Фуга что это? Значение слова Фуга
Значение слова Фуга по Ефремовой:
Фуга — 1. Одна из основных музыкальных форм многоголосного стиля, заключающаяся в последовательном вступлении нескольких голосов, исполняющих ту же тему.
2. Музыкальное произведение, основанное на таком распределении голосов.
Значение слова Фуга по Ожегову:
Фуга — Музыкальное произведение, основанное на последовательном повторении одной музыкальной темы несколькими голосами
Фуга в Энциклопедическом словаре:
Фуга — (итал. fuga — букв. — бег), музыкальное произведениеимитационно-полифонического склада, основанное на многократном проведенииодной или нескольких тем во всех голосах. наиболее сложная формаполифонической музыки (см. Имитация, Полифония). Имитационные проведениятемы перемежаются т. н. интермедиями (как правило, в виде секвенций), вкоторых тема не проходит. Количество голосов от 2 до 6. Подразделяются на1-, 2- и 3-темные. Образцы фуги — у И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, В. А.Моцарта, Л. Бетховена, П. Хиндемита, Д. Д. Шостаковича и др.
Значение слова Фуга по словарю медицинских терминов:
фуга (лат. fuga бег) в психиатрии — внезапное и кратковременное двигательное возбуждение в форме элементарных движений или действий (раздевание, бег и др.), которое сопровождается сумеречным помрачением сознания. симптом эпилепсии и органических заболеваний ц. н. с.
Значение слова Фуга по словарю Ушакова:
ФУГА
фуги, ж. (ит. fuga, букв. бегство) (муз.). Одна из основных форм многоголосного стиля, состоящая в последовательном вступлении нескольких голосов, исполняющих ту же тему. Четырехголосная фуга.
ФУГА
фуги, ж. (нем. Fuge — скрепа.) (стол.). Паз, выемка в доске, выстроганная фуганком.
Значение слова Фуга по словарю Даля:
Фуга
ж. немецк. столярн. вдольный плотный стык двух досок. | Муз. сочиненье, в котором один голос выступает поочередно за другим, повторяя одно и то же. | Южн. малорос. вьюга, метель. Фуговать столярн. пригонять и склеивать две доски на ребро плотно, чисто. Фуговаться, страдат. Фугованье, фуговка, действ. по глаг. Фуганок, одинокий и двойной, рубанок в долгой колодке, для фуговки. Фуганочное железко. Не клей держит, а фуганок (т. е. пригонка).
Значение слова Фуга по словарю Брокгауза и Ефрона:
Фуга — высшая форма полифонного стиля, развившаяся из имитации (см.). В двухголосной и многоголосной Ф., как и в имитации, проводится тема, но только по известным установившимся правилам. Приемы проведения темы, установившиеся в Ф. (а именно имитация темы в строе квинтой выше строя темы, т. е. ответ), появлялись в виде намеков уже у Клавдио Меруло (умер в 1604 г.), в органных ричеркари, а также у Джованни Габриели (1557—1613), представителя венецианской школы, в его французских канцонах (Canzone alla francese). Вообще, во второй венецианской школе развилась форма Ф. Из композиторов, подготовивших полный расцвет Ф., замечателен Александр Польетти, умерший в 1683 г., за два года до рождения И. С. Баха. Его фуги, по зрелости формы, уже приближаются к фугам Баха. Зародившаяся и сложившаяся в Италии, Ф. обязана дальнейшим своим развитием германским композиторам. Тема для Ф. должна имеет форму небольшого предложения в главном строе. В ней допускается модуляция, в строе на квинту вверх, только в конце. Она должна быть мелодична, характерна, удобна для полифонической работы. Объем темы не превышает октавы. Тема не должна быть длинна, чтобы ее можно было легко запомнить и узнавать в продолжение всей Ф. Длинная тема возможна только в том случае, когда она имеет характер секвенции. Для темы достаточно трех, четырех или шести тактов, смотря по темпу. В скором темпе возможна тема и в восемь тактов. Характерной можно назвать ту тему, которая выдается своеобразным сопоставлением интервалов и разнообразным, но не пестрым ритмом. В простой Ф. тема должна быть одноголосной. Ф. распадается на три части, но границы этих частей часто очерчены не особенно рельефно. Более применяется Ф. четырехголосная.
Определение слова «Фуга» по БСЭ:
Фуга (итал. fuga, от лат. fuga — бег, бегство)
(музыкальная), высшая форма полифонической музыки (см. Полифония). Строится на многократных имитационных проведениях основной музыкальной темы во всех голосах (от 2 и более). В 1-й части Ф. — экспозиции — тема проходит во всех голосах поочерёдно в основной тональности (вождь) и в доминантовой, реже субдоминантовой, в современной Ф. — в любой другой (спутник, ответ). В др. голосах со 2-го проведения звучат мелодии, образующие Контрапункт к ответу или к теме, они называются противосложениями.
Проведения темы обычно перемежаются эпизодами развивающего характера, называются интермедиями. Иногда краткость экспозиции компенсируется дополнительными проведениями темы и ответа. если они даны во всех голосах, то образуется контрэкспозиция. В последующих разделах обычно осуществляется тональное развитие — тема проводится в тональностях, не представленных в экспозиции. здесь часто применяются и собственно полифонические средства: стретта (род канонического проведения темы), различные виды сложного контрапункта, преобразования темы (обращение, увеличение и др.). Окончание Ф. устойчивого характера, зачастую типа репризы. В развитии простой Ф., в отличие от сонатной формы, не возникает производного контраста — она развивает один музыкальный образ (характер). В сложной Ф., т. е. написанной на 2 или 3 темы (двойная, тройная Ф.), темы как бы дополняют друг друга.
Нередко Ф. является одной из частей сонаты, оратории и др. многочастных произведений, а также разделом одночастной пьесы.
Ф. развилась из канцоны, Ричеркара (Дж. Габриели, 16 в.) и др. старинных форм. она сформировалась в инструментальной музыке 17 в. (Дж. Фрескобальди) в пору утверждения мажора и минора при переходе от полифонии строгого стиля к полифонии свободного стиля. Высшего совершенства Ф. достигает в творчестве И. С. Баха и Г. Ф. Генделя. Во 2-й половине 18 — начале 20 вв. Ф. менее распространена, но В. А. Моцартом, Л. Бетховеном, С. Франком, С. И. Танеевым и др. композиторами созданы выдающиеся образцы этой формы. В 20 в. Ф. — область особого внимания композиторов, которые реализуют в ней новейшие идеи (И. Ф. Стравинский, Хиндемит, Шостакович, Р. К. Щедрин и др.).
Лит.: Протопопов В., История полифонии в её важнейших явлениях. Русская классическая и советская музыка, М., 1962. его же, История полифонии… Западноевропейская классика XVIII-XIX вв., М., 1965. Полифония. Сб. теоретических статей, М., 1975. Чугаев А., Особенности строения клавирных фуг Баха, М., 1975. Ghislanzoni A., Storia dellafuga, Mil., [1952].


Фуга Википедия

Фу́га (лат. fuga «бег» от лат. fugere «бежать», «убегать») — композиционная техника и форма полифонической музыки, где общая мелодическая линия многоголосого произведения «перебегает» из одного его голоса в другой. В классической однотемной фуге несколько голосов, каждый из которых повторяет (имитирует) заданную тему.
Строение[ | ]
Тема[ | ]
Вся фуга строится вокруг короткой мелодии — «темы». Диапазон темы обычно не превышает октавы. Так как тема не должна быть длинна, чтобы её можно было легко запомнить и узнавать в течение всей фуги, длинная тема возможна только в том случае, когда она имеет характер секвенции. Для темы достаточно 3, 4 или 6 тактов, в зависимости от темпа. В скором темпе возможна тема и в восемь тактов. Начальным звуком темы обычно служит I или V ступень лада — один из звуков, наиболее ясно определяющих тональность произведения. Тема может не иметь ярко выраженного завершения; иногда же она заканчивается четким кадансом в основной или доминантовой тональности. Характерной можно назвать ту тему, которая запоминается своеобразным сопоставлением интервалов и разнообразным, но не пёстрым ритмом. В простой фуге тема должна быть одноголосной. Мелодической теме часто бывает свойственна так называемая «скрытая полифония». Это явление выражается в том, что между отдельными звуками темы возникает мелодическая связь на расстоянии. Линия одного голоса как бы разделяется на две или три мелодические линии. Это осуществляется в результате скачков либо с возвращением к исходному звуку, либо разделяющих мелодически близкие друг к другу звуки.
Структура[ | ]
Фуга состоит из трех частей: экспозиции, разработки, репризы.
Фуга и ее элементы - Сайт ludustonalis!

Фуга и её элементы
Фуга (лат., итал. – бег, течение) – форма, состоящая из имитационного экспонирования индивидуализированной темы, ее последующих проведений в разных голосах с контрапунктическим, тонально-гармоническим развитием и завершения. В XIV-XV веках фугой называли обычный канон. Классический период в истории фуги связан с именами Баха и Генделя. В XIX-XX веках под влиянием симфонической музыки фуга обогащается динамикой разработочности и способностью к воплощению контрастов. Применение фуги универсально. Она может быть самостоятельным инструментальным или хоровым произведением, частью инструментального или вокально-симфонического цикла, разделом более крупной формы (в репризе сонатной формы, одной из вариаций вариационного цикла и т.д.).
Фуга пишется на 3 или 4 голоса, иногда на 5 голосов, редко на 2. Хоровые фуги могут иметь сопровождение. В фуге 3 раздела: экспозиционный, развивающий и заключительный. Их соотношение определяет разновидности формы. Элементы фуги: тема, ответ, противосложение, интермедия, стретта.
Тема или вождь (лат. - dux) - ведущая музыкальная мысль фуги, представляющая относительно завершенную мелодию, первоначально излагаемую одноголосно. Благодаря лаконичности и концентрированности тема является импульсом к движению, ее проведения образуют конструктивный остов фуги. Тема обладает достаточно ярко выраженной жанровой определенностью: песня, танец, речитатив, хорал, моторика. Круг жанров в музыке XX века расширяется: полька, фанфара, тарантелла, плач.



Тема фуги - это мелодия на гармонической основе, поэтому имеет гармонически четкое начало ( с I или V ступени) и окончание (на сильном времени на III, I, редко Vступени). Темы бывают однотональные, модулирующие (только в доминантовую тональность!), могут содержать отклонения.

С точки зрения мелодико-ритмического содержания темы могут быть однородными и контрастными. В однородных темах нет глубоких цезур, ритмических противопоставлений. Они основаны на преобразованиях одного мотива или на разных, но не контрастных мотивах

Контрастные темы содержат мотивные и ритмические противопоставления

Наиболее распространены темы, состоящие из ядра (яркие интонационные и ритмические обороты) и развертывания (ровные длительности, поступенное движение)

В большинстве тем присутствует скрытое многоголосие, придающее гармонически полное звучание одноголосной теме
Ответ или спутник - имитация темы в доминантовой тональности (в миноре доминанта минорная!). Реальным называется ответ, представляющий строгую имитацию. Тональный ответ содержит изменения, необходимые для более плавного перехода в тональность доминанты. Тональный ответ необходим в случае, если среди начальных звуков темы есть V ступень и если тема модулирует. В ответе звук V ступени опускается на секунду вниз, также опускается на секунду весь участок с модуляцией.

Противосложением называется контрапункт к теме. Противосложение оттеняет ответ, будучи одновременно мелодическим продолжением темы. Мелодия противосложения чаще основана на элементах темы. Реже встречаются противосложения, основанные на общих формах движения, а также контрастные. Противосложение следует за гармонией ответа, дополняет и уточняет его. Удержанное противосложение сопровождает все или некоторые проведения темы. Удержанное противосложение, как правило, тематически значительно. Сочетается с темой в сложном контрапункте. Неудержанные противосложения, обновляемые при всех последующих проведениях, обычно менее значительно.
Интермедия - неустойчивое построение между проведениями темы. Главная функция интермедий - связать разнототональные проведения. Кроме того в интермедиях осуществляется развитие элементов темы и противосложений. Строение интермедий большей частью секвентное. Секвенции могут быть простые, канонические, со свободными голосами и без них. Применяются также различные имитации и каноны. Интермедии обычно располагаются по линии постепенного усложнения (простые секвенции превращаются в канонические, увеличивается количество голосов).
Стретта (итал. strindgere - сжимать) - имитационное проведение темы (канон на теме фуги). Стретта насыщает музыкальную ткань темой, она создает эффект тематической концентрации, уплотнения ткани, поэтому в драматургии фуги появление стретты связано с важными, ключевыми моментами. Активность стретты зависит от количества голосов, контрапунктической сложности, темпа, расстояния вступления голосов. Стретта, в которой участвуют все голоса, называется маэстральной (итал. маэстро, мастер).
Выполните задания
1.
Фуга — Большая советская энциклопедия
Фу́га
(итал. fuga, от лат. fuga — бег, бегство)
(музыкальная), высшая форма полифонической музыки (см. Полифония). Строится на многократных имитационных проведениях основной музыкальной темы во всех голосах (от 2 и более). В 1-й части Ф. — экспозиции — тема проходит во всех голосах поочерёдно в основной тональности (вождь) и в доминантовой, реже субдоминантовой, в современной Ф. — в любой другой (спутник, ответ). В др. голосах со 2-го проведения звучат мелодии, образующие Контрапункт к ответу или к теме, они называются противосложениями. Проведения темы обычно перемежаются эпизодами развивающего характера, называются интермедиями. Иногда краткость экспозиции компенсируется дополнительными проведениями темы и ответа; если они даны во всех голосах, то образуется контрэкспозиция. В последующих разделах обычно осуществляется тональное развитие — тема проводится в тональностях, не представленных в экспозиции; здесь часто применяются и собственно полифонические средства: стретта (род канонического проведения темы), различные виды сложного контрапункта, преобразования темы (обращение, увеличение и др.). Окончание Ф. устойчивого характера, зачастую типа репризы (См. Реприза). В развитии простой Ф., в отличие от сонатной формы (См. Сонатная форма), не возникает производного контраста — она развивает один музыкальный образ (характер). В сложной Ф., т. е. написанной на 2 или 3 темы (двойная, тройная Ф.), темы как бы дополняют друг друга.
Встречаются Ф. как самостоятельные сочинения; часто Ф. предваряется прелюдией, токкатой, фантазией. Нередко Ф. с предваряющими их пьесами объединяются в циклы (И. С. Бах, «Хорошо темперированный клавир»; П. Хиндемит, «Ludus tonalis»; Д. Д. Шостакович, 24 прелюдии и фуги). Нередко Ф. является одной из частей сонаты, оратории и др. многочастных произведений, а также разделом одночастной пьесы.
Ф. развилась из канцоны (См. Канцона), Ричеркара (Дж. Габриели, 16 в.) и др. старинных форм; она сформировалась в инструментальной музыке 17 в. (Дж. Фрескобальди) в пору утверждения мажора и минора при переходе от полифонии строгого стиля (См. Строгий стиль) к полифонии свободного стиля (См. Свободный стиль). Высшего совершенства Ф. достигает в творчестве И. С. Баха и Г. Ф. Генделя. Во 2-й половине 18 — начале 20 вв. Ф. менее распространена, но В. А. Моцартом, Л. Бетховеном, С. Франком, С. И. Танеевым и др. композиторами созданы выдающиеся образцы этой формы. В 20 в. Ф. — область особого внимания композиторов, которые реализуют в ней новейшие идеи (И. Ф. Стравинский, Хиндемит, Шостакович, Р. К. Щедрин и др.).
Лит.: Протопопов В., История полифонии в её важнейших явлениях. Русская классическая и советская музыка, М., 1962; его же, История полифонии... Западноевропейская классика XVIII—XIX вв., М., 1965; Полифония. Сб. теоретических статей, М., 1975; Чугаев А., Особенности строения клавирных фуг Баха, М., 1975; Ghislanzoni A., Storia dellafuga, Mil., [1952].
Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me
Значения в других словарях
- фуга — сущ., кол-во синонимов: 3 кондетта 1 фугетта 1 шов 15 Словарь синонимов русского языка
- фуга — ФУГА, и, ж. (спец.). Музыкальное произведение, основанное на последовательном повторении одной музыкальной темы несколькими голосами. | прил. фуговый, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
- ФУГА — ФУГА (итал. fuga, букв. — бег) — музыкальное произведение имитационно-полифонического склада, основанное на многократном проведении одной или нескольких тем во всех голосах; наиболее сложная форма полифонической музыки (см. Имитация, Полифония). Большой энциклопедический словарь
- Фуга — (лат. fuga – бегство, бег). Разновидность амбулаторного автоматизма. Проявляется кратковременными эпизодами двигательного возбуждения в форме элементарных стремительных движений и действий (больные сдирают с себя одежду, куда-то бегут). Толковый словарь психиатрических терминов
- Фуга — (лат., итал. fuga, букв. — бег, бегство, быстрое течение; англ., франц. fugue; нем. Fuge). 1) Форма полифонич. музыки, основанная на имитац. изложении индивидуализированной темы с дальнейшими проведениями (1) в разных голосах с имитац. Музыкальная энциклопедия
- фуга — Ф’УГА, фуги, ·жен. (·итал. fuga, ·букв. бегство) (муз.). Одна из основных форм многоголосного стиля, состоящая в последовательном вступлении нескольких голосов, исполняющих ту же тему. Четырехголосная фуга. II. Ф’УГА, фуги, ·жен. (·нем. Fuge — скрепа. Толковый словарь Ушакова
- фуга — Фуга, фуги, фуги, фуг, фуге, фугам, фугу, фуги, фугой, фугою, фугами, фуге, фугах Грамматический словарь Зализняка
- фуга — ФУГА ж. немецк. столярн. вдольный плотный стык двух досок. || Муз. сочиненье, в котором один голос выступает поочередно за другим, повторяя одно и то же. || Южн. малорос. вьюга, метель. Фуговать столярн. Толковый словарь Даля
- Фуга — Высшая форма полифонного стиля, развившаяся из имитации (см.). В двухголосной и многоголосной Ф., как и в имитации, проводится тема, но только по известным установившимся правилам. Приемы проведения темы, установившиеся... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
- фуга — ФУГА -и; ж. [итал. fuga] Муз. 1. Последовательное вступление нескольких голосов, повторяющих какую-л. тему. 2. Музыкальное произведение, основанное на таком распределении голосов. Четырёхголосные фуги. Канонические фуги. Фуги Баха, Генделя. Толковый словарь Кузнецова
- фуга — орф. фуга, -и Орфографический словарь Лопатина
- фуга — фуга ж. 1. Одна из основных музыкальных форм многоголосного стиля, заключающаяся в последовательном вступлении нескольких голосов, исполняющих ту же тему. 2. Музыкальное произведение, основанное на таком распределении голосов. Толковый словарь Ефремовой
- фуга — фу́га муз. Из нем. Fugе – то же или ит. fugа от лат. fugа "бегство": Ώquiа vох vосеm fugаt᾽ "потому что один голос обращает в бегство, гонит другой голос" (см. Клюге-Гётце 178; Шульц I, 228). Этимологический словарь Макса Фасмера
- фуга — Фуги, ж. [ит. fuga, букв. бегство] (муз.). Одна из основных форм многоголосного стиля, состоящая в последовательном вступлении нескольких голосов, исполняющих ту же тему. Четырехголосная фуга. Большой словарь иностранных слов
- фуга — -и, ж. муз. 1. Последовательное повторение одной музыкальной темы несколькими голосами. Напев разрастался, переходил из одного инструмента в другой. Происходило то, что называется фугой ---. Малый академический словарь
- Фуга — (лат. fuga бег) в психиатрии — внезапное и кратковременное двигательное возбуждение в форме элементарных движений или действий (раздевание, бег и др.), которое сопровождается сумеречным помрачением сознания; симптом эпилепсии и органических заболеваний ц.н.с. Медицинская энциклопедия
- фуга — Фу́г/а. Морфемно-орфографический словарь
- фуга — ФУГА и, ж. fougue f. един. Порыв, восторг, жар. Не было никого у нас в это время из современных пейзажистов, которые блистали бы такою фугою красок, как он < Айвазовский>. Боголюбов Зап. 29. Словарь галлицизмов русского языка

Фуга — Медицинская энциклопедия
(лат. fuga бег)
в психиатрии — внезапное и кратковременное двигательное возбуждение в форме элементарных движений или действий (раздевание, бег и др.), которое сопровождается сумеречным помрачением сознания; симптом эпилепсии и органических заболеваний ц.н.с.
Источник: Медицинская энциклопедия на Gufo.me
Значения в других словарях
- фуга — сущ., кол-во синонимов: 3 кондетта 1 фугетта 1 шов 15 Словарь синонимов русского языка
- фуга — ФУГА, и, ж. (спец.). Музыкальное произведение, основанное на последовательном повторении одной музыкальной темы несколькими голосами. | прил. фуговый, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
- ФУГА — ФУГА (итал. fuga, букв. — бег) — музыкальное произведение имитационно-полифонического склада, основанное на многократном проведении одной или нескольких тем во всех голосах; наиболее сложная форма полифонической музыки (см. Имитация, Полифония). Большой энциклопедический словарь
- Фуга — (лат. fuga – бегство, бег). Разновидность амбулаторного автоматизма. Проявляется кратковременными эпизодами двигательного возбуждения в форме элементарных стремительных движений и действий (больные сдирают с себя одежду, куда-то бегут). Толковый словарь психиатрических терминов
- Фуга — (итал. fuga, от лат. fuga — бег, бегство) (музыкальная), высшая форма полифонической музыки (см. Полифония). Строится на многократных имитационных проведениях основной музыкальной темы во всех голосах (от 2 и более). В 1-й части... Большая советская энциклопедия
- Фуга — (лат., итал. fuga, букв. — бег, бегство, быстрое течение; англ., франц. fugue; нем. Fuge). 1) Форма полифонич. музыки, основанная на имитац. изложении индивидуализированной темы с дальнейшими проведениями (1) в разных голосах с имитац. Музыкальная энциклопедия
- фуга — Ф’УГА, фуги, ·жен. (·итал. fuga, ·букв. бегство) (муз.). Одна из основных форм многоголосного стиля, состоящая в последовательном вступлении нескольких голосов, исполняющих ту же тему. Четырехголосная фуга. II. Ф’УГА, фуги, ·жен. (·нем. Fuge — скрепа. Толковый словарь Ушакова
- фуга — Фуга, фуги, фуги, фуг, фуге, фугам, фугу, фуги, фугой, фугою, фугами, фуге, фугах Грамматический словарь Зализняка
- фуга — ФУГА ж. немецк. столярн. вдольный плотный стык двух досок. || Муз. сочиненье, в котором один голос выступает поочередно за другим, повторяя одно и то же. || Южн. малорос. вьюга, метель. Фуговать столярн. Толковый словарь Даля
- Фуга — Высшая форма полифонного стиля, развившаяся из имитации (см.). В двухголосной и многоголосной Ф., как и в имитации, проводится тема, но только по известным установившимся правилам. Приемы проведения темы, установившиеся... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
- фуга — ФУГА -и; ж. [итал. fuga] Муз. 1. Последовательное вступление нескольких голосов, повторяющих какую-л. тему. 2. Музыкальное произведение, основанное на таком распределении голосов. Четырёхголосные фуги. Канонические фуги. Фуги Баха, Генделя. Толковый словарь Кузнецова
- фуга — орф. фуга, -и Орфографический словарь Лопатина
- фуга — фуга ж. 1. Одна из основных музыкальных форм многоголосного стиля, заключающаяся в последовательном вступлении нескольких голосов, исполняющих ту же тему. 2. Музыкальное произведение, основанное на таком распределении голосов. Толковый словарь Ефремовой
- фуга — фу́га муз. Из нем. Fugе – то же или ит. fugа от лат. fugа "бегство": Ώquiа vох vосеm fugаt᾽ "потому что один голос обращает в бегство, гонит другой голос" (см. Клюге-Гётце 178; Шульц I, 228). Этимологический словарь Макса Фасмера
- фуга — Фуги, ж. [ит. fuga, букв. бегство] (муз.). Одна из основных форм многоголосного стиля, состоящая в последовательном вступлении нескольких голосов, исполняющих ту же тему. Четырехголосная фуга. Большой словарь иностранных слов
- фуга — -и, ж. муз. 1. Последовательное повторение одной музыкальной темы несколькими голосами. Напев разрастался, переходил из одного инструмента в другой. Происходило то, что называется фугой ---. Малый академический словарь
- фуга — Фу́г/а. Морфемно-орфографический словарь
- фуга — ФУГА и, ж. fougue f. един. Порыв, восторг, жар. Не было никого у нас в это время из современных пейзажистов, которые блистали бы такою фугою красок, как он < Айвазовский>. Боголюбов Зап. 29. Словарь галлицизмов русского языка
Фуга (музыка) Википедия

Фу́га (лат. fuga «бег» от лат. fugere «бежать», «убегать») — композиционная техника и форма полифонической музыки, где общая мелодическая линия многоголосого произведения «перебегает» из одного его голоса в другой. В классической однотемной фуге несколько голосов, каждый из которых повторяет (имитирует) заданную тему.
Строение[ | ]
Тема[ | ]
Вся фуга строится вокруг короткой мелодии — «темы». Диапазон темы обычно не превышает октавы. Так как тема не должна быть длинна, чтобы её можно было легко запомнить и узнавать в течение всей фуги, длинная тема возможна только в том случае, когда она имеет характер секвенции. Для темы достаточно 3, 4 или 6 тактов, в зависимости от темпа. В скором темпе возможна тема и в восемь тактов. Начальным звуком темы обычно служит I или V ступень лада — один из звуков, наиболее ясно определяющих тональность произведения. Тема может не иметь ярко выраженного завершения; иногда же она заканчивается четким кадансом в основной или доминантовой тональности. Характерной можно назвать ту тему, которая запоминается своеобразным сопоставлением интервалов и разнообразным, но не пёстрым ритмом. В простой фуге тема должна быть одноголосной. Мелодической теме часто бывает свойственна так называемая «скрытая полифония». Это явление выражается в том, что между отдельными звуками темы возникает мелодическая связь на расстоянии. Линия одного голоса как бы разделяется на две или три мелодические линии. Это осуществляется в результате скачков либо с возвращением к исходному звуку, либо разделяющих мелодически близкие друг к другу звуки.
Структура[ | ]
Фуга состоит из трех частей: экспозиции, разработки, репризы.
Экспозици
Искусство фуги — Википедия
«Иску́сство фу́ги» (нем. Die Kunst der Fuge) — сборник из 14 фуг и 4 канонов И. С. Баха, BWV 1080, предположительно для клавира. Сохранившиеся пьесы, написанные в 1742—1749 годах (цикл не окончен), задуманы как изысканные и разнообразные полифонические разработки (авторское название: Contrapunctus) одной и той же темы в тональности ре-минор (d-moll).
![]() Основная тема фуги |
Включает в себя 14 фуг (и ещё одна неоконченная ) и 4 канона (всего 18 или 19 контрапунктов). Одна из фуг чаще всего не исполняется, так как является почти полным аналогом другой фуги (16 и 17 фуги) и, кроме того, она для двух клавиров.
В партитуре «Искусства фуги» не указано, для какого инструмента предназначалось это произведение. Многие считают, что оно написано для клавира; в настоящее время чаще всего исполняется на фортепиано, а кроме того на органе и клавесине. Существуют и различные оркестровки, переложение для струнного квартета и т. д.
Поскольку произведение представляет собой сборник фуг и канонов (а не цикл с предписанным и обязательным последованием частей), порядок следования пьес в исполнениях обычно не учитывается. Все фуги написаны на одну тему, кроме последней трёхтемной (не окончена).
Примечание. Названия пьес (курсивом) и порядок следования даны по первому изданию (1751).
- 1 Contrapunctus 1
- 3 Contrapunctus 2
- 6 Contrapunctus 3
- 8 Contrapunctus 4
- 13 Contrapunctus 5
- 16 Contrapunctus 6 a4 in stylo Francese (4-голосный во французском стиле)
- 19 Contrapunctus 7 a4 per augmentationem et diminutionem (4-голосный в увеличении и уменьшении)
- 21 Contrapunctus 8 a3 (3-голосный)
- 26 Contrapunctus 9 a4 alla duodecima (4-голосный в дуодециму)
- 29 Contrapunctus 10 a4 alla decima (4-голосный в дециму)
- 32 Contrapunctus 11 a4 (4-голосный)
- 37 Contrapunctus 12 inversus a4 (4-голосный в обращении)
- 39 Contrapunctus [12] inversus a4 (4-голосный в обращении)
- 41 Contrapunctus [13] a3 (3-голосный)
- 43 Contrapunctus [13] inversus a3 (3-голосный в обращении)
- 45 Contrapunctus a4 (4-голосный; ранняя версия Contrapunctus 10)
- 48 Canon per augmentationem in contrario motu (канон в увеличении и противодвижении)
- 51 Canon alla ottava (канон в октаву)
- 53 Canon alla decima in contrapunto alla terza (канон в дециму и контрапункт в терцию)
- 55 Canon alla duodecima in contrapunto alla quinta (канон в дуодециму и контрапункт в квинту)
- 57 Fuga a 2 Claviere (фуга для 2 клавиров; 4-голосная версия Контрапункта 13)
- 59 Alio modo Fuga a 2 Claviere (ещё фуга для 2 клавиров; 4-голосная версия Контрапункта 13)
- 61 Fuga a 3 soggetti (трёхтемная фуга; не окончена)
- 66 Хорал «Wenn wir in hoechsten Noethen», canto fermo in Canto (BWV 668)
Примечание. В автографе Баха пьесы никак не озаглавлены, за некоторыми исключениями, которые выделены полужирным.
- 1 Contrapunctus 1
- 2 Contrapunctus 2
- 3 Contrapunctus 3''
- 4 Contrapunctus 4
- 5 Contrapunctus 5
- 6 Contrapunctus 6 a4 in stylo Francese (4-голосный во французском стиле)
- 7 Contrapunctus 7 a4 per augmentationem et diminutionem (4-голосный в увеличении и уменьшении)
- 8 Contrapunctus 8 a3 (3-голосный)
- 9 Contrapunctus 9 a4 alla duodecima (4-голосный в дуодециму)
- 10 Contrapunctus 10 a4 alla decima (4-голосный в дециму)
- 11 Contrapunctus 11 a4 (4-голосный)
- 12/1 Contrapunctus 12 inversus a4
- 12/2 Contrapunctus 12 inversus a4
- 13/1 Contrapunctus 13 inversus a3
- 13/2 Contrapunctus 13 a3
- 14 Contrapunctus 14. Canon al roversio et per augmentationem. Canon in Hypodiatessaron al roversio et per augmentationem
- 15 Contrapunctus 15. Canon in Hypodiapason. Resolutio canonis
- 16 Contrapunctus 16. Canon alla decima [in] contrapunto alla terza
- 17 Contrapunctus 17. Canon alla duodecima in contrapunto alla quinta
- 18/1 Contrapunctus 18. Fuga a 2 Claviere (фуга для 2 клавиров; 4-голосная версия Контрапункта 13)
- 18/2 Contrapunctus 18. Alio modo Fuga a 2 Claviere (ещё фуга для 2 клавиров; 4-голосная версия Контрапункта 13)
- 19 Contrapunctus 19. Fuga a 3 soggetti (трёхтемная фуга; не окончена)
Существуют и другие варианты последовательности пьес (все они носят гипотетический характер).
- Contrapunctus 16 'Fugue Forma recta. Fugue Forma inversion a3 заменяется на
- Contrapunctus 12a 'Fugue Forma recta a3'
- Contrapunctus 12b 'Fugue Forma inversion a3'
- Contrapunctus 18 'Fugue Forma recta. Fugue Forma inversion a4 заменяется на
- Contrapunctus 13a 'Fugue Forma recta a4'
- Contrapunctus 13b 'Fugue Forma inversion a4'
- Contrapunctus 19 'Fugue a 3 Soggetti a4 заменяется на
- Contrapunctus 14 'Fugue a 3 Soggetti a4
- Contrapunctus 17 'Fuga a 2 Clav (rectus). Alio modo Fuga a 2 Clav (inversus) не включаются в цикл, записываются отдельно, как фуги для двух клавиров
Порядок канонов в данной нумерации также иной:
- Canon per Augmentationem in Contrario Motu a2
- Canon alla Ottava a2'
- Canon alla Decima in Contrapunto alla Terza a2'
- Canon alla Duodecima in Contrapunto alla Quinta a2
Четыре простые фуги[править | править код]
В первых фугах использовалась основная тема, с незначительными видоизменениями. Так, Contrapunctus 1 написан на основную тему, Contrapunctus 2 на основную тему с изменением ритма на пунктирный, Contrapunctus 3 и Contrapunctus 4 написаны на основную обращенную тему, при этом тема 3 фуги несколько видоизменена и не является полным обращением основной темой.

В первой фуге проходит проведение основной темы. Эта тема не является особо сложной ни в техническом, ни в музыкальном смысле. Она взята такой для удобного трансформирования этой темы в другие, а также для вариаций этой темы. Первая фуга показывает достоинства темы: простота, хорошая сочетаемость с различными противосложениями.
В этой фуге тема используется в основном виде (без обращений), и лишь в некоторых местах допускаются небольшие модификации этой темы.

Вторая фуга по теме очень похожа на первую фугу. Но конец темы пунктирный как и весь характер фуги.

В этой фуге использована обращённая тема, но с изменениями. Начинается тема с ноты «ре», но потом модулирует в ля минор (как тональный ответ в первой фуге). "Ля мажорный" до диез обостряет тяготение к ре минору в ответе. В противосложении (в котором зашифрована тема, но от одной ноты к другой осуществлён хроматический переход — хроматическая тема) проводится уже прямая тема в ре миноре.

Позже появляется новая тема (с элементами синкопы) — вариация старой, также в противосложении с хроматической темой

Ближе к концу фуги опять в противосложении с хроматической темой появляется ещё одна вариация темы. Перейдя ко второму разделу фуг можно видеть, что такая последовательность модификаций темы неслучайна. Она готовит к основной теме второго раздела фуг «Фуги в противодвижении».
Три фуги в противодвижении[править | править код]
- Contrapunctus 5
- Contrapunctus 6
- Contrapunctus 7
Тема в этих фугах является вариацией на основную тему. В Contrapunctus 5 используется вариационная тема в прямом обращенном проведении. В Contrapunctus 6 помимо средств, использовавшихся в Contrapunctus 5, также используется уменьшении размера темы в 2 раза в некоторых проведениях, а в Contrapunctus 7 помимо уменьшения используется и увеличение размера темы в 2 раза.
Двойные и тройные фуги (четыре фуги)[править | править код]



- Contrapunctus 9
- Contrapunctus 10
- Contrapunctus 11
Фуги данного раздела привлекают к себе внимание, благодаря появлению новых тем, прекрасно сочетающихся с основной и вариационной темой. Сразу в Contrapunctus 8 заметны новые 2 темы, которые будут использованы и в Contrapunctus 11, но в основном в обращении. В Contrapunctus 9 задействована увеличенная основная тема, а также новая тема. В Contrapunctus 10 помимо вариационной темы появляется новая тема.
Четыре двухголосных канона[править | править код]
- Contrapunctus 12
- Contrapunctus 13
- Contrapunctus 14
- Contrapunctus 15
Первые два канона Contrapunctus 12 и Contrapunctus 13 идут в интервалы: Contrapunctus 12 — в октаву, а Contrapunctus 13 в дуодециму. Contrapunctus 14 тоже написан в интервал (децима), но при этом пропоста и риспоста — в разных ладах (пропоста — в миноре, риспоста — в мажоре), но очень хорошо гармонируют между собой, что придает особый интерес к этому канону. В последнем каноне Contrapunctus 15 риспоста является увеличенной в два раза и обращенной пропостой (подробнее о пропосте и риспосте).
Три зеркальные фуги[править | править код]
- Contrapunctus 16
- Contrapunctus 17
- Contrapunctus 18
Предпоследние три фуги сами в себя включают как бы две фуги: основную и зеркальную, которые обычно в нотах написаны одна под другой, но только для наглядности. Исполнять следует, разумеется, по отдельности. Contrapunctus 17 написан на ту же тему, что и Contrapunctus 16, причем написан в виде двух фуг для двух клавиров (обычно не исполняется). В принципе, зеркальные фуги — пожалуй технически самые сложные для исполнения на фортепиано (или другом клавишном инструменте) из-за наличия больших интервалов между голосами, поэтому они иногда исполняются на двух инструментах (а иногда и не только они, а и всё Искусство фуги).
Последняя неоконченная фуга[править | править код]
Последняя фуга написана на три новые темы, одна из которых — знаменитая тема B-A-C-H (последняя тема), на которую написаны произведения и другими композиторами в знак уважения к И. С. Баху. Фуга как бы разбивается на три части, каждая из которых представляет новую тему. В последней части происходит слияние всех трёх тем… Это загадочная фуга. Во-первых, есть вероятность, что фуга была написана отдельно от Искусства фуги и не имела к нему никакого отношения, а впоследствии просто была «пришита» к нему. Во-вторых, это неоконченная фуга и всегда ставит перед исполнителем вопрос: «дописать» фугу или «бросить на последней записанной ноте».
Фортепиано:
Клавесин:
Орган:
Струнный квартет:
- Roth Quartet (1934-5)
- Итальянский квартет (1985)
- Джульярдский квартет (1989)
- Keller Quartet (1997)
- The Stuggart Chamber Orchester (2002)
- Emerson Quartet (2003)
Оркестр:
Другие:
- Musica Antiqua Köln (дирижёр Рейнхард Гёбель) для струнного квартета/клавесина и различных комбинаций инструментов (1984)
- Берлинский квартет саксофонистов (1990)
- Йожеф Этвёс (József Eötvös) на двух 8-струнных гитарах (2002)
- Amsterdam Loeki Stardust Quartet (1998)
- Fretwork for Consort of Viols для скрипачного квартета(2002)
- Aurelia Saxophone Quartet для саксофонного квартета (2005)
- The Canadian Brass
- Оркестр Жака Шелли (Jacques Chailley) и Паскаля Вингерона (Pascal Vigneron) для квартета и органа (2005).
- Laibach, индастриал-группа из Словении, альбом Laibachkunstderfuge (2008).