Черты стиля барокко: Эпоха барокко. Как познакомить учеников с архитектурными стилями?

Искусствоед.ру – Образовательный и культурно-просветительский сетевой ресурс об искусстве и культуре

Просмотры: 59 602

В основу стиля Барокко, сложившегося в Италии в конце 16 века, легли религиозные идеи Контрреформации: на Тридентском Соборе было объявлено, что человек может воспринять догматы христианства только через мистическое озарение. Основные черты барочных произведений — эмоциональная выразительность, насыщенность движением, сложность композиционных решений, — создавали у зрителя особый духовный настрой, способствующий единению с Богом. Слово «barocco» в переводе с итальянского означает «странный», «причудливый». Оно появилось позднее, как знак удивления буйной фантазией мастеров этого стиля. Вёльфлин впервые определил барокко как живописное, настроенное на глубину, склонное к открытой форме, предпочитающее атектоническое начало и некоторую неясность.

Для художественной культуры барокко характерно стремление найти красоту в дисгармонии, асимметрии, нескончаемом взаимопереходе форм. Здесь намеренно используются диспропорция, диссонанс и другие нарушения порядка. Главная цель, которую ставит перед собой художник: ошеломить, потрясти воображение зрителя. Эта цель достигается через передачу страстного движения, напряженной борьбы противоположностей, резких контрастов. Текучесть формы обеспечивается специальными художественными приемами: сложными метафорами, аллегориями, анаморфозами (неожиданными переходами одного образа в другой).

В переводе с итальянского «barocco» означает «причудливый», «странный». В средневековой логике этим термином обозначились неправильные умозаключения, логические ошибки. В Португалии аналогичным словом «perola barroca» назывался жемчуг неправильной (овальной) формы. В искусстве его стали применять к различным отступлениям от классических канонов. Первые элементы нового стиля обнаружились в Италии в конце XVI в. Родоначальник – один из «титанов» Возрождения – Микеланджело Буонаротти. В его поздних творениях: скульптурах, олицетворяющих времена суток капеллы Медичи и фреске с изображением Страшного Суда в Сикстинской капелле, — появляются мотивы мучительной скорби и безысходности.

Огромная суггестивная сила барокко стала причиной того, что оно было взято на вооружение католической церковью в движении контрреформации. Его распространению способствовал Орден иезуитов («Общество Иисуса»), которому была поручена борьба с протестантизмом всеми доступными средствами. Иезуитские учебные заведения – коллегии и семинарии – монополизировали образование в католических странах. Благодаря их поддержке идеология и практика барокко утвердилась в странах Западной Европы, не принявших Реформацию: Италии, Испании, Франции, Австрии, Польше и т.д.

Барокко — первый подлинно общеевропейский язык искусства и архитектуры. Возникнув в рамках католицизма, он не может быть вписан в рамки одной конфессии, одной политической системы или одной национальной культуры.

Архитектура

Фасад Мадерна
Италия

В архитектуре наибольшего внимания заслуживают итальянские мастера — ведь именно в их творчестве ярче всего проявилась главная особенность барокко — стремление к созданию ансамбля.

Центром архитектурного барокко стал г. Рим. Первым сооружением этого стиля была церковь Иль-Джезу (1575), построенная архитекторами Джакомо да Виньоли и Джакомо делла Порта для Ордена иезуитов. На фасаде двухъярусного здания использованы волюты, дающие эффект плавного перехода от верхнего яруса к нижнему.

Интерьер характеризуется обилием декоративных деталей, которые задерживают внимание вошедшего в храм, предваряя его восприятие свода. Таким образом символизируется трудность перехода от земной суеты и страстей к небесному блаженству.

Особенно выделяются Карло Мадерна (1556 — 1629), Франческо Борромини (1599 — 1667) и Джан Лоренцо Бернини (1598 — 1680). Именно Карло Мадерна мы обязаны сегодняшним видом

Собора святого Петра. К зданию, которое возвёл Микеланджело, Мадерна добавил гигантский притвор с западной стороны. Таим образом, весь храм стал базиликой и приобрёл стремительное движение к подкупольному пространству, где находится могила святого Петра.

Работы по преобразованию Собора продолжил Бернини. С 1657 по 1663 он создавал своё гениальное творение — площадь перед Собором. Это была главная площадь католического мира. Множество паломников из разных стран собиралось и собирается на ней в праздничные

Площадь собора св. Петра

дни, чтобы увидеть Папу. По сути, это не одна, а две площади. Первая, в виде трапеции, сформирована галереями, отходящими от Собора. Второй Бернини придал форму овала. Она обращена к городу и охвачена колоннадами, как двумя огромными руками. В симметричных точках овала расположены фонтаны, а между ними стоит обелиск, помогающий ориентироваться на огромной площади. Это не просто слова — хорошо известен своеобразный эффект площади святого Петра: проходя по ней посетитель периодически ощущает утрату координат. Кроме того, в средокрестии Собора Бернини установил огромный киворий высотой 29 м. Этот колосс на 4-х витых колоннах с имитацией в бронзе тяжёлых складок драпировок потрясает всякого вошедшего в храм.

Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане

Абсолютным шедевром Франческо Борромини является церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане. Для неё был выделен маленький и неудобный участок на перекрёстке. По углам небольшого храма расположены 4 фонтана (отсюда название церкви). Стена фасада то прогибается, то выступает вперёд, и кажется, что плотная масса камня меняется на глазах. Композиция основана на продуманных сочетаниях выпуклых и вогнутых поверхностей стен, а всё вместе создаёт динамичный, живописный, и вместе с тем логичный образ.

Самые зрелые черты стиль барокко приобрел у Франческо Борромини (церковь Сан-Карло у четырех фонтанов) и Лоренцо Бернини (церковь Сант-Андреа аль Квиринале). Сложились его отличительные признаки:

1. Овальная форма планов и вообще преобладание криволинейных очертаний в зданиях: полукруглый фронтон, волнообразный фасад, характерная декоративная деталь – волюта, соединяющая верхний и нижний ярусы здания.
2. Витые колонны, создающие эффект напряженного движения:
3. Фонтаны, как часть архитектурного ансамбля.
4. Перегруженность декоративными деталями: пышной лепниной, скульптурами и росписями.
5. Иллюзионистские эффекты, создающие впечатление бесконечного пространства, размывающие грань между кажущимся и реальным и др.

Все эти детали имеют символическое значение. Криволинейные очертания, волюты и волнообразность символизируют преображение материи. Тяжелое каменное сооружение как бы на глазах меняет свой облик. Сложная символика выражена и в отдельных архитектурных памятниках. Пространство перед церковью св. Петра в Риме имеет очертания ключа, напоминая о том, что церковь есть ключ к Царствию Небесному.

Испания

Говоря об архитектуре Испании того времени, следует отметить, что в ней сочетались средневековые черты с барочными. Особенно ярко новые веяния отразились в декоративном оформлении зданий — так называемый стиль «платереско» («чеканный», «узорчатый»). В этом стиле строили Мартин

Собор Святого Иакова в Сантьяго-де-Компостела

Виллареаль, Алонсо Кано и другие. На рубеже 17 — 18 веков ясность и ювелирная точность платереско сменились предельной насыщенностью декоративными деталями и пристрастием к обильным украшениям на фасадах. По имени архитектора Хосе Бенито Чурригера  и его братьев (1665 — 1725) этот стиль получил название «чурригереск». Созданный ими стилевой вариант характеризовался особо пышным декором фасада. Он оказал влияние на латиноамериканскую архитектуру (мексиканское «ультрабарокко»). В этом стиле был построен знаменитый

собор города Сантьяго де Компостела. Его архитектор, Фернандо Касас де Новоа, использовал такое обильное декоративное убранство, что башни храма кажутся скульптурными произведениями, а не архитектурными.

Франция

Во Франции барокко более строгое, без излишеств. Вершиной французской архитектуры 17 века стал Версаль. Кроме Версаля, следует отметить например, собор Дома Инвалидов, построенный Жюлем-Ардуэном Мансаром (1646 — 1708). Этот храм стал важной высотной точкой Парижа — его тяжеловесный купол значительно изменил панораму города.

Версаль Собор Дома инвалидов Версаль
Англия

Великобритания в 17 веке была одним из крупнейших центров европейской архитектуры. Однако большинство английских построек было связано не с барокко, а с иным стилем — классицизмом. Поэтому здесь присутствуют те произведения английских архитекторов, где присутствуют отдельные черты барокко. Безусловно, это Собор святого Павла, построенный Кристофером Реном (1632 — 1723). Нужда в строительстве храма возникла после того, как пожар 1666 года уничтожил старый лондонский собор. Главный фасад нового собора украшен двухъярусным портиком со сдвоенными колоннами и фронтоном. Как и в соборе святого Петра в Риме, в здании Рена есть внутренний купол и внешний, рассчитанный на вид издалека. Чтобы удержать тяжёлый фонарь купола, архитектор придумал конусовидную конструкцию из кирпича между внутренним и внешним куполом. Для 18 века это было уникальное инженерное решение. Важным произведением английского барокко стала

Библиотека Рэдклиффа (архитектор Джеймс Гиббс, 1682 — 1754). Она представляет собой 16-гранное в плане сооружение, окружённое колоннадой из сдвоенных колонн.

Дворцово-парковые ансамбли представлены таким памятником английской архитектуры 17 века, как Вилла в Чизвике, созданная Ричардом Бойлом Бёрлингтоном (1695 — 1753), аристократом и покровителем искусств. Вилла повторяет «Ротонду» Палладио, но её фасады не одинаковы. Садовый фасад украшен портиком с фронтоном, к которым ведёт очень сложная и изысканная лестница. Парк, созданный для этого ансамбля Уильямом Кентом (1684 — 1748) — один из первых образцов английского пейзажного парка.

Германия и Австрия

В Германии и Австрии архитектурное барокко развивалось почти так же бурно, как и в Италии. Здесь необходимо отметить пышные экстатические творения братьев Азам, Фишера фон Эрлаха и других немецких и австрийских авторов. Дворцово-парковые ансамбли представлены  таким замечательным ансамблем, как Епископская резиденция в Вюрцбурге (архитектор Бальтазар Нойман, 1687 — 1753). Это огромный дворец с 4-мя внутренними дворами и очень длинным фасадом — 167 м. В интерьере дворца поражает монументальная и изысканная парадная лестница. И жемчужина немецкого барокко — Цвингер, парадная резиденция курфюрстов Саксонии. Ее создал Маттиас Даниэль Пеппельман (1662 — 1736). Ансамбль возвели у крепостного рва, где в Средние века держали диких животных (по-немецки zwinger означает «клетка для зверей»). Обширный двор, где проходили празднества, с трёх сторон окружён двухэтажными павильонами, соединёнными галереями с застеклёнными арками.

Скульптура

В скульптуре внимание прежде всего привлекают итальянские и испанские архитекторы. Барочным скульптором «par excellence» является Джан Лоренцо Бернини. Широко известно его утверждение: «Я сделал мрамор гибким как воск». И действительно, такие работы, как «Экстаз святой Терезы», «Аполлон и Дафна», «Похищение Прозерпины» свидетельствуют о виртуозном мастерстве скульптора. Он шлифует мрамор, заставляет его играть множеством бликов, передавать тончайшие нюансы: фактуру ткани, блеск глаз. В скульптурах Бернини достигают апогея динамика и дематериализация формы. Он мог соединять в одном произведении мраморы разных цветов и позолоченную бронзу, достигая полной иллюзорности и предельной живописности скульптуры.

В отличие от Бернини и других итальянских скульпторов, воплощавших в своих произведениях некую идею, испанские мастера стремились прежде всего к правдоподобию до мельчайших деталей. В их работах натурализм сочетался со страстностью. Очень распространённой скульптурной формой в Испании было «пасо» (шаг, шествие) — группа, представляющая библейскую сцену. Пасо носили по городу во время праздников. Их делали из дерева, раскрашивали, на фигуры надевали одежду и приклеивали настоящие волосы. Наиболее известные мастера — Грегорио Эрнандес (около 1576 — 1636) и Педро де Мена (1628 — 1688), — соединяют в своё творчестве жёсткий натурализм и обострённую эмоциональность в передаче духовного состояния.

Французские скульпторы, творившие в условиях абсолютизма, любили эффектные, выразительные решения, монументальные формы, торжественность и пышность. Франсуа Жирардон (1628 — 1715), ученик Бернини, подчёркивает в своих работах не драматизм, а красивую композицию. Антуан Куазево (1640 — 1720) даёт психологически тонкие характеристики героев, используя такие барочные приёмы, как неожиданные позы, свободные движения, пышные одеяния. Французская скульптура 17 века соединяет в себе черты классицизма и барокко.

Поражает своей пышностью скульптура немецкого барокко. Основные её черты — парадность, экспрессивность, избыточность деталей, тонкое чувство материала и усложнённость композиций. Всё это как нельзя лучше проявилось в произведениях Андреаса Шлютера.

Живопись

В живописи, гравюре и рисунке Европы были большие и малые мастера барокко. В Италии это болонские академисты — братья Карраччи, Гверчино, Сальватор Роза, — верившие в существование вечного идеала красоты. Их взгляды легли в основу академической системы образования. Известен сонет, приписывающийся Агостино Карраччи, в котором излагаются взгляды академистов:

Кто стремится и хочет стать хорошим живописцем,
Тот пусть вооружится рисунком Рима,
Движением и светотенью венецианцев
И ломбардской сдержанностью колорита,
Манеру мощную возьмёт от Микеланджело,
От Тициана передачу натуры,
Чистоту и величие Корреджиева стиля
И строгую уравновешенность Рафаэля.

(Пер. А. Аристовой и С. Всеволожского)

Во Франции мы видим явление крестьянских живописцев — Луи Ленена (1600/1610 — 1648) и Жоржа де Ла Тура (ум. 1652). Картины Ленена продуманны и упорядочены по композиции, строги по колориту. Его герои полны достоинства и внутреннего покоя. На полотнах Ла Тура, благодаря особому художественному приёму (противопоставлению тёмного пространства и потока яркого света) заурядные события превращаются в мистические и таинственные. Представлено и творчество Клода Лоррена (1600 — 1682) — основоположника французского пейзажа.

Из немецких живописцев того времени самым талантливым был Адам Эльсхеймер (1578 — 1610). Его творчество повлияло на многих современников яркостью колорита, оригинальным подходом к сюжетам, смелыми экспериментами в изображении света.

Но на первый план в области живописи и графики выходят мастера Испании, Голландии и Фландрии. В Испании 17 век называется золотым веком живописи. И действительно, именно в эту эпоху жили и творили такие замечательные художники, как Хусепе Рибера (1591 — 1652), разрабатывавший тему страданий и мученичества; Франсиско Сурбаран (1598 — 1664), чьи многочисленные циклы из жизни святых погружают нас в тайну мистического общения человека с Богом, и Бартоломео Эстебан Мурильо (1618 — 1682) — деликатный и искренний художник, своими образами вызывавший умиление у современников.

Но, конечно, самым выдающимся испанским живописцем эпохи барокко был великий Диего Родригес де Сильва Веласкес (1599 — 1610). В искусстве достижения иллюзии реальности он следовал испанской национальной традиции. Но, в отличие от вышеперечисленных художников, иллюзорность у Веласкеса принимает не религиозно-мистический, а простонародно-бытовой оттенок. Его поздние картины поражают мастерством композиции и невиданной ранее свободой пространственного мышления и обыгрывания темы «картина в картине». Мастер писал блестящие психологические портреты, с поразительной глубиной проникая во внутренний мир своих героев. Папа Иннокентий Десятый назвал свой портрет кисти Веласкеса «слишком правдивым». Парадные портреты художника скорее скрывают внутреннюю жизнь героя, демонстрируя аристократическую сдержанность. Но именно они позволяют во всём блеске развернуть живописное мастерство — зритель обнаруживает головокружительные заливки жидкой краски, непринуждённые движения кисти, вольно переливающиеся открытые цвета, смелые опыты с цветными тенями… В своём творчестве Веласкес соединяет духовное богатство с редким техническим мастерством.

Во Фландрии, где господствовали испанцы, и в Голландии, которая стала независимой, тоже наблюдался небывалый расцвет изобразительного искусства. «Королём художников и художником королей» называли фламандца Питера Пауля Рубенса (1577 — 1640). В его антверпенской мастерской безостановочно кипела работа — среди заказчиков Рубенса числились не только дворяне и богатые купцы, но и королева Франции Мария Медичи, испанская королева Изабелла… Он подарил миру около 3 тысяч картин и множество рисунков. Работам художника свойственны необыкновенная любовь к жизни и энтузиазм. Они отличаются удивительной изобретательностью построений, сверканием ярких тонов.

Рубенс достиг изумительного совершенства и лёгкости в искусстве владения кистью — и этим поразил романтиков. Вот как написал о нём Эжен Делакруа: «…он подражал Микеланджело, но так, как только он умел подражать! Он был переполнен величайшими образцами, но следовал тому началу, которое носил в самом себе… Он имеет смелость быть самим собой… Я дуюсь на него порой! Я ссорюсь с ним из-за его грузных форм, из-за недостатка изысканности и изящества… Но даже промахи Рубенса не ослабляют впечатления от его картин, до того они проникнуты совершенно особым свойством истинной смелости… Рубенс гораздо родственнее Гомеру, чем многие античные мастера. У него был сходный гений по самому своему духу…». Художник ценил живописную ткань тициановской традиции, но разрушал то величавое равновесие, которое было ей свойственно. Освоив всё неповторимое богатство итальянской живописи, художник, по сути, основал фламандскую школу.

Славу этой школы составляют утончённые портреты Антониса Ван Дейка (1599 — 1641), простодушно-грубоватые жанровые произведения Якоба Йорданса (1593 — 1678), горькие и язвительные картины Адриана Браувера (1605/1606 — 1638).

Вершиной голландской школы было творчество Рембрандта Харменса ван Рейна (1606 — 1669). О его произведениях Эжен Делакруа сказал: «правда — самое прекрасное и редкое на свете». Можно утверждать, что Рембрандт был самым необыкновенным и загадочным мастером 17 века. В молодости он быстро приобрёл репутацию вундеркинда. За свои портреты, в которых он схватывал выражения лиц, погружая их трепетную светотень, Рембрандт получал неплохие гонорары. Художник счастливо женился, у него появились ученики. Однако уже в начале 1640-х годов его живопись становится слишком необычной для голландских бюргеров. Вот как пишет Эжен Фромантен о картине Рембрандта «Ночной дозор»: «Рембрандту надо было изобразить роту вооружённых людей. Не было ничего проще, как показать нам, что они собираются делать; но он выразил это так небрежно, что даже в самом Амстердаме до сих пор ничего не могут понять. Он должен был придать фигурам портретное сходство — оно сомнительно; изобразить характерные костюмы — они большей частью фантастичны; создать живописный эффект — но этот эффект оказался таков, что картина стала неразрешимой загадкой. Страна, место, время действия, сюжет, люди, вещи — всё исчезло в бурной фантасмагории палитры… странности фигур, и их внезапное появление среди полной темноты — всё это случайный результат эффекта, задуманного вопреки правдоподобию, осуществлённого вопреки всякой логике». Недоумение вызывала слишком вольная трактовка портретов и нехарактерный для Голландии интерес к евангельским и библейским сюжетам. Умирает любимая жена Рембрандта, исчезают ученики и заказчики, тает богатство. В конце концов, художник становится банкротом и переселяется в еврейское гетто. В работах последних лет Рембрандт достигает величайшей человечности. Его «ночной мир» пронизан, по выражению Вальтера Беньямина, «непредумышленными смыслами». Картины мастера изобилуют световыми вспышками и потоками, полупрозрачными сгустками и материальными уплотнениями, принимающими вид предметов и фигур. Художник создаёт яркие и запоминающиеся образы стариков, женщин, влюблённых, отцов и детей. Великий Рембрандт умер в 1669 году, пережив своего сына Титуса. Мистические свойства материи его произведений, несомненно, составляют ещё одну грань стиля барокко.

Что касается офортов Рембрандта, то в них оригинальность индивидуального стиля художника проявилась еще сильнее. Свет и тень создают в них поистине ирреальное, мистическое ощущение. Штрихи образуют густую трепещущую сетку и вибрируют серебристым или золотистым цветом, создавая особую атмосферу.

Вторым великим голландским художником эпохи барокко был Ян Вермеер Делфтский (1632 — 1675). Перед его работами у зрителя возникает смешанное чувство восхищения и беспомощности. Всё ясно и понятно, но, в то же время, драгоценная световоздушная живопись Вермеера придаёт художественному пространству загадочный оттенок. Если у Рембрандта материальность исчезает и растворяется в свете и тьме, то у Вермеера, наоборот, подчёркивается материальная значимость каждого предмета. Писал Вермеер очень медленно и оставил потомкам всего около 40 картин. Он тщательно накладывал мелкие плотные мазки, завершая работу лёгкими, незаметными касаниями кисти.

Кроме этих двух гигантов нидерландской живописи в эпоху барокко в Голландии жили и творили Фрас Халс и так называемые «малые голландцы»: Герард Доу (1613 — 1675), Адриан ван Остаде (1610 — 1685), Габриэль Метсю (1629 — 1667), Герард Терборх (1617 — 1681) и другие. Они разрабатывали различные вариации бытового жанра, причём особенно любимой темой стали сцены «весёлого общества». «Малые голландцы» были наблюдательны, порой остроумны и умели нравиться публике.

Гравюра

В гравюре представлены, в основном, работы тех же мастеров, что и в живописи. Но есть там и такие мастера, которые стали известны именно как гравёры. Таков, например, голландец Херкюлес Сегерс (1589/1590 — 1638), много сделавший для развития техники цветного офорта. Каждый его лист — неповторимое, оригинальное произведение искусства. В ночных пейзажах яркие блики образуют на тёмном фоне сложный рисунок и создают иллюзию серебристого мерцания лунного света, а грандиозные ландшафты вызывают космические ассоциации.

Французский рисовальщик и гравёр Жак Калло (1592 — 1635) узнал славу ещё при жизни — его эстампы печатались большими тиражами и продавались во многих городах Европы. Замечательно изображал Калло массовые сцены со множеством мелких фигурок. В общую композицию прихотливо вплетаются бродяги, комедианты, разбойники. На одной из гравюр Калло Тенирс насчитал 1138 человек, 45 лошадей и 137 собак. Дерзкий гротесковый стиль художника отразился не только в изобразительном искусстве, но и в литературе — одна из самых знаменитых книг Э. Т. — А. Гофмана называется «Фантазии в стиле Калло». На весь мир прославился своими гравюрами и рисунками Джованни Батиста Пиранези (1720 — 1778). Он создал сотни гравюр с видами Рима, проектов воображаемых зданий и архитектурных фантазий. Самой загадочной была его серия «Тюрьмы» — одни видели в них изображение ада, другие — наркотические галлюцинации, третьи — театральные декорации. Сам себя Пиранези называл «венецианским архитектором», и хотя за всю свою жизнь он построил всего лишь одно здание, заслуживает такого названия, ибо оказался родоначальником «бумажной архитектуры». Фантастические образы гравёра оказали столь большое влияние на князя В. Одоевского, что тот вывел образ Пиранези в своём романе «Русские ночи», и вложил тому в уста следующую тираду: «Духи, мною порождённые преследуют меня: там огромный свод обхватывает меня в свои объятия, здесь башни гонятся за мною, шагая верстами… иногда заключают они меня в мои собственные темницы, опускают в бездонные колодцы, куют меня в собственные мои цепи».

Отдельного упоминания заслуживают и такие гравёры и рисовальщики, как Абрахам Блумарт (1564 — 1651), Стефано делла Белла (1610 — 1664), Карел Дюжарден (1622 — 1678), Жорж Лаллеман (ок.1580 — ок.1640).

Заключение

Барокко экспериментально и исполнено здравого смысла. Оно мистично и рационально, иронично и серьёзно, виртуозно и естественно. Нередко встречаются в барочной архитектуре опыты с пространством и движением, массой и цветом. Излишества и декоративная преизбыточность интерьеров дворцов может вызвать упрёки строгих эстетов. В парках и садах встречаются нам павильоны с причудами, зловещие гроты, фонтаны со странными фигурами и чудищами. Барокко регулярно сбивает зрителя с толку. В архитектуре и скульптуре, живописи и гравюре, глаз перестаёт различать большое и малое, далёкое и близкое, лёгкое и тяжёлое, материальное и имматериальное. Барочные мастера словно специально подчёркивают неуловимость и неподотчётность человеку стихий и субстанций, несоразмерность мира и людей.

Искусство барокко тесно связано с рождением принципиально нового способа мышления, с появлением научной картины мира. Именно в 17 веке Галилей демонстрирует изумлённой общественности виды новых небес, с их многочисленными звёздами и планетами. Это и подобные ему открытия приводят не только к ужасу и трепету перед затерянностью человека в просторах космоса, но и к желанию осваивать новые пространства. После Кеплера у астрономов не возникало сомнений в подвластности физической вселенной измерению, и та же картина наблюдалась в биологии, географии, химии, медицине.

Стиль барокко — порождение нестабильной эпохи. Художники расшатывают прежние представления о том, каким должно быть искусство. Они осваивают новые темы и мотивы, способы выражения, хотят увидеть невидимое и запечатлеть невозможное. Как бы мы ни относились к искусству барокко, мы должны осознавать, что именно оно стало первым стилем Нового Времени. В нём — ключ к пониманию искусства дня сегодняшнего.


Д. Харман.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

LiveJournal

Одноклассники

Мой мир

Стиль барокко основные черты — Студопедия

Билет 21

Архетиктура и скульптура барокко. Творчество Джан Лоренцо Бернини.

Основные черты барокко.

Барокко — стиль в искусстве, архитектуре, литературе, который возник в Италии.

Стиль барокко объединяет два понятия: образ жизни и стиль. Основные черты барокко это пышность и цветистость, грандиозность и торжественность, роскошь и великолепие.

Этому стилю характерны динамика, интенсивность чувств, напряженность и контрастность, реальность в нем сочетается с фантазией. Барокко вдохновляло чувственно-физическое наслаждение жизнью.

Стиль барокко основные черты

Главными чертами барокко, пожалуй, являются динамичные формы и кривые линии. Ему характерны контрасты ритмов и масштабов, света и тени, материалов и фактур. В этом стиле просматривается увлечение аллегориями, уподоблениями, сложными метафорами и другими экспрессивными художественными формами.

Архитектура барокко теряет свое гармоничное равновесие, и круг становится овалом, квадрат — прямоугольником, центрическое сменяется протяженным. Вместо уравновешенных пропорций появляются сложные построения и многообразие форм. При этом в архитектуре барокко господствуют оси и симметрия.

В барокко человек предстаёт многогранной личностью с богатым и сложным внутренним миром и драматическими переживаниями. Искусство барокко характеризуется реализмом, с которым изображается человек. Конфликт, напряженность и движение изобилуют в барокко. Яркий пример — скульптура «Похищение Прозерпины» Бернини.


Это высоко орнаментальный стиль с сильной гармоничной основой.

Он отличался выразительностью, обилием декора, пышностью и излишеством во всем. Живопись, скульптура, архитектура объединялись в новые пространственные отношения, как реальные, так и иллюзорные.

Стиль барокко имеет следующие характерные черты:

• основные темы — мифология и религия

• лексикон обогатился разговорными и иностранными словами

• использование сложных метафор и эпитетов

• видимая динамика

• использование контрастов

• разнообразие жанров

• архитектурные сооружения отличны друг от друга и имеют индивидуальный стиль

• множество украшений и золотых элементов

• зритель должен быть поражен, удивлен и просвещен произведением искусства

• всё должно быть огромно и великолепно

• почти полное отсутствие прямых линий

• обилие кривых линий, округлых и волнообразных форм

• монументальность

• аллегории

• противопоставления

• эмоциональность и чувственность

• поиск человека в мире, вопросы бытия

• сложный синтаксис

• необычность и уникальность

• наигранность и театральность

стиль и архитектура эпохи барокко. Русское барокко

Барокко — стиль в европейской архитектуре и искусстве XVII–XVIII веков. Название стиля совпадает с названием эпохи, которая пришла на смену Ренессансу — эпохе Возрождения.

Считается, что словом barocco португальские рыбаки называли жемчужины неправильной искривленной формы. В XVI столетии словечко появляется в разговорном итальянском для обозначения чего-то грубоватого, вычурного, неуклюжего.

Стиль и эпоха барокко: черты и особенности

Стиль барокко зародился благодаря кризису идеалов эпохи Возрождения. В этот период человечество сделало массу научных и географических открытий: было положено начало книгопечатанию, совершено кругосветное путешествие, открыты движение Земли вокруг Солнца и знание, что Земля не плоская, а имеет форму шара. Это шло вразрез со зрительным впечатлением, при котором планета выглядит плоской и неподвижной.

Depositphotos

Эти противоречия между видимостью и знанием постепенно отразились и в искусстве: чем неправдоподобнее произведение и чем сильнее оно отличается от вещей, которые можно наблюдать в жизни, тем оно интереснее и привлекательнее.

Барокко, тяготевшее к торжественности, помпезности и гротеску, отражало представления современников об изменчивости и сложности окружающего мира.

Церковь Сан-Марчелло-аль-Корсо, Рим. Источник: Википедия

Основными чертами барокко, которые отличают его от других стилей, являются:

  • пышность, помпезность, роскошность;

  • массивность, граничащая с гигантизмом;

  • обилие мелких деталей;

  • слияние скульптуры, архитектуры и живописи — заметно в оформлениях парковых ансамблей, которые стали популярны;

  • обилие украшений, лепнины, зеркал, позолоты, скульптур.

Монастырь Святого Мартина Брагского, Португалия. Источник: Википедия

Эпоха порождает много новых развлечений: балы-маскарады, прогулки на лошадях, театр, фейерверки. Вместо икон в интерьерах все чаще используют пейзажи и портреты, духовную музыку постепенно вытесняет светская.

Отныне всякая естественность отвергается человеком как проявление дикости и невежества — все должно быть максимально приукрашено, усовершенствовано. В моду входят каблуки, пудра, обилие косметики и высокие прически.

Для живописи характерны контрастность, выраженные светотени, пышность форм.

«Самсон и Далила», Питер Пауль Рубенс. Getty Images

«Ужин в Эммаусе», Караваджо. Getty Images

Барокко в архитектуре

Для архитектуры эпохи типичны размах, асимметрия, наличие куполов, колонн, балконов и башен. В моду входят сочетание белого с золотым, красный, голубой с желтым, использование богатой палитры от бордового до изумрудного.

Убранство собора Святого Петра в Риме. Getty Images

Родиной стиля считается Италия. В тот период страна теряет экономическое и политическое могущество. Чтобы развеять слухи о кризисе и подчеркнуть влияние папы Римского, Рим начинают застраивать богато оформленными зданиями.

Фонтан Треви в Риме. Getty Images

Образцом итальянского барокко становится собор Святого Петра в Риме.

Собор Святого Петра в Риме. Getty Images

Русское барокко

Вызывающий архитектурный стиль, популярный в Европе, прижился и в России, но с местными особенностями. В России архитектура барокко прошла через три этапа:

  • Московское барокко — стиль, содержащий как барочные элементы, так и детали древнерусской архитектуры;

Храм Воскресения Христова в Кадашах – образец московского барокко. Depositphotos

  • Петровское барокко — стиль, одобренный Петром I и подражающий образцам немецкой, шведской и голландской архитектуры того времени;

Кикины палаты, Санкт-Петербург. Образец петровского барокко. Википедия

  • Елизаветинское барокко — гибрид московского и петровского барокко с элементами итальянского, популярный во времена Елизаветы Петровны.

Дворец Апраксина-Трубецких в Москве. Елизаветинское барокко. Depositphotos

Барокко: краткая характеристика стиля. Новости компании. Тел.: +38 (044) 253-14-98

Архитектура барокко всегда ассоциировалась с дворцовым и королевским стиле, хотя с итальянского языка переводится как «странный» и «причудливый». Стиль барокко пришел на смену эпохе Ренессанса и стал своеобразным протестом против канонических правил и правильных форм, правивших в то время.

История возникновения архитектуры барокко

Родиной барокко стала Италия, а именно Ватикан, ведь именно там появилось первое строение, выполненное в этом причудливом и странном стиле. Речь идет о величественном ансамбле – дворе Бельведер, воздвигнутом в самом сердце Ватикана. Его создателем стал гениальный архитектор дизайнер того времени – Донато Браманте. Хотя многие и утверждают, что двор Бельведер с его спокойной и уравновешенной архитектурой мало чем напоминают классический стиль барокко, все же именно этот ансамбль послужил толчком к развитию и созданию нового стиля.
Последователями Браманте были Джакомо да Виньоло и Микеланджело, который считается основателем стиля барокко.

Характерные черты архитектуры барокко

Изначально барокко создавался как церковный стиль, чтобы показать людям всю красоту и заворожить невероятным размахом строений. Позже этот стиль унаследовали королевские дворцы и загородные резиденции.

Главной идеей стиля барокко является создание сложных и неправильных форм, сливающихся в единое целое. Частое чередование выпуклых и вогнутых линий создает интересный эффект, а также замысловатую игру света и теней. Кроме этого, для архитектуры барокко характерно использование скульптур, пилястр, колонн, а также маскарон – мраморные головы животных или людей в анфас.

Звание дворцового стиля барокко оправдывает использованием сложных декоративных элементов гипсовой лепнины, фресок, витражей, массивных предметов мебели и элементов декора. В качестве цветовой палитры для барокко характерно использование золотых, красных, белых и светлых цветов и оттенков.

Подчеркнуть стиль барокко возможно и при помощи отделочных материалов: натуральный камень, гранит, мрамор, полудрагоценные камни, позолота – все это неотъемлемые элементы стиля.

Гений барокко

Джованни Лоренцо Бернини создал невероятные шедевры, которые легли в основу стиля барокко. Современники видели в его творениях слишком много театральности, хотя сам творец говорил о себе, что смог сделать мрамор гибким, как воск и объединил скульптуру с живописью.

Главная идея барокко

Главной идеей стиля барокко является поражение сознания людей, ведь, чем больше человек ошеломлен, тем больше это барокко!


Искусство и архитектура барокко | Британика

Искусство и архитектура барокко , изобразительное искусство и проектирование зданий и сооружений, созданных в эпоху истории западного искусства, которая примерно совпадает с 17-м веком. Самые ранние проявления, которые произошли в Италии, датируются последними десятилетиями 16-го века, в то время как в некоторых регионах, особенно в Германии и колониальной Южной Америке, некоторые кульминационные достижения барокко не происходили до 18-го века.Работа, которая отличает барочный период, является стилистически сложной, даже противоречивой. В целом, однако, желание вызывать эмоциональные состояния путем обращения к чувствам, часто драматическим образом, лежит в основе его проявлений. Некоторыми из качеств, наиболее часто ассоциируемых с барокко, являются величие, чувственное богатство, драма, жизненная сила, движение, напряжение, эмоциональное изобилие и тенденция стирать различия между различными видами искусства.

Основные вопросы

Откуда происходит термин Baroque ?

Термин Барокко , вероятно, происходит от итальянского слова barocco , которое философы использовали в средние века для описания препятствий в схематической логике.Впоследствии слово стало обозначать любую искаженную идею или непроизвольный процесс мышления. Другим возможным источником является португальское слово barroco (испанский barrueco ), которое используется для описания жемчуга несовершенной формы. В художественной критике слово « барокко » используется для описания чего-либо нерегулярного, причудливого или иным образом отклоняющегося от правил и пропорций, установленных в эпоху Возрождения. До конца 19-го века термин всегда носил значение странного, преувеличенного и переоцененного.Только с новаторским исследованием Генриха Вельффлина, Renaissance und Barock (1888), этот термин использовался как стилистическое обозначение, а не как термин «тонко завуалированное злоупотребление» и что была достигнута систематическая формулировка характеристик стиля барокко.

Каковы характеристики искусства и архитектуры барокко?

Работа, которая отличает период барокко, стилистически сложна и даже противоречива. Например, потоки натурализма и классицизма сосуществовали и смешались с типичным стилем барокко.В целом, однако, желание вызывать эмоциональные состояния путем обращения к чувствам, часто драматическим образом, лежит в основе его проявлений. Некоторые из качеств, наиболее часто ассоциируемых с барокко, — это величие, чувственное богатство, драма, динамизм, движение, напряжение, эмоциональное изобилие и тенденция стирать различия между различными видами искусства.

Как возникли искусство и архитектура барокко?

Три широких тенденции оказали влияние на искусство барокко, первой из которых была контрреформация.В связи с распространением протестантской Реформации Римско-католическая церковь после Трентского собора (1545–1563 гг.) Приняла пропагандистскую программу, в которой искусство должно было служить средством стимулирования общественной веры в церковь. Стиль барокко, который развивался, был одновременно чувственным и духовным. В то время как натуралистическая обработка делала религиозный образ более доступным для обычного прихожанина, драматические и иллюзорные эффекты использовались, чтобы стимулировать преданность и передавать великолепие божественного.Второй тенденцией была консолидация абсолютных монархий — дворцы в стиле барокко были построены в монументальном масштабе для демонстрации власти централизованного государства, явление, которое лучше всего проявляется в Версале. Третья тенденция заключалась в расширении интеллектуальных горизонтов человека, подстегиваемых научными исследованиями и исследованиями земного шара. Это породило новое чувство человеческой незначительности (особенно подстрекаемой перемещением Коперника Земли из центра вселенной) и бесконечности мира природы.Пейзажные картины, на которых люди изображены как мелкие фигуры в обширной обстановке, свидетельствовали об этом меняющемся понимании состояния человека.

Какие художники ассоциируются со стилем барокко?

Аннибале Карраччи и Караваджо были двумя итальянскими художниками, которые помогли возвестить барокко и стили которых представляют соответственно классическую и реалистическую моды. Художник Артемизия Джентилески была признана в 20-м веке за ее техническое мастерство и амбициозную историю картин.Джан Лоренцо Бернини, чьи достижения включали в себя проект колоннады, выходящей на базилику Святого Петра в Риме, был величайшим скульптором-скульптором в стиле барокко. Упорядоченные картины Николя Пуссена и сдержанная архитектура Жюля Ардуэна-Мансара показывают, что импульс барокко во Франции был более сдержанным и классицистическим. В Испании художник Диего Веласкес использовал мрачный, но мощный натуралистический подход, который имел лишь некоторое отношение к основному течению барочной живописи.Стиль, тем временем, ограничил проникновение в Северную Европу, особенно в то, что является теперь Бельгией. Величайшим мастером этого римско-католического региона, в котором правили испанцы, был художник Питер Пауль Рубенс, чьи бурные диагональные композиции и полнокровные фигуры являются воплощением барочной живописи. Искусство в Нидерландах, однако, более сложное. Обусловленные вкусами реалистов своих покровителей из среднего класса, такие выдающиеся мастера, как Рембрандт, Франс Халс и Иоганн Вермеер, оставались в значительной степени независимыми от барокко в важных отношениях, но многие художественные тексты, тем не менее, приравнивают их к стилю.Однако барокко оказало заметное влияние на Англию, особенно на архитектуру сэра Кристофера Рена.

Чем стиль рококо отличался от стиля барокко?

Стиль рококо возник в Париже около 1700 года и вскоре был принят во всей Франции, а затем и в других странах, главным образом в Германии и Австрии. Как и стиль барокко, рококо использовалось в декоративном искусстве, дизайне интерьера, живописи, архитектуре и скульптуре. Он часто характеризуется как финальная фаза барокко, но стиль отличается от своего предшественника в его интимном масштабе, асимметрии, легкости, элегантности и обильном использовании искривления естественных форм в орнаменте.Например, роспись в стиле рококо во Франции началась с изящных, нежно-меланхоличных картин Антуана Ватто, кульминацией которых стали игривые и чувственные ню Франсуа Буше, и закончилась свободно раскрашенными жанровыми сценами Жана-Оноре Фрагонара. Французская живопись в стиле рококо в целом характеризовалась легким, беззаботным обращением к мифологическим и ухаживающим темам, представлением семьи как предмета, богатой и тонкой кистью, относительно легким тональным тоном и чувственной окраской.

Происхождение термина

Термин «барокко», вероятно, в конечном счете произошел от итальянского слова barocco , которое философы использовали в средние века, чтобы описать препятствие в схематической логике. Впоследствии слово стало обозначать любую искаженную идею или запутанный процесс мышления. Другим возможным источником является португальское слово barroco (испанский barrueco ), используемое для описания жемчуга неправильной или несовершенной формы, и это использование до сих пор сохранилось в ювелирном термине барочная жемчужина .

В искусствоведении слово «барокко» стало использоваться для описания чего-либо нерегулярного, причудливого или иного отклонения от установленных правил и пропорций. Этот предвзятый взгляд на художественные стили 17-го века был немного изменен критиками от Иоганна Винкельмана до Джона Раскина и Якоба Буркхардта, и до конца 19-го века термин всегда носил в себе смысл странного, гротескного, преувеличенного и переоцененного. Только с пионерским исследованием Генриха Вёльфлина « Renaissance und Barock » (1888) термин «барокко» использовался как стилистическое обозначение, а не как термин «тонко завуалированное злоупотребление», и была достигнута систематическая формулировка характеристик стиля барокко.

Три основные тенденции эпохи

Три более широкие культурные и интеллектуальные тенденции оказали глубокое влияние как на искусство барокко, так и на музыку барокко. Первым из них было появление контрреформации и расширение ее сферы как в территориальном, так и в интеллектуальном отношении. К последним десятилетиям 16-го века утонченный, придворный стиль, известный как маньеризм, перестал быть эффективным средством выражения, и его неадекватность религиозному искусству все больше ощущалась в художественных кругах.Чтобы противостоять вторжениям Реформации, Римско-католическая церковь после Трентского собора (1545–1563 гг.) Заняла пропагандистскую позицию, в которой искусство должно было служить средством расширения и стимулирования общественной веры в церковь. С этой целью церковь приняла осознанную художественную программу, чьи художественные произведения явятся откровенно эмоциональным и чувственным призывом к верующим. Стиль барокко, который развился из этой программы, был парадоксально и чувственным и духовным; в то время как натуралистическая обработка делала религиозный образ более доступным для обычного прихожанина, драматические и иллюзорные эффекты использовались, чтобы стимулировать благочестие и преданность и создавать впечатление великолепия божественного.Церковные потолки в стиле барокко, таким образом, растворяются в нарисованных сценах, которые представляют наблюдателю яркие взгляды на бесконечность и направляют чувства к небесным заботам.

Барочный кессонный потолок купола S. Carlo alle Quattro Fontane, Рим, по проекту Франческо Борромини, 1638–41. © LivioAndronico Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 года с вашей подпиской. Подпишитесь сегодня

Вторая тенденция была консолидация абсолютных монархий, сопровождаемая одновременной кристаллизацией видного и влиятельного среднего класса, который теперь стал играть роль в меценатстве.Барочные дворцы были построены в расширенном и монументальном масштабе, чтобы показать силу и величие централизованного государства, явление, которое лучше всего проявляется в королевском дворце и садах в Версале. В то же время развитие рынка картин для среднего класса и его вкуса к реализму можно увидеть в работах братьев Ле Наена и Жоржа де Ла Тура во Франции и в различных школах голландской живописи 17-го века. (Для подробного обсуждения этого явления, см. Rembrandt van Rijn.)

Оплакивание святого Себастьяна , холст, масло, Жорж де Ла Тур, 1645; в Государственном музее современного искусства в Берлине. 1,6 × 1,3 м. Предоставлено Государственным музеем Берлина — Preussischer Kulturbesitz

Третьей тенденцией стал новый интерес к природе и общее расширение интеллектуальных горизонтов человека, вызванное развитием науки и исследованиями земного шара. Это одновременно дало новое ощущение как человеческого ничтожества (особенно подстрекаемого коперниканским перемещением Земли из центра вселенной), так и неожиданной сложности и бесконечности мира природы.Развитие пейзажной живописи 17-го века, в которой люди часто изображаются как мелкие фигуры в обширной естественной обстановке, свидетельствует об этом меняющемся осознании состояния человека.

,

V & A · Стиль барокко

Барокко — это богато продуманный и продуманный стиль архитектуры, искусства и дизайна, который процветал в Европе в 17 и первой половине 18 века. Происходя из Италии, его влияние быстро распространилось по всей Европе, и он стал первым визуальным стилем, который оказал значительное влияние во всем мире.

Отличительной чертой стиля барокко был способ, которым изобразительные искусства живописи, скульптуры и архитектуры были объединены в единое целое, чтобы передать единое послание или смысл.

Искусство и дизайн в стиле барокко обращались непосредственно к чувствам зрителя, обращаясь как к эмоциям, так и к интеллекту. Он отражал иерархическое и патриархальное общество того времени, которое развивалось и использовалось властными структурами — церковью, абсолютными правителями и аристократией — чтобы убедить, произвести впечатление, быть одновременно богатым и значимым. По сравнению с контролем и тщательно сбалансированными пропорциями, связанными с Ренессансом, Барокко известно своим движением и драматизмом.

Влияние барокко распространилось от Италии и Франции до остальной Европы, а затем через европейские колониальные инициативы, торговую и миссионерскую деятельность охватило Африку, Азию, Южную и Центральную Америку. Его глобальное распространение — китайские резчики, работающие в Индонезии, французские серебряники в Швеции и итальянские специалисты по твердым камням во Франции. Скульптура была отправлена ​​из Филиппин в Мексику и Испанию, в то время как лондонские стулья ходили по всей Европе и через Атлантику, а французские королевские мастерские выпускали предметы роскоши, которые были желанными и имитируемыми модным обществом по всей Европе.Однако, как стиль, барокко также изменилось, поскольку оно пересекло мир, будучи приспособленным к новым потребностям и местным вкусам, материалам и контекстам.

Print, after Yi Lantai, 1781 – 86, China. Museum no. 29452:9. © Victoria and Albert Museum, London Печать, после Yi Lantai, 1781 — 86, Китай. Музей № 29452: 9. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

В Китае европейские павильоны были самым ярким выражением интереса правителей Цин к искусству Европы. Эти дворцы в европейском стиле были частью Юаньмин Юаня или Старого летнего дворца в Пекине, летней резиденции императора Цяньлуна.Спроектированные священниками-иезуитами павильоны, большинство из которых были построены между 1756 и 1766 годами, были построены по образцам барокко и включали в себя величественные фонтаны и статуи. В 1780-х годах был введен в эксплуатацию ряд медных гравюр с изображением европейских павильонов. Этот альбом, копия которого находится в нашей коллекции, является важной визуальной записью павильонов, которые были разрушены английскими и французскими войсками в 1860 году.

Важной особенностью искусства и дизайна в стиле барокко является использование человеческих фигур.Представленные как аллегорические, сакральные или мифологические, эти фигуры помогли превратить произведение в драму для передачи определенных сообщений и для привлечения эмоций зрителя. У них есть ощущение реалистичной непосредственности, как будто они были остановлены в середине действия. Выражение лица, поза, жест и драпировка были использованы для добавления драматических деталей.

Бюст короля Англии Карла II в нашей коллекции прекрасно передает драму барочной портретной живописи. Изображенный в оживленной манере, его голова повернута в одну сторону, и сложный парик опускается на его кружевной галстук и вздымающуюся драпировку.Такие величественные барочные образы монархов и могущественных аристократов были более распространены во Франции 17-го века, чем в Англии, но Чарльз провел большую часть своей юности в континентальной Европе и предпочитал европейских художников. Бюст в традиции ярких и внушительных портретов монархов, и однозначно подтвердил бы статус короля.

Charles II portrait bust, Honoré Pelle, 1684, Italy. Museum no. 239-1881. © Victoria and Albert Museum, London Портретный бюст Карла II, Оноре Пелле, 1684, Италия. Музей № 239-1881. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

Производительность архитектуры

Барочные здания были также динамичны и драматичны, используя и нарушая правила классической архитектуры.Внутри архитектура повторяла театральные приемы — окрашенные потолки создавали впечатление, что комнаты были открыты для неба, а скрытые окна использовались для освещения куполов и алтарей.

Опять же, дизайн был использован для передачи определенных значений и эмоций. Папский Рим стал ключевым местом для религиозной архитектуры барокко. Пример театральности в стиле барокко можно найти в проекте Джанлорензо Бернини (1598 — 1680) для площади Святого Петра. Его величественные внушительные изогнутые колоннады, сосредоточенные на обелиске, используются как для того, чтобы подавить посетителя, так и для того, чтобы привести его в объятия церкви.

Барочная архитектура также сформировала способ, которым появились общественные места города. Общественные торжества играли важную роль в политической жизни нации. Как правило, такие мероприятия происходили на открытом воздухе и были продуманно оформлены очками. Городские площади, такие как Пьяцца Навона в Риме и площадь Луи-ле-Гран (ныне Вандомская площадь) в Париже, служили фоном для фейерверков, роскошных театральных представлений и шествий в сложных и дорогих костюмах.

Внушительная архитектура была также использована для усиления власти абсолютных правителей, таких как Версальский дворец во Франции — самое имитируемое здание 17-го века.В 1717 году шведский архитектор Никодим Тессин Младший составил на основе собственных путевых заметок «трактат об украшении интерьеров для всех видов королевских резиденций и других отличительных черт города и деревни». Одним из самых дорогих недавних нововведений, которые он записал, было наличие зеркал, настолько больших, что они покрывали целые стены. Он также отметил использование стекла над камином в Королевской палате в Версале.

Painted mirror, probably by Antoine Monnoyer, 1710 – 20, England. Museum no. W.36:1-3-1934. © Victoria and Albert Museum, London Разрисованное зеркало, вероятно, Антуана Моннойера, 1710-20, Англия.Музей № W.36: 1-3-1934. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

Обаяние физическими материалами было центральным в стиле барокко. Виртуозные предметы искусства из редких и драгоценных материалов издавна ценились и хранились в специальных комнатах или шкафах, наряду с образцами естествознания, научными инструментами, книгами, документами и произведениями искусства. Однако в эпоху барокко рождение современной науки и раскрытие мира за пределами Европы вызвали все более серьезный интерес к природе и значению этих экзотических материалов.Такие раритеты, как фарфор и лак из Восточной Азии стали модными и имитировались в Европе. Были также разработаны новые методы, такие как маркетри (укладка шпона разноцветного дерева на поверхность мебели), разработанные французскими и голландскими краснодеревщиками и извлеченные из них в других местах.

Ценность, придаваемая таким материалам, можно увидеть в фарфоровой чашке из нашей коллекции. Сделанный между 1630 и 1650 годами в Китае первоначально как баночка с пишущей кистью, позже в Лондон были добавлены экстравагантные оправы из позолоченного серебра, которые превратили баночку с кисточкой в ​​роскошную декоративную чашку с двумя ручками и крышку.

Porcelain cup, probably Wolfgang Howzer, 1660 – 70, England. Museum no. M.308-1962. © Victoria and Albert Museum, London Фарфоровая чашка, вероятно, Вольфганг Хаузер, 1660 — 70, Англия. Музей № M.308-1962. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

Представления о мире природы, а также мотивы, полученные из человеческих и животных форм, были популярными декоративными элементами. Наиболее распространенной формой цветочного декора в стиле барокко был бегущий свиток, часто в сочетании с акантом — стилизованной версией настоящего растения с тем же названием. В нашей коллекции кружка конца 17-го века украшена роскошным цветочным декором.Листья цветов превратились в прокручивающуюся листву, в то время как сами цветы имеют полосатые лепестки, которые, вероятно, представляют собой тюльпан, еще один ключевой мотив искусства барокко.

Peg tankard, maker unknown, about 1690, probably Denmark. Museum no. LOAN:GILBERT.603-2008. © Victoria and Albert Museum, London Peg Tankard, производитель неизвестен, около 1690 года, вероятно, Дания. Музей № КРЕДИТНЫЙ: GILBERT.603-2008. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

Аурикулярный стиль, который отличался мягкими, мясистыми абстрактными формами, также появился в начале 17-го века, создавая эффект, который был неоднозначным, наводящим на размышления и причудливым.Фактически, термин «барокко» был более поздним изобретением — «причудливый» был одним из слов, использовавшихся в то время для стиля, который мы ассоциируем сегодня как барокко.

Театр был местом для великолепных постановок драмы, балета и оперы — новой формы искусства в то время. С их декоративными костюмами, сложными сценическими декорациями и изобретательным механизмом, эти представления создали чудо и трепет. Театр был популярен как у публики, так и при дворе. Написанная Жаном-Батистом Люлли для французского двора Людовика XIV (правил в 1643 — 1715), опера «Атис » была настолько любима королем, что стала известна как «Опера короля».Наша коллекция включает перо и чернильный дизайн для костюма героя Геркулеса в Атис . Он показан в позе балета, одетый в костюм в римском стиле, и его шкура и кожа льва опознаны.

Costume design, Jean Berain the Elder, 1676, France. Museum no. S.1108-1982. © Victoria and Albert Museum, London Художественное оформление, Жан Берейн Старший, 1676, Франция. Музей № S.1108-1982. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

Театр также играл роль в борьбе за власть между европейскими судами. Правители стремились превзойти друг друга в великолепии своих постановок.Во Франции театр и опера также стали ключевым элементом культурной политики Людовика XIV, которая использовалась, чтобы контролировать дворянство и выражать его власть и великолепие. В начале 18 века само здание театра приобрело новое значение в качестве доказательства придворной, гражданской или технологической власти. В результате новые здания по всей Европе создали театр в том виде, который мы знаем сегодня.

Однако, к середине 18-го века стиль барокко казался все более не в ногу с настроением времени, которое уделяло все больше внимания разуму и научным исследованиям.Барокко было подвергнуто критике как «аморальный» стиль, а искусство и дизайн отвернулись от использования эмоций, драмы и иллюзий, вернувшись к более простому стилю, вдохновленному классической древностью. Только в конце 19-го века стиль начал критически переоцениваться еще раз.

,
Барокко, Стиль Рококо Марка для Роскошной Спальни

Декор в стиле барокко и рококо — популярные стили, а спальни — одно из тех мест в вашем доме, где могут сиять эти эпохи дизайна. Характеристики мебели в стиле барокко и элементов рококо идеально подходят для пространства, которое должно быть роскошным, расслабляющим и роскошным. Изогнутые линии, обилие украшений и роскошные ткани, характерные для этих стилей, делают спальню особенной.

Не уверены в разнице между барокко и рококо? Короче говоря, барокко относится к периоду с 17-го века до начала 18 -го века и является воплощением Людовика XIV и Версаля.Это богатый и тяжелый стиль — более «серьезный». Рококо часто считают подмножеством эпохи барокко, иногда даже называют поздним барокко. Это обычно легче, более женственно и причудливо. Легко придать спальне нотку барокко или рококо. Личные предпочтения будут определять, какой внешний вид вам подходит.

Первый элемент этих стилей для рассмотрения — золото. Поскольку дерево всегда было характерной чертой мебели в стиле барокко, часто применяли золочение, а орнамент почти всегда делали из золота.Эта спальня имеет несколько характерных особенностей, таких как экстравагантное золотое украшение на изголовье кровати. В то время как это определенно барокко, роскошные постельные принадлежности — больше рококо, потому что это сделано из шелка.

Посмотреть в галерееТкани в эпоху рококо чаще включали шелк.

Очевидно, что в стиле барокко, эта спальня действительно величественна и чрезмерна. Изысканное изголовье дополнительно дополнено роскошной драпировкой, в окружении стеновых панелей, которые включают в себя щедрые украшения нескольких видов.У позолоченных и украшенных тумбочек есть более короткие ноги и более форма бомбы, которая относится к эпохе барокко.

Посмотреть в галерееРококо подчеркивает женский нарисованный цветочный узор на мебели. Посмотреть в галерее Взгляните на кровать, и нет никаких сомнений, что это спальня в стиле барокко. .

About Author


alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.