Краткая история шрифта (латиница) — Записки недизайнера — LiveJournal
Ранние рукописные формыСамые ранние из сохранившихся графических форм букв — это высеченные на камне греческие прописные буквы. Их штрихи скелетные и тонкие, почти бесплотные, в противоположность той тяжёлой субстанции, в которой они вырезаны. Буквы состоят в основном из прямых линий, а когда появляются искривлённые формы, они имеют очень большую апертуру. Это значит, что такие формы, как S, C и М(?), которые могут быть относительно открытыми или относительно закрытыми, открыты в почти максимально возможной для них степени. Эти первые греческие буквы рисовались от руки, а не чертились с помощью циркуля и линейки, и у них нет засечек — ни неформальных начальных и конечных штрихов, оставленных свободной и быстрой рукой, ни симметричных завершающих штрихов, добавляемых к буквам при типичном официальном письме.
Со временем штрихи этих букв стали толще, апертура уменьшилась и появились засечки. Эти новые формы букв греческих надписей послужили образцами для официальных надписей в императорском Риме. А буквы римских надписей, написанные плоской кистью, которую держали под углом, как ширококонечное перо, а затем высеченные на камне с помощью киянки и резца, служили, в свою очередь, образцами для каллиграфов и дизайнеров шрифта последние две тысячи лет. У них умеренная апертура, штрихи переменной толщины (толщина меняется с направлением) и живые, вполне сформированные засечки.
В промежутке между надписями Древнего Рима и временем Гуттенберга в формах европейских букв произошло много других изменений. Появились узкое прописное письмо «рустика», широкий унциал и другие стили. Письмо достигло самых далёких уголков Европы, и возникло большое количество региональных форм рукописных шрифтов и алфавитов. Многие древние формы букв сохранили монастырские писцы, которые были также художниками, копиистами и архивариусами. Они использовали их для титулов, заголовков и инициалов, выбирая для основного текста более новые и более компактные рукописные шрифты. Из этого богатого разнообразия букв в шрифте возникла основная дихотомия маюскулы (majuscules) и минускулы (minuscules), крупные официальные буквы и меньшие, более бегло написанные, или прописные и строчные, как мы называем их теперь.
Римский монументальный шрифт (capitalis monumentalis) послужил образцом для книжного письма. Римское книжное письмо разделялось на широкое — «квадрата» (capitalis quadrata) и узкое — «рустика» (capitalis rustica). Квадрата применялась в официальных, особо торжественных случаях, а рустика — при переписке книг для частных лиц, поскольку позволяла экономить дорогой пергамент или папирус. И то и другое письмо состояло только из прописных букв. Кроме того, для бытовых записей выработалось несколько видов неформального письма — курсива. Римский курсив был несвязным, в отличие от курсивов последующих веков, неконтрастным и писался заострённой палочкой или стилом на дощечках, покрытых слоем воска.
Многие из старых традиций писцов сохранились в наборе и сегодня. Заголовки по-прежнему набираются большими официальными буквами, крупными инициалами отмечается начало глав или разделов, вступительная фраза выделяется капителью. Удачно оформленная полоса выглядит сейчас так же, как и тогда, — это окно в историю, язык и сознание, карта того, что сказано, и портрет беззвучного голоса.
В конце Средних веков и в начале эпохи Ренессанса хорошо обученный европейский писец мог знать восемь-десять разные стилей письма. Каждый из них также отличался от другого, как и современные гарнитуры, хранился как комплект знаков в человеческой памяти и имел определённое назначение. Библия, юридические документы, романы, деловые и личные письма — всё это требовало разных рукописных шрифтов, и особые формы возникали в различных языках и регионах.
Когда появилась технология печати подвижными литерами, в Европе применялось много готических, византийских, романских и гуманистических стилей письма, а также более ранних вариантов. Они по-прежнему в том или ином виде с нами, но центральной формой стало гуманистическое письмо, основанное на каролингском минускуле: прямые строчные, превра
Паратайп | Классификация шрифтов
Антиквы
Их форма ведет свое происхождение от шрифта древнеримских монументальных надписей (прописные буквы) и от книжного гуманистического минускула эпохи Ренессанса (строчные буквы). Первая наборная антиква появилась в Италии и Германии во второй половине XV века. В дальнейшем форма латинской антиквы развивалась: на смену антикве старого стиля (конец XV – начало XVIII в.в.) пришла переходная антиква (начало XVIII – конец XVIII в.в.), которая сменилась антиквой нового стиля (конец XVIII – начало XIX в.в.), кроме того, в начале XIX в.появились брусковые шрифты. На основе этих исторических форм современные дизайнеры шрифтов создают новые версии антиквенных шрифтов.
Старого стиля
Представляет собой первый этап развития антиквенных шрифтов (с конца XV по начало XVIII века). Форма знаков этого шрифта основана на дуктальном (рукописном) принципе, она характеризуется умеренной контрастностью, скруглением засечек в местах примыкания к основному штриху и наклоном осей овальных элементов. В ранних образцах хорошо прослеживается зависимость форм наборного шрифта от рукописного книжного почерка – гуманистического минускула, выполненного ширококонечным пером. С течением времени контраст увеличивается, засечки становятся острее, а оси овалов становятся почти вертикальными. В целом форма знаков все больше и больше начинает определяться глиптальными (скульптурными) принципами, которые используются при изготовлении металлических пуансонов.
Эти шрифты делятся на несколько подгрупп в соответствии с временем и местом своего появления: это венецианская антиква (конец XV века), итальянско-французская антиква (XVI век), голландская антиква (XVII век), английская антиква (начало XVIII века) и современные версии антиквы старого стиля.
Венецианская антиква
Ранняя антиква (конец XV века), включающая элементы готики. Этот шрифт иногда выделяют в отдельную группу классификации Humanist (так назывемая Гуманистическая антиква). Форма знаков основана на дуктальном принципе. Шрифты характеризуются умеренной контрастностью, мощными короткими засечками, хорошо выраженным наклоном осей овалов и размашистыми пропорциями. Круглые элементы имеют каллиграфические изломы, капли угловатые. Среди исходных венецианских шрифтов этого периода нет курсивов, они были изобретены позднее.
Итальянско-французская антиква (Гаральды)
Представляет собой дальнейшее развитие венецианской антиквы в XVI веке. В этот период форма знаков французской антиквы все еще основывается на дуктальном принципе, однако она постепенно меняется под воздействием типографской практики и эстетических теорий того времени. Шрифты характеризуются небольшим контрастом, пропорциями золотого сечения, разноширинностью знаков, плавным присоединением засечек и наклонными осями овалов. Засечки становятся более длинными и острыми, а верхние выносные элементы, как правило, заметно выше прописных знаков. В этот период в качестве альтернативного текстового шрифта впервые применяется строчной курсив с небольшим наклоном. Впоследствии курсив начинают рассматривать как дополнительное начертание к прямому шрифту, с которым он должен быть согласован по размеру, цвету и форме. В курсиве появляются наклонные прописные знаки, наклон которых в курсиве меньше, чем у строчных. Наклон строчных курсивных знаков меняется в широких пределах.
Барочная антиква
Барочная антиква уже почти не напоминает гуманистический мину-
скул. Она заметно контрастнее венецианской и итало-французской, фор-
ма капель и других элементов в ней ближе к геометрически правильной,
кальная ось овала буквы о и наклонные — с и е.
Однако открытой формы знаков и общего характера набора достаточно,
чтобы барочная антиква оставалась динамической.
Разница в форме разновидностей барочной антиквы — голландской
и английской — невелика.
1. Голландская антиква
Представляет собой дальнейшее развитие форм французской антиквы в XVII веке. Эти шрифты выполнены более качественно, для них характерно постепенное нарастание особенностей, свойственных глиптальным шрифтам (увеличение контраста и насыщенности, более острые засечки, оси овалов более вертикальны) при сохранении традиционной формы антиквы старого стиля. Шрифты довольно узкие, а очко строчных имеет более округлую форму. Рост прописных приближается к высоте верхних выносных элементов. В курсиве наклон у прописных меньше, чем у строчных. Строчные курсивные знаки имеют разный наклон. Угол наклона строчных знаков в курсиве больше, чем во французской антикве.
2. Английская антиква
Шрифты первой половины XVIII века, созданные в Англии как улучшение голландской антиквы. Детали почти целиком определяются глиптальными принципами, однако форма знаков в значительной степени традиционно повторяет более раннюю антикву старого стиля. Знаки этих шрифтов более контрастны и насыщены, засечки тоньше и острее, а оси овалов почти вертикальны. Пропорции знаков гораздо шире, чем в голландской антикве, знаки разноширинные. В курсиве наклон у прописных меньше, чем у строчных. Строчные курсивные знаки имеют разный наклон. Средний угол наклона строчных знаков в курсиве довольно значителен.
3. Современные версии
Современные версии шрифтов на основе антиквы старого стиля, не имеющие конкретных прототипов и отличающиеся по форме.
Переходная
Шрифты начала и середины XVIII века, сочетающие черты шрифтов старого стиля, характерные для письма широким пером, и элементы шрифтов нового стиля, форма которых связана с особенностями процесса гравировки по металлу.
Антиква барокко
Эта форма переходной антиквы почти не связана с антиквой старого стиля. Она основана на глиптальных принципах, связанных с рисованием и гравировкой металлических пуансонов. Знаки более контрастны, а соединительные штрихи и засечки тоньше, чем в антикве старого стиля. Скругления засечек в местах соединения с основными штрихами выражены слабо. Оси овалов некоторых знаков почти вертикальны, у остальных знаков они имеют незначительный наклон. Наклоны строчных и прописных знаков в курсиве почти совпадают. Угол наклона знаков в курсиве средний.
Вариации
Современные вариации шрифтов на основе переходной антиквы, не имеющие конкретных прототипов и отличающиеся по форме.
Нового стиля
Эти шрифты появились в конце XVIII – начале XIX века в связи с развитием техники гравировки по металлу. Одноширинные шрифты с сильным контрастом. Засечки длинные и тонкие, оси овалов строго вертикальны. По форме засечек антиква нового стиля делится на следующие группы: классицистическую, англо-шотландскую и современные вариации шрифтов на основе антиквы нового стиля.
Классицистическая антиква
Эти шрифты характеризуются полным отходом от дуктальной традиции. Шрифты имеют сильный контраст, по пропорциям одноширинны, у знаков тонкие длинные засечки, как правило, нескругленные в местах соединения с основными штрихами, оси овалов — строго вертикальны. Засечки и соединительные штрихи имеют равную толщину. Наклон строчных и прописных знаков в курсиве строго одинаков. Угол наклона знаков в курсиве средний.
Шотландская антиква
По форме эти шрифты близки классицистической антикве, но при этом они обладают некоторыми чертами переходной антиквы. Это сильно контрастные одноширинные шрифты с тонкими засечками, скругленными в местах соединения с основными штрихами. Наклон строчных и прописных знаков в курсиве строго одинаков. Угол наклона знаков в курсиве средний.
Вариации
Современные вариации шрифтов на основе антиквы нового стиля, не имеющие конкретных прототипов и отличающиеся по форме.
Малоконтрастные антиквы
Менее контрастные шрифты, приближающиеся
к брусковым шрифтам типа Clarendon (конец XIX в.)
Эта разновидность статической антиквы, появившаяся в конце XIX века
в основном для набора газет, отличается меньшим контрастом
и скруглёнными засечками. По форме она близка к брусковому шрифту.
Современные антиквы
- Bannikova
- Elizabeth
- Ripe Apricot
- SchoolBook
- Selina
- Susan Classic
- Titla
- Titla Brus
- Vaccine
Брусковая
Первые такие шрифты появились в Англии в начале XIX века. Они характеризуются мощными засечками прямоугольной формы без скруглений или с небольшими скруглениями в местах присоединения к основным штрихам, малым контрастом или полным отсутствием контраста между основными и соединительными штрихами, а также крупным очком строчных знаков.
На основе антиквы
На основе гротеска
С односторонними засечками
Шрифты этого типа появились сравнительно недавно и встречаются
достаточно редко, так что какие-либо характерные элементы названия
шрифтов из этой группы пока не сложились.
Итальянские шрифты
Акцидентные шрифты с обратным контрастом, у которых горизонтальные штрихи толще вертикальных. Появились в первой половине XIX века, но приобрели большую популярность как акцидентные в конце XIX – начале ХХ века. Иногда их относят к группе брусковых шрифтов. Как правило, в этих шрифтах нет наклонных начертаний.
Акцидентные
Латинского стиля
Акцидентные шрифты с преувеличенными засечками треугольной формы, иногда скругленными в месте примыкания к основному штриху. Изобретены в Англии в первой половине XIX века.
Итальянские шрифты
Акцидентные шрифты с обратным контрастом, у которых горизонтальные штрихи толще вертикальных. Появились в первой половине XIX века, но пользовались также большой популярностью в конце XIX – начале ХХ века как акцидентные. Иногда их относят к классу брусковых шрифтов. Как правило, в этих шрифтах нет наклонных начертаний.
Шрифты с росчерками
Шрифты или начертания с декоративными каллиграфическими росчерками у прописных и строчных, начальными и конечными росчерками и т.д.
Каллиграфические
Антиква-гротески
Акцидентные и текстовые шрифты, по форме промежуточные между гротеском и антиквой. Имеют на концах штрихов либо едва заметные утолщения, либо маленькие острые засечки.
Моноширинные
Акцидентные и текстовые шрифты, по форме имитирующие шрифт пишущей машинки, а также любые шрифты с одинаковыми ширинами знаков. Моноширинные шрифты применяются для набора таблиц и технических текстов, а машинописные для имитации машинописного текста и для акциденции.
70 коллекций шрифтов на все случаи жизни | [Dec. 9th, 2016|01:41 pm] Rentafont – шрифты в аренду |
![]() Здесь собраны наборы шрифтов с кириллицей разной тематики, характера и стиля, найденные нашими пользователями при помощи уникального поиска Rentafont. Эти шрифты готовы к аренде и покупке в формате веб и десктоп.
По настроению и тематике
|
Антиква — Википедия

Анти́ква (лат. antīqua «древняя») — класс типографских наборных шрифтов с засечками, появившийся в эпоху Возрождения в Западной Европе. Основой для разработчиков первых гуманистических, или ренессансных антикв служил рукописный книжный почерк — гуманистический минускул.

По одной из исторических версий, первая антиква была вырезана гравером Николя Жансоном в Венеции в 1470 году. Однако похожие шрифты создавались и ранее[1]. В частности, в середине 1460-х неподалеку от Рима в монастыре Субиако свой вариант гуманистического шрифта создали типографы Свейнхейм и Паннарц. Как бы то ни было, первым поколением антиквенных шрифтов считается ренессансная венецианская антиква. Позже появилась французская, голландская и английская разновидности этого шрифта.
Ренессансная, или гуманистическая антиква отличалась некоторой лапидарностью. Пришедшая ей на смену переходная антиква была утонченнее. В конце XVIII века французские и итальянские типографы, наиболее известными из которых были Бодони и Дидо, вырабатывают новый, более строгий и сбалансированный стиль — новую (классицистическую) антикву.


Ренессансная антиква[править | править код]
Ренессансные антиквы по внешним чертам и времени создания относятся к двум группам: венецианской и итало-французской.
Венецианская антиква появилась раньше, она ближе всего к прототипу — письму ширококонечным пером. Контраст между основными и вспомогательными штрихами небольшой, оси овальных элементов наклонены, засечки асимметричны, каплевидные элементы имеют форму следа от ширококонечного пера, перемычка в букве е наклонная.
Современные шрифты на основе венецианской антиквы Николя Жансона и Франческо Гриффо — Adobe Jenson, Nicolaus, Centaur.
Итало-французская антиква — более поздняя, XVI века; к этому времени изготовление шрифтов достигло большего совершенства, что позволило увеличить контраст между штрихами. Перемычка в букве е стала горизонтальной, тоньше и более правильной формы стали засечки, капли стали более округлыми.
Сегодня представлена шрифтами Гарамон, Palatino, Bembo, Caslon и другими на основе работ Клода Гарамона, Альда Мануция и прочих авторов.

Переход от старинной антиквы начался в конце XVII века. Традиционно считается, что новый рисунок шрифта впервые создавался для нужд короля Франции Людовика XIV. Работа основывалась не на рукописном рисунке, а на геометрических построениях и «природных пропорциях».
В XVIII веке был создан шрифт Baskerville (назван по имени его создателя Джона Баскервиля).
Переходные антиквы отличаются более сильным контрастом, вертикальными осями овальных букв, скруглёнными симметричными засечками, полузакрытой формой знаков. На форму символов повлияло изобретение в XVII веке остроконечного пера (см. раздел Влияние каллиграфии на форму символов).
Количество переходных антикв невелико, но применение они имеют самое широкое.

Наиболее правильная и геометричная среди разных стилей антиквы. Для неё характерны высокий контраст, вертикальные оси овальных элементов, закрытые формы знаков, округлые каплевидные элементы. В удобочитаемости уступает старостильным и переходным антиквам.
За границей являлась основным шрифтом для набора текстов с конца XVIII до начала XX века; в СССР продолжала широко использоваться[2] вплоть до конца 80-х годов, особенно для научной и технической литературы.
Примеры новой антиквы — шрифты Bodoni, Didot, Обыкновенная новая[3], Computer Modern.
Связь рисунка шрифта и свойств бумаги[править | править код]
Металлические наборные шрифты эпох Ренессанса и барокко (антиква старого стиля и переходная антиква) создавались для печати на матовой бумаге, доступной в то время. Новая антиква использовалась для печати на глянцевой бумаге. Для сохранения целостного впечатления от издания следует учитывать это, используя шрифты для печати на подходящей им бумаге[4].
Связь рисунков шрифтов с национальными языками[править | править код]
В своей известной работе «Типографика» швейцарский типограф и графический дизайнер Эмиль Рудер обращает внимание на то, что шрифты могут быть связаны с языком их создателей: «Шрифт Гарамон связан с французским языком, Кезлон — с английским, а Бодони — с итальянским. Любой из этих трех шрифтов, употреблённый в наборе на другом языке, может понести ощутимый эстетический урон. Например, Бодони, примененный в немецком наборе,— уже не тот шрифт; картина иностранного текста, пестрящего прописными буквами, ему противопоказана»[5].
Письмо пером (ширококонечным и острым) повлияло на форму букв наборных шрифтов.
При письме ширококонечным пером толщина линии зависит от направления движения пера: движется ли перо вверх, вниз или в сторону, что хорошо видно в буквах М и Н. Перо при письме держат под углом, поэтому буква О в старой антикве асимметрична.
При письме остроконечным пером, изобретенным в XVII веке, толщина штриха зависит уже от силы нажатия на перо, а не от направления его движения. Это, наряду с прогрессом в работе с металлом, повлияло на форму букв: они стали более контрастными и симметричными.
- ↑ Антиква в словаре студии «ПараТайп»
- ↑ Гарнитура «Обыкновенная новая» в магазине шрифтов студии «ПараТайп»
- ↑ Кирсанов Д. Веб-дизайн. — Символ-Плюс, 2006.
- ↑ Брингхерст Р. Основы стиля в типографике. — С. 111.
- ↑ Рудер Э. Типографика — М., Книга, 1982. — С. 44, 45.