Что значит модерн – Значение слова модерн. Толкование, определение слова модерн: что это такое

МОДЕРН - это... Что такое МОДЕРН?

  • Модерн —         стиль модерн (франц. moderne новейший, современный), стиль в европейском и американском искусстве конца XIX начала XX вв. В различных странах приняты иные названия стиля модерн : ар нуво (Art Nouveau) во Франции, Бельгии, югендстиль… …   Художественная энциклопедия

  • модерн — moderne adj. 1. Современный, нынешний. Сей человек своим плавным, с натурой сходным рисунком всех превосходит живописцев модернов. 1776. М.И. Козловский. // Мастера иск. 6 99. Несмотря на художественные недостатки, сам замысел богат по содержанию …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Модерн — (Ярославль,Россия) Категория отеля: 3 звездочный отель Адрес: Улица Пушкина 5, Ярославль, Рос …   Каталог отелей

  • “Модерн” — Модерн. М.А. Врубель. Демон . 1890. Третьяковская галерея. “МОДЕРН”(французское moderne новейший, современный) (“ар нуво”, “югендстиль”), стилевое направление в европейском и американском искусстве конца 19 начала 20 вв. Представители “модерна” в …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • «модерн» — (франц. moderne  новейший, современный), стиль в искусстве конца XIX  начала XX вв., сложившийся в условиях бурно развивающегося индустриального общества. Утверждая единство стилеобразующих принципов всего окружения человека  от архитектуры до… …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • МОДЕРН — (фр. moderne). Вт, новом, современном вкусе. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МОДЕРН [фр. moderne] 1) новейший, современный. 2) стиль в европейском искусстве и архитектуре начала XX в.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Модерн — (фр. modeme современный) Стилевая эпоха в евро американском искусстве рубежа XIX XX вв. Термин М. наиболее активно употреблялся в России; во Франции это явление обозначалось как «ар нуво» (Art nouveau), в Австрии «сецессион» (Secession), в… …   Энциклопедия культурологии

  • Модерн — – архитектурный стиль конца XIX – начала XX вв. Стиль модерн появился благодаря применению новых технико конструктивных средств. Модерн характерен свободной планировкой, что создает подчеркнуто индивидуальный облик зданий …   Словарь строителя

  • МОДЕРН — [дэ ]. 1. а, муж. Направление в изобразительном и декоративно прикладном искусстве конца 19 начала 20 в., противопоставлявшее себя искусству прошлого и стремившееся к конструктивности, чистоте линий, к лаконизму и целостности форм. Архитектура… …   Толковый словарь Ожегова

  • модерн — югендстиль, ар нуво, сецессион, модернизм Словарь русских синонимов. модерн сущ., кол во синонимов: 5 • ар нуво (1) • …   Словарь синонимов

  • модерн - это... Что такое модерн?

  • Модерн —         стиль модерн (франц. moderne новейший, современный), стиль в европейском и американском искусстве конца XIX начала XX вв. В различных странах приняты иные названия стиля модерн : ар нуво (Art Nouveau) во Франции, Бельгии, югендстиль… …   Художественная энциклопедия

  • модерн — moderne adj. 1. Современный, нынешний. Сей человек своим плавным, с натурой сходным рисунком всех превосходит живописцев модернов. 1776. М.И. Козловский. // Мастера иск. 6 99. Несмотря на художественные недостатки, сам замысел богат по содержанию …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Модерн — (Ярославль,Россия) Категория отеля: 3 звездочный отель Адрес: Улица Пушкина 5, Ярославль, Рос …   Каталог отелей

  • “Модерн” — Модерн. М.А. Врубель. Демон . 1890. Третьяковская галерея. “МОДЕРН”(французское moderne новейший, современный) (“ар нуво”, “югендстиль”), стилевое направление в европейском и американском искусстве конца 19 начала 20 вв. Представители “модерна” в …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • «модерн» — (франц. moderne  новейший, современный), стиль в искусстве конца XIX  начала XX вв., сложившийся в условиях бурно развивающегося индустриального общества. Утверждая единство стилеобразующих принципов всего окружения человека  от архитектуры до… …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • МОДЕРН — (фр. moderne). Вт, новом, современном вкусе. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МОДЕРН [фр. moderne] 1) новейший, современный. 2) стиль в европейском искусстве и архитектуре начала XX в.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Модерн — (фр. modeme современный) Стилевая эпоха в евро американском искусстве рубежа XIX XX вв. Термин М. наиболее активно употреблялся в России; во Франции это явление обозначалось как «ар нуво» (Art nouveau), в Австрии «сецессион» (Secession), в… …   Энциклопедия культурологии

  • МОДЕРН — [дэ], в знач. неизм. прил. (франц. moderne) (книжн.). Новый, современный (об упадочных стилях конца 19 и начала 20 в.; см. модернизм). Стиль модерн. Мебель в стиле модерн. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • Модерн — – архитектурный стиль конца XIX – начала XX вв. Стиль модерн появился благодаря применению новых технико конструктивных средств. Модерн характерен свободной планировкой, что создает подчеркнуто индивидуальный облик зданий …   Словарь строителя

  • МОДЕРН — [дэ ]. 1. а, муж. Направление в изобразительном и декоративно прикладном искусстве конца 19 начала 20 в., противопоставлявшее себя искусству прошлого и стремившееся к конструктивности, чистоте линий, к лаконизму и целостности форм. Архитектура… …   Толковый словарь Ожегова

  • модерн — югендстиль, ар нуво, сецессион, модернизм Словарь русских синонимов. модерн сущ., кол во синонимов: 5 • ар нуво (1) • …   Словарь синонимов

  • модерн — Викисловарь

    Морфологические и синтаксические свойства

    падежед. ч.мн. ч.
    Им.моде́рнмоде́рны
    Р.моде́рнамоде́рнов
    Д.моде́рнумоде́рнам
    В.моде́рнмоде́рны
    Тв.моде́рноммоде́рнами
    Пр.моде́рнемоде́рнах

    моде́рн

    Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

    Корень: -модерн- [Тихонов, 1996].

    Произношение

    Семантические свойства

    Деталь дома в стиле модерн
    Значение
    1. искусств. художественное направление в искусстве, наиболее распространённое в конце XIX — начале XX века и характеризующееся стремлением к чистоте, «естественности» линий ◆ Французский и бельгийский ар нуво, немецкий югендстиль, стиль либерти в Италии ― их сейчас не различают, а называют просто модерн. Владислав Быков, Ольга Деркач, «Книга века», 2000 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
    2. то, что современно и модно ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
    Синонимы
    1. ар-нуво, югендстиль, либерти
    Антонимы
    Гиперонимы
    1. направление, стиль
    Гипонимы

    Родственные слова

    Этимология

    Происходит от франц. moderne «современный», далее из лат. modernus «новый, современный», от modo «только что, недавно», связано с modus «мера».

    Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Перевод

    Анаграммы

    Библиография

    • Новые слова и значения. Словарь-справочник по материалам прессы и литературы 60-х годов / Под редакцией Н. З. Котеловой и Ю. С. Сорокина. — М. : Советская энциклопедия, 1971.
    Interrobang.svg Для улучшения этой статьи желательно:
    • Добавить примеры словоупотребления для всех значений с помощью {{пример}}
    • Добавить все семантические связи (отсутствие можно указать прочерком, а неизвестность — символом вопроса)
    • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

    Модерн - это... Что такое Модерн?

    МОДЕ́РН (франц. moderne — новейший, современный) — эпоха в культуре и иск-ве Европы и Америки кон. 19 — нач. 20 в. Считается, что возникновение стиля связано с основанием об-ва "Искусства и Ремесла" в 1883 в Англии. К кон. 19 в. неоромантические течения приобретают все большее влияние в Европе. Были сформулированы новые принципы архитектуры, к-рые выдвигали принцип целесообразности формы и худож. выразительности естеств. мат-лов. Новые технологии принесли новую конструктивную эстетику, и возникли новые формы, эстетически осмысленные как формы живой природы (плавные, текучие асимметричные линии). Организация дома арх. этого направления строится с учетом образа жизни его обитателей или пользователей. Это приводит к большей значимости плана дома перед его фасадом, к активному выявлению и использованию вертик. связей внутри здания, большей значимости жилых комнат в сравнении с парадными, в исключит. внимании к комфорту и гигиене. Более всего эти новации присущи особнякам, но и в квартирах доходных домов в эпоху М. были обязательны ванные, появились физкульт. залы, мастерские и б-ки. Эпоха М. знала практически все существующие ныне бытовые технич. удобства: горячий и холодный водопровод, ванные, ватерклозеты, телефон. Совершенные технологии обработки природных мат-лов, возникновение новых конструкций и мат-лов (напр., железобетон) привели к тому, что и здания эпохи М. оказались самыми прочными, и их худож. декор (напр., резьба по граниту) был фактически вечен.

    Многое сближало мастеров М. с арх.-романтиками предыдущих поколений. В результате возникает своеобразная эстетика свободно скомпонованного, асимметричного фасада, к-рый приобретает почти скульптурные формы, такие же, как и многие, спец. подчеркнутые, детали интерьера. На эстетику модерна оказали влияние романская и готич. архитектура средневековья и иск-во Японии. М. включил черты и др. худож. стилей прошлого: Ренессанса, рококо, классицизма, нац. стилей. Сюжеты декора М. часто черпает из нац. фольклора, ср.-век. сказаний, поэтич. текстов. Гимн технич. достижениям соединился в М. с преобразованием среды обитания в эстетич. стилизованную сказку, проникнутую ностальгическим чувством любви к прошлому и к природе, отвергнутой технич. миром. В декоре зданий М., в произведениях художников и скульпторов, в мелкой декор. пластике и сюжетах витражей появляются полевые и лесные цветы, папоротники, обитатели леса, водоемов, и возврат к натур. мат-лам также связан с вниманием к природе. Характерной чертой архитектуры М. было стремление к синтезу иск-в — архитектуры, живописи, скульптуры, предметного мира. В архитектуру М. входили произведения высочайшего худож. уровня, такие, как (в России) панно работы Н. К. Рериха и майолики М. А. Врубеля (дом Ф. Г. Бажанова в Петербурге), К. С. Петрова-Водкина (дом фон дер Пальса в СПб.), большие мозаичные или керамич. панно, занимавшие иногда значит. часть фасада. Индивидуально выполнялись кованые металлич. декор. детали: решетки балконов, лестниц, флагштоки.

    В России М. проявлялся постепенно в отд. элементах интерьера и в романтич. асимметричных усадебных постройках, таких, как дворец вел. кн. Алексея Александровича (арх. М. Е. Месмахер) или охотничий дворец имп. Александра III в Беловежской пуще (арх. гр. Н. И. де Рошфор), постр. в 1880-х гг. Процесс формирования М. получил в ряде работ наименование "протомодерн". Развитие рус. нац. традиций связано с деят-ностью кружка в имении С. Мамонтова Абрамцево. М. в России тесно связан с новыми центрами худож. образования, такими, как руководимое М. Е. Месмахером Уч-ще бар. Штиглица, подготовившими множество художников-декораторов и мастеров прикладного иск-ва, и с развитием худож. пром-сти, руководимой первоклассными арх. (фабрика Р. Ф. Мельцера). М. в России развивался по всем направлениям, в т. ч. нац.-романтическому, причем и в нац.-рус. варианте, и в скандинавском — северный М., в символизме и сецессии, в конструктивизме. Позже собственно М. сменился неоретроспективизмом, обращенным к эпохам Петра I, Елизаветы, к классицизму (неоклассицизм). Крупнейшими мастерами М. в рус. архитектуре были: в Москве — Ф. Шехтель, творивший в нац.-романтическом стиле и символизме, в Петербурге — Ф. Лидваль, мастер северного М. В формах М. строили Г. Барановский, А. фон Гоген, А. Дитрих, братья Косяковы, С. Кричинский, Р. Мельцер, В. Покровский, М. Сонгайло, гр. П. Сюзор, А. Хренов, В. Шауб, А. Щусев.

    В живописи черты М. проявились прежде всего у мастеров "Мира иск-ва": бр. Васнецовых, М. Врубеля, Л. Бакста, В. Серова, М. Нестерова, Н. Рериха, затем у К. Петрова-Водкина, художников группы "Голубая роза" — все они творили в разной манере, но принадлежали к неоромантизму. С М. связан расцвет графики, книжной иллюстрации. Крупнейшими скульпторами М. были П. Трубецкой и Эрьзя. В рус. музыке в этом направлении работали Н. Римский-Корсаков, А. Скрябин, С. Рахманинов, И. Стравинский. В лит-ре М. — это символизм, акмеизм, имажинизм, футуризм и творчество множества блестящих мастеров, стоявших вне этих групп. В это же время Россия пережила период глубоких философских исканий, культурологич. и религиозных, к-рые оказали большое влияние на развитие иск-в этой эпохи.

    модерн - это... Что такое модерн?

  • Модерн —         стиль модерн (франц. moderne новейший, современный), стиль в европейском и американском искусстве конца XIX начала XX вв. В различных странах приняты иные названия стиля модерн : ар нуво (Art Nouveau) во Франции, Бельгии, югендстиль… …   Художественная энциклопедия

  • Модерн — (Ярославль,Россия) Категория отеля: 3 звездочный отель Адрес: Улица Пушкина 5, Ярославль, Рос …   Каталог отелей

  • “Модерн” — Модерн. М.А. Врубель. Демон . 1890. Третьяковская галерея. “МОДЕРН”(французское moderne новейший, современный) (“ар нуво”, “югендстиль”), стилевое направление в европейском и американском искусстве конца 19 начала 20 вв. Представители “модерна” в …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • «модерн» — (франц. moderne  новейший, современный), стиль в искусстве конца XIX  начала XX вв., сложившийся в условиях бурно развивающегося индустриального общества. Утверждая единство стилеобразующих принципов всего окружения человека  от архитектуры до… …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • МОДЕРН — (фр. moderne). Вт, новом, современном вкусе. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МОДЕРН [фр. moderne] 1) новейший, современный. 2) стиль в европейском искусстве и архитектуре начала XX в.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Модерн — (фр. modeme современный) Стилевая эпоха в евро американском искусстве рубежа XIX XX вв. Термин М. наиболее активно употреблялся в России; во Франции это явление обозначалось как «ар нуво» (Art nouveau), в Австрии «сецессион» (Secession), в… …   Энциклопедия культурологии

  • МОДЕРН — [дэ], в знач. неизм. прил. (франц. moderne) (книжн.). Новый, современный (об упадочных стилях конца 19 и начала 20 в.; см. модернизм). Стиль модерн. Мебель в стиле модерн. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • Модерн — – архитектурный стиль конца XIX – начала XX вв. Стиль модерн появился благодаря применению новых технико конструктивных средств. Модерн характерен свободной планировкой, что создает подчеркнуто индивидуальный облик зданий …   Словарь строителя

  • МОДЕРН — [дэ ]. 1. а, муж. Направление в изобразительном и декоративно прикладном искусстве конца 19 начала 20 в., противопоставлявшее себя искусству прошлого и стремившееся к конструктивности, чистоте линий, к лаконизму и целостности форм. Архитектура… …   Толковый словарь Ожегова

  • модерн — югендстиль, ар нуво, сецессион, модернизм Словарь русских синонимов. модерн сущ., кол во синонимов: 5 • ар нуво (1) • …   Словарь синонимов

  • Значение слова «Модерн» в 10 онлайн словарях Даль, Ожегов, Ефремова и др.

    Поделиться значением слова:

    МОДЕРН [дэ]. 1. -а, м. Направление в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве конца 19 - начала 20 в., противопоставлявшее себя искусству прошлого и стремившееся к конструктивности, чистоте линий, к лаконизму и целостности форм. Архитектура модерна. 2. -а, м. То, что современно и модно (разг.). В погоне за модерном. 3. нвизм. Современный, модный (разг.). Мебель м. Танцы м. || прил. модерн, неизм. (к 1 знач.). Стиль м.


    Ударение: моде́рн

    1. м.
      1. Стилевое направление в изобразительном и прикладном искусстве конца XIX в. – начала XX в., противопоставлявшее себя искусству прошлого и стремившееся к конструктивности, чистоте линий, лаконизму и целостности форм.
      2. разг. То, что современно и модно.
    2. прил. неизм.
      1. Современный, модный.

    МОДЕ́РН дэ, в знач. неизм. прил. (·франц. moderne) (·книж. ). Новый, современный (об упадочных стилях конца 19 и начала 20 ·в.; см. слова-модернизм" title='что такое модернизм, слова-Значение">значение слова модернизм в словаре Ушакова'>модернизм). Стиль модерн. Мебель в стиле модерн.

    югендстиль, ар нуво, сецессион, модернизм

    (франц. moderne - новейший, современный) («ар нуво», «югендстиль»), стилевое направление в европейском и американском искусстве кон. 19 - нач. 20 вв. Представители «модерна» использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу (Х. ван де Велде в Бельгии, Й. Ольбрих в Австрии, А. Гауди в Испании, Ч. Р. Макинтош в Шотландии, Ф. О. Шехтель в России). Изобразительное и декоративное искусство «модерна» отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор.

    ар нуво, модернизм, сецессион, стиль, югендстиль

    1. моде́рн,
    моде́рны,
    моде́рна,
    моде́рнов,
    моде́рну,
    моде́рнам,
    моде́рн,
    моде́рны,
    моде́рном,
    моде́рнами,
    моде́рне,
    моде́рнах
    2. модерн

    {дэ}

    1. неизм. Современный, модный. Мебель м. Одежда в стиле м. Модерновый и разг. модерный, мо-дерновый - то же, что м.

    2. а, мн. нет, м. Стиль в европейском искусстве (гл. обр. в архитектуре, изобразительном искусстве) конца 19 - нач. 20вв., противопоставляющий себя стилям искусства предшествующей эпохи. Пред-ставители модерна. | Характерные черты модерна: стремление к целостности, лаконизму форм, под-черкивание структурных элементов и др.||Ср. АМПИР" title='АМПИР, АМПИР это, что такое АМПИР, АМПИР толкование'>АМПИР, БАРОККО" title='БАРОККО, БАРОККО это, что такое БАРОККО, БАРОККО толкование'>БАРОККО, ГОТИКА" title='ГОТИКА, ГОТИКА это, что такое ГОТИКА, ГОТИКА толкование'>ГОТИКА, КЛАССИЦИЗМ, РОКОКО.

    3. а, мн. нет, м. То, что современно и модно. В погоне за модерном. Предпочитать м. в дизайне.

    Поделиться значением слова: logo

    Модерн что это? Значение слова Модерн

    Значение слова Модерн по Ефремовой:

    Модерн — 1. Стилевое направление в изобразительном и прикладном искусстве конца XIX в. — начала XX в., противопоставлявшее себя искусству прошлого и стремившееся к конструктивности, чистоте линий, лаконизму и целостности форм.
    2. разг. То, что современно и модно.


    Современный, модный.

    Значение слова Модерн по Ожегову:

    Модерн — То, что современно и модно


    Модерн Направление в изобразительном искусстве конца 19 — начала 20 в., противопоставл явшее себя искусству прошлого и стремившееся к конструктивности, чистоте линий, к лаконизму и целостности форм
    Модерн Современный, модный

    Модерн в Энциклопедическом словаре:

    Модерн — (франц. moderne — новейший — современный) («ар нуво»,»югендстиль»), стилевое направление в европейском и американском искусствекон. 19 — нач. 20 вв. Представители «модерна» использовали новыетехнико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразныйархитектурный декор для создания необычных, подчеркнутоиндивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единомуорнаментальному ритму и образно-символическому замыслу (Х. ван де Велде вБельгии, Й. Ольбрих в Австрии, А. Гауди в Испании, Ч. Р. Макинтош вШотландии, Ф. О. Шехтель в России). Изобразительное и декоративноеискусство «модерна» отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибкихтекучих линий, стилизованный растительный узор.

    Значение слова Модерн по Строительному словарю:

    Модерн — Архитектурный стиль конца XIX – начала XX вв., появившийся благодаря применению новых технико-конструктивных средств. Характерен свободной планировкой, что создает подчеркнуто индивидуальный облик зданий.

    Значение слова Модерн по словарю Ушакова:

    МОДЕРН
    (дэ), в знач. неизмен. прил. (фр. moderne) (книжн.). Новый, современный (об упадочных стилях конца 19 и начала 20 в.. см. модернизм). Стиль модерн. Мебель в стиле модерн.

    Определение слова «Модерн» по БСЭ:

    «Модерн»,
    стиль «модерн» (франц. moderne — новейший, современный), одно из названий стилевого направления в европейском и американском искусстве конца 19 — начала 20 вв. В Бельгии, Великобритании и США оно известно как «новое искусство»
    (Art Nouveau), в Германии — «югендстиль» (Jugendstil), в Австрии — «стиль Сецессиона» (Sezessionstil), в Италии — «стиль Либерти» («stile Liberty»), в Испании — «модернизм» (modernismo).
    «М.» возник в условиях кризиса буржуазной культуры как один из видов неоромантического протеста против антиэстетичности буржуазного образа жизни, как реакция на господство позитивизма и прагматизма. Эстетика «М.» развивала идеи Символизма и эстетизма,
    «философии жизни» Ф. Ницше. «М.», по мысли ряда его теоретиков (бельгиец Х. К. ван де Велде, опиравшийся на социалистические утопии У. Морриса), должен был стать стилем жизни нового, формирующегося под его воздействием общества, создать вокруг человека цельную эстетически насыщенную пространственную и предметную среду, выразить духовное содержание эпохи с помощью синтеза искусств, новых, нетрадиционных форм и приёмов, современных материалов и конструкций. Наиболее последовательно
    «М.» осуществил свои принципы в узкой сфере создания богатых индивидуальных жилищ. Но в духе «М.», стремившегося стать универсальным стилем своего времени, строились и многочисленные деловые, промышленные и торговые здания, вокзалы, театры, мосты, доходные дома.
    «М.» пытался преодолеть характерное для буржуазной культуры 19 в. противоречие между художественными и утилитарным началами, придать эстетический смысл новым функциям и конструктивным системам, приобщить к искусству все сферы жизни и сделать человека частицей художественного целого. Стремление изменить искусством мир в рамках капиталистического общества было глубоко утопичным. Практически же
    «М.» явился первым относительно цельным стилем художественного оформления различных сфер буржуазного быта.
    «М.» противопоставил эклектизму 19 в. единство, органичность и свободу развития стилизованной, обобщённой, ритмически организованной формы, назначение которой — одухотворить материально-вещную среду, выразить тревожный, напряжённый дух переломной эпохи. Период становления
    «М.» (рубеж 19-20 вв.) отмечен национально-романтическими увлечениями, интересом к средневековому и народному искусству. Для этого этапа характерно возникновение художественно-ремесленных мастерских (прообразами их были мастерские У. Морриса, 1861, и «Выставочное общество искусств и ремёсел», 1888, в Великобритании),
    часто противопоставлявших себя капиталистической индустрии: «Объединённые художественно-ремесленные мастерские» (1897) и «Немецкие мастерские художественных ремёсел»
    (1899) в Германии. «Венские мастерские» (1903) в Австрии. мастерские в Абрамцеве (1882) и Талашкине (около 1900) в России. Зрелый «М.» (конец 1900-х и 1910-е гг.) приобрёл черты интернационального стиля, основанного на применении принципиально новых художественных форм. Быстрому распространению
    «М.» способствовали журналы «Revue blanche» (1891, Париж), «The Studio» (1893, Лондон), «The Yellow Book» (1894, Лондон), «Jugend» (1896. Мюнхен), «Deutsche Kunst und Dekoration» (1897, Дармштадт),
    «Ver Sacrum» (1898, Вена), «Мир искусства» (1898/99, Петербург).
    В противоположность эклектизму с его интересом к достоверности воспроизведения отдельных деталей исторических и национальных стилей «М.» хотел возродить дух стилевого единства художественных организмов, присущий средневековому или народному искусству, общность и взаимовлияние всех видов искусства. Это предопределило появление нового типа художника — универсала, соединившего в одном лице архитектора, графика, живописца, проектировщика бытовых вещей и часто теоретика. Идея синтетического, цельного произведения искусства (Gesamtkunstwerk) ярче всего воплощена в архитектуре интерьеров, лучшие образцы которых отличаются ритмической согласованностью линий и тонов, единством деталей декора и обстановки (обои, мебель, лепнина, панели, арматура светильников), целостностью однородного перетекающего пространства, усложнённого и расширенного зеркалами, многочисленными дверными и оконными проёмами, живописными панно.
    Архитектура «М.» была первым шагом в архитектурном развитии 20 в. Она искала единства конструктивного и художественного начал, вводила свободную, функционально обоснованную планировку, применяла каркасные конструкции, разнообразные, в том числе новые, строительные и отделочные материалы (железобетон, стекло, кованый металл, необработанный камень, изразцы, фанера, холст). Свободно размещая в пространстве здания с различно оформленными фасадами, архитекторы
    «М.» восставали против симметрии и регулярных норм градостроительства. Богатейшие возможности формообразования, предоставленные новой техникой, они использовали для создания подчёркнуто индивидуализированного образного строя. здание и его конструктивные элементы получали декоративное и символически-образное осмысление. Наряду со стремлением к необычным живописным эффектам, динамикой и текучей пластичностью масс, уподоблением архитектурных форм органическим природным явлениям (постройки А. Гауди в Испании, В. Орта и Х. К. ван де Велде в Бельгии, Ф. О. Шехтеля в России) существовала и рационалистическая тенденция: тяготение к геометрической правильности больших, спокойных плоскостей, к строгости, порой даже пуризму (ряд построек И. Хофмана, И. Ольбриха в Австрии, Ч. Р. Макинтоша в Шотландии, поздние работы Шехтеля). Некоторые архитекторы начала 20 в. предвосхищали во многом функционализм, стремились выявить каркасную структуру здания, подчеркнуть тектонику масс и объёмов (ряд построек О. Вагнера в Австрии, П. Беренса в Германии, О. и Г. Перре во Франции).
    Основным средством выражения в стиле «М.» является орнамент, который не только украшает произведение, но и формирует его композиционную структуру. В интерьерах бельг. архитекторов изящные линейные плетения, подвижные растительные узоры рассыпаны по стенам, полу и потолку, концентрируются в местах их сопряжения, объединяют архитектурные плоскости, активизируют пространство. Бесконечно текущие, то плавно, то взволнованно извивающиеся, чувственно-сочные линии декора несут духовно-эмоциональный и символический смысл, сочетая изобразительное с отвлечённым, живое с неживым, одухотворённое с вещным.
    У мастеров венского «М.» — И. Хофмана, И. Ольбриха, — в работах шотл. группы «Четверо» во главе с Ч. Р. Макинтошем строго геометричный орнамент варьирует мотивы круга и квадрата. Несмотря на провозглашенный отказ от подражания историческим стилям, художники
    «М.» использовали линейный строй япон. гравюры, стилизованные растительные узоры Эгейского искусства и готики, элементы декоративных композиций барокко, рококо, ампира.
    Для «М.» характерно взаимопроникновение станковых и декоративно-прикладных форм искусства. Орнамент «М.», во всех видах искусства структурно организующий плоскость, и своеобразный ритм его гибких линий сложились в графике. Литография, ксилография, искусство книги достигли в этот период высокого подъёма. Среди ведущих графиков
    «М.»: англичанин О. Бёрдсли, немцы Т. Т. Хейне, Г. Фогелер, швейцарец Ф. Валлоттон, голландец Я. Тороп, норвежец Э. Мунк, в России — А. Н. Бенуа, К. А. Сомов. мастера плаката — французы А. Тулуз-Лотрек, Э. Грассе, чех А. Муха, австриец К. Мозер. В живописи и скульптуре
    «М.», неразрывно связанный с символизмом, стремился создать самостоятельную художественную систему, но был вместе с тем своего рода переходом от традиционных форм 19 в. к условному языку новейших европейских течений. В этом важным импульсом послужила деятельность т. н. понт-авенской школы во главе с П. Гогеном. Картины и панно
    «М.» рассматривались как элементы интерьера, его пространственной и эмоциональной организации. Поэтому декоративность стала одним из главных качеств живописи «М.». Характерно часто встречающееся в ней парадоксальное сочетание декоративной условности, орнаментальных ковровых фонов и вылепленных со скульптурной чёткостью и осязаемостью фигур и лиц первого плана (Г. Климт в Австрии, Ф. Кнопф в Бельгии, М. А. Врубель в России). Выразительность живописи достигалась сочетанием больших цветовых плоскостей
    («Наби» во Франции, Л. С. Бакст в России, Э. Мунк в Норвегии), тонко нюансированной монохромией (Врубель, Бенуа). Поэтика символизма обусловила интерес к символике линии и цвета, к темам мировой скорби, смерти, эротики, к миру тайны, сна, легенды, сказки. Динамика и текучесть формы и силуэта характерны для скульптуры (бельгиец Ж. Минне, немец Г. Обрист) и для произведений декоративно-прикладного искусства, уподобляющихся феноменам природы с их органическими внутренними силами (керамические и железные изделия А. Гауди. металлические ограды метро Э. Гимара, стеклянные изделия Э. Галле, украшения Р. Лалика во Франции. стеклянные сосуды Л. К. Тиффани в США, мебель Х. ван де Велде). тяготение к конструктивности, чистоте линий, лаконизму форм проявилось в мебели Ч. Р. Макинтоша, И. Хофмана, И. А. Фомина.
    Лит.: История русского искусства, т. 10, кн. 2, М., 1969. Русская художественная культура конца XIX — начала XX века (1895-1907), кн. 2, М., 1969. Борисова Е. А., Каждан Т. П., Русская архитектура конца XIX — начала XX века, М., 1971. Всеобщая история архитектуры, т. 10, М., 1972. Кириченко Е., О закономерностях развития архитектуры,
    «Архитектура СССР», 1973, № 12. Lеnning Н. F., The Art Nouveau, Den Haag, 1951. Schmutzler R., Art Nouveau, N. Y., [1962]. Hofstдtter Н. Die Geschichte der europдischen Jugendstilmalerei, Kцln, [1963]. Madsen S. Т., Jugendstil,
    Mьnch., 1967.
    Т. И. Володина.
    О. Делаэрш (Франция). Ваза. Керамика. Музей декоративных искусств. Париж.
    Р. Лалик. Брошь. Серебро, жемчуг. Около 1900. Художественно-промышленный музей города Цюриха.
    Р. Лалик (Франция). Ваза. Стекло. Музей декоративных искусств. Париж.
    А. Гауди. Лестница в парке Гуэль в Барселоне. 1903.
    Х. ван де Вельде. Фолькванг-музей в Хагене (Германия). 1901-02. («Фонтан коленопреклонённых» — мрамор, 1898, скульптор Ж. Минне).
    Ф. О. Шехтель. Фонарь у входа в Московский Художественный театр. 1902.
    Ф. Ходлер. «День». 1898-1900. Художественный музей. Берн.
    Л. С. Бакст. «Ужин». 1902. Русский музей. Ленинград.
    Ч. Р. Макинтош. Столовая на выставке в Берлине. 1906.
    Й. М. Ольбрих. Универсальный магазин «Тиц» в Дюссельдорфе. 1908.
    Ф. О. Шехтель. Здание типографии «Утро России» в Москве. 1907.
    Лестница в особняке Рябушинского в Москве (1902-06, архитектор Ф. О. Шехтель).
    А. Энделль. «Пёстрый театр» в Берлине. 1901.
    А. Гауди. Жилой дом Каса Балто в Барселоне. 1905-07.
    В. Орта. Особняк в Брюсселе. Около 1900.
    Й. М. Ольбрих. Выставочное здание и «Свадебная башня» в Дармштадте. 1907-08.
    «Модерн». Графика. Я. Тороп. Рекламный плакат. Цветная литография. Около 1897.
    «Модерн». Графика. И. Я. Билибин. Титульный лист к статье «Народное творчество русского Севера». Журнал «Мир искусства». 1904.
    «Модерн». Графика. И. Хофман. Виньетка для журнала «Вер сакрум». 1898.
    Х. К. ван де Велде. Кабинет. 1906.
    «Модерн». Декоративно-прикладное искусство. Э. Гимар. Ограда станции метрополитена в Париже. Кованое железо, роспись. Около 1900.
    «Модерн». Декоративно-прикладное искусство. В. Орта. Паркет в особняке Сольве в Брюсселе (фрагмент). 1895-1900.



    About Author


    alexxlab

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *