Чем отличается барокко от ренессанса: Ренессанс и барокко — отличие двух стилей – Attention Required! | Cloudflare

Искусство барокко и ренессанс 2020

Искусство барокко против ренессанса

Искусство - одна из самых интересных тем для обсуждения на уроках истории. Помимо демонстрации художественного таланта и творчества, он также дает студентам и энтузиастам возможность взглянуть на то, как великим художникам в прошлом удалось придумать шедевры, которые до сих пор остаются бесспорными.

Два разных периода в истории выделяются, когда речь идет об искусстве и великих мастерах - барокко и ренессанс. Произведения, созданные в эти времена, были очень похожи друг на друга, но с отчетливыми различиями; дебаты о том, какой период производили лучшее искусство, продолжают продолжаться и сегодня с сторонниками из обоих лагерей, представляющими веские аргументы. Возможно, лучший способ справиться с этим - перечислить различия между ними.

Период ренессанса для искусства начался в 1400-х годах в Италии, который сегодня считается столицей искусства мира вместе с Парижем. Этот период считался одним из самых важных в истории Европы, поскольку он означал переход от средневековья к раннему современному. Эпоха барокко вскоре последовала в 1600-х годах, так как произошла еще одна трансформация, когда церковь начала делиться между протестантами и католиками. Неудивительно, что многие произведения в этот период были воссозданием известных произведений эпохи Возрождения.

Многие современные художники и знатоки искусства, а также простые люди знакомы со многими художниками эпохи Возрождения, такими как Микеланджело и Леонардо Да Винчи. Однако мастера барочного периода не так хорошо известны многим людям. Это свидетельствует о том, как искусство барокко было просмотрено в свое время. По сравнению с творчеством эпохи Возрождения это считалось странным и странным, что примерно соответствует французскому.

Когда-то было много споров среди многих энтузиастов искусства, что в период барокко не было большой работы. Но это было позже опровергнуто признанием работ таких художников, как Бернини и Караваджо. Одной из причин неприязни к искусству барокко было то, что многие художники и скульпторы стремились воссоздать предыдущие произведения мастеров эпохи Возрождения.

Но самая большая разница между этими двумя важными эпохами в истории искусства - это стиль, используемый художниками. Ренессанс-живописцы и скульпторы были одними из первых, кто использовал перспективу в своей работе. Это позволило им дать больше реализма своим творениям. Однако этот акцент на добавлении глубины к их работе заставил картины и скульптуры, кажется, испытывать недостатки в эмоциях и не смог захватить эмоции, которые он должен изобразить. Эта «тишина» была решена художниками-барокко, как видно из их знаменитых работ. Они больше сосредоточились на драме предмета, который они пытались продемонстриро

Отличия барокко от Ренессанса

Музыка барокко взяла от Ренессанса практику использования полифонии и контрапункта, однако несколько в ином ключе: одной из важнейших ступеней в переходе от Ренессанса к барокко было становление полифонии свободного стиля - инструментальнй полифонии, отличного от полифонии строгого стиля - вокальной полифонии a capella.

Основой музыки барокко, написанной в свободном полифоническом стиле, стала тональная система мажора и минора (в отличие от системы диатонических ладов музыки эпохи Возрождения).

Мелодика свободного стиля отличается прежде всего инструментальной природой (расширяется диапазон звучания голосов, применяются ходы на самые широкие интервалы).

Мелодика почти всегда зависит от гармонии.

Музыкальный язык эпохи барокко стал более сложным и изощренным по сравнению с эпохой Ренессанса, эволюционизировала музыкальная нотация, развились способы игры на инструментах. Расширились рамки жанров, выросла сложность исполнения музыкальных произведений, утвердился новый музыкальный жанр – опера, который возник на рубеже XVI-XVII вв. (Флорентийская камерата). Появились новые музыкальные термины и концепции, большинство из которых используются до сих пор. В эпоху барокко родились такие гениальные произведения, как мессы Иоганна Себастьяна Баха, хор «Аллилуйя» из оратории «Мессия» Георга Фридриха Генделя, «Времена года» Антонио Вивальди, «Вечерня» Клаудио Монтеверди и т. д.

Композиторы эпохи барокко работали в различных

музыкальных жанрах эпохи барокко.

Опера, появившаяся в период позднего Возрождения, стала одной из главных музыкальных форм эпохи барокко. Можно вспомнить произведения таких мастеров жанра, как Алессандро Скарлатти (1660—1725), Генделя, Клаудио Монтеверди и других. Жанр оратории достиг пика своего развития в работах И. С. Баха и Г. Ф.Генделя;

В операх и ораториях часто использовались схожие музыкальные формы-например, арии.

Композиторы продолжали работать также в таких жанрах духовной музыки, как месса и кантата. Им уделили внимание множество протестантских композиторов, в том числе Иоганн Бах.

Развились такие виртуозные жанры как токката и фуга.

Инструментальные сонаты и сюиты были написаны как для отдельных инструментов, так и для камерных оркестров. Появился жанр концерта в обеих своих формах:

1) для одного инструмента с оркестром;

2) жанр «кончерто гроссо» (большой концерт), в котором небольшая группа солирующих инструментов контрастирует с полным ансамблем.

Появился также жанр французской, итальянской увертюры а также сюиты с характерным контрастным сопоставлением быстрых и медленных частей.

Произведения для клавишных инструментов довольно часто писались композиторами для собственного развлечения или в качестве обучающего материала. Такими работами являются зрелые сочинения И. С. Баха, общепризнанные интеллектуальными шедеврами эпохи барокко: «Хорошо темперированный клавир», «Вариации Гольдберга» и «Искусство фуги».

Отличия барокко от классицизма.

В эпоху классицизма, которая последовала за эпохой барокко, роль полифонического многоголосиия уменьшилась и на первое место вышло гомофонное многоголосие (от греч. "хомос" - "один", и "фоне" - "звук", "голос")

В отличие от полифонии, где все голоса равноправны, в гомофонном многоголосии выделяется один, исполняющий главную тему, а остальные играют роль аккомпанемента (сопровождения). Аккомпанемент представляет собой, как правило, систему аккордов (гармоний). Отсюда и название нового способа сочинения музыки –

гомофонно-гармонический.

В музыке стало меньше орнаментации, украшений. Произведения стали более стройными, чёткими по структуре, особенно те, которые написаны в сонатной форме.

В эпоху барокко в музыкальном произведении каждая из частей концентрировалась на выражении и раскрытии одного, ярко прорисованного чувства,что решалось с помощью изложения одной темы, которая изменялась (варьировалась) на протяжении всей части, а в эпоху классицизма в одной части произведения раскрывалось множество эмоций, которые выражались с помощью изложения и развития двух и более различных по образному содержанию тем.

Чем стиль барокко отличается от стиля ренессанса?

Груз с каким весом способен поднять воздушный шар, наполненный водородом объёмом 15 м?? Плотность водорода – 0,09кг/м?, воздуха – 1,29кг/м?
Представьте, что вы оказались на научно-исследовательском судне, следующем через Панамский канал из Атлантики в Тихий океан. Укажи, в каком направлении будет двигаться корабль
1. с запада на восток

2. с северо-востока на юго-запад
3. с северо-запада на юго-восток
4. с юго-запада на северо-восток
ПОМОГИТЕ!!!ПОМОГИТЕ!!!
Определить тело в см кубических и метрах кубических, если масса тела m= 67,5 и V=25 см кубических
а)32?101
б)240?12
в)1110?17
решите с помощью распределительного закона умножения
ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА!!!
Методом эл. баланса составьте ур-ние р-ции:
Na2SO3 + ….. + KOH = K2MnO4 + …. + h3O
2. Установите соответствие,
Особенности строения и жизнедеятельности
А) на головке имеются присоски и крючки
Б) паразитирует в кишечнике человека
В) является хищником
Г) имеет органы чувств
Д) промежуточный хозяин – малый прудовик
Представитель плоских червей
1. планария
2. печеночный сосальщик
3. свиной цепень
рис78 определитель угол между направлениями
Помогите!!! Расскажите о озере Байкал кратко: размер котловины, её глубина,её координаты и т.д.
Помогите пожалуйста(( очень срочно надо а я ни бум бум:((
1. About 21 thousand students …………….. at Oxford University at present. a) are studied b) study c) is studied d) studied
2. At least 117 Oxford graduates …………… to the UK Parliament in 2010. a) elect
b) elected c) were elected d) will be elected
3. Our son …………. an exam in Criminal Law last month. a) pass b) is passed c) was passed d) passed
4. My friend’s daughter ……………….. the University next year. a) will be entered b) will enter c) will be entering d) will entered
5. Seminars and lectures ……………. by the first year students every day. a) are attended b) attend c) attended d) is attend
6. Right now I ………………. for my English exam! a) got ready b) get ready c) getting ready d) am getting ready 7. We just ………………… the results of the examinations. a) discussed b) are discussing c) have discussed d) discuss
8. All the necessary material ………….. before the exam. a) will revise b) will be revised c) will be revising d) will revising
9. I ……………. as a court secretary before I entered the Ural State Law University. a) worked b) was worked c) am work d) had worked
10. The new name ……………….. to our higher school recently. a) has been given b) has given c) gave d) is given
Задание 2. Подберите к предложениям в первой колонке соответствующие глаголы из второй колонки таблицы. Перепишите и переведите предложения.
1. The Parliament … of the House of Commons and the House of Lords. a) are addressed
2. In the UK, the last general elections … in 2011. b) choose 3. Political parties … candidates in elections. c) are based
4. Parliamentary elections … on universal suffrage.
d) are chosen
5. All speeches in the House of Commons … to the Speaker. e) were held 6. The members of the Cabinet … by Prime Minister. f) consists
Задание 3. Прочитайте и переведите текст. Entering Legal Profession in the USA More than 100,000 students of full-time departments and 20,000 students of part-time and correspondence departments study at present at 177 law schools in the USA. When they have completed the formal education at the university and received a bachelor’s degree, the students are trained at the university law school. Here they study profession. After the law school, graduates pass some examinations and then they are admitted to the legal practice in any state of the country. The curriculum of the law school usually includes many compulsory and optional subjects. Thus, first-year students study such subjects as property law, civil procedure, criminal procedure, theory of law enforcement bodies, drafting legal documents, and others. The second-and third-year students have an option of courses. Some subjects are obligatory, but others are optional. For example, the curriculum of one of law schools offers 125 subjects for studying: commercial law, constitutional law, family law, philosophy, ethics, etc. Usually a student chooses one direction for studies. For example, subjects included in ‘commercial and corporate law’ are the following: fundamentals of accounting, banking, business planning, property law, copyright law and some others.
Did you go to school yesterday? – No, ___________________________ Are the boys happy? – Yes, ___________________________ Is Mr Smith at home? – Yes, ___________________________ ответь на вопросы

Чем стиль барокко отличается от ренессанса | СТИЛЬ БАРОККО

Предшествующий барокко Ренессанс был стилем строгим, напоминающем античность. Биржа (la Lonja) в Сарагосе. 1541-1551 гг. Арагона. Стиль Ренессанс.

Ренессанс и барокко

Искусство Ренессанса, как считали исследователи архитектуры, выродилось, было вытеснено новым стилем. Начало барокко было заложено еще при высоком Ренессансе. В Риме этот период эпохи Возрождения не перешел в позднюю стадию, его высший расцвет стал началом зарождения нового стиля. Барокко от Ренессанса отличалось отсутствием образцов, этот стиль строился на том, что отрицал все элементы античности и готики.


явились принципиально новые каноны красоты, которые до той поры не использовались в архитектуре, которые называли «своеобразными», «причудливыми», «нарушавшими правила». В это время зодчие воспевали бесформенность, излишество, злоупотребление декором, изогнутые пространства. Зарождение барокко в Ренессансе начинается с постепенной пропажи интереса к античности, исследователи это связывают с уходом из жизни Рафаэля. Преклонение перед искусством древних переросло в уважение к традициям. Отклонения от классических норм некоторые искусствоведы того времени оправдывали тем, что и в древности архитекторы «позволяли себе вольности» (Трактат об искусстве «Trattato dell’arte». автор Ломаццо). Исследователи связывают имя Микеланджело с новшествами, которые пришли в архитектуру на высшей точке развития Ренессанса. Он считался порвавшим узы традиций – об этом писал Вазари. Сам Микеланджело признавал, что никогда греки и римляне не могли достичь тех вершин, которого достиг он при проектировании церкви Сан Джованни деи Фьорентини

 

 

 

 

 

 

Церковь Сан Джованни деи Фьорентини (начало строительства 1509 г. – окончание – начало 17 в.)

Вазари в описании плана фасада виллы Юлия III * писал о том, что идеи Микеланджело, который наряду с другими архитекторами, работал над строительством, необыкновенны и новы, не подчиняются принятым архитектурным законам. Барокко от Ренессанса отличается живописностью. Античные храмы с их строгими формами выглядят однообразно. Живописная архитектура барокко основана на иллюзии движения. Живописность барокко позволяет за счет света и тени частям фасада казаться приближенными или удаленными, что и создает эффект движения. В Ренессансе форма сооружения образовывалась линейными поверхностями, в барокко основные формообразующие элементы: свет и тени, возникающие на фасадах сложной изогнутой формы. Линейность Возрождения позволяет охватить все сооружение в целом, в барокко же движение, создаваемое светом и тенью, сглаживает контур, увлекая взгляд постоянной переменчивостью. Исчезают грани, заменяясь плавным переходом от поверхности к поверхности. Плоскость в Ренессансе заменяется в барокко выпуклостями и вогнутостью, ритмичность – случайностью расположения. Для создания впечатления движения ось симметрии фасада тоже смещается.

 

Образец южно

Отличия барокко от Ренессанса

Музыка барокко взяла от Ренессанса практику использования полифонии и контрапункта. Однако применялись эти техники иначе. Во времена Ренессанса гармония строилась на том, что в мягком и спокойном движении полифонии второстепенно и как будто случайно появлялись консонансы.

В барочной же музыке порядок появления консонансов стал важным: он проявлялся с помощью аккордов, выстраиваемых по иерархической схеме функциональной тональности. Около 1600 года определение, что такое тональность, было в значительной мере неточным, субъективным. К примеру, некоторые видели в кадансах мадригалов некоторое тональное развитие, в то время как на самом деле в ранних монодиях тональность всё же была ещё очень неопределённой.

Сказывалось слабое развитие теории равномерно-темперированного строя. Согласно Шерману, впервые лишь в 1533 году итальянец Джованни Мария Ланфранко предложил и ввёл в практику органно-клавирного исполнительства систему равномерной темперации.

А широкое распространение строй получил значительно позже. И только в 1722 появляется «Хорошо темперированный клавир» И. С. Баха (I том). Другое отличие между музыкальной гармонией барокко и Ренессанса заключалось в том, что в раннем периоде смещение тоники происходило чаще по терциям, в то время как в барочном периоде доминировала модуляция по квартам или квинтам. К тому же, барочная музыка использовала более протяжённые мелодические линии и более строгий ритм. Основная тема расширялась либо сама, либо с помощью аккомпанемента бассо континуо. Затем она возникала в другом голосе. Позднее, главная тема стала выражаться и через бассо континуо, не только с помощью основных голосов. Размывалась иерархия мелодии и аккомпанемента.

Стилистические различия определили переход от ричеркаров, фантазий и канцон Ренессанса к фугам, одной из основных форм музыки барокко. Монтеверди назвал этот новый, свободный стиль seconda pratica (вторая форма) в отличие от prima pratica (первой формы), характеризировавшей мотеты и другие формы хоровой и ансамблевой музыки таких мастеров Ренессанса, как Джованни Пьерлуиджи да Палестрина.

Были и другие, более глубокие различия в стилях барокко и Ренессанса. Барочная музыка стремилась к более высокому уровню эмоциональной наполненности, чем музыка Ренессанса. Сочинения барокко часто описывали какую-то одну, конкретную эмоцию. Барочная музыка часто писалась для виртуозных певцов и музыкантов, и обычно была значительно более сложна для исполнения, чем музыка Ренессанса, несмотря на то, что детальная запись партий для инструментов была одним из самых главных нововведений периода барокко. Почти обязательным стало использование музыкальных украшений, часто исполнявшихся музыкантом в виде импровизации. Такие выразительные приёмы, как notes inégales стали всеобщими; исполнялись большинством музыкантов, часто с большой свободой применения.

Материалы по теме

Отличия барокко от Ренессанса

Музыка эпохи барокко

История академической музыки
Средневековье (476—1400)
Ренессанс (1400—1600)
Барокко (1600—1750)
Классицизм (1750—1820)
Романтизм (1820—1900)
Модернизм (1890—1930)
XX век (1901—2000)
XXI век (2001 — н. в.)

Музыка барокко — период в развитии европейской академической музыки, приблизительно между 1600 и 1750 годами.

Происхождение

Музыка барокко появилась в конце эпохи Возрождения и предшествовала музыке классицизма. Слово «барокко» предположительно происходит от португальского «perola barroca» — жемчужина или морская раковина причудливой формы; или от лат. baroco — мнемоническое обозначение одного из видов силлогизма в схоластической логике (примечательно, что похожие латинские слова «Barlocco» или «Brillocco» также использовались в схожем значении — жемчужина необычной формы, не имеющая оси симметрии). И действительно, изобразительное искусство и архитектура этого периода характеризовались весьма вычурными формами, сложностью, пышностью и динамикой. Позже это же слово стало применяться и к музыке того времени. Сочинительские и исполнительские приёмы периода барокко стали неотъемлемой и немалой частью музыкального классического канона. Произведения того времени широко исполняются и изучаются. В эпоху барокко родились такие произведения, как фуги Иоганна Себастьяна Баха, хор «Аллилуйя» из оратории «Мессия» Георга Фридриха Генделя, «Времена года» Антонио Вивальди, «Вечерня» Клаудио Монтеверди. Музыкальный орнамент стал весьма изощрённым, сильно изменилась музыкальная нотация, развились способы игры на инструментах. Расширились рамки жанров, выросла сложность исполнения музыкальных произведений, появился такой вид сочинений, как опера. Большое число музыкальных терминов и концепций эры барокко используются до сих пор.

Стили и тенденции

Условно музыкой барокко называют множество существовавших в течение 150 лет композиторских стилей обширного, в географическом смысле, западноевропейского региона. К музыке термин «барокко» первый раз применяется в 1746 году французским критиком и писателем Н. А. Плюшем. Позже этот термин фигурирует в «Музыкальном словаре» (1768 год) Ж.-Ж. Руссо. Каждый из них под словом «барокко» подразумевает «странную», «необычную», «причудливую» музыку доклассической эпохи. В «Музыкальном словаре» Х.Коха (1802 год) слову barock сопутствуют такие качества музыки как «спутанность», «высокопарность», «варварская готика». Гораздо позже Б. Кроче в «Истории итальянского барокко» (1929 год) утверждает, что «историк не может оценивать барокко как нечто позитивное; это чисто отрицательное явление… это выражение дурного вкуса».

«Итак, судьба слова "барокко" отвечает заложенному в нём оттенку экстравагантности. Поначалу оно обозначало совсем не стиль эпохи (тем более, что в образцовых для всей Европы французских художествах 18 века — поэзии, живописи, театре — господствовали классические тенденции), а было лишь оценочной категорией — отрицательной кличкой "непонятного" искусства (аналогичная ситуация — и не случайно! — возникает в 20 столетии со словом „модернизм“)».

Следует заметить, что термин «барокко» как обозначение музыкальной эпохи используется относительно недавно. Впервые его применил музыковед Курт Закс (англ. Curt Sachs) в 1919 году, затем термин появился лишь в 1940 году в статье Манфреда Букофцера (Manfred Bukofzer). И до самых 1960-х годов в академических кругах не утихал спор, правомочно ли применение единого термина к сочинениям таких разных композиторов, как Якопо Пери, Антонио Вивальди, К. Монтеверди, Ж.-Б. Люлли, Доменико Скарлатти иИ. С. Бах; но слово прижилось и сейчас повсеместно используется для обозначения широкого спектра музыки. Однако необходимо отличать музыку эпохи барокко от предшествующего ренессанса и последующего классицизма. Кроме того, некоторые музыковеды считают, что необходимо разделять барокко на непосредственно период барокко и на период маньеризма, в целях согласования с разделением, применяемым в изобразительных искусствах.

Отличия барокко от Ренессанса

Музыка барокко взяла от Ренессанса практику использования полифонии и контрапункта. Однако применялись эти техники иначе. Во времена Ренессанса гармония строилась на том, что в мягком и спокойном движении полифонии второстепенно и как будто случайно появлялись консонансы. В барочной же музыке порядок появления консонансов стал важным: он проявлялся с помощью аккордов, выстраиваемых по иерархической схеме функциональной тональности. Около 1600 года определение, что такое тональность, было в значительной мере неточным, субъективным. К примеру, некоторые видели в кадансах мадригалов некоторое тональное развитие, в то время как на самом деле в ранних монодиях тональность всё же была ещё очень неопределённой. Сказывалось слабое развитие теории равномерно-темперированного строя. Согласно Шерману, впервые лишь в 1533 году итальянец Джованни Мария Ланфранко предложил и ввёл в практику органно-клавирного исполнительства систему равномерной темперации. А широкое распространение строй получил значительно позже. И только в 1722 появляется «Хорошо темперированный клавир» И. С. Баха (I том). Другое отличие между музыкальной гармонией барокко и Ренессанса заключалось в том, что в раннем периоде смещение тоники происходило чаще по терциям, в то время как в барочном периоде доминировала модуляция по квартам или квинтам (сказалось появление понятия функциональной тональности). К тому же, барочная музыка использовала более протяжённые мелодические линии и более строгий ритм. Основная тема расширялась либо сама, либо с помощью аккомпанемента бассо континуо. Затем она возникала в другом голосе. Позднее, главная тема стала выражаться и через бассо континуо, не только с помощью основных голосов. Размывалась иерархия мелодии и аккомпанемента.

Стилистические различия определили переход от ричеркаров, фантазий и канцон Ренессанса к фугам, одной из основных форм музыки барокко. Монтеверди назвал этот новый, свободный стиль seconda pratica (вторая форма) в отличие от prima pratica (первой формы), характеризировавшей мотеты и другие формы хоровой и ансамблевой музыки таких мастеров Ренессанса, как Джованни Пьерлуиджи да Палестрина. Сам Монтеверди использовал оба стиля; его месса «In illo tempore» написана в старом, а его «Вечерня пресвятой девы» — в новом стиле.

Были и другие, более глубокие различия в стилях барокко и Ренессанса. Барочная музыка стремилась к более высокому уровню эмоциональной наполненности, чем музыка Ренессанса. Сочинения барокко часто описывали какую-то одну, конкретную эмоцию (ликование, печаль, набожность и так далее; см. Теория аффектов). Барочная музыка часто писалась для виртуозных певцов и музыкантов, и обычно была значительно более сложна для исполнения, чем музыка Ренессанса, несмотря на то, что детальная запись партий для инструментов была одним из самых главных нововведений периода барокко. Почти обязательным стало использование музыкальных украшений, часто исполнявшихся музыкантом в виде импровизации. Такие выразительные приёмы, как notes inégales стали всеобщими; исполнялись большинством музыкантов, часто с большой свободой применения.

Ещё одно важное изменение заключалось в том, что увлечение инструментальной музыкой превосходило увлечение музыкой вокальной. Вокальные пьесы, такие, как мадригалы и арии, на деле чаще не пелись, а исполнялись инструментально. Об этом говорят свидетельства современников, а также количество рукописей инструментальных пьес, число которых превосходило число произведений, представляющих светскую вокальную музыку. Постепенное появление чистого инструментального стиля, отличного от вокальной полифонии XVI века, было одной из важнейших ступеней в переходе от Ренессанса к барокко. До конца XVI века инструментальная музыка была едва отлична от вокальной и состояла в основном из танцевальных мелодий, обработок известных популярных песен и мадригалов (главным образом, для клавишных инструментов и лютни) а также полифонических пьес, которые могли бы быть охарактеризованы как мотеты, канцоны, мадригалы без поэтического текста.

Хотя различные вариационные обработки, токкаты, фантазии и прелюдии для лютни и клавишных инструментов были известны давно, ансамблевая музыка ещё не завоевала себе независимого существования. Однако быстрое развитие светских вокальных композиций в Италии и в других странах Европы явилось новым толчком к созданию камерной музыки для инструментов.

Например, в Англии получило широкое распространение искусство игры на виолах — струнных инструментах разного диапазона и величины. Исполнители на виолах часто присоединялись к вокальной группе, заменяя отсутствующие голоса. Такая практика стала общепринятой, и на многих изданиях появились надписи «Пригодно для голосов или для виол».

Многочисленные вокальные арии и мадригалы исполнялись как инструментальные произведения. Так, например, мадригал «Серебряный лебедь» Орландо Гиббонса в дюжинах собраний обозначен и представлен как инструментальная пьеса.


Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту



Поиск по сайту:

Отличия барокко от Ренессанса

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Уральский государственный педагогический университет»

Институт музыкального и художественного образования

Кафедра художественного образования

 

Музыка эпохи барокко

 

Исполнитель:

Бадамшин Евгений Альбертович

студент 2 курса, 23 группы

заочного отделения,

направление «Художественное образование»

профессионально-образовательный профиль

«Музыкально-компьютерные технологии»

 

 

Екатеринбург 2011г.

План

1 Происхождение
2 Обзор
2.1 Стили и тенденции
2.1.1 Отличия барокко от Ренессанса
2.1.2 Отличия барокко от классицизма
2.1.3 Другие особенности музыки барокко

2.2 Жанры

3 Краткая история музыки барокко
3.1 Музыка раннего барокко (1600—1654)
3.2 Музыка зрелого барокко (1654—1707)
3.3 Музыка позднего барокко (1707—1760)
3.4 Влияние барокко на более позднюю музыку
3.4.1 Переход в эру классицизма (1740—1780)
3.4.2 Влияние техник и приёмов барокко после 1760 года
3.4.3 Джаз


4 Инструменты
5 Список жанров музыки барокко
5.1 Инструментальные жанры
5.2 Вокальные жанры


Список литературы

Происхождение


Барочная музыка появилась в конце эпохи Возрождения и предшествовала музыке эпохи классицизма. Слово «барокко» предположительно происходит от португальского perola barroca — жемчужина причудливой формы; или от лат. baroco — мнемоническое обозначение одного из видов силлогизма в схоластической логике[2] (примечательно, что похожие латинские слова «Barlocco» или «Brillocco» также использовались в схожем значении — жемчужина необычной формы, не имеющая оси симметрии[3]). И действительно, изобразительное искусство и архитектура этого периода характеризовались весьма вычурными формами, сложностью, пышностью и динамикой. Позже это же слово стало применяться и к музыке того времени. Сочинительские и исполнительские приёмы периода барокко стали неотъемлемой и немалой частью музыкального классического канона. Произведения того времени широко исполняются и изучаются. В эпоху барокко родились такие гениальные произведения, как фуги Иоганна Себастьяна Баха, хор «Аллилуйя» из оратории «Мессия» Георга Фридриха Генделя, «Времена года» Антонио Вивальди, «Вечерня» Клаудио Монтеверди. Музыкальный орнамент стал весьма изощрённым, сильно изменилась музыкальная нотация, развились способы игры на инструментах. Расширились рамки жанров, выросла сложность исполнения музыкальных произведений, появился такой вид сочинений, как опера. Большое число музыкальных терминов и концепций эры барокко используются до сих пор.

Обзор

Стили и тенденции


Условно музыкой барокко называют множество композиторских стилей из широкого, в географическом смысле, региона (в основном Европы), существовавших в течение 150 лет. Следует заметить, что термин «барокко» применительно к музыке появился относительно недавно. Впервые его использовал[3] музыковед Курт Закс (англ. Curt Sachs) в 1919 году, затем термин появился лишь в 1940 году в статье Манфреда Букофцера (Manfred Bukofzer). И до самых 1960-х годов в академических кругах не утихал спор, правомочно ли применение единого термина к сочинениям таких разных композиторов, как Якопо Пери, Антонио Вивальди, К. Монтеверди, Ж. Б. Люлли, Доменико Скарлатти и И. С. Бах; но слово прижилось и сейчас повсеместно используется для обозначения широкого спектра музыки. Однако необходимо отличать музыку эпохи барокко от предшествующего ренессанса и последующего классицизма. Кроме того, некоторые музыковеды считают, что необходимо разделять барокко на непосредственно период барокко и на период маньеризма, в целях согласования с разделением, применяемым в изобразительных искусствах.

Отличия барокко от Ренессанса

Барочные инструменты: харди-гарди, виола, лютня, барочная скрипка и барочная гитара


Музыка барокко взяла от Ренессанса практику использования полифонии и контрапункта. Однако применялись эти техники иначе. Во времена Ренессанса гармония строилась на том, что в мягком и спокойном движении полифонии второстепенно и как будто случайно появлялись консонансы. В барочной же музыке порядок появления консонансов стал важным: он проявлялся с помощью аккордов, выстраиваемых по иерархической схеме функциональной тональности. Около 1600 года определение, что такое тональность, было в значительной мере неточным, субъективным. К примеру, некоторые видели в кадансах мадригалов некоторое тональное развитие, в то время как на самом деле в ранних монодиях тональность всё же была ещё очень неопределённой. Сказывалось слабое развитие теории равномерно-темперированного строя. Согласно Шерману, впервые лишь в 1533 году итальянец Джованни Мария Ланфранко предложил и ввёл в практику органно-клавирного исполнительства систему равномерной темперации[4]. А широкое распространение строй получил значительно позже. И только в 1722 появляется «Хорошо темперированный клавир» И. С. Баха (I том). Другое отличие между музыкальной гармонией барокко и Ренессанса заключалось в том, что в раннем периоде смещение тоники происходило чаще по терциям, в то время как в барочном периоде доминировала модуляция по квартам или квинтам (сказалось появление понятия функциональной тональности). К тому же, барочная музыка использовала более протяжённые мелодические линии и более строгий ритм. Основная тема расширялась либо сама, либо с помощью аккомпанемента бассо континуо. Затем она возникала в другом голосе. Позднее, главная тема стала выражаться и через бассо континуо, не только с помощью основных голосов. Размывалась иерархия мелодии и аккомпанемента.

Стилистические различия определили переход от ричеркаров, фантазий и канцон Ренессанса к фугам, одной из основных форм музыки барокко. Монтеверди назвал этот новый, свободный стиль seconda pratica (вторая форма) в отличие от prima pratica (первой формы), характеризировавшей мотеты и другие формы хоровой и ансамблевой музыки таких мастеров Ренессанса, как Джованни Пьерлуиджи да Палестрина[5]. Сам Монтеверди использовал оба стиля; его месса «In illo tempore» написана в старом, а его «Вечерня пресвятой девы» — в новом стиле.

Были и другие, более глубокие различия в стилях барокко и Ренессанса. Барочная музыка стремилась к более высокому уровню эмоциональной наполненности, чем музыка Ренессанса. Сочинения барокко часто описывали какую-то одну, конкретную эмоцию (ликование, печаль, набожность и так далее; см. учение об аффектах). Барочная музыка часто писалась для виртуозных певцов и музыкантов, и обычно была значительно более сложна для исполнения, чем музыка Ренессанса, несмотря на то, что детальная запись партий для инструментов была одним из самых главных нововведений периода барокко. Почти обязательным стало использование музыкальных украшений, часто исполнявшихся музыкантом в виде импровизации. Такие выразительные приёмы, как notes inégales стали всеобщими; исполнялись большинством музыкантов, часто с большой свободой применения.

Ещё одно важное изменение заключалось в том, что увлечение инструментальной музыкой превосходило увлечение музыкой вокальной. Вокальные пьесы, такие, как мадригалы и арии, на деле чаще не пелись, а исполнялись инструментально. Об этом говорят свидетельства современников, а также количество рукописей инструментальных пьес, число которых превосходило число произведений, представляющих светскую вокальную музыку[6]. Постепенное появление чистого инструментального стиля, отличного от вокальной полифонии XVI века, было одной из важнейших ступеней в переходе от Ренессанса к барокко. До конца XVI века инструментальная музыка была едва отлична от вокальной и состояла в основном из танцевальных мелодий, обработок известных популярных песен и мадригалов (главным образом, для клавишных инструментов и лютни) а также полифонических пьес, которые могли бы быть охарактеризованы как мотеты, канцоны, мадригалы без поэтического текста.

Хотя различные вариационные обработки, токкаты, фантазии и прелюдии для лютни и клавишных инструментов были известны давно, ансамблевая музыка ещё не завоевала себе независимого существования. Однако быстрое развитие светских вокальных композиций в Италии и в других странах Европы явилось новым толчком к созданию камерной музыки для инструментов.

Например, в Англии получило широкое распространение искусство игры на виолах — струнных инструментах разного диапазона и величины. Исполнители на виолах часто присоединялись к вокальной группе, заменяя отсутствующие голоса. Такая практика стала общепринятой, и на многих изданиях появились надписи «Пригодно для голосов или для виол».

Многочисленные вокальные арии и мадригалы исполнялись как инструментальные произведения. Так, например, мадригал «Серебряный лебедь» Орландо Гиббонса в дюжинах собраний обозначен и представлен как инструментальная пьеса[6].

Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

About Author


alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *