Чем отличается модерн от модернизма – что это такое, в живописи, архитектуре, литературе, искусстве, представители модерна, художники модернисты, модернистские течения

Модерн и модернизм

Модерн и модернизм сложились на границе Нового и Новейшего времени. Согласно устоявшемуся мнению, Новейшее время начинается с 1918 года, когда закончилась Первая Мировая война. Для России эпоха Новейшего времени начинается с Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года.

В первую очередь, следует заметить, что невозможно однозначно ответить на вопрос о том, когда в искусстве начался ХХ век. По мнению ряда исследователей, история искусства ХХ столетия начинается со складывания новой системы взглядов на мир, которая сложилась в последней трети XIX века. В этот период в философской мысли формируется новое направление – экзистенциализм, представители которого стремились понять смысл человеческого бытия. Многие экзистенциалисты, такие как А. Камю, Ж.П. Сартр, отвергали априорность представлений о моральном, считая, что этические идеи развиваются вместе с накоплением исторического опыта, более того, «порабощают» человека, делают его значимость условной по отношению к этическим понятиям. Попытка постулирования идеи человека в его абсолютном индивидуализме привела экзистенциалистов к этическому релятивизму и нигилизму. Философия экзистенциализма, ставя человека на вершину ценностной иерархии, попыталась рассмотреть его как высшую самоценность, не зависящую от каких-либо категорий бытия, в том числе категории морали. В действительности же произошло отвержение человека, его природы и сущности. Человек оказался посторонним не только в физическом мире, но и в собственных имманентных представлениях. Если ранее у индивида были ценностные ориентиры, не подвергавшиеся обществом сомнению, то теперь он остался один на один со своей осознанной им же сущностью, которой не мог найти достойного места и применения в мире. Отныне человек со своими психическими возможностями оказался не востребован в своём же жизненном пространстве. В романе «Чума» Камю пишет: «Наша любовь была по-прежнему с нами, только она была ни к чему не приложима, давила всех нас тяжёлым бременем, вяло гнездилась в наших душах, бесплодная, как преступление или смертный приговор». Да, люди, отвергнув общеустановленные нравственные ценности, теперь не могли найти места для себя самих. В данном случае индивид оказался в противоречии с моралью других людей и, в конечном итоге, в конфронтации с обществом в целом. Лишившись общепринятых этических норм, человек ощутил острую потребность в самоидентификации, в самоутверждении, которая отныне оказалась выраженной в мятеже против общественной морали. Если ранее источником нравственных норм была, прежде всего, Библия, то в ХХ веке каждый человек стал самостоятельно определять для себя критерий нравственного. В результате общество кардинальным образом изменило динамику своего развития. Так, в условиях культивирования Писания, как единственного истока моральных законов, развитие общества носило линейный, поступательный характер. При такой эволюции социума особенно важен общественный идеал, придающий направленность развитию общности и организующий её внутреннюю жизнь. Достижение последнего позволило бы общности перейти к новому уровню своего развития, на котором в сознании людей будет смоделирован новый, более совершенный образ идеала, с более высокими критериями совершенства. Однако отказ от религиозного мировоззрения в начале ХХ столетия привёл к тому, что индивид стал развиваться не поэтапно, от одних критериев совершенства к другим, а через бунт против общественной морали. Фактически здесь уместно сказать об отказе от понятия «развитие» и об обращении к хаотичному движению, которое в вообразимом пространстве может иметь направленность в одной горизонтальной плоскости, которая, впрочем, не лишена впадин. Теперь человек определяет самоценность не степенью своего сходства с общественным идеалом, а успешностью своего противостояния с обществом. Конечно, в таком бунте все индивидуальные качества человека оказываются востребованными и осознанными как значимые сами по себе. Однако, если в бунте индивид оказывается «поглощённым» общностью, «раздавленным» ею, то личность обесценивается как неспособная к самоидентификации в социальном пространстве. Поэтому-то Камю в своей книге «Бунтующий человек» утверждает:

«В бунте принцип «всё или ничего», а так как человек отождествляется с благом, то допускается его смерть».

Тем не менее, даже в случае успешного противостояния индивида с общностью, обнаруживается иная проблема бытия человека – одиночество. «Это одиночество возвращает присутствие из его падения и показывает ему собственность и несобственность как возможности его бытия» (Мартин Хайдеггер. Бытие и время). В таком одиночестве личность на основании содержания своего внутреннего мира приходит к окончательному выводу относительно своих потенциалов, касающихся самоидентификации в социуме. Однако в этом состоянии человек платит слишком большую цену за возможность идентифицировать себя в мире материи. В постоянном уединении человек может замыкаться, и существует опасность того, что обособленность индивида лишит его связи с окружающей средой, а, значит, и оснований для интенсивного развития. Изолированный от социума индивид концентрирует всё внимание на своей самости и оказывается подчас отгороженным от культурно-исторического опыта общности. Поэтому в философии экзистенциализма трагедия человека заключается, во-первых, в отвержении человеком самого себя через отказ от общих моральных норм, исходящих из этических представлений. При этом важным антропологическим фактором является то, что сами представления о морали существуют в человеке в качестве составной компоненты его природы, поэтому отказ от норм морали означает обесчеловечивание индивида. Во-вторых, индивид, будучи в конфронтации с обществом, находясь в поисках черт, присущих только ему и способствующих его успешной идентификации в социальной среде, становится замкнутым и лишённым основ для развития самосознания.

Итак, начало ХХ века ознаменовалось трагедией человеческого бытия: понятие нравственности получило относительное значение, оно стало децентрализованным и лишённым возможности влиять на поведение индивида. Так, П. Флоренский замечает: «Понятие, не имеющее силы само по себе, приобретает условную ценность чрез свою связь со схематизируемыми им переживаниями…». Отныне человек пытается самоутвердиться через отвержение собственной природы и развиваться на основе относительных понятий собственного бытия. Индивид старается не зависеть от норм нравственности, представления о которой, согласно воззрениям русских религиозных мыслителей, являются его сущностью и организующим началом в его жизни. Фактически децентрализация норм морали означала относительность бытия самого человека, который в поисках независимости утратил абсолютную самоценность. Экзистенциалисты стремились определить мировосприятие и самосознание человека в качестве независимых от внешней среды и от религиозно-этических канонов. Однако стремление индивида к абсолютной свободе, независимости от мира резко обострили в философии проблему поиска смысла жизни человека, потенциал которого оказался ни к чему не приложим, ни от чего не зависимым. Поэтому-то в экзистенциализме наиболее напряжённой и болезненной оказалась проблема смысла жизни. Философы-экзистенциалисты тщетно пытались найти на земле те задачи, цели, решение и достижение которых оправдает всё бытие человека, его страдания и, наконец, его смерть. А в мире таких целей и задач, в условиях внедуховного и внеморального мировидения, нет. Всё, что бы ни творил человек на земле, также подвержено разрушению и смерти, как и он сам (в биологическом смысле этого слова). В результате

сущность человека становится условной, его ценность теперь определяется значимостью тех мирских задач, ради которых он живёт. Итак, в данном случае можно говорить о потере человека как самоценности и об его отвержении самого себя. Фактически он становится неприкаянной тенью, блуждающей в небытии.

Немаловажную роль в формировании мировоззрения человека начала ХХ столетия послужила идея сверхчеловека, предложенная Ф. Ницше. Он в таких своих работах, как: «Антихристианин», «Рождение трагедии из духа музыки», «Несвоевременные размышления», «Человеческое, слишком человеческое» – утверждал, что красота, целостность нашего мира – это иллюзия, а на самом деле за всем этим стоит хаос. Ницше пишет, что история – это «вечное возвращение», ибо «всё, что может произойти на долгом пути вперёд, должно произойти вновь». В труде «Так говорил Заратустра» философ показывает образ сверхчеловека, который, по мнению автора, появится тогда, когда произойдёт переоценка ценностей. Именно в этой переоценке на первый план в аксиологическом ряду выдвигаются сила, воля к власти сверхчеловека, его способность повелевать и преобразовывать мир. Человек, согласно учению Ницше, начиная свой путь в виде верблюда, превращается в уничтожающего всё льва, лишь затем становясь младенцем. На этом пути ничего не должно остановить человека, который в стремлении к своей сверхприроде должен уничтожить все препятствия без всякой жалости. Впоследствии идеи Ницше проявились в работах различных писателей и мыслителей. Например, в России в 80-х годах XIX века выходит в свет книга Н.М. Минского «При свете совести», а также обществом из забвения извлекается книга Макса Штирнера «Единственный и его собственность». В этих книгах проповедуется крайний индивидуализм и откровенный эгоизм.

Для искусства ХХ века характерен ряд направлений, среди которых выделяется модерн. Модерн (от фр. moderneсовременный) имеет неоднозначное понимание. В русской культуре это слово означает лишь стиль, который в определённое время был весьма популярным в искусстве, особенно в архитектуре. В Европе слово модерн рассматривали, прежде всего, как новое понимание истории, действительности и самой природы человека. К началу ХХ века, особенно после Первой Мировой войны, окончательно рухнули надежды человечества на великую гуманистическую идею. В бессмысленной бойне серии империалистических войн (то есть обоюдно несправедливых войн) мысль о справедливости, гуманизме сменилась скепсисом, который охватил мировоззрение значительной части общества. После заключения перемирия в Компьенском лесу, 11 ноября 1918 года, многие люди утверждали, что теперь войн никогда не будет. Разочарование в этой надежде привело лишь к тому, что для жизни людей весь мир потерял всякий смысл, превратившись в царство хаоса, жестокости и абсурда, а человек в нём – в Сизифа, бессмысленно выполняющего тяжёлую работу. Многие мыслители в это время констатировали гибель культуры. Смерть культуры, как считает музыковед Т. Адорно, является фактом, который могут не признавать «либо заведомые глупцы, либо отъявленные мерзавцы. Либо, наконец, люди, оказавшиеся под совершенно магическим влиянием массовой «индустрии культуры». Тем не менее, несмотря на такие точки зрения, по-прежнему функционировали направления, которые характеризуются в системе культурологических координат. Среди них был и модерн.

Модерн – это стилевое направление в искусстве, которое зародилось в поисках новых форм и эклектики. Для этого направления характерны символичность, стремление объединить в одной форме несколько художественных стилей; отвержение прежних законов академизма и поиск новых закономерностей в искусстве; стремление выразить, найти иные формы искусства, наиболее ярко выражающие индивидуальность; а также использующие новые технологии. Безусловно, модерн не являлся единственным, лидирующим направлением в искусстве ХХ века, но всё же он играл значительную роль в развитии ряда видов искусств. Особенно явно модерн проявился в архитектуре, графике, декоре, поэзии и музыке.

Подчеркнём, что часто модерн был направлен на критику буржуазии, однако очень быстро в капиталистической среде он был поставлен на службу моде и финансовой целесообразности.

Модернизм – это форма мировоззрения, противопоставившая себя традиционному мировоззрению. В рамках модернизма сложился целый ряд направлений в искусстве: авангардизм, фовизм, супрематизм, конструктивизм, примитивизм, кубизм, футуризм, абстракционизм, сюрреализм, дадизм, неопластицизм. Эти направления в искусстве складывались под существенным влиянием недавно сложившейся в психологии фрейдистской идеи бессознательного. Картины авангардистов, сюрреалистов, супрематистов рассматривались самими художниками в качестве своеобразных ключей к бессознательному человека, в качестве путей познания внутреннего мира людей. Образцом для отражения на полотне содержания бессознательного стала психика самих творцов картин, поэтому художественное творчество первой половины ХХ века отходит от принципов академизма и отличается высокой субъективностью. Причём в картинах зрителю не навязывается определённый образ, как это происходит в академической живописи; наоборот, человеку предлагается увидеть в картине содержание собственного внутреннего мира, те образы, которые питают его собственную психику с глубины его бессознательного. В картинах авангардистов, сюрреалистов, супрематистов человек видит свой внутренний облик через свободные ассоциации, складывающиеся в невероятных комбинациях форм, отражённых в картинах. Наконец, человек видит себя даже вне всяких комбинаций множества форм, ибо его истинный портрет высвечивается и в обычном «чёрном квадрате», в этой невидимой тёмной глубине человеческих образов и чувств.

Выделим основные черты наиболее распространённых направлений в искусстве, обращенных к модернизму:

  • Авангардисты стремятся представить новизну выразительных средств в искусстве как самоцель.

  • Абстракционисты отказываются от изображения реальных предметов и отрицают познавательные задачи художественного творчества. Основываются на принципах геометрии.

  • Представители супрематизма исходят из абстракционизма и принципов геометрии, стремятся найти в искусстве коды для раскрытия содержания бессознательного человека.

  • В кубизме на первый план выдвигается идея формальных экспериментов, сводящихся к конструированию объёмной формы на плоскости, к выявлению структуры формы, простых и устойчивых геометрических форм, к разложению сложных форм на простые, к их соотношению друг с другом. Например, к кубизму относится картина Пабло Пикассо «Девочка на шаре».

  • Конструктивисты выдвинули идею конструирования внешней материальной среды, они стремились создать простые, логичные, многофункциональные конструкции. Особенно ярко конструктивизм проявился в архитектуре, в моделировании одежды, в создании плакатов, конструировании мебели, предметов быта.

  • Деятели неопластицизма выдвинули идею изображения и конструирования моделей правильных геометрических и наиболее обобщённых форм.

  • Сюрреалисты провозгласили источником искусства сферу подсознательного (инстинкты, галлюцинации, сновидения), стремились уйти от законов логики и заменить их абстракциями с весьма субъективными значениями. Наиболее известный представитель – С. Дали. Его картина «Пылающий жираф» (1935) – это по сути кошмарные фантасмагории, бредовые видения, подчёркивающие бессмысленность бытия.

  • В фовизме художники (от фр. fauveдикий) стремились с наибольшей эмоциональной силой выразить цвета рисунка, остроту ритма, динамику письма. Наиболее ярким представителем фовизма является Анри Матисс. Показательным примером его творчества можно назвать картину «Рыбки».

  • Усложнение языка, музыкальных форм, технических приёмов, используемых в искусстве, привело к складыванию неоклассицизма, который впервые появился в музыке в первой четверти ХХ столетия.

Во второй половине ХХ века в европейской культуре сложился постмодернизм – качественно новое направление современной культуры, характеризующееся вольным отношением к классическим традициям.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гайдукова И. Б., Сопова Э. А. Реализм в искусстве XIX века как отражение социокультурных условий эпохи // О развитии и совершенствовании учреждений органов по делам молодёжи: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Курск, 2007.

  2. Гайдукова И. Б., Левин А. И. Идейные искания российской интеллигенции конца XIX – начала XX века. (В поисках смысла и правды в 5т.; т.5). – М., 2005.

  3. Галацкая В. С. Музыкальная литература западноевропейских стран. – М.: Государственное музыкальное издательство, 1955.

  4. Давыдов Ю. Н. Любовь и свобода: избранные сочинения. – М.: Астрель, 2008.

  5. Кондаков И. В. Культура России. – М.: Книжный дом «Университет», 1999.

  6. Жуков В. Н. Русская школа естественного права первой половины ХХ века: генезис и основные черты // Русская философия: многообразие в единстве: Материалы симпозиума историков русской философии (М., 14-17 ноября 2001). – М., 2001.

  7. Ильин И. А. О сущности правосознания // Собрание сочинений в 10 т. – М.: Русская книга, 1993. – Т. 4.

  8. Ильин М., Сегал Е. Александр Прокофьевич Бородин. – М.: «Молодая Гвардия», 1957.

  9. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. – М.: АСТ, 2002.

  10. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. – М.: АСТ, 2002.

  11. Соловьёв В. С Избранные произведения. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

  12. Сопова Э. А. Континуальные конструкции: воплощение в искусстве ХХ века // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса в 5 т. Т.4. – Изд.: МГУ «Современные тетради», 2005.

  13. Зарубежная литература ХХ века / под ред. З. Т. Гражданской. – М.: «Просвещение», 1973.

  14. Туберовская О. М. В гостях у картин. Рассказы о живописи. – Л., 1973.

  15. [Электронный ресурс] Музыкальный сайт http://pesni.voskres.ru/music/

  16. [Электронный ресурс] Музыка на сайте http://vkontakte.ru/audio.php?gid=343231#pages/0

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ:

  1. Как можно охарактеризовать условия для культурного развития европейского общества в Новое время?

  2. Чем барокко отличается от классицизма?

  3. Какие черты эпохи Ренессанса могли стать предпосылкой к переходу к эпохе Нового времени?

  4. Как протестантизм мог повлиять на динамику развития культуры Нового времени?

  5. В чём вы видите причины революции во Франции 1789 года?

  6. Какая основная идея оперы Бородина «Князь Игорь»?

  7. Какие вы знаете стихотворения, на основе которых были созданы романсы?

  8. В чём вы видите специфику русского романса?

  9. Какие вы знаете особенности импрессионизма?

  10. В чём состоит взаимосвязь между ницшеанской идей сверхчеловека и героями опер Р. Вагнера?

  11. Каков, по вашему мнению, смысл фразы «Бог мёртв»?

  12. Почему в конце XIX – начале XX вв. был так широко известен Ф. Ницше?

  13. Что общего между образом сверхчеловека в учении Ф. Ницше и героями произведений Ф. М. Достоевского?

  14. Какую идею, по вашему мнению, выражает Девятая симфония Л. В. Бетховена?

  15. Какую роль сыграл С. Дягилев в развитии балета в России?

  16. Какую роль играет балет в развитии нравственных качеств людей?

  17. В чём вы видите смысл строк русского романса «Не пробуждай воспоминанья»?

  18. Как вы объясните мнение К. Г. Юнга, считавшего, что общество, отказавшись от идеи Бога, обратилось к божкам?

  19. Что такое модерн?

  20. В чём вы видите преимущества модерна по сравнению с иными стилевыми направлениями в художестве?

  21. Что такое модернизм?

Модерн и модернизм

Модерн и модернизм сложились на границе Нового и Новейшего времени. Согласно устоявшемуся мнению, Новейшее время начинается с 1918 года, когда закончилась Первая Мировая война. Для России эпоха Новейшего времени начинается с Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года.

В первую очередь, следует заметить, что невозможно однозначно ответить на вопрос о том, когда в искусстве начался ХХ век. По мнению ряда исследователей, история искусства ХХ столетия начинается со складывания новой системы взглядов на мир, которая сложилась в последней трети XIX века. В этот период в философской мысли формируется новое направление – экзистенциализм, представители которого стремились понять смысл человеческого бытия. Многие экзистенциалисты, такие как А. Камю, Ж.П. Сартр, отвергали априорность представлений о моральном, считая, что этические идеи развиваются вместе с накоплением исторического опыта, более того, «порабощают» человека, делают его значимость условной по отношению к этическим понятиям. Попытка постулирования идеи человека в его абсолютном индивидуализме привела экзистенциалистов к этическому релятивизму и нигилизму. Философия экзистенциализма, ставя человека на вершину ценностной иерархии, попыталась рассмотреть его как высшую самоценность, не зависящую от каких-либо категорий бытия, в том числе категории морали. В действительности же произошло отвержение человека, его природы и сущности. Человек оказался посторонним не только в физическом мире, но и в собственных имманентных представлениях. Если ранее у индивида были ценностные ориентиры, не подвергавшиеся обществом сомнению, то теперь он остался один на один со своей осознанной им же сущностью, которой не мог найти достойного места и применения в мире. Отныне человек со своими психическими возможностями оказался не востребован в своём же жизненном пространстве. В романе «Чума» Камю пишет: «Наша любовь была по-прежнему с нами, только она была ни к чему не приложима, давила всех нас тяжёлым бременем, вяло гнездилась в наших душах, бесплодная, как преступление или смертный приговор». Да, люди, отвергнув общеустановленные нравственные ценности, теперь не могли найти места для себя самих. В данном случае индивид оказался в противоречии с моралью других людей и, в конечном итоге, в конфронтации с обществом в целом. Лишившись общепринятых этических норм, человек ощутил острую потребность в самоидентификации, в самоутверждении, которая отныне оказалась выраженной в мятеже против общественной морали. Если ранее источником нравственных норм была, прежде всего, Библия, то в ХХ веке каждый человек стал самостоятельно определять для себя критерий нравственного. В результате общество кардинальным образом изменило динамику своего развития. Так, в условиях культивирования Писания, как единственного истока моральных законов, развитие общества носило линейный, поступательный характер. При такой эволюции социума особенно важен общественный идеал, придающий направленность развитию общности и организующий её внутреннюю жизнь. Достижение последнего позволило бы общности перейти к новому уровню своего развития, на котором в сознании людей будет смоделирован новый, более совершенный образ идеала, с более высокими критериями совершенства. Однако отказ от религиозного мировоззрения в начале ХХ столетия привёл к тому, что индивид стал развиваться не поэтапно, от одних критериев совершенства к другим, а через бунт против общественной морали. Фактически здесь уместно сказать об отказе от понятия «развитие» и об обращении к хаотичному движению, которое в вообразимом пространстве может иметь направленность в одной горизонтальной плоскости, которая, впрочем, не лишена впадин. Теперь человек определяет самоценность не степенью своего сходства с общественным идеалом, а успешностью своего противостояния с обществом. Конечно, в таком бунте все индивидуальные качества человека оказываются востребованными и осознанными как значимые сами по себе. Однако, если в бунте индивид оказывается «поглощённым» общностью, «раздавленным» ею, то личность обесценивается как неспособная к самоидентификации в социальном пространстве. Поэтому-то Камю в своей книге «Бунтующий человек» утверждает: «В бунте принцип «всё или ничего», а так как человек отождествляется с благом, то допускается его смерть».

Тем не менее, даже в случае успешного противостояния индивида с общностью, обнаруживается иная проблема бытия человека – одиночество. «Это одиночество возвращает присутствие из его падения и показывает ему собственность и несобственность как возможности его бытия» (Мартин Хайдеггер. Бытие и время). В таком одиночестве личность на основании содержания своего внутреннего мира приходит к окончательному выводу относительно своих потенциалов, касающихся самоидентификации в социуме. Однако в этом состоянии человек платит слишком большую цену за возможность идентифицировать себя в мире материи. В постоянном уединении человек может замыкаться, и существует опасность того, что обособленность индивида лишит его связи с окружающей средой, а, значит, и оснований для интенсивного развития. Изолированный от социума индивид концентрирует всё внимание на своей самости и оказывается подчас отгороженным от культурно-исторического опыта общности. Поэтому в философии экзистенциализма трагедия человека заключается, во-первых, в отвержении человеком самого себя через отказ от общих моральных норм, исходящих из этических представлений. При этом важным антропологическим фактором является то, что сами представления о морали существуют в человеке в качестве составной компоненты его природы, поэтому отказ от норм морали означает обесчеловечивание индивида. Во-вторых, индивид, будучи в конфронтации с обществом, находясь в поисках черт, присущих только ему и способствующих его успешной идентификации в социальной среде, становится замкнутым и лишённым основ для развития самосознания.

Итак, начало ХХ века ознаменовалось трагедией человеческого бытия: понятие нравственности получило относительное значение, оно стало децентрализованным и лишённым возможности влиять на поведение индивида. Так, П. Флоренский замечает: «Понятие, не имеющее силы само по себе, приобретает условную ценность чрез свою связь со схематизируемыми им переживаниями…». Отныне человек пытается самоутвердиться через отвержение собственной природы и развиваться на основе относительных понятий собственного бытия. Индивид старается не зависеть от норм нравственности, представления о которой, согласно воззрениям русских религиозных мыслителей, являются его сущностью и организующим началом в его жизни. Фактически децентрализация норм морали означала относительность бытия самого человека, который в поисках независимости утратил абсолютную самоценность. Экзистенциалисты стремились определить мировосприятие и самосознание человека в качестве независимых от внешней среды и от религиозно-этических канонов. Однако стремление индивида к абсолютной свободе, независимости от мира резко обострили в философии проблему поиска смысла жизни человека, потенциал которого оказался ни к чему не приложим, ни от чего не зависимым. Поэтому-то в экзистенциализме наиболее напряжённой и болезненной оказалась проблема смысла жизни. Философы-экзистенциалисты тщетно пытались найти на земле те задачи, цели, решение и достижение которых оправдает всё бытие человека, его страдания и, наконец, его смерть. А в мире таких целей и задач, в условиях внедуховного и внеморального мировидения, нет. Всё, что бы ни творил человек на земле, также подвержено разрушению и смерти, как и он сам (в биологическом смысле этого слова). В результате сущность человека становится условной, его ценность теперь определяется значимостью тех мирских задач, ради которых он живёт. Итак, в данном случае можно говорить о потере человека как самоценности и об его отвержении самого себя. Фактически он становится неприкаянной тенью, блуждающей в небытии.

Немаловажную роль в формировании мировоззрения человека начала ХХ столетия послужила идея сверхчеловека, предложенная Ф. Ницше. Он в таких своих работах, как: «Антихристианин», «Рождение трагедии из духа музыки», «Несвоевременные размышления», «Человеческое, слишком человеческое» – утверждал, что красота, целостность нашего мира – это иллюзия, а на самом деле за всем этим стоит хаос. Ницше пишет, что история – это «вечное возвращение», ибо «всё, что может произойти на долгом пути вперёд, должно произойти вновь». В труде «Так говорил Заратустра» философ показывает образ сверхчеловека, который, по мнению автора, появится тогда, когда произойдёт переоценка ценностей. Именно в этой переоценке на первый план в аксиологическом ряду выдвигаются сила, воля к власти сверхчеловека, его способность повелевать и преобразовывать мир. Человек, согласно учению Ницше, начиная свой путь в виде верблюда, превращается в уничтожающего всё льва, лишь затем становясь младенцем. На этом пути ничего не должно остановить человека, который в стремлении к своей сверхприроде должен уничтожить все препятствия без всякой жалости. Впоследствии идеи Ницше проявились в работах различных писателей и мыслителей. Например, в России в 80-х годах XIX века выходит в свет книга Н.М. Минского «При свете совести», а также обществом из забвения извлекается книга Макса Штирнера «Единственный и его собственность». В этих книгах проповедуется крайний индивидуализм и откровенный эгоизм.

Для искусства ХХ века характерен ряд направлений, среди которых выделяется модерн. Модерн (от фр. moderneсовременный) имеет неоднозначное понимание. В русской культуре это слово означает лишь стиль, который в определённое время был весьма популярным в искусстве, особенно в архитектуре. В Европе слово модерн рассматривали, прежде всего, как новое понимание истории, действительности и самой природы человека. К началу ХХ века, особенно после Первой Мировой войны, окончательно рухнули надежды человечества на великую гуманистическую идею. В бессмысленной бойне серии империалистических войн (то есть обоюдно несправедливых войн) мысль о справедливости, гуманизме сменилась скепсисом, который охватил мировоззрение значительной части общества. После заключения перемирия в Компьенском лесу, 11 ноября 1918 года, многие люди утверждали, что теперь войн никогда не будет. Разочарование в этой надежде привело лишь к тому, что для жизни людей весь мир потерял всякий смысл, превратившись в царство хаоса, жестокости и абсурда, а человек в нём – в Сизифа, бессмысленно выполняющего тяжёлую работу. Многие мыслители в это время констатировали гибель культуры. Смерть культуры, как считает музыковед Т. Адорно, является фактом, который могут не признавать «либо заведомые глупцы, либо отъявленные мерзавцы. Либо, наконец, люди, оказавшиеся под совершенно магическим влиянием массовой «индустрии культуры». Тем не менее, несмотря на такие точки зрения, по-прежнему функционировали направления, которые характеризуются в системе культурологических координат. Среди них был и модерн.

Модерн – это стилевое направление в искусстве, которое зародилось в поисках новых форм и эклектики. Для этого направления характерны символичность, стремление объединить в одной форме несколько художественных стилей; отвержение прежних законов академизма и поиск новых закономерностей в искусстве; стремление выразить, найти иные формы искусства, наиболее ярко выражающие индивидуальность; а также использующие новые технологии. Безусловно, модерн не являлся единственным, лидирующим направлением в искусстве ХХ века, но всё же он играл значительную роль в развитии ряда видов искусств. Особенно явно модерн проявился в архитектуре, графике, декоре, поэзии и музыке.

Подчеркнём, что часто модерн был направлен на критику буржуазии, однако очень быстро в капиталистической среде он был поставлен на службу моде и финансовой целесообразности.

Модернизм – это форма мировоззрения, противопоставившая себя традиционному мировоззрению. В рамках модернизма сложился целый ряд направлений в искусстве: авангардизм, фовизм, супрематизм, конструктивизм, примитивизм, кубизм, футуризм, абстракционизм, сюрреализм, дадизм, неопластицизм. Эти направления в искусстве складывались под существенным влиянием недавно сложившейся в психологии фрейдистской идеи бессознательного. Картины авангардистов, сюрреалистов, супрематистов рассматривались самими художниками в качестве своеобразных ключей к бессознательному человека, в качестве путей познания внутреннего мира людей. Образцом для отражения на полотне содержания бессознательного стала психика самих творцов картин, поэтому художественное творчество первой половины ХХ века отходит от принципов академизма и отличается высокой субъективностью. Причём в картинах зрителю не навязывается определённый образ, как это происходит в академической живописи; наоборот, человеку предлагается увидеть в картине содержание собственного внутреннего мира, те образы, которые питают его собственную психику с глубины его бессознательного. В картинах авангардистов, сюрреалистов, супрематистов человек видит свой внутренний облик через свободные ассоциации, складывающиеся в невероятных комбинациях форм, отражённых в картинах. Наконец, человек видит себя даже вне всяких комбинаций множества форм, ибо его истинный портрет высвечивается и в обычном «чёрном квадрате», в этой невидимой тёмной глубине человеческих образов и чувств.

Выделим основные черты наиболее распространённых направлений в искусстве, обращенных к модернизму:

  • Авангардисты стремятся представить новизну выразительных средств в искусстве как самоцель.

  • Абстракционисты отказываются от изображения реальных предметов и отрицают познавательные задачи художественного творчества. Основываются на принципах геометрии.

  • Представители супрематизма исходят из абстракционизма и принципов геометрии, стремятся найти в искусстве коды для раскрытия содержания бессознательного человека.

  • В кубизме на первый план выдвигается идея формальных экспериментов, сводящихся к конструированию объёмной формы на плоскости, к выявлению структуры формы, простых и устойчивых геометрических форм, к разложению сложных форм на простые, к их соотношению друг с другом. Например, к кубизму относится картина Пабло Пикассо «Девочка на шаре».

  • Конструктивисты выдвинули идею конструирования внешней материальной среды, они стремились создать простые, логичные, многофункциональные конструкции. Особенно ярко конструктивизм проявился в архитектуре, в моделировании одежды, в создании плакатов, конструировании мебели, предметов быта.

  • Деятели неопластицизма выдвинули идею изображения и конструирования моделей правильных геометрических и наиболее обобщённых форм.

  • Сюрреалисты провозгласили источником искусства сферу подсознательного (инстинкты, галлюцинации, сновидения), стремились уйти от законов логики и заменить их абстракциями с весьма субъективными значениями. Наиболее известный представитель – С. Дали. Его картина «Пылающий жираф» (1935) – это по сути кошмарные фантасмагории, бредовые видения, подчёркивающие бессмысленность бытия.

  • В фовизме художники (от фр. fauveдикий) стремились с наибольшей эмоциональной силой выразить цвета рисунка, остроту ритма, динамику письма. Наиболее ярким представителем фовизма является Анри Матисс. Показательным примером его творчества можно назвать картину «Рыбки».

  • Усложнение языка, музыкальных форм, технических приёмов, используемых в искусстве, привело к складыванию неоклассицизма, который впервые появился в музыке в первой четверти ХХ столетия.

Во второй половине ХХ века в европейской культуре сложился постмодернизм – качественно новое направление современной культуры, характеризующееся вольным отношением к классическим традициям.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гайдукова И. Б., Сопова Э. А. Реализм в искусстве XIX века как отражение социокультурных условий эпохи // О развитии и совершенствовании учреждений органов по делам молодёжи: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Курск, 2007.

  2. Гайдукова И. Б., Левин А. И. Идейные искания российской интеллигенции конца XIX – начала XX века. (В поисках смысла и правды в 5т.; т.5). – М., 2005.

  3. Галацкая В. С. Музыкальная литература западноевропейских стран. – М.: Государственное музыкальное издательство, 1955.

  4. Давыдов Ю. Н. Любовь и свобода: избранные сочинения. – М.: Астрель, 2008.

  5. Кондаков И. В. Культура России. – М.: Книжный дом «Университет», 1999.

  6. Жуков В. Н. Русская школа естественного права первой половины ХХ века: генезис и основные черты // Русская философия: многообразие в единстве: Материалы симпозиума историков русской философии (М., 14-17 ноября 2001). – М., 2001.

  7. Ильин И. А. О сущности правосознания // Собрание сочинений в 10 т. – М.: Русская книга, 1993. – Т. 4.

  8. Ильин М., Сегал Е. Александр Прокофьевич Бородин. – М.: «Молодая Гвардия», 1957.

  9. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. – М.: АСТ, 2002.

  10. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. – М.: АСТ, 2002.

  11. Соловьёв В. С Избранные произведения. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

  12. Сопова Э. А. Континуальные конструкции: воплощение в искусстве ХХ века // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса в 5 т. Т.4. – Изд.: МГУ «Современные тетради», 2005.

  13. Зарубежная литература ХХ века / под ред. З. Т. Гражданской. – М.: «Просвещение», 1973.

  14. Туберовская О. М. В гостях у картин. Рассказы о живописи. – Л., 1973.

  15. [Электронный ресурс] Музыкальный сайт http://pesni.voskres.ru/music/

  16. [Электронный ресурс] Музыка на сайте http://vkontakte.ru/audio.php?gid=343231#pages/0

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ:

  1. Как можно охарактеризовать условия для культурного развития европейского общества в Новое время?

  2. Чем барокко отличается от классицизма?

  3. Какие черты эпохи Ренессанса могли стать предпосылкой к переходу к эпохе Нового времени?

  4. Как протестантизм мог повлиять на динамику развития культуры Нового времени?

  5. В чём вы видите причины революции во Франции 1789 года?

  6. Какая основная идея оперы Бородина «Князь Игорь»?

  7. Какие вы знаете стихотворения, на основе которых были созданы романсы?

  8. В чём вы видите специфику русского романса?

  9. Какие вы знаете особенности импрессионизма?

  10. В чём состоит взаимосвязь между ницшеанской идей сверхчеловека и героями опер Р. Вагнера?

  11. Каков, по вашему мнению, смысл фразы «Бог мёртв»?

  12. Почему в конце XIX – начале XX вв. был так широко известен Ф. Ницше?

  13. Что общего между образом сверхчеловека в учении Ф. Ницше и героями произведений Ф. М. Достоевского?

  14. Какую идею, по вашему мнению, выражает Девятая симфония Л. В. Бетховена?

  15. Какую роль сыграл С. Дягилев в развитии балета в России?

  16. Какую роль играет балет в развитии нравственных качеств людей?

  17. В чём вы видите смысл строк русского романса «Не пробуждай воспоминанья»?

  18. Как вы объясните мнение К. Г. Юнга, считавшего, что общество, отказавшись от идеи Бога, обратилось к божкам?

  19. Что такое модерн?

  20. В чём вы видите преимущества модерна по сравнению с иными стилевыми направлениями в художестве?

  21. Что такое модернизм?

Разница между Модернизмом и Постмодернизмом в литературе

Ключевое различие между Модернизмом и Постмодернизмом в литературе заключается в том, что Модернистские авторы сознательно покончили с традиционными стилями письма и сосредоточились на внутреннем я и сознании в своих произведениях, тогда как Постмодернистские авторы сознательно использовали смесь более ранних стилей в своих произведениях.

Модернизм и Постмодернизм — два литературных движения двадцатого века. На оба этих движения большое влияние оказали такие события, как мировые войны, индустриализация и урбанизация.

Содержание
  1. Обзор и основные отличия
  2. Что такое Модернизм в литературе
  3. Что такое Постмодернизм в литературе
  4. Сходство Модернизма и Постмодернизма в литературе
  5. В чем разница между Модернизмом и Постмодернизмом в литературе
  6. Заключение
Что такое Модернизм в литературе?

Модернизм — литературное движение, которое стало популярным в начале двадцатого века. На этот стиль письма также сильно повлияли такие события, как мировые войны, индустриализация и урбанизация. Подобные события заставили людей подвергнуть сомнению основы западного общества и будущее человечества. Таким образом, модернистские авторы начали писать об упадке цивилизации, внутреннего я и сознания. Их работы также отражают чувство разочарования и фрагментации.

Поток сознания (метод повествования, изображающий бесчисленные мысли и чувства, проходящие через разум) был широко используемой техникой в ​​модернистских произведениях. Кроме того, писатели также использовали иронию, сатиру, а также сравнение, чтобы указать на недостатки общества.

Пример Модернистской работы Анны АхматовойПример Модернистской работы Анны Ахматовой

Писатели модернизма

  • Анна Ахматова (1889—1966)
  • Андрей Платонов (1899-1951)
  • Эрнест Хемингуэй (1899—1961)
  • Герман Гессе (1877-1962)
  • Фрэнсис Скотт Фицджеральд (1896—1940)
Что такое Постмодернизм в литературе?

Постмодернистская литература — это форма литературы, делающая упор на повествовательные техники, такие как фрагментация, ненадежный рассказчик, пародия, мрачный юмор и парадокс. Постмодернизм приобрел известность после Второй мировой войны, и его часто рассматривают как ответ или реакцию против модернизма. В результате авторы постмодерна часто подчеркивают возможность множественных значений в одном литературном произведении или полное отсутствие смысла. Вот некоторые распространенные литературные приемы в постмодернизме:

Стилизация — беря различные идеи из предыдущих работ и стилей и склеивая их вместе, чтобы создать новую историю

Временное искажение — нелинейная временная шкала и фрагментарный рассказ

Метапроза — информирование читателей о вымышленном характере текста, который они читают

Интертекстуальность — признание предыдущих литературных произведений в литературном произведении

Магический реализм — включение волшебных или нереальных событий в реалистическую историю

Максимализм — очень подробное, неорганизованное и долгое написание

Минимализм — использование общих и неисключительных символов и событий

Кроме того, авторы постмодерна также использовали такие приемы, как ирония, мрачный юмор, парадокс, пародия, фрагментация и ненадежные рассказчики.

Пример Постмодернистской работы - Жизнь Пи, Янна МартелаПример Постмодернистской работы — Жизнь Пи, Янна Мартела

Некоторые примеры постмодернистских работ

  • «Москва-Петушки» Венедикта Ерофеева
  • «Жизнь Пи» Янна Мартела
  • «Каннибал» Джона Хоукса
  • «Уловка-22» Джозефа Хеллера
  • «Химера» Джона Барта
В чем сходство Модернизма и Постмодернизма в литературе?
  • Модернизм и Постмодернизм отражают отсутствие безопасности, дезориентацию и фрагментацию 20-го века.
  • На них большое влияние оказали такие события, как мировые войны, индустриализация и урбанизация.
В чем разница между Модернизмом и Постмодернизмом в литературе?

Модернизм — это движение в литературе, которое было доминирующим в 20-м веке, характеризуемое сильным и преднамеренным отходом от традиционных стилей прозы и поэзии. Напротив, Постмодернизм был ответом против модернизма он опирался на повествовательные методы, такие как ненадежный рассказчик, фрагментация, пародия и т.д. Анна Ахматова, Андрей Платонов, Эрнест Хемингуэй, Герман Гессе, Фрэнсис Скотт Фицджеральд — некоторые примеры писателей-модернистов. Томас Пинчон, Джозеф Хеллер, Джон Барт, Владимир Набоков, Умберто Эко, Ричард Калич, Джаннина Браски, Джон Хоукс и Курт Воннегу — вот некоторые примеры авторов Постмодернизма.

Модернистские авторы сознательно оторвались от традиционных стилей письма и сосредоточились на внутреннем я и сознании в своих произведениях. Поток сознания был основной техникой, введенной во время этого движения. Тем не менее, постмодернистские писатели сознательно использовали смесь более ранних стилей. Они также использовали такие методы, как фрагментация, интертекстуальность, ненадежный рассказчик, пародия, черный юмор и парадокс. В этом главное отличие Модернизма от Постмодернизма в литературе.

Заключение — Модернизм против Постмодернизма в литературе

Модернизм и Постмодернизм — два литературных движения двадцатого века. Разница между Модернизмом и Постмодернизмом в литературе зависит от их тем и литературных и повествовательных приемов.

От модернизма к постмодернизму: соотношение понятий

Модернизм – это направление в искусстве первой половины 20 века, в рамках которого во многих сферах культуры произошли революционные перемены: разрушились традиции и каноны, появились новые течения и жанры.

Этот период в истории культуры характеризуется разрывом с предшествующими поколениями авторов и теми методами творчества, которые определили облик искусства. Новые творцы утверждали нетрадиционные подходы к созданию произведений и без устали обновляли устоявшиеся художественные формы. В целом, новое искусство отдавало некоторой условностью (схематизацией, отвлечённостью) стилистики. Преобладали произведения-манифесты, которые только провозглашали. Важно было не столько создать внятную, читабельную или смотрибельную альтернативу тому, что было, сколько разрушить это до основания, шокировать и эпатировать обывателя, чтобы встряхнуть его и вытряхнуть из зимней спячки пассивного восприятия искусства.

Модернизм на примере творчества Марселя Пруста

Модернизм на примере творчества Френсиса Скотта Фицджеральда

Модернизм на примере творчества Хэмингуэя

Модернизм на примере творчества Аполлинера

Модернизм на примере творчества Северянина

Постмодернизм – это…

Приемы и стилистика постмодернизма

Постмодернистский роман пример

Модернизм (кубизм, футуризм, абстракционизм, сюрреализм и др.) проявлял себя с начала 20 в. и вплоть до второй мировой войны. Ярлык «постмодернизм» охватывает всю совокупность культурных явлений, развивавшихся после второй мировой войны до настоящего времени. Суть художественного творчества модернизма и постмодернизма принципиально различна. Если модернизм – это вертикальная модель культуры, которая умножала новые изобретения и открытия, то постмодернизм – это горизонтальная модель культуры, которая росла вширь и эти нововведения осваивала, скрещивала между собой и переосмысливала. Модернизм – шоппинг, а постмодернизм – это когда ищешь место для новой вещи и думаешь, с чем ее носить.

Для модернизма был характерен сильный пафос отрицания традиционного искусства, однако параллельно с разрушением проводилась и созидательная работа. Энергия новых художников была направлена на создание художественного облика эпохи на руинах классических образцов.

Постмодернизм такую цель не преследует. Искусство постмодернизма – это  не созидание нового облика мира, это игра с теми, которые уже созданы. Модернизм стремился к поиску и воплощению завершенных и целостных художественных форм, в то время как постмодернизм демонстрирует обратное. Феномен постмодернизма — это тотальная пародия на все предшествующие эпохи. Их не отрицают и не превозносят, их просто высмеивают. Постмодернизм ничего не создает, кроме гибридов и коктейлей. Это бармен, а не ликеро-водочный завод, каковым можно считать продуктивный модернизм.

«Модернизм был еще смесью кричащих диссонансов и эйфорической надежды, в то время как постмодернизм — это поэтика благополучно состоявшейся смерти и игра посмертных масок. Все персонажи в постмодернизме легко управляемы. Манипуляция с этими персонажами подобна манипуляции с трупами. Один из ведущих теоретиков постмодернизма Умберто Эко отмечает, что язык чувств в эпоху постмодернизма вынужден прибегать к кавычкам. Это объясняется тотальным обращением к цитированию — признак эпохи, лишенной собственного содержания»

Содержание в постмодернизме всегда подается под соусом иронии в той или иной пропорции. С каждый годом становится все сложнее придумывать новое и выражаться нетривиально, ведь все уже сказано и не один раз. Например, невозможно сказать «я люблю тебя» и не быть банальным. Надо сослаться на что-нибудь, уже сказанное на эту тему, дабы продемонстрировать эрудированность, и добавить усмешку в знак того, что сам относишься ко всему этому свысока. Природа постмодернизма исключает возможность употребления всерьез таких слов, как «душа», «красота», «добро», — все это выглядит старомодным и изрядно износившимся. Они звучат не искренне, а, скорее, пошло. Но это — основополагающие понятия, последние из могикан, заменить которые просто нечем.

Статичная картина постмодернизма радикально отличается от пульсирующего, динамичного модернистского порыва. От вязкого и безысходного постмодернизма устал даже постмодернизм, в то время как модернизм перегорел, как пожарище.

Постмодернизм – мрачная антиутопия, культура, не обращенная в будущее. Она живет без надежды, в этом ее отличие от модернизма. Модернизм задавался вопросами о человеческой судьбе, строил планы на будущее (вспомнить хотя бы жизнерадостных футуристов). У постмодернизма этой обращенности в будущее нет.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Что отличает модернизм от реализма: сравнение двух направлений

В этой статье мы рассмотрим, что отличает модернизм от реализма. Чтобы отметить различия, ознакомимся с двумя направлениями отдельно.

Модернизм. Его характеристика

Модернизм – это направление, появившееся в искусстве в конце XIX – начале XX века. Оно характеризуется новыми, нетрадиционными началами, изменением художественных форм, схематичностью и отвлеченностью стиля. Это направление лидировало в первой половине XX века.

В разных сферах искусства модернизм проявил себя по-разному. В изобразительном он был похож на раннюю ступень авангардизма. Художники-модернисты создавали оригинальные произведения, которые отражали особый взгляд, внутреннюю свободу авторов, вносили в работы новые средства и даже эпатировали публику.

что отличает модернизм от реализма

В русской литературе это направление заменило классический роман. Основными течениями были символизм, акмеизм, футуризм. Они имели свои особенности и отличались друг от друга. Все это можно заметить при ознакомлении с поэзией первой половины XX века.

Реализм. Его характеристика

Что отличает модернизм от реализма, так это объективность второго. В нем отображаются правдивая действительность, типичные, важные стороны жизни, конкретизируются приметы и особенности. Затрагиваются темы личности и общества. В литературе для этого могут использоваться различные мифы, символы, притчи.

сравнение реализма и модернизма

Направление появилось в эпоху Просвещения, в XVIII веке. Оно имеет несколько разновидностей. Бывает просветительским, критическим и социалистическим.

В изобразительном искусстве картины, созданные в этом направлении, изображают повседневную жизнь людей. Среди русских художников-реалистов можно выделить И. Репина, В. Сурикова и В. Серова.

Что отличает модернизм от реализма?

Каждое направление имеет свои особенности, порой некоторые имеют общие черты и свойства. Однако это не касается рассматриваемых нами течений: они абсолютно противоположны.

Что отличает модернизм от реализма? В первую очередь, затрагивание разных тем. В модернизме авторы передают свои чувства, личный взгляд на жизнь. В реализме художники затрагивают важные жизненные темы. На первом месте у них не собственные чувства, а передача типичных ситуаций. Личность неразрывно связана с обществом. В модернизме же художник способен менять мир так, как ему вздумается. Независимо от того, какие общественные явления происходят вокруг.

Если рассматривать изобразительное искусство, то сравнение реализма и модернизма показывает, насколько они отличаются друг от друга. В более раннем направлении художники показывают жизнь, как она есть. В модернизме же не описывается виденное, а выражается взгляд автора. Действительность не копируется, словно фотография. Художники используют новые методы для рисования картин: различные фигуры, символы и прочее.

В чём отличие постмодернизма от модернизма?

В 60 годах прошлого века под влиянием многих модных и современных направлений в интерьере сформировался новый стиль – постмодернизм. Как известно, что обычно приставка «пост» обозначает течение или направление, следующее за каким-то новым стилем, но при этом обладающее своеобразной тематикой и уникальными чертами. Действительно, модернизм - прародитель постмодернизма старается всегда найти что-то новое, усовершенствоваться, как в народе говорят никогда «не сидит на месте». А постмодернизм напротив основывается на уже общепринятых достижениях, как в дизайне интерьера, так и в любом другом виде искусства.
Постмодернизм отличается именно тем, что в нём преобладают абсолютно логически несвязанные идеи и принципы, но и при этом именно такие идеи создают потрясающий дизайн! Если вы плохо представляете, как в реальной жизни выглядит этот «волшебный» постмодернизм, то достаточно взглянуть на модную обстановку бара, молодёжного клуба или студии какого-либо супер неординарного дизайнера или просто творческой личности. Несмотря на то, что этот стиль с первого взгляда может показаться неуместным для спокойной, размеренной жизни, но опыт показывает совсем обратное: постмодернизм не только модный, но и очень уютный и удобный для оформления вашего жилища.

Как же создать идеальное пространство в стиле постмодернизма:
Дизайнеры единодушны во мнении, что сены лучше всего покрывать краской или декоративной штукатуркой. Крайне редко используют обои. Но главное условие для любых средств отделки стен – нейтральная цветовая гамма, иногда возможно смешивание двух цветов, схожих по типам классификации.
Потолок в стиле постмодернизма приобретает довольно-таки причудливую форму. Это могут быть навесные потолки ассиметричной формы, но главное, чтобы уровней в таких потолках было не много, иначе создастся ощущение «захламлённости» пространства. Что касается цветовой гаммы, то обычно потолки делают в тон стенам и полу.
При оформлении пола можно использовать любые материалы, но лучше всего в стиль постмодернизма впишется паркет с необычным орнаментом.
Вот что полностью перенял постмодернизм у модернизма, так это формы и виды мебели, а также материалы, из которых она изготовлена. Наилучшим вариантом будет мебель из натуральной кожи или металла, также приветствуется стекло и пластик. Мебель должна быть необычной формы и очень удобной и многофункциональной.
Аксессуаров в таком интерьере должно быть немного. Самыми идеальными элементами декора будут разнообразные вазы с необычным орнаментом, картины, как популярных художников, так и неизвестных авторов, разнообразные декоративные подушечки и другие элементы интерьера.

About Author


alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *