Барокко время: Барокко — Википедия – Коротко о стилях: Барокко

Барокко — Вики

Баро́кко (итал. barocco, порт. pérola barroca) — характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Италия. Барокко — один из самых многозначных терминов в истории и теории художественной культуры. Словом «барокко» обозначают художественное направление (компендиум идей, философских концепций, эстетических норм и правил), противопоставляемое классицизму, исторический художественный стиль XVII — XVIII веков, ряд историко-региональных художественных стилей, течений и школ, а также эпоху в развитии культуры. В отдельных регионах эта эпоха имеет различную хронологию и периодизацию. Этим же термином называют «последние, критические стадии развития других стилей, тенденцию беспокойного, романтического мироощущения, мышления в экспрессивных, неуравновешенных формах». Поэтому слово «барокко» используют в качестве метафоры в смелых историко-культурных обобщениях: «эпоха барокко, мир барокко, человек барокко, жизнь барокко (ит. la vita barocca)»

[1].

В каждом историческом периоде развития искусства исследователи культуры видят свое «барокко» — пик творческого подъема, концентрации эмоций, напряжения форм. Исследователи пишут о качествах барочности как неотъемлемом свойстве отдельных национальных культур и исторических типов искусства [2]. Американский архитектор Р. Вентури в книге «Сложность и противоречие в архитектуре» (1966), испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет, кубинский писатель Алехо Карпентьер провозгласили барочность «человеческой константой, особенно в отношении латиноамериканского мира» [3]. Авторы призывали покончить с заблуждением, представляющим барокко как стиль, порожденный эпохой XVII — XVIII веков. А. Карпентьер писал: «Дух барокко может возродиться в любой момент… Ибо это дух, а не исторический стиль… Барочность — более, чем стиль барокко. Это своеобразный творческий импульс, циклично повторяющийся на протяжении всей истории искусства в любых его проявлениях, будь то литература, скульптура, архитектура или музыка… Барочность в лице Александра Македонского, Карла Великого или Наполеона Бонапарта представляет собой кульминационную точку, расцвет определенной цивилизации»

[4]. Разумеется, против такого подхода выступают историки искусства, стремящиеся локализовать хронологические границы феномена барокко исключительно в качестве художественного стиля. В этом противоречии заключается основная коллизия терминологии барокко и барочности.

Этимология и семантика термина

Барочная жемчужина в подвеске 17 века

Происхождение слова барокко вызывает больше споров, чем объяснение названий других художественных стилей. Существует несколько основных версий. Португальское словечко barroco — использовалось моряками и торговцами для обозначения жемчужин неправильной, искаженной формы. Отсюда, в частности, «perla barocca» (испорченная жемчужина) — слуховое окно в форме изогнутого овала, часто встречающееся в барочной архитектуре. В середине XVI в. это слово отмечено в разговорном итальянском языке как синоним всего грубого, фальшивого, неуклюжего. Во французских словарях оно появляется с 1718 г. и трактуется как бранное. Однако у французских ювелиров глагол baroquer означает «смягчать контур, делать форму мягкой, живописной»

[5].

Слово baroco в итальянском языке считают также ложным силлогизмом, азиатской формой логики, приёмом софистики, основанном на метафорическом мышлении. Как в жемчужинах неправильной формы, в силлогизмах барокко, отражена ложность, скрываемая метафоричностью. Лишь много позднее это слово стали использовать для обозначения конкретного исторического художественного стиля. Одна из спорных теорий предполагает происхождение всех этих европейских слов от латинского bis-roca, скрученный камень. Другая теория — от латинского verruca, крутое высокое место, дефект в драгоценном камне. Наконец, ещё одна теория предполагает, что это слово во всех упомянутых языках является пародийным с точки зрения лингвистики, и его словообразование может объясняться его значением: необычностью, неестественностью, неоднозначностью и обманчивостью. Неоднозначность стиля барокко объясняется его происхождением. Как считают некоторые исследователи

[6], он был заимствован из архитектуры турок-сельджуков.

Использование термина в этом смысле историками и критиками искусства начинается с середины XVIII столетия и относится к фигуративному искусству и, несколько позднее, к литературе. Причем в то время стиль барокко отождествляли с другим понятием: рококо, которое также трактовали, как например Д. Дидро, исключительно в негативном смысле. К примеру, еще в 1904—1905 гг. крупнейший французский исследователь Саломон Рейнак не замечает этого сти

Обсуждение:Музыка эпохи барокко — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Вопрос к автору статьи: что такое «мональный мажор» и «мональный минор»? Olorulus 17:32, 25 января 2010 (UTC)


  • Там же написано — это смешение двух слов — модальный и тональный. Термин ввел исследователь ладов в барочной музыке, о чем в статье написано.Kambodja 21:47, 9 ноября 2010 (UTC)

Очень обширная статья и очень порадовало, что все-таки список композиторов весьма расширен и,даже, приближается к более полному. Сейчас снова возрос интерес к музыке эпохи барокко и благодаря этому Вивальди перестал быть мастером скрипичной музыки и уже предстает перед нами еще и как оперный композитор,некоторые мои обработки арий из опер Вивальди можно найти в нотном архиве Бориса Тараканова. Правда, очень возмутила гомофонная формулировка- и ее сравнение с полифонией, в эпоху барокко очень редко применялись гомофонно -гармонические мелодические линии,это уже удел классицизма и романтизма Шопена, практически вся музыкальная ткань той эпохи была полифонична в той или иной степени, что диктовало условия времени.Дмитрий Марченко 12:47, 13 января 2010 (UTC)

  • гомофонная формулировка? уточните, что вы имеете ввиду.Kambodja 21:47, 9 ноября 2010 (UTC)

Что сразу бросилось в глаза (статью прочесть еще не успел), тут http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/3b/Buxtehude2.JPG/150px-Buxtehude2.JPG изображен http://en.wikipedia.org/wiki/Image:Pergolesi.jpg а должен быть http://en.wikipedia.org/wiki/Image:Buxtehude.jpg

Может всё таки сменить на Барокко (в музыке) или Барокко (музыка)?—Xolodno 15:39, 22 мая 2007 (UTC)

смысл? Саша @ 15:42, 22 мая 2007 (UTC)
Смысл в том, что люди обращают внимание на главное, а именно на эпоху. А затем на то, в чем она выразилась — музыка, архитектура и т.д.—Xolodno 09:46, 23 мая 2007 (UTC)

Наверное стоило бы подчеркнуть и уточнить такое важнейшее отличие от классицизма, как отсутствие модуляций (прежде всего это касается позднего барокко). Он не просто не несли в барокко «структурирующей» функции — модуляции встречались там очень редко и их можно считать случайными для барочной музыки. А главное — почему. Причина — барочный принцип «единого аффекта», выражающий, т.с., образ укрощения страстей под властью разума (разума человека как свободного существа). Соответственно — характерная эмоциональная сдержанность с одной стороны и в чем-то наивная серьезность — с другой. Вместе со сдержанностью отсутствие модуляций оказывает и положительный (несущий новое смысловое содержание) эффект: открывается возможность более глубокого «освоения» данной тональности внутри пьесы. 92.125.30.88 16:41, 22 октября 2008 (UTC)

На мой взгляд несколько спорно. Модуляции ведь есть, во многих двучастных формах И.С. Баха, первая часть кадансирует на доминанте, перед тем же тональный план весьма интересен бывает. Другое дело, что как средство драматургии тональный план не используется, барочные сюиты, скажем, все однотональны, в отличие от классических симфоний, это да. —A2 20:21, 20 ноября 2008 (UTC)

Опечатка в имени композитора[править код]

Уважаемые, поправьте пожалуйста в разделе «Краткая история музыки барокко» в таблице композиторов имя Генриха Шютца. У него буква «Т» в фамилии пропущена. Я сам, к сожалению, пока не знаю как там технически в текст этой таблицы залезть. Если есть сомнения в правильности написания — можете проверить по ссылке на его немецкое написание: Heinrich Schütz.

  • Поправил. Спасибо.Kambodja 22:14, 9 ноября 2010 (UTC)

Обсуждение:Барокко — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Однако свет разума ослепляет, барочный человек осознает неотвратимость чуждых ему сил. Особенно сильно это осознают великие драматурги барокко Уильям Шекспир и Жан Расин.» Расин это классицизм в чистом виде, а Шекспир вне эпохи, он, если говорить о рамках, на рубеже барокко и ренессанса, причем больше к ренессансу, а так — свой уникальный стиль. Удалена информация по Растину и Шекспиру! UnderSky 23:23, 19 января 2007 (UTC)

надо написать о барокко въ Россiи, ведь если въ Западной Европе это была эпоха пессимизма после разочарованiя въ идеалах Возърожденiя и осознанiя бренности человека, то въ Россiи наоборот. —Belshazzar 07:17, 12 октября 2007 (UTC)

Формулировка: «джентльмен происходит от слова gentle«, где gentle означает мягкий, не совсем верна. Курица позже яйца:) 93.81.0.140 19:23, 21 октября 2008 (UTC) Пух

Внес изменения в статью Барокко: добавил созданный мной раздел «Происхождение». Добавленные сведения немного противоречат всему тону статьи, так как тема излагается, исходя из того, что Барокко — чисто европейский стиль. Но это не совсем так. Хотя основным создателем является Римская католическая церковь, но заимствован этот стиль скорее всего из мусульманской архитектуры. Таким образом, я оставляю два несущественных противоречия в статье.

  1. Изменение противоречит общему тону статьи (Европейский стиль — готический, не барокко, готический и барокко соотносятся как современные молодежные субкультурные стили Готы и Эмо).
  2. Я расширил объяснение различных теорий происхождения слова «барокко». Появилась небольшая избыточность в пределах 3-5 слов.

К сожалению в данный момент нет времени приводить всю статью к общему знаменателю. Это и не особо существенно, так как большинство людей придерживается точки зрения статьи. Но возможно требуются дальнейшие изменения.

Заранее приношу извинения, я новичок, но дополнение принципиально важно. Моей целью было — исправить ошибки (про Аристотеля тоже ошибка в статье, точнее не совсем ошибка, недостаточно полная интерпретация связи Аристотелевой логики и барокко) и помочь читателям более полно понять смысл этого сложного стиля барокко.
Contemplator 07:27, 22 февраля 2010 (UTC)

И еще одно дополнение. Это касается расшифровки термина барокко в скобках в начале статьи. Термин порок считаю удачной находкой автора, но это аналог, слово «синонимы» надо заменить, и слово «распущенность», как мне кажется, следут вообще убрать. В принципе оно верно, но стилистически совсем не соответствует.

Contemplator 07:45, 22 февраля 2010 (UTC)

«Центром католического мира является Рим, он богат духовными силами.» Ну и как это понимать? Сила пауренджеров? 178.121.84.231 00:14, 22 ноября 2012 (UTC)

Предлагаю внести в статью ссылку на хороший источник[править код]

Внутреннее противоречие в статье[править код]

Господа! Вначале статьи сказано: «Барокко противостояло классицизму и рационализму». Однако в части «Эпоха барокко» написано: «Истинно все то, что «ясно и отчётливо» мыслится или имеет математическое выражение, заявляет философ Декарт. Поэтому барокко — это ещё век Разума и Просвещения». Не явялется ли это противоречием? Декарт ведь вроде бы относится к философии рационализма. P6 eugeniy 06:14, 4 августа 2013 (UTC)

Нуждадается в правке раздел «Живопись».[править код]

Карраччи не был последователем Караваджо, наоборот, они были основоположниками двух разных направлений, и в целом очевидно, что статья не написана искусствоведом. Последователями Аннибале Карраччи (включая Авгостино и Людовико) были его ученики, более юные Guido Reni, Sisto Badalocchio, Giovanni Lanfranco, Francesco Albani, Domenichino и Guercino, последатели Караваджо — это в первую очередь, Артемизия Джентилески, Караччиоло, де Рибера.

Когда и где возникла эпоха барокко? Только полные ответы!

Баро́кко (итал. barocco — «странный» , «причудливый» ; порт. perola barroca — «жемчужина неправильной формы» ) — характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Франция. Стиль барокко появился в XVI—XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Именно эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации» . Черты барокко Барокко, тяготевшее к торжественному «большому стилю» , в то же время отразило представления о сложности, многообразии, изменчивости мира. Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория) ; одновременно — тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке) . В итальянской архитектуре самым видным представителем барокко искусства был Карло Мадерна (1556—1629 гг.) , который порвал с маньеризмом и создал свой собственный стиль. Его главное творение — фасад римской церкви Санта-Сусанна (1603 г.) . Основной фигурой в развитие барочной скульптуры был Лоренцо Бернини, чьи первые исполненные в новом стиле шедевры относятся приблизительно к 1620 г. Бернини также архитектор. Ему принадлежит оформление площади собора Св. Петра в Риме и интерьеры, а также другие строения. Значительный вклад оставили Д. Фонтана, Р. Райнальди, Г. Гварини, Б. Лонгена, Л. Ванвителли, П. да Кортона. Квинтэссенцией барокко, впечатляющим слиянием живописи, скульптуры и архитектуры считается капелла Коранаро в церкви Санта-Мария-делла-Витториа (1645—1652 гг.) . Стиль барокко получает распространение в Испании, Германии, Бельгии (тогда Фландрии) , Нидерландах, России, Франции. Испанское барокко, или по местному чурригереско (в честь архитектора Чурригеры) , распространившееся также в Латинской Америке. Наиболее популярный памятник его — собор в Сантьяго де Компостела, является также одним из наиболее почитаемых верующими храмов Испании. В Латинской Америке барокко смешалось с местными архитектурными традициями, это — самый вычурный его вариант, и называют его ультрабарокко. Во Франции стиль барокко выражен скромнее, чем в других странах. Раньше считалось, что здесь стиль вообще развития не получил, и памятники барокко считались памятниками классицизма. Иногда употребляют термин «барочный классицизм» применительно к французскому и английскому вариантам барокко. Сейчас к французскому барокко причисляют Версальский дворец вместе с регулярным парком, Люксембургский дворец, здание Французской Академии в Париже и др. произведения. Они действительно имеют некоторые черты классицизма. Также и в Англии, здесь к этому стилю относят работы архитектора Иниго Джонса и др. Характерной чертой стиля барокко является регулярный стиль в садово-парковом искусстве, примером которого является Версальский парк. Позже, в начале 18 в. французы выработали свой стиль, разновидность барокко — рококо. Он проявился не во внешнем оформлении зданий, а только в интерьерах, а также в оформлении книг, в одежде, мебели, живописи. Стиль был распространен повсюду в Европе и в России. В Бельгии выдающимся памятником барокко является ансамбль Гранд-Плас в Брюсселе. Черты барокко имеет дом Рубенса в Антверпене, построенный по собственному проекту художника. В России барокко появляется еще в XVII веке («нарышкинское барокко» , «голицынское барокко») , в XVIII веке получает развитие в творчестве Д. Трезини, так называемое «петровское барокко» , более сдержанное, и достигает расцвета в творчестве Растрелли. В Германии выдающимся памятником барокко является Новый дворец в Сан-Суси (авторы — И. Г. Бюринг, Х. Л. Мантер) и Летний дворец там же (Г. В. фон Кнобельсдорф) . Самые крупные и знаменитые ансамбли барокко в мире: Версаль (Франция) , Петергоф (Россия) , Аранхуэс (Испания) , Цвингер (Германия) .

<a rel=»nofollow» href=»http://ru.wikipedia.org/wiki/Барокко» target=»_blank»>http://ru.wikipedia.org/wiki/Барокко</a>

Материал из Википедии — свободной энциклопедии Черновик [показать страницу] (сравнить) (+/-) Последняя досмотренная версия (список всех) была проверена 8 февраля 2009. 6 правок требуют проверки. Перейти к: навигация, поиск Баро&#769;кко (итал. barocco — «странный» , «причудливый» ; порт. perola barroca — «жемчужина неправильной формы» ; существуют и другие предположения о происхождении этого слова) — характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Франция. Стиль барокко появился в XVI—XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Именно эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации» . <a rel=»nofollow» href=»http://ru.wikipedia.org/wiki/Барокко#.D0.AD.D0.BF.D0.BE.D1.85.D0.B0_.D0.B1.D0.B0.D1.80.D0.BE.D0.BA.D0.BA.D0.BE» target=»_blank»>http://ru.wikipedia.org/wiki/Барокко#.D0.AD.D0.BF.D0.BE.D1.85.D0.B0_.D0.B1.D0.B0.D1.80.D0.BE.D0.BA.D0.BA.D0.BE</a>

About Author


alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *