Дома прерий райта – Органическая архитектура. Фрэнк Ллойд Райт. Дом над водопадом

Школа прерий — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Школа прерий (англ. Prairie School) или стиль прерий — архитектурное направление конца XIX — начала XX века, распространённое в основном на Среднем Западе США. Является одним из течений «органической архитектуры».

Стиль характеризуется обилием горизонтальных линий, преобладанием плоских крыш, широких выступающих карнизов и замысловатого орнамента. Школа прерий обозначила разрыв с традициями архитектуры XIX века. Горизонтальные детали построек напоминали пейзажи Великих равнин, чем и объяснялось образное название школы. В то же время на стиль оказали влияние конструкции японских храмов, с которыми американцы впервые познакомились незадолго до возникновения нового течения в архитектуре.

Инициатором и родоначальником движения стал Луис Салливан. Среди видных представителей школы прерий можно назвать следующих архитекторов:

  • Kristin Visser. Frank Lloyd Wright & the Prairie School in Wisconsin : an architectural touring guide. — 2nd ed. — Madison, Wis.: Prairie Oak Press, 1998. — 258 с. — ISBN 1-879483-51-3.

Дома прерий Ф . Л . Райт . Дом Роби (Frederick Robie House)

Ф . Л . Райт . Дом Роби (Frederick Robie House)


Дом Роби, спроектированный Фрэнком Ллойдом Райтом в 1908 г. в стиле « домов прерий » и построенный в 1908 — 1910 г.г. в Чикаго, является одним из лучших произведений первого периода творчества Райта. 


Дом Роби (Frederick Robie House), Чикаго (Иллинойс), 1908.

Особняк выходит продольным фасадом на улицу. В связи с этим, вероятно, Райт использовал нехарактерные для него приемы:


  • палисадник перед домом;
  • расположение главных помещений на втором этаже.
Дом Роби (Frederick Robie House). Перспективное изображение.


Дом Роби ( Frederick Robie House ) . 1909 г. Планы этажей.1. Вестибюль. 2. Бильярдная. 3. Детская. 4. Отопление. 5. Прачечная. 6. Часть кухни. 7. Гараж. 8. Двор. 9. Садик. 10. Общая комната. 11. Комната для гостей. 12. Кухня. 13. Комната для прислуги. 14. Столовая. 15. Балкон

Общая комната и столовая представляют собой единое пространство, разделенное лестницей и камином, являющихся « ядром » постройки.

Балкон, отделенный от интерьера сплошным рядом окон, позволяет зрительно объединить внутреннее и внешнее пространство.

Огромные свесы крыши усиливают ощущение защищенности, затеняют окна и защищают террасы и балконы от прямых солнечных лучей и осадков. « Ядро дома » четко прослеживается снаружи в виде мощного каминного массива с дымовой трубой. В доме отсутствует особняковая парадность: лестницы скромны, общий вид здания и деталей строгий. Хорошо выражен человеческий масштаб.

В проекте дома Роби четко сформулированы следующие приемы:


  • асимметрия;
  • простые объемы;
  • гладкие плоскости;
  • многоплановость;
  • горизонтальность;
  • консоли;
  • метрический ритм;
  • ленточное остекление;
  • отсутствие орнаментации;
  • гибкий план.

Камины в «домах прерий» Фрэнка Ллойда Райта — Музей каминов

Пожалуй ни в одном другом архитектурном проекте камину не уделяется столько внимания, как в архитектуре так называемых «домов прерий».

                        Камин в доме Мартина, современный вид

«Дома Прерий» создавались в рамках концепции органической архитектуры, идеалом которой является целостность и единение с природой. Горизонтальные детали построек напоминали пейзажи Великих равнин, чем и объяснялось образное название школы.  Для них характерен открытый план, преобладающие в композиции горизонтали, далеко вынесенные за пределы дома скаты крыши, террасы, отделка необработанными природными материалами, ритмичные членения фасада каркасами, прообразом которых служили японские храмы. Многие из домов в плане крестообразные, а расположенный в центре очаг-камин объединяет открытое пространство. Основателем стиля прерий считают архитектора Луиса Салливана.

                                                                      Фрэнк Ллойд Райт

Однако, классиком «школы прерий» принято считать известного американского архитектора Фрэнка Ллойда Райта, хотя справедливости ради стоит отметить, что это далеко не единственный стиль, в котором он прославился.

Самым большим домом, выполненном в этот период его творчества, стал дом Мартина, который был построен между 1903 и 1905 годами для бизнесмена Дарвина Мартина и его жены. Строго говоря, это даже не дом, а комплекс построек, объединенных одной архитектурной идеей.

                       Дом Мартина

При создании проекта дома самого Мартина было потрачено много труда и на оформление ландшафтного дизайна. Специалист Уолтер Гриффин и Райт сотрудничали и создавали лужайки и клумбы, подходящие под общий замысел.

Во времена Великой депрессии семья Дарвина Мартина была вынуждена отказаться от использования дома, они пытались подарить его городу, но получили отказ. Состояние дома постепенно ухудшалось, он переходил из рук в руки, новые хозяева достраивали новые здания, разрушали старые, что нанесло урон целостному замыслу архитектора.

 

                                                                          Камин в доме Мартина во времена первых хозяев

В 1967 году дом приобрел местный университет, и тогда в  нем были проведены косметические ремонтные работы.

В 1992 году местные жители, оценив уникальность и историческую ценность постройки, создали Фонд по восстановлению дома Мартина. Им удалось собрать несколько миллионов долларов и начать реставрацию. В настоящее время внешняя отделка завершена, но впереди у специалистов полная отделка интерьера, обновление систем вентилирования, кондиционирования и отопления.

                                                                       Дом Роби

Самым знаменитым «домом прерий» от Фрэнка Ллойда Райта считают дом Роби, спроектированный в 1908 году и построенный в 1908 — 1910 годах в Чикаго, его называют одним из лучших произведений этого периода творчества Райта.

                                                                      Камин в доме Роби

Здесь очень хорошо видно, что именно камин является ядром всей постройки, разделяющим общее пространство зала и столовой на первом этаже постройки.

                                                                      Дом Роби

Ядро дома четко прослеживается и снаружи в виде мощного каминного массива с дымовой трубой.

В отличие от дома Мартина, интерьеры и фасады дома Роби хорошо сохранились.

Всего Фрэнк Ллойд Райт построил 363 дома, около 300 из них дошли до наших дней. Его «дома прерий» стали классикой в строительстве резиденций и коттеджей.

«Дома прерий» Фрэнка Ллойда Райта » Чудеса Нашей Планеты

У прерии своя собственная красота, и наша задача —

распознать и подчеркнуть эту призрачную красоту.

Отсюда... нависающие карнизы, низкие террасыи

уединенные частные сады, скрытые за оградами.
Ф. Л. Райт


Частные дома, нарушая условия контракта с фирмой Салливана, Райт проектировал, еще будучи ее сотрудником. Как независимый архитектор первым он спроектировал дом У. Уинслоу (1893), в котором осуществил наработки учителей. Речь идет о по-разному трактованных фасадах: почти классическом, выходящем на улицу, и с широким скруглением (застекленная столовая), выходящем в приватное пространство на заднем дворе. Связь между частным и общественным, выраженная в едином организме здания, станет базовой идеей Райта.


Таким образом, то художественное явление, что назовут «стилем прерий», начало формироваться в творчестве молодого Райта еще на рубеже веков. В февральском номере 1901 года в журнале «Ladies’Home Journal» Райт публикует статью «Дом в городке прерии» с пятью разными проектами, сделанными в предыдущем году. Общими же были крестовый план с очагом в центре, окна почти по всей протяженности внешних стен, несколько уровней свесов скатных кровель и, главное, свободное, перетекающее внутреннее пространство.

Для домов семьи Брэдли и Хикока в Канаке (штат Иллинойс), Уорда В. Уиллитса в Хайленд-Парке (штат Иллинойс, 1901), Дарвина Д. Мартина в Буффало (штат Нью-Йорк, 1904-1905), Фредерика С. Роби в Чикаго (штат Иллинойс, 1908-1909) и десятков других частных построек архитектор находил уникальные формы, каждый раз учитывая особенности окружающей среды, характеры и привычки заказчиков. Одним из самых больших домов, с двухэтажной галереей и сводчатым потолком был «Дана-хаус» для Сьюзен Лоуренс (Спрингфилд, штат Иллинойс, 1902-1904). Во внутреннем декоре Райт геометризировал растительные мотивы (главным здесь был стилизованный сумах, в других домах — тюльпаны, мальва, толстянка). Мебель также изготавливалась по чертежам Райта.

 

Райт писал: «Я сам британец (отец мой уроженец Йоркшира, мать — из Корнарвона), но судьба занесла меня в прерии Среднего Запада Соединенных Штатов Америки, и там, среди высоких трав, я вырос и научился строить...»


Выразительность и очарование «домов прерий» возникают из свободно перетекающего пространства как внутри, так и снаружи, что как бы включает строения во внешнюю среду благодаря системе нависающих кровель (обычно плоских), лоджий, террас и окон, образующих прозрачные светоносные полосы. Горизонтально вытянутые очертания небольших изящных зданий хорошо вписывались в ландшафт. Приоритет в утверждении идеи непрерывного пространства (в отличие от подчеркнутого выделения архитектурных частей в классической архитектуре), безусловно, принадлежит Райту. В книге «Будущее архитектуры» он справедливо отмечал условия и особенности своих творений: «В то время не было подобных планировок. Исчезли бесконечные двери и перегородки. Дом стал более свободным как “пространство” и стал подходящим для жизни в нем». И далее сформулировал девять принципов, которыми он руководствовался при создании своей органической архитектуры. Речь шла об уменьшении до минимума числа частей здания и отдельных комнат для визуального единства пространства; о необходимости связывать форму здания с природным окружением, не занимая домом лучшую часть участка; «не делать комнату коробкой, а дом — другой коробкой»; о том, что надо «извлечь основание дома, содержащее в себе негигиеничный подвал, из земли» и сделать «фундамент в виде низкой каменной платформы, на которой должен стоять дом» (Райт считал также, что подвалы охлаждают жилые помещения, усложняют конструкцию, а потому удорожают строительство. Естественно, предусматривался дренаж траншеями, заполненными щебенкой). Кроме того, архитектор утверждал, что «дырявить стены — это насилие», а потому все «необходимые проемы, ведущие “наружу” или “внутрь”», следует размещать «в схеме всего здания естественно — то ли в единичном виде, то ли группами». Шестое правило призывает исключить комбинированные материалы и стремиться не применять украшений, не вытекающих из природы материала. Оно вполне соотносимо с девятым («Исключить работу декоратора. Если он не привлечет на помощь стили, то уж обязательно будет применять завитушки и цветочки»). Как правило, стены в некоторых частях дома (кухня, санузлы и некоторые другие) были кирпичные или из естественного камня. Они-то и создавали видимую устойчивость здания. Другие стены возводились из трех слоев досок, проложенных пергамином.


Седьмой пункт провозглашает идею, которая во второй половине XX века будет модифицирована в архитектуре хай-тека, а в 20-е годы — в школе «Баухауз»:
«Совмещать отопление, освещение, водоснабжение со строительными конструкциями так, чтобы эти системы стали составной частью здания». Разводка системы отопления, ее змеевики помещалась в конструкцию бетонной плиты (в 10 сантиметров) на гравийном подстилающем слое (12-15 сантиметров), исполняющей роль «фундамента».


Восьмое правило гласило о необходимости совмещения с элементами здания предметов обстановки.


Таким образом, и в теории, и в практике Райта торжествовала идея «органической архитектуры». Он комментировал: «Если усилия архитектора в этом направлении оказываются успешными, вы не сумеете представить себе этот дом где-либо в другом месте, а не как раз там, где он находится. Он становится неотделимой частью своего окружения. Он украшает свое окружение, а не обезображивает его». Еще одной немаловажной общей чертой частных домов Райта следует назвать элегантность.


Высоту домов, по сравнению с принятой в эту пору в других респектабельных постройках, Райт приуменьшил. Когда его упрекали в этом, считая, что будь он на 10 сантиметров выше, то и пропорции домов были бы другие, Райт спокойно отвечал: «Может быть». Но имел в виду, что придал домам человеческий масштаб. Позже его упрекали за то, что в домах с отоплением он устраивал камины. Но каменный очаг был «идеологической» основой райтовского понимания частного пространства с самого начала его деятельности как архитектора, его отношения к жизни, и эта основа оставалась неизменной.


Во втором десятилетии века частные дома Райта приобрели особую солидность. В 1921 году в центре Лос-Анджелеса, на «Оливковой горе», Райт завершил для Алины Барнсдалл, наследницы нефтяной компании, виллу, получившую наименование «Штокроза». Вилла вернула к нему внимание критиков и встала в ряд его особых пяти построек, так называемых калифорнийских домов (сам Райт определил свой новый язык как «калифорнийский романтический дизайн»). Предполагалось включить в комплекс кинотеатр, театр, магазины, общежитие для актеров, но построены были только большой дом и два маленьких рядом. В 1917 году, когда стройка начиналась, это засушливое пустынное место следовало снабдить ирригационными устройствами, что и осуществил Райт.


Дом Чарлза Э. Энни (1924) своим обликом противостоит как минимализму интернационального стиля, так и доктрине Райта о перетекающем пространстве: здесь «подразделения» были четко обозначены массивной кладкой, вдохновленной храмами майя в Чичен Ица на полуострове Юкатан. И тем не менее физически ощущаемая динамика насыщала внутреннее пространство особой энергией. Дом царит над холмом. Геометрический декор его каменных блоков Райт называл текстильным. В домах Алисы Миллард («Ла-Миниатюра», «Миллард-хаус») 1923 года и Джона Сторера 1924 года впервые вертикали доминируют над горизонталями. Они относятся к серии «заранее заготовленных домов», так как здесь использовался искусственно штампованный гранит с геометрическим узором. К открытому пространству Райт возвратится в 1930-х годах в «домах умеренной стоимости» и «домах-сотах» (дом П. Хэнна в Пало Алто, штат Калифорния, 1939). А в 1950 году выстроил центрический в плане дом для сына, Дэвида Райта (Феникс, штат Аризона).


И конечно же, среди частных домов особо следует выделить дом «Водопад» и собственные резиденции Райта (их было три) — «Талиесин». 

About Author


admin

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о