Барокко версаль – Версальский дворец – достояние человечества в стиле барокко. Новости компании. Тел.: +38 (044) 253-14-98

Содержание

Французское барокко: Версаль и его влияние

Архитектор Лево по приказу Людовика XIV в 1664 году приступил к перестройке Версальского дворца. Король хотел, чтобы Версаль стал самым грандиозным строением Франции того времени. Строительство шло в несколько этапов, и окончилось уже в XVIII веке. Помимо изменения планировки дворца, и его расширения, шло создание парков, наполненных фонтанами, скульптурами и небольшими беседками. За основу при крупнейшем по масштабам строительстве, Лево взял французское барокко, как наиболее соответствующее амбициозным запросам властвующих особ.

Фасад отеля выходил в небольшой двор, из которого можно было попасть на улицу города. В городских условиях здания строились максимально компактными, и часто несколько из них выходили в один двор.

Парижский отель ↑

Окна и балконы украшали фасад, обращенный в сторону улицы. Украшения подражали стилю версальского дворца. Для украшений использовали фронтоны и консоли, кариатиды и деревянные панели.

↑ Верхняя часть окна резиденции
Версаль должен был стать символом власти Людовика XIV. Он строился много лет, в несколько этапов. Центральной частью плана стали комнаты короля, относительно которых строился весь дворец.

План. Дворец. Версаль ↑

Часть дворцовых капителей украшалась при помощи позолоты. Часть была украшена акантовкой, гирляндами и резными изображениями фантастических существ.

↑ Капитель. Версаль
Галерею спроектировал и построил Ардуэн-Мансар. Свет, проникавший в большие окна с одной стороны здания, отражался от зеркал на противоположной стене. Данный стиль стал образцов архитектуры дворцов того XVIII столетия.   
Зеркальная галерея. Версаль (1678 г.) ↑

Каждый салон дворца был посвящен своей теме. По сторонам зеркальной галереи были салоны Мира и Войны. Семь других помещений были названы в честь известных тогда планет. 

 ↑ Декор салона. Версаль
Основная масса орнаментов королевского дворца состоит из покрытых позолотой гирлянд, завитков и арабесков. Панели в Версале сделаны из дерева, или мрамора разных цветов.                                      

Дверная панель. Версаль ↑

 

Сохранить

Версаль — Википедия

Верса́ль — дворцово-парковый ансамбль во Франции, бывшая резиденция французских королей в городе Версале, ныне являющемся пригородом Парижа; центр туризма мирового значения.

Версаль сооружался под руководством Людовика XIV с 1661 года и стал своеобразным памятником эпохи «короля-солнца», художественно-архитектурным выражением идеи абсолютизма. Ведущие архитекторы — Луи Лево и Жюль Ардуэн-Мансар, создатель парка — Андре Ленотр. Ансамбль Версаля, крупнейший в Европе, отличается уникальной целостностью замысла и гармонией архитектурных форм и преобразованного ландшафта. С конца XVII века Версаль служил образцом для парадных загородных резиденций европейских монархов и аристократии, однако прямых подражаний ему не имеется.

С 1682 по 1789 годы, до Великой французской революции, Версаль являлся официальной королевской резиденцией. В 1801 году получил статус музея и открыт для публики; с 1830 года музеем стал весь архитектурный комплекс Версаля; в 1837 году в королевском дворце открылся Музей истории Франции. В 1979 году Версальский дворец и парк включены в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

С Версалем связано множество значимых событий французской и мировой истории. Так, в XVIII веке королевская резиденция стала местом подписания многих международных договоров, в том числе договора, завершившего Войну за независимость США в 1783 году. В 1789 году работавшее в Версале Учредительное собрание приняло Декларацию прав человека и гражданина. В 1871 году, после поражения Франции во Франко-прусской войне, в Версале, оккупированном германскими войсками, было провозглашено создание Германской империи. Здесь же в 1919 году был подписан мирный договор, завершивший Первую мировую войну и положивший начало так называемой Версальской системе — политической системе послевоенных международных отношений.

Вид на дворец из парка

Охотничий замок[править | править код]

История Версальского дворца начинается в 1623 году со скромного охотничьего замка наподобие феодального, возведённого по желанию Людовика XIII из кирпича, камня и кровельного сланца на территории, купленной у Жана де Суази (Jean de Soisy), чья семья владела землями с XIV века. Охотничий замок находился в том месте, где сейчас располагается Мраморный двор. Его размеры были 24 на 6 метров. В 1632 году территория была расширена за счёт покупки Версальского поместья у архиепископа Парижского Жан-Франсуа де Гонди, и предпринята двухлетняя перестройка.

Людовик XIV[править | править код]

С 1661 года «король-солнце» Людовик XIV начал расширять дворец, чтобы использовать его как свою постоянную резиденцию, так как после Фрондского восстания проживание в Лувре казалось ему небезопасным. Архитекторы Андре Ленотр и Шарль Лебрен обновили и расширили дворец в стиле классицизма. Весь фасад дворца со стороны сада занимает большая галерея (Зеркальная галерея, Галерея Людовика XIV), которая своими картинами, зеркалами и колоннами производит потрясающее впечатление. Кроме неё заслуживают упоминания также Галерея битв, дворцовая часовня и Королевская опера.

Людовик XV[править | править код]

После смерти в 1715 году Людовика XIV пятилетний король Людовик XV, его двор, а также Регентский совет Филиппа Орлеанского вернулись в Париж. Российский Царь Пётр I во время своего визита во Францию останавливался в мае 1717 года в Большом Трианоне. 44-летний царь во время нахождения в Версале изучал устройство Дворца и парков, которые послужили ему источником вдохновения при создании Петергофа на берегу Финского залива под Санкт-Петербургом (Verlet, 1985).

Версаль менялся во времена правления Людовика XV, но не столь масштабно, как это было при Людовике XIV. В 1722 году король и его двор вернулись в Версаль и первым проектом стало завершение Салона Геркулеса, сооружение которого было начато в последние годы правления Людовика XIV, но из-за смерти последнего закончено не было.

Существенным вкладом Людовика XV в развитие Версаля признаны Малые апартаменты Короля; Покои Мадам, Покои Дофина и его супруги на первом этаже Дворца, а также личные покои Людовика XV — малые апартаменты Короля на втором этаже (позже перестроенные в апартаменты Мадам Дюбарри) и малые апартаменты Короля на третьем этаже — на втором и третьем этажах Дворца. Главным достижением Людовика XV в развитии Версаля стало завершение сооружения Зала Оперы и Дворца Малый Трианон (Verlet, 1985).

Не менее существенным вкладом является разрушение Лестницы Послов, единственного церемониального пути в Большие Королевские покои. Это было сделано для сооружения апартаментов дочерей Людовика XV.

Существенных изменений в Парке не произошло, по сравнению с временами Людовика XIV; единственным наследством Людовика XV в парках Версаля является завершение сооружения

Бассейна Нептуна между 1738 и 1741 годами (Verlet, 1985). В последние годы своего правления Людовик XV, по совету архитектора Габриэля, начал реконструкцию фасадов внутренних дворов Дворца. По другому проекту, Дворец должен был получить классические фасады с городской стороны. Этот проект Людовика XV продолжался также все время правления Людовика XVI и был завершён только в XX веке (Verlet, 1985).

Стоимость[править | править код]

Зеркальный зал

Все счета, связанные со строительством дворца, сохранились до нашего времени. Сумма, учитывающая все расходы, составляет 25 725 836 ливров (1 ливр соответствовал 409 г серебра), что в общем счёте составляло 10 521 866, 924 кг. серебра или 456 миллионов гульденов по 243 г серебра.[источник не указан 3703 дня] Пересчёт на современную стоимость практически невозможен. Исходя из цены на серебро в 408[3]евро за кг, построение дворца поглотило 4,3 миллиарда евро[4].[источник не указан 458 дней] Исходя из покупательной способности тогдашнего гульдена как 80 евро, строительство обошлось в 37 миллиардов евро.

[источник не указан 3703 дня] Ставя расходы на построение дворца в соотношение с государственным бюджетом Франции в XVII веке, получается современная сумма в 259,56 миллиардов евро[5]. Почти половина этой суммы израсходована на создание внутренней отделки. Лучшие мастера эпохи Жакоб, Жан Жозеф Шапюи создавали роскошные буазери. Эти расходы распределились на 50 лет, в течение которых шло строительство Версальского дворца, завершённого в 1710 году.

Участок будущей постройки потребовал проведения земельных работ в огромном объёме. Рекрутирование рабочих с окрестных деревень проходило с большим трудом. Крестьян принуждали становиться «строителями». Чтобы увеличить число рабочих на строительстве дворца, король запретил всё частное строительство в окрестностях. Рабочих часто завозили из Нормандии и Фландрии. Почти все заказы велись через тендеры, расходы исполнителей, превышающие изначально названные, не оплачивались. В мирные времена к строительству дворца привлекалась и армия. Министр финансов Жан-Батист Кольбер следил за экономностью. Принудительное присутствие аристократии при дворе было дополнительной мерой предосторожности со стороны Людовика XIV, обеспечивавшего себе, таким образом, полный контроль над деятельностью аристократии. Только при дворе было возможно получить чины или посты, а кто уезжал, терял свои привилегии.

Регулярный парк Версальского дворца — один из самых крупных и значимых в Европе. Он состоит из множества террас, которые понижаются по мере удаления от дворца. Клумбы, газоны, оранжерея, бассейны, фонтаны, а также многочисленные скульптуры представляют собой продолжение дворцовой архитектуры. В версальском парке также расположены несколько небольших дворцеобразных сооружений, например, Малый Трианон, Большой Трианон, Французский павильон (салон для игр) и тому подобное.

Вокруг дворца постепенно возник город, в котором селились ремесленники, снабжавшие королевский двор. В Версальском дворце также жили Людовик XV и Людовик XVI. За это время население Версаля и прилегающего города достигло 100 тысяч человек, однако, оно быстро сократилось после того, как король был вынужден переселиться в Париж.

Эпоха Французской революции и Первой империи Наполеона[править | править код]

5 мая 1789 года в Версальском дворце собрались представители дворянства, духовенства и буржуазии. После того как король, которому по закону давалось право собирать и распускать подобные мероприятия, по политическим причинам закрыл заседание, депутаты от буржуазии объявили себя Национальным собранием и удалились в Бальный дом. После 1789 года содержать Версальский дворец удавалось лишь с трудом.

5-6 октября 1789 года сначала толпа из парижских предместий, а затем национальная гвардия под командованием Лафайета явились в Версаль с требованием, чтобы король и его семья, а также Национальное собрание, переехали в Париж. Подчиняясь силовому давлению, Людовик XVI, Мария-Антуанетта, их родственники и депутаты переехали в столицу. После этого значение Версаля как административного и политического центра Франции снизилось и в дальнейшем не восстанавливалось. В 1799 году к власти во Франции приходит Наполеон Бонапарт, который берёт Версаль под свою защиту. В 1805 году Версаль посещает папа римский Пий VII. В 1806 году император Наполеон I приказывает французскому архитектору Жаку Гондуэну начать разработку плана восстановления Версаля. Он предложил два проекта по перестройке и реставрации дворца, но оба они не были поддержаны императором. В 1808 году начинается реставрация Версальского дворца: восстанавливаются золотые панели, зеркала, перевозится мебель из Лувра и Фонтенбло. Также императору в 1811—1812 гг. были представлены различные планы строительства в Версале, но осуществить их не удалось, так как Первая империя рухнула в 1814—1815 гг. и к власти вновь пришла династия Бурбонов.

После революции[править | править код]

Со времён Луи-Филиппа многие залы и помещения начали восстанавливать, а сам дворец стал выдающимся национальным историческим музеем, в котором были выставлены бюсты, портреты, картины баталий и другие произведения искусства преимущественно исторической ценности.

Провозглашение Германской империи в 1871 г.

Провозглашение Германской империи[править | править код]

Версальский дворец имел большое значение в немецко-французской истории. После поражения Франции во Франко-прусской войне он с 5 октября 1870 по 13 марта 1871 года был резиденцией главного штаба немецкой армии. 18 января 1871 года в Зеркальной галерее была провозглашена Германская империя, а её кайзером — Вильгельм I. Это место было умышленно подобрано, чтобы унизить французов.

Предварительный мирный договор с Францией был подписан месяцем позже — 26 февраля, опять же в Зеркальной галерее. В марте эвакуировавшееся французское правительство переместило столицу из Бордо в Версаль, и лишь в 1879 году снова в Париж.

Версальский договор[править | править код]

В конце Первой мировой войны в Версальском дворце было заключено предварительное перемирие, а также Версальский договор, который побеждённая Германская империя была вынуждена подписать. На этот раз, историческое место было подобрано французами, чтобы унизить немцев.

Жёсткие условия Версальского договора (в том числе огромные контрибуционные выплаты и признание единоличной вины) легли тяжким грузом на плечи молодой Веймарской республики. Из-за этого распространены взгляды, что последствия Версальского договора были основой для будущего возникновения нацизма в Германии.

Мраморный двор Версальского дворца

После Второй мировой войны (1945—1995)[править | править код]

После Второй мировой войны Версальский дворец стал местом немецко-французского примирения. Об этом свидетельствуют празднества по поводу 40-летнего юбилея подписания Елисейского договора, состоявшиеся в 2003 году.

В 1952 году правительство республики решает выделить на реставрацию 5 млрд франков и вновь обращается к меценатам. Вся Франция начала сбор денег на восстановление дворца, от самых богатых людей до беднейшего населения Франции . По радио раздался клич боли: «Вы говорите, что Версальский дворец под угрозой разорения. Не это ли означает, что западная культура находится на грани потери одного из своих лучших драгоценных камней. Это не только шедевр искусства Франции…». Постепенно в Версаль вернулись все ценности. Также с 50-х годов начинается обязательный «ритуал»: каждый посещавший Францию глава государства должен был встретиться с президентом Франции именно в Версальском дворце. Лишь в середине 1990-х «ритуал» прекращается и встречи переносятся в Париж. В 1960-х гг. полностью был восстановлен Большой Трианон.

В 1995 году Указом № 95-463, правительство Франции объявило о создании Учреждения национального музея и имущества Версаля. Этот новый статус дает государственному учреждению финансовую автономию и статус юридического лица. В 2010 году Указом № 2010—1367, название государственного органа меняется на Общественное учреждение национального владения и музея Версаль. Вводится должность президента Версаля, на которую Указом президента Николя Саркози от 6 июня 2007 года назначен Президентом Версальского дворца. . занимает Жан-Жак Айагон. 2 октября 2011 года на должности Президента Общественного учреждение национального владения и музея Версаль его сменила Катерина Пегард [6]. В 1979 году Версаль включен Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, а с 2001 года входит в Ассоциацию европейских королевских резиденций.

В Версальском дворце родились следующие короли и члены их семей:

Многие дворцы Европы были построены под несомненным влиянием Версаля. К ним относятся дворцы Сан-Суси в Потсдаме, Шёнбрунн в Вене, Большие дворцы в Петергофе и в Царском селе, Усадьба Рапти в Луге, Гатчине и в Рундале (Латвия), а также другие дворцы на территории Италии, Австрии и Германии, из которых дворец Людвига II Баварского Херренкимзе представляет собой точное, но неоконченное воспроизведение оригинала.

  • 2016 — Грязные тайны Версаля / Versailles: le propre et le sale / Versailles' Dirty Secrets (реж. Джулия Браше / Julia Bracher)
  • Мраморный двор Версальского дворца

    Панорамный вид из парка

  • Мраморный двор Версальского дворца

    Панорамный вид из города

  • Verlet, Pierre. Le château de Versailles. Paris: Librairie Arthème Fayard, 1985.
  • Ирина ОЛЬТЕЦИАН, Свет и тени Короля-Солнца. // Газета «История» № 1/2009, Издательский дом «Первое сентября».

Версаль (Версальский дворец): история строительства, фото

Версальский дворец (фр. Château de Versailles) – одна из французских королевских резиденций, которая была построена в пригороде Парижа, городе Версале, в XVII веке. Сегодня это одна из самых популярных достопримечательностей не только во Франции, но и в мире.

Комплекс Версальского дворца, в который входят еще несколько «малых дворцов» и парк, является самым большим в Европе. Несмотря на пышность и размер, общий вид Версальского дворца целостный, он не создает ощущения нагромождения элементов и излишества, что позволило ему стать образцом для других монарших резиденций эпохи Возрождения. Но сам Версаль стал символом неумеренных и нерациональных трат государственных денег во времена самого пика абсолютной монархии. Этим дворец и интересен, так как вряд ли в ближайший исторический период где либо появятся резиденции, способные затмить собой Версаль.

История

История строительства Версальского комплекса достаточно проста, ее можно пересказать буквально одним предложением: король Людовик XIV на пике как собственного могущества, так и силы самой Франции, захотел новую резиденцию и построил ее. Но политическая подоплека и роль Версаля в мировой истории очень обширна и интересна.

Местность до начала строительства

Версаль был небольшим селом на некотором отдалении от Парижа, примерно в 20 километрах от центра французской столицы. Первое упоминание встречается в документе 1038 года, тогда им владел некий феодал Гуго де Версаль. Поселение находилось на оживленной дороге из Парижа в Нормандию, но чума и войны фактически уничтожили это село в последующие века.

Относящаяся непосредственно к королевскому дворцу история начинается в 1575 году, когда флорентиец Альберт де Гонди, сделавший карьеру при дворе Карла IX, получил в свое владение эти земли. Затем, в начале XVII века, в Версаль, по приглашению семьи Гонди, приезжал Людовик XIII на охоту. Местность очень понравилась королю и в 1624 году тут была построена небольшая охотничья королевская резиденция. После смерти последних представителей флорентийского рода земли переходят во владение короны.

Расширение версальского шато

В 1632 году, после присоединения земель Гонди, происходит первое расширение охотничьего дома. Были достроены два вспомогательных крыла, стена, закрывающая вход, четыре башни. Вокруг вырыли ров, а территория была защищена отдельной стеной. Таким образом, небольшой охотничий домик превращен в укрепленную загородную королевскую резиденцию. Тут проживает будущий Людовик XIV, ставший королем в возрасте 5 лет, коронованный лишь в 1654 году и начавший реально править только в 1661-м. К началу правления Людовика XIV будущий главный дворец еще больше расширился, появились два больших внешних крыла, несколько вспомогательных построек, обновлены внешние стены.

Вид Версальского дворца после первого расширения в 1632 году

Параллельно происходят политические процессы, которые и повлияли на то, что именно Версальский дворец в будущем стал местом постоянного расположения королевского двора. До 1661 году за короля правили его мать, Анна Австрийская, и министр – кардинал Мазарини. Будущий король, чудом переживший гражданскую войну – Фронду, понимал, что должен сконцентрировать власть в своих руках, но действовал предельно осторожно. Дождавшись смерти кардинала в 1661 году, Людовик XIV объявил, что начинает править лично, без помощи первого министра.

В том же 1661 году был арестован Николя Фуке, который занимал во Франции должность министра финансов, благодаря которой сделал себе огромное состояние и получил власть. Фуке как раз 1661 году завершил строительство личной резиденции, другого известного французского дворца – Во-ле-Виконт. Это поместье было арестовано, а занимавшаяся строительством тройка: Луи Лево (архитектор), Андре Ленотр (специалист по садам и паркам) и Шарль Лебрен (художник, занимавшийся также интерьерами) перешли на работу к Людовику, который был поражен красотой дворца главного финансиста.

Андре Ленотр также знаменит тем, что строил парк, позже ставший улицей Елисейские поля.

Строительство королевского дворца в Версале

Перестройка Версаля из загородного поместья в тот дворец, который мы видим сегодня, велась в три этапа, каждый из которых начинался в период между войнами, которые вел Людовик XIV. При этом полностью королевский двор переехал сюда из Лувра лишь в 1682 году, но де-факто король значительную часть своего времени проводил в Версале и до этого.

Схема изменений и пристроек

Постройка новой королевской резиденции преследовала множество политических целей. Во-первых, Людовик XIV, поддерживающий абсолютизм, опасался измен и переворотов, потому предпочитал держать аристократическую верхушку поблизости. Во-вторых, находиться в Париже было опаснее, чем в загородной резиденции, если случится восстание среди народа. В-третьих, наличие у короля дворца такого уровня роскоши укрепляло его власть не только во Франции, но и на мировой арене. При Людовике XIV Франция находилась на вершине культурного, политического и военного могущества, а Версальский дворец стал одним из доказательств этого.

Первый этап

Работы первого этапа перестройки дворца и версальского парка начались в 1664 году, а завершились в 1668-м, так как Франция начала войну с Испанией. В это время замок и парк были расширены, чтобы иметь возможность принимать большое количество гостей, до 600 человек.

Второй этап

После завершения войны за Нидерланды, в 1669-м, начали вторую строительную кампанию в Версале, которая продлилась 3 года. Основные изменения – полная перестройка центральной части, которая раньше была охотничьим домиком.

Северное крыло было переделано в апартаменты для короля, а южное – для королевы. Западная часть была превращена в террасу, которая уже позже станет знаменитой Зеркальной галереей. Была обустроена и уникальная роскошная октагональная ванна, наполнявшаяся горячей водой. Верхние этажи заняли частные комнаты, а также апартаменты для королевских детей.

Интересно и очень необычно, что покои для короля и королевы имели одинаковые размеры и практически зеркальную планировку. Учитывая отношение Людовика XIV к своей жене, Марии Терезии, скорее всего, преследовалась политическая цель – в будущем объединить два королевства на равных условиях, но эти планы не удалось реализовать.
Третий этап

После завершения очередной войны, Голландской, в 1678 году началась третья кампания строительства Версаля, протянувшаяся до 1684 года. Именно во время нее на месте террасы была построена самая известная комната – Зеркальная галерея. Она соединила покои короля и королевы и прославилась своим роскошным оформлением, которое поражает даже сейчас, хотя на самом деле значительную часть элементов роскоши продали уже в 1689-м.

Из новых зданий в Версале появились два больших крыла, в которых расположилась оранжерея, покои принцев крови, а также комнаты для представителей дворянства, проживавших во дворце. Кроме того, именно в этот период значительное внимание уделили парковой части.

Главной исторической вехой стал 1682 год, когда королевский двор официально переехал в Версальский дворец из Лувра, а дворянство фактически обязали селиться рядом с королем, что привело к росту населения и благосостояния города Версаля.
Четвертый заключительный этап строительства

Долгое время в Версале ничего не строили, так как государственный бюджет сильно просел из-за войн, а в 1689-м году был принят эдикт о борьбе с роскошью и даже некоторая часть оформления королевского дворца была продана, чтобы спонсировать Девятилетнюю войну. Но через время после ее завершения в 1699 году, началась последняя строительная кампания Людовика XIV, которая стала самой длинной и закончилась в 1710-м.

Версаль в 1710 году

Ее основной целью стало строительство новой часовни, пятой для Версаля по счету. Кроме нее небольшие изменения вносились и в сам дворец, но они небыли значительными. В то же время здание часовни сильно повлияло на облик дворца, так как, из-за высоты и прямоугольной формы, изменило вид фасада, что вызвало критику даже в те годы. Но все же и архитектурный стиль барокко, и богатое внутреннее убранство сделало часовню Версаля одним из самых интересных элементов комплекса.

Версальский дворец после Людовика XIV

Людовик XV так же вносил изменения во дворец. Их масштаб несопоставим с работами его отца, но все же довольно значителен. Внутренние интерьеры основного здания были переделаны, в частности – ради строительства покоев для дочерей короля разрушили Лестницу Послов, единственную парадную лестницу дворца.

Из главных архитектурных новшеств этого периода обычно выделяют Малый Трианон, отдельный достаточно скромный дворец для фаворитки – мадам Помпадур, а также Королевскую Оперу. Проект постоянного театра на территории дворца появился еще при предшественнике, но именно Людовик XV нашел средства на театр, который на тот момент стал самым большим в Европе и который функционирует и сегодня.

Интересно, что Версаль посещал Петр I. Во время поездки его поселили в Большом Трианоне, отдельном замке для короля, предназначенном для отдыха от официоза. Русский император вдохновлялся дворцом при строительстве Петергофа, но не скопировал ни вид, ни стиль, а лишь общую идею.

Правление Людовика XVI отразилось, в первую очередь, на версальском парке. Его значительно переделали, главным образом потому, что многие деревья за сотню лет с момента посадки засохли. Также некоторые изменения были внесены в интерьеры и оформление фасадов.

После революции

С началом революции во Франции Людовик покинул Версальский дворец и поселился в Париже в Тюильри, а старая резиденция перешла под контроль жителей города Версаля. Руководство смогло защитить его от разграбления, Людовик XVI затем пытался вывезти мебель, но это не удалось сделать.

После ареста короля Версальский дворец опечатали, а затем составили план по уменьшению роскоши и дальнейшему использованию комплекса. Значительная часть мебели распродавалась на аукционах, кроме особо ценных экспонатов, которые были отправлены в музей. Сам дворец и прилегающие территории собирались продать или сдать в аренду, но в итоге его решили оставить во владении Республики и использовать «для общественного блага». Сюда свозились различные изъятые ценности, которые потом стали основой музейного фонда. Сам дворец при этом пришел в упадок, его восстановлением занялся Андре Дюмон, но даже потом элементы декора и интерьера продавались для покрытия государственных расходов.

Наполеон изменил статус Версальского дворца обратно на резиденцию правителя, хотя сам проживал не в основном здании, а в Большом Трианоне. Но экспонаты при нем были распределены по другим музеям. Также Версаль выполнял функции филиала Дома инвалидов, получив этот статус еще до прихода к власти императора.

Версальский дворец – достояние человечества в стиле барокко. Новости компании. Тел.: +38 (044) 253-14-98

Мы продолжаем рассказывать о величайших строениях, выполненных в стиле барокко, и в данной статье речь пойдет о Версальском дворце, который более известен, как Версаль.

Версаль – это крупнейший дворец Европы, который был построен по распоряжению Людовика XIV в 17-м веке. Людовик мечтал о чем-то безукоризненном, величественном и красивом. О чем-то, что поразило бы всю Европы – его мечта сбылась только после того, как Версаль был достроен.

Строительством Версаля занимались известные на то время архитекторы: Жюль Адруэн-Мансар и Луи Лево, а вот за внутреннюю отделку отвечал Андре Ленотр. Дворец оказался настолько огромным, что мог вместить до 20 тысяч человек одновременно! Только представьте, во дворце насчитывается: 350 каминов, 700 комнат, 2000 окон и 70 лестниц. Количество мебели и гравюр измеряется даже не тысячами, а десятками тысяч.

Поэтому неудивительно, что Версаль сразу стал местом проведения деловых встреч и переговоров, а также культурным центром Парижа. Особо стоит выделить зеркальную комнату, которая служила в качестве бальной залы и столовой, для проведения пиров. Напротив 17 огромных окон установлено столько же зеркал от пола до потолка, таких образом солнечный свет, проходя через стекла, отражается в зеркалах. Все это создает невероятный и захватывающий эффект, который невозможно описать словами.

Однако, дух у посетителей начинает захватывать уже при входе на территорию дворца, где они видят памятник «королю-солнцу» и главные ворота – полностью позолоченные. Кроме этого, парадный вход украшает корона и герб королевской семьи.

Посетить Версаль стоит не только потому, что это культурное наследие ЮНЕСКО или потому что это эталон архитектуры в стиле барокко. Именно здесь проходили важнейшие исторические события, которые изменили мировую историю.


Стиль версаль в интерьере: вся правда

Восхищаетесь классическими стилями XVII – XVIII веков, но не можете выбрать что-то одно? Отбросьте переживания – вы не одиноки.

Восхищаетесь классическими стилями XVII – XVIII веков, но не можете выбрать что-то одно? Отбросьте переживания – вы не одиноки. Несколько столетий назад во время обновления и расширения Версаля с этой же проблемой столкнулся Людовик XIV и просто совместил их. Так, из сочетания классицизма и барокко появился стиль интерьера с одноименным названием версаль.

Немного истории

Изначально Версальский дворец был охотничьим домиком. В 1661 году Людовик XIV задумал превратить неприметную постройку в роскошную резиденцию, где планировал собрать всю аристократическую элиту Франции. Свой замысел “король-солнце” реализовал блестяще – нет ни одного точного аналога этого ансамбля.

Над созданием комплекса трудились лучшие умы и таланты эпохи. Территорию парка благоустраивал Андре Ленотр. Архитекторами, воплотившими самые смелые замыслы короля, были Людовик Лево и Жюль Ардуэн. Интерьерами занимался Шарль Лебрен – известный декоратор, создавший придворный стиль Людовика XIV.

В середине XVII века Франция опиралась на античные каноны. Короля это сковывало – ему больше импонировал динамичный итальянский барокко, что привело в итоге к смешению стилей. Также стоит отметить, что за 40 лет было построено около семисот комнат – сохранить единство оказалось невозможным.

Стиль версаль сегодня

Версальский дворец – не только символ эпохи, но и неиссякаемый источник вдохновения для архитекторов, художников, дизайнеров.

Вряд ли нам удастся воссоздать даже частичку грандиозного ансамбля, так как строительства по современным меркам стоило около 260 миллиардов евро. Однако подсмотреть несколько интересных идей никто не запрещал.

Материалы для отделки

Чтобы быть не хуже французских королей, в отделке стоит использовать только первоклассные материалы: полированный камень, натуральное дерево, керамическую плитку и декоративную штукатурку. Особенно гармонично в таком интерьере смотрится пол с художественным паркетом.

Стены лучше всего покрыть венецианской штукатуркой или матовой краской. Если предпочитаете обои, обратите внимание на яркие праздничные цвета: сиреневый, бирюзовый, рубиновый, золотой. Приветствуются разнообразные молдинги и драпировка из ткани на стенах.

Предметы мебели

Создать в гостиной атмосферу французского салона XVII помогут диваны-канапе на “львиных лапах”, кресла с  мягкими подлокотниками и закругленными спинками, изящные пуфы и банкетки для ног. Все должно располагать к неспешной и приятной беседе. Несомненными украшениями будут блестящий рояль в углу комнаты и камин.

Сложно представить себе дворцовый интерьер без комодов на изогнутых ножках, бюро, секретеров с множеством ящичков и без туалетных столиков с роскошными трюмо. Они выполняют не только эстетическую, но и практическую функции, пряча от посторонних глаз все самое ценное. У королей свои секреты.

Декор и освещение

Стиль версаль, вслед за барокко, совсем не скуп на декор: фрески, барельефы, цветочный орнамент, скульптурные композиции, кружева, драпировки – все смешалось во дворце Людовика XIV. Зато теперь нам есть, из чего выбирать, согласны?

Зеркала – особый пункт. Они визуально увеличивают пространство и выгодно подчеркивают пышное убранство комнаты. Не случайно же Зеркальная галерея – самый известный интерьер Версаля. Свой выбор стоит остановить на старинных или стилизованных под старину вариантах. Лучше всего они смотрятся в массивных резных рамах, украшенных позолотой.

Для мелких предметов декора характерны цветочный орнамент и яркие сочные оттенки. На полу – восточные ковры, стены украшены гобеленами, а креслам и диванам не обойтись без мягких подушек.

Освещение в Версальском дворце было особенное. Окна специально делали ниже обычного уровня, чтобы солнце могло беспрепятственно проникать в комнаты, наполняя их светом и воздухом. Может, это не такая уж и плохая мысль?

Чтобы подвести итоги,мы составили список основных особенностей стиля Версаль:

  • в отделке используйте первоклассные материалы

  • для стен лучше всего подойдет декоративная штукатурка

  • без кресел, диванов и пуфиком не обойтись

  • обилие декора

  • цветочный орнамент и сочные оттенки 

Конечно, времена грозных королей и пышных резиденций прошли безвозвратно, оставив нам богатое наследие. Почему бы не обратиться к нему за вдохновением и не создать в своем доме легкую атмосферу дворцового лоска XVII столетия.

 

 

Барокко и рококо | Деловой квартал

Римское барокко

Архитектура барокко зародилась в Риме в XVII в., во времена триумфа католической церкви, считавшей, что искусство должно играть важную роль в превращении Рима в истинно католический город. Улицы, расходящиеся от со­бора Св. Петра, вскоре были застроены многочисленными роскошными здани­ями. Барокко отличалось повышенной эмоциональностью, стремлением к грандиозности, манерности. Стирались границы между действительным и вооб­ражаемым, между возможным и фанта­стичным. Новый стиль прекрасно владел классическим ордером, но его принципы творчески модернизируются. Разорванные фронтоны, гигантские портики, выпуклые и вогнутые стены свободно использовались архитекторами. Барокко стало временем ярких творческих индивидуальностей.

Церковь Иль-Джезу. Рим (1568-1584 гг.)

 Церковь Иль Джезу

Иль-Джезу, кафедральный собор ордена иезуитов, был заново отделан в соответст­вии с новыми принципами. Для него характерна драма­тическая подчеркнутость изображений, призванных укрепить веру прихожан. Расписная лепнина обрамляла фрески.

Одним из ведущих лейтмотивов архитектуры барокко были разорванные фронтоны – круглые или треугольные. Они придавали фасаду динамичность и скульптурность.

Площадь Св. Петра. Рим (начата в 1656 г.)

В плане площадь Св. Петра, созданная архитектором Джованни Лоренцо Бернини, состояла из двух частей: овальной, раскрытой к городу, и трапецие­видной. Эта композиция создает прекрасный подход к собору, большое пространство, способное вместить молящихся.

Бернини окружил овальную площадь Св. Петра колоннадой, создав, таким образом, крытую галерею. Галерея состоит из двух рядов парных колонн, создаю­щих иллюзию массивной стены, отгораживающей гале­рею от города, но, в то же время, сохраняющей связь с ним. Сам Бернини описывал колоннаду как «материнские руки», распростертые, чтобы принять верующего и воссоединить его с церковью.

Балдахин расположен над криптой, ведущей к гробнице св. Петра. Он пред­ставляет собой гигантский бронзовый алтарь, состоящий из навеса со стрельчатыми арками, поддерживаемыми тремя витыми колоннами.

Сан-Карло-алле-Куаттро-Фонтане, Рим (1665-1667 гг.)

Спроектированный Франческо Борромини фасад Сан-Карло подчинен волнообразному движению. Два яруса ордеров и три пролета удивительно пластичны: средний пролет выступает вперед, боковые как бы западают назад.

Сан-Карло алле Куатро Фонтане

Папа Сикст V и его преемники пре­вратили Рим в католическую столицу. Римская знать начала перестраивать свои особняки и строить новые в стиле барокко. В это время работали такие выдающиеся архитекторы, как Бернини, Борромини и другие. К середине XVII в. стиль достиг зрелости. Для барочных церквей характерны центричная планировка, создание оптических иллюзий, обильно украшенные фасады.

Лоджия. Палаццо Боргезе. Рим (1607)

Использование открытых лоджий стало популярным в XVII в. Олин из ранних примеров – палаццо Боргезе, в котором боковые крылья соединены с основным зданием открытой лоджией. При этом сохранен ренессансный внутренний дворик.

Барокко. Фламинио Понцио казино Виллы Боргезе

Палаццо Барберини. Рим (1628-1633 гг.)

К. Мадерна, Ф. Борромини и А. Бернини участвовали в создании палаццо Барбери­ни, сочетающего элементы городского дворца и загород­ной виллы. Средняя часть фасада заглублена, боковые крылья образуют открытый парадный двор. Палаццо расположено на участке неправильной формы. Внутренний дворик, окруженный двухэтажными аркадами, является ядром композиции. Предпочтение отдано продольной оси комплекса, и вся композиция развивается в глубь участка.

Единство пространства в итальян­ском барокко достигает своего пол­ного развития в церквях Северной Италии. Каркас с готическими ребрами, купола, полукупола, большое подкупольное пространство обеспечивают создание единого пространства и строгого архитектурного образа.

Палаццо Барберини

Гигантский ордер пред­ставляет собой колонну, или пилястр, поднимаю­щуюся на два или более этажа вверх, объединяя здание по вертикали.

Волнообразное движение, пронизывающее как фасады, так и интерьеры церквей, характерно для барокко. Это движение создает чередование выпуклых и вогнутых частей. Характерное для стиля барокко украшение, картуш представляет собой лепное или графическое украшение в виде обрамленного завитками щита или свитка, служащее для помещения надписей, вензелей, эмблем.

Он мог использоваться и как чисто декоратив­ная, ничем не запол­ненная деталь.

 Французское барокко

Генрих IV уделял большое внимание строительству. В Париже была создана цепь площадей, окруженных прекрас­ными дворцами. В центре площадей располагались статуи монарха. Спокой­ный и однообразный стиль архитекту­ры, свойственный этим зданиям,

распространился затем на загородные дворцы аристократии, а также на и дома. Такие архитекторы, как Франсуа Мансар, Жюль Ардуэн-Мансар и Луи Лево, проектировали широкие фасады с повторяющимися мотивами, создающими барочные эффекты.

Замок Мезон. Париж (1642-1646 гг.)

В этом замке Франсуа Мансару удалось связать три части здания в одно целое. На фасаде повторяются парные колонны и фронтоны.

Замок Мезон. Париж

Люксембургский дворец. Париж

Строительство дворца, предназначавшегося для Марии Медичи, начал в 1615 г. архитектор Сало­мон де Бросс. Фасады были украшены парными пилястрами и колоннами с рустовкой. Перед традиционными французскими слуховыми окнами были расположены балюстрады.Люксембургский дворец. Париж

Главной частью градостроительного проекта Генриха IV было устрой­ство первых королевских площадей. Королевская площадь (Вогезов) была окружена домами и аркадами. На каждом отдельном доме расположена крутая мансардная крыша. Кирпичные фасады отделаны вертикальными полосами из камня. После того как Людовик XIV отверг проекты итальянских архитекторов, он учредил комиссию французских архитекторов для строительства восточного фасада Лувра. В результате была спроектирована величественная колоннада, состоящая из гигантских парных колонн и высокого цоколя.

Характерные для фран­цузской архитектуры XVII в. парные колонны с каннелюрами придавали ритмичность длинным и однообразным фасадам дворцов. Широкие пролеты между колоннами оставляли место для больших окон и подъездов. Во французской архи­тектуре XVII в. распрост­ранены большие консоли, часто в форме свитка или волюты. Обычно они несли декоративную, а не структурную, функцию.

Церковь Дома инвалидов. Париж (1680-1707 гг.)

Мотив вертикального движения начинается от колонн портика и идет вверх до самого купола, высота которого увеличена за счет аттика, распо­ложенного между куполом и барабаном. Консоли и позолоченные рельефы вокруг купола подчер­кивают барочный динамизм церкви.

Купол парижской церкви Дома инвалидов

Жюль Ардуэн-Мансар получил заказ на строи­тельство купольной церк­ви между двумя крыльями Дома инвалидов. Огром­ная купольная ротонда преобразила весь ан­самбль. Ротонда вписана в квадрат, углы которого образованы капеллами. Ясность композиции, уравновешенность масс сочетаются с торжествен­ностью образа.

Круглое или овальное слуховое окно часто украшало купол и ман­сардную крышу здания в стиле барокко.

Французское барокко: Версаль и его влияние

В 1664 г. Людовик XIV поручил архи­тектору Лево перестройку Версальского замка. Монарх хотел, чтобы его дворец превзошел размером и величием дворцы его министров. Строительство дворцов и парков Версаля проходило в несколько этапов в XVII-XVIII вв. и являлось крупнейшим строительством своего времени, влиявшим на развитие фран­цузской архитектуры в целом. Все изве­стные скульпторы и художники того времени были заняты в создании этого ансамбля. Аристократия Парижа стала строить свои резиденции, или отели, ориентируясь на Версаль.

Дворец строился в несколько этапов и явился отра­жением идеалов абсолютной власти Людовика ХIV. Апартаменты короля, расположенные в конце просторного внутреннего дворика, являются смысловым центром здания, от них в боковые флигели и крылья расходится огромная анфилада комнат.Версаль

Фасад со стороны улицы обычно был украшен окнами, дверьми и бал­конами. Отделка деталей была, в то же время, роскошна и подражала версальскому стилю. Обычными украшениями были декоративные консоли, разорванные фронтоны, замысловатые выступы, рельефные скульптурные панели и кариатиды.

Зеркальная галерея. Версаль (1678 г.)

Галерея была построена в 1678 г. Ардуэн-Мансаром. На одной стороне длинного здания были располо­жены открывавшиеся в сад окна, на противополож­ной – венецианские зеркала. В зеркалах отражался свет, золото, цветной мрамор и фрески с жизнеопи­санием монарха. Стиль этой галереи стал образцом украшения для европейских дворцов XVIII в.

Некоторые капители в интерьере дворца украшены позолотой и резными гирляндами, листьями аканта, животными и химерами. Большая часть орнаментов Версаля выполнена в виде золоченых рельефных арабесков, завитков листвы и гирлянд. Это в полной мере относится и к прямолинейным классическим панелям, выполненным из дерева или цветного мрамора.

Салоны в Версале имели собственные темы. По раз­ные стороны Галереи зеркал располагались салоны Войны и Мира. Семь комнат королевских апарта­ментов именовались по названиям семи планет, и в их отделке использовались соответствующие аллего­рии. Каждый салон украшали панели с рельефами, связанными по теме с фреской на потолке.

 Раннее английское барокко

Развитие английской архитектуры XVII в. было ускорено лондонским пожаром, уничтожившим в 1666 г. значительную часть города, включая восемьдесят семь приходских церквей. Вскоре после по­жара было выпущено несколько «Актов о восстановлении города Лондона», где особо упоминались церкви и собо­ры. Главный топограф Кристофер Рен отвечал за планирование и постройку новых церквей. Получивший хорошее научное образование, Рен сумел ус­пешно преодолеть возникшие трудности строительства, используя остроумные решения в стиле барокко. Одной из наиболее сложных задач было восста­новление собора Св. Павла. Рен создал несколько различных чертежей нового собора. В окончательном проекте, од­нако, ему пришлось учесть нежелание англичан использовать континенталь­ный стиль барокко.

Библиотека Тринити- Колледж. Кембридж (1676-1684 гг.)

Для создания фасада библиотеки К. Рен использовал оптические эффекты, замаскировав противоречие между вынужденно низким этажом библиотеки и высотой дорического ордера, заполнив арки первого этажа резными круглыми окнами.

Библиотека Тринити- Колледж

Сент-Джеймс. Лондон (1683 г.)

Как писал К. Рен в своем «Меморандуме» (1711 г.), его городские церкви были спроектированы как аудитории или не­большие театры, с рядами скамей, идущих по трем сторонам помещения, позволяя прихожанам слышать проповедь, что особенно важно в проте­стантском богослужении. Характерно расположе­ние кафедры в центре храма, между рядами скамей, в то время как алтарь расположен у стены восточного конца здания.

Сент-Джеймс. Лондон

Сент-Брайд. Лондон (1701-1703 гг.)

Городские церкви обычно строили на ограниченном пространстве и из дешевых материалов. Стройные колокольни, возвышав­шиеся над окружающими домами, были их главным украшением. Колокольня Сент-Джеймса – четы­рехъярусная, с каменной лестницей в центре.

Сент-Брайд. Лондон

Каждый этаж – вось­миугольный, с арочными проемами и угловыми пилястрами.

Собор Св. Павла (1675-1710 гг.)

В первоначальном проекте К. Рена присутствовал гигантский ордер, но архитектор должен был пой­ти на компромисс, так как портландские камено­тесы заявили, что не смогут найти блоки камня нужного размера. Фасад сделан в стиле барокко, с двойными коринфскими колоннами и пилястрами и богато украшенными башнями, повторяю­щими колоннаду центрального барабана.

Собор Св. Павла

Большая модель собора Св. Павла была предвари­тельным проектом здания. Она имела центричную планировку, с вогнутыми наружными сте­нами, большим внутренним куполом, окруженным крытой галереей с часовнями, и вторым, малым куполом над входным портиком. Проект напоминал великие соборы в стиле барокко в континентальной Европе, и не получил одобрение духовенства, посчитавшего его оторванным от традиций и непрактичным.

Окна наружных стен собора Св. Павла особе богато декорированы. Лепнина огибает верх проема и резко обры­вается на уровне пяты свода, обрамляя окно декоративными «ушками», напоминающими разорванный архитрав.

К. Рен хотел создать купол, возвышающийся над Лондоном. Результа­том стало очень сложное архитектурное решение с внутренним куполом с верхним отверстием, открывающимся во вто­рой, наружный купол и фонарь. Между купо­лами были расположены контрфорсы, поддер­живавшие скрытый кирпичный конус.

Позднее английское барокко

Вторая фаза английского барокко нача­лась с приходом нового поколения ар­хитекторов, некоторые из них работали с К. Реном. Главным создателем нового стиля был Николас Хоксмор, помощник Рена при выполнении многих королев­ских заказов, включая Гринвичский госпиталь, законченный после смерти Рена. Этот госпиталь, с двойным внут­ренним двориком и боковыми крылья­ми, стал предшественником нового типа английской дворцовой архитектуры в стиле барокко.

Дворец Бленхейм. Оксфорд (1705-1724 гг.)

Герцог Мальборо пору­чил Вэнбру строительство дворца, который, в то же время, являлся бы памят­ником победам британ­ского оружия. Вэнбру совместно с Хоксмором использовали эту возможность для создания триумфального архитектурного сооружения, с массивными корпусами, напоминающими крепость.

Дворец Бленхейм. Оксфорд

Касл-Ховард. Йоркшир (1699-1712 гг.)

Выполненный Вэнбру план Касл-Ховарда основан на плане с двумя сливающимися внутренними двориками. Слу­жебные помещения формируют стороны первого открытого дворика и связаны с центральной купольной частью здания колоннадами, образующими второй дворик.

Барокко Северной и Центральной Европы

Стиль барокко распространился в Се­верной и Центральной Европе в конце XVII в. Здесь столкнулись римское ба­рокко и французский классицизм. Двор­цы Праги, Вены и Стокгольма в плане напоминают французские, но роскош­ная скульптура, подчеркивающая плас­тичность фасада, родственна римскому барокко. В XVIII в. юг Германии и Ав­стрии взял за образец церкви итальян­ского барокко. Были популярны богатые скульптурные фасады, с буквальным ци­тированием античных римских мотивов, что отражало роль Рима как религиозной столицы. К 1800-м гг. Вена и Прага лидировали в том, что стало называться международным стилем барокко.

Дворец Клам-Галлас. Прага (1791 г.)

Богатство тяжелых украшений подъездов с чертами римской пластичности сочетается с версальским стилем в отделке интерьеров.

Дворец Клам-Галлас

Королевский дворец. Стокгольм (1697-1771 гг.)

Построенный Никодимом Тессином для Карла XII. королевский дворец в Сток­гольме является примером дворцов, ставших популяр­ными в Европе в XVIII в. Большой внутренний дворик с входом с четырех сторон, парковая терраса, располо­женная между двумя высту­пающими крыльями, и фасад, напоминающие Люк­сембургский дворец. Лувр и Версаль.

Королевский дворец. Стокгольм

Излюбленным барочным мотивом являются атланты. Эти гигантские мускулистые согнутые фигуры поддержи­вают арки, балконы. Обычно атланты распо­лагались парами.

Церковь Св. Карла Борромея

Эклектичный стиль церкви явился результатом использования античных мотивов. Фасад украшен двумя гигант­скими колоннами, напоминающими колонну Трояна в Риме и монумен­тальным храмовым портиком. Крылья фасада напоминают крылья собора Св. Петра. Общая композиция является попыткой воссоздать библейский храм Соломона.Церковь Св. Карла Борромея

На плане видно центральное купольное пространство овальной формы, с ясно выраженной продольной осью. Величественный фасад с портиком, скрыва­ющим истинные размеры находящейся за ним церкви.

Рококо

Стиль рококо, по сути, был стилем отделки, развившимся в архитектуре городских домов и отелей парижской знати. Жюст Орель Мейссонье, Жиль Мари Опенор, Никола Пино и Жермен Боффран были архитектора­ми, сумевшими создать более интимные и удобные интерьеры, украшенные легкими изящными панелями, лепни­ной, росписью. Часто использовались арабески и китайские безделушки.

В то время как во Франции рококо лишь изредка встречается во внешней отделке здания, в Южной Германии довольно много церквей было построено в этом стиле. В стиле рококо часто использовали лепные украшения, обрамляющие панели, зеркала и потолки. В Отель-де-Субиз (1738-1739 гг.) все углы скруглены, соединения потолка и стены скрыты.

Для стиля рококо ха­рактерно использование определенных мотивов: раковин, сосулек и кам­ней, украшавших гроты. Арабески в стиле ро­кайль были, в основном, абстрактными и распо­лагались симметрично вокруг архитектурных обрамлений.

Классический фасад французских отелей контрастировал с интерьерами в стиле рококо. Но балконы были един­ственным элементом фасада, оформленным в стиле рококо. Класси­ческая каменная, балюс­трада балконов часто замещалась металличес­кой в виде сплетающихся свитков, поддерживаемых консолями. Рокальный декор часто использовал мотивы листьев, цветов, а также экзотические фигуры, сфинксов, женские маски с воротником из перьев.

Церковь Пилигримов в Фирценхахлигене, Южная Германия (1772 г.)

В плане церковь состоит из нескольких овалов разных размеров, причем центральный овал напоминал прямоугольник с закругленными углами. Интерьер украшен в стиле позднего рококо.

Церковь Пилигримов в Фирценхахлигене

Рокайльный декор располагался на стенах и сводах церквей. Панели, обрамленные завитками и ракушками, фрески, картуши и арабески покрывают стены.

Смотрите также:

Дворцы Франции: Версаль (Versailles) - Мастерок.жж.рф — LiveJournal

Прогуливая по ЗАМКАМ ЛУАРЫ и вообще по дворцам Франции мы не можем не заглянуть в самый наверное известный дворцово-парковый комплекс Франции. Пусть он всем известен, вы много о нем слышали, но давайте все же виртуально заглянем и туда на пару минут.

Версаль — это имя связано во всем мире с представлением о самом значительном и великолепном дворце, возведенном по воле одного монарха. Версальский дворцово-парковый ансамбль, признанный шедевр мирового наследия, является достаточно молодым — ему всего три с половиной века. Дворец и парк Версаля — один из выдающихся архитектурных ансамблей в истории мирового зодчества. Планировка обширного парка, территории, связанной с Версальским дворцом, является вершиной французского паркового искусства, а сам дворец — первоклассным памятником архитектуры. Над этим ансамблем работала плеяда блистательных мастеров. Они создали сложный, законченный архитектурный комплекс, включающий в себя монументальное здание дворца и целый ряд парковых сооружений «малых форм», и, главное, исключительный по своей композиционной целостности парк.

Версальский ансамбль представляет собой в высшей степени характерное и яркое произведение французского классицизма XVII века. Дворцово-парковый ансамбль Версаля является величайшим памятником архитектуры XVII века, оказавшим сильное влияние на градостроительную мысль XVIII века. Версаль вообще стал как бы "идеальным городом", о котором мечтали и писали авторы эпохи Возрождения и который волей Людовика XIV, "короля-солнца", и искусством его архитекторов и садовников оказался осуществленным наяву, причем в непосредственной близости от Парижа. Но давайте обо всем подробнее ...

Упоминание о Версале впервые появилось в хартии 1038 года, выпущенной аббатством святого Петра. В ней говорилось о некоем сеньоре Гуго Версальском – владельце небольшого замка и прилегающих к нему территорий. Возникновение первого населенного пункта – маленькой деревушки вокруг замка - обычно датируют серединой 11 века. Другая деревушка вскоре выросла вокруг церкви святого Юлиана.

13 век (в особенности годы правления Людовика Святого) для Версаля, как и для всей Северной Франции, стал веком благополучия. Однако последовавшее затем 14 столетие принесло с собой ужасную эпидемию чумы и Столетнюю войну между Англией и Францией. Все эти напасти привели Версаль в весьма плачевное состояние: к концу 14 века численность его населения насчитывала чуть более 100 человек. Оправляться он начал лишь в следующем 15 веке.

Версаль как архитектурно-парковый ансамбль возник не сразу, он не был создан одним архитектором подобно многим дворцам XVII-XVIII веков, ему подражавшим. В конце XVI столетия Версаль был маленькой деревушкой в лесу, где иногда охотился Генрих IV. Старинные хроники сообщают, что в начале XVII века Версаль был поселком с населением около 500 человек, на месте будущего дворца тогда высилась мельница, а кругом расстилались поля и бесконечные болота. В 1624 году был выстроен, по поручению Людовика XIII, архитектором Филибером Ле Руа маленький охотничий замок рядом с деревушкой, называемой Версаль.

Около нее находился средневековый полуразрушенный замок — владение дома Гонди. Сен-Симон в своих мемуарах называет этот древний Версальский замок «карточным домиком». Но вскоре этот замок был перестроен архитектором Лемерсье по распоряжению короля. В это же время Людовик XIII приобрел участок Гонди вместе с полуразрушенным дворцом архиепископа и снес его для расширения своего парка. Небольшой замок находился в 17 километрах от Парижа. Это было П-образное в плане сооружение со рвом. Перед замком располагались четыре корпуса из камня и кирпича с металлическими решетками на балконах. Двор старого замка, получивший в последствии название Мраморного, сохранился до сегодняшнего дня. Первые сады Версальского парка были разбиты Жаком Буассо и Жаком де Менуар.

В середине 16 века единственным версальским сеньором стал Марциал де Ломени – министр финансов при короле Карле IX. Карл даровал ему право на проведение в Версале четырех ежегодных ярмарок и открытие еженедельного рынка (по четвергам). Население Версаля, который по-прежнему представлял собой небольшую деревушку, составляло в это время около 500 человек. Однако французские религиозные войны между католиками и протестантами привели к скорой смене сеньориальной династии. Марциал был арестован за свои симпатии к гугенотам (французским протестантам) и брошен в темницу. Здесь его посетил герцог де Рец, Альберт де Гонди, давно вынашивавший планы по захвату версальских территорий. Путем угроз он заставил де Ломени подписать бумагу, согласно которой последний уступал ему Версаль по ничтожно низкой цене.

В начале 17 века в Версаль начал частенько наведываться король Людовик XIII, которому доставляло большое удовольствие охотиться в здешних лесах. В 1623 году он повелел возвести небольшой замок, где охотники могли бы останавливаться на привал. Эта постройка стала первым королевским дворцом в Версале. 8 апреля 1632 года Людовик XIII полностью выкупил сеньорию у последнего версальского владельца Жана-Франсуа де Гонди за 66 000 ливров. В том же самом году король назначил своего камердинера Арно управляющим Версаля. В 1634 году архитектору Филиберу ле Рою было поручено перестроить старый версальский замок в королевский дворец. Впрочем, несмотря на происходившие изменения, к концу правления Людовика XIII Версаль не сильно изменил свой внешний вид. Он, как и прежде, представлял собой небольшую деревушку.

Все переменилось с восшествием на престол короля – солнца, Людовика XIV. Именно в годы правления этого монарха (1643-1715) Версаль превратился в город и любимую королевскую резиденцию.

Versailles-France

В 1662 году Версаль начал строится по плану Ленотра. Андре Ленотр (1613-1700) к этому времени уже прославился как строитель загородных имений с регулярными парками (в Во-ле-Виконт, Со, Сен-Клу и др.). Интересно, что в 1655-1661 годы Н. Фуке, крупнейший финансист абсолютистской Франции, по проекту архитектора Луи ле Во перестроил свой загородный замок. Главным в дворцово-парковом ансамбле Во-ле-Виконт стал даже не сам дворец (по тем временам довольно скромный), а общий принцип создания загородной резиденции. Вся она была превращена в гигантский парк, искусно устроенный архитектором-садовником Андре Ленотром. Дворец Во-ле-Виконт демонстрировал новый стиль жизни французского аристократа — на природе, вне стен тесного, переполненного людьми города. Дворец и парк настолько понравились Людовику XIV, что он никак не мог смириться с мыслью, что они — не его собственность. Французский король немедленно заточил Фуке в тюрьму, а архитекторам Луи ле Во и Андре Ленотру поручил строительство своего дворца в Версале. Архитектура имения Фукэ была принята в качестве образца для Версаля. Сохранив дворец Фукэ, король вывез из него все, что можно было снять и увезти, вплоть до апельсиновых деревьев и мраморных статуй парка.

Versailles-France

Ленотр начал со строительства города, в котором должны были разместиться придворные Людовика XIV и многочисленный штат дворцовой прислуги и военной охраны. Город был рассчитан на тридцать тысяч жителей. Его планировка подчинялась трем лучевым магистралям, которые расходились от центральной части дворца в трех направлениях: в Со, Сен-Клу, Париж. Несмотря на прямую аналогию с римским трехлучием, версальская композиция значительно отличалась от своего итальянского прототипа. В Риме улицы расходились от площади дель Пополо, в Версале же они стремительно сходились ко дворцу. В Риме ширина улиц была менее тридцати метров, в Версале — около ста. В Риме угол, образованный между тремя магистралями, был равен 24 градусам, а в Версале 30 градусам. Для скорейшего заселения города Людовик XIV раздавал под застройку участки всем желающим (разумеется, дворянам) за сходную цену с единственным условием строить здания в едином стиле и не выше 18,5 метров, то есть уровня входа во дворец.

Versailles-France

В 1673 году было принято решение о сносе старых версальских построек, включая церковь. Новый собор святого Юлиана был возведен на её месте в 1681-1682 гг. 6 мая 1682 года Людовик XIV вместе со всем своим двором переместился из Парижа в Версаль. Это стало переломным моментом в истории города. К первой четверти 18 века (т.е. к концу правления Людовика) Версаль превратился в роскошную королевскую резиденцию, а численность его населения составила 30 000 жителей.

Versailles-France

В результате второго строительного цикла Версаль сложился в целостный дворцово-парковый ансамбль, являющий собой замечательный пример синтеза искусств — архитектуры, скульптуры, и садово-паркового искусства французского классицизма XVII столетия. Однако, после смерти кардинала Мазарини, Версаль, созданный Лево, стал казаться недостаточно величественным, чтобы выражать идею абсолютной монархии. Поэтому для перестройки Версаля был приглашен Жюль Ардуэн Мансар, крупнейший архитектор конца столетия, с именем которого связан третий строительный период в истории создания этого комплекса, внучатый племянник знаменитого Франсуа Мансара. Мансар еще больше увеличил дворец, возведя два крыла длиной по пятьсот метров каждое под прямым углом к южному и северному фасадам дворца. В северном крыле он поместил церковь (1699-1710), вестибюль которой заканчивал Робер де Котт. Кроме того, Мансар надстроил над террасой Лево еще два этажа, создав вдоль западного фасада Зеркальную галерею, замыкающуюся залами Войны и Мира (1680-1886).


Adam Frans van der Meulen - Construction of the Château de Versailles

На оси дворца в сторону подъезда во втором этаже Мансар поместил королевскую спальню с видом на город и конную статую короля, поставленную позже в точке схода трезубца дорог Версаля. В северной части дворца размещались покои короля, в южной — королевы. Мансар построил также два корпуса Министров (1671-1681), которые образовали третий, так называемый «двор Министров», и соединил эти корпуса богатой золоченой решеткой. Все это совершенно изменило облик сооружения, хотя Мансар оставил ту же высоту здания. Ушли контрасты, свобода фантазии, ничего не осталось, кроме протяженной горизонтали трехэтажного сооружения, единого в строе своих фасадов с цокольным, парадным и аттиковыми этажами. Впечатление грандиозности, которое производит эта блестящая архитектура, достигнуто большим масштабом целого, простым и спокойным ритмом всей композиции.

Versailles-France
Кликабельно

Мансар умел объединять различные элементы в единое художественное целое. Он обладал удивительным чувством ансамбля, стремясь к строгости в отделке. Например, в Зеркальной галерее он применил единый архитектурный мотив — равномерное чередование простенков с проемами. Такая классицистическая основа создает ощущение ясной формы. Благодаря Мансару расширение Версальского дворца прибрело закономерный характер. Пристройки получили крепкую взаимосвязь с центральными корпусами. Ансамбль, выдающийся по архитектурно — художественным качествам, был удачно завершен и оказал большое влияние на развитие мировой архитектуры.

Versailles-France

Каждый из обитателей Версальского дворца оставил свой след в его архитектуре и убранстве. Людовик XV, правнук Людовика XIV, наследовавший престол в 1715 году, только к концу царствования в 1770 году решил внести изменения в архитектуру дворца. Он приказал оборудовать отдельные апартаменты, чтобы оградить свою жизнь от придворного этикета. В свою очередь Людовик XV унаследовал от прадеда любовь к искусствам, о чем свидетельствует убранство его Внутренних покоев; а склонность к тайным политическим интригам перешла к нему от итальянских предков рода Медичи и Савойской династии. Именно во Внутренних кабинетах, вдали от любопытного двора, тот, кого называли «Всеобщим любимцем», принял некоторые из наиболее важных государственных решений. При этом король не пренебрегал ни установленным его предшественником этикетом, ни жизнью семьи, о которой ему напоминали королева и особенно горячо любимые им дочери.

Versailles-France

После смерти короля-солнца Филипп Орлеанский, ставший регентом при малолетнем Людовике XV, решил переместить французский двор обратно в Париж. Это стало заметным ударом по Версалю, который незамедлительно потерял около половины своих жителей. Однако все вернулось в прежнее состояние, когда в 1722 году повзрослевший Людовик XV снова переехал в Версаль. При его преемнике Людовике XVI городу пришлось пережить немало драматических моментов. По прихоти судьбы эта роскошная королевская резиденция должна была стать колыбелью Великой французской революции. Именно здесь в 1789 году собрались Генеральные штаты, и здесь же 20 июня 1789 года депутаты от третьего сословия принесли торжественную клятву не расходиться до тех пор, пока не будут приняты их требования о политических преобразованиях во Франции. Сюда же в начале октября 1789 года из Парижа прибыла толпа разгоряченных революционеров, которая, захватив дворец, вынудила королевскую семью вернуться в столицу. После этого Версаль вновь стал стремительно терять население: его численность снизилась с 50 000 человек (в 1789 году) до 28 000 человек (в 1824 году). Во время революционных событий из Версальского дворца была вынесена практически вся мебель и ценности, однако само здание не было разрушено. В период правления Директории во дворце были проведены восстановительные работы, после чего здесь разместился музей.

Versailles-France

Людовик XVI, наследник Людовика XV, чье правление было трагически прервано революцией, наследовал от деда со стороны матери, польского короля Августа Саксонского, завидную богатырскую силу; с другой стороны его предки-Бурбоны передали ему не только истинную страсть к охоте, но и глубокий интерес к наукам. Его супруга Мария Антуанетта, дочь герцога Лотарингского, ставшего впоследствии Императором Австрии, оставила глубокий след в музыкальной жизни Версаля благодаря своей любви к музыке, унаследованной как от Габсбургов Австрийских, так и от Людовика XIII. В отличие от своих предков, Людовик XVI не имел амбиций короля — созидателя. Известный простотой вкусов он жил во дворце по необходимости. При его правлении было обновлено внутреннее убранство дворца, и, прежде всего Малые кабинеты королевы, которые располагались параллельно его Большим покоям. Во время революции вся мебель и украшения дворца были расхищены. Наполеон, а затем Людовик XVIII провели в Версале восстановительные работы. После Июльской революции 1830 года дворец предполагалось снести. Этот вопрос был вынесен на голосование в Палате Депутатов. Перевес в один голос спас Версаль. Последний из династии, король Луи-Филипп правил Францией с 1830 по 1848 год. В 1830 году, после июльской революции, которая возвела его на трон, Палата представителей приняла закон, по которому Версаль и Трианон перешли во владения нового короля. Не теряя времени, Луи-Филипп распорядился создать в Версале Музей в честь славных побед Франции, который открылся 1 июня 1837 года. Это назначение замка сохранилось и в наши дни.

Versailles-France

Создателями дворца были не одни Луи Ле Во и Мансар. Под их руководством работала значительная группа архитекторов. С Ле Во работали Лемюэ, Дорбай, Пьер Гиттар, Брюан, Пьер Коттар и Блондель. Главным помощником Мансара был его ученик и родственник Робер де Котт, который продолжал руководить строительством после смерти Мансара в 1708 году. Кроме того, в Версале работали Шарль Давилэ и Лассюранс. Интерьеры были выполнены по рисункам Берена, Вигарани, а также Лебреном и Миньяром. Вследствие участия многих мастеров, архитектура Версаля носит в настоящее время разнородный характер, тем более что строительство Версаля — от возникновения охотничьего замка Людовика XIII и до устройства батальной галереи Луи-Филиппа — продолжалось около двух веков (1624-1830).


Versailles-France

В ходе наполеоновских войн Версаль дважды захватывался прусскими войсками (в 1814 и в 1815 гг.). Вторжение пруссаков повторилось ещё раз во время франко-прусской войны 1870-1871 годов. Оккупация длилась 174 дня. В Версальском дворце, избранном прусским королем Вильгельмом I в качестве временной резиденции, 18 января 1871 года было объявлено о создании Германской империи.

В 20 веке Версалю также не раз доводилось становиться свидетелем крупнейших международных событий. Именно здесь в 1919 году был подписан мирный договор, поставивший точку в Первой мировой войне и положивший начало Версальской системе международных отношений.

Versailles-France

Главный дворцовый комплекс (Chateau de Versailles) был построен в 17-ом веке королем Людовиком XIV, который хотел перебраться сюда из небезопасного Парижа. Роскошные комнаты богато украшены мрамором, бархатом и деревянной резьбой. Главные достопримечательности здесь - Королевская часовня, Салон Венеры, Салон Апполона и Зал Зеркал. Оформление парадных залов было посвящено греческим богам. Салон Аполлона был первоначально тронным залом Людовика. Зал Зеркал содержит 17 огромных зеркал, отражающих высокие арочные окна и хрустальные канделябры.

Versailles-France

Большой Трианон - прекрасный дворец из розового мрамора был построен Людовиком XIV для его возлюбленной Мадам де Ментенон. Здесь монарх любил проводить свое свободное время. Позже дворец был домом для Наполеона и его второй жены.

Малый Трианон - еще одно любовное гнездышко, построенное королем Людовиком XV для Мадам де Помпадур. Позже Малый Трианон занимала Мария Антуанетта, а еще позднее сестра Наполеона. Расположенный неподалеку храм любви, говорят, был любим местом Марии Антуанетты для проведения званых вечеров.

Колоннада - круг мраморных колонн и арок, расположенный в черте садов, продолжает тему богов Олимпа. Место являлось любимой обеденной короля на открытом воздухе.

Versailles-France

В годы Второй мировой войны Версаль был оккупирован немецкими войсками. Кроме того, городу пришлось пережить несколько жестоких бомбардировок, жертвами которых стали 300 версальцев. Освобождение Версаля состоялось 24 августа 1944 года, и было осуществлено французскими войсками под командованием генерала Леклерка.

25 февраля 1965 года вышел правительственный декрет, согласно которому Версаль должен был быть превращен в префектуру нового департамента Ивелин, официальное создание которого произошло 1 января 1968 года.

Versailles-France

На сегодняшний день город сохраняет за собой этот статус. Являясь одним из самых притягательных туристических мест, Версаль по праву гордится своей историей и архитектурными памятниками. В 1979 году дворец и парк Версаля были официально включены в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Versailles-FrancePierre-Denis Martin - View of Versailles

Versailles-France

Versailles-France

Versailles-France

Versailles-France

Versailles-France

Versailles-France

Versailles-France

Versailles-France

Versailles-France

Versailles-France

Сады Версаля с их скульптурами, фонтанами, бассейнами, каскадами и гротами вскоре стали для парижской знати ареной блистательных придворных празднеств и барочных увеселений, во время которых можно было насладиться и операми Люлли, и пьесами Расина и Мольера.

Парки Версаля раскинулись на площади в 101 гектар. Здесь множество смотровых площадок, аллей и променадов, есть даже свой Большой канал, а вернее, целая система каналов, которую назвали 'маленькой Венецией'. Сам Версальский дворец тоже поражает своими размерами: длина его паркового фасада составляет 640 метров, расположенная в центре Зеркальная галерея имеет 73 метра в длину.


Versailles-France
Версаль открыт для посетителей

в мае - сентябре со вторника по воскресенье с 9:00 до 17:30.
фонтаны работают по субботам с 1 июля по 30 сентября и по воскресеньям с начала апреля по начало октября.

Как добраться - Версаль

До Версаля идут поезда (электрички) с вокзала 'Gare Montparnasse', метро Montparnasse Bienvenue (12-ая линия метро). Вход на вокзал сразу из метро. Следуйте до остановки Versailles Chantiers. Время в пути 20 минут. Стоимость билета в оба конца 5.00 евро.

Выход из вокзала по направлению 'Sortie' (выход), далее следуйте прямо. Дорога приведет вас к дворцу через 10 - 15 минут.



Versailles-France

Versailles-France

Versailles-France

[Остальные фотографии можно посмотреть ТУТ ...]
Versailles-France

Versailles-France

Versailles-France

Versailles-France

Versailles-France

Versailles-France

Versailles-France

Versailles-France

Versailles-France

Versailles-France

Versailles-France

Versailles-France

Versailles-France

Versailles-France

Versailles-France

Versailles-France

Versailles-France

Versailles-France

Versailles-France

Versailles-France

Кто заинтересовался, может пройти на виртуальную экскурсию 🙂

Нажимаем на картинки ниже

About Author


admin

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о