Готические храмы средневековья – Готический стиль (архитектура) — это… Что такое Готический стиль (архитектура)?

10 готических соборов средневековой Европы

Готические соборы это не культовые сооружения древних готов, а храмы, построенные в готическом стиле архитектуры. Этот архитектурный стиль появился во Франции в 12 веке, он пришел на смену романскому стилю.

10-goticheskih-soborov-srednevekovoi-evropy

Готическая архитектура распространилась на всю Западную Европу и продолжала развиваться вплоть до 16 века. С приходом эпохи Ренессанса готика стала утрачивать свое значение. Лучше всего готический стиль проявился в архитектуре соборов, храмов и монастырей. Для готики характерны узкие и высокие башни, арки с заостренным верхом, колонны, многоцветные витражные окна и богато украшенный фасад. Неотъемлемой частью готического искусства является скульптура. Мрачные фигуры горгулий и мифических существ служили особенно частым украшением на стенах. Сочетание переливающихся всеми цветами радуги витражей, великолепные узоры и каменные изваяния фигур создают неподражаемый ансамбль.

Готика охватывает разные произведения искусства: живопись, фреску, витраж, скульптуру, книжную миниатюру и многие другие. Но как уже было упомянуто, именно средневековые соборы Европы в полной мере демонстрируют всю красоту и величие готического стиля. О них и пойдет речь ниже.

10 готических соборов фото.

1. Собор Святого Стефана. Вена, Австрия

Собор Святого Стефана (St Stephen’s Cathedral), расположенный в самом сердце Вены, пережил много войн и в настоящее время является символом свободы города. Готический собор стоит на руинах двух предыдущих церквей. Его строительство было в значительной степени инициировано в 14 веке герцогом Австрии Рудольфом IV.  А самая узнаваемая характеристика собора – черепичная крыша с изображением национального герба и герба города Вены, была добавлена только в 1952 году.

Гостиницы и отели: St. Stephen’s Cathedral

sobor-svyatogo-stefana-1

sobor-svyatogo-stefana-2

2. Бургосский собор. Бургос, Испания

Кафедральный собор Бургоса (Burgos Cathedral) – средневековый собор в одноименном городе, посвященный Деве Марии. Он славится своими огромными размерами и уникальной готической архитектурой. Строительство собора началось в 1221 году, и после длительного почти двухвекового перерыва  было завершено в 1567 году. В 1919 году собор стал местом захоронения национального героя Испании Родриго Диас де Вивара (Эль Сид Кампеадор) и его супруги Химены Диас.

Ближайшие отели: Бургосский собор

burgosskii-sobor-1

burgosskii-sobor-2

3. Реймсский собор. Реймс, Франция

Реймсский собор (Reims Cathedral) является местом, в котором были официально коронованы многочисленные французские монархи. Он построен на месте базилики, где когда-то (примерно 496 год) Святым Реми был крещен Хлодвиг I – один из крупнейших политиков своего времени. Строительство собора было завершено к концу 13 века.

Отели рядом с Реймсским собором

rejmsskij-sobor-1

rejmsskij-sobor-2

4. Миланский собор. Милан, Италия

Исключительно большой и сложный готический собор на главной площади Милана является одним из самых известных зданий в Европе. Это один из самых больших готических соборов в мире. Строительство началось в 1386 году под покровительством архиепископа Антонио да Салуццо (Antonio da Saluzzo) в позднеготическом стиле более типичном для Франции, нежели Италии. Прошло пять веков, прежде чем строительство было завершено.

Ближайшие отели: Миланский собор

milansky-sobor-1

milansky-sobor-2

5. Севильский кафедральный собор. Севилья, Испания

Расположенный на месте величественной мечети Альмохады, средневековый собор был построен, чтобы продемонстрировать силу и богатство Севильи после длительного процесса Реконкисты. На момент завершения строительства в 16 веке, он вытеснил Собор Святой Софии, как самый большой в мире. Строители использовали некоторые колонны и элементы бывшей мечети. Наиболее известна Хиральда – башня с богатыми узорами и орнаментами, бывшая ранее минаретом, и преобразованная в колокольню.

Гостиницы и отели: Севилья

sevilskij-kafedralnyj-sobor-1

sevilskij-kafedralnyj-sobor-2

6. Йоркский собор. Йорк, Англия

Один из двух самых больших готических соборов в Северной Европе (наряду с Кельнским собором в Германии). Йоркский собор возвышается над горизонтом в одноименном старинном городе и включает в себя все этапы готического архитектурного развития в Англии. Строительство существующего здания было начато примерно в 1230 и завершено в 1472 году. Собор славится крупнейшими средневековыми оконными витражами.

Гостиницы и отели: Йоркский собор

jorkskij-sobor-1

jorkskij-sobor-2

7. Собор Парижской Богоматери. Париж, Франция

Собор Парижской Богоматери (Notre Dame de Paris) – красивый католический собор в четвертом округе Парижа. Строительство, начатое в 1163 году, было завершено только в 1345. Один из самых известных французских готических соборов, Нотр-Дам де Пари отличный пример французской готической архитектуры, скульптуры и витражей. Во время французской революции в 1790 годы большая часть скульптур и сокровищ была разрушена и разграблена. А еще, 2 декабря 1804 года здесь был коронован императором Наполеон Бонапарт.

Гостиницы и отели: Notre Dame Cathedral

sobor-parizhskoy-bogomateri-1

sobor-parizhskoy-bogomateri-2

8. Кёльнский собор. Кёльн, Германия

Кёльнский собор (Cologne Cathedral) является самым известными символом города на протяжении многих веков. Его высота 157,4 метра. Знаменитый собор стоит на месте, где еще в 4 веке был расположен римский храм. Строительство готического собора началось в 1248 году и велось с перерывами более 600 лет. Собор посвящен святым Петру и Марии и является главным храмом Кёльнской архиепископии.

Ближайшие отели: Кёльнский собор

kyolnskiy-sobor-1

kyolnskiy-sobor-2

9. Собор Санта-Мария-дель-Фьоре. Флоренция, Италия

Начавшееся в 1296 году строительство в готическом стиле было завершено в 1436. Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре является символом города и одним из красивейших зданий Флоренции. Примечательны внешние стены базилики, облицованные красивыми мраморными панелями различных оттенков:  зеленые, белые, розовые. А так же впечатляет огромный кирпичный купол.

Гостиницы и отели: Santa Maria del Fiore

sobor-santa-mariya-del-fore-1

sobor-santa-mariya-del-fore-2

10. Шартрский собор. Шартр, Франция

Шартрский собор находится в одноименном городе недалеко от Парижа. Его достоинством, кроме того, что он представляет собой один из лучших образцов французской высокой готики, является то, что он практически идеально сохранился. Большинство оригинальных витражей собора остались нетронутыми, в то время как архитектура видела лишь незначительные изменения с начала 13 века.

Гостиницы и отели: Шартрский собор

shartrskij-sobor-1

shartrskij-sobor-2

10 прекрасных готических соборов средневековой Европы

Интересно, что архитектура, называемая готической, не имеет ничего общего с племенами готов, когда-то населявших Европу. Готический стиль вырос из романского в 12-м веке, и в то время его называли «французским стилем». С этого времени готическая архитектура стала набирать популярность в Западной Европе. И вплоть до 16-го века церкви и дворцы, оформленные в традициях готики, росли, как грибы после дождя.

Готический стиль имеет отличительные черты: использование каркасной системы, высокие вертикальные окна с витражами, стрельчатые арки со столбами, являющимися опорами, аркбутаны, крестовые своды, ажурные башни и многое другое. Вот 10 самых известных готических соборов Европы:

Собор Святого Стефана — Вена, Австрия


Этот замечательный храм расположен в самом сердце уютной Вены, пережившей множество военных конфликтов. Стремящийся вверх своими шпилями собор на Штефансплатц — символ города и всей Австрии. Он стоит на руинах двух храмов 12-го века. Под храмом находятся катакомбы, являвшиеся некогда подземным кладбищем, а внутри — усыпальница династии Габсбургов.

Смотрите также: 10 самых замечательных оперных театров мира

Кафедральный собор в Бургосе, Испания


Небольшой средневековый городок на севере современной Испании содержит один из шедевров готической архитектуры — собор в честь Девы Марии. Он славится своей уникальной формой и большими размерами. Строительство его началось в 1221 году и длилось почти 2 века! В 1919 году свое последнее пристанище здесь нашли национальный герои Испании Родриго Диас де Вивар (Эль Сид) и его жена. Храм входит в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Смотрите также: 10 лучших пляжей Средиземного моря

Реймсский собор — Реймс, Франция

Реймсский собор долгое время был местом коронации всех французских монархов. Он заложен на месте старинной базилики, где святой Ремигий, епископ города, крестил Хлодвига I. Строительство завершили к концу 13-го века. Собор сильно пострадал во время военных столкновений.

Смотрите также: 10 самых известных мостов в мире

Миланский собор — Милан, Италия

Удивительный готический храм на главной площади Милана — визитная карточка города. Более того, Дуомо ди Милано — одно из самых знаменитых и фотографируемых зданий во всей Европе. Это также один из самых больших готических соборов мира. Его строительство началось в 1386 году. Архитектор Антонио да Салуццо вдохновлялся поздней французской готикой. Строительство завершилось лишь спустя почти 5 веков!

Смотрите также: 10 лучших островов Италии

Севильский кафедральный собор — Севилья, Испания

Средневековая Испания, раздираемая между христианским севером и мусульманским югом, наконец, была объединена после кровопролитной и славной Реконкисты. В знак того, что новая Испания теперь сильная и богата, на юге страны стали строиться новые храмы на месте мечетей. Один из них — Севильский кафедральный собор. На момент завершения строительства, в 16-м веке, он был самым большим готическим собором и третьей по величине церковью в мире. Строители использовали некоторые элементы мечети и ее колонны, а минарет превратили в колокольню.

Смотрите также: 10 лучших островов Испании

Йоркский собор — Йорк, Англия

Один из крупнейших готических соборов Северной Европы, Кафедральный собор Йорка спорит за это звание с Кельнским собором. Нынешнее здание строилось в период с 1230 по 1472 года. Собор известен своими огромными витражами. Из-за угрозы обрушения храм часто реконструируется.

Смотрите также: 10 тюрем, вошедших в историю

Нотр-Дам де Пари — Париж, Франция

Красивый католический собор в четвертом округе Парижа является едва ли не самым знаменитым готическим собором мира, благодаря тому, что его имя прочно вошло в золотой фонд мировой литературы. Его строительство началось в 1163 году и длилось примерно до 1345 года. Это яркий пример французской готической архитектуры, включающий уникальные витражи и скульптуры. Во время французской революции часть скульптур была повреждена. А еще именно в этом соборе короновали Наполеона Бонапарта 2 декабря 1804 года.

Смотрите также: 10 самых сказочных замков мира

Кельнский собор — Кельн, Германия

Самый большой готический собор Германии — визитная карточка Кельна. Он уже не является самым высоким зданием в мире, но по-прежнему имеет громадные размеры и самый большой фасад среди всех храмов. Его воздвигли на месте римского святилища 4-го века. Строительство началось в 1248-м году и длилось с перерывами, ни много ни мало, 600 лет! Храм освящен в честь Петра и Марии и является резиденцией католического архиепископа Кёльна.

Смотрите также: 10 самых красивых общественных городских парков

Санта-Мария-дель-Фьоре — Флоренция, Италия

Главный собор и символ города Флоренции строился в период с 1296 года по 1436 год. Он по-прежнему носит звание крупнейшей церкви Италии и имеет самый большой купол, построенный из кирпича. Храм содержит множество интересных деталей и необычных артефактов, например, часы Уччело, идущие с 1443 года. В соборе установлены бюсты, изображения и фрески известных уроженцев Флоренции.

Смотрите также: 10 грандиозных амфитеатров Рима

Шартрский собор — Шартр, Франция


Шартрский собор находится в небольшом городке недалеко от Парижа. Кажется, будто такому грандиозному сооружению не место в глубинке. Интересно, что, возможно, именно удаленность от главных городов спасла собор от разрушений во время воин, лихорадивших Европу. Он практически в первозданном виде дошел до наших дней. Даже чудесный витражи в окнах собора сохранились практически полностью с 13-го века!

Смотрите также: 10 самых красивых дворцов в мире

Готическая архитектура | Екабу.ру — развлекательный портал

Как мы знаем, готика — это период в развитии средневекового искусства, который зародился в 12 веке на севере Франции. А позже распространилась на территории современной Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Готика это не только соборы, она охватывает практически все произведения изобразительного искусства данного периода: скульптуру, живопись, книжную миниатюру, витраж, фреску и многие другие.

Вот наиболее известные памятники готической архитектуры, которые достойны вашего внимания. А лично я хотел бы побывать в Кёльнском соборе….

Готика Франции

1. Шартрский собор — католический кафедральный собор, расположенный в городе Шартр префектуры департамента Эр и Луар. Строительство с 1194 г. по 1220 г. Шартрский собор сохранился с конца XIII века до наших дней практически нетронутым. Он избежал разрушений и ограбления, не реставрировался и не перестраивался.

2. Реймсский собор — был построен в XIII в., то есть позже Собора Парижской Богоматери и Шартрского собора. Начиная с периода средневековья и до XIX века этот собор был местом коронации практически всех французских монархов. Строительство с 1211 г. по 1275 г.

3. Амьенский собор — кафедральный собор католической епископии с центром в городе Амьен (Пикардия). По своему объёму (200 000 мі) он превосходит все готические соборы Франции. Строительство с 1220 г. по 1528 г.

4. Собор Парижской Богоматери — географическое и духовное «сердце» Парижа, расположен в восточной части острова Сите, на месте первой христианской церкви Парижа — базилики Святого Стефана, построенной, в свою очередь, на месте галло-римского храма Юпитера. В соборе проявляется двойственность стилистических влияний: с одной стороны, присутствуют отголоски романского стиля Нормандии со свойственным ему мощным и плотным единством, а с другой, — использованы новаторские архитектурные достижения готического стиля, которые придают зданию легкость и создают впечатление простоты вертикальной конструкции. Строительство с 1163 г. по 1345 г.

5. Буржский собор — готический собор Св. Стефана во французском городе Бурж. Церковь является кафедральным собором архиепархии Буржа. Строительство с 1192 г. по 1390 г.

О чем рассказывает фасад готического собора • Arzamas

Искусство

Почему средневековый собор можно читать как книгу 

Автор Анастасия Егорова

Собор — это одновременно образ созданной творцом Вселенной и энцикло­педия, вобравшая в себя главные представления эпохи Средневековья. Средневековый человек читал фасад собора как книгу: скульптурные изо­бражения рассказывали ему о природном и животном мире, о христианской истории и символах. После Тридентского собора  Тридентский собор — XIX Вселенский собор Католической церкви, открывшийся по ини­циативе папы Павла III 13 декабря 1545 года в Тренте (или Триденте) и закрывшийся там же 4 декабря 1563 года. Целью собора было дать отпор Реформации.  привычные представле­ния о человеке и устройстве мироздания ушли в прошлое, а язык готических храмов постепенно стал забываться. Только в конце XIX — начале XX века ученые вновь нашли в средневековой архитектуре смысл. Первым рас­шифровал фасады готических соборов французский искусствовед Эмиль Маль (1862–1954): соотнося с изображениями средневековые тексты, он определял, кто есть кто на поверхности храмовой стены. 

Четыре стены и их значение

Здание собора устремлено с запада на восток, и каждая сторона имеет свое символическое значение. Северный фасад задуман как царство холода и сум­рака, это метафора Ветхого Завета. Светлый и солнечный, южный фасад оли­цетворяет Новый Завет. На западном почти всегда изображается Страшный суд: закатное солнце освещает устрашающую сцену последнего вечера мира. Восточный фасад — венец капелл  Капелла — отдельное пространство в храме, имеющее собственное название: по имени святого или церковному празднику. Венец капелл — несколько капелл, окружающих полукруглый выступ — апсиду. — символизирует спасение и вечную жизнь.

Средневековые теологи постоянно делали упор на избранности и важности правой стороны относительно левой. Например, Петра, первого из апостолов, изображали по правую руку от Учителя. Точно так же верхняя часть стены более важна, чем нижняя.

Статуи

Ветхозаветные цари на соборе Нотр-Дам-де-Пари. Париж, XIX векНа фасаде — копии статуй, скинутых и обезглавленных во время революции.© Dietmar Rabich / CC BY-SA 4.0

Каждый из фасадов украшен множеством скульптур. Статуи и рельефы распо­лагаются в тимпанах  Тимпан — внутреннее треугольное или полу­круглое поле фронтона. порталов, на откосах, центральном столбе и архиволь­тах  Архивольт — обрамление арочного проема, выделяющее дугу арки из плоскости стены.. Фигуры могут находиться и в нишах контрфорсов  

Контрфорс — вертикальная опора, предста­вляющая собой выступающую часть стены. и на карнизах. Это герои Ветхого и Нового Завета, аллегории добродетелей и пороков, персонифи­кации cеми свободных искусств, знаков зодиака, изображения ремесел и сцены сельскохозяйственных работ, представители флоры и фауны и все то, что было или должно было быть известно о мироздании и месте человека в нем. На фа­саде также часто можно увидеть резную арочную галерею — так называемую Галерею королей  Занимает средний ярус собора Парижской Богоматери. Вдоль всего западного фасада здания расположен карниз с двадцатью восемью нишами, в которых находятся фигуры ветхозаветных царей. Во время Великой французской революции они были скинуты со своих мест и обезглавлены, так как ассоциировались у сторонников Республики с французскими монархами.. Иногда она расположена над порталами, как в Нотр-Дам-де-Пари, иногда — над окном-розой, как в соборе Шартра. Размер скульптур зависит от их близости к зрителю, расположения и места в иерархической системе.

Западный фасад собора

1 / 2

Западный фасад собора Нотр-Дам-де-Пари. XIII век. Фотография 1850–70-х годовLibrary of Congress

2 / 2

Центральный портал фасада собора Нотр-Дам-де-Пари. XIII век© Carlos Delgado / CC-BY-SA

К первой четверти XIII века в Западной Европе сложилась система распределе­ния скульптурных образов на западной стене собора (впервые она была при­менена на фасаде собора Парижской Богоматери). В тимпане центрального портала изображена сцена Страшного суда. В архивольтах — ангельские чины и 24 старца Апокалипсиса  Речь идет о праведниках, которые восстали из могил вместе с Христом. Об этом гово­рится в Евангелии от Матфея: «…тела усоп­ших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим» (Мф. 27:52–53).. Откосы портала украшены фигурами двенадцати апостолов — по шесть на каждом. Апостолы обращены к статуе Христа на цен­тральном столбе. Консоли, несущие скульптуры порталов, почти всегда выпол­нены в форме скрюченных фигур, и каждый из этих второстепенных персона­жей соотносится с главным. Апостолы попирают ногами своих гонителей: свя­той Петр стоит на консоли, изображающей римского императора Нерона, а апостол Андрей возвышается над Эгеатом  Эгеат — правитель Патра, города, где пропо­ведовал святой Андрей, распятый по приказу Эгеата.. Иногда фигурка-консоль расска­зывает о событии из жизни персонажа: например, в Шартр­ском соборе Валаам стоит на своей ослице.

1 / 2

Аллегорическая фигура Церкви cобора Нотр-Дам-де-Пари. XIII векWikimedia Commons

2 / 2

Аллегорическая фигура Синагоги собора Нотр-Дам-де-Пари. XIII векWikimedia Commons

Между центральным и боковыми порталами на контрфорсах иногда помещали аллегорические фигуры Церкви и Синагоги. Церковь, стоящая справа от цент­рального портала, символизирует Новый Завет; Синагога слева — Ветхий. Го­лова Церкви увенчана короной, в руках у нее потир  Потир — церковная чаша на высокой ножке для освящения вина и принятия причастия. и триумфальное знамя. Фигура Синагоги изогнута и надломлена, подобно древку знамени в ее левой руке. Правой она пытается удержать скрижали Завета (две каменные плиты, на которых, согласно Библии, были начертаны десять заповедей), а глаза ее закрывает повязка, символизирующая неприятие евреями Христа, а значит, и Нового Завета. Они отказались от приобщения к истине и потому слепы. Слева от главного портала можно увидеть сцену коронования Девы Марии  Изображение Богоматери в образе Царицы Небесной, которую коронует Христос. Такая иконография появилась около 1170 года и получила широкое распространение на тер­ритории Западной Европы. К этому сюжету обращались не только средневековые ма­стера, но и художники эпохи Возрождения и барокко.. Центральный столб украшен фигурой Богоматери с младенцем на руках. Дру­гой портал, как правило, посвящен одному из местных святых. Так, в тимпане правого портала Амьенского собора изображен святой Фирмин — первый епископ Амьена. На откосах боковых порталов находятся статуи святых, особо почитаемых в конкретном регионе.

1 / 2

Левый портал Амьенского собора. XIII векBibliothèque des arts décoratifs

2 / 2

Правый портал Амьенского собора с фигурой святого Фирмина. XIII векBibliothèque des arts décoratifs

Средневековые теологи постоянно проводили параллели между Ветхим и Но­вым Заветом, и это видно по фасаду. Двенадцати патриархам  Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Дан, Неффалим, Гад, Асир, Иссахар, Завулон, Иосиф, Вениамин — двенадцать сыновей Иакова, от которых пошли двенадцать колен Израилевых. и двенадцати пророкам  Или, как их еще называют, двенадцать малых пророков: Иоиль, Иона, Амос, Осия, Михей, Наум, Софония, Аввакум, Авдий, Аггей, Захария, Малахия. Ветхого Завета соответствуют двенадцать апостолов Нового, а на­против четырех великих пророков — Исаийи, Иеремии, Даниила и Иезе­кииля — помещаются изображения четырех евангелистов. Это означает, что евангелисты опираются на писания пророков, но видят дальше и гораздо больше.

Добродетели и грехи
Добродетели, попирающие пороки. Фасад Страсбургского собора. XIII векNational Gallery of Art, Washington

Согласно средневековому христианскому мировоззрению в человеческой душе разворачивается постоянная борьба между пороками и добродетелями. Чело­век греховен, но может спастись, ведя добродетельную и благочестивую жизнь. На стенах соборов добродетели, пороки, грехи и наказания за них представле­ны в виде аллегорических фигур, которые показывают, с чем людям следует бороться и какое оружие выбрать для этой борьбы, чтобы в итоге спастись и достичь Царствия Небесного.

Двенадцати благородным девам, олицетворявшим добродетели, отводилось довольно скромное место — на уровне глаз. Проходя мимо, верующий мог их разглядеть и запомнить. Добродетели изображены рука об руку с пороками: рядом с Надеждой мы видим Отчаяние, Вере противопоставляется Идолопо­клонство, а Гордыню можно победить только Смирением.

Календарь

На архивольтах, откосах и арочных столбах часто можно увидеть изображения календарных циклов и персонификации семи свободных искусств (так в Сред­ние века называли науки, которым обучали в университетах).

Календарь с фасада Амьенского собора. XIII векLibrary of Congress

Обычай украшать церкви календарями, высеченными в камне, существовал с первых веков христианства. Каждому знаку зодиака соответствовал опреде­ленный месяц, а каждому месяцу — тот или иной тип сельскохозяйственных работ. Почти все календарные циклы начинались с января, а зодиакальные знаки — с Водолея, точно соответствуя каждому месяцу. Январь для средневе­кового человека, как и для человека современного, — месяц, в основном заня­тый праздниками и отдыхом. Февраль всегда отмечен возобновлением полевых работ, июль — время жатвы и т. д. Известен средневековый английский сти­шок, где каждый месяц сопряжен с определенным видом работ — он полно­стью повторяет скульптурный сюжет:

Январь — огонь согревает здесь руки мои;
Февраль — и снова с лопатой на землю пошли;
Март — время посадки растений настало;
Апрель — пение птиц мне послушать пристало;
Май — как птенчик на ветке я легок и весел;
Июнь — убор сорняков на рассвете чудесен;
Июль — движенье косой;
Август — корм животным готовит;
Сентябрь — мой цеп по зерну монотонно проходит;
Октябрь — посев обеспечит едой на весь год;
Ноябрь — а в Мартинов день поросенка забьет;
Декабрь — зимою в сочельник по кружкам вино –
Все это за службу нам Богом дано.  Пер. со староангл. Оксаны Бялой

Календарь — это круг времени, который будет повторяться, пока существует мир, то есть вплоть до Страшного суда.

Искусства и науки
Музыка и Грамматика в архивольтах собора в Шартре. XII век © DIOMEDIA

Семь свободных искусств делились на тривиум и квадриум. В тривиум вхо­дили, как бы мы сейчас сказали, гуманитарные науки: грамматика, риторика и диалектика. Квадриум включал в себя арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Философия, считавшаяся божественной наукой, не входила в число семи свободных искусств. Она стояла во главе всех учений: только овладев все­ми семью искусствами, можно было постичь философию. Каждая дисциплина являлась высочайшим достижением человеческого разума. Науки изобража­лись в виде величественных и серьезных дев, держащих в руках различные атрибуты. Так, например, Грамматике надлежало держать в руке розги, Гео­метрии — циркуль и линейку, а сидящей на скамье Музыке — молоточек, кото­рым она ударяла по нескольким колокольчикам.

Гаргульи и другие звери
Фигура демона на соборе Нотр-Дам-де-Пари. Париж, 1935 годBibliothèque nationale de France 

Демоны и монстры, как правило, занимают верхние части собора. Гаргульи украшают водостоки, различные безымянные чудища восседают на контрфор­сах и венчают башни. Эти фантастические существа — плод народной фанта­зии. В отличие от большей части статуй, они не транслируют сообщение: здесь средневековый художник, постоянно скованный каноном, давал волю своей фантазии.

Собор как книга

Готические соборы называли Библией для неграмотных. Разглядывая скульп­туры, простолюдины узнавали о христианском вероучении. Один из Отцов церкви, Григорий Великий, даже настаивал на необходимости прибегать к изо­браже­ниям для просвеще­ния неграмотных. А святой Бонавентура  Святой Бонавентура, или Джованни Фиданца, (ок. 1217 — 1274) — кардинал и богослов. говорил о важности визуального образа: «Они [изображения] побеждают невежество простецов, косность чувств и сла­бость памяти»  Bonaventura S. In Sapientiae. Ibid. Vol. VI. Ed. Auaracci. Roma, 1882–1902..

С другой стороны, средневековый собор — Библия для грамотных: это Свя­щен­ное Писание, высеченное в камне, и читать его можно по-разному. В средневе­ковом богословии была широко распространена теория множе­ственности смы­слов библейского текста. По ней, любой текст Писания, поми­мо буквального прочтения, имеет как минимум несколько более глубоких и неочевидных смы­словых пластов. Скульптурные изображения, как и священный текст, обладали множеством смыслов; прихожане могли трактовать их по-разному — в зависи­мости от своего социального положения и уровня образования. Так, в кален­дарном цикле крестьянин узнавал привычный круг сельских работ, клирик свя­зывал каждый месяц с определенным событием земной жиз­ни Христа, а про­фессор университета, всматриваясь в незамысло­ватые изображения трудя­щихся крестьян, размышлял о том, что год, состоящий из четырех сезонов и двенадцати месяцев, — это образ Христа и церкви, чьи члены — четыре еван­гелиста и двенадцать апостолов.

Изображения: Stefano Merli / Flickr /CC BY-SA 2.0

Источники

  • Маль Э. Религиозное искусство XIII века во Франции.

    М., 2008.

  • Муратова К. М. Мастера французской готики.

    М., 1988.

  • Нессельштраус Ц. Г. Искусство Западной Европы в Средние века.

    М., 1964.

  • Панофский Э. Перспектива как символическая форма. Готическая архитектура и схоластика.

    СПб., 2004.

  • Рехт Р. Верить и видеть. Искусство соборов XII–XV веков.

    М., 2014.

  • Готика. Архитектура. Скульптура. Живопись.

    Кёльн, 2007.

  • Auber M. La sculpture française au Moyen Age.

    Paris, 1946.

  • Fergusson G. Signs and Symbols in Christian Art.

    Oxford, 1961.

  • Gaborit J.-R. Art gothique.

    Paris, 1978.

  • Male E. Medieval iconography. Readings in art History. Vol. I.

    New York, 1976.

микрорубрики

Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Архив

Антропология

10 слов, позволяющих понять культуру Китая

Женские истерики, любовь к толпе, вера в судьбу и халтурное отношение к работе

Самые красивые готические соборы Европы: топ 5

Готический архитектурный стильГотический архитектурный стиль

Готические соборы Европы узнаваемы во всем мире. Многие из них внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Типичная готическая архитектура и готический архитектурный стиль — направление, родившееся во Франции в 12 веке из романского стиля, долгое время известное как «французский стиль» или «современный стиль». Более подробную историю зарождения и развития готической архитектуры можно узнать на тематических ресурсах. Например, сайт об архитектуре tartle.net с проектами домов, выполненных в самых разных архитектурных стилях. Готическая архитектура из Франции распространилась на всю Западную Европу и продолжала развиваться вплоть до начала 16-го века, когда зародилось новое течение в искусстве и архитектуре — эпоха Возрождения. Таким образом, готический стиль был доминирующим структурным и эстетическим направлением в Европе в течение почти 400 лет. В 19 веке, готический стиль стал популярным снова, особенно для строительства церквей и университетов. Этот стиль получил название архитектура неоготики.

Основы готической архитектуры

  1. Стрельчатая арка. Стрельчатая арка эффективно распределяла силу тяжелых потолков и громоздких конструкций, и могла поддержать гораздо больше веса, чем предыдущие, простые столбы. Такие остроконечные арки стали одним из самых узнаваемых символов готики.
  2. Ребристый свод.
  3. Летящая опора. Помимо практического смысла — на нее распределялась нагрузка, имела большую декоративную роль.
  4. Высота. Все сооружения этой эпохи буквально тянутся к небу.
  5. Сводчатый потолок.
  6. Легкий и воздушный интерьер. Возможно сейчас нам так не кажется, но по сравнению с романской архитектурой, это действительно так.
  7. Гаргульи. Декоративные, чудовищные маленькие существа, расположенные по крышам готических зданий и замков. Гаргульи имеют практическое назначение: они носики для слива дождевой воды. Они вселяли ужас в сердца плохо образованных средневековых крестьян. Многие гаргульи включали в себя элементы гротеска, представляли собой напыщенные или угрожающие позы.

Эти семь элементов изменили мир, подарив ему нечто совершенно новое, изысканное и возвышенное. Готический стиль подчеркивает вертикальность и свет. Это было достигнуто за счет создания новых архитектурных особенностей, которые можно назвать каркасной системой готической архитектуры. К ней относятся такие основные элементы как: контрфорсы, аркбутаны и нервюры. Важной составляющей сооружений готической архитектуры можно считать скульптуры и витражи, без которых не обходится ни одно здание этой эпохи. Стоит отметить, что во времена своего появления и расцвета, не все относились к этому направлению положительно, многие его критиковали, поскольку оно сильно отличалось от романской архитектуры. Но и на закате, этот стиль критиковался. Именно тогда, его стали называть готическим, имея ввиду, что он такой же варварский, как поведение племен готов.

Буквально каждое европейское государство может похвастаться своими впечатляющими и завораживающими соборами, базиликами, замками, ратушами, университетами и другими зданиями, построенными в готическом стиле. Однако, как и следует ожидать от Средневековья, именно соборы и храмы воплощают в себе всю мощь, торжество и красоту готической архитектуры. Образцов классической готической архитектуры на территории всей Европы, а так же Англии и Скандинавии, насчитывается не один десяток. Среди них очень сложно выделить несколько лучших или самых значимых, поскольку каждое такое сооружение уникально, неповторимо и всегда имеет свои отличительные особенности. Только в одной Испании можно насчитать более десяти очень величественных готических соборов, о которых можно рассказывать часами, которыми не перестаешь восхищаться. Например, Собор Святого Креста и Святой Евлалии в Барселоне; Кафедральный собор святой Марии в Сеговии; Кафедральный собор Авилы; католический собор в Толедо и многие  другие. Очень много красивых готических соборов на территории Соединённого Королевства. Одни из них, Глостерский собор, даже стал местом съемок фильмов про Гарри Поттера.

Самые красивые готические соборы Европы:

  • Кельнский собор (Германия). Одно из самых часто посещаемых мест в Германии, ежегодно здесь бывает около 8 миллионов туристов. Собор входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Высота собора —  157,25 метра. Считается третьим по величине собором в мире, построенном в готическом стиле. Начало строительства датировано 1248 годом, однако все строилось довольно медленно. хор был освящен в 1322 году. Первый колокол был установлен на одной из башен в 1410 году. Около 1510 года строительство было остановлено. Почти 300 лет Кельнский собор стоял недостроенным. Был завершен в 1880 году.

Собор в КельнеСобор в Кельне Кельнский соборКельнский собор КёльнКёльн КёльнКёльн КёльнКёльн КёльнКёльн Кельнский собор витражКельнский собор витраж  внутренне убранство собора в Кельне внутренне убранство собора в Кельне  внутренне убранство собора в Кельне внутренне убранство собора в Кельне

  • Реймсский собор (Франция). Объект Всемирного наследия, очень популярное туристическое место (более миллиона посетителей в год). является резиденцией архиепископа Реймса, где короновались почти все короли Франции. Годы строительства: 1211 — 1275. Верхние части фасада были завершены в 14 веке. 

Реймсский соборРеймсский собор Реймсский соборРеймсский собор Реймсский соборРеймсский собор Реймсский соборРеймсский собор Реймсский соборРеймсский собор

  • Севильский кафедральный собор (Испания). Находится в списке объектов Всемирного наследия. Построен в 1401—1507 годах на месте бывшей мечети. Относится к поздней готике. Здесь  покоятся останки Христофора Колумба. Собор считается  одной из главных жемчужин в сокровищнице Испанского наследия. 

Севильский кафедральный собор вид ночьюСевильский кафедральный собор вид ночью Севильский кафедральный собор вид ночьюСевильский кафедральный собор вид ночью Севильский кафедральный собор вид ночьюСевильский кафедральный собор вид ночью Севильский кафедральный собор вид ночьюСевильский кафедральный собор вид ночью

  • Миланский собор (Италия). Визитная карточка Милана. Собор поражает скульптурным богатством — здесь насчитывается около 3400 статуй. Одно из самых узнаваемых мест в мире. Собор построен из белого мрамора. Это собор-долгострой: начат в 1386 и закончен в 1965 году. Самая высокая точка собора — 108 метров.

Севильский кафедральный собор вид ночьюСевильский кафедральный собор вид ночью Севильский кафедральный собор вид ночьюСевильский кафедральный собор вид ночью Севильский кафедральный собор вид ночьюСевильский кафедральный собор вид ночью красивые готические соборы Европыкрасивые готические соборы Европы Миланский собор, гаргульяМиланский собор, гаргулья

  • Йоркский собор (Англия). Является одним из крупнейших в своем роде в Северной Европе. Монастырская церковь является резиденцией архиепископа Йоркского. Длина собора — 158 метров, высота — 31 метр. Имеет 3 башни: две по 53 метра и центральная — 61 метр высотой. Нынешнее здание было начато примерно в 1230 году и завершено в 1472 году.

английская готикаанглийская готика английская готикаанглийская готика Гаргулья Йоркского собораГаргулья Йоркского собора Гаргулья Йоркского собораГаргулья Йоркского собора Гаргулья Йоркского собораГаргулья Йоркского собора Гаргулья Йоркского собораГаргулья Йоркского собора

Смотрите так же:

Так же читайте:

Готика в архитектуре средневековых соборов

Легкие, будто бы взмывающие ввысь соборы, украшенные остроконечными башенками и стрельчатыми арками, – пожалуй, самое впечатляющее наследие Средних веков. Мы с удовольствием ими любуемся, однако не всегда задумываемся, так ли похожи друг на друга готические церкви в разных странах Западной Европы, и вообще менялся ли вид этих построек на протяжении эпохи готики?


 

 Рассвет готической архитектуры

В этой статье мы не будем говорить о технической части. Не будем углубляться в планировки готических храмов и в структуру их интерьеров, не будем вспоминать про нефы и трансепты – продольные и поперечные помещения – и только лишь коснемся каркасной системы. Эти темы требуют отдельного разговора. Зато сейчас мы расскажем о чем-то не менее, а для кого-то и более интересном: о том, как в Западной Европе появилась и расцвела готическая храмовая архитектура, а также о том, чем французские соборы отличаются от английских или, скажем, от немецких.

Первой готической постройкой принято считать базилику аббатства Сен Дени, построенную во Франции в 1144 году.

Можно смело сказать, что её заказчик, аббат Сугерий, совершил революцию в строительстве храмов того времени. Он решился заменить привычные тяжеловесные стены на более легкие, что стало возможным за счет новой системы распределения нагрузки. Так, свод выстроили на каркасе из выступающих «ребер» – нервюр, а по бокам добавили распоры – полуарки аркбутаны и вертикальные опоры – контрфорсы. Новая система позволила сделать постройку не только воздушнее, но и значительно светлее, благодаря появлению огромных окон, украшенных многоцветными витражами.
Базилика аббатства Сен-ДениБазилика аббатства Сен-Дени

Базилика аббатства Сен-Дени, Wikimedia

Французская готика и ее лучшие примеры

Новый стиль всем настолько полюбился, что опыт Сен Дени вскоре применили при строительстве собора Парижской Богоматери – того самого, главного храма Франции. А потом – при возведении Ланского собора. Его, кстати, построили рекордно коротко по меркам готических храмов – всего за 80 лет.

Также этот стиль узнается при взгляде на Шартрский собор, обладающий самым большим и великолепно сохранившимся ансамблем витражей – более 150 окон общей площадью около 2000 м2.

Нельзя не вспомнить и о великолепном, будто бы резном, Буржском соборе, в крипте которого и по сей день находится надгробие Жана Беррийского, одного из главных меценатов готической эпохи.

Чуть позже возвели величественные соборы в Реймсе, который на сегодняшний день лучше других сохранил свои первозданные витражи и скульптуры. А также собор в Амьене, что отличается высотой свода (42,3 м) и самой большой вместимостью – его площадь составляет 8000 м2.

С течением времени соборы, казалось, становились все легче и выше, а витражи, обогащенные разнообразием новых оттенков, многочисленнее и сложнее.

Апофеоз витражного готического искусства можно наблюдать в королевской капелле Сен Шапель, сплошь состоящей из лучистых разноцветных стекол.

Витраж, готика, Сен-ШапельВитраж, готика, Сен-Шапель

Верхняя капелла базилики Сент-Шапель, Wikimedia


Богаче становилось и скульптурное убранство храмов. На фасадах, алтарных перегородках и в других частях соборов поселились не только традиционные ангелы, апостолы или аллегорические фигуры, но и крестьяне, ремесленники за работой, а также и вовсе фантастические существа: гротескные химеры, горгульи, драконы.

Всё, что мы рассказали, относится к французским соборам, образцам готического стиля в Европе. Итак, подведем итог: французский собор в целом – это высоченные ажурные башни, легкие стрельчатые арки, порталы и окна. Он украшен многочисленными скульптурами – выразительными, динамичными и неизменно изящными, а также «каменным кружевом» архитектурных деталей (фронтоны-вимперги, растительные завитки и шипы).

Другие европейские соборы готики Средневековья

Французским соборам подражали, их копировали, но в каждой стране по-своему, в соответствии со своими региональными особенностями, с техническим и материальным оснащением. Например, в Англии получил распространение не городской, а монастырский собор, более приземистый и протяженный, окруженный огромным количеством пристроек, и имеющий всего одну доминанту – башню. Среди самых известных английских готических храмов – собор в Солсбери, Дареме и, конечно, Кентерберийский собор, резиденция архиепископа.

Кентерберийский собор, готика, архитектураКентерберийский собор, готика, архитектура

Кентерберийский собор, Wikimedia


Для Германии типичны соборы романско-готического стиля. Согласитесь, зачем перестраивать старый собор-долгострой, если можно просто завершить постройку в новом стиле. Помимо них, в Германии есть и образцы чистой готики. Например, церковь Богоматери в Трире, церковь св. Елизаветы в Марбурге, Магдебургский собор и наконец, жемчужина готического стиля – Кельнский собор.
Магдебургский собор, архитектура, готикаМагдебургский собор, архитектура, готика

Магдебургский собор, Wikimedia

Немецкая готика строже, чем французская, ей присущи более четкие геометрические формы и относительно малое количество скульптурного декора.

Лишь Кёльнский собор сильно напоминает французские храмы и так же, как и они, является примером долгого строительства.

Испанской готике (соборы в Севилье, Бургосе и в Толедо) свойственно смешение с мавританской архитектурой, что, конечно же, связано с былым арабским владычеством.

А в Италии готика никогда не обладала чистотой французского «классического» стиля. Дело в том, что она никогда не забывала Античность, и уже в конце Средних веков там вовсю расцвел Проторенессанс, положивший начало эпохе Возрождения. Наверное, самой готической постройкой Италии является выстроенный из белого мрамора Миланский собор.

Интересно, что это совершеннейшее чудо архитектуры строилось очень долго – 550 лет, и за это время в его создании успели принять участие 180 архитекторов, скульпторов и художников.


Миланский собор, архитектура, готикаМиланский собор, архитектура, готика

Миланский собор, Wikimedia

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Готика. История с географией.: agritura — LiveJournal

Villaamil2
Видите окна? Это — типичная «пламенеющая» готика.

Итак, с чего же начать?

Материала столько, что хватит поста на два. Похоже, два и напишу, к концу этого будет видно.

Готика! Само слово загадочное и мрачноватое. Так и видятся страшный горбун между шпилями и черные тени от зловещих химер Нотр-Дам. Однако, как заметили комментаторы к моему посту о романской архитектуре, мрачность и тяжеловесность, символизирующая темное средневековье, больше присуща романским соборам и замкам; кружевная готика – это, скорее, нечто возвышенное и романтичное, как песнь влюбленного трубадура.
Как же все началось?

Франция СенДени
Франция. Монастырская церковь аббатства Сен-Дени (1137-1144). Первая готическая постройка. С нее все и началось!

Понятное дело, средневековые зодчие к тому моменту поднакопили опыта. Стало понятно, что удерживать кровлю можно разными способами; есть более эффектные, чем попросту громоздить ее на толстенные стены. Эту проблему решали еще во времена романской архитектуры, когда делали крестовые своды над перекрестом центрального нефа и трансепта. Иногда таким образом оформляли перекрытия в боковых нефах и галереях. Таких «крестиков» стали делать все больше и больше,  соединяя их небольшими парусами-пандативами, точки наибольшей нагрузки опирались на узкие колоны, а не на стены, как ранее. Ребра-перекрестья стали называть нервюрами, а подобный свод – крестово-нервюрным (а я думала, что «нервюра» — это я, когда пытаюсь в течение часа накормить сына супом!).

Франция Альби Сен-Сессисль
Франция, Альби. Собор Сен-Сессиль

Франция Альби Сен-Сессисль3jpg
Франция, Альби. Собор Сен-Сессиль, 1282—1512

Таким образом, строители научились распределять нагрузку на множество точек опоры, как бы разделяя вес. Отпала необходимость в монолитных толстых стенах, стало возможным делать большие окна. Со временем промежутки между окнами становились все меньше, их стали разделять совсем узкими кружевными перегородками. Каркас здания, поддерживающий крышу, теперь не был похож на глухую коробку, он более смахивал на скелет.

Франция Амьен
Франция Амьен2
Франция, Амьен, Собор Нотр-Дам,  1220-1269

 Я уже упоминала, что контрфорсы применяли уже в романском строительстве, теперь без них не обходился практически ни один проект. Была изобретена еще одна опорная конструкция, подпирающая сооружение извне – аркбутан, это уже «инновация», характерная именно для готики — похоже на растопыренные клешни краба. Другое изобретение, широко применяемая в готическом строительстве – стрельчатые проемы, которые пришли на смену полуцирулярных романских. Они и в плане нагрузки были боле совершенны, и смотрелись эффектнее, словно стрелки, указывающие вверх. И вообще, вся конструкция собора была словно устремлена ввысь, к божественному Небу.

Франция Байё собор
Франция, Байё, собор Нотр-Дам  (11-13 век)

Соборы были теперь похожи на колчан со стрелами, направленными наконечниками вверх. Теперь храмы стали строить огромными, высокими. Попадая внутрь, верующий ощущал благоговейный трепет. Если ранее, в романском храме, вам могло казаться, что вы идете по мрачному подземелью, то в храме готическом вы могли бы представить, что бредете по волшебному лесу.

Франция Бове
Франция, Бове, Собор св. Петра (1225). Огромная 153-метровая башня в 16 веке обвалилась

Франция Бове2
Франция, Бове, Собор св. Петра (1225)

Франция Бове3

Франция, Бове, Собор св. Петра (1225)

Новые конструктивные особенности полностью отвечали духовным потребностям того времени. Роль церкви к 12-13 веку возросла необычайно! Отправив воинственные армии на Восток, снаряжая один Крестовый поход за другим, отцы церкви воцарились в Западной Европе; теперь они были сильнее мирских королей! Нужны были новые храмы – похожие на небесные чертоги, а не на мрачные крепости. Это были настоящие Дворцы Господа! Именно такие храмы и стали строить по всей Европе.

Франция Бурж
Франция. Бурж. Собор св. Стефана. 1192-1390

Франция Бурж2
Франция. Бурж. Собор св. Стефана

Франция Бурж3
Франция. Бурж. Собор св. Стефана

Франция и тогда была законодательницей моды, во всяком случае, моды архитектурной. В Средние века она являлась самым мощным государством Европы. И романских церквей во Франции понастроили больше, чем во всех остальных странах вместе взятых, то же случилось и с готическими. Первый по-настоящему готический собор (ранее  уже были смешанные романско-готические) возвели в аббатстве Сен-Дени возле Парижа. Инициатором постройки был всемогущий бенедиктинский аббат Сугерий (Суджер).

Строительство начали в 1137 году, а завершили в 1144 – внушительная скорость, учитывая размеры постройки! Главным строителем был некий Гийом из Санса. Храм имел довольно крупные размеры. Со временем грандиозное сооружение стало самым популярным храмом Франции. Французские короли, не будь дураками, живенько облюбовали его под усыпальницу и ну хоронить там себя и своих родственничков!  Всех, буквально всех до последнего там и схоронили!

4587

Часовня Девы в церкви аббатства Сен-Дени

Во Франции соборы нового типа стали расти, как грибы после дождя. Это было время относительного спокойствия и процветания – ни тебе ни чумы, ни голода, ни войны. Один тучный урожай следовал за другим, деньга в церковную казну сыпалась водопадом. За 50 лет на территории одной только Франции возвели более 20 больших соборов.

Строили такие храмы в течении почти 300 лет, а потом опять начались войны и разрухи, готика захирела и обмельчала, а потом и вовсе выродилась.  К слову, во Франции этапы ее развития назывались «стрельчатая готика», «лучистая» и «пламенеющая»  — по форме декора. Одно время был моден своеобразный орнамент, который называют «рыбий пузырь».

Чуть картиночки посмотрите, и дальше идем.
ЕЩЕ ФРАНЦУЗСКИЕ ХРАМЫ:

Франция Бордо

Бордо. Собор св. Андрея

Франция Вандом ц-вь св. Троицы 2
Вандом. Церковь св. Троицы, 12 век

Франция Вандом ц-вь св. Троицы
Вандом. Церковь св. Троицы, 12 век

Франция Дьепп
Дьепп. Собор Сен-Жак, 1280
Франция Клермон-Ферран
Клермон-Ферран, собор Нотр-Дам, 1248

Франция Кутанс Нотр-Дам
Кутанс, собор Нотр-Дам, 13 век

Франция Кутанс
Кутанс, собор Нотр-Дам, 13 век

Франция Ле-Ман
Ле-Ман, собор св. Юлиана (смешение романского и готического стилей)

Франция Ле-Ман2
Ле-Ман, собор св. Юлиана

Франция Льеж СенЛамбер
Льеж. Церковь Сен-Ламбер

Франция Мец СентЭтьен Мец
Мец. Собор Сен-Этьен, 1220-1520

Франция Мец
Мец. Собор Сен-Этьен

Франция Мец2
Мец. Собор Сен-Этьен

Франция Мец4
Мец. Собор Сен-Этьен

Франция Нуайон1
Нуайон

Франция Осер Сен-Этьен
Осер. Собор Сен-Этьен. 1145—1235

Франция Париж НотрДам2
Париж. Собор Нотр-Дам, 1163-1345

Франция Пуатье Сен Пьер
Пуатье. Собор Сен-Пьер, 1162

Франция Реймский собор
Реймс. Нотр-Дам. 1211-1275

Франция Ронде НотрДам
Собор Нотр-Дам де Ронде

Франция Руан2
Руан. Собор Нотр-Дам, 1145

Франция Сен-Клод
?,  но картинка красивая

Франция Страсбург
Страсбург. Собор Нотр-Дам, с 11 века

Франция Тулуза церковь Якобинцев
Тулуза. Церковь Якобинцев

Франция Часовня Резерве в Авйоте
Авьйот. Часовня Резерве

Франция Шалонский собор
Шалон, собор св. Стефана

Франция Шартр
Шартр, Собор Нотр-Дам, 1194-1220

Франция Шартр2
Шартр, Собор Нотр-Дам

Идем дальше?

Не отставала и другая Европа. Чуть запоздала Германия. Немцам тоже пришелся по вкусу новый стиль. Сейчас немецкие историки архитектуры утверждают, что устремленные ввысь шпили и башни – архитектурное эхо мистических лесов,  которыми густо поросла Германия,  и что готика – сама душа Фатерлянда. (Кто бы сомневался? Один из таких вот, годков эдак 75 назад, пытался брататься с Далай-Ламой, называя его чуть ли не немцем. Ведь все, что круто – хоть чуть-чуть, да немецкое!).

Германия Бад-Доберан монастырская церковь кирпич
Германия. Монастырская церковь в Бад-Доберан, 1368

Тем не менее, с качественным камнем у немцев было не густо и хитрые белокурые бестии стали возводить соборы из кирпича. Правда, без массверково-нервюрных извращений пришлось обойтись, но в целом получалось довольно неплохо и своеобразно. Строили и из камня, там, где удавалось его насобирать.  Имперский размах не давал покоя моим почти что землякам давно, второе после французов место их не устраивало и они решили поразить мир гигантоманией. Первым по высоте среди готических соборов стал Ульмский – 161,5 м, вторым – Кёльнский (157 м). Третьим идет Руанский собор во Франции (151), а четвертое место опять у немца – Гамбургский (147) (а  потом в 1980-х пришел марокканский король и построил свою мечеть Хассана в 210 метров, а немцы убилисьапстену!).

Еще смотрим картинки, а потом читаем дальше.

НЕМЕЦКИЕ СОБОРЫ:

Германия Гамбург церк СвНиколая
Гамбург. Церковь св. Николая. 1335

Германия Дуйсбург СвСальвадор
Дуйсбрург. Церковь св. Сальвадора

Германия Кельнский собор
Кельн. 1248

Германия Крестовоздвиженский собор Ротвейлер
Ротвейлер. Крестовоздвиженский собор

Германия Пренцлау Мариенкирхе
Пренцлау. Мариенкирхе

Германия Ульмский собор2
Ульм. 1377

Германия Фрейбург
Фрайбург. 1120-1218

Германия Хаина монастырь Германия
Хаина. Монастырь

Германия Херфордский собор
Херфорд, церковь св. Иоанна

Германия Эрфурте
Эрфурт. Кафедральный собор и церковь св. Севера

Германия Эрфурте2
Эрфурт

Германия. Вецларский собор
Вецлар.

Германия Наумбургский собор
Наумбург

Едем дальше.

Англичане были не менее плодотворны, чем  французы: за время существования стиля в Британии было построено около 10 000 церквей и соборов (с дуба упали что ли?! Совсем на «телек» времени не оставили?!).

В Англии готика была своеобразной.  Во-первых, англичане не любили закругленные или «граненные» апсиды, у них они встречаются довольно редко. Зато они с лихвой компенсировали эту конструктивную упрощенность другими «архитектурными» излишествами: их соборы изобилуют нагромождениями объемов,  сложностью оформления, многочисленностью деталей декора.

Англия Бристоль
Англия. Бристоль. Аббатство св. Августина. 1140

Во-вторых, при всей изощренности и загроможденности, английские строители не далеко ушли от романских предшественников : они не особенно игрались в «каркасные игры», продолжая возводить тяжелые толстые стены.  Не отказались они и от обходных галерей-клуатров, которых во французских готических соборах практически не встретишь, только в романских —  ну, консервативный они народ, англичане;  что с них возьмешь?!

Англия Вустерский собор
Вустер. 1220-1368

 Зодчие не «закидывались» конструктивными изысками, зато вовсю отрывались на украшательстве. Это объясняется тем, что в Англии подобные соборы строились обычно за городской чертой, в загородных монастырях, на фоне живописных пейзажей; у строителей так и чесались руки не просто «вписать» свое творение в пасторальную картинку, но и приукрасить ее. Получалось, к слову, довольно эффектно!

Англия Глазго СентЭндрь
Шотландия. Глазго. Собор Сент-Эндрю

У английской готики было множество направлений,  характерных тем или иным видом декора (окон, в основном) – «ланцетовидная» готика, «украшенная» (делится на «геометрическую» и «криволинейную»), «перпендикулярная». Есть такое условное понятие, как «тюдоровская готика» — поздняя британская готика.

Вот, посмотрите еще

АНГЛИЙСКИЕ СОБОРЫ:

Англия Глостерский собор
Глостер. Бывш. Аббатство св. Петра.  1098-1493

Англия Даремский собор
Даремский собор. 1093-1490

Англия Или
Собор в Или, 1090-1536

Англия Йорк СенПоль в Йорке
Йорк, собор Сен-Пол. 1154-1500

Англия Кембридж Старый готический собор
Кембридж. Старый готический собор

Англия Кентербери СенПол
Кентербери. Собор Сен-Пол

Англия Кентербери
Кентербери

Англия Ливерпуль
Ливерпульский собор

Англия Личфилд
Личфилдский собор

Англия Личфилд1
Личфилдский собор

Англия Норидж
Нориджский собор

Англия Питерборо
Собор в Питерборо

Англия Питерборо2
Собор в Питерборо

Англия Рипон
Рипон

Англия Сейлсбери
Солсберийский собор

Англия Сент-Девид
Сен-Девид

Англия Сифорд
Сифордский собор

Англия Солсбери2
Солсберийский собор

Англия Уинчестер
Уинчестерский собор

Англия Уэльский собор
Уэльский собор

Англия Херефордский собор
Херефордский собор

Англия Храм Ионы
Шотландия. Храм Ионы (?)

Англия Честерский собор
Честерский собор

Англия Эксетерский собор
Эксетерский собор

А еще готику (всякую) принято разделять на раннюю, высокую (зрелую) и позднюю.

И ЕЩЕ СОБОРЫ РАЗНЫХ СТРАН:

Австрия Вена Сент Стефан
Австрия. Вена. Собор св. Стефана

DSC_0378

Он же в моем исполнении и в непотребных тряпках

Duomo-de-Milan-gravure-1856
Италия. Милан. Итальянские строители хоть и приняли некоторые готические приемы, но все же упрямо следовали романским традициям монументальности и тектоничности. Миланский собор — один из самых крупных в Европе.

Испания Валенсия2
Испания. Валенсия

Испания Севилья
Испания. Севилья

Чехия Кутна Гора ц-вь св. Варвары
Чехия. Кутна Гора. Церковь св. Варвары

Чехия Ольмюц СвМарурициус
Чехия. Ольмюц. Церковь св. Маурициуса

Чехия-Моравия Брно Св Яков
Чехия (Моравия). Брно. Собор св. Якова

DSC_0238

Чехия. Прага. Собор св. Вита. 1344-1929. Фото моё.

В своем посте я использовала гравюры, картины, иллюстрации из старых путеводителей, найденных в свободном доступе в Сети, так как готических соборов почти не видела, фотографий, соответственно, не имею — парочку всего. Расположила картинки в географически-алфавитном порядке. Следующий мой пост о готической архитектуре более подробно осветит конструктивные особенности стиля. Мы с вами изучим азбуку готики. Если хотите.

Спасибо!

И не переключайте канал!

About Author


alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *