Что отличает художественную манеру зодчего: Архитектура барокко — Искусство (II часть) — Каталог файлов – Глава 2, ?? (с.21), тв. задания (с.22-23) © А.И. Колмаков >. Русский искусствовед М. В. Алпатов АРХИТЕКТУРА барокко Фонтан четырёх.». Скачать бесплатно и без регистрации.

Что такое зодчество 🚩 зодчество что это 🚩 Разное

Памятники русского деревянного зодчества уникальны, они - часть богатейшего культурного наследия, ценность которого очевидна даже иностранцам, которые приезжают в Вологодскую или Астраханскую область, чтобы своими глазами увидеть рукотворные архитектурные шедевры.

Зодчество – это архитектурное искусство возведения зданий и сооружений. России свойственно деревянное зодчество, расцветом которого считаются 17-18 века, а образчиком – Вологодское деревянное зодчество.

Строителей называли зодчими, и это было почетно, ведь возведение здания занимало годы, а ремесло стало искусством.

Типизация деревянных построек началась только в конце 18 века, до этого каждое строение было уникально. Первоначально зодчий разрабатывал – сейчас бы сказали «проектировал» - здание, определял несущие конструкции, тип и количество зависимых элементов. Далее подбиралось, из каких пород древесины будет построена та или иная часть строения. Не любое дерево может подойти для крепкой стены, зодчий учитывал характеристики древесины. Воздействие окружающей среды, погодные условия, характерные для местности. В северных районах чаще использовали лиственницу, в средней полосе – дуб, для кровли чаще выбирали легкую древесину ели.

Подготовка древесины проходила особым образом. Для строительства дерево лиственных пород срубали только весной, а специально подготовленную сосну (как говорят еще просмоленную) - осенью.

Чтобы не повредить стволы деревьев их никогда не пилили: от распила древесина трескалась и расходилась. Обязательно дерево рубили топором. Оттого в России дома не строили, а рубили: говорили «срубить избу». Гвоздями пользовались редко. Основной особенностью русского зодчества являлось стремление зодчего сохранить древесину максимально целой, подчеркнуть ее природную красоту.

Но не любую деревянную постройку можно отнести к истинному русскому зодчеству. Неотъемлемой частью русских домов, а также церквей и часовен, были резные украшения ставень, подоконников, карнизов. Невероятное художественное воплощение красоты русской души сохранилось в данных узорах.

На территории России существует несколько музеев настоящего русского деревянного зодчества. Например, в Суздале и неподалеку от Архангельска. В них собраны самые характерные образцы русского зодчества, сохранивших характер русского строительства.

Зодчество в своем простом понятии подразумевает строительство. Русское зодчество – это нечто большее, это целая культура.

Итоговый годовой тест по МХК 10 класс

Итоговая контрольная работа по МХК за 10 класс

1.   Первым видом искусства в истории первобытного общества было:

а) архитектура
б) танец
в) наскальная живопись


2. Культура палеолита охватывает период :


а) 100-35 тыс. лет назад
б) 2,5 млн. лет назад - 10 тыс. лет назад
в) 43-30 тыс. лет назад

3. Первыми рисовать на стенах с помощью красок стали:

а) неандертальцы
б) кроманьонцы
в) это науке не известно

4. Что реже всего встречалось на ранних наскальных рисунках:

а) изображение животных
б) изображение людей и растений 
в) и люди и животные изображались одинаково редко

5. Первые творения художественной культуры из камня в виде столбов, устремленных в небо, назывались ___________________

6.Сфинкс - это каменное сооружение в виде:

а) лев с головой человека
б) человек с головой шакала
в) кошка с головой человека 

7. Как называлась великая книга мудрости древнееврейского народа?

а) Новый завет
б) Библия
в) Евангелие 

8. Статуи девушек, украшающие акрополь, назывались:


а) колонны
б) коры
в) скульптуры

9. Выберете правильное высказывание:


а) Создателем "Одиссеи" был Гомер
б) Гомер создал "Одиссею", а "Иллиаду" - Гесиод
в) Гомер написал и "Иллиаду" и "Одиссею"

10.  Античной литературой называют:


а) Литературные произведения Древней Греции
б) Литературные произведения Древней Греции и Древнего Рима


в) Литературу Древнего Рима

11.Как называется самый знаменитый древнегреческий храм?

а) Акрополь
б) Парфенон
в) Илион 

12. Создатель буддизма, царевич Гуатама, получил в народе имя Будда, что означает:


а) Мудрый
б) Просветлённый
в) Справедливый

13. Самые знаменитые индийские героические поэмы это "Махабхарата" и ___________________

14.      Средние века охватывают период времени:

а) с V века до н. э. до V века н. э.
б) с V века н. э. до ХV века н. э
в) с Х века н. э. до ХVII века н. э.

15. Самый известный храм в Константинополе:

а) храм святой Софии
б) храм святой Ольги
в) храм святой Елены 

16.  Труверы, трубадуры, ваганты, голиарды - это:

а) средневековые воины
б) средневековые бродячие певцы
в) разбойники с большой дороги 

17.   Французский героический эпос называется:

а) «Песнь о Нибелунгах»
б) «Песнь о моем Сиде»
в) «Песнь о Роланде» 

18. 9 кругов ада описаны в _______________________ Данте

 

19. В 13 веке появляется книга о жизни и обычаях народов Азии, долгое время служившая руководством для составления географических карт, написанная:


а) Фомой Аквинским;
б) венецианским купцом Марко Поло;
в) Роджером Бэконом

20. Расцвет городской литературы в 12 веке связан с творчеством вагонатов, которые были:


а) бродячими актёрами
б) школярами и студентами, ездившими по разным городам для продолжения учёбы


в) нищие бродяги


21. Стиль архитектуры, сложившийся в Европе в 12-15 века получил название:


а) романский
б) готический
в) ампир

22. В середине 14 века в Италии зарождается новая культура - культура _______________, которая потом распространится по всей Западной Европе, дав начало и название целой эпохе, которая продлится до середины 16 века.

23.  Основное влияние на искусство Древней Руси оказало:

а) искусство Западной Европы
б) искусство Древнего Востока
в) искусство Византии 


24. Какое из данных ниже высказываний является верным:


а) "Повесть временных лет" была написана в 862 году;
б) "Повесть..." была написана в 12 веке, на основание нескольких, более древних источников
в) "Повесть временных лет" не более чем красивая поэтическая выдумка монаха Нестора

25. «Слово о полку Игореве» было написано:

а) в Х веке
б) в ХII веке
в) в ХVIII веке 


26.   Наиболее значительным видом искусства в Древней Руси было:

а) музыка
б) литература
в) храмовое зодчество 

27. Храм Василия Блаженного был построен в честь победы

а) над шведами
б) над немцами
в) над татарами

28.  Икона "Владимирской божьей матери" была написана:


а) Андреем Рублёвым
б) неизвестным греческим живописцем на рубеже 11-12 веков
в)Феофаном Греком

 

29.  Московский Кремль был построен с помощью:

а) немцев
б) французов
в) итальянцев 

 

30. Знаменитый Софийский собор, построенный в Киеве в 1037 году имел _______ куполов.

 

31. Этот вид художественного изображения людей был наиболее слабо развит на Руси, одна из причин - негативное отношение церкви, видевшей схожесть между этими изображениями и языческими идолами. И только в 18 веке этот вид искусства станет активно развиваться. А речь идёт о...:


а) портретной живописи
б) скульптуре
в) иллюстрации в книгах

32. Расцвет каменного зодчества в 12 веке связан с именем князя ____________

33. Эпоха Возрождения в Европе охватывает:

а) ХIV века

б) ХIVVI века
в) ХVIVII века 

34. Возрождение в Европе ярче всего проявилось:

а) во Франции
б) в Нидерландах
в) в Италии 

35. Первые гуманисты ("любители мудрости") появились:


а) Во Франции 
б) в Италии
в) Англии

36.Автором портрета Моны Лизы был:

а) Боттичелли
б) Рафаэль
в) Леонардо да Винчи  

37.  Картины "Рождение Венеры", "Весна" были созданны:

а) Рафаэлем
б) Сандро Боттичелли
в) Леонардо да Винчи

38.  Скульптуру Давида изваял:

а) Донателло
б) Брунеллески
в) Микеланджело 

39. Одним из первых гуманистов 14 века был:


а) Джованни Бокаччо
б) Франческо Петрарка
в) Лаура

40. Самым ярким представителем Возрождения во Франции был:

а) Франсуа Вийон
б) Франсуа Рабле
в) Пьер Ронсар 

41. Центрами культуры раннего Возраждения в 15 веке были:


а) Флоренция и Милан
б)Венеция и Неапль
в) Рим
г) Все они являлись культурными центрами Возрождения

42. Выдающимся драматургом испанского Возрождения был:

а) Педро Кальдерон
б) Тирсо де Молина
в) Лопе де Вега 

43. Великое научное открытие эпохи Возрождения совершил:


а) Н. Коперник: гелиоцентрическая система мира
б) И. Ньютон: закон всемирного тяготения
в) Д. Бруно: идея множественности миров 

44. К эпохе Возрождения Не относится:


а)Франческо Петрарка
б) Данте Алигьери
в) Иоганн Гутенберг

45.  Новый тип зданий - палацио, появившийся в период Возрождения это:


а) загородная вилла
б) городской дворец
в) купеческий особняк

46. Установите соответствие между именами художников Возрождения и названиями их работ:


а) Рафаэль; б) Леонардо да Винчи; в) Микеланджело Буаноротти;
1)Тайная вечеря; 2)статуя Давида;  3) Сикстинская Мадонна;

47. Томас Мор и Томмазо Кампанелла создали новый литературный жанр, в котором воплотили мечту о справедливом и счастливом обществе. Этот жанр получил название:

а) утопия
б) пастораль
в) идиллия  

48. Гуманизм эпохи Возрождения подготовил:

а) крестьянские войны;

б) религиозные споры;

в) формирование национальных культур.

49. Гравюра - это:

а) вид изобразительного искусства, в основе которого лежит

использование линии и рисунка;

б) вид графики, вырезанный на гладкой поверхности рисунок и

его отпечаток;

в) стенная роспись по свежей штукатурке.

50.Установите соотношение эпох, стилей и художественных методов предложенным определениям, составив пары из цифр и букв:

1.В основе мировоззрения – представление о существовании двух миров (дуализм). Взаимопроникновение земного и потустороннего. В архитектуре – 2 ведущих стиля – романский и готический. Появление светской литературы, поэзии трубадуров, труверов, миннезингеров и вагантов; появление литургической драмы. Тело человека считалось вместилищем греха и порока. Искусство подчинялось церкви. Ведущий вид искусства – архитектура. Храм – «библия в камне».

2.Пришедшая на смену древним, первобытным цивилизациям «образцовая, классическая» эпоха в скульптуре, архитектуре, литературе, философии, ораторском искусстве. Это колыбель всей европейской цивилизации. Основа художественной культуры в эту эпоху – миф. Идеалом стал образ человека-гражданина, развитого гармонически и духовно. Шедевры этой эпохи много веков вдохновляли поэтов и художников, драматургов и композиторов, рождая представление о мире совершенной красоты и силе человеческого разума

3.«Эпоха, которая нуждалась в титанах и породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености»: Да Винчи, Микеланджело, Рафаэль…Возросший интерес к античной культуре. Искусство воспевает красоту природы, гармонию человеческого тела, поэзию человеческих чувств. Возросшее количество светских мотивов в культуре. В основе культуры в эту эпоху стояли идеи гуманизма. Низвергнут аскетизм (церковное учение о том, что тело человека – вместилище греха, а земная жизнь – смрадная,). Главная тема искусства – Человек, гармонично и всесторонне развитый, его мощь и величие. Человек и его разум возведен на пьедестал.

А) Возрождение

Б) Средние века

В) Античность

Ключи 

1 - б; 2 -б; 3 -б; 4 -б; 5 - менгиры; 6 - а; 7 - б; 8 - б; 9 - б; 10 - б; 11 -б; 12 -б; 13 - Рамаяна

14- б; 15-а; 16- б; 17 - в; 18- "Божественной комедии"; 19 - б; 20 - б; 21 - б; 22 - Возрождение.

23-в; 24-б; 25- б; 26-в; 27-в; 28-б; 29-в; 30 - "13"; 31 - б; 32 - Андрея Боголюбского

33-б; 34-в; 35-б; 36-в; 37-б; 38-в; 39-б; 40-б; 41-г; 42-в; 43- а; 44 - б; 45-б; 46 -а3,б1,в2; 47 – а;

48- в; 49- б; 50- 1б;2в;3а.

14 знаменитых художников, чьи картины резко изменились всего за десятилетие

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

У каждого талантливого художника есть свой фирменный почерк, узнаваемый стиль, который оттачивается десятилетиями. Но это не значит, что всю жизнь они рисуют лишь в одной манере. Живописцы экспериментируют, периодически испытывают на себе влияние других мастеров, проходят через несколько творческих периодов. Например, первые полотна родоначальника кубизма Пабло Пикассо имели максимальное сходство с оригиналом, и уже потом люди на его картинах стали превращаться в геометрические фигуры.

AdMe.ru решил сравнить картины великих мастеров, которые появились с разницей в 10 лет. Оказалось, их работы могут так сильно отличаться, что и не скажешь, что они созданы одним человеком.

Казимир Малевич

Известный во всем мире художник пробовал работать практически во всех модернистских стилях своего времени. Из каждого направления он брал что-то на вооружение и шел дальше, пытаясь создать нечто новое, уникальное.

В 1913 году Малевич, оформляя футуристическую оперу, нарисовал на заднике декорации черный квадрат, который должен был символизировать победу человека над природой, победу рассудочного над спонтанным. Несмотря на то что картину никто не заметил, через 2 года он снова представил ее, на этот раз на выставке в Петрограде. «Черный квадрат» мгновенно стал сенсацией и разделил жизнь художника на «до» и «после».

Энди Уорхол

О высоком искусстве у Энди было свое представление: он считал, что оно должно быть доступно и понятно всем. Добившись популярности как иллюстратор, Уорхол начал рисовать бутылки Coca-Cola, долларовые банкноты, а затем выпустил целый цикл произведений с изображением консервных банок супа Campbell, которые впоследствии стали его визитной карточкой. Через 2 года прошла выставка лучших работ художника и его причислили к мастерам поп-арта.

Пабло Пикассо

Пикассо оставил после себя огромное количество полотен, и некоторые из них входят в список самых дорогих картин мира. Первые работы мастера имели максимальное сходство с оригиналом. Впоследствии, после увлечения африканской скульптурой, Пикассо пришел к новому жанру — кубизму. Он стал упрощать очертания образов и предметов, а потом и вовсе превратил их в геометрические блоки. Как сказал сам художник: «Я изображаю предметы так, как я думаю о них, а не так, какими я их вижу».

Джексон Поллок

14 знаменитых художников, чьи картины резко изменились всего за д

Дивное узорочье-Архитектура 17 века-презентация по мхкСайт учителя МХК

«Дивное узорочье. Архитектура ХVII века» – презентация, которая предназначается для использования на уроке МХК (возможно – истории) при изучении темы «Художественная культура Древней Руси». Эта работа завершает серию презентаций, посвящённых древнерусскому зодчеству.

Дивное узорочье-Архитектура XVII века - презентация по мхк

Кнопка "Скачать" для сайта

   

Дивное узорочье-Архитектура 17 века

Дивное узорочье-Архитектура 17 века-коллаж-иллюстрация

С 16 века в европейских странах утвердилась архитектура пышных форм. Всевозможные украшения в виде обильной лепнины, раковин и завитушек, покрытых позолотой, и прочие ухищрения, призванные произвести впечатление богатства и роскоши, – всё это  черты стиля барокко (от итальянского – вычурный, замысловатый). В России этот стиль назвали дивным узорочьем, он прижился не сразу, но в 17 столетии утвердилось московское барокко, которое называют   нарышкинским  по имени бояр Нарышкиных,  оставивших потомкам в своих имениях живописные церкви, украшенные белокаменным кружевом.

Дивное узорочье-Архитектура XVII века-Нарышкинское барокко - иллюстрация-коллаж

Нарышкинское барокко

Семнадцатый век стал переломным в истории России и в её культуре. Новшества в художественной культуре проявили себя, прежде всего, в архитектуре. Нарушались средневековые принципы искусства, что в сочетании с влиянием народного творчества, привносило светскую праздничность. Этим объясняется уникальность искусства России 17 столетия, её жизнеутверждающий характер, её декоративное великолепие.

Шедевры дивного узорочья

Подлинным шедевром декоративной архитектуры 17 века можно назвать чудесный Крутицкий теремок в Москве. Он восхищает красочным, живописным цветным изразцовым убранством. Нужно отметить большое разнообразие гражданских сооружений 17 века. Палаты дьяка Аверкия Кириллова, трапезная Новодевичьего монастыря, палаты боярина Волкова, Теремной дворец в Московском Кремле различаются не столько конфигурацией объёмов, сколько фантазией зодчих в их декоративном убранстве, оправдывая название «дивное узорочье«, которое получила архитектура 17 века в истории искусства Древней Руси.

Дивное узорочье-Архитектура XVII века-Палаты 17 века - иллюстрация-коллаж

Палаты 17 века

Церковное зодчество 17 столетия восприняло многие черты гражданского строительства. И небольшие храмы, и монументальные  соборы выглядят жизнерадостными. Их отличает богатый яркий декор.

Дивное узорочье-Архитектура XVII века-Шедевры храмовой архитектуры 17 века. Коллаж-иллюстрация

Шедевры храмовой архитектуры 17 века

Большое значение в 17 веке уделяется строительству высоких колоколен, придающих выразительность отдельным архитектурным ансамблям. Они становятся  выразительным акцентом в архитектурной композиции, придавая ей динамику.

Дивное узорочье-Архитектура XVII века-Ансамбли с колокольней. Ансамбль в Коровниках в Ярославле и Новодевичий монастырь в Москве-иллюстрация

Ансамбли с колокольней

Среди построек 17 века выделяются монастыри, сооружённые патриархом Никоном. Самый знаменитый из них  Ново-Иерусалимский, в котором особенно ярко проявился светский характер культового зодчества того времени.

Исконно народное чувство декоративности и монументальности, воплотилось в одном из выдающихся художественных ансамблей 17 века, созданном по инициативе ростовского митрополита Ионы Сысоевича, ансамбле Ростова Великого, осуществив в нём синтез искусств.

Дивное узорочье-Архитектура XVII века-Ново-Иерусалимский монастырь и Ростовский Кремль-иллюстрация

Ново-Иерусалимский монастырь и Ростовский Кремль

Искусством  17 века завершается тот период художественного развития русского народа, который входит в историю под названием древнерусского искусства.

«Подводя итоги всему, что сделано Россией в области искусства, приходишь к выводу, что это по преимуществу страна зодчих. Чутьё пропорций, понимание силуэта, декоративный инстинкт, изобретательность форм – словом, все архитектурные добродетели встречаются на протяжении русской истории так постоянно и повсеместно, что наводят на мысль об  исключительной архитектурной одарённости русского народа».

                                                                                                                И.Э. Грабарь

 

Рекомендую ещё несколько презентаций, посвящённых древнерусскому искусству:

Удачи!

Дивное узорочье-Архитектура XVII века-Ново-Иерусалимский монастырь и Ростовский Кремль-иллюстрация

Понравился материал? Поделитесь!

Понравилось это:

Нравится Загрузка...

53. Русская средневековая художественная культура

  1. Русская средневековая художественная культура.

    Уникальность и самобытность художественной культуры домонгольской Руси. Особенности средневековых русских городов, взаимодействие форм деревянного и каменного зодчества. Особенности храмового строительства на Руси. Зодчество

Церковь Покрова на Нерли (Покров на Нерли, XII век), выдающийся памятник владимиро-суздальской школы зодчества

До конца Х века на Руси не было монументального каменного зодчества, но существовали богатые традиции деревянного строительства, некоторые формы которого повлияли впоследствии на каменную архитектуру. Значительные навыки в области деревянного зодчества обусловили быстрое развитие каменной архитектуры и её своеобразие. После принятия христианства начинается возведение каменных храмов, принципы строительства которых были заимствованы из Византии. Вызванные в Киев византийские зодчие передали русским мастерам обширный опыт строительной культуры Византии.

Большие церкви Киевской Руси, построенные после принятия Христианства в 988 году, были первыми примерами монументальной архитектуры в восточно-славянских землях. Архитектурный стиль Киевской Руси утвердился под влиянием византийского. Ранние православные церкви были главным образом сделаны из дерева.

Первой каменной церковью Киевской Руси была Десятинная церковь в Киеве, строительство которой относят к 989 году. Церковь строилась в качестве кафедрального собора неподалеку от княжеского терема. В первой половине XII в. церковь перенесла значительный ремонт. В это время был полностью перестроен юго-западный угол храма, перед западным фасадом появился мощный пилон, подпирающий стену. Эти мероприятия, вероятнее всего, являлись восстановлением храма после частичного обрушения вследствие землетрясения.

Софийский собор в Киеве, построенный в XI, веке является одним из самых значительных архитектурных сооружений данного периода. Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с 13 главами. С трёх сторон он был окружён двухъярусной галереей, а снаружи — ещё более широкой одноярусной. Собор строился константинопольскими строителями, при участии киевских мастеров. На рубеже XVII-XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Храм внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Храмовые комплексы Киева, Новгорода

Собор Святой Софии Премудрости Божией

1045-1050

Сохранились фрагменты фресок XII века. Основной объем настенной живописи относится к концу XIX столетия. В иконостасах сохранились иконы XIV, XV, XVI и последующих веков. В соборе хранится икона Богоматери Знамение XII века.

Церковь Сергия Радонежского

1463

Надвратный храм Владычного двора. Примыкает к Часозвоне. Сохранились фрески XV века.

, Пскова,

Основным типом псковского храма того времени был четырехстолпный трехапсидный храм с закругленными боковыми апсидами и с восьмискатной крышей. Небольшие храмы устраивались без столпов, с главой на перекрещивающихся арках и с одной апсидой. Обязательной принадлежностью любой, даже самой миниатюрной церквушки были притворы перед западным (главным) входом, а нередко и перед боковыми… Звонницы в это время строили как можно выше, устанавливая их либо на особое здание, служащее им пьедесталом, либо на самый четверик. Иногда под храмом устраивали подцерковье с входом в него через особую небольшую пристройку» (Ю. Спегальский).

Для памятников псковской церковной архитектуры характерны пластичность простых геометрических объёмов, живописные ансамбли церквей с многочисленными приделами, притворами, галереями и многопролётными звонницами, скромный декор.

Владимира, Большого подъема достигло строительство во Владимире при Андрее Боголюбском. Возводятся городские укрепления, от которых сохранились белокаменные Золотые ворота. В загородной княжеской резиденции Боголюбово был сооружен замок, состоявший из комплекса построек, окруженных стенами с белокаменными башнями. Собор Рождества Богородицы, являвшийся центром всего ансамбля, был соединен переходами с двухэтажным каменным дворцом.      В последней четверти XII века завершается в основном возведением архитектурного ансамбля Владимира. После пожара 1184 года перестраивается и получает окончательные формы Успенский собор. Формируются ансамбли Рождественского (1192-1196) и Княгинина (1200-1201) монастырей.

Суздаля Каменное строительство во Владимиро-Суздальской земле начинается на рубеже XI-XII веков с возведением Владимиром Мономахом собора в Суздале, но наивысшего расцвета оно достигает в XII – начале XIII века. В отличие от суровой архитектуры Новгорода, зодчество Владимиро-Суздальской Руси носило парадный характер, отличалось изысканностью пропорций, изяществом линий.      Влияние романской архитектуры особенно сказалось на владимиро-суздальском творчестве. Согласно летописи, Андрей Боголюбский, обстраивая свою столицу, собирал «из всех земель мастеров», среди них были и «латиняне».

, Чернигова. Первой каменной постройкой была Десятинная церковь, возведенная к Киеве в конце Х века греческими мастерами. Она была разрушена монголо-татарами в 1240 году . В 1031-36 годах в Чернигове греческими зодчими был воздвигнут Спасо-Преображенский собор – самый «византийский», по мнению специалистов, храм Древней Руси.

Музыка в системе храмового искусства. Влияние татаро-монгольского нашествия на развитие искусства Руси. Живопись

Русская художественная культура XIVXVI веков

Главной темой литературы Московской Руси стала борьба с иноземными захватчиками. «Житие Александра Невского» — поэтическое описание его ратных подвигов, величия патриотического духа всего народа. «Сказание о граде Китеже» — красивая и грустная сказка о том, как город после гибели его защитников стал невидимым, чтобы его не захватили враги. Лишь изредка возникает его отражение в озере Светлояре, и при этом слышен звон колоколов. Сколько таких городков и сегодня отражается в светлых водах северных озер, а сколько действительно кануло навеки. На эту тему написана не менее красивая, столь же русская опера Н. Римского-Корсакова. В жанре исторической повести написана в конце XIV века рязанцем Сафонием «Задонщина», воспевающая победу Дмитрия Донского в Куликовой битве.

Характерно, что ранее в большинстве литературных произведений не обозначался автор. Но уже на рубеже XIV—XV веков писатели называют не только свои имена (Епифаний Премудрый, Пахомий Серб), но и причины, побудившие их взяться за перо. С большим интересом описываются не только исторические события, но и внутренний мир их героев. «Плетение словес» теперь уже считалось признаком вкуса и образованности автора.

Получила развитие литература путешествий, повествующая о «хождениях» не только паломников», но и купцов. В «Хождении за три моря» описывается путешествие (1466—1472) тверского купца Афанасия Никитина в Индию, доставившее сведения о хозяйстве, обычаях, религии этой далекой страны, открывшейся теперь в России. Еще одно популярное сочинение, «Хождение Трифона Коробейникова на Восток», появилось уже в XVI веке. Художественное описание стран Востока дали также участники московского посольства 1558—1561 гг. во главе с купцом В. Поздняковым в Афон, Иерусалим и Египет. Из произведений XVI века следует отметить также работы публициста дворянина Ивана Пересветова «Сказание о царе Константине», «Сказание о Магомете-Салтане», «Предсказание философов и докторов латинских о царе Иване Васильевиче», сочинения Андрея Курбского («История о великом князе Московском», переписка с Иваном Грозным), а также уже упоминаемые «Степенную Книгу» и «Домострой».

Особое место в культуре Московской Руси занимают архитектура и живопись. Архитектурными памятниками XIV—XVI вв. и сегодня любуются жители и гости Москвы, Новгорода, Пскова, Рязани, Тулы, Серпухова и других старинных городов. А в те века они были и их архитектурным ядром, центром политической и духовной жизни, символами красоты и величия земли русской.

В XIV веке наиболее прекрасные архитектурные сооружения создавались в Новгороде. В традиции домонгольского зодчества здесь сумели вдохнуть свежую струю. Выражением этих поисков стали церковь Спаса на Ковалеве (1345), церковь Успения на Волотовом поле (1352, разрушена во время Великой Отечественной войны), церковь Федора Стратилата на Ручье (1360—61), церковь Спаса Преображения на Ильине (1374). Теперь уже храмы украшаются декоративными нишами и крестами. Замечательными памятниками новгородского гражданского строительства являются белокаменный Кремль (заложен в 1302 г., затем перестраивался), один из самых прекрасных, удивительно русский, Грановитая палата (1433) для заседаний совета господ и приемов.

Памятник архитектуры XIV—XV веков — вся центральная часть Пскова, представляющая собой крепость, внутри которой находились в XV веке 22 церкви, суровые и строгие обликом, без каких-либо украшений. В XVI веке здесь был возведен и Кремль, обнесенный стеной в 9 км.

В начале XV века были построены Успенские соборы в Коломне и Звенигороде, Рождественский собор Саввино-Сторожевого монастыря близ Звенигорода, Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и Спасский собор Андроникова монастыря в Москве. С XIV по XVII вв. строился и перестраивался Московский Кремль (в XIV веке он назывался Детинцем).

Кремли вообще занимали особое место в облике и жизни древнерусских городов. Включая дворцовые, церковные и оборонительные сооружения, обнесенные мощными стенами и стоящие на возвышении, кремли были построены, кроме Новгорода, Пскова и Москвы, также в Коломне, Смоленске, Рязани, Туле, Серпухове, Зарайске, позже Нижнем Новгороде и Казани. Драгоценным камнем и символом возрождения русского народа стал Московский Кремль. Он начал строиться еще в конце XIV века по указу князя Дмитрия Ивановича (Донского). В 1365 г. были построены белокаменный собор Чуда архангела Михаила и храм Благовещения, затем возведены крепостные стены. В конце XV века, при Иване III, началась перестройка Московского Кремля, в которой, кроме отечественных мастеров, приняли участие знаменитые итальянские архитекторы, специалисты в области фортификации П. А. Солари, Марк Фрязин (Марко Руффо), Алевизий Новый. В конце XV века были укреплены стены и возведена первая башня, Тайницкая (под ней был тайный ход к Москве-реке). Затем число башен было доведено до двадцати, а протяженность стен — до нынешнего размера — 2235 м.

Стали перестраиваться и соборы Кремля. В связи с особой ролью Москвы именно там должен был находиться самый большой собор России. Такая задача Иваном III была поставлена в 1475 г. перед итальянцем Аристотелем Фиораванти, до этого с блеском выполнившим заказы миланского герцога, папы римского и венгерского короля. Успенский собор Московского Кремля, взяв за образец одноименный во Владимире, сохранил утонченность и изысканность, присущую владимирской архитектуре, лаконизм и строгость новгородской и новации итальянского Возрождения. Строился он уже на основе строгих математических расчетов, с особыми известковыми растворами и совершенной выделкой кирпича. Пятиглавый собор символизировал единство и могущество Москвы, а вместе с тем «была та церковь вельми чудна величеством и высотой, светлостью и звонкостью, какой прежде не бывало на Руси, отроче Владимирской церкви, а мастер — Аристотель. Восхищался им и суровый Иосиф Волоцкий, сравнив Успенский собор Московского Кремля с «зеленым небом, сияющим, как великое солнце посреди земли русской». В новую главную святыню Руси были перевезены из Владимира наиболее знаменитые иконы, включая Владимирскую Богоматерь, здесь венчались на царство Иван Грозный и Николай II.

Рядом с Успенским московские мастера сотворили Благовещенский собор (1484—1489) и церковь Ризоположения (1484—85), а в 1505—1508 гг. Алоизий Новый возвел Архангельский собор, в стиле светского дворца «палаццо». Оставшись единственным в этом роде, он стал усыпальней всех московских князей и царей, начиная с Ивана Калиты. В то же время была построена Грановитая палата (Марк Фрязин П. А. Солари), названная так благодаря отделке из белого граненого камня. Архитектурным же центром Московского кремля стала столпообразная колокольня Иоанна Лествичника (Ивана Великого, 1505—1508, надстроена в 1600). В 1555—61 гг., в честь победы над казанским ханством, было сотворено чудо русской архитектуры, Собор Василия Блаженного (первоначально — Покрова, что на рву, а уже затем он получил имя любимого народом юродивого). Архитекторы Барма и Постник осмелились сделать не 7 приделов (по числу святых в дни казанского похода), а 9, «по своему разумению».

Новации проявились и в строительстве шатровых храмов, среди которых подлинным чудом явился храм Вознесения в селе Коломенском (ныне в черте Москвы). Высокие каменные шатры несли в себе воспоминания о деревянном зодчестве, вместе с тем воплощая новое ощущение силы государства и торжества духа. В 1535—38 гг. в Москве была возведена вторая линия укреплений — Китай-город (арх. Петрок Малый), а с 1585 г. — третья — Белый город (ныне — Бульварное кольцо, арх. Федор Конь, он же — строитель Смоленского кремля). В конце XVI века были построены и деревянные стены на Земляном валу (нынешнее Садовое кольцо), последняя линия Московских укреплений. Когда в 1591 г. татарский хан еще раз подступился к Москве, то и он был поражен ее красотой и величием, которые стали образцом для всей Руси.

Русские архитекторы все более прибегали к математике, они же изобрели вышки-копры для бурения скважин. Выдающиеся гидротехнические сооружения были созданы в северном Соловецком монастыре, славном своей суровой красотой и мощными стенами. Десятки озер соединились на Соловках, каналами, острова — дамбами. Весь Соловецкий архипелаг представляет собой выдающийся исторический и архитектурно-художественный памятник.

Храмы, как правило, украшались фресками, мозаикой, иконами. К числу памятников монументальной живописи XIV века относятся фрески собора Снетогорского монастыря в Пскове 1313 года. Они предвосхищают знаменитые новгородские росписи. В Новгороде были созданы наиболее значительные произведения русского изобразительного искусства XIV века. Это вполне объяснимо: не отказываясь от претензий на политическое лидерство, Новгород оставался еще и культурной столицей. Замечательные фрески украшали церковь Федора Стратилата на Ручье и церковь Успения на Волотовом поле, а в 1374 г. сюда переехал, после многолетних скитаний по Византии и Крыму Феофан Грек (ок. 1340 — после 1405). Гений, которому стало тесно в рамках византийских канонов, именно на Руси нашел себя (что вполне символично), и не случайно он считается русским живописцем. Фрески и иконы Феофана предвосхищают Микеланджело своей монументальностью, экспрессией, поражают сила духа и драматическая выразительность, индивидуальность его образов. Грозные фигуры святых, с красно-коричневыми острыми лицами, эскизно написанными руками у Феофана подобны фантастическим призракам, не имеющими ни реального объема, ни материальной тяжести. Это позволяет сравнить его еще с одним великим европейцем, жившим вовсе на два века позже — Эль Греко. Характерно, что именно в новгородский период своего творчества Феофан особенно проявил себя смелым новатором, бунтарем, по существу, первым экспрессионистом в мировой живописи. После переезда Феофана в Москву его живопись становится значительно мягче, уравновешенней.

В Новгороде Феофан расписал (в 1378) церковь Спаса на Ильинке. Церковь сохранилась, а вот фрески — лишь фрагментарно и прокопченными: здесь была устроена в 1942 г. огневая точка артиллерии (не хочется уточнять, какой стороной). Почти не сохранились и фрески Феофана в Москве, где он расписал церковь Рождества Богородицы (1395—96) и Архангельский собор (1399) в Кремле. В Кремле вместе со старцем Прохором из Городца он расписал также (в 1405 г.) церковь Благовещенского собора. Сохранилась часть двухметрового иконостаса. Больше повезло иконам Феофана Грека, в том числе поразительной Богоматери Донской. Лик ее просветлен, она смиренна и спокойна, как и ее младенец, божья матерь понимает неизбежность жертвы так же, как воины, идущие на смертный бой ради спасения Отечества. На обратной стороне иконы изображено «Успение Богоматери».

В те же годы, что и Феофан, в Москве творил другой гениальный живописец, совершенно иной творческой манеры, Андрей Рублев (1360/70—ок. 1430). Он переехал в Москву из Троице-Сергиева монастыря, где много лет общался с Сергием Радонежским, что наложило неизгладимый отпечаток на него как человека и художника. Общался он и с Феофаном и даже принял участие в его росписи Благовещенского собора в 1405 г. Обретая свою творческую манеру, Рублев стремился к тому, чтобы икона выполняла не только культовое назначение, но также этическое и эстетическое. Высокий гуманизм Рублева вместе с тем имел глубоко русское воплощение, по существу, именно Рублев был первым подлинно русским живописцем.

В 1392 г. умер Сергей Радонежский, и в честь этого события была создана самая знаменитая икона Андрея Рублева, «Троица», предназначенная им для иконостаса Троицкого Собора (ныне она хранится в Третьяковской галерее). В «Житии Сергия» Епифания Премудрого говорится, что тот строил храм Троицы, «дабы взиранием на святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего». Ту же задачу ставил перед своей «Троицей» Андрей Рублев, выразив в ней спокойную, отрешенную созерцательность, умиротворенную грусть, просветленное восприятие человека и его места в мире. Гармония и поэзия «Троицы» подчеркиваются и круговой композицией, символизирующей единство, покой и совершенство, и необычным сочетанием ярких цветов. К другим замечательным произведением Рублева относятся «Страшный суд», «Звенигородский чин», «Архангел Гавриил». В Спасе из «Чина», апостоле Павле из фрески Успенского собора во Владимире (созданной вместе с Даниилом Черным) выразители общечеловеческих идеалов изображены с русскими чертами лица — сознательно или подсознательно.

Имена Феофана Грека и Андрея Рублева открывали «золотой век русской живописи», который, начавшись на рубеже XIV—XV веков, продолжался действительно целое столетие. Завершается он еще одной крупнейшей фигурой, Дионисия (ок. 1440—1502/3), который, развивая традиции Рублева, дополнял их своей необычной фантазией. Особенно отчетливо творческая манера Дионисия проявилась в его последней работе (1500—1502), фресках Собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря в северном Белозерском крае. Сохранились практически полностью все 25 композиций на тему Богородицы («Похвала» и «Акафист» Богородице, «Собор Богородицы»). Влияние северной природы сказалось в выборе нежных, бледных цветовых полутонов — бирюзового, бледно-зеленого, светло-розового. Фоном же избран ярко-лазурный, на котором видны светлые горки и тонкие деревца, а также фигуры воинов-защитников русской земли.

Дионисий создал также икону «Богоматерь Одигитрия» из иконостаса Рождественского собора, иконы и росписи Пафнутьевско-Боровского монастыря под Москвой, фрески Успенского собора в Кремле (вместе с учениками). Особо замечательна одна из немногих сохранившихся фресок — «Поклонение волхвов». Здесь религиозный сюжет наполнен удивительно живыми, земными людьми, что также говорит о переменах, прошедших в духовной атмосфере в течение XV века. Дионисию принадлежат также изображение деяний митрополитов Петра и Алексия.

Уже в XVI веке (Собор 1553—1554 гг.) было разрешено изображать на иконах также царей, князей, исторические события («бытийное письмо»). В галерее Благовещенского собора появились даже, наряду с византийскими императорами и русскими князьями, портреты античных поэтов и мыслителей — Гомера, Аристотеля, Вергилия, правда, уже в костюмах XVI века.

К концу XVI века все больше внимания стало уделяться пышной отделке икон, порой уже и в ущерб самим образам. Расцветает прикладное искусство, в числе шедевров которого — «Царские врата», «Мономахов трон» Ивана Грозного (1551) в Успенском соборе, знаменитая шапка Мономаха, которой он венчался на царство. Развивается искусство литья — в XVI веке на территории Кремля появляется Царь-пушка, а в XVIII — Царь-колокол. Льется повсеместно церковная утварь, бытовая посуда. Металлические нити — золотые и серебряные — используются в шитье, которое украшается еще и драгоценными камнями, жемчугом.

Новые веяния в XV—XVI веках проникали и в музыку. На основе древнего знаменного пения складывается знаменный распев, распространившись из Москвы на всю Русь. Он характеризуется особой распевностью, богатством орнаментики, мелодической цветистостью. В XVI веке, при сохранении мелодической унисонности, внедряется пришедшее из Европы полифоническое многоголосие, причем не только в церковной, но и народной музыке — так называемое строчное пение (каждый голос записывался рядами знамен на отдельных строчках). Богатство пения достигалось сочетанием главного голоса с сопровождающими. В конце XVI века в царском дворце появились клавикорды, привезенные из Англии и вызвавшие большой интерес. А вот орган не прижился.

После крещения Руси из Византии пришли новые виды монументальной живописи — мозаика и фреска, а также станковая живопись (иконопись). Также из Византии был перенят иконографический канон, неизменность которого строго оберегалась церковью. Это предопределило более длительное и устойчивое византийское влияние в живописи, нежели в архитектуре.

Наиболее ранние из сохранившихся произведений древнерусской живописи были созданы в Киеве. Согласно летописям, первые храмы украшали приезжие мастера-греки, добавившие в сложившуюся иконографию систему расположения сюжетов в интерьере храма, а также манеру плоскостного письма. Своей особой красотой известны мозаики и фрески Софийского собора. Они выполнены в строгой и торжественной манере, свойственной византийской монументальной живописи. Их создатели мастерски использовали разнообразие оттенков смальты, искусно объединили мозаику с фреской. Из мозаичных работ особенно значительны изображения Христа Вседержителя в центральном куполе. Все изображения пронизаны идеей величия, торжества и незыблемости православной церкви и земной власти.

Другим уникальным памятником светской живописи Древней Руси являются росписи стен двух башен Киевской Софии. На них изображены сцены княжеской охоты, цирковых состязаний, музыканты, скоморохи, акробаты, фантастические звери и птицы, что несколько отличает их от обычных церковных росписей. Среди фресок Софии — два групповых портрета семьи Ярослава Мудрого.

В XII-XIII веках в живописи отдельных культурных центров стали проявляться местные особенности. Это характерно для Новгородской земли и Владимиро-Суздальского княжества. С XII века формируется специфический новгородский стиль монументальной живописи, который достигает более полного выражения в росписях церквей Георгия в Старой Ладоге, Благовещения в Аркажах и особенно Спаса-Нередицы. В этих фресковых циклах, в отличие от киевских, заметно стремление к упрощению художественных приемов, к экспрессивной трактовке иконографических типов. В станковой живописи новгородские черты были выражены слабее.

Во Владимиро-Суздальской Руси домонгольского периода сохранились фрагменты фресок Дмитриевского и Успенского соборов во Владимире и церкви Бориса и Глеба в Кидекше, а также несколько икон. Основываясь на этом материале, исследователи считают возможным говорить о постепенном становлении Владимиро-суздальской школы живописи. Лучше всего сохранилась фреска Дмитриевского собора с изображением Страшного суда. Она создана двумя мастерами — греком и русским. К Владимиро-суздальской школе относятся несколько больших икон XII — начала XIII веков. Самой ранней из них является «Боголюбская Богоматерь», датируемая серединой XII века, стилистически близкая к знаменитой «Владимирской Богоматери», которая имеет византийское происхождение.

Фольклор

Основная статья: Древнерусский фольклор

Письменные источники свидетельствуют о богатстве и разнообразии фольклора Древней Руси. Значительное место в нем занимала календарная обрядовая поэзия: заговоры, заклинания, песни, являвшиеся неотъемлемой частью аграрного культа. Обрядовый фольклор включал в себя также предсвадебные песни, похоронные плачи, песни на пирах и тризнах. Широкое распространение получили и мифологические сказания, отражавшие языческие представления древних славян. На протяжении многих лет церковь, стремясь искоренить остатки язычества, вела упорную борьбу с «поганскими» обычаями, «бесовскими игрищами» и «кощунами». Однако эти виды фольклора сохранились в народном быту вплоть до XIX-ХХ веков, потеряв со временем свой начальный религиозный смысл, обряды же превратились в народные игры.

Существовали также такие формы фольклора, которые не были связаны с языческим культом. К ним относятся пословицы, поговорки, загадки, сказки, трудовые песни. Авторы литературных произведений широко использовали их в своем творчестве. Письменные памятники сохранили многочисленные предания и легенды о родоначальниках племен и княжеских династий, об основателях городов, о борьбе с чужеземцами. Так, народные сказания о событиях II-VI веков отразились в «Слове о полку Игореве».

В IX веке возник новый эпический жанр — героический былинный эпос, ставший вершиной устного народного творчества[3] и следствием роста народного самосознания[1]. Былины – устные поэтические произведения о прошлом[3]. В основу былин легли реальные исторические события[3], прототипами некоторых былинных героев являются реально существовавшие люди. Так, прообразом былинного Добрыни Никитича был дядя Владимира Святославича – воевода Добрыня, имя которого неоднократно упоминается в древнерусских летописях.

В свою очередь, в военном сословии, в княжеско-дружинной среде существовала своя устная поэзия. В дружинных песнях прославлялись князья и их подвиги. В княжеских дружинах были свои «песнотворцы» — профессионалы, слагавшие песни-«славы» в честь князей и их воинов.

Фольклор продолжал развиваться и после распространения письменной литературы, оставаясь важным элементом древнерусской культуры. В последующие столетия многие писатели и поэты использовали сюжеты устной поэзии и арсенал ее художественных средств и приемов.Так же на Руси было широко распространено искусство игры на гуслях , родиной коих она и является.

Сравните литературное описание гибели Лаокоона со скульптурной группой Лаокоона. Чем отличается художественный образ...

Различия между живописью и поэзией Лессинг устанавливает, сравнивая скульптурную группу, изображающую гибель троянского жреца Лаокоона и двух его сыновей, с описанием этого эпизода в «Энеиде» Вергилия. Древний скульптор выбрал наиболее «плодотворный момент» для изображения героя, сообразуясь с особенностями своего искусства, существующего в пространстве, но не развивающегося во времени. Он избегает показа «страсти в момент наивысшего напряжения», поскольку в этом случае воображение зрителя не было бы способно к динамическому восприятию страданий Лаокоона. .А змеи уверенным бегом К Лаокоону спешат, прежде всего малолетних Двух его сыновей ухватили и, сжавши в змеиных Тесных объятьях своих, пожирают злосчастных подростков, Вслед же за этим к отцу, на помощь спешившему с братом, Бросились обе и вмиг, свои исполинские кольца Дважды вкруг стана обвив и дважды чешуйчатым телом Шею стянув, над жрецом вздымают высокие выи. Поэт изобразил змей необыкновенной величины; они уже обхватили кольцами детей и, когда отец подоспел к ним на помощь, схватывают и его. Будучи очень большими, они не могли сразу высвободиться от детей, и, следовательно, было мгновение, когда они успели уже схватить отца своими головами и передними частями, а хвосты их еще обвивались вокруг детей. Это мгновение необходимо в последовательности поэтического изображения; поэт и дает его почувствовать в достаточной мере и только не имеет времени для его описания. О том, что древние толкователи действительно заметили его, свидетельствует, кажется, одно место у Доната. Тем труднее было ему укрыться от художников, утонченный глаз которых быстро и точно улавливает все, что может им быть полезным. Заставляя змей обвиваться вокруг Лаокоона, поэт тщательно выделяет его руки, чтобы сохранить им свободу действий. И в этом отношении художники должны были последовать за поэтом. Ничто не придает больше выразительности и жизни, чем движение рук, особенно в сильном аффекте; самое выразительное лицо кажется без движения рук незначительным. Руки, плотно прижатые обвивавшимися змеями к телу, разлили бы холод и мертвенность по всей статуе, и потому руки как главной, так и второстепенных фигур полны движения и особенной энергии там, где в данную минуту сильнее боль. Но, кроме этой свободы рук, художники не нашли у поэта для подражания больше ничего, если иметь в виду расположение змей, удушающих Лаокоона. Так, Виргилий заставляет змей обвиться два раза вокруг тела и два раза вокруг шеи Лаокоона, в то же время они высоко вздымают над ним свои головы. Дважды вкруг стана обвив и дважды чешуйчатым телом Шею стянув, над жрецом вздымают высокие выи. Эта картина исключительно полно захватывает наше воображение: благороднейшие части тела Лаокоона сдавлены почти до удушья, и яд направлен ему прямо в лицо. Тем не менее здесь не было настоящего образа для художников, которые хотели показать действие яда и боли на теле. Ибо для того, чтобы дать заметить это, нужно было оставить как можно более свободными главные части тела, чтобы они не испытывали никакого внешнего давления, которое изменило бы и ослабило игру страдающих нервов и мышц. Дважды обвившиеся змеи закрыли бы все тело и спрятали сведенный живот, отличающийся такой выразительностью. Видимые же из-под извивов части тела обнаруживали бы лишь следы внешнего давления, а не внутренней боли. С другой стороны, если бы шея была обвита змеями несколько раз, то это испортило бы приятную для глаза пирамидальную заостренность статуи. Наконец выпирающие из общей массы две острые змеиные головы столь резко нарушали бы меру, что целое производило бы впечатление самое отталкивающее. Несмотря на все это, некоторые неразумные живописцы следовали и в отмечаемом отношении описанию поэта. http://az.lib.ru/e/edelxson_e_n/text_0040.shtml http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/Sidor/18.php

Прочтите работу Лессинга "Лаокоон". Там подробно об этом написано. 🙂

Жуковский, Перов, Герцен, Кипренский и другие.

Рождение от внебрачной связи всегда (не считая, кажется, нашу эпоху) накладывало отпечаток на судьбу человека. Вспоминаем деятелей русской культуры, имевших пятно в метрике, вместе с Софьей Багдасаровой.

Орест Кипренский

Типичный случай для страны с рабовладельческим, вернее, крепостным строем — ребенок помещика от крестьянки. Отец Алексей Дьяконов отдал его в приемную семью крепостного Адама Швальбе, в шесть лет дал вольную и, заметив способности мальчика, отправил в воспитательное училище при Академии художеств. Сначала его фамилия была «Копорский» — по Копорью (внебрачным детям часто давали прозвания по месту рождения или названию поместья), но потом она была изменена на более благозвучный, почти древнегреческий вариант. Кипренский своего приемного отца Швальбе любил — его изображение он представил в Италии именно как «Портрет отца», причем картина оказалась такой сильной и душевной, что, по легенде, этого старика приняли за работу Рембрандта.


Василий Жуковский

Типичный случай для всех стран и народов, где бывали войны: его матерью стала захваченная в плен женщина. Турчанка Сальха была трофеем Русско-турецкой войны, неволей попавшим в Тульскую губернию. Ее хозяином и отцом ребенка стал помещик Афанасий Бунин. Все законные сыновья Бунина умерли в детстве, и его жена разрешила мальчика усыновить. Впрочем, юридически это было невозможно, поэтому Жуковский носил другую фамилию, а чтобы причислить его к дворянскому сословию, потребовались ухищрения с записью в полк с младых ногтей — для получения дворянства через офицерский чин.


Андрей Воронихин

Создатель Казанского собора по официальной версии происходил из пермяцких крестьян. Однако слишком хорошее образование, которое дал ему граф Александр Строганов, заграничные поездки и контракты от Академии художеств, которую граф возглавлял, порождали среди современников постоянные слухи. Впрочем, вольную Воронихин получил только в 26-летнем возрасте — обычно отцы освобождали своих детей намного раньше.


Николай Уткин

Самый знаменитый из русских граверов был сыном дворовой девушки Муравьевых. Отцом его был Михаил Муравьев — сенатор, поэт и преподаватель русского языка великим князьям (то есть декабристы Никита и Александр приходились Уткину единокровными братьями). Вольную он получил в пять лет и вскоре был отправлен в воспитательное училище при Академии художеств, как и Кипренский.


Карл Росси

Прославленный зодчий родился в Неаполе, где работала его мать — балерина Гертруда Росси. Воспитывал мальчика отчим, знаменитый в те времена танцор Шарль Ле Пик. В Петербург он приехал ребенком с родителями, получившими выгодный ангажемент. Упомянем курьезную легенду — будто бы отцом Росси был император Павел I, познакомившийся с балериной Гертрудой во время своего путешествия по Европе великим князем под псевдонимом «граф Северный».


Александр Герцен

Сын помещика Яковлева и 16-летней немки, дочери чиновника в Штутгарте, которую этот барин привез с собой в Россию из Германии. Фамилию ребенку отец придумал тоже немецкую, обозначающую «сын сердца».

Юных немок увозили в Россию часто. Так же сделал помещик Шеншин, приемный отец Афанасия Фета. Девушка уже была беременной от законного мужа, ее ребенка Шеншин воспитал как родного сына. Только когда мальчика стали отдавать в обучение, власти вскрыли подлог. Он лишился дворянских привилегий и получил фамилию своего отца - Иоганна-Петера-Карла-Вильгельма Фета.


Александр Бородин

Будущий автор «Князя Игоря» был сыном 62-летнего грузинского князя Луки Гедианова и 25-летней красавицы. При рождении его записали крепостным, ребенком княжеского камердинера Порфирия Бородина (отсюда отчество и фамилия). Вольную он получил в семилетнем возрасте, незадолго до смерти отца, который вдобавок подарил ему с матерью (выданной замуж за врача) большой дом.


Василий Перов

Будущий обличитель ужасов Российской империи был сыном губернского прокурора барона Григория Криденера и мещанки Акулины Ивановой. Вот пример действия тогдашнего закона — несмотря на то, что его родители вскоре обвенчались, ребенок так и остался незаконным, «привенчанным», и прав на фамилию и титул не получил. Кстати, сначала его фамилия была Васильев, по крестному отцу, а Перовым он стал, когда учитель заметил его способности.


Николай Богданов-Бельский

Другой передвижник, также носящий «искусственную», придуманную фамилию. Отец его неизвестен, а мать — простая батрачка, поэтому его записали под фамилией, частой для незаконнорожденных, — Богданов (то есть «Богом данный»). Вторую часть он взял уже позже, в честь Бельского уезда, в котором родился. Родовитых покровителей у ребенка не было, поэтому его путь в искусство лежал через иконописную мастерскую, а не через благородную Академию художеств.


Сергей Левицкий

Главный фотограф Российской империи, оставивший нам портреты от Романовых и Наполеона III до Тургенева с Тютчевым, был внебрачным сыном сенатора Льва Алексеевича Яковлева. Таким образом, он приходился Герцену двоюродным братом.

Кстати, род Яковлевых, хоть и нетитулованный, имеет древнюю историю: эта фамилия из потомства московского боярина Андрея Кобылы, одного корня с Романовыми. Недаром внебрачный ребенок третьего из братьев Яковлевых — Наталья Александровна — получила «романовскую» фамилию и стала Захарьиной; потом она выйдет замуж за своего кузена Герцена.


Анна Павлова

Легенда русского балета не любила, чтобы ее звали по отчеству, тем более что не было особой уверенности — Павловна она или Матвеевна. Свое происхождение Анна Павлова всю жизнь скрывала, говорила лишь, что выросла с матерью в бедности. Возможно, она была дочерью одного из богатейших людей страны — банкира Лазаря Полякова, в семье которого ее мать была в услужении.


Корней Чуковский

Ребенком прислуги был и Корней Чуковский, при рождении получивший имя Николай Корнейчуков. Это была фамилия его матери, крестьянки Екатерины Корнейчуковой, отцом же был Эммануил Левенсон. Унижение от того, что он рос внебрачным ребенком, и отсутствие отчества в аттестате, было, если вчитаться в его книги, главным впечатлением детства.

С отчеством, как это часто было у незаконнорожденных в то время, возникали заминки — то Васильевич по крестному отцу, то Степанович, то реальное Эммануилович (Емельянович). В итоге писатель взял отчество Иванович, да и вообще в буквальном смысле сам сделал себе имя, разрезав фамилию надвое.

About Author


alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *