Что такое барокко – Музыка в стиле барокко — это… Что такое Музыка в стиле барокко?

Барокко - это... Что такое Барокко?

БАРО́ККО (итал. barocco — причудливый, предположительно от португ. perola barroca — жемчужина неправильной формы) — явление европ. культуры 16 — нач. 18 в. Эпоха Б. связана с Вел. географич. и науч. открытиями. Изумление, восторг и ужас перед новой картиной мира определяют антиномичность его восприятия. Б. питается также кризисом ренессансного мировоззрения, актуализирует ср.-вековое миропонимание и глубинные мифологич. пласты культуры.

Гл. идея Б. — идея движения, пути, борьбы, представляющая мир как лабиринт и человека в нем как путника. С этим связано представление о единстве, безграничности и многообразии мира, пребывающего в движении, антитетически соединяющееся с идеей его математической структурированности, соизмеримости разл. аспектов мироздания. Последнее определяет характерный для мышления Б. принцип "отражения": человек Б., опираясь на схоластич. логику и риторику, развертывая сложные метафоры и уподобления, мыслит аналогиями, ибо все предметы соотнесены друг с другом и их взаимные отражения проявляют их смысл. Мир в культуре Б., как и в Средние века, осмысляется как книга, он предельно "знаков". С таким мировосприятием соотнесено представление о мире как театре и человеке как актере. Характерные приметы эпохи Б. — такие формы быта, как карнавалы, процессии. Б. актуализирует ср.-вековое историософское представление о цикличности времени. Это представление (предполагающее власть истории над человеком) антиномически соединяется с противоположным — идеей линейности времени, предполагающей принадлежность истории человеку, его независимость от прошлого и свободу творить будущее. Эта же историософия питает актуальную для Б. идею быстротечности времени, чувство драматич. сложности, неустойчивости мира, характерную для Б. тему превратности и тщетности бытия, суетности и непостоянства, "конечности" (мотив "memento mori" — "помни о смерти") мира. Человек Б. вовлечен в круговорот борьбы добра и зла, разума и иррацион. сил, аскетизма и гедонизма с взаимопереходами реального и фантастического, что порождает пристрастие к сенсации, чуду, экзотике, кровавой трагедии.

Для языка культуры Б. характерна всепроникающая аллегоричность, равно применяющая античные мифолог. и христ. сюжеты и образы, специфич. эмблематика, стиль Б. отличают изысканная метафоричность, искусственность.

Для эстетики Б. характерны динамичность, аффектированность, театральность. Отсюда — патетика, грандиозность, контрасты ритмов и масштабов, света и тени. Иск-во Б. возвращается к синкретичности, единству разл. видов иск-тв. Поэзия понимается как говорящая живопись, живопись — как немая поэзия, получает исключит. развитие опера. Театр властно вторгается в жизнь, проявляясь в карнавальных шествиях, пышных придворных празднествах и великолепно обставляемых публичных казнях. Первейшим из иск-тв становится архитектура, включающая в себя декоративную живопись и скульптуру, градостроение и садово-парковое иск-тво. Для архитектуры Б. характерна ансамблевость гор. пространства (площади, улицы, сада, анфилады, даже отд. интерьера). Используя классич. ордерные компоненты, архитектура Б. создает сложные криволинейные планы и причудливую декоративную пластику фасадов, вызывающие игру светотени, порождающие эффекты движения, слияния здания с окружающим пространством. Характерные разорванные фронтоны передают предельное напряжение изобилия, прорывающегося в пространство. Криволинейные формы Б. стали лучшей декорацией для переоформления фасадов и интерьеров готических храмов на классич. основе.

В архитектуре Б. завершается создание интерьера как особого организов. типа пространства, дотоле присущего, как правило, только интерьеру храма. Здесь еще более проявляется синкретизм искусств и театральность (иллюзорные стенные росписи, гобелены, живописные плафоны, раскрывающиеся в иллюзорные небеса, где аллегорич. боги задают трансцендентный смысл театру жизни, зеркала, удваивающие пространство, наборные паркеты, создающие иллюзию объемности пола, "перетекание" живописи в рельеф, рельефа в круглую скульптуру, шпалерная развеска картин и коллекции раритетов). Б. любило баталии и марины, воплощающие картину мира как борьбы и движения, большие репрезентативные портреты, аллегорически демонстрирующие социальную ценность человека, ищущего смысл бытия в собств. индивидуальности; оно создало новые жанры динамичных "охот" и помпезных натюрмортов, изображения стариков, калек, сумасшедших, ужасов войны и мученичества святых; оно тяготело к гротескным орнаментам, демонстрирующим непрерывное фантастич. перетекание животного и растительного, живого и мертвого миров.

В рус. культуре возникновение Б. традиционно связывают с влиянием польского и укр. Б. в 17 в. на лит-ру и отчасти архитектуру. Творцы лит-ры раннего рус. Б. — Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведев, Карион Истомин, Епифаний Славинецкий, бр. Лихуды, Стефан Яворский — носители европ. учености, Б. ознаменовалось здесь изменением отношения к слову и механизму создания текста (от подражания образцам — к осмысленному следованию риторич. норме). Благодаря культу знания начинается переосмысление роли автора в создании худож. произв., сочинит. ощущает себя творцом текста, моделирующего, организующего действительность. Анахронизмом на этом фоне выглядят попытки старообрядцев мотивировать собств. неприятие новых концепций перевода и книжной справы (редактирования и корректуры печатного и переписываемого текста) приверженностью традициям и освященностью написанного текста. В 17 в. формируется элитарная литра, к-рая, в отличие как от др.-рус. лит-ры, так и от т. н. "народно-демократической", следует рекомендациям риторик и поэтик, изв. рус. книжникам как в переводах, так и на яз. оригиналов. Именно в эпоху Б. в рус. лит. традиции возникают первые опыты описания различий поэзии и прозы, появляются представления о ценности оригинального, авторского в произв., что проявлялось не в выборе "строит. материала" худож. текста — эмблем и символов (их набор уже был задан эмблематич. сб-ками), а в варьировании связей как между разными формулами и цитатами в пределах текста, так и в произвольном совмещении традиц. худож. приемов. Возникает своеобр. традиция включения в текст переосмысленных и искаженных цитат: напр., можно считать типологически родственными приемы построения "Службы кабаку" ("нар.-демократич." пародия) и похвальных слов бр. Лихудов (элитарная лит-ра).

В лит-ре Б. на первое место выходят операции с именами. Использование стилистич. возможностей глагола лишь непродолжительное время актуализируется в истории книжной справы (справщик Савватий) и лит-ре (Житие Аввакума), а затем уходит на второй план. Особенно ярко эта тенденция отражается в полемич. лит-ре и ораторской прозе. Принципиально изменяется система жанров, наблюдается всплеск интереса к поэзии (еще в 16 в. знание стихотв. размеров было показателем особой, редкостной образованности. Текстам, написанным в соответств. с поэтикой Б. (вирши, фигурные стихи, курьезные вирши, похвальные слова, полемич. тексты, школьная драма, панегирик, церк. проповедь) присущи риторичность и изысканный метафоризм, осн. на принципе "остроумия" и связанный с представлением об изоморфности вещей и идей, взаимоотражения идей и реалий.

Начиная с царствования Петра I Б. становится господствующим стилем рус. культуры в целом. Все петровские реформы обнаруживают органическое барочное мировоззрение царя и новый способ мышления просвещ. части рус. об-ва. Б. проявляется также в проповедях и панегириках петровского времени, фейерверках, в таких типичных для Б. явлениях, как Кунсткамера и Анатомический театр. Замечательными феноменами Б. в истории рус. культуры стали "Всепьянейший и всешутейший собор" и ассамблеи Петра I. Типичными празднествами Б. являются торжества по случаю Ништатского мира в 1721 или шутовская свадьба в Ледяном доме (1740).

В 18 в. лит-ра рус. Б. также претерпевает столь серьезные изменения, что проблема преемств. связи рус. Б. 17 и 18 вв. остается нерешенной. В лит-ре 18 в. рождаются жанры элегии, оды, сатиры; у ее крупнейших представителей В. К. Тредиаковского и М. В. Ломоносова черты Б. сочетаются с рококо и классицизмом. В кон. 17 — нач. 18 в. развивается рус. театр, где в 1730-х гг. постоянно выступают иностр. труппы, и осн. видом театр. действа становится opera seria.

В архитектуре России Б. называют два разл. худож., явления. В последней четв. 17 в. развивается нарышкинское ("московское") Б., продолжающее традиции предшеств. этапа рус. архитектуры, но испытавшее в декоративных мотивах сильное влияние зап. Б., гл. обр. украинско-польского. Содержательно этот стиль, возможно, представляет рус. вариант маньеризма. В нач. 18 в. благодаря приезду многочисл. европ. мастеров и стр-ву С.-Петербурга в рус. архитектуре проявляется стиль европ. Б., постепенно распространяющийся за пределы новой столицы. Россия пришла к барочному мировоззрению тогда, когда в Европе оно было уже на излете, заменяясь классическим спокойным величием или рокайльной легкой театральностью. Петр I не воспринял принципов франц. классицизма, чьи формы не соответствовали рус. ментальности петровской эпохи (и возможностям рус. технологий). Потому Б. естественно слилось в творчестве елизаветинских мастеров с рококо — последним, утонченным всплеском Б. в России. Питаемое из итал., голланд., нем. и др. источников, петровское Б. является, м. б., не столько стилем, сколько поиском стиля. В архитектуре его прекрасные образцы — дворцы Петра I, Летний, Монплезир и др., Кунсткамера, Петропавловский собор в СПб. Б. определенным, хотя тоже эклектичным, является стиль петровского интерьера, его декоративной скульптуры, живописи и обстановки (те же здания). При этом содержание сложных аллегорич. композиций, выбор сюжетов картин и увлечение коллекционированием раритетов отчетливо отражают идеи, к-рые определяют культуру Б. Предельным выражением Б. в России стали Нижний и Верхний сады в Петергофе с их символич. планировкой, бесчисл. фонтанами и множеством аллегорич. скульптур. Садами Б. являются также Летний в СПб., Стрельнинский и Нижний в Ораниенбауме, Старый Голландский в Царском Селе.

1730—40-е гг. отмечены в рус. архитектуре работами Коробова, Еропкина, Земцова. Расцвет рус. Б. приходится на время правления Елизаветы I Петровны и связан прежде всего с именем архитектора графа В. В. де Растрелли. Лучшие образцы его творчества в России — дворцовый анс. в Царском Селе: протянувшаяся на 300 м анфилада дворца и регулярные сады с павильонами Эрмитаж, Монбижу, Грот и Катальная горка. Барочные принципы великолепно представлены Растрелли в Зимнем дворце (1754—62), в комплексе Смольного мон. (1748—64). При пышности отделки, почти беспредельном разнообразии декоративных форм, при игре светотени на фасадах, при множестве скульптур на фасадах и в интерьерах, при красочности сочетаний и позолоты все произв. Растрелли сохраняют классич. ясность композиции, а грандиозность Б. в его работах сочетается с утонченностью рококо. Обязат. чертой в церк. зодчестве елизаветинского времени становится пятиглавие, сочетание к-рого с барочной формой явилось первым опытом синтеза европ. худож. форм с нац. традицией, не имеющим аналогов на Западе. В Москве близкие концепции развивает школа Ухтомского, автора знаменитой колокольни Троице-Сергиевой лавры (1741—69). В скульптуре стиль Б. в России проявился в работах графа Б. де Растрелли и в декоративном оформлении интерьеров; в живописи — прежде всего монументально-декоративной, во дворцах (плафоны и др. росписи дворцовых зал) и церквах, в уникальной иконописи для православных иконостасов (напр., иконы Петропавловского собора, написанные по образцам голландских гравюр — илл. к Библии), а также в расцвете жанра парадного аллегорич. портрета.

В 1-й трети 18 в. культурное напряжение Б. постепенно сменяется филос. и худож. гедонизмом рококо. В истории рус. иск-ва формы раннего рококо проявились в творчестве франц. мастеров, работавших в петровских дворцах Петергофа, сменившись затем б. архаичным стилем Растрелли. С сер. 18 в. вновь возвращается рококо, и тогда же барочные традиции повсеместно уступают место неоклассицизму (в России именуемому классицизмом). Во 2-й четв. 19 в. в Европе и России происходит возрождение форм Б. в архитектуре, мебели, фарфоре и т. п., но в эту эпоху Б. воспринимается исключительно как пышный и нарядный стиль, его напряженное духовное содержание чуждо новому времени, и в этом отношении необарокко изо всех неостилей Б. всего чистая форма, хотя и имеющая собств. эволюцию, вершиной к-рой стал стиль Наполеона III. История рус. архитектуры знает также неонарышкинский стиль, проявившийся в отд. культовых постройках как поздний вариант неорус. стиля, и неопетровский стиль, представленный неск. зданиями и ансамблями Пб., родившийся как худож. манифест раннего ретроспективного модерна и связанный позже с темой 200-летия города; отд. рецепции этого стиля встречаются в совр. архитектуре Пб.

Лит.: Вельфлин Г. Ренессанс и барокко. СПб., 1913; Барокко в России / Под ред. Некрасова А. И. М., 1926; Лихачев Д. С. Развитие русской литературы X—XVII веков: Эпохи и стили. Л., 1973;

Бартенев И. А., Батажкова В. Н. Русский интерьер 18—19 вв. Л., 1977; Виппер Б. Р. Архитектура рус. барокко. М; Славянское барокко. М., 1979; Барокко в славянских лит-pax. M., 1983; Панченко А. М. Рус. культура в канун петровских реформ. Л., 1984.

БАРОККО - это... Что такое БАРОККО?

  • Барокко —         (итал. barocco, букв. причудливый, странный), один из главенствующих стилей в европейской архитектуре и искусстве конца XVI середины XVIII вв. Барокко утвердилось в эпоху интенсивного сложения наций и национальных государств (главным… …   Художественная энциклопедия

  • Барокко — (от итал. barocco, фр. baroque, странный, неправильный) литературный стиль Европы конца XVI, XVII и части XVIII ст. Термин «Б.» перешел в науку о литературе из искусствознания; основанием для такого перенесения термина является общее сходство… …   Литературная энциклопедия

  • Барокко —  Барокко  ♦ Baroque    Искусство максимализма или стремления к максима лизму; эстетика излишества и изумления. Искусство барокко стремится к стопроцентному раскрытию своей природы, заключающейся в украшательстве, и само опьяняется собственным… …   Философский словарь Спонвиля

  • БАРОККО — (итал. barocco букв. странный, причудливый), одно из главных стилевых направлений в искусстве Европы и Америки кон. 16 сер. 18 вв. Барокко, тяготевшее к торжественному большому стилю , в то же время отразило прогрессивные представления о… …   Большой Энциклопедический словарь

  • БАРОККО — (порт. barroco неправильно овальный жемчуг, отсюда франц. barroque неправильный, бесформенный). Странное, неправильное, своеобразное в искусстве. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БАРОККО порт.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • барокко — барокко, общеевропейский стиль, распространённый в архитектуре Петербурга в первой половине  середине XVIII в. и обладающий рядом национальных особенностей. В период раннего барокко в 1700 30 е гг. разрабатывались новые принципы градообразования …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • Барокко — (итал. barocco странный, причудливый), одно из главных стилевых направлений в искусстве Европы и Америки кон. XVI сер. XVIII вв. Б. свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к… …   Энциклопедия культурологии

  • БАРОККО — 1. нескл., ср. Вычурный и пышный стиль в искусстве 1718 вв. 2. неизм. Имеющий такой стиль, выполненный в таком стиле. Архитектура б. | прил. барочный, ая, ое (к 1 знач.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • БАРОККО — нескл., итал., ·худож. все странное, необычайное, неправильное, насильственное в сочинении и исполнении картины, здания и пр., но не смешное; чудимый, дикообразность. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • барокко — (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») …   Формы слов

  • Барокко —       общеевропейский стиль, распространённый в архитектуре Петербурга в первой половине середине XVIII в. и обладающий рядом национальных особенностей. В период раннего Б. в 1700 30 е гг. разрабатывались новые принципы градообразования:… …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • БАРОККО - это... Что такое БАРОККО?

  • Барокко —         (итал. barocco, букв. причудливый, странный), один из главенствующих стилей в европейской архитектуре и искусстве конца XVI середины XVIII вв. Барокко утвердилось в эпоху интенсивного сложения наций и национальных государств (главным… …   Художественная энциклопедия

  • Барокко — (от итал. barocco, фр. baroque, странный, неправильный) литературный стиль Европы конца XVI, XVII и части XVIII ст. Термин «Б.» перешел в науку о литературе из искусствознания; основанием для такого перенесения термина является общее сходство… …   Литературная энциклопедия

  • Барокко —  Барокко  ♦ Baroque    Искусство максимализма или стремления к максима лизму; эстетика излишества и изумления. Искусство барокко стремится к стопроцентному раскрытию своей природы, заключающейся в украшательстве, и само опьяняется собственным… …   Философский словарь Спонвиля

  • БАРОККО — (итал. barocco букв. странный, причудливый), одно из главных стилевых направлений в искусстве Европы и Америки кон. 16 сер. 18 вв. Барокко, тяготевшее к торжественному большому стилю , в то же время отразило прогрессивные представления о… …   Большой Энциклопедический словарь

  • барокко — барокко, общеевропейский стиль, распространённый в архитектуре Петербурга в первой половине  середине XVIII в. и обладающий рядом национальных особенностей. В период раннего барокко в 1700 30 е гг. разрабатывались новые принципы градообразования …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • Барокко — (итал. barocco странный, причудливый), одно из главных стилевых направлений в искусстве Европы и Америки кон. XVI сер. XVIII вв. Б. свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к… …   Энциклопедия культурологии

  • БАРОККО — 1. нескл., ср. Вычурный и пышный стиль в искусстве 1718 вв. 2. неизм. Имеющий такой стиль, выполненный в таком стиле. Архитектура б. | прил. барочный, ая, ое (к 1 знач.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • БАРОККО — нескл., итал., ·худож. все странное, необычайное, неправильное, насильственное в сочинении и исполнении картины, здания и пр., но не смешное; чудимый, дикообразность. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • барокко — (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») …   Формы слов

  • Барокко —       общеевропейский стиль, распространённый в архитектуре Петербурга в первой половине середине XVIII в. и обладающий рядом национальных особенностей. В период раннего Б. в 1700 30 е гг. разрабатывались новые принципы градообразования:… …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • БАРОККО - это... Что такое БАРОККО?

  • Барокко —         (итал. barocco, букв. причудливый, странный), один из главенствующих стилей в европейской архитектуре и искусстве конца XVI середины XVIII вв. Барокко утвердилось в эпоху интенсивного сложения наций и национальных государств (главным… …   Художественная энциклопедия

  • Барокко — (от итал. barocco, фр. baroque, странный, неправильный) литературный стиль Европы конца XVI, XVII и части XVIII ст. Термин «Б.» перешел в науку о литературе из искусствознания; основанием для такого перенесения термина является общее сходство… …   Литературная энциклопедия

  • Барокко —  Барокко  ♦ Baroque    Искусство максимализма или стремления к максима лизму; эстетика излишества и изумления. Искусство барокко стремится к стопроцентному раскрытию своей природы, заключающейся в украшательстве, и само опьяняется собственным… …   Философский словарь Спонвиля

  • БАРОККО — (итал. barocco букв. странный, причудливый), одно из главных стилевых направлений в искусстве Европы и Америки кон. 16 сер. 18 вв. Барокко, тяготевшее к торжественному большому стилю , в то же время отразило прогрессивные представления о… …   Большой Энциклопедический словарь

  • БАРОККО — (порт. barroco неправильно овальный жемчуг, отсюда франц. barroque неправильный, бесформенный). Странное, неправильное, своеобразное в искусстве. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БАРОККО порт.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • барокко — барокко, общеевропейский стиль, распространённый в архитектуре Петербурга в первой половине  середине XVIII в. и обладающий рядом национальных особенностей. В период раннего барокко в 1700 30 е гг. разрабатывались новые принципы градообразования …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • Барокко — (итал. barocco странный, причудливый), одно из главных стилевых направлений в искусстве Европы и Америки кон. XVI сер. XVIII вв. Б. свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к… …   Энциклопедия культурологии

  • БАРОККО — 1. нескл., ср. Вычурный и пышный стиль в искусстве 1718 вв. 2. неизм. Имеющий такой стиль, выполненный в таком стиле. Архитектура б. | прил. барочный, ая, ое (к 1 знач.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • БАРОККО — нескл., итал., ·худож. все странное, необычайное, неправильное, насильственное в сочинении и исполнении картины, здания и пр., но не смешное; чудимый, дикообразность. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • барокко — (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») …   Формы слов

  • Барокко —       общеевропейский стиль, распространённый в архитектуре Петербурга в первой половине середине XVIII в. и обладающий рядом национальных особенностей. В период раннего Б. в 1700 30 е гг. разрабатывались новые принципы градообразования:… …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • барокко - это... Что такое барокко?

  • Барокко —         (итал. barocco, букв. причудливый, странный), один из главенствующих стилей в европейской архитектуре и искусстве конца XVI середины XVIII вв. Барокко утвердилось в эпоху интенсивного сложения наций и национальных государств (главным… …   Художественная энциклопедия

  • Барокко — (от итал. barocco, фр. baroque, странный, неправильный) литературный стиль Европы конца XVI, XVII и части XVIII ст. Термин «Б.» перешел в науку о литературе из искусствознания; основанием для такого перенесения термина является общее сходство… …   Литературная энциклопедия

  • Барокко —  Барокко  ♦ Baroque    Искусство максимализма или стремления к максима лизму; эстетика излишества и изумления. Искусство барокко стремится к стопроцентному раскрытию своей природы, заключающейся в украшательстве, и само опьяняется собственным… …   Философский словарь Спонвиля

  • БАРОККО — (итал. barocco букв. странный, причудливый), одно из главных стилевых направлений в искусстве Европы и Америки кон. 16 сер. 18 вв. Барокко, тяготевшее к торжественному большому стилю , в то же время отразило прогрессивные представления о… …   Большой Энциклопедический словарь

  • БАРОККО — (порт. barroco неправильно овальный жемчуг, отсюда франц. barroque неправильный, бесформенный). Странное, неправильное, своеобразное в искусстве. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БАРОККО порт.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • барокко — барокко, общеевропейский стиль, распространённый в архитектуре Петербурга в первой половине  середине XVIII в. и обладающий рядом национальных особенностей. В период раннего барокко в 1700 30 е гг. разрабатывались новые принципы градообразования …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • Барокко — (итал. barocco странный, причудливый), одно из главных стилевых направлений в искусстве Европы и Америки кон. XVI сер. XVIII вв. Б. свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к… …   Энциклопедия культурологии

  • БАРОККО — 1. нескл., ср. Вычурный и пышный стиль в искусстве 1718 вв. 2. неизм. Имеющий такой стиль, выполненный в таком стиле. Архитектура б. | прил. барочный, ая, ое (к 1 знач.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • БАРОККО — нескл., итал., ·худож. все странное, необычайное, неправильное, насильственное в сочинении и исполнении картины, здания и пр., но не смешное; чудимый, дикообразность. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • барокко — (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») …   Формы слов

  • Барокко —       общеевропейский стиль, распространённый в архитектуре Петербурга в первой половине середине XVIII в. и обладающий рядом национальных особенностей. В период раннего Б. в 1700 30 е гг. разрабатывались новые принципы градообразования:… …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • Барокко - это... Что такое Барокко?

  • Барокко —         (итал. barocco, букв. причудливый, странный), один из главенствующих стилей в европейской архитектуре и искусстве конца XVI середины XVIII вв. Барокко утвердилось в эпоху интенсивного сложения наций и национальных государств (главным… …   Художественная энциклопедия

  • Барокко — (от итал. barocco, фр. baroque, странный, неправильный) литературный стиль Европы конца XVI, XVII и части XVIII ст. Термин «Б.» перешел в науку о литературе из искусствознания; основанием для такого перенесения термина является общее сходство… …   Литературная энциклопедия

  • Барокко —  Барокко  ♦ Baroque    Искусство максимализма или стремления к максима лизму; эстетика излишества и изумления. Искусство барокко стремится к стопроцентному раскрытию своей природы, заключающейся в украшательстве, и само опьяняется собственным… …   Философский словарь Спонвиля

  • БАРОККО — (итал. barocco букв. странный, причудливый), одно из главных стилевых направлений в искусстве Европы и Америки кон. 16 сер. 18 вв. Барокко, тяготевшее к торжественному большому стилю , в то же время отразило прогрессивные представления о… …   Большой Энциклопедический словарь

  • БАРОККО — (порт. barroco неправильно овальный жемчуг, отсюда франц. barroque неправильный, бесформенный). Странное, неправильное, своеобразное в искусстве. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БАРОККО порт.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • барокко — барокко, общеевропейский стиль, распространённый в архитектуре Петербурга в первой половине  середине XVIII в. и обладающий рядом национальных особенностей. В период раннего барокко в 1700 30 е гг. разрабатывались новые принципы градообразования …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • Барокко — (итал. barocco странный, причудливый), одно из главных стилевых направлений в искусстве Европы и Америки кон. XVI сер. XVIII вв. Б. свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к… …   Энциклопедия культурологии

  • БАРОККО — 1. нескл., ср. Вычурный и пышный стиль в искусстве 1718 вв. 2. неизм. Имеющий такой стиль, выполненный в таком стиле. Архитектура б. | прил. барочный, ая, ое (к 1 знач.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • БАРОККО — нескл., итал., ·худож. все странное, необычайное, неправильное, насильственное в сочинении и исполнении картины, здания и пр., но не смешное; чудимый, дикообразность. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • барокко — (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») …   Формы слов

  • Барокко —       общеевропейский стиль, распространённый в архитектуре Петербурга в первой половине середине XVIII в. и обладающий рядом национальных особенностей. В период раннего Б. в 1700 30 е гг. разрабатывались новые принципы градообразования:… …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • барокко - это... Что такое барокко?

    БАРО́ККО неизм. [итал. barocco].

    I. ср. В Западной Европе 16 - 18 вв.: художественный стиль, отличавшийся декоративной пышностью, живописностью, причудливостью форм (получил наибольшее развитие в архитектуре). Архитектура позднего б. Русское б. (национальная разновидность этого стиля).

    II. прил Вычурный, причудливый, с обилием декоративных деталей (о художественном стиле). Дворец в стиле б.

    Баро́чный, -ая, -ое. Б. стиль. Б-ая живопись. Б-ые фонари.

    БАРО́ККО (итал. Barocco, буквально — причудливый, вычурный), стиль, преобладавший в искусстве Европы с конца 16 до середины 18 века и охвативший все виды творчества, наиболее монументально и мощно проявившись в архитектуре и изобразительном искусстве.
    Традиция Возрождения
    Барокко явилось развитием принципов, заложенных в эпоху Возрождения (см. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)), однако в связи с радикальным изменением главной эстетической установки (уже не сотворческое следование природе, а совершенствование ее в духе идеальных норм красоты) придал этим принципам новый грандиозный размах, бурную динамику, изощренную декоративность.
    Любовь к прихотливой метафоре, словесной или зрительной, к аллегории (см. АЛЛЕГОРИЯ) и эмблеме (см. ЭМБЛЕМА) достигает теперь, казалось бы, своего апогея; однако сквозь причудливые, порой полуфантастические формы и смыслы, сквозь все метаморфозы в барокко проступает крепкое натурное начало (к примеру, витиеватые декоративные детали архитектуры постоянно в духе анаморфозы (см. АНАМОРФОЗА) уподобляются живым природным стихиям, а литературный язык обретает новую живописность, порой еще теснее сближаясь с национальными традициями фольклора). Различные виды искусства взаимодействуют (в сравнении с Ренессансом) более активно, составляя многогранный, но единый «театр жизни», сопутствующий реальному бытию в виде его праздничного двойника.
    История и география
    Высшие триумфы барокко как стиля риторического, активно и властно захватывающего зрителя, в значительной мере стиля пропагандистского, принято связывать с укреплением абсолютистских монархий, с Контрреформацией (см. КОНТРРЕФОРМАЦИЯ) как главным курсом тогдашнего папского престола. Действительно, крупнейшие его мастера, законодатели вкуса, такие (если говорить только об изобразительном искусстве и архитектуре), как Л. Бернини (см. БЕРНИНИ Лоренцо) и Ф. Борромини (см. БОРРОМИНИ Франческо) в Италии, Д. Веласкес (см. ВЕЛАСКЕС Диего (живописец)) в Испании, П. П. Рубенс (см. РУБЕНС Питер Пауль) и А. Ван Дейк (см. ВАН ДЕЙК Антонис) во Фландрии, работают в католической среде; однако религиозные и политические программы их образов нисколько не подавляют силу творческой личности, являющей свою гуманистическую мудрость в строгих условиях придворного этикета или церковного ритуала.
    Свой, более скромный и камерный вариант барокко, складывается в странах протестантского культа, например, в Голландии, где итальянские влияния служат — как и в целом ряде других мест — лишь внешним стимулом национальной самобытности (этот стимул разнообразно сказывается в искусстве Рембрандта (см. РЕМБРАНДТ), Ф. Хальса и даже Я. Вермера (см. ВЕРМЕР Ян)).
    Сам по себе стиль идейно и пластически многомерен: в Италии и Голландии, но в первую очередь во Франции внутри него нарождаются более строгие и рационалистичные черты раннего классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ), по праву называемого «барочным классицизмом» (наиболее знаменитый пример его — Версаль). В 17—18 веках барокко интенсивно распространяется в Латинской Америке, порождая наиболее декоративно-пышный вариант в мексиканском «ультрабарокко», а также в Восточной Европе, в том числе в Белоруссии и на Украине.
    В русской архитектуре стиль существует первоначально в виде так называемого «нарышкинского барокко» (см. НАРЫШКИНСКОЕ БАРОККО), где западноевропейские орнаментальные приемы накладываются на средневековую структуру; начиная же с эпохи петровских реформ все чаще строятся церковные и светские здания чисто новоевропейского типа, высшим образцом которых являются празднично-мажорные творения В. Растрелли (см. РАСТРЕЛЛИ Варфоломей Варфоломеевич).
    Литература, театр, музыка
    Для литературы барокко особенно характерны жанры риторической церковной проповеди и школьной драмы, где важное место занимают аллегорические фигуры-персонификации; самобытно развиваются также различные виды сатиры, роман, большие и малые формы метафорически насыщенной поэзии. Принципы барокко преломились в творчестве П. Кальдерона (см. КАЛЬЕС Плутарко Элиас), Т. Тассо (см. ТАССО Торквато), Агриппы д"Обинье (см. Д`ОБИНЬЕ Теодор), а также М. В. Ломоносова (см. ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич)и Симеона Полоцкого (см. СИМЕОН Полоцкий).
    В музыкальном театре происходит интенсивное развитие оперы и балета (оснащаемых все более сложными живописными, технически хитроумными декорациями), а собственно в музыке — расцвет более сложной и свободной вокально-инструментальной полифонии и тенденции к обособлению различных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке). Выдающимися представителями музыкального барокко были Дж. Габриели (см. ГАБРИЕЛИ), Дж. Фрескобальди (см. ФРЕСКОБАЛЬДИ Джироламо), А. Чести (см. ЧЕСТИ Антонио), Д. Букстехуде (см. БУКСТЕХУДЕ Дитрих) и Р. Кайзер.
    Поздний этап
    В первой половине 18 века — отчасти как поздняя фаза барокко, отчасти (во Франции) как самостоятельный феномен — складывается стиль рококо (см. РОКОКО). Классицизм в его просветительской стадии все чаще подвергает барокко критике за «вычурность» и «безвкусие» (сам термин изначально нес негативный оттенок). Сходя на нет, барокко эпизодически возрождается в историко-романтических стилизациях (таких, как необарокко в зодчестве 19 века).

    About Author


    admin

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о