Где применяется мозаика, статья — Mosaic Kingdom
Мозаика сможет наполнить красотой и цветом ваш дом и пространство вокруг него. Благодаря устойчивости к резким температурным перепадам, морозоустойчивости, водонепроницаемости, стойкости цвета и абсолютной неприхотливости — мозаика подходит для отделки как внутри дома, так и c наружи.
Ванная — пространство, где человек может отдаться мечтам и очистить тело и мысли. В ванной комнате мозаикой можно оформить как пол и стены, так и криволинейный поверхности – панель ванной, колонны, ступени, арки. Благодаря стойкости к щелочным веществам уход за чистотой мозаики очень прост. Стеклянная мозаика водонепроницаемая, по сравнению с керамической плиткой, которая при перепадах температур впитывает влагу и загрязняется, что приводит к микротрещинам и потери эстетического вида. Прекрасно смотрятся столешницы под раковину в мозаике. Если Вам понравилась плитка и к ней нет подходящих декоров, их можно создать из мозаики
Прекрасным решением будет полностью сделать ванную комнату из мозаики, ее можно нарисовать в цветах, выделить отдельную яркую стену рисунком или пейзажем, или расписать узорами. Практичным решением будем отделка поддона и стен душевой кабины в мозаике. Это место, где много мелких деталей и поворотных элементов, с которыми из плитки будет очень много подрезки, а мозаика легко с ними справится.
Мозаика в хаммаме. Турецкая баня
– место, где много пара и влаги. Для таких условий и красивой, и практичной будет мозаика. Потолок, стены, лежаки можно украсить орнаментами или миксами из мозаики. Орнаменты и рисунки можно предварительно прорисовать под Ваши размеры комнаты.Мозаика идеальное и красивое решение для отделки чаш бассейнов, минибассейнов, фонтанов, стен бассейновых помещений.
В бассейнах масса воды давит на стенки, заставляя их слегка расширяться. Расширение происходит за счет междуплиточных швов, и при больших размерах плитки она может потрескаться (поэтому международные стандарты ограничивают величину плитки для бассейнов). Стеклянная мозаика – это абсолютно непроницаемый материал, в бассейне он хороша и тем, что плоскость получается шероховатой благодаря множеству швов.
Мозаика как декор. Мозаику можно применять как декор на стенах в гостиной, окантовку люстр на потолке, изголовье кровати в спальни, отделку подоконников. Мозаичные панно — это лучшее яркое и практичное решение декорирования интерьера. Купить панно из мозаики можно в Харькове обратившись к нам.
Коммерческие заведения. Мозаика – очень яркий разноцветный материал. Мозаику можно использовать на барных стойках, ресепшене в гостиницах. Очень красиво смотрятся манекены из мозаики
и художественные панно.Мозаичные картины и портреты могут быть великолепным подарком к Дню Рождения, Юбилею или другому празднику. Величие и красота, техника изготовления – как из мелких частиц создается живой образ, поразит любого человека и принесет радость от подарка.
Мозаика в храмах. Иконы из мозаики издавна украшали фасады церквей и храмов. В основном для этих работ использовали смальту и золотую мозаику. На фасадных частях храмов в арках можно увидеть прекрасные работы из колотой мозаики.
Мозаика на фасадах зданий. Украшение Вашего дома из мозаики сделает его гостеприимным, запоминающимся, узнаваемым из далека.
Все это — далеко не весь спектр применения мозаики.
Мозаика поможет реализовать ваши идеи и фонтазии и прекрасно украсит ваш дом.
Вернутся в статьи
http://mosaickingdom.biz/?page_id=141
Мозаика — Википедия


Моза́ика (фр. mosaïque, итал. mosaico от лат. (opus) musivum — (произведение), посвящённое музам) — техника создания изображений и декорирования какой-либо поверхности прикреплением к общей основе кусочков материалов, различающихся по цвету, фактуре, текстуре. Разновидность инкрустации. Также именуются основанные на этой технике разновидности изобразительного, декоративного, декоративно-прикладного и монументально-декоративного искусства разных жанров. Мозаику как разновидность инкрустации следует отличать от близкой техники интарсии[1].

Древний Восток[править | править код]
История мозаики восходит ко 2-й половине IV тысячелетия до нашей эры — времени, которым датированы постройки дворцов и храмов шумерских городов Месопотамии. Мозаику в качестве облицовки глинобитных стен составляли из обожженных глиняных палочек-конусов («керамических гвоздей») длиной 8-10 см и диаметром 1,8 см. Изображение формировалось из торцов — полукруглых шляпок таких «гвоздей», вбиваемых в стену. Отсюда название — штифтмозаика (нем. Stiftmosaik). Блестящая поливная глазурь, чаще красного, чёрного и белого цветов (получаемая из наиболее распространенных окислов металлов, содержащихся в обычной глине, или минералов древесной золы) образовывала на поверхности геометрические узоры: зигзаги, ромбы, треугольники. Остатки штифтмозаики в руинах колонного зала царского дворца в Уре (вторая половина 4 тыс. до н.э.) открыла в 1912 году немецкая археологическая экспедиция.Ранним примером техники инкрустации, получившей в античности название мозаичной техники opus sectile, впоследствии развившейся в технику флорентийской мозаики, можно считать артефакт, условно называемый «Штандартом из Ура» (2600—2400 гг. до н. э.)
К VIII веку до нашей эры относят ранние примеры применения техники мозаики из необработанной гальки, позднее составившей один из этапов в развитии мозаичной техники в архаической и классической Греции, пренебрежительно называемой римлянами opus barbaricum. При раскопках открыты орнаментированные галечные полы Алтын-тепе (вост. Анатолия) и дворца в Арслан-таше (Ассирия), однако самым богатым памятником являются галечные мозаики Гордиона (Анатолия).
Античность[править | править код]
Ранние античные мозаики из морской гальки найдены в Коринфе и датированы концом V века до нашей эры Это контурные изображения фигур людей, животных, мифологических существ, обрамлённые геометрическим и растительным орнаментами, выполненные обычно белым по чёрному, в стилевом отношении близкие краснофигурной древнегреческой вазописи. Подобные образцы IV века до нашей эры найдены также в Олинфе, Сикионе, Эретрии. Важный шаг к развитию изобразительности был сделан в мозаиках Пеллы (конец IV века до н. э.), Пафоса на о. Кипр.
Расцвет античной мозаики приходится на эпоху эллинизма, когда появляется техника подколки камешков и становится доступным цветное стекло, что позволяло достигать большей живописности изображений и использовать широкую цветовую гамму. Древнейшим памятником, в котором была использована техника подколки или тесселирования, считаются мозаики сицилийского города Моргантина (III век до н. э.). Выдающимся произведением эллинистического искусства из Помпей является мозаичная картина «Битва Александра Македонского с Дарием»(125—120 гг. до н.э.) — мозаика выложена из около полутора миллионов кусочков цветных камней, вероятно, по живописному оригиналу, собранных по технике, известной как «opus vermiculatum». Её размер: 5,84 на 3,17 метра (площадь — свыше 15 квадратных метров). Примечательно, что это напольная мозаика, но в Национальном археологическом музее Неаполя она экспонируется на стене, вертикально, как картина.
В Древнем Риме мозаикой выкладывали полы и стены вилл, дворцов и терм. Общего термина «мозаика» еще не существовало. Мозаичные полы из гальки и кусочков мрамора именовали по-гречески литостротами (lithostroton — мощённый камнем), более простые, орнаментальные — павиментами (лат. pavimentum — утоптанный). Позднее появилось слово «tesselatum» — плиточный (от лат. tessera — кубик). Также позднее стали называть кубики цветной смальты. Мастеров наборных полов именовали тесселариями, а их работу также — сектильной работой (лат. opus sectile — составное произведение). Изобразительные вставки в орнаментальную композицию называли эмблемами (по-гречески: «вставленная часть»), а воспроизведение в мозаичной технике известного живописного произведения — emblema vermiculatum (лентообразная, в значении сложная, изобразительная вставка).
Мозаика из стеклянных тессер (кубиков) появилась в Александрии Египетской (один из центров стеклоделия античного мира) в III—II веках до н.э. Есть сведения о появлении стеклянной мозаики в Риме в I в. н. э. (эти мозаики не сохранились). С I в. н. э. в латинской литературе появляется выражение «opus musivum» (произведение, посвящённое музам), а мастеров, создававших мозаичные картины стали именовать musivarii, что свидетельствует о высокой оценке мозаики не только как техники, но и в качестве оригинального вида изобразительного искусства [2]. Примечательно также свидетельство Плиния Старшего о том, что в Риме уже в III—II веках до н.э. «литострот вытеснил мозаику с павиментов» и она «перешла на своды» («Естествознание», XXXVI, 60—64).
Ранние христиане и Византия[править | править код]
См. Византийская мозаика

Средневековая Евразия[править | править код]

Рококо[править | править код]
В качестве материала для мозаики стали широко применяться раковины морских моллюсков. Такими мозаиками украшали интерьеры.
В Европе в этот период получила распространение мода на мозаики из бисера. Бисер вкладывали по воску на бумагу, картон, пользуясь схемами для вышивки крестом. Подобных работ сохранилось очень мало.
В Германии с этим материалом в 1750—1770 годах работала мануфактура ван Зелова, впоследствии секрет технологии был утерян. Декорировались как плоские детали мебели, например столешницы, так и объёмные предметы: бутыли, фигурки птиц. Большинство изделий этой мануфактуры находится в музеях Германии. Есть один столик производства этой мануфактуры в Музее-заповеднике Архангельское.
Ислам[править | править код]

Фото С. Прокудина-Горского (1905—1915)
Мозаика очень широко использовалась в оформлении дворцов правителей Востока. Так, Дворец шекинских ханов является выдающимся произведением средневековой архитектуры Азербайджана. Этот дворец, считающийся одним из ценных памятников архитектуры XVIII века Азербайджана, был построен в 1762 году Гаджи Челеби. Дворец, в своё время входивший в комплекс дворцовых сооружений и служивший резиденцией шекинских ханов, представляет собой двухэтажное здание. Фасад дворца представляет собой подъёмные решетчатые рамы с набором шебеке — разноцветных мелких стёкол. Многоцветный рисунок шебеке красочно дополняет росписи, покрывающие стены дворца.
Во второй половине XVIII века в Шекинском ханстве высокого развития достигло искусство живописи, непосредственно связанной с архитектурой и строительством. Все значительные архитектурные сооружения в городе Шеки были богато украшены стенной росписью, являвшейся в то время самым популярным видом живописной техники. Свидетельством тому являются образцы живописи из Дворца шекинских ханов, сохранившиеся до наших дней и не утратившие своей художественной выразительности. Стенные росписи посвящались различным темам: сцены охоты на диких зверей, сражений, растительные и геометрические орнаменты, рисунки, созданные по мотивам «Хамсе» (Пятерицы) азербайджанского поэта Низами Гянджеви, сцены из дворцовой жизни, бытовые зарисовки из крестьянской жизни и так далее. В основном применялись такие цвета, как синий, красный, золотистый, жёлтый. На плафоне зала во дворце шекинских ханов зашифровано имя талантливого живописца Аббаса Кули. Следует отметить, что стены дворца не раз реставрировались, и поэтому здесь можно встретить росписи, сделанные мастерами, жившими в разное время.
Французская мозаика[править | править код]
Одной из достаточно известных французских мозаик в своё время была мозаика компании «Emaux de Briare». Завод по производству бриарских фарфоровых бусин, а несколькими годами позже и мозаики, был открыт 1837 году. Существует множество произведений искусства, созданных из бриарской мозаики. Известный художник Эжен Грассе, одна из значимых фигур французского течения ар-нуво, использовал её при создании многих своих работ.[3] Эта мозаика производится и по сей день и является одним из немногих оставшихся полностью французских производств.
Макет фронтона на церкви Сен-Этьен в городе Бриар; Эжен Грассе, мозаист, 1892 г.Мозаика Киевской Руси[править | править код]
Начало мозаичного искусства в России связано с эпохой Киевской Руси и принятием христианстваот Византии. Столичная культура того времени была эллинистической по духу и византийской по содержанию. Мозаиками по византийскому образцу были украшены храм Св. Софии в Киеве (1019—1037). Особенно знаменита киевская Богоматерь Оранта в конхе апсиды собора. Мозаика выполнена совместно греческими и русскими мастерами. Примечательна обводка фигуры цветным контуром и золотой фон. Известны также мозаики Михайловского златоверхого монастыря, созданные русскими мастерами (1111—1113). Примечательно сочетание мозаик с фресками [4]. В дальнейшем фрески постепенно вытесняли мозаики и мозаичное искусство было надолго забыто [5].
Мозаика в России[править | править код]
Достижения в области искусства мозаики Нового времени связаны с елизаветинской эпохой и именем Михаила Васильевича Ломоносова. В 1753 г. указом императрицы Елизаветы Петровны в собственность М. В. Ломоносова было передано село Усть-Рудицы Копорского уезда (близ Ораниенбаума), «где есть глина, песок и дрова». Ранее, в 1746—1750 гг., в мастерской Академии наук на Васильевском острове в Петербурге Ломоносов в процессе долгих опытов сумел получить смальты. ярких красных и зелёных оттенков. С двумя помощниками, учениками Рисовальной палаты — Матвеем Васильевым и Ефимом Мельниковым — Ломоносов стал создавать небольшие мозаичные картины. Среди них: «Св. Апостол Пётр», портреты Петра I (используя произведения Л.Каравакка, Ж.-М.Наттье Младшего), великого князя Петра Фёдоровича, императрицы Елизаветы Петровны по оригиналам Л. Токке и Ф. С. Рокотова, Екатерины II, графа М.И.Воронцова, графа П.И.Шувалова. В 1740-х гг. Ломоносов был близок к открытию отечественного фарфора, но его увлекло именно стекло и он задумал возродить мозаичное искусство, существовавшее в X—XI веках в Киевской Руси благодаря мастерам из Византии (версия о поездке Ломоносова в 1734 г. в Киев документально не подтверждается). Стеклу Ломоносов посвятил восторженные поэтические строки:
Неправо о вещах те думают, Шувалов, Которые Стекло чтут ниже Минералов, Приманчивым лучем блистающих в глаза: Не меньше польза в нем, не меньше в нем краса Нередко я для той с Парнасских гор спускаюсь; И ныне от нее на верьх их возвращаюсь, Пою перед тобой в восторге похвалу Не камням дорогим, ни злату, но Стеклу. (Из «Письма о пользе стекла», адресованного графу И.И.Шувалову. 1752).
Русский учёный подчёркивал два главных качества, присущих мозаичным картинам: долговечность и насыщенность цвета. К началу 1760-х гг. Ломоносов сумел разработать рецептуру 112 тонов и более тысячи оттенков цветных смальт, превзойдя палитру мозаичной мастерской в Ватикане. Параллельно с химическими опытами Ломоносов писал трактат «Новая теория о цветах, утверждённая новыми опытами». В 1758 г. Ломоносов представил в Сенат «прошение» — проект мемориального «мозаичного монумента» Петру Великому в Петропавловском соборе. Учёный-художник замыслил кроме памятника «над могилой» «выложить всю церковь внутри мозаичными картинами». Проект предполагал создание 17 больших панно между окон собора, отражающих главные события царствования Петра I (царь Пётр был кумиром Ломоносова). По замечанию Я. Штелина, «все художники и знатоки очень смеялись над этой выдумкой и жалели церковь, если она будет выложена стеклом» [7]. Описание монумента составлено Ломоносовым в духе времени и, действительно, выглядит претенциозным и помпезным даже для эпохи барокко.
Несмотря на критику и насмешки, в 1761 г. Ломоносов всё же добился разрешения Сената на изготовление первой мозаичной картины для собора на тему «Полтавская баталия». Ломоносов, вероятно, сам участвовал в разработке композиции, в которой прослеживаются «цитаты» и заимствования фигур из картин И.Н.Никитина, П-Д.Мартена Младшего, Л.Каравакка и Ж.-М. Наттье Младшего на тот же сюжет. Центральная фигура Петра I на вздыбленном коне близка фигурам на картине немецкого живописца Й. Г. Таннауера (1710) и на шпалере, созданной в мастерской Ф. Бегагля в 1722 г. Картон для мозаики написал Карл Людвиг Христинек (1732—1794), немецкий живописец, родившийся в Петербурге. В художественном отношении — по рисунку и композиции — картон представляет собой посредственное произведение. Ломоносова пытались отговорить работать с таким картоном, но он был упрям.
Над мозаикой в его доме в Петербурге на набережной реки Мойки трудились семь помощников. Для набора использовали медную «сковороду» (481 × 644 см). В январе 1765 г. гигантский труд был завершён. Несовершенство рисунка и композиции было усилено грубостью мозаичного набора. Портретность персонажей оставляет желать лучшего, историческая достоверность костюмов, обмундирования, вооружения в то время не считалась обязательными. С расстояния мозаика не выглядела монументальной, а вблизи непривычные швы набора производили странное впечатление. Новой императрице Екатерине II и её советникам мозаика не понравилась — она не соответствовала эстетике екатерининского классицизма. Президенту Академии И.И.Бецкому поручили поискать для произведения Ломоносова «какого-либо другого приличного места». Бецкой распорядился перенести мозаику в заброшенный амбар при Академии. 5 апреля 1765 г. Ломоносов скончался. Усть-Рудицкую фабрику возглавил Матвей Васильев (1732—1782), но производство за отсутствием заказов приходило в упадок и в 1768 г. фабрику закрыли. Мозаичное искусство было надолго забыто. «Полтавская баталия» девять раз меняла местонахождение, и только в 1925 г. (к двухсотлетию Академии наук) её установили на верхней площадке главной лестницы здания Академии наук на Васильевском острове.
В 1848 году возникла идея перевода живописных изображений крупнейшего в России Исаакиевского собора в мозаики «ввиду их долговечности и ценности». Причём требовалась, согласно эстетике времени, максимальная приближенность к живописным оригиналам [8]. Но собственного мозаичного производства не существовало.
В Италии в это время выдающимся мастером римской мозаики (из миниатюрных тессер) был Микеланджело Барберри (1787—1867). В 1846 г. он открыл в Риме школу мозаичистов. В этой школе в 1847—1848 годах осваивал технику мозаики русский мастер Василий Егорович Раев [9]. В Санкт-Петербургском Эрмитаже, в Павильонном зале, находится одно из произведений Раева с помощниками римского периода. Это вмонтированная в пол зала копия античной мозаики в ½ натуральной величины, найденной в 1870 г. в руинах терм Отрикулума близ Рима (ныне в музеях Ватикана). В том же зале экспонируются столешницы в технике римской мозаики с видами Рима работы М. Барберри и столешница из флорентийской мозаики, созданная Джакомо Раффаэлли (1753—1836). Выпускников Императорской Академии художеств, Е. Г. Солнцева, И. С. Шаповалова, С. Ф. Федорова) командировали в Рим [8]. В 1851 году русские ученики вернулись на родину.
Для создания специального Императорского Мозаического заведения при Академии художеств в Санкт-Петербурге (вначале исключительно для нужд оформления Исаакиевского собора) в 1851 году из Италии пригласили Винченцо Раффаэлли (однофамильца Микеланджело Раффаэлли) с братом Петром. Работа заняла долгие годы. Мозаичные картины, в том числе иконы для иконостаса, выполняли в 1851—1914 годах. Однако грандиозная по затратам работа не дала ожидаемых результатов. Мозаики из мелкой смальты с огромным количеством оттенков, поднятые на большую высоту, не сверкали подобно византийским образцам, а совершенно терялись в полумраке собора и выглядели грязными по цвету. Имитация мозаикой живописи не могла принести желаемого результата, поскольку нивелировала специфику мозаичного искусства, заключающуюся в качествах монументальности и декоративности.
С 1883 года Мозаическим отделением Академии художеств руководил Александр Никитич Фролов (1830—1909). В 1890 году он вместе со старшим сыном А. А. Фроловым организовал собственную мастерскую. Технике обратного мозаичного набора (так называемого венецианского способа) с 1888 года Фролов учился в Венеции у Антонио Сальвиати. Младший сын мастера Владимир Александрович Фролов (1874—1942) учился в Академии художеств, в 1897 г. возглавил отцовскую мастерскую. В период модерна мастерская Фроловых выполняла многие ответственные заказы: мозаики для иконостаса Собора Спаса на Крови в Санкт-Петербурге (1897—1907), Великокняжеской усыпальницы в Петропавловской крепости (1906), орнаментальные мозаики Храма Христа Спасителя в Москве (1880—1883), собор в Варшаве(1902), в Дармштадте (1903), мозаичные портреты членов царской семьи и частные заказы.
В 1934 году, когда возобновилась после длительного перерыва деятельность академической мозаичной мастерской руководить ей пригласили В. А. Фролова. [10]. Фролов собирал коллекцию мозаик и мечтал о создании Музея мозаичного искусства [11]. В монументальном искусстве XX—XXI веков художники используют необычные композиционные приёмы и сочетают самые разные материалы: стекло, фаянсовые плитки, фарфоровый бой, цветной кирпич, бетон и металл.
Мозаика и народное искусство[править | править код]
Современное искусство[править | править код]
Мозаика племени Уичоли (Huichol)[править | править код]

В настоящее время развивается такой вид автохтонного искусства, как мозаика племени уичоли. Она представляет собой редкую разновидность мозаики по применяемому материалу — в этой технике для укладки применяется бисер.
Есть примеры другой укладки бисера — отверстием вверх.
Способы укладки[править | править код]
При прямом наборе элементы мозаики вдавливаются в грунт. При обратном наборе мозаика собирается на картоне или ткани, потом переносится на загрунтованную поверхность.
Укладка мозаики: техника похожа на укладку плитки, клей и затирочный раствор для мозаичных швов доступны в каждом строительном магазине.
Основание исследуется на прочность, выявляются все дефекты — трещины, каверны, гравийные гнёзда, арматура или другие инородные предметы, не включённые в проект, а также проблемные области, например, масляные пятна, рыхлое или недостаточно прочное основание, пустоты. Основание должно быть крепким, несущим, сухим, а также ровным и очищенным от средств, уменьшающих сцепление (например, добавок, уменьшающих адгезию и облегчающих демонтаж опалубки), без следов цементного молока, пыли, грязи, остатков краски, стёртой резины и тому подобного. При необходимости провести механическую очистку основания, например, путём пескоструйной обработки. Перед началом укладки мозаики визуально поверхность должна быть ровной, без наплывов, ямок и трещин, а также сухой и прогрунтованной.
Укладка мозаики на бумаге[править | править код]
Укладка начинается с нанесения на подготовленную поверхность клея, после чего он равномерно распределяется по всей поверхности. В большинстве случаев рекомендуется применять клеевые составы на латексной основе. Мозаика клеится обратной к бумаге стороной. Укладка должна быть аккуратной, поэтому расстояние между листами должно соответствовать расстоянию между плитками, излишнее давление недопустимо. По окончании укладки листы необходимо закрепить легкими ударами площадки с резиновым основанием.
Через сутки бумагу можно удалить — смоченная влажной губкой, она отстаёт. Перед затиркой швов мозаичную поверхность необходимо очистить от остатков бумаги и клея, после чего затирку можно выполнить при помощи резиновой тёрки. Для затирки швов целесообразно использовать состав, который рекомендуется производителем мозаики. Когда затирка завершена, можно выполнить очистку мозаики и отполировать мозаичную поверхность.
Укладка мозаики на сетке[править | править код]
В отличие от мозаики на бумажных листах, мозаика, наклеенная на сетку, клеится лицевой поверхностью вверх. Для технологии её укладки характерно то, что после высыхания клея можно приступать сразу же к затирке швов.
Материалы[править | править код]
В качестве мозаичных материалов используются традиционные — природный камень, смальта, керамика и металл. Этот арсенал сравнительно недавно пополнился керамогранитом. Тем не менее, смальта остаётся основным материалом при создании классических декоративных панно архитектуры, прежде всего — интерьеров. Наиболее популярны стекло и керамика ввиду их прочности и ряда других технических характеристик, доступности, наконец — художественного потенциала: многообразия колористических решений, сравнительной простоты обработки, большого диапазона модульных параметров — по части размеров и конфигураций. Камень используется в основном для создания напольных композиций; металл — для расширения выразительных средств мозаичных произведений; керамогранит — для фасадных работ, при формировании тротуаров, парковых дорожек и полов общественных сооружений.
Благодаря сумме функциональных и эстетических свойств этого материала, устойчивости к различным погодным условиям, жаропрочности и морозостойкости, малому коэффициенту водопоглощения, устойчивости к механическим воздействиям, агрессивным и биосредам, светостойкости, наряду с разнообразием гаммы и другими достоинствами, он находит широкое применение в различных сооружениях, эксплуатация и долговечность которых обусловлены названными факторами: в различных садово-парковых, водных сооружениях, в оформлении каминов и печей.
Мозаики из смальты и других видов декоративного стекла, помимо монументальных форм и элементов архитектуры; уже упомянутых панно, разнообразных фризов и других включений, используется также в самостоятельных прикладных направлениях изобразительного искусства, в орнаментальных и концептуальных композициях. Её художественные возможности велики: она позволяет создать декор простого рисунка в виде узора, любой произвольной композиции.
- Греческие и римские
Мозаика, показывающая Медузу и репрезентативные фигуры четырех сезонов, из Паленсии, Испания, была сделана между 167 и 200 годом нашей эры.
-
-
Мозаика Орфея из Каралиса, современный Кальяри (Италия), в настоящее время в Археологическом музее Турина
- Христианские и византийские
-
Так называемый готский вождь, от Мозаики Перистиль Великого дворца Константинополя
-
Деталь мозаики из монастыря Неа-Мони
Мозаика Феодора Метохитес, предлагающего церковь Хоры Христу
- ↑ Власов В. Г.. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. V, 2006. — С. 585—589; Т. IV, 2006. — С. 120—121; Т. IV, 2006. — С. 124—125
- ↑ Власов В. Г.. Мозаика // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. V, 2006. — С. 585—586
Мозаика. Как выбрать нужную
Для отделки любого уголка дома можно использовать этот отделочный материал. Мозаика за счет своей пиксельности внедряется в любой дизайн проект, попадает в размер любого помещения. Неважно что за поверхность: пол, стены, потолок, везде можно уложить при желании. Нет такого дома, в котором мозаику нельзя было использовать. Как и любой материал, имеет свои особенности эксплуатации, монтажа и выбора.
Само слово «мозаика» берет начало из латыни и значит дословно «посвящена музам». Более просто определение в итальянском языке — «сложена (собрана) из кусочков».

Где используется
Для того, чтобы понять, где использовать мозаику надо определиться, а какой же тип мозаики планируется применить в интерьере.
Выделяемые виды мозаики:
- Керамическая;
- Стеклянная;
- Смальтированная;
- Каменная.
Имеет керамическая мозаика одну из самых длинных историй использования, после каменного варианта. Характерно выбирается для эксклюзивного оформления помещения. Достаточно долговечна и проста в применении. Чаще всего выпекается отдельными элементами, из которых в последующем составляют какие-либо панно и декоры. Наиболее прочным и долговечным вариантом является керамогранитная мозаика. Фактически это нарезанный на части керамогранит с последующей обработкой края. Гигантская мозаика из керамогранитной плитки может быть составлена на фасаде здания из плит большого формата.

Здесь действует принцип – большое видится на расстоянии. Стеклянная мозаика, о которой развернуто будет рассказано в одной их публикации на сайте yaplitka.ru, в полной мере определяет значение слова – мозаика. Облицовка целиком делается из пиксельной составляющей и чем меньше элемент такой мозаики, тем интересней смотрится интерьер с ней. Наибольшую ценность представляет то, что стекло не поглощает воду, при правильной укладке достаточно прочная даже для укладки в высокопроходной зоне, может использоваться и в экстерьере. Разнообразие цветов и форматов значительное, производится в каждой стране, даже в нашей. У продавцов может называться стеклянная или из стекла, здесь не важно как называется, мозаика отвечает всем лучшим требованиям для отделочного материала и её не задумываясь можно применять. Смальтированная мозаика можно было бы отнести к подвиду стеклянной, но выделяют её все же в отдельную группу продукции, за счет разных характеристик по прочности и насыщенности цвета, а также способа производства.

История возникновения мозаики – смальты – это скорее всего случайная находка при производстве стекла, которой нашли свое применение в этом мире. Процесс производства дорогостоящий, так как на выпечку смальты уходит больше суток, а температурный режим соблюдается больше 700 градусов Цельсия, выходной продукт приравнивается обычно к миру высокого искусства. По яркости, насыщенности его легко различить с другой продукцией из стекла. Настенный панно классическая история, мозаики в нашей стране были востребованы для фундаментальной архитектуры городов.


Это действительно впечатляет и завораживает, оставляет яркое воспоминание в душе человека. Впрочем, не только современность будоражит умы, история создания мозаики начинается в древнем мире, где она активно использовалась в базиликах и жилищах вельмож. Сюжетная линия тех работ оригинальная, мозаика покрывала в то время полы, своды, термы. Каменная мозаика особенно хорошо сохранилась, особенно если была законсервирована временем по слоем земли и вулканической пемзы.

Отмывают, а она как будто бы вчера была уложена на основание. И краски мозаики на месте и рисунок и даже инициалы мастера воплотившего. Возникновение мозаики из камня возможно тоже случайное искусство. Просто наблюдательность и творческая натура человека подыскала себе крепкий материал для реализации замыслов. Кусочки мозаики из камня в принципе у нас под ногами. Какой-то творец подумал, что проще всего сделать из камня кубики, мозаика будет более простая по использованию и укладке, будет более плотно прилегать друг к другу и окончательный рисунок станет четче.

Все варианты мозаики применяют в современном интерьере. Можно сделать отделку ванной комнаты, или фартука на кухне, можно сделать великолепный пол и стена будет выглядеть не хуже, потребуется облицевать колонны входа – самое верное решение, потому что легко укладывается на криволинейные поверхности.
Практичность и долговечность
Для мокрых зон и бассейнов наибольшую ценность представляет стеклянная мозаика. И воду не впитывает и укладывается легко и стоит относительно не дорого. Морозостойка, твердость закаленного стекла. Дизайнеры применяют этот материал достаточно часто, практически из любого журнала по интерьеру это можно подчеркнуть, хоть и присутствуют различные виды мозаики, фото стеклянной можно найти в каждом первой опубликованной работе. Она легко комбинируется с другими отделочными материала, в том числе и природными. Некачественней мозаики на рынке практически нет, просто экономически не выгодно подделывать. А вот брендов с мировым именем большое количество.

Если в интерьерное решение не вписывается стекло, то на смену приходит керамическая мозаика. Она полностью замещает стеклянную и может быть использована в тех же зонах. Производится она по той же технологии, что и вся керамика. Рисунок на поверхности чаще выполняется в ручную. Эта техника достаточно востребована. Вторым вариантом такой мозаики выступает форма. Необычные формы чаще всего присуще керамической мозаике. В принципе придумывать как создать повторяющийся фрагмент единого целого не составляет труда для любого творческого человека. Использовать можно как внутри дома, так и снаружи, особенно керамогранитный вариант мозаики.

Культовое и статусное значение мозаика из камня задает тому дому, в котором она применяется. Это наиболее дорогостоящий вид мозаики. Обычно предлагаются реплики старых мозаик или же новаторские варианты. Вероятность увидеть такой вид мозаики в общественном месте сейчас не велик, в период социализма и для достижения наибольшего впечатления делали повсеместно, можно найти серпы и молоты исполненные из каменной мозаики. В свою очередь это подчеркивает то, что сам по себе материал весь крепкий и надежный. И если планируете на века и оставить по наследству, то выбор можно остановить на этом варианте.
Как нужно выбирать
У всех мозаик великолепные строительные характеристики. Но если вы хотите точно знать какой материал нужен для вашего интерьерного решения, то запишите основные этапы выбора.
Помните. Не зависит как называются кусочки мозаики у различных производителей, должны они оцениваться по наличию сертификата качества, в том числе и международного. Например, в древности отдельные кубики мозаики назывались тессеры, сейчас кто-то пытается называть из чипами или модули. На характеристики товара названия не влияют.
Итак, первый этап, отбрасываем рекламу и смотрим на сертификат.
Второй этап, думаем, а нужен ли нам максимальный престиж в интерьере, если да, то в первую очередь рассматривает вариант мозаики из камня, если нет, то рассматривает керамическую мозаику и стеклянную. Смальта может рассматривать на ровне с каменной мозаикой при условии если речь идет о настенных вариантах оформления интерьера. Напольную в смальте используют очень редко и обычно под стеклянные фальшполы, где ногами по ней ходить никто не собирается.
Третий этап – цена. Самый бюджетный вариант решения, при условии простых цветов, форм и тому подобное, это мозаика из стекла. Она очень демократична в этом плане.
Для все мозаики характерно требование высокой подготовки плиточника или мозаичиста и использование двухкомпонентного клея.

виды, происхождение и применение в интерьере
Что такое мозаика? Происхождение и виды этого искусства украшения интерьеров – тема данного исследования от редакции HouseChief.Современный рынок предоставляет широчайший выбор материалов для облицовки и декоративной отделки любых поверхностей. И мозаика среди них выделяется самым выгодным образом.

Читайте в статье
Что собой представляет мозаика
Мозаикой называют искусство создания орнамента или целостной картины из малоформатных кусочков твёрдых материалов. В переводе с латинского «musium» – произведение, музам посвящённое, а с итальянского – сложенный из частей.
Нынешнее искусство мозаики за долгие столетия претерпело ряд существенных трансформаций и стало, по сути, строительным ремеслом. В современной отделке используется в основном керамическая плитка разных цветов или с уже нанесённым рисунком. Из плиток небольших размеров – тессеров, складывается запланированный орнамент или фантазийная композиция.
Что такое мозаика: происхождение и виды в истории
Мозаичная живопись зародилась более 5 тысячелетий назад. Самую древнюю мозаику обнаружили при раскопках храмов шумеров в культурном слое 4 тысячелетия до нашей эры.

История античности характеризуется широким распространением мозаики в украшении культовых сооружений и домов знатных вельмож. В это время появляются технологии производства цветных стёкол и тесселирования (подколки) камня.

Расцвет искусства происходит в Византийскую эпоху. Использование более мелких деталей и утончённой кладки с золотым фоном придаёт произведениям внутреннюю утонченность.

В Россию мозаичные изображения пришли гораздо позднее, в Х веке, и сразу не получили особого развития в связи с недостаточностью необходимого материала. Начало производства в Киеве цветной смальты ознаменовалось расцветом этого направления.

Материалы для различных видов мозаики
Технологии сегодняшнего дня сильно отличаются от примитивизма античности и позволяют создавать широкий спектр материалов для мозаичных покрытий. Разновидности таких облицовок определяются типом материала и его качественными характеристиками.
Стекло и смальта
Стекло является древнейшим отделочным материалом. В наше время находится на первых позициях по спросу.

Предпочтение отдаётся венецианскому стеклу с превосходными физическими характеристиками:
- долговечностью;
- жаро- и морозоустойчивостью;
- ударопрочностью;
- водостойкостью;
- богатством колорита.
Смальта – это то же стекло, но с добавкой калиевых солей и некоторых органических соединений. Яркий и совершенно непрозрачный материал получается путём вторичного запекания стекла с добавлением красителей. Получившиеся кусочки имеют яркие цвета с глянцевой и матовой поверхностью.

Керамика и металл
Керамика так же весьма востребованный материал для декоративной мозаичной облицовки. Работы по её укладке отличаются от обычного плиточного покрытия лишь размером тессер – составляющих мозаичного рисунка.

Однако при выборе нужно знать, что более плотная структура керамики меньше подвергается загрязнению и абразивным воздействиям. Пористый материал, несмотря на высокую декоративность, менее прочен и более подвержен износу.
Металл – чисто современный материал для мозаичных произведений. Его использование в дизайне обычно оправдывается общим стилистическим направлением.

Отдельные модули крепятся на специальную резиновую подложку, придающую гибкость покрытию и позволяющую украсить мозаикой любую неровную поверхность. Однако металл чаще применяют в качестве выразительного акцента и крайне редко – для цельных покрытий.
Натуральный и искусственный камень
Натуральный камень – исключительно дорогостоящее сырьё. Даже дешёвый туф, не говоря уж о мраморе, малахите, ониксе или яшме, требует неоднократного дробления, шлифовки и придания тессерам необходимой формы.

Такое покрытие не терпит действия кислотосодержащих жидкостей – вина, соков, уксуса, а в интенсивно эксплуатируемых местах рекомендуется натирание специальными восковыми составами. Обычно применяется в создании композиционных узоров для полового покрытия.
Керамогранит – новый синтетический строительный материал, обладающий массой достоинств: ударной прочностью и простотой укладки, высокой стойкостью к повреждениям.

Керамогранитная плитка отличается разнообразием фактурного покрытия. Это может быть глазурь, рельеф, имитация древности, различные инкрустации. Применяется для отделки ванных комнат, хозяйственных и рабочих зон, внешних фасадов.
Прочие материалы
Среди прочих видов нестандартных материалов для мозаики можно выделить пластик. Тессеры из этого сырья представляют тонкие (4 мм) пластины ПВХ с имитацией керамической плитки.

С его помощью легко видоизменить и обновить интерьер, не привлекая большие средства. А человеку даже с минимальными навыками не сложно произвести самостоятельный монтаж.
Золото и платина – самые дорогие материалы, используемые в мозаичных панно.

Такая мозаика органично смотрится на стенах и в прозрачной голубизне бассейнов.
Основные способы мозаичной кладки
Выбрав материал для мозаики, важно применить правильный способ укладки. Существует четыре основных варианта монтажа.
Маркетри
Один из самых простых вариантов укладки с использованием подготовленного трафарета. Подобранные тессеры, как правило, прямоугольной формы и маленьких размеров, склеивают по боковым поверхностям и заполняют пространство рисунка, учитывая цветовые сочетания.

Чаще всего техника маркетри используется для мозаики из смальты, но и древесные композиции с бронзовыми или медными вставками выглядят весьма интересно.
Интарсия
Более сложный способ монтажа с укладкой модулей в углубление заранее вырезанного контура. В этой технике тессеры подбираются с максимальной точностью, склеиваются, а затем шлифуются либо полируются.

Основным материалом для мозаики служит дерево со вставками из камня, слоновой кости, перламутра, бронзы и латуни.
Инкрустация
Очень сложный и трудоёмкий способ укладки, редко применяемый в наше время. Осуществляется путём врезки в подготовленную поверхность модулей из различных материалов.

Максимум внимания уделяется выбору материалов. При металлической инкрустации к тёмному фону подбирают светлые вставки из серебра, мельхиора, нержавеющей стали, различных сплавов. Светлый фон требует тёмных вставок из меди, чёрного металла.
Блочная мозаика
Процесс изготовления мозаики этого вида достаточно длительный, но не очень сложный. Сначала из различных модулей основного материала склеивают блоки, которые затем разрезают на небольшие пластины с однотипным рисунком. Полученные детали вставляют в подготовленные углубления или просто монтируют на поверхность.

Для блоков в основном используется дерево, но возможны и другие варианты – кость, рог. Современный способ механической прессовки позволяет снизить трудоёмкость процесса.
Пример декорирования мозаикой в этом небольшом видео:
Размеры и формы отдельных модулей
Мозаичные детали выпускаются в различных формах и размерах от 1 до 10 см².

Для индивидуальной работы авторы часто сами изготавливают необходимые формы во избежание пустотных зазоров в композиционном полотне.

Стандартный габарит такой матрицы 30×30 см². Она состоит из 225 модулей с размерами 2×2 см².
Планируя цветовую гамму мозаики, следует учесть, в первую очередь, общий стиль помещения. Существует комплекс некоторых традиционных шаблонов, упрощающих выбор оттенков для любого декора.
Нейтральными или универсальными цветами являются все оттенки белого и бежевого.

Мозаичные орнаменты в холодных тонах весьма элегантны и часто используются дизайнерами для создания презентабельного интерьера.

По мнению психологов, такая гамма способствует снятию напряжения и релаксации. А в таких помещениях человеку особенно требуется покой и расслабление.
Для любителей ярких интерьеров подойдёт мозаичная плитка красочных оттенков.

Эта палитра отличается универсальностью для сочетания с любым базовым цветом.
Выигрышным стилистическим приёмом является применение градиента – плавной игры насыщенности оттенков.

Однотонная плитка в мозаичных наборах хороша для облицовки больших площадей, разноцветный вариант выбирают для создания кухонного фартука, панно на дне бассейна, украшения мини-фонтана.
Достоинства и недостатки
В последнее время мозаика как облицовочный декор получила широкое распространение благодаря множеству достоинств. Отделочные материалы имеют большой потребительский спрос, так как обладают такими качествами:
- универсальность и практичность;
- огромное разнообразие фактуры и цветовых оттенков;
- устойчивость к влажной среде и высокой температуре;
- невосприимчивость к чистящим химическим средствам;
- устойчивость к ультрафиолетовому излучению.
К недостаткам такого покрытия можно отнести высокую стоимость и трудоёмкость укладки.
Мозаика в дизайне интерьера современного жилища
Являясь не только облицовкой, но и красивым декором, мозаика будет уместна в любом помещении. С помощью этого декоративного приёма можно украсить городскую квартиру, частный дом или офис.
Панно в жилых комнатах
Благодаря экологичности материалов, мозаичные узоры органично впишутся в спальни и гостиные. Причём не только на полах и стенах. Фактура материала позволяет отделывать даже выпуклые поверхности.




Облицовка кухни и ванной
Для кухонного пространства оптимально украсить мозаикой рабочую зону, где она станет ярким акцентом, либо сгладит интенсивность общего фона. Оттеночную гамму следует подбирать под общий дизайн интерьера. Из материалов следует отдать предпочтение наиболее устойчивым – смальте, керамике, стеклу.



Для ванной комнаты оптимальным решением будет использование плитки из стекла или смальты.



Мозаика, в сравнении с любой другой отделкой, в любом дизайнерском интерьере выглядит более значимо и интересно. Её использование подчёркивает благосостояние и эстетический вкус хозяев дома.
А как вы относитесь мозаике? Напишите об этом в комментариях!

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? Поддержите нас и поделитесь с друзьями
История мозаики. Красота изнутри | Журнал Ярмарки Мастеров
Мозаика — как много чувства, красоты и грации в этом слове. Мозаикой называется узор, выложенный на различных поверхностях (стенах, полу, потолке). Материал мозаики служит, как керамика и стекло, так и дерево, простые камни, смальта и т.д.
Смальта — кусочки прямоугольной формы разноцветного, плотного и непрозрачного стекла. Самые ранние образцы создания мозаики из смальты относятся к 4 веку до нашей эры.
По составу такое стекло почти не отличалось от обычных сортов современного стекла. Песок, используемый при его производстве, имел примеси, которые придавали стеклу зеленоватый или грязно-синеватый оттенок, но спустя примерно 200-150 лет до нашей эры было получено прозрачное стекло, и примерно в то же время была налажена технология прессования стекла в открытых формах и уже в 1 веке нашей эры технология производства стекла стала более доступной. Начались эксперименты с формой и цветом стекла, а спустя несколько веков палитра непрозрачного стекла — смальты насчитывала уже тысячи цветов и оттенков.
К новым и нетрадиционным материалам можно отнести скорлупу яиц, применяют в тех случаях, что бы придать трещиноватость каменной стене или создать эффект цветения. Для большего эффекта объемности и видимости обычно добавляют красители.
Мозаика в том виде, в каком мы ее привыкли видеть в наше время, за могие тысячилетия прошла немало школ и этапов развития в технологии своего производства. В настоящее время под мозаикой чаще всего подразумевают отделочный материал, состояший из множества одинаковых по своей форме и цвету кусочков, упорядоченных в неком интересном рисунке.
История появления мозаики уходит своими корнями в глубокую древность. Невозможно точно определить где именно она появилась, и какая цивилизация начала ее использовать первой. Известно, что уже в древне шумерских городах она использовалась для украшения храмов и изготавливалась из обожжённой глины. Дошедшие до нас шедевры были созданы за 4 тыс. лет до н.э. Мозаичные украшения присутствуют и в усыпальнице египетского фараона Тутанхамона (15 в до н.э.).На территории России мозаичное искусство зародилось значительно позднее, в X веке, и было связано с принятием христианства, но и особого развития сразу не получила из-за недостатка материала. Позже было налажено производство стеклянной смальты в Киеве, это вызвало расцвет мозаичного искусства. Самыми известными и поражающими творениями искусства являются мозаичные панно в Софийском соборе в Киеве и Михайловском златоверхого монастыре.
Самый сложный способ получения мозаики использовали флорентийские мастера — для своих произведений они использовали природную красоту рисунка камня. Тщательный подбор оттенков, идеальным соединением швов, создавался потрясающий по своей красоте колорит флорентийской мозаики. К концу XVI столетия полностью сформировалась флорентийская техника выполнения картин и до наших дней в ней не наблюдается особых изменений.
В качестве материалов для флорентийской мозаики использовались такие камни как малахит, тигровый глаз, авантюрин, агат и многие другие. Применение разнообразных камней, как драгоценных так и полудрагоценных, было принято для оформления мебельных фасадов, различных столешниц, различных дверей, отделки каминов и даже в оформлении шкатулок. Темой для таких картин могли быть узоры из цветов, либо фигурки различных животных, людей, птиц, или пейзажи и различные библейские сюжеты.
Способы укладки
При прямом наборе элементы мозаики вдавливаются в грунт. При обратном наборе мозаика собирается на картоне или ткани, потом переносится на загрунтованную поверхность.
Укладка мозаики: техника похожа на укладку плитки, клей и затирочный раствор для мозаичных швов доступны в каждом строительном магазине.
Основание исследуется на прочность, выявляются все дефекты — трещины, каверны, гравийные гнёзда, арматура или другие инородные предметы, не включённые в проект, а также проблемные области, например, масляные пятна, рыхлое или недостаточно прочное основание, пустоты. Основание должно быть крепким, несущим, сухим, а также ровным и очищенным от средств, уменьшающих сцепление (например, добавок, уменьшающих адгезию и облегчающих демонтаж опалубки), без следов цементного молока, пыли, грязи, остатков краски, стёртой резины и тому подобного. При необходимости провести механическую очистку основания, например, путём пескоструйной обработки. Перед началом укладки мозаики визуально поверхность должна быть ровной, без наплывов, ямок и трещин, а также сухой и прогрунтованной.
Укладка мозаики на бумаге
Укладка начинается с нанесения на подготовленную поверхность клея, после чего он равномерно распределяется по всей поверхности. В большинстве случаев рекомендуется применять клеевые составы на латексной основе. Мозаика клеится обратной к бумаге стороной. Укладка должна быть аккуратной, поэтому расстояние между листами должно соответствовать расстоянию между плитками, излишнее давление недопустимо. По окончании укладки листы необходимо закрепить легкими ударами площадки с резиновым основанием.
Через сутки бумагу можно удалить — смоченная влажной губкой, она отстаёт. Перед затиркой швов мозаичную поверхность необходимо очистить от остатков бумаги и клея, после чего затирку можно выполнить при помощи резиновой тёрки. Для затирки швов целесообразно использовать состав, который рекомендуется производителем мозаики. Когда затирка завершена, можно выполнить очистку мозаики и отполировать мозаичную поверхность.
Укладка мозаики на сетке
В отличие от мозаики на бумажных листах, мозаика, наклеенная на сетку, клеится лицевой поверхностью вверх. Для технологии её укладки характерно то, что после высыхания клея можно приступать сразу же к затирке швов.
Виды мозаики
По способу укладки мозаичного полотна можно выделить следующие виды:
1. Паркетри
2. Интарсия
3. Инкрустация
4. Блочная мозаика
Теперь про каждый из них немного поподробней.
Паркетри
При укладке используются кусочки мозаики правильных геометрических форм, в основном прямоугольных. Получается очень простой рисунок. Рисунки, которые получается на мозаичном полотне, представляет узор или абстракции.
Заранее на бумаге или ином материале наносится рисунок. Специально подобранные кусочки, склеиваются боковыми поверхностями. Если кусочки имеют собственную структуру, то нужно одновременно учитывать фон и рисунок, что орнаментный набор был грациозен.
Наиболее часто из материалов используют, смальту, и дерево, обычно из очень дорогих пород (красное дерево, розовое дерево, фиолетовое дерево, палисандр, пальму, лимонное дерево). В таких картинах, очень часто употребляют вставки металлов (меди, латуни), слоновой кости, черепашьих панцирей.
Интарсия
При интарсии мозаичная картина приминает вид фигурного изображения, узоры из различных материалом и форм укладываются. Особенностью укладки является, что отдельные пластинки подгоняются друг к другу по кромкам, склеивают и вкладывают в пол или стену, где режущими инструментами сначала вырезают контур. Лицевые стороны пластиной шлифуют и полируют, все в зависимости от желаемого эффекта.
Расцвет интарсии был в эпоху возрождения в Италии. Мозаичные панно украшали мебель, стены, утварь. Из материалов использовали слоновую кость, дерево, камни, перламутр, но основным все, же является дерево. Орнаменты по форме напоминали экзотические растения или геометрические орнаменты. Фон выбирался обычно темный, а рисунок светлый.
Инкрустация
Инкрустация способ укладки мозаики осуществляется врезанием в поверхность различных пластин. Главной особенностью является то, что пластины врезаются на одном уровне с поверхностью.
Существует также имитация инкрустации. Она осуществляется заполнением небольших углублений цветными пластинами, для имитации слоновой кость, малахита. Метод в современности применяется очень редко, из-за своей большой сложности и трудоемкости.
Блочная мозаика
Блочная мозаика — это вид мозаики, когда рисунок или орнамент составляется из кусочков (блоков). Что бы представить себе, можно просто увеличить блоки мозаики до размеров плитки. Настенный рисунок из плитки представляет собой блочный рисунок. Так и мозаике, только блоки маленькие.
Данный вид мозаики зародился на Древнем востоке, она получила развитие в Италии, где назывался чертозианская.
По материалам из интернета.
виды, происхождение, способы укладки, применение
Среди огромного разнообразия отделочных материалов вряд ли найдётся более художественный, чем мозаика. Изящные небольшие кусочки создают не только прочную поверхность, устойчивую к повышенным температурам и влажности, из них мастера выкладывают уникальные узоры и рисунки, которые сразу привлекают к себе внимание. Что такое мозаика: искусство или ремесло, её виды и историю происхождения, всё это мы узнаем из обзора редакции Homius.

Содержание статьи
Мозаика: что это такое, виды и происхождение
Если говорить простыми словами, мозаика – это композиция, состоящая из мелких элементов. Существует несколько версий её происхождения. По первой, если переводить дословно, это означает «посвящённая музам», по второй – разновидность кладки из маленьких камушков. Это одновременно и искусство, и художественное исполнение, и предмет отделки.

Краткое понятие таит в себе огромную палитру оттенков, фактур и материалов, которые используют в производстве мозаики. Для любителей лаконичности можно составить современный декор или повторить орнаменты древних мастеров. Это не только красивое исполнение, но и практичный вид отделки, который выбирают для эксклюзивных интерьеров.

Хорошо забытое старое: история происхождения мозаики
Мозаика долговечна, со временем краски не выцветают и не изменяются под воздействием солнечных лучей. История гласит, что самые древние орнаменты были обнаружены археологами в храмах Двуречья и датированы третьим тысячелетием до нашей эры.
В античные времена её использовали повсеместно, поскольку техника исполнения была достаточно дешёвой по сравнению с обработкой древесины или монолитных камней. В тот период мозаику часто использовали для отделки не только стен и пола, но и фасадов. Даже садовые дорожки выкладывали вычурным орнаментом.

Материалом для первых работ служила необработанная галька. Мастера выкладывали из неё не слишком выразительные контуры животных, мифологических героев и людей. Со временем была освоена техника шлифовки. Округлые камушки вытеснили элементы кубической формы – тессеры. Благодаря этому, рисунок стал чётче, а швы – меньше, мозаика приобрела привычный для нас вид.

Какая бывает мозаика
На смену монументальной старинной укладке мозаики пришли современные технологии. Кроме того, всегда можно отойти от типового предложения производителей и придумать свой уникальный декор.
Стеклянная и смальтовая
Сегодня большой популярностью пользуется венецианское стекло. В процессе его изготовления включают разнообразные добавки, благодаря которым камушки принимают роскошные оттенки. Большое разнообразие областей применения стеклянной мозаики стало возможным благодаря достоинствам материала:
- высокая жаростойкость;
- ударопрочность;
- водостойкость;
- морозоустойчивость.
Чем меньше кусочки стекла, тем чётче будет детализация рисунка или узора.
Стеклянную мозаику с добавлением солей калия называют смальтовой. Она имеет такую же богатую оттеночную палитру с одной лишь разницей: поверхность её непрозрачна, но с особым свечением изнутри. Во время производства стекло растирают до порошкообразной массы и запекают вторично 24 часа при температуре около 800ºС с использованием специальных красителей.
Каждый элемент уникален, имеет свой оттенок и структуру, матовую или глянцевую поверхность. Дизайнер из мелких пластинок складывает живописные аккорды, которые создают затем уникальный узор в картине или орнаменте.
Керамическая и металлическая
Керамическая мозаика внешне напоминает плитку, только меньшего размера. Производители выпускают большое разнообразие оттенков, можно подобрать элементы с глазурованной поверхностью или с необычными спецэффектами, например, растрескивания, вкрапления другого тона, с имитацией неоднородной структуры.
Керамика прочнее, чем стекло. Кроме того, она устойчива к износу и отличается интересным внешним видом. Поверхность имеет рельефную структуру, благодаря которой создаётся необычная игра оттенков. Такая мозаика прекрасно сочетается с плиткой или керамогранитом.
Металлическая – это современная интерпретация мозаики. Элементы в виде штампованных колпачков из нержавейки высотой 4 мм закрепляются на резиновом основании, которое придаёт плитке определённую жёсткость. Овальная, многоугольная, квадратная и прямоугольная форма элементов позволяет выложить из них сложный узор.
Совет! Для помещений с повышенной влажностью производители выпускают серию хай-тек, для которой применяется устойчивая к коррозии нержавейка. Однако нужно знать, что металлическую керамику не рекомендуют использовать для фасадов.
Из натурального и искусственного камня
Мозаика из натурального камня передаёт природный оттенок материала и его неповторимую структуру. В производстве используют разные породы: оникс, мрамор, аметист, травертин, малахит и сланец. Это всегда эксклюзивная работа, поскольку каждый элемент уникален по-своему.
Поверхность натурального камня можно отшлифовать. Кроме того, производители предлагают интересную обработку с помощью состаривания. Такая технология сделает оттенок приглушённым, а края элементов более гладкими.
Натуральный камень – это идеальное решение для фасадов и ландшафтного дизайна. Его широко применяют для отделки ресторанов, магазинов или офисов. Природная энергетика материала позволяет использовать его и для квартир или частных домов. Художники создают уникальные панно из натурального камня с необычным изображением или натюрмортом.
Мозаика из искусственного камня имитирует природную структуру натурального материала. Она имеет массу достоинств:
- отличную прочность;
- долговечность;
- устойчивость к температурным перепадам и повышенной влажности;
- не подвержена воздействию ультрафиолета.
Мозаика имеет ритмичный узор, похожий одновременно и на каменную шкатулку, и на цветной витраж, и на сложный рисунок, который словно соткан из множества плетёных деталей. В процессе производства добавляют чипсы натурального камня, поэтому каждый элемент приобретает уникальную фактуру. Поверхность, выложенная из такого материала, словно светится изнутри, создавая неповторимые переливы.
Зеркальная, золотая и платиновая
Отдельного внимания заслуживает зеркальная мозаика. Она очень близка стеклянной, но используется только для декоративного оформления поверхностей.


Самая дорогая мозаика изготовлена из золота и платины. Некоторые коллекции полностью выполнены вручную. Мастера прокладывают между двумя стёклышками золотую фольгу 585 пробы. Штучные элементы – это настоящее произведение искусства. Из них делают только декоративные вставки в общую композицию при отделке стен или полов, особенно роскошно они смотрятся на дне бассейна.
4 варианта укладки мозаики
Недостаточно просто выбрать мозаику, важно правильно её уложить. Сегодня существует несколько способов. Остановимся на каждом более подробно.
Паркетри
Мозаичный стиль паркетри используют для создания картин, простых узоров и орнаментов. Он заключается в укладке фрагментов в виде геометрических фигур на предварительно подготовленный трафарет. Сначала, элементы склеиваются по контуру боковыми поверхностями, затем заполняется тело рисунка, учитывая цветовые сочетания. Со всех сторон фрагменты обмазываются клеем для придания прочности эскизу.
В технике паркетри используют смальту. Очень интересные композиции составляют из деревянной мозаики. В качестве декора часто включают металлические вставки, например, из бронзы, латуни или меди.


Интарсия
Более изящные фигурные композиции получаются в технике интарсия. Здесь фрагменты подбираются максимально точно друг к другу. Их склеивают между собой боковыми гранями и выкладывают на поверхность, на которой предварительно на толщину мозаики вырезан контур.
Это следует знать! Поверхность, на которую будет выкладываться мозаика, должна быть выровнена.


Инкрустация
Инкрустация – это более трудоёмкий процесс укладки мозаики. Чаще всего его применяют для врезки в деревянную поверхность элементов из металла или кости. А также его используют для вкладки друг в друга фрагментов разных пород древесины, камней любых форм и оттенков. После работы пластины шлифуют, полотно с узором должно быть на ощупь как одно целое.


Блочная мозаика
Ещё один интересный способ укладки – блочный, в котором рисунок разбивается на мелкие блоки из плиток, состоящих из отдельных элементов. Все поля связаны между собой единым смыслом, а также цветовым и тональным решением. Такой способ называется чертозианская укладка. Его часто использовали итальянские мастера в своих работах.
Совет! Блочную мозаику лучше всего использовать для создания композиций, имеющих выраженные небольшие элементы, например, лица людей или туловища животных.


Выбираем с умом оптимальные размеры и формы
Чипсы для мозаики выпускают разных форм и размеров. Длина мелких элементов может быть в пределах 1-3 см, длина более крупных достигает 10 см. В одной композиции могут присутствовать любые по форме и параметрам фрагменты.
Чаще всего можно встретить чипсы квадратной или прямоугольной формы, реже – в виде шестигранника, подобного пчелиным сотам, восьмигранника или круга. Для авторских нестандартных работ мастера изготавливают ручным образом нужные фигуры, чтобы избежать пустот и зазоров в композиции.
Как подобрать материал по цвету
Даже фрагменты, купленные в магазине, требуют составления грамотной композиции с учётом оттеночных сочетаний. Во время формирования узора за основу следует взять общие рекомендации законов цветоделения и личные ощущения.
При выборе оттенков, в первую очередь, следует учитывать освещение, поскольку естественный и искусственный свет по-разному раскрывает свойства мозаики. Например, светлые оттенки визуально скроют неровности и будут зрительно увеличивать пространство.
Каждый оттенок должен создавать определённое настроение. В спальне следует отказаться от контрастных тонов в пользу приглушённых пастельных. В ванной или бассейне мозаика не должна напоминать надгробие, здесь уместно использовать более яркие фактуры.
Сильные и слабые стороны мозаики
Мозаика способна принести в любой интерьер нотку индивидуальности и уникальности. Роскошный материал пользуется огромным спросом у потребителей, и этому есть ряд объяснений:
- большое разнообразие оттенков и фактур;
- устойчивость к высоким температурам и влажности;
- не подверженность влиянию химических средств;
- универсальность;
- практичность;
- устойчивость к ультрафиолету.
Недостаток у мозаики только один – стоимость.

Дайте волю фантазии: мозаика в современном интерьере
Мозаика – это не только декоративное оформление интерьера, она создаёт надёжное защитное покрытие. Качественные материалы, подобранные со вкусом, сами по себе очень красивы. Они будут уместны в любом помещении квартиры, частного дома или офиса.
Жилые комнаты
Мозаику выбирают для облицовки не только стен и полов, это удобный материал для отделки выпуклых поверхностей. Экологичность позволяет использовать её в любых жилых комнатах. Можно удачно подобрать оттенки и создать настенную композицию. Можно выложить узор на акцентной стене.
Кухня и ванная
Мозаика в рабочей зоне кухни может стать сильным акцентом или, наоборот, сгладить яркость общего оформления. Выбирать оттенки следует в соответствие с общим дизайном помещения.
Мозаика – это идеальное решение, в первую очередь, для ванной комнаты. Производители выпускают целые серии под названием «Хамам», которые модно использовать также и в турецкой сауне. Отделка должна быть уникальной. С помощью маленьких фрагментов можно создавать красочные рисунки и узоры, акцентировать внимание на зонировании пространства.
Заключение
Мозаика, по сравнению с кафелем или стеновыми панелями, всегда выигрышно смотрится в интерьере. Её применение говорит не только о благосостоянии владельцев, но и подчёркивает их эстетические предпочтения и хороший вкус.
Расскажите в комментариях, где в интерьере вы уже уложили или ещё планируете использовать мозаику.
Надеемся, что вам понравился наш обзор. Ставьте лайки и подписывайтесь на наш журнал. Мы обязательно порадуем вас новой полезной информацией для ремонта.
В заключение, предлагаем посмотреть разные варианты использования мозаики в интерьере:
Предыдущая
Отделка стенМеханизированная штукатурка стен: сокращаем время на ремонтные работы
СледующаяОтделка стенКак отбелить швы между плитками – самые эффективные способы
Понравилась статья? Сохраните, чтобы не потерять!
ВОЗМОЖНО ВАМ ТАКЖЕ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:
Мозаика в интерьере | PostRemont
Дизайн квартиры
Применение мозаики для отделки – красивый метод оформления комнаты. Этот материал имеет большой ресурс долговечности, эффектен и позволяет серьезно изменить дизайн кухни или санузла в лучшую сторону. Мозаика обладает многолетней историей: в давние времена она вообще относилась к направлению в искусстве, которое давало возможность из стеклянных фрагментов сделать целые картины. На данный момент мозаику изготовляют не только из стекла – сегодня это и натуральный камень, и керамика, и мрамор в разных цветовых сочетаниях. Подобная мозаика легко справляется со скачками температуры и не опасается влаги.
Содержание
- Материал для мозаики
- Стилевое и цветовое решение для мозаики в интерьере
- Как и где применяется мозаика в интерьере
- Минусы мозаики
Материал для мозаики
Когда то для изготовления мозаики применяли смальту, как наиболее естественное сырье. Смальта — это стекло натурального образования, расцветка которого напрямую диктуется преобладающими минеральными составляющими. Следующим видом был мрамор, вследствие этого оба изделия были доступны лишь зажиточным людям. Спустя десятилетия, технологии поменялись. Сейчас существуют возможности делать мозаику, стоимостью за 1 м2 сопоставимой с ценой за не очень дорогой кафель. Современная мозаика производится на основе искусственного стекла, с включением в отдельных случаях слюды, которая может менять ее внешний вид.
Мозаика способна иметь разнообразную форму
Качество мозаики выполненной из искусственного сырья немного уступает природной мозаике, но и их стоимость несравнима. Вместе с этим декоративная мозаика также крепка и устойчива к влиянию влаги.
Стилевое и цветовое решение для мозаики в интерьере
Мозаика хорошо впишется в винтажный или ретро интерьер, а также в различные этнические направления. Так, к примеру, мозаика – классический декор, применяемое в марокканском стиле. Она помогает сделать аутентичное панно для добавления в интерьер этнических ноток или декорировать с подобной целью стенную поверхность этническим узором. Прекрасна мозаика и в современных интерьерах.
Мозаика может быть настоящим произведением искусства
Для экономии материала мозаикой можно выкладывать лишь вставки в общей отделке интерьера
Подбирая цветовую гамму мозаики, берите в расчет совокупность оттенков, применяемых в интерьере. Для того чтобы стенные конструкции не смотрелись скучно, сочетайте главный тон с иными, высококонтрастными или более сочными. Можно приобрести однотонную мозаику, но различных оттенков – это поможет сгладить переход от светлого тона к мрачному, что создаст игру теней на поверхности.
Как и где применяется мозаика в интерьере
Чаще мозаичные композиции делают внутри дома, но существуют и иные примеры, когда мозаика хорошо работает. В частности, бассейны под открытым небом, в данном варианте мозаичная облицовка выйдет дешевле, чем такое же количество кафеля. Вместе с этим мозаика выигрывает и в долговечности, а за счет небольших габаритов исключает большие некрасивые швы. Образующаяся неравномерная поверхность фактически лишает вероятности скольжения, по сравнению с классической крупногабаритной плиткой.
Лучше всего мозаика вписывается в интерьер санузла
Мозаику вполне можно применять не только для раскладки вдоль стенных конструкций, но и для полового покрытия. Она имеет высокую степень устойчивости к динамическим нагрузкам, влиянию бытовой химии и образованию плесени.
Обычно мозаику покупают для санузла, но оформить все стенные поверхности данным материалом финансово может потянуть не каждый, вследствие этого в интерьере чаще применяется панно.
Шикарная мозаика в интерьере кухни
Фартук для кухни – это уже классический участок для использования мозаики, который добавляет в комнату изюминку.
В этих двух комнатах жильцы стараются воссоздать уют: санузел во многих квартирах относится к немногочисленным зонам для уединения и расслабления, а в кухонной зоне обычно собираются все члены семьи, вследствие чего важно создать особую, комфортную и уютную атмосферу. Поскольку влажность одного помещения и чрезвычайно частое загрязнение второго, очевидно, то большинство отдает свое предпочтение керамической плитке, которая может решить вопрос ремонта на продолжительное время. Мозаика, способна уравновесить прохладу кафеля и добавить в интерьер оригинальность.
Экономный способ применения мозаики в интерьере – это ее частичные вставки в кафельную облицовку стен. Данным методом можно сделать акцент на определенных участках комнаты, добавив в интерьер индивидуальность. В подобном случае хорошего эффекта можно добиться сочетанием отдельных деталей мозаики.
С помощью мозаики можно отделать пилястры, подоконники-столешницы, различные проемы в жилище. Мозаика хорошо вписывается в декорирование ширмы, маскирующей зону под чашей ванны. Ею же облицовывают и фальш камины в интерьере, и соседние стенные поверхности.
Мозаика – интересный прием для реставрации предметов мебели: с ее помощью можно украсить старую столешницу стола или крышку ретро тумбочки. Оставшиеся фрагменты мозаики при этом возможно применить для отделки ваз рамок или ларцов.
Кстати, мозаику применяют и для отделки новой мебели. К примеру, отделывают ею мебельную столешницу для столовой или ванной. Отлично выглядит барная стойка, оформленная мозаикой.
Мозаика в интерьере занимает свою нишу. Это и самодостаточный облицовочный материал, и отличный декор.
Минусы мозаики
Как и у других облицовочных средств, у мозаики также есть минусы. Во-первых это стоимость. Материал от брендовых фирм не каждому по карману, а произведенный в «Поднебесной», тоже не всем подходит.
Второй момент связан со сложностью укладки. Если говорить о маленькой зоне стенной поверхности, то, даже обладая скромным опытом ремонтных работ вполне можно уложить мозаику своими руками. Но для огромных поверхностей нужны значительные навыки работы.
Даже опытные мастера плиточного дела не всегда обладают достаточной квалификацией для работы с мозаикой, вследствие этого найти подходящего работника с рекомендациями не просто. Конечно, у такого вида работ цена будет гораздо выше, чем у укладки стандартного кафеля. Однако финишный результат безусловно, того стоит.
Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.