Барокко в истории это – Эпоха барокко. Как познакомить учеников с архитектурными стилями?

История стиля барокко

Стиль барокко

Определение 1

Барокко (в переводе с итальянского – «странный», «причудливый») – это стиль в европейской культуре XVII – XVIII веков.

Архитектурный стиль барокко появился в период Позднего Возрождения (в конце XVI – начале XVII веков) в Риме и впоследствии распространился во многие европейские государства. В этой связи барокко часто интерпретируют в качестве начала триумфального шествия европейской культуры, вслед за теорией О. Шпенглера.

Рисунок 1. Стиль барокко в архитектуре. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Основными факторами, определившими триумф западной цивилизации можно назвать:

  • существенные и кардинальные изменения в естественно-научных и географических представлениях о мире;
  • усложнение закономерности развития архитектурной ордерной системы;
  • движение контрреформации и католической церкви.

Новой идеологии в обязательном порядке должны были соответствовать новые формы в искусстве. Стиль барокко можно охарактеризовать как стиль, противостоявший классицизму и рационализму (они появились позднее). Примечательно, что стиль также имеет ряд модификаций, поскольку ордерная система, применяемая в период архитектуры Возрождения, начинает все больше усложняться.

Замечание 1

Следует заметить, что классическое римское барокко не было распространено в городах с иными историческими традициями (например, в области Венето, Тоскане, в Пизе и Флоренции).

В искусстве Франции также сформировался «Большой стиль» эпохи Людовика XIV. Его можно охарактеризовать, как «более классицистический» и с небольшими барочными элементами. Не было распространено барокко в классическом понимании и в Англии. Однако, более интенсивное развитие барочных традиций наблюдалось в Испании и некоторых странах Латинской Америки (впоследствии стиль был назван ультрабарокко).

История возникновения

Как уже отмечалось выше, стиль барокко пришел на смену Высокому Возрождению в архитектуре. Следует заметить, что произошло это на территории Италии, собственно, на родине самого Ренессанса. В эти времена Италию можно было охарактеризовать как весьма истощенное государство, ослабленное внутренними войнами.

В указанный период здесь хозяйничают иностранцы, но несмотря на это именно Италия остается культурным центром Европы. Для того, чтобы доказать всему миру право на привилегированное положение необходим был стиль, который бы подчеркивал мощь, богатство и роскошь. Но в то же время средств на строительство новых дворцов катастрофически не хватало. Именно в эти времена появляется новый стиль барокко, который допускает, что иллюзию богатства и могущества можно создать приемами живописи, а не натуральными дорогостоящими материалами.

Рисунок 2. Стиль барокко. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Возведение шикарных палаццо было не по карману знати и некоторым представителям церковной власти, однако, все они нуждались в подтверждении собственной состоятельности. Высшие сословия обращались за помощью к искусству и архитектуре: появившийся стиль барокко возвышал их и за счет этого набирал всё большую популярность.

Черты стиля

Архитектуре барокко свойственен размах и слитность форм. Они весьма текучи, сложны и криволинейны. Часто встречаются масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и во внутреннем оформлении зданий, волюты, раскреповки и лучевые фасады. Купола зданий приобретают весьма сложные формы, часто они имеют несколько ярусов (например, как у собора Св. Петра в Риме). Характерными деталями для стиля барокко можно назвать:

  • скульптуры атлантов;
  • кариатиды;
  • маскароны.

От архитектуры Высокого Возрождения стиль барокко унаследовал влечение к необычному и удивительному. Преобладающими цветами в стиле были пастельные тона (розовый, голубой, белый и пр.). Нередко сочетались контрастные цвета, образовывая богатые цветовые палитры.

Для архитектуры барокко характерно усложнение формы планов в сравнении с ренессансными планами. Интерьеры барокко отличаются пышностью и неожиданными пространственными и световыми эффектами, обилием кривых и пластично изгибающихся линий. Ясность классических форм противопоставляется здесь изощренности в формообразовании. В архитектуре широко используется скульптура, живопись и окрашенные стеновые поверхности.

Архитектурные формы барокко получились из ренессансных форм, но значительно превосходили его по сложности, живописности и многообразию. Сильно раскрепованные фасады обладали профилированными карнизами, колоссальными колоннами, проходящими через весь фасад, полуколоннами и пилястрами. Ни одна деталь в этом архитектурном стиле не является самостоятельной, как это было в архитектуре Ренессанса. Каждый элемент здесь является частью чего-то общего и большого. Все подчиняется общей архитектурной концепции, к которой относят как украшения интерьеров, так и садово-парковые ансамбли.

Самыми крупными архитектурными ансамблями в стиле барокко можно назвать:

  • Версаль в Франции;
  • Петергоф в России;
  • Аранхуэс в Испании;
  • Цвингер в Германии.

Замечание 2

Для барокко в интерьере наиболее характерна показная, чаще всего утрированная роскошь. Это заметно даже невооруженным глазом, при всем этом барокко сохранил в себе одну из важных черт классических направлений - симметрию.

Роспись во внутреннем декорировании барокко является доминирующей деталью. Потолки украшаются богатыми фресками, стены отделываются расписанным мрамором и позолотой – это наиболее частые приемы в интерьерах барокко. Абсолютно все поверхности в барокко должны быть богато декорированы, в этой связи наблюдается почти повсеместное применение золота и позолоты.

Что касается мебели, то именно в этот период она становится настоящим произведением искусства. Ее вычурность и богатство направлено больше на украшение интерьера, чем на практические функции. Мебельная обивка выполняется из дорогих и богато украшенных тканей.

Барокко - это... Что такое Барокко?

  • Барокко —         (итал. barocco, букв. причудливый, странный), один из главенствующих стилей в европейской архитектуре и искусстве конца XVI середины XVIII вв. Барокко утвердилось в эпоху интенсивного сложения наций и национальных государств (главным… …   Художественная энциклопедия

  • Барокко —  Барокко  ♦ Baroque    Искусство максимализма или стремления к максима лизму; эстетика излишества и изумления. Искусство барокко стремится к стопроцентному раскрытию своей природы, заключающейся в украшательстве, и само опьяняется собственным… …   Философский словарь Спонвиля

  • БАРОККО — (итал. barocco букв. странный, причудливый), одно из главных стилевых направлений в искусстве Европы и Америки кон. 16 сер. 18 вв. Барокко, тяготевшее к торжественному большому стилю , в то же время отразило прогрессивные представления о… …   Большой Энциклопедический словарь

  • БАРОККО

    — (порт. barroco неправильно овальный жемчуг, отсюда франц. barroque неправильный, бесформенный). Странное, неправильное, своеобразное в искусстве. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БАРОККО порт.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • барокко — барокко, общеевропейский стиль, распространённый в архитектуре Петербурга в первой половине  середине XVIII в. и обладающий рядом национальных особенностей. В период раннего барокко в 1700 30 е гг. разрабатывались новые принципы градообразования …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • Барокко — (итал. barocco странный, причудливый), одно из главных стилевых направлений в искусстве Европы и Америки кон. XVI сер. XVIII вв. Б. свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к… …   Энциклопедия культурологии

  • БАРОККО — 1. нескл., ср. Вычурный и пышный стиль в искусстве 1718 вв. 2. неизм. Имеющий такой стиль, выполненный в таком стиле. Архитектура б. | прил. барочный, ая, ое (к 1 знач.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • БАРОККО — нескл., итал., ·худож. все странное, необычайное, неправильное, насильственное в сочинении и исполнении картины, здания и пр., но не смешное; чудимый, дикообразность. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • барокко — (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») …   Формы слов

  • Барокко —       общеевропейский стиль, распространённый в архитектуре Петербурга в первой половине середине XVIII в. и обладающий рядом национальных особенностей. В период раннего Б. в 1700 30 е гг. разрабатывались новые принципы градообразования:… …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • Барокко Википедия

    Баро́кко (итал. barocco, порт. pérola barroca) — характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Италия. Барокко — один из самых многозначных терминов в истории и теории художественной культуры. Словом "барокко" обозначают художественное направление (компендиум идей, философских концепций, эстетических норм и правил), противопоставляемое классицизму, исторический художественный стиль XVII — XVIII веков, ряд историко-региональных художественных стилей, течений и школ, а также эпоху в развитии культуры. В отдельных регионах эта эпоха имеет различную хронологию и периодизацию. Этим же термином называют "последние, критические стадии развития других стилей, тенденцию беспокойного, романтического мироощущения, мышления в экспрессивных, неуравновешенных формах". Поэтому слово "барокко" используют в качестве метафоры в смелых историко-культурных обобщениях: "эпоха барокко, мир барокко, человек барокко, жизнь барокко (ит. la vita barocca)"

    [1].

    В каждом историческом периоде развития искусства исследователи культуры видят свое "барокко" - пик творческого подъема, концентрации эмоций, напряжения форм. Исследователи пишут о качествах барочности как неотъемлемом свойстве отдельных национальных культур и исторических типов искусства [2]. Американский архитектор Р. Вентури в книге "Сложность и противоречие в архитектуре" (1966), испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет, кубинский писатель Алехо Карпентьер провозгласили барочность "человеческой константой, особенно в отношении латиноамериканского мира"

    [3]. Авторы призывали покончить с заблуждением, представляющим барокко как стиль, порожденный эпохой XVII — XVIII веков. А. Карпентьер писал: "Дух барокко может возродиться в любой момент... Ибо это дух, а не исторический стиль... Барочность - более, чем стиль барокко. Это своеобразный творческий импульс, циклично повторяющийся на протяжении всей истории искусства в любых его проявлениях, будь то литература, скульптура, архитектура или музыка... Барочность в лице Александра Македонского, Карла Великого или Наполеона Бонапарта представляет собой кульминационную точку, расцвет определенной цивилизации" [4]. Разумеется, против такого подхода выступают историки искусства, стремящиеся локализовать хронологические границы феномена барокко исключительно в качестве художественного стиля. В этом противоречии заключается основная коллизия терминологии барокко и барочности.

    Этимология и семантика термина[ | ]

    Нарышкинское барокко - это... Что такое Нарышкинское барокко?

    Нарышкинский стиль (также Нарышкинское или Московское барокко) является условным названием специфического стилевого направления в русской архитектуре конца XVII — начала XVIII вв., начального этапа в развитии архитектуры русского барокко. Своим названием архитектурное течение обязано молодому, прозападноориентированному боярскому роду Нарышкиных, в чьих московских и подмосковных имениях были построены церкви с некоторыми элементами нового для России того времени стиля барокко.

    Главное значение нарышкинского стиля состоит в том, что именно он стал связующим звеном между архитектурой старой патриархальной Москвы и новым стилем (петровским барокко), возводимого в европейском духе Санкт-Петербурга[1]. Существовавший одновременно с нарышкинским, более близкий к западноевропейскому барокко голицынский стиль (здания, возведённые в нём иногда причисляют к нарышкинскому стилю либо используют для них обобщённое понятие «московское барокко») оказался лишь эпизодом в истории русского барокко и не смог сыграть подобной важной роли в истории русского зодчества.

    Название

    Успенский собор на Покровке, в Москве

    Название «нарышскинский» закрепилось за стилем после пристального изучения в 1920-е гг. Церкви Покрова, построенной в принадлежащих в конце XVII в. Нарышкиным Филях

    [2]. С тех пор нарышкинскую архитектуру иногда называют «нарышкинским», а также, учитывая основной район распространения этого явления, «московским барокко». Однако возникает определённая сложность при сопоставлении этого архитектурного направления с западноевропейскими стилями, и связана она с тем, что стадиально соответствуя раннему возрождению, нарышкинский стиль со стороны формы не поддаётся определению в категориях, сложившихся на западноевропейском материале, в нём присутствуют черты как барокко, так и ренессанса и маньеризма. В связи с этим предпочтительнее использовать имеющий длительную традицию употребления в научной литературе термин «нарышкинский стиль»[3].

    Предпосылки к возникновению

    В XVII в. в русском искусстве и культуре появилось новое явление — их обмирщение, выражавшееся в распространении светских научных знаний, отходе от религиозных канонов, в частности, в зодчестве. Примерно со второй трети XVII в. начинается формирование и развитие новой, светской культуры.

    В архитектуре обмирщение выражалось прежде всего в постепенном отходе от средневековых простоты и строгости, в стремлении к внешней живописности и нарядности. Все чаще заказчиками строительства церквей становились купцы и посадские общины, что играло важную роль в характере возводимых построек. Был возведён ряд светски нарядных церквей, что однако не находило поддержки в кругах церковных иерархов, которые сопротивлялись обмирщению церковного зодчества и проникновению в него светского начала. Патриарх Никон в 1650-е годы запретил строительство шатровых храмов, выдвинув взамен традиционное пятиглавие, что способствовало появлению ярусных храмов.

    Однако влияние светской культуры на русское зодчество продолжало усиливаться, в него также фрагментарно проникали некоторые западноевропейские элементы. Однако после заключения Россией Вечного мира с Речью Посполитой в 1686 г. это явление приобрело больший размах: установившиеся контакты способствовали масштабному проникновению польской культуры в страну. Это явление не было однородным, поскольку тогда восточную окраину Речи Посполитой населяли близкие по культуре, православные украинский и белорусский народы, и часть культуры, в том числе и сугубо национальных элементов, заимствовалась от них[4]. Соединение особенностей различных стилей и культур, а также определённое «переосмысление» их русскими мастерами и определило специфичный характер нового возникнувшего архитектурного направления — нарышкинского стиля.

    Особенности

    Церковь Бориса и Глеба в Зюзине, Москва

    Нарышкинскоий стиль сочетает в себе черты русской архитектуры с элементами центральноевропейского, прежде всего, украинского барокко, элементами «больших» европейских стилей, таких как ренессанс и маньеризм, чертами белорусских ремесленных промыслов, прежде всего, израцового дела. Основным источником заимствований служила расположенная за западными рубежами России Речь Посполитая[5]. Таким образом, на российской почве возник достаточно самобытный стиль, который, будучи основанным в значительной степени на национальных традициях зодчества, органично вписывался в местную архитектуру того времени, привнеся в то же время в строительное искусство России новые черты. Стиль стал весьма произвольной адаптацией барокко для России, в отличие от построек петровского барокко.

    Лучшими образцами нарышкинского стиля считаются появившиеся центрические ярусные храмы, хотя параллельно с этой новаторской линией возводилось множество традиционных, бесстолпных, перекрытых сомкнутым сводом и увенчанных пятью главами церквей, обогащённых новыми архитектурными и декоративными формами[6] — прежде всего, заимствованными из западноевропейской архитектуры элементами ордера, обозначившими тенденцию перехода от средневековой безордерной к последовательно ордерной архитектуре[7]. Для нарышкинского стиля также характерна двуцветность сочетания красного кирпича и белого камня, использование полихромных изразцов, позолоченной деревянной резьбы в интерьерах, следующих традициям «русского узорочья» и «травяного орнамента». Сочетание красных кирпичных стен, отделанных белым камнем или гипсом было характерно для зданий Нидерландов, Англии и Северной Германии.

    Построенные в нарышкинском стиле здания нельзя назвать подлинно барочными в западноевропейском понимании[8]. Нарышкинский стиль в своей основе — архитектурной композиции — оставался русским, и только отдельные, зачастую едва уловимые элементы декора заимствовались из западноевропейского искусства. Так, композиция ряда возведённых церквей противоположна барочной — отдельные объёмы не сливаются в единое целое, пластично переходя друг в друга, а поставлены один на другой и жёстко разграничены, что соответствует принципу формосложения, типичному для древнерусского зодчества. Иностранцами, равно как и многими россиянами, знакомыми с западноевропейскими образцами барокко, нарышкинский стиль воспринимался как исконно русское архитектурное явление.

    Постройки

    Одни из первых построек в новом стиле появились в московских и подмосковных имениях боярской семьи Нарышкиных (из рода, которых происходила мать Петра I, Наталья Нарышкина), в которых были возведены светски-нарядные многоярусные церкви из красного кирпича с некоторыми белокаменными декоративными элементами (яркие примеры: Церковь Покрова в Филях, 1690—93 гг., церковь Троицы в Троице-Лыкове, 1698—1704 гг.), которым свойственны симметричность композиции, логичность соотношений масс и размещения пышного белокаменного декора, в котором свободно истолкованный ордер, заимствованный из западноевропейской архитектуры, служит средством зрительно связать многосоставный объём постройки.

    «Церковь Покрова в Филях... — лёгкая кружевная сказка... чисто московская, а не европейская красота... Оттого-то стиль московского барокко имеет так мало общего с барокко западноевропейским, оттого он так неразрывно спаян со всем искусством, непосредственно ему на Москве предшествовавшим, и оттого для каждого иностранца так неуловимы барочные черты... Покрова в Филях или Успения на Маросейке, кажущихся ему совершенно такими же русскими, как и Василий Блаженный».
    Игорь Грабарь, русский искусствовед

    Церковь Покрова в Филях построена по принципам формосложения, типичным для русской архитектура XVII в., представляя собой ярусный пятиглавый храм, в котором жёстко разграниченный объёмы колокольни и церкви расположены на одной вертикальной оси, так называемый восьмерик на четверике. Четверик, окружённый полукружиями апсид — собственно сама церковь Покрова, а расположенный выше, на следующем ярусе, восьмерик — церковь во имя Спаса Нерукотворного, перекрытая восьмилотковым сводом[9]. На нём возвышается ярус звона, выполненный в форме восьмигранного барабана и увенчанный ажурной позолоченной гранёной главой-луковкой, в то время как оставшиеся четыре главы завершают апсиды церкви. У основания церкви расположены гульбища, окружающие церковь просторные открытые галереи. В настоящее время стены храма выкрашены в розовый цвет, подчёркивающий белоснежные декоративные элементы постройки.

    Аналогичные черты имеет полностью белоснежная церковь Троицы, расположенная в другой усадьбе Нарышкиных, Троице-Лыково, и возведенная Яковом Бухвостовым. С именем это крепостного по происхождению зодчего связаны и многие другие постройки в нарышкинском стиле[10]. Показательно, что в постройках Бухвостова присутствуют элементы намеренно введённого западноевропейского ордера (соответствующая терминология используется и в подрядной документации), однако применение им ордерных элементов отличается от принятого в европейской традиции: главным несущим элементом, как и в древнерусской архитектурной традиции, остаются стены, почти исчезнувшие из виду среди многочисленных элементов декора.

    Ещё одним выдающимся строением в нарышкинском стиле являлась построенная крепостным зодчим Петром Потаповым для купца Ивана Матвеевича Сверчкова тринадцатиглавая Успенская церковь на Покровке (1696—99 гг.)[11], которой восхищался Бартоломео Расстрелли-мл., а Василий Баженов ставил её в один ряд с храмом Василия Блаженного. Церковь была настолько живописна, что даже Наполеон, распорядившийся взорвать Кремль, выставил возле неё специальную охрану, дабы она не была поражена начавшимся в Москве пожаром[12]. До настоящего времени церковь не дошла, поскольку была разобрана в 1935—36 гг. под предлогом расширения тротуара.

    Меншикова башня возле Чистых прудов

    В традициях нарышкинского стиля были перестроены многие церкви и монастыри, что отразилось, в частности, на ансамблях Новодевичего[13] и Донского монастырей, Крутицкого подворья в Москве. В 2004 г. комплекс Новодевичего монастыря был внесён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, в том числе, в качестве «выдающегося образца так называемого „московского барокко“» (критерий I), а также как «выдающийся пример исключительно хорошо сохранившегося монастырского комплекса, детально отображающий „московское барокко“, архитектурный стиль конца XVII в.» (критерий IV)[14]. В монастыре сохранены стены и ряд церквей, построенных либо перестроенных в нарышкинском стиле.

    В архитектуре Петербурга начала XVIII в. нарышкинский стиль не получил дальнейшего развития. Однако между нарышкинской архитектурой и петровским барокко Петербурга первой четверти XVIII в. существует определенная преемственность, характерными примерами которой являются здания служившей для светских нужд Сухаревской башни (1692—1701 гг.) и церкви Архангела Гавриила или Меншиковой башни (1701—07 гг.) в Москве[15]. В основу композиции Меншиковой башни, построенной зодчим Иваном Зарудным на Чистых прудах в Москве для ближайшего сподвижника Петра I, князя Александра Меншикова, положена традиционная схема, заимствованная из украинской деревянной архитектуры — несколько уменьшающихся кверху поставленных друг на друга ярусных восьмигранников.

    Нельзя не отметить, что создании архитектуры нарышкинского барокко, в отличие от петровского, отметились в основном русские мастера, что, безусловно, и определило специфичный характер построенных зданий — они представляли собой в большой степени древнерусские по характеру конструкции здания с заимствованными из западноевропейского зодчества деталями, как правило, носившими лишь декоративный характер.

    Значение для русской архитектуры

    Нарышкинский стиль наиболее сильно сказался на облике Москвы, но он также оказал большое влияние на развитие всей архитектуры России в XVIII в., будучи связующим элементом между архитектурой Москвы и строящегося Санкт-Петербурга. Во многом именно благодаря нарышкинскому стилю был сформирован самобытный образ русского барокко, что особенно отчётливо проявилось в его позднем, елизаветинском периоде: в шедеврах Бартоломео Растрелли-мл. черты московского барокко соединяются с элементами итальянской архитектурной моды того времени, во внешнем убранстве таких московских барочных зданий, как храм Святого Климента (1762—69 гг., арх. Пьетро Антони Трезини либо Алексей Евлашев), Красные ворота (1742 г., арх. Дмитрий Ухтомский) также видны черты нарышкинской архитектуры, прежде всего, характерное для неё сочетание красного и белого цветов в отделке стен.

    Позднее, уже в конце XIX в. нарышкинская архитектура, многими воспринимая к тому времени, как типично русское явление, оказала определённое влияние на формирование так называемого псевдорусского стиля.

    Список построек

    В данном списке в хронологическом порядке перечислены наиболее известные постройки, созданные в нарышкинском стиле.

    Дата постройки Постройка Архитектор Местонахождение
    1686 Борисоглебский собор предположительно Яков Бухвостов Рязанская область, г. Рязань, Трубежная ул., 9
    ок. 1688 Церковь Бориса и Глеба в Зюзине Москва, Перекопская ул., 7
    1685—87 Церковь Успения Богородицы в Новодевичьем монастыре Москва, Новодевичий пр., 1С1
    1683—88 Покрова Пресвятой Богородицы в Новодевичьем монастыре Москва, Новодевичий пр., 1С1
    1688—89 Церковь Святого Духа в Солотчинском монастыре предположительно Яков Бухвостов Рязанская обл., Рязанский район, пос. Солотча
    1691 Церковь Знамения на Шереметьевом дворе Москва, Романов пер., 2 (во дворе)
    1691 Церковь Смоленской иконы Богоматери в Софрине Московская область, Пушкинский район, село Софрино.
    1693 Церковь Св. Сергия в Могутове Московская область, Наро-Фоминский район, село Могутово.
    1692—95,
    разр. в 1934
    Сухаревская башня Михаил Чоглоков Москва, в районе перекрестка Сухаревской пл. и проспекта Мира
    1690—96 Покровская надвратная церковь в Высоко-Петровском монастыре Москва, ул. Петровка, 28
    1693—96 Церковь Покрова в Филях Москва, Новозаводская ул., 6
    1696 Церковь Живоначальной Троицы в Хохлах Москва, Хохловский пер., 12
    1696 Церковь Михаила Архангела в Станиславле Московская область, Ленинский район, село Станиславль.
    1690—97, разр. в 1941 Надвратный храм Новоиерусалимского монастыря Яков Бухвостов Московская область, Истринский район, г. Истра, на территории сегодняшнего «Историко-архитектурного и художественного музея „Новый Иерусалим“»
    1694—97 Спасская церковь в Уборах Пётр Шереметев, Кузьма Бакров, Яков Бухвостов[16] Московская область, Одинцовский район
    1684-98 Большой собор Донской иконы Божией Матери в Донском монастыре Москва, Донская пл., 1
    1698 Надвратная церковь Иоанна Предтечи в Солотчинском монастыре Рязанская обл., Рязанский район, пос. Солотча
    1693—99 Успенский собор Рязанского кремля Яков Бухвостов Рязанская область, г. Рязань, Кремль, «Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник»
    1696—99,
    разр. в 1935—36
    Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Покровке Пётр Потапов Москва, ул. Покровка, рядом с д. 5 (бывший дом причта церкви)
    1702 Церковь Троицы в Конобееве Московская область, Воскресенский район, село Конобеево.
    1693—1703 Церковь Архангела Михаила в Тропарёве Москва, просп. Вернадского, 90
    1698—1704 Церковь Троицы в Троице-Лыковом Яков Бухвостов Москва, Одинцовская ул., 24
    1705 Троицкая церковь Ново-Голутвина монастыря Коломна, Ул. Лазарева, 9-11
    1705—07 Церковь Архангела Гавриила или Меньшикова башня Иван Зарудный Москва, Архангельский пер., 15
    1703—1708 Церковь Св. Николая в Озерецком Московская область, Дмитровский район, село Озерецкое.
    1708 Церковь Смоленской иконы Богоматери в Кривцах Московская область, Раменский район, село Кривцы.
    1703—1710 Церковь Знамения в Холмах Московская область, Истринский район, село Холмы.
    1713 Церковь Покрова в Тропарёве Московская область, Можайский район, село Тропарёво.

    Примечания:

    • Следует иметь в виду, что в силу невозможности точного определения стилистических границ нарышкинского стиля, отдельные здания из приведённого списка могут рассматриваться некоторыми исследователями как относящиеся к иным стилям русской архитектуры
    • Тёмным отмечены здания, являющиеся памятниками истории и культуры федерального значения
    • Розовым цветом отмечены здания, внесённые в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО
    • Серым цветом отмечены утраченные здания

    Значительные архитекторы

    Интересные факты

    • «Стиль московского (нарышкинского) барокко в храмовом зодчестве» согласно примерному содержанию образования по предмету «Православная культура» преподаётся при изучении художественной культуры православия[17].

    Примечания

    1. Власов В.Г., «Нарышкинский стиль»//«Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства» в 8т., Т.1., СПб., «ЛИТА», 2000
    2. Наталья Мерзлютина «Надвратный храм Преображения Новодевичьего монастыря» XIV-MMV — 31.08.2005
    3. И.Л. Бусева-Давыдова «О концепциях стиля русского искусства XVII века в отечественном искусствознании»
    4. Владимир Седов «Стиль Вечного мира, или Польский ренессанс в Москве» XII-MMIV — 14.11.2004
    5. Владимир Седов «Стиль Вечного мира, или Польский ренессанс в Москве» XII-MMIV - 14.11.2004
    6. Наталья Мерзлютина «Надвратный храм Преображения Новодевичьего монастыря» XIV-MMV — 31.08.2005
    7. «Нарышкинский стиль»//Большая советская энциклопедия, 3-е изд.
    8. Кириллов В. В. «На переломе от Средневековья к Новому времени (русская модель европеизации архитектуры)»
    9. Бусева-Давыдова И. Л. «Эволюция внутреннего пространства храмов XVII в. (на примере церквей Троицы в Никитниках и Покрова в Филях)» // Архитектурное наследство. Вып. 38. Проблемы стиля и метода в русской архитектуре / Российская Академия архитектуры и строительных наук. НИИ теории архитектуры и градостроительства; Под ред. Н.Ф.Гуляницкогою- М.: Стройиздат, 1995.- 400 с.: ил.
    10. «Яков Григорьевич Бухвостов (вторая половина XVII — начало XVIII вв.)» Люди русской науки: Очерки о выдающихся деятелях естествознания и техники/Под ред. С.И. Вавилова — М., Л.:Гос. изд-во техн.-теоретической лит-ры. — 1948
    11. Александр Можаев, «Покровка, 5. Дом причта церкви Успения на Покровке» // Москва, которой больше нет
    12. Кондратьев И.К., «Седая старина Москвы: Исторический обзор и полный указатель достопамятностей» — М. Воениздат, 1996
    13. «Ensemble of the Novodevichy Convent» (Advisory Body Evaluation) в списке объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО
    14. Ансамбль Новодевичего монастыря, объект № 1097 в списке объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО
    15. Власов В.Г., «Нарышкинский стиль»//«Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства» в 8т., Т.1., СПб., «ЛИТА», 2000
    16. И. Л. Бусева-Давыдова «О роли заказчика в организации строительного процесса на Руси в XVII веке» // Архитектурное наследство. 1988. Сб. 36. Русская архитектура / ВНИИ теории архитектуры и градостроительства; Под ред. Н.Ф. Гуляницкого.- М.: Стройиздат, 1988.- 255 с.: ил.- C. 43-53
    17. Письмо Министерства образования РФ от 22 октября 2002 г. N 14-52-876ин/16

    См. также

    Ссылки

    Литература

    • «Барокко в России» (Сборник статей), М., 1926
    • «Ежегодник Института истории искусств АН СССР», М., 1956
    • Власов В. Г., «Нарышкинский стиль»// «Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства» в 8т., Т.1., СПб., «ЛИТА», 2000
    • И. Давыдова. «Проблема „нарышкинского стиля“ в русском искусстве второй половины XVII века». Автореферат канд. дисс. М-1978.

    Wikimedia Foundation. 2010.

    About Author


    admin

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о