Доклад про классицизм: Классицизм — Википедия – Классицизм в искусстве (XVII-XIX вв)

Реферат - Понятие классицизм - Культура


Классицизм

Классицизм (от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль европейского искусства XVII-XIX вв., одной из важнейших черт которого было обращение к античному искусству как высшему образцу и опора на традиции высокого Возрождения. Искусство классицизма отражало идеи гармонического устройства общества, но во многом их утрачивало по сравнению с культурой Возрождения. Конфликты личности и общества, идеала и реальности, чувства и разума свидетельствуют о сложности искусства классицизма. Художественным формам классицизма свойственны строгая организованность, уравновешенность, ясность и гармоничность образов.

Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства.

Во главе направления становится парижская Академия художеств, которой принадлежит создание свода искусственных догматических правил и якобы непоколебимых законов композиции рисунка. Эта Академия установила также рационалистические принципы изображения эмоций (“страстей”) и разделение жанров на “высокие” и “низкие”. К “высоким” жанрам относились исторический, религиозный и мифологический жанры, к “низким” — портрет, пейзаж, бытовой жанр, натюрморт.

Как определенное направление сформировался во Франции, в XVII веке. Французский классицизм освобождал человека от религиозно-церковного влияния, утверждая личность как высшую ценность бытия. Русский классицизм не просто воспринял теорию западноевропейскую, но и обогатил ее национальными особенностями.

Классицизм формировался как антагонистическое направление по отношению к пышному и виртуозному искусству барокко. Но, когда во второй половине 17 века классицизм стал официальным искусством абсолютистской монархии, он вобрал в себя элементы барокко. Это проявилось в архитектуре Версаля, в творчестве живописца Ш.Лебрена, скульптуров Ф.Жирардона, и А.Куазевокса.

В середине 18 века на фоне просветительского движения, накануне французской революции возникло новое направление классицизма противопоставляющее себя искусству рококо и творчеству эпигонов – академистов. Особенностью этого направления стало проявление черт реализма, стремление к ясности и простоте, отражение просветительского идеала “естественной человечности”.

Период позднего классицизма – ампир — приходится на первую треть 19 века. Отличается парадностью и пышностью, выразившимися в архитектуре и прикладном искусстве. Этот период выделяют как самостоятельный.

В живописи классицизма главное значение приобрели логическое развертывание сюжета, ясная уравновешенная композиция, четкая передача объема, с помощью светотени подчиненная роль цвета, использование локальных цветов (Н. Пуссен, К. Лоррен).Четкая

разграниченность планов в пейзажах выявлялась также с помощью цвета: передний план обязательно должен был быть коричневым, средний — зеленым, а дальний — голубым.

В начале XVII века для знакомства с наследием античности и Возрождения в Рим стекаются молодые иностранцы. Наиболее видное место среди них занял француз Никола Пуссен, в своих живописных произведениях, преимущественно на темы античной древности и мифологии, давший непревзойдённые образцы геометрически точной композиции и продуманного соотношения цветовых групп. Темы пуссеновских полотен разнообразны: мифология, история, Новый и Ветхий Завет. Герои Пуссена – люди сильных характеров и величественных поступков, высокого чувству долга перед обществом и государством. Общественное назначение искусства было очень важно для Пуссена. Все эти черты входят в складывающуюся программу классицизма. Другой француз, Клод Лоррен, в своих антиквизированных пейзажах окрестностей «вечного города» упорядочивал картины природы путём гармонизации их светом заходящего солнца и введением своеобразных архитектурных кулис.

Открытие «подлинной» античной живописи при раскопках Помпей, обожествление античности немецким искусствоведом Винкельманом и культ Рафаэля, проповедуемый близким к нему по взглядам художником Менгсом, во второй половине XVIII века вдохнули в классицизм новое дыхание (в западной литературе этот этап называется неоклассицизмом). Крупнейшим представителем «нового классицизма» явился Жак-Луи Давид; его предельно лаконичный и драматичный художественный язык с равным успехом служил пропаганде идеалов Французской революции («Смерть Марата») и Первой империи («Посвящение императора Наполеона I»).

В XIX веке живопись классицизма вступает в полосу кризиса и становится силой, сдерживающей развитие искусства, причём не только во Франции, но и в других странах. Художественную линию Давида с успехом продолжал Энгр, при сохранении языка классицизма в своих произведениях зачастую обращавшийся к романтическим сюжетам с восточным колоритом; его портретные работы отмечены тонкой идеализацией модели. Художники в других странах (как, напр., Карл Брюллов) также наполняли классицистические по форме произведения духом бесшабашного романтизма; это сочетание получило название академизма. Его рассадниками служили многочисленные академии художеств.

Скульптура эпохи классицизма отличается строгостью и сдержанностью, слаженностью форм, спокойностью поз, когда даже движение не нарушает формальной замкнутости (Э.Фальконе, Ж.Гудон).

Толчком к развитию классицистической скульптуры в середине XVIII века послужили сочинения Винкельмана и археологические раскопки древних городов, расширившие познания современников об античном ваянии. На грани барокко и классицизма колебались во Франции такие скульпторы, как Пигаль и Гудон. Своего наивысшего воплощения в области пластики классицизм достиг в героических и идиллических работах Антонио Кановы, черпавшего вдохновение преимущественно в статуях эпохи эллинизма (Пракситель). В России к эстетике классицизма тяготели Федот Шубин, Михаил Козловский, Борис Орловский, Иван Мартос.

Публичные памятники, получившие в эпоху классицизма широкое распространение, давали скульпторам возможность идеализации воинской доблести и мудрости государственных мужей. Верность античному образцу требовала от скульпторов изображения моделей нагими, что вступало в противоречие с принятыми нормами

морали. Чтобы разрешить это противоречие, деятели современности поначалу изображались скульпторами классицизма в виде обнажённых античных богов: При Наполеоне вопрос решился путём перехода к изображению деятелей современности в античных тогах (таковы фигуры Кутузова и Барклая де Толли перед Казанским собором).

Частные заказчики эпохи классицизма предпочитали увековечивать свои имена в надгробных памятниках. Популярности этой скульптурной формы способствовало обустройство публичных кладбищ в главных городах Европы. В соответствии с классицистическим идеалом фигуры на надгробных памятниках, как правило, находятся в состоянии глубокого покоя. Скульптуре классицизма вообще чужды резкие движения, внешние проявления таких эмоций, как гнев.

Поздний, ампирный классицизм, представленный в первую очередь плодовитым датским скульптором Торвальдсеном, проникнут суховатой патетикой. Особенно ценятся чистота линий, сдержанность жестов, бесстрастность выражений. В выборе образцов для подражания акцент смещается с эллинизма на период архаики. Входят в моду религиозные образы, которые в трактовке Торвальдсена производят на зрителя несколько леденящее впечатление. Надгробная скульптура позднего классицизма нередко несёт на себе лёгкий налёт сентиментальности.

Главной чертойархитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.

Архитектурный язык классицизма был сформулирован на исходе эпохи Возрождения великим венецианским мастером Палладио и его последователем Скамоцци.

Наиболее значительные интерьеры в стиле классицизма были разработаны шотландцем Робертом Адамом, вернувшимся на родину из Рима в 1758 году. Огромное впечатление на него произвели как археологические изыскания итальянских учёных, так и архитектурные фантазии Пиранези. В трактовке Адама классицизм представал стилем, по изысканности интерьеров едва ли уступавшим рококо, что снискало ему популярность не только у демократически настроенных кругов общества, но и среди аристократии. Подобно своим французским коллегам, Адам проповедовал полный отказ от деталей, лишённых конструктивной функции.

Архитекторы наполеоновской Франции черпали вдохновение в величественных образах воинской славы, оставленных имперским Римом, — таких, как триумфальная арка Септимия Севера и колонна Траяна. По приказу Наполеона эти образы были перенесены в Париж в виде триумфальной арки Каррузель и Вандомской колонны. Применительно к памятникам воинского величия эпохи наполеоновских войн используется термин «имперский стиль» — ампир. В России незаурядными мастерами ампира показали себя Карл Росси, Андрей Воронихин и Андреян Захаров. В Британии ампиру соответствует т. н. «регентский стиль» (крупнейший представитель — Джон Нэш).

Эстетика классицизма благоприятствовала масштабным градостроительным проектам и приводила к упорядочиванию городской застройки в масштабах целых городов. В России практически все губернские и многие уездные города были перепланированы в

соответствии с принципами классицистического рационализма. В подлинные музеи классицизма под открытым небом превратились такие города, как Санкт-Петербург, Хельсинки, Варшава, Дублин, Эдинбург и ряд других. На всём пространстве от Минусинска до Филадельфии господствовал единый архитектурный язык, восходящий к Палладио. Рядовая застройка осуществлялась в соответствии с альбомами типовых проектов.

Литература. Основателем поэтики классицизма считается француз Франсуа Малерб (1555—1628), проведший реформу французского языка и стиха и разработавший поэтические каноны. Ведущими представителями классицизма в драматургии стали трагики Корнель и Расин (1639—1699), основным предметом творчества которых был конфликт между общественным долгом и личными страстями. Высокого развития достигли также «низкие» жанры — басня (Ж. Лафонтен), сатира (Буало), комедия (Мольер 1622—1673).

Классицизм XVIII века развивается под влиянием идей Просвещения. Творчество Вольтера (1694—1778) направлено против религиозного фанатизма, абсолютистского гнета, наполнено пафосом свободы. Целью творчества становится изменение мира в лучшую сторону, построение в соответствии с законами классицизма самого общества. С позиций классицизма обозревал современную ему литературу англичанин Сэмюэл Джонсон, вокруг которого сложился блестящий кружок единомышленников.

В России классицизм зародился в XVIII веке, после преобразований Петра I. Ломоносовым была проведена реформа русского стиха, разработана теория «трех штилей», которая явилась по сути адаптацией французских классических правил к русскому языку. Образы в классицизме лишены индивидуальных черт, так как призваны в первую очередь запечатлевать устойчивые родовые, не переходящие со временем признаки, выступающие как воплощение каких-либо социальных или духовных сил.

Классицизм в России развивался под большим влиянием Просвещения — идеи равенства и справедливости всегда были в фокусе внимания русских писателей-классицистов. Поэтому в русском классицизме получили большое развитие жанры, предполагающие обязательную авторскую оценку исторической действительности: комедия (Д. И. Фонвизин), сатира (А. Д. Кантемир), басня (А. П. Сумароков, И. И. Хемницер), ода (Ломоносов, Г. Р. Державин).

Реферат - Классицизм как литературное направление


Тамбовский Государственный Университет им. Г.Р. Державина

Институт Иностранных Языков

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Введение в литературоведение»

на тему: «Классицизм как литературное направление
»

Тамбов 2008

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

Глава I

История возникновения классицизма в мировой литературе……...5

Основополагающие принципы классицизма как литературного направления………………………………………………………………………7

Глава II

Особенности развития классицизма во французской литературе…………………………………………………………………………12

Особенности развития классицизма в русской литературе………15

Классицизм в других европейских литературах…………………..17

Отличительные черты классицизма России от классицизма Франции и других европейских государств…………………………………….18

Заключение………………………………………………………………………...20

Библиография……………………………………………………………………...22

Введение

Классицизм — одно из важнейших направлений литературы прошлого. Утвердив себя в трудах и творчестве многих поколений, выдвинув блестящую плеяду поэтов и писателей, классицизм оставил такие вехи на пути художественного развития человечества, как трагедии Корнеля, Расина, Мильтона, Вольтера, комедии Мольера и многие другие литературные произведения. Сама история подтверждает жизнеспособность традиций классицистической художественной системы и ценность лежащих в ее основе концепций мира и человеческой личности, прежде всего характерного для классицизма нравственного императива.

Бесспорно, классицизм не оставался всегда и во всем тождественным самому себе. Как всякому значительному явлению человеческой культуры ему была присуща напряженная диалектика развития. Это особенно очевидно, если рассматривать классицизм в перспективе его трехвекового существования и в разных национальных вариантах, в каких он является нам во Франции, в Германии и в России. Делая свои первые шаги в XVI веке, то есть в пору зрелого Возрождения, классицизм впитал и отразил атмосферу этой революционной эпохи, и в то же время он нес в себе новые тенденции, которым суждено было энергично проявиться лишь в следующем столетии. Ученые справедливо делают акцент на преемственной связи классицизма XVII столетия с широким кругом идейно-эстетических концепций Возрождения. И вместе с тем XVII век, с присущей ему усложненностью и противоречивостью исторического процесса, уже ломает прежние представления о мире и человеке, определяя характер и пути развития культуры в целом и классицизма в частности как одного из ведущих художественных направлений эпохи. Тогда же явственно вырисовывается различие судеб классицизма в отдельных странах, его национальная специфика.

Бесспорным является тот факт, что классицизм является одним из наиболее изученных и теоретически продуманных литературных направлений. Но, несмотря на это, его детальное изучение до сих пор является чрезвычайно актуальной темой для современного исследователя, во многом вследствие того, что она требует особой гибкости и тонкости анализа. Это вызвано в первую очередь сложной динамикой разнообразных литературных течений эпохи возникновения классицизма, а также условностью данных исследователями 18 века схематизирующих классификаций. Формирование понятия о классицизме требует систематической целенаправленной работы исследователя на основе установок на художественное восприятие и выработку оценочных суждений при анализе текста. Поэтому в современной науке зачастую возникают противоречия между новыми задачами литературного исследования и старыми подходами к формированию теоретико-литературных понятий о классицизме. Данная проблема определяет необходимость теоретического и опытно-экспериментального обоснования путей формирования теоретико-литературных понятий в рамках рассмотрения классицизма как литературного направления.

В связи с необходимостью разработки теоретико-методических основ формирования понятия о классицизме, цель данной работы можно сформулировать как рассмотрение истории формирования классицизма как литературного направления, выявление его основных черт и прослеживание особенностей его развития во французской, русской и других европейских национальных литературах.

Цель исследования, в свою очередь, определяет следующие задачи:

Изучить работы по теории и истории литературы, имеющие непосредственное отношение к проблеме исследования, и, систематизировав проработанный материал, проследить историю развития классицизма как литературного направления

Выделить основополагающие принципы классицизма

Выявить самобытный характер развития классицизма в рамках различных национальных литератур (французской, русской и других)

Определить отличительные черты развития классицизма России от классицизма Франции и других европейских государств.

Глава I

История возникновения классицизма в мировой литературе

Классицизм (от латинского classicus – «образцовый, первоклассный») — художественное направление, зародившееся еще в эпоху Возрождения, занявшее, наряду с барокко, важное место в литературе 17 столетия и продолжающее развитие в эпоху Просвещения — вплоть до первых десятилетий 19 века.

Прилагательное «классический» весьма древнее: еще до того, как получить свое основное значение в латинском языке, «classicus» означало «знатного, состоятельного, уважаемого гражданина». Получив смысл «образцового», понятие «классический» стало прилагаться к таким литературным произведениям и авторам, которые становились предметом школьного изучения, предназначались для чтения в классах. Именно в таком смысле слово употреблялось и в средневековье, и в эпоху Возрождения, а в 17 веке значение «достойный для изучения в классах» было закреплено в словарях (например, в словаре Ришле 1680). Определение «классический» применялось, поэтому, только к древним, античным авторам, но никак не к современным писателям, даже если их сочинения признавались художественно совершенными и вызывали восхищение читателей.

Первым, кто употребил эпитет «классические» по отношению к писателям 17 века, был Вольтер. Современный смысл слова «классический», значительно расширяющий список авторов, принадлежащих к литературной классике, начал складываться в эпоху романтизма. Тогда же появилось и понятие «классицизм». Оба термина у романтиков имели чаще негативную окраску: классицизм и «классики» противопоставлялись «романтикам» как устаревшая литература, слепо подражающая античности — литературе новаторской. Напротив, противники романтизма, прежде всего во Франции, стали употреблять эти слова как обозначение подлинно национальной литературы, противостоящей иноземным (английским, немецким) влияниям, определяли словом «классики» великих авторов прошлого — Корнеля, Расина, Мольера, Ларошфуко.

Высокая оценка достижений французской литературы 17 столетия, ее значение для становления других национальных литератур Нового времени — немецкой, английской и других — способствовало тому, что этот век стали считать «эпохой классицизма», в которой ведущую роль играли французские писатели и их прилежные ученики в других странах. Те же писатели, которые явно не вписывались в рамки классицистических принципов, оценивались как «отставшие» или «сбившиеся с пути». Фактически установились два термина, значения которых отчасти пересекались: «классический» — образцовый, художественно совершенный, вошедший в фонд мировой литературы, и «классицистический» — относящийся к классицизму как к литературному направлению, воплощающий художественные принципы классицизма. 

“Классицизм” — понятие, вошедшее в истории литературы конца 19 -начала 20 века, написанные учеными культурно-исторической школы (Г.Лансон и др.). Вослед этим работам термин “классицизм” стал активно использоваться в литературоведении. Черты классицизма прежде всего определялись из драматической теории 17 века и из трактата Н.Буало “Поэтическое искусство” (1674). Его рассматривали как направление, ориентирующееся на античное искусство, черпающее свои идеи из “Поэтики” Аристотеля, а с другой стороны — как литературу эпохи абсолютной монархии, воплощающее абсолютистскую идеологию.

Пересмотр такой концепции классицизма и в зарубежном, и в отечественном литературоведении приходится на 1950-60-е: отныне классицизм стал трактоваться большинством ученых не как “художественное выражение абсолютизма”, а как “литературное направление, пережившее период яркого расцвета в ХVП в., в годы укрепления и торжества абсолютизма”. Термин «классицизм» сохранил свою роль и тогда, когда ученые обратились и к неклассицистическим, барочным произведениям литературы ХVП века. В определении классицизма выделяли прежде всего стремление к ясности и точности выражения, строгую подчиненность правилам (так называемые «три единства»), равнение на античные образцы.

Зарождение и распространение классицизма связывали уже не только с укреплением абсолютной монархии, но с возникновением и влиянием рационалистической философии Р.Декарта, с развитием точных наук, прежде всего математики. В первой половине 20 века классицизм именовали “школой 1660-х” — периода, когда во французской литературе одновременно творили великие писатели — Расин, Мольер, Лафонтен и Буало.

Постепенно истоки классицизма выявились в итальянской литературе периода Возрождения: в поэтиках Д.Чинтио, Ю.Ц.Скалигера, Л.Кастельветро, в трагедиях Д.Триссино и Т.Тассо. Поиски «упорядоченной манеры», законов «истинного искусства» обнаружились и в английской (Ф.Сидни, Б.Джонсон, Д.Мильтон, Д.Драйден, А.Поуп, Д.Аддисон), и в немецкой (М.Опиц, Г.Готшед, И.В.Гете, Ф.Шиллер), и в той же итальянской (Д.Кьябрера, В.Альфьери) литературах 17-18 вв. Значительное место занял в европейской литературе и русский классицизм эпохи Просвещения (А.П.Сумароков, М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин и др.). Все это заставило современных исследователей рассматривать классицизм как одну из важных составляющих художественной жизни Европы на протяжении нескольких столетий и как одно из двух главных литературных направлений, заложивших основы культуры Нового времени.

Основополагающие принципы классицизма как литературного направления

Классицизм формируется, испытывая воздействие других непосредственно соприкасающихся с ним общеевропейских направлений в искусстве: он отталкивается от предшествующей ему эстетики Возрождения и противоборствует активно сосуществующему с ним искусству барокко, проникнутому сознанием всеобщего разлада, порожденного кризисом идеалов минувшей эпохи. Продолжая некоторые традиции Возрождения (преклонение перед древними, вера в разум, идеал гармонии и меры), классицизм являлся своеобразной антитезой ему. За внешней гармонией в классицизме скрывается внутренняя антиномичность мироощущения, роднившая его с барокко. Родовое и индивидуальное, общественное и личное, разум и чувство, цивилизация и природа, выступавшие в искусстве Ренессанса как единое гармоничное целое, в классицизме поляризуются, становятся взаимоисключающими понятиями. В этом отразилось новое историческое состояние, когда политическая и частная сферы начали распадаться, а общественные отношения превращаться в обособленную и абстрактную для человека силу.

Принципы рационализма (от латинского ratio – «разум, рассудочность, целесообразность, разумная обоснованность всего, гармония Вселенной, обусловленная её духовным началом»), соответствующие философским идеям Р. Декарта и картезианства, лежат в основе и эстетики классицизма. Декарт отстаивал незыблемость видимой картины мира, что соответствовало государственной модели абсолютной монархии, которая представляла собой «общественную пирамиду», где на вершине был монарх, а остальные были подданными Его Величества. Классицизм формулировал цель литературы как воздействие на разум для исправления пороков и воспитания добродетели, в чём чётко выражалась авторская точка зрения (например, Корнель славит героев, защищающих государство, абсолютного монарха). В соответствии с ней обличение невежества, эгоизма, деспотизма феодальных порядков и утверждение человеческого достоинства, гражданского и морального долга должно проводиться с позиций государственности и просветительства. Вместе с тем прославлялась монархия, разумно управляющая народом и заботящаяся о просвещении. Классицисты определют взгляд на художественное произведение как на создание искусственное — сознательно сотворенное, разумно организованное, логически построенное.

Возвеличение ума шло за счет принижения чувства, непосредственного восприятия окружающей действительности. Создавая художественное произведение, писатель старался всячески приблизиться к античным образцам и строго следовать специально разработанным для этого теоретиками классицизма правилам. Это стесняло свободу творчества, отрывало литературу от жизни, писателя — от современности и тем самым придавало его творчеству условный, искусственный характер. Самое же главное, что общественно-политический строй этой эпохи, основанный на угнетении простого народа, никак не соответствовал разумным понятиям о естественных, нормальных отношениях между людьми.

Выдвинув принцип «подражание природе», классицисты считают непременным условием его строгое соблюдение незыблемых правил, почерпнутых из античной поэтики (Аристотеля, Горация) и искусства, определяющих законы художественной формы, в которой и проявляется разумная творческая воля писателя, превращающая жизненный материал в прекрасное, логически стройное и ясное произведение искусства. Художественное преображение натуры, превращение природы в прекрасную и облагороженную есть одновременно и акт ее высшего познания — искусство призвано явить идеальную закономерность мироздания, часто скрытую за внешним хаосом и беспорядком действительности. Поэтому разум, постигающий идеальную закономерность, выступает как начало «высокомерное» по отношению к индивидуальным особенностям и живому разнообразию жизни.

Эстетической ценностью для классицизма обладает лишь родовое, непреходящее, неподвластное времени. В каждом явлении классицизм стремится найти и запечатлеть его существенные, устойчивые черты (с этим связано обращение к античности как абсолютной надысторической эстетической норме, а также принципы типизации характеров, которые выступают как воплощение каких-либо социальных или духовных сил). Классицистический образ тяготеет к образцу, в котором жизнь остановлена в своем идеально вечном облике, он — особое зеркало, где индивидуальное превращается в родовое, временное в вечное, реальное в идеальное, история в миф, он изображает то, что есть везде и чего нет нигде в реальности. Он — торжество разума и порядка над хаосом и текучей эмпирией жизни. Воплощение возвышенных этических идей в адекватных им гармонически прекрасных формах сообщает произведениям, созданным по канонам классицизма, оттенок утопизма, обусловливаемый также и тем, что эстетика классицизма придает огромное значение общественно-воспитательной функции искусства.

Эстетика классицизма устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на «высокие» (трагедия, эпопея, ода, героическая поэма и др.), сферой которых была государственная жизнь или религиозная история, а героями становились монархи, полководцы, мифологические персонажи, религиозные подвижники) и «низкие» (комедия, сатира, басня), изображающие частную повседневную жизнь людей средних сословий. Промежуточное место занимали «средние» жанры (драма, послание, элегия, идиллия, сонет, песня), изображавшие внутренний мир отдельного человека. Им не принадлежала заметная роль в литературном процессе. Классификация жанров опиралась на известную с античных времён теорию «трёх стилей» (высокого, низкого и среднего). Для каждого жанра предусматривался один из стилей, каждый жанр имеет строгие границы и четкие формальные признаки. Не допускается никакого смешения возвышенного и низменного, трагического и комического, героического и обыденного.

Герои произведений классицизма, главным образом, трагедий, были «высокие»: цари, князья, полководцы, вожди, вельможи, высшее духовенство, знатные граждане, пекущиеся о судьбе отечества и служащие ему. Герои изображались только в стихах и возвышенным слогом, так как проза считалась унизительной, «презренной» для высокопоставленных лиц. В комедиях же изображались не только высокопоставленные лица, но и простолюдины, крепостные слуги.

В произведениях классицизма персонажи делились на строго положительных и отрицательных, на добродетельных, идеальных, лишённых индивидуальности, действующих по велению разума, и носителей порока, находящихся во власти эгоистических страстей. При этом в обрисовке положительных героев присутствовали схематизм, резонерство, то есть склонность к нравоучительным рассуждениям с авторских позиций.

Характеры, как правило, были однолинейными: герой олицетворял какое-либо одно качество (страсть) – ум, мужество, храбрость, благородство, честность или алчность, коварство, скупость, жестокость, лесть, лицемерие, хвастовство (например, ведущая черта Митрофана в «Недоросле» — лень). Герои изображались статично, без эволюции характеров. По сути это были лишь образы-маски. Зачастую использовались «говорящие» фамилии персонажей (Тартюф, Правдин).

В произведениях писателей-классицистов всегда наблюдался конфликт добра и зла, разума и глупости, долга и чувства, то есть так называемая стереотипная коллизия, в которой побеждали добро, разум, долг. Иначе говоря, в произведениях классицизма порок всегда был наказан, а добродетель торжествовала. Отсюда абстрактность и условность изображения действительности.

Герои классицизма говорили высокопарным, торжественным, приподнятым языком. Писатели, как правило, использовали такие поэтические средства, как славянизмы, гипербола, метафора, олицетворение, метонимия, сравнение, антитеза, эмоциональные эпитеты, риторические вопросы и восклицания, обращения, мифологические уподобления. Господствовало силлабическое стихосложение и применялся александрийский стих. Действующие лица произносили длинные монологи с целью полнее раскрыть свои взгляды, убеждения, принципы. Такие монологи замедляли действие пьесы.

В драматургии господствовала теория «трёх единств» — места (всё действие пьесы происходило в одном месте), времени (события в пьесе развивались в течение суток), действия (происходящее на сцене имело своё начало, развитие и конец, при этом отсутствовали «лишние» эпизоды и персонажи, не имеющие прямого отношения к развитию основного сюжета). Сторонники классицизма обычно заимствовали сюжеты для произведений из античной истории или мифологии. Правила классицизма требовали логического развёртывания сюжета, стройности композиции, чёткости и лаконичности языка, рациональной ясности и благородной красоты стиля.

Глава II

Особенности развития классицизма во французской литературе

Поэтика французского классицизма складывается и осознается постепенно в борьбе с прециозной литературой и бурлеской, но законченно-системное выражение получает лишь в «Поэтическом искусстве» Н. Буало (1674г.), обобщившего художественный опыт французской литературы 17 в.

Зачинателем поэзии и поэтики классицизма явился Ф. Малерб. Проведенная им реформа языка и стиха была закреплена Французской академией, на которую была возложена задача создания общеобязательного языкового и литературного канона. Ведущим жанром классицизма была трагедия, решающая важнейшие общественные и нравственные проблемы века. Общественные конфликты изображаются в ней отраженными в душах героев, поставленных перед необходимостью выбора между нравственным долгом и личными страстями. В этой коллизии отразилась наметившаяся поляризация общественного и частного бытия человека, определявшая и структуру образа. Родовая, общественная сущность, мыслящее, разумное «я» противостоит непосредственному индивидуальному бытию героя, который, становясь на точку зрения разума, как бы извне обозревает себя, рефлектирует, томится своей расколотостью, ощущает императив стать равным своему идеальному «я».

На раннем этапе (у П. Корнеля) этот императив сливается с долгом перед государством, а в дальнейшем (у Ж. Расина), по мере все усиливающегося отчуждения государства, утрачивает политическое содержание и приобретает этический характер. Внутреннее ощущение надвигающегося кризиса абсолютистской системы сказывается в трагедиях Расина и в том, что идеально стройная художественная конструкция находится в противоречии с царящим в них хаосом слепых и стихийных страстей, перед которыми бессильны разум и воля человека.
Во французском классицизме высокого развития достигли также «низкие» жанры — басня (Ж. Лафонтен), сатира (Буало), комедия (Мольер). Именно в «низких» жанрах, образ которых строится не в идеальной дали исторического или мифологического прошлого, а в зоне непосредственного контакта с современностью, получило развитие реалистическое начало. Это в первую очередь относится к Мольеру, творчество которого вобрало в себя различные идейно-художественные течения и определило во многом дальнейшее развитие литературы.

В рамках классицизма развивается и проза, для которой характерны типизация страстей, аналитические характеристики, точность и ясность слога (проза моралистов Ф. Ларошфуко, Б. Паскаля, Ж. Лабрюйера, а также психологический роман М. М. Лафайет).

Жанровый характер мышления классицистов Франции привел к тому, что каждый из писателей внес свой вклад в развитие того или иного жанра, занимавшего иерархическое место в общей жанровой системе.

В творчестве Ж. Расина доминантным жанром была психологическая трагедия: «Андромаха», «Федра» и др. Расин считал, что разумность — основа произведения: «здравый смысл и разум были одинаковыми во все времена». Драматург отказался от «совершенного» героя: «Герои должны обладать средними достоинствами, то есть добродетельности, способной на слабость».

Ведущим жанром в творчестве П. Корнеля была политическая трагедия: «Сид», «Горация» и др. Основной конфликт в его пьесах — борьба чувства и долга перед государством, отечеством, королем, обществом. «Трагедия, — утверждал, — нуждается в более благородной и более мужественной страсти, чем любовь...». Поэтому трагедия Корнеля формируется как политический трактат о современных драматургу проблемах исторической эпохи.

Ведущий жанр в творчестве Ж.-Б. Мольера — «высокая комедия» («Тартюф», «Скупой» и др.). У Мольера комедия перестала быть «низким» жанром: его лучшие пьесы получили название «высокой комедии», ибо в них, как и в трагедии, решались важнейшие общественные, нравственные и философские проблемы века. Мольер выдвигал требование сценической правды. Он утверждал: «Театр — это зеркало общества». Его пьесы имели преимущественно сатирическую направленность. «Мы, — отмечал комидиограф, — наносим порокам тяжелый удар, выставляем их на всеобщее осмеяние». Мольер подчинял развитие сюжета, конфликта не раскрытию характера, а центрировал изображение на выявлении главной черты характера.

Вступив в полосу упадка в конце 17 в., классицизм возрождается в эпоху Просвещения. Новый, просветительский классицизм сосуществует на протяжении 18 в. с просветительским реализмом, а к концу века становится вновь господствующим художественным течением. Просветители во многом продолжают традиции классицизма 17 в. Им оказались близкими выраженные в классицизме позиция человека, сознательно относящегося к миру и к самому себе, способного подчинить общественному и нравственному долгу свои стремления и страсти.

Однако социально-политическая ориентация просветительского классицизма меняется. В традициях классицизма Вольтер создает трагедии, проникнутые борьбой против религиозного фанатизма, абсолютистского гнета, пафосом свободы. Обращение к античности, как к миру идеальных первообразов, составлявшее суть классицизма, в том числе и просветительского, имело глубокие корни в идеологии Просвещения. Там, где просветители стремились проникнуть за внешнюю эмпирию жизни, выйти за рамки частной жизни, они оказывались, как правило, в мире идеальных абстракций, т. к. во всех своих построениях исходили из изолированного индивида и сущность человека искали не в социальных условиях его бытия, не в истории, а в абстрактно понятой человеческой природе. С просветительским классицизмом тесно связана литература Великой французской революции, которая облекала героические устремления в античные мифы и предания (творчество М. Ж. Шенье и др.) .

В эпоху наполеоновской империи классицизм утратил свое живое прогрессивное содержание. Тем не менее, как эпигонское течение он просуществовал во Франции вплоть до 30-40-х гг. 19 в.

Особенности развития классицизма в русской литературе

Классицизм в России зародился во второй четверти 18 в. под идеологическим влиянием эпохи Петра (с ее пафосом безусловного подчинения личности сознательно понятым общенациональным интересам) в творчестве первых русских просветителей — зачинателей новой русской литературы Кантемира, Тредиаковского, Ломоносова.

В.И.Федоров предлагает подразделять историю становления классицизма в России на несколько периодов:

1 период: литература петровского времени, которая носит переходный характер. Основная особенность — интенсивный процесс «обмирщения» (то есть замена литературы религиозной литературой светской — 1689-1725 года). Главными жанрами на этом этапе были ораторская проза, политические трактаты и проповеди, направленные против реформ Петра I. В этот период появилась первая издававшаяся газета «Ведомости», появляются учебники, стихотворства, повести, появляется драматургия. Наиболее яркой фигурой, одним из самых образованных людей был Феофан Прокопович.

2 период: 1730-1750 года — эти годы характеризуются формированием классицизма, созданием новой жанровой системы, углубленной разработкой русского языка. Второй период был отмечен именами известных писателей сатиры (например, Антиох Дмитриевич Кантемир). В сатирах осмеивается пустая паразитическая жизнь, грабеж власть имущими своих подданных и другие общечеловеческие пороки. Кантемиром было написано 9 сатир, несколько басен, переводов. Другими известными личностями были Тредиаковский и М.В.Ломоносов. В этот же период расцветало творчество А.П.Сумарокова, автора любовной лирики (песни, эклоги, идиллии, элегии).

3 период: 1760-1770 года — дальнейшая эволюция классицизма, расцвет сатиры, появление предпосылок к зарождению сентиментализма. В этот период активно развивались пародийные жанры, шутливые поэмы, повести и издавались литературные журналы.

4 период: последняя четверть века — начало кризиса классицизма, оформление сентиментализма, усиление реалистических тенденций. Литература последнего, 4 периода, развивалась в период потрясений, социальных взрывов, зарубежных революций (американской, французской). В этот период расцветают комическая опера, творчество Фонвизина (басни, песни, комедии), творчество Державина (оды), творчество Радищева (автор «Путешествия из Петербурга в Москву»), Крылова (басни, комедии, трагедии).

Главное в идеологии классицизма — государственный пафос. Государство, созданное в первые десятилетия XVIII в., было объявлено высшей ценностью. Классицисты, воодушевленные Петровскими реформами, верили в возможность его дальнейшего совершенствования. Оно представлялось им разумно устроенным общественным организмом, где каждое сословие выполняет возложенные на него обязанности. «Крестьяне пашут, купцы торгуют, воины защищают отечество, судии судят, ученые взращивают науки», — писал А. П. Сумароков. Государственный пафос русских классицистов — явление глубоко противоречивое. В нем отразились и прогрессивные тенденции, связанные с окончательной централизацией России, и вместе с тем — утопические представления, идущие от явной переоценки общественных возможностей просвещенного абсолютизма.

Столь же противоречиво отношение классицистов к «природе» человека. Ее основа, по их мнению, эгоистична, но вместе с тем поддается воспитанию, воздействию цивилизации. Залогом этого является разум, который классицисты противопоставляли эмоциям, «страстям». Разум помогает осознанию «долга» перед государством, в то время как «страсти» отвлекают от общественно полезной деятельности. «Добродетелью, — писал Сумароков, — должны мы не естеству нашему. Мораль и политика делают нас по размеру просвещения, разума и очищения сердец полезными общему благу. А без того бы человеки давно уже друг друга без остатка истребили».

Своеобразие русского классицизма состоит в том, что в эпоху становления он соединил в себе пафос служения абсолютистскому государству с идеями раннего европейского Просвещения. Во Франции XVIII в. абсолютизм уже исчерпал свои прогрессивные возможности, и общество стояло перед буржуазной революцией, которую идеологически подготовили французские просветители. В России в первые десятилетия XVIII в. абсолютизм еще шел во главе прогрессивных для страны преобразований. Поэтому на первом этапе своего развития русский классицизм воспринял от Просвещения некоторые из его общественных доктрин. К ним относится прежде всего идея просвещенного абсолютизма.

Русский классицизм отличался постоянным обращением к национальной тематике, к сюжетам из русской действительности, из отечественной истории. В проповеди общегосударственных идей, в формировании общественно полезных, гражданских качеств человека, в развитии антидеспотической направленности, в просветительских тенденциях заключалось объективно прогрессивное значение русского классицизма, теснее была связь его с жизнью, народом.

В русском классицизме проявилась обличительно-реалистическая тенденция, выражавшаяся в сатире, комедии, басне, нарушавшая свойственный традиционному классицизму принцип абстрактного изображения действительности. Наблюдалась большая связь с народным творчеством, что сообщало произведениям русского классицизма демократический отпечаток, в то время как западноевропейский классицизм избегал включения просторечных выражений, изпользования фольклорных приёмов.

Классицизм в других европейских литературах

Под влиянием французской литературы классицизм развивается и в других странах Европы: в Англии (А. Поп, Дж. Аддисон), Италии (В. Альфьери, отчасти Уго Фосколо), в Германии (Готшед, Шиллер, Гёте). Однако, в европейских литературах классицизм не получил такого широкого распространения, как во французской и русской.

Классицистские произведения Готшеда, всецело ориентированные на французские образцы, не оставили значительного следа в немецкой литературе, и только во второй половине 18 в. складывается новый немецкий классицизм как оригинальное художественное явление (т. н. веймарский классицизм). В отличие от французского, на первый план он выдвигает нравственно-эстетические проблемы. Основы его были заложены И. И. Винкельманом, но высшего расцвета он достиг у И. В. Гете и Ф. Шиллера в веймарский период их творчества. «Благородную простоту», гармонию и художественное совершенство греческой классики, возникшей в условиях полисной демократии, немецкие поэты противопоставляли убожеству немецкой действительности и всей современной цивилизации, калечащей человека. Шиллер и отчасти Гете искали в искусстве главное средство воспитания гармонической личности и, обращаясь к античности, стремились создать новую, современную литературу высокого стиля, способную выполнить эту задачу.

Отличительные черты классицизма России от классицизма Франции и других европейских государств

В отличие от французского классицизма XVII в. и в прямом соответствии с эпохой Просвещения в русском классицизме 30 —50х годов огромное место отводилось наукам, знанию, просвещению. Страна совершила переход от церковной идеологии к светской. Россия нуждалась в точных, полезных для общества знаниях. О пользе наук почти во всех своих одах говорил Ломоносов. Защите «учения» посвящена первая сатира Кантемира «К уму своему. На хулящих учение». Само слово «просвещенный» означало не просто образованного человека, но человека-гражданина, которому знания помогли осознать свою ответственность перед обществом. «Невежество» же подразумевало не только отсутствие знаний, но вместе с тем непонимание своего долга перед государством.

В Западноевропейской просветительской литературе XVIII в., особенно на позднем этапе ее развития, «просвещенность» определялась степенью оппозиционности к существующим порядкам. В русском классицизме 30 —50х годов «просвещенность» измерялась мерой гражданского служения абсолютистскому государству. Русским классицистам — Кантемиру, Ломоносову, Сумарокову — была близка борьба просветителей против церкви и церковной идеологии. Но если на Западе речь шла о защите принципа веротерпимости, а в ряде случаев и атеизма, то русские просветители в первой половине XVIII в. обличали невежество и грубые нравы духовенства, защищали науку и ее приверженцев от преследований со стороны церковных властей. Первым русским классицистам уже была известна просветительская мысль о природном равенстве людей. «Плоть в слуге твоем однолична», — указывал Кантемир дворянину, избивающему камердинера. Сумароков напоминал «благородному» сословию, что «от баб рожденным и от дам/ /Без исключения всем праотец Адам». Но этот тезис в то время еще не воплощался в требование равенства всех сословий перед законом. Кантемир, исходя из принципов «естественного права», призывал дворян к гуманному обращению с крестьянами. Сумароков, указывая на природное равенство дворян и крестьян, требовал от «первых» членов отечества просвещения и службой подтвердить свое «благородство» и командное положение в стране.

В области чисто художественной перед русскими классицистами стояли такие сложные задачи, которых не знали их европейские собратья. Французская литература середины XVII в. уже имела хорошо обработанный литературный язык и сложившиеся на протяжении длительного времени светские жанры. Русская литература в начале XVIII в. не располагала ни тем, ни другим. Поэтому на долю русских писателей второй трети XVIII в. выпала задача не только создания нового литературного направления. Они должны были реформировать литературный язык, осваивать неизвестные до того времени в России жанры. Каждый из них был первооткрывателем. Кантемир положил начало русской сатире, Ломоносов узаконил жанр оды, Сумароков выступил как автор трагедий и комедий.

В области реформы литературного языка главная роль принадлежала Ломоносову. На долю русских классицистов выпала и такая серьезная задача, как реформа русского стихосложения, замена силлабической системы силлабо-тонической. Тредиаковский написал трактат под названием «Новый и краткий способ к сложению российских стихов», в котором обосновал основные принципы новой, силлабо-тонической системы. Ломоносов в рассуждении «О пользе книг церьковных в российском языке» провел реформу литературного языка и предложил учение о «трех штилях».

Заключение

Подводя итоги, следует ещё раз отметить, что классицизм являлся одним из главных направлений в литературе 17 – начала 19 веков, важной чертой которого являлось обращение к образам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону. В основу эстетики классицизма положены принципы рационализма, который утверждает взгляд на художественное произведение как на создание сознательно сотворенное, разумно организованное и логически построенное. Образы в классицизме лишены индивидуальных черт, так как признаны в первую очередь запечатлевать устойчивые, родовые признаки, выступающие как воплощение каких-либо социальных или духовных сил. Установлена строгая иерархия жанров, которые делятся на высокие, низкие и средние. Каждый жанр имеет строгие границы и четкие формальные признаки. Классицистическая драматургия утвердила так называемый принцип «единства места, времени и действия», который также должен был обязательно соблюдаться. Таковы выявленные в ходе исследования основные признаки классицизма как литературного направления.

Также немаловажное значение имеет тот факт, что классицизм имел национальные варианты, зачастую довольно значительно отличавшиеся друг от друга. В основном эти различия касались предпочтений в выборе жанров и тематики. Наиболее сложный и противоречивый путь развития выпал на долю русского классицизма, поскольку в эпоху возникновения этого литературного направления в России не было базы для его развития, что повлекло за собой реформу стихосложения. Черты европейского классицизма в России проявились в наиболее отчетливо представленном гражданско-патриотическом пафосе, ярко выраженной сатирико-обличительной тенденции, а также в связи литературы с истоками народного творчества.

Как любое крупное литературное направление, классицизм, фактически сойдя со сцены, продолжает жить в литературе более поздних эпох и даже отчасти в современной. Классицизм завещал ей высокий гражданский пафос, принцип ответственности человека перед обществом, идею долга, основанного на подавлении личного, эгоистического начала во имя общих государственных интересов.

Библиография

Козлова, Н. П. Ранний европейский классицизм/ Литературные манифесты западноевропейских классицистов. — М., 1980.

Крупчанова, Л. М. Введение в литературоведение: учеб. для вузов. – М.: ОНИКС, 2007.

Орлов, П. А. История русской литературы XVIII века: учеб. для ун-тов. –М.: Высшая школа, 1991.

Пахсарьян Н. Французская литература 17-18 вв.- (http://www.natapa.msk.ru/biblio/works/classicus.htm).

Поспелов, Г. Н. Проблемы исторического развития литературы. М., Просвещение, 1972.

Реферат – Классицизм, как художественный стиль

Оглавление

Введение 3
1. Характеристика классицизма как направления в искусстве 4
2. Особенности классицизма в музыке 6
Заключение 10
Список литературы 11

Введение

Классицизм в музыке отличался от классицизма смежных видах искусств. Содержание музыкальных сочинений связано с миром чувств человека, которые не поддаются жесткому контролю разума. Однако композиторы этой эпохи создали очень стройную и логическую систему правил построения произведения. В эпоху классицизма сформировались и достигли совершенства такие жанры как опера, симфония, соната.
Актуальность работы заключается в рассмотрении взаимосвязи господствующего направления в искусстве и тенденций в музыке эпохи классицизма.
Цель работы заключается в изучении классицизма и его проявления в музыке.
Достижение цели предполагает решение ряда задач:
1) дать характеристику классицизма как направления в искусстве;
2) изучить особенности классицизма в музыке.
Основываясь на представлениях о закономерности, разумности мирового устройства, мастера классицизма стремились к ясным и строгим формам, гармоничным образцам, воплощению высоких нравственных идеалов. Высшими, непревзойденными образцами художественного творчества они считали произведения античного искусства, поэтому разрабатывали античные сюжеты и образы.

1. Характеристика классицизма как направления в искусстве

Классицизм ― художественное направление в искусстве и литературе XVII ― начала XIX вв. Он во многом противостоял барокко с его страстностью, изменчивостью, противоречивостью, утверждая свои принципы.
В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с таковыми же в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, «должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания» [6; с. 58]. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций).
Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается.
Появился классицизм во Франции. В формировании и развитии этого стиля можно выделить два этапа. Первый этап относится к XVII веку. Для классиков этого периода непревзойденными образцами художественного творчества были произведения античного искусства, где идеалом являлся порядок, разумность, гармония. В своих произведениях они добивались красоты и истины, ясности, стройности, законченности построения. Второй этап ― XVIII век. В историю европейской культуры он вошел как эпоха Просвещения или Век Разума. Человек придавал большое значение знаниям и верил в способность объяснить мир. Главным героем является личность, готовая на героические поступки, подчиняя свои интересы ― общим, душевные порывы – голосу разума. Его отличает нравственная стойкость, мужество, правдивость, верность долгу. Рациональная эстетика классицизма нашла отражение во всех видах искусства.
Архитектуре этого периода свойственна упорядоченность, функциональность, соразмерность частей, тяготение к уравновешенности и симметрии, ясность замыслов и построений, строгая организованность. С этой точки зрения символом классицизма служит геометрическая планировка королевского парка в Версале, где деревья, кустарники, скульптуры и фонтаны располагались по законам симметрии. Эталоном русской строгой классики стал Таврический дворец, возведенный И. Старовым.
В живописи главное значение приобрели логическое развертывание сюжета, ясная уравновешенная композиция, четкая передача объема, с помощью светотени подчиненная роль цвета, использование локальных цветов (Н. Пуссен, К. Лоррен, Ж. Давид).
В поэтическом искусстве произошло деление на «высокие» (трагедия, ода, эпопея) и «низкие» (комедия, басня, сатира) жанры. Выдающиеся представители французской литературы П. Корнель, Ф. Расин, Ж.Б. Мольер оказали большое влияние на формирование классицизма в других странах.
Важным моментом этого периода было создание различных академий: наук, живописи, скульптуры, архитектуры, надписей, музыки и танца.


Методический доклад "Классицизм в музыке"

Управление культуры г. Курска

МБОУ ДО «Детская школа искусств № 2 им. И.П. Гринева»

г. Курска

Методический доклад на тему:

«Классицизм как стилистическое направление в музыке»

Подготовила: преподаватель

специального фортепиано

концертмейстер

Александрова Н.В.

Курск - 2016

Классицизм (от лат. classicus - образцовый) - художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII-XIX в. Возник во Франции, ('ложился под влиянием идей философского рационализма, а также эстетики Возрождения с его ориентацией на античное искусство как на непревзойденный художественный образец.

Ведущий тезис эстетики классицизма заключается в убеждение, что суть бытия глубоко разумна и гармонична, в утверждении единого, всеобщего порядка, управляющего миром. С этим связаны и требования классицистов к искусству как к одному из созданий могучего человеческого интеллекта в основе которого лежат принципы логической обоснованности, внутренней гармонии, строгой регламентации жанров, типизации и обобщенности выразительных средств.

В общем развитии классицизма выделяют: классицизм 17 в., формировавшийся во взаимодействии с барокко, и просветительский классицизм 18 в., связанный с предреволюционным идейным движением во Франции и его влиянием на искусство других стран.

Классицизм возник в абсолютистской Франции 17 в., французская культура дала художественно законченные образы классицистских сочинений сначала в литературе и театре (Н. Буало, Ж.Лафонтен, П.Корнель, Ж.Расин), а затем и в музыке.

Основоположником классицизма в музыкальном театре стал Жан Батист Люлли (1632-1687), создатель оперного жанра лирической трагедии (во многом близкой трагедии во французском драматическом театре). Сам был родом из Италии, мальчиком-поваренком он приехал в свите богатого вельможи в Париж. Исключительное упорство, настойчивость, трудолюбие помогли талантливому музыканту в достижении цели.

Во французском драматическом театре шли знаменитые классические трагедии Корнеля и Расина. Люлли прислушивался к напевной манере, в которое актеры искусно декламировали стили и находил интонации для музыки своих опер.

Для опер Люлли характерны античная и мифологическая сюжетика, высокая героика, приподнятость стиля в построении опер - логическая ясность, соответствие строгим правилам, нормативность, ориентация на драматически гибкий речитатив и оркестровое развитие. Творчеству Люлли в значительной мере были присущи и черты барокко, проявляющиеся в частности в пышной декоративности его опер. Объединение черт классицизма и барокко свойственно также сочинениям композиторов неаполитанской оперной школы (А.Скарлатти, Н. Корлора, Л.Лео и др).

Опера - серия с ее внутренним единством, регламентацией музыкальных форм и вместе с тем чрезвычайной виртуозностью вокальных партий, эффективностью сценического оформления.

Классицизм 18 в. связан просветительским движением, взглядами французских энциклопедистов, а также Г.Э. Лессинга, И.Г. Гердера.

Музыкально-эстетические положения просветительского классицизма разработаны в трудах Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, Ш. Баттё, И. Маттезона, И.А. Шайбе, И.И. Кванца и др.

Искусство века просвещения посвятило себя жизни обыкновенного человека его повседневному труду, его удачам и надеждам. Герой - современник стал: интересен поэтам, художникам, музыкантам не только когда он молился, предавался глубоким размышлениям или совершал подвиги, но и тогда, когда он балагурил с друзьями, пытался разбогатеть или ухаживал за девушками.

Трагическое и комическое, легкомысленное и серьезное в искусстве нового века было идеально уравновешено. Если в XVII веке взор художника был постоянно устремлен на небеса, то теперь он обратился к действительности, к мировой суете, которую раньше и на полотна картин и на подмостки сцены допускали скорее как исключение. Этот поворот от возвышенного к земному совершился в 20-30-е годы XVIII века.

Новый век выдвинул своих героев. Это Фигаро (парикмахер, хитрец,

пройдоха, который знал, как одурачить своего господина). Доктор Фауст - ученый,

философ, который в поисках истины продал душу дьяволу – Мефистофелю. В этих персонажах люди видели символ неразрывности мысли и действия; чтобы добиться успеха, оба они старались понять, зачем действовать, какие цели ставить перед собой и наконец составив продуманный план, приступали к исполнению.

Людям эпохи классицизма хотелось узнать, по каким законам живет природа, общество, каждый человек и, вооружившись знанием сделать жизнь достойной и счастливой.

Благодаря этой беспредельной вере в возможности человеческого ума и силу знания XVIII век и стали называть веком разума или веком просвещения.

Человек XVIII века считал, что разум надежнее веры, которой руководствовались в своей жизни его отцы, деды и прадеды. Поэтому герой века не слишком доверял прошлому.

В 1 половине XVIII столетия творили еще Бах и Гендель, начиная с 30-х годов нового столетия, творческая практика уходила все дальше от барочного стиля, чей расцвет остался в XVII веке.

Музыка классицизма предпочитает радоваться и веселиться, поэтому мажорные произведения появляются гораздо чаще минорных.

Весьма близки XVIII веку две великие эпохи - античность, времена Древней Греции и Рима и: эпоха Возрождения, Ренессанс. Так же как в XVIII веке, люди античности и Ренессанса воспевали природу и восхищались ею, они стремились к познанию окружающего мира и верили в безграничные возможности человеческого разума. Художественная истина, идеал красоты также должны были подчиняться законам разума.

Философы XVIII века были убеждены, что разум вполне способен справиться с нашими страстями и слабостями и путь к счастью лежит исключительно через знание, через воспитание нашего ума и наших чувств.

Чтобы продемонстрировать безграничные возможности разума, подытожив все, что накопило человечество к XVIII в. - все идеи, теории, факты, все представления о жизни и природе - французские просветители (Дидро, Руссо, Вольтер и др.) выпустили в свет уникальную «энциклопедию», благодаря которой каждый имел возможность «в просвещении стать с веком наравне». Философы-просветители были уверены, что разум главенствует не только в политике и общественной жизни, ограничивая произвол и устанавливая справедливые законы, но разум царит в искусстве. В совершенном произведении все упорядочено и расставлено по местам, в нем нет места анархии и дикому разгулу фантазии оно пленяет ухо и взор правильностью пропорций, симметричным расположением частей, логичным и понятным ходом развития. Желая подчеркнуть высокое назначение искусства, его общественную и гражданскую роль французский философ-просветитель Дени Дидро писал: «Каждое произведение ваяния или живописи должно выражать собой какое-либо великое правило жизни, должно поучать»

Наилучшим проявлением природных законов в искусстве XVIII в.. был театр. Искусство театра казалось в высшей степени совершенным - оно было очень правдоподобно, на сцене, как и в жизни, люди предавались страстям, обманывали, интриговали и т.д. Действие стремилось либо к счастливому концу в комедии или печальному - в трагедии. Зритель приходил к какому-либо важному выводу, познавал важную истину.

Познание и действие нигде так близко вместе не сходились как в театре, который одновременно был и учебником жизни и самою жизнью.

Музыка классицизма чрезвычайно театральна, она как будто копирует искусство театра, подражает ему. Мелодии композиторов XVIII в. даже в музыке предназначенной для инструментов напоминают человеческую речь, интонации и жесты актеров, играющих различные роли.

Разделение классической сонаты и симфонии на крупные разделы-части, подобно делению спектакля на действия и сцены.

В музыке классического века часто подразумевается сюжет, некое действие как и действие театральное. Слушателю остается включить воображение и узнать в музыке персонажей классической трагедии или комедии.

Искусство театра помогает объяснить и большие перемены в исполнении музыки, которые совершились в XVIII в. Раньше главным местом, где звучала музыка был храм. Теперь музыка звучит в аристократическом салоне, в бальном зале дворянской усадьбы или на городской площади; отныне музыканты располагаются непосредственно перед слушателями или несколько в отдалении.

В музыке XVIII в. нет органа, который столько веков был непременным участником музыкальных событий, значительно уменьшилось роль хора. Звучание органа и хора сменилось звучанием симфонического оркестра; возвышенные арии и речитативы уступили место музыке легкой, ритмичной и танцевальной,

XVIII в. стал веком светского искусства, где Богу принадлежала меньшая часть мыслей и побуждений, а человеку, его друзьям и любимым - большая часть.

Во французской культуре центром борьбы за новую эстетику оставалась опера. Однако лишь Глюку К.В., осуществившему реформу оперы – сериа и лирической трагедии, удалось создать произведения, отличающиеся благородной простотой и возвышенностью. В это время классицизм продолжал развиваться во взаимосвязи с другими стилями и художественными течениями - барокко, рококо, сентиментализм.

Рядом с оперой развивалась и инструментальная музыка. В XVII в. королем инструментов был орган, который звучал в церкви и не только вовремя службы. Устраивались концерты органной музыки. Великие органисты Ш. Фрескобальди, немец Букстехуде, великий Бах.

Все больше вдохновлял композиторов и младший брат органа - клавесин (творчество Франсуа Куперена, Жана Филиппа Рамо, Луи Клода Дакена).

Инструментальные ансамбли представлены творчеством композиторов Арканджело Корелли, Антонио Вивальди.

Высшего расцвета инструментальная музыка достигла во II половине XVIII. Это искусство венской классической школы (творчество Гайдна, Моцарта, Бетховена). Венский классицизм впитал в себя наиболее прогрессивные идеи своего времени, во многом перекликаясь с веймарским классицизмом И.В. Гете и Ф. Шиллера, в литературе. С творчеством венских классиков связан блестящий расцвет ведущих инструментальных жанров - симфонии, сонаты, струнного квартета, формирование сонатно-симфонического цикла и симфонического оркестра. Они создали симфонизм - метод действенного раскрытия жизненных противоречий, созвучный диалектическим идеям немецкой классической философии. На рубеже 18 - 19 в. в. классицизм обрел новые формы в сочинениях композиторов Ф.Ж. Госсека, Э. Мегтоля, Л. Керубини и др., рассчитанных на массовую аудиторию и служащих революционным идеям.

Кульминационное выражение эти идеалы нашли в творениях Бетховена, поздние произведения которого отмечены чертами романтизма.

Сочетаясь с элементами других художественных направлений черты классицизма преломились и в русской музыкальной культуре (М. Березовский. Д. Бортнянский, В. Пашкевич, Е. Фомин, И. Хандошкин).

Список литературы

  1. Д.К. Кирнарская, Классицизм. М. «Росмэн», 2002 г,

  2. Ю.В. Кельдыш. Проблема стилей в русской музыке XVII- XVIII в.в., кн Очерки и исследования по истории русской музыки. М, 1978

  3. Т.Н. Ливанова. Музыкальная классика XVIII в., М-Л, 1939 г.

  4. Т.Н. Ливанова. Западно - европейская музыка XVII- XVIII в.в. в ряду искусств М., 1977 г.

  5. Т.Н. Ливанова.. Музыкальная эстетика Западной Европы XVII- XVIII в.в. М., 1971 г.

Доклад - Русский классицизм - Культура и искусство

Творческая работа на тему: « Русский классицизм »

Кадета 213 взвода Чиркова Николая.

Чем же так отличается русский классицизм от европейского? Главным образом, тем, что он удивительно гармонично сочетает в себе идеалы античности и собственной русской, даже православной культуры. Собственно, в России трудно провести четкую границу между чистой воды классическим искусством и следовавшим за ним неоклассицизмом, настолько тщательно и велико было переосмысление античной и европейской культур. Россия стала перекрестком всех классических направлений: от аскетического немецкого цопфа до наполеоновского ампира.

Художники и скульпторы, кроме античности, чаще, чем их европейские коллеги, обращаются к библейским преданиям и героям (вспомните фонтан «Самсона» и полотно «Явление Христа народу»). К концу классического периода уже появляются работы, основанные на событиях отечественной истории (памятник Суворову, Минину и Пожарскому). В этих работах символизм и пафос античных поз сочетается с героизмом российских исторических личностей, именно на их примере, а не на абстрактных мифологических героях, идет воспитание нового поколения.

Столицей русского классицизма становится Петербург. Для этого города характерно то, что именно классика является его основой, заложенной еще в чертежах. В отличие от Москвы, пережившей многие архитектурные эпохи, Петербург изначально принимал строгие классические формы в перпендикулярном пересечении улиц, устройстве императорских дворцов и театров и даже в жилых зданиях.

Разумеется, русским аналогом Версаля стал Петродворец, созданный Шлютером и Растрелли. В этом великолепном произведении русского паркового искусства гармонично сочетаются строгие формы аллей и силуэты дворцов, скульптуры и фонтаны. Простор и рационализм – вот две опорные точки русского классицизма.

Начало XIX в. является переходным моментом в истории русского зодчества: идет переосмысление классических элементов, придание им нового значения. Архитектурные композиции становятся более пафосными, приобретают еще более четкие силуэты и легкость. Что отражается в таких постройках, как Казанский собор, Адмиралтейство, Биржа, Александринский театр. Героизм античности переходит в героизм современников, что видно из многочисленных памятников и скульптур Петродворца и Петербурга вообще.

Интересно, что куда бы не поворачивала свое течение художественная культура, история, Санкт-Петербург никогда не отдавал большего предпочтения ни одному другому стилю, кроме классицизма. И по сей день, говоря о русском классицизме, мы можем рассматривать его феномен, в большей степени, на примере Петербурга, как его основателя и хранителя.

Как и в живописи, в скульптуре классицизма царило стремление к подражанию античности. Кажется, ничто не может нарушить покой и сдержанность скульптурных композиций, украшающих Версаль, Веймар, Петербург. Все подчинено рациональности: застывшие движения, идея скульптуры и даже ее расположение в парке или дворце.

Скульптуры классицизма, словно трехмерное воплощение мифов, рассказывают нам о могучей силе человеческой мысли, о единении народа в достижении общих целей. Просто удивительно, как классицисты сумели рассказать целую эпоху в жизни той или иной нации при помощи не масштабных композиций!

Стремясь к рациональному применению пространства, занимаемого скульптурой, мастера тем самым следовали еще одному принципу классицизма – отходу от частного. В одном единственном персонаже, чаще всего взятом из мифологии, воплощался дух целого народа. А герои настоящего с той же легкостью изображались в античном окружении, что лишь подчеркивало их историческую роль.

Не остался без внимания и дизайн интерьера. Потолок усадеб снова поддерживался величественными колоннами, стены отделывались тканью либо окрашивались в пастельные тона. Даже в дизайне мебели преобладала античная простота и гармоничность в сочетании с современным рационализмом и конструктивностью. Она более не была настолько массивной и слитной, но гармонично вписывалась в открытое пространство классических зданий.

About Author


admin

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о