Фрэнк ллойд райт проекты – Дом Эннисов по проекту Фрэнка Ллойда Райта из «текстильных» бетонных блоков

Райт, Фрэнк Ллойд — Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Райт.

Фрэнк Ллойд Райт (англ. Frank Lloyd Wright, 8 июня 1867 — 9 апреля 1959) — американский архитектор, который создал «органическую архитектуру» и пропагандировал открытый план. Созданные им «дома прерий» стали прообразом американской жилой архитектуры XX века[5]. По заключению Американского института архитекторов, Райт — самый влиятельный из всех архитекторов США[6]. Британская энциклопедия называет его «наиболее творческим гением американской архитектуры»[5].

Райт родился 8 июня 1867 года в городе Ричленд-Сентер (англ.)русск., Висконсин, США, в семье Уильяма Рассела Райта, учителя музыки и церковного деятеля, и Анны Ллойд, учительницы из известной в Висконсине семьи Ллойдов. Воспитывался в канонах унитарианской церкви. В детстве много играл с «развивающим» конструктором «Киндергартен», разработанным Фридрихом Фрёбелем. Родители Райта развелись в 1885 году, по причине неспособности Уильяма содержать семью. Фрэнку пришлось принять на себя груз финансовой ответственности за мать и двух сестер. В это время он взял фамилию матери в качестве второго имени

[5].

Райт обучался на дому, не посещая школу. В 1885 году он поступил на инженерный факультет Висконсинского университета (англ.)русск.. Учась в университете, он подрабатывает помощником местного инженера-строителя. Райт покинул университет, не получив при этом учёной степени. В 1887 году он переехал в Чикаго, где устроился в архитектурную контору Джозефа Лаймана Силсби. Через год перешёл на работу в фирму «Адлер и Салливан», возглавляемую идеологом «чикагской школы» Луисом Салливаном. С 1890 года в этой фирме ему поручались все проекты по строительству жилой недвижимости. В 1893 году Райту приходится уйти из компании, когда Салливан узнает, что Райт проектирует дома «на стороне».

В 1893 году Райт основывает собственную фирму в чикагском пригороде Оук-Парк. К 1901 году в его послужном списке насчитывается уже около 50 проектов.

Стиль Прерий[править | править код]

Известность Райту приносят «дома прерий», спроектированные им с 1900 по 1917 годы. «Дома Прерий» созданы в рамках концепции «органической архитектуры», идеалом которой является целостность и единение с природой

[7]. Сторонник идеи непрерывности архитектурного пространства, Райт предлагал подвести черту под традицией нарочитого выделения здания и его составных частей из окружающего мира, доминировавшей в западной архитектурной мысли со времён Палладио. По мнению Райта, форма здания должна каждый раз вытекать из его специфического назначения и тех уникальных условий среды, в которых оно возводится и существует.

В практическом плане, спроектированные Райтом «дома прерий» служили естественным продолжением окружающей природной среды, подобно эволюционной форме естественных организмов. Для них характерен открытый план, преобладающие в композиции горизонтали, далеко вынесенные за пределы дома скаты крыши, террасы, отделка необработанными природными материалами, ритмичные членения фасада каркасами, прообразом которых служили японские храмы[8]. Многие из домов в плане крестообразные, а расположенный в центре очаг-камин объединяет открытое пространство. Интерьерам домов Райт уделял особое внимание, создавая мебель сам и добиваясь того, чтобы каждый элемент был осмыслен и органично вписывался в создаваемую им среду. Наиболее известными среди «Домов Прерий» являются дом Уиллитса, дом Мартина и дом Роби (англ.)русск..

Своим учителем Райта называл советский архитектор Мержанов, строивший государственные дачи для Сталина.

Резиденция «Талиесин»[править | править код]

Резиденция Талиесин

Свой собственный дом, летнюю резиденцию Талиесин (англ.)русск., Райт построил также в стиле «Домов Прерий» в 1911 году. Стимулом к постройке послужило увлечение Мартой (Мама) Босвик Чейни (англ.)русск., женой его клиента Эдвина Чейни (англ.)русск., которая позже станет его гражданской женой и поселится в этой летней резиденции.

Вид на Талиесин с воздуха Знак на въезде в поместье.

Долина, в которой находится Талиесин, принадлежала до Гражданской войны семье матери Райта. Его дед по материнской линии и дядя, иммигранты из Уэльса, были пасторами унитарианской конгрегации, и его две тёти в 1887 году открыли в долине школу совместного обучения.

Мать Райта, Анна Райт, отправляла сына на каникулы в долину каждое лето, начиная, с одиннадцати лет. Семья, её идеи, её религия и идеалы, оказали большое влияние на формирование личности молодого Райта, который позже изменил своё второе имя с «Линкольна» (в честь Авраама Линкольна) на «Ллойд» — в знак уважения к этой ветви семьи.

Когда Райт решил построить дом в этой долине, он выбрал имя валлийского барда Талиесина, которое в переводе означает «сияющий лоб». Райт расположил дом на «лбу» холма, любимом с детства, а не на пике, поэтому «Талиесин» смотрится возникшим из естественного ландшафта. Говоря его словами — «… Не в земле, но из земли». Дом состоял из с трёх крыльев, которые включали жилое помещение, офис и хозяйственные постройки[9].

Помимо того, что здание органично вписалось в ландшафт, Райт применил в его постройке свои идеи органической архитектуры. Дымоходы и каменные опоры были построены из местного известняка, в штукатурке стен использовался песок с отмели соседней реки Висконсин[10].

«Талиесин» дважды пострадал от пожаров. Первый пожар в 1914 году устроил слуга, убивший перед этим проживавшую в доме Марту Босвик и двух её детей. Второй пожар возник в 1925 году. Здание полностью перестраивалось, переименовываясь, соответственно, в «Талиесин II» и «Талиесин III».

В 1910 году Райт во время путешествия по Германии публикует своё двухтомное портфолио, и его работы становятся известны в Европе.

«Дом над водопадом»[править | править код]

В начале XX века Райт оказался в списке самых модных и успешных архитекторов США, сумев реализовать множество своих проектов, большая часть которых содержала весьма новаторские для того времени архитектурные решения. Но к 1930-м годам от былой популярности не осталось и следа — у Райта практически не было крупных заказов. Чтобы поправить своё материальное положение, Райт открывает у себя в Талиесине творческую мастерскую. Эту мастерскую начинает посещать Эдгар Кауфман (англ. Edgar Kaufmann) — сын успешного бизнесмена из Питтсбурга Эдгара Кауфмана, решивший по совету отца изучать архитектуру.

Постепенно смелые архитектурные идеи Райта захватывают Эдгара Кауфмана-младшего, и вместе им удаётся уговорить Кауфмана-старшего выделить средства на постройку макета целого города, который спроектировал Райт. После завершения строительства макет был размещён для всеобщего обозрения в универмаге, принадлежащем семье Кауфманов.

Райт становится частым гостем в доме семейства Кауфманов и вскоре получает от них заказ на разработку проекта их загородного дома. Для этих целей Кауфманы приобрели живописный участок в местности под названием «Медвежий ручей» (англ. Bear Run), который представлял собой сплошной скалистый выступ, возвышавшийся над окрестностью, а рядом находился маленький водопад.

Начался второй пик в творчестве Райта. Он начинает использовать элементы заводского изготовления и железобетонные конструкции[11], продолжая противопоставлять техницистским устремлениям функционализма романтические идеи единения с природой[12]. В 1935—1939 годах Райт строит для И. Дж. Кауфмана «Дом над водопадом» («Fallingwater»), шт. Пенсильвания.

Интерьер «Дома над водопадом», разработанный Райтом

В ноябре 1934 года Райт посетил «Медвежий ручей» для определения конкретного места под строительство загородного дома Кауфманов. Он остановил свой выбор на участке с водопадом, решив сделать сам водопад структурной частью будущего дома. Заказчиков эта смелая идея архитектора поначалу обескуражила, но Райт — заявивший в частности: «Я хочу, чтобы вы жили с водопадом, а не просто смотрели на него. Он должен быть частью вашей жизни» — всё же смог заразить Кауфманов этой идеей, убедил их в самой возможности строительства такого дома, а главное — в полной его безопасности для их проживания в нём. Дом представляет собой композицию из бетонных террас и вертикальных поверхностей из известняка, расположенных на стальных опорах прямо над ручьем. Часть утеса, на котором стоит дом, оказалась внутри здания и использовалась Райтом как деталь оформления интерьера. Райт стремился к тому, чтобы при строительстве дома не было бы срублено ни одного дерева, все крупные горные валуны остались бы на своих местах, а будущий дом стал бы просто частью естественного ландшафта. Строительство дома обошлось в 155 000 долларов, из которых оплата работы архитектора составила 8 000 долларов. С учётом инфляции эта сумма в 2009 году была эквивалентна примерной сумме в 2,4 млн долларов США. Однако более точное отражение относительной стоимости проекта в 1930-х годах показывают затраты на ремонтно-восстановительные работы на этом объекте — объявленная стоимость таких работ в 2002 году составила 11,4 млн долларов США. Не всё в конструкции дома оказалось совершенным, и он дважды реконструировался в 1994 и 2002 годах, с добавлением дополнительных стальных опор.

В период с 1937 по 1963 годы «Дом над водопадом» служил семейству Кауфманов загородной резиденцией. В 1963 году Эдгар Кауфман-младший передал здание в виде пожертвования организации Western Pennsylvania Conservancy (англ.)русск. (Охрана природы Западной Пенсильвании). В 1964 году дом стал музеем и был открыт для публичных посещений. По состоянию на январь 2008 года «Дом над водопадом» посетило около шести миллионов человек. Несмотря на своё расположение в отдалённом уголке штата Пенсильвания (примерно в двух часах езды от Питтсбурга), в настоящее время к «Дому над водопадом» приезжают более 120 000 посетителей в год.[13]

«Юсоновский» период, 30-е годы[править | править код]

Для клиентов среднего класса Райт в этот период разрабатывает дома умеренной стоимости. Сам Райт называет их «юсоновскими» или «североамериканскими», от аббревиатуры U.S.O.N.A. (Unites States of Nothern America). Компактные, экономичные и технологичные, «юсоновские» дома развивали принципы, заложенные ещё в «Домах Прерий». Широкая крыша домов парила над стенами за счет применения узких ленточных окон под самым потолком. Дома проектировались в основном одноэтажными и L-образными в плане, что позволяло им вписываться в участки сложной формы. Каркасная конструкция позволяла удешевить строительство.

«Юсоновские» дома должны были стать строительными блоками градостроительной концепции Райта — «Города широких горизонтов». Концентрированный перенаселённый город должен был естественным образом «деурбанизироваться», распределившись по сельскохозяйственным пригородам, а основным средством передвижения в нём должен был стать автомобиль. Концепция «Города широких горизонтов» существенно повлияла на характер застройки американского малоэтажного пригорода.

В этот период Райт строит и общественные здания, среди которых наиболее известна штаб-квартира «Джонсон Вакс» (англ.)русск. (1936—1939) в Расине в штате Висконсин. Основой конструкции является центральный зал с «древовидной» колоннадой, в которой каждая колонна расширяется кверху. Структуру дерева повторяет и лаборатория — её помещения группируются вокруг центрального ядра-«ствола», несущего шахты лифтов, а плиты перекрытий чередуются по форме — квадратные плиты образуют каркас здания, в который вписываются круглые плиты. Освещение через систему полупрозрачных стеклянных трубок способствует созданию атмосферы «святости» рабочего места

[14].

Музей Соломона Гуггенхейма[править | править код]

Апофеозом творчества Райта стал музей Соломона Гуггенхейма в Нью-Йорке, который архитектор проектировал и строил в течение 16 лет (1943—1959). Снаружи музей представляет собой опрокинутую спираль, а его интерьер напоминает раковину, в центре которой находится остекленный внутренний дворик. Райт предполагал, что экспозиции должны осматриваться сверху вниз: посетитель поднимается на верхний этаж на лифте и постепенно спускается по центральному спиральному пандусу. Картины, висящие на наклонных стенах, при этом должны находиться в том же положении, что и на мольберте художника. В качестве орнамента забора музея Райт использовал фигуры находящихся в экспозиции картин В. В. Кандинского.

Руководство музея выполнило не все требования Райта, и сейчас осмотр экспозиций происходит снизу вверх.

Поздние работы. Итоги[править | править код]

В 1950-е годы Райт стал отходить от органической архитектуры и в целом перешёл к проектированию зданий в более универсальном, интернациональном стиле. В жилых домах этого периода Райт также отказался от прямого угла как от «искусственной» формы и обратился к спирали и циркульной окружности.[15]

Не все проекты Райта были реализованы при жизни. Излишне декорированное и граничащее с китчем[16] здание суда округа Марин было достроено через 4 года после его смерти. В 1956 году Райт хотел построить небоскрёб в Чикаго Mile High Illinois общей высотой в милю (1609 метров), с лифтами, работающими на атомной энергии[17], рассчитанный на 130 000 жителей и представляющий собой сужающуюся кверху треугольную призму. Но проект отменили.

Умер 9 апреля 1959 года в Финиксе в штате Аризона[18].

Семья и личная жизнь[править | править код]

Став преуспевающим архитектором, Фрэнк Ллойд Райт жил, стараясь ни в чём себе не отказывать, и часто становился мишенью для жёлтой прессы. Он был женат официально три раза и состоял в ряде гражданских браков ещё до оформления предыдущего развода.

  • Первый раз Райт женится на Катерине «Китти» Ли Тобин в 1889 году. Брак распался к 1909 году, развод был получен к 1922 году.
  • Сожительство с Мамой Чени, женой одного из своих клиентов, окончилось трагической смертью Чени — она и оба её ребёнка были убиты слугой в доме Райта «Талиесин I», а сам дом был сожжён.
  • Брак с Мириам Ноэль (1923 год) распался из-за пристрастия Мириам к морфину в 1927 году.
  • Последней женой Райта была Ольга Ивановна Гинценберг («Ольгиванна»). Он похоронен с ней и её дочерью в Западном Талиесине в г. Скоттсдейл, шт. Аризона. На семейном кладбище в Висконсине осталась пустая могила Райта с надгробием.

У Райта осталось семь детей: три сына и четыре дочери. Двое детей Фрэнка Ллойда Райта — Фрэнк Ллойд Райт-младший и Джон Ллойд Райт также стали архитекторами. Внучка Фрэнка Ллойда, Энн Бакстер — актриса, лауреат премии «Оскар».

Всего Райт построил 363 дома. К 2005 году из них сохранились примерно 300. Два дома были уничтожены во время урагана «Катрина» в 2005 году, один — во время урагана «Камилла» в 1969 году. Самая плотная концентрация построек Райта находится в Оук-Парке в штате Иллинойс.

  • Дом и студия Фрэнка Ллойда Райта (англ.)русск. в Оук-Парке в штате Иллинойс, 1889—1909
  • Дом Уинслоу (англ.)русск. в Ривер-Форест (англ.)русск. в штате Иллинойс, 1894
  • Дом Уиллитса (англ.)русск. в Хайленд-Парк в штате Иллинойс, 1901
  • Административное здание «Ларкин» (англ.)русск. в Буффало в штате Нью-Йорк, 1903
  • Дом Мартина (англ.)русск. в Буффало в штате Нью-Йорк, 1903—1905
  • Юнити-Темпл (англ.)русск. в Оук-Парке в штате Иллинойс, 1904
  • Дом Уэсткотта (англ.)русск. в Спрингфилде в штате Огайо
  • Дом Роби (англ.)русск., Чикаго, шт. Иллинойс, 1909
  • Талиесин (англ.)русск. в Спринг-Грин (англ.)русск. в штате Висконсин, 1911
  • Imperial Hotel (англ.)русск. в Токио в Японии, 1923 — единственное каменное строение в Токио, которое пережило Великое землетрясение Канто
  • Дом Изабеллы Мартин (англ.)русск. в Дерби (англ.)русск. в штате Нью-Йорк, 1928
  • «Дом над водопадом», Беар Ран, шт. Пенсильвания, 1935
  • Штаб-квартира «Джонсон Вакс» (англ.)русск. в Расине в штате Висконсин, 1936
  • Талисин-Уэст (англ.)русск. в Скоттсдейле в штате Аризона, 1937
  • Прайс-тауэр (англ.)русск. в Бартлсвилле в штате Оклахома, 1956
  • Музей Соломона Гуггенхейма в Нью-Йорке, 1943—1959
  • Административный центр округа Марин (англ.)русск. в Сан-Рафеле в штате Калифорния, 1957—1966

ТОП 10: Знаковые проекты Фрэнка Ллойда Райта: vakin — LiveJournal

Фрэнк Ллойд Райт – американский архитектор, основоположник органической архитектуры – родился 8 июня 1867 г. в городе Ричленд-Сентер штата Висконсин в семье церковного деятеля и учительницы. Получая знания на дому, он не посещал общеобразовательную школу. Проучился год на инженерном факультете Висконсинского Университета. После этого ушел «на вольные хлеба» и в 1887 г. переехал в Чикаго, где попал в архитектурную мастерскую Джозефа Лаймана Силсби. В 1893 у Райта уже была своя мастерская в чикагском пригороде Оук Парк. Инновационным в работах Райта было использование сборных железобетонных блоков с армированием, панельное отопление, использование кондиционеров, рассеянное освещение. Также он предлагал отталкиваться в проектировании, в первую очередь, от ландшафтных условий и за свою карьеру успел построить 363 объекта.



1. Roby House (Чикаго, Иллинойс, США, 1910 г.)

Относится к серии «Дома прерий», названой так из-за обилия горизонтальных линий, карнизов и плоских крыш, которые напоминают прерии. Асимметричная форма, ленточное остекление, горизонтальная ориентация. Большие свесы крыши дают ощущение защищенности, защиту от солнечных лучей. Ядром дома служит камин. Четко прослеживается сомасштабность здания человеку.

2. Дом над водопадом (Бер-Ран, Пенсильвания, США, 1939 г.)

К 30-м годам ХХ столетия, после очень плодотворного периода, в работе у Райта наступил застой. Чтобы поправить свое положение, архитектор организовал в своей резиденции художественную студию «Талиесин». Туда приходит учиться Эдгар Кауфман. Именно благодаря этому знакомству Райт получает заказ от родителей Кауфмана на проект загородного дома, который стал одним из самых известных творений архитектора.

3. Комплекс «Талиесин» (Спринг-Грин, Висконсин, 1911-1925 г.)

Проект, так же как и Roby House, относится к «Домам прерий». Характерные черты комплекса: низкие крыши крытые гонтом, каменные стены, террасы, врезающиеся в ландшафт. Главное здание комплекса имеет план П-образной формы. Одно из его крыльев – резиденция Райта с 3 спальнями, столовой, кухней и лоджией. После постройки дом дважды страдал от пожаров и полностью перестраивался.

4. Yamamura House (Ашия, Япония, 1924 г.)

Единственная постройка по проекту Райта, которая сохранилась в Японии. К дому ведет длинная дорога через живописную долину. У парадного входа прямо в стенах предусмотрены лавы для отдыха и созерцания окрестностей. Центром интерьера является камин – Райт часто использовал этот прием в своих проектах. Как дань японским традициям, стены частично выполнены из глины. Череду трапециевидных труб удалось выгодно вписать в ландшафт. Внимания заслуживают также сводчатый потолок и удлиненный южный балкон, с которого видны горы, море, городской пейзаж.

5. Синагога BethShаlom (Элкинс Парк, Пенсильвания, США, 1959 г.)

Здание спроектировано в стиле модерн. Выразительным элементом выступает полупрозрачная пирамидальная крыша, символизирующая гору Синай. Также архитектор вдохновился постройками майя, поэтому объем сформирован при помощи 2 треугольных призм, поставленных друг на друга и образующих в плане шестиугольник – звезду Давида.

6. Отель Imperial (Токио, Япония, 1915 г.)

В проекте Райту важно было учесть сейсмологические особенности местности и добиться устойчивости здания. Благодаря консольной подвеске этажей, а также мощному «плавающему» фундаменту, уходящему в грунт на 18 м, здание устояло во время землетрясения в 1923 году.

7. Офис компании Johnson Wax (Расин, Висконсин, США, 1936 г.)

Проект интересен тем, что в здании размером 69×69 м нет окон. В интерьере архитектор применил специальные древовидные колонны. Специальное освещение создает благоприятные условия для работы, несмотря на отсутствие прямого солнечного света. Мебель так же разрабатывалась Райтом, как и во многих других его проектах.

8. Дом Герберта Джекобса (Мидлтон, Висконсин, США, 1944 г.)

Солнечный полукруг – название плана, который придумал Райт для проектирования в северном климате. Здание имеет форму полукруга, северная сторона которого находится на возвышении и полностью изолирована, а южная скомпонована из двухслойных окон и дверей для проникновения солнечного тепла в дом даже зимой.

9. Офис компании Larkin (Буффало, Нью-Йорк, США, 1906 г.)

Здание из красного песчаника высотой 61 м и шириной 41 м. Здесь Райт применил витражные окна со стальными рамами и скульптурные элементы для декорирования фасада. Внутренние стены были сделаны из сочетания светлого кирпича и стекловидного материала для беспрепятственного проникновения солнечного света. В связи с банкротством компании Ларкин, несмотря на протесты архитектурного общества, в 1950 году здание было снесено.

10. Музей современного искусства Соломона Гуггенхайма (Нью-Йорк, США, 1959 г.)

Назван так в честь своего основателя Роберта Соломона Гуггенхайма. Строился и проектировался в течение 16 лет. Снаружи музей представляет собой перевернутую спираль, внутри же интерьер напоминает раковину, в центре которой – остекленный дворик. По замыслу архитектора осмотр экспозиции следует начинать сверху, поднявшись на лифте. Спуск же предполагается по пандусу, вдоль которого (а так же в примыкающих к нему залах) расположены произведения искусства. Реалии же таковы, что осмотр происходит снизу вверх.

Источник - www.liveinternet.ru

Архитектор Фрэнк Ллойд Райт (Frank Lloyd Wright)-1 / Блог Дмитрия Новикова

Фрэнк Ллойд Райт (Ftank Lloyd Wright) - американский архитектор-новатор 20 века, который, без сомнения, является гением в архитектуре. Он один из тех архитекторов, которые не просто копируют классические образцы, но способны сказать новое слово в архитектуре. На протяжении многих десятилетий по нынешний день его творчество является вдохновляющим для множества архитекторов по всему миру, в том числе и для меня. В этой статье я решил исследовать его творческий путь и работы более подробно.

Фрэнк Ллойд Райт (1867-1959) родился в городе Ричленд-Сентер, Висконсин, 8 июня 1867, сын Уильяма Кэри Райт (проповедник и музыкант) и Анны Ллойд Джонс (учитель, из родом известной в Висконсине валлийский семьи Ллойдов).

Начало жизни Райта было трудным. Его родители развелись из-за неспособности отца содержать семью. Фрэнку пришлось принять на себя груз финансовой ответственности за мать и двух сестер. Райт обучался на дому, не посещая школу. Он также не смог закончить специализированный колледж из-за отсутствия денег и семейных проблем. Фрэнк прошёл курс черчения в государственном университете в Висконсине. В 1887 году Райт переехал в Чикаго, где устроился в архитектурную контору Джозефа Лаймана Силсби. Через год перешёл на работу в фирму Адлер и Салливан, возглавляемую известным идеологом чикагской школы Луисом Салливаном, где работал прямо под руководством Луи Салливана в течение 6 лет. В 1893 году Райту приходится уйти из компании, когда Салливан узнает, что Райт проектирует дома на стороне. В 1893 году Райт основывает собственную фирму в чикагском пригороде Оук-Парк. К 1901 году в его послужном списке насчитывается уже около 50 проектов.

_______________________________________________________________________________

Архитектурный стиль: Органическая архитектура как раздел Функционализма.

Общий подход к проектированию: целостный (единый) подход к проекту на каждой стадии от создания художественного образа и концепции до проработки мельчайших деталей интерьера и мебели.

Философия в работе: дом должен дать человеку возможность жить и расти в "питательной среде", будучи связанным физически и духовно с окружающей природой.

_______________________________________________________________________________

Луис Салливан был единственным архитектором, чье влияние Райт признал. В период работы в его фирме Райтом выполнены такие известные проекты как здание зрительного зала, склада Уокер, здания Шиллер, здания транспорта на выставке Колумбии 1893 г. в Чикаго, Фондовая биржа, Уэйнрайт Билдинг, а также гробницы Гетти и Райерсон на Грейсленд кладбище в Чикаго. Райт был в большей степени подвержен влиянию философии и способа мышления Салливана ("создание архитектурных форм должно быть естественным, интуитивным", "развиваться и выражать ту среду, из которой они растут"), нежели особенностям его дизайна.

_______________________________________________________________________________

Дом и архитектурная студия Райта.

В 1889 году в возрасте 22 лет Райт женился на Кэтрин ли Тобин. Стремясь построить собственный дом для своей семьи, он заключил пятилетний контракт с Салливаном в обмен на необходимые деньги на строительство. Райт приобрести лесистой угловой участок в пригороде Чикаго в Оук-парк и построил свой первый дом, напоминающий резиденцию восточного побережья с отделанными гонтом выдающимися фронтонами. Дом отражает изобретательность Райта - его эксперименты с геометрическими формами и объемами студии и игротеки, которые он позже добавил к дому.

Дома прерий.

Известность Райту приносят Дома Прерий, спроектированные им с 1900 по 1917 годы. Дома Прерий созданы в рамках концепции органической архитектуры, идеалом которой является целостность и единение с природой. Сторонник идеи непрерывности архитектурного пространства, Райт предлагал подвести черту под традицией нарочитого выделения здания и его составных частей из окружающего мира, доминировавшей в западной архитектурной мысли со времён Палладио. По мнению Райта, форма здания должна каждый раз вытекать из его специфического назначения и тех уникальных условий среды, в которых оно возводится и существует.

Стиль "дома прерий" характеризуется обилием горизонтальных линий, преобладанием плоских крыш, широких выступающих карнизов и замысловатого орнамента. Горизонтальные детали построек напоминали пейзажи Великих равнин, чем и объяснялось образное название стиля. В то же время на стиль оказали влияние конструкции японских храмов.

Спроектированные Райтом дома прерий служили естественным продолжением окружающей природной среды, подобно эволюционной форме естественных организмов. Для них характерен открытый план, преобладающие в композиции горизонтали, далеко вынесенные за пределы дома скаты крыши, террасы, отделка необработанными природными материалами, ритмичные членения фасада каркасами, прообразом которых служили японские храмы. Многие из домов в плане крестообразные, а расположенный в центре очаг-камин объединяет открытое пространство. Интерьерам домов Райт уделял особое внимание, создавая мебель сам и добиваясь того, чтобы каждый элемент был осмыслен и органично вписывался в создаваемую им среду. Наиболее известными среди Домов Прерий являются дом Уиллитса, дом Мартина и дом Роби.

Дом Роби (Frederick Robie House).

Идее распластанной, словно летящей, композиции подчинена форма всех элементов дома Роби: невысоких этажей, плоской платформы дома, широких навесов крыши. Дом оснащен новинками техники того времени: электрическим освещением, отопительной системой под полом, кондиционерами, а обработанные по новейшей технологии бетон и кирпич прекрасно сочетаются с полированным вручную деревом и цветными витражами.

Архитектура дома Роби.

● План. В доме Роби основные помещения не имеют дверей и свободно перетекают одно в другое, роль перегородок играют передвижные решетчатые экраны. Композиционное ядро плана расположенные в центре камины и парадная лестница. Разнообразие пространственных эффектов в жилых зданиях стало главным вкладом Френка Ллойда Райта в развитии зодчества.

Как видно на этом оригинальном плане, планировка дома подчинена ритмическому шагу, из чего следует, что Райт уделял внимание соизмеримости частей своих строений.

● Затененное крыльцо. Крытое крыльцо, соединяя интерьер дома с внешней средой, расширяет жизненное пространство дома. Здание отгорожено от улицы кирпичной стенкой и поднято на платформу, что придает ему характер подчеркнуто частного жилища и обеспечивает комфорт его обитателей.

● Единое пространство. Помещение главного холла разделено одним лишь камином, а уединение обеспечивают экраны-перегородки. Стиль мебели и отделки, а также встроенные отопительные и осветительные приборы усиливают впечатление единого художественного замысла.

 

● Пояс окон. Райта вдохновляли достижения науки и техники. В доме Роби треугольный торец здания со сплошным поясом окон напоминает нос парохода динамичного символа Промышленной революции.

● Дождевальная установка. В бетонные контейнеры для цветов вмонтирована дождевальная установка. Все дома Райта оборудованы последними достижениями современной техники.

● Парящий силуэт. Огромный навес над входом поддерживают стальные консольные балки. Навес придает дому выразительный силуэт, напоминающий старинные деревенские постройки.

● Римский кирпич. Изящная линия кладки из удлиненного (римского) кирпича выделена цементными швами. Строительный раствор вдавлен вглубь, и кирпичи создают тень, подчеркивающую горизонтальность полосы.

● Декор. Двери дома Роби затейливо украшены цветными витражами с изящными свинцовыми переплетами. Райт считал декоративные детали органичной частью архитектурного сооружения.

● Стеклянные двери. Большие стеклянные двери, размещенные между несущими крышу кирпичными пилонами, соединяют внутренне пространство холла с открытой террасой.

● Камины. Центральную часть в композиции дома занимает каминная башня.

● Спальни. Изолированные спальные комнаты расположены под пологой крышей. Верхний этаж представляет собой резкий контраст с незамкнутым открытым пространством нижнего.

● Главный холл. Главный холл приподнят над землей. Террасные стены разной высоты ограждают холл от внешнего мира и одновременно связывают помещение с улицей.

● Каменные вазы. Плоские каменные вазы на углах кирпичной стенки отмечают границы дома. Они усиливают горизонтальный строй здания и выделяют крайние оси его композиции...

Читать продолжение - часть 2 ►

_______________________________________________________________________________

Источники:

● Анисимова И.И. Уникальные дома (от Райта до Гери): Учеб. пособие по спец. Архитектура. М.: Архитектура-С, 2009. 160с., ил.

wikipedia.org

Фрэнк Ллойд Райт: ТОП 10 знаковых проектов архитектора, обзор и фото

Проект Фрэнка Ллойда Райта

Фрэнк Ллойд Райт – американский архитектор, основоположник органической архитектуры – родился 8 июня 1867 г. в городе Ричленд-Сентер штата Висконсин в семье церковного деятеля и учительницы. Получая знания на дому, он не посещал общеобразовательную школу. Проучился год на инженерном факультете Висконсинского Университета. После этого ушел «на вольные хлеба» и в 1887 г. переехал в Чикаго, где попал в архитектурную мастерскую Джозефа Лаймана Силсби. В 1893 у Райта уже была своя мастерская в чикагском пригороде Оук Парк. Инновационным в работах Фрэнка Ллойда Райта было использование сборных железобетонных блоков с армированием, панельное отопление, использование кондиционеров, рассеянное освещение. Также он предлагал отталкиваться в проектировании, в первую очередь, от ландшафтных условий и за свою карьеру  успел построить 363 объекта. Самые знаковые проекты Фрэнка Ллойда Райта.

1.        Roby House (Чикаго, Иллинойс, США, 1910 г.)

Относится к серии «Дома прерий», названой так из-за обилия горизонтальных линий, карнизов и плоских крыш, которые напоминают прерии. Асимметричная форма,  ленточное остекление, горизонтальная ориентация. Большие свесы крыши дают ощущение защищенности, защиту от солнечных лучей. Ядром дома служит камин. Четко прослеживается сомасштабность здания человеку.

Roby House в Чикаго проект Фрэнка Ллойда Райта

Roby House в Чикаго проект Фрэнка Ллойда Райта

Roby House в Чикаго проект Фрэнка Ллойда Райта

2.       Дом над водопадом (Бер-Ран, Пенсильвания, США, 1939 г.)

К 30-м годам ХХ столетия, после очень плодотворного периода, в работе у Райта наступил застой. Чтобы поправить свое положение, архитектор организовал в своей резиденции художественную студию «Талиесин». Туда приходит учиться Эдгар Кауфман. Именно благодаря этому знакомству Фрэнк Ллойд Райт получает заказ от родителей Кауфмана на проект загородного дома, который стал одним из самых известных творений архитектора. 

Дом над водопадом в Бер-Ран проект Фрэнка Ллойда Райта

интерьер Дома над водопадом в Бер-Ран проект Фрэнка Ллойда Райта

Дом над водопадом в Бер-Ран проект Фрэнка Ллойда Райта

3.       Комплекс «Талиесин» (Спринг-Грин, Висконсин, 1911-1925 г.)

Проект, так же как и Roby House, относится к «Домам прерий». Характерные черты комплекса: низкие крыши крытые гонтом, каменные стены, террасы, врезающиеся в ландшафт. Главное здание комплекса имеет план П-образной формы. Одно из его крыльев – резиденция Райта с 3 спальнями, столовой, кухней и лоджией. После постройки дом дважды страдал от пожаров и полностью перестраивался. 

Комплекс «Талиесин» в Спринг-грин проект Фрэнка Ллойда Райта

Комплекс «Талиесин» в Спринг-грин проект Фрэнка Ллойда Райта

Комплекс «Талиесин» в Спринг-грин проект Фрэнка Ллойда Райта

4.       Yamamura House (Ашия, Япония, 1924 г.)

Единственная постройка по проекту Фрэнка Ллойда Райта, которая сохранилась в Японии. К дому ведет длинная дорога через живописную долину. У парадного входа прямо в стенах предусмотрены лавы для отдыха и созерцания окрестностей. Центром интерьера является камин – Фрэнк Ллойд Райт часто использовал этот прием в своих проектах. Как дань японским традициям, стены частично выполнены из глины. Череду трапециевидных труб удалось выгодно вписать в ландшафт. Внимания заслуживают также сводчатый потолок и удлиненный южный балкон, с которого видны горы, море, городской пейзаж. 

Yamamura House в Ашия проект Фрэнка Ллойда Райта

Yamamura House в Ашия проект Фрэнка Ллойда Райта

5.       Синагога BethShаlom (Элкинс Парк, Пенсильвания, США, 1959 г.)

Здание спроектировано в стиле модерн. Выразительным элементом выступает полупрозрачная пирамидальная крыша, символизирующая гору Синай. Также архитектор вдохновился постройками майя, поэтому объем сформирован при помощи 2 треугольных призм, поставленных друг на друга и образующих в плане шестиугольник – звезду Давида.

Синагога BethShаlom в Элкинс Парк проект Фрэнка Ллойда Райта

Синагога BethShаlom в Элкинс Парк проект Фрэнка Ллойда Райта

6.       Отель Imperial (Токио, Япония, 1915 г.)

В проекте Фрэнку Ллойду Райту важно было учесть сейсмологические особенности местности и добиться устойчивости здания. Благодаря консольной подвеске этажей, а также мощному «плавающему» фундаменту, уходящему в грунт на 18 м, здание устояло во время землетрясения в 1923 году.

 Отель Imperial в Токио проект Фрэнка Ллойда Райта

 Отель Imperial в Токио проект Фрэнка Ллойда Райта

 Отель Imperial в Токио проект Фрэнка Ллойда Райта

7.       Офис компании Johnson Wax (Расин, Висконсин, США, 1936 г.)

Проект интересен тем, что в здании размером 69×69 м нет окон. В интерьере архитектор применил специальные древовидные колонны. Специальное освещение создает благоприятные условия для работы, несмотря на отсутствие прямого солнечного света.  Мебель так же разрабатывалась Райтом, как и во многих других его проектах.

Офис компании Johnson Wax в Расин проект Фрэнка Ллойда Райта

Офис компании Johnson Wax в Расин проект Фрэнка Ллойда Райта

Офис компании Johnson Wax в Расин проект Фрэнка Ллойда Райта

8.       Дом Герберта Джекобса (Мидлтон, Висконсин, США, 1944 г.)

Солнечный полукруг – название плана, который придумал Фрэнк Ллойд Райт для проектирования в северном климате. Здание имеет форму полукруга, северная сторона которого находится на возвышении и полностью изолирована, а южная скомпонована из двухслойных окон и дверей для проникновения солнечного тепла в дом даже зимой. 

Дом Герберта Джекобса в Мидлтоне проект Фрэнка Ллойда Райта

Дом Герберта Джекобса в Мидлтоне проект Фрэнка Ллойда Райта

9.       Офис компании Larkin (Буффало, Нью-Йорк,  США, 1906 г.)

Здание из красного песчаника высотой  61 м и шириной 41 м. Здесь Райт применил витражные окна со стальными рамами и скульптурные элементы для декорирования фасада. Внутренние стены были сделаны из сочетания светлого кирпича и стекловидного материала для беспрепятственного проникновения солнечного света. В связи с банкротством компании Ларкин, несмотря на протесты архитектурного общества, в 1950 году здание было снесено. 

Офис компании Larkin в Буффало проект Фрэнка Ллойда Райта

Офис компании Larkin в Буффало проект Фрэнка Ллойда Райта

Офис компании Larkin в Буффало проект Фрэнка Ллойда Райта

Офис компании Larkin в Буффало проект Фрэнка Ллойда Райта

10.   Музей  современного искусства Соломона Гуггенхайма (Нью-Йорк, США, 1959 г.)

Назван так в честь своего основателя Роберта Соломона Гуггенхайма. Строился и проектировался в течение 16 лет. Снаружи музей  представляет собой перевернутую спираль, внутри же интерьер напоминает раковину, в центре которой – остекленный дворик. По замыслу архитектора осмотр экспозиции следует начинать сверху, поднявшись на лифте. Спуск же предполагается по пандусу, вдоль которого (а так же в примыкающих к нему залах) расположены произведения искусства. Реалии же таковы, что осмотр происходит снизу вверх.

 Музей  современного искусства Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке проект Фрэнка Ллойда Райта

 Музей  современного искусства Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке проект Фрэнка Ллойда Райта

 Музей  современного искусства Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке проект Фрэнка Ллойда Райта

 Музей  современного искусства Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке проект Фрэнка Ллойда Райта

Текст: Марина Теплова

гений американской архитектуры • Интерьер+Дизайн

Фрэнк Ллойд Райт (8.06.1867 – 9.04.1959) — один из величайших архитекторов XX-го века, основоположник «органической архитектуры» и принципа свободной планировки.

По теме: Юбилей Фрэнка Ллойда Райта: архив распакован

Создатель знаменитого «Дома над водопадом» (1939) и нью-йоркского Музея Гуггенхайма (1959), автор более 20 книг (среди них «Будущее архитектуры» и «Исчезающий город»), Райт коренным образом изменил образ жилого дома, отказавшись от эклектики в пользу геометрической простоты.  Карьера архитектора, скандализировавшего американское общество перипетиями личной жизни (громкие разводы, финансовые тяжбы и даже арест в середине 1920-х), полна взлетов и падений.

Музей Гуггенхайма, (1959).

Пионер современного движения, оказавший огромное влияние на становление функционализма в Европе, в Новом Свете он оставался архитектором-одиночкой. Впервые о Райте заговорили в 1910-м году, когда в Германии вышла серия его статей. Оказалось, молодой талант на другом конце Атлантики создаёт передовую архитектуру и решает планировочные задачи, над которыми бились тогда ведущие европейские архитекторы.

«Дом Кунлея», (1908).

Большинство построек Фрэнка Ллойда Райта 1893-1910-х годов — это жилые дома, построенные для частных заказчиков в штате Иллинойс (здесь в 1894-м году Райт открыл собственное бюро). Они получили название «дома прерий»: невысокие объемы, вытянутые вдоль линии горизонта, вторят плоскому ландшафту Среднего Запада. Именно в этих постройках (Дом Уиллитса, 1902; Дом Кунли, 1908; Дом Роби, 1908) Райт впервые формулирует принципы «органической архитектуры», ставшей его творческим кредо: единство здания и природного окружения, архитектуры и интерьера.

Он задается целью освободить внутреннее пространство дома: вместо «комнат-коробочек» проектирует единое помещение с центральным очагом, для каждого заказа разрабатывает встроенную мебель, интегрирует системы отопления, водоснабжения и освещения в конструкцию здания, добиваясь абсолютного единства всех элементов. Целостность замысла должна проявляться во всем: «ковры на полу и занавески в такой же мере являются частями здания, как и штукатурка стен и черепица крыши», — писал архитектор. Обилие вещей, загромождающих пространство, Райт сравнивал с расстройством желудка. Идеалом архитектору служил традиционный японский дом, практически лишенный мебели (увлекаться культурой Японии Райт начал ещё в 1890-х годах, а в 1905 совершил первую поездку в эту страну).

«Дом Уиллитса», (1902).

Подлинный шедевр среди «домов прерий» — имение Тейлизин в южном Висконсине, выстроенное Райтом в 1911-м году для своей любовницы Марты Бортвик. Архитектурные объемы из местного известняка вписаны в склон холма и дополнены ландшафтным парком с бассейнами. Тейлизин трижды страдал от пожара; самый страшный произошёл в 1914-м году: в огне погибли шесть человек, в том числе и Марта Бортвик с детьми …

В 1920-е годы Райт работает в Токио, где строит отель «Империал» (1915-1923). В Америке со вновь возросшей модой на эклектизм его имя не пользуется популярностью и даже считается «неприличным». Новый карьерный подъем начинается в 1930-х. В рамках своей концепции «Города широких горизонтов», подразумевающей развитие города вширь и слияние с зелеными пригородами, Райт создает серию типовых «юсоновских» проектов (USONA — United States of North America) — малоэтажных жилых домов для среднего класса.

Имение Тейлизин (1911).

По теме: Фрэнк Ллойд Райт: 3,6 млн долларов за последний шедевр великого архитектора

Квинтэссенцией «органической архитектуры» и кульминацией творчества Фрэнка Ллойда Райта становится дом в Бир-Ран, Пенсильвания, выстроенный для предпринимателя Эдгара Кауфманна (1936-39). Гениальный проект, работу над которым Райт откладывал в течение нескольких месяцев, был создан за пару часов до приезда заказчика. Несмотря на нехватку времени, архитектор предусмотрел в эскизе каждую мелочь: не забыл даже скамейку, сидя на которой можно любоваться пейзажем! Дом решен в виде разноуровневых террас, нависающих над естественной скалой с водопадом. Их горизонтально-вытянутые объемы повторяют очертания каменной глыбы и создают впечатление, что дом — часть природного ландшафта.

«Мне кажется, когда смотришь на изображение этого дома, слышен шум водопада», —признавался Райт.

«Дом над водопадом» (1939).

В возрасте 70 лет неутомимый архитектор с женой и группой студентов отправляется в Аризону, где начинает строительство нового дома, получившего название Западный Тейлизин. Раскинувшийся посреди безлюдной пустыни, жилой комплекс стал не только зимней резиденцией Райтов, но и крупной архитектурной школой и мастерской. Программа обучения была нацелена на разностороннее развитие: студенты занимались ландшафтным дизайном, изучали искусство, литературу, музыку, организовывали приемы для заказчиков. Сейчас здесь расположен Фонд Фрэнка Ллойда Райта, занимающийся сохранением его наследия.

Фрэнк Ллойд Райт: достопримечательности и фото

Фрэнк Ллойд Райт, достопримечательности которого находятся во многих штатах Америки, стал основоположником органической архитектуры. Популярность экологического образа жизни растёт с каждым днём во всех странах. В России тоже продают проекты домов стиля Райта.

Предлагаем разобраться, что же это за стиль, какое звено присутствует во всех его работах, какой видел архитектуру в будущем, чтобы понимать направление его мысли. Увидеть своими глазами, как он не строил, а вписывал дома в ландшафт и что сотворил, когда заказчик предоставил ему неограниченный бюджет?

Это надо знать, особенно, если есть планы покупать или строить свой дом.

Фрэнк Ллойд Райт: достопримечательности Пенсильвании

Фрэнк Ллойд Райт: достопримечательности ПенсильванииДом над водопадом или резиденция Кауфманна. Архитектор Ф.Л.Райт

Fallingwater — это резиденция, спроектированная им в 1935 году для семьи Кауфманн. Главный дом площадью 268 кв.м, террасы площадью 227 кв.м, гостевой дом — 157 квадратных метров. Желание Райта создать единую органическую композицию ограничило цветовую палитру: только два цвета краски были нанесены на бетон, песчаник, стекло и стальную конструкцию — легкая охра для бетона, а чероки — на сталь. Архитектурный стиль: органическая архитектура, модернизм.

Сколько стоит Дом над водопадом?

За проект Кауфманн заплатил $8000. Полные расходы на строительство составили $155000, куда входит и мебель из орехового дерева. Сегодня Fallingwater или Дом над водопадом открыт для публики как музей и значится как Национальный исторический памятник и входит в организацию Содружество Сокровищ Пенсильвании. Стоимость его составляет более $2.5 млн.

Можно ли заработать $8000 за два часа?

По слухам, Райту потребовалось два часа, чтобы придумать дизайн дома, который предназначался для отдыха в выходные дни. Кауфманны не знали, что их дом будет над водопадом. Они ожидали увидеть проект дома на берегу реки с видом на падающую воду и удивлению их не было предела, когда посмотрели на планы. Райт объяснил, что хочет сделать резиденцию неотъемлемой частью ландшафта, а не просто зданием на прекрасном фоне.

Как природа входит в дом?

Интерьер спроектирован так, чтобы он продолжался в окружающий ландшафт: стены и полы сделаны из местного песчаника; очаг гостиной находится на обнажённом горном основании; каждая спальня имеет собственную террасу; окна открываются наружу. На полу основного уровня есть стеклянный люк, который открывается на лестницу, ведущую вниз к ручью.

Фрэнк Ллойд Райт: достопримечательностиИнтерьер дома над водопадом. Пенсильвания, США.

Как Райт защищал свои произведения от клиентов?

Райт не просто проектировал Fallingwater — он также встраивал свою мебель. Сделал он это для того, чтобы хозяева не могли заменить её на несоответствующую стилю. Сегодня Fallingwater — единственный оставшийся дом, спроектированный Райт, который все еще имеет свою оригинальную обстановку и произведения искусства.

Какие ошибки архитектора видны

Fallingwater — архитектурное чудо, но у него есть несколько серьезных недостатков. Протечки в потолочных окнах, водопад способствует росту плесени и, что еще хуже, строители использовали не достаточную армирующую сталь для поддержки бетонного скелета первого этажа.

У Кауфманна были первоначальные сомнения в технической возможности концепции Райта, и он нанял инженеров-консультантов. Они подтвердили, что балки основного этажа нуждаются в дополнительном подкреплении, но Райт отклонил это требование и ускорил строительство. В 2002 году фундамент структуры необходимо было усилить для предотвращения будущего краха. При этом разломали каменный пол первого этажа и мебель.

На что расчитывает Fallingwater?

За эти годы получил множество наград и почестей. Он был назван Национальным историческим памятником в 1966 году, а в 1991 году опрос Американского института архитекторов проголосовал за него как «лучшую повсеместную работу американской архитектуры». Однако дом еще не внесен в список всемирного наследия Организации Объединенных Наций, посвященный значительным культурным достопримечательностям.

Может ли быть шедевром дом для среднего класса без прислуги?

Органическая архитектура Райта: дом в Кентук КнобОрганическая архитектура Фрэнка Ллойда Райта: Kentuck Knob (1956), США

В западной Пенсильвании, недалеко от Дома над водопадом существует ещё одна работа Фрэнка Райта. Расположенный на холме Чалк, одноэтажный усониан (так Райт называл свои дома для среднего класса без прислуги) простирается на склоне с видом на ущелье реки Югйожен.

Небольшая резиденция, расположенная всего в четырех милях от Fallingwater, стоит в одном ряду с его шедеврами.

Проект основан на модульной системе равносторонних треугольников. Райт замечал, что он может комбинировать его по своему усмотрению. Тем не менее дизайн его являет яркий пример органической (эко) архитектуры.

Интерес представляет набор шестиугольных световых люков и местных материалов, в числе которых кипарис и полевой камень, добытые и обработанные вручную.

Кентук Кноб: органическая архитектура Райта Один из шедевров архитектуры Ф.Л.Райта. Дом в Кентук Кноб, США

Стиль Райта (стиль Прерий) в архитектуре дома с неограниченным бюджетом

Архитектор Ф.Л.Райт. Дом Мартина Архитектор Ф.Л.Райт. Комплекс зданий Martin House, Нью-Йорк, США

Возможно, соперничество между братьями и сестрами сыграло «небольшую» роль в решении бизнесмена Дарвина Д. Мартина заказать Фрэнку Ллойду Райту создание своего дома. Он должен был стать образцом стиля The Prairie Style (Прейри или Прерий) и лучшей работой архитектора.

Вдохновлённый широким плоским ландшафтом Среднезападной Америки (Midwest), разработанный стиль стал первым уникальным американским.

В глазах соотечественников Райта это направление представляло демократическую архитектуру, свободную от цепей европейских влияний, соответствующую американскому образу жизни.

Заказ маэстро получил после окончания дома в Оук-Парке для брата бизнесмена Уильяма. Предполагают, что Мартин предоставил Райту неограниченный бюджет для реализации целого комплекса зданий в западном районе Нью-Йорка, включающего длинную главную резиденцию открытой планировки, одну из самых больших когда-либо им построенных. (История напоминает архитектурное соперничество русских князей — кто построит лучший храм).

Органическая архитектура Мозаичный камин в доме Мартина. Архитектор Ф.Л.Райт.

Интерьер главного дома и прилегающих зданий оформлен специально разработанной богатой художественной мозаикой из стекла. Она и является тем драгоценным штрихом автора, который отличает этот жилой шедевр от других.

Двухминутное видео (на английском языке) даёт общее представление о доме в стиле прерий.

«Исчезающий город»: что нас ждёт в ближайшее время?

В 1932 году вышла книга Ф.Райта «Исчезающий город», в которой он изложил свою концепцию градостроительства будущего. Её главная идея — с помощью архитектуры сделать мир счастливее: убрать плотную застройку городов, а вместо них создать небольшие агрогорода-парки с редкими строениями.

Ф. Райт. Исчезающий город. ИллюстрацияФ. Райт. Агрогорода будущего

В его агрогороде каждая семья имеет для жизни один акр земли. Никаких школ, куда сгоняют тысячами детей. Никаких выпускных экзаменов, дипломов. Мастера-специалисты проявляются естественным образом. Основное средство передвижения — индивидуальные летательные аппараты. Автор доказывает, что привычный нам город устарел, потерял свою функцию, стал не нужным.

Спустя 80 лет, можно наблюдать, как его мечты сбываются. Сейчас в некоторых странах, в том числе в России, начался процесс формирования поселений, куда уезжают люди из больших городов, в стремлении создавать счастливую жизнь в настоящем. Каждая семья имеет по гектару земли. Для детей высаживаются сады-школы с названием «Счастье». Движение растёт и набирает обороты. Присоединяйся.

Так привычные нам города незаметно превращаются в исчезающие.

Культ стиля

Его самые культовые сооружения, Музей Соломона Р. Гуггенхайма в Нью-Йорке и Дом над водопадом в Пенсильвании, теперь стали исторически значимыми объектами и привлекают посетителей со всего мира.

Трёхминутное видео показывает, как органично архитектор вписал Дом над водопадом в дикий горный уголок Пенсильвании, следуя своим принципам:

Даже в интерьер дома он включил естественные скалистые образования ландшафта, сделав их центральным элементом.

Создавая проект музея современного искусства Соломона Гугенхайма в Нью-Йорке, Райт вписал в самый центр «городских джунглей» здание-спираль с непрерывным выставочным залом.

Архитектура здавомыслия

Райт стал родоначальником Органической архитектуры, так как верил, что пространства, созданные человеком, должны основываться на балансе между искусственными элементами и природой. Они должны гармонично вписываться в ландшафт.

Он утверждал, что здания не должны следовать жесткому геометрическому рисунку, а должны развиваться свободно, в соответствии с природной средой или городским пейзажем.

Несмотря на то, что он всегда проектировал здания в зависимости от потребностей клиента и места, все они имеют общий элемент — конструкция всегда организована относительно вертикальной оси.

Что лежит в основе его более 1000 проектов?

Фрэнк Ллойд Райт архитектор с детстваОригинальное имя — Фрэнк Линкольн Райт (Frank Lincoln Wright). В своих воспоминаниях он рассуждает о своём воспитании и образовании, оказавшими сильное влияние на его профессиональную деятельность. Его мама обильно украшала стены детской комнаты Фрэнка гравюрами английских соборов, покупала ставшему знаменитым сыну блоки Froebel Gifts, из которых он с увлечением строил различные конструкции.

Эти детские игры и впечатления стали фундаментом его более 1000 проектных (дизайнерских) работ, из которых 532 были полностью закончены.

Таков багаж американского архитектора, рождённого 8.06.1867 года в Висконсине, в Ричленд Сентре и покинувшего этот мир 9.04.1959 в Аризоне, в Финиксе.

Коротко о главных работах архитектора на видео:

Фрэнк Ллойд Райт достопримечательностями, продолжающими мир природы, привлёк внимание к американской архитектуре. Используя новейшие технологии, он упрощал строительство и создавал доступный для большинства стиль.

Оцените, пожалуйста, статью. Напишите своё мнение в комментарии. Нам интересно знать, что Вы думаете, чтобы улучшать качество материалов на сайте. Поделитесь с друзьями:)

Райт, Фрэнк Ллойд - это... Что такое Райт, Фрэнк Ллойд?

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Райт.
Фрэнк Ллойд Райт
Frank Lloyd Wright portrait.jpg
Основные сведения
Гражданство

Соединённые Штаты Америки США

Дата рождения

8 июня 1867(1867-06-08)

Место рождения

Ричленд-Сентер, Висконсин

Дата смерти

9 апреля 1959(1959-04-09) (91 год)

Работы и достижения
Архитектурный стиль

органическая архитектура как раздел функционализма

Важнейшие постройки

«Дома Прерий»
«Дом над водопадом»
музей Соломона Гуггенхайма

Градостроительные проекты

«Города широких горизонтов»

Нереализованные проекты

небоскрёб «Иллинойс»

Commons-logo.svg Фрэнк Ллойд Райт на Викискладе

Фрэнк Ллойд Райт (Frank Lloyd Wright, 8 июня 1867 — 9 апреля 1959) — американский архитектор-новатор. Оказал огромное влияние на развитие западной архитектуры в первой половине XX века. Создал «органическую архитектуру» и пропагандировал открытый план в архитектуре.

Биография

Райт родился 8 июня 1867 в городе Ричленд-Сентер, Висконсин, США, в семье Уильяма Рассела Райта, учителя музыки и церковного деятеля, и Анны Ллойд Райт, учительницы из известной в Висконсине семьи Ллойдов. Воспитывался в канонах унитарианской церкви. В детстве много играл с «развивающим» конструктором «Киндергартен», разработанным Фридрихом Фрёбелем. Родители Райта развелись в 1885 году по причине неспособности Уильяма содержать семью. Фрэнку пришлось принять на себя груз финансовой ответственности за мать и двух сестер.

Райт обучался на дому, не посещая школу. В 1885 он поступил на инженерный факультет Университета Висконсина. Учась в университете, он подрабатывает помощником местного инженера-строителя. Райт покинул университет, не получив при этом учёной степени. В 1887 году он переехал в Чикаго, где устроился в архитектурную контору Джозефа Лаймана Силсби. Через год перешёл на работу в фирму «Адлер и Салливан», возглавляемую известным идеологом «чикагской школы» Л. Салливаном. С 1890 года в этой фирме ему поручались все проекты по строительству жилой недвижимости. В 1893 году Райту приходится уйти из компании, когда Салливан узнает, что Райт проектирует дома «на стороне».

В 1893 году Райт основывает собственную фирму в чикагском пригороде Оук-Парк. К 1901 году в его послужном списке насчитывается уже около 50 проектов.

Стиль Прерий

Commons-logo.svg Дом Роби

Известность Райту приносят «Дома Прерий», спроектированные им с 1900 по 1917 годы. «Дома Прерий» созданы в рамках концепции «органической архитектуры», идеалом которой является целостность и единение с природой[1]. Для них характерен открытый план, преобладающие в композиции горизонтали, далеко вынесенные за пределы дома скаты крыши, террасы, отделка необработанными природными материалами, ритмичные членения фасада каркасами, прообразом которых служили японские храмы[2]. Многие из домов в плане крестообразные, а расположенный в центре очаг-камин объединяет открытое пространство. Интерьерам домов Райт уделял особое внимание, создавая мебель сам и добиваясь того, чтобы каждый элемент был осмыслен и органично вписывался в создаваемую им среду. Наиболее известными среди «Домов Прерий» являются дом Уиллитса, дом Мартина и дом Роби.

Свой собственный дом, «Резиденция Талиесин» (Taliesin), Райт построил также в стиле «Домов Прерий» в 1911 году. «Талиесин» дважды пострадал от пожаров в 1914 и 1925 и полностью перестраивался, переименовываясь, соответственно, в «Талиесин II» и «Талиесин III».

В 1910 году Райт во время путешествия по Германии публикует свое двухтомное портфолио, и его работы становятся известны в Европе.

«Юсоновский» период, 30-е годы

Commons-logo.svg

Второй пик в творчестве Райта приходится на 30-е годы. Райт начинает использовать элементы заводского изготовления и железобетонные конструкции[3], продолжая противопоставлять техницистским устремлениям функционализма романтические идеи единения с природой[4]В 1935—1939 Райт строит для И.Дж. Кауфмана знаменитый «Дом над водопадом» («Fallingwater»), шт. Пенсильвания. Дом представляет собой композицию из бетонных террас и вертикальных поверхностей из известняка, расположенных на стальных опорах прямо над ручьем. Часть утеса, на котором стоит дом, оказалась внутри здания и использовалась Райтом как деталь оформления интерьера. Строительство дома обошлось в 155 000 долларов, из которых оплата работы архитектора составила 8 000 долларов. Не всё в конструкции дома оказалось совершенным, и он дважды реконструировался в 1994 и 2002 годах с добавлением дополнительных стальных опор.

Для клиентов среднего класса Райт в этот период разрабатывает дома умеренной стоимости. Сам Райт называет их «юсоновскими» или «североамериканскими», от аббревиатуры U.S.O.N.A (Unites States of Nothern America). Компактные, экономичные и технологичные, «юсоновские» дома развивали принципы, заложенные ещё в «Домах Прерий». Широкая крыша домов парила над стенами за счет применения узких ленточных окон под самым потолком. Дома проектировались в основном одноэтажными и L-образными в плане, что позволяло им вписываться в участки сложной формы. Каркасная конструкция позволяла удешевить строительство.

«Юсоновские» дома должны были стать строительными блоками градостроительной концепции Райта — «Города широких горизонтов». Концентрированный перенаселённый город должен был естественным образом «деурбанизироваться», распределившись по сельскохозяйственным пригородам, а основным средством передвижения в нём должен был стать автомобиль. Концепция «Города широких горизонтов» существенно повлияла на характер застройки американского малоэтажного пригорода.

Commons-logo.svg Древовидные колонны в интерьере «Джонсон Вакс»

В этот период Райт строит и общественные здания, среди которых наиболее известна штаб-квартира компании «Джонсон Вакс» (1936—1939) в Расине, шт. Висконсин. Основой конструкции является центральный зал с «древовидной» колоннадой, в которой каждая колонна расширяется кверху. Структуру дерева повторяет и лаборатория — её помещения группируются вокруг центрального ядра-«ствола», несущего шахты лифтов, а плиты перекрытий чередуются по форме — квадратные плиты образуют каркас здания, в который вписываются круглые плиты. Освещение через систему полупрозрачных стеклянных трубок способствует созданию атмосферы «святости» рабочего места.[5]

Поздние работы

Commons-logo.svg

Апофеозом творчества Райта стал музей Соломона Гуггенхайма в Нью Йорке, который архитектор проектировал и строил в течение 16 лет (1943—1959). Снаружи музей представляет собой опрокинутую спираль, а его интерьер напоминает раковину, в центре которой находится остекленный внутренний дворик. Райт предполагал, что экспозиции должны осматриваться сверху вниз: посетитель поднимается на верхний этаж на лифте и постепенно спускается по центральному спиральному пандусу. Картины, висящие на наклонных стенах, при этом должны находиться в том же положении, что и на мольберте художника. Руководство музея выполнило не все требования Райта, и сейчас осмотр экспозиций происходит снизу вверх.

В жилых домах этого периода Райт также отказался от прямого угла как от «искусственной» формы и обратился к спирали и циркульной окружности.[6]

Не все проекты Райта были реализованы при жизни. Излишне декорированное и граничащее с китчем[7] здание суда округа Марин было достроено через 4 года после его смерти. Так и не реализован остался проект небоскреба «Иллинойс» высотой в милю, рассчитанный на 130 000 жителей и представляющий из себя сужающуюся кверху треугольную призму.

Семья и личная жизнь

Став преуспевающим архитектором, Фрэнк Ллойд Райт жил, стараясь ни в чём себе не отказывать, и часто становился мишенью для жёлтой прессы. Он был женат официально три раза и состоял в ряде гражданских браков ещё до оформления предыдущего развода.

  • Первый раз Райт женится на Катерине «Китти» Ли Тобин в 1889 году. Брак распался к 1909 году, развод был получен к 1922 году.
  • Сожительство с Мамой Чени, женой одного из своих клиентов, окончилось трагической смертью Чени — она и оба её ребенка были убиты слугой в доме Райта «Талиесин I», а сам дом был сожжён.
  • Брак с Мириам Ноэль (1923 г.) распался из-за пристрастия Мириам к морфину в 1927 году
  • Последней женой Райта была Ольга Ивановна Гинценберг («Ольгиванна»). Он похоронен с ней и её дочерью в Западном Талиесине в г. Скоттсдейл, шт. Аризона. На семейном кладбище в Висконсине осталась пустая могила Райта с надгробием.

У Райта осталось семь детей: три сына и четыре дочери. Двое детей Фрэнка Ллойда Райта — Фрэнк Ллойд Райт-младший и Джон Ллойд Райт также стали архитекторами. Внучка Фрэнка Ллойда, Энн Бакстер — актриса, лауреат премии «Оскар».

Галерея

Список построек

Всего Райт построил 363 дома. К 2005 году из них сохранились примерно 300. Два дома были уничтожены во время урагана «Катрина» в 2005, один — во время урагана «Камилла» в 1969. Самая плотная концентрация построек Райта находится в Оак Парк, шт Иллинойс.

  • Дом и студия архитектора, Оак-Парк, шт. Иллинойс, 1889—1909
  • Дом Уинслоу, шт. Иллинойс, 1894
  • Дом Уиллитса, Хайлэнд-Парк, шт. Иллинойс, 1901
  • Административное здание компании Ларкин, Буффало, шт. Нью-Йорк
  • Дом Мартина, Буффало, шт. Нью-Йорк, 1903—1905
  • Здание унитарианской церкви, Оак Парк, шт. Иллинойс, 1904
  • Дом Уэсткотта, Спрингфилд, шт. Огайо
  • Дом Роби, Чикаго, шт. Иллинойс 1909
  • Талиесин I, Спринг Грин, шт. Висконсин 1911
  • Имперский отель, Токио, Япония 1923. — единственное каменное строение в Токио, которое пережило Великое землетрясение Канто
  • Дом Изабеллы Мартин, Буффало, шт. Нью Йорк, 1928
  • «Музей Соломона Гуггенхайма, г. Нью Йорк, 1943—1959
  • Судебный центр округа Марин, Сан-Рафаэль, шт. Калифорния, 1957—1966

См. также

Примечания

  1. Иконников А. В. Архитектура XX века. Утопии и реальность. М., Прогресс-Традиция, 2001, т.1, стр. 201
  2. Фремптон К. Современная архитектура: Критический взгляд на историю развития. М., Стройиздат, 1990, стр.90
  3. Фремптон К. Современная архитектура: Критический взгляд на историю развития. М., Стройиздат, 1990, стр.274
  4. Иконников А. В. Архитектура XX века. Утопии и реальность. М., Прогресс-Традиция, 2001, т.1, стр. 258
  5. Фремптон К. Современная архитектура: Критический взгляд на историю развития. М., Стройиздат, 1990, стр.278
  6. Иконников А. В. Архитектура XX века. Утопии и реальность. М., Прогресс-Традиция, 2001, т.1, стр. 559
  7. Фремптон К. Современная архитектура: Критический взгляд на историю развития. М., Стройиздат, 1990, стр.279

Ссылки

Литература

  • Пфайффер, Брюс Брукс Райт. — М.: Арт-Родник, 2006. — 96 с. — (Малая серия искусств). — 3000 экз. — ISBN 5-9561-0196-2
  • Julie Sloan Light Screens: The Leaded Glass of Frank Lloyd Wright. — Rizzoli, 2001. — 160 с. — ISBN 0847823059
  • Пфайффер Б. Райт. 1867—1959: Архитектура демократии. М., АртРодник, 2006
  • Фремптон К. Современная архитектура: Критический взгляд на историю развития. М., Стройиздат, 1990
  • Иконников А. В. Архитектура XX века. Утопии и реальность. М., Прогресс-Традиция, 2001
  • Всеобщая история архитектуры, т. 11. Москва, 1973
  • Уникальные дома от Райта до Гери, Анисимова И. И., 2009, ISBN 978-5-9647-0161-3
Есть более полная статья

About Author


alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *