Барокко в русской музыке: Вы точно человек? – Музыка эпохи барокко — Википедия

Стиль барокко в русском искусстве, архитектуре, литературе и музыке

Стиль барокко в русском искусстве, архитектуре, литературе и музыке

Древнерусская музыка в своем развитии на протяжении XI—XVII вв. была монолитна. Она вся находилась в рамках единого стиля, выработанного в эпоху Средневековья. То новое, что возникало в процессе ее развития, не вносило существенных изменений, отличавших ее от существовавшей системы. Новые распевы в XV—XVII вв. — демественный, путевой, даже авторские распевы были всего лишь ветвями на стволе этого гигантского дерева. Они подчинялись общим нормам, выработанным средневековым каноном. Сам факт появления многоголосия на Руси после более чем полутысячелетнего господства унисона стал гигантской вехой в развитии русской музыки.

Минуя стадию разработки полифонического контрапунктического многоголосия, подобную итальянскому и нидерландскому мотетному стилю эпохи Возрождения, русское музыкальное искусство конца XVII в. осваивает формы, типичные для западноевропейского барокко, но применительно к своим, местным условиям. С развитием партесного концерта формируется первое новое стилевое направление в русском музыкальном искусстве — стиль барокко.

Барокко как стилевое направление охватило русскую культуру конца XVII — первой половины XVIII в. и параллельно развивалось в литературе и в искусстве. Д. С. Лихачев отмечает, что литература в Древней Руси была однородна, она подчинялась стилю эпохи того времени, но в XVII в. она уже не так едина и стройна, как в древности:

Древнерусская литература не знает литературных направлений вплоть до XVII в. Первое литературное направление, сказавшееся в русской литературе, — барокко1.

Существенной особенностью развития русского барокко надо признать историческое совмещение стилей. Как отмечает А. А. Морозов,

...в России, в силу ускоренного развития страны, вызванного петровскими преобразованиями, на одном историческом этапе как бы совместились несколько исторических периодов художественного развития, наслоившихся друг на друга... в тесном взаимодействии с особенностями национальной культуры страны2.

В изобразительном искусстве, как и в литературе и в музыке, расцвет стиля барокко относится к концу XVII — началу XVIII в., но период, предшествующий ему (XVII в.), был временем подготовки классических форм барокко, отмеченным взаимодействием западных и древнерусских традиций. В результате такого взаимодействия рождались оригинальные формы национального русского барокко: в архитектуре — нарышкинское барокко, очень яркое в цветовом отношении, с затейливыми формами; в иконописи — школа царских мастеров, ушаковская школа; в литературе — придворная поэзия Симеона Полоцкого, Кариона Истомина, Сильвестра Медведева; в музыке — троестрочное пение и партесные четырехголосные гармонизации песнопений знаменного, киевского, греческого, болгарского распевов. Эти ранние формы барокко имели большое значение в развитии русского искусства, выполняя до известной степени роль Возрождения, которое в силу исторических особенностей развития отсутствовало в русском искусстве.

Барокко как широкое историко-культурное понятие охватывает значительный круг явлений, связанных общностью эстетических воззрений. Развитие средств выражения, выработанных в одних родах искусства, порождает своеобразные соответствия в других. Если сопоставить характер развития литературы, музыки и разных видов изобразительного искусства в России конца XVII — начала XVIII в., то можно заметить определенную синхронность их развития, в котором наиболее яркой гранью является рубеж XVII—XVIII вв. Начало века открывает новую эру в искусстве. Изменившаяся социальная и политическая атмосфера XVIII в. повлияла на характер развития искусства. Меняется язык литературы, музыки, архитектуры, живописи. Особенно отчетливо эта грань прослеживается в музыке. Развитие музыки стиля барокко складывается из двух этапов: раннего, второй половины XVII в., когда закладывались основы, происходило формирование новых жанров, еще связанных с древнерусской певческой культурой, и позднего барокко — с развитыми концертными формами многоголосия, яркими контрастами концертного стиля, расцветшего в начале XVIII в.

Очень сходна картина развития архитектуры эпохи барокко. Период московского зодчества с его декоративным убранством — карнизами, кокошниками — в 1670-х гг. сменяет заключительный аккорд древнерусской архитектуры — нарышкинское, или московское, барокко, представляющее собой переходную ступень от древнерусской культуры к европейскому стилю барокко. Нарышкинское барокко совмещает в себе декоративные черты древнерусского московского зодчества с планировкой, свойственной западноевропейской барочной архитектуре. В начале XVIII в. Петр I специально выписывает итальянских мастеров для застройки Петербурга, русская архитектура XVIII в. подражает западной архитектуре.

В истории русского изобразительного искусства общепризнанным фактом является переход на рубеже XVII—XVIII вв. от иконописи к живописному началу. Элементы барокко в иконописи также проявлялись на протяжении второй половины XVII в., когда под влиянием попавших в Россию гравюр Библии Пискатора — памятника западного барокко — рождались прекрасные ярославские фрески.

В XVII веке на Руси атмосфера так насыщена западными мотивами, что даже чудесные видения облекаются в западноевропейскую форму. Рождается новая порода людей. Внешней подвижностью и беспокойством проникнуты их позы и жесты, повороты и наклоны голов... Святые словно бегут мелкими шажками, подчиненные ритму какого-то своеобразного менуэта. Одновременно и жесты становятся более разнообразными и выразительными. Вместо спокойно протянутых рук начинает чувствоваться пафос3.

Это характеризует и школу царских мастеров, и ушаковскую школу, а в начале XVIII в. процесс быстрого движения навстречу западноевропейской культуре ускоряется. В России появляется портретная живопись на манер голландских и немецких портретистов Кнеллера, К. Моора, Гельдера, иконопись начинает подражать портрету.

Литературу XVII в. характеризует процесс, аналогичный развитию музыкальной культуры. Она отличается необыкновенным разнообразием и пестротой жанров и стиля. Зарождается светская лирическая поэзия любовного содержания — виршевая поэзия с характерным силлабическим ритмом, появляются повести и даже романы авантюрного содержания. Постепенно она сближается с западноевропейской литературой. Д. С. Лихачев пишет:

Никогда еще ни до XVII в., ни после русская литература не была столь пестра в жанровом отношении. Здесь столкнулись две литературные системы: одна отмиравшая, средневековая, другая зарождающаяся — нового времени... Литературная система русского XVIII в. ничем уже не отличается от литературной системы передовых западноевропейских стран... образование новой литературной системы не было простым результатом Петровских реформ. Эта система подготовлялась в русской литературе, и ее появление не явилось неожиданностью4

.

Нетрудно заметить параллелизм развития во всех видах искусства эпохи барокко. В конце XVII в., последнем этапе, завершающем древнерусские традиции, уже активно сказывается западное влияние, которое проглядывает через оболочку древнерусских форм. Безусловно, веяния с Запада были и раньше (взаимодействие Руси с Европой началось уже в XVI в.), но с такой рельефностью они отразились лишь в XVII в., зерно упало на плодородную почву и дало пышные всходы. В XVIII в. "струя европеизма захлестнула старую культуру... произошел некий перерыв непрерывности"5. Происходит качественный скачок, в искусстве открывается новая эпоха, обусловленная сменой мировоззрения, мироощущения, изменением художественных принципов.

В таком же состоянии находилось и музыкальное искусство во второй половине XVII в. Новые западные веяния вступили в борьбу со старыми, еще очень крепкими традициями. Угасание древнерусского искусства не было результатом его внутреннего оскудевания. Конец ему положили общие исторические условия, сделавшие невозможным дальнейшее изолированное развитие русской культуры в русле старой традиции.

На русской почве барокко приобрело своеобразные национальные черты, отличающие его от западноевропейских барочных форм. Хотя барокко явилось в Россию из Европы через Польшу, Украину, здесь оно приобрело иное значение, чем на Западе.

Национальное своеобразие стиля барокко проявляется в музыке — так же как в литературе и изобразительном искусстве.

Барокко в России более жизнерадостно и декоративно, чем на Западе. Праздничность и стремление к украшениям порой доходят здесь до пестроты. Орнаментальность достигает пределов возможного, она проникает даже в стихосложение. "Орнамент курчавится по поверхности, не столько выражает существо предмета, сколько украшает его. Литературные сюжеты многопредметны", — отмечает Д. С. Лихачев. Даже внешний вид стихов приобретает барочные формы, они строятся в виде орнамента или фигур в виде креста, ромба, орла, звезды и т. д. "Стихи напоминают строгановские или царские письма в иконописи — та же орнаментальность, та же мелкопись, драгоценность, украшенность. Содержание в значительной мере заслонено драгоценным окладом формы. В целом орнамент барокко динамичен, но без свойственного западному барокко борения масс"6.

В литературу так же как и в музыку входит авторское начало, усиливается личная точка зрения автора. "Рост самосознания автора был одним из симптомов осознания в литературе человеческой личности"

7.

Музыке эпохи барокко свойственна орнаментальность, декоративность письма, изукрашенность мелодики и фактуры; однако при всей динамичности сопоставления хоровых массивов, концерты не достигают той силы напряжения образных контрастов, которая характеризует музыку И.-С. Баха, Г. Генделя, А. Габриели, Г. Шютца.

Партесные концерты в эпоху барокко

В эпоху барокко впервые в России появляются профессиональные композиторы, начинается процесс индивидуализации авторского стиля. В партесных рукописях встречаются десятки имен композиторов. В сочинениях лучших из них можно заметить стремление к индивидуальной, самостоятельной выразительности. И когда композитор называет свое произведение "творением" ("творение Василия Титова", "творение Николая Калашникова", "творение Федора Редрикова" — читаем мы в партесных рукописях), это означает новое осознание значения и роли композитора, автора, творца, которое принципиально отличается от канонического творчества распевщика, создающего песнопения в соответствии со средневековым каноном. Это также отмечает один из рубежных этапов развития русского искусства — начало развития русской композиторской школы эпохи барокко.

Эпоха барокко дала русской музыке огромную музыкальную литературу. В России появилась целая плеяда русских композиторов — создателей духовных концертов, кантов, служб, обработок. По подсчетам С. В. Смоленского, число их доходит до 36 имен8. В. В. Протопопову удалось расширить этот список до 46 имен9 — свидетельство огромной активизации творчества русских музыкантов. Среди них можно выделить имена Николая Дилецкого, Василия Титова, Николая Калашникова, Николая Бавыкина, Степана Беляева. И все же большая часть концертов в партесных рукописях анонимна. Очевидно, слишком крепка еще была средневековая традиция скрывать авторскую принадлежность.

В текстах партесных концертов преобладают сюжеты духовного содержания, но встречаются и концерты на светские тексты, а также посвященные царственным или духовным особам. Выделяются виватные концерты, прославляющие победы Петра, а в 40-е гг. XVIII в. появляются концерты даже пародийного характера10.

Так, Дилецкий советует композиторам в концертах использовать известные канты и светские мелодии "мирских песен". Он пишет: "И сие есть не последнее художество ко слаганию, егда песнь мирскую, или ини превращаю на гимны церковныя". Он рекомендует использовать русские, украинские, польские напевы. В качестве примера Дилецкий приводит известный кант "Радуйся, радость твою воспеваю", который перекладывает на богослужебный текст.

Мелодии песен и кантов часто звучали в партесных концертах В. Титова, Н. Бавыкина.

Большую роль в развитии искусства эпохи барокко сыграло учение об аффектах, проникшее в Россию в конце XVII в.11 Возбуждение аффектов было основной целью, которую видели западноевропейские теоретики искусства эпохи барокко, способом передавать движение человеческих страстей с помощью движения голоса, динамики мелодии, гармонии, лада и ритма. В противовес самоуглубленности искусства Средневековья искусство эпохи барокко направлено на восприятие, эстетика барокко определяется коммуникацией человека с человеком. Суть ее довольно точно выражена Дилецким: "Мусикия — иже сердца человеческие возбуждает или до увеселения, или до жалости"12. В эпоху барокко музыка осознается как средство воздействия на сердца человеческие, она становится способной вызывать разнообразные чувства, глубокие эмоции — жалость, печаль, радость. Средневековое искусство не знало такого богатства оттенков выражения чувств. Оно обладало единой направленностью на общение человека с Богом, что создавало его монолитность, внутреннюю замкнутость и особую созерцательность. Этим оно принципиально отличалось от музыкальной эстетики барокко, воздействующего на слушателя и всегда учитывающего его восприятие.

Эта направленность отразилась и в практике, и в теории эпохи барокко. Многие идеи "Мусикийской грамматики" Дилецкого заимствованы из западноевропейских трактатов. Главные среди них — теория подражания, названная "естественным" правилом композиции.

Музыкальное воплощение различных аффектов было связано с определенными универсальными средствами, испытанными приемами, активно воздействовавшими на слушателей, — так называемыми музыкально-риторическими фигурами. В партесных концертах вырабатывается определенная система признаков, воплощавшая разные эмоциональные состояния. Наиболее яркие музыкально-риторические фигуры концертов связаны с имитацией движения на таких словах, как "побежé", "скакаше", "играя", изображающие бег. Например, на словах "Море виде и побежé, Иордан возвратися вспять" в концерте Василия Титова "Днесь Христос" волнение моря и обращение реки вспять переданы сложнейшими полифоническими приемами — двенадцатиголосной канонической имитацией (называемой в XVII в. фугой), постепенными нарастаниями звучностей путем присоединения одного за другим трех хоров. Эти нарастания звучности создают ощущение движения, волнения, беспокойства.

Радостные чувства передаются плясовыми мотивами и ритмами, "трубными" оборотами. В этих эпизодах в партесных концертах преобладают светлые мажорные тональности, господствуют консонансы, обычно быстрый темп, метрическая четкость.

Черты гимна характеризуют праздничный партесный концерт "Веселися, Ижерская земле", написанный в честь завоевания Петром I Ижорской земли в 1702 г. Характерно использование в басовых партиях мелодических формул, называемых "тиратами". Чувства печали, горести, страдания передавались минорным ладом, медленным темпом, интонациями вздоха, как, например, в концерте "Плачу и рыдаю". Нередко музыкально-риторические фигуры носят звукоподражательный характер, особенно в тех случаях, когда в тексте говорится о трубном гласе, златокованой трубе, используется "золотой ход" валторн (последовательность трех интервалов — сексты, квинты и терции).

В партесных концертах выработался новый особый музыкальный язык типизированных формул, изображающих определенные чувства, действия, выражавшиеся определенными формулами, музыкальными эпитетами, которые повторялись в сходных смысловых и текстовых ситуациях в соответствии с риторикой.

Несмотря на то что риторика не имеет непосредственного отношения к музыке, будучи связанной с литературой, с проповедью, красноречием, законы, на которых она основывается, отражаются и в законах музыкального развития и творчества, тем более что все жанры XVII—XVIII вв. были вокальными. С риторикой связаны важнейшие стадии сочинения музыки, к которым относятся inventio — изобретение, dispositio — расположение и decoratio — украшение. Все они нашли конкретное воплощение в "Мусикийской грамматике" Дилецкого и широко применялись в практике.


Страница 1 - 1 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец | Все
© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

Презентация к уроку по МХК (11 класс) по теме: музыка Барокко

Слайд 1

Тема 5 МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА БАРОККО. Автор: Привалова Валентина Сергеевна Учитель истории школы 655.

Слайд 2

Музыкальная культура барокко. План. Барокко в итальянской опере. Творчество Баха. Русская музыка барокко.

Слайд 3

Вступление. Музыка барокко отличается от музыки эпохи Возрождения. На смену плавной гармонии Возрождения пришли диссонирующие созвучия, всевозможные украшения-мелизмы. Появляются технически трудные виртуозные пассажи в пении.

Слайд 4

Вступление. Музыка барокко носит светский характер, но новый стиль проникает и в церковную музыку. Это мессы Иоганна Себастьяна Баха, оратории Генделя. Ярко стиль барокко проявился в опере.

Слайд 5

Барокко в итальянской опере. Опера – главное достижение музыкального искусства барокко. В 17 веке оперное искусство расцветает в Италии. Клаудио Монтеверди – первый оперный композитор барокко. Он развил драматическую сущность оперы. Соединил речитативы, декламацию и вокал.

Слайд 6

Барокко в итальянской опере. Первая опера Монтеверди – «Эвридика». Лучшая опера Монтеверди- это «Орфей». В 1637 году по инициативе Монтеверди в Венеции открыт первый оперный театр.

Слайд 7

Монтеверди.

Слайд 8

Антонио Вивальди. Это выдающийся автор концерта. Вивальди – это скрипач-виртуоз. Он сочинил 465 концертов и 40 опер! В1725 году Вивальди создал свое известное произведение «Времена года».

Слайд 9

Вивальди.

Слайд 10

Творчество Баха. Иоганн Себастьян Бах 1685-1750 годы.

Слайд 11

Творчество Баха. Бах – непревзойденный мастер органной музыки. Бах создал прекрасные полифонические произведения – прелюдии и фуги. Фуга - от»лат. –бег. «Хорошо темперированный клавир» -это настольная книга для исполнителей, «музыкальная библия».

Слайд 12

Русская музыка барокко. Русская музыка барокко развивалась с середины 17 до середины 18 в. В русской музыке – это многоголосное пение. Композиторы создавали композиции на 4, 8, 12 и даже 48 голосов.

Слайд 13

Русская музыка барокко. Признанный мастер духовной хоровой музыки считается Дмитрий Степанович Бортнянский. Он сочинил 35 хоровых композиций для четырехголосного хора и 10 концертов для двух хоров.

Слайд 14

Композитор Бортнянский.

Слайд 15

Заключение. В музыке барокко царит ощущение неизбежности перемен и дух новаторства. Современники критиковали композиторов барокко. Музыка барокко пережила века. С большим интересом ее слушают и сегодня.

Слайд 16

конец

Доклад Музыкальная культура барокко сообщение

Практически никто из людей не повещённых в музыку не знают, что великий Бах и Гендель творили в эпоху, которую называли «причудливой». В это время возник термин «барокко», а эпоха кроме как «причудливая» еще называлась «жемчужина неправильной формы». Ну это и естественно, ведь на смену эпохе Возрождения, которая славилась ясностью, спокойствием, простотой, пришли сложнейшие образы причем никак не гармонирующие друг с другом.

Музыкальная культура в данную эпоху могла смело соединять что-то безобразное, с чем-то правильным и красивым, а также трагедию и беду совместить с комедией. После появления таких норм, люди перестали воспринимать мир как прежде. Мир для любителей музыки той эпохи становился контрастным и с другой стороны противоречивым, полным трагизма и драматизма. Но, возможно это можно объяснить с исторической точки зрения. Эпоха охватила 1600-1750 года, а это время славится многими открытиями в географии, науке, беда и ужа войны в Европе. Соответственно мир уже не был таким спокойным и гармоничным как ранее, все стремительно менялось.

В эпоху «барокко» стали зарождаться жанры, которые раньше не могли никак возникнуть. Например, для того, чтоб сполна передать людям в музыке переживания и эмоции появилась на свет опера. Популярной была духовная музыка, в которой также в эту эпоху имелись предпочтения.  Например, популярность имели духовные кантаты и пансионы. Последние в переводе на русский обозначают – страсти.

Кроме этого в эпоху барокко очень хорошо вошел жанр оратория. Чем-то схож на оперу, только нет костюмов и декораций. В данном жанре присутствует религиозный сюжет. Данный жанр один не из многих, с помощью которого можно максимально передать эмоции человека в музыке. Так же в это время возник и ныне популярный жанр – концерт. В данном мероприятии происходит некая борьба самого солиста с оркестром. Или же на сцене только оркестр без солиста исполняет музыку, наполненную борьбой. Данный жанр хорошо прижился в эпохе барокко.

Жанр концерт, возможно дал толчок таким жанрам как соната, сюита и партит, причем в них появилось чередование характеров, что присуще эпохи барокко. Эти жанры были и ранее, но в данной эпохе они изменились и стали более упорядоченными и неслучайными.

Самым главным контрастом в музыке в эпоху барокко является хаос и в свою очередь порядок. Музыка в эту эпоху отображает то, что жизнь и смерть всего лишь случайные события.

Кратко

Музыкальная культура барокко

Музыкальная культура барокко

Популярные темы сообщений

  • Реки Московской области

    По местности Московской области пробегает большое множество речек, но все они, так или иначе, связаны с бассейнами четырех основных рек: Москва-река, Волга, Ока и Клязьма. Все водные пути Московского края, принадлежат к Волжскому и Окскому

  • Прыжки в высоту

    Что такое прыжок? По сути это определенный способ перепрыгнуть своеобразную преграду. Классификация прыжков родилась исходя из видов препятствий, поэтому появились прыжки в высоту, а позднее и прыжки вместе с шестом. Данный вид спорта очень

  • Татарстан (город)

    В составе республики Татарстан довольно большое количество восхитительных, красивых, атмосферных городов. Сегодня хотелось бы рассказать о городе Набережные Челны. Город расположен на северо – востоке республики, на левом берегу реки Камы,

Композиторы эпохи барокко > Отдыхай с нами!

Уж как я только не признавалась в своём пристрастии к музыке барокко! Каким только способом я эту тему не озвучивала, говоря и о возникновении оперы, и о литературе про музыку, и о феномене певцов-кастратов. Самым же волнующим событием в этой сфере для меня явились собственные небольшие изыскания непосредственно в Венеции. Но сейчас я решила обратиться к барочной теме ещё раз, стараясь отвлечься от чрезмерных эмоций. Попробую-ка не только определить для себя: чем же эта музыка так зацепила? Но и назвать имена композиторов, которые создавали музыку эпохи барокко.

 

Содержание статьи

Композиторы барокко, список

Мне доводилось слышать реплики такого рода: «Никогда не воспринимала Вивальди как барочного композитора…» или « Нет, я не люблю музыку барокко, но я люблю Баха!». И потому мне кажется, что не помешает внести полную ясность в этот вопрос. И просто даже списком назвать далеко-далеко не всех конечно, но хотя бы трёх основных китов. Итак:

  • Иоганн Себастьян Бах

Несущественная, но занятная подробность: деды и прадеды, дяди, братья племянники в роду Бахов – все были музыкантами. И поэтому, когда в какой-то момент в местном дворцовом оркестре случалась вакансия, оттуда просили прислать не музыканта определенной специализации, а «кого-нибудь из Бахов»! Но самым выдающимся композитором явился, безусловно, Иоганн Себастьян. Он обобщил достижения целого периода в музыкальной истории, а именно – барокко. В его произведениях представлены все существующие на тот момент музыкальные жанры, кроме оперы.

  • Георг Фридрих Гендель

Интересно, но в жизнеописаниях этих двух композиторов имеются очень складные совпадения. Родились они в один и тот же год, да и страна одна – Германия. В конце жизни и один, и второй практически потеряли зрение и оперировал их один и тот же врач (надо сказать, оперировал обоих безуспешно!). Но не смотря на такие похожие подробности, не только создаваемая музыка, но и весь жизненный уклад этих двух гениальных людей оч-чень сильно отличался! Бах никогда не путешествовал и не любил  покидать свою малую родину. Гендель разъезжал по всей Европе, а потом и вовсе принял британское подданство. Бах сочинял музыку духовную. Гендель тоже сочинил ораторию Мессия, которая и является, пожалуй, самым знаменитым его произведением. Но это было уже завершение музыкальной карьеры, композитор решил оставить попсу (таковой на тот момент являлась опера:)) и повернуться лицом к серьёзной музыке. По большей же части Гендель любил светское общество, умел заводить нужные знакомства и влиятельных покровителей и музыку писал соответствующую: оперы и сопровождение к дворцовым развлечениям (другие знаменитые произведения – Музыка на воде и Музыка для королевского фейерверка). И в довершение всего вот что удивительно: два человека, жившие в одно время и получившие широкую известность и популярность в Европе, в жизни никогда не встречались! Это обстоятельство вот уже несколько столетий даёт пищу для всяческих фантастических предположений: а какой могла бы быть встреча двух титанов?

  • Антонио Вивальди

И вот наш третий кит. Опять совершенно другая музыка и другой стиль жизни. Ведь это уже вам не Германия и не Британия, это Италия – родина оперы и я так сильно подозреваю, что и родина всей эпохи барокко. А Вивальди – принц Венеции, европейской столицы искусств и развлечений в 17-18 веках. Кто хоть немного знаком с его биографией, тот конечно понимает, что принц – это иносказательно. На самом деле Вивальди начинал самостоятельную жизнь и карьеру как священник. Но Венеция со всеми её культурными достижениями, интригами, карнавалами и праздниками, необычными улицами, церквями и театрами – всё это было неотделимо от жизни и музыки Вивальди. И спустя много лет поклонники-потомки присвоили великому венецианцу негласный титул – принц Венеции.

Стиль бельканто

Совпадает ли моё личное мнение с серьёзной традиционной трактовкой? Не знаю… Но мне так кажется, что жемчужиной музыкального барокко явилась музыка не инструментальная, а удивительный вокал. Наверно, именно в эту эпоху родилось понятие «бельканто». В переводе с итальянского этот термин означает красивое пение. Я долго не могла уяснить смысл: ведь пение многих исполнителей называют красивым, почему же считается, что бельканто постепенно ссужало своё распространение, а в определенные периоды было и вовсе забыто? Музыкально я человек безграмотный и, вероятно, мне действительно не дано понять во всех тонкостях значение этого явления. Но всё же немного прояснилось: бельканто – это не просто пение, как мы его слышим. Это особая техника постановки голоса с особыми упражнениями. Именно на эту сторону музыкальной подготовки и поднажали учителя и композиторы, отсюда и необыкновенный расцвет певческого искусства во времена барокко. Я уже цитировала реплику одного книжного персонажа об оперном мастерстве: мол-де не вопрос исполнить Верди или Моцарта, а вот Генделя попробуйте-ка! Теперь-то я знаю, что Гендель стоял у истоков применения техники бельканто, вероятно исполнение его арий требовало виртуозного владения голосом, как музыкальным инструментом. Именно поэтому я в который раз из всего вокального многообразия выберу опять-таки всё ту же любимую мною арию Альмирены из оперы Генделя Ринальдо:

Причём именно в этом исполнении. Я переслушала бесчисленное количество вариантов, но именно голос Юлии Лежневой в моём представлении более всего подпадает под определение бельканто. Равно, как и другая, столь же любимая мною барочная ария Sposa, non mi conosci даёт возможность (на мой взгляд) проявить идеальное вокальное звучание: 

  • Мои читатели, обоснованно или нет, но я считаю нас единомышленниками! В группе Культурные экспедиции вы найдете больше информации об истории и культуре разных стран, включая актуальную афишу. Вы так же сможете делать свои публикации, если вы в теме, конечно:)

About Author


alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *