Что на ваш взгляд отличало сооружения барокко от творений зодчих эпохи: происхождение стилей, общие черты и различия – Рококо, барокко и ренессанс

происхождение стилей, общие черты и различия

Ренессанс и барокко являли собой культурный расцвет стран Западной Европы. Они возникли на фоне кардинальных изменений в общественных отношениях. Несмотря на то что обе эпохи воспевали прекрасное и привнесли в развитие культуры много нового, осуществлялось это разными методами и путями. Поэтому вопрос, чем стиль барокко отличается от стиля ренессанс, волновал человека всегда. Востребован он и сейчас.

Сравнение стилей

Ренессанс и барокко — происхождение и общие черты

Ренессанс (с итал. «возрождение») как стиль возник в Италии в начале ХІV в. и просуществовал до конца XVI в. Он пришел на смену культуре Средних веков и предшествовал Просвещению и Новому времени.

Появляется большой интерес к античной архитектуре, что приводит к ее воссозданию. Культура в эпоху Возрождения носила мирской характер, ярко проявляла интерес к человеку. Во времена ренессанса были заложены основы гуманистического мировоззрения — уважение и свобода личности. Это отражалось в науке, литературе, живописи.

Стиль барокко возник как альтернатива классицизму и рационализму, присущим Возрождению. Несмотря на то что Италия была разграблена иностранцами и истощена внутренними распрями, она осталась центром культуры Европы. Новый стиль был призван показать богатство и роскошь знати с помощью приемов живописи, создавая тем самым иллюзию могущества.

Возникновение барокко в ренессансе начинается с постепенного отхода от античности. Преклонение перед древним искусством постепенно перешло к уважению традиций. Стиль основывался на отрицании элементов античности и готики.

В архитектуре модными стали бесформенность, излишество и изогнутое пространство. Злоупотребление декором приводило к перегруженности фасадов, что создавало впечатление тяжести и визуально давило на зрителей.

Нет единения и в описании человека. Из титана, расположенного в центре мира в эпоху Возрождения, он становится маленькой частицей мироздания. Совершенное творение переходит к порывистому и страстному, пытающемуся найти свое место в обществе. Это отражается в живописи и скульптуре. Изображение человека живое и полное эмоций. Примером является скульптура «Орфей» Антонио Кановы.

Орфей

В искусстве барокко видны гротеск и сарказм, прослеживается мрачность композиций. В них изображаются пытки инквизиции, разбои бандитов, раненные солдаты и разрушения.

Ярким примером служит картина Джованни Панини «Развалины со сценой проповеди апостола Павла». На полотнах преобладают размытые и вытянутые формы, которые нивелируют искренность душевных порывов. Во всех направлениях искусства сквозит приверженность католической церкви и ее идеям.

Картина

Ренессанс и барокко — полярные стили. В них разными методами формировалось пространство, использовались различные подходы к декорации и конструкции.

Чем барокко отличается от ренессанса

Резкой границы между двумя стилями нет. Постепенное превращение ренессанса в легкое барокко началось в Риме, переместилось в северную часть Италии и далее — в средневековую Европу.

Зодчий ренессанса Браманте начал работы по возведению Собора Святого Петра с применением деталей, присущих барокко. Микеланджело продолжил эти начинания. В работах Рафаэля и Бернини, принадлежащих эре Возрождения, постепенно проявляются формы нового стиля.

Различия между эпохами видны во всем:

  • в мировоззрении;
  • в науке;
  • в искусстве;
  • в архитектуре;
  • в живописи;
  • в музыке.

Гуманистическое мировоззрение перерастает в аскетизм, а самопознание и саморазвитие — в идею спящего Бога, который отдыхает после сотворения мира, и ему нет дел до того, что творится на земле.

Барокко отходит от традиций и авторитетов, считая их суеверием и предрассудками. Не подлежит сомнению только то, что осязаемо, ясно мыслится и может быть выражено математически.

Продолжают развиваться астрономия и физика. Открываются новые законы (закон всемирного тяготения Исаака Ньютона). Карл Линней в 1735 г. впервые систематизирует биологические виды, оформляя труд «Система природы». Новый стиль — это век географических открытий и разума.

Барокко укрупняет детали и увеличивает пропорции, пытаясь этим показать богатство. В гигантомании начинает проявляться потеря чувства меры и утонченности восприятия.

Барокко

Прямоугольность и пропорциональность ренессанса сменяют плавные и округлые формы барокко. Архитектурным объектам присущи кривизна плоскости и многократное повторение композиций. При помощи игры света создаются зрительные иллюзии, которые не дают полностью охватить сооружение и сконцентрировать взгляд на одной детали.

Все это отражается на мировоззрении человека, развитии и образовании. Возникают духовные и общественно-политические течения. Человек находится в поиске истины, он облагораживается и благодаря этому вносит новое в развитие стиля.

К зачёту по МХК

Автор: Даркина А.В.

Варианты проведения зачёта по дисциплине «Искусство (МХК)»

Вариант 1. (Экспериментальный) Заранее предлагается список наиболее значимых произведений искусства, на зачёте даются иллюстрации, по которым студенты выступают с небольшим рассказом.

Список произведений искусства для подготовки к зачёту

  • Мардук сражается с Тиамат

  • Эхнатон в колпаке

  • Рельеф дворца Ашшурнасирапала II в Кальху

  • Ян Мостарт, Пейзаж Вест-Индии

  • Питер Брейгель-Ст., Охотники на снегу

  • Брейгель, Мизантроп

  • Брейгель, Избиение младенцев

  • Янтарная комната в Екатерининском дворце

  • Екатерининский дворец в Царском селе

  • Л.Б. Альберти, Капелла Сант-Андреа в Мантуе

  • Тадж-Махал

  • Сейрю-ен, замок Нидзе-дзе, Киото; Тенрю-дзи, Арасияма, Киото; Бедо-ин, Удзи

  • Мемфисский Апис ; бог Анубис

  • Ганеш; якшиня

  • Золотой павильон, Киото

  • Аполлон; Зевс; Гера; Афина; Аид; Посейдон

  • Зиккурат

  • Краснофигурные и чернофигурные вазы

  • Юнона; Венера; Юпитер; Марс

  • Гильгамеш

  • Демон Лилит; образ демона Лилит в женском обличье

  • Кукла вуду древней Месопотамии

  • Владимирская Спас Золотая риза

  • Спас Вседержитель

  • Пламенеющая, интернациональная готика

  • Делакруа, Свобода, ведущая народ

  • Гойя, Расстрел повстанцев

  • Якопо Пери, итал. Композитор

  • Левицкий, Екатерина II – законодательница в храме богини правосудия

  • Кюрбе, Похороны в Орнане

  • Рождественский собор

  • Собор Дмитриевского во Владимире

  • Боголюбский Богородичный монастырь во Владимире

  • Росписи Джотто ди Бондоне в Падуе

  • Джотто, Мадонна Оньисанти или Мадонна на троне

  • Н.Ломтев, Апостол Андрей Первозванный водружает крест на горах Киевских

  • Рудаки

  • Гробница Омара Хайяма в Ираке

  • Омар Хайям

  • Мечеть султана Хасана, минарет Кутб-Минар

  • Рыцарь

  • Бронзовая статуя императора из Барлетты

  • Лисипп, Квадрига св. Марка

  • Великая Китайская стена

  • Мазаччо, Мадонна с младенцем и ангелами

  • Фра Беато Анджелико, фреска «Благовещение»

  • Успенский собор во Владимире ; Архангельский собор

  • Мазаччо, Распятие

  • Да Винчи, Благовещение; его же, Портрет Джиневры де Бенчи

  • Тициан, Саломея с головой Иоанна Крестителя ; его же, Кающаяся Мария Магдалина

  • Тинторетто, Происхождение Млечного пути

  • Джорджоне, Спящая Венера ; его же, Гроза ; его же, Три философа

  • Орацио, Пульчинелла, Доктор, Лукреция, Панталоне, Пьеро, Арлекин, Скарамуш

  • У. Шекспир

  • Влюблённые из труппы Джелози, Изабелла

  • Сцены комедии дель арте

  • Альгамбра, план дворца

  • Храм Вознесения в Коломенском; Покровский собор на Красной площади в Москве; церковь Рождества Богородицы в Путинках; Ново-Иерусалимский монастырь; церковь во имя Петра в Переяславле Залесском

  • Скоморох на сцене

  • Храм В. Блаженного

  • Дионисий, О тебе Дево радуется

  • Собор Св. Софии в Константинополе

  • Микеланджело, Страшный суд

  • О. Домье, Восстание + карикатуры

  • Статуя Альберти во дворе Уффици

  • Донателло, Скульптура в Уффици ; его же, бронз. Рельеф «Пир Ирода»

  • Давид, Микеланджело ; его же, Оплакивание Христа

  • Боттичелли, Рождение Венеры ; его же, Весна ; Величание мадонны

  • Белокаменный Кремль, 1367 г.

  • Да Винчи, Мадонна в гроте ; его же, Мадонна с цветком ; Мадонна Литта ; Тайная вечеря

  • Рублев, Троица

  • Рубенс, Автопортрет с Изабеллой Брант; Союз Земли и воды ; Снятие с креста ; портреты

  • Колизей

  • Византийское право (Corpus Juris), отпечатано Gulielmo Rovillio, Lyon, 1571.

  • Моне К., Впечатление. Восход солнца

  • Ренуар О., Бал в Мулен де ля Галетт

  • Сезанн П., Натюрморт с яблоками и печеньем ; его же, Автопортрет

  • А.П. Бородин, М.А. Балакирев

  • Гоген П., Воскресенье ; его же, Женщина, держащая плод

  • Верлен П., Малларме С., Бодлер Ф.

  • Вариант 2. На выбор даются темы рефератов, на последнем занятии предполагается защита рефератов (рекомендации по написанию прилагаются).

  • Ассирийский рельеф, его источники и эволюция

  • Идея вечной жизни – основа древнеегипетской культуры

  • О чём могут рассказать сокровища гробницы Тутанхамона?

  • Изида – древнеегипетский идеал женственности и материнства

  • Неразгаданная тайна эгейской письменности

  • Ансамбли Пергама и Александрии

  • Общность и национальная самобытность романского стиля в различных регионах средневековой Европы

  • В лучах «пламенеющей готики»

  • Театральное искусство Средних веков

  • Архитектурный ансамбль Московского Кремля и его зодчие

  • Истоки русского театра

  • Драматургическое творчество Симеона Полоцкого

  • Образ Индии в творчестве Н.К. Рериха

  • Искусство индийской книжной миниатюры

  • Китайские мотивы в архитектуре Петергофа и Ораниенбаума

  • Образ Человека на фресках Джотто капеллы дель Арена в Падуе

  • Творчество Босха и сюрреализм С. Дали

  • Искусство итальянской комедии дель арте

  • Мифологические и библейские сюжеты как отражение трагедий и драм современного человека в произведениях Рембрандта

  • Человек, природа, общество в эстетической программе классицизма

  • Версаль как модель гармонии и красоты мира

  • Никола Пуссен и Античность: героика сюжетов и образы

  • Поэтика пейзажных парков России

  • Образ дворянина в произведениях портретного искусства XVIII в.

  • Социальная тематика в творчестве русских художников-передвижников

  • Художники русского импрессионизма: К.А. Коровин, В.А. Серов, И.Э. Грабарь

  • Рождение сюрреализма и его влияние на развитие различных видов искусства

  • Значение Татлина в развитии искусства дизайна и архитектуры

  • Музей современного искусства Гуггенхейма

  • Архитектурные фантазии Ф.Л. Райта

  • Феномен бардовской песни

  • Особенности симфонического творчества Шостаковича

  • Рок-опера как музыкально-драматический жанр

  • Вариант 3. Итоговая контрольная работа. Время проведения – 1 час (вопросы для подготовки раздаются заблаговременно, каждый вопрос предназначен для 1 студента).

  • Опишите скульптурный портрет Нефертити. Как вы думаете, насколько справедливо утверждение о том, что спустя тысячелетия она остаётся олицетворением женской красоты, одухотворённости и изящества? Дайте развёрнутый ответ

  • Сравните некоторые изображения египетских фараонов. Как вы думаете, что в первую очередь хотели передать создавшие их мастера?

  • Сравните фрески Древнего Египта с фресками Кносского дворца. В чём различие творческой манеры египетских и критских мастеров? Какие из них производят на вас большее впечатление?

  • Познакомьтесь с лирикой французских поэтов трубадуров и немецких поэтов миннезингеров. Каковы основные темы и герои их произведений? Что делает творчество этих поэтов актуальным и для нашего времени?

  • Сопоставьте архитектурный облик Софийских соборов в Константинополе и Киеве. Что между ними общего и чем они отличаются друг от друга?

  • Можно ли судить об особенностях исторической эпохи и личности Андрея Рублёва по его произведениям? Попробуйте составить творческую биографию Андрея Рублёва. Что вы могли бы рассказать об экспозиции музея им. Андрея Рублёва в Москве?

  • Познакомьтесь с историей возникновения и становления русского профессионального театра второй половины XVII в. Каковы были его репертуар и особенности сценического воплощения первых пьес придворного и школьного театров?

  • В XVII в. в искусстве Западной Европы получил развитие стиль шинуазри (от фр. «китайщина», «китайская безделушка»). Мода на китайское искусство укрепилась на долгое время и в России (Большой дворец в Петергофе, Китайский дворец в Ораниенбауме). Назовите общие стилевые черты в произведениях русского (западноевропейского) и традиционного искусства Китая.

  • После смерти Джотто итальянский поэт и писатель Джованни Боккаччо (1313-1375) сказал в одной из новелл «Декамерона»: «Джотто снова вывел на свет искусство, которое многие столетия было погребено под ошибками тех, кто, работая красками, более стремился забавлять глаза невежд, чем удовлетворять разуму мудрых». Насколько справедливы эти слова? Поясните свой ответ, опираясь на творчество художника. В чём заключается сила воздействия его произведений на зрителей?

  • В чём заключается своеобразие скульптурного мышления Микеланджело по сравнению с предшествующими эпохами (Античностью, средневековым Востоком, готикой, Ранним Возрождением)? Как вы понимаете смысл слов Микеланджело о том, что для создания своих скульптур он берёт глыбу мрамора и отсекает от неё всё лишнее?

  • Давно подмечено, что большинство картин Джорджоне вступают в эмоциональный диалог со зрителем, рождают ощущение недосказанности. О чём же могут «рассказать» картины великого художника?

  • Как вы понимаете утверждение, что Тициан «мыслит краской» (В.Н. Лазарев)? Как менялось колористическое решение живописных произведений на протяжении его творческого пути?

  • Какое место в творчестве нидерландских и немецких художников занимают библейские сюжеты и образы? Как в их произведениях переданы взаимоотношения Бога и человека, картины окружающей природы? В чём сила их художественного воздействия на зрителей? Сравните их с произведениями итальянских и русских мастеров XV – XVI вв.

  • Ещё при жизни Брейгеля называли «вторым Босхом», «великим имитатором» его «учёности и фантазии». Действительно ли он «возрождал сны своего учителя и даже превосходил их»? Сравните известные вам произведения художников, докажите или опровергните эту оценку.

  • Что, на ваш взгляд, отличало сооружения барокко от творений зодчих эпохи Ренессанса? Сравните известные вам произведения. Как вы думаете, почему барочному зданию «так хочется» организовать вокруг себя пространство в виде целого ансамбля?

  • Какие градостроительные идеи выдвинуло искусство барокко и в чём суть их образности? Попробуйте доказать свои наблюдения, опираясь на главное творение Л. Бернини – площадь собора Святого Петра в Риме.

  • Фреску Микеланджело «Страшный суд» в Сикстинской капелле Ватикана, произведения позднего Тициана и огромные диагональные композиции Тинторетто, созданные в эпоху позднего Возрождения, часто рассматривают как предвосхищение стиля барокко в живописи. Согласны ли вы с таким утверждением? Аргументируйте свой ответ.

  • Одной из сквозных тем в творчестве Рембрандта была притча о блудном сыне. Какое художественное воплощение находит идея трагического познания жизни в его картине «Возвращение блудного сына»?

  • Сравните оформление внутреннего убранства (интерьеры) галереи Франциска I в Фонтенбло и Зеркальной галереи Версаля.

  • Познакомьтесь с картинами русского художника А.Н. Бенуа (1870-1960) из цикла «Версаль. Прогулка короля» . Как в них передана общая атмосфера придворной жизни французского короля Людовика XIV? Почему их можно рассматривать как своеобразные картины-символы?

  • Познакомьтесь с серией портретов Петербургского Смольного института благородных девиц. Какие качества их характера стремился запечатлеть Д.Г. Левицкий? Как вы думаете, почему он использует жанр костюмированного портрета? В чём особенности его композиции и колорита?

  • Сравните картины И.Е. Репина «Царевна Софья» и В.И. Сурикова «Меншиков в Берёзове». В чём особенность решения проблемы исторической личности в истории? Каков характер её взаимоотношений с государственной властью? Как художник отвечает на вопрос о праве отдельной личности решать судьбу всего народа и влиять на ход истории?

  • Что и как может рассказать картина В.И. Сурикова «Боярыня Морозова» о жизни различных социальных слоёв Руси XVII в.? Какова её главная идея? В какой мере в ней выражена позиция автора? Почему и как в ней противопоставлены «лик страдания» и «личина глумления»? В чём смысл такого противопоставления?

  • Какие художественные открытия осуществил Э. Мане в картине «Бар в “Фоли-Бержер”»? Что отличает это произведение от картин раннего периода? Почему так трудно определить его жанр? Какие перемены, произошедшие в живописи XIX в., оно отражает? В чём особенность организации пространства в этом произведении? Что вносит тревожные нотки в общее праздничное настроение картины?

  • Известно, что Ван Гог создал 40 автопортретов, в каждом из которых он открыл какие-то новые грани своей личности. Сравните известные вам автопортреты художника. Какую «историю жизни» мог бы рассказать каждый из них?

  • Рассмотрите картины С.В. Герасимова «Мать партизана» и Б.М. Неменского «Мать». Как в них переданы чувства простых русских женщин? Как вы думаете, почему не только о смертельных схватках с врагом, но и о нелёгкой судьбе женщины-матери стремились рассказать многие художники военного поколения?

  • К зачёту по МХК | Образовательный портал WebUrok.com — учебно-методические материалы для учителей


    Автор: Даркина А.В.
    Варианты проведения зачёта по дисциплине «Искусство (МХК)»
    Вариант 1. (Экспериментальный) Заранее предлагается список наиболее значимых произведений искусства, на зачёте даются иллюстрации, по которым студенты выступают с небольшим рассказом.
    Список произведений искусства для подготовки к зачёту
    Мардук сражается с ТиаматЭхнатон в колпаке
    Рельеф дворца Ашшурнасирапала II в КальхуЯн Мостарт, Пейзаж Вест-Индии
    Питер Брейгель-Ст., Охотники на снегу
    Брейгель, Мизантроп
    Брейгель, Избиение младенцев
    Янтарная комната в Екатерининском дворце
    Екатерининский дворец в Царском селе
    Л.Б. Альберти, Капелла Сант-Андреа в МантуеТадж-Махал
    Сейрю-ен, замок Нидзе-дзе, Киото; Тенрю-дзи, Арасияма, Киото; Бедо-ин, УдзиМемфисский Апис ; бог Анубис
    Ганеш; якшиняЗолотой павильон, Киото
    Аполлон; Зевс; Гера; Афина; Аид; Посейдон
    ЗиккуратКраснофигурные и чернофигурные вазы
    Юнона; Венера; Юпитер; Марс
    Гильгамеш
    Демон Лилит; образ демона Лилит в женском обличье
    Кукла вуду древней Месопотамии
    Владимирская Спас Золотая риза
    Спас Вседержитель
    Пламенеющая, интернациональная готика
    Делакруа, Свобода, ведущая народ
    Гойя, Расстрел повстанцев
    Якопо Пери, итал. Композитор
    Левицкий, Екатерина II – законодательница в храме богини правосудия
    Кюрбе, Похороны в ОрнанеРождественский собор
    Собор Дмитриевского во Владимире
    Боголюбский Богородичный монастырь во Владимире
    Росписи Джотто ди Бондоне в Падуе
    Джотто, Мадонна Оньисанти или Мадонна на троне
    Н.Ломтев, Апостол Андрей Первозванный водружает крест на горах Киевских
    Рудаки
    Гробница Омара Хайяма в Ираке
    Омар Хайям
    Мечеть султана Хасана, минарет Кутб-МинарРыцарь
    Бронзовая статуя императора из БарлеттыЛисипп, Квадрига св. Марка
    Великая Китайская стена
    Мазаччо, Мадонна с младенцем и ангелами
    Фра Беато Анджелико, фреска «Благовещение»
    Успенский собор во Владимире ; Архангельский собор
    Мазаччо, Распятие
    Да Винчи, Благовещение; его же, Портрет Джиневры де Бенчи
    Тициан, Саломея с головой Иоанна Крестителя ; его же, Кающаяся Мария Магдалина
    Тинторетто, Происхождение Млечного пути
    Джорджоне, Спящая Венера ; его же, Гроза ; его же, Три философа
    Орацио, Пульчинелла, Доктор, Лукреция, Панталоне, Пьеро, Арлекин, Скарамуш
    У. Шекспир
    Влюблённые из труппы Джелози, Изабелла
    Сцены комедии дель арте
    Альгамбра, план дворца
    Храм Вознесения в Коломенском; Покровский собор на Красной площади в Москве; церковь Рождества Богородицы в Путинках; Ново-Иерусалимский монастырь; церковь во имя Петра в Переяславле Залесском
    Скоморох на сцене
    Храм В. Блаженного
    Дионисий, О тебе Дево радуется
    Собор Св. Софии в Константинополе
    Микеланджело, Страшный суд
    О. Домье, Восстание + карикатуры
    Статуя Альберти во дворе Уффици
    Донателло, Скульптура в Уффици ; его же, бронз. Рельеф «Пир Ирода»
    Давид, Микеланджело ; его же, Оплакивание Христа
    Боттичелли, Рождение Венеры ; его же, Весна ; Величание мадонны
    Белокаменный Кремль, 1367 г.
    Да Винчи, Мадонна в гроте ; его же, Мадонна с цветком ; Мадонна Литта ; Тайная вечеря
    Рублев, Троица
    Рубенс, Автопортрет с Изабеллой Брант; Союз Земли и воды ; Снятие с креста ; портреты
    Колизей
    Византийское право (Corpus Juris), отпечатано Gulielmo Rovillio, Lyon, 1571.
    Моне К., Впечатление. Восход солнца
    Ренуар О., Бал в Мулен де ля ГалеттС

    Так описывал свои впечатления от архитектуры барокко французский поэт XVII в

    www.litceymos.ru 1

    Архитектура барокко


    Характерные черты архитектуры барокко

    • …Но перед красотой и зданья и фасада

    • Померкли и фонтан, и мрамор, и ограда,

    • … В орнаменте витом увидишь тут и там

    • Победоносный шлем и вазы фимиам,

    • Колонны, капитель, пилястры и аркады

    • Увидишь всюду ты, куда ни кинешь взгляды,

    • Амуры, вензеля, вплетенные тайком,

    • И головы ягнят, увитые шнурком,

    • И статую найдешь в великолепной нише,

    • В узорах и резьбе карниз под самой крышей…

    • Перевод Е. Тархановской

    • Так описывал свои впечатления от архитектуры барокко французский поэт XVII в. Жорж де Сюдери. Обилие пышных декоративных украшений, подчеркнутая театральность, искажение классических пропорций, оптический обман, преобладание сложных криволинейных форм действительно создавали особый неповторимый облик архитектурных строений барокко.

    • БАРОККО (итал. Barocco, буквально — причудливый, вычурный), стиль, преобладавший в искусстве Европы с конца 16 до середины 18 века и охвативший все виды творчества, наиболее монументально и мощно проявившись в архитектуре и изобразительном искусстве.


    Самые значительные перемены коснулись оформления фасадов зданий. На смену согласованности и пропорциональности приходят диссонанс и асимметрия. Глядя на фасад, перестаешь понимать, где же находится стена – главная опора здания. Плоские пилястры уступают место колоннам и полуколоннам. Установленные на высокие пьедесталы, они то собираются в группы, образуя пучки, то «разбегаются» вдоль фасада, вознося к небу замершие в беспокойном движении статуи на балюстраде крыши. Размеры порталов, дверей и окон стали превышать всякие разумные границы. Фронтоны и наличники приобрели богатые украшения в виде причудливых завитков, картушей, гирлянд из листьев, трав и человеческих фигур. От спокойной ясности ренессанса, казалось, не осталось и следа.

    • Самые значительные перемены коснулись оформления фасадов зданий. На смену согласованности и пропорциональности приходят диссонанс и асимметрия. Глядя на фасад, перестаешь понимать, где же находится стена – главная опора здания. Плоские пилястры уступают место колоннам и полуколоннам. Установленные на высокие пьедесталы, они то собираются в группы, образуя пучки, то «разбегаются» вдоль фасада, вознося к небу замершие в беспокойном движении статуи на балюстраде крыши. Размеры порталов, дверей и окон стали превышать всякие разумные границы. Фронтоны и наличники приобрели богатые украшения в виде причудливых завитков, картушей, гирлянд из листьев, трав и человеческих фигур. От спокойной ясности ренессанса, казалось, не осталось и следа.

    • « Для барокко характерна сложность не только архитектурной пластики, но и пространственных построений. Если в Ренессансе планы помещений имеют четкую геометрическую форму – круг, квадрат, прямоугольник, то излюбленная форма барокко – овал, дающий некоторую неопределенность общей форме пространственного объема. Часто конфигурация плана очерчена прихотливыми изгибами линий, выпуклостями и вогнутостями стен, усложнена дополнительными примыканиями соседних соподчиненных объемов… В архитектуре барокко возобладали неумеренная декоративность, тяжеловесная роскошь. Причудливые формы, обилие скульптуры, использование насыщенного цвета и позолоты должны были усиливать выразительность архитектуры, производить впечатление богатства и парадности» (А.Ф.Гольдштейн).

    • Пилястрыплоский вертикальный выступ прямоугольного сечения на поверхности стены или столба. Пилястра имеет те же части (ствол, капитель, база) и пропорции, что и колонна; служит для членения плоскости стены.

    • Картушиукрашение в виде щита или полуразвернутого свитка, на котором изображены герб, эмблема, надпись

    • Фронтон — завершение (обычно треугольное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.


    Шедевры итальянского барокко. Лоренцо Бернини

    • Характерные черты итальяноского барокко нашли наиболее яркое воплощение в творчестве двух зодчих, создавших целую эпоху в развитии архитектуры, — Франческо Борромини и Лоренцо Бернини.

    • В создании криволинейных, изгибающихся поверхностей и прихотливых геометрических сочетаний Франческо Борромини не знал равных. Церковь Сант Аньезе на площади Навона в Риме – одно из лучших творений архитектора. Плавно изгибающийся фасад церкви украшает величественный купол, помещенный на высоком барабане. Стены церкви как будто растворяются в игре светотени, в выступах и проемах.



    Борромини по возможности избегает прямых линий — вертикальных или горизонтальных, а также прямых углов. Предпочтение отдается сложным изогнутым планам

    • Борромини по возможности избегает прямых линий — вертикальных или горизонтальных, а также прямых углов. Предпочтение отдается сложным изогнутым планам

    • Франческо Борромини Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане, (1634-67, Сант-Иво, 1642-60, в Риме).



    Не менее эффективен и интерьер собора, отличающийся изощренностью лепных украшений, многокрасочностью декоративных росписей, цветных мраморных колонн.

    • Не менее эффективен и интерьер собора, отличающийся изощренностью лепных украшений, многокрасочностью декоративных росписей, цветных мраморных колонн.


    Франческо Борромини Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане, (1634-1667, Сант-Иво, 1642-1660, в Риме). Фрагмент, фасад.

    • Франческо Борромини Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане, (1634-1667, Сант-Иво, 1642-1660, в Риме). Фрагмент, фасад.


    Главным архитектурным творением Лоренцо Бернини стало оформление площади перед собором Святого Петра. Архитектору предстояло решить сразу несколько задач: создать торжественный подход к главному храму католического мира, добиться впечатления единства площади и собора. Пространство перед храмом он превратил в единый ансамбль из двух площадей. Первая — в форме трапеции, а вторая в излюбленной форме барокко – овале. Она обращена к городу и обрамлена величественной колоннадой, которая легко и изящно охватывала площадь.

    • Главным архитектурным творением Лоренцо Бернини стало оформление площади перед собором Святого Петра. Архитектору предстояло решить сразу несколько задач: создать торжественный подход к главному храму католического мира, добиться впечатления единства площади и собора. Пространство перед храмом он превратил в единый ансамбль из двух площадей. Первая — в форме трапеции, а вторая в излюбленной форме барокко – овале. Она обращена к городу и обрамлена величественной колоннадой, которая легко и изящно охватывала площадь.



    • Лоренцо Бернини. Рим. Фонтан Нептуна на площади Навона.


    Лоренцо Бернини. Фонтан Четырех рек на площади Навона. 1648-1651.

    • Лоренцо Бернини. Фонтан Четырех рек на площади Навона. 1648-1651.

    • Аллегорические фигуры изображают самые большие реки континентов — Нил, Дунай, Ганг и Рио-де-ла-Плата (Амазонка тогда была неизвестна). Покрывало на голове Нила символизирует таинственность его истока, который в то время еще не открыли. Расположение фигур фонтана породило легенду о поединке между гениями эпохи барокко — Бернини и Борромини: будто бы Ла Плата Бернини загораживается рукой, чтобы не видеть церковь — «ужасное» творение Борромини. На самом деле фонтан построен гораздо раньше, чем церковный фасад. По проекту Бернини создан и фонтан Мавра, один из двух фонтанов, расположенных по краям площади. Другой фонтан в оригинале состоял лишь из одного бассейна, к которому в конце 19 в. добавили скульптуру — так возник фонтан Нептуна.


    Со 2-й половины 1650-х гг. Бернини вновь работает в соборе Святого Петра, создает здесь бронзовую «кафедру св. Петра» (1656-1665), украшенную статуями отцов Церкви и ангелов,

    • Со 2-й половины 1650-х гг. Бернини вновь работает в соборе Святого Петра, создает здесь бронзовую «кафедру св. Петра» (1656-1665), украшенную статуями отцов Церкви и ангелов,



    «Дивное узорочье» московского барокко

    • Стремление к парадности и богатству внешнего убранства архитектурных сооружений было чрезвычайно характерно для России. «Дивное узорочье» стало лейтмотивом русского зодчества конца XVII – началаXVIII в. Для архитектуры этого времени характерно сочетание национальных традиций, в особенности деревянного зодчества, с лучшими достижениями западноевропейского барокко. Наиболее ярко и самобытно черты русского барокко проявились в так называемом нарышкинском, или московском, стиле. Свое название он получил благодаря заказчикам строительства, в числе которых были Нарышкины – родственники Петра I. По их инициативе в Москве было возведено немало красивых и нарядных зданий – дворцов, церквей, беседок и парковых павильонов.


    Церковь Покрова в Филях. 1693-1694. Москва.

    • Блестящим образцом нарышкинского барокко является церковь Покрова в Филях. Она стоит на невысоком холме, над речным берегом, повторяя себя причудливым отражением в воде. Храм имеет высокий и просторный подклет (ПОДКЛЕТ, в русской каменной и деревянной архитектуре нижний этаж жилого дома или храма, обычно имеющий служебно-хозяйственное назначение),на арках которого расположена терраса с тремя плавными лестничными маршами. Главный объем здания окружен полукруглыми пределами, каждый из которых увенчан золотой главой. Переход от четверика к восьмерику выполнен настолько плавно и умело, что зритель не сразу замечает смену архитектурных членений. Карниз и резные белокаменные украшения естественно продолжают тройные капители угловых колонок.


    К уникальным сооружениям московского барокко следует отнести и церковь Троицы в Никитниках, построенную по заказу купца Григория Никитникова – выходца из Ярославля. Храм, поставленный на высоком холме в центре города, господствовал над окружающей застройкой, выделяясь сложностью силуэта. Яркая раскраска фасадов, сочная пластика белокаменного и кирпичного декора, многоцветные изразцы вместе с живописной асимметрией композиции привлекли к себе внимание горожан.

    • К уникальным сооружениям московского барокко следует отнести и церковь Троицы в Никитниках, построенную по заказу купца Григория Никитникова – выходца из Ярославля. Храм, поставленный на высоком холме в центре города, господствовал над окружающей застройкой, выделяясь сложностью силуэта. Яркая раскраска фасадов, сочная пластика белокаменного и кирпичного декора, многоцветные изразцы вместе с живописной асимметрией композиции привлекли к себе внимание горожан.



    Церковь Троицы в Никитниках. 1631-1634 гг. Москва.

    • Церковь Троицы в Никитниках. 1631-1634 гг. Москва.

    • Плоскость стены почти исчезла за обилием карнизов, пилястр, полуколонн, наличников и порталов. Храм венчали декоративное пятиглавие и три ряда кокошников, придающих особую праздничную торжественность.


    Церковь Знамения Богородицы в Дубровицах считается вершиной московского барокко. Полукружия стен завершаются треугольным резным фронтоном, украшенным колонками и волютами. Восьмигранная трехъярусная башня превращена в каменное кружево. Церковь увенчана куполом с ажурной позолоченной короной и сквозным крестом.

    • Церковь Знамения Богородицы в Дубровицах считается вершиной московского барокко. Полукружия стен завершаются треугольным резным фронтоном, украшенным колонками и волютами. Восьмигранная трехъярусная башня превращена в каменное кружево. Церковь увенчана куполом с ажурной позолоченной короной и сквозным крестом.




    Церковь Знамения Богородицы в Дубровицах. 1690-1704. Москва.

    • Церковь Знамения Богородицы в Дубровицах. 1690-1704. Москва.



    Церковь Николы в Хамовниках. XVII в. Москва.

    • Церковь Николы в Хамовниках. XVII в. Москва.



    Церковь Николы в Хамовниках. XVII в. Москва.

    • Церковь Николы в Хамовниках. XVII в. Москва.



    Церковь Николы

    • Церковь Николы

    • в Хамовниках. XVII в. Москва.


    Архитектурные творения В.В.Растрелли

    • В середине XVIII столетия искусство барокко в России достигло наивысшего расцвета. Развивая лучшие национальные традиции, архитекторы все чаще обращались к европейскому художественному наследию. Пышная архитектура барокко распространялась по всей России. Самые яркие творения зодчества были сосредоточены в новой столице Российского государства – в Санкт-Петербурге.

    • Значительный вклад в развитие национальной архитектуры внес Варфоломей Варфоломеевич (Бартоломео Франческо) Растрелли (1700-1771) – сын скульптора Б.К.Растрелли, итальянец по происхождению, родившийся во Франции. Получив образование за границей, он затем работал только в России, ставшей его второй родиной.

    • Все что было им построено в России, вызывало восхищение и восторженные оценки современников. Поэт А.Д.Кантемир (1708-1744) писал о творениях выдающегося зодчего:

    • «Граф Растрелли… искусный архитектор. Инвенции его в украшении великолепны, вид здания его казист, одним словом, может увеселиться око в том, что он построил».


    В.В. Растрелли. Портрет.

    • В.В. Растрелли. Портрет.

    • Творчество Растрелли составило целую эпоху русской архитектуры — «елизаветинское барокко».



    Лучшие произведения Растрелли – Андреевская церковь в Киеве, дворцы в пригородах Санкт-Петербурга – Петергофе и Царском Селе, дворцы Строганова и Воронцова, собор Смольного монастыря и Зимний дворец в Санкт-Петербурге.

    • Лучшие произведения Растрелли – Андреевская церковь в Киеве, дворцы в пригородах Санкт-Петербурга – Петергофе и Царском Селе, дворцы Строганова и Воронцова, собор Смольного монастыря и Зимний дворец в Санкт-Петербурге.

    • В.В.Растрелли. Андреевская церковь. 1749-1759 гг. Киев.


    Собор Смольного монастыря был заказан мастеру императрицей Елизаветой Петровной. Традиционное русское пятиглавие, воплощенное в вычурных формах барокко, здесь органично сливалось с основным объемом здания. Средняя глава собора представляет собой высокий двусветный купол, увенчанный луковичной главкой на световом барабане. Четыре угла в виде высоких двухэтажных башен, почти вплотную прижатые к центральному куполу, придают пятиглавию удивительную монолитность и мощь. Уже после смерти Растрелли другой выдающийся архитектор – представитель раннего классицизма Джакомо Кваренги – всякий раз проходя мимо Смольного собора почтительно снимал шляпу и восклицал: «Вот это церковь!»

    • Собор Смольного монастыря был заказан мастеру императрицей Елизаветой Петровной. Традиционное русское пятиглавие, воплощенное в вычурных формах барокко, здесь органично сливалось с основным объемом здания. Средняя глава собора представляет собой высокий двусветный купол, увенчанный луковичной главкой на световом барабане. Четыре угла в виде высоких двухэтажных башен, почти вплотную прижатые к центральному куполу, придают пятиглавию удивительную монолитность и мощь. Уже после смерти Растрелли другой выдающийся архитектор – представитель раннего классицизма Джакомо Кваренги – всякий раз проходя мимо Смольного собора почтительно снимал шляпу и восклицал: «Вот это церковь!»

    • В.В.Растрелли. Собор Смольного монастыря. 1748-1760 гг. Санкт –Петербург.


    • Самое блестящее творение Растрелли, украшающее центр города на Неве, — Зимний дворец, в котором в наше время расположен всемирно известный художественный музей Эрмитаж. Архитектура Зимнего дворца – это настоящий гимн эпохе русского барокко. Фасад, выходящий на набережную Невы, был рассчитан на обозрение издали. Фасад, выходящий к Адмиралтейству, ориентирован на парадную Дворцовую площадь, обращенную к городу. Дворец имел более 1050 помещений и комнат, 1886 дверей, 1945 окон и 177 лестниц. Общая протяженность фасадов дворца составляет 210 м!



    В.В.Растрелли. Посольская лестница в Зимнем дворце. 1754 – 1762 гг. Санкт-Петербург.

    • В.В.Растрелли. Посольская лестница в Зимнем дворце. 1754 – 1762 гг. Санкт-Петербург.

    • Главный подъезд был расположен в северном корпусе: к нему торжественно подъезжали кареты императрицы и ее гостей. Через огромную галерею они поднимались по ослепительно прекрасной Посольской лестнице с верхней площадки которой открывался вход в парадные залы дворца.



    В.В.Растрелли. Екатерининский дворец. (Главный вход).

    • В.В.Растрелли. Екатерининский дворец. (Главный вход).



    В.В.Растрелли. Екатерининский дворец. (Фасад)

    • В.В.Растрелли. Екатерининский дворец. (Фасад)


    Вопросы и задания

    • Каковы характерные черты архитектуры западноевропейского барокко?

    • Что, на ваш взгляд, отличало сооружения барокко от творений зодчих эпохи Ренессанса?

    • О каких шедеврах нарышкинского барокко вы могли бы рассказать подробнее?

    • Подготовить сообщения на тему:

    • «Лоренцо Бернини – «гений барокко»;

    • «Нарышкинское барокко в Москве»;

    • «Петербург В.В.Растрелли»




    About Author


    alexxlab

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *