Элементы в архитектуре – Презентация по изобразительному искусству на тему «Важнейшие архитектурные элементы здания»

Колонна — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 27 сентября 2019; проверки требуют 12 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 27 сентября 2019; проверки требуют 12 правок. Современные колонны на автомобильной парковке

Коло́нна в архитектуре (фр. colonne, от лат. cоlumna — часть архитектурной конструкции, столб цилиндрической формы, деревянный, каменный или металлический. В классической архитектуре поддерживает антаблемент или арку. Столб квадратного сечения называется пилоном, уплощенной формы - пилястрой. Существуют также полуколонны и трехчетвертные колонны. Полуколонна выступает от плоскости стены на половину своего диаметра; трехчетвертная - на три четверти. Колонна может поддерживать несущие элементы конструкции или выполнять декоративную функцию. Пилястра имеет внешние сходства с колонной, но при этом не имеет энтазиса; может быть как несущим архитектурным элементом, так и декоративным

[1].

Колонна - форма, происхождение которой связано с идеей вертикальной опоры строительной конструкции и с подражанием формам природы. Поэтому существуют две основных версии о происхождении колонны: конструктивная и символическая. В древности искусственную колонну уподобляли стволу дерева, "древу жизни", "Мировому древу", считали воплощением фаллического символа. Об этом свидетельствуют колонны древнейших памятников, которые сооружали без конструктивной необходимости (менгиры, омфалосы). Ближайшие аналоги таких монументов: фаллические путевые гермы, которые устанавливали на перекрестках дорого, обелиски (солярные символы). В искусстве народов Центральной Европы 1 тыс. до н. э. встречаются наскальные изображения коня (символ земли), через которого проходит столб с колесом на вершине (символ неба) [2].

Первые каменные колонны применяли в Древнем Египте при постройке Пирамиды Джосера в 2650 году до н. э. Впервые была применена каменная постройка из 40 колонн высотой каждой из них в 10 метров. Так как эти колонны по мнению египтян были первыми на земле, архитектор Имхотеп соединил каждую из них со стеной с одной стороны

[3] . За 3—5 тысяч лет до этого времени в Гёбекли-Тепе были предприняты попытки изготовить 9-метровые колонны, которые, однако, так и остались в каменоломнях незаконченными. Особую символику имеют парные колонны и обелиски, фланкирующие вход в святилище. Например столбы Воаз и Яхин Иерусалимского храма. Римляне использовали каменные колонны в качестве дорожных знаков и указателей расстояний. В центре Римского Форума при императоре Октавиане Августе находился Золотой милиарий (лат. Miliarium Aureum) - мраморный столб, обитый позолоченной бронзой, на котором были начертаны расстояния в римских милях (1,48 км) от Рима до главных городов римских провинций. Отсюда поговорка: "Все дороги ведут в Рим". Позднее, в IV в. близ этого столба императором Константином была воздвигнута колонна "Центр города Рима" (Umbilicus Urbis Romae). Фундаменты обоих памятников сохранились [4].

В архитектуре римляне придумали так называемую римскую архитектурную ячейку, используя в качестве несущего элемента массивные пилоны с опирающимися на них арками, а ордерные колонны (чаще полуколонны) приставляли к стене по сторонам арочного проема в качестве исключительно декоративного элемента. Так, например, построены аркады римского Колизея (72-80) и Театра Марцелла (13-11 гг. до н.э.). В Средневековье тектонический смысл колонн был в значительной мере утрачен, поскольку главным несущим элементом оставалась стена или, в готической архитектуре, - система аркбутанов и контрфорсов. В эпоху итальянского Возрождения колонну снова стали использовать конструктивно, но по-новому, не по античному. Следуя романским образцам, и под влиянием восточной архитектуры, итальянские архитекторы соединяли в аркаду типа лоджии свободно стоящие колонны с арками (так называемая аркада по колоннам). Изобретателем такой схемы считают флорентийца Ф. Брунеллески. Известны и витые, атектоничные спиральные колонны, в особенности в архитектуре барокко и маньеризма. При перестройках римских церквей колонны часто брали из разрушаемых древнеримских сооружений, их устанавливали в аркадах, разделяющих центральный и боковые нефы, но вперемежку, разной высоты и с разными капителями, не придавая этому особого значения.

Из триумфальных колонн наиболее известны римские, со статуями императоров на вершине: Колонна Траяна (113 г.) и Колонна Марка Аврелия (176-193 гг.). В Новое время: Вандомская колонна в Париже (1806-1810), Александровская колонна в Санкт-Петербурге (1829-1834). В Дренем Риме возник обычай установки монументальных ростральных колонн. Вотивные (посвятительные) колонны устанавливали по обету, в качестве надгробия или в честь какого-либо исторического события (например "чумные столбы" в городах средневековой Европы). Парные колонны с имитацией в камне связки - как бы соединенные узлом, встречаются в средневековой сакральной архитектуре в качестве символа двух столбов храма Соломона в Иерусалиме, мистического прообраза всех христианских церквей. Вотивные колонны украшали рельефами, изображениями священных предметов и символов. Канделябровая колонна имеет балясовидную форму, ее применяли в архитектуре, изображали в росписях гротесками в "помпейском стиле". Колонны с рустовкой именуют муфтированными. Изображение сломанной колонны (или колонны без капители) в живописи - символ преждевременно оборвавшейся жизни [5]

.

Фигурные антропоморфные колонны, выполняющие функцию опоры, называют кариатидами (в виде женской фигуры) и атлантами, или теламонами (в виде мужской фигуры).

  • База — нижняя расширяющаяся часть, которая расположена между фустом (стволом) колонны и стилобатом. Призвана распределять вес опоры с перекрытием на цоколь или стереобат. В древнегреческом дорическом ордере база отсутствует. В ионическом, коринфском и аттическом сложно профилирована.
  • Фуст (тело колонны) — основная часть колонны. В классическом дорическом, ионическом и коринфском ордерах фуст колонны имеет каннелюры.
  • Капитель — верхняя часть колонны, распределяющая нагрузку с несомых элементов. Однако чаще имеет зрительное, тектоническое или декоративное значение, поэтому является наиболее выразительным элементом в художественном отношении.
  1. ↑ Партина, А. С. Архитектурные термины: Иллюстрированный словарь. — М. : Стройиздат, 1994
  2. ↑ Купер Дж. Энциклопедия символов. Книга IV. - М.: Золотой век, 1995. - С. 144-146
  3. ↑ д/ф «Как создавались империи. Древний Египет.», History Channel, 2006 (видео), 28 мин.
  4. ↑ Фёдорова Е. В. Знаменитые города Италии. Рим. Флоренция. Венеция. памятники истории и культуры. - М.: Изд-во МГУ, 1985. - С.62-63
  5. ↑ Власов В. Г.. Колонна // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. IV, 2006. — С. 545-547

Архитрав — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Архитрáв, или эпистелион (итал. architrave, от греч. ἀρχι, «архи», над-, главный и лат. trabs балка) — архитектурный термин, имеющий троякое значение.

Архитрав (итал. architrave, от греч. ἀρχι, «архи» — главный и лат. trabs — балка) — горизонтальная панель, опирающаяся на ряд опор, обычно это балочное перекрытие, поддерживающее верхнюю часть здания. В античности архитрав также называли эпистилем, так как обычно он опирался на колонны (греческое эпи-стиль означает «на колоннах»).

Архитрав распределяет нагрузку верхних архитектурных элементов, в частности, антаблемента, относящегося к конструкции крыши, на пилонах или колоннах, но также может встречаться и на завершении стены.

Различают архитравы монолитные и многорядные, в которых несколько блоков лежат один за другим. При определении размеров блоков архитрава архитектура подошла к пределам технически возможного. Например, средний элемент архитрава храма Артемиды Эфесской весил около 24 тонн, и его приходилось поднимать с помощью шкивов на высоту более 20 метров.

Архитрав встречается в египетской архитектуре, архитектуре Передней Азии и архаической Греции, а также во всех архитектурных стилях, использующих наследие античной архитектуры, в качестве поддерживающего или чисто декоративного элемента.

В зависимости от архитектурного стиля использовались всё новые и новые варианты архитрава. Прежде всего для дорического и ионийского ордера в греческой архитектуре были разработаны различные формы, которые впоследствии также использовались для коринфского ордера. С другой стороны, римская архитектура лишь слегка модифицировала греческие формы архитрава.

Дорический архитрав обычно гладкий и сверху увенчан выдвинутой вперед полочкой, называемой тения. На выступающей нижней стороне тении расположены повторяющиеся планки, регулы, с которых свисают конические каплевидные элементы — гутты. Классическое число этих элементов — шесть, но даже в раннем дорическом каменном зодчестве встречаются также варианты с четырьмя гуттами. Регулы расположены так, что каждая соответствует триглифу дорического триглифического фриза. Хотя внешняя часть архитрава обычно бывала гладкой, существуют исключения, когда архитрав несёт на себе фигурные рельефы, к примеру, храм Афины в Ассосе.

Первоначально очень массивные и высокие архитравы дорической архитектуры по мере развития становятся более плоскими и в архитектуре классического периода сокращаются приблизительно до двух третей нижнего диаметра колонны по высоте. В римской архитектуре дорический архитрав может редуцироваться до одной только плоской плиты.

В ионическом и коринфском ордере архитрав также может быть гладким, но обычно имеет две или — в классическом варианте — три горизонтальные полосы, так называемые фасции. В зависимости от этого говорят о двух- или трехфасциевом архитраве; окна или двери, которые отделаны фасциями, также называют архитравоидальными. Каждая расположенная выше фасция архитрава слегка выступает по отношению к расположенной ниже. Верхний конец образует волнистый профиль, который обычно украшают шнуром из бисера или перлами. Даже в ионической архитектуре есть исключения из правила, согласно которому плоскость архитрава не должна быть украшена рельефами. Например, в архаическом храме Аполлона в Дидиме углы архитрава были украшены горгонами, по бокам от которых располагались львы. Тем не менее ранний ионийский храм не знал фриза как отдельного архитектурного элемента, на котором могли бы размещаться такого рода рельефы.

Начиная с эпохи эллинизма, нижняя сторона (софит) ионийских архитравов и в особенности архитравов строений коринфского ордера могла быть украшена простыми круглыми элементами или цветочным орнаментом. Увлеченность декором, характерная для архитекторов и строителей поздней Республики и Принципата, перешла также на фасции, переходы которых стали покрываться волновыми профилями, такими как лесбосские листики, и целыми последовательностями профилей.

Облом (архитектура) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Облом.

Обло́мы (от древнеславянского: лом, ломать, лама = яма или впадина) — протяжённые архитектурные элементы, различные по своему поперечному сечению — профилю, расположенные по горизонтали (на цоколях, в карнизах, междуэтажных поясах или тягах, базах колонн), иногда по наклонной (в карнизах фронтонов), кривой (архивольты арок, нервюры) или ломаной (обрамления порталов, окон) линии. Обломы, широко распространённые в ордерной архитектуре, служат для усиления архитектурного декора, образно-художественной выразительности тектонической основы здания.

Обломы впервые получили применение в Древней Греции, откуда были заимствованы зодчеством Древнего Рима, затем Возрождения и европейской архитектурой последующих эпох. В современной архитектуре для металлических, бетонных и деревянных элементов конструкций употребляется термин профили (переплёты остекления, обрамления и тяги на навесных стеновых панелях).

Классические архитектурные обломы делятся на прямолинейные и криволинейные:

К прямолинейным архитектурным обломам принадлежат полка и полочка (прямоугольные и трапециевидные выступы) и плинт (прямоугольная база колонны или выступ стены).

Криволинейные архитектурные обломы, в свою очередь, делятся на простые (очерченные из одного центра) и сложные (очерченные из двух центров).

К простым архитектурным обломам принадлежит вал, валик и четвертной вал (выпуклая половина или четверть круга) и выкружка (вогнутая четверть круга).

К сложным архитектурным обломам принадлежат: дорический киматий или «гусёк», ионический киматий или «каблучок». Соединение полки с валиком образует астрагал.

Типы обломов[править | править код]

Сечения обломов

По поперечному сечению выделяются следующие типы обломов (нумерация соответствует иллюстрации справа):

  1. полочка (прямоугольное сечение). Для полочки, расположенной в пьедестале колонны, зачастую используется название плинт
  2. полка (более широкое прямоугольное сечение)
  3. валик или торус (полукруглое сечение)
  4. вал или торус (более широкое полукруглое сечение)
  5. четвертной вал (сечение в виде четверти окружности)
  6. обратный четвертной вал
  7. каблучок (сечение содержит выпуклую и вогнутую дуги с выпуклой дугой наверху). Используется в капителях и карнизах
  8. обратный каблучок с выпуклой дугой внизу используется в базах колонн и цоколях
  9. гусёк (очертание сечения составлено из двух дуг окружностей, образующих рукописную строчную букву Г (г))
  10. обратный гусёк
  11. выкружка
  12. обратная выкружка
  13. жёлоб (сечение содержит вогнутую часть окружности или кривой)
  14. скоция
  15. астрагал (сложный профиль, состоящий из валика и полочки)
  16. полочка с выкружкой
Сечения обломов Орнаменты для обломов

Прямолинейные обломы украшаются обычно геометрическим орнаментом, называемым порезкой, а криволинейные — органическим. Например, полки украшаются меандром; валики — шнуром из бисера или перлами, гуськи и каблучки — листиками, а четвертные валы — иониками. Порезки выполняются на обломах резьбой по камню или формовкой из гипса и других материалов.

Портал:Архитектура/Архитектурный элемент/Архив — Википедия

Январь (п)
Портик (лат. porticus) — крытая галерея, перекрытие которой опирается на колонны, поддерживающие её или непосредственно, или с помощью лежащего на них архитрава, или посредством перекинутых между ними арок. Портик, открытый с одной стороны, с противоположной стороны ограничивается стеной — или глухой, или имеющей двери и окна.

Портик введён в архитектуру древними греками и был заимствован от них древними римлянами.

(далее...)

Февраль (п)
Веранда — неотапливаемое помещение встроенное или пристроенное (с устройством покрытия) к жилому дому остекленное, не имеющее ограничения по глубине. При этом, помещение, к которому она примыкает, кроме второго света через веранду, при необходимости должно иметь независимое естественное освещение. Слово "веранда" пришло в европейские языки из языков Индии.

(далее...)

Март (п)
Мансарда — жилое помещение чердачного типа, образуемое на последнем этаже дома с мансардной крышей. Популярность домам с подобной архитектурой принес француз Франсуа Мансар своей работой в Париже в середине XVII века. С начала XIX века, в связи с индустриализацией и урбанизацией, в мансардах жили преимущественно бедные люди.

(далее...)

Апрель (п)
Колоннада (фр. colonnade) — в архитектуре ряд или ряды колонн, объединённых горизонтальным перекрытием.

Колоннады могут применяется в виде портиков и галерей, примыкающих к зданию, которые объединяют его обособленные объёмы и зрительно связывают его с окружающим пространством двора или площади (напрмер колоннада Казанского собора Санкт-Петербурга, 1801—11, архитектор А. Н. Воронихин), а также с окружающей природой. (далее...)

Май (п)
Пиля́стра (также пиля́стр, итал. pilastro от лат. pila «колонна», «столб») — вертикальный выступ стены, обычно имеющий (в отличие от лопатки) базу и капитель, и тем самым условно изображающий колонну. Пилястра часто повторяет части и пропорции ордерной колонны, однако, в отличие от неё, обычно лишена энтазиса (утолщения ствола). В плане пилястры бывают прямоугольными, полукруглыми (полуколонны) и сложной формы (например, «пучковые пилястры», «пилястры с полуколоннами»).

(далее...)

Июнь (п)
Ростральная колонна (лат. columna rostrata, от лат. rostrum — нос корабля) — отдельно стоящая колонна, украшенная носами кораблей (рострами) или их скульптурными изображениями. Традиция использовать в качестве элемента парадных сооружений ростры вражеских кораблей существовала в Древнем Риме и была возрождена в период позднего классицизма (ампира).

Первое такое сооружение — Ростра — было сооружено на форуме в Риме в честь победы над карфагенянами в морском сражении при Милах в период 1-й Пунической войны (в 260 до н. э.). (далее...)

Июль (п)
Пандус (фр. pente douce — пологий скат) — прямоугольная или криволинейная в плане пологая наклонная площадка, соединяющая две разновысоких горизонтальных поверхности, обычно для обеспечения перемещения колёсных транспортных средств с одной на другую. Среди часто встречающихся применений - обеспечние подъезда инвалидных колясок к расположенному над цоколем здания парадному входу и обеспечение перемещения автомобилей между этажами многоэтажного гаража своим ходом.

(далее...)

Август (п)
Балюстра́да (фр. balustrade из итал. balaustrata) — ограждение (обычно невысокое) лестницы, балкона, террасы, и т. д., состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединённых сверху перилами или горизонтальной балкой; перила из фигурных столбиков. Ограждение эскалатора также называется балюстрадой, хотя и не имеет ряда фигурных столбиков.

Изобретение балюстрады приписывается ассирийцам, которые использовали их в фасадном декоре дворцов как ограждения оконных проёмов.

(далее...)

Сентябрь (п)
Люка́рна (фр. lucarne, от лат. lux «свет») — оконный проём в скате крыши, обычно чердачной, или куполе, с вертикальной рамой, закрытой по бокам и сверху. Рама оконного проёма стоит обычно в той же плоскости, что и стена фасада, и нередко продолжает стену фасада или располагается в параллельной ей плоскости. Люкарна, помимо утилитарных функций, имеет декоративное значение и снаружи обычно украшается наличниками, лепными обрамлениями и другими декоративными элементами.

(далее...)

Октябрь (п)
Шатёр — архитектурная форма в виде многогранной (чаще всего восьмигранной) пирамиды, служащая для завершения архитектурного сооружения. Шатрами завершали храмы, колокольни, башни и крыльца. Шатры бывают деревянные и каменные (кирпичные).

В Западной Европе шатёр использовался в основном для завершения башен. В чисто утилитарных целях шатрами завершались кухни и пивоварни. В храмовом строительстве шатры никогда не употреблялись. Есть редчайшие случаи деревянных декоративных шатров над средокрестием готических храмов, что остается совершенно не характерным для готики. Внешне с шатром имеют сходство шпили готических храмов.

(далее...)

Ноябрь (п)
Карту́ш (фр. cartouche, от итал. cartoccio — свёрток, кулёчек) — лепное или графическое украшение в виде щита или не до конца развёрнутого свитка, на котором может помещаться герб, эмблема или надпись.

Картушами часто украшались парадные входы дворцов, гравюры, географические карты, надгробные плиты и т. д. Картушами называются также овальные рамки, заключающие египетские иероглифы с именами фараонов и богов, а также современные туристические сувениры с имитацией древнеегипетских картушей.

(далее...)

Декабрь (п)
Коло́нна (греч. κιων, στύλος, лат. columna) в архитектуре— конструктивный элемент, употребляемый в качестве звена между основанием сооружения и его частями.Колонна — деревянный, каменный или металлический столб, часто цилиндрической формы, поставленный вертикально. Часто используется для поддержки арок, антаблементов. Колонна также может не поддерживать какой-либо массивный строительный элемент, а служить декоративным или триумфальным украшением, например, со статуей на вершине.

(далее...)

Фестон (архитектурный элемент) — Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Фестон. Фестон на миланской церкви

Фесто́н (фр. feston, итал. festone, от лат. festo — праздничная гирлянда, лат. festum — праздничный) — декоративный элемент в архитектуре. Изображается в виде гирлянды, перевязанной лентами. Иногда наряду с этим могут изображаться черепа животных или маски (т. н. «букраний» и «маскарон» соответственно). Происходит от древнеримских украшений, когда листья, цветы или фрукты обвязывали лентами[1][2].

  • Фестон на римском саркофаге.

  • Фестоны на классическом фасаде.

  • Фестоны на классическом фасаде.

Архитектурная композиция — Википедия

Архитектурная композиция — способ организации архитектурных элементов с целью достижения общего единства и гармоничности[1].

В основе архитектурной композиции лежит то или иное пространственное и тектоническое образование, в соответствии с чем можно выделить некоторые виды композиционных приёмов.

Выбор того или иного композиционного решения диктуется не только эстетическими принципами, а определяется всей совокупностью требований к архитектурному сооружению — функциональных, экономических и социальных, а также конкретными возможностями и условиями: природными факторами, технологией строительства и другими[2].

Архитектурная форма определяется в основном способом её образования, зависящим от материально-технических и эстетических условий; в любом случае архитектурная форма сохраняет свои объективные свойства. Субъективно характер формы может меняться в зависимости от условий зрительного восприятия[2].

Объёмная композиция

Объёмная композиция определяется объёмным[3] построением формы, которое в данном случае является доминирующим[2].

Пространственная композиция

Пространственная композиция соответствует пространственному формообразованию, полностью или частично ограждённому пространству. В простейшем случае это единое внутреннее пространство, как, например, комната, зал, крытая арена[2].

Глубинно-пространственная композиция

Дальнейшее развитие пространственной композиции осуществляется путём частичного объединения ряда пространств или же расчленения единого пространства на отдельные взаимосвязанные части. Такое построение способствует возникновению при зрительном восприятии ощущения известной глубины. Наличие элементов глубинности в пространственном построении приводит к понятию глубинно-пространственной композиции, простейшим примером которой может служить анфиладное расположение смежных помещений. Естественно, что понятие глубинно-пространственной композиции не ограничивается внутренним пространством, а относится и к внешним, частично ограниченным пространствам[2].

Объёмно-пространственная композиция

Сочетание объёмных форм с пространственными элементами является основой построения различных видов объёмно-пространственной композиции. Простейший пример такой композиции — здание, П-образное в плане. Здесь пространство открытого двора сочетается с окружающими его объёмами. Здание с портиком даёт сочетание объёма с пространством портика[2].

Фронтальная композиция

Разновидностью подобного построения является фронтальная композиция, развёрнутая фронтально к главной точке зрения. Характерным её признаком является построение архитектурно-пространственной формы по двум координатам: вертикальной и горизонтальной; построение в глубину имеет подчинённое значение. Однако это условие весьма ограничительно. Характерной особенностью фронтальной композиции является аспект восприятия, а не объективные свойства формы; фронтальностью могут обладать и здания объёмной структуры[2].

Высотная композиция

Высотная композиция определяется преобладанием размера высоты формы над её размерами в плане. В архитектуре прошлых веков подчеркивается делением на ярусы, с увлечением высоты массивность ярусов убывает.

К основным средствам архитектурной композиции относятся пропорции, ритм, контраст, нюанс, симметрия, асимметрия[1]. Самая старая известная нам работа по этой теме — античный трактат «Десять книг об архитектуре» — служила учебником всем архитекторам с XV по XIX века.

Пропорции — один из важнейших методов достижения выразительности, выражает соотношение частей между собой, а также по отношению ко всему произведению в целом. Один из самых известных способов пропорционирования, введенный Леонардо да Винчи, называется «золотое сечение».

Пропорции в архитектуре часто привязываются к параметрам человека. Все сооружения служат человеку и должны быть ему соразмерны. В древние времена части человеческого тела стали естественной основой всех единиц измерения. И сейчас все размеры мы сравниваем с человеческим ростом, это важно и с точки зрения, и эргономии, и с психологической[1][4].

Ритм — чередование соизмеримых элементов с закономерной частотой. Ритм может придать торжественный или динамический строй сооружению[1].

Контраст — резкое противопоставление качеств объекта, например объемов, пространств, вертикалей[1].

Нюанс, в отличие от контраста, изображает сходство объектов с незначительными отличиями. Исходным состоянием является полное совпадение, идентичность, тождество[1].

Симметрия — соответствие в расположении частей относительно центра. Это одно из самых сильных средств композиции, которое обычно обеспечивает ей статичность. Асимметрия — понятие, противоположное симметрии, создает динамическое развитие композиции. Сочетание симметрии и асимметрии влияет на баланс гармонии и равновесия[1].

Другим важным средством композиции можно назвать принцип соподчиненности по массе, вытекающий из геометрии тел. Вместе элементы должны создавать целостность формы, когда отсутствуют случайные элементы, а сама форма образует единство, при отсутствии которого композиция теряет гармонию[1].

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 доктор архитектуры, профессор Шумилкин С. М., к.т.н., профессор Дергунов В. И., кандидат архитектуры, доцент Шумилкина Т. В., архитектор Чигин Е. Н. Начало архитектурной композиции. Методическая разработка по архитектурной композиции для студентов 1 курса направления «Архитектура». — Нижний Новгород: ННГАСУ, 2005.
  2. 1 2 3 4 5 6 7 Соколов А.М. Основные понятия архитектуры. — Л.: Общество "Знание", 1974.
  3. ↑ В теории архитектуры объём определяется как замкнутая, цельная единица среды, воспринимаемая извне.
  4. Эрнст Нойферт. Строительное проектирование. — Стройиздат, 1984.

Исламская архитектура — Википедия

Исла́мская архитекту́ра является сочетанием различных архитектурных стилей, которые развились из ислама, как социального, культурного, религиозного и политического явления. К исламской архитектуре относят как религиозные, так и светские учреждения и здания. К исламской архитектуре также можно отнести архитектурные стили, популярные как в раннеисламскую, так и относящиеся к современной эпохе в мусульманских и в других странах под влиянием ислама. Архитектурный стиль появился на Ближнем Востоке в VII веке и развился в период Средневековья в Северной Африке, Испании, Малой Азии, Индии и Иране, Средней Азии, и Кавказе. Позже исламская архитектура попала также в Юго-Восточную Азию. В современное время мечети в соответствии с исламской архитектурой строятся во всех местах проживания мусульман по всему миру.

Первая мечеть построена в Медине после хиджры пророка Мухаммеда. Затем мечети стали открываться в тех городах, которые были завоёваны мусульманами. После взятия Мекки в каждой мечети появился михраб — ниша, которая указывала киблу — направление к Каабе[1].

Мечеть[править | править код]

Мечеть (араб. ‎‎) — мусульманское богослужебное сооружение. Первая мечеть была построена пророком Мухаммедом в Медине и представляла собой просто огороженное место для молитвы. В Средние века мечеть помимо религиозных функций выполняла и социальные: в ней происходило обучение студентов, собрание жителей, давался приют странникам и т. д.

Функциональное разделение[править | править код]
  • квартальные мечети — мечети в узком смысле этого слова, предназначены для ежедневной молитвы, также являются местом собраний жителей квартала.
  • джума-мечети — соборные мечети, предназначены для пятничной молитвы, располагались в городах. В крупных центрах (Стамбул, Багдад) имелось несколько джума-мечетей.
  • намазгох — крупная открытая загородная мечеть, предназначенная для богослужения в важнейшие мусульманские праздники Курбан-байрам и Ураза-байрам.
  • мечети при мавзолеях праведников, при медресе, ханаках и пр.
Основные архитектурные стили[править | править код]

Архитектурное исполнение мечети может быть весьма различным, но существуют два обязательных элемента: михраб (направление на Каабу (Мекка)) и минарет (высокая башня, находящаяся рядом с мечетью). Типологически мечети подразделяются на открытые (мусалла), полузакрытые (дворовые) и закрытые (планировочные разновидности — колонные/столпные, купольные, зальные).

Арабский тип[править | править код]

Древнейший тип мечети, распространился с Исламом из Аравии удерживался до османской экспансии XVI века. Арабская мечеть представляет собой прямоугольный или квадратный двор, по периметру обнесённый аркадой или галереей, с примыкающим ко двору молитвенным залом.

Примеры: Мечеть Хассана II, Масджид аль-Харам.

Персидский тип[править | править код]

На персидский тип мечети сильно повлияла архитектура доисламской Персии, это выразилось в широком использовании айванов и куполов. В персидской мечети двор со специальным бассейном для омовения по периметру обнесён галереей с айваном (высокий прямоугольный портал с полукруглой нишей) по середине каждой из сторон галереи. Один из айванов ведёт в небольшое купольное помещение, где находится харам[2]. К хараму иногда прилегают залы для молитв.

Примеры: Мечеть Имама, Мечеть Калян.

Османский тип[править | править код]

Под влиянием византийской архитектуры турки-османы в XV веке создают тип многокупольной мечети. Мечети этого типа покоятся на колоннах, украшены многочисленными куполами с одним центральным, зачастую внутренний двор обнесён галереей, во дворе находится пруд. Отличаются османские мечети тонкими минаретами с коническими фонарями.

Примеры: Голубая мечеть, Мечеть Селимие.

Региональные стили[править | править код]

На периферии исламского мира развились свои региональные стили, созданные под влиянием местных, например Сианьская соборная мечеть выполнена в формах, присущих китайской архитектуре, а её минарет выполнен в виде буддийской пагоды.

Медресе[править | править код]

Медресе — религиозные учебные заведения, предоставляющие второй уровень образования. Единственным обязательным медресе было исламское право. Медресе разделялись по школе права, а если в одном медресе сосуществовало несколько школ, то каждому из них отводился отдельный лекционный зал. Медресе обычно располагаются вокруг дворика, окружённого кельями студентов, в здании медресе обязательно присутствует мечеть и как минимум один лекционный зал.

Ханака[править | править код]

Ханака (узб. honaqa, خانقا; перс. خانگاه, hongoh‎), теккие (тур. tekke) — комплекс, предназначенный для проживания суфийских учителей и их учеников. Обычно состоял из зала для религиозных практик, мечети и келий учеников. Изначально ханаки были прибежищами для паломников и странников, но так как большинство странников было суфийскими дервишами, ханаки превратились в рассадники суфизма.

Завия[править | править код]

Завия в Тагирте (Алжир)

За́вия (араб. زَاوِيَةٌ — угол) — келья, суфийские обители, уединенное место, в котором суфийские затворники проводят свои дни в молитвах[3]. Первоначально завией называлось помещение в мечети или при ней, где велось обучение мусульман чтению Корана, арабскому языку и т. п. С XII века, после возникновения суфийских братств (тарикатов) завией стали называть жилище шейха (наставник), в котором обучались его ученики (мюриды). В позднем средневековьи в Северной Африке завии становятся основной ячейкой организационной структуры любого тариката. Они представляет собой комплексное сооружение, включающее небольшую мечеть, помещения для жилья шейха и мюридов, а также приют для странников (дервишей)[4][5]. В отличие от ханаки, которая представляет собой обитель для сотен суфиев, в завии обычно живут шейх и его мюриды[4][5].

Рибат[править | править код]

Рибат — изначально укреплённый загородный караван-сарай, предназначенный для укрытия караванов и охраны караванных путей, населялись мурабутами, людьми, давшими клятву сражаться против неверных. Позже рибаты сблизились по функциям с ханаками, став центрами суфийской культуры и название мурабутов стало относится к дервишам, населявшим рибаты.

Общественные здания[править | править код]

Для исламского мира также являются характерными: караван-сараи (придорожные гостиницы), крытые рынки, хаммам (общественные бани) и другие архитектурные сооружения.

Персидская архитектура[править | править код]

В Иране в основном применяют звездообразные и крестообразные по форме изразцы, из которых выкладывали настенные панели. Иногда это геометрический узор или многофигурные композиции[1].

Мавританская архитектура[править | править код]

Начатое в 785 году строительство Великой мечети в Кордове (ныне известной как Мескита) знаменует начало исламской архитектуры на Пиренейском полуострове и в Северной Африке. Мавританская архитектура достигла своего пика в строительстве Альгамбры, великолепного дворца в Гранаде.

Османская архитектура[править | править код]

Первые турецкие мечети строились по типу арабских, но в конце XV века появился новый тип мечети. Святилища строились как обширный комплекс зданий с прямоугольным внутренним двором, с каждой стороны которого возвышается сводчатый зал, открытый с одной стороны во двор — айван[6].

Среднеазиатская архитектура[править | править код]

Татарская архитектура[править | править код]

Основная статья: Татарская архитектура

Архитектурные элементы, выражающие исламский стиль[править | править код]

Исламскую архитектуру можно определить по следующим компонентам:

  • Большие купола (луковичные главы).
  • Минарет — бывает отдельно или парностоящим. В больших мечетях обычно чётное число минаретов.
  • Большие дворы, часто соединённые с большим молитвенным залом. Дворы обычно спроектированы как мусульманский сад, вид сада, который характеризуется чёткой и правильной геометрией, акведуками и колоннами, установленными по периметру.
  • Использование геометрических форм и репетативной архитектуры — арабеск.
  • Использование симметрии.
  • Раковины и фонтаны для ритуального умывания.
  • Михраб— ниша в стене мечети, указывающая киблу, то есть направление, где находится Кааба в Мекке.
  • Использование ярких цветов.
  • Внутренняя часть здания более выразительная, чем внешняя.
  • Отточенные арки и арки в виде подковы (айван).
  • Сотовый свод (мукарнас) — разновидность складчатого свода из замкнутых перегороженных складок в виде ромбических гранённых впадин-гексагонов, пирамидальных углублений, похожих на восковые пчелиные соты или на сталактиты.
  • Машрабия — балкон, выгравированный из дерева или состоящий из кирпичей, позволяющий смотреть на улицу, но не быть видным.
  • Пештак — портал
  • Воронина В. Л. Средневековый город арабских стран. — 1-е изд. — М.: ВНИИТАГ Госкомархитектуры, 1991. — 103 с.
  • Всемирная история архитектуры в 12 томах / под ред. Н. В. Баранова. — М.: Изд-во литературы по строительству, 1969. — Т. 8. — С. 332. — 491 с. — 11 500 экз.
  • Гогиберидзе Г. М. Исламский толковый словарь. — Ростов н/Д: Феникс, 2009. — 266 с. — (Словари). — 3000 экз. — ISBN 978-5-222-15934-7.
  • Засыпкин В. Н. Архитектура Средней Азии. — М.: Изд-во Академии архитектуры, 1948. — С. 12—13. — 158 с. — 10 000 экз.
  • Масиель Санчес Л. К. Исламская архитектура и современная политика: мечети в Константине (Алжир) и Касабланке (Марокко) // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 7. / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2017. С. 609—618. ISSN 2312—2129.
  • Ньюби Г. Краткая энциклопедия ислама = A Concise Encyclopedia of Islam / Пер. с англ.. — М.: Фаир-пресс, 2007. — 384 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-8183-1080-0.
  • Пугаченкова Г. А. Зодчество Центральной Азии. XV век. — Ташкент: Изд. им. Гафура Гуляма, 1976. — С. 8—9. — 115 с. — 3000 экз.
  • Стародуб-Еникеева Т. Х. Сокровища исламской архитектуры. — 1-е. — Италия: Белый город, 2004. — 3000 экз. — ISBN 5-7793-0783-0.

About Author


alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *