Фрэнк ллойд райт работы: Фрэнк Ллойд Райт — отец органической архитектуры – Фрэнк Ллойд Райт: фото домов и биография архитектора

Райт, Фрэнк Ллойд — Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Райт.

Фрэнк Ллойд Райт (англ. Frank Lloyd Wright, 8 июня 1867 — 9 апреля 1959) — американский архитектор, который создал «органическую архитектуру» и пропагандировал открытый план. Созданные им «дома прерий» стали прообразом американской жилой архитектуры XX века[4]. По заключению Американского института архитекторов, Райт — самый влиятельный из всех архитекторов США[5]. Британская энциклопедия называет его «наиболее креативным гением американской архитектуры»[4].

Биография

Райт родился 8 июня 1867 года в городе Ричленд-Сентер (англ.)русск., Висконсин, США, в семье Уильяма Рассела Райта, учителя музыки и церковного деятеля, и Анны Ллойд Райт, учительницы из известной в Висконсине семьи Ллойдов. Воспитывался в канонах унитарианской церкви. В детстве много играл с «развивающим» конструктором «Киндергартен», разработанным Фридрихом Фрёбелем. Родители Райта развелись в 1885 году, по причине неспособности Уильяма содержать семью. Фрэнку пришлось принять на себя груз финансовой ответственности за мать и двух сестер.

Райт обучался на дому, не посещая школу. В 1885 он поступил на инженерный факультет Висконсинского университета (англ.)русск.. Учась в университете, он подрабатывает помощником местного инженера-строителя. Райт покинул университет, не получив при этом учёной степени. В 1887 году он переехал в Чикаго, где устроился в архитектурную контору Джозефа Лаймана Силсби. Через год перешёл на работу в фирму «Адлер и Салливан», возглавляемую идеологом «чикагской школы» Луисом Салливаном. С 1890 года в этой фирме ему поручались все проекты по строительству жилой недвижимости. В 1893 году Райту приходится уйти из компании, когда Салливан узнает, что Райт проектирует дома «на стороне».

В 1893 году Райт основывает собственную фирму в чикагском пригороде Оук-Парк. К 1901 году в его послужном списке насчитывается уже около 50 проектов.

Стиль Прерий

Известность Райту приносят «дома прерий», спроектированные им с 1900 по 1917 годы. «Дома Прерий» созданы в рамках концепции «органической архитектуры», идеалом которой является целостность и единение с природой[6]. Сторонник идеи непрерывности архитектурного пространства, Райт предлагал подвести черту под традицией нарочитого выделения здания и его составных частей из окружающего мира, доминировавшей в западной архитектурной мысли со времён Палладио. По мнению Райта, форма здания должна каждый раз вытекать из его специфического назначения и тех уникальных условий среды, в которых оно возводится и существует.

В практическом плане, спроектированные Райтом «дома прерий» служили естественным продолжением окружающей природной среды, подобно эволюционной форме естественных организмов. Для них характерен открытый план, преобладающие в композиции горизонтали, далеко вынесенные за пределы дома скаты крыши, террасы, отделка необработанными природными материалами, ритмичные членения фасада каркасами, прообразом которых служили японские храмы[7]. Многие из домов в плане крестообразные, а расположенный в центре очаг-камин объединяет открытое пространство. Интерьерам домов Райт уделял особое внимание, создавая мебель сам и добиваясь того, чтобы каждый элемент был осмыслен и органично вписывался в создаваемую им среду. Наиболее известными среди «Домов Прерий» являются дом Уиллитса, дом Мартина и дом Роби (англ.)русск..

Резиденция «Талиесин»

Резиденция Талиесин

Свой собственный дом, летнюю резиденцию Талиесин (англ.)русск., Райт построил также в стиле «Домов Прерий» в 1911 году. Стимулом к постройке послужило увлечение Мартой (Мама) Босвик Чейни (англ.)русск., женой его клиента Эдвина Чейни (англ.)русск., которая позже станет его гражданской женой и поселится в этой летней резиденции.

Вид на Талиесин с воздуха Знак на въезде в поместье.

Долина, в которой находится Талиесин, принадлежала до Гражданской войны семье матери Райта. Его дед по материнской линии и дядя, иммигранты из Уэльса, были пасторами унитарианской конгрегации, и его две тёти в 1887 году открыли в долине школу совместного обучения.

Мать Райта, Анна Райт, отправляла сына на каникулы в долину каждое лето, начиная, с одиннадцати лет. Семья, её идеи, её религия и идеалы, оказали большое влияние на формирование личности молодого Райта, который позже изменил своё второе имя с «Линкольна» (в честь Авраама Линкольна) на «Ллойд» — в знак уважения к этой ветви семьи.

Когда Райт решил построить дом в этой долине, он выбрал имя валлийского барда Талиесина, которое в переводе означает «сияющий лоб». Райт расположил дом на «лбу» холма, любимом с детства, а не на пике, поэтому «Талиесин» смотрится возникшим из естественного ландшафта. Говоря его словами — «… Не в земле, но из земли». Дом состоял из с трёх крыльев, которые включали жилое помещение, офис и хозяйственные постройки[8].

Помимо того, что здание органично вписалось в ландшафт, Райт применил в его постройке свои идеи органической архитектуры. Дымоходы и каменные опоры были построены из местного известняка, в штукатурке стен использовался песок с отмели соседней реки Висконсин[9].

«Талиесин» дважды пострадал от пожаров. Первый пожар в 1914 году устроил слуга, убивший перед этим проживавшую в доме Марту Босвик и двух её детей. Второй пожар возник в 1925 году. Здание полностью перестраивалось, переименовываясь, соответственно, в «Талиесин II» и «Талиесин III».

В 1910 году Райт во время путешествия по Германии публикует своё двухтомное портфолио, и его работы становятся известны в Европе.

«Дом над водопадом»

В начале XX века Райт оказался в списке самых модных и успешных архитекторов США, сумев реализовать множество своих проектов, большая часть которых содержала весьма новаторские для того времени архитектурные решения. Но к 1930-м годам от былой популярности не осталось и следа — у Райта практически не было крупных заказов. Чтобы поправить своё материальное положение, Райт открывает у себя в Талиесине творческую мастерскую. Эту мастерскую начинает посещать Эдгар Кауфман (англ. Edgar Kaufmann) — сын успешного бизнесмена из Питтсбурга Эдгара Кауфмана, решивший по совету отца изучать архитектуру.

Постепенно смелые архитектурные идеи Райта захватывают Эдгара Кауфмана-младшего, и вместе им удаётся уговорить Кауфмана-старшего выделить средства на постройку макета целого города, который спроектировал Райт. После завершения строительства макет был размещён для всеобщего обозрения в универмаге, принадлежащем семье Кауфманов.

Райт становится частым гостем в доме семейства Кауфманов и вскоре получает от них заказ на разработку проекта их загородного дома. Для этих целей Кауфманы приобрели живописный участок в местности под названием «Медвежий ручей» (англ. Bear Run), который представлял собой сплошной скалистый выступ, возвышавшийся над окрестностью, а рядом находился маленький водопад.

Начался второй пик в творчестве Райта. Он начинает использовать элементы заводского изготовления и железобетонные конструкции[10], продолжая противопоставлять техницистским устремлениям функционализма романтические идеи единения с природой[11]. В 1935—1939 годах Райт строит для И. Дж. Кауфмана «Дом над водопадом» («Fallingwater»), шт. Пенсильвания.

Интерьер «Дома над водопадом», разработанный Райтом

В ноябре 1934 года Райт посетил «Медвежий ручей» для определения конкретного места под строительство загородного дома Кауфманов. Он остановил свой выбор на участке с водопадом, решив сделать сам водопад структурной частью будущего дома. Заказчиков эта смелая идея архитектора поначалу обескуражила, но Райт — заявивший в частности: «Я хочу, чтобы вы жили с водопадом, а не просто смотрели на него. Он должен быть частью вашей жизни» — всё же смог заразить Кауфманов этой идеей, убедил их в самой возможности строительства такого дома, а главное — в полной его безопасности для их проживания в нём. Дом представляет собой композицию из бетонных террас и вертикальных поверхностей из известняка, расположенных на стальных опорах прямо над ручьем. Часть утеса, на котором стоит дом, оказалась внутри здания и использовалась Райтом как деталь оформления интерьера. Райт стремился к тому, чтобы при строительстве дома не было бы срублено ни одного дерева, все крупные горные валуны остались бы на своих местах, а будущий дом стал бы просто частью естественного ландшафта. Строительство дома обошлось в 155 000 долларов, из которых оплата работы архитектора составила 8 000 долларов. С учётом инфляции эта сумма в 2009 году была эквивалентна примерной сумме в 2,4 млн долларов США. Однако более точное отражение относительной стоимости проекта в 1930-х годах показывают затраты на ремонтно-восстановительные работы на этом объекте — объявленная стоимость таких работ в 2002 году составила 11,4 млн долларов США. Не всё в конструкции дома оказалось совершенным, и он дважды реконструировался в 1994 и 2002 годах, с добавлением дополнительных стальных опор.

В период с 1937 по 1963 годы «Дом над водопадом» служил семейству Кауфманов загородной резиденцией. В 1963 году Эдгар Кауфман-младший передал здание в виде пожертвования организации Western Pennsylvania Conservancy (англ.)русск. (Охрана природы Западной Пенсильвании). В 1964 году дом стал музеем и был открыт для публичных посещений. По состоянию на январь 2008 года «Дом над водопадом» посетило около шести миллионов человек. Несмотря на своё расположение в отдалённом уголке штата Пенсильвания (примерно в двух часах езды от Питтсбурга), в настоящее время к «Дому над водопадом» приезжают более 120 000 посетителей в год.[12]

«Юсоновский» период, 30-е годы

Для клиентов среднего класса Райт в этот период разрабатывает дома умеренной стоимости. Сам Райт называет их «юсоновскими» или «североамериканскими», от аббревиатуры U.S.O.N.A. (Unites States of Nothern America). Компактные, экономичные и технологичные, «юсоновские» дома развивали принципы, заложенные ещё в «Домах Прерий». Широкая крыша домов парила над стенами за счет применения узких ленточных окон под самым потолком. Дома проектировались в основном одноэтажными и L-образными в плане, что позволяло им вписываться в участки сложной формы. Каркасная конструкция позволяла удешевить строительство.

«Юсоновские» дома должны были стать строительными блоками градостроительной концепции Райта — «Города широких горизонтов». Концентрированный перенаселённый город должен был естественным образом «деурбанизироваться», распределившись по сельскохозяйственным пригородам, а основным средством передвижения в нём должен был стать автомобиль. Концепция «Города широких горизонтов» существенно повлияла на характер застройки американского малоэтажного пригорода.

В этот период Райт строит и общественные здания, среди которых наиболее известна штаб-квартира «Джонсон Вакс» (англ.)русск. (1936—1939) в Расине в штате Висконсин. Основой конструкции является центральный зал с «древовидной» колоннадой, в которой каждая колонна расширяется кверху. Структуру дерева повторяет и лаборатория — её помещения группируются вокруг центрального ядра-«ствола», несущего шахты лифтов, а плиты перекрытий чередуются по форме — квадратные плиты образуют каркас здания, в который вписываются круглые плиты. Освещение через систему полупрозрачных стеклянных трубок способствует созданию атмосферы «святости» рабочего места

[13].

Поздние работы. Итоги.

В 1950-е годы Райт стал отходить от органической архитектуры и в целом перешёл к проектированию зданий в более универсальном, интернациональном стиле.

В 1956 году, Райт хотел построить небоскреб в Чикаго Mile High Illinois общей высотой в 1609 метров. Но проект отменили.

В жилых домах этого периода Райт также отказался от прямого угла как от «искусственной» формы и обратился к спирали и циркульной окружности.[14]

Не все проекты Райта были реализованы при жизни. Излишне декорированное и граничащее с китчем[15] здание суда округа Марин было достроено через 4 года после его смерти. Так и не реализован остался проект небоскреба «Иллинойс» высотой в милю, рассчитанный на 130 000 жителей и представляющий собой сужающуюся кверху треугольную призму.

Умер 9 апреля 1959 года в Финиксе в штате Аризона[16].

Семья и личная жизнь

Став преуспевающим архитектором, Фрэнк Ллойд Райт жил, стараясь ни в чём себе не отказывать, и часто становился мишенью для жёлтой прессы. Он был женат официально три раза и состоял в ряде гражданских браков ещё до оформления предыдущего развода.

  • Первый раз Райт женится на Катерине «Китти» Ли Тобин в 1889 году. Брак распался к 1909 году, развод был получен к 1922 году.
  • Сожительство с Мамой Чени, женой одного из своих клиентов, окончилось трагической смертью Чени — она и оба её ребёнка были убиты слугой в доме Райта «Талиесин I», а сам дом был сожжён.
  • Брак с Мириам Ноэль (1923 год) распался из-за пристрастия Мириам к морфину в 1927 году.
  • Последней женой Райта была Ольга Ивановна Гинценберг («Ольгиванна»). Он похоронен с ней и её дочерью в Западном Талиесине в г. Скоттсдейл, шт. Аризона. На семейном кладбище в Висконсине осталась пустая могила Райта с надгробием.

У Райта осталось семь детей: три сына и четыре дочери. Двое детей Фрэнка Ллойда Райта — Фрэнк Ллойд Райт-младший и Джон Ллойд Райт также стали архитекторами. Внучка Фрэнка Ллойда, Энн Бакстер — актриса, лауреат премии «Оскар».

Галерея

Список построек

Всего Райт построил 363 дома. К 2005 году из них сохранились примерно 300. Два дома были уничтожены во время урагана «Катрина» в 2005 году, один — во время урагана «Камилла» в 1969 году. Самая плотная концентрация построек Райта находится в Оук-Парке в штате Иллинойс.

  • Дом и студия Фрэнка Ллойда Райта (англ.)русск. в Оук-Парке в штате Иллинойс, 1889—1909
  • Дом Уинслоу (англ.)русск. в Ривер-Форест (англ.)русск. в штате Иллинойс, 1894
  • Дом Уиллитса (англ.)русск. в Хайленд-Парк в штате Иллинойс, 1901
  • Административное здание «Ларкин» (англ.)русск. в Буффало в штате Нью-Йорк, 1903
  • Дом Мартина (англ.)русск. в Буффало в штате Нью-Йорк, 1903—1905
  • Юнити-Темпл (англ.)русск. в Оук-Парке в штате Иллинойс, 1904
  • Дом Уэсткотта (англ.)русск. в Спрингфилде в штате Огайо
  • Дом Роби (англ.)русск., Чикаго, шт. Иллинойс, 1909
  • Талиесин (англ.)русск. в Спринг-Грин (англ.)русск. в штате Висконсин, 1911
  • Imperial Hotel (англ.)русск. в Токио в Японии, 1923 — единственное каменное строение в Токио, которое пережило Великое землетрясение Канто
  • Дом Изабеллы Мартин (англ.)русск. в Дерби (англ.)русск. в штате Нью-Йорк, 1928
  • «Дом над водопадом», Беар Ран, шт. Пенсильвания, 1935
  • Штаб-квартира «Джонсон Вакс» (англ.)русск. в Расине в штате Висконсин, 1936
  • Талисин-Уэст (англ.)русск. в Скоттсдейле в штате Аризона, 1937
  • Прайс-тауэр (англ.)русск. в Бартлсвилле в штате Оклахома, 1956
  • Музей Соломона Гуггенхейма в Нью-Йорке, 1943—1959
  • Административный центр округа Марин (англ.)русск. в Сан-Рафеле в штате Калифорния, 1957—1966

См. также

Примечания

  1. 1 2 3 архитекторы, работающие в Швеции — 2014.
  2. 1 2 data.bnf.fr: платформа открытых данных — 2011.
  3. 1 2 Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. Record #11863531X // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.
  4. 1 2 https://www.britannica.com/biography/Frank-Lloyd-Wright
  5. ↑ https://web.archive.org/web/20080302053743/http://www.businessweek.com/bwdaily/dnflash/jul2004/nf20040728_3153_db078.htm
  6. ↑ Иконников А. В. Архитектура XX века. Утопии и реальность. М., Прогресс-Традиция, 2001, т.1, стр. 201
  7. ↑ Фремптон, 1990, с. 90.
  8. ↑ Welcome to Taliesin Preservation, Inc
  9. ↑ Taliesin, the Frank Lloyd Wright School of Architecture | Building Architects since 1932
  10. ↑ Фремптон, 1990, с. 274.
  11. ↑ Иконников А. В. Архитектура XX века. Утопии и реальность. М., Прогресс-Традиция, 2001, т.1, стр. 258
  12. ↑ The Associated Press, 2007.
  13. ↑ Фремптон, 1990, с. 278.
  14. ↑ Иконников А. В. Архитектура XX века. Утопии и реальность. М., Прогресс-Традиция, 2001, т.1, стр. 559
  15. ↑ Фремптон, 1990, с. 279.
  16. ↑ Frank Lloyd Wright Dies; Famed Architect Was 89 (англ.). The New York Times (10 April 1959). Проверено 20 апреля 2016.

Литература

  • Пфайффер, Брюс Брукс. Райт. — М.: Арт-Родник, 2006. — 96 с. — (Малая серия искусств). — 3000 экз. — ISBN 5-9561-0196-2.
  • Julie Sloan. Light Screens: The Leaded Glass of Frank Lloyd Wright. — Rizzoli, 2001. — 160 с. — ISBN 0847823059.
  • Пфайффер Б. Райт. 1867—1959: Архитектура демократии. М., АртРодник, 2006
  • Фремптон К. Современная архитектура: Критический взгляд на историю развития. — М.: Стройиздат, 1990.
  • Иконников А. В. Архитектура XX века. Утопии и реальность. — М.: Прогресс-Традиция, 2001.
  • Всеобщая история архитектуры. — Москва, 1973. — Т. 11.
  • Анисимова И. И. Уникальные дома от Райта до Гери. — 2009. — ISBN 978-5-9647-0161-3.

Ссылки

Райт Фрэнк Ллойд Википедия

Фрэнк Ллойд Райт
англ. Frank Lloyd Wright
Frank Lloyd Wright LC-USZ62-36384.jpg
Основные сведения
Страна
  •  США[4]
Дата рождения 8 июня 1867(1867-06-08)[1][2][…]
Место рождения
  • Ричленд-Сентер[d], Висконсин, США
Дата смерти 9 апреля 1959(1959-04-09)[1][2][…](91 год)
Место смерти
  • Финикс, США[1]
Работы и достижения
Учёба
  • Висконсинский университет в Мадисоне
Архитектурный стиль органическая архитектура как раздел функционализма
Важнейшие постройки Emil Bach House[d], Pettit Memorial Chapel[d], Annunciation Greek Orthodox Church[d], A. D. German Warehouse[d], Дом над водопадом, Школа прерий и Музей Соломона Гуггенхайма
Градостроительные проекты «Города широких горизонтов»
Нереализованные проекты небоскрёб «Иллинойс»
Награды

Райт, Фрэнк Ллойд Википедия

Фрэнк Ллойд Райт
англ. Frank Lloyd Wright
Frank Lloyd Wright LC-USZ62-36384.jpg
Основные сведения
Страна
  •  США[4]
Дата рождения 8 июня 1867(1867-06-08)[1][2][…]
Место рождения
  • Ричленд-Сентер[d], Висконсин, США
Дата смерти 9 апреля 1959(1959-04-09)[1][2][…](91 год)
Место смерти
  • Финикс, США[1]
Работы и достижения
Учёба
  • Висконсинский университет в Мадисоне
Архитектурный стиль органическая архитектура как раздел функционализма
Важнейшие постройки Emil Bach House[d], Pettit Memorial Chapel[d], Annunciation Greek Orthodox Church[d], A. D. German Warehouse[d], Дом над водопадом, Школа прерий и

Фрэнк Ллойд Райт - это... Что такое Фрэнк Ллойд Райт?

Фрэнк Ллойд Райт
Годы жизни
Гражданство

Соединённые Штаты Америки США

Дата рождения

8 июня 1867

Место рождения

Ричленд-Сентер, шт. Висконсин

Дата смерти

9 апреля 1959

Работы и достижения
Архитектурный стиль

архитектор-новатор

Важнейшие постройки

«Дома Прерий», «Дом над водопадом», музей Соломона Гуггенхайма

Градостроительные проекты

«Города широких горизонтов»

Нереализованные проекты

небоскрёб «Иллинойс»

Фрэнк Ллойд Райт на Викискладе

Фрэнк Ллойд Райт (Frank Lloyd Wright, 8 июня 1867 — 9 апреля 1959) — американский архитектор-новатор, оказавший огромное влияние на развитие западной архитектуры в первой половине XX века. Создатель «органической архитектуры» и пропагандист открытого плана.

Биография

Райт родился 8 июня 1867 в городе Ричленд-Сентер, Висконсин, США, в семье Уильяма Рассела Райта, учителя музыки и церковного деятеля, и Анны Ллойд Райт, учительницы из известной в Висконсине семьи Ллойдов. Воспитывался в канонах унитарианской церкви. В детстве много играл с «развивающим» конструктором «Киндергартен», разработанным Фридрихом Фрёбелем. Родители Райта развелись в 1885 году по причине неспособности Уильяма содержать семью. Фрэнку пришлось принять на себя груз финансовой ответственности за мать и двух сестер.

Райт обучался на дому, не посещая школу. В 1885 он поступил на инженерный факультет Университета Висконсина. Учась в университете, он подрабатывает помощником местного инженера-строителя. Райт покинул университет, не получив при этом учёной степени. В 1887 году он переехал в Чикаго, где устроился в архитектурную контору Джозефа Лаймана Силсби. Через год перешёл на работу в фирму «Адлер и Салливан», возглавляемую известным идеологом «чикагской школы» Л. Салливаном. С 1890 года в этой фирме ему поручались все проекты по строительству жилой недвижимости. В 1893 году Райту приходится уйти из компании, когда Салливан узнает, что Райт проектирует дома «на стороне».

В 1893 году Райт основывает собственную фирму в чикагском пригороде Оук-Парк. К 1901 году в его послужном списке насчитывается уже около 50 проектов.

Стиль Прерий

Соединённые Штаты Америки

Дом Роби

Известность Райту приносят «Дома Прерий», спроектированные им с 1900 по 1917 годы. «Дома Прерий» созданы в рамках концепции «органической архитектуры», идеалом которой является целостность и единение с природой[1]. Для них характерен открытый план, преобладающие в композиции горизонтали, далеко вынесенные за пределы дома скаты крыши, террасы, отделка необработанными природными материалами, ритмичные членения фасада каркасами, прообразом которых служили японские храмы [2]. Многие из домов в плане крестообразные, и расположенный в центре очаг-камин объединяет открытое пространство. Интерьерам домов Райт уделял особое внимание, создавая мебель сам и добиваясь того, чтобы каждый элемент был осмыслен и органично вписывался в создаваемую им среду. Наиболее известными среди «Домов Прерий» являются дом Уиллитса, дом Мартина и дом Роби.

Свой собственный дом, «Талиесин» (Taliesin), Райт построил также в стиле «Домов Прерий» в 1911 году. «Талиесин» дважды пострадал от пожаров в 1914 и 1925 и полностью перестраивался, переименовываясь, соответственно, в «Талиесин II» и «Талиесин III».

В 1910 году Райт во время путешествия по Германии публикует свое двухтомное портфолио, и его работы становятся известны в Европе.

«Юсоновский» период, 30-е годы

Соединённые Штаты Америки

«Дом над водопадом»

Второй пик в творчестве Райта приходится на 30-е годы. Райт начинает использовать элементы заводского изготовления и железобетонные конструкции [3], продолжая противопоставлять техницистским устремлениям функционализма романтические идеи единения с природой[4]В 1935—1939 Райт строит для И.Дж. Кауфмана знаменитый «Дом над водопадом» («Fallingwater»), шт. Пенсильвания. Дом представляет собой композицию из бетонных террас и вертикальных поверхностей из известняка, расположенных на стальных опорах прямо над ручьем. Часть утеса, на котором стоит дом, оказалась внутри здания и использовалась Райтом как деталь оформления интерьера. Строительство дома обошлось в 155 000 долларов, из которых оплата работы архитектора составила 8 000 долларов. Не всё в конструкции дома оказалось совершенным, и он дважды реконструировался в 1994 и 2002 годах с добавлением дополнительных стальных опор.

Для клиентов среднего класса Райт в этот период разрабатывает дома умеренной стоимости. Сам Райт называет их «юсоновскими» или «североамериканскими», от аббревиатуры U.S.O.N.A (Unites States of Nothern America). Компактные, экономичные и технологичные, «юсоновские» дома развивали принципы, заложенные ещё в «Домах Прерий». Широкая крыша домов парила над стенами за счет применения узких ленточных окон под самым потолком. Дома проектировались в основном одноэтажными и L-образными в плане, что позволяло им вписываться в участки сложной формы. Каркасная конструкция позволяла удешевить строительство.

«Юсоновские» дома должны были стать строительными блоками градостроительной концепции Райта — «Города широких горизонтов». Концентрированный перенаселённый город должен был естественным образом «деурбанизироваться», распределившись по сельскохозяйственным пригородам, а основным средством передвижения в нём должен был стать автомобиль. Концепция «Города широких горизонтов» существенно повлияла на характер застройки американского малоэтажного пригорода.

Соединённые Штаты Америки

Древовидные колонны в интерьере «Джонсон Вакс»

В этот период Райт строит и общественные здания, среди которых наиболее известна штаб-квартира компании «Джонсон Вакс» (1936—1939) в Расине, шт. Висконсин. Основой конструкции является центральный зал с «древовидной» колоннадой, в которой каждая колонна расширяется кверху. Структуру дерева повторяет и лаборатория — её помещения группируются вокруг центрального ядра-«ствола», несущего шахты лифтов, а плиты перекрытий чередуются по форме — квадратные плиты образуют каркас здания, в который вписываются круглые плиты. Освещение через систему полупрозрачных стеклянных трубок способствует созданию атмосферы «святости» рабочего места.[5]

Поздние работы

Соединённые Штаты Америки

Апофеозом творчества Райта стал музей Соломона Гуггенхайма в Нью Йорке, который архитектор проектировал и строил в течение 16 лет (1943—1959). Снаружи музей представляет собой опрокинутую спираль, а его интерьер напоминает раковину, в центре которой находится остекленный внутренний дворик. Райт предполагал, что экспозиции должны осматриваться сверху вниз: посетитель поднимается на верхний этаж на лифте и постепенно спускается по центральному спиральному пандусу. Картины, висящие на наклонных стенах, при этом должны находиться в том же положении, что и на мольберте художника. Руководство музея выполнило не все требования Райта, и сейчас осмотр экспозиций происходит снизу вверх.

В жилых домах этого периода Райт также отказался от прямого угла как от «искусственной» формы и обратился к спирали и циркульной окружности.[6]

Не все проекты Райта были реализованы при жизни. Излишне декорированное и граничащее с китчем [7] здание суда округа Марин было достроено через 4 года после его смерти. Так и не реализован остался проект небоскреба «Иллинойс» высотой в милю, рассчитанный на 130 000 жителей и представляющий из себя сужающуюся кверху треугольную призму.

Семья и личная жизнь

Став преуспевающим архитектором, Фрэнк Ллойд Райт жил, стараясь ни в чём себе не отказывать, и часто становился мишенью для жёлтой прессы. Он был женат официально три раза и состоял в ряде гражданских браков ещё до оформления предыдущего развода.

  • Первый раз Райт женится на Катерине «Китти» Ли Тобин в 1889 году. Брак распался к 1909 году, развод был получен к 1922 году.
  • Сожительство с Мамой Чени, женой одного из своих клиентов, окончилось трагической смертью Чени — она и оба её ребенка были убиты слугой в доме Райта «Талиесин I», а сам дом был сожжён.
  • Брак с Мириам Ноэль (1923 г.) распался из-за пристрастия Мириам к морфину в 1927 году
  • Последней женой Райта была Ольга Ивановна Гинценберг («Ольгиванна»). Он похоронен с ней и её дочерью в Западном Талиесине в г. Скоттсдейл, шт. Аризона. На семейном кладбище в Висконсине осталась пустая могила Райта с надгробием.

У Райта осталось семь детей, три сына и четыре дочери. Двое детей Фрэнка Ллойда Райта — Фрэнк Ллойд Райт-младший и Джон Ллойд Райт также стали архитекторами. Внучка Фрэнка Ллойда, Энн Бакстер — актриса, лауреат премии «Оскар».

Список построек

Всего Райт построил 363 дома. К 2005 году из них сохранились примерно 300. Два дома были уничтожены во время урагана «Катрина» в 2005, один — во время урагана «Камилла» в 1969. Самая плотная концентрация построек Райта находится в Оак Парк, шт Иллинойс.

  • Дом и студия архитектора, Оак Парк, шт. Иллинойс, 1889—1909
  • Дом Уинслоу, шт. Иллинойс, 1894
  • Дом Уиллитса, Хайлэнд Парк, шт. Иллинойс, 1901
  • Административное здание компании Ларкин, Буффало, шт. Нью-Йорк
  • Дом Мартина, Буффало, шт. Нью-Йорк, 1903—1905
  • Здание унитарианской церкви, Оак Парк, шт. Иллинойс, 1904
  • Дом Уэсткотта, Спрингфилд, шт. Огайо
  • Дом Роби, Чикаго, шт. Иллинойс 1909
  • Талиесин I, Спринг Грин, шт. Висконсин 1911
  • Имперский отель, Токио, Япония 1923
  • Дом Изабеллы Мартин, Буффало, шт. Нью Йорк, 1928
  • «Дом над водопадом», Беар Ран, шт. Пенсильвания, 1935
  • Штаб-квартира фирмы «Джонсон Вакс», Расин, шт. Висконсин
  • Западный Талиесин, Скоттсдейл, шт. Аризона
  • Прайс-тауэр, Бартлсвиль, шт. Оклахома, 1956
  • Музей Соломона Гуггенхайма, г. Нью Йорк, 1943—1959
  • Судебный центр округа Марин, Сан-Рафаэль, шт. Калифорния, 1957—1966

Примечания

  1. Иконников А. В. Архитектура XX века. Утопии и реальность. М., Прогресс-Традиция, 2001, т.1, стр. 201
  2. Фремптон К. Современная архитектура: Критический взгляд на историю развития. М., Стройиздат, 1990, стр.90
  3. Фремптон К. Современная архитектура: Критический взгляд на историю развития. М., Стройиздат, 1990, стр.274
  4. Иконников А. В. Архитектура XX века. Утопии и реальность. М., Прогресс-Традиция, 2001, т.1, стр. 258
  5. Фремптон К. Современная архитектура: Критический взгляд на историю развития. М., Стройиздат, 1990, стр.278
  6. Иконников А. В. Архитектура XX века. Утопии и реальность. М., Прогресс-Традиция, 2001, т.1, стр. 559
  7. Фремптон К. Современная архитектура: Критический взгляд на историю развития. М., Стройиздат, 1990, стр.279

Внешние ссылки

Литература

  • Пфайффер, Брюс Брукс Райт. — М.: Арт-Родник, 2006. — 96 с. — 3000 экз. — ISBN 5-9561-0196-2
  • Пфайффер Б. Райт. 1867—1959: Архитектура демократии. М., АртРодник, 2006
  • Фремптон К. Современная архитектура: Критический взгляд на историю развития. М., Стройиздат, 1990
  • Иконников А. В. Архитектура XX века. Утопии и реальность. М., Прогресс-Традиция, 2001
  • Всеобщая история архитектуры, т. 11. Москва, 1973

Wikimedia Foundation. 2010.

10 архитектурных уроков от Фрэнка Ллойда Райта

Родившийся 8
июня 1867 года, Фрэнк Ллойд Райт является не только одним из величайших
архитекторов в мире, но также самым плодовитым, противоречивым и вдохновляющим.
Он был писателем, коллекционером произведений искусства, философом, и в то же
самое время – мечтателем, и все это вдохновило его на создание собственного подхода
к своему ремеслу. Он широко известен четырьмя стилями зданий. Он задумал стиль Prairie (с англ. «степь»),
который родился из убеждения, что лучше иметь меньше комнат большого размера, чтобы
они легко струились, в противоположность жесткой архитектуре викторианской эпохи.
Отсюда родился Текстильный стиль, затем Органический стиль, и, наконец, стиль Usonian. Его убежденность в
том, что здания должны быть сделаны из земли и принадлежать земле вдохновила
большую часть его работ. Эти убеждения, авангардные для своего времени, все еще
??практикуются и почитаются сегодня.

 

1.

«Архитектор
должен быть пророком … пророком в истинном смысле этого слова … если человек
не может видеть по крайней мере на десять лет вперед – не стоит называть его
архитектором».

Фрэнк Ллойд Райт
явно был человеком, опередившим свое время. Конструкции многих из его домов
когда-то казались на несколько световых лет впереди своего времени, и у людей
часто были проблемы с пониманием его видения. Но почти все современные
строительные и архитектурные компании ставят во главу угла идеалы, которые считал
столь важными Райт.

Frank Lloyd Wright Portrait Photo

Frank Lloyd Wright Portrait Photo

 

2.

«Каждый
великий архитектор — обязательно — великий поэт. Он должен быть большим
оригиналом, переводчиком своего времени, своей эпохи».

Фрэнк Ллойд Райт
впервые стал известен своим архитектурным стилем Prairie, который включает низкие скатные
крыши, нависающие карнизы, центральные трубы и открытые поэтажные планы, которые,
как он считал, были противоядием от ограниченной, замкнутой в архитектурном
плане викторианской эпохи. Оттуда он пошел на создание Текстильного стиля,
который взял курс на еще более линейный подход в сочетании с влиянием
архитектуры майя. Райт известен также стилем Органической архитектуры, который
привлекает природные ресурсы в сочетании с элементами японской архитектуры.
Органический стиль вскоре привел к появлению стиля Usonian. Таким образом, можно увидеть,
как каждый стиль вырастал и развился из своего предшественника.

The Frederic C. Robie House by Frank Lloyd Wright

The Frederic C. Robie House by Frank Lloyd Wright

 

3. 

«Должно
быть столько же стилей домов, сколько существует разных людей. Человек, который
обладает индивидуальностью, имеет право на свое выражение в его собственной
среде».

Работы Фрэнка
Ллойда Райта обладают уникальным индивидуальным стилем – каждая из них. В этом
разнообразии нет двух домов или зданий, которые выглядят одинаково.

Frank Lloyd Wright home and studio oak park

Frank Lloyd Wright home and studio oak park

 

4. 

«Здание
должно появиться расти легко на своем месте и быть в такой форме, чтобы
гармонировать с его окрестностями, если там проявляется природа».

Следует
отметить, что здания, которые архитектор построил в средне-западной части США
сильно отличаются по своему характеру, стилю и материалам от тех, что он
проектировал в Аризоне, Лос-Анджелесе и Пенсильвании. Каждый стиль уникален, меняется
вместе с местностью, землей и окружением.

 

5. 

«Дом
никогда не должен стоять на холме или на чем угодно. Он должен быть частью
холма. Принадлежать ему. Холм и дом должны жить вместе, один счастливее другого».

Нигде этот
постулат так не очевиден, как в его органической архитектуре. Возможно, это
самая фраза относится в частности к дому Fallingwater, где дом и земля действительно объединились, чтобы
стать одним.

Fallingwater by Frank Lloyd Wright

Fallingwater by Frank Lloyd Wright

 

6. 

«Архитектура
– мать искусства. Без архитектуры как она есть, нет души у нашей цивилизации
«.

Фрэнк Ллойд Райт
создавал в соответствии со своим видением того, что будет в будущем. Он видел
необходимость в том, чтобы делать дома более гибкими, более открытыми, более
пригодными для жизни и менее сдержанными. Он предвидел необходимость создания дома
от земли и на земле. Его архитектура зафиксировала время в истории вместе с его
современным философским подходом к зданиям будущего.

Fallingwater Details

Fallingwater Details  

 

7. 

Fallingwater Details

Следующие слова
сказал Майк Уоллес, Американский телеведущий и телерепортер в 1957 году
: «Я
хотел бы наслаждаться свободной архитектурой. Я хотел бы наслаждаться
архитектурой, которая принадлежала бы месту, где она стоит, и была гармонична с
пейзажем, а не разобщена. Письма, которые мы получаем от наших клиентов,
говорят нам, как эти здания, что мы построили для них, изменили характер всей
их жизни, все их существование. И все по-другому, не так, как было раньше. Ну,
я хотел бы сделать то же самое для страны
«.

Fallingwater Details

И он наверняка
сделал. Майк Уоллес не понимал термина «органической архитектуры» и Райту
пришлось объяснять, что этот термин означал «от природы», что органическая
архитектура – действительно естественная архитектура. Сегодня, пятьдесят пять
лет спустя, мы, наконец, понимаем, что архитектор говорил так страстно полвека
назад.

Taliesin West House

Taliesin West House

 

8. 

«Хорошее
здание не нарушает пейзаж, оно делает пейзаж более красивым, чем было до того,
как это здание было построено».

Райт выступал за
чистоту линий и простоту. Он считал, что хорошо построенные здания дополняют
окружение и окружающих. Он не любил сложных деталей и суетливости архитектурных
стилей, которые предшествовали ему.

Walter H. Gale House, designed by Frank Lloyd Wright

Walter H. Gale House, designed by Frank Lloyd Wright

 

 

9. 

«Архитектурная
жизнь, или, по крайней мере, сама жизнь принимает форму и, следовательно,
является истинным рассказом о жизни: это было живо вчера, как оно живо сегодня
или когда-либо будет».

Архитектура
является, пожалуй, истинной документацией того, как цивилизация жила и
развивалась. Искусство рассказывает историю одного момента времени. Архитектура
рассказывает о прошлом, настоящем и будущем. Мы берем что-то от него, развиваемся,
растем и движемся вперед. Посмотрите на современные дома, посмотрите на их
прямые линии, их широко открытое пространство, низкие крыши и то, как они легко
интегрируются с разнообразной географией и ландшафтами. Без сомнения, мы видим идеи
Фрэнка Ллойда Райта в каждом из этих сооружений.

Jacobs House by Frank Lloyd Wright

Jacobs House by Frank Lloyd Wright

 

10. 

«Главное
искусство – это архитектура. Без собственной архитектуры нет души у нашей
цивилизации».

Наиболее важный
вклад Фрэнка Ллойда Райта в архитектуру, а также в искусство и общество, привнес,
возможно, проектом Музея Гуггенхайма в Нью-Йорке. В этом здании история человечества,
времени, искусства и архитектуры всех объединяет. В этом современном здании, которое
будет отмечать свое 50-летие в этом году, искусство, наука, природа, архитектура
и антропология мирно сосуществуют. В этом здании Райт впервые применил тенденции,
которые архитекторы сегодня продолжают использовать. Настоящий провидец, Райт
был архитектором своего времени, и даже опередил свое время.

Guggenheim Museum New York

Guggenheim Museum New York

Фрэнк Ллойд Райт
был персоной противоречивой. Он был известен своими верованиями и убеждениями.
Его идеалы, слова и творческое предвидение и сегодня продолжают использоваться
в качестве вдохновения для всех художников. Глядя на современные здания, разве вы
не видите в нем немного Фрэнка Ллойда Райта?

Guggenheim Museum New York

About Author


alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *