Главные виды искусства классицизма – Эстетическая программа классицизма, рококо и сентиментализма Главные виды искусства классицизма, рококо и сентиментализма

Глава 2. Основные виды искусства эпохи классицизма………………………..…7

Министерство образования и науки Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный

архитектурно-строительный университет

Кафедра философии, политологии и социологии

РЕФЕРАТ

Эстетика классицизма

Работу выполнила:

студентка Пятницкая Д. В.,

группа 4-А-2

Работу принял:

Доцент Зуй М.И.

Санкт-Петербург

Оглавление Введение ……………………………………………………………………………..3 Глава 1. Классицизм: история возникновения и основные особенности………..4

2.1. Живопись классицизма…………………………………………………….

2.2. Скульптура классицизма…………………………………………………...

2.3. Архитектура классицизма…………………………………………………..

2.4. Литература классицизма……………………………………………………

2.5. Театральные школы эпохи классицизма…………………………………..

Глава 3. Теоретики классицизма и их работы …...………………………………..8

Заключение………………………………………………………………………….14

Список использованной литературы……………………………………………...15

Введение

Появление классицизма в Европе сформировал ветер перемен, который несла с собой наука, развивавшаяся в то время. Начиная с XVI века научные открытия, стремительно проникая в сознание людей и разрушая стабильность и устои мира присущего Возрождению.

Классицизм - направление искусства прошлого, художественный стиль, в основе которого лежит нормативная эстетика, требующая строгого соблюдения ряда правил, канонов, единств. Правила классицизма имеют первостепенное значение как средства, обеспечивающие главную цель - просветить и наставить человека, обращая ее к возвышенным примерам.

Основные правила классицизма заключаются в том, что и высокие жанры, и низкие обязаны были наставлять публику, поднимать ее настроение, просвещать чувства. В трагедии театр учил зрителя стойкости в жизненной борьбе, пример положительного героя служил образцом нравственного поведения. Герой, как правило, царь или мифологический персонаж был главным действующим лицом. Конфликт между долгом и страстью или эгоистическими желаниями обязательно решался в пользу долга, даже если герой погибал в неравной борьбе.

В XVII веке господствующей стала идея, что только в служении государству личность обретает возможность самоутверждения. Расцвет классицизма был обусловлен утверждением абсолютной власти во Франции, а позже и в России.

Выявить основные идеи и правила классицизма; определить, что же послужило началом для возникновения нового стиля, и в чем сходства и различия с уже существующими на то время стилями; рассмотреть основные произведения эпохи классицизма, их особенности и своеобразие- все эти задачи я поставила перед собой при рассмотрении данной темы. Ведь эпоха классицизма оказала огромнейшее значение на дальнейшие развитие не только всего искусства, но и всей жизни в целом.

Глава 1. Классицизм: история возникновения и основные особенности

После Французской революции 1789 г. искусство рококо сразу же потеряло свою актуальность, и на смену ему пришел классицизм.

Культ разума, процветавший во Франции, а затем и в Англии в XVII—XVIII вв., нашел свое выражение в философии Р. Декарта (1596-1650).  Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты.

История классицизма начинается в Западной Европе с конца 16 столетия. В 17 в. достигает высшего своего развития, в результате кризиса ренессансных идеалов, а так же связанного с расцветом абсолютной монархии Людовика XIV во Франции и подъема театрального искусства в стране. Классицизм продолжает плодотворно существовать и в 18 – начале 19 вв., пока на смену ему не пришел сентиментализм и романтизм.

Само понятие классицизма родился позже, в XIX веке, когда ему объявили непримиримую войну романтики. За время своего становления и развития классицизм был связан со многими художественными и идеологическими направлениями. В начале он был мотивирован идеей абсолютной монархии, позже идеями тираноборства и гражданственности, созвучными Французской революции, на заключительной стадии своего развития выступил в форме стиля "ампир" - в стиле наполеонивcькои империи. Высшим образцом для классицизма служило античное искусство, его идеал гармонии, а также торжество человеческого разума.

Упрочение абсолютизма означало победу принципа универсальной регламентации во всех сферах жизни — начиная от экономики и кончая духовной жизнью. Всякое проявление личной инициативы, свободы индивида теперь решительно подавляется. Подчинение государству, исполнение государственного долга — высшая добродетель индивида. Человек-мыслитель уже не как свободное существо, что характерно для ренессансного мировоззрения, а подчиненное чуждым ему нормам и правилам, ограниченное неподвластными ему силамами.

Этот период характеризуется не только упрочением абсолютистской власти, но и расцветом мануфактуры, чего не знало Возрождение. В мануфактуре уже выявляется разделения труда.

Классицизм (от латинского classicus - "образцовый") - одно из важнейших направлений искусства конца XVI - начала XIX веков, художественный стиль, продолживший тенденцию Возрождения, и в основе которого лежит нормативная эстетика, требующая строгого соблюдения ряда правил и канонов. Правила классицизма имеют первостепенное значение как средства, обеспечивающие главную цель – просвещать и наставлять публику, обращая ее к возвышенным примерам. Эстетика классицизма отражала стремление к идеализации действительности, за счет отказа от изображения сложной и многоплановой реальности.

Эстетика классицизма начала создаваться в Италии XVI и достигла своего апогея в XVII веке во Франции в русле рационализма, представители которого считали, что красота и истина достигаются через ум. Именно с рационализмом связана нормативность эстетики классицизма.Можно попытаться выявить ее основные принципы:

• неизменность, вечность идеала прекрасного; эстетической ценностью обладает лишь неподвластное времени;

• подражание идеальным образцам античности; поскольку античным мастерам удалось создать образцы прекрасного, являющимися «вечными», задача последующих художников сводится к одному — максимально приблизиться к этим образцам;

• строгая иерархия жанров искусства и литературы, четкое определение границ каждого жанра;

• важнейший элемент эстетики классицизма — учение о разуме как главном критерии художественной правды и прекрасного в искусстве;

Глава 3. Теоретики классицизма и их работы

Наиболее целостную эстетическую систему сформировал французский классицизм. Его мировоззренческой основой послужил французский рационализм Реме Декарта (1596-1650). В своем программном труде «Рассуждения о методе» (1637) философ подчеркнул, что структура разумного вполне совпадает со структурой реального мира, а рационализм и есть- идея принципиального взаимопонимания.

В дальнейшем Декарт сформулировал и основные принципы рационализма в искусстве: художественное творчество подчиняется строгой регламентации со стороны разума; художественное произведение должно иметь четкую, ясную внутреннюю структуру; а главная задача художника - убеждать силой и логикой мысли.

Наиболее полно изложил правила и нормы классицизма крупнейший теоретик этого направления Никола Буало (1636-1711) в трактате » Поэтическое искусство », который был задуман по образцу «Науки поэзии» Горация и завершен в 1674 г. Поэма Буало состоит из четырех частей. В первой части говорится о предназначении поэта и его ответственности перед обществом. Во второй - анализируются лирические жанры. Причем, Буало почти не касается их содержания, а разбирает лишь стилистику и лексику таких жанровых форм, как идиллия, элегия, мадригал, ода, эпиграмма, сонет. В третьей части сосредоточены основные эстетические проблемы. Важнейшая среди них - соотношение реального факта и художественного вымысла. Для Буало критерием правдоподобного служит не творческая одаренность, а соответствие универсальным законам логики и разума. В заключительной части Буало опять возвращается к личности поэта, определяя свое отношение к ней с этических, а не с художественных позиций.

Основополагающим положением эстетики Буало является требование во всем следовать сюжетам античной мифологии. Между тем, классицизм иначе трактует античный миф: не как вечно повторяющийся архетип, а как образ, в котором жизнь остановлена в своем идеальном, устойчивом облике.

Среди главных теоретиков эстетики классицизма можно назвать Ж.Шаплена, П.Корнеля ("Рассуждение о драматической поэзии"), и др. Опираясь на "Поэтика" Аристотеля и "Науку поэзии" Горация и их многочисленные итальянские комментарии XVI века, а также на образцы античного искусства и словесности, теоретики классицизма попытались вывести идеальную систему правил (своего рода идеальную поэтику, или эстетику), на которую должно ориентироваться настоящее высокое искусство. В основу ее был положен античные принципы красоты, гармонии, возвышенного, трагического.

Заключение

Мне близок период классицизма, его художество, поэзия, принципы и идеалы, творчество в целом. Мера, как средняя грань между противоположностями, порядок вещей, систем, а не хаос; прочная взаимосвязь человека с обществом; гармония противопоставленная крайности – в этом и заключаются идеальные принципы бытия, основы которого отражены в канонах классицизма.

Изучая эпоху классицизма, мне так же удалось понять, что эстетическая ценность классицизма заключается в форме, только истинное неподвластно времени. Предоставляя огромное значение общественной функции искусства, классицизм выдвигает новые этические нормы, правила и мораль. Установление строгих правил творчества - одна из характерных черт эстетики классицизма. Художественное произведение понималось классицистами не как естественно возникший организм; а как произведение искусственное, сотворенное, созданное руками человека по плану, с определенной задачей и целью.

Ориентация на разумное начало, на истинные примеры определила и нормативность требований эстетики классицизма, регламентацию художественных правил, строгую иерархию жанров живописи - от "высоких" (исторический, мифологический, религиозный) до "низких", или "малых" (пейзаж , портрет, натюрморт) каждый жанр имел строгие содержательные границы и четкие признаки.

Я надеюсь, что в своем реферате мне удалось разобраться с основными вопросами ,которые были поставлены передо мной, а главное- ответить на вопрос, что же такое классицизм и в чем заключаются его особенности.

Список использованной литературы

1. Буало-Депрео Н. Поэзия (перевод М.А. Донского). М.: Просрект,2012.

2. Бычков В. В. Эстетика. М.: Гардарики, 2004.

3. Введенский Б. А. Энциклопедический словарь. М.: Большая советская энциклопедия, 1953.

4. Дмитриева А. С. Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М.: Терра, 1990.

5. Коган П. С.Хрестоматия по истории западноевропейской литературы. М.: Государственное издательство, 1911.

6. Кравченко А. И.Культурология. Учебное пособие для вузов. М.: Трикста, 2003.

7. Никитина И. П. Философия искусства. М.:Омега-Л, 2008.

8. Никитина И. П. Эстетика. М.: Юрайт, 2012.

9. http://magazines.russ.ru/voplit/2005/1/kna6.html

1Никитина И. П., Философия искусства, Москва., 2008. С. 49

2Кравченко А. И., Культурология. Учебное пособие для вузов, Москва, 2003. С. 154

3http://magazines.russ.ru/voplit/2005/1/kna6.html

4Коган П. С., Хрестоматия по истории западно-европейской литературы, Москва, 1911г., с. 397

5Н.Буало-Депрео, Поэзия (перевод М.А. Донского), Москва, 2012г., с. 52

Какие общие черты характерны для классицизма всех видов искусств?

Классици́зм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве [XVII]—[XIX] вв. Для этого направления характерны рационализм, нормативность, тяготение к гармонии, ясности и простоте.. . Под влиянием рационалистической философии великого французского мыслителя Рене Декарта принципы классицизма утверждаются во всех видах искусства. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций) . Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня) . Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешание которых не допускается.

Единство места, времени и пространства.

Строгость – отличительный признак данного стиля. Для него не существует ничего усредненного, проводится четкая параллель между хорошим и плохим, низким и высоким, добром и злом. Причем смешение не допускается ни коим образом.

23. Классицизм как универсальная художественная система.

При Людовике XIV пафос государственности становится основным содержанием эпохи. Строгая регламентация устанавливается во всех областях жизни. От человека требуют прежде всего выполнения государственных обязанностей. Все, что не соответствует государственным интересам, объявляется неразумным. В философии, в литературе и искусстве устанавливается господство разума, что соответствовало стремлению абсолютизма к достижению в обществе социальной "гармонии" путем подавления всяких "неразумных" действий и отдельного индивида, и народа в целом.

Отражая веление времени, в XVII в. сначала во Франции, а затем и в других странах создается особое литературное направление - классицизм. Оно тесно связано с рационалистическими, метафизическими представлениями о жизни. Его теоретики были убеждены, что существует абсолютная, идеальная красота и абсолютный вкус. Их воплощение они находили в произведениях Гомера, Эсхила, Софокла и других писателей классической древности и стремились подражать им в своем творчестве. Отсюда они получили название классиков, а позднее (в советском литературоведении 30-х годов) - классицистов.

Эстетика классицизма требовала от писателей идеализации жизни. Она изгоняла из литературы все повседневное, плебейское, подчиняла деятельность художника тираническим правилам, строго определяла границы отдельных жанров, ввела обязательные языковые нормы, регламентировала творческий процесс и т. д.

Эстетическая теория классицистов с ее установкой на подражание античным образцам мешала искусству сблизиться с живой действительностью, ориентировала его прежде всего на изображение идеальных, возвышенных сторон жизни. Она рассматривала писателя как пропагандиста морально-политических истин, видела его задачу в прославлении добродетелей и развенчании пороков. Большой популярностью в период классицизма пользуется сатира, ставящая своей целью, как пишет Кантемир, "забавным слогом исправить нравы человеческие". Сатирику вменяется в обязанность борьба с недостатками, приобретенными человеком в процессе дурного воспитания, а не с теми, которые коренятся в его натуре

Сильное влияние на развитие литературы оказал Буало. Но тем не менее не следует ставить знак равенства между его учением и творчеством великих писателей классицизма (Корнеля, Расина). Несмотря на свои монархические иллюзии, Корнель и Расин отражали правду жизни. Все лучшее, что создано в трагедийном жанре Корнелем и Расином, так или иначе отражает, пусть в отвлеченной форме и часто вопреки намерениям авторов, недовольство народных масс гнетом государственной машины. Расину, близко стоявшему к королю, не были чужды симпатии к монархии. Его идеалом была личность, в которой человеческое не было бы противопоставлено государственному. Но он осознавал невозможность гармонического слияния личных и общественных интересов при абсолютизме и как художник показал враждебность монархического строя всему человеческому в человеке. В творчестве Расина явственно слышится голос осуждения деспотических форм правления ("Британию", "Андромаха"), где свободно чувствуют себя насильники и сластолюбцы (Нерон, Пирр) и стеснены люди благородных мыслей и душевных порывов. В центре его трагедий, в противоположность Корнелю, стоит не герой, наделенный "стальным сердцем", а мятущаяся, страдающая женщина, которая служение долгу воспринимает как трагическую необходимость.

Расин не доверял всемогуществу разума и не принимал корнелевского решения проблемы о соотношении личного и государственного, связанного с рационалистическим подавлением "естественного начала". Его герои оказываются не в состоянии подавить в себе человеческое и часто гибнут в трагических обстоятельствах. Для них не характерен пафос аскетического самоограничения и холодного стоицизма. В их душе идет борьба естественных и гражданских начал, придающая им черты подлинной трагичности.

Еще более критично был настроен к современному ему обществу Ж. Б. Мольер. Он один из наиболее демократически мыслящих писателей Франции XVII в. Мольер критиковал социальный паразитизм и моральную распущенность дворянства (Дорант, Доримена, Дон Жуан), скудоумие французского мещанина и его глупые претензии на аристократичность (Журден, Жорж Данден), показал обесчеловечивающий характер накопительства, высмеял напыщенную и вычурную придворную культуру, пригвоздил к позорному столбу католических святош с их ханжеством и лицемерием.

Здравым смыслом, остроумием, моральным здоровьем Мольер наделяет людей из народа. Таковы в его комедиях слуги, оказывающиеся, как правило, умнее своих господ, ловкие, смешливые служанки - Дорина из "Тартюфа", Николь из "Мещанина во дворянстве". Правда, иногда Мольер изображает слуг в комическом виде, но все же главным объектом его сатирического осмеяния является незадачливый буржуа, подражающий дворянам, и потерявший совесть или неприспособленный к жизни аристократ.

Итак, для классицизма характерен разрыв личного и общественного. Он сформировался тогда, когда резко обозначилась враждебность феодально-монархического строя народу, когда выполнение долга перед государством неизбежно требовало принесения в жертву "человеческого в человеке".

Русский классицизм XVIII в., представленный именами Кантемира, Тредиаковского, Ломоносова, Сумарокова, был также тесно связан с просветительской идеологией. Русские классицисты защищали идеи "просвещенной монархии", критиковали правителей-тиранов. Их герои были одномерными, построенными по принципу господства одной "страсти".

Своеобразие русского классицизма состояло в его национальном колорите, в том, что его произведения создавались на материале не древней Греции и Рима, а отечественной истории (оды: "Петриада" Ломоносова, "Хорев", "Синав и Трувор", "Дмитрий Самозванец" Сумарокова и т. д.) и были проникнуты патриотическим духом. Насыщая свое творчество национально-патриотическими мотивами, русские классицисты приближали тем самым литературу к демократическому читателю. Они стремились воздействовать не только на разум, но и на чувства и тем самым в какой-то мере выходили за пределы рационалистической эстетики.

About Author


admin

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о