Дом фотографии – Московский Дом фотографии в Москве — подробная информация с фото

Мультимедиа-арт-музей — Википедия

Мультимедиа-арт-музей, сам музей предпочитает называть себя Мультимедиа Арт Музей, Москва (сокращённо МАММ), в прошлом был известен как Московский дом фотографии (МДФ) и Мультимедийный комплекс актуальных искусств (МКАИ; последним названием музей пользуется в документах и сейчас) — первый художественный музей, основанный в постсоветской Москве.

Основан как Московский дом фотографии правительством Москвы по инициативе Ольги Свибловой в 1996 году[2]. Ольга Свиблова была бессменным директором МДФ, а сейчас возглавляет МАММ. Музей известен прежде всего своей коллекцией фотографий Александра Родченко и архивными документами семьи Родченко — Степановой.

МАММ организовал и принимал готовые проекты более 1500 выставок российской и зарубежной фотографии в Москве, регионах России, странах зарубежья, среди которых выставки мастеров российской и западной фотографии: Нобуёси Араки, Дмитрия Бальтерманца, Брассаи, Нан Голдин, Анатолия Егорова, Анри Картье-Брессона, Анни Лейбовиц, Хельмута Ньютона, Макса Пенсона, Георгия Петрусова, Александра Родченко, Всеволода Тарасевича и многих других.

В 2013 году в стенах музея гастролировала выставка «Утопия и реальность? Эль Лисицкий, Илья и Эмилия Кабаковы», первоначально созданная в нидерландском музее ван Аббе в 2012 году[3][4][5]. В 2015 году МАММ стал площадкой для единственной российской ретроспективы Джозефа Кошута «Amneziya». Тогда на двух этажах музея можно было увидеть 25 неоновых работ концептуалиста, включая «Пять пятёрок» 1965 года, которая считается одной из первых скульптур из неоновых трубок в творчестве художника[6][7].

Когда в МАММ показывалась личная коллекция Дэмиена Хёрста (2013), в экспозиции можно было увидеть знаменитую скульптуру Джеффа Кунса «Три мяча 50/50 Бак», работы Трейси Эмин, Сары Лукас, Брюса Наумана, Ричарда Принса, Хаима Стейнбаха (англ.), Джима Лэмби, Френсиса Бэкона, Ричарда Гамильтона, Рэйчел Уайтрид и Бэнкси[8][9].

В 2018 году в залах МАММ демонстрировалась коллекция Музея Людвига при Русском музее, на ней зрители могли увидеть совместную работу Жана-Мишеля Баскии и Энди Уорхола, скульптуру или объекты Класа Олденбурга, живопись Сая Твомбли, Ансельма Кифера, Георга Базелица, Герхарда Рихтера, Клода Виалы (фр.), Роберта Раушенберга, Роя Лихтенштейна и Джаспера Джонса, инсталляцию-комнату Ильи Кабакова «Сад»

[10][11].

Фотобиеннале и «Мода и стиль в фотографии»[править | править код]

Раз в два года (по чётным годам) MAMM проводит месяцы фотографии в Москве — «Фотобиеннале». До появления Московской биеннале и Московской биеннале молодого искусства Фотобиеннале являлась самым известным фестивалем современного искусства в Москве. По нечётным годам в то же самое время проходит другая биеннале — фестиваль «Мода и стиль в фотографии»[12][13].

Известные выставки[править | править код]

Фасад здания на Остоженке

Коллекция[править | править код]

Фонды музея на сегодняшний день насчитывают более 80 тысяч оригинальных отпечатков и негативов. В коллекции MAMM находятся работы известных русских фотографов — Александра Гринберга, Макса Пенсона, Юрия Ерёмина, Ивана Шагина, Анатолия Егорова, Дмитрия Бальтерманца, Вадима Гущина, Франсиско Инфанте, Евгения Миронова, Евгения Антуфьева и других.

Дни со свободным входом[править | править код]

Так как MAMM относится к городским структурам, он участвует в культурной программе Москвы: в зимние каникулы, а также в третий вторник каждого месяца вход в музей бесплатный.

Школа фотографии и мультимедиа имени Родченко[править | править код]

В 2006 году открылась Московская школа фотографии и мультимедиа имени Родченко, которая стала вторым российским образовательным учреждением после ИПСИ, целенаправленно выпускающим современных художников.

Проект «История России в фотографиях»[править | править код]

Летом 2016 года Мультимедиа-арт-музей запустил сайт «История России в фотографиях» — некоммерческий проект, объединяющий музейные и частные фотографии и фотоколлекции, созданные в России с 1860 по 1999 годы[15].

Онлайн-архив вмещает более 100 тысяч профессиональных и любительских снимков и 100 виртуальных выставок. Любой желающий может прислать на сайт фотографию из своей коллекции или семейного архива или же создать из имеющихся на сайте снимков выставку. Проект позволяет изучить конкретную эпоху, узнать, как менялись во времени быт, мода, архитектура[16].

Издательский проект под руководством Ольги Свибловой «История России в фотографиях»[править | править код]

  • «Россия. ХХ век в фотографиях: 1900–1917»[1]
  • «Россия. ХХ век в фотографиях: 1918–1940»[2]
  • «Россия. ХХ век в фотографиях: 1941–1964»[3]
  • «Россия. ХХ век в фотографиях: 1965-1985»[4]

Московский дом фотографии проводит регулярный ежегодный конкурс на лучший фоторепортаж о Москве «Серебряная камера».

Конкурс «Серебряная камера» проводится по трём номинациям:

  • «Архитектура»,
  • «События и повседневная жизнь»,
  • «Лица».

Конкурс является открытым, участие в нем могут принять как профессионалы, так и любители фотографии. Правительством Москвы учреждены три премии в каждой номинации, а также специальные призы партнеров и спонсоров конкурса. Общий призовой фонд на сегодняшний день составляет около 50 тысяч долларов. [5]

  1. ↑ «1.2. Учредителем Учреждения является город Москва. Функции и полномочия учредителя Учреждения (далее — Учредитель) осуществляет Департамент культуры города Москвы.»
  2. ↑ Мультимедиа арт музей, Москва на museum.ru
  3. Васильева, Жанна. Башня для Икара. Выставка Эль Лисицкого и Ильи и Эмилии Кабаковых в Москве, Российская газета (19 сентября 2013).
    Дата обращения 12 сентября 2019.
  4. Пальвелева, Лиля. Туман утопии, Svoboda.org (17 сентября 2013). Дата обращения 12 сентября 2019.
  5. Быкова, Анна. Воскрешение Лазаря: Кабаковы против Лисицкого, Aroundart (10 октября 2013). Дата обращения 12 сентября 2019.
  6. Каменская, Анастасия. Выставка недели: Джозеф Кошут в Мультимедиа Арт Музее, Buro 24/7 (23 апреля 2015). Дата обращения 12 сентября 2019.
  7. Дьяконов, Валентин. Джозеф Кошут и другие. Пять рифм, Артгид (28 апреля 2015). Дата обращения 12 сентября 2019.
  8. Брэндон-Джеймс, Китти. Смерть художника, рождение коллекционера, Colta.ru (31 января 2014). Дата обращения 12 сентября 2019.
  9. Горшкова, Дарья. Арт-коллекцию Дэмиена Херста впервые выставили в Москве, Buro 24/7 (30 ноября 2013). Дата обращения 12 сентября 2019.
  10. ↑ Информация о выставке «Гастроли. Музей Людвига» на сайте MAMM
  11. Гребельников, Игорь. Собирательный участок. Московские гастроли петербургского Музея Людвига,
    Коммерсантъ № 33 (6271)
     (22 февраля 2018). Дата обращения 12 сентября 2019.
  12. ↑ Фестиваль «Фотобиеннале» (неопр.) (недоступная ссылка). Московский дом фотографии. Дата обращения 19 июля 2011. Архивировано 13 августа 2007 года.
  13. ↑ Фестиваль «Мода и стиль» (неопр.) (недоступная ссылка). Московский дом фотографии. Дата обращения 19 июля 2011. Архивировано 13 августа 2007 года.
  14. Собств. корр. Мирослав Тихий «Художник с плохой камерой» Архивировано 28 марта 2012 года. // Time Out. — 2012. — № 11.
  15. ↑ Как делается самый большой и удобный фотоархив российской истории // Афиша Daily. — 14 июня 2016
  16. ↑ Проект «История России в фотографиях»

Мультимедиа Арт Музей, Москва | Выставки | Ву Гоюн

Ву Гоюн
Мест нет

28 ноября 2019 — 26 января 2020

Стратегический партнер музея: Tele2
Куратор: Мария Лаврова

Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет проект, иллюстрирующий тезис о том, что самая прекрасная идея, доведенная до абсурда, может привести к катастрофе. Выставка  «Мест нет» китайского фотографа Ву Гоюна (Wu Guoyong) рассказывает о кладбищах прокатных велосипедов, за несколько лет практически поглотивших страну на волне пропаганды здорового образа жизни и заботы об окружающей среде.

Велошеринг (совместное использование велосипедов), который китайцы считают одним из «Четырех новых великих изобретений», возник в период массового предпринимательства и инноваций. Первые велосипеды для совместного использования появились в мае 2015 года в студенческом городке Пекинского университета. Концепция велошеринга как экологически чистого вида транспортной системы получила широкую поддержку. Всего за два года в Китае появилось более семидесяти компаний, специализировавшихся на велопрокате. В крупных городах насчитывалось около двадцати семи миллионов велосипедов разных цветов – в зависимости от бренда, – и вскоре они буквально заполонили общественные пространства.  

Поначалу правительство Китая не принимало никаких мер и даже поощряло велошеринг. Власти начали вводить ограничения лишь в сентябре 2017 года, после того, как на городских улицах образовались стихийные свалки. Лишние велосипеды стали эвакуировать на временные стоянки на окраинах городов, которые прозвали кладбищами велосипедов. Вследствие этого большинство велошеринговых компаний закрылось. В настоящее время работает лишь несколько из них. Депозиты на сумму в несколько миллиардов юаней уже никогда не вернутся к клиентам, а велосипеды, стоившие десятки миллиардов юаней, превратились в городской мусор.

Эти события подтолкнули китайского фотографа Ву Гоюна к созданию масштабного проекта «Мест нет», благодаря которому его имя стало известно во всём мире. После сбора информации из интернета и других источников он объездил более 50 кладбищ прокатных велосипедов и зафиксировал увиденное с помощью фото- и аэросъемки, видео и технологии виртуальной реальности.

Утром 26 июля 2018 года сайт sohu.com опубликовал фотографии и видеозаписи Ву Гоюна, после чего они были мгновенно растиражированы китайскими и зарубежными СМИ. Их увидели сотни миллионов пользователей интернета, под фотоснимками появились тысячи комментариев. Широта распространения этих фотографий была феноменальной.

Проект «Мест нет» показал, что самая благая идея, связанная с защитой окружающей среды или пропагандой здорового образа жизни, но не продуманная до конца, может привести к катастрофическим последствиям.

Мультимедиа Арт Музей, Москва | Выставки | Владимир Янкилевский

Владимир Янкилевский
Героический монумент

18 сентября 2019 — 17 ноября 2019

Кураторы: Ольга Свиблова, Анна Зайцева
Соорганизатор выставки: Международный культурный фонд Breus Foundation

Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку «Героический монумент» одного из самых значительных художников советской неофициальной культуры, классика российского и мирового современного искусства Владимира Янкилевского.

Владимир Янкилевский родился 15 февраля 1938 года в семье художника Бориса Янкилевского. В 1950 поступил в Московскую среднюю художественную школу (МСХШ) при Институте им. Сурикова. В 1962 году окончил Московский полиграфический институт по специальности художник книги.

В 1962 году в Манеже состоялась печально знаменитая выставка «30 лет МОСХ», устроенная Академией художеств. Также на ней были представлены работы участников студии Белютина и других молодых художников, искавших новый художественный язык самовыражения, в том числе и 24-летнего Владимира Янкилевского. Хрущев, заранее накрученный «советниками», дал крайне резкую оценку этой выставке. Скандал в Манеже привел к тому, что несколько поколений художников на долгие годы лишились возможности публично выставлять свои работы. Выставка в Манеже запустила механизм становления феномена, который позже получит название «неофициальная культура» или «советский андеграунд».

По иронии судьбы, именно благодаря хрущевской «оттепели», слегка приподнявшей «железный занавес», Владимир Янкилевский, как и многие художники его поколения, получил возможность познакомиться с творчеством звезд мирового искусства и переосмыслить то, чему учила советская «академическая» школа живописи. Выставка Пабло Пикассо 1956 года в Пушкинском музее, выставки современного искусства в рамках Всемирного фестиваля молодежи и студентов 1957 года, знакомство с французским искусством конца XIX — начала XX века инспирировали его собственные художественные поиски. Позже, в «Попытке творческой автобиографии» Владимир Янкилевский писал: «Академическая школа консервативна и ограничена. Она считает определенный и конкретный период в искусстве высшим и незыблемым достижением и учит подражанию его образцам, игнорируя тот факт, что новая реальность рождает и новый реализм, откуда и происходит вечное обновление и развитие искусства… В определенном смысле это официальное искусство было зеркалом официальной жизни, ее лживости, выдавания желаемого за действительное, косности, демагогичности с эстетически приукрашенным фасадом. По официальному искусству можно было диагностировать болезнь общества».

В отличие от многих художников своего поколения и своего круга, Янкилевский не просто искал способ передать через искусство свое отношение к действительности, он интересовался глобальными метафизическими проблемами, традиционно пронизывавшими всю историю искусства: жизнь и смерть, божественное и дьявольское, нравственное и безнравственное, временное и вечное. Уже в работах 1962 года, представленных в Манеже: пентаптихе «Атомная станция», «Триптихе № 2» и серии «Тема и импровизация», он создает универсальную структуру картины как модели бытия. В «Триптихе № 2» Владимир Янкилевский имплантирует в живописную ткань работы открытки-репродукции его любимого художника эпохи Кватроченто Пьеро делла Франческа. Раннее Возрождение, интриговавшее Янкилевского прежде всего множественностью перспектив, соединяющихся в одном произведении, безусловно повлияло на формирование его художественного универсума.

С самого начала молодой художник стремился найти необходимые образы-формы, позволявшие выразить его личные переживания и понимание мира. Этому очень помогла встреча с выдающимся педагогом Элием Белютиным, который в 1958 году преподавал в Полиграфическом институте. Одиннадцати занятий (один академический год) оказалось достаточно, чтобы заложить базу для дальнейшего самостоятельного развития художественной вселенной и собственного уникального пластического языка Владимира Янкилевского.

Проект в МАММ — своеобразная реконструкция выставки Владимира Янкилевского Monument heroïque («Героический монумент»), которая состоялась в 1994 году в Париже в Центре современного искусства La Base, основанном Оливье Мораном. Эта выставка была очень важна для художника, потому что позволяла свести воедино все основные структурные элементы, циклы, серии и векторы вселенной Янкилевского. Формирование его художественного космоса происходило очень быстро и невероятно интенсивно, между 1960-ми и 1970-ми годами. Именно в этот период появляются циклы «Тема и импровизация», «Пространство переживаний», «Анатомия чувств», «Автопортреты», «Мутанты», «Люди в ящиках». Каждый из этих циклов художник будет развивать на протяжении всей своей жизни. Важнейшей формой выражения для него станут коллажи, позволяющие из отдельных элементов строить целое, бесконечно варьируя и дополняя объем художественного мира Владимира Янкилевского. Свое творчество Янкилевский описывал так: «…процесс работы похож на джазовую импровизацию или фугу — сначала задается тема, потом играется импровизация. Это мир напряженной гармонии, но в нем есть место и абсурду, и анекдоту, которые отражают иррациональную сторону жизни, выходящую за рамки уже установившихся представлений о гармонии».

Центральное место в проекте «Героический монумент» занимает скульптура, восстановленная по чертежам художника и фотографиям с выставки 1994 года в центре La Base. Эта скульптура является развитием его монументального цикла «Люди в ящиках», рисунки к которому возникают у Янкилевского уже в 70-е годы. Этот цикл появляется после знаменитой инсталляции «Дверь» (1972), где артикулируется важнейшая для него тема столкновения пространств социума и экзистенциума, когда человек выступает и как носитель, и, одновременно, как жертва идеализма и абсурда. Для художника было важно, что скульптура «Героический монумент» выставляется в зале, где экспонируются его рисунки, гуаши, офорты и коллажи из всех серий, важнейшим элементом которых являются пейзажи с горизонтами (горизонт — системообразующий элемент мира космоса Янкилевского) — вечным фоном, на котором разворачивается трагедия бытия «людей в ящиках».

В структуру проекта «Героический Монумент» заложен конфликт противоборствующих начал и форм, в итоге приводящий к поиску гармонии, уравновешивающей хаос.

Появление серии «Автопортреты», над которой художник будет работать на протяжении всей своей жизни, было неслучайным. Автопортреты Владимира Янкилевского противоположны тому, как в этом жанре работало до него все мировое искусство. Они не имеют никакого внешнего сходства с портретируемым, но метафорически «раскрывают голову» художника и эксплицируют моменты его творческой деятельности. Можно сказать, что цикл «Автопортреты» развивает серию «Пространство переживаний». «Все произведения этого цикла имеют „горизонт“, как энергетический поток жизни, делящий вещь на „небо“ и „землю“», — рассказывал Янкилевский.

Творчество Владимира Янкилевского уникально и интересно тем, что, с одной стороны, ему присуща неистовая экспрессия и максимальное эмоциональное напряжение каждого художественного жеста, независимо от того, в какой технике работает художник: живопись, коллаж, рельеф, рисунок или скульптура; с другой стороны, его художественная система выстроена предельно интеллектуально. Конфликт, напряжение и гармония между эмоциональным и интеллектуальным началами в работах Владимира Янкилевского, попытка в каждом произведении запечатлеть универсальную структуру мироздания и превращение созданных работ в собственный художественный универсум, определяют то особое место, которое творчество Янкилевского занимает как в современном российском, так и в современном мировом искусстве. Не случайно Владимир Янкилевский был первым советским художником, чьи работы были закуплены в коллекцию Центра Жоржа Помпиду уже в первый год работы музея в 1977 году.

При жизни у Владимира Янкилевского было более 40 персональных выставок. Его работы находятся в собраниях крупнейших музеев и галерей мира, в том числе Центра Жоржа Помпиду (Париж), лондонской галереи Тейт Модерн, Музея Людвига (Русский музей, Санкт-Петербург), Национальной галереи в Праге, Музея изобразительных искусств Будапешта, Третьяковской галереи и др.

Владимир Янкилевский ушел из жизни незадолго до своего восьмидесятилетия. К сожалению, он не увидел своей ретроспективной выставки «Непостижимость бытия» в ММСИ, над которой он работал до последних дней. После него остался огромный объем работ, который ждет осмысления и позиционирования как в контексте российского, так и в контексте мирового современного искусства. Выставка в МАММ была бы невозможна без участия вдовы художника, его музы и соратницы — Риммы Солод. МАММ благодарит за помощь и поддержку в реализации проекта Международный культурный фонд Breus Foundation, который начал фундаментальную работу с творческим наследием Владимира Янкилевского.

Избранные персональные выставки Владимира Янкилевского:
2018 «Непостижимость бытия». Московский музей современного искусства
2013 Early Works. 1967–1961. Лондон, Aktis Gallery
2010 Anatomy of Feelings. Лондон, The Mall Galleries and Aktis Gallery
2009 Métamorphoses. Париж, Galerie Le Minotaure
2007 «Мгновение Вечности». Москва, Фонд культуры Екатерина и Санкт-Петербург, Русский музей
2002 Collagen. Бохум, Германия, Museum Bochum
2001 La femme à coté de la mer. Париж, Galerie Dina Vierny
1997 Pastels et Collages. Париж, Galerie Dina Vierny
1995-97 «Ретроспектива». Москва, Государственная Третьяковская галерея
1994 Monument heroïque. Париж, Centre d’Art contemporaine La Base
1992 Autoportraits. Париж, Galerie Dina Vierny
1992 Take a Train... Париж, Gallery Le Monde de l’Art
1991 Retrospective. Paris Art Center
1990 Pastels. Париж, FIAC, Galerie Dina Vierny
1990 People in Boxes. Нью-Йорк, США, Berman — E. N. Gallery
1988 Retrospective: Vladimir Jankilevskij. 1958–1988. Бохум, Германия, Museum Bochum
1988 Retrospective. Нью-Йорк, Сан-Франциско, США, Eduard Nakhamkin Fine Arts
1987 «Живопись и графика. Ретроспектива». Москва, Выставочный зал Горкома художников-графиков на Малой Грузинской
1978 «Ретроспектива». Выставочный зал Горкома художников-графиков на Малой Грузинской
1967 Однодневная выставка. Живопись. Москва, Физический институт АН СССР
1965 Однодневная выставка. Живопись. Москва, Институт биофизики АН СССР
1962 Однодневная выставка. Эрнст Неизвестный и Владимир Янкилевский. Московский государственный университет

Мультимедиа Арт Музей, Москва | Выставки

Классики хорватской фотографии

28 июня 2019 — 28 июля 2019

При поддержке: Mastercard
Куратор: Дуня Некич

В рамках XI Московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии-2019» Мультимедиа Арт Музей, Москва и Музей искусств и ремесел, Загреб представляют выставку «Классики хорватской фотографии».

Выставочный проект, посвященный истории хорватского фотоискусства, включает в себя 80 работ главных художников этой страны. Среди них — произведения Тошо Дабаца и Джуро Янековича 1930-х годов, снимки Милана и Славки Павичей 1950-х, а также документальные кадры Младена Тудора, сделанные в 1970–80-е.

Историю и развитие хорватской фотографии можно проследить практически от ее истоков. В 1839 году Луи Дагер представил Французской академии свое новое изобретение, а уже в 1840 году появилась запись о первом хорватском дагеротиписте Деметре Новаковиче, который учился в Париже у самого Дагера. Благодаря Новаковичу первые изображения Загреба появились даже раньше, чем снимки многих других европейских столиц.

До 1918 года Хорватия была частью Австро-Венгрии и находилась под прямым влиянием Вены, в том числе в области изобразительного искусства и фотографии. Если в эпоху модернизма главенствующим направлением в хорватской фотографии был пикториализм, то во время Первой Мировой войны важнейшим жанром стала фотожурналистика, позволявшая документировать события и оперативно передавать их с полей военных действий для публикации в периодических изданиях.

В период между войнами наибольшей известности в области фоторепортажа достиг Франьо Мосингер, став первым газетным редактором отдела фотографии. Кроме того, именно благодаря его усилиям в 1930 году в Загребе была организована выставка «Фильм и фото», на которой были представлены работы ведущих мировых фотографов-авангардистов: Карла Блоссфельда, Андре Кертеша, Ман Рея, Александра Родченко и др. Выставка вызвала небывалый всплеск интереса к фотографии, как среди профессионалов, так и среди любителей.

Наиболее ранние произведения, представленные в экспозиции «Классики хорватской фотографии», относятся к 1930-м годам и принадлежат фотожурналисту Тошо Дабацу (1907–1970). Еще на заре своей карьеры Дабац принял участие в престижном Международном фотографическом салоне в Филадельфии наряду с такими звездами, как Анри Картье-Брессон, Маргарет Бурк-Уайт, Ласло Мохой-Надь и др. Начав творческий путь с создания художественного фильма «Водичка для куража» (1929), в 1932 году Дабац становится фоторепортером и работает в этой профессии до 1947 года. В своих снимках он предстает как историк загребского уличного быта и определяет социальное направление хорватской фотографии, особенностью которой является соединение художественного и документального качеств.

Джуро Янекович (1912–1976) также является одним из первых профессиональных фоторепортеров Хорватии и помимо этого — первопроходцем в работе с цветом.

В снимках Янековича отчетливо видны авангардистские тенденции и особенно — близость к эстетике «новой предметности». Двойная экспозиция, выраженный верхний и нижний ракурс съемки, диагональная экспозиция — вот те приемы, которые использует Янекович. Особый интерес представляют ночные съемки, где автор экспериментирует с множественностью планов.

Янекович начал профессионально работать фотографом еще студентом, во время учебы на факультете сельского и лесного хозяйства Загребского университета. В эти годы (1933–1935) он тесно сотрудничал с Тошо Дабацем. Сюжеты фотографий Янековича определялись тематикой иллюстрированных газет и журналов, с которыми он сотрудничал. В их число входили «Новости», «Крапива» и, прежде всего, «Кулисы» — журнал о театре, кино, фотографии, спорте и общественной жизни, выходивший два раза в месяц. В 1930-е годы Янекович становится членом Фотоклуба Загреба и вместе со своими коллегами принимает участие в выставках в Хорватии и за ее пределами. В конце 1930-х он оставляет фотографию ради преподавания и становится пионером хорватской агроэкологии. Его фотографическое наследие долгие годы оставалось забытым и теперь обретает вторую жизнь благодаря усилиям загребского Музея искусств и ремесел, в коллекцию которого работы Янековича поступили в 2003 году.

Творчество Милана Павича (1914–1986) — связующее звено между довоенной и послевоенной эпохами. Как фотограф Павич сформировался в 1930-е годы. Ключевое влияние на него оказала эстетика «новой предметности» и идеи Баухауса. При этом основную часть его наследия составляют фотографии, созданные в 1950–60-е годы, в период послевоенного восстановления Хорватии. Строительство мостов, спуск на воду кораблей, прокладка новых дорог, снятая с воздуха, — вот те сюжеты, к которым он обращается, используя формальные приемы предшествующей эпохи и задействуя языковой арсенал конструктивизма.

Его жена Славка Павич (род. в 1927) тяготеет к «субъективной фотографии», которую Отто Штайнерт, основоположник этого направления, определил как «все многообразие личных подходов к созданию фотографии — от беспредметной фотограммы до глубоко психологического и получившего художественную форму репортажа».

Младен Тудор (род. в 1935) принадлежит к следующему поколению фотографов. Получив профильное фотографическое образование в загребской Школе прикладных искусств, с 1957 по 1974 годы он работает фоторепортером в различных изданиях, а в 1974-м становится свободным художником. Показанные на выставке снимки 1970–1980-х годов свидетельствуют о его близости эстетике неореализма. Сформированный им визуальный язык определял облик хорватской репортажной фотографии на протяжении тридцати лет.

Входящие в состав выставки произведения представляют собой оригинальную фотолетопись прошлого столетия, которая отражает основные художественные направления хорватской фотографии, формировавшиеся в тесной взаимосвязи с мировыми тенденциями в искусстве.

About Author


admin

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о