сочинения И. С. Баха, общепризнанные интеллектуальными шедеврами эпохи барокко: «Хорошо темперированный клавир», «Вариации Гольдберга» и «Искусство фуги».
Отличия барокко от классицизма.
В эпоху классицизма, которая последовала за эпохой барокко, роль полифонического многоголосиия уменьшилась и на первое место вышло гомофонное многоголосие (от греч. «хомос» — «один», и «фоне» — «звук», «голос»)
В отличие от полифонии, где все голоса равноправны, в гомофонном многоголосиивыделяется один, исполняющий главную тему, а остальные играют роль аккомпанемента(сопровождения). Аккомпанемент представляет собой, как правило, систему аккордов (гармоний). Отсюда и название нового способа сочинения музыки – гомофонно-гармонический.
В музыке стало меньше орнаментации, украшений. Произведения стали более стройными, чёткими по структуре, особенно те, которые написаны в сонатной форме.
В эпоху барокко в музыкальном произведении каждая из частей концентрировалась на выражении и раскрытии одного, ярко прорисованного чувства,что решалось с помощью изложения одной темы, которая изменялась (варьировалась)на протяжении всейчасти, а в эпоху классицизмав одной части произведения раскрывалось множество эмоций, которые выражались с помощью изложения и развития двух и более различных по образному содержанию тем.
Барокко и классицизм в архитектуре
Стиль барокко характеризуется новыми сложными видами архитектурных форм,пышностью деталей,сложностью криволинейных форм. Архитекторы применяют новые эффекты,элементы вычурности и роскоши.
Этот художественный стиль зародился в Италии в Риме, и распространился в Европе в начале 17 века. Барокко (причудливый,неправильный,испорченный) обладая пышностью был стилем монархий,которые достигли на начало 17 века своего высшего развития.Этот первый европейский стиль и Россия заимствовала из Запада и он хорошо прижился на русской почве.
Первым представителем барокко в архитектуре и скульптуре принято считать великого классика этого стиля итальянского зодчего Лоренцо Бернини.»
Вечный город»Рим именно ему обязан оформлением внешнего вида,его оформление улиц и площадей и скульптурные композиции до сих пор завораживают зрителя.Архитектор барокко полностью отказался от строгих правил и Форм архитектуры эпохи Возрождения.
Теперь на смену простых правильных форм квадрат,круг,крест приходят овал,другие криволинейные формы,сочетание их с прямоугольниками трапецией и т.д.
Вообщим в барокко меняются многие архитектурные детали наружного облика и интерьера.
Зодчие барокко широко применяют игру света,контрасты света и тени используются в декоративной росписи интерьеров.Потолок и стены украшали фресками,расписной мрамор и позолота были очень популярны в интерьерах зданий.
Применяют в интерьерах вместо икон портреты и пейзажи.Свет становится важным компонентом при оформлении интерьеров.На полотнах картин свет как бы высвечивает важные детали особенно ярко,игра света и тени придавала картине особый вид.
Великие мастера Рубенс и Рембрант достигли совершенства в применении этих эффектов. В России барокко получает распространение в 17 веке.
Во времена правления Елизаветы Петровны очень быстро достигает вершины своего расцвета. Один из представителей мастеров барокко в России по праву является Варфоломей Варфоломеевич Растрелли.
Его великое творение это здание Екатерининского дворца в Царском Селе является культовым представителем барокко.По происхождению итальянец,он работал в России с 1716 года.
Почти за полвека были созданы в России потрясающиеся дворцы,особняки и различные культовые здания.Все строения Растрелли отличают по пространственному размаху,четкостью объема,богатыми скульптурными украшениями.
Все его творения-это произведения искусств, как бы выполнено из глыбы камня скульптором. Архитектурные образцы барокко лучше всего сохранились до нашего времени.Общие черты барокко-это стремление к движению,архитекторы используют всевозможные трюки- роспись стен под пейзаж,зеркала,позолоту,контраст света и тени.
Неспроста название барокко от португальского значит-жемчужина неправильной формы. Новый стиль который зародился в недрах барокко классицизм. Классицизм(образцовый)-новый художественный стиль в искусстве,литературе 17-18 веков.
В архитектуре классицизма присутствуют монументальность, геометричность форм,ясность планировки,логичность,четкость,сдержанность цвета.Классическая архитектура это архитектура Древней Греции и Рима.Величайшее произведение древнегреческой классической архитектуры афинский Акрополь.
Многие правила классицизма берут свое начало из античных искусств.Это обращения к формам античной архитектуры,как к эталону гармонии,простоты и строгости форм. Расцвет архитектуры классицизма в России приходится на конец 18-начало 19 века.
Архитектурным шедевром русского классицизма является здание Академии художеств в Петербурге.
Архитектурный образ Петербурга и Москвы создавался плеядой великих мастеров И.В.Старовым, В.В.Баженовым,К.И.Росси.М.Ф. Козаковым.Небывалого взлета достигла архитектура классицизма во времена правления ЕкатериныII.
В 1763году вышло правительственное распоряжения о регулярной планировке губернских и уездных городов,в результате этого было перестроено 400 городов.Великолепные здания в Твери в стиле классицизма и барокко украшают современные улицы нашего города.
Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере
Чем отличается барокко от классицизма |
В искусстве и архитектуре XVIII столетия преобладали два фундаментальных стиля – барокко и классицизм. Они не случайно довольно долго сосуществовали рядом, в одну эпоху. Нельзя не отметить их тесную взаимосвязь, хотя и характерных, присущих лишь конкретному направлению особенностей тоже наберется немало. В чем же отличие барокко и классицизма и как при взгляде на картину или здание определить, к какому же стилю они относятся?
Что такое барокко и классицизм
Барокко – художественный стиль, зародившийся в Италии и распространенный в европейском искусстве до середины XVIII века.
Классицизм – художественный стиль, характерный для искусства Европы и особенно ярко проявившийся во второй половине XVIII века.
Сравнение барокко и классицизма
В чем же разница между барокко и классицизмом?
Барокко и классицизм – направления-антагонисты, хотя у них есть и немало общих черт, ведь формировались они в одну эпоху.
Характерные черты стиля
Барокко
Классицизм
Общие
Призван продемонстрировать роскошь и богатство. Повышенная эмоциональность. Динамизм. Сущность жизни – в движении и в борьбе переменчивых стихий. Иррационализм, мистика, экспрессия. Подчеркнутая театральность, декоративность, экзальтация.
Воплощение лучших образцов античности. Спокойствие и утонченность. Ясность и лаконичность. Благородная простота. Стремление к идеальности. Рационализм. Следование принципам порядка, единообразия, согласованности.
В архитектуре
Вычурность и сложность форм. Парадность и напыщенность. Популярность пространственных иллюзий, искажающих пропорции здания. Гигантские размеры. Игра света и тени.
Ощущение величия. Четкая планировка, масштабность и строгость форм. Равновесие частей, гармоничность пропорций. Регулярность планировки. Функциональность, упорядоченность.
В интерьере
Пышность, величие, сочность, пространственный размах. Преобладание изогнутых линий, лакировки. Обилие декора и инкрустаций. Богатство отделки (золото, мрамор, мозаика, кость). Изощренный витиеватый орнамент.
Мебель очень массивна и сложна по форме, изобилует украшениями.
Четкие геометрические формы. Сдержанность в декоре. Использование в отделке дорогих материалов, но без излишеств. Простота линий, гармоничность цветовых сочетаний. Орнамент с античными мотивами, строгий и геометричный.
Максимальная функциональность и конструктивность мебели.
В искусстве
Динамизм композиций. Интерес к триумфам, экстатическим проявлениям натуры. Грандиозность, драматическое напряжение.
Уравновешенная композиция, логическое развертывание сюжетной линии. Отсутствие проявления ярких эмоций.
Station20.ru определил, что отличие барокко от классицизма заключается в следующем:
Барокко отличается буйством и динамичностью форм. Для классицизма характерны стройность и равновесие всех деталей.
Барокко ставит во главу угла роскошь, пышность, блеск, напыщенность, богатство отделки. Классицизм ценит сдержанность и простоту линий, декор используется очень аккуратно.
В барокко используются пространственные иллюзии, искажающие пропорции и придающие масштабность. Классицизм зиждется на гармоничности пропорций, берущих начало в античной традиции.