Барокко в англии архитектура – Вопрос 20. Архитектура барокко в странах Западной Европы (Германия, Австрия, Англия)

Английский барокко – HiSoUR История культуры

Английский барокко – это термин, иногда используемый для обозначения событий в английской архитектуре, которые были параллельны эволюции архитектуры барокко в континентальной Европе между Большим огнем Лондона (1666 г.) и Утрехтским договором (1713 г.).

Барочная эстетика, влияние которой было настолько сильным в середине XVII века во Франции, мало повлияло на Англию во время Протектората и первых лет Восстановления.

Сэр Кристофер Рен председательствовал на генезисе английского барочного стиля, который отличался от континентальных моделей ясностью дизайна и тонким вкусом к классицизму. После Великого пожара в Лондоне Рен перестроил пятьдесят три церкви, где эстетика барокко проявляется прежде всего в динамичной структуре и множестве изменяющихся взглядов. Его самой амбициозной работой был Собор Святого Павла (1675-1711), который сравнивается с самыми сияющими купольными церквями Италии и Франции. В этом величественно распределенном здании палладийская традиция Иниго Джонса слита с современными континентальными чувствами в мастерском равновесии. Менее влиятельными были прямые попытки навязать взгляд Берниниск на британскую церковную архитектуру (например, Томасом Арчером в Сент-Джонсе, Смит-сквер, 1728), и современное настроение вскоре переместилось к урезанной ортодоксии британского палладианизма, популяризированной влиятельным Витрувием Колена Кэмпбелла Британника.

Хотя Рен был также активен в светской архитектуре, первый по-настоящему барочный загородный дом в Англии был построен по проекту Уильяма Талмана в Чатсуорте, начиная с 1687 года. Кульминацией архитектурных форм барокко является сэр Джон Ванбрух и Николас Хоксмур. Каждый из них был способен к полностью разработанному архитектурному заявлению, но они предпочитали работать в тандеме, особенно в замке Говард (1699) и Дворце Бленхейма (1705). Также следует упомянуть дом Appuldurcombe, остров Уайт, который теперь находится в руинах, но сохраняется в английском наследии.

Замок Говард – яркое собрание беспокойных масс, в которых доминирует цилиндрическая купольная башня. Бленхейм – более прочная конструкция, где основным украшением становится массивный камень из арочных ворот и огромный сплошной портик. Окончательной работой Ванбруха был зал Ситона Делаваля (1718 г.), сравнительно скромный особняк, но уникальный в структурной смелости его стиля. Именно в Ситане Делаваль Ванбрух, искусный драматург, достиг пика драмы Реставрации, вновь выделив параллель между архитектурой барокко и современным театром. Несмотря на его усилия, барокко никогда не был по-настоящему по-английски, и задолго до его смерти в 1724 году стиль потерял валюту в Британии.

В начале XVIII века стиль ассоциировался с торизмом, континентом и попером господствующей аристократией вигов. В Wentworth Woodhouse Томас Уотсон-Вентворт и его сын Томас Уотсон-Вентворт, 1-й маркиз Рокингема, заменили дом Якобе со значительным барочным в 1720-х годах, только чтобы найти подросток-вигов невпечатленным. Таким образом, было добавлено огромное новое здание Палладиан, в результате чего более старый был неповрежден.

Palladianism

Иниго Джонс (1573-1652) представил архитектуру эпохи Возрождения, особенно архитектуру Палладио в Англии. Сын католического портного валлийского происхождения, Иниго Джонс начал учебу в качестве живописца и стал художником-дизайнером и дизайнером костюмов. Призванный во двор Дании, он работал на короля Кристиана IV до 1605 года, когда вернулся домой. Однако, прежде чем вернуться в Лондон, у него была возможность остаться в Италии. В Англии он поступил на службу королю Джеймсу I и был назначен придворным архитектором. Чтобы подтолкнуть Джеймса I к тому, чтобы он поручил ему задачу, вмешался тот факт, что Джонс был в Италии во второй раз, между 1613 и 1614 годами, в сопровождении сборщика Томаса Ховарда, граф Арундел. Во время поездки двое друзей посетили художественные центры Эмилии и Венето, а затем переехали во Флоренцию и Рим. Во время возвращения Джонс давно остановился в районе Виченцы, где у него была возможность подробно изучить работы Андреа Палладио. Вернувшись в Лондон, король дал ему задачу построить Дом королевы, недалеко от Гринвича. Резиденция, работа которой началась в 1616 году, была первоначально построена для королевы Анны Дании, но после смерти этого и Джеймса I, ее преемника Чарльза я хотел отдать его своей жене Генриетте Марии. Работы закончились в 1635 году. Здание, построенное по образцу итальянских деревенских вилл, построенных в эпоху Возрождения, в частности Вилла Медичи Поджо-а-Кайано, представляет новую ориентацию английской архитектуры и отряд из позднесредневековых форм.

Во время работы над Домом королевы Джонс получил второе крупное задание. В 1619 году король поручил ему построить Банкетный зал в центре Лондона. Для строительства дворца, который должен был использоваться для судебных процессов, Джонс вернулся к проектам Андреа Палладио и разработал монументальное здание. Здание было частью комплекса зданий Уайтхолла и сегодня единственное, что осталось нетронутым. Банкетный зал Банкетного дома был расписан Рубеном по приказу Карла I. Рядом с совершенными заказами Иниго Джонс также был выбран для строительства общественных работ, таких как площадь в Ковент-Гардене.

Появляющимися архитекторами того времени были все ученики Инигио Джонса, такие как Исаак де Каус (1590-1648) или члены его семьи, такие как Джон Уэбб (1611-1672). Исаак де Каус, французского происхождения, является создателем Уилтон-Хаус, загородной резиденции графов Пембрука, построенной в венецианском стиле. В доме есть два больших представительских комнаты, в которых есть некоторые картины, сделанные в то время ван Дейком для подсчета Пембрука. Дизайн Wilton House до недавнего времени был приписан Иниго Джонсу, а сегодня мы вполне уверены в авторстве Caus. Джон Уэбб и Роджер Пратт (1620-1684) известны дизайном загородных вилл, заказанных дворянством после возвращения монархии. Уэбб построил дворец короля Карла II в Гринвичской больнице, а Пратт был резиденцией Кларендон Хаус.

Римский классицизм

Реконструкция Кристофера Рена
С началом гражданской войны и созданием Содружества под опекой Оливера и Ричарда Кромвеля архитектурный пыл, который характеризовал эпохи Джеймса I и Карла I, внезапно прервался. В послереволюционном климате с явно пуританским отпечатком архитектурный стиль Иниго Джонса не имел места: отсутствие комиссии, такой как представленная сувереном и дворянами его двора, прервало великое архитектурное производство.

В 1660 году с возвращением Карла II на трон произошло новое пробуждение искусства. С сувереном возникли новые формы изобразительного искусства, театра, музыки и даже архитектуры, которые в эти годы считали истинными годами английского барокко, добились самых высоких результатов. Главным показателем этого второго периода, определяемого римским классицизмом, был Кристофер Рен (1632-1723). Рен, из реалистической семьи ученых, учился в Вестминстерской школе, а затем в Оксфорде. После окончания учебы он получил профессуру в астрономии в Лондонском университете. В 1661 году он был вызван в Оксфорд, которому было поручено строительство его первых двух архитектурных произведений: театра Шелдоняна (1662-1663) и часовни Пемброкского колледжа (1663-1665). Когда работы были закончены в Оксфорде, он отправился на поездку на континент; в частности, он остался в Нидерландах и Франции, где он изучал и копировал многочисленные строительные проекты, в том числе выполненные Джан Лоренцо Бернини для Лувра. Во время своего пребывания в Париже он встретился с Франсуа Мансартом, Луи Ле Вау и Бернини. Вернувшись в Лондон, город был поражен сильной чумой, за которой последовал пожар, который почти полностью разрушил город: разрушенные дома были 1300, церкви 88, включая собор.

Затем Карл II попросил Рена перепроектировать столицу, но представленные проекты считались недостижимыми. Тем не менее, царь поручил ему строительство 51 церкви и собора. Собор Святого Павла был спроектирован Реном с союзом разных стилей: купол идеально напоминает Св. Петра в Риме (хотя и относится к храму Сан-Пьетро в Монторио-ди-Браманте во внешней структуре), главный фасад Лувра в Париже , Рен был также великим создателем башни, в котором он присоединился к готическим и борроминовым элементам.

Другими замечательными работами Рена были библиотека Тринити-колледжа, Кембриджа, Кенсингтонского дворца и Гринвичской больницы. Для реализации Кенсингтонского дворца Рен первоначально обратился к проектам для реализации Лувра: здание, возвышающееся над предыдущим Тюдоровским домом, сегодня представляет собой внутри и снаружи, как объединение элементов явного влияния французского, как окна и абсолютную новизну, как контраст цветов, белый и красный. Королевская больница «Челси» и Гринвичская больница, больницы, предназначенные для солдат и матросов, представляют собой монументальные здания с ясным французским барочным вдохновением: модель для обоих была Hôtel des Invalides, построенная в центре Парижа королем Франции Людовиком XIV.

Второй период
Второй классический период барокко видит в качестве основных представителей два ученика Рена, Джона Ванбруха (1664-1726) и Николаса Хоксмура (1671-1736). Они действовали, по существу, во времена правления Уильяма III Оранга, Анны Стюарт и Джорджа И Ганновера. Ванбург, из фламандского происхождения, вырос в аристократических кругах и был сторонником политики партии вигов, а Хоскмур, из крестьянского происхождения, был штукатуркой. В 1699 году они были заказаны графом Карлайл, чтобы спроектировать замок Говард, монументальный загородный дом в Йоркшире. Здание включает в себя дворец, конюшню, часовню и многочисленные дворы. Парк богат архитектурными элементами, определенными как «исторические», включая египетские обелиски и греческие храмы. В дополнение к этим, Хоксмур также посвятил себя строительству большого мавзолея, который стал гробницей семьи Говард. Дворец замечательных нововведений поразил современников барабанным куполом римского и религиозного характера. Другим замечательным проектом двух архитекторов был тот, который был сделан для Дворца Бленхейм. Дворец, подарок от нации герцогу Мальборо, победителю армии Людовика XIV во время битвы при Бленхейме, расположен в Оксфордшире и представляет собой еще один величественный загородный дом. Как замок Говард, дворец Бленхейм представляет собой объединение разных архитектурных стилей, даже если в этом случае отмечается английское наследие: на самом деле есть элементы, которые Иниго Джонс уже использовал для лондонских зданий, угловых башен, которые относятся к элизабетскому возрасту и многочисленным украшения, отражающие средневековье.

Два архитектора были окружены многими менее известными художниками, которые внесли свой вклад в реконструкцию столицы и украшение крупных университетских центров, таких как Оксфорд и Кембридж.

Вопрос 20. Архитектура барокко в странах Западной Европы (Германия, Австрия, Англия)

Стиль барокковозник в результате дальнейшей эволюции стиля Возрождения. В Западных странах (Германия, Австрия и Англия) признаки барокко стали появляться лишь в середине 17 века.

ГЕРМАНИЯ. Стиль барокко стал развиваться в архитектуре Германии на сто лет позже, чем в Италии и Франции, но зато, как бы наверстывая упущенное, он приобретал здесь чрезвычайно полное и яркое выражение. По насыщенности и сложности форм немецкое барокко могло сравниться только с барокко Италии. Вместе с тем немецкое барокко отличается в целом некоторой измельченностыо и сухостью деталей. Типично барочные темы нередко переплетаются в нем с мотивами рококо. Крупным художественным центром Германии этого времени стала Бавария со своим главным городом Мюнхеном.

Франсуа Кювилье. В Мюнхене с 1725 года работал французский архитектор Франсуа Кювилье. Наиболее известное его произведение — павильон Амалиенбург в Нимфенбурге (1734-1739). Внутренние отделки Амалиенбурга по изысканности и разнообразию мотивов нисколько не уступают лучшим образцам этого стиля во Франции.

Иоганн Бальтасар Нейман. Другим архитектурным центром на юге Германии была Франкония. В первой половине 18 века во франконском городе Вюрцбурге работал один из крупнейших архитекторов Германии — Иоганн Бальтасар Нейман (1687—1753). В 1719 году Нейман приступил к проектированию епископского дворца в Вюрцбурге, который был закончен в 1744 году. Архитектурное решение дворца определилось под несомненным влиянием композиции Версаля. Сооружение состояло из главного корпуса и боковых крыльев, ограничивающих с двух сторон парадный открытый двор. Наибольший интерес представляют дворцовые интерьеры. Особенно значительна трехмаршевая лестница, плафон которой был расписан приглашенным в Вюрцбург Д.-Б. Тьеполо на тему «Олимп и четыре части света» (1750—1753). Тьеполо же расписал Главный императорский зал дворца композициями из жизни Фридриха Барбароссы.

Целый ряд первоклассных архитектурных памятников находится в главном городе Саксонии — Дрездене. Маттеус Даниэль Пеппельман. Центральной фигурой дрезденского барокко является Маттеус Даниэль Пеппельман (1662—1736) — автор знаменитого дрезденского «Цвингера». Построенный им с 1711 по 1722 год «Цвингер» является лишь частью большого ансамбля, предназначенного для празднеств под открытым небом. Осуществленная часть этого комплекса — «Цвингер» (или «Цитадель») представляет собой прямоугольную площадку, замыкающуюся двумя полукружиями. На оси площадки и по углам ее построены двухэтажные павильоны, соединенные между собой одноэтажными галереями, обработанными аркадами. Утонченно-изящная и изощренная архитектура «Цвингера» — яркий образец барокко, формы которого в Германии в одинаковой степени распространяются и на внешний и на внутренний облик зданий. Архитектура Дрездена в первой половине 18 века обогатилась двумя крупными церквами — не сохранившейся протестантской «Фрауэнкирхе» и католической придворной церковью. Строителем Фрауэнкирхе (1726—1743), наиболее известной протестантской церкви Германии, был архитектор Георг Бэр (1666—1738). Внутри храма было восемь опорных столбов, поддерживавших купол и многоярусные хоры, огибавшие всю церковь. Все сооружение, в том числе купол, было облицовано местным известняком, благодаря чему оно казалось вытесанным как бы из одного куска камня. Фрауэнкирхе — один из наиболее характерных образцов немецкого барокко. Благодаря сложным формам купола и угловых башенок здание приобрело живой, подвижный силуэт. Фрауэнкирхе оказала несомненное влияние на европейскую церковную архитектуру. Придворная католическая церковь в Дрездене была возведена с 1738 по 1751 год итальянским архитектором Гаэтано Киавери (1689—1770). Прямоугольная в плане, она расчленена на нефы, из которых главный выступает в виде самостоятельного объема. К основной части здания примыкает стройная многоярусная колокольня, в композиции которой нельзя не видеть результата воздействия русской архитектуры, памятники которой Киавери наблюдал, работая в ранний период своей деятельности в Петербурге. Фасады церкви обработаны пилястрами; высокие балюстрады, скрывающие крыши, завершаются статуями, обогащающими внешний облик храма. Произведение Киавери — памятник зрелого барокко — отличается монументальностью и типично итальянской сочностью форм.

Андреас Шлютер. Архитектура Пруссии и Берлина объединила в себе стилистические черты архитектуры различных частей Германии. Наиболее значительным мастером берлинской архитектуры начала 18 века был Андреас Шлютер (1664—1714). С 1694 года он работает в Берлине. Здесь Шлютер строит начатое еще до него классицистическое по облику здание Цейхгауза — одно из лучших сооружений столицы Германии, отличающееся композиционной четкостью и пропорциональностью своих фасадов. В 1713 году Шлютер был приглашен Петром I в Петербург, где вскоре и умер, успев лишь приступить к порученным ему работам. Георг Кнобельсдорф.

АВСТРИЯ. Иоганн Фишер спроектировал ряд венских дворцов. Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах(1656—1723) создал новый стиль аристократического загородного дома - динамичный и эффектный, воплотив его в ряде особняков венской аристократии.

Он объединил идеи загородного дворца в стиле французского барокко, состоящего из множества соединенных павильонов, со стилем виллы эпохи Возрождения, окруженной невысокими отдельными флигелями и вдохновленной классикой (типичный пример — Андреа Палладио). Используя мощные закругленные формы архитекторов римского барокко, особенно Бернини, он придал своим виллам более динамичный вид.

Проекты загородных домов Фишера оказали решающее влияние на архитекторов его времени. В похожем стиле синтеза римского и французского барокко с добавлением палладианских элементов он создал новый вид городского дворца, который характеризовался впечатляющими формами, структурной чистотой и динамическим напряжением в декоре.Зимний дворец принца Евгения Савойского, начатый в 1695 году является замечательным образцом этого стиля.

Наиболее значительное произведение австрийского барокко, где ярко проявлялись оба влияния, итальянское и классическое французское,— известную церковьСв. Карла Борромея (Карлскирхе) в Вене (1716—1737), самую большую в центральной части города, созданную под несомненным влиянием барочной архитектуры Рима периода ее расцвета.

Созданный Фишером фон Эрлахом план венской церкви Сан-Карло Борромео состоит из центрированного ядра в окружении дополнительных отсеков. В этой церкви он попытался использовать и привести в гармонию основные идеи, заключенные в самых важных священных строениях — Иерусалимском храме, Пантеоне, и Соборе святого Петра в Риме, святой Софии в Стамбуле, а также Доме инвалидов в Париже и Соборе святого Павла в Лондоне. Относительно независимые части здания — пара римских высоких триумфальных колонн, низкие башни, высокий овальный купол, центральный портик, повторяющий римский храмовый фасад, поперечный неф готического собора (трансепт) ипресбитерий приводятся в гармонию для создания визуального единства для осмотра с любой точки. Соединение формальной и символической структуры здания возникло в результате его двойного назначения. Например, самая впечатляющая деталь церкви — пара огромных триумфальных колонн, стоящих на противоположных концах портика, украшенных рельефами на духовные темы, прославляющими жизнь святого Карла. Однако две колонны также намекают на герб императора — "Геркулесовы столбы".

В основе ее композиции чисто декоративный прием: церковь скрыта за фасадной пристройкой, в центре которой — шестиколонный портик; между ним и боковыми павильонами — две колокольни, воспроизводящие форму классических триумфальных колонн Траяна и Маркуса Аврелия в Риме.Внутреннее пространство — овальной формы и перекрыто овальным же куполом.

Иоганн Лукас Хильдебрандт (1668—1745) был почитателем творчества Гварино Гварини. Он спроектировал ряд аристократических резиденций, из которых очень мало реализовано. После смерти архитектора стиля барокко Иоганна Фишера фон Эрлаха Хильдебрандт стал ведущим придворным архитектором. Основные элементы его стиля были заимствованы из французской архитектурной эры Людовика XIV и из образцов позднего барокко северной Италии (особенно волнистые стены итальянского архитектора Гварино Гварини). Он стал знаменит своими архитектурными украшениями, выделял поверхность его зданий при помощи живописных эффектов и вводил новые темы в украшения.

Одним из самых значительных памятников венской дворцовой архитектуры является Верхний Бельведерский дворец  Своей общей композицией, пластичностью и цветовым решением проект дворца разительно отличается от рационализмаФишера. Как его экстерьер, так и интерьеры отличаются богатством архитектурно-орнаментальной декорировки.

АНГЛИЯ.Барокко в Англии имело ограниченный характер и небольшой срок существования.

Собор Святого Павла, возведённый в 1675-1710 гг. по проекту Кристофера Рена (1632-1723), является необычным в истории архитектуры сочетанием средневекового собора с классическим куполом. Главный фасад собора выполнен в стиле барокко и украшен двухъярусным портиком со сдвоенными колоннами и фронтоном. Как и в Соборе Святого Петра в Риме, в сооружении Кристофере Рена есть внутренний купол и наружный, чисто декоративный, рассчитанный на вид издалека и увенчанный тяжёлым фонарём (возвышающейся частью купола с проёмами для освещения).

Чтобы удержать этот фонарь, архитектор ввёл и третью часть – конусовидную конструкцию из кирпича между внутренним и внешним куполами. Трёхчастная конструкция купола – уникальное для XVIII века архитектурное решение. Собор Святого Павла известен не только в Англии, но и в других странах Европы.

Видным английским архитектором былДжеймс Гиббс (1682-1754). Самой крупной его работой стала церковь Сент-Мартин ин зе Филдз в Лондоне (1722-1726 гг.) Её фасад, обращенный к Трафальгарской площади, выполнен в виде большого портика, похожего на портики античных храмов, однако увенчан высокой колокольней. 

Другая значительная постройка Гиббса -библиотека Рэдклиффа в Оксфорде(1737-1749) - шестнадцатигранное в плане сооружение с куполом, окруженное колоннадой из сдвоенных колонн

Раннее английское барокко

Пожар 1666 года уничтожил значительную часть деревянных строений Лондона, что ускорило развитие архитектуры Англии. Топограф Кристофер Рен сумел в кратчайшие сроки застроить целые районы города, и восстановить разрушенные церкви и общественные здания, используя стиль барокко. В последней четверти XVII века он получил название – раннее английское барокко. Англичане не желали слепо копировать стиль итальянских и французских зданий. Версаль с его помпезностью был не по душе английской знати.

В центральной части храма расположена кафедра, а алтарь перенесен к восточной стене. Здание спроектировано так, чтобы службу могло посетить максимальное количество прихожан.

Сент-Джеймс. Лондон (1683 г.) ↑

К. Рен применил оптические эффекты при проектировании фасада здания, применив круглые окна, визуально увеличивающие объем библиотеки.

↑ Библиотека Тринити-Колледж. Кембридж (1676-1684 гг.)

Гигантский ордер из начального проекта был убран по причине нехватки материала. Фасад в стиле барокко окружает двойной ряд колонн коринфского стиля с пилястрами, украшенными резьбой.

↑ Западный фасад. Собор Св. Павла. (1675-1710 гг.)
По задумке, купол собора должен был быть виден из любой точки города. Для осуществления проекта использовали двойной купол с системой контрфорсов между ними.      
Двойной купол ↑

Модель с центрической планировкой создавалась в качестве проекта будущего здания. Английский собор был больше похож на сооружения в стиле барокко, возводимые на континенте.

 ↑ Большая модель собора Св. Павла. Лондон
Богатый декор покрывает окна наружных стен собора. В качестве украшения использована лепнина, окаймляющая контур окна.                                       

Окно с закругленным верхом. Собор Св. Павла ↑

К. Рен часто использовал в своих проектах крупные окна, закругляющиеся кверху. Чаще они использовали в церквях – так же, как и совмещение при постройке деталей из кирпича и камня.

 ↑ Церковь Сент-Беннет (1683 г.)

 

Сохранить

Черты барокко в архитектуре Англии

Количество просмотров публикации Черты барокко в архитектуре Англии - 1448

Развитие барокко в Германии и Австрии

В XVIII в. Германия оставалась раздробленной на множество королевств, герцогств и княжеств. Экономический упадок, отсталый уклад жизни не способствовали развитию страны. Наиболее интересные и значительные памятники архитектуры и изобразительного искусства создавались в трёх немецких государствах – Баварии, Саксонии и Пруссии. В Баварии и Саксонии в первой половинœе XVIII столетия благодаря тесным художественным контактам с Италией развивался стиль барокко. Здесь работали знаменитые итальянские мастера: в Вюрцбурге – художник-монументалист Джованни Баттиста Тьеполо, а в Дрездене – мастер городского пейзажа Бернардо Беллотто.

С Баварией связано творчество архитектора Бальтазара Неймана (1687-1753). Он автор резиденции архиепископа-курфюрста Франконии (1719-1744) в Вюрцбурге (Рис. 5.1), расписанной Тьеполо. Это огромный дворец с четырьмя внутренними дворами и очень протяженным фасадом – сто шестьдесят семь метров. Нейман оформил фасад крупными ризалитами. Нижний этаж выполнен просто и строго; верхние - украшены скульптурами, в которых, несмотря на обилие деталей, чувствуется гармония и тонкий вкус.

 
 

Рис. 5.1

Замечательным памятником барокко является также резиденция курфюрстов Саксонии под названием Цвингер в Дрездене (Рис. 5.2). Это строительство стало делом жизни архитектора Маттеуса Даниеля Пёппельмана (1662-1736). Обширный двор, предназначенный для празднеств, Пёппельман окружил с трёх сторон двухэтажными павильонами, которые соединил одноярусными галереями с застеклёнными арками.

 
 

Рис. 5.2

Особенно выразительна галерея, в центре которой возвышается причудливой формы купол ʼʼворот под коронойʼʼ (Рис. 5.3). Сооружение пышно украшено в стиле барокко (скульптуру для него выполнил австрийский мастер Бальтазар Пермозер). Пышность убранства,

стремление к своеобразной архитектурной игре характерны для большинства построек Австрии в стиле барокко, в т.ч. и храмовых. Такова церковь Св. Карла Борромея (Рис. 5.4), возведённая Иоганном Бернхардом Фишером фон Эрлахом (1656 – 1723) в Вене между 1715 и 1737 гᴦ.

Рис. 5.3

Рис. 5.4

Рис. 5.5. И. Б. Фишер фон Эрлах. Траутзон. Садовый дворец. 1710 ᴦ.

Городские и загородные особняки в Австрии тоже были выдержаны в стиле итальянских барочных дворцов, но нижние этажи часто строились из гранёных каменных блоков (так называемый бриллиантовый руст), а верхние декорировались выразительными ордерными деталями – пилястрами, колоннами, арками со скульптурой (Рис. 5.5).

Контрольные вопросы и задания по теме ʼʼРазвитие барокко в Германии и Австрииʼʼ

1. Каковы причины проникновения черт барокко в архитектуру немецких

государств?

2. Какие памятники архитектуры барокко Германии вы знаете?

3. Какие черты барокко, присущи постройке Бальтазара Неймана

(1687-1753) в Вюрцбурге?

4. Какие черты барокко присущи постройке Маттеуса Даниэля

Пёппельмана (1662-1736) в Дрездене?

5. Какие памятники архитектуры барокко Австрии вы знаете?

 
 

Рис. 6.1

Ни один из европейских стилей не существовал в искусстве Англии XVII – XVIII вв. в чистом виде, поскольку всœе они пришли на английскую почву гораздо позже, чем в другие страны. По этой причине, к примеру, черты барокко и классицизма могли оригинально переплетаться в творчестве одного зодчего или даже в одной постройке.

Собор Святого Павла (Рис. 6.1), возведённый в 1675-1710 гᴦ. по проекту Кристофера Рена (1632-1723), является необычным в истории архитектуры сочетанием средневекового собора с классическим куполом. Главный фасад собора выполнен в стиле барокко и украшен двухъярусным портиком со сдвоенными колоннами и фронтоном. Как и в Соборе Святого Петра в Риме, в сооружении Кристофере Рена есть внутренний купол и наружный, чисто декоративный, рассчитанный на вид издалека и увенчанный тяжёлым фонарём (возвышающейся частью купола с проёмами для освещения).

Чтобы удержать данный фонарь, архитектор ввёл и третью часть – конусовидную конструкцию из кирпича между внутренним и внешним куполами. Трёхчастная конструкция купола – уникальное для XVIII века архитектурное решение. Собор Святого Павла известен не только в Англии, но и в других странах Европы. В частности он стал образцом для церкви Святой Женевьевы в Париже, построенной в 1757-1790 гᴦ. французским архитектором Жаком Жерменом Суфло.

Королевский госпиталь в Гринвиче (Рис. 6.2) был возведен Кристофером Реном в 1696-1716 гᴦ. недалеко от Куинз-хауса Иниго Джонса. Госпиталь состоит из двух симметричных корпусов, над которыми возвышаются башни с куполами. Колоннадами из сдвоенных колонн корпуса выходят на разделяющую их небольшую площадь. Эти колонны образуют очень эффектную перспективу, заканчивающуюся Куинз-хаусом.

Видным английским архитектором был Джеймс Гиббс (1682-1754). Самой крупной его работой стала церковь Сент-Мартин ин зе Филдз в Лондоне (1722-1726 гᴦ.) (Рис. 6.4). Её фасад, обращенный к Трафальгарской площади, выполнен в виде большого портика, похожего на портики античных храмов, однако увенчан высокой колокольней. Эта церковь послужила образцом для многих церквей не только в Англии, но и в Америке и даже в Индии.

 
 

Рис. 6.2

 
 

Рис. 6.3

Другая значительная постройка Гиббса - библиотека Рэдклиффа в Оксфорде (1737-1749) (Рис. 6.3) - шестнадцатигранное в плане сооружение с куполом, окруженное колоннужной из сдвоенных колонн.

Рис. 6.4

Контрольные вопросы и задания по теме «Черты барокко в архитектуре Англии»

1. Каковы особенности развития английской архитектуры

XVII–XVIIIвв?

2. Назовите имена архитекторов, использовавших в своём творчестве

черты барокко.

3. Какова история возведения первой купольной постройки в Лондоне?

4. Какие стили сочетаются в архитектуре собора Святого Павла

в Лондоне?

5. Какие черты барокко присущи собору Святого Павла в Лондоне?

6. В чём состоит уникальность конструкции купола собора Святого Павла

в Лондоне?

7. Какие черты барокко присущи наиболее значительным постройкам

Джеймса Гиббса (1682 – 1754)?

7. Варианты заданий, предлагаемых к опросу по теме «Архитектура барокко»

1. Определить название и автора предложенного фрагмента барочной

архитектуры, дать характеристику, выделяя присущие этому

сооружению стилистические особенности.

2. Из предложенных фрагментов разностилевых архитектурных

сооружений выбрать те, которые относятся к стилю барокко;

обосновать ответ.

3. Дать сравнительную характеристику предложенным фрагментам

архитектуры, выделяя национальные особенности стиля.

4. Дать характеристику предложенным фрагментам интерьера барокко,

выделяя стилистические особенности.

Список рекомендуемой литературы

1. Ильина Т. В. История искусств. Западноевропейское искусство.

– М.: Высшая школа, 2002.

2. Бирюкова Н. В. История архитектуры. – М.: Инфра - М, 2006.

3. Бутромеев В. Искусство Западной Европы: Италия, Испания, Англия,

Франция. – М.: Современник, 1996.

4. Энциклопедия. Т. 7. Искусство. Ч. 2. Архитектура, изобразительное и

декоративно-прикладное искусство XVII–XXвеков /

Глав. ред. М. Аксёнова. – М.: Аванта+, 2004.

5. История искусства: Художники, памятники, стили /

Пер. с исп. Т. В. Сафроновой, Г. Ю. Соколовой.

– М.: Астрель: АСТ, 2006.

6. Вёрман Карл. История искусства всех времён и народов.

- М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001.

7. Алпатов М. В. Этюды по истории западноевропейского искусства.

- М., 1963.

8. Вагнер Г. К. Искусство мыслить в камне. – М., 1990.

9. Всеобщая история архитектуры. – М., 1962. Т. 1 – 5.

Содержание

Введение

1. Общая характеристика стиля барокко. 3

2. Архитектура барокко в Италии. 4

3. Архитектура барокко во Франции. 14 4. Влияние итальянского барокко на архитектуру в Испании. 17

5. Развитие барокко в Германии и Австрии. 21

6. Черты барокко в архитектуре Англии. 26

7. Варианты заданий, предлагаемых к опросу по теме

«Архитектура барокко». 30

30

Бленхеймский дворец — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Бленхейм.

Дворец Бленхейм, Бле́нейм[2] (также Блейнхаймский дворец[3], Бленем, англ. Blenheim, произносится «блэ́ним», [ˈblɛnɪm]) — родовое имение герцогов Мальборо, один из крупнейших дворцово-парковых ансамблей Англии. Расположен на окраине Вудстока в графстве Оксфордшир. С 1987 года — памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Построен в 1705—1724 годах в редком для Англии стиле барокко по проекту Джона Ванбру и Николаса Хоксмура как резиденция первого герцога Мальборо и его жены Сары. Название получил в честь победы герцога над французами при Бленгейме. В 1874 году во дворце родился потомок герцога — Уинстон Черчилль.

Усадебный дом Мальборо выстроен в непосредственной близости от Вудстокского дворца средневековых королей, который был разрушен во время Английской революции. Королева Анна распорядилась, чтобы строительство дома для национального героя велось на средства государственной казны.

Пользуясь своим влиянием на королеву, герцогиня Мальборо могла не стеснять себя в расходах на строительство. Её хлопоты о создании домашнего уюта плохо сочетались с грандиозными планами архитектора Ванбру, желавшего видеть Бленхейм памятником национальной славы. О военных победах владельца усадьбы напоминают 41-метровая колонна Победы в парке и обращённая ко дворцу триумфальная арка на въезде в Вудсток. Как ревнитель прекрасного Ванбру намеревался сохранить для потомства всё, что осталось от королевского дворца, однако своенравная герцогиня Сара настояла на том, чтобы «печальные» руины были снесены.

После ссоры супругов Мальборо с королевой строительные работы в Бленхейме прекратились. Только в 1714 году они были возобновлены, уже на собственные средства герцога. У входа во дворец он велел поставить огромный бюст Людовика XIV, захваченный его солдатами на территории Франции. Когда герцог умер, отделочные работы во дворце ещё продолжались. В 1730 году Сара распорядилась перевезти останки супруга из Вестминстерского аббатства во дворцовую капеллу. Надгробие герцога и герцогини спроектировал Уильям Кент.

Бленимский парк — одна из самых известных работ Л. Брауна

В 1764 году 4-й герцог Мальборо пригласил модного ландшафтоустроителя Ланселота Брауна с тем, чтобы тот переделал регулярный парк в пейзажный. Среди прочих усовершенствований Браун устроил среди охотничьих угодий обширный пруд — раздолье для любителей рыбалки. Одной из жемчужин огромного по размерам парка (площадь 8,5 кв. км.) считается лабиринт.

В конце XIX века герцоги Мальборо попали в тяжёлое материальное положение. Поддержание усадьбы в должном виде опустошало семейный бюджет. Чтобы выправить положение, герцогам пришлось распродать фамильные драгоценности, уникальную библиотеку и картинную галерею с шедеврами Рафаэля, Рубенса и Ван Дейка. Тем не менее материальное благополучие вернулось в Бленхейм после брака одного из герцогов с американской миллионершей Консуэло Вандербильт (в 1895 году).

В 2018 году специалисты решили укрепить мост Ванбру и осушили озёра, созданные в 1760-х годы по проекту английского архитектора Ланселота Брауна. Осушение открыло неизвестные комнаты на первом этаже с каминами и дымоходами, а также большую комнату без окон, представляющую собой театр. Здесь сохранились оригинальная штукатурка, лестницы, переходы и граффити XVIII века, а также затонувшие лодки, использовавшиеся для резки камышей в 1950-х годах. По словам директора дворцового комплекса Роя Сокса, в настоящее время проводится 3D-исследование всех затопленных пространств. При этом пока нет никаких доказательств, что комнаты использовались[4].

По состоянию на начало XXI века, 12-й герцог Мальборо и его домочадцы занимают восточное крыло дворцового комплекса. Интерьеры дворца доступны для посещения, равно как и размещённая в них экспозиция памяти Уинстона Черчилля. Средства на содержание усадьбы поступают от продажи сувениров и лицензий на рыбалку в парке, от распространения минеральной воды, а также проведения во дворце корпоративных мероприятий и свадебных торжеств. Довольно часто на территории усадьбы проходят съёмки фильмов.

About Author


alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *