Деревянная шпонка – Рекомендации по применению различных способов соединений деревянных элементов

Шпонка деревянная - Энциклопедия по машиностроению XXL

Соединение на шпонках деревянных  [c.419]

Соединения на шпонках деревянных призматических поперечных натяжных нз твердой древесины  [c.271]

Соединения на шпонках деревянных призматических продольных прямых  [c.271]

Рис. 3. Изображения соединений на шпонках и колодках деревянных а — на шпонках призматических продольных пряных в обозначении указывают количество шпонок, длину шпонки вдоль волокон, ее высоту и размер, соответствующий толщине соединяемых деталей б — на шпонках призматических поперечных натяжных в обозначении указывают количество шпонок, размер шпонки вдоль соединяемых элементов, ее высоту и длину, соответствующую толщине соединяемых элементов. Рис. 3. Изображения соединений на шпонках и колодках деревянных а — на <a href="/info/1288">шпонках призматических</a> продольных пряных в обозначении указывают количество шпонок, длину шпонки вдоль волокон, ее высоту и размер, соответствующий толщине соединяемых деталей б — на <a href="/info/1288">шпонках призматических</a> поперечных натяжных в обозначении указывают количество шпонок, <a href="/info/4714">размер шпонки</a> вдоль соединяемых элементов, ее высоту и длину, соответствующую толщине соединяемых элементов.

Деревянная балка, свободно лежащая на двух опорах пролетом / = 4 м, составлена из двух сосновых брусьев сечением 20 X 20 см, соединенных поперечными дубовыми шпонками, как  [c.133]

По этой причине при изготовлении составных балок нужно обеспечить совместную работу отдельных элементов и устранить возможность их проскальзывания. Это достигается в металлических составных балках сваркой или клепкой, а в деревянных — постановкой шпонок, которые передают сдвигающие силы от одного слоя другому.  [c.247]

Соединение деревянных брусьев друг с другом (рис. 7.40, б), можно выполнить путем их склеивания, или с помощью шпонок, или иным способом. Это соединение препятствует смещению одного бруса относительно другого в направлении оси балки и, следовательно, воспринимает касательные усилия, возникающие по плоскости /—/ соприкасания обоих брусьев.  

[c.271]

Заклепки, сварка, шпонки, болты и другие скрепления составной балки обеспечивают совместную работу ее элементов при изгибе (как единой монолитной балки). Расчет скреплений производится на сдвигающие усилия, возникающие между элементами составной балки. Определение этих усилий — специфика расчета составных балок. Рассмотрим отдельно особенности расчета скреплений клепаной и сварной металлических балок и составной деревянной балки.  [c.285]

Составная деревянная балка. При расчете составной деревянной балки (см. рис. 7.50, в) принимается, что все сдвигающее усилие по плоскости I—I воспринимается шпонками. Усилие Т , действующее на одну шпонку, определяется по формуле (7.55), в которой а — расстояние между осями соседних шпонок, а 5—статический момент половины поперечного сечения балки относительно оси 7 (см. рис. 7.50, в).  [c.287]

Для деревянных балок на шпонках момент сопротивления состав-  [c.206]

Для сборки разъемного маховика половину его, опущенную в приямок, поднимают краном или талью до вала и подпирают снизу клеткой из деревянных брусьев и клиньев. Сверху на стяжные планки опускают вторую половину маховика и выравнивают ее по разъему. У маховиков, ободы которых снабжены зубьями для провертывания вала, проверяют совпадение зубьев и шаг. При удовлетворительном совпадении провертывают коленчатый вал до совпадения канавок для шпонок и заводят клинья в уши стяжных планок или болты во фланцы разъема обода.  

[c.400]

Основные части шкива — обод, набираемый из сегментов, спицы и ступицы выполняются деревянными. Части склеиваются между собой или же склеиваются и соединяются шпонками, шипами или гвоздями.  [c.481]

Повреждения механизмов могут происходить из-за попадания в них с топливом посторонних предметов (рельсовые накладки, болты, куски деревянных стоек и т. п.). При попадании камней и металла в дробилки и питатели угля и отсутствии у механизмов надежно действующих предохранительных устройств (выключающих фрикционных или зубчатых муфт, легко срезаемых шпонок, шпилек и т. п.) происходит поломка бил или зубьев, валов, подшипников и т. п. При поступлении сильно увлажненного топлива и отсутствии приспособлений, предотвращающих налипание его на ленты и барабаны механизмов топливоподачи, нарушается их нормальная работа возможны также сводообразования в бункерах и забивание углем течек и рукавов вследствие ухудшения сыпучести топлива. Например, подмосковный уголь теряет свою сыпучесть при влажности 34—36%, челябинский — 27—30%, воркутинский, донецкий тощий уголь и антрацит — при влажности 7—9%. Топливо с большим содержанием мелочи и пыли, а также засоренное глиной, быстрее увлажняется и теряет сыпучесть. Налипанию, сводообразованию и застреванию топлива способствуют неправильная конструкция бункеров и рукавов пологие стенки, шероховатость поверхности, наличие выступов и неровностей, зауженные выходные сечения и т. п.  

[c.16]


По предельному состоянию ведется также и расчет соединений в деревянных конструкциях (врубок, шпонок н др.), работающих тоже на сдвиг и смятие. Существенной особенностью дерева является анизотропность древесины, вследствие чего она оказывает различное сопротивление сдвигу и смятию в зависимости от направления приложенного к рабочему элементу усилия по отношению к направлению волокон. Дерево лучше сопротивляется срезу и смятию вдоль волокон, чем поперек или под углом к ним, что учитывается соответствующими коэффициентами условий работы и др. Методы расчета подобных соединений приводятся в специальных курсах ).  
[c.159]

В деревянных конструкциях составные стержни встречаются еще чаще. Связями в них служат гвозди, болты, нагели, шпонки (рис. 4), а также клей. Примеры деревянных составных стержней показаны на рис. 5. К деревянным составным стержням можно отнести также клееные фанерные и дощатые балки (рис. 6). Роль связей в них играют вертикальные стенки, обладающие значитель-  [c.5]

Применяя эти сведения к случаю составных деревянных балок, Д. И. Журавский показывает, каким образом могут быть вычислены силы, действующие на каждую отдельную шпонку, и дает все необходимые сведения относительно соответствующего выбора материала и размеров шпонок (рис. 6).  [c.649]

Устанавливают новый редуктор и регулируют положение кулачков совмещают его крепежные отверстия с отверстиями в амортизационных втулках 18 (см. рис. 16), вставляют в одно из отверстий болт 19, ставят фигурную, амортизационную шайбы 16, плоскую 15 и пружинную шайбы, навинчивают гайку 14, поочередно в том же порядке предварительно крепят остальные лапы редуктора, перемещением редуктора в горизонтальном направлении устанавливают шкивы электродвигателя и редуктора в одной плоскости, подтягиванием крепежных гаек 14 окончательно крепят редуктор надевают на шкивы ремень, отвинчиванием гаек на ушковом болту натягивают его и фиксируют по.чо-женне электродвигателя устанавливают водило 5 на тихоходный вал, совмещают паз в его отверстии со шпонкой и легкими ударами молотка предварительно напрессовывают водило на вал. Если водило напрессовывается туго, насадку производят молотком, ударяя по деревянному бруску, приложенному к наружной стороне водила вблизи отверстия ставят лапку стопорной шайбы 6 (см. рис. 17) в отверстие плоской шайбы 7 и надевают их на болт 5 крепят этим болтом водило 8 на валу редуктора включают автоматический выключатель электродвигателя привода дверей и проверяют его работу, ширину проема между открытыми створками и зазоры между водилом 11 и амортизатором 13 (см. рис. 15) при закрытых створках и между другим амортизатором и водилом 11 при открытых створках. Эти зазоры должны быть не менее 5 мм. Если зазор между водилом И (см. рис, 16) и амортизатором 13 менее 5 мм, необходимо его отрегулировать.  

[c.59]

Деревянные шкивы (фиг. 207 и 208) обычно выполняют из двух частей они легки (в 2—4 раза легче чугунных) и применяются при малых диаметрах. Деревянные шкивы закрепляют на валу зажимными болтами (без шпонок). Они не применяются для работы в слишком горячих или сырых помещениях износ ремней на них больше, нежели при работе на гладких чугунных шкивах. Диаметр и ширина определяются так же, как и для чугунных шкивов.  [c.465]

На рис. 64.7, а изображено поперечное сечение клепаной составной балки, стенка которой состоит из вертикального листа, а пояса — из горизонтальных листов и уголков. На рис. 64.7, б показано поперечное сечение сварной составной балки из вертикального листа (стенки) уголков и горизонтальных листов (поясов). На рис. 64.7, в изображена деревянная составная балка из двух брусьев, соединенных между собой с помощью болтов и деревянных шпонок.  [c.315]

Рис. 6.1. Втулочная муфта, жестко соединяющая два конца вала. Головки шпонок скрыты в деревянных предохранительных кольцах. Размеры выбираются конструктивно. Рис. 6.1. <a href="/info/2333">Втулочная муфта</a>, жестко соединяющая два конца вала. <a href="/info/289850">Головки шпонок</a> скрыты в деревянных предохранительных кольцах. Размеры выбираются конструктивно.
Сокол изготовляется деревянный или металлический. Деревянный сокол изготовляется размером 400 X 450 мм из досок толщиной 15 мм, соединенных на клинообразных шпонках. Применяется сокол в качестве приспособления при производстве работ теплоизоляционными мастиками и растворами.  [c.369]

Мостовое полотно во всех своих частях не имеет отступлений от установленных размеров и норм. Все металлические части пролётных строений, кроме катков и плоскостей катания, окрашены. Слабых заклёпок нет. Пролётные строения и подферменные камни в исправности. Все болты и шпонки деревянных мостов плотно затянуты. Все элементы искусственных сооружений очищены от пыли и мусора конусы правильно оправлены и одернованы. Все имеющиеся устройства для осмотра мостов, а также лестницы по откосам в полной исправности. Все противопожарные устройства находятся в наличии в соответствии с инструкцией по текущему содержанию искусственных сооружений.  

[c.329]

Простая балка, нагруженная двумя силами Я=1200 кГ в третях пролета, составлена из двух деревянных брусьев. Вычислить напряжения 1) скалывания в брусе, 2) скалывания шпонкн и 3) смятия шпонки (и врубки).  [c.113]

Соединение деталей в узлы, а узлов в изделия производится концевой, серединной или продольной обработкой брусков, позволяющей вязать их под углом друг к другу, сплачивать по ширине и толщине, сращивать по длине. Для соединения деревянных деталей применяются различные средства крепления 1) клей для холодной и гор>1чей клейки (см. стр. 662) 2) деревянные крепления — вкладные шипы, шпонки, клинья, рейки, шканты 3) металлические крепления—гвозди, скобы, скрепы, шипы, болты, хомуты, вкладные кольца и др.  [c.656]

Остов / стрелы лопаты (рис. 14) представляет собой сварную коробчатую конструкцию. Стрела шарнирно крепится к поворотной платформе при помощи пят 2. В средней части стрелы вваривается массивное литое седло 4, на котором устанавливаются напорный и промежуточный валы напорного механизма. Там же устанавливаются электродвигатель и тормоз напорного механизма. На нижнем листе крепятся деревянные буфера, предохраняющие стрелу от случайных ударов ковшом (рукоятью). Сбоку стрелы устанавливается угломер, показывающий угол наклона стрелы при работе. Напорный вал крепится на бронзовых вкладышах, устанавливаемых в расточках седла и затягиваемых крышками с помощью шпилек. На напорном валу на шпонках устанавливается зуСчатие колесо, которое фиксируется б осевом каправлс НИИ кольцом. Снаружи от опорных подшипников вала между чугунными кольцами устанавливаются на шлицах шестерни, сцепляющиеся с зубчатыми рейками рукояти и придающие последней поступательное движение. На концы вала устанавливаются на бронзовых втулках седловые кронштейны, удерживающие рейки балок рукояти в постоянном сцеплении с шестернями.  

[c.32]

Кузов автомобиля - цельнометаллический, закрытый фургон, бескаркасной конструкции, изотермический, с ровным полом и задней двустворчатой дверью. Передняя и боковые стенки, крыша и пол кузова представляют собой сендвич-панели, которые состоят из оргалита, утеплителя (жесткие пенопластовые плиты) и силовых деревянных брусков. Между собой сендвич-панели соединяются с помощью шпонок. Сендвич-панели облицовываются с обеих сторон отбортованными по краям оцинкованными или алюминиевыми листами. По торцам к раме (основанию) кузова сендвич-панели крепятся заклепками. Пол кузова покрыт рифленым алюминиевым или оцинкованным листом. Каждая створка задней двустворчатой двери открывается на 265° и фиксируется в открытом положении. Запирание дверей обеспечивается замками эксцентрикового типа. Крепление кузова-фургона к раме шасси осуществляется стремянками через деревянные прокладки и кронштейнами, предотвращающими поперечное и продольное смещение кузова относительно рамы шасси.  

[c.16]

В некоторых случаях, например, для деталей машин, работающих на кручение, для элементов соединений, работа-югцих на сдвиг (заклепки, сварные швы, деревянные шпонки  [c.70]

Типы связей, применяемых в деревянных составных стержнях, более разнообразны, чем в металлических составных стержнях. Их можно объединить в следующие группы 1) нагели, 2) врубки и шпонки 3) прокладки и решетки 4) сплопшые стенки балок.  [c.22]

Американская фирма Локхид выклеивает обшивки из шпоиа с пневматической запрессовкой по несколько иному способу. В железобетонную ванну У (фиг. 211), внутренняя часть которой точно соответствует форме фюзеляжа, укладывают сначала первый, затем второй, третий и т. Д. слои обшивки, собранные из шпона. Обшивку собирают из леит шпоиа на специальной деревянной модели, для чего по кромке модели прокладывается прорезиненная лента липкой клеящей стороной  [c.190]

При ремонте переключателя снимают его крышку, вынимают колодку с контактными пальцами и барабан с контактными пластинами. Снятые детали тщательно очищают. Изношенные или поломанные сегменты и контактные пальцы заменяют. Наименьшая толщина сегментов допускается 4 мм и контактных пальцев — 7 мм. Собачки и шпонки )укоятки барабана заменяют при наличии значительного износа. 1ружина упорного винта при износе или потере упругости также заменяется. При ослаблении шурупов, крепящих сегменты к телу барабана, разрешается в разработанные отверстия барабана забить деревянные пробки, пропитанные льняным маслом, а затем вставить новые шурупы и закрепить сегменты на барабане. При больших разработках отверстий барабан заменяют новым. При закреплении сегментов шурупами, необходимо обращать внимание, чтобы их головки были утоплены ниже контактной поверхности на 0,7—1 мм.  [c.207]

На деталях, которые крепятся на валу и пе являются симметричныл и в осевом направлении, нужно указывать, с какой стороны деталь заклинивается, для того чтобы при изготовлении шпоночного паза во втулке сделать уклон в должном направлении. Головки врезных клиновых шпонок закрывают щитками деревянными или из тонкой листовой стали (фиг. 67), чтобы при вращении вала головки шпонок не могли зацепить за одежду и т. п. и таким образом вызвать травму.  [c.37]

В работе Замечания относительно сопротивления бруса, подверженного силе, нормальной к его длине (1855 г.) впервые Д. И. Журавским деется теория расчёта касательных напряжений в балках с поперечной нагрузкой соответствующая формула носит его имя. Д. И. Журавский впервые показал возможность разрушения балок не только от разрыва волокон, но и от продольного расслаивания под действием, как теперь принято говорить, касательных напряжений, особенно опасных для деревянных балок им же создана теория расчёта составных балол, соединяемых шпонками или заклёпками.  [c.61]


Шпонка и шпоночное соединение: обозначение, виды, чертежи, материал

Шпоночное соединение – разновидность соединения, состоящего из шпонки на валу и ступицы. Шпонкой называется деталь, которая соединяет узлы путем установки в пазы. Основной ее функцией является передача вращающего момента между узлами. Существует определенная стандартизация их разновидностей. Шпонка имеет специальные пазы, вырезанные путем фрезерования.

Шпоночное соединениеШпоночное соединение

Применение

Основным применением шпоночных соединений является монтаж на вал с помощью пазового соединения. В большинстве своем шпоночный паз напоминает клин. Такой тип соединения деталей позволяет валу и ступице не проворачиваться относительно оси друг друга. Фиксированное положение ступицы к валу со шпонкой позволяет добиться высокого КПД при передаче усилия.

Наиболее часто шпоночное соединение можно встретить в машиностроении, при строительстве станков. Часто она используется при производстве автомобилей и других механизмов, где требуется повышенная надежность фиксации деталей машин. Высокая надежность достигается благодаря функции предохранительного узла вала со шпоночным пазом.

Шпонка выступает предохранителем в случаях превышения максимального уровня крутящего момента. В подобных случаях происходит срез шпонки, поглощая чрезмерную нагрузку она снимает ее из вала и ступицы.

Благодаря своим свойствам она стала широко распространенной в машиностроении, она отличается высокой эффективностью, простотой изготовления и монтажа, а также низкой стоимостью. Подобные характеристики особо важны в промышленном производстве, особенно в сельском хозяйстве. В разгар сезона часто возникают случаи поломок отдельных узлов, которые нужно заменить максимально быстро. Чаще всего можно встретить в узлах пресс-подборщиков.

Применение шпонокПрименение шпонок

Учитывая все вышесказанное, выделяются основные позиции, для чего нужна шпонка:

  1. Обеспечение безопасность соединяемых узлов при повышенных нагрузках.
  2. Достижение высокой степени фиксации отдельных элементов механического узла.
  3. Выполняет функцию предупреждения проворачивания узла и ступицы.
  4. Надежность подобного соединения превышает надежность аналогов при фиксации вала с деталями.

В общем, встретить шпоночное соединение можно практически в любом сложном механизме, что обусловлено его техническими характеристиками.

Виды шпонок

Основные виды шпонок делят на два типа: напряженные и ненапряженные. Среди которых выделяются такие типы шпонок:

    1. Клиновые. Особый тип, который отличаются углом наклона верхней грани. В общем разделение на виды происходит исходя из классификации шпоночных соединений. Устанавливается в паз с помощью физической силы, ударным методом. Применение такого типа соединения позволяет добиться необходимого напряжения. Нарезанный клин, находясь в пазе, распирает его изнутри. За счет силы прижатия, вал и ступица совместно вращаются.Используется довольно редко, так как ее использование предусматривает индивидуальный подгон. Это можно считать недостатком для массового производства механизмов. Основное назначение — применение в тихоходных передачах и узлах неподвижного соединения.Шпонка клиноваяШпонка клиноваяСреди клиновых шпонок выделяют:
      • врезные;
      • на лыске;
      • фрикционные;
      • без головки и с головкой.
    2. Сегментные. Производятся в виде сегментной пластины, загоняемой в паз. Производиться методом фрезерования. Широко применяются в производстве, так как просты в изготовлении, не требуют особой точности при нарезании и легко устанавливается. Отличается установкой в боле глубокий паз, в сравнении с аналогами. Глубокий паз не подходит для больших нагрузок, так как значительно снижает прочность вала, поэтому используется при небольших крутящих моментов.Шпонка сегментнаяШпонка сегментнаяНа длинных ступицах может устанавливаться несколько шпонок, так как они имеют фиксированную длину. Выполняют предохранительную функцию на срез и смятие.
    3. Призматические. Отличаются параллельными гранями, которые устанавливаются в паз и фиксируют ступицу. Рабочими гранями в таки случаях являются боковые. Относятся к ненапряженному типу шпоночных соединений, поэтому существует вероятность возникновения коррозии в месте соединения. Для исключения коррозии, муфта и вал соединяются с натягом. Концы производятся обычно со скругленными или плоскими концами. Для скругленного типа рабочей поверхностью считается длина прямых краев. Паз нарезается с помощью фрезы.Передача усилия происходит путем давления поверхности паза на шпонку, которая передает крутящий момент на паз ступицы. Данный тип соединения призматической шпонкой часто используется для подвижных соединений, поэтому используют дополнительное крепление с помощью винтов. Как и многие другие типы выполняет функцию предохранителя при смятии и срезе.Шпонка призматическаяШпонка призматическая
    4. Цилиндрические. Штифты в таких шпонках изготавливаются в виде цилиндров. Работаю в натяжении с отверстием на торце вала, которое высверливается под соответствующие размеры шпонок. Используется в тех случаях, когда ступица устанавливается на конце вала. Требует особого подхода к монтажу шпоночных соединений.Позволяют работать на срез и смятие. Поэтому выбор шпонки производят исходя из прочности на смятие.Чертеж цилиндрической шпонкиЧертеж цилиндрической шпонки

Исходя из типа посадки выделяются:

  1. Свободная – применяется в случаях, когда выполнять сварочные работы довольно сложно и есть необходимость подвижного сцепления деталей во время работы.
  2. Плотная – нужна для создания сцеплений, движение которых во время работы выполняется в одном пространственном положении.
  3.  

Обозначения на чертежах

На чертежах обозначение призматических шпонок происходит исходя из нормативного документа ГОСТ. Они делятся на шпоночные пазы: высокие, нормальной высоты и направляющие. Рабочими гранями у них являются боковые.

На сборочном чертеже обозначение выполняется с учетом диаметра вала, крутящего момента, сечения и длины.

Например:

Шпонка 3–20Х12Х120 ГОСТ 23360-78;
Где 3 – исполнение, 20Х12 – сечение, 120 – длина.

Скачать ГОСТ 23360-78

Обозначение остальных типов шпонок на изображениях выполняется таким же образом, исходя из соответствующих ГОСТов, разработанных для каждой отдельной модели.
Указанное обозначение должно четко характеризировать деталь, что очень важно для получения надежного соединение. Ведь даже малейший зазор может стать причиной быстрого износа рабочих узлов и потери эффективности во время работы.

Пример чертежа шпоночного соединенияПример чертежа шпоночного соединения

Достоинства и недостатки

Как и любой тип соединений, шпоночные имеют ряд достоинств и недостатков. К достоинствам шпоночных соединений можно отнести простоту большинства типов шпонки. При этом монтаж и замена такой детали выполняется легко и быстро. Благодаря чему они получили широкое применение в машиностроении. Также обеспечивает функцию предохранения.

К недостаткам относиться ослабление ступицы и вала. Оно возникает исходя из повышенного напряжения и уменьшения поперечного сечения. Также ослабление деталей вызвано из-за нарезанного паза, который снижает осевую прочность вала.

Чтобы минимизировать недостатки, нужно добиться отсутствия перекоса шпонки в пазе. Для этого нужно обеспечить отсутствие зазора, что делается путем индивидуального изготовления и подгона шпонки. Из-за этого в крупносерийном производстве редко применяют любые разновидности шпоночных соединений. Если добиться отсутствия перекоса не удалось, площадь рабочего контакта уменьшается, в следствие чего степень максимальной нагрузки уменьшается.

Также наличие зазора вызывает эффект биения, особенно на высоких скоростях. Это приведет к быстрому износу рабочих деталей. Из-за этого подобное соединение редко применяется для быстровращающихся валов. Для подбора подходящей шпонки лучше использовать таблицу шпоночных соединений.

Материал шпонок

Для изготовления шпоночного соединения применяют калибровочный металлопрокат. Чаще всего используется сталь марки 45. Она относиться к углеродистым сталям обычного типа, которая часто применяется для производства деталей высокой прочности. Сталь используется в виде бруска длиной 1 м.

В некоторых случаях может применять углеродистая сталь марки 50. Она необходима, когда требуется повышенные прочностные свойства полученных шпонок. Реже применяются легированные стали, например, марки 40х, для которой характерен высокий показатель твердости, достигаемый путем термической обработки.

Скачать ГОСТ 8787-68

Стальные заготовки обрабатываются с помощью фрезы, сверлильных станков, станков для рубки, шлифовальных машин и других инструментов. Используемые станки имеют блок управление, который позволяет с помощью числовых программ изготовить деталь необходимых параметров.

Цена полученной шпонки довольно низка, поэтому приобрести необходимую деталь довольно легко. Но в некоторых случаях, когда есть необходимость срочного получения шпонки, изготовить ее можно самостоятельно. Чаще всего подобная необходимость возникает в сельском хозяйстве, где во время сезонных работ часто возникают поломки, которые нужно отстранить. При этом ближайшие точки продажи необходимых деталей находиться на расстоянии в несколько десятков километров.

Имея небольшое количеству инструмента под рукой и заготовку из соответствующего материала, можно быстро изготовить временную замену. При соблюдении технических характеристик, полученная деталь сможет полноценно заменить заводскую, но лучше всего при первой возможности приобрести шпонку нужной прочности и геометрических параметров. Это необходимо для избежание преждевременного износа механизмов.

Иногда для производства могут использовать другие материалы, например, пластик высокого качества. В качестве материала может использоваться дерево, чаще всего при изготовлении мебели.

В качестве материала лучше использовать разные породы дерева, для шпонки подойдет более мягкий материал чем основной. Это позволит обезопасить основную конструкцию от повреждений в случае повышенной нагрузки. Легче заменить шпонку чем большой конструкционный узел.

Пример монтажа шпонки типа вотерстопПример монтажа шпонки типа вотерстоп

Для предотвращения проникания влаги в железобетонные конструкции используются специальные шпонки – ватерстоп. Изготавливают их из резины высокого качества и ПВХ. Это позволяет добиться необходимой степени водонепроницаемости и стойкости к растворам агрессивных химических веществ.

Заключение

Такой тип соединения отличается простотой и достаточно высокой надежностью, из-за чего получил высокую популярность в промышленности. Разнообразие видов позволяет подобрать оптимальный тип соединения, что позволит добиться высокой эффективности, надежности готовой конструкции и страховку узлов от повреждений при повышении допустимых нагрузок. Подобрав шпонку исходя из соответствующих ГОСТов, можно добиться высокой эффективности работы соединения.

На сегодняшний день можно легко подобрать необходимую деталь, что позволяет быстро сделать монтаж и замену в случае необходимости.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рекомендации по применению различных способов соединений деревянных элементов

Спо­соб со­еди­не­нияХа­рак­те­ри­сти­ки со­еди­не­нийОб­лас­ти при­ме­не­ния
Клеи во­до­стой­кие и сред­не­во­до­стой­киеСо­еди­не­ние, не даю­щее ос­лаб­ле­ний в со­еди­няе­мых эле­мен­тах и обес­пе­чи­ваю­щие мо­но­лит­ность их ра­бо­ты. От­сут­ст­ву­ет по­дат­ли­вость со­еди­не­ния.

Тре­бу­ют­ся су­хие (до 15% влаж­но­сти) и тон­кие (до 50 мм) стро­ган­ные дос­ки или бру­ски.

Тре­бу­ет­ся осо­бо тща­тель­ное из­го­тов­ле­ние клее­ных кон­ст­рук­ций и из­де­лий в ота­п­ли­вае­мых по­ме­ще­ни­ях при ква­ли­фи­ци­ро­ван­ном тех­ни­че­ском над­зо­ре.

Ин­ду­ст­ри­аль­ные сбор­ные и сбор­но-раз­бор­ные кон­ст­рук­ции за­во­дско­го из­го­тов­ле­ния: бал­ки, стой­ки, фер­мы, ар­ки, ра­мы, щи­ты по­кры­тий и пе­ре­кры­тий и т.п.

Для кон­ст­рук­ций, не за­щи­щен­ных от ув­лаж­не­ния, при­ме­ня­ют во­до­стой­кие клеи, а для за­щи­щен­ных — мо­жет быть при­ме­нен сред­не­во­до­стой­кий клей.

Клеи не во­до­стой­кие для из­го­тов­ле­ния не­су­щих де­ре­вян­ных кон­ст­рук­ций не до­пус­ка­ют­ся.

На­ге­ли ци­лин­д­ри­че­ские сталь­ные сквоз­ные (Бол­ты и шты­ри)Со­еди­не­ния на сталь­ных на­ге­лях, ра­бо­таю­щие на сдвиг, — без­рас­пор­ные, на­деж­ные в ра­бо­те, по­дат­ли­вые, при рас­чет­ном за­гру­же­нии, да­ют от­но­си­тель­но не­боль­шие де­фор­ма­ции; име­ют от­но­си­тель­но не­боль­шие ос­лаб­ле­ния се­че­ний со­еди­няе­мых эле­мен­тов. Не­су­щая спо­соб­ность за­ви­сит от уг­ла ме­ж­ду на­прав­ле­ния­ми уси­лия и во­ло­кон в со­еди­няе­мых де­та­лях.

Про­из­вод­ст­во ра­бот — про­стое с ис­поль­зо­ва­ни­ем элек­тро­ин­ст­ру­мен­та. Кон­троль за ка­че­ст­вом из­го­тов­ле­ния прост и на­де­жен.

Ре­ко­мен­ду­ют­ся для рас­тя­ну­тых сты­ков сквоз­ных кон­ст­рук­ций и для уз­лов при сла­бо на­гру­жен­ной ре­шет­ке, а так­же для со­еди­не­ния вет­вей со­став­ных сжа­тых и сжа­то-и­зог­ну­тых эле­мен­тов боль­ших по­пе­реч­ных се­че­ний.

При­ме­ня­ют­ся в кон­ст­рук­ци­ях за­во­дско­го и по­стро­еч­но­го из­го­тов­ле­ния.

На­ге­ли ци­лин­д­ри­че­ские сталь­ные глу­хиеТо же, но кон­троль за­труд­нен.

Ос­лаб­ле­ние се­че­ний со­еди­няе­мых эле­мен­тов мень­ше, чем при сквоз­ных на­ге­лях.

Мо­гут быть при­ме­не­ны в рас­тя­ну­тых сты­ках, пе­ре­кры­тых сталь­ны­ми на­клад­ка­ми.
На­ге­ли ци­лин­д­ри­че­ские, де­ре­вян­ные, ду­бо­вые и из дру­гих твер­дых по­родТо же, что и сталь­ные на­ге­ли, но гру­зо­подъ­ем­ность со­еди­не­ний зна­чи­тель­но мень­ше при боль­шем ос­лаб­ле­нии се­че­ний со­еди­няе­мых эле­мен­тов; стой­кие в от­но­ше­нии хи­ми­че­ских воз­дей­ст­вий аг­рес­сив­ной сре­ды.До­пус­ка­ют­ся в мно­го­рас­кос­ных фер­мах, в со­став­ных сжа­тых и сжа­то-и­зог­ну­тых эле­мен­тах, в сты­ках сквоз­ных кон­ст­рук­ций и в уз­лах ферм при сла­бо на­гру­жен­ной ре­шет­ке.

Ре­ко­мен­ду­ют­ся при на­ли­чии вред­ных для ста­ли хи­ми­че­ских воз­дей­ст­вий и в под­вод­ных час­тях со­ору­же­ний.

На­ге­ли ци­лин­д­ри­че­ские со­сно­вые и ело­выеТо же, что и ду­бо­вые на­гель­ные со­еди­не­ния, но об­ла­да­ют по срав­не­нию с ни­ми мень­шей не­су­щей спо­соб­но­стью и по­вы­шен­ной де­фор­ми­руе­мо­стью.Для скре­п­ле­ния сте­но­вых брусь­ев де­ре­вян­ных до­мов, бру­сков в щи­тах де­ре­во­п­ли­ты, эле­мен­тов раз­но­го ро­да де­ре­вян­ных из­де­лий, а так­же в сла­бо на­гру­жен­ных эле­мен­тах не­су­щих кон­ст­рук­ций.
Гвоз­ди про­во­лоч­ные, ра­бо­таю­щие на сдвигТо же, что и сталь­ные на­ге­ли, но не­су­щая спо­соб­ность со­еди­не­ний не за­ви­сит от уг­ла ме­ж­ду на­прав­ле­ния­ми уси­лия и во­ло­кон. При дли­тель­ном за­гру­же­нии об­ла­да­ют зна­чи­тель­но боль­шей пол­зу­че­стью.При­ме­ня­ют при со­еди­не­ния со­став­ных сжа­тых и сжа­то-и­зог­ну­тых эле­мен­тов, в со­став­ных бал­ках с пе­ре­кре­ст­ной стен­кой и в уз­лах сквоз­ных кон­ст­рук­ций со сла­бо на­гру­жен­ной ре­шет­кой при по­стро­еч­ном из­го­тов­ле­нии, в опа­луб­ке и т.п.

Гвоз­ди не ре­ко­мен­ду­ет­ся при­ме­нять в рас­тя­ну­тых сты­ках по­сто­ян­ных со­ору­же­ний.

Вин­ты (глу­ха­ри и шу­ру­пы), ра­бо­таю­щие на сдвигТо же, что и сталь­ные на­ге­ли; от­но­си­тель­но до­ро­ги и тру­до­ем­ки.До­пус­ка­ют­ся к при­ме­не­нию в рас­тя­ну­тых сты­ках и в уз­лах для кре­п­ле­ния сталь­ных на­кла­док, осо­бен­но в сбор­ных кон­ст­рук­ци­ях (в од­но­срез­ных со­еди­не­ни­ях).
На­ге­ли пла­стин­ча­тые (пла­стин­ки де­ре­вян­ные) ду­бо­вые или из дру­гих твер­дых по­родСо­еди­не­ния на пла­стин­ча­тых де­ре­вян­ных на­ге­лях от­но­сят­ся к без­рас­пор­ным, об­ла­да­ют боль­шой гру­зо­подъ­ем­но­стью, по­дат­ли­вые (не хруп­кие), по­это­му на­деж­ны в ра­бо­те; при рас­чет­ном за­гру­же­нии да­ют от­но­си­тель­но ма­лые де­фор­ма­ции; име­ют от­но­си­тель­но ма­лые ос­лаб­ле­ния, не учи­ты­вае­мые в со­став­ных бал­ках.

Со­еди­не­ния на пла­стин­ках от­но­сят­ся к груп­пе без­ме­таль­ных. На­ге­ля встав­ля­ют в гнез­да, вы­би­рае­мые элек­тро­дол­беж­ни­ком; из­го­тов­ле­ние со­еди­не­ний и кон­троль за ка­че­ст­вом — про­сты.

При­ме­ня­ют для спла­чи­ва­ния без за­зо­ров брусь­ев в бал­ках и в сжа­то-из­ги­бае­мых эле­мен­тах.
На­ге­ли пла­стин­ча­тые сталь­ные (сталь­ные пла­стин­ки)То же, что и де­ре­вян­ные пла­стин­ки, но из­го­тов­ле­ние со­еди­не­ний на сталь­ных пла­стин­ках слож­нее. Элек­тро­дол­беж­ник из-за ма­лой тол­щи­ны пла­сти­нок не мо­жет при­ме­нять­ся, по­это­му эти со­еди­не­ния ши­ро­ко­го рас­про­стра­не­ния не по­лу­чи­ли.Мо­гут при­ме­нять­ся для тех же це­лей, что и ду­бо­вые пла­стин­ки.
Свя­зи, ра­бо­таю­щие на вы­дер­ги­ва­ние:

а) гвоз­ди про­во­лоч­ные

б) вин­ты шу­ру­пы, глу­ха­ри

Гвоз­де­вые со­еди­не­ния об­ла­да­ют ма­лой не­су­щей спо­соб­но­стью.

Со­еди­не­ния на вин­тах име­ют боль­шую не­су­щую спо­соб­ность, бо­лее тру­до­ем­ки в из­го­тов­ле­нии и до­ро­же, чем гвоз­де­вые.

При­ме­ня­ют для кре­п­ле­ния об­ши­вок, под­ши­вок, пла­нок в уз­лах и то­му по­доб­ных вто­ро­сте­пен­ных эле­мен­тов при от­сут­ст­вии ди­на­ми­че­ских воз­дей­ст­вий.

Не до­пус­ка­ет­ся за­бив­ка рас­чет­ных гвоз­дей в то­рец. При­ме­ня­ют для кре­п­ле­ния от­дель­ных ме­тал­ли­че­ских и де­ре­вян­ных де­та­лей.

Вруб­ки ло­бо­вые с од­ним и дву­мя зубь­я­миОб­ла­да­ют боль­шой не­су­щей спо­соб­но­стью, осо­бен­но вруб­ки с дву­мя зубь­я­ми. Мо­гут пе­ре­да­вать толь­ко сжи­маю­щее уси­лие при­мы­каю­ще­го эле­мен­та. При тща­тель­ном про­из­вод­ст­ве ра­бот да­ют срав­ни­тель­но ма­лые де­фор­ма­ции.

Ос­лаб­ле­ния се­че­ний со­еди­няе­мых эле­мен­тов зна­чи­тель­ны и час­то не сим­мет­рич­ны.

Из­го­тов­ле­ние вру­бок с од­ним зу­бом срав­ни­тель­но про­сто, с дву­мя зубь­я­ми — слож­но. Кон­троль за ка­че­ст­вом из­го­тов­ле­ния прост.

При­ме­ня­ют в брус­ча­тых и бре­вен­ча­тых кон­ст­рук­ци­ях пре­иму­ще­ст­вен­но по­стро­еч­но­го из­го­тов­ле­ния
Ло­бо­вые упо­ры, в том чис­ле упо­ры тор­ца в то­рецОб­ла­да­ют боль­шой не­су­щей спо­соб­но­стью, но мо­гут пе­ре­дать толь­ко сжи­маю­щие уси­лия. При тща­тель­ном про­из­вод­ст­ве ра­бот и при ма­лых уг­лах упо­ры тор­ца­ми да­ют срав­ни­тель­но ма­лые де­фор­ма­ции.

Упо­ры по­пе­рек во­ло­кон да­ют боль­шие, воз­рас­таю­щие при дли­тель­ном за­гру­же­нии, де­фор­ма­ции. Из­го­тов­ле­ние и кон­троль про­сты.

При­ме­ня­ют в сжа­тых сты­ках и уз­ло­вых со­еди­не­ни­ях.
Трех­ло­бо­вой упор (без ска­лы­ва­ния дре­ве­си­ны со­еди­няе­мых эле­мен­тов)Из­го­тов­ле­ние слож­но; кон­троль за ка­че­ст­вом из­го­тов­ле­ния за­труд­нен, по­это­му име­ет ог­ра­ни­чен­ное при­ме­не­ние.Мо­жет при­ме­нять­ся в про­ме­жу­точ­ных уз­лах сквоз­ных кон­ст­рук­ций пре­иму­ще­ст­вен­но при рас­тя­ну­тых эле­мен­тах, осу­ще­ст­в­лен­ных из круг­лой ста­ли.
Ще­ко­вые и тре­уголь­ные вруб­киОб­ла­да­ют срав­ни­тель­но боль­шой не­су­щей спо­соб­но­стью; в рас­тя­ну­том эле­мен­те да­ют зна­чи­тель­ные и не­сим­мет­рич­ные ос­лаб­ле­ния при ска­лы­ва­нии дре­ве­си­ны, про­те­каю­щем в не­бла­го­при­ят­ных ус­ло­ви­ях; по­это­му со­еди­не­ния на ще­ко­вых вруб­ках об­ла­да­ют по­ни­жен­ной на­деж­но­стью.

Из­го­тов­ле­ние слож­но; кон­троль за ка­че­ст­вом из­го­тов­ле­нии за­труд­нен.

Не ре­ко­мен­ду­ют­ся.
Вруб­ки трех­пло­ско­ст­ные с пло­щад­ка­ми, ра­бо­таю­щи­ми на ска­лы­ва­ние, и нож­нич­ныеНе­дос­та­точ­но на­деж­ны. Слож­ны в из­го­тов­ле­нии, под­гон­ка ра­бо­чих плос­ко­стей смя­тия за­труд­не­на. Ка­че­ст­во со­еди­не­ния не­дос­туп­но для кон­тро­ля.Не до­пус­ка­ют­ся.
Ко­сой при­рубСо­еди­не­ния спо­соб­ны вос­при­ни­мать про­доль­ные и по­пе­реч­ные сжи­маю­щие уси­лия, а при на­ли­чии стяж­ных бол­тов — не­боль­шие из­ги­баю­щие мо­мен­ты и не­зна­чи­тель­ные рас­тя­ги­ваю­щие уси­лия.

Из­го­тов­ле­ние и кон­троль за ка­че­ст­вом из­го­тов­ле­ния не слож­ны.

При­ме­ня­ют для сты­ков сто­ек и ба­лок в мес­тах с ну­ле­вы­ми или ма­лы­ми зна­че­ния­ми из­ги­баю­щих мо­мен­тов.
Вруб­ка впол­де­ре­ваТо же, что и ко­сой при­руб, но ме­нее на­де­жен при вос­при­ятии по­пе­реч­ной си­лы вслед­ст­вие зна­чи­тель­ной под­рез­ки со­еди­няе­мых эле­мен­тов; из­го­тов­ле­ние не­сколь­ко про­ще ко­со­го при­ру­ба.При­ме­ня­ют в сты­ках сто­ек, ле­жа­ков и то­му по­доб­ных эле­мен­тов в слу­ча­ях от­сут­ст­вия из­ги­баю­щих мо­мен­тов в сты­ках и ма­лых зна­че­ни­ях по­пе­реч­ной си­лы.
Вруб­ки ско­во­род­нем и по­лу­ско­во­род­немДа­ют боль­шие де­фор­ма­ции; слож­ны в из­го­тов­ле­нии. Вслед­ст­вие усуш­ки час­то вы­клю­ча­ют­ся из ра­бо­ты.Не ре­ко­мен­ду­ют­ся.
Ши­пыМа­ло­мощ­ное со­еди­не­ние. Из­го­тов­ле­ние слож­но, тре­бу­ет­ся вы­бор­ка гнезд.

Кон­троль за ка­че­ст­вом из­го­тов­ле­ния за­труд­нен.

При­ме­ня­ют в мес­тах при­мы­ка­ния стой­ки к на­сад­ке или леж­ню для вос­при­ятия срав­ни­тель­но не­зна­чи­тель­ных или слу­чай­ных го­ри­зон­таль­ных сил.

При ма­лых го­ри­зон­таль­ных си­лах шип ре­ко­мен­ду­ет­ся за­ме­нять сталь­ным шты­рем.

Шпон­ки де­ре­вян­ные приз­ма­ти­че­скиеУс­та­рев­шее со­еди­не­ние руч­но­го из­го­тов­ле­ния. В со­еди­не­ни­ях воз­ни­ка­ет рас­пор, ко­то­рый вос­при­ни­ма­ют стяж­ны­ми бол­та­ми. По­след­ние уве­ли­чи­ва­ют рас­ход ста­ли и да­ют зна­чи­тель­ные до­пол­ни­тель­ные ос­лаб­ле­ния. Ос­лаб­ле­ния шпон­ка­ми час­то не сим­мет­рич­ны. Из­го­тов­ле­ние тру­до­ем­ко и слож­но. Кон­троль за ка­че­ст­вом со­еди­не­ний на де­ре­вян­ных приз­ма­ти­че­ских шпон­ках сло­жен.Не ре­ко­мен­ду­ют­ся.

Мож­но при­ме­нять для со­еди­не­ния брусь­ев и бре­вен в со­став­ных бал­ках и сжа­то­из­ги­бае­мых эле­мен­тах при ма­лом объ­е­ме ра­бот и при не­об­хо­ди­мо­сти уст­рой­ст­ва за­зо­ров ме­ж­ду со­еди­няе­мы­ми эле­мен­та­ми.

Шпон­ки де­ре­вян­ные по­пе­реч­ные на­тяж­ные из твер­дой дре­ве­си­ныСо­еди­не­ние плот­ное и боль­шой по­дат­ли­во­сти, что обес­пе­чи­ва­ет со­вме­ст­ную ра­бо­ту не­сколь­ких шпо­нок. По срав­не­нию с со­еди­не­ния­ми на про­доль­ных и ко­сых шпон­ках об­ла­да­ет мень­шей не­су­щей спо­соб­но­стью.Мо­гут при­ме­нять­ся при спла­чи­ва­нии бре­вен и брусь­ев без за­зо­ров.
Шпон­ки де­ре­вян­ные про­доль­ные (пря­мые) и ко­лод­киСо­еди­не­ние боль­шой гру­зо­подъ­ем­но­сти, но очень же­ст­кое; тре­бу­ет­ся тща­тель­ная при­гон­ка ра­бо­чих плос­ко­стей шпо­нок и гнезд; очень труд­но обес­пе­чить со­вме­ст­ную ра­бо­ту не­сколь­ких шпо­нок, что сни­жа­ет на­деж­ность со­еди­не­ния.При спла­чи­ва­нии брусь­ев или бре­вен с за­зо­ром и при зна­ко­пе­ре­мен­ных уси­ли­ях.
Шпон­ки де­ре­вян­ные на­клон­ные (ко­сые, про­доль­ные)То же, что и про­доль­ные шпон­ки. Пе­ре­да­ют уси­лия толь­ко од­но­го на­прав­ле­ния. Ска­лы­ва­ние в шпон­ке от­сут­ст­ву­ет. Ска­лы­ва­ние в бру­сках про­те­ка­ет не­сколь­ко в бо­лее бла­го­при­ят­ных ус­ло­ви­ях (с при­жи­мом).Спла­чи­ва­ние брусь­ев и бре­вен при од­но­знач­ных уси­ли­ях.
Шпон­ки сталь­ные приз­ма­ти­че­ские со сталь­ны­ми на­клад­ка­миСо­еди­не­ние боль­шой гру­зо­подъ­ем­но­сти, но очень же­ст­кое. Труд­но обес­пе­чить рав­но­мер­ную со­вме­ст­ную ра­бо­ту не­сколь­ких шпо­нок. Из­го­тов­ле­ние слож­но и тру­до­ем­ко.Не ре­ко­мен­ду­ют­ся.

При­ме­ня­лись в сты­ках рас­тя­ну­тых эле­мен­тов из брусь­ев и бре­вен.

Шпон­ки коль­це­вые (сталь­ные, глад­кие, раз­рез­ные)Со­еди­не­ние от­но­си­тель­но боль­шой гру­зо­подъ­ем­но­сти же­ст­кое, со зна­чи­тель­ны­ми на­чаль­ны­ми де­фор­ма­ция­ми, Из­го­тов­ле­ние слож­но и тру­до­ем­ко – тре­бу­ет спе­ци­аль­но­го обо­ру­до­ва­ния для вы­бор­ки шпо­ноч­ных гнезд. Кон­троль за ка­че­ст­вом со­еди­не­ния за­труд­нен.Не ре­ко­мен­ду­ют­ся.

При­ме­ня­лись в уз­лах и сты­ках сквоз­ных кон­ст­рук­ций из до­сок. В слу­чае не­об­хо­ди­мо­сти мо­гут быть ис­поль­зо­ва­ны в уз­лах кон­ст­рук­ций из су­хих лес­ных ма­те­риа­лов ме­ха­ни­зи­ро­ван­но­го из­го­тов­ле­ния при на­ли­чии тща­тель­но­го кон­тро­ля в про­цес­се из­го­тов­ле­ния.

Шпон­ки зуб­ча­тыеСо­еди­не­ние от­но­си­тель­но боль­шой гру­зо­подъ­ем­но­сти, осо­бен­но при боль­ших уг­лах ме­ж­ду на­прав­ле­ния­ми уси­лия и во­ло­кон дре­ве­си­ны, вяз­кое (по­дат­ли­вое). Де­фор­ма­ции при за­гру­же­нии ма­лы, но зна­чи­тель­но уве­ли­чи­ва­ют­ся в про­цес­се экс­плуа­та­ции.

Из­го­тов­ле­ние кон­ст­рук­ций на зуб­ча­тых шпон­ках тру­до­ем­ко. Для за­прес­сов­ки шпо­нок тре­бу­ет­ся зна­чи­тель­ное уси­лие (свы­ше 6т)и спе­ци­аль­ное обо­ру­до­ва­ние со­от­вет­ст­вую­щей мощ­но­сти. Рас­ход ме­тал­ла на со­еди­не­ние срав­ни­тель­но боль­шой, так как для вос­при­ятия рас­пи­раю­щих уси­лий (от­да­чи) в со­еди­не­ни­ях не­об­хо­ди­ма по­ста­нов­ка стяж­ных бол­тов боль­шо­го диа­мет­ра и мощ­ных шайб, Тон­кие шпон­ки опас­ны в от­но­ше­нии кор­ро­зии

Не ре­ко­мен­ду­ют­ся.

При­ме­ня­лись в уз­лах сквоз­ных ферм.

Рас­тя­ну­тые свя­зи — бол­тыПро­стое и на­деж­ное со­еди­не­ние.В со­став­ных бал­ках и стой­ках на шпон­ках; в дру­гих со­став­ных бал­ках в ро­ли без­рас­чет­ных со­еди­не­ний; а уз­лах на коль­це­вых и зуб­ча­тых шпон­ках: в уз­лах на вруб­ках; для под­вес­ки ба­лок и во мно­гих дру­гих слу­ча­ях.
Рас­тя­ну­тые свя­зи — тя­жи пря­мо­ли­ней­ныеМе­тал­ло­ем­кое, но на­деж­ное сое­ди­не­ние.В опор­ных уз­лах. При вос­ста­нов­ле­нии раз­ру­шен­ных сты­ков рас­тя­ну­тых поя­сов и уз­лов сквоз­ных кон­ст­рук­ций.
Рас­тя­ну­тые свя­зи — тя­жи кри­во­ли­ней­ныеТру­до­ем­кое и ме­тал­ло­ем­кое со­еди­не­ние, даю­щее зна­чи­тель­ные де­фор­ма­ции за счет не­плот­но­го при­ле­га­ния к за­круг­лен­ным тор­цам и об­мя­тия по­след­них.То же.
Рас­тя­ну­тые свя­зи — хо­му­тыТру­до­ем­кое и ме­тал­ло­ем­кое со­еди­не­ние.В сты­ках сжа­тых к сжа­то-из­ги­бае­мых эле­мен­тов из бре­вен и брусь­ев.
Рас­тя­ну­тые свя­зи — скрут­ки из про­во­ло­киТру­до­ем­кое и при­ми­тив­ное со­еди­не­ние с рез­ко, ме­няю­щи­ми­ся в за­ви­си­мо­сти от спо­со­ба вы­пол­не­ния ра­бот по­ка­за­те­ля­ми не­су­щей спо­соб­но­сти.При­ме­ня­ют для со­еди­не­ния стол­бов ли­ний свя­зи и т.п. при их уд­ли­не­нии.
Рас­тя­ну­тые свя­зи — ско­быПро­стей­шее, ма­ло­мощ­ное и ме­тал­ло­ем­кое со­еди­не­ние, зна­чи­тель­но на­ру­шаю­щее струк­ту­ру дре­ве­си­ны.До­пус­ка­ет­ся в ка­че­ст­ве не­рас­чет­ных со­еди­не­ний в уз­лах бре­вен­ча­тых и брус­ча­тых кон­ст­рук­ций для уст­ра­не­ния сдви­га со­еди­няе­мых эле­мен­тов в по­пе­реч­ном к их осям на­прав­ле­нии.
Клее­сталь­ные шай­быДо­ро­го­стоя­щее и ме­тал­ло­ем­кое со­еди­не­ние, тре­бую­щее спе­ци­аль­но­го за­во­дско­го обо­ру­до­ва­ния и осо­бо тща­тель­но­го кон­тро­ля в про­цес­се из­го­тов­ле­ния.

Об­ла­да­ет боль­шой гру­зо­подъ­ем­но­стью. Да­ет ма­лые де­фор­ма­ции.

В уз­лах и сты­ках сбор­ных и сбор­но-раз­бор­ных кон­ст­рук­ций за­во­дско­го из­го­тов­ле­ния.

шпонка для деревянных соединений — со всех языков на русский

  • 1 панель для разъемных соединений

    Большой англо-русский и русско-английский словарь > панель для разъемных соединений

  • 2 alligator

    ['ælɪgeɪtə] 1) Общая лексика: аллигатор , из крокодиловой кожи , коробиться, покрываться трещинами , кожа аллигатора , кожа аллигатора или крокодила , кожа крокодила 8) Горное дело: дробилка , кран, самоопрокидывающаяся бадья для разгрузки сыпучих материалов

    Универсальный англо-русский словарь > alligator

  • 3 Holzverbindungsdübel

    сущ.

    2) дер. шкант, штырь для деревянных соединений

    Универсальный немецко-русский словарь > Holzverbindungsdübel

  • 4 timber connector

    2) деревянная распорка; распорная поперечина

    * * *

    Англо-русский строительный словарь > timber connector

  • 5 timber connector

    шпонка для деревянных соединений; деревянная распорка; распорная поперечина

    Англо-русский словарь по машиностроению > timber connector

  • 6 alligator

    3) захват; тиски; ключ

    Англо-русский строительный словарь > alligator

  • 7 Anschlitzung

    БНРС > Anschlitzung

  • 8 Anschlitzung

    сущ. 1) стр. зарезка гнёзд и шипов, выборка гнёзд и шипов

    2) лес. вязка в шпунт и гребень, выборка гнёзд и шипов для деревянных соединений, вязка в шип

    3) дер. вязка брусьев в угол шиповым замком, шиповая вязка

    Универсальный немецко-русский словарь > Anschlitzung

  • 9 Geka-Holzverbinder

    гл.

    1) стр. забивная кольцевая шиповая шпонка "Гека"

    Универсальный немецко-русский словарь > Geka-Holzverbinder

  • 10 Anschlitzung

    1. выборка гнёзд и шипов для деревянных соединений

    2. вязка в шип; вязка в шпунт и гребень

    Deutsch-Russisch Wörterbuch der Forstwirtschaft, Holz-und Möbelindustrie > Anschlitzung

  • 11 toothed ring

    Большой англо-русский и русско-английский словарь > toothed ring

  • 12 split ring

    Англо-русский словарь технических терминов > split ring

  • 13 toothed ring

    Англо-русский словарь технических терминов > toothed ring

  • 14 split ring

    Универсальный англо-русский словарь > split ring

  • 15 toothed ring

    Универсальный англо-русский словарь > toothed ring

  • 16 Spaltring

    сущ.

    1) тех. разрезное кольцо, кольцо с прорезью, разрезная кольцевая шпонка, гладкая кольцевая шпонка (для соединений деревянных элементов)

    Универсальный немецко-русский словарь > Spaltring

  • 17 split ring

    сущ.

    A split ring has an opening by which keys may be introduced. — У кольца для ключей имеется щель, через которую их можно продеть в кольцо.

    2) тех. гладкая кольцевая шпонка

    Англо-русский современный словарь > split ring

  • 18 mending plate

    Большой англо-русский и русско-английский словарь > mending plate

  • 19 shear connector

    shear connector
    n

    3. жёсткий упор ()

    Англо-русский строительный словарь. — М.: Русский Язык. С.Н.Корчемкина, С.К.Кашкина, С.В.Курбатова. 1995.

    * * *

    shear connector
    n

    Англо-русский строительный словарь. Академик.ру. 2011.

    Англо-русский словарь строительных терминов > shear connector

  • 20 clamping plate

    clamping plate
    nметаллическая зубчатая [когтевая] шпонка ()

    Англо-русский строительный словарь. — М.: Русский Язык. С.Н.Корчемкина, С.К.Кашкина, С.В.Курбатова. 1995.

    * * *

    clamping plate
    n

    Англо-русский строительный словарь. Академик.ру. 2011.

    Англо-русский словарь строительных терминов > clamping plate

Для чего нужны шпонки

Для чего нужны шпонки

Среди большого количества разнообразных видов соединений очень часто встречается именно такой вид, как шпоночное соединение. Исходя из такого названия, можно понять, что выполняется оно, непосредственно, с помощью шпонок. Но для чего нужны шпонки в этом виде соединения? Насколько важную роль они играют в механизмах? Какие характеристики и свойства имеют шпонки, и что вообще это изделие представляет из себя?

Обычно под шпонкой подразумевается стальная продолговатая деталь в форме бруска. В более редких случаях упоминают деревянные шпонки, использующиеся при изготовлении разной мебели и фурнитуры. Мы же рассмотрим изделия, материалом изготовления которых служит сталь чистотянутая для шпонок из разных марок стали, например, Ст45, Ст50, Ст55. Это сырье так же называют шпоночный материал ГОСТ 8787-68.

Шпонка предназначена для установки в паз на валу и поверхности детали. При этом со стороны такое соединение может напоминать небольшой клин. Кстати говоря, с польского языка шпонка переводится именно как клин. Такое название она получила благодаря тому, что попросту не позволяет валу и ступице проворачиваться, надежно фиксируя вращающиеся по отношению друг к другу детали механизма, и передавая момент силы.

Сферой применения шпонок являются практически все отрасли машиностроения, а также станкостроения. Шпоночные соединения используют в разной технике, автомобилях, а также в механизмах, станках и различном оборудовании благодаря очень высокой степени надежности этих изделий. Одной из наиболее отличительных особенностей шпонок является возможность их функционирования как некого предохранителя узлов.

Заключается подобная возможность, в том, что если предел крутящего момента будет превышен, то шпонка под нагрузкой попросту срежется в месте разграничения вала и детали. Замена испорченной шпонки для опытного мастера не составит никакого труда, да и цена на новую деталь совсем не высока. При чем под большой нагрузкой срезается только шпонка, а вот другие дорогостоящие части конструкции остаются в целости.

Таким образом, шпонка является достаточно дешевым и эффективным изделием, что крайне важно для производств в промышленных масштабах и для частных владельцев разной техники, в том числе тракторов, комбайнов и подборщиков сена, так как заменить шпонку в разгар уборочного сезона можно в кратчайшие сроки. Подводя итоги, можно выделить пару-тройку важных пунктов, объясняющих для чего нужны шпонки:

  • Выполняют надежное соединение вала и деталей
  • Обеспечивают высокую степень фиксации
  • Позволяют избежать проворачивания деталей
  • Сохраняют детали в целости при больших нагрузках.

Какие есть шпонки

Какие есть шпонки

С тем, зачем нужна шпонка, мы уже разобрались, однако очень важно будет отметить тот факт, что существуют различные варианты исполнения шпонок, каждый из которых будет иметь свои стандарты изготовления, следовательно, уникальные параметры, характеристики и предназначение для применения. Именно по этой причине мы так же рассмотрим, какие есть шпонки и какие у них эксплуатационные свойства.

Обратите внимание, что шпонки одной и той же формы и конструкции могут обладать различными размерами. Основные параметры и допуски изготовления, само собой, написаны в соответствующих нормативах ГОСТ, но зачастую очень многие предприятия осуществляют изготовление шпонок на заказ по чертежам заказчика. А в некоторых случаях, заказчик может сделать шпонку из шпоночной стали самостоятельно.

Таким образом, у потенциального клиента всегда есть возможность купить шпонку в соответствии с представленным модельным рядом или же заказать индивидуальный образец. Как правило, при изготовлении шпонки проходят процесс термообработки, позволяющий им выдерживать прочность в 600МПа, после чего им придается определенная конструкционная форма, подразделяющая их по виду соединения на:

  • призматические
  • сегментные
  • цилиндрические
  • тангенциальные.
  • клиновые.

Призматические шпонки, в свою очередь, так же подразделяют на 3 дополнительных вида исходя из их принципа действия: на закладные, на направляющие и на скользящие. Так как установка данного типа шпонок достаточно проблематична в плане их индивидуального подгона в пазы, а при полном износе они могут опрокидываться, то в большом производстве этот вид продукции используется достаточно редко.

В отличии от предыдущего варианта конструкции, сегментные шпонки не требуют в момент установки никакой подгонки, и не имеют свойства опрокидываться, что сказывается на их достаточно частом использовании. Однако применение такого типа шпонок ограничено на деталях с большим сечением вала, поэтому сегментную разновидность невозможно будет встретить на участках со множеством изгибов вала.

Цилиндрические шпонки по принципу работы схожи с призматическими. Они тоже редкий гость в крупномасштабном производстве из-за того, что они требуют одинаковой степени плотности и твердости соединяемых изделий. Во многом именно эта особенность и мешает их частому применению. Собственно, основным местом установки цилиндрических шпонок являются именно концевые участки вала.

Тангенциальная шпонка представляет собой конструкцию из двух элементов, которые напоминают призматический клин с сечением прямоугольного поперечного типа. Такой вид шпонок монтируется попарно под наклоном от 120° до 180°. Одним из главных достоинств у такого типа изделия является то, что их материал осуществляет работу на сжатие. Основной их сферой применения является тяжелое машиностроение.

Наконец, разбирая то, какие есть шпонки, мы подошли к последней разновидности, а именно к клиновым шпонкам. Такой тип по праву считается наиболее эффективным и очень распространенным ввиду множества своих неоспоримых преимуществ. Например, изделия клинового вида могут выдерживать незначительную осевую нагрузку, и при этом отлично функционировать при нагрузках переменного типа.

шпонки

Шпонка (деталь машин) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Шпонка. Монтаж призматической шпонки в паз вала Сегментная шпонка

Шпо́нка (от польск. szponka , через нем. Spon, Span — щепка, клин, подкладка) — деталь машин и механизмов продолговатой формы, вставляемая в паз соединяемых деталей шпоночного соединения для передачи крутящего момента или фиксации определенного взаимного положения при сборке (если крутящий момент передается другим способом). По форме шпонки разделяются на клиновые, призматические, сегментные, тангенциальные и цилиндрические. Изготавливаются из различных сталей и сплавов.

Призматические шпонки имеют прямоугольное сечение, противоположные грани у них параллельны. Работают эти шпонки боковыми сторонами. Они изготавливаются в двух исполнениях: с закругленными и плоскими торцами. Соединение шпонки с валом неподвижное напряженное. В паз втулки (ступицы) шпонка входит с зазором.

Сегментные шпонки, подобно призматическим, работают боковыми гранями. При необходимости по длине вала могут устанавливаться две, а иногда и три шпонки. К преимуществам сегментных шпонок относятся простота изготовления как самих шпонок, так и пазов под них, к недостаткам — необходимость изготовления глубоких пазов в валах, что снижает прочность последних.

Расчет шпонок производится на срез и на смятие по специальным формулам. Стандарты для призматических шпонок — ГОСТ 23360, DIN 6885, ANSI B17.1; для сегментных шпонок — ГОСТ 24071, ISO 3912, DIN 6888.

  • Под ред. Ишлинский А. Ю. Новый политехнический словарь. — М.: Большая Российская энциклопедия., 2003. — С. 671. — ISBN 5-7107-7316-6.

шпонка - это... Что такое шпонка?

  • Шпонка — – металлический или деревянный вкладыш в теле соединяемых деревянных конструктивных элементов, предотвращающий их относительное смещение. [СТБ 1725 2007] Шпонка – деревянный брусок, обработанный по заданному профилю и загоняемый в паз щита… …   Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

  • Шпонка — (детали машин)  металлическая деталь, предназначенная для передачи крутящего момента. Шпонка (иконопись)  деталь иконы предназначенная для увеличения жёсткости и прочности иконной доски …   Википедия

  • ШПОНКА — (польск. szponka от нем. Spon, Span щепка, клин),..1) деталь призматической, клинообразной или др. формы, устанавливаемая в пазах двух соприкасающихся деталей и предотвращающая их относительный поворот или сдвиг2)] Прокладка из гидроизоляционного …   Большой Энциклопедический словарь

  • ШПОНКА — ШПОНКА, шпонки, жен. (нем. Spon щепка) (тех.). Шип для скрепления двух каких нибудь частей, напр. для соединения вала со шкивом, для сплачивания двух досок. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • ШПОНКА — (Bung) клин с малым уклоном, служащий для скрепления каких либо двух частей между собой, напр. вала с насаженной на нем шестерней. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 …   Морской словарь

  • ШПОНКА — крепежное изделие в форме призматического или цилиндрического клина, закладываемого в гнезда соединяемых деталей с целью воспрепятствовать их относительному перемещению в направлении, перпендикулярном длине Ш. В машиностроении Ш. применяется гл.… …   Технический железнодорожный словарь

  • шпонка — сущ., кол во синонимов: 4 • прокладка (28) • шпон (8) • шпона (4) • …   Словарь синонимов

  • шпонка — Металлический или деревянный вкладыш в теле соединяемых деревянных конструктивных элементов, предотвращающий их относительное смещение [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики машиностроение в… …   Справочник технического переводчика

  • ШПОНКА — (1) крепёжная деталь шпоночного соединения, входящая одновременно в пазы вала машины и ступицы соединяемой с ним детали (шестерни, шкива и др.) (см. .), предотвращает их относительный поворот или сдвиг (подвергается деформации среза и смятия).… …   Большая политехническая энциклопедия

  • шпонка — и; мн. род. нок, дат. нкам; ж. [польск. szponka] Техн. 1. Соединительный элемент, устанавливаемый в пазах двух деталей (зубчатого колеса, шкива и т.п.), препятствующий их сдвигу относительно друг друга. // Деревянный брусок, врезаемый поперёк… …   Энциклопедический словарь

  • About Author


    alexxlab

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *