Элементы готической архитектуры – «ГОТИКА Основные элементы архитектуры. Готика – художественный стиль, господствующий в европейской архитектуре в XIII – XV вв. Слово происходит от итал.». Скачать бесплатно и без регистрации.

Access to the site is allowed only for human.

Вы используете прокси или другую странную штуку.
Подтвердите что вы человек.
Отвечать нужно быстро

You are using a proxy or other strange thing.
Confirm that you are a person.

Готический дизайн

Дизайн готической архитектуры примечателен тем, что все его элементы направлены на создание эффекта величия, устремленности ввысь, соединения с Божественным светом.

Готический собор в Кутансе, Франция.

В готическом дизайне существуют самые разнообразные приемы, отражающие философию средневекового духовенства. Создание каркасной системы кровли позволило возводить сооружения невероятной для тех времен высоты, создавать сложные ажурные конструкции, облегчить стены и увеличить окна. Фасады готических сооружений украшены богатым скульптурным декором. Огромные окна с витражами, большое количество скульптурных композиций, выполненных в динамичной манере, способствовали созданию эффекта маскировки конструкции здания. Рассмотрим конструкцию и дизайн фасада готического храма на примере одного из наиболее знаковых сооружений готики — Соборе Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари).

Собор Парижской Богоматери. Париж. Западный фасад.

Западный фасад здания в стиле готика архитектурно разделялся по горизонтали на три части. В нижней части располагались порталы с дверями. Портал был похож на крыльцо, как сделали строители в Реймсском соборе, или на паперть, ведущую внутрь здания, так устроен портал в соборе Нотр-Дам в Париже – такой портал называли «перспективный».

Паперть — площадка перед входом в храм

Порталы готических зданий были щедро декорированы статуями католических святых, ангелов, библейских персонажей. Нередко над порталами, на втором ярусе сооружения, располагали галерею скульптур («галерея королей»). Для готической скульптуры был характерен «готический изгиб» или «готическая кривая» — S -образный изгиб фигур, отображающий душевное состояние изображаемых персонажей. Третий ярус представлял собой аркадную галерею или стрельчатые окна. Фасад готического здания могли венчать фронтоном, щипцом — карнизом, который визуально казался продолжением стены, или пинаклем – декоративной башенкой.

Нартекс – (nárthex), входное помещение с западной стороны христианского храма.

Контрфорсы также могли декорироваться пинаклями. Если был фронтон, то его внутреннее треугольное или полукруглое поле (тимпан) декорировали горельефами. Наиболее распространенными темами дизайна готического стиля были: Страшный суд, сюжеты, посвященные Деве Марии, или сюжеты, связанные со святым, которому посвящен храм. По сторонам от нартекса размещались башни.

Пример плана готического сооружения и расположение нартекса.

На шпиле башни, расположенной над средокрестием, нередко помещали символическую фигуру. В дизайне готических зданий использовались объемный резной декор — крабы, кроссы, ими украшали ребра крыши и пинаклей. Порталы и окна украшались высокими остроконечными фигурами — вимпергами. Торец трансепта* оформляли, как и западный фасад сооружения, создавая порталы, витражные окна и скульптурные композиции.

Трансепт в Вестминстерском аббатстве (Коллегиальная церковь Св. Петра в Вестминстере).

На фото сверху на Коллегиальную церковь Св. Петра в Вестминстере видно, как оформлен трансепт.

Дизайн готики предполагал форму оконных проемов в виде стрельчатой дуги, также использовались «горбыли».Горбыли в готике — это вертикальные перегородки, в их верхней части располагается объемный декор из камня, изображающий пламя, трилистник, цветок розы. Водосточные желоба и трубы создавали в виде драконов, змей и других фантастических чудовищ, гаргулей с человеческими лицами. В дизайне готического здания использовался растительный орнамент: виноградные, дубовые листья, плющ, хмель, кустики земляники, чертополоха. Растительные мотивы декора очень разнообразны: иногда их делали натуралистичными, иногда стилизоваными.

Декоративные растительные орнаменты создавались в форме распускающихся листьев, что создавало ощущение живых растущих форм.

Квадрифолий — один из видов плоской кривой: «роза». Фигура описывается полярным и алгебраическим уравнениями.

Часто используется розетка – мотив орнамента в виде цветка с лепестками, расположенными по радиальному принципу. Льняные складки — готический орнаментальный мотив, напоминающий складки ткани. Цоколь, стены, двери в готических сооружениях нередко украшали разнообразными композициями из квадрифолий.

Квадрифолии украшают  двери Баптистерия во Флоренции (Сан-Джованни Батиста). 28 рельефов с фигурами, изображающими житие Иоанна Крестителя, в рамках квадрифолия. Андреа Пизано (1330 г.)

Витраж стал одним из основных декоративных элементов готики. Мастера витражей составляли композиции из библейских сюжетов, изображений Христа и Девы Марии, католических святых, евангельских апостолов. В ранней готике в мозаике витражей применяли синие, красные, фиолетовые краски. Фиолетовый стал символом готики, являлся цветом молитвы и духовности. Затем в рисунках витражей появился желтый, зеленый и оранжевый. Радужное мерцание света, проходящего через цветное стекло внутри церкви в сочетании с мерцающими огнями свечей, создавали ощущение зыбкости, нереальности пространства, что по замыслу создателей, должно было приближать людей к Высшим Силам.

Разновидности дизайна в готическом стиле:
«Ланцетовидным» дизайн в готической архитектуре стали называть от слова «lаnсеа», что означает – ланцет – то есть нож с лезвием с обоих концов. Нервюры в таких строениях расходились от опор как веер, напоминая зонтичный свод. Вместо аркбутан и контрфорсов использовались мощные вертикальные выступы, равномерно располагающиеся вдоль стен.

«Ланцетовидный» дизайн в готике. Собор в Солсбери (Salisbury Cathedral) 1220 — начало 14 века.

«Украшенным» дизайном в готической архитектуре (конец 12-начало 13 вв.) называют следующий этап развития готики. Это название возникло благодаря причудливому, сетчатому сплетению нервюр. «Украшенный» стиль особенно заметен в декоре капеллы Генриха VII. В этом сооружении колонны имели изящный вид, они были словно прижатые к стене, около потолка они словно переходили в тонкие нервюры, которые будто бы оплетали свод сложными узорами.

«Украшенный» готический дизайн. Капелла Генриха VII Вестминстерского аббатства. Лондон. 1502—1512 гг.

Очень красочный дизайн архитектуры в готическом стиле более позднего периода (14-15 вв.), который назвали «пламенеющая готика». Сооружения пламенеющей готики украшались большим количеством декора, который был похож на языки пламени. Наиболее известным примером «пламенеющей готики» стал кафедральный собор в Руане. В этот период особый изгиб приобрела «готическая кривая». Изображения человеческих фигур стали очень изогнутыми. Экзальтированность поз поддерживалась мимикой лиц, развивающимися одеждами.

«Пламенеющая готика» в аббатской церкви Мон-Сен-Мишеля. (1446-1521) Франция.

Поздняя готика получила название «перпендикулярной» из-за пересечения под прямым углом горбылей окон и специфического узора на плоскости стен. Этот вид готики характерен для Англии.

Перпендикулярный стиль в готике. Часовня Святого Георгия в Виндзорском замке. Главный храм рыцарей Ордена Подвязки, возведенный корoлем Эдуардом II в 1348 г.

Разные периоды готики отражены в архитектуре церкви Вестминстерского аббатства в Лондоне — место коронации и погребения английских королей. По архитектурному декору это сооружение ближе к перпендикулярному стилю, северная часть трансепта строилась французскими мастерами и похожа на раннюю готику. Восьмиугольный зал капитула создан в ланцетовидном стиле: он имеет зонтичный свод из множества нервюр, расходящихся от тонкого столба в центре зала. Готический дизайн дал католической церкви новые возможности для своего утверждения. Во всех чертах готической архитектуры используются эффекты, которые усиливают эмоциональное начало в человеке. Архитектурный облик храма сочетался с торжественным ходом богослужения, духовной музыкой и это слияние достигало основной цели: приводить верующих людей в состояние религиозного экстаза.

Автор текста: Марина Калабухова

Элементы готики в архитектуре России XVIII-начала XIX вв.

29 апреля 2016 г.

Готические элементы появились на территории России задолго до XVIII в., мы находим их как в светских строениях (средневековых палатах), так и в культовом зодчестве. Как правило, появление романских и готических деталей в архитектуре Руси было обусловлено не просто влиянием западной культуры, но и наличием иноземных мастеров. Эта традиция «Россики» находит яркое продолжение после петровских реформ и невероятно усиливается при Екатерине II. Впервые готическим постройкам в России начинают сознательно подражать именно в эпоху «театрализованного быта», при Екатерине II, когда и русские архитекторы начинают заимствовать из средневековых европейских сооружений отдельные элементы или приёмы. Как пишет Баранова: «сентиментализм и романтизм в России были причиной возникновения в конце XVIII в. первого оппозиционного течения в искусстве — стиля псевдоготики».

В литературе этот период называют по-разному: часто как «ложную готику» (Н.А.Кожин, Е.А.Борисова) или «псевдоготику» (Н.А.Евсина, В.В.Кириллов и др.), однако в современном искусствоведении принято отождествлять это время с первым периодом общеевропейской «неоготики» (С.В. Хачатуров), принявшей в России своеобразный колорит.

Интерес к «готическому» начинался как очередной «писк» рокайльной моды XVIII века, который по своей условности мало чем отличался от экзотической моды на «китайское» или «турецкое». Эта «готика» выступала преимущественно романтической декорацией со стилистическими чертами западноевропейского средневекового стиля, воздвигаемой в живописных местах загородных усадеб и парков для отдыха их владельцев, что было связано с распространившейся в кругу посвящённой аристократии театрализацией жизни. Несмотря на «бутафорский» характер новой «готической» архитектуры, поэты и художники нашли за её «ширмами» отдохновение своим высоким романтико-философским изысканиям. 

Особой спецификой «русской готики» конца XVIII века является легкое совмещение западноевропейских средневековых элементов с элементами архитекторы Руси (раковинами, окнами с гирьками, филенками и проч.), при этом зачастую они своеобразно сочетаются также и с классицистической ордерной системой. В таких постройках, как, например, павильоны и мосты усадьбы Царицыно арх. В.И. Баженова, нередко встречаются народные орнаменты, и даже символы, восходящие ещё к языческим славянским временам. Ещё одной своеобразной чертой является довольно частое сочетание красного кирпича и белого камня (хотя кирпичная готика есть, например, в Северной Германии, там она не имеет столь явных белых акцентов), характерное, в частности, для многих «готических» построек В.И.Баженова и М.В.Казакова (Усадьба Царицыно, Петровский путевой дворец и множество храмов, которые часто приписываются этим архитекторам). 

Усадьба Царицыно

Петровский путевой дворец 

Такое вольное понимание архитектурного наследия Европы продолжается и в начале XIX в., что хорошо заметно в архитектуре перестроенной в 1805—1806 годы Никольской башни московского Кремля и наружном декоре здания Московской Синодальной типографии, расположенном на отходящей от неоготической башни Никольской улице.

Наличие в московском кремле неоготических элементов обусловлено историческими особенностями. Архитекторы XVIII–начала XIX века при реконструкции исторических памятников не редко проявляли большую вольность. Так пострадавшая в пожаре 1737 года Никольская башня после восстановления приобрела барочный декор, а в 1805—1806 годах была капитально перестроена архитектором А. И. Руска, совместно с учеником Баженова Алексеем Никитичем Бакаревым (1766—1817): прежняя надстройка над четвериком была заменена готическим верхом-восьмериком с высоким белокаменным шатром и ажурными украшениями. Это нововведение должно было подчеркнуть средневековое происхождение самого Кремля. Во время Отечественной войны 1812 года Никольская башня пострадала при взрыве и была восстановлена О. И. Бове в 1816—1819 годы. 

Никольская башня, 1883 год

Что же касается Синодальной типографии, это необычное здание было возведено в 1814 году всё тем же Бакаревым совместно с Иваном Львовичем Мироновским (1774–1860). Оба архитектора не раз использовали мотивы готики в своих архитектурных проектах, однако Синодальная типография, пожалуй, самый яркий пример такой архитектуры. Здание было возведено на месте сгоревшей в пожаре 1812 года старой постройки Шарутина, в которой располагался Московский Печатный двор. 

Вероятно именно то, что архитекторам, по сути, было поручено «восстановить» палаты XVII века, повлияло на специфику архитектурного декора нового здания. Как известно, в XVIII в. «готикой» в России часто называли, в том числе, и русскую архитектуру XVI–XVII веков. Исходя из этого, логично предположить, что архитекторы взяли за образец уже привычную в то время европейскую готику, построив весь фасад при этом по законам классицизма. 

В структуру нового здания были добавлены подлинные исторические детали (две потемневшие каменные плиты со старинными надписями, вмурованные в фасадную стену), а также элементы, воссоздающие те, что были утрачены в сгоревших палатах. Среди них знаменитые солнечные часы (укрепленные над порталами здания), эмблема печатного двора – рельефные фигуры льва и единорога (в центральной части фасада) и герб России (во фронтоне). 

Всё здание было щедро украшено лепниной: причём если изящные неоготические вставки вокруг стрельчатых окон (в крыльях здания) лишь добавляют толстым стенам легкости, тяжелый декор ордерных полуколонн и трехчастного стрельчатого же окна над аркой портала (в центральной части) привносят репрезентативность и торжественность. 

К счастью, за два столетия внешний вид здания почти не изменился (если не считать «серпа и молота с 15-тью лентами», сменившими двуглавого орла). 

Вместе с неоготической Никольской башней, здание типографии стало первыми «историзированными» зданиями старой столицы, которые сегодня задают тон всей застройке вокруг Кремля. 

Здания и дома в готическом стиле

Первое сооружение готического стиля – аббатство Сен Дени. 1137—1144 гг.

Готика возникла как отражение религиозной философии, учения о божественности света. Здания в готическом стиле возводились на основе сооружений, выбранных в качестве образца.

Аббатство Сен-Дени

Аббатство Сен-Дени (Abbaye de Saint-Denis) — бенедиктинское аббатство в пригороде Парижа

Современники считали, что после реконструкции церкви в аббатстве Сен-Дени* культовая архитектура достигла вершины в композиционной гармонии. Это храмовое сооружение сыграло большую роль в истории развития французской архитектуры: с нее началась история готики.

 

Аббатство Сен-Дени ( Abbaye de Saint-Denis). 1137—1144 гг.

Аббатство находится на месте бывшего галло-римского кладбища, где находилось захоронение Святого Дионисия (Дени), погибшего около 250 г. н.э. Обновление аббатства Сен-Дени началось при аббате Сугерии*, который при разработке идеи нового храма руководствовался христианскими философскими принципами, учении о Божественном свете и эманации, автором которых считался Святой Дени. Именно эти принципы легли в основу соборов, которые воплотили религиозные идеи в своей архитектуре.

Аббат Сугерий (Sugerius) – настоятель аббатства Сен-Дени, советник короля.(1081 — 1151гг.)

Церковь Сен-Дени стала первым домом в готическом стиле, архитектура которого оказала влияние на развитие готики во Франции. На месте этой церкви раньше стояла каролингская церковь, которая нуждалась в реконструкции — строение находилось в критическом состоянии, было недостаточно вместительно и не удовлетворяло потребностям аббатства. Строительство новой церкви под патронажем аббата Сугерия, было начато около 1130 года. Обновленная церковь была оснащена группами массивных колонн и каркасным сводом с перекрещивающимися нервюрами (ребрами, опирающимися на столбы, а не на стены). Благодаря венчающим фасад зубчатым стенам, это здание в готическом стиле выглядит как замок, однако, при этом оно не производит впечатления массивного сооружения, напротив, его легкие стены, которые украшают большие витражные окна и вертикальное устремление всего сооружения, создают ощущение возвышенности, легкости. Портал украшает скульптурный декор, бронзовые ворота (они были сохранены от каролингской церкви). Одним из открытий готики Сен-Дени стало использование витражей. Витражи существовали и до аббатства Сен-Дени, однако свое высшее воплощение они нашли именно в концепции этого храмового сооружения и стали одной из основных элементов, присущих готическому стилю. Витраж в представлении просвещенного аббата представлял собой иллюстрацию триединства природы согласно католической религиозной философии: свет (светящая суть) – Отец, стекло – Мать, образы, изображенные на витраже – Сын.

Витражи аббатства Сен-Дени. Витражи, в основном, синих тонов, изготовлены в мастерских Пикардии (Северная Франция).

К 1148 году было закончено сооружение южной башни этого здания в готическом стиле, к 1219 году завершили строительство северной башни. Затем ее пришлось перестраивать, после того как в нее ударила молния (эта башня не сохранилась, она была разрушена в 19 веке). Фасад был неоднократно переделан, и его изначальный проект не сохранился. Считается, что строительство было закончено в 1281 году, но возведение капелл вокруг храма продолжалось еще несколько столетий. Реставрация аббатства проводилась в 1846-1870 гг. Восстановлением портальной скульптуры этого дома в готическом стиле занимался Джозеф Сильвестр Брюн. Реставрационные работы велись под руководством Франсуа Дебре, изменилось обрамление окон, добавился орнамент с надписями (первоначально поверхности не были украшены), были добавлены горизонтальные полосы с декором под верхними окнами на южной и северной части фасада, появились новые статуи. Реставрационные работы также проводилось в 1930-1960 гг. Некоторые элементы Сен-Дени отчасти повторяют нормандскую архитектуру, однако это сооружение превосходит нормандские строения, новым конструктивным подходом и символизмом. В результате, церковь Сен-Дени — здание в готическом стиле — стало не просто усовершенствованным строением романского стиля. Его архитектура стала основой нового направления в искусстве. Архитектурные новшества конца романской эпохи и заключавшиеся, например, в конструировании нового, каркасного, свода, явились предпосылками нового стиля, но ярко проявились и обрели ясные конструкции в церкви Сен-Дени, став базой для развития готики. Все готические дома, храмовые постройки, возведенные во Франции после 40-х годов 13 века, так или иначе напоминали церковь Сен-Дени: она стала критерием совершенства, к которому стремился каждый заказчик, образцом французского храмового зодчества на следующие сто пятьдесят лет. Например, в начале 50-х годов 12 века к северу от Парижа начали строить Нотр-Дам в Санлисе, в котором отразились новшества архитектуры Сен-Дени.

Нотр-Дам в Санлисе (1151-1191гг.)

Изменения архитектурных форм в строящихся домах готического стиля касались разработок новых видов опорных столбов и декора. В Сен-Дени использовался крестообразный (в плане) опорный столб с колоннами по углам – этот тип опоры принципиально усовершенствовать зодчим не удавалось, поэтому разрабатывались модификации опоры в виде пучка колонн, где главный основной столб был массивнее остальных, его поверхность опоясывалась тонкими колоннами, которые чередовались с углублениями. Со временем усложнился декор окна. Но основные принципы сохранились и использовались зодчими на протяжении многих лет.

Часовня Сент-Шапель

Если Сен-Дени стал основой всего готического стиля, и его идеи были повторены в реконструируемых зданиях ранней готики, то часовня Сент-Шапель, возведенная при Людовике Святом, была архитектурным образцом для зодчих, строивших готические дома: часовни в замках и дворцах аристократов.

Часовня Сент-Шапель (1242-1248 гг.)

Часовня Сент-Шапель (Святая Часовня — Sainte Chapelle) – часовня-реликварий во дворе бывшего Королевского дворца в Париже. Часовня — здание в готическом стиле (1242-1248 гг.) считается одним из красивейших небольших сооружений готического стиля (размеры: длина 35 м. ширина 11 м.) Строение увенчано шпилем из дерева кедра (высота шпиля 33 м.). Изготовлен шпиль в 19 веке и является копией шпиля 15 века. Площадь витражей в красно-синих тонах составляет 600 кв.м. История Сент-Шапель началась в 1204 году, когда крестоносцы разграбили Константинополь, забрав христианские реликвии. В 1237 году император Балдуин II продал королю Франции Людовику IX терновый венец Христа. Реликвию было решено хранить недалеко от Королевского дворца для ежедневного поклонения. Для этого была снесена старая часовня и построена часовня, которая была построена в очень короткие сроки и стала центром композиции Королевского дворца. Этому дому в готическом стиле зодчие придали форму ларца для хранения религиозных реликвий – реликвария. Сооружение отражало религиозные чувства верующих, устремлялось вверх, напоминая о Небесных силах, Небесном Иерусалиме, куда устремляются души праведников. Особенностью Сент-Шапель, отличающей часовню от других готических домов того периода, является отсутствие массивных несущих конструкций – контрфорсов.

Контрфорс (contre force — «противодействующая сила») — дополнительная опора, вертикальный устой, конструкция внутри или снаружи здания, которая должна принять на себя тяжесть перекрытия – это может быть, например, выступающая часть стены, ребро, отдельно стоящая опора, соединенная со стеной

Несущие опоры кажутся изящными элементами между высокими окнами. Этого конструктивного новшества добились при помощи металлических связей для поддержки блоков. Каркасная конструкция свода, усиленная металлическими тягами, позволила стенам как будто бы исчезнуть в витражах, на которых изображены 1134 сюжета из Библии (из них на сегодняшний день 720 сохранились с 13 века, другие были созданы заново при реставрации). Нижняя капелла этого здания в готическом стиле может показаться темноватой, зато верхняя капелла воплотила основную идею о божественном свете и эманации. Крыльцо двухэтажное, две двери ведут на верхний (для королевской семьи) и нижний (для придворных) уровни. Сент-Шапель своей архитектурой установила стандарты готических домов, монархи из разных стран Европы стремились создавать подобные сооружения у себя на родине. В самой Франции возводились постройки, во многом повторяющие конструкцию королевской часовни, однако, меньших размеров, как например, капелла Богоматери в церкви аббатства Сен-Жерме-де-Фли. Похож на Сент-Шапель в Париже Сент-Шапель Венсенского замка, которую возвели при короле Карле V (1364-1380гг.).

Сент-Шапель Венсенского замка (1364-1380 гг.)

Декор Сент-Шапель Венсенского замка — дома в готическом стиле — уже содержит элементы «пламенеющей готики» — ажурными украшениями, похожими на языки пламени, характерные для поздней готики.

В Англии «пламенеющая готика» была популярна уже в 13 веке. Иногда считают, что во Франции это направление готики появилось после английской оккупации в 15 веке, однако, декор Сент-Шапель Венсенского дворца свидетельствует о том, что этот стиль появился во Франции раньше.

Еще одно здание в готическом стиле, образцом для которого стала парижская часовня – Сент-Шапель в Рьоме. Строительство велось по заказу Жана Беррийского с 1395 по 1416 гг. Как и венсенская часовня, это строение имеет только один ярус, созданный как копия верхней капеллы парижской Сент-Шапель. Каждый исторический период, каждая страна вносили некоторые дополнения во внешний вид фасадов, создавались сооружения с разным количеством башень, шпилей, декором. Однако, совершенствуя конструкции, используя новые, революционные для того времени материалы при создании готических домов, зодчие преследовали общие цели: передать религиозный посыл верующим, создать атмосферу проникновения божественного света в души людей путем возведения высоких, устремленных вверх сооружений с большим количеством витражных окон.

автор текста: Марина Калабухова

Известные проекты готических храмовых зданий, домов и особняков

Одно из самых знаменитых готических зданий — Нотр-Дам де Пари (Notre Dame de Paris). 1163 — 1285 гг.

Готические здания при всем своем многообразии и огромном количестве составляющих декоративных элементов, тем не менее, создаются на одинаковой конструктивной основе. Виктор Гюго, знаменитый автор произведения «Собор Парижской Богоматери», писал, что искусство меняло в готическом соборе только оболочку, и при этом его остов оставался неизменным. В зависимости от культуры, традиций, исторического периода менялось количество шпилей башен, капелл, колоколен, входных порталов, но основа готических зданий оставалась неизменной.

Собор Парижской Богоматери. Париж. Франция

Наиболее знаменитым строением ранней французской готики стал Собор Парижской Богоматери — Нотр-Дам де Пари (Notre Dame de Paris). Воспетый Гюго собор воздвигли не на «пустом месте» — здесь до него стояла базилика Святого Стефана, а до нее, в более глубокой древности, Храм Юпитера. Нотр-Дам де Пари создан в период ранней готики, поэтому в его архитектуре сохранились черты романского стиля. Начало строительства Нотр-Дам де Пари относится к 1163 году во времена правления Людовика VII Французского. Центральное здание было возведено в 1196 году, западный фасад собора был готов к 1208 году. Завершение строительства относится к 1345 году. К создателям Нотр-Дам де Пари относят архитектора Жана де Шель (работал с 1250-х до 1265 года), Пьера де Монтрей (работал с 1265 по 1267гг.)* Кроме них в возведении сооружения принимали участие и другие зодчие и мастера: об этом свидетельствуют некоторые стилевые различия разных частей сооружения.

Пьер де Монтрё́й (Pierre de Montreuil; ок. 1200 – 1267 гг.) потомственный французский зодчий. Жан де Шелль ( Jehan de Chelles; ? — 1265 г.) – французский зодчий

Реставрацию Нотр-Дама проводили с 1814 г. г. под руководством зодчего Виоле-де-Дюка. Ремонтировали здание, скульптуры, шпиль в течение 23-х лет. Виолле-ле-Дюк построил галерею химер, которую расположил у подножия башен. Зодчий также добавил новый шпиль вместо разобранного в конце 18 века. Шпиль сделан из дерева и покрыт свинцом. У основания шпиля были установлены статуи из бронзы работы скульптора Жоффруа Дешоме.

Эжен Эммануэль Виолле-ле-Дюк (Eugène Emmanuel Viollet-le-Duc, 1814—1879 гг.) — французский архитектор. Один из первых реставраторов в области архитектуры. Историк архитектуры, специалист в области искусствоведения. Являлся поклонником неоготики.

Центральный фасад этого грандиозного готического здания архитектурно поделен на три части. Над каждом из трех входных порталов находится скульптурные панно, на которых изображены сюжеты из Библии. Кровля собора выложена плитками из свинца (толщина плиток 5 мм), что утяжеляет крышу, и ее вес составляет 210 тонн. Великолепные витражи Нотр-Дама реконструированы в середине 19 века. Со средних веков частично сохранился витраж-роза над входом. Данное готическое здание построено в ранний период развития стиля, горизонталь в нем еще составляет конкуренцию вертикали. Стена все еще выглядит достаточно массивной, но центральный фасад, тем не менее, кажется легким благодаря башням, устремленными вверх и шпилем. Второй ярус фасада декорирован огромным окном- «розой».

Собор Святого Стефана. Вена, Австрия

Величественное сооружение — Собор Святого Стефана (St Stephen’s Cathedral) — находится в самом центре Вены на одноименной площади (Штефансплатц). Башни собора имеют разную высоту: южная башня сооружения составляет 136,44 м., а северная башня — только 68,3 м, ширина сооружения 62м, длина собора 198,2 м. Собор должен был быть самым высоким зданием в городе, и во времена Габсбургов был издан указ, по которому нельзя было возводить строения более высокие, чем собор. Уклон кровли достигает 80 гр.

Собор Святого Стефана (St Stephen’s Cathedral). Вена. (13-15 вв.)

11 апреля 1945 года кровля сгорела при пожаре. Несущий каркас кровли в оригинале был деревянным, при восстановлении после пожара 1945 года его сделали из стали (общий вес — около 600 т.) Собор после пожара восстанавливался до 1952 года (689-летие этого готического здания). Нынешнее покрытие кровли состоит из цветных черепиц, из которых выложены орнаменты, а также герб города Вены. С 1980-х годов продолжается реставрация собора.

Собор был построен в 13-15 веках, и остается практически неизменным с 1511 года (за исключением кровли и интерьеров*). Первая церковь на месте собора была заложена в 1137 году при маркграфе Леопольде IV совместно с епископом Пассау Регинмаром. Строение, законченное к 1147 году, было выполнено еще в романском стиле. Позже, в 1230-1245 гг. у церкви была достроена западная часть. Однако, в 1258 году здание сгорело, через пять лет построили новую церковь, тоже в романском стиле. С восточной стороны в 1304-1340 гг. при королях Альберте I и Альберте II церковь была снова пристроена. А в 1359 году король Рудольф IV участвовал в закладке нового готического здания. Новое сооружение возводили вокруг древнего строения, только в 1430 году старую церковь разобрали. Южная башня была достроена в 1433 году, а северная башня осталась недостроенной и до сих пор сохраняет свой вид с 1511 года.

Крыша собора Святого Стефана в Вене.

Реймсский собор. Реймс, Франция

Реймсский собор (Reims Cathedral — Notre-Dame de Reims) был возведен на месте двух древних базилик (одна была построена в 401 году, другая — в 9 веке). Строительство нового готического здания собора было завершено к концу 13 века.

Реймсский собор (Reims Cathedral — Notre-Dame de Reims).

Башни западного фасада имеют высоту 80 м и являются самыми высокими во Франции (изначально планировалось возведение высоких шатров со шпилями, а также еще пять башен, но этот проект не был осуществлен). Реймсский собор прославили скульптуры: в «Галерее королей» — пятьсот статуй, созданных в 13 веке. Самая известная фигура – улыбающийся ангел над северным порталом.

Улыбающийся ангел над северным порталом Реймсского собора.

После революции и войн собор был частично разрушен и восстановлен окончательно к 1996 году.

Кафедральный Бургосский собор. Бургос, Испания

Собор Бургоса (Burgos Cathedral) – средневековый собор в городе Бургос — древней столицы Кастилии, которая расположена на реке Арлансон. Это сооружение стало первой готической постройкой в Испании такого масштаба. Король Филипп II называл это готическое здание «Творением ангелов». Собор посвящен Деве Марии.

Собор Бургоса (Burgos Cathedral). Испания (1221-1567 гг.)

Проект дома в готическом стиле – собора Бургоса – принадлежит архитектору Энрике. Прототипом послужили готические соборы в Реймсе и Бурже. Заложено сооружение было епископом Маурисио в 1221 году при короле Фернандо III Кастильском (1217—1252 гг.). Завершено строительство в 1567 году. Поскольку собор строился не одно столетие, то над его созданием работало большое количество архитекторов. Завершил строительство двух башен собора высотой 84 м, строитель из Кёльна Иоганн (Хуан де Колониа). Западный фасад (Пуэрта Реал (13 в.)), этого величественного готического здания имеет главный вход. Южный фасад называется Пуэрта-дель-Сарменталь (построен к 1230 г.). Северный фасад имеет название Пуэрта де ла Коронерия (достроен в 1259 г.) Восточная часть Бургосского собора была построена в 15-16 веке уже в стиле Ренессанс. В центре аркады, между башнями установлена статуя Девы Марии, ниже нее – статуи кастильских королей, под ними – окно-роза, в его центре – контуры Звезды Давида. В плане сооружение имеет вид креста. В длину собор – 106 м., в ширину – 59 м. Витражи считаются лучшими в Испании. Вокруг собора – пятнадцать капелл. Наиболее древняя – капелла Сан-Николас (13 в.), поздняя — капелла дель Кондестабле построена в 1482-1489 гг. архитектором Симоном де Колониа – сыном немецкого мастера Иоганна, возводившего башни собора. Уже в 16 веке архитекторы Фелипе де Боргонья и Хуан де Вальехо построили световую башню над средокрестием собора. Высота башни-фонаря 54 м., в плане она представляет собой восьмигранник с башенками. Это готическое здание стало образцом для создания сооружений готического стиля в Испании, а также в испанских колониях.

Кафедральный Миланский собор (Duomo di Milano)

Миланский собор Duomo di Milano (1386 г. — начало 19 века). Италия. Создан из белого мрамора. Длина — 158 метров, ширина— 92 м. Количество скульптур – 3400. Вместимость собора — 40 000 человек.

Миланский собор – величественное сооружение в стиле пламенеющей готики. Посвящен Рождеству пресвятой Марии. Это единственного готическое здание в Европе из белого мрамора. Длина храма — 158 метров, ширина— 92 м, высота шпиля — 106,5 м. Количество скульптур – 3400. Вместимость собора — 40 000 человек. Собор строили на месте древних святилищ. Он был первым сооружением в готическом стиле на территории Италии. Первоначальный проект дома в готическом стиле – Дуомо ди Милано – разработал итальянец Симоне де Орсениго, но для строительства были приглашены французские и немецкие мастера. Строительство велось с 1386 до начала 19 века. Некоторые элементы подвергались доработке до 1965 года. Фундамент заложили при Джан Галеаццо Висконти* под покровительством архиепископа Антонио да Салуццо (Antonio da Saluzzo)

Джан Галеаццо Висконти — Gian Galeazzo Visconti; 1351 -1402 гг. Миланский герцог, способствовавший расцвету Милана.

С 1470 году строительство шло под руководством архитектора Джунифорте Солари (до этого момента сменилось несколько зодчих). Консультантами Солари стали Браманте (Donato (Donnino) Bramante, 1444-1514 гг.) и Леонардо (Леонардо ди сер Пьеро да Винчи — Leonardo di ser Piero da Vinci; 1452-1519 гг.) – они добавили к готике элементы Ренессанса, благодаря их участию в проекте у собора появился купол, у которого в основании был восьмиугольник. В 1769 г. был построен шпиль (104 м.) со статуей Мадонны (высота 4 м) из позолоченной бронзы (был даже издан указ, что ни одно здание в городе не должно закрывать собой статую Мадонны). В настоящее время на небоскребе Пирелли установлена копия статуи.

Башня Пирелли (Grattacielo Pirelli) — высотное здание в Милане.

Проект фасада этого величественного дома в готическом стиле был утвержден Наполеоном в 1805 г. и закончен архитектором Карлом Амати в 1813 году (Carlo Amati 1776 – 1852 гг.) и Занойя (Giuseppe Zanoia) По заказу Наполеона Амати разработал проект фасада со стороны площади и соорудил мраморные шпили (135 шт.).

Кафедральный Севильский собор. Севилья, Испания

Кафедральный Севильский собор (The Cathedral in Seville) — собор Мария-де-ла-Седе (Catedral de Santa María de la Sede) — храмовое сооружение в Андалусии, в городе Севилья. Это самый высокий кафедральный собор Испании. Длина этого готического здания составила 126 метров, ширина — 82 метра.

Кафедральный Севильский собор. (1402-1506 гг.) Возведен на месте разрушенной мечети во времена Реконкисты.

На месте собора в период оккупации Испании маврами стояла мусульманская мечеть Альмохады, подвергшаяся разрушению во время сильного землетрясения в 1356 г. После изгнания мавров, на ее фундаменте и с использованием оставшихся от разрушенных строений материалов началось возведение христианского храма, который должен был стать символом богатства и силы Севильи. Строительство началось в 1402 г. и было закончено в сравнительно короткие сроки – к 1506 году. Однако, даже несмотря на небольшой срок возведения готического здания привел к тому, что в его архитектуре уже заметны элементы Ренессанса. Рядом с собором находится колокольня Хиральда (от испанского «girar», что в переводе означает «вертеться») богато декорированная орнаментом и узорами. Это сооружение перестроено из бывшего минарета в 1560-1568 гг. архитектором Эрнаном Руисом, который надстроил минарет дополнительными ярусами, суживающимися кверху. На нижнем ярусе установлены 25 колоколов, на последнем ярусе – бронзовая фигура-флюгер со знаменем (1568 г. скульптор Бартоломе Морель).

Готические особняки

Марэ – так называется парижский квартал. Он расположился на правом берегу Сены. Это место понравилось королю КарлуV, где уже в 14 веке начали вести строительство домов для представителей королевского двора (большинство из них не сохранились) Клюни – строение представляет собой готический особняк, построенный по заказу аббата Жака Амбуазского (1485-1510 гг.) В 13 веке на этом месте стоял монастырь ордена Клюни, а до него тут располагались римские термы. С 1843 г. находится в собственности государства. Сейчас в этом здании расположился Национальный музей Средневековья.

Когда говорят о готических зданиях, обычно подразумевают соборы и храмовые сооружения. И действительно, готических особняков в светской архитектуре, которые бы сохранились до нашего времени, осталось совсем немного. Это связано с тем, что хозяева этих строений, каждое следующее поколение наследников, стремились жить в более модных жилищах, поэтому обычно создавали новые проекты, перестраивая свои дома в готическом стиле. Отношение к зданиям, как к историческим памятникам, началось только несколько десятилетий назад, когда стали ценить и стараться сохранить культурное наследие прошлого. В качестве примера сохранившегося готического особняка можно привести дом Санс на в квартале Марэ* Парижа. На левом берегу Сены в Париже известен готический особняк Клюни.

Готический особняк Клюни (1485–1510 гг.)

Особняк архиепископов Санс (Hôtel de Sens) (1475 -1507 гг.)

Готический особняк Санс (Hôtel de Sens) расположен на улице Фигуэр (Figuier), 1, в четвертом округе Парижа, в квартале Марэ. Землю для возведения резиденции архиепископов Санских выделили по указу Карла V, возводить здание начали в конце 15 века, строительство велось 30 лет. Особняк построен в смешанном стиле: Ренессанс соседствует с элементами поздней готики. Первым владельцем готического особняка был архиепископ Тристан де Салазара (служил в качестве архиепископа Санса с 1474 по 1518 гг.). В 1911 году сооружение стало собственностью города Парижа. От некоторых готических особняков Франции остались только отдельные части зданий или их фрагменты.

Башня Иоанна Бесстрашного (Tour Jean sans Рeur) -1411 г. – сохранившаяся часть готического особняка герцогов Бургундских.

Готика в архитектуре поражает единством и целостностью. Каркасная система готики дала возможность изменить традиционную конфигурацию сооружений и создать очень высокие соборы с огромными окнами. Вертикаль готики подчеркивалась уходящими вверх башнями, стрельчатыми арками, окнами и порталами. Строения украшались сложными декоративными деталями: витражами, круглыми окнами с переплетом, богато декорированными фронтонами.

автор текста: Марина Калабухова

Стрельчатая арка — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Стрельчатая или ломаная арка — разновидность архитектурной арки, представляющая собой фигуру из двух полукруглых арок, пересекающихся под некоторым углом (имеющая оживальную форму). Является одним из характерных строительных приёмов готической архитектуры.

Зарождение стрельчатой арки относится к VI веку, когда её постепенно начали применять на основе специальных расчётов в архитектуре Каира. С VII века стрельчатая арка использовалась архитекторами Александрии. Расчёты первоначально производились на основании треугольника, извлекаемого на диагонали пирамиды с квадратным основанием, в которой вертикальная плоскость, опущенная из вершины параллельно стороне основания, создаёт равносторонний треугольник[1].

В архитектуре восточных стран и Византии полуциркульные и стрельчатые арки использовались одновременно, при этом стрельчатая чаще применялась в архитектуре Каира и в Персии. На ломаных арках здесь возводили паруса и сфероидальные тромпы. Государства крестоносцев, возникшие в начале XII века на территории Леванта, начали применять распространённые здесь ломаные арки в архитектуре своих строений. Тогда же произошло и заимствование стрельчатой формы арки европейскими, прежде всего, французскими архитекторами, ставшее результатом развития паломничества к восточным святыням и осуществления первых крестовых походов. Считается, что первыми позаимствовали и применили стрельчатую арку зодчие Клюнийского аббатства, создавшие свою архитектурную школу[2][3].

Заимствование стрельчатой арки произошло в рамках господствовавшей в Европе романской архитектуры, поэтому форма ломаных арок появляется здесь ещё в составе романских по стилю строений. Как писал Огюст Шуази, «начиная с 1100 года, романские архитекторы широко применяли стрельчатую арку, выказывая удивительное понимание тех преимуществ, которые можно было извлечь из её ослабленного распора». По его мнению, готические архитекторы переняли ломаную арку у романских из подражания, первоначально даже не осознавая в полной мере её статические преимущества. Именно поэтому в ранней готической архитектуре стрельчатая арка первоначально применялась наравне с полуциркульной. Подобные сочетания хорошо видны, например, в конструкции хоров Нуайонского собора (XII—XIII века) и церкви аббатства Сен-Жермен-де-Пре (XI—XII века)[4].

Стрельчатый крестовый свод

В трифории церкви Сен-Жермен-де-Пре стрельчатая арка присутствует исключительно в декоративных целях, а в верхнем и нижнем главных этажах хора она использована только лишь для того, чтобы выровнять высоту замков арок закругления с замками арок прямой части плана. Именно стремление установить в один уровень щековые и диагональные арки сводов побуждало романских, а затем и готических архитекторов вводить ломаную форму арки в крестовые своды, возводимые на основе полуциркульной диагональной арки. Можно сказать, что вплоть до XIII века готические крестовые своды, возводимые на нервюрах, имели в основном полуциркульное очертание, а не стрельчатое. Как писал Эжен Виолле-ле-Дюк, «во всех клюнийских и цистерцианских памятниках архитектуры, построенных в Палестине до XIII века… используя стрельчатую форму при построении арок, сохраняется все же романская система конструкции. Но ни в одном из этих сооружений стрельчатая арка не применяется для того, чтобы модифицировать римский крестовый свод… Но как только она вводится во французских провинциях к северу от Луары, стрельчатая арка соединяется со сводом и видоизменяет его»[5][2].

Позаимствовав стрельчатую форму арки, французские зодчие в итоге полностью заменили ею полуциркульную при возведении сводов и куполов, одним из первых примеров чего являются своды нартекса базилики Святой Марии Магдалины в аббатстве Везле, возведённого в 1135 году[6].

Стрельчатая арка позволила готическим архитекторам более свободно конструировать своды на прямоугольной основе, тщательно соблюдая при этом принцип пропорциональности[7].

  1. ↑ Энциклопедия готической архитектуры, 2013, с. 335—336.
  2. 1 2 Энциклопедия готической архитектуры, 2013, с. 337.
  3. ↑ История архитектуры, 1937, с. 446.
  4. ↑ История архитектуры, 1937, с. 245—246.
  5. ↑ История архитектуры, 1937, с. 246.
  6. ↑ Энциклопедия готической архитектуры, 2013, с. 338.
  7. ↑ Энциклопедия готической архитектуры, 2013, с. 340.
  • Виолле-ле-Дюк, Эжен Эмманюэль. Энциклопедия готической архитектуры / пер. с фр. С. Баталина. — М.: ЭКСМО — Наше слово, 2013. — С. 335—348. — 512 с. — (Мировое наследие). — ISBN 978-5-699-60674-0.
  • Шуази, Огюст. История архитектуры / пер. с фр. Е. Г. Денисовой. — М.: Издательство Всесоюзной академии архитектуры, 1937. — Т. II. — 694 с.

About Author


alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *