Что отличало сооружения барокко от творений зодчих эпохи ренессанса – Глава 2, ?? (с.21), тв. задания (с.22-23) © А.И. Колмаков >. Русский искусствовед М. В. Алпатов АРХИТЕКТУРА барокко Фонтан четырёх.». Скачать бесплатно и без регистрации.

Чем стиль барокко отличается от ренессанса

Барокко — это стиль, в который выродился ренессанс.

Кто-то сказал однажды, что разница между ренессансом и барокко — это как разница между спокойной игрой в шахматы и жонглированием факелами во время езды на одноколесном велосипеде.

Архитектура ренессанса интеллектуальна, основана на геометрии, логике, симметрии и простоте. У нее правильные и приятные пропорции.

Стиль барокко же обращается к широкой аудитории через наигранные эмоции и разнообразные спецэффекты, он увлекает со всей своей страстью, опьяняет, возбуждает.

Для этих стилей характерны колонны, арки, купола, антаблементы. Архитекторы ренессанса использовали их чтобы подчеркнуть стабильность и устой. А мастера барокко закручивали колонны в спирали,  заставляли классические элементы двигаться, ломали фронтоны.

Два этих стиля различаются, в первую очередь, методиками формирования пространства. Архитектура ренессанса линейна. А барочная архитектура увлекает своей текучестью, изменчивостью и живописностью.

Еще одно отличие этих стилей — в отношении к человеку. Человек в эпоху ренессанса считался центром Вселенной. С приходом эпохи барокко человек начинает понимать изменчивость этого мира, его непостоянство, начинает искать себя в нем.

Между этими стилями очень много различий. Есть при этом в них и общее. Некоторые исследователи считают барокко стилем, а ренессанс — эпохой, и видят в этом главное их различие.

Есть очень интересная книга Генриха Вёльфлина «Ренессанс и барокко». Если вы действительно хотите разобраться, чем стиль барокко отличается от ренессанса, что в этих стилях общего, где они берут свое начало, очень рекомендую эту книгу. Там всё разобрано до мельчайших деталей.

Лекция 6 Градостроительство эпохи Возрождения (Ренессанс) от готики

Деградация и конец феодального строя. Накопление богатства в городах. Появление крупных торговых Центров. Великие открытия (Колумб, Васко де Гама, Магеллан). Великий «шёлковый» путь.5.Обращение к искусству античного мира..Новые идеи в области архитектуры и градостроительства (Италия, Франция Англия). Возрождение старых городов и возникновение новых направлений в развитии городов началось в 9…13-м вв. В центральном ядре таких городов, как

Флоренция и Болонья прочитываются фрагменты регулярной древнеримской планировки. Планы городов (на базе римских городов). Штриховкой выделены кварталы регулярной планировки. Возникновение радиальных улиц к центрам городов. Италия. Флоренция, Венеция, Рим,. Раннее Возрождение 13…14 вв Архитекторы – Ди Камбио,Джотто, Брунеллески (1377-1446),Среднее Возрождение 14-15вв – переход к Барокко: Браманте, Рафаэль, Альберти Позднее Возрождение 16-17вв – стиль Барокко – Микеланджело, Бернини.

Рис.19. План Флоренции («Геогр.Атлас Италии»). Чёрн. кр. – кварталы античного города. С.В. – и Ю.В. – площади – Соборная и Синьёрии. Диагональ – с Ю.З. на С.В. - продолжение Фламиниевой дороги из Рима. Флоренция. Раннее возрождение.

Созданы выдающиеся архитектурные ансамбли и сооружения -Собор Санта Мария дель Фьоре (заложен в конце 13-го века, архитектор ди Камбио). Стиль - поздняя готика. Купол собора - архитектор Брунулески. Колокольня собора - архитектор, художник Джотто.Слева - пл. Синьории и ратуша – палаццо Веккио (арх. Ди Камбио

. Арх., Ф.Д. Брунеллески (1417 – 1467г). Купол главного собора. Санта Мария дель Фьёре – доминанта города.

Рис.20. Общий вид и схема конструкции. Брунулески - великий мастер Возрождения - архитектор, скульптор, инженер и математик, изобретатель, сочетавший интерес к искусству.

Автор первой регулярной площади города – площади Аннунциаты, многих зданий (палаццо). Брунеллески (1377-1446), уроженец Флоренции. Пройдя ученичество в ювелирном цехе, Брунеллески начал свою творческую деятельность как скульптор, приняв участие в конкурсе на создание рельефа для бронзовых дверей флорентийского баптистерия (крещальни). Разносторонне одаренный человек, сочетавший интерес к искусству с познаниями инженера, умом изобретателя, математика, зодчего. Купол собора Санта Мария дель Фьёре.

Рис.21 Развитие центра города. План площадей и примыкающих улиц. 1 – Баптистерий, 2 – Собор Санта Мария дель Фьёре и колокольня (штрих). 3 – церковь Ор-Сан-Микеле, 4 – палаццо Веккио (ратуша),5 – лоджия деи Ланци, 6 – ул. Уфицци, 7 – понте (мост) Веккио, 8 – площадь Синьории, 9 – соборная площадь.

арх.. Джорджо Вазари. (1560 – 1574 гг.)

Улица Уффици Длина улицы 130 м, ширина 18 м. На ней разместились здания придворных канцелярий, архива, библиотеки, хранилища произведений искусства. Обобщение. Леон Батиста Альберти (1404-1472 г.г.). «Десять книг о зодчестве». Новые градостроительные идеи. Методика создания городов:выбор для места города и его внутреннее устройство, деятельность архитектора должна распространяться за пределы города архитектор должен заниматься благоустройством и организацией прилегающей территории в целях улучшения местного климата, и создания благоприятного ландшафта.

Венеция. Город основан в VI веке н.э. в морской лагуне на островах группами изгнанников (венов, остготов), укрывшимися от орд гуннов. В 568 г. в лагуне началось. строительство новых поселений на островах. С 13 в., – город центр науки и просвещения. Расцвет Ренессанса. К 14…15 вв., Венеция экономически сложившийся богатый город, крупная морская держава, где расцвело искусство Возрождения. Художники – Тициан, Джорджоне, Тинторетто, скульптор Вероккио, архитекторы Палладио, Ломбардо, Сансовино, Скамоцци.

Планировочная характеристика города.14…15 вв. 1. Разветвлённая система естественных и искусственных улиц-каналов предопределила ячеистую структуру. 2. Каждая ячейка – квартал, имеющий жилые дома, монастырь или церковь, площадь (кампо) с колодцем (с питьевой водой) в центре. 3. Для соединения разрозненных территорий построено 390 мостов. 4. Главная площадь - пл. Св. Марка. 5. Единственная сухопутная магистраль - улица Мерчерия, соединяла площадь св. Марка с главным торговым центром. Винценцо Скамоцци - главный архитектор Венеции (1552 – 1616 гг). Преемник архитектора Сансовино. Автор трактата «Идея всеобщей архитектуры», Композиционным центр города - площадь св. Марка. История развития площади делится на три периода: первый – 10…11 вв. строительство базилики св. Марка, Дворца Дожей, второй – 12в завершение строительства собора св. Марка (начало в 1077г.) на месте двух снесённых базилик, надстройка колокольни, третий –13 в. строительство нового дворца Дожей. В конце 15…16 вв (начало) построено здание Старых прокураций, надстроена колокольня св. Марка до высоты. 100 м. Арх.,

Барталомео Буоно. 15…16вв. Архитекторы Сансовино и Скамоцци производят крупные планировочные преобразования. Ансамбль площади Св. Марка имеет сложное композиционное построение: выявляются черты ренессансного градостроительного мышления. Узкая площадь св. Марка расширяется к югу. Окончательно определяется ширина площади. Форма - прямоугольная трапеция. Размеры: длина – 175 м, ширина у собора – 90 м. На противоположной стороне - 56 м. В 30-50-е гг. 15 века – строительство монетного двора, церкви, библиотеки и Лоджетты (арх. Сансовино), здание Новых прокураций (арх. Скамоцци).

В результате – площадь св. Марка и Пъяцетта создали единый архитектурно-пространственный ансамбль в городе. Сложность композиции ансамбля связана с наличием нескольких координатных систем, расположенных под углом друг к другу. 1. В ансамбль вписывается собор и палаццо Дожей и Библиотека. 2. Здания прокурации и колокольня. Взаимодействие этих систем создаёт остроту композиции. Объединяющие элементы городское пространство в единое целое -ритмические фасады палаццо Дожей и библиотеки и Старых и Новых прокураций.

Рис. 22. 1. Западный фасад собора св. Марка и перспектива на пл., Пьяцетты и на заднем плане – дворец дожей. 2. Вид на дворец Дожей и библиотеку. 3.Вид на дворец Дожей, колокольню с Главного Канала.

Рим 16…17…18вв. От Ренессанса до Барокко Ренессанс – классическая сдержанность, гуманизм и рациональность, использование приёмов античности, обращение к человеку (например, пл. Аннуциаты, арх., Филиппо Брунеллеско, Сан., Марко арх. Сансовино и Скамоцци). Барокко (ит.,«вычурный») – художественный стиль, отличающийся декоративностью, динамичностью, сложными формами. В стиле барокко нашли отражение прогрессивные тенденции, которые выявились в архитектуре зданий, в планировке городов, площадей и улиц, рассчитанных на массы народа. Мастера Барокко использовали античные ордерные формы, что усиливало пластичность и живописность общего решения. Центром градостроительства и архитектуры барокко стал католический Рим. Истоки барокко были заложены в творчестве архитекторов Микеланджело, Виньолы, Палладио, Скамоци. Характерные черты барокко. - динамичное пространственное решение, - трактовка объемов живописными массами, - применение сложных планов с преобладанием криволинейных очертаний

16 век. Проблемы реконструкции быстро развивающихся старых городов. Разработка идей и планов городов:

Рис.23. 1 - «Город солнца» Томмазо Кампанелла (1623г.). Утопический социализм. (отказ от частной собственности, всеобщий обязательный труд. «Храм Науки – в центре. На стенах домов – живопись, объекты природы. 2 - идеальный город Скамоцци: 1-1 – торговая улица, 2 – главная улица с дворцом князя и собором, 3-4 – продовольственные рынки, 5 – биржевая площадь. 6 – торговый

Леонардо да Винчи предлагал Людовику Моро, герцогу Миланскому построить вдоль реки десять городов на 5 тыс. жителей каждый для решения проблемы скученности города, антисанитарные условия в котором привели к эпидемии чумы. Микеланджело спроектировал мост через Тибр, который должен был соединить дворец кардинала Фарнезе с его виллой (Фарнези) и кварталом Трастевере прямолинейной магистралью. Этот неосуществленный проект предвосхитил принцип осевой перспективы в планировке улиц.

Главная тема города - площади, улицы. Ансамбль Капитолия. План площади. Осуществление проекта началось не со строительства зданий, а с установки статуи римского императора Марка Аврелия. Памятник закрепил середину площади, организовал пространство вокруг, стал первым самостоятельным элементом архитектурной композиции площади.

Слева и справа - музеи древностей. Замощение площади выполнено в 1930г., по проекту Микеланджело.

Рис.24. Рим. 16…17 вв. 1 - план площади Капитолия и окружающих кварталов. 2 – Общий вид площади. Справа - палаццо Консерватории, в глубине - палаццо Сенаторе, слева - музей Капитолия. Направо - аллегорические статуи «Тибр» и «Нил» (по Бунину).

Ансамбль площади Ватикана с главным собором св. Петра. В начале 16 в. папа Юлий II поручил главному архитектору Рима Браманте разработать проект собора св., Петра на месте старой церкви. План собора по проекту Браманте имел форму равноконечного (греческого) креста, ветви которого завершались полукруглыми апсидами (апсида - лат., Полукруглый выступ здания в восточной части храма). Проект собора св. Петра отвечал идеям Ренессанса: центрическое здание, как наивысший тип композиции общественного сооружения. Собор предназначен быть доминантой всего города. Ансамбль площади создавался несколькими поколениями. Преемник

Браманте - Рафаэль Санти гениальный художник и архитектор. Он составил проект собора св. Петра, который не был осуществлен. Собор св. Петра достраивался во второй половине 16 в. Микеланджело. Руководство постройкой собора он принял в 1547 году, Используя схему Браманте, но придал центральному подкупольному пространству господствующее значение. Купол пролетом в 42 м Высота купола - 143м Бернини продолжил традицию Микеланджело, придав ансамблю аллегорическое содержание, создав грандиозную овальную колоннаду, исходящую из собора «как бы приглашающую в свои объятья весь католический мир». Для барокко характерна открытая композиция плана ансамбля. План сочетает в себе трапецию и большой овал; в центре овала - обелиск, (существовавший к началу проектирования площади). Обелиск фланкирован фонтанами.

Рис. 25 Архитектурный ансамбль Ватикана (арх. Браманте) религиозного центра государство пап. - В центре – собор св. Петра. Справа – мавзолей Адриана. Перестроен в храм св. Ангела. Слева – Сикстинская капелла и сады Ватикана. Внизу - Тибр и мост. 1 – Собор Св. Петра, 2 – площадь собора св.Петра, 3 – Апостольский дворец, 4 – Сикстинская капелла, 5-7 Бельведерский дворец, 8 – Апостольский сад, 9 – вилла Пиа с садом

Рим. Новые градостроительные идеи. Архитектор Д.Фонтана (17 в) (по распоряжению папы Сикста V) начал работы по упорядочению планировки города для движения и удобства посещения храмов. Появились первые прямолинейные улицы вдоль правого и левого берегов Тибра – Лунгара и Виа Джулия. Проложена главная улица – Виа Лата. Родилось «трёхлучье» главных городских улиц – Корсо, Рипетта и Бабуино, соединяющая площадь (дель Пополо) с центром (Капитолийским холмом). Улицы и площади стали объектами своеобразного искусства. Пробивка и выпрямление пяти радиальных улиц, сходящихся к базилике Санта-Мария Маджоре и соединяющих основные центры города, обозначены установкой монументов. Площади Рима. Пл., Навоне. (Piazza Navona). Агоны (по-гречески «состязание») проходили на стадионе до IV века. Образовалась в средние века на месте древнеримского стадиона. Бернини украсил площадь с тремя фонтанами и обелиском в центре. В 17 веке композиция дополнена храмом св. Агнессы. (Арх. Б. Борромини). Площадь в форме вытянутого с юга на север прямоугольника. С 15 в по 19 в. городской рынок. Застраивалась в XVII веке в стиле барокко. На площадь выходят дворцы, (палаццо Памфили папы Иннокентия X с в 1644-50 гг). Ансамбль Испанской лестницы и площади. Имеет 138 ступени (арх., Ф. Санктис 1721… 1725 г) , спуск с вершины холма Пинчо, где расположена церковь Тринита-деи-Монти (построена в 1495 г), План: 1 - церковь, перед храмом - обелиск 2 – фонтан-ладья арх. Баркаччиа, 3 – Испанская площадь. ( по Бунину). Развитие плана Рима 16-17 вв. площади, улицы (виа) и архитектурные сооружения.

Рис. 25 1 - площадь дель Пополо; 2 - Испанская лестница; 3 - мавзолей Августа; 4 - перекресток Четырех фонтанов; 5 - площадь Колонны; 6 - площадь Квиринала; 7 - ворота Пиа; 8 - площадь Санта Мариа- Маджоре; 9 - Латеранская площадь; 10 - Колизей; 11 - Капитолий; 12 - Пантеон; 13 - площадь Навона; 14 - площадь Фарнезе; 15 - замок св. Ангела; 16 - площадь св. Петра; 17 - Ватикан; 18, 19 - улица Рипетта; 18-20 - улица Корсо; 18-21 - улица Бабуино; 22-22 - улица Систина; 23-23 - улица Номентана; 24-24 - улица Карло Альберто; 25-25 - улица Мерулана; 26-26 - улица Сан-Джованни ин Латерано; 27 - улица Джулиа.

Заключение. Ренессанс и барокко - блестящая эпоха в истории архитектуры и градостроительства. Под влиянием прогрессивных идей и на почве высочайшего расцвета искусства сложились новые планировочные приёмы. Разработана идея регулярного радиального плана города. Развитие получила площадь города – несущая художественные элементы, создающие живописный эффект. Это – главный объект градостроительства Учитывалось назначение площади, её размеры, место для монумента, удачное освещение и архитектурный фон.

Лекция 7 Градостроительство русского государства. Киевская Русь. (5…7 вв.) Легенда - три брата – Кий, Щек, Хорив (по летописи).

Городище старшего Кия - «Киев».Городища возникли на земле племени полян. Древнее городище Кия располагалось на самом краю Старокиевской горы на 113 м над Днепром, площадью 0,7 га. С напольной стороны окружавший его вал дополнялся рвом и курганным могильником. Западнее – защищала речка Лыбедь (болота). Вокруг - труднопроходимые леса. В центре града «Киев» находился древнейший языческий храм (эллиптической формы). Начало 10в., – каменный терем княгини Ольги. У подножия киевской горы река Почайна. В устье гавань. Постепенно образовался союз племён. К Киевской земле вошли северные земли, примыкающие к Новгороду, а также земля племени Рось. Связи с Византией. Торговые пути. Великий торговый путь из «варяг в греки». 980 год. Князь Владимир Святославович обновил старое языческое капище. 988 год - принятие христианства. Начинается возведение первой крупной каменной церкви Богородицы (Десятинная) - центральной доминанта нового города. За пределами старых укреплений построен Новый город (10 га). Разбивается главная городская площадь с античными статуями из Херсона. Рядом – большие каменные терема, на месте языческого святилища построена каменная церковь св. Василия. Развивались окружающие Киев города – резиденции и стратегические пункты: Вышгород, Василев, Белгород, Берестово (резиденция князей). К 12…13вв киевское государство образовалось как единое централизованное целое. В процессе феодализации русских земель началось дробление Киевской Руси на отдельные княжества, основанной на принципе старейшинства и родстве всех представителей правившего княжеского рода. Каждое крупное княжество по мере разрастания княжеских родов дробилось на мелкие уделы. Киев оставался богатейшим городом и общепризнанной столицей Руси, за обладание им велась борьба между князьями. Превосходство его стало клониться к упадку, когда центры крупнейших уделов начали возвышаться. 12в. (1037г). Ярославль Мудрый. Завершается строительство главного собора – «Софии мудрой», крупнейшего на Руси 13-главого храма, в центре новой городской черты. Земляные валы Киева 11 века достигавшие 14 м высоты и 19 м ширины (в шесть рядов дубовых срубов), окружали 70 га к юго-западу ставшего цитаделью или детинцем Киева. Новый и старый «города» соединялись проездными воротами и мостом. Главные – Золотые ворота, от которых вела главная улица к Софийскому собору. Далее – к Детинцу, где находилась резиденция великого князя. Улица фланкировалась двумя монастырями – Георгия и Ирины. Рядом размещался двор митрополита. Софийский собор – не только религиозный, но и крупнейший центр науки, ему принадлежит ведущая роль в оформлении ансамбля города.

Рис.25, Рис.26 Генеральный план Киева. 12 в. Начало интенсивного строительства. Вдоль Днепра возникает цепь архитектурных ансамблей. Монастыри - Печерский, Дмитриевский, Михайловский, Кирилловский.- На юге - Выдубицкий монастырь с княжеским Красным двором, Севернее –– ансамбль Киево-Печерской Лавры, - Боярские усадьбы и предместья - «Копырев конец», Кожемяки, Гончары, Берестовская резиденция князей с церковью Спаса. Правый берег Днепра. Город и Монастыри Киевско-Печерской Лавры. Лавра возникла в середине XI века; собор построен в 1040-70 году. Колокольня в 1745 году (арх. Шедель).

Древний Новгород (на реке Волхов) возник как центр обширной разно этнической федерации русского северо-запада. Город представлял собой группу из трёх общинных поселений деревенского типа (три новгородских «конца»): Словенский, Людин, Неревский. Здесь жили небольшие общины других народов, о чём говорят названия улиц: Чудинцевой, Прусской, Варяжской. В северной части города находился общинный центр федерации этих «концов» - Новгородский детинец - укреплённое городище (не для постоянного проживания). 11…14 вв. Центр - Детинец (Кремль) окружён стенами( дерево, кирпич). Детинец образовывал первый овальный пояс внутренних кольцевых укреплений. Вокруг тянулось полукольцо деревянных стен. На окраинах высился третий пояс оборонительных укреплений со рвами, валами, цепью каменных башен. В городе было более 50 церквей примерно равной высоты. Софийский собор был выше, крупнее, расположен на холме и имел позолочённый купол в виде богатырского шлема. Жилая застройка деревянная. 12 век -появление каменных палат. Новгород имеет дробную планировочную структуру, которая характерна для русских городов того времени. Река Волхов разделила город на две крупные части: Софийскую и Торговую стороны. Река послужила объединяющим началом в градостроительной структуре, являлась главной композиционной осью всего городского ансамбля и главной магистралью и определяла направленность улиц. На реку были ориентированы многочисленные церкви. Строительство крупных каменных храмов и резиденций: церковь Благовещения загородная резиденция на Городище (1103г.). Храм Николы на Ярославовом дворище (1113 г.), собор Антоньева (1117 г.) и Юрьева (1119 г.). Монастыри оформили въезды в город с севера и юга. В 1116 году – перестроен и укреплён Детинец.

Рис. 27. Планировочная структура. Великий Новгород. Центр города. 1 – Софийский собор. (1052 г), 2 – Софийская звонница (16 в). 3 – Евфимиева часовня, 4 –Присутственные места, 5 – «Кукуй-башня», 6 – храм Николая Чудотворца, 7– Церковь Спаса Преображения.

Предпосылки возникновения городов. Крупное мануфактурное производство, привязанное к источникам энергии, располагалось вместе с рабочими казармами за пределами городов по берегам рек. По мере роста городов, образуются промышленные окраины, которые стихийно образуют крупные городские членения – районы. Создаётся аморфная планировочная структура. Древнерусские города – «трёхчастная структура» – крепость (детинец, кремль), торг, посад а–круглая форма (круговая оборона), б–полукруглые, примыкающие к реке (Новгород), в- сегментные формы – между водными преградами (Владимир), г–секторные, между реками, оврагами (Ярославль, Москва), разрастаясь приобретали кругообразную форму. Древнерусские поселения, в которых основным материалом было дерево, имели охристо-коричневый и серебристо-серый колорит. Рядовые храмовые постройки обрабатывали резьбой и росписью, приемы которой позднее перешли в каменную архитектуру.

Культура 17 века. Черты классицизма. Ренессанс и барокко

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Технология
  • 2 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Технология
  • 3 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Технология
    • Испанский язык
    • Казахский язык
  • 4 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир

Архитектура эпохи Возрождения и барокко

Коллегиальная церковь Санти Пьетро-э-Стефано (Сhiesa Collegiata dei SS Pietro e Stefano). Выполнена в стиле Ренессанс с элементами барокко. Проект архитектора Томас Родари. Строительство начато в эпоху Возрождения (1515 – 1543 гг.), завершено в 17-18 вв. Беллициона, Швейцария.

Архитекторы раннего барокко

Новый стиль, пришедший после эпохи Возрождения, – барокко. Этот стиль постепенно вызрел в Италии в недрах архитектуры эпохи Возрождения. И. Грабарь – историк искусства и художник - писал, что высокий Ренессанс мог считаться на «три четверти барокко».

Игорь Эммануилович Грабарь 1871-1960 гг. – художник-живописец, искусствовед, педагог, реставратор.

В статье «Дух барокко» Грабарь говорил, что в архитектуре эпохи Возрождения, в ее поздний период, в работах знаменитых зодчих уже чувствовались изменения, их произведения не были «педантичными и сухими», меньше соответствовали математическим пропорциям. Однако, как подчеркивал Грабарь, только когда Микеланджело начал работать над постройками Капитолия, можно было считать, что «барокко был создан». Именно Микеланджело одним из первых изменил представления о существовавших в 16 веке законах композиции в зодчестве. Написанные им на потолке Сикстинской капеллы огромные фигуры заняли больше пространства, чем было под них отведено классическими пропорциями. Так был создан образец великой «антиклассики». Дж. Вазари, летописец Возрождения, назвал новый стиль мастера «причудливым, из ряда вон выходящим и новым».

Микеланджело - Микела́нджело де Франче́ско де Нери́ де Миниа́то де́ль Се́ра и Лодо́вико ди Леона́рдо ди Буонарро́ти Симо́ни (Michelangelo di Francesci di Neri di Miniato del Sera i Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni, 1475 — 1564 гг.)

В архитектурных работах Микеланджело еще ощущаются античные традиции, однако, традиционные элементы классической архитектуры он использовал по-новому: например, в вестибюле библиотеки в Сан-Лоренцо мастер соединил колонны парами, «утопил» их в углубления в стенах, лишив функциональности, стены украсил имитацией окон. У лестницы, которая занимает слишком большое пространство, нет перил, а там, где перила есть, невозможно на них опереться. Углы последних ступеней он украсил завитками. В эскизах проекта собора Святого Петра, созданных архитектором в 1546г., он реализовал идею подчинения архитектурного пространства центральному куполу, создал эффект движения вверх, изменив принятое в эпоху Ренессанса классическое равновесие. О. Шпенглер писал о зарождении барокко в творчестве Микеланжело: «Из глубочайшей неудовлетворенности искусством, на которое он растратил свою жизнь, его вечно неутоленная потребность в выражении разбила архитектонический канон Ренессанса и сотворила римское Барокко». Так из архитектуры эпохи Возрождения рождался барокко.

Освальд Арнольд Готтфрид Шпенглер (Oswald Arnold Gottfried Spengler; 1880—1936 гг,) — немецкий философ-идеалист. Джакомо да Виньола (Jiakomo da Vignola, 1507-1573 гг., настоящее имя -Якопо да Бароцци)- итальянский архитектор.
Вазари (Giorgio Vasari; прозвище: Аретино, 1511 года 1574 гг.) — Автор «Жизнеописаний». Архитектор, живописец, писатель, исследователь истории искусства.
Амманати (Bartolomeo Ammanati; 1511 — 1592 гг.) — итальянский скульптор и архитектор – представитель маньеризма.

 

 

Вилла Джулия (Villa Giulia) 1550-е гг. Архитектор Виньола в соавторстве с Вазари и Амманти.

 

Джакомо делла Порта (Giacomo della Porta, 1533— 1602 гг.) — ученик Микеланджело и да Виньолы, архитектор, представитель стилевого направления маньеризм.

Маньеристы также внесли свой вклад в развитие барокко своим устремлением к необычным формам, нарушениям пропорций, пластичности. Примером нового стиля стал фасад церкви Иль Джезу в Риме (архитектор Джакомо делла Порта* по проекту Виньолы). В 1568 г. Виньола разработал проект храма ордена иезуитов – Иль-Джезу, ставший образцом для возведения храмовых сооружений по всей Европе. Основная идея этого проекта: создать иллюзию большого внутреннего пространства храма, и для этого архитектор соединяет боковые капеллы с нефом. Церковь Иль Джезу делла Порта достроил в 1575 году.

Церковь Иль Джезу. Проект Виньолы, архитектор Джакомо делла Порта. 1575 г.

Особенности Возрождения и барокко

В архитектуре эпохи Возрождения проекты разрабатывались на основе инженерных связей между частями конструкции. Архитектор детально прорабатывал проект, нередко создавая объемные модели, прорабатывал ход строительных работ, применение подъемных механизмов. Нередко архитектуру эпохи Возрождения называют гуманистичной, так как она имела формы, сопоставимые по масштабам с человеческим телом, а также использовала ордер как упорядоченную систему декорирования, вызывающую ощущение равновесия и стабильности. Превосходство Ренессанса, по словам О. Шуази, заключается в том, что этот стиль был основан на едином искусстве, в котором слиты все элементы прекрасного, что подразумевало гармоничность форм и пропорций.

Шуази Огюст (Choisy, 1841 г.) — французский инженер путей сообщения, адъюнкт-профессор, автор “Всеобщая история архитектуры”.

 

Пришедшее за эпохой Возрождения барокко отражало новые представления общества об изменчивом окружающем мире. Этот стиль отличался динамичностью, контрастом масштабов, света и тени, сбивчивостью ритмов, созданием визуальных иллюзий. Здания в стиле барокко нередко имели сложные планы, фасады с объемными эффектами, изогнутые поверхности стен. Вместо четких античных форм используется сложное формообразование. Архитектура барокко сочетается с живописью, скульптурой. Архитектурные формы барокко многое унаследовали у архитектуры эпохи Возрождения, но они стали намного сложнее и живописнее. Фасады сооружений имели профилированные карнизы, украшались огромными колоннами, полуколоннами и пилястрами, объемным декором. Выпуклости и вогнутости нередко делали сооружение визуально неустойчивым, подвижным. Визуальная иллюзия стала одной из основных черт архитектуры барокко. Если в период Ренессанса все элементы сооружения были самостоятельными, то в эпоху барокко все архитектурные составляющие здания и декор отражают общую идею, которая объединяла внешний вид дома, его интерьеры, окружающий природный или садовый ландшафт, городские пространства. Возникшее после эпохи Возрождения барокко у разных народов приобрело собственное значение. У португальских моряков им называли бракованные жемчужины, в 15 веке в Италии это слово использовали при определении чего-то ненастоящего, грубого. Ювелиры Франции говорили «барокко», подразумевая смягчение контура камня, изменение формы, а во французском толковом словаре 18 века «барокко» трактуется как ругательство. Барокко не считали самостоятельным стилем даже в начале 20 века, например, французский исследователь и археолог С. Рейнак в своих работах вскользь упоминает о нем, как о «суетливом иезуитском стиле» не имеющем достоинств и являющемся «умственным заблуждением».

Саломон Рейнах (Рейнак. Salomon Reinach, 1858 — 1932 гг.) — французский археолог.
Генрих Вёльфлин (Wölfflin, 1864 – 1945 гг.) – немецкий историк и теоретик искусства. Профессор в Базеле (с 1893), Берлине (с 1901), Мюнхене (с 1912), Цюрихе (с 1924).

 

Первым упомянул барокко как стиль Г. Вёльфлин в книге «Ренессанс и Барокко» (1888), где он описал его как высшую ступень развития архитектуры: первой стадией развития по его определению является архаика, вторая ступень развития - классика, третьей, и, наконец, высшей ступенью стало барокко. В своей книге он привел парные понятия, противоположные по смыслу, описывающие стили: это множественность форм и единство идеи, замкнутость и открытость, четкость и размытость, линейность и изгиб, плоскость и объемность, При этом первую часть в этих парах Вёльфлин отнес к стилям, основывающимся на античности, вторую пару он определил как отличительную черту барокко. До Вельфина многие из его мыслей по поводу барокко предвосхитил К. Гурлитт* в книге «История стиля Барокко в Италии» (1887). Э. Маль в 20- х гг. прошлого века писал, что барокко - это «наивысшее воплощение идей христианского искусства». Оппонент Вёльфлина историк, философ М. Дворжак, говорил, что стиль барокко вышел из маньеризма, но при этом являлся более высокой стадией «развития духа» в сравнении с античным искусством.

Э. Маль (1862-1954 гг.), французский ученый-энциклопедист.
Макс Дворжак (Max Dvořák, 1874-1921 гг.) — австрийский историк искусства, чех по происхождению.

Некоторые исследователи предполагали, что барокко является продолжением традиций некоторых национальных культур. К примеру, немецкий историк культуры Г. Вайзе писал, что стиль барокко воплощает германский дух. Смена стилей рассматривалась искусствоведами, как закономерно изменяющиеся стадии развития формообразования. Так после стационарного и устойчивого Ренессанса появилось стремление к динамике, иррациональности, эмоциональности. Не все приняли барокко, например, писатель В. Гюго говорил, что собор Св. Петра в Риме похож на «Пантеон, нагроможденный на Парфенон».

Собор Св. Петра в Риме. Картина Сурикова В.И. 1884 г.

Тем не менее, барокко, пришедшее за эпохой Возрождения, олицетворяло движение вперед, к познанию новых форм и возможностей архитектуры, олицетворял приход новой эры.

 

Автор текста: Марина Калабухова

Архитектура эпохи ренессанса

Архитектура Ренессанса - часовня-ротонда Темпьетто во дворе церкви Сан-Пьетро-ин-Монторио, Рим, 1502 г.

Понятие "Ренессанс" (Возрождение) появилось в 16 в., его ввел художник Джорджо Вазари, написавший трактат "Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих" (1550 г.) Под этим термином он подразумевал возрождение интереса к античному наследию и возврат к античным элементам в искусстве, в частности, к ордерной системе в архитектуре. Возврат античных форм ознаменовал окончание мрачного периода средневековья с религиозным засильем церкви. В эпоху Ренессанса (15-17 вв.) громадные сооружения средних веков сменились зданиями, напоминающими своими формами и декором античные сооружения. Основой архитектуры Ренессанса являлось наследие зодчества Древней Греции и Древнего Рима: симметрия, пропорциональность, масштабирование относительно параметров человеческого тела, ордерная система, ритмичность в расположении элементов и декора фасадов. В плане здания архитектуры Ренессанса имеют чаще всего прямоугольную форму с осевой симметрией и модульной пропорцией. Кроме того, в фасадах присутствует ритмичность в расположении окон, карнизы. Развитию ренессанс-стиля в архитектуре способствовало появлению новых технологий в строительстве и производстве материалов, произошло разделение труда проектировщика-архитектора и мастеров-строителей, у сооружений появились авторы, имена которых были запечатлены на проектах. Ренессансная архитектура была описана в работах Леон Батиста Альберти "Десять книг об архитектуре", которые стали руководством для многих европейских зодчих разных стран. Альберти в собственных проектах применил пилястры для членения стен, междуэтажные антаблементы, широкий общий карниз, обработка стен рустом, отделка окон каменной кладкой. В это время античное наследие полностью вытесняют средневековые элементы в строениях. В храмовом строительстве зодчие перешли от крестового свода к коробовому своду, а купол опирается на массивные столбы. Представителями ренессансной архитектуры были Виньола (Иль-Джезу в Риме, вилла Фарнезе в Витербо), Вазари (галерея Уффици во Флоренции), А. Палладио (виллы, базилики, театр в Винченце), Галеаццо Алесси (церковь Мадонны де Кариньяно, дворец Спинола, дворец Саули в Генуе), Бальдассаре Перуцци (Фарнезинская вилла, палаццо Массими в Риме), Рафаэль Санти (дворец Пандольфини во Флоренции), Антонио да Сагалло (палаццо Фарнезе в Риме), венецианец Якопо Татти Сансовино (библиотека св. Марка, палаццо Корне).

Галерея Уффици (Galleria degli Uffizi) во Флоренции, архитектор Вазари. 1560-1581 гг.

Начало нового стиля было положено в Италии. Искусствоведы считают, что Ренессанс начался в 1401 г. В этот год мастера из Флоренции Филиппо Брунелески (Filippo Brunelleschi.1377—1446 гг.) и Донателло (Донато ди Никколо ди Бетто Барди, Donate di Niccolo di Betto Bardi.около 1386-1466 гг.) приняли участие в конкурсе по оформлению дверей флорентийского баптистерия, но не выиграли его и отправились изучать развалины Рима. Здесь они зарисовывали самые разные фрагменты остатков античных сооружений: колонны, профили, карнизы, капители, исследовали фундаменты, планы построек, разбирались в конструктивных особенностях древних зданий. Именно их исследования и положили начало ренессансной архитектуре, которая в дальнейшем получила распространение в разных странах. Главным центром искусства и культуры Возрождения стала Флоренция. Филиппо Брунеллески в 1417 г. выиграл конкурс по созданию проекта купола собора Санта Мария дель Фьоре, в своей работе он предложил восьмигранный пустотелый купол с двумя оболочками, облегчив вес свода, уменьшив силу распора, действующую на стены купола (купол строился в 1420—1436 гг.). Основной конструкторской находкой купола считается изгиб ребер, который помогает вынести большую нагрузку, а также технология одновременного строительства всех восьми ребер. На основе своих исследований античного зодчества Брунеллески сформировал свой собственный архитектурный язык. Его сооружения были более легкими и изящными по сравнению с античными образцами, лежащими в основе его творчества. Его способ передачи античных форм и декора нашел отражение в постройках Ренессанса, а затем отразился в стиле классицизм, барокко, рококо, ампире. Прототипом архитектуры Ренессанса в жилых постройках 15 в. стало палаццо - городской дворец. В плане это было прямоугольное сооружение с центрально-осевой композицией и внутренним двором. Например, палаццо Питти (Palazzo Pitti. начало строительство 1440 г.). Оно было построено из каменных блоков с грубой поверхностью. Здание делилось на 3 этажа, подчеркнутых на фасаде горизонтальными тягами. Высота окон, выходящих на главный фасад, составляет 8 метров.

Палаццо Питти (Palazzo Pitti), архитектор Микелоццо, начало строительства 1440 г.

В начале 16 в. представителем архитектуры эпохи Ренессанса считается Донато д'Анджело Браманте (Donato (Donnino) di Pascuccio di Antonio detto il Bramante. 1444—1514 гг.) Образцом его работы может служить ротонда Темпьетто, построенная в 1502 г. во дворе монастыря Сан-Пьетро-ин-Монторио. В плане - это круглое сооружение с округлым куполом и трехступенчатым основанием, окруженное римско-дорической колоннадой. При папе Юлие II, Браманте работает над реконструкцией Ватикана, создавая единый комплекс из разрозненных построек. Ему принадлежит проект собора св. Петра в Риме с симметричной композицией: в плане - это объединение квадрата с крестом. Браманте заканчивал работу над палаццо Канчоллерия, которое начинал строить А. Бреньо.

Палаццо Канчоллерия (1483-1526 гг.), архитектор Браманте. Рим.

Представитель ренессанс-стиля в архитектуре архитектор Андреа Палладио (Palladio Andrea.1508-1580 гг.) создавал и церкви, и загородные виллы, внедряя идею "колоссального" ордера на 2 или 3 этажа, это система получила название "палладианского ордера".

"Колоссальный" ордер Андреа Палладио. Вилла Фоскари (Foscari). 1558-60 гг. Мальконтента. г. Мира.

Во второй половине 16 в. в ренессансной архитектуре чаще появляются сооружения, которые стали более точным воспроизводством строений античной классики, однако, все равно, они были более легкими и изящными. В середине 16 в. был построен западный фасад Лувра (это крыло является самым старым в здании) архитектор Пьетр Леско (Lescot).

Западный фасад Лувра, архитектор Пьетр Леско (Lescot), начало 1546 г.

Philibert Delorme или de l’Orme; 1510 - 1570 гг. был сторонником так называемого французского ордера - сочетания классического ордера и готики, внедрял в конструкции деревянные фермы, килевидные кровли, специфические колонны).

К 17 в. ренессансный стиль в архитектуре стал популярным в разных странах Европы, сочетаясь с этническими традициями. К архитектуре Ренессанса относится замок в Фонтебло (Château de Fontainebleau), Ане (Château d'Anet), Тюильри (Tuileries) архитектора Филибера Делорма. Ренессансный стиль в архитектуре воплотился в замке Экуанский (château d'Écouen - ныне Национальный музей Ренессанса), дворце в Блуа (château de Blois) во Франции. В стиле Ренессанс выстроен монастырь Эскориал (искусствоведы его называют «монотонной симфонией в камне») архитектор Х.де Толедо, Х. де Эррера (Juan de Herrera; 1530-1597 гг.), в Испании. Альтенбургская ратуша, часть Кельнской ратуши (Kölner Rathaus), Гейдельбергского замка (Heidelberger Schloss), Фюрстенгоф (Вильмар) в Германии.

Монастырь Эскориал (El Escorial). Главный архитектор проекта - Хуан Баутиста де Толедо, после 1569 г. работу продолжил Хуану де Эррере. Испания.

В архитектуре Ренессанса использовались приемы и декор времен античности, однако изменились функции возводимых сооружений: уже не строились огромные спортивные сооружения, общественные бани, как в Риме, большие храмы, как в Древней Греции. Соответственно изменилась и масштабность сооружений, которая стала соответствовать размерам человеческого тела. Специфика стиля архитектуры Ренессанса, была создана творчеством зодчих, переосмысливших античное наследие, включая ордерную систему, которая и стала стилеобразующей. Искусство средневековья стало восприниматься как зодчество варваров, однако, мастера продолжали использовать мотивы готики в новых сооружениях в сочетании с новыми приемами, что определило отличия от античности Древней Греции и Древнего Рима. Специфика местных школ под руководством известных мастеров обеспечили разнообразие аспектов зодчества этой эпохи.

Автор текста: М. Костин

Какие изменения произошли в архитектуре барокко по сравнению с архитектурой ренессанса?

Композиционные принципы барокко являются развитием одного из аспектов эстетики Возрождения, можно сказать, гипертрофированием ренессансного индивидуализма, отрицанием нормативности, стремлением к зрелищности. Стержнем композиционного мышления барокко остается сходство в форме аналогий, метафор, сравнений. Появилось такое понятие, как остроумие, понимаемое как «свободная игра образами и мыслями самого различного содержания – от гротескных до трагических» . Э. Тезауро, один из теоретиков барокко, таким образом излагал концепцию «остроумия» в архитектуре: «То же самое утверждаю я и о зодчестве, чьи адепты прослыли гениальными лишь благодаря остроумному проявлению способностей в их творениях. Это проявление наблюдаем в необычных украшениях, чью прекрасную игру мы видим на фасадах пышных зданий. Капители, изобилующие листьями, фригийские узоры, триглифы, фризы в колоннах дорического ордера, большие маски, кариатиды, термины, модильоны – все это метафоры из камня, молчаливые символы, которые способствуют прелести творения, придавая ему таинственность Но все это ничтожно по сравнению с некоторыми остроумными изощренностями благородных архитекторов, заставляющих завидовать саму Природу» От теоретических установок Ренессанса на ансамбль, состоящий из отдельных индивидуумов, барокко пришло к представлению о едином «сверхорганизме» , едином обособленном индивидуальном целом. Все крупные ансамбли барокко, все его площади – это индивидуальные организмы в теле города. Такое понимание целого предполагало не самостоятельность частей, их обособленность как частей, а объединение в целом, только и придающее отдельным частям композиционный смысл . В отличие от Ренессанса с его принципом подобия и унификации элементов, идущим от средних веков, в отдельном произведении барокко элементы разнообразны и дисгармоничны в своих пропорциях. Примирение диссонансов – основной композиционный прием барочных мастеров . Можно сказать, что в барокко понятие грации, приемы создания грациозного получили преобладание. Противопоставление иллюзорности и телесности, массивности, разрешаемое в архитектуре Возрождения через равновесие и статику, в архитектуре барокко разрешается через динамику, преувеличение того и другого, объединяясь в телесной иллюзорности или иллюзорной массивности, как и в живописи барокко, где пространство образуется не между телами, а самими телами ; архитектурное пространство, пожалуй, впервые в архитектуре обретает визуальное нерасторжимое единство с массой (в том смысле, что практически нельзя установить границы отдельных элементов, само здание незаметно переходит в обработанный участок, а стена настолько иллюзорна, что визуально то «разрывается» , то «сгущается») . Визуальное богатство формы превосходит все нормы Возрождения (аналоги можно найти только в архитектуре позднего Рима) . Стремление создавать новое без оглядки на традиционные образцы и литературные источники существенно отличает мастеров барокко от мастеров Ренессанса. Они не играют с прошлым, они стремятся создать настоящее. Хотя в период барокко и не было написано крупных теоретических работ, но собственные понятия для оценки сложились, например: остроумное, оригинальное, своеобразное, глубокое. В качестве рабочего инструмента выдвигается прежде всего глаз мастера, так как не существовало никакой формальной теории для построения столь сложных форм по способу разрешения диссонансов. Так, например, Бернини писал, что « одним из важных условий является хороший глаз, который может судить о противопоставлениях, так как вещи представляются нам не сами по себе, но в зависимости от того, что находится по соседству, изменяющее их вид» Эпоха барокко – это уже эпоха рационализма. В эпоху барокко опять произошло расширение представления об архитектурном произведении и по сравнению с эпохой Возрождения изменилось и содержание включенных в сферу архитектурного мышления предметностей.

About Author


alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *