Барокко характерные черты музыки – Музыкальная культура барокко эстетика, художественные образы, жанры, музыкальный стиль, композиторы

Музыка эпохи барокко — Люди Роста

Барокко, как стиль в искусстве

Барокко — характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Италия. Стиль барокко появился в эпоху Позднего Возрождения, в конце XVI — начале XVII веков в Риме, а затем распространился по многим странам Западной Европы.

Барокко, как стиль в музыке и его отличительные черты

Для музыкантов этот период особенно выделяется в связи с тем фактом, что влияние и контроль церкви над Европой значительно ослабли и это позволило композиторам создавать нерелигиозную музыку.

Считалось, что музыка является мощным средством коммуникации и может вызвать у слушателей сильные эмоции. С этой потенциальной силой в руках композиторы начали увеличивать сложность музыкального исполнения, вводя такие элементы, как кантата, концерт, соната, оратория и опера. В течение этого периода композиторы использовали сложные музыкальные "орнаменты", вносили изменения в нотную запись и разрабатывали новые инструментальные приемы игры.

Большинство музыки в стиле барокко предназначалось для церквей и домов богатых покровителей, но тем не менее, в течение периода барокко публичные выступления стали более распространенными, особенно для оперы, и к концу периода барокко средний класс стал активным участником музыкального мира.

В наше время музыка барокко составляет основную часть классики. Именно она является неизменной программой каждого ученика музыкальных школ, колледжей и училищ. Самыми знаменитыми композиторами эпохи барокко являются:

  • Иоганн Себастьян Бах
  • Антонио Вивальди
  • Джордж Фридрих Гендель
  • Алессандро Скарлатти
  • Доменико Скарлатти

Каковы характеристики музыки в стиле барокко?

Интерес к драматическим и риторическим возможностям музыки породил множество новых звуковых идеалов в период барокко.

Контраст как драматический элемент

Контраст является важным компонентом в драматической композиции в стиле барокко. Различия между громким и мягким, сольным и ансамблевым (как в концерте), различными инструментами и тембрами - все это играет важную роль в композициях барокко.

Монодия

В предыдущих музыкальных эпохах музыкальное произведение состояло из одной мелодии, возможно, с импровизированным сопровождением. Только в эпоху барокко понятия «мелодия» и «гармония» действительно стали четко сформулированы. Композиторы стали меньше сосредотачиваться на сложной полифонии, которая доминировала в XV и XVI веках, и более на одном голосе с упрощенным аккомпанементом или монодией.

Basso continuo

Наряду с акцентом на одну мелодию и басовую линию пришла практика бассо континуо, метода музыкальной нотации, при котором мелодия и басовая линия записаны, а гармонический наполнитель указан в виде сокращения.

Инструменты

Хотя большинство инструментов в ансамбле в стиле барокко нам хорошо знакомы, все же есть несколько выдающихся инструментов, которые более не представленных в современных ансамблях: клавесин (основной клавишный инструмент, лютня и виола. Изменения в инструментах, все еще популярных сегодня, также дали ансамблю барокко другой звук. Струнные инструменты, такие как скрипка, альт и виолончель, использовали струны кишки, а не металлические, которыми они сегодня нанизаны,и это придавало им более мягкий и сладкий тон.

Тема 4. Особенности музыки эпохи барокко

XVII век в музыкальном искусстве - время радикальной перемены стиля, время дерзновенных композиторских открытий и достижений. Барокко (итал. barocco - причудливый, вычурный, странный) - преобладающий стиль новой эпохи с конца ХVI до середины ХIХ в. (примерно 1600-1750). Эпоху барокко в музыке открывает Дж. Габриэли, “флорентийская камерата” и Монтеверди, а венчают Бах и Гендель.

Осознание человеком своего несовершенства, своей зависимости от природы и общества приходит на смену цельному, ясному представлению ренессансного гуманизма.

В центре внимания музыки барокко - личность в ее сложных, многоплановых взаимоотношениях с миром, воплощение богатого внутреннего мира человека, движений чувств, их развития и противоборства. Драматизм, порою трагизм мироощущения, подчеркнутая драматическая патетика, напряженная динамика, столкновение контрастов (света и мрака, возвышенного и низменного, углубленного лиризма и пышной декоративности) - характерные черты образного строя.

Композиторы тяготеют к созданию монументальных художественных концепций, крупных многочастных (циклических) форм, стремятся к синтезу поэзии и музыки. Воздействие риторики на музыку и формирование музыкально-риторических фигур. Основополагающая роль Италии в становлении ведущих вокальных и инструментальных жанров и стилистических закономерностей. Выдвижение на первый план музыкально-театральных жанров и прежде всего - оперы. Возникновение кантаты и оратории, их развитие параллельно с оперой.

Формирование нового склада в музыке - гомофонии. Появление на первом плане солирующей мелодии, способствующей воплощению индивидуализированного начала, и гармонического сопровождения остальных голосов. Расцвет искусства сольного пения, дуэтов и терцетов. Дальнейшее развитие полифонии, обогащенной достижениями гомофонии. Феномен basso continuo как идеальный компромисс между гомофонией и полифонией.

Развитие инструментальной музыки, жанров сюиты, сонаты, увертюры, концерта для оркестра (concerto grosso) и cольного концерта. Новые формы музыкальной исполнительской практики: появление общедоступных театров и открытых публичных концертов.

Тема 80. Возникновение оперы Историческая подготовленность появления оперы в духовной атмосфере итальянского Возрождения. Сближение театра и музыки в итальянской художественной жизни XV-XVIвв. “Новый стиль” (stile nuovo) в итальянском мадригале: выделение солирующего верхнего голоса.

"Флорентийская камерата Барди-Корси”. Художественный идеал камераты - греческая трагедия. Эстетическая программа камераты - утверждение главенствующей роли слова в союзе “слово-музыка” и “нового стиля” пения, отрицание ведущего значения вокально-хоровой полифонии. Идея музыкально-поэтического синтеза в творчестве Винченцо Галилея и в его трактате “Диалог о старинной и современной музыке” (1581).

Первые образцы оперы: “Дафна” (1594) - favola in musica и “Эвридика” (1600) - dramma per musica. Автор текста - поэт О. Ринуччини, авторы музыки - Я. Пери и Дж. Каччини. В центре внимания - мелодия, связанная со словом. Поиски нового вокального стиля. Близость ранней флорентийской оперы к пасторальной сказке.

Клаудио Монтеверди (1567-1643). Первые оперы Монтеверди - “Орфей” (1607) и “Ариадна” (1608). Превращение придворного пасторального спектакля в музыкальную драму. Широта круга выразительных средств у Монтеверди, многообразие форм вокального письма. Расширение роли музыкальных инструментов в опере. “Коронация Поппеи” - последняя опера Монтеверди. Жанр исторической драмы. Блестящий вокальный стиль. Правдивость человеческих характеров. К. Монтеверди - уникальная для своего времени фигура, композитор, опередивший эпоху.

Первые оперы в Риме. “Смерть Орфея” С. Ланди (1619) и “Цепи Адониса” Д. Мадзокки (1625). Оперный театр Барберини. Жанровые разновидности римской оперы, связанной, с одной стороны, с религиозной тематикой, с другой - с народной комедией.

Опера в Венеции. Выход оперы к широкой аудитории - организация публичных оперных театров. Тесная связь венецианской оперы с характером венецианской театральной жизни. Утверждение в практике терминов “опера” и “либретто”.

Ф. Кавалли (1602-1676) и М.-А. Чести (1620-1669). Излюбленные сюжеты их опер - античные и исторические. Устоявшийся музыкальный стиль. Близость мелодий к народно-бытовым истокам. Песенный характер мелодий - ведущее начало у Кавалли и Чести. Четкая отделенность речитативов от арий. Обобщенная передача в музыке смысла и характера текста. Утверждение типичных оперных декораций в стиле барокко. Отсутствие прямых связей декораций с исполняемой музыкой, их условность. Роль М.-А. Чести в выведении национального оперного искусства за пределы Италии (гастроли в Вене, Париже).

Опера в Неаполе. Создание нового типа оперы - opera-seria. Значение консерваторий, готовивших певцов, инструменталистов, композиторов. А. Скарлатти (1659-1725) - основатель неаполитанской оперной школы. Основные жанры его творчества - опера, оратория, кантата. Монополия музыки в опере. Типизированный обобщенный характер чувств в музыке. Кристаллизация приемов музыкального письма. Преобладание вокального начала: арии и дуэты - средоточие выразительности в опере. Разнообразие типов и форм арий, их типизация. Виды речитативов и их роль в музыке оперы. Формирование так называемого “итальянского типа” увертюры. Значение творчества Скарлатти. Неаполитанская опера - итог столетнего развития нового музыкального жанра к концу XVII века.

Кантата и оратория. Тяготение этих жанров, наряду с оперой, к синтезу поэзии и музыки. Новая выразительность монодии с сопровождением. Общность музыкальных форм (речитативы, арии, ансамбли, хоры). Своеобразие жанров кантаты и оратории. Характерные образы и сюжеты. Кристаллизация кантаты и оратории в творчестве Дж. Кариссими (1605-1674). Влияние оперы на кантату и ораторию в творчестве А. Страделлы и А. Скарлатти. Дальнейшее развитие этих жанров за пределами Италии.

Инструментальная музыка. Определяющее значение в инструментальной музыке Италии скрипичного искусства. Выдвижение скрипки в качестве солирующего инструмента. Плеяда скрипичных мастеров: Гаспаро де Сало, семейства Амати, Страдивари, Гварнери.

Формирование преобладающего в XVII веке камерного ансамбля - трио-сонаты, в котором ведущую роль играют две скрипки в сопровождении basso continuo, исполняемого клавесином или органом. Формирование жанров сонаты, сюиты, концерта (concerto grooso и сольного). Две разновидности инструментальных ансамблей - церковная и камерная.

Значение болонской школы в развитии инструментальной музыки Италии. Крупнейшие представители этой школы - Дж. Б. Витали (1644-1692), Дж. Торелли (1658-1709). Зарождение концертирующего стиля, зрелость скрипичного письма и техники. Художественные достижения А. Корелли (1653-1713) - классика итальянской скрипичной музыки, основателя римской школы скрипичного искусства. Инструментальная музыка А. Вивальди (1678-1741). Развитие сольного концерта. Воздействие народно-бытового песенно-танцевального искусства на творчество Вивальди. Программность в музыке композитора. Влияние искусства Вивальди на европейскую инструментальную музыку.

Органная и клавирная музыка в Италии. Выдающаяся роль Дж. Фрескобальди (1583-1643), органиста собора св. Петра в Риме. Богатство и разнообразие жанров, импро-визационная свобода и смелость музыкальных форм как в органной, так и в клавирной музыке.

Значение Д. Скарлатти (1685-1757) в развитии музыки для клавесина. Широкий круг образов его сонат. Жанрово-бытовые истоки, коренящиеся в итальянской народной песне, космической опере. Новаторство в области клавесинной техники.

Музыкальная культура барокко - Искусство (II часть) - Каталог файлов

                                                   Музыкальная культура барокко

Мир музыкальной культуры XVII—XVIII вв. чрезвычайно сложен и разнообразен. Его невозможно свести к какому-то од­ному стилю или нескольким лаконичным определениям и фор­мулировкам. Вот почему, рассказывая о музыке барокко, мы лишь наметим общую картину её развития.

Музыкальная культура барокко существенно отличалась от музыки Возрождения. В ней царило ощущение неизбежности перемен и дух новаторства. Один из меломанов начала XVII в. с возмущением писал:

«Музыкантам хочется изобретать нечто новое. И вот новое искусство докатилось до безудержной распущенности. От­клонившись от путей, намеченных нашими отцами, моло­дые композиторы создают искажённые произведения, в ко­торых нет никаких достоинств, кроме новизны...»

Действительно, музыка, как ни одно другое искусство, ощу­тила на себе напряжённый, тревожный и неустойчивый дух своего времени. На смену плавной гармонии, уравновешенности и оптимизму Возрождения пришли трагическое мироощуще­ние, пристальное внимание композиторов к чувствам и эмоциям человека. Для выражения подобных чувств музыке были необ­ходимы новые специфические средства и формы. И они были блестяще найдены. На смену хоровой полифонии Возрождения приходит мелодичное одноголосие, способное передать малей­шие волнения человеческой души.

Музыка барокко носит преимущественно светский характер, в ней в большей степени проявляются демократические тенден­ции эпохи; всевозможные украшения (мелизмы) делают её наибо­лее яркой и декоративной, что соответствует барочной эстетике. Неустойчивые диссонирующие созвучия, неожиданные перехо­ды, контрасты и противопоставления, мелодии, томительно длящиеся во времени, быстрые, технически трудные, виртуоз­ные пассажи в пении, одновременное звучание множества инстру­ментов, использование танцевальных ритмов — всё это определя­ло суть барочной музыки.

Новый музыкальный стиль проникает и в церковную музы­ку (в органные мессы Фрескобальди, Баха, оратории Генделя). Но ярче всего он проявился в опере, ведущем жанре музыки ба­рокко.

                                     «Взволнованный стиль» барокко в итальянской опере

Опера явилась одним из главных достижений музыкального искусства барокко. Будучи новым синтетическим жанром, она была призвана воплотить идеалы «нового стиля». Появление этого жанра было тщательно подготовлено в художественной ат­мосфере Возрождения. (На страницах учебника для 10 класса мы рассказывали о знаменитой Флорентийской камерате и о рож­дении оперы.)

В XVII в. оперное искусство быстро развивается и достигает расцвета в крупнейших городах Италии. Там возникают своеоб­разные оперные школы, лучшие черты которых успешно соеди­нил в своём творчестве Клаудио Монтеверди (1567—1643) — первый оперный композитор барокко и блестящий реформатор этого жанра (к сожалению, из оперного наследия композито­ра до нас дошло очень немногое). Он успешно продолжил дело, начатое участниками Флорентийской камераты, но в собст­венном творчестве пошёл гораздо дальше своих предшественни­ков. Монтеверди углубил содержательный смысл оперы, рас­ширил выразительные средства и формы вокальных и оркест­ровых партий, ввёл в неё увертюру и дуэт. Но главным его новшеством стал созданный им «взволнованный стиль» (соncitatо), передающий драматизм и напряжённость действия, глу­бину страстных человеческих чувств и переживаний. В отли­чие от предшественников, он развил драматическую сущность нового жанра, создал мелодию, сочетающую в себе речевые интонации, декламацию и вокал. Он обогатил оперу полифо­нической традицией, а средствами музыки показал многообра­зие и противоречивость человеческих характеров.

Композитор считал, что музыка долж­на не столько развлекать слушателя, сколько передавать богатство внутренне­го мира человека, заставлять его думать, переживать, искать ответы на сложные жизненные вопросы. Подвижная, измен­чивая мелодия его опер могла растрогать и взволновать до глубины души, поверг­нуть в смятение, заставить ужаснуться или вызвать восторг.

Сюжеты его опер включали интриги, заговоры, измены, покушения; непремен­ным условием, передающим напряжён­ность развития действия, была смерть героев. Он создал новый тип арии — «жалобную песнь», прекрасным приме­ром которой является «Плач Ариадны» из оперы «Ариадна». Важнейшим за­воеванием композитора стала детальная разработка оркестровки, введение новых технических приёмов для большей выразительности. Монтеверди использовал ан­самбль инструментов. Если в первой опере «Эвридике» их было всего семь, то в последней — 70!

Лучшие оперы Монтеверди — «Орфей» (1607), «Коронация Поппеи» (1642), созданные на мифологические и исторические темы, — отличаются богатством и занимательностью сюжета. В судьбах героев происходят неожиданные события и перемены, а потому музыка изобилует контрастными, резкими перехо­дами, полными суровой драматической силы и нежного лириз­ма. Звучание разнообразных музыкальных инструментов жи­вописно оттеняет психологическое состояние каждого из дейст­вующих лиц, выявляет их моральные качества. Оркестровая музыка не только сопровождает певческий голос, гибко следуя за поэтическим словом, она сама становится полноправным уча­стником событий.

В 1637 г. в Венеции по инициативе Монтеверди был открыт первый в мире публичный оперный театр, через несколько лет подобные театры от­крываются в Лондоне, Гамбурге, Париже, Праге и Вене. Оперное искусство повсеместно завоёвы­вает сердца слушателей. Творчество К. Монтевер­ди оказало огромное влияние на оперные произве­дения Дж. Фрескобальди (1583—1643), А. Скар­латти (1660—1725) и Дж. Б. Перголези (1710— 1736).

Характерные черты «взволнованного стиля» К. Монтеверди нашли отражение в творчестве и исполнительской манере выдающихся мастеров барочного концерта, и прежде всего Антонио Вивальди (1678— 1741) — автора 465 (!) концертов и 40 опер, блестящего скрипача-виртуоза, поражавшего публику полной неожиданностей и контрастов манерой исполнения. В основе созданного им боль­шого концерта (соnсегtо grosso)  лежало противопоставление од­ного или группы солирующих музыкальных инструментов все­му оркестру.

В историю музыкальной культуры А. Вивальди вошёл и как выдающийся композитор программной музыки, воссоздающей реальные звуковые картины из жизни природы. В своём наи­более известном сочинении «Времена года» (1725) он сумел мастерски передать весеннее радостное обновление природы и жаркий летний зной, её пышное осеннее увядание и зимнюю стужу.

                                         Расцвет свободной полифонии в творчестве Баха 

Творчество Иоганна Себастьяна Баха (1685—1750) яви­лось завершающим этапом музыкальной культуры барокко. В его произведениях удивительным образом сочетались все лучшие достижения предшествующих эпох: искусство поли­фонии немецких органистов, гомофонный стиль итальянской оперы и французской танцевальной музыки. Он унаследовал традиции инструментальной му­зыки сопсегЬо §то83о и народно-песенного творче­ства.

Известный русский композитор и музыкаль­ный критик А. Н. Серов писал:

«Если в области музыки есть что-либо, к чему надобно подходить... с любовью в сердце, со страхом и верою, так это именно — творения великого Баха».

Трагическая история Германии (Крестьян­ская и Тридцати летняя войны, Вестфальский мир, окончательно закрепивший раздроблен­ность страны) дала Баху возможность почувство­вать глубокие противоречия своего времени.

Поразительно разнообразно творческое насле­дие Баха, работавшего почти во всех музыкаль­ ных жанрах! В историю мировой музыкальной культуры он во­шёл как непревзойдённый мастер духовной органной музыки. Глубина философских обобщений, отражение сложного и проти­воречивого земного бытия и божественного мира совершенной гармонии отличают его органные мессы, хоралы, оратории, кан­таты и пассионы («страсти»).

Ещё в XVII в. возникла традиция вокально-хорового испол­нения «страстей» — драматизированных торжественных по­вествований о страданиях и мученической смерти Иисуса Хрис­та. Одним из величайших творений Баха стали «Страсти по Матфею» (1729) — грандиозное произведение из 78 номеров, исполнявшееся в течение четырёх часов. По замыслу автора, в нём участвовали два четырёхголосных хора с солистами и оркестр из 34 музыкантов. Нелегко было организовать испол­нение этого монументального произведения при жизни компо­зитора.

Музыка «Страстей...» вызывала самые различные эмоции у слушателей: от строгой, возвышенной скорби до искреннего переживания, раздумья и просветлённого торжества жизни. Сдержанная, скорбная мелодия голоса сопровождалась рыда­ниями скрипки, а партии хоров передавали крики разъярённой толпы, требующей казни Христа.

Строгим ревнителям церкви музыка не понравилась, она пока­залась им слишком оперной и далёкой от религиозной догматики. Лишь в 1829 г., спустя сто лет после её создания, двадцатилетний немецкий композитор Ф. Мендельсон (1809—1847) осуществит её исполнение в Лейпциге.

«Переполненный зал казался храмом, среди присутствую­щих царило торжественное благоговение; только изредка раздавались непроизвольные изъявления глубоко взволно­ванного чувства» (из воспоминаний Ф. Мендельсона).

Одним из величественных творений Баха стала Высокая мес­са (Месса си минор) (1747—1749), созданная в стиле барокко.

Удивительно тонкая и красивая музыка, вклю­чающая арии, вокальные ансамбли и хоры, пере­давала широкий эмоциональный диапазон: от ликования и про­светлённого чувства радости до жалости, скорби и сострадания. Короткие фразы латинских молитв служили лишь поводом для выражения мыслей о противопоставлении жизни и смерти, о торжестве нравственного величия Человека.

Сложность структуры и большой объём не позволяли испол­нить её в церкви во время праздничного дневного богослужения (при жизни Баха она не была исполнена ни разу). Месса состо­яла из 5 крупных частей, включавших 24 номера (15 хоров, 6 арий и 3 дуэта). Между тем грандиозное произведение поража­ло своей цельностью и чёткой продуманностью.

Барочный характер музыки нашёл воплощение в полифони­ческом искусстве Баха, вершиной которого являлись фуги (лат. fuga — бег) — многоголосные произведения, в основе которых лежит одна музыкальная тема, звучащая последовательно в раз­ных голосах. Происхождение этого слова не случайно: звучащие голоса действительно как будто «догоняют» друг друга и прихо­дят к согласию лишь в конце. Обойдя все голоса, мелодия начи­нает дробиться на мелкие части, её звучание становится более напряжённым, неустойчивым.

Хорошо известна и оркестровая музыка Баха. Каждый из шести Бранденбургских концертов (1711 —1720), созданных в жанре соnсегtо grosso, имеет свой неповторимый тембровый об­лик. Клавирные и скрипичные концерты, в которых Бах про­должил традиции А. Вивальди, — это то главное, что создано им в этой области. В клавирной музыке (klаviег — немецкое назва­ние клавесина, струнного клавишного инструмента) он прокла­дывал новые пути, намечая основные направления в развитии фортепианной музыки.

Сборник фуг и прелюдий «Хо­рошо темперированный клавир» (1722, 1744) — непревзойдённый образец полифонической клавир­ной музыки, учебник и настольная книга для исполнителей многих поколений. Бетховен называл его своей «музыкальной Библией», для Шумана она была «лучшей грамма­тикой». Среди 48 фуг нет и двух похожих, каждую отличает по­разительное многообразие мелодий и настроений. Связанные между собой, они являются вполне са­мостоятельными произведениями. Бах любил импровизировать за клавесином на темы популярных песен, сочиняя изящные и легкие сюиты, состоящие из немецких (аллеманда), французских (куранта), испанских (сарабанда) и английских (жига) танцев. Француз­ские и Английские сюиты стали подлинным украшением кон­цертных программ.

Не менее популярной была светская вокально-инструмен­тальная музыка Баха. Около 30 кантат (вокально-инстру­ментальных произведений для солистов хора и оркестра) при­надлежит великому композитору. Каждая из них проникнута весёлыми и жизнерадостными интонациями, во всех чувствуют­ся остроумие и тонкий юмор автора. В «Крестьянской кантате» (1742) звучат народно-песенные мелодии, передающие стихию народной жизни. Она представляет собой живые зарисовки крестьянского праздника, любовного свидания на лоне природы. «Кофейная кантата» (1732) — это остроумная жанровая сценка, в которой ворчливый отец запрещает дочери пить кофе — мод­ный в то время напиток. Но изобретательная и находчивая дочь ловко обходит все его запреты.

За свою жизнь Бах создал множество музыкальных шедев­ров. Известно, что в конце жизни великий немецкий компози­тор потерял зрение. Последние сочинения он диктовал своим ученикам...

                                                                         Русская музыка барокко

Музыкальная культура русского барокко успешно развива­лась в течение ста лет, с середины XVII до середины XVIII в. На русскую барочную музыку оказали влияние западноевропей­ские музыкальные традиции, пришедшие к нам через Польшу и Украину. При этом русская музыка барокко сохранила харак­терные черты древнерусского знаменно­го распева, его сурово-сдержанный, ве­личавый стиль.

В основу русской барочной музыки легло торжественное партесное (лат. partes — голоса, т. е. многоголосное) пение, получившее наиболее яркое воплощение в так называемых партес­ных концертах XVII — начала XVIII в. Николай Павлович Дилецкий, глав­ный теоретик партесного стиля пения, автор «Мусикийской грамматики» (1681), отмечал, что в основе такого концерта лежит «борение гласов», т. е. противопоставление голосов солис­тов общему хору. Композиторам пред­писывалось создавать композиции на 4, 8, 12 и даже 48 голосов! При этом ко­личество частей и продолжительность их звучания строго не регламентиро­вались, хотя предпочтение всё же от- давалось трёхчастным концертам. В качестве глав­ного требования выдвигалась передача малейших движений человеческой души.

На русской почве барокко обрело свои национальные черты:

«Барокко в России более жизнерадостно и декоративно, чем на Западе, в нём сильно проявляет себя украшательство, по­рой доходящее до пестроты. Орнаментальность достигает пределов возможного» (Т. Ф. Владышевская).

Музыкальная культура русского барокко положила нача­ло развитию русской композиторской школы. В это время в Рос­сии появляется целая плеяда талантливых композиторов, хотя многие партесные концерты по-прежнему оставались аноним­ными.

Василий Поликарпович Титов (около 1650—1715) — автор многочисленных духовных хоровых концертов на 12 голосов. Совместно с Симеоном Полоцким он создал «Рифмотворную Псалтырь». В. П. Титов был в числе первых русских композито­ров, прославивших воинскую доблесть и реформаторскую де­ятельность Петра I.

В XVIII в. стиль барокко воплотился в музыке к оперным и балетным спектаклям, а также в искусстве колокольных звонов. В народной среде особенно популярны были песенные жанры ба­рокко — канты (песнопения светского содержания) и псалмы (музыкально-поэтические переложения псалмов библейского пророка Давида).

Яркую и незабываемую музыкальную интерпретацию псал­мов Давида сделал русский композитор Максим Созонтович Березовский (1745—1777). В течение нескольких лет он сочи­нял для Придворной капеллы церковные концерты, вызывав­шие восхищение знатоков и одобрение царского двора. Наибо­лее известные среди них: «Господь воцарися в лепоту облечеся», «Не отверже мене во время старости», «Хвалите Господа с небес» и др.

Вершиной творческих исканий Березовского стал и поныне знаменитый концерт «Не отверже мене во время старости» (1760-е гг.) на текст 70-го псалма Давида:

Не отвергни меня во время старости;

Когда будет оскудевать сила моя, не оставь меня...

Да постыдятся и исчезнут враждующие против души моей;

Да покроются стыдом и бесчестием ищущие мне зла.

В этих словах — сокровенное желание человека закончить свой земной путь достойно, не боясь смерти, ибо впереди — жизнь вечная.

М. С. Березовский создал монументальное по форме сочине­ние, до сих пор поражающее слушателей глубиной чувств и эмо­ций. Просьба-молитва, взывающая к Всевышнему, молитва на­дежды и гневный, смелый протест против сил зла и несправед­ливости — главные музыкальные темы этого произведения.

Замечательная музыка композитора передаёт не­укротимость человеческого духа, стойкость в ве­ре, мужество перед лицом испытаний.

Признанным мастером духовного хорового концерта по праву считают Дмитрия Степанови­ча Бортнянского (1751 —1825). В историю рус­ской музыки он вошёл прежде всего как автор 35 хоровых духовных композиций для четы­рёхголосного хора, 10 концертов для двух хо­ров. Одним из лучших сочинений Бортнянско­го был концерт № 32 «Скажи ми, Господи, кон­чину мою...», созданный на слова 38-го псалма Давида:

Скажи ми, Господи, кончину мою и число дней моих, дабы я знал, какой век мой...

Услышь, Господи, молитву мою; не будь безмолвен к слезам моим...

П. И. Чайковский, редактировавший в 1882 г. сочинения Бортнянского, считал этот концерт лучшим. Помимо духовной хоровой музыки, Бортнянский создал оперы и сочинения для клавира. Ему при­надлежит патриотическая хоровая песня «Певец в стане рус­ских воинов» на слова В. А. Жуковского.

 

Вопросы и задания

1.               Каковы характерные черты музыкальной культуры барокко? Чем она отличается от музыки эпохи Возрождения?

2.               Почему К. Монтеверди называют первым композитором барок­ко? В чём выразился реформаторский характер его творчества? Что характерно для «взволнованного стиля» его музыки? Какое отраже­ние он нашёл в оперных произведениях композитора? Что объединяет музыкальное творчество К. Монтеверди с произведениями барочной архитектуры и живописи?

3.               Что отличает музыкальное творчество И. С. Баха? Почему его принято рассматривать в рамках музыкальной культуры барокко? Ка­кие произведения великого композитора вам особенно близки? Поче­му? Приходилось ли вам слушать органную музыку И. С. Баха? Где? Каковы ваши впечатления?

4*. Каковы характерные черты русской музыки барокко? Что представляли собой партесные концерты XVII — начала XVIII в.? Почему развитие русской барочной музыки связывают с формирова­нием композиторской школы в России? Какое впечатление произво­дит на вас духовная хоровая музыка М. С. Березовского и Д. С. Борт­нянского?

 

Творческая мастерская

1. Музыковед Д. К. Кирнарская справедливо отмечала существую­щую связь мелодий К. Монтеверди с барочной архитектурой и живо писью: «Мелодические лабиринты Монтеверди своими линиями — то изломанными и извилистыми, то как будто закрученными в узелки или выписывающими зигзаги, — напоминают вычурные узоры архи­тектурных фасадов XVII века, где лепестки цветов, гирлянды вино­града и обнажённые амуры сплетены в пышном барочном орнамен­те...» Что объединяет музыкальное творчество К. Монтеверди с произ­ведениями барочной архитектуры и живописи?

2. Послушайте произведения А. Вивальди — создателя барочного концерта (соnсегtо grosso). Как вы думаете, почему И. С. Баху особен­но нравились эти барочные концерты?

3. Подготовьте программу тематического концерта «Музыкальная культура барокко». Какие произведения вы отберёте для этих целей? Почему?

4*. Подготовьте и проведите конкурс на лучшего знатока русской духовной музыки. Продумайте программу конкурса, отберите фраг­менты музыкальных произведений, составьте вопросы и задания для участников конкурса.

 

Темы проектов, рефератов или сообщений

«Своеобразие музыкальной культуры барокко»; «“Взволнованный стиль” К. Монтеверди»; «Оперное искусство итальянских компози­торов (Фрескобальди, Скарлатти и Перголези)»; «Антонио Виваль­ди — создатель барочного концерта»; «В чём и как выразился высший расцвет свободной полифонии в творчестве Баха?»; «Шедевры орган­ной музыки Баха»; «Библейское Слово в музыке Баха»; «Русская музыка барокко»; «Творчество М. С. Березовского и Д. С. Бортнянского».

 

Книги для дополнительного чтения

Бах. Моцарт. Бетховен. Шуман. Вагнер. М., 1999. (ЖЗЛ. Биогра­фическая библиотека Ф. Павленкова).

Вагнер Г. К., ВладышевскаяТ.Ф. Искусство Древней Руси. М., 1993.

Великие музыканты Западной Европы: хрестоматия для учащих­ся старших классов / сост. В. Б. Григорович. М., 1982.

ЗаповаТ.В. Зарубежная музыка XVIII — начала XIX века. М., 1976.

Кирнарская Д. К. Классическая музыка для всех: Западноевропей­ская музыка от григорианского пения до Моцарта. М., 1997.

Ливанова Т.Н. Западноевропейская музыка XVII—XVIII веков в ряду искусств. М., 1977.

Попова Т. В. Зарубежная музыка XVIII и начала XIX века. М., 1976.

Рапацкая Л. А. История русской музыки. М., 2001.

Рыцарева М. Г. Русская музыка XVIII века. М., 1987.

Рыцарева М. Г. Композитор Д. Бортнянский. Л., 1979.

Рыцарева М. Г. Композитор М. Березовский. Л., 1973.

Тихонова А. И. Возрождение и барокко. М., 2003.

Швейцер А. И. С. Бах. М., 1966.

 

При подготовке материала использован текст учебника «Мировая художественная культура. От XVIII века до современности» (Автор Данилова Г. И.).

 

Урок МХК в 11 классе "Музыкальная культура барокко", презентация, текст к слайдам и аудиозаписи

Урок МХК в 11 классе «Музыкальная культура барокко»

СЛАЙД 1. Тема урока

СЛАЙД 2. Отличительные черты музыки барокко:

  1. Трагическое мироощущение, яркое выражение чувств и эмоций человека.

Для этого были необходимы новые специальные средства и формы. На смену хоровой полифонии Возрождения приходит мелодичное одноголосье, способное передать малейшее волнение души.

СЛАЙД 3. Отличительные черты музыки барокко:

  1. Музыка барокко носит преимущественно светский характер. В ней проявляются в большей степени демократические тенденции.

СЛАЙД 4. Отличительные черты музыки барокко:

  1. Всевозможные украшения (мелизмы) делают ее наиболее яркой и декоративной, что соответствует барочной эстетике.

СЛАЙД 5. Отличительные черты музыки барокко:

  1. Неустойчивые диссонирующие созвучия, неожиданные переходы, контрасты и противопоставления.

  2. Виртуозные пассажи в пении.

  3. Одновременное звучание множества инструментов, использование танцевальных мотивов.

  4. Проникновение в церковную музыку.

  5. Опера – ведущий жанр музыки барокко.

СЛАЙД 6. Опера – это жанр музыкально-драматического искусства, в котором содержание воплощается средствами музыкальной драматургии, главным образом, посредством музыки. Литературная основа оперы – либретто. Увертюра – симфоническое вступление, которое в общих чертах знакомит слушателя с содержанием всего действия

Записать только то, что такое либретто и увертюра.

СЛАЙД 7. В 17в оперное искусство быстро развивается и достигает расцвета в крупных городах Италии. Там возникают своеобразные оперные школы.

Клаудио Монтеверди (1567-1643гг) – первый оперный композитор барокко. (Сообщение Петрушин Виктор)

- ввел в оперу увертюру и дуэт.

- создал «взволнованный стиль» (concitato), передающий драматизм и напряженность действия, глубину человеческих чувств и переживаний.

- развил драматическую сущность нового жанра, создал мелодию, сочетающую в себе речевые интонации, декламацию и вокал.

- считал, что музыка должна передавать богатство внутреннего мира человека, заставлять его думать, переживать.

- использовал ансамбль инструмаентов (до 70).

- по его инициативе в 1637г был открыт первый публичный оперный театр.

СЛАЙД 8. Оперы Монтеверди

  1. «Орфей» (1607г) – мифологическая тематика. Рассказывается о любви Орфея и Эвридики. Они готовятся к свадьбе, поют о своей любви. Орфей рассказывает о своих жизненных неудачах, рассказывает, как преодолел все горести и достиг счастья, полюбив Эвредику.В этот момент появляется Посланница и рассказывает Орфею, что Эвредику укусила ядовитая змея и она умерла. Орфей горюет и решает отправиться в заробный мир, просить богов, чтобы они вернули ему любимую. Взяв в спутницы Надежду, он идет в царство мертвых, но на входе видит надпись: «Оставь надежду всяк сюда входящий». Надежда оставляет его. Когда он доходит до реки Стикс, Харон отказывается переправить его через реку. Тогда Орфей начинает играть на лютне, Харон засыпает и Орфей переправляется на его лодке через реку. Пока он плывет, поет о своей любви к Эвредике. Жена бога мертвых восхищается его пением и уговаривает мужа отпустить Эвредику. Бог мертвых отпускает Эвредику с одним условием: Орфей не должен оборачиваться, пока их в Эвредикой не выведут из царства мертвых. Орфей соглашается. Однако в какой-то момент, Орфея начинает сомневаться, что его любимая идет за ним следом и решает обернуться. Обернувшись он увидел Эвредику, но она воскликнула и исчезла. Далее идет монолог Орфея и в конце он отправляется на небо вслед за Апполоном.

Просмотр видеозаписей: Алексей Герасимов «Ария Орфея» Пермский академический театр оперы и балета им. Чайковского и фрагмент увертюры из оперы.

  1. «Коронация Поппеи» (1642) – исторический жанр

  2. «Ариадна» (1608) – мифологический жанр

СЛАЙД 9. Антонио Вивальди (1678-1741). Итальянский композитор, скрипач, педагог, дирижер, католический священник, автор 465 концертов и 40 опер. (Сообщение Смирнов Павел)

В основе созданного им большого концерта (concerto grosso) лежало противопоставление одного или группы солирующих музыкальных инструментов всему оркестру.

Знаменитое произведение «Времена года» (1725). Прослушивание 4 аудиозаписей: весна, лето, осень, зима.

СЛАЙД 10. Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) (Сообщение Дружинин Миша)

Работал почти во всех музыкальных жанрах. Непревзойденный мастер духовной органной музыки.

СЛАЙД 11. В 17в возникла традиция вокально-хорового исполнения «страстей»

- «Страсти по Матфею» - произведение из 78 номеров, исполнявшееся в течение 4 часов, в котором участвуют 2 четырехголосных хора с солистами и оркестр из 34 музыкантов.

- «Высокая месса» («Месса си минор»)

СЛАЙД 12. Бах любил импровизировать за клависином на темы популярных песен, сочиняя легкие и изящные сюжеты, состоящих из немецких (аллеманда), французских (куранта), испанских (сарабанда) и английских (жига) танцев.

Кантат – вокально-инструментальные произведения для солистов хора и оркестров).

Прослушивание аудиозаписей (3 штуки)

СЛАЙД 13. Русская музыка барокко.

В основу русской барочной музыки легло торжественное партесное (лат. Partes – голоса), т.е. многоголосное, пение.

СЛАЙД 14. Николай Павлович Дилецкий – главный теорик партесного стиля пения, автор «Мусикийской грамматики» (1681) (Сообщение Ефремов Алексей)

СЛАЙД 15. Василий оликарпович Титов (1650-1715) (Сообщение Жаков Денис)

Автор многочисленных духовных хоровых концертов на 12 голосов.

Создал «Рифмованный Псалтырь» (совместно с Симеоном Полоцким)

СЛАЙД 16. В народной среде особенно популярны бали песенные жанры барокко – канты (песнопения светского содержания) и псалмы (музыкально-поэтические переожения псалмов библейского пророка Давида).

СЛАЙД 17. Максим Созонтович Березовский (1745-1777) (Сообщение Светлаков Антон)

СЛАЙД 18. Дмитрий Степанович Бортнянский (1751-1825) (Сообщение Батуев Дима)

На какие темы писал свои картины Рембрандт?

Автопортрет, портреты, мифологические , библейские, а также пейзажи, исторические и бытовые темы.

Автопортрет с Саскией Портрет Яна Сикса Пир Валтасара Возвращение блудного сына

Почему именно в Голландии наиболее отчётливо проявился реалистический характер живописи?

Особенность природы, её равнины, близость моря.

Почему Вермера называли «величайшим магом и волшебником живописи»?

В своих работах Вермер воспроизводил малейшие изменения воздушной среды, используя солнечный свет и состояние атмосферы

Каковы характерные черты музыкальной культуры барокко?

• Трагическое мироощущение

• Внимание к чувствам и эмоциям человека

• Мелодичное одноголосие, передающее волнение человеческой души

• Носит светский характер – демократичность, яркость, декоративность,

• Неожиданные переходы

• Контрасты и противопоставления

• Технически трудные, виртуозные пассажи в пении

• Одновременное звучание множества инструментов

• Использование танцевальных ритмов

Чем отличается музыка барокко от музыки эпохи возрождения?

В музыке барокко царил дух новаторства, где на смену хоровой полифонии Возрождения приходит мелодичное одноголосие.

Почему К.Монтеверди называют первым композитором барокко?

Монтеверди был блестящим реформатором оперного жанра. По его инициативе был открыт первый оперный театр. В своей музыке он воплотил все характерные черты музыкальной культуры барокко.

Какой должна быть музыка по мнению К.Монтеверди?

Музыка зрителей должна растрогать, взволновать, переживать, повергнуть в смятение,

заставить ужаснуться.

Чем отличались сюжеты опер К.Монтеверди от сюжетов опер других композиторов жанра барокко?

Сюжеты его опер включали интриги, заговоры, измены, покушения.

Известные композиторы музыкального искусства барокко.

К.Монтеверди А. Вивальди Иоганн Бах

Что отличает музыкальное творчество И.С.Баха?

В его произведениях сочетались все лучшие достижения предшествующих эпох:

Духовная органная музыка

• Полифоническое искусство (фуга)

• Оркестровая музыка

• Клавирная музыка

• Светская вокально-инструментальная музыка

• Народно-песенное творчество

Музыкальные произведения

К.Монтеверди – оперы «Орфей», «Коронация Поппеи» «Ариадна»

А.Вивальди – симфоническая музыка «Времена года»

И.С.Бах – «Страсти по Матфею», Высокая месса (си минор), оркестровая музыка «Брандербурский концерт».

40. Классицизм – это…

стиль в искусстве 17 – начала 19 века, следовавший классическим достижениям Античности

(образцовый).



About Author


admin

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о