Дом дворец: Дом-дворец, на который стоит посмотреть хотя бы ради огромной кухни — Roomble.com – Проекты домов и усадеб в стиле средневекового дворца

Дом Народа - Мастерок.жж.рф — LiveJournal

Дворец считается крупнейшим в мире гражданским административным зданием, крупнейшим зданием парламента, а также самым тяжелым административным зданием в мире. Размеры дворца составляют 270 на 240 м. Высота — 86 м. Подземная часть дворца уходит в глубину на 92 м. Во дворце 1100 комнат и 12 этажей.

Давайте узнаем о нем подробнее ...

Фото 2.

Правление Николая Чаушеску оставило глубокий отпечаток на архитектуру города Бухарест.Безусловно,один из его противоречивых проектов это Дворец Парламента,гигантское творение бывшего диктатора Румынии.

Утверждается что во время правления Николае Чаушеску столица Румынии, Бухарест, изменил свой облик на 30-35% и к сожалению не всегда в лучшую сторону.Строительство Дворца Парламента является частью обширной программы урбанизацией городов ,одобренной Коммунистической Партии Румынии и начатой в 1976 году.

Говорят что идея этого проекта появилась у Чаушеску после своего визита в Северную Корею и посещение столицы Пхениян. Масштабные коммунистические постройки Пхениана наверное впечатлили диктатора и он задумал построить нечто похожее и в Бухаресте.В 1977 году в городе Бухарест было сильное землетрясение,от которого пострадали множество здании,в том числе и административные.Это событие также послужило поводом для начало нового мегаломанического плана возведения нового центра города.

Фото 3.

Называемый в то время как Дом Народа, а сегодня иногда Дворец Чаушеску, был задуман как ядро нового центра города Бухарест, так называемый «Гражданский центр».

Вокруг здания Дворца Парламента возвышаются огромных размеров здания Академии Наук,Министерство Обороны Румынии,Гостевой Дом-нынешний отель Мэриот и другие Министерства.

А перед главным входом дворца,масштабная площадь,нынешняя Площадь Конституций (Piata Constitutiei),откуда начинается длинный (3 км) и широкий (90 метров) Бульвар Объединения,который во время Чаушеску назывался «Победа социализма».

В шутку в Румынии его называют «Румынскими Елисейскими Полями». Есть такой анекдот,относительно мании величия Чаушеску,что якобы диктатор приказал своим инжинерам и архитекторам построить большой бульвар перед зданием,может быть по красоте чтобы он был похож на Елисейские поля,но главное,чтобы он был шире чем Елисейские Поля!

Фото 4.

Вдоль этого длинного артерий «Гений Карпат» приказал построить Дворец Культуры, Трибунал, Национальную Библиотеку, Дворец Пионеров и Соколов Родины 🙂 и много жилых высотных домов,многоэтажки с северо-корейским акцентом .Очень много!
А в центре бульвара фонтаны, символы уездов Румынии, самый большой фонтан –на Площади Объединения (Piata Unirea), символизирует столицу,Бухарест.

На месте этого нового микрорайона,были раньше старинные элегантные кварталы,ценные своими стилями архитектуры средневековые здания, особняки ,церкви.С грустью можно упомянуть некоторые разрушенные шедевры архитектуры:Новый Княжеский Двор, Дворец с Архивами,монастырь Михай Водэ 1589 года, церковь Алба-Постэварь 1564 года, Военный Музей и Армейский Театр, Церковь Святой Пятницы 1645 года, Больница Бранковяну 1837 года,Больница и Монастырь Пантелимон 1750. Одним из главных и ценных памятников, варварски разрушенный это монастырь Вэкэрешть (начало XVIII века),которого многие считали олицетворением румынского средневекового искусства, без преувеличения, один из самых красивых памятников православного мира.

Фото 5.

Площадь всей разрушенной и заново отстроенной территории равна городу Венецией! Таким печальным образом Бухарест постепенно потерял титул «Маленького Парижа»,изменил своё лицо.То что не сделали пожары, землетрясения и войны,сделали руководители той эпохи.И к сожалению,всё это безвозвратно!

Дворец Парламента города Бухарест построен на самом высоком и самом устойчивом против землетрясении месте в городе Бухарест, Холм Спиря или Холм Арсенала,как называли его раньше из за воинской казармы находившиеся на этом холме. Максимальная высота холма была перед постройкой 18 метров, но со стороны Площади Конституций холм искусственно возвышен.

Фото 6.

Дворец Парламента Бухарест является вторым по площади административным зданием в мире,после Пентагона. Также здание отмечено в Книге Рекордов Гиннесса как одно из самых дорогостоящих административных здании в мире,в 2006 стоимость здания оценено в 3 миллиарда евро.Вся площадь Дворца Парламента занимает 330 тыс. кв метров а объем 2,5 мил.кубометров,на 2% больше чем пирамида Хеопса в Египте.

Длина главного фасада здания 270 метров,боковая сторона 240 метров.Высота здания,от фундамента до вершины 178 метров,из которых ,86 метров над уровнем земли и 92 метра под землёй. Застроенная площадь над уровнем земли 66 тыс кв метров.

Фото 7.

Для постройки здания употребляли:
1. 000 000 кубических метров мрамора
5.500 тонн цемента
7.000 тонн стали
20.000 тонн песка
1.000 тонн песка
900 .000 куб метров дерева
3.500 тонн хрусталя
200.000 куб метров стекла
2.800 канделябров
220.000 кв метров ковров
3.500 кв метров кожи

Фото 8.

По приказу Чаушеску все строительные материалы были только из Румынии,инженеры и архитекторы румыны.Якобы диктатор захотел показать всему миру что у Румынии есть природные ресурсы и что Румыния способна осуществлять даже такие гигантские проекты.
На строительство здания работали около 300 архитекторов и около 30 тысяч рабочих,24 часа,менялись в 3 смены.Руководила всеми работами главный архитектор здания,молодая девушка , Анка Петреску. Ей было 28 лет когда официально начинаются работы.

По рассказам других архитекторов тот факт что Анка Петреску была послушной во всём скромной девушкой из простой крестьянской семьи,понравился Николаю и Елене Чаушеску которые недолюбливали интеллигентов и уверенных в себе учёных и архитекторов,хотя сама Елена Чаушеску была так называемой «светилом наук» и руководила Академии Наук. Анка Петреску всячески старалась угодить диктатору ,некоторые даже начали говорить что она юная родственница Елены Чаушеску (девичья фамилия Елены тоже Петреску) и в конце концов именно ей доверили столь важный проект,хотя изначальна по плану должны были руководить другие архитекторы.

Фото 9.

Торжественная церемония заложения первого камня фундамента состоялась 25 июня 1984 года, но работы фактически начинаются уже в 1980 году когда насильно пересилили около 40 тысяч жителей а кварталы где они жили раньше были стёрты с лица земли,чтобы освободить место для Дворца Парламента.

До 1989 (год когда состоялась революция против Чаушеску) было потрачено больше 3-х миллиардов румынских лей!И это в то время когда благодаря необдуманной экономической политики и политики возвращении внешних долгов государства, уровень жизни жителей Румынии опустился до самой низкой отметки.Строили Дворец Парламента в основном военные,солдаты румынской армии.До сих пор неизвестна точное количество погибших во время тяжелых и связанных с большим риском строительных работ.

Фото 10.

Работы не окончены на 100% даже сейчас. До Революций внутреннюю отделку завершили только в нескольких залах, в целом строительство и внутренняя отделка большинства помещений окончили после свержения диктатуры Чаушеску.

Если смотреть по вертикали можно различить что здание делится на трёх регистров и похожа на пирамиду но с плоским верхом.Над уровнем земли есть 12 этажей,под землю ещё 4.

В здании около 1000 помещений, из которых 440 офисы, 30 залов для конференций и приемов, 4 ресторана, 3 библиотеки, 2 подземные стоянки, концертный зал, и другие служебные помещения.Во дворце есть 2 внутренних двора.
Имена залов были выбраны после 1989 года,большинство называются в честь известных румынских личностей.

Фото 11.

В зданий работает Парламент Румынии,есть большой зал заседаний для Комнаты Депутатов ,а также и Зал Сената.
Во Дворце Парламента также открыт для посетителей Музей Современного Искусства.

Ежегодно в залах дворца также проводятся международные или на национальном уровне, конференций,семинары,конгрессы,выставки,переговоры.Залы сдаются в аренду для многочисленных событии.

Дворец Парламента Бухарест часто включают и в туристические маршруты,несколько залов посещаются туристами.Особенно впечатляют Зал Объединения,Зал Прав Человека,Парадный Вход и Парадная Галерея.Туристам предоставляется возможность выйти на балкон Протокольного Зала Куза откуда открывается интересная панорама на Площадь Конституций и «румынские Елисейские Поля» Бульвар Унирий (Объединения).

Фото 12.

Парадная Галерея

Это длинный коридор,150 метров,с шириной 18 метров.разделённый на три части раздвижными дубовыми дверями с хрусталём.Потолок покрыт гипсовой штукатуркой с цветными орнаментами в румынском брынковянском стиле.
Центральный пол,перед официальным входом состоит из 4-х видов румынского мрамора: белый,бежевый,красный и чёрный,из местности Рушкица или Моняса. Своды Парадной Галереи держатся на 34 октогональных колонн,по 17 с каждой стороны,из белого мрамора,с декоративными орнаментами.

Галерея освещается с помощью природного света,14 окон.А также присутствую 67 канделябров из хрусталя.Эта галерея пересекается с главным Официальным Входом,со стороны одной из самых больших площадей города Бухарест, Площадь Униря (Piata Unirea).
Здесь также Вы увидите 2 монументальные лестницы,которые ведут к Залу Сената и Залу Кузы. У каждой лестницы окно с высотой 16 метров которые закрыты занавесками.Вес каждой занавески 250 кг!Высота ступеней 14-16 см,сделаны специально по росту Николая и Элены Чаушеску, чтобы они не уставали когда ходили по лестнице.

Фото 13.

Зал Куза

Именуется в честь князя Валахий и Молдовы Александру Куза. Этот зал должен был называться:зал Румыния и предназначался для протоколов,для переговоров и подписания договоров на самом высоком уровне,между странами.Высота зала 20 метров.Является вторым по площади залом 2040 кв метров.

Фото 14.

Зал Униря

Предназначался для балов,для банкетов.Высота 15 метров,площадь около 2000 кв м
Ковер в этом зале весит 3 тонны,1100 кв метров и покрывает центральную часть зала,под потолком.Орнаменты потолка отражаются на ковре.В зале очень сильное эхо.

Фото 15.

Зал Россети

Здесь находится самый большой канделябр (люстра?), на которой находится 5 тонн хрусталя!

Фото 16.

Зал Прав Человека

Предназначался как зал заседаний Центрального Комитета Компартий Румынии. Внутренняя отделка завершена до 1989 года.В центре зала большой круглый стол с оригинальными креслами членами Комитета.Кресло Чаушеску в момент Революций находилась в стадий изготовления.Впечатляет красота второго по весу канделябра, 3 тонны хрусталя. Модель канделябра отражается на ковре.

Фото 17.

Фото 18.

Фото 19.

Фото 20.

[источники]источники
http://www.excursiaromania.ro/%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%86%D1%8B/%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%86-%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0.html

http://www.planetofhotels.com/rumyniya/buharest/dvorec-parlamenta-v-buhareste

Вот еще для вас Самое большое сооружение в мире по массе, но второе по высоте, а вот Как строят самое высокое здание в мире

Легенды Воронежа. Дом-дворец Потапова, ставший музеем Крамского. Последние свежие новости Воронежа и области

В очередном выпуске краеведческого спецпроекта «Легенды Воронежа» – история трехэтажного особняка XVIII века, известного как Дом губернатора Ивана Потапова. Сейчас в нем находится областной художественный музей имени Крамского (проспект Революции, 18). Краеведы называют этот памятник «воронежским дворцом» – за сходство с величественными петербургскими строениями в стиле барокко. Сотрудники музея предполагают, что именно здесь, а не в Доме губернатора на проспекте Революции, 22, проходил бал, на котором побывал герой романа Льва Толстого «Война и мир» Николай Ростов.

Дворец цвета утренней зари

Дом Потапова – объект искусства, федеральный памятник архитектуры. Первый его этаж завершается карнизом и служит основанием для двух верхних, объединенных крупными ионическими колоннами. Трехчастное членение, рустованный первый этаж, который подчеркивает массивность и тяжеловесность здания, колоннада большого ордера (колонны на два этажа) – все это декоративные элементы, характерные для барочных зданий.

– Сам ритм колонн характерен для барокко. Если мы посмотрим на здания в стиле классицизма, то там колонны находятся на равном расстоянии друг от друга. А здесь ритм рваный, с «синкопами». Чтобы его почувствовать, мы с детьми даже его прохлопываем, – рассказала искусствовед, ученый секретарь музея имени Крамского Наталья Бакина.

Такие пышные дома в стиле барокко получили название «дом-дворец».

– Размерами, этажностью, своей планировкой, архитектурным убранством дом-дворец вышел уже из статуса богатого городского дома, но еще не дотянул до настоящего дворца, – пояснил историк архитектуры Виктор Митин.

Изначально дворец был не изумрудного, как сейчас, цвета, а розового. Это видно на акварели художника Салтыкова, который в 1911 году запечатлел усадьбу с фасада.

– В то время он назывался «цветом утренней зари». Это цвет XVIII века – розовато-оранжевый, – объяснила директор музея Крамского Ольга Рябчикова.

Сходство Дома Потапова с петербургскими дворцами породило легенды, которые надолго укоренились в краеведческой литературе. Они приписывают авторство дворца то законодателю русского барокко Франческо Растрелли (он создал Зимний дворец в Петербурге и Большой дворец в Царском Селе), то зодчему Джакомо Кваренги (одно из его творений – Смольный институт).

Но историк Александр Акиньшин утверждает, что обе версии не выдерживают критики. Он предполагает, что здание строили с 1777 по 1779 год. Растрелли умер в 1771 году, задолго до строительства здания, а Кваренги приехал в Россию в 1780 году, когда здание уже построили. По версии Александра Акиньшина, автором памятника был воронежский зодчий Николай Иевский. Архитекторскому делу он учился в Москве, в школе известного русского зодчего Дмитрия Ухтомского, для творчества которого был характерен стиль барокко.

– Из-за того, что со времен строительства здания до нас не дошло никаких документов, имя архитектора Иевского остается под вопросом, – отмечают в музее Крамского.

Еще одна легенда гласит, что барочное здание – не что иное, как «путевой дворец» для Екатерины II, которая должна была ехать по дороге в Тавриду и остановиться в Воронеже. Говорили, что императрица подарила дворец своему фавориту Потемкину.

Согласно другой версии, дворец выстроили для последнего крымского хана Шагин-Гирея, сосланного в Воронеж.

Однако Александр Акиньшин обе легенды опровергает. По его версии, в годы постройки дворца хан все еще правил Крымом, а Екатерина II даже не намечала путешествия на юг.

Провинциальный шик

Истинным хозяином здания был воронежский губернатор, генерал-майор Иван Потапов, который прибыл в Воронеж в 1775 году. В должности губернатора он прослужил дольше всех своих предшественников – 16 лет.

Поначалу его семья с шестью детьми обосновалась в казенной квартире, которая находилась в официальной резиденции – деревянном Доме губернатора, построенном в середине XVIII века при губернаторе Алексее Пушкине. Роскошная квартира состояла из 16 комнат, площадь меньшей из них составляла 29 кв. м. Но, как считает Виктор Митин, губернатора она не устраивала, поэтому он решил строить дом.

Хотя писком моды в столичной архитектуре тогда был стиль неоклассицизм, хозяин заказал зодчему построить пышный дом в стиле барокко. Очевидно, все дело было во вкусе 55-летнего губернатора.

– Пышные и помпезные дворцы знати пленили его во времена далекой юности, а новых зданий в стиле неоклассицизма губернатор не видел, – уверена Ольга Рябчикова.

Так Воронеж даже с появлением нового здания успел отстать от столицы на 15 лет. Приехавший в Воронеж в 1914 году столичный искусствовед Георгий Лукомский, увидев дворец, разразился критикой. Колонны дворца он назвал «худосочными», «скверно барочного, подражательно-растрелевского пошиба». «Здание построено в запоздалых, глубоко провинциальных формах барокко», – написал столичный гость в очерке «О некоторых старинных постройках Воронежа».

21_1923.jpg

Но, если не обращать внимание на мнение снобов, усадьба Потапова – площадью 3,5 га – стала кусочком воронежского Версаля. Она занимала целый квартал – от современной улицы Мира до улицы Чайковского и проспекта Революции.

Перед главным фасадом по моде того времени устроили парадный двор-курдонер, окруженный одноэтажными каменными службами. В центре курдонера, строго по оси дома-дворца, установили въездные ворота в виде трехпролетной арки. По бокам попарно выросли одноэтажные корпуса служб, образовывая проезды из парадного двора вправо и влево в «черные дворы», предназначавшиеся для хоздеятельности.

Первый регулярный сад

Предметом гордости Потапова был сад позади дома, разбитый модным «регулярным способом» – все аллеи и дорожки проложили лучеобразно. В глубине яблоневого сада скрывались просторная каменная беседка и фонтан. Сад губернатора был первым благоустроенным садом в Воронеже – сам сад и дворы усадьбы обнесли кирпичной оградой.

Хотя помещения дома-дворца не раз перестраивались, гуляя по современному музею Крамского, легко воссоздать планировку XVIII века. 

Дворцы в ту пору почти всегда строили в три этажа. На первом располагались подсобные и вспомогательные помещения. Второй этаж был представительным – парадные залы и комнаты. По высоте своих помещений второй этаж всегда отличался от первого и третьего высокими потолками. А на верхнем располагались спальни членов семьи и гостей. Как рассказал Виктор Митин, на втором этаже, вероятно, было семь комнат, которые сообщались между собой по круговой анфиладе. Среди них – столовая, за ней – узкая буфетная, где прислуга придавала блюдам окончательный вид перед подачей к столу. Справа от столовой был просторный зал, а слева – квадратная комната-гостиная.

Третий, спальный этаж повторял по планировке второй. Но спальни всегда устраивали меньше парадных.

– В холодное время года их приходилось постоянно отапливать. Чтобы хоть как-то сэкономить дрова, объемы спален делали гораздо меньше – как по высоте, так и по площади, – пояснила Наталья Бакина.

На втором этаже музея сохранился тот самый зал, бал в котором, как предполагают сотрудники музея, описывал Лев Толстой в романе «Война и мир». Просторный зал с высокими потолками сохранил свое старинное название – Романовский. Именно здесь висит работа Елены Киселевой «Маруся». Кстати, этот зал – «с секретом».

– Этот зал – двусветный. Назван он так из-за того, что здесь два ряда окон. Его высота – двухэтажная, на третьем этаже вы не найдете над ним зала – он закрыт глухой стеной. Второй, верхний ряд окон в старину назывался «вторым светом» Романовского зала, – рассказала Наталья Бакина.

Из дворца – в казарму

После смерти Ивана Потапова в 1791 году его вдова Елена Крожановская продала усадьбу государству. С тех пор дом несколько раз менял владельцев. Почти весь XIX век дворец находился в ведении военного ведомства – Комиссариатской комиссии, которая занималась снабжением войск.

Губернскому зодчему Василию Белокопытову поручили подготовить проект-приспособление дома под военное ведомство. Каждую усадебную постройку планировали отдать под казармы. По сведениям Виктора Митина, в доме-дворце собирались разместить по всем этажам 540 человек, в служебных корпусах – 551 военного, а из садового флигеля хотели сделать лазарет. Почти по всем комнатам первого этажа Белокопытов расставил нары для солдат и запроектировал дополнительные русские печи для лучшего обогрева помещений.

Хотя казармы тут так и не появились, облик дома изменился. По проекту Белокопытова в нем заменили кровлю, сделали кафельные печи, фасад украсили балконом на железных консолях.

– То, что здесь было, мы знаем по воспоминаниям прапорщика конно-артиллерийской роты, поэта и декабриста Кондратия Рылеева. Он отмечал, что помещения дворца были холодными, и он здесь мерз, – рассказала Ольга Рябчикова.

Музей

В начале XX века, когда здание решили передать под губернский музей, дворец нуждался в реставрации. Она продолжалась с 1912 по 1914 год. Руководил работами первый воронежский архитектор-реставратор Вячеслав Гайн при участии Московского Археологического общества. Это был первый опыт научной реставрации в Воронеже, за ходом которой наблюдал столичный искусствовед Георгий Лукомский.

Приспособление дворца под музей предполагало переделку внутренних помещений – сравнительно маленьких и недостаточно освещенных комнат. Пришлось пожертвовать планировкой дворца – нужны были экспозиционные площади.

Закончить реставрацию помешала Первая мировая война. Губернаторский дом заняли медико-санитарные и хозяйственные военные учреждения. После 1917 года здесь разместились Губархивбюро, Истпарт и Губздравотдел. 

3.jpg

Окончательно здание отдали под музей только в середине 1920-х годов, но основан Воронежский музей изобразительных искусств был позже, в 1933 году. Его основу составили коллекция художественного отдела Воронежского областного краеведческого музея и собрание Музея древностей и изящных искусств Воронежского университета.

До 1959 года в доме-дворце размещался краеведческий музей, а с 1959-го – музей изобразительных искусств. Настоящим испытанием стали 1930-1931 годы, когда целый ряд видных музейных сотрудников были арестованы по так называемому «делу краеведов».

Во время Великой Отечественной войны дом-дворец пострадал. Часть музейного собрания – 1,2 тыс. работ – погибла. Но большинство экспонатов удалось спасти благодаря эвакуации в Омск. После освобождения города над проектом восстановления дома-дворца трудился архитектор Герман Здебчинский.

2.jpg

Старинные подвалы и лестница с секретом

В 1930-х годах дом-дворец спрятало выросшее перед ним здание управления Ю. – В. ж. д. В ходе строительства снесли флигели и аркаду бывшей усадьбы. 

ВОХМ. юго-западный фасад.jpg

И только после войны в здании железнодорожного ведомства сделали сквозные арки, через которые с проспекта Революции частично видно дворец. А в 1984 году к зданию пристроили безликий выставочный зал, закрывший его задний фасад. Через него-то сейчас посетители и заходят в музей. А вот находящийся по соседству с ним узенький служебный вход – старинный. Раньше входы в дом-дворец располагались с боковых фасадов.

– Казалось бы, такое величественное здание, а вход – такой узкий. Оказывается, делать входы с боковых фасадов было нормой для зданий барочного типа, – рассказала Ольга Рябчикова.

Дверь на служебном входе – старинная, оригинальная. Такие же раритетные – двери, ведущие в залы на втором этаже. Их отреставрировали и покрасили в белый цвет. Правда, в 1990-е на них были утрачены элементы декора.

Но все же самые интересные артефакты XVIII века скрыты от глаз посетителей. Так, здесь сохранились старинные подвалы, которые между собой не сообщаются. Были ли они связаны между собой раньше, неизвестно – чертежей не сохранилось. Основной подвал проходит под экспозицией Древней Греции и Египта. 

Посетителей сюда не пускают, но для журналистов РИА «Воронеж» руководство музея сделало исключение. В подвал ведет узенькая деревянная лестница. 

Внутри остались старинные краснокирпичные стены и сводчатые потолки, характерные для архитектуры XVIII века. Скорее всего, раньше здесь хранили провиант и вино.

– В конце 1970-х подвал был завален землей, его вместе со строителями раскапывали сотрудники музея и находили здесь корешки книг, оставшихся с 1930-х годов, – рассказала Наталья Бакина.

Еще один раритет – крепкая деревянная парадная лестница XVIII века, которая ведет в музейные фонды. В этом году ее планируют реставрировать. Часть краски уже сняли.

– У нее «родная» разбивка на марши. Чем выше лестница, тем она уже, – пояснила Наталья Бакина.

А вот деревянная лестница, ведущая в постоянную экспозицию, на второй и третий этажи, – новодел. Оригинал, к сожалению, не сохранился.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Особняк Спиридонова — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Особняк Спиридонова — здание в Санкт-Петербурге по адресу Фурштатская улица, дом № 58, построенное в 1895—1896 годах по заказу коллежского советника Николая Спиридонова архитекторами Александром Померанцевым, Иеронимом Китнером и Василием Свиньиным. С осени 1965 года здесь располагается Дворец торжественной регистрации рождений «Малютка»[1].

В конце XIX века на этом месте на Фурштатской улице находились деревянный одноэтажный дом с хозяйственными службами и небольшой сад. В 1894 году участок был куплен коллежским советником Николаем Спиридоновым. Существующая скромная постройка не соответствовала уже достаточно престижному в то время району Петербурга, да и самому новому хозяину хотелось иметь аристократический особняк, который бы не выпадал из ряда соседних домов. Особняк был построен в 1895—1896 годах архитекторами Александр Померанцевым, Иероним Китнером и Василий Свиньиным.

Фасад, выполненный в стиле эклектики с элементами немецкого классицизма, ренессанса и барокко, выглядит пышно, но при этом строго симметричен. Центральный ризалит украшает широкий балкон, поддерживаемый фигурами атлантов.

Планировка[править | править код]

Особняк имеет мастерски продуманную планировку дворцового типа. Парадные гостиные с Танцевальным залом в центре располагаются вокруг объёма главной лестницы. Благодаря двум особым узловым переходам, примыкающим к углам лестничного объёма, весь особняк просматривается насквозь. На втором этаже — традиционная для богатого дома анфилада парадных помещений. В их оформлении применены декоративные элементы основных исторических стилей: роскошный ренессанс, высокий классицизм, изящное рококо и живописный мавританский стиль. Отделка мрамором, наборные паркеты, живопись, зеркала, изразцы и богатая лепка отличаются высокой декоративностью.

Широкая беломраморная лестница ведёт со второго этажа на первый, где находились спальни, детские, гардеробные и ванные. Подвальный этаж использовался в хозяйственных целях.

Фрагмент фасада

Семья Спиридоновых владела домом до 1916 года когда он был продан купцу первой гильдии И. А. Меликову. Сразу после октябрьской революции он был национализирован и в особняке разместился детский дом. С середины 1920-х годов и почти до самой войны здесь располагался институт, готовивший зубных техников, в 1956—1965 годах — ленинградское отделение Всероссийского общества культурных связей с зарубежными странами.

Дворец «Малютка»[править | править код]

5 ноября 1965 года в здании открылся особый отдел ленинградского ЗАГСа, предназначенный для проведения церемоний торжественной регистрации рождения — Дворец «Малютка». Его первой заведующей стала Нина Степановна Бескаравайная. Дворец «Малютка», являющийся единственным заведением подобного рода в России, стал методическим центром не только для отделов ЗАГС Санкт-Петербурга, но и для всей страны. Здесь сложилась особая школа ведения церемоний, в 1988 году во Дворце регистрировали пятимиллионного жителя Ленинграда — Павла Русакова.

В свободное от регистраций время во Дворце проходят вечера классической музыки, небольшие детские праздники и представления. 1 июня ежегодно проводятся праздничные мероприятия, посвящённые Международному дню защиты детей.

В фильме «Судьба резидента» дом фигурирует в качестве бывшей резиденции «графов Тульевых». В момент посещения улицы Петра Лаврова героями фильма Михаилом Тульевым и Павлом Синицыным на фасаде отчётливо видна вывеска «Малютка».

  1. ↑ Обычно говорят «Дворец малютки».

дворец - это... Что такое дом-дворец?

  • дом-дворец — дом дворец, дома дворца …   Орфографический словарь-справочник

  • Дворец Сангушек в Изяславе — …   Википедия

  • Дворец великого князя Алексея Александровича — Дворец Дворец великого князя Алексея Александровича …   Википедия

  • Дом ученых (Львов) — Дом учёных Дом учёных (бывшее дворянское казино, графское казино, народное казино, казино Герхарда) памятник архитектуры во Львове (Украина). Находится в центральной части города, на улице Листопадового Чина, 6. Авторами проекта были известные… …   Википедия

  • Дом учёных во Львове — Дом учёных Дом учёных (бывшее дворянское казино, графское казино, народное казино, казино Герхарда) памятник архитектуры во Львове (Украина). Находится в центральной части города, на улице Листопадового Чина, 6. Авторами проекта были известные… …   Википедия

  • Дом ученых во Львове — Дом учёных Дом учёных (бывшее дворянское казино, графское казино, народное казино, казино Герхарда) памятник архитектуры во Львове (Украина). Находится в центральной части города, на улице Листопадового Чина, 6. Авторами проекта были известные… …   Википедия

  • Дом культуры им. И. В. Русакова — Здание Дом культуры имени И. В. Русакова Клуб Русакова Союза Коммунальников …   Википедия

  • Дом инвалидов во Львове — Дом инвалидов (корпус Львовского университета безопасности жизнедеятельности) памятник неороманской архитектуры во Львове (Украина), расположен по адресу улица Клепаровская, 35. Содержание 1 Архитектура 2 История 3 См. также 4 …   Википедия

  • Дворец Бандинелли (Львов) — Дворец Бандинелли Дворец Бандинелли памятник архитектуры во Львове (Украина). Находится на площади Рынок, 2. Здание построен в стиле позднего ренессанса в конце XVI века. В начале XVII века дом перешёл в собственность флорентийского купца… …   Википедия

  • Дом культуры имени С. М. Зуева — Достопримечательность Дом культуры имени С. М. Зуева …   Википедия

  • Запасной дом Зимнего дворца — Википедия

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 сентября 2016; проверки требуют 7 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 сентября 2016; проверки требуют 7 правок.

    Запасной дом Зимнего дворца — особняк (а также дворец), построенный в конце XIX века зодчим Николаем Беккером на месте более старых построек XVIII века. Расположен в Санкт-Петербурге по адресам Дворцовая наб., 30 и Миллионная ул., 31. По Миллионной улице находится флигель запасного дома. Объект культурного наследия регионального значения

    Аксонометрический план
    1760-х гг. Фрагмент Флигель, выходящий на Миллионную улицу

    Дом Скляева[править | править код]

    В 1710-е дом на участке, ныне занимаемом запасным домом Зимнего дворца был двухэтажным, имел высокое крыльцо и покатую крышу. Этим домом владел сподвижник Петра I, бомбардир Преображенского полка и корабельный мастер Феодосей Скляев. [1] У последнего не было наследников, так что дом после смерти Скляева в 1728 году был передан в казну. [2] Примечательно, что дом Скляева находился по правую руку от Зимнего дворца Петра.

    Особняк Менгден и дальнейшие перестройки[править | править код]

    В 1730-х Анна Иоанновна подарила дом и участок брату российского регента Эрнста Бирона Густаву Бирону. В 1740-е дом перестраивался предположительно архитектором Карло Джузеппе Трезини для Юлианы Менгден. В начале XIX века дом перешёл графине И. И. Воронцовой, которая стала инициатором очередной перестройки дома и возведения каменных флигелей во дворе. Один из них графиня сдавала дворцовой роте Преображенского полка.[1] Воронцовы владели домом с флигелями около полувека, пока в 1860 году дворцовое ведомство не выкупило весь комплекс. Особняк стал запасным домом Зимнего дворца.[2]

    Перестройка 1878 года[править | править код]

    В 1877—1878 годах под руководством архитектора Н. Ф. Беккера главное здание (по набережной) было перестроено для великого князя Алексея Александровича и приняло свой современный облик, флигель по Миллионной стал четырёхэтажным. В 1885 году Алексей Александрович обзавёлся дворцом на Мойке, и дом на Дворцовой набережной перешёл в руки графа Георгия Фёдоровича Менгдена. Переустройством здания под доходный дом (отделкой жилых и парадных помещений, а также перестройкой флигеля) занимался академик А. И. Тихобразов. В 1890-х доходный дом Менгдена отошёл в собственность ко двору, восстановив свой статус запасного дома Зимнего дворца.[1]

    В первые годы после Октябрьской революции в доме размещался Петроградский отдел Главного управления по делам музеев и охране памятников искусства, старины, народного быта и природы. В 1930-е дом заселили сотрудниками Академии наук, Эрмитажа, преподавателями ВУЗов.

    Новейшее время[править | править код]

    В настоящее время дом находится в ведении Государственного Эрмитажа. Ещё в 1988 году он был напрямую соединён с остальными зданиями Эрмитажа через Эрмитажный театр, во дворе которого архитектором В. П. Лукиным была создана новая галерея-переход на арке.

    В сентябре 2012 года в соответствии с распоряжением КГИОП, здание включено в реестр объектов культурного наследия Петербурга как объект «Дом Ф. М. Скляева (особняк Г. Ф. Менгдена, Запасной дом Зимнего дворца)»[3].

    К 2014 году планировалось закончить реконструкцию здания, начавшуюся в 2012 году, с приспособлением его под нужды музейного комплекса (отделы Эрмитажа размещались в бывших квартирах дома)[4].

    Однако, вопреки ожиданиям, реставрация Дома Скляева завершилась только в 2017 году. Затем здесь разместился целый научный комплекс Эрмитажа с новейшей аппаратурой, позволяющей на качественно новом уровне заниматься исследованием картин, скульптур, произведений декоративно-прикладного искусства и выполнять их реставрацию. Лаборатория научной реставрации восточной живописи, находящаяся в Запасном доме, — единственная не только в России, но и в мире[5].

    • Агеев А. Н., Агеев С.А., Агеев Н. А. Между Большой Невой и Мойкой. Восточная часть территории от Фонтанки до Невского проспекта и Дворцового проезда. — Москва: ЗАО «Центрполиграф», 2005.
    • Т. А. Соловьёва. Дворцовая набережная. — СПб.: Крига, 2005.

    Дворец пионеров — Википедия

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    Бывший Дворец пионеров в Нижнем Новгороде. Расположен в здании Земельного банка. Ныне — Дом детского творчества им. Чкалова

    Дворец пионеров — детское учреждение дополнительного образования в СССР. На базе дворцов пионеров работали детские кружки, клубы и творческие коллективы, действовала методическая служба пионерской организации.

    В 1991 году, после распада СССР и запрета КПСС, «Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина» была распущена. Её имущество конфисковано и преобразовано в учреждения дополнительного образования детей с новым названием «Центры (Дворцы) детского и юношеского творчества».

    Дворец пионеров в Рязани.

    29 апреля 1923 года в Хамовническом районе Москвы на базе детского клуба «Трудовая коммуна» открылся первый в стране Дом пионеров. В 1920-е и 1930-е годы в Москве было продолжено создание подобных учреждений, число которых достигло 13 к 1939 году.

    После принятия Советом народных комиссаров РСФСР постановления от 26 декабря 1932 года «О мероприятиях по развёртыванию внешкольной работы среди детей в 1933 г.», начался настоящий бум открытия новых детских внешкольных учреждений, в том числе домов и дворцов пионеров и школьников. Первый Дворец пионеров и октябрят был открыт 6 сентября 1935 года в Харькове. В Таганроге Дворец пионеров и школьников был открыт 24 января 1936 года[1]. В июне 1936 года в Москве в переулке Стопани открылся городской Дом пионеров и октябрят (в 1965 году он был переименован в Дворец). В 1930 годы дворцы пионеров были открыты и в других городах.

    К 1957 году в СССР было построено 2153 дворца и дома пионеров. К концу 1980-х годов в СССР работало свыше 3800 дворцов и домов пионеров.

    В 1991 после распада СССР и запрета КПСС «Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина» распущена была, её имущество - конфисковано. Дворцы пионеров были преобразованы в учреждения дополнительного образования детей с новым названием «Центры (или Дворцы) детского и юношеского творчества», которые закреплены при муниципалитетах.

    В начале дворцы пионеров размещались, главным образом, в переоборудованных для этих целей особняках и дворцах аристократии, конфискованных после революции:

    • Дворянское собрание (Харьков) — первый в СССР Дворец пионеров, открыт в 1935 году, 31 декабря 1935 года там прошла первая в СССР новогодняя ёлка;
    • Бывший особняк купца Воронина (Царицын) — первый на территории России Дворец пионеров, открыт в 1936 году 17 мая;
    • Здание городской управы (Таганрог), открыт 24 января 1936 года[1];
    • Воронцовский дворец (Одесса), открыт 31 декабря 1936 года;
    • Аничков дворец (Ленинград), открыт 12 февраля 1937 года;
    • Усадьба Расторгуевых-Харитоновых (Екатеринбург), открыт в 1937 году;
    • Ложа Трёх патриархов, открыт в Советске (бывший Тильзит) после войны;
    • В некоторых городах под те же цели отводились бывшие дворянские и купеческие дома, часто, относительно небольшие по размеру. Например, в Саратове в 1970-е годы одновременно работал Дворец Пионеров (на пл. Революции) и Дом Пионеров (рядом с кинотеатром Комсомолец).

    В начавшемся с середине 1930-х годов строительстве новых зданий для дворцов и домов пионеров преобладали подражания формам дворцовой архитектуры прошлых эпох. Лишь с конца 1950-х годов появились новые образцы этого типа зданий — Киевский Дворец пионеров и школьников им. Н. Островского (1962-1965). Крупнейший в СССР Дворец пионеров и школьников на Ленинских горах в Москве был открыт 1 июня 1962 года.

    Структура дворцов и домов пионеров, малоэтажных в силу специфики работы с детьми, слагалась из отдельных функциональных зон и групп помещений в соответствии с характером проводимой работы (политико-массовой, юннатской, в области технического и художественного творчества, спортивной). Большая роль принадлежала идее синтеза искусств. Планировка прилегающего участка выполнялась с площадью парадов, игровыми и спортивными площадками и другими сооружениями.

    Дворцы пионеров в зарубежных странах[править | править код]

    Развитие внешкольного образования в СССР стало образцом для стран социализма. Похожие Дворцы пионеров возникли в Восточной Европе, КНДР, КНР и на Кубе. Например, одно из самых красивых сооружений в столице КНДР — Дворец Пионеров и Школьников (построен в 1989 году).

    • Внешкольные учреждения. Пособие для работников внешкольных учреждений. Под ред. Л. К. Балясной. М.: Просвещение, 1978.
    • Коваль М. Б. Педагогика внешкольного учреждения. Москва—Оренбург, 1994.

    About Author


    alexxlab

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *