Динамика изо: Статика и динамика в изобразительном искусстве. Основы композиции. Статика и динамика в – Развитие композиционных навыков учащихся 3 класса ДШИ на занятиях по станковой композиции при работе в графической технике «Силуэт».

Развитие композиционных навыков учащихся 3 класса ДШИ на занятиях по станковой композиции при работе в графической технике «Силуэт».

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Удомельская детская школа искусств»

И.А. Елсукова

Развитие композиционных навыков учащихся 3 класса ДШИ на занятиях по станковой композиции при работе в графической технике «Силуэт».

Методическая разработка

г. Удомля, 2019

Автор-составитель Елсукова Ирина Александровна, преподаватель муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Удомельская детская школа искусств»

Елсукова И. А. Развитие композиционных навыков учащихся 3 класса ДШИ на занятиях по станковой композиции при работе в графической технике «Силуэт». [Текст]: методическая разработка / И.А. Елсукова. – Удомля: МБОУ ДО «Удомельская детская школа искусств», 2019. 22с.

Данная методическая разработка предназначена для учащихся третьего класса детских школ искусств и представляет из себя цикл заданий для развития композиционных навыков на занятиях по станковой композиции при работе в графической технике «Силуэт», которые знакомят с базовыми принципами композиции, ее правилами и приемами. Учащимся предлагаются практические и творческие задания разного уровня сложности. Методическая разработка так же содержит в себе наглядные пособия для каждой из тем цикла.

Для преподавателей детских школ искусств и учителей общеобразовательных школ.

Введение

Основой любого произведения искусства является композиция, придающая ему единство и цельность. В изобразительном искусстве композиция – это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением, необходимостью передать основной замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно. У композиции свои законы, которые складываются в процессе художественной деятельности. В композиции важно все – масса предметов, их «зрительный» вес, размещение на плоскости, способы передачи пространства, позы и жесты героев, формат и размер произведений, а также выразительность силуэтов.

Силуэт – это вид графики, средство художественной выразительности, и в первую очередь, это плоское изображение. Главной проблемой для юного художника является нахождение грамотного композиционного решения, при использовании минимальных средств (черного цвета), выполнение рисунка, внешние очертания которого должны быть очень выразительны, понятны, без лишних деталей. Данная методическая разработка поможет обучающимся углубить знания о принципах композиции и развить свои художественные навыки в таком непростом приеме работы, как силуэт.

Актуальность.

Возраст детей третьего класса ДШИ составляет 14-15 лет. Этот возраст приходится на один из скачков в развитии, когда подросткам свойственна целеустремлённость, настойчивость, быстрая смена настроения, импульсивность, неустойчивость интересов, начинают проявляться зачатки исследовательского мышления. Подростки ищут в искусстве того же, что и в своём творчестве: секретов передачи трёхмерности вещей, вещественности, материальной сущности. Интерес к достоверности изображений захватывает всех. А искусство силуэта, в свою очередь, требует от себя твердость рисунка, соблюдение перспективы и пропорциональности. Плоскость и линия, ее замыкающая, приобретают в искусстве силуэта исключительное значение. Абрис, контур, очерк предмета ограничивают юного художника в средствах, но вместе с тем принуждают к особой изобретательности.

Математический лаконизм, абстрактность силуэта приучают к изощрению наблюдательности и зоркости. Цикл композиционных заданий по искусству силуэта поможет подростку, прежде всего, проявить свой темперамент, характер, показать особенности мышления и расширить содержание своих композиционных идей. Подростки в искусстве заметно выделяют графику как особый вид работы. Интерес к ней вызывают и новизна технических приёмов, и отсутствие необходимости заботиться о цвете.

Цель.

Выполнение учащимися 3 класса ДШИ цикла упражнений по развитию и закреплению основных композиционных навыков при работе в графической технике «Силуэт».

Задачи.

1. Образовательные:

-Использование учащимися на практике графической техники «Силуэт», использование в своих работах основных правил построения композиции и выразительных средств графики.

2. Развивающие:

-Знакомство с историей появления новой техники «Силуэт», знакомство с именами художников, работавших и работающих в этой технике и с их творчеством, понимание роли этой графической техники в изобразительном искусстве, формирование художественной грамотности и вкуса в работе над силуэтной композицией.

-Развитие творческих способностей и навыков, целостное композиционное восприятие.

-Развитие умения использовать полученные знания на других видах изобразительной и трудовой деятельности.

3. Воспитательные:

-Воспитание и формирование художественно – творческой активности учащихся; нравственно — эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и искусстве.

-Воспитание в обучающихся любви к мировому искусству, предмету.

Адресант.

Методическая разработка ориентирована на группу детей художественных школ и художественных отделений детских школ искусств среднего школьного возраста (3-ий год обучения, возраст 14-15 лет), сформированных по 8-15 человек в группе, с общим курсом обучения 4 года.

Принципы реализации материала. Основная идея.

Методическая разработка состоит из блока 2-х часовых уроков, входящих в общий курс предмета “Станковая композиция”. Общее количество — 16 часов. И представляет из себя цикл заданий по предмету «Станковая композиция» в графической технике «Силуэт», в результате которых учащийся должен самостоятельно выполнить произвольно-сочиненную композицию, или иллюстрацию к произведению, по памяти и наблюдению, с включением силуэтов различных предметов, людей, растений, домов, строений и пр. Задания построены на основе постепенного увеличения степени сложности материала.

Подростки способны концентрировать свое внимание достаточно долгое время, планомерно закончить работу на листе формата А3–А2, однако нуждаются в переключении внимания с длительных заданий на более короткие. Поэтому задания, предлагаемые ученикам, должны быть конкретными, но одновременно с этим оставлять свободу для творчества. В целях экономии времени, максимальный формат бумаги при их выполнении А-5, а для итогового задания А-4. В зависимости от композиции, формат может быть квадратным, либо горизонтально или вертикально вытянут. Материалы: карандаш, ластик, перо, гуашь, кисть, тушь.

Новизна методической разработки.

Существует множество работ, посвященных основам композиции в изобразительном искусстве в целом. Но технику «Силуэт», как одного из главных аспектов развития композиционного мышления ребенка, авторы затрагивают косвенно, либо не используют вообще. Таким образом, новизна методической разработки заключается в том, что значительная часть описанных в ней методов и приёмов не нашли отражение в специальных изданиях, посвящённых данной проблеме.

Технологии, методы и приемы.

Объяснительно-иллюстративный и проблемно-творческий методы, межпредметная связь; приемы – словесные, наглядные, практические.

Прогнозируемые результаты

1. Знание и определение понятия «Силуэт», знание основных законов композиции.

2. Различие равновесия, симметрии и асимметрии, ритма, статики и динамики в композиции.

3. Совершенствование навыка рисования в технике «Силуэт».

Основная часть.

Цикл заданий для учащихся 3 класса ДШИ на занятиях по станковой композиции при работе в графической технике «Силуэт».

Раздел 1. «Задание 1. Силуэт как средство художественного выражения».

Цель: Знакомство с понятием «Силуэт», формирование первоначальных навыков.

Задачи: 1. Обучить детей создавать силуэты предметов, видеть их характерную форму, владеть первичными навыками плоскостного изображения. Закрепить и усвоить создание начертаний силуэта.

2. Дать представление об истории развития искусства силуэта.

3. Развивать творческое воображение, ассоциативное мышление. Воспитывать интерес к предмету, любознательность.

Оборудование: 1. Для учителя: компьютер, электронная презентация, наглядные пособия, репродукции картин художников.

2. Для учащихся: бумага, карандаш, ластик, гуашь черного цвета, кисть.

План урока: 1. Организационная часть.

2. Объяснение новой темы. Что такое силуэт, история и приемы изготовления.

Силуэт (фр. silhouette) — плоскостное изображение, прием работы, средство художественной выразительности, а также вид графики. Явление силуэта может возникать и в процессе восприятия объемных форм в зависимости от освещения. Силуэт подобен тени объекта. Качество силуэтности используется художниками во всех видах искусства. В силуэте фигуры или предметы рисуются обычно сплошным черным пятном на светлом фоне или белым на темном фоне. В таком рисунке внешние очертания объекта должны быть очень выразительны.

Силуэты были известны в Древнем Китае, Японии и других странах Азии. Необыкновенно изящные силуэты прорезанными тончайшими деталями использовались в теневом театре народов Древнего Востока. В Европе, как самостоятельный вид графики, искусство силуэта сформировалось в первой половине XVIII в. во Франции. Его название произошло от фамилии министра финансов Этьенна Силуэта, на которого была сделана карикатура в виде теневого профиля. Сам он так же занимался вырезанием из черной бумаге. В России искусством силуэта особенно увлекались известные художники Ф. Толстой, М. Добужинский, Е. Кругликов.

3. Практическая работа.

На выбор учащимся предлагаются несколько специально подобранных предметов, разных по степени сложности (объёмных и легко узнаваемых), например, книга, рюкзак и прочее. Задачей является выбор наиболее выразительного ракурса предмета, вычленение характерных деталей и их прорисовка. (Приложение 1)

4. Самостоятельная работа учащихся.

Во время самостоятельной работы, необходимо вести контроль над правильностью выполнения композиции, оказывать помощь учащимся, испытывающим затруднения.

5. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Раздел 2. «Задание 2. Равновесие в композиции».

Цель: Знакомство с понятием равновесие в композиции. Обучить учащихся составлять, через выразительные средства передачи равновесия, собственную композицию.

Задачи: 1. Дать теоретические знания о равновесии. Учить применять теоретические знания на практике при выполнении композиции.

2. Содействовать развитию художественного вкуса, чувства уравновешенности композиции. Развитие наблюдательности и навыков работы в технике «Силуэт».

3. Воспитание внимания на уроке, самостоятельности и ответственности.

Оборудование: 1. Для учителя: компьютер, электронная презентация, наглядные пособия, репродукции картин художников.

2. Для учащихся: бумага, карандаш, ластик, гуашь или тушь черного цвета, кисть.

План урока: 1. Организационная часть.

2. Объяснение новой темы.

Равновесие — это такое состояние композиции, при котором все ее элементы сбалансированы между собой. Равновесие зависит от расположения основных масс композиции, от организации композиционного центра, от пластического и ритмического построения композиции, от ее пропорциональных членений, от цветовых, тональных и фактурных отношений отдельных частей между собой и целым и т. д. В изобразительном искусстве равновесие — значит «зрительная устойчивость пластической формы», устанавливающаяся в результате равенства зрительного веса. Простейшим средством достижения композиционного равновесия служит симметрия. Композиционно равновесие достигается, прежде всего формой деталей, цветом, тоном.

3. Практическая работа.

На выбор учащимся предлагается несколько, выразительных по силуэту, предметов быта, поставленных на “уровне глаз” на светлом фоне (предметы тёмные по тону, фон светлый). Для большей наглядности можно подсветить предметы софитом до образования силуэта, либо поставить на фоне окна, но так чтобы свет не раздражал глаза. Учащиеся выбирают 2-3 предмета, отличных по размеру, массе, пропорциям, насыщенностью деталями и делают быстрые линейные наброски. Задачей является поиск удачного эскиза, вписанного в формат, который далее завершают более точной прорисовкой деталей и заливкой силуэта. (Приложение 2).

4. Самостоятельная работа учащихся.

Во время самостоятельной работы, необходимо вести контроль над правильностью выполнения композиции, оказывать помощь учащимся, испытывающим затруднения.

5. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Раздел 3. «Задание 3. Ритм в композиции».

Цель: Знакомство с понятием ритма в композиции. Обучить учащихся составлять ритмическую закономерность в композиции.

Задачи: 1. Дать теоретические знания о ритме. Учить применять теоретические знания на практике при выполнении композиции. Научить различать ритмические и метрические композиции.

2. Содействовать развитию художественного вкуса, чувства ритмичности композиции. Развитие наблюдательности и навыков работы в технике «Силуэт».

3. Воспитание внимания на уроке, самостоятельность и ответственность.

Оборудование: 1. Для учителя: компьютер, электронная презентация, наглядные пособия, репродукции картин художников.

2. Для учащихся: бумага, карандаш, ластик, гуашь или тушь черного цвета, кисть.

План урока: 1. Организационная часть.

2. Объяснение новой темы.

Ритм-свойство, характерное для многих явлений природы, в том числе и для жизни человека, а также ритмические циклы года, отливы и приливы моря, биологические закономерности процессов, динамика роста. Как отображение закономерностей реального мира, ритм вошел во все виды искусства, стал одним из необходимых средств организации художественной формы. В архитектуре, изобразительном и декоративном искусстве чувство ритма создается чередованием материальных элементов в пространстве. Ритм как композиционный прием — это повторение элементов объемно-пространственной и плоскостно-орнаментальной формы и интервалов между ними, объединенных сходными признаками.

Существует два вида повторности – метрическая и ритмическая (метр и ритм). Метрический ряд (метрическая повторность) – характеризуется закономерным повторением одинаковых элементов и интервалов между ними. Ритмические ряды (ритмическая повторность) образуются чередованием более выразительных элементов (акцентов) и менее выразительных — пассивных (интервалов).

3. Практическая работа.

Учащимся предлагается выполнить композицию на тему: “Вялящаяся рыба”, “Сохнущие, в пучках, травы”, “Грибы, нанизанные на нитку”, “Шапки на вешалке”, “Обувь”, “Развешанное для просушки бельё” и прочее по выбору. Задача: выразительно использовать плоскость листа. Найти ритмичное расположение предметов. Сочинить уравновешенную композицию. (Приложение 3).

4. Самостоятельная работа учащихся.

Во время самостоятельной работы, необходимо вести контроль над правильностью выполнения композиции, оказывать помощь учащимся, испытывающим затруднения.

5. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Раздел 4. «Задание 4. Симметрия и асимметрия».

Цель: Знакомство с понятием симметрия и асимметрия, формирование первоначальных навыков.

Задачи: 1. Дать теоретические знания о симметрии и асимметрии. Учить применять теоретические знания на практике при выполнении композиции.

2. Сформировать понятие движения в пространстве. Познакомить учащихся с принципами построения симметричной и асимметричной композиции.

3. Развивать творческое воображение, ассоциативное мышление. Развивать навыки работы в технике «Силуэт».

Оборудование: 1. Для учителя: компьютер, электронная презентация, наглядные пособия, репродукции картин художников.

2. Для учащихся: бумага, карандаш, ластик, гуашь или тушь черного цвета, кисть.

План урока: 1. Организационная часть.

2. Объяснение новой темы. Что такое симметрия и асимметрия.

Симметрия и асимметрия — два противоположных метода организации пространства. Симметрией называют одинаковое расположение равных частей по отношению к плоскости или линии. Простейший вид симметрии — зеркальная симметрия. В этом случае одна половина композиции является как бы зеркальным отражением другой. На чертежах плоскость симметрии изображается линией, поэтому ее называют осью симметрии. Симметрия объединяет композицию. Расположение главного элемента на оси подчеркивает его значимость, усиливая соподчиненность частей. Красота симметричной композиции заключается в равновесии частей, статичности, законченности.

Противоположным симметрии методом построения и организации пространства является – асимметрия. Единство, целостность является целью построения асимметричной композиции так же, как и симметричной. Но, в отличии от симметричной композиции, в асимметричной композиции необходимо достичь зрительного равновесия. Асимметричная композиция более гибка по сравнению с симметричной, она дает возможность неповторимого сочетания элементов и поэтому всегда индивидуальна.

3. Практическая работа.

Предлагаемое задание усложнено двумя образами, разными по характеру, взаимодействующими друг с другом: “Разговор между подругами”, “Покупка на рынке”, “Танец” и пр. Задачей является решение этих образов, их противопоставление, которое решается при помощи симметрии и асимметрии. В выполнении задания чёрный силуэт может быть заменён на белый, а также может, в небольших количествах, использоваться линия. (Приложение 4).

4. Самостоятельная работа учащихся.

Во время самостоятельной работы, необходимо вести контроль над правильностью выполнения композиции, оказывать помощь учащимся, испытывающим затруднения.

5. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Раздел 5. «Задание 5. Статика и динамика».

Цель: Знакомство с понятием статика и динамика, формирование первоначальных навыков. Выполнение упражнения.

Задачи: 1. Дать теоретические знания о статике и динамике. Учить применять теоретические знания на практике при выполнении композиции.

2. Познакомить учащихся с принципами построения динамической и статической композиции.

3. Развивать творческое воображение, ассоциативное мышление. Развивать навыки работы в технике «Силуэт».

Оборудование: 1. Для учителя: компьютер, электронная презентация, наглядные пособия, репродукции картин художников.

2. Для учащихся: бумага, карандаш, ластик, гуашь или тушь черного цвета, кисть.

План урока: 1. Организационная часть.

2. Объяснение новой темы. Что такое статика и динамика.

Статика — в изобразительном искусстве — качество покоя, равновесия. Статичные композиции передают состояние покоя и уравновешенности. Помимо статичности фигур в композиции, большое значение играет расположение этих фигур в формате, так, чем ниже к краю листа расположена вся композиция, тем статичнее она выглядит. Чем симметричнее, тем статичнее.

Динамика— это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. В динамичных композициях, элементы располагаются по диагональным осям или свободно располагаются на плоскости картины. В них ярче подчёркивается ощущение движения, более разнообразное расположение предметов, присутствует смелое нарушение симметрии. Цветовое решение в динамических произведениях может быть ярко выраженным и более эмоциональным.

3. Практическая работа.

Задание: изобразить движение или покой. При работе над композицией, преобладание горизонтальных и вертикальных линий создают в работе ощущение покоя, а преобладание диагональных – движения. При выполнении задания, изображение движения может происходить вокруг центра, от центра, к центру, по диагонали, по спирали. Выбранные темы: «Статика”: «Сон”, «Чтение книги” и др., «Динамика”: «Танец”, «Спорт” и др. по выбору учащихся. (Приложение 5).

4. Самостоятельная работа учащихся.

Во время самостоятельной работы, необходимо вести контроль над правильностью выполнения композиции, оказывать помощь учащимся, испытывающим затруднения.

5. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Раздел 6. «Задание 6. Произвольно-сочинённая композиция, или иллюстрация».

Цель: Суммируя знания, полученные на предыдущих уроках, самостоятельно выполнить сложную многофигурную композицию в технике «Силуэт».

Задача: Контроль и диагностика полученных знаний и навыков учащихся в ходе всех уроков цикла. Анализ проделанной работы. Оборудование: 1. Для учащихся: бумага, карандаш, ластик, гуашь или тушь черного цвета, кисть.

План урока: 1. Организационная часть.

2. Практическая работа.

Выполнить самостоятельно по памяти и наблюдению, с включением силуэтов различных предметов, людей, растений, домов, строений, сложную многофигурную композицию. (Приложение 6, 7).

3. Самостоятельная работа учащихся.

Во время самостоятельной работы, необходимо вести контроль над правильностью выполнения композиции, оказывать помощь учащимся, испытывающим затруднения.

4. Подведение итогов уроков всего цикла. Итоговая выставка лучших работ.

Заключение

Одним из самых важных аспектов в искусстве, является композиция. Это фундамент для всего последующего. Это способ направить и вести зрителя, чтобы он чувствовал, что он действительно принимает участие в вашей картине. Для этого нужно ознакомиться с правилами композиции и понять, как они работают. Данная методическая разработка поможет учащимся в выполнении этой цели, а также усовершенствует художественные навыки рисования в сложной графической технике «Силуэт».

У учащихся, благодаря разработанному циклу уроков, должно произойти накопление определенной суммы профессиональных навыков, основы планомерной, серьезной, длительной работы, приобретено умение ставить неординарную задачу и решать ее на соответственном профессиональном уровне.

Список литературы

1. Голубева О.Н. Основы композиции. — М.: Издательство В. Шевчук, 2008. — 144 с.: цв. ил.

2. Сокольникова Н. М. Основы композиции: Учебник для уч. 5-8 кл. — Обнинск: Титул, 1996 г. — 80 с.: цв. ил.

3. Изобразительное искусство. 1-8 классы: Развернутое тематическое планирование по программе Б.М. Неменского / Авт.-сост. О.Я. Воробьева, Е.А. Плещук, Т.В. Андриенко. — Волгоград: Учитель, 2008. — 72 с.

4. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Рисунок. Живопись. Народное искусство. Декоративное искусство. Дизайн.: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 368 с.: ил. — (Высшее профессиональное образование).

5. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. — М.: Просвещение, 2006. – 53 с.

1. www.vestnik.edu.ru — Журнал «Вестник образования». Официальный журнал Министерства образования и науки РФ

2. www.prosv.ru/print.aspx&ob_no=4144 — Стили в художественной культуре. 3. www.prosv.ru/print.aspx&ob_no2228 — Дизайн и архитектура: новое в преподавании ИЗО (школа Б.М. Неменского)

4. www.bolero.ru/cgi-bin/dsc.cgi&2176338.partner=26

5. http://www.library.ru/- информационно-справочный портал;

6. http://www.gnpbu.iip.net- библиотека им. Ушинского;

7. http://www.rsl.ru/home.htm- Российская государственная библиотека;

Приложения

Приложение 1. «Силуэт как средство художественного выражения».

hello_html_m58d00bdf.jpg

Приложение 2. «Равновесие в композиции»

hello_html_3d03b7d0.jpg

Приложение 3. «Ритм в композиции»

hello_html_m23f3c620.jpg

Приложение 4. «Симметрия и асимметрия»

hello_html_m5912ad0.jpg

Приложение 5. «Статика и динамика»

hello_html_m15cdef00.jpg

Приложение 6. «Произвольно-сочинённая композиция, или иллюстрация»

hello_html_m2fc0cf61.jpg

Приложение 7. «Произвольно-сочинённая композиция, или иллюстрация»

hello_html_5273da95.jpg

Урок ИЗО «Статичность и динамика в композиции».

Тема: Статичность и динамика в композиции

Задание для самостоятельной работы учащихся: Композиция «Путешествие к звездам»

Цели урока:

Образовательные:

  • расширить знания учащихся о приемах, средствах композиции,

  • познакомить учащихся с основами композиционного построения.

  • формировать умение выполнять тематическую композицию,

  • познакомиться с особенностями изображения космического пейзажа и летательных аппаратов.

Развивающие:

  • развитие эстетического вкуса на примере художественных произведений, построенных с учетом композиционных законов.

  • развивать фантазию и творческое воображение

  • укрепление межпредметных связей (литература, история).

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к предмету; внимание, трудолюбие, аккуратность.

 

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: объяснение с демонстрацией, самостоятельная работа.

 Межпредметная связь: литература, история.

Оборудование: Презентация на тему «Композиция».  Демонстрационные таблицы «Композиционные схемы», фотоподборка космических пейзажей и космических кораблей.

Примеры учебных работ.

 Ход урока.

1.Организационный момент.

Проверяется присутствие всех учащихся и их готовность к уроку.

Сообщение темы урока и плана работы.

2. Изучение нового материала.

Основу любой вещи или здания составляет какая-то конструкция, соединение объемных форм, выполненных из разных материалов.

Что такое композиция?

 Главное в композиции – создание художественного образа. Картины ,написанные в разные эпохи и в разных стилях, поражают наше воображение и надолго запоминаются во многом благодаря четкому композиционному построению. Давайте дадим определение понятию Композиция.

Композиция (от лат.compositio) означает составление, соединение сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. В изобразительном искусстве композиция – это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением. Изображать – значит устанавливать отношения между частями, связывать их в единое целое и обобщать.

Композиционные средства:

 1. Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции

 2. Симметрия, асимметрия и динамическое равновесие

 3. Движение и статика

 4. Прямые линии и организация пространства

 5. Цвет – элемент композиционного пространства

Если мы внимательно посмотрим на произведение искусства, то можем увидеть, что наиболее важные по сюжету элементы изображения размещаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, круг, овал и т.д.

В композиции важно все – масса предметов, их зрительный «вес», размещение на плоскости, выразительность силуэтов, ритмическое чередование линий и пятен, способы передачи светотени, цвет, формат, размер произведения и т.д.

Мы начнем изучение закономерностей композиции с расположения простейших элементов ( линий и пятен) на плоскости.

 Если изображения – прямоугольники, пятна, линии – расположены на листе бумаги случайно, мы невольно стремимся преодолеть эту случайность и хаотичность.

 Достижения гармоничного расположения элементов по отношению друг к другу и их уравновешенность в целом и составляет суть КОМПОЗИЦИИ.

Мы имеем пустое пространство, превратим его в космическое. Цветовая гамма космического пейзажа : чёрный,синий,фиолетовый.

Планеты : круглые , с кольцами ,со спутниками(теплые тона).

Звезды – одиночные , двойные , красные , синие , голубые, желтые.

Основы композиционного решения : выбрать главное , расположить это в центре или внизу листа. Не изображайте более 5 предметов . Взаимное расположение форм должно создавать динамическое равновесие, которое достигается путем добавления  глубины композиции с помощью цвета и линейной перспективы  (следов от летящих космических аппаратов или «космических трасс» в виде лент-дорог, по которым движутся летательные аппараты).

Обсудим форму и приемы изображения космических кораблей в полете (ракеты , тарелки).  Детали: конус, цилиндр, полусфера, «блин». Фонари на бортах (виды и цвет, способы изображения света).

3. Мастер класс учителя.

Выполните рисунок в карандаше. Прорисуйте  детали космических аппаратов. Их следы с цветовой растяжкой ( ближе — светлее , дальше – холоднее )

Залить фон ( или затушевать пастелью)

4.Самостоятельная работа детей.

5.Выставка и анализ работ.

6. Подведение итогов урока.

С какими основными понятиями мы сегодня познакомились? гармония, композиция

7.Рефлексия.

С чем познакомились?

Кому  сегодня понравился наш урок. А чем именно? Что нового вы узнали на нашем уроке? Кто доволен своей работой?

Закончите фразы:

у меня получилось …

 я смог…

 меня удивило…

 мне захотелось…

 

 

Тема урока: «Осень «

Цель урока: Развитие творческих способностей детей при работе над композицией. Передать осеннее настроение.

Задачи урока:

1. Обучающая :

  • формировать у обучающихся навыки развития и совершенствования приемов работы в технике гуашь на тонированной бумаге.

  • закрепление знания цветоведения на практике (основные цвета, дополнительные цвета теплые и холодные).

  • завершить работу, выделение главного.

2. Развивающая:

  • развить творческую активность.

  • развить абстрактное мышление.

  • развить творческую смелость в работе

3. Воспитательная: привить интерес к работе материалом .

  • воспитать аккуратность, самостоятельность, сосредоточенность.

  • развить у детей наблюдательность через связь с окружающей средой.

  • воспитать любовь к природе, к родному краю.

Материалы и оборудование:

  • Для ученика: тонированная бумага, краски гуашь, карандаш для постельной бумаги, ластик, губка, кисточка.

  • Для учителя: работы учащихся, репродукции работ художников, фотографии, наглядные пособия.

План урока:

  1. Организационный момент – 2 мин.

  2. Теоретическая часть – 13 мин. 
    — изучение нового материала
    — закрепление изученного материала

  3. Практическая часть – 25 мин.

  4. Итоговый анализ работ – 5 мин.

  5. Уборка рабочего места – 2 мин.

Ход урока

1. Организационная часть. Подготовка к занятию.

Учащиеся рассаживаются за мольберты, готовят рабочее место.

2. Теоретическая часть. Изучение нового материала.

А) Вступительная беседа о художниках пейзажистах, поэтах, композиторах.

— Часто в жизни мы многого не замечаем, не видим красоты форм деревьев, гармонического сочетания красок природы. Но есть люди, которые умеют увидеть красоту в самых, казалось бы, обычных вещах: в цвете осеннего неба, листвы, в синеве лесных далей (показ слайдов на экране работ известных художников: Левитан И.И. «Осень», «Дубовая роща», Виноградов С.А. «В усадьбе осенью», Остроухов И.С. «Золотая осень». И это, прежде всего художники, художники в самом широком смысле этого слова, поэты, музыканты, живописцы. Они умеют не только увидеть прекрасное в жизни, но и выразить свои чувства в художественно-образной форме и тем самым приобщить к прекрасному других».

Чтобы дать возможность учащимся испытать это на себе и тем самым вдохновить их на активную творческую деятельность используются технические средства обучения: магнитофонная запись музыки П.И.Чайковского из цикла «Времена года» («Сентябрь» и «Октябрь»). Предлагаю детям вспомнить отрывки из стихотворения А.С.Пушкина «Осень».

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

В ходе беседы детям задаются вопросы:

— Какие еще произведения русских поэтов вы знаете? (ответы учащихся)

Б) Показ преподавателем поэтапность выполнения композиции в технике гуашь.

На первом этапе работы нам необходимо белым карандашом нарисовать пейзаж. Затем берем маленький кусочек губки, наносим на неё краску, которая приготовлена в палитре и наносим на работу. Получается отпечаток. Берем другой цвет и проделываем тоже самое. Но главное не забыть: если лист бумаги темного оттенка (синий, зеленый, бардовый), то наносим светлые оттенки смешиваем с белой гуашью. А если лист теплого оттенка (красный, оранжевый, коричневый), то рисуется насыщенными холодными оттенками.

3. Практическая часть. Самостоятельная работа.

В) Устное первичное закрепление нового материала.

— Итак ребята повторим, что нужно сделать на первом этапе работы.

— На втором этапе?

— (Ответ учащихся)

 По ходу работы над эскизом композиции необходимо указать на роль и значение перспективы в композиции, на выбор точки зрения (выразительность низкого и высокого горизонта), на влияние цветовых отношений в передаче настроения, на характерные особенности структуры различных пород деревьев (показ слайдов на экране разных форм деревьев).

4. Итоговый анализ работ

В конце урока выставляем все работы, и коллективно с учениками подводим итоги о проделанной работе.

Главное внимание обращается на композиционные моменты решения темы.  В ходе анализа работ детям задаются вопросы.

— Как вы думаете, вы справились с поставленной задачей

— У кого получилось на «отлично»?

— Кому надо доделать?

Всем спасибо за работу! Вы молодцы !

Литература:

  1. Джонсон К. Наброски и рисунок / Пер. с англ. Н.В.Кремко; Худ.обл. М.В.Драко.-2-е изд.- Мн.: ООО «Попурри», 2003

  2. Гаррисон Х. Полный курс Рисунок и живопись. Материалы, техника и методы «Эксмо» Москва, 2006

Репродукции художников:

  1. Левитан И.И. «Осень», «Дубовая роща».

  2. Виноградов С.А. «В усадьбе осенью».

  3. Остроухов И.С. «Золотая осень».


Вид занятий: лекция с элементами практической работы. 
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков. 
Тема урока: Казахский мужской национальный костюм. 
Цель: 
-дать учащимся сведения о материалах, используемых для создания одежды, познакомить с названиями основных деталей одежды мужского костюма; 
-научить видеть красоту национальной одежды, ее функциональность, художественную особенность мужского 
костюма; 
-развитие навыков композиции, умения изображать человеческую фигуру в национальной одежде. 
Задачи урока: 
— выполнить на листе формата А- 4 поисковые эскизы костюма. 
— подобрать красивые сочетания цветов, чтобы изображение было лаконичным. 
— композиционно верное размещение эскизов, соблюдение пропорций фигур. 
Оборудование урока: 
— для учителя: репродукции казахских национальных костюмов, плакат «мужской национальный костюм», детские работы, буклет, индивидуальные карточки — задания «детали национального костюма». 
— — для учащихся: карандаши, альбомы, акварель. 
Оформление классной доски: слева таблица «казахский мужской костюм», справа таблица деталей костюма, в центре таблица «основные пропорции фигуры». 
План урока: 
1.Организационный момент 2-3 минуты. 
2.Повторение пройденного материала 3-5 минут. 
3.Сообщение нового материала 12-15 минут. 
4.Практическая часть урока 20 минут. 
5.Подведение итогов работы 2-3 минуты. 6.Домашнее задание 2 минуты. 

Ход урока. 
1 .Сообщение цели урока, подготовка учащихся к решению творческих задач. 
2.Повторение пройденного материала. Работа по вопросам: 
а) какие детали женского костюма вы знаете? (саукеле, чапан, кимешек, борик, такия, койлек, кокыркеше, масы). 
б) какие материалы использовались при изготовлении одежды? 
( шелк, бархат, тонкий войлок, кожа, шерсть, хлопок. Все ткани натуральные). 
При изучении женского костюма мы уже говорили об особенностях казахской национальной одежды. Давайте расширим наши знания и поговорим о влиянии соседних народов на казахский костюм. 
Функции одежды: защита тела от воздействия природной среды, социальная функция. 
Учитель, рассказывая материал, обращается к таблице № 1 «мужской костюм». 
Древнейшими материалами для изготовления одежды у казахов были шкуры, кожа и шерсть домашних животных. Использовали в основном овчину, реже шкуру коз, жеребят. Для бедных слоев населения характерна одежда из шкур сайгаков, головные уборы из меха лисицы, выдры и других пушных зверей. 
Одной из древнейших форм изготовления материала было использование естественно свалявшейся зимней шерсти овец и верблюдов. Шерсть тщательно чистили, раскладывали на подкладке, простёгивали продольными швами и выкраивали из неё часть зимней одежды. 
Кроме того, шерсть перерабатывали в войлок, который использовался для изготовления обуви и головных уборов. 
Привозные бумажные, шелковые и шерстяные ткани вошли в обиход кочевников ещё в древности. Широкое распространение получили китайские бумажные ткани, попадавшие на территорию Казахстана в виде подарков, военной добычи, в обмен на продукты кочевого хозяйства. Археологические находки свидетельствуют о распространении отдельных предметов одежды из шёлковых материй. 
Привозные ткани в основном покупали феодалы, так как только знатные казахи имели право носить шелковую одежду. Наиболее распространёнными были шёлка красного и желтого цветов. 

Комплекс мужской и женской одежды казахов в 18 — 19 вв. был довольно устойчив и однороден во всей территории Казахстана. Изменения в костюме 18 — 19 вв. происходили в деталях покроя, выборе материала, менее — составе предметов одежды. Социальные различия в одежде заключались в основном, в качестве материала и отделки, количестве одежды, носимой одновременно, но особенно её запасов, но не отражались на покрое. 
Среда основного населения, связанного со скотоводством, русские формы почти не имели распространения. Помимо большой традиционности быта скотоводов, сказывалась и высокая степень приспособленности казахской одежды к условиям жизни в степи, частым переездам, необходимости в любую погоду проводить много времени без укрытия. 
3. Давайте познакомимся с названиями деталей костюма: 
Тумак — остроконечная, отороченная лисьим или другим мехом шапка. Шапка имеет длинные широкие наушники, а так же удлинённый конец, прикрывающий затылок. Кроме лисьего меха, Которым оторочена в основном лобовая и наушная части шапки, её тыльная сторона обшивается бархатом или другими дорогими тканями. 
Ичиг — это зимняя верхняя одежда, сшитая из разных мехов животных. Шьют ичиг, располагая мех на изнаночную сторону. А тыльную сторону натягивают тканью. В зависимости от вида используемого меха ичиг делится на лисий ичиг, волчий ичиг т.д. 
Саптама етык — это сапоги с высокими голенищами и войлочными чулками внутри. В зимние холода в них очень тепло и удобно при езде на лошади. 
Айыр калпак — высокий колпак с изогнутыми к верху полями, отороченный изнутри тонким войлоком или плотной тканью, снаружи отделан из особого дорогого материала. Поверх ткани позументами из золотой нити расшиты узоры в виде растений. В основном его носили на пиршества ханы, султаны. 
Позументный чапан — шьётся из дорогой ткани с позументами на воротнике и груди. Спина, рукава и подол расшиваются позументными нитями. На спинке чапана расшивается круглый, как солнце, узор, а на самом чапане орнаменты в виде растений. Позументный чапан носили состоятельные люди, ханы, султаны. 
Жаргак — так казахи называют хорошо отделанную тонкую шкуру. Жаргак окрашивают в красный цвет, наносят на него разноцветные узоры, а затем из готового полотна шьют брюки. Такие брюки называют — «жаргак шалбар». «Жаргак шалгар» носили в основном батыры, бии, акыны, сал-сери. 
Шапан — халат, с древности основной вид одежды казахов. Шьётся из шерсти и других тканей. Украшается вышивкой племенной тамги (символ племени) или солнечных (солярных) кругов заполненных растительным орнаментом. 
Курте — мужская лёгкая одежда из различных тканей с подкладом. Шьётся без воротника с короткими рукавами, носится поверх рубашки. 
Бешпент — один из древнейших видов одежды, имеет удлинённую форму и боковые разрезы внизу, вышивается крупными изображениями солнца, так как оно символизирует жизнь, победу. 
Шалбар — штаны разнообразны по фасону, длине и использованию ткани. Украшаются в зависимости от назначений. 
Кiсе — наборный пояс из кожи, замши или бархата. Имеет несколько подвесных предметов: кошелёк, паровницу, кресало, футляр для ножей и тому подобное, украшается костью, металлическими бляхами с полудрагоценными камнями. 

4. Учащиеся начинают самостоятельно делать зарисовки, создавать эскизы костюма. Дети подходят к работе творчески, из деталей одежды, украшая их казахским орнаментом, составляют свои образцы, эскизы, находят общее цветовое решение работы. Учитель следит за тем, чтобы были соблюдены пропорции фигур, подобраны красивые сочетания цветов, чтобы изображение было лаконичным. 
5. В конце урока подводятся итоги, делается анализ детских работ. 
6. Домашнее здание. Давайте придумаем игру «Одень джигита». Дети делают картонную основу фигуры и заготавливают детали костюма. 

Список литературы. 
1. Абдигапбарова У. Казахский национальный орнамент. Алматы 1999. 
2. Аргымбаев к. Прикладное искусство казахского народа. Алма-Ата 1978. 
3. Ералин К., Болатбаев К. Уроки прикладного искусства. Алматы 1999. 
4. Касематов С. Прикладное искусство казахского народа. Алма-Ата 1969. 
5. Матыжан К. Казахская национальная одежда. Алматы 2001

Динамика (физика) — Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Динамика.

Дина́мика (греч. δύναμις «сила, мощь») — раздел механики, в котором изучаются причины возникновения механического движения. Динамика оперирует такими понятиями, как масса, сила, импульс, момент импульса, энергия[1].

Также динамикой нередко называют, применительно к другим областям физики (например, к теории поля), ту часть рассматриваемой теории, которая более или менее прямо аналогична динамике в механике, противопоставляясь обычно кинематике (к кинематике в таких теориях обычно относят, например, соотношения, получающиеся из преобразований величин при смене системы отсчёта).

Иногда слово динамика применяется в физике и не в описанном смысле, а в более общелитературном: для обозначения просто процессов, развивающихся во времени, зависимости от времени каких-то величин, не обязательно имея в виду конкретный механизм или причину этой зависимости.

Динамика, базирующаяся на законах Ньютона, называется классической динамикой. Классическая динамика описывает движения объектов со скоростями от долей миллиметров в секунду до километров в секунду.

Однако эти методы перестают быть справедливыми для движения объектов очень малых размеров (элементарные частицы) и при движениях со скоростями, близкими к скорости света. Такие движения подчиняются другим законам.

С помощью законов динамики изучается также движение сплошной среды, т. е. упруго и пластически деформируемых тел, жидкостей и газов.

В результате применения методов динамики к изучению движения конкретных объектов возник ряд специальных дисциплин: небесная механика, баллистика, динамика корабля, самолёта и т. п.

Эрнст Мах считал, что основы динамики были заложены Галилеем[2].

Исторически деление на прямую и обратную задачу динамики сложилось следующим образом[3].

Классическая динамика основана на трёх основных законах Ньютона:

  • 1-й: Существуют такие системы отсчёта, относительно которых поступательно движущееся тело сохраняет свою скорость постоянной, если на него не действуют другие тела или их действие скомпенсировано.
∑i=1nFi→=0⇒v→=const{\displaystyle \sum _{i=1}^{n}{\vec {F_{i}}}=0\Rightarrow {\vec {v}}=const}
a→=∑i=1nFi→m,{\displaystyle {\vec {a}}={\frac {\displaystyle \sum _{i=1}^{n}{\vec {F_{i}}}}{m}},}

где a→{\displaystyle {\vec {a}}} — ускорение тела, Fi→{\displaystyle {\vec {F_{i}}}} — силы, приложенные к материальной точке, а  m{\displaystyle \ m} — её масса, или

ma→=∑i=1nFi→.{\displaystyle m{\vec {a}}=\sum _{i=1}^{n}{\vec {F_{i}}}.}

В классической (ньютоновской) механике масса материальной точки полагается постоянной во времени и независящей от каких-либо особенностей её движения и взаимодействия с другими телами[4][5].

Второй закона Ньютона можно также сформулировать с использованием понятия импульса:

В инерциальных системах отсчёта производная импульса материальной точки по времени равна действующей на него силе[6].

dp→dt=∑i=1nFi→,{\displaystyle {\frac {d{\vec {p}}}{dt}}=\sum _{i=1}^{n}{\vec {F_{i}}},}

где p→=mv→{\displaystyle {\vec {p}}=m{\vec {v}}} — импульс (количество движения) точки, v→{\displaystyle {\vec {v}}} — её скорость, а t{\displaystyle t} — время. При такой формулировке, как и ранее, полагают, что масса материальной точки неизменна во времени[7][8][9].

  • 3-й: Силы, с которыми тела действуют друг на друга, лежат на одной прямой, имеют противоположные направления и равные модули
|F1→|=|F2→|{\displaystyle |{\vec {F_{1}}}|=|{\vec {F_{2}}}|}
F1→=−F2→{\displaystyle {\vec {F_{1}}}={\vec {-F_{2}}}}

Если при этом рассматриваются взаимодействующие материальные точки, то обе эти силы действуют вдоль прямой, их соединяющей. Это приводит к тому, что суммарный момент импульса системы состоящей из двух материальных точек в процессе взаимодействия остается неизменным. Таким образом, из второго и третьего законов Ньютона могут быть получены законы сохранения импульса и момента импульса

Законы Ньютона в неинерциальных системах отсчёта[править | править код]

Существование инерциальных систем отсчёта лишь постулируется первым законом Ньютона. Реальные системы отсчёта, связанные, например, с Землёй или с Солнцем, не обладают в полной мере свойством инерциальности в силу их кругового движения. Вообще говоря, экспериментально доказать существование ИСО невозможно, поскольку для этого необходимо наличие свободного тела (тела на которое не действуют никакие силы), а то, что тело является свободным, может быть показано лишь в ИСО. Описание же движения в неинерциальных системах отсчёта, движущихся с ускорением относительно инерциальных, требует введения т. н. фиктивных сил таких как сила инерции, центробежная сила или сила Кориолиса. Эти «силы» не обусловлены взаимодействием тел, то есть по своей природе не являются силами и вводятся лишь для сохранения формы второго закона Ньютона:

∑i=1nFi→+∑j=1nFfj→=ma→{\displaystyle \sum _{i=1}^{n}{\vec {F_{i}}}+\sum _{j=1}^{n}{\vec {F_{f_{j}}}}=m{\vec {a}}},

где ∑j=1nFfj→{\displaystyle \sum _{j=1}^{n}{\vec {F_{f_{j}}}}} — сумма всех фиктивных сил, возникающих в неинерциальной системе отсчёта.

Многие законы динамики могут быть описаны исходя не из законов Исаака Ньютона, а из принципа наименьшего действия.

Формулы некоторых сил, действующих на тело[править | править код]

  • Сила всемирного тяготения:
FT=Gm1m2r2{\displaystyle F_{T}={Gm_{1}m_{2} \over r^{2}}}

или в векторной форме:

FT→(r1→)=Gm1m2|r2→−r1→|3(r2→−r1→){\displaystyle {\overrightarrow {F_{T}}}({\vec {r_{1}}})=G{\frac {m_{1}m_{2}}{|{\vec {r_{2}}}-{\vec {r_{1}}}|^{3}}}{({\vec {r_{2}}}-{\vec {r_{1}}})}}

вблизи земной поверхности:

FT→=mg→{\displaystyle {\overrightarrow {F_{T}}}=m{\vec {g}}}
Ff=μN{\displaystyle F_{f}=\mu N}
  • Сила Архимеда:
FA=ρgV{\displaystyle F_{A}=\rho gV}
  1. Тарг С. М. Динамика // Физическая энциклопедия : [в 5 т.] / Гл. ред. А. М. Прохоров. — М.: Советская энциклопедия, 1988. — Т. 1: Ааронова — Бома эффект — Длинные линии. — С. 616-617. — 707 с. — 100 000 экз.
  2. Мах Э.  Механика. Историко-критический очерк её развития. — Ижевск: Ижевская республиканская типография, 2000. — С. 105. — 456 с. — ISBN 5-89806-023-5.
  3. Тарг С. М. Краткий курс теоретической механики. — М.: Высшая школа, 1995. — С. 183. — 416 с. — ISBN 5-06-003117-9.
  4. Маркеев А. П. Теоретическая механика. — М.: ЧеРО, 1999. — С. 87. — 572 с. «Масса материальной точки считается постоянной величиной, не зависящей от обстоятельств движения».
  5. Тарг С. М. Краткий курс теоретической механики. — М.: Высшая школа, 1995. — С. 287. — 416 с. — ISBN 5-06-003117-9. «В классической механике масса каждой точки или частицы системы считается при движении величиной постоянной»
  6. Сивухин Д. В. Общий курс физики. — М.: Физматлит; изд-во МФТИ, 2005. — Т. I. Механика. — С. 76. — 560 с. — ISBN 5-9221-0225-7.
  7. Маркеев А. П. Теоретическая механика. — М.: ЧеРО, 1999. — С. 254. — 572 с. «…второй закон Ньютона справедлив только для точки постоянного состава. Динамика систем переменного состава требует особого рассмотрения».
  8. Иродов И. Е. Основные законы механики. — М.: Высшая школа, 1985. — С. 41. — 248 с.«В ньютоновской механике… m=const и dp/dt=ma».
  9. Kleppner D., Kolenkow R. J. An Introduction to Mechanics. — McGraw-Hill, 1973. — P. 112. — ISBN 0-07-035048-5. «For a particle in Newtonian mechanics, M is a constant and (d/dt)(Mv) = M(dv/dt) = Ma».
  • Алешкевич В. А., Деденко Л. Г., Караваев В. А. Механика твердого тела. Лекции. Издательство Физического факультета МГУ, 1997.
  • Матвеев А. Н. Механика и теория относительности. М.: Высшая школа, 1986. (3-е изд. М.: ОНИКС 21 век: Мир и Образование, 2003. — 432с.)
  • Павленко Ю. Г. Лекции по теоретической механике. М.: ФИЗМАТЛИТ, 2002. — 392с.
  • Сивухин Д. В. Общий курс физики. В 5 т. Том I. Механика. 4-е изд. М.: ФИЗМАТЛИТ; Изд-во МФТИ, 2005. — 560с.
  • Яворский Б. М., Детлаф А. А. Физика для школьников старших классов и поступающих в вузы: учебное пособие. М.: Дрофа, 2002, 800с. ISBN 5-7107-5956-2

Презентация урока на тему:»КОМПОЗИЦИЯ.ДОМИНАНТА. СТАТИКА. ДИНАМИКА. РИТМ.»

Инфоурок › ИЗО, МХК ›Презентации›Презентация урока на тему:»КОМПОЗИЦИЯ.ДОМИНАНТА. СТАТИКА. ДИНАМИКА. РИТМ.»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Преподаватель: С.В. Гататдинова Описание слайда:

Преподаватель: С.В. Гататдинова

2 слайд Преподаватель: С.В. Гататдинова Описание слайда: 3 слайд Преподаватель: С.В. Гататдинова Описание слайда: 4 слайд Преподаватель: С.В. Гататдинова Описание слайда: 5 слайд Преподаватель: С.В. Гататдинова Описание слайда: 6 слайд Преподаватель: С.В. Гататдинова Описание слайда: 7 слайд Что их объединяет? Какие люди творческих профессий? Описание слайда:

Что их объединяет? Какие люди творческих профессий?

8 слайд Что их объединяет? Какие люди творческих профессий? Описание слайда: 9 слайд Что их объединяет? Какие люди творческих профессий? Описание слайда: 10 слайд Что их объединяет? Какие люди творческих профессий? Описание слайда: 11 слайд Что их объединяет? Какие люди творческих профессий? Описание слайда: 12 слайд Что их объединяет? Какие люди творческих профессий? Описание слайда: 13 слайд Что их объединяет? Какие люди творческих профессий? Описание слайда: 14 слайд Что их объединяет? Какие люди творческих профессий? Описание слайда:

Презентация к уроку ИЗО и информатики в 8 классе на тему «Статика и динамика»

Инфоурок › ИЗО, МХК ›Презентации›Презентация к уроку ИЗО и информатики в 8 классе на тему «Статика и динамика»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда: 2 слайд Что вам известно по теме «композиция» «рекламное объявление» Описание слайда:

Что вам известно по теме «композиция» «рекламное объявление»

3 слайд Композиция (от лат. compositio) — составление, объединение и гармоничное соче Описание слайда:

Композиция (от лат. compositio) — составление, объединение и гармоничное сочетание частей в единое целое и общее. Композиция строится по определённым законам. Её правила и приёмы взаимосвязаны между собой и действуют во все моменты работы над  композицией Композиционное решение в изобразительном искусстве связано с умелым расположением предметов и фигур на плоскости картины.

4 слайд Вспомним подробнее понятия и термины композиции: Описание слайда:

Вспомним подробнее понятия и термины композиции:

5 слайд Закон целостности- объединение элементов, частей в единое целое. рисунок 1 р Описание слайда:

Закон целостности- объединение элементов, частей в единое целое. рисунок 1 рисунок 2

6 слайд Закон соподчинения – подчинение всех элементов изображения доминанте рисунок Описание слайда:

Закон соподчинения – подчинение всех элементов изображения доминанте рисунок 1 рисунок 2

7 слайд Закон равновесия- состояние композиции, при котором все элементы сбалансирова Описание слайда:

Закон равновесия- состояние композиции, при котором все элементы сбалансированы между собой рисунок 1 рисунок 2

8 слайд Доминанта – главный элемент композиции, которому подчиняются все остальные ри Описание слайда:

Доминанта – главный элемент композиции, которому подчиняются все остальные рисунок 1 рисунок 2

Конспект урока ИЗО 6 класс по теме «Основы композиции. Статика и динамика»

Технологическая карта урока

Учитель: Бубнихина Юлия Рудольфовна

Предмет: композиция

Тема урока: Основы композиции: динамика и статика.

Цель урока: ознакомление обучающихся основам композиции статика и динамика.

Задачи урока:

Учебные: понимать базовые принципы композиции;

Развивающие: развитие исследовательских навыков, творческие способности, владение художественными материалами.

Воспитательные: воспитывать эстетическое понимание прекрасного, умение видеть в обычном особенное, творческое мышление, чувство коллективизма.

Тип урока: изучение нового.

Оборудование для учителя: учительский рисунок на доске, флэш-карта с учебными материалами, мульти-проектор для презентации, репродукции картин известных художников, работы учащихся. Для учащихся: бумага А4, простой карандаш, ластик, акварель.

Планируемые результаты:

  • Личностные: формирование ответственного отношения к учебе, формирование гражданственности и патриотизма, развитие навыков доброжелательного сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • Предметные: формирование основ художественной культуры, умения самостоятельного получения и применения новых знаний по предмету, приобретение опыта работы различными художественными материалами, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;

  • Метапредметные:

  • регулятивные: умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствие с поставленной задачей, умение эстетически подходить к любому виду деятельности;

  • познавательные: овладеть умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать, использовать приём планирования учебных действий с опорой на заданный алгоритм, самостоятельно планировать пути достижения цели;

  • коммуникативные: освоение диалоговой формы общения, умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, умение воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения.

Деятельность обучающегося

Наглядные пособия

Организационный момент (3 мин.)

Приветствие. Зрительный контроль посещаемости. Организация учащихся к образовательной деятельности.

Актуализация знаний. Предмет исследования (5 мин.)

Рассмотрим картины: А.Ф. Лутфуллина «Башкирским хлеборобам» и Д.А. Сулейманов «Зов».

Дадим описание картин, что изображено на первой картине? Что на второй?

По сюжету изображения разные, в картине А.Ф. Лутфуллина на белоснежной скатерти лежит румяный каравай свежеиспеченного хлеба. Задний фон темный, а хлеб расположен в центре картины. В работе Д.А. Сулейманова изображен конь огненного цвета, в стремительном движении и всадник, развернувшись назад, зовет людей отправится на защиту Родины от врагов. Вопрос: смысловое значение этих двух работ нам понятен, они разные по движению, эмоциональному восприятию. Как художники добились такого эффекта? Давайте рассмотрим какими композиционными приемами пользуются художники для того, чтобы передать состояние спокойствия и движение –это тема урока.

Сообщение нового материала. (10 мин.)

Демонстрация и обсуждение презентации « Основы композиции. Статика и динамика»

Статичная композиция в основном используются для передачи покоя, гармонии, создает впечатление неподвижности. Чтобы подчеркнуть красоту предметов. Может быть для передачи торжественности. Рассмотрим картину А.Ф. Лутфуллин «Три жещины». Три женские фигуры спокойно сидят и смотрят задумчиво на зрителя, они похожие: одинаковые фигуры и позы, одежды на них в одном стиле и по цвету сближенный колорит – сложные земляные, коричневые, алые оттенки. Композиция симметричная, в центре находится старшая пожилая женщина, по обе стороны от нее восседают более молодые. Картина – монументальна, имеет глубокий философский смысл о преемственности поколений.

Динамичная композиция – это композиция, при которой создается впечатление движения и внутренней динамики.

Динамика, это полная противоположность статики во всем!

Используя динамическое построение в своих работах, вы сможете более ярко передать настроение, взрыв эмоций, радость, подчеркнуть форму и цвет предметов! Предметы в динамике в основном выстраиваются по диагонали, приветствуется ассиметричное расположение. Все построено на контрастах — контраст форм и размеров, контраст цвета и силуэтов, контраст тона и фактуры. Цвета открытые, спектральные.

На уроке нам предстоит выполнить три задания: послушать и обсудить новую тему, научиться анализировать наглядность, выполнить творческие задания.

Закрепление изученного материала

Учащиеся выбирают из предложенного учителем визуального ряда на экране телевизора статичную и динамичную композиции, отвечают на вопросы учителя об особенностях изображения статичной и динамичной композиции

Творческое задание

Выполнить с помощью геометрических фигур статичную и динамичную композицию.

В ходе работы учитель создаёт ситуацию успеха, стараясь правильно распределить дозу помощи учащимся, в зависимости от их творческих способностей.

Вопрос по окончании практической деятельности: Можно ли назвать ваши картины передающие движение или статику. Какие вы использовали приемы композиции

Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия

Анализ работ (3 мин.) Просмотр работ обучающихся проводится в форме импровизированной выставки, совместно с учителем.

Оценка правильности в выполнении статичной и динамичной композиции. Выводы учащихся и обсуждение выполненных работ. Анализ изобразительной деятельности в форме обсуждения. Вырабатываются умения корректно высказываться и слушать других.

Домашнее задание (2 мин.)

Подготовит материал- презентацию « Ритм в пейзаже»

Передача динамики в пейзажах

Чем больше в фотографических снимках динамичности – тем большее влияние они оказывают на зрителя: в них много движения, жизни, драматизма. Давайте вместе проследим, что же необходимо предпринять, чтобы ваши фотоработы, а речь пойдет о пейзажах, были полны динамики.

Всегда нас привлекают фотографии, в которых запечатлены какие-то особенные моменты из жизни, в которых автор завладевает нашим вниманием, заставляя нас задержать взгляд зрителя  на своей работе. Здесь срабатывает эффект «что такое», когда мы впервые видим что-то новое, необычное, оригинальное.

Посещая различные известные фотосайты, разглядывая представленные там работы, можно найти множество похожих друг на друга фотографий с изображением картин природы. Хотя на них будут представлены виды различных местностей, они всё же по своему чаще всего будут скучны и однообразны по своему содержанию. В наиболее же удачных снимках всегда запечатлено нечто уникальное, мимо которого вы бы никогда не прошли, попадись оно вам  в реальной жизни. Иными словами снимки, которыми восхищаются буквально,  все полны как раз тем, что мы называем динамичностью.

Что такое динамика в фотографическом пейзаже?

Динамичность в пейзажах

Так какими же чертами обладают снимки ландшафта, которые мы называем динамичными?

К примеру, мы снимаем морской прилив или легкое волнение на море. Чтобы передать динамизм этого явления природы, можно, предварительно настроив камеру так, как это вам необходимо по условиям освещенности и всего прочего, установить ее на штатив и сделать не один, а сразу серию снимков. И тогда в итоге все волны, снятые в движении, спроецировавшись на одном кадре, как бы смешаются между собой, и на фотографии мы получим динамичное и живое их изображение. Если обратиться к Википедии, одному из самых популярных источников информации, то там мы можем найти интересующий нас материал по вопросу динамики в изображении пейзажа, однако это всего лишь личное мнение одного из специалистов в этой области.

Позволим себе высказать и наши собственные мысли по этому вопросу.

Отображение неуёмной и великой энергии природы, бесконечно меняющейся и преображающейся – вот что такое, на наш взгляд, динамика в изображении пейзажа. Глядя на динамичные снимки, мы словно наблюдаем эффект 3D, поскольку эти снимки необычайно глубоки и ёмки по своему содержанию. Они как бы выходят за рамки привычного плоского изображения, обретают объем. Впервые термин «Динамичное изображение пейзажей» можно встретить у Галена Ровелла (Galen Rowell), Этот замечательный фотограф-пейзажис именно так охарактеризовал свои работы, созданные  в начале 70-х годов XX-го столетия.  

Конечно, и другие мастера фотопейзажа делали в то время интересные с точки зрения динамики снимки, но именно благодаря Ровеллу термин «динамичный пейзаж» вышел в жизнь и стал часто употребим. Он стал своеобразной визитной карточкой этого мастера, его отличительной чертой. Динамический пейзаж даже отождествляться с его творчеством.

Динамическая композиция

Как и в других жанрах изобразительного искусства, основой любой хорошей фотоработы является композиция. Независимо от того, динамический сюжет изображен на ней, или какой то другой. Именно удачная композиция заставляет нас остановить на снимке свое внимание и удерживать его достаточно долго.

Динамичность в пейзажах

Легко поддаются созданию динамические пейзажи, сюжеты которых связанны с образом моря. В них великолепно сочетаются все элементы, присущие динамичному снимку, а именно:

  • Нисходящие и восходящие линии;
  • Удачно разработанная перспектива;
  • Зрительно привлекательные объекты первого плана.
  • Интересное и эффектное расположение линии горизонта, а также запоминающийся  фон пейзажа.
  • Яркое цветовое и световое решение снимка;
  • Гармоничное сочетание цветов, определяющих основную цветовую гамму и виньетирование.
  • Визуализация движения.

Чаще всего фотомастеру редко удаётся достигнуть сочетания всех этих элементов в одной  работе. В реальной жизни качества, присущие динамизму,  встречаются постоянно. В любой фотографии, на которой изображен природный ландшафт, хоть один компонент, но найдешь обязательно. А уж если несколько —  так это можно считать удачей. Успехом автора работы.

Мы не ставим своей целью дать чёткие инструкции по созданию хороших фоторабот. Ведь фотография – один из видов искусства, а в искусстве, как известно всё держится на мелочах. Чтобы замечать эти мелочи и, благодаря им,  создавать произведения фотоискусства необходим божий дар, творческий подход автора к созданию снимков, и конечно же – труд, труд и ещё раз труд, обеспечивающий постепенное накопление ценнейшего практического опыта. Поэтому данные нами рекомендации по созданию качественных динамичных снимков могут только помочь вам определить тот путь, по которому вы должны идти сами к вершинам оттачивания  вашего неповторимого почерка,  техники и мастерства.

Теперь хотелось бы подробней остановиться на каждом из элементов, способствующих созданию динамического пейзажного снимка.

Восходящие и нисходящие линии в динамическом пейзаже

Первое, что способствует привлечению внимания зрителя к фотоснимку, это использование в фотоработе сходящихся, восходящих и нисходящих линий.

Сходящиеся линии издавна применялись художниками в живописи и графике для создания ощущения глубины пространства (это называется линейной  перспективой) в двухмерном изображении.

Поэтому мастера фотографии часто используют сюжеты с изображением причалов, рек, дорог. Несмотря на некоторую шаблонность в изображении данных объектов, нужно уметь правильно пользоваться приемом помещения данных объектов в композицию снимка при изображении пейзажа. Так следует помнить, что восходящие линии помогают удержать внимание зрителя на фотографии, привлекая к ней особое внимание.

Например, фотография пристани включает в себя как нисходящие, так и восходящие линии. Обратите внимание на то, как устремляются в небо четкие и прямые линии пристани, а линии облаков в это же время устремлены вниз. Мы можем наблюдать, как все линии на таком снимке  сходятся на линии горизонта, благодаря чему точка схода этих линий становится объектом нашего пристального внимания. Тут можно порекомендовать снимать рукотворные линии с целью научиться искать более тонкие линии в природе. Да, действительно пристань является композиционным центром всей картины, равно как и источником основных линий, однако можно пронаблюдать здесь и ряд других линий, образованных с помощью воды, холмов, облаков. Так в отражении воды мы видим тёмные линии, помогающие направить наш взгляд в центральную часть фотографии.

Динамичность в пейзажах

Динамичность в пейзажах

Интересная перспектива

За что платят фотографу? За его свежий взгляд на действительность, за его способность открыть нам то, что мы не можем сами разглядеть в реальной жизни и, к тому же, не имеем на это достаточно времени. Именно поэтому фотограф должен показывать мир в необычайном свете. Стремясь к данной цели, постарайтесь найти необходимый ракурс для съёмки. Так фотоработы, сделанные в условиях, когда во время съёмки вы лежите на земле, в грязи или в снегу, получаются, как правило, более динамичными. Особенно ярко это проявляется при съёмке с использованием ультра-широкоугольного объектива, благодаря чему мы замечаем на фото даже самые мелкие направляющие линии. При съемке того же объекта с уровня глаз эти линии просматриваться уже не будут.

Интересные снимки получаются при съемке с верхней точки. Если влезть на дерево, или встать на плечи приятеля, вы получите возможность отыскать интересную перспективу. Особенно великолепны, как правило, фотографии сделанные таким образом  с использованием телеобъектива.

Динамичность в пейзажах

Передний план

На переднем плане динамических снимков хорошо расположить значимые, сильные элементы композиции. Они будут выгодно дополнять восприятие всего снимка.  Взять, к примеру, фотографию, на которой изображен закат или рассвет. Обычно в природе этот момент очень красив – розовые или даже красные облака, пронизывающие их прямые солнечные лучи. Всё это довольно красиво получается и на фотографиях. Но, согласитесь, зрителя не привлечет изображение, если так можно выразиться, «заката в чистом виде» — то есть только облаков на небе. Тут ещё что-то нужно ввести в композицию.

Динамичность в пейзажах

Динамической фотографии необходим  интересный передний план.  Задача это важная и порой достаточно сложная для фотографа. Элемент переднего плана делает композицию завершенной.  Вот поэтому и нужно найти что-то такое, что заполнило бы передний план вашего снимка. Если этот объект будет правильно подобран и введен в плоскость кадра, то динамичность снимка намного возрастет, и вы сделаете ещё один шажок к успеху.

Взаимосвязь элементов  переднего и заднего планов

В кино есть роли первого плана и второго плана. В фильме весь сюжет  строится на взаимоотношении главных героев картины. Но если бы главных героев не оттеняли   персонажи второго плана,  то образы, созданные ими, не были бы так ярки и выразительны.  Так же и элементы композиции в динамическом пейзаже. Элементы переднего и заднего планов взаимно влияют друг на друга, взаимодействуют между собой. Например, если на заднем плане пейзажа закат в горах, то на переднем плане хорошо будет смотреться или блики солнца, играющие  на потоке горной  речки, или развал красивых камней.

Динамичность в пейзажах

Цветовая гамма

Важную роль в создании красивого и композиционно гармоничного кадра несомненно играет и цветовая гамма. Любые природные цвета естественно смотрятся при естественном освещении. Если уж вы хотите сделать цвета очень яркими, то их нужно уметь правильно сбалансировать. А в случае, когда  нужного баланса ярких цветов достичь не удается, то лучше такой цвет просто исключить из кадра. Некоторые начинающие фотографы часто намеренно вводят в снимок различные яркие световые или цветовые пятна. Но это создает излишнюю  пестроту и не всегда хорошо смотрится. Вот поэтому в динамической композиции кадра должен быть правильный цветовой баланс. А большого числа оттенков лучше избегать.

Динамичность в пейзажах

Динамичность в пейзажах

Виньетирование

Виньетирование можно назвать блокировкой видения. На виньетированных снимках зритель первым делом обращает внимание на главный элемент в композиции кадра. Концентрации внимания в этом случае хорошо помогают темные края снимка. Если вы посмотрите такие фотографии,  вы заметите этот эффект визуального акцента. Виньетирование можно делать разными способами. Например, при помощи специального фильтра или при обработке в графических редакторах. Это позволяют делать  многие, даже простенькие программы. Например, в обрамлении темных краев виньетированного кадра хорошо смотрится одинокое белое облако на нежно голубом небе.

Динамичность в пейзажах

Передача движения

Движение – не всегда обязательный элемент динамического пейзажа. Но иногда весьма желательный. Движение можно передавать путем размытия какого либо объекта,  элемента композиции. Размытие достигается путем применения длительных выдержек. Если в режиме приоритета диафрагмы снять поток воды, то вода получится как бы замороженной, остановившейся во времени. Например, если сфотографировать на длиной выдержке  какой-нибудь огромный валун, который лежит в бурном  потоке неглубокой горной реки,  то этот статичный темный объект в центре снимка будет активно акцентировать внимание не движущуюся воду. И это придаст снимку дополнительную динамику. Тут хорошо сработает и широкая цветовая гамма – вода, камень, небо, растительность  на берегах реки… Фактура поверхности камня сделает его доминантой в этой композиции. Тут также можно применить и небольшое виньетирование.

Динамичность в пейзажах

Черно-белый динамический пейзаж

Может ли динамический пейзаж быть монохромным, черно-белым? А почем нет? Конечно, может. Таких снимков у классиков фотоискусства множество. Черно-белая фотография прекрасно передает контраст, выгодно подчеркивает движение и динамику. Но отсутствие цвета в фотографии нужно научиться чем-то компенсировать.  Для этого нам придется чуть серьезнее поработать над другими выразительными средствами динамического пейзажа. Об этих выразительных средствах мы сегодня уже говорили. А с помощью черного и белого цветов и их оттенков нужно научиться передавать фактуру и текстуру снимаемых объектов. В таких снимках огромное значение имеет главный элемент композиции.

Динамичность в пейзажах

Черно-белых динамических пейзажей создано много. Все они наполнены движением. Достаточно посмотреть различные фотосайты, и вы их увидите. Поищите, например прекрасные снимки   Hengki Koentjoro или Mitch Dobrowner. Работы этих авторов просто завораживают. У них стоит поучиться.

Могут ли быть привлекательными нединамические пейзажи?

Конечно, могут! Отличнейшие снимки природы и вообще пейзажей могут у вас получиться,  даже если вы не последуете ни одной из наших сегодняшних рекомендаций. Динамика в фотографическом пейзаже – это всего-навсего лишь один из множества  способов передач состояния природы, окружающей среды.  Статичные, спокойные  фотографии тоже очень красивы и гармоничны. Так как фотография в принципе ограничена  своей двухмерностью, эффект статичности тут добивается путем применения совершенно других правил. В этом случае работают совсем другие законы, нежели в передаче динамики. Но – статика в пейзаже – это уже тема для отдельного разговора,  для отдельной статьи. 

На основе материалов с сайта: http://digital-photography-school.com

About Author


alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *